Византийская империя римская империя и: Византийская империя. Отличия от Рима и ранний период истории
Содержание
тысяча лет взлётов и падений
К концу 4-го века огромная Римская империя «римской» только называлась. Уже несколько поколений императоров правили не из Вечного города, а из восточной столицы — Константинополя. В 395 году император Феодосий I, любивший обоих своих сыновей, разделил империю между ними. Старшему сыну Аркадию досталась восточная часть со столицей в Константинополе, а 10-летнему Гонорию — западная со столицей в Риме. Естественно, такое дробление вызвало непонимание и недовольство подданных, но вскоре выяснилось, что чадолюбивый Феодосий оказал цивилизации большую услугу. Всего через 80 лет после его смерти Рим пал под ударами варваров, и Западная империя прекратила своё существование. Что было бы, если страна в момент нашествия диких племён оставалась единой, — неизвестно, но Восточная Римская империя смогла дать отпор варварам и на несколько веков стала оплотом цивилизованного мира.
В просторечии, а потом и официально это мощное государство стало именоваться Византией. Византом греки называли Константинополь ещё до того, как римские императоры сделали его своей столицей. В стране сохранились римские законы, обычаи и господствующая христианская религия. На огромные просторы Восточного Средиземноморья, Азии и Северной Африки простиралась власть императора, которого так же называли автократором или базилевсом. В середине 6-го века мощная Византия начала наступать на небольшие варварские государства в Европе и Африке, постепенно отвоёвывая бывшие римские территории. Базилевса Юстиниана I признали своим владыкой королевство вандалов в Северной Африке, государство остготов в Италии, а также вестготы в Южной Испании. Казалось, ещё немного, и Константинополь восстановит свою власть на всех захваченных варварами территориях, и Римская империя предстанет в своём прежнем величии.
Однако воинственные жители Аравийского полуострова, осенённые новой религией — исламом, — не дали этим мечтам сбыться. Арабские племена неожиданно атаковали восточные и южные рубежи Византии. Через несколько десятилетий под их властью оказалась почти вся Северная Африка и Ближний Восток. После смерти Юстиниана и европейские владения стали ускользать из рук новых базилевсов. В 673 году произошло неслыханное: арабские «дикари», над которыми ещё недавно потешались цивилизованные византийцы, подошли к Константинополю и 5 лет держали его в осаде. Противников удалось отогнать от столицы, но о планах мирового господства Византии пришлось забыть.
Эти неприятности совпали с другими бедами. Государство опустошила эпидемия чумы. Византия, являвшаяся экономическим и торговым лидером Европы, пришла в упадок. На восстановление былого великолепия потребовалось несколько веков.
Реконструкция панорамы Константинополя. (cappadociavisit.com)
Население империи искало спасения от разорения, войн и напастей в религии. Византийская церковь формально ещё подчинялась римскому папе, но с каждым столетием всё больше претендовала на самостоятельность. Если на западе папа был высшим судьёй для любых монархов, то в Константинополе император мог снимать и назначать патриархов, реформируя церковь в угоду своей политике. Это привело к фактическому обожествлению, сакрализации императорской власти, что стало характерно для зарождавшегося православия. Формальный раскол западной и восточной христианских церквей произошёл лишь в 1054 году, когда догматические противоречия стало невозможно сдерживать.
Империя наносит ответный удар: борьба Византии за величие
В тысячелетней истории Византии периоды расцвета перемежались длинными временами упадка. Император Лев III Исавр, вроде бы, навёл порядок в государстве и разгромил арабов, в очередной раз покушавшихся на границы, но претендовать на гегемонию в Европе Византия уже не могла. Бурно развивались западные государства. В 800 году Карл Великий объявил о воссоздании Римской Империи, что стало для Константинополя ощутимой оплеухой. Ещё одну пощёчину нанесли русы, чей князь Олег в назидание прибил свой щит на ворота столицы Византии. Вновь подняли голову арабы, а новая религиозная политика властей, так называемое иконоборчество, вызвало череду восстаний. Византия вновь погрузилась в смуту.
Русы у стен Константинополя, фрагмент иконы. (wikimedia.org)
Порядок установился лишь с воцарением новой Македонской династии. При этих императорах Константинополь превратился в прекраснейший город, поражавший современников своим великолепием. Двор императоров славился роскошью и тщательно разработанным церемониалом, отступления от которого жестоко карались. Базилевс являлся чуть ли не живым богом, прислуживать которому имели право лишь евнухи. Странная смесь западных христианских обычаев и восточной пышности поражала современников. Византийское государство безо всякого стеснения вмешивалось в экономику. Морская торговля, составлявшая основу процветания империи, находилась под жёстким контролем чиновников. Они не только устанавливали размеры пошлин и таможенных сборов, но даже монеты чеканили, исходя из торговых нужд. Государство контролировало положение дел в важнейших отраслях сельского хозяйства, регулируя цены на зерно и другие продукты. Даже во главе цехов ремесленников стояли чиновники. Всё это позволяло управлять экономикой и выжимать из населения как можно больше налогов, но делало Византию менее конкурентоспособной.
Падение Византии
В конце 1-го тысячелетия Византийская империя то расширяла свои границы, завоёвывая, например, Болгарию, то теряла территории под натиском турок-сельджуков. Как раз в это время в обиход вошли такие выражения, как «византийская роскошь» и «византийское коварство». Последним качеством отличались не только константинопольские царедворцы, но и наёмные убийцы, в случае необходимости устранявшие врагов императора внутри империи и далеко за её пределами.
Очередной расцвет Византии был связан с началом крестовых походов. В 12-м веке Константинополь служил местом отдыха рыцарей на их тяжёлом пути в Святую Землю. Христиане, отбивавшие Гроб Господень у мусульман, пользовались покровительством императора. К сожалению, такие отношения сохранялись недолго. В конце столетия к власти в результате переворота пришёл Андроник Комнин, который в популистских целях устроил в столице резню латинян. Этим он обрёк государство на страшную кару: Четвёртый крестовый поход в 1204 году был направлен против христианской Византии. Рыцари захватили Константинополь, империя развалилась на небольшие государства. Хаос продолжался более полувека, пока династия Палеологов не выгнала латинян и не восстановила императорскую власть.
О прежнем могуществе, правда, правители Византии могли лишь мечтать. Со всех сторон на них наседали враги, наибольшую опасность представляли турки. К концу 14-го века они захватили всю Малую Азию и заблокировали Константинополь. От падения древний Визант спас лишь поход Тамерлана против турок, вынужденных снять осаду.
«Вступление турок в Константинополь». Ж.-Ж. Бенжамен-Констан. Источник: wikipedia.org
Передышка оказалась недолгой. В 1453 году турки захватили Константинополь и переименовали его в Стамбул. Тысячелетняя история Восточной Римской империи бесславно завершилась. Последние её остатки — Морея и Трапезунд — пали спустя 10 лет.
Сборник: Византия
Государство было образовано в результате раздела Римской империи на западную и восточную части. Наибольшего могущества Византия достигла при Юстиниане I.
- Статьи
- Другое
- XV век
Что, если бы Константинополь устоял перед османами
Что, если бы Константинополь устоял перед османами
Падение Византии — событие мрачное и трагическое, но больше для Европы, чем для самой империи.
- Статьи
- Европа
- XV век
Гид по развлечениям Константинополя
Гид по развлечениям Константинополя
Нигде в Средневековье не развлекались с таким размахом, как это делали в Византии.
- Статьи
- Европа
- VIII-IX вв.
Юстиниан II: кровавый немтырь с отрезанным носом
Юстиниан II: кровавый немтырь с отрезанным носом
История Византии знает немало страшных деспотов. Но их преступления меркнут перед злодействами императора, свергнутого подданными и жестоко мстившего им за это.
- Статьи
- Европа
- VI век
Империя Юстиниана
Империя Юстиниана
В 6-м веке Юстиниан Великий начал активный захват утраченных ранее территорий. Готова ли была византийская армия к грандиозным завоеваниям императора?
- ЕГЭ
- Европа
- IV-XV вв.
Византия
Византия
Чем отличался Юстиниан I от Юстиниана II? Почему один из любимейших императоров имел прозвище «навозник»? Проверьте свои знания!
- Статьи
- Европа
- IV-XV вв.
Византийская империя: тысяча лет взлётов и падений
Византийская империя: тысяча лет взлётов и падений
За многовековую историю Византия повидала всякое. Из-за бездарной внешней политики, огосударствления экономики и сакрализации власти древняя империя рухнула.
- Статьи
- Другое
- XV век
Что, если бы Константинополь устоял перед османами
Падение Византии — событие мрачное и трагическое, но больше для Европы, чем для самой империи.
- Статьи
- Европа
- XV век
Гид по развлечениям Константинополя
Нигде в Средневековье не развлекались с таким размахом, как это делали в Византии.
- Статьи
- Европа
- VIII-IX вв.
Юстиниан II: кровавый немтырь с отрезанным носом
История Византии знает немало страшных деспотов. Но их преступления меркнут перед злодействами императора, свергнутого подданными и жестоко мстившего им за это.
- Статьи
- Европа
- VI век
Империя Юстиниана
В 6-м веке Юстиниан Великий начал активный захват утраченных ранее территорий. Готова ли была византийская армия к грандиозным завоеваниям императора?
- ЕГЭ
- Европа
- IV-XV вв.
Византия
Чем отличался Юстиниан I от Юстиниана II? Почему один из любимейших императоров имел прозвище «навозник»? Проверьте свои знания!
- Статьи
- Европа
- IV-XV вв.
Византийская империя: тысяча лет взлётов и падений
За многовековую историю Византия повидала всякое. Из-за бездарной внешней политики, огосударствления экономики и сакрализации власти древняя империя рухнула.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
Нацистская верхушка: семейные хроники
- Статьи
- Азия
- XX век
Нанкинская резня (18+)
- Статьи
- Европа
- XVII-XIX вв.
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
- Статьи
- Азия
- XX век
Тува — республика, поглощённая Россией
- Статьи
- Европа
- XX век
Венгерское восстание: Жуков против контрреволюционеров
- Статьи
- Европа
- XVI век
История любви: Генрих VIII и Анна Болейн
- Статьи
- Европа
- XX век
Убийство Кирова
- Статьи
- Европа
- XX век
Зимний пейзаж после боя
- Статьи
- Европа
- XIV-XV вв.
Как сходят с ума короли: Карл VI
- Статьи
- Европа
- XV век
Влад Цепеш: граф Дракула или кровавый патриот?
- Статьи
- Европа
- XI век
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- Статьи
- Европа
- XX век
Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев
- Статьи
- Европа
- XX век
Нацистская верхушка: семейные хроники
- Статьи
- Азия
- XX век
Нанкинская резня (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
«Коктейль Молотова»
- Статьи
- Европа
- IV-V вв.
Роковая женщина Римской империи
- Статьи
- Европа
- XX век
Измайловская ОПГ. Под крылом спецслужб
- Статьи
- Европа
- XVII-XIX вв.
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
- Тесты
- Европа
- XVII век
«Три мушкетёра»
- Статьи
- Европа
- XIX век
Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 265198
Нацистская верхушка: семейные хроники
- 📚 Статьи
- 👀 259645
Нанкинская резня (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 220811
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
- 📚 Статьи
- 👀 176252
Тува — республика, поглощённая Россией
- 📚 Статьи
- 👀 152330
Венгерское восстание: Жуков против контрреволюционеров
- 📚 Статьи
- 👀 146204
История любви: Генрих VIII и Анна Болейн
- 📚 Статьи
- 👀 115462
Убийство Кирова
- 📚 Статьи
- 👀 54529
Зимний пейзаж после боя
- 📚 Статьи
- 👀 42232
Как сходят с ума короли: Карл VI
- 📚 Статьи
- 👀 38114
Влад Цепеш: граф Дракула или кровавый патриот?
- 📚 Статьи
- 👀 686177
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- 📚 Статьи
- 👀 274854
Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев
- 📚 Статьи
- 👀 265198
Нацистская верхушка: семейные хроники
- 📚 Статьи
- 👀 259645
Нанкинская резня (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 232926
«Коктейль Молотова»
- 📚 Статьи
- 👀 228379
Роковая женщина Римской империи
- 📚 Статьи
- 👀 226179
Измайловская ОПГ. Под крылом спецслужб
- 📚 Статьи
- 👀 220811
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
- 📚 Тесты
- 👀 216057
«Три мушкетёра»
- 📚 Статьи
- 👀 200539
Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь
История Византийской Империи (Тома 1-5), Глава 1. Византинизм и его культурное значение в истории, Глава 1 — профессор Федор Иванович Успенский
Часть 1, Глава 1Часть 2, Глава 2
Почти во всех ученых европейских литературах существуют попытки объяснить культурное значение византинизма; делались подобные попытки и в России, и притом в нашей литературе настойчивее, чем где-либо, проводилась мысль о всемирно-историческом значении Византии.
Была даже пора – и это не так давно, – когда на русских возлагались надежды, что они возьмут на себя всестороннюю разработку темы о византинизме и культурном его значении и дадут разрешение занимавшей многих загадки. Но в настоящее время, когда изучением византийской истории и литературы усердно занимаются немцы, французы, англичане, итальянцы и другие народы, когда за границей появились специальные научные органы, посвященные византиноведению, нами утрачено, и, вероятно, бесповоротно, бывшее за нами право сказать новое слово в этой области.
Чтобы прийти к выяснению понятия о византинизме, надо отправляться от Византии. Византией назывался в древности греческий город на европейской стороне Босфора, при Мраморном море. В 330 г. христианского летосчисления римский император Константин Великий избрал этот город столицей своей империи и тем придал ему всемирно-историческое значение. С тех пор Византия, хотя и богатая торговлей, но все же бывшая до того провинциальным скромным городом, начала украшаться великолепными дворцами, портиками и площадями. Со всех концов греческого мира сюда стали стекаться произведения античного искусства, начался большой прилив нового населения из европейских и азиатских провинций империи; торговля и промышленность, которой на Западе не благоприятствовала смутная эпоха народных движений, нашла приют на Востоке и сосредоточилась в Византии. Сделавшись столицей империи, Византия по воле Константина Великого приняла новое имя и стала называться Константинополем, Новым Римом. С тех пор слово «Византия» перестало служить выражением реально существующей действительности, обратившись в термин для обозначения политических, государственных, церковных и этнографических особенностей, носителем которых была Византийская империя. Наименование Восточной Римской империи Византийскою империей в средние века, в особенности со времени восстановления Карлом Великим (800) Западной Римской империи, возбуждает сомнения и возражения как со стороны реального смысла этого термина, так и со стороны хронологической. Известно, что сами обитатели Византийской империи не называли себя ни римлянами, ни эллинами или греками, а ромеями, так что Византийская империя официально носила наименование Ромейской. Отсюда ясно, что в строгом историческом смысле термин «византийский» так же имеет условный и искусственный смысл, как и другой термин, который иногда употребляется взамен первого, т.е. «восточно-римский». Еще менее исторических оснований называть Византийскую империю Греческой империей или Bas Empire.
Как в имени Римской империи времени Каролингов и Оттонов лежит историческая фикция, ибо в действительности Римская империя германской нации ничего общего не имеет с империей Августа или Антонинов, так и Восточно-Римская империя, составляя продолжающееся преемство императоров от Августа до Константина XII Палеолога, в действительности лишь условно и по соглашению может носить наименование Римской. Таким образом, центр тяжести в данном вопросе переходит к выяснению содержания термина «византинизм».
Термины «византийский», а в связи с ним «византинизм» имеют за собою традицию и обозначают такую совокупность понятий, по отношению к которым не существует разности мнений. Никто в настоящее время не будет сомневаться и не выставит серьезных аргументов против следующих выражений: византийские писатели, византийская литература, византийское искусство, византийская образованность. Если сделались обычными приведенные выражения, то нет сомнения в законности терминов: «византийская история», «Византийская империя» и даже таких выражений, как «византийская мораль» и т. п. Едва ли даже возможно заменить, например, выражения «византийские писатели» или «византийское искусство» каким-нибудь другим выражением, которое так же хорошо обозначало бы сущность идеи, как это выражение. Несомненно, эпитет «византийский» придает смысл последующему слову, при котором он ставится, выражает особенный характер, специфические черты предмета. Когда произведение духа человеческого или отдельный индивидуальный поступок обозначается именем византийского, этим характеризуется не только качество произведения, но и принадлежность его к определенной эпохе; точно так же индивидуальное действие с предшествующим «византийский» весьма выразительно характеризует хитрость, коварство, неискренность, лицемерие, а также самомнение, дерзость и тщеславие и т. п. несимпатичные качества, отмеченные частью уже на первых страницах русской летописи.
Итак, если термин «византийский» имеет определенное и довольно общепринятое значение, то нам не представляется трудности определить значение выражения «византинизм», которое, несомненно, должно получить преобладание над соперничающим выражением «византийство». Под византинизмом прежде всего разумеется совокупность всех начал, под влиянием которых постепенно реформировалась Римская империя в V-VIII вв., прежде чем преобразоваться в Византийскую империю. Как на Западе организующим началом стал романизм, так на Востоке – византинизм; с этой стороны и может подлежать объяснению термин «византинизм». На Востоке романизм встретился со старыми культурами: иудейской, персидской и эллинской, которые не только оказали ему значительное противодействие, но, в свою очередь, имели на него разнообразные влияния. На почве римской администрации и правовых римских воззрений появляются наслоения и придатки особого рода, по канве эллинских философских воззрений вышиваются узоры манихейских, иудейских и иранско-персидских идей и верований. Многообразные перемены вызвали германская и славянская иммиграции, произведшие реформы в социальном и экономическом строе и в военной системе империи. Под действием указанных новых начал реформируется Римская империя на Востоке, постепенно приобретая характер византинизма. Как выражение политических, культурных и философско-литературных особенностей, византинизм проявляется в следующих признаках: 1) в постепенной отмене господствовавшего латинского языка и замене его греческим или, собственно говоря, византийским; 2) в борьбе национальностей из-за политического преобладания; 3) в оригинальном характере развития искусства и в появлении новых мотивов, влиявших на создание новых памятников, равно как в своеобразных чертах литературных произведений, где вырабатывается постепенно новый и оригинальный метод под влиянием восточных культурных преданий и образцов. Крайним пределом первого периода выработки византинизма нужно полагать начало VIII в. Общеизвестны черты воздействия византинизма на исторические народы, с которыми империя приходила в соприкосновение. С указанной точки зрения византинизм имеет громадное значение как в западноевропейской, так и в восточноевропейской, в частности в русской, истории. Следует прибавить, что по отношению к восточноевропейской истории роль византинизма не окончена и по настоящее время. Константинопольская Вселенская Церковь есть прямая продолжательница в церковной области политических преданий византинизма: как Византийская империя ревниво оберегала эллинизм, препятствуя образованию инородческих политических организаций и концентрируя эллинские элементы, так и константинопольский патриархат приносит в жертву эллинизму идею Вселенской Церкви.
При оценке значения Византии во всеобщей и русской истории можно исходить из двоякой точки зрения. С одной стороны, Византия может быть рассматриваема как живой государственный организм, имеющий свою историю, в которой различаются периоды подъема и упадка. Жизнь этого организма продолжается от IV до XV в. С другой стороны, может представляться и та точка зрения, что Византия, как политическое тело, будучи погребена в эпоху турецкого завоевания Константинополя в 1453 г. , не перестает, однако, жить, как отвлеченный принцип, в ее археологических памятниках, в оставленном ею наследстве и в чувствах и настроениях народов, которые подверглись ее культурному влиянию. Историческая Византия при этой точке зрения уступает место археологической.
Византинизм, как историко-литературный термин, должен быть поставлен рядом с романизмом. Но, отдавая должное романизации в процессе образования западноевропейской государственности, мы, с другой стороны, не можем не придавать значения и византинизму, как организующему началу исторического развития на юго-востоке Европы. Будем справедливы и согласимся, что, если романизм формирует франкское государство и служит важным фактором в империи Карла Великого и Оттонов, если римские правовые воззрения оказывают очень сильное действие во всей истории Запада, византинизм, с своей стороны, становится идеалом славянского царства, к какому стремятся передовые славянские народы. Византинизм идет до Киева и Москвы, под его началами складывается историческая жизнь, т. е. государственное и военное устройство юго-восточных славян; в связи с этим принципом стоит разделение Европы на две половины – православную и католическую, в каковых названиях столько же скрываются религиозные, как политические и этнографические различия. Словом, византинизм есть исторический принцип, действия которого обнаруживаются в истории народов юга и востока Европы. Этот принцип заправляет развитием многих народов и до настоящего времени, выражая собой склад верований и политических учреждений, равно как особый вид организации сословных и экономических отношений.
В последней четверти V столетия по Р. Хр. пала Западная Римская империя под напором германских варваров. Наследие всемирного римского обладания, звание императора и самая идея всемирной монархии, а также остатки античной образованности уцелели после этого только на Востоке – в Византийской империи. Особенно тяжела была для народов Западной Европы утрата идеи всемирной монархии. «Один Бог на небе, один царь на земле; нельзя небо представить без Бога, ни земли без императора», – так говорит западный писатель V-го столетия. То обстоятельство, что императорское достоинство сохранилось в Византии, наполняло умы политических деятелей Западной Европы озлоблением. Неудивительно поэтому, что очень рано возникла на Западе мысль о том, что нужно во что бы то ни стало отнять императорское достоинство у византийских царей. Впервые удалось осуществить это королю франков Карлу Великому. Несмотря, однако же, на то, что империя была восстановлена на Западе, все очень живо ощущали, что это не совсем справедливое дело при существовании законного римского императора на Востоке; многие называли западных императоров самозванцами. Это продолжалось до тех пор, пока западные императоры не приобрели путем купли согласие на присвоение ими себе этого титула со стороны императоров византийских. Это первое хищение, которое сделал запад Европы от Византии. Второе хищение – церковное. В то время, как западные государи стремились присвоить императорский титул, римский первосвященник, вступив на путь честолюбивых притязаний на главенство, начинает свое соперничество с патриархом константинопольским. Враждующие стороны подвергают одна другую проклятиям и взаимным оскорблениям, и раздор заканчивается полным отделением Западной Церкви от Восточной.
С того времени Византия и все восточные христиане стали известны на Западе под именем схизматиков. Но и на Востоке не считаются православными христиане Западной Европы, подвластные римскому папе. Вражда церковная иногда переходила во вражду политическую. Особенно печальна из эпизодов этой борьбы история завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г., когда франки убивали восточных христиан и опустошали их страну с не меньшею жестокостью, чем это делали они по отношению к мусульманам. Трудно понять, как могли в такой степени озлобиться друг против друга христианские народы. Никто из западных христиан даже не хотел и думать, как все это жестоко и несправедливо. Лишь один русский путешественник, бывший в то время в Цареграде, сделал в Новгородской летописи правильную оценку этих кровавых событий, назвав подвиг крестоносцев преступным деянием. Более всего пострадали от хищения латинян святыни Византийской Церкви. Сохранившиеся на Западе письменные свидетельства очевидцев этих событий полны сообщений об этих грабежах. Бесстыдство доходило до того, что писатель-очевидец ставил себе лично в великую заслугу то, что и ему удалось в присутствии таких-то лиц присвоить ту или иную греческую святыню.
Впрочем, этими сведениями о хищениях еще далеко нельзя исчерпать тех заимствований, которые сделала Западная Европа от Византии. Много культурных заимствований от Византии перешло на Запад мирным путем. Сохраняя в своих недрах плоды античной цивилизации, Византия служила для западноевропейских народов обильным источником знаний и просвещения. До конца XII столетия о Византии смело можно сказать, что она стояла на недосягаемой для западных народов высоте в области богословия, философии и литературы. Это превосходство над собою Византии сознавали и некоторые из западноевропейских лучших людей. В доказательство можно привести то, что германские императоры IX и X столетий стремятся вступить в брачное родство с византийскими императорами. Вместе с греческими царевнами приходили тогда в Германию и греческие ученые. Каким уважением пользовалось греческое образование на Западе, видно из следующего места письма Оттона III к Герберту: «Ради Бога, побывай у меня. Сердце мое болит, потому что я не могу еще отогнать от себя саксонскую грубость и привить себе греческое просвещение». Самое богослужение латинской Церкви, церковные обряды, начала церковного права, – все это может быть рассматриваемо как заимствование от Византии. Несмотря, однако же, на это, латинские христиане питали к Византии далеко не благорасположенные чувства. Самый момент падения Византийской империи ознаменовался со стороны латинского христианства величайшей изменой общехристианскому делу. Византийские императоры посылали на Запад просьбы о помощи, но там начались споры о том, следует ли оказать эту помощь. Одни рассуждали, что нехорошо оставлять христианскую страну под властью мусульман, а другие возражали, что ведь греки не истинные христиане, и за этими спорами дали туркам разрушить империю, не послав помощи грекам.
Таковы отношения, которые существовали между Византией и Западной Европой. Первая была рассадником культуры, а вместе с тем и предметом разного рода хищений и мирных заимствований, тогда как западноевропейские народы платили ей лишь завистью, недоброжелательством и жестокостями. Не то нужно сказать об отношениях Византии к Восточной Европе и к славянам.
Точно так же, как и народы Западной Европы, но только в гораздо большей степени, славяне часто приходили в соприкосновение с Византией. Долгое время Византия, нуждаясь по причине тяжких войн в людях для заселения своих земель, приглашала к себе германцев и славян, которые шли сюда широкой волной. Войска империи нередко были пополняемы славянами. Из среды их иногда бывали и администраторы империи, полководцы и даже один патриарх. В обычаях и законах империи есть возможность проследить влияние славянских правовых воззрений. Не говорим уже о том, что наши предки часто являлись под стенами Византии с военными целями, русские купцы почти всегда проживали в Константинополе и здесь находили прибыльный сбыт своих товаров. Эти частые сношения славян с Византией сопровождались разнообразными благодетельными последствиями для славянских племен. Византия просветила их светом христианской веры, она же дала им и основные черты государственного устройства, под влиянием Византии развились литература славян и их искусства. Просветив славян св. крещением, Византия дала им богослужебный язык и письменность – заслуги неоценимые. Так смотрели на дело и сами славяне. Болгарский князь так говорил грекам: «От вас (бо) на все страны добрый закон исходит».
Какие культурные приобретения сделали русские от Византии? Хотя, как сказано выше, наша и иностранная литература представляет попытки осветить этот вопрос, но, к великому сожалению, это далеко не означает, однако же, что все по этому вопросу уже сказано. Наоборот, византийская история разработана пока очень мало. Причина такого явления понятна. Памятники византийской истории стали подвергаться научному исследованию очень недавно. Да и самая разработка не может идти вперед быстро по той причине, что она затруднена множеством неблагоприятных условий. Отсюда-то и происходит, что многие факты из истории взаимоотношений Руси и Византии остаются совсем невыясненными. Между тем, достаточно вспомнить некоторые исторические факты и принять во внимание исторические традиции, чтобы прийти к положительным заключениям о силе и разнообразии византийских влияний.
Оглядываясь на прошедшую жизнь русского народа, мы видим, что наши предки издавна стремились в Византию, то вступая с ней в мирные сношения, то предпринимая на нее опустошительные набеги. Но вот сама Византия одерживает над ними величайшую победу, дав им христианскую религию. С этого времени наши воинственные предки употребляют свои силы уже не во вред Византии, а на помощь ей. Так, еще св. Владимир вскоре после своего крещения послал в Царьград отряд своих воинов с целью усмирить мятеж, который в то время подняли против императора его подданные. Как по торговым, так и по другим целям русские люди часто посещали Константинополь. Существует мнение, что русская колония в Цареграде имела и свою церковь. В этой-то церкви, вероятно, и находилась икона Варяжской Богородицы.
Даровав св. веру нашим предкам, Византия сообщила им вместе с этим и массу других культурных приобретений: письменность, священный язык, богослужение, государственное устройство. Из Византии перешли к нам и знаки верховной государственной власти: герб, бармы и шапка Мономаха. Когда же пала Византийская империя, то сношения ее с Россией приняли уже иной характер. Тогда греки устремляются в Россию за милостыней, привозят к нам свои святыни и продают их. Теперь взаимоотношения Руси и греков теряют характер отношений равного к равному. Наши предки, между прочим, строго осуждают греков за распродажу святынь.
Итак, даже из того, что было сказано о культурном влиянии Византии на европейские народы в прошлые века, можно понять, что это влияние ее велико. Но Византия продолжает оказывать влияние на европейскую культуру и в настоящее время посредством своих памятников. Византийский труп подлежит всестороннему изучению, и к этому изучению весьма желательно привлечь возможно более рук. Большая часть памятников византийских времен еще не издана. Между тем, на одном Афоне до 10000 рукописей, да, сверх того, большая часть европейских больших библиотек имеет свои специальные отделы, содержащие в себе византийские памятники. Кроме литературных памятников, от Византии уцелело большое число памятников искусства: архитектуры и живописи. Изучение этих памятников идет очень медленно. Большинство из них находится под землей. Чтобы производить раскопки на местах нахождения их, требуется немало денег и труда. Но всего прискорбнее то, что очень часто на турецкой территории производятся тайные раскопки. Открытые таким путем древности столь же тайно распространяются и продаются в разных странах, а это очень вредно отражается на деле изучения древних памятников, потому что изучать их на месте открытия было бы гораздо плодотворнее для науки. Всесторонней научной оценки культурного значения Византии еще не было сделано. А между тем, ни для кого эта задача не представляет такой важности, как для нас. Для развития нашего исторического самосознания и для воспитания устойчивых взглядов на современные события нам следует серьезно считаться с тем, что оставила Византия в своих археологических памятниках и в своем наследстве. Византия для нас не отвлеченная только проблема, а реальный предмет, изучение которого во многих отношениях связано с русской историей.
По отношению к археологическим памятникам Византии русское правительство приняло весьма важную меру учреждением в Константинополе археологического института, ближайшею целью занятий которого поставило изучение христианских археологических памятников в пределах бывшей Византийской, ныне Турецкой империи. В изданных им в настоящее время 15 томах «Известий Р. А. института в Константинополе» можно видеть, какой богатый и интересный материал открывается для русской науки на Востоке. Что же касается практической постановки изучения Византии и популяризации византийской истории среди большой публики, в этом отношении сделано весьма мало. И трудно ожидать, чтобы в ближайшем будущем изменились к лучшему неблагоприятные обстоятельства. У нас нет научной византийской школы и, по-видимому, глохнут и византийские традиции.
По отношению к оставленному Византией наследству мы напрасно стали бы себя обманывать, что в нашей воле уклониться от деятельной роли в ликвидации дел по этому наследству. Хотя вообще от наследника зависит принимать наследство или отказаться, но роль России в «Восточном вопросе» завещана историей и не может быть изменена по произволу, если только какое-либо непредвиденное потрясение не даст нам способности забвения и не отшибет память о том, чем мы жили, к чему стремились и от чего страдали.
Вопрос о начале «византинизма» как культурного термина, вошедшего в образование Византийской империи, не может в точности совпадать с проблемой о начале истории Византии.
Из рассмотрения внешних фактов и внутренних отношений можно приходить к определенному выводу, что Восточная империя обнаруживает выразительный характер византинизма к началу VIII в. Что же касается исходных моментов, то хронологически указать их появление весьма трудно. Подобно тому, как возможны колебания по разграничению древней истории от средневековой, еще с большими сомнениями следует относиться к попыткам характеризовать те или иные явления исторической жизни, как облеченные византинизмом, или как лишенные характера византинизма. В смысле объема и содержания исторического материала сюда должны быть отнесены факты, подготовляющие византинизм и характерные для эпохи византийской истории, хотя бы хронологически они входили в цветущую пору древней римской истории. Тот же самый этнографический переворот, как на Западе был могущественным деятелем при переходе от древней истории к средней, постепенно происходил и на Востоке, претворяя греко-римские учреждения в византийские. В борьбе с готами, гуннами, аварами и славянами Восточная империя усвоила себе существенные элементы византинизма. Таким же организующим свойством для византинизма было христианство в том его проявлении, которое заключается в восточном православии. Здесь византинизм сказался в постепенном сосредоточении православия в эллинском племени и в отделении от господствующей Церкви Египта, Сирии, Армении; рядом с этим шли притязания константинопольского патриархата и принятие им титула Вселенский. Из этих общих указаний можно понять, что для историка не совсем легко определить дату, с которой он должен начать изложение своего предмета. Действительно, точка отправления для истории Византии заключается не в хронологических рамках, а в новой группировке фактов и в новых настроениях, какие намечаются у исторических деятелей. Самая существенная черта, которою резко отделяется древность от средневекового мировоззрения, и которою открывается византинизм, заключается, по нашему мнению, в иммиграции варваров в империю и в культурном и религиозном кризисе III-IV вв. Мы, таким образом, отправляемся в изложении византийской истории не от определенной даты, а от истории образующих византинизм составных элементов.
О хронологических периодах Византийской империи – Smarthistory
Это эссе предназначено для ознакомления с периодами византийской истории с акцентом на развитие искусства и архитектуры.
Колосс Константина, ок. 312–15 (Палаццо деи Консерватори, Капитолийский музей, Рим) (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)
Из Рима в Константинополь
В 313 году Римская империя узаконила христианство, начав процесс, который в конечном итоге демонтировать его многовековую языческую традицию. Вскоре после этого император Константин перенес столицу империи из Рима в древнегреческий город Византион (современный Стамбул). Константин переименовал новую столицу в «Константинополь» («город Константина») в честь себя и посвятил ее в 330 году. Благодаря этим событиям родилась Византийская империя — или была?
Карта с Римом и Константинополем (основная карта © Google).
Термин «Византийская империя» немного неверен. Византийцы понимали свою империю как продолжение древней Римской империи и называли себя «римлянами». Использование термина «византийский» стало широко распространенным в Европе только после того, как Константинополь окончательно пал перед турками-османами в 1453 году. По этой причине некоторые ученые называют Византию «Восточной Римской империей».
Византийская история
История Византии удивительно длинна. Если считать историю Восточной Римской империи от посвящения Константинополя в 330 году до его падения османами в 1453 году, империя просуществовала около 1123 лет.
Ученые обычно делят византийскую историю на три основных периода: Ранняя Византия , Средняя Византия и Поздняя Византия . Но важно отметить, что эти исторические обозначения являются изобретением современных ученых, а не самих византийцев. Тем не менее, эти периоды могут быть полезны для обозначения значительных событий, контекстуализации искусства и архитектуры и понимания более крупных культурных тенденций в истории Византии.
Ранняя Византия: ок. 330–843
Ученые часто расходятся во мнениях относительно параметров ранневизантийского периода. С одной стороны, в этот период продолжилось римское общество и культура — так правильно ли говорить, что это началось в 330 году? С другой стороны, принятие империей христианства и географический сдвиг на восток открыли новую эру.
Сант-Аполлинаре-ин-Класс, Равенна (Италия), ок. 533–49 (мозаика апсиды, VI в., мозаика триумфальной арки, вероятно, ок. VII–XII вв.) (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)
После того, как Константин принял христианство, церковь пользовалась имперским покровительством, строя монументальные церкви в таких центрах, как Рим, Константинополь и Иерусалим. На западе империя столкнулась с многочисленными нападениями германских кочевников с севера, а Рим был разграблен готами в 410 г. и вандалами в 455 г. Город Равенна на северо-востоке Италии приобрел известность в V и VI веках, когда он функционировал как имперская столица западной половины империи. Несколько церквей, украшенных роскошной мозаикой, таких как Сан-Витале и близлежащая церковь Сант-Аполлинаре-ин-Класс, свидетельствуют о важности Равенны в то время.
Примерные границы Византийской империи при императоре Юстиниане I, ок. 555 (Tataryn, CC BY-SA 3.0)
При императоре шестого века Юстиниане I, правившем в 527–565 годах, Византийская империя расширилась до своего крупнейшего географического пространства: охватив Балканы на севере, Египет и другие части севера Африка на юге, Анатолия (нынешняя Турция) и Левант (включая современные Сирию, Ливан, Израиль и Иорданию) на востоке, а также Италия и юг Пиренейского полуострова (ныне Испания и Португалия) на западе. Многие из величайших архитектурных памятников Византии, такие как новаторская купольная базилика Святой Софии в Константинополе, также были построены во время правления Юстиниана.
Исидор Милетский и Анфимий Тралльский для императора Юстиниана, Собор Святой Софии, Константинополь (Стамбул), 532–37 (фото: © Robert G. Ousterhout)
Константинополь (карта: Кэролин Коннор и Том Эллиот, Картографический центр Древнего мира, CC BY-NC 3.0)
Следуя примеру Рима, в Константинополе было несколько открытых общественных пространств, включая главные улицы, fora , а также ипподром (поле для скачек на лошадях или колесницах с общественными сидячими местами) — в императоры и церковные чиновники часто участвовали в эффектных публичных церемониях, таких как процессии.
Христианское монашество, начавшее процветать в 4 веке, получило покровительство императора в таких местах, как гора Синай в Египте.
Монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет (фото: Joonas Plaan, CC BY 2. 0)
Мозаика апсиды с изображением Богородицы с младенцем, ок. 867, Собор Святой Софии, Константинополь (Стамбул) (фото: Эван Фриман, CC BY-NC-SA 4.0)
Тем не менее середина 7-го века начала то, что некоторые ученые называют «темными веками» или «переходным периодом» в византийской истории. . После подъема ислама в Аравии и последующих набегов арабских захватчиков Византия потеряла значительные территории, в том числе Сирию и Египет, а также символически важный город Иерусалим с его священными местами паломничества. Империя пережила упадок в торговле и экономический спад.
На этом фоне и, возможно, подпитываемом тревогой за судьбу империи, в Константинополе в 8-м и 9-м веках разгорелся так называемый «иконоборческий спор». Церковные лидеры и императоры спорили об использовании религиозных изображений, изображающих Христа и святых, некоторые почитали их как святые образы или «иконы», а другие осуждали их как идолов (подобно изображениям божеств в Древнем Риме) и, по-видимому, уничтожали некоторые из них. Наконец, в 843 г. церковь и имперские власти окончательно подтвердили использование религиозных образов и положили конец иконоборческой полемике, событию, впоследствии отмеченному византийцами как «Триумф Православия».
Средняя Византия: ок. 843–1204
В период после иконоборчества экономика Византийской империи росла, и она вернула себе некоторые территории, утраченные ранее. С утверждением образов в 843 году искусство и архитектура снова расцвели. Но и византийская культура претерпела ряд изменений.
Средневизантийские церкви развивались на основе нововведений правления Юстиниана, но часто строились частными покровителями и, как правило, были меньше, чем большие имперские памятники ранней Византии. Меньший масштаб средневизантийских церквей также совпал с сокращением масштабных публичных церемоний.
Соборная церковь, XI век, Осиос Лукас, Беотия (фото: Эван Фриман, CC BY-NC-SA 4.0) мозаики и фрески. Но средневизантийские церкви в значительной степени исключают изображения флоры и фауны мира природы, которые часто появлялись в ранневизантийских мозаиках, возможно, в ответ на обвинения в идолопоклонстве во время иконоборческого спора. Помимо этих достижений в архитектуре и монументальном искусстве, с этого периода сохранились изысканные образцы рукописей, перегородчатой эмали, каменной кладки и резьбы по слоновой кости.
Средневизантийский период также характеризовался усилением напряженности между византийцами и западноевропейцами (которых византийцы часто называли «латинянами» или «франками»). Так называемый «Великий раскол» 1054 г. обозначил растущие разногласия между православными христианами в Византии и католиками в Западной Европе.
Четвертый крестовый поход и Латинская империя: 1204–1261
В 1204 году Четвертый крестовый поход, предпринятый западноевропейцами, верными папе в Риме, свернул со своего пути к Иерусалиму и разграбил христианский город Константинополь. Многие художественные сокровища Константинополя были уничтожены или увезены в Западную Европу в качестве трофеев. Крестоносцы заняли Константинополь и основали «Латинскую империю» на территории Византии. Изгнанные византийские лидеры основали три государства-преемника: Никейскую империю на северо-западе Анатолии, Трапезундскую империю на северо-востоке Анатолии и Эпирский деспотат на северо-западе Греции и Албании. В 1261 году Никейская империя отвоевала Константинополь и короновала Михаила VIII Палеолога как императора, установив династию Палеологов, которая будет править до конца Византийской империи.
Маршрут и результаты Четвертого крестового похода (Канди, CC BY-SA 4.0)
Хотя Четвертый крестовый поход разжигал вражду между восточными и западными христианами, крестовые походы, тем не менее, способствовали межкультурному обмену, который очевиден в искусстве Византии и Западной Европы, и особенно в итальянской живописи периодов позднего средневековья и раннего Возрождения, на примере новых изображений святого Франциска, написанных в так называемом итало-византийском стиле.
Поздняя Византия: 1261–1453
Художественное покровительство снова расцвело после того, как византийцы восстановили свою столицу в 1261 году. Некоторые ученые называют этот культурный расцвет «палеологским ренессансом» (после правления династии Палеологов). Несколько существующих церквей, таких как монастырь Хора в Константинополе, были отремонтированы, расширены и щедро украшены мозаикой и фресками. Византийские художники также действовали за пределами Константинополя, как в византийских центрах, таких как Салоники, так и в соседних землях, таких как Королевство Сербия, где на фресках конца 13 века сохранились подписи художников по имени Михаил Астрапас и Евтихий. и начала 14 вв.
Мозаика Феодора Метохита, приносящего церковь Хора Христу, монастырь Хора, Константинополь (Стамбул) ок. 1315–1321 гг. (фото: Эван Фриман, CC BY-NC-SA 4.0)
Однако Византийская империя так и не оправилась полностью от удара Четвертого крестового похода, и ее территория продолжала сокращаться. Призывы Византии к западноевропейцам о военной помощи перед лицом растущей угрозы со стороны турок-османов на востоке остались без ответа. В 1453 году османы окончательно завоевали Константинополь, превратив многие великие церкви Византии в мечети и положив конец долгой истории Восточной Римской (Византийской) империи.
Мечеть Сулеймание в Стамбуле, спроектированная Мимаром Синаном и открытая в 1557 году, находится под влиянием византийской архитектуры (фото: Эван Фриман, CC BY-NC-SA 4. 0)
Андрей Рублев, Троица, ок. 1410 или 1425-27, темпера, дерево, 142 × 114 см (Третьяковская галерея, Москва)
Пост-Византия: после 1453 г.
Несмотря на окончательный упадок Византийской империи, наследие Византии продолжалось. Это очевидно на бывших византийских территориях, таких как Крит, где так называемая «критская школа» иконографии процветала под венецианским правлением (известным продуктом критской школы был Доменикос Теотокопулос, более известный как Эль Греко).
Но влияние Византии также продолжало распространяться за ее прежние культурные и географические границы, в архитектуре османов, иконах России, живописи Италии и других местах.
Дополнительные ресурсы
Свободный гид Smarthistory по византийскому искусству
«История Artlymium (CA. 330–1453), музея Heilbrunn Timelin Статья
Цитируйте эту страницу как: д-р Эван Фриман, «О хронологических периодах Византийской империи», в Smarthistory , 22 сентября 2020 г., по состоянию на 3 декабря 2022 г., https://smarthistory.org/periods -византийской-империи/.
Рим Византийская империя — ИСТОРИИ ИСТОРИИТы — история. Мы будущее.
Основные темы
География: как люди взаимодействуют с окружающей средой? Убеждения
: Почему люди живут так, как живут?
Правительство: Как люди организуют свои общества и почему они организуют их именно так?
Экономика. Как поиск ресурсов и торговля повлияли на историю человечества?
Культура. Откуда мы знаем то, что знаем об истории человечества?
Понимая, что Римская империя стала слишком большой, чтобы ею мог управлять один человек, император Диоклетиан разделил империю на западную и восточную части в 285 году н. э. После раскола Диоклетиан объявил, что империей должны править четыре человека. Никогда не очень любивший Рим, Диоклетиан решил править из восточной половины империи. Он назначил своего зятя одним из правителей на западе. Однако вместо того, чтобы привести к более эффективному правительству, разделение территорий почти сразу же привело к борьбе за власть между разными правителями.
После долгих лет борьбы Константин, сын одного из первых четырех правителей, назначенных Диоклетианом, в 325 г. н.э. взял на себя единоличный контроль над империей. Став императором, Константин воссоединил Римскую империю под своим правлением и в 330 г. н.э. построил новую столицу в Византии, город стратегического значения, расположенный на территории современной Турции. Вскоре после этого он изменил название города на Константинополь. На греческом Константинополь означает «Город Константина». Сегодня мы знаем город Константина как Стамбул.
Современный Стамбул сочетает в себе культуру востока и запада, а также древность и современность, что делает его уникальным городом.
Географически Константинополь/Стамбул занимает очень интересное положение в мире. Массив суши, которым является Турция, действует как своего рода сухопутный мост, соединяющий континенты Европы и Азии. В четвертом веке это был перекресток культур и центр Византийской империи,
Несмотря на то, что Константин объединил Римскую империю и перенес новую столицу из Рима в Константинополь, империя на самом деле была двумя отдельными королевствами. В каждой половине Империи возникали разные представления о религии и разное смешение культур. В результате восточная половина Римской империи сильно отличалась от западной. Когда в 476 г. н.э. западная половина Римской империи попала в руки вождя германских племен Одоакра, восточная половина осталась нетронутой. Восточная половина древней Римской империи стала Византийской империей.
Какие преимущества сделали Константинополь идеальным местом для столицы?
Новый Рим
Известная как Византийская империя, Восточная Римская империя была самой могущественной в 500-х годах нашей эры. В то время империя простиралась на восток до Аравии, на юг до Египта и на запад до Италии.
Константинополь был столицей империи. Расположение города давало ему особые преимущества. Город располагался на полуострове между Черным и Эгейским морями. Он был окружен с трех сторон водой. Это облегчило оборону города. Поскольку город находился между Европой и Азией, он стал перекрестком торговых путей. Торговцы издалека вели там дела, и торговля росла. С середины V века до начала XIII века Константинополь был самым большим и богатым городом во всей Европе. |
Что сделало Византийскую империю одной из самых развитых цивилизаций в мире?
Место, Место, Место. Преимущества Константинополя:
- Рыбацкие, торговые и военные корабли могли использовать его гавани.
- Моря вокруг облегчали оборону.
- Через него пересекались два крупных торговых пути, поэтому торговцы из Азии в Европу продавали там товары.
Константинополь называли «Новым Римом». Состоятельные римляне собрали свои вещи и переехали туда. В городе было много зданий в римском стиле, в том числе открытая арена для спортивных мероприятий. Он назывался Ипподром, и именно здесь проводились гонки на колесницах. Точно так же, как чиновники в Риме, чиновники в Константинополе раздавали беднякам бесплатную еду и развлечения. Привлеченные обещанием лучшей жизни, люди из многих стран поселились в Византийской империи.
Находясь на перекрестке разных культур, Византийская империя была чем-то большим, чем Римская империя. Различные культуры смешались вместе, чтобы сформировать новую культуру. Сегодня мы называем эту культуру греко-римской. Греко-римская культура представляет собой смешение древнегреческих и римских традиций. Например, византийцы любили общественные бани, бассейны и гонки на колесницах, как и древние римляне, а латынь была официальным языком правительства. Однако большинство византийцев говорили по-гречески, поэтому греческий язык был повседневным языком. Из-за этого даже императоры учили греческий язык. Со временем Империя стала менее римской и более греческой. Это богатое смешение культур привело к тому, что византийцы создали одну из самых развитых цивилизаций в мире между 500 и 1200 годами нашей эры.
Почему императрица Феодора была так важна для правления Юстиниана?
Правление Юстиниана
Юстиниан стал императором Византийской империи в 527 г. н.э. Он правил Византийской империей, когда она была на пике своего могущества. Юстиниан был опытным полководцем и сильным лидером. Он контролировал армию и издавал законы.
Юстиниан был женат на императрице Феодоре. Она помогала Юстиниану править империей. Феодора помогала мужу выбирать государственных чиновников. Она помогла женщинам получить больше законных прав. Она призвала Юстиниана предоставить женщинам право владеть землей. Эта реформа помогла овдовевшим женщинам зарабатывать деньги, чтобы заботиться о своих детях.
Brain Box: Что сделало роль императрицы Феодоры столь уникальной для раннего средневековья?
После восстания разгневанных налогоплательщиков в 532 г. н.э. мудрость императрицы Феодоры помогла остановить кризис. Когда люди пригрозили правительству беспорядками, советники Юстиниана сказали ему, что он должен покинуть город, чтобы быть в безопасности. Однако Феодора сказала ему, что ему не понравится его жизнь, если он сбежит. Она сказала, что он должен остаться и сражаться, чтобы защитить Империю. Он последовал ее совету и остался. Армия Юстиниана остановила бунт и вернула порядок в столицу. Победа Юстиниана сделала его еще более могущественным правителем.
Какова была цель кодекса Юстиниана?
Одно из самых важных дел Юстиниана было в области права. Как император, Юстиниан установил то, что стало называться Кодексом Юстиниана. Кодекс Юстиниана состоял из законов и юридических решений римлян еще во времена императора Адриана в 117 г. н.э. Юстиниан попросил ученых систематизировать древние законы, упростить их и улучшить. Это был первый раз, когда кто-то пытался это сделать. Людям было легче понять и соблюдать новые законы.
Император Юстиниан также добавил новые законы в кодекс и попросил ученых предоставить рекомендации для судей и студентов-юристов. Кодекс Юстиниана был важен не только во времена Юстиниана, но и для последующих цивилизаций и культур. Кодекс Юстиниана до сих пор является основой правовых систем во многих странах и служит основой
многих демократических правовых систем мира. Например, Кодекс Юстиниана гласит, что человек невиновен, пока его вина не доказана.
Однако не все в Кодексе Юстиниана было демократичным. Были законы, которые дискриминировали евреев и других лиц, исповедовавших веру, отличную от официальной религии Византийской империи.
Достижения византийцев с 500 по 1200 г. н.э. | Пожертвования Юстиниана
|
Воистину произведение искусства и чудо архитектурной инженерии, огромный купол собора Святой Софии не имел себе равных по размеру на протяжении более 800 лет.
Мозаика с изображением Константина (справа) с моделью своего города и Юстиниана (слева) с моделью собора Святой Софии.
Какие три вещи делают собор Святой Софии особенным?
Собор Святой Софии
Многие византийские императоры поддерживали работу художников и архитекторов и заказывали рабочим строить форты, правительственные здания и церкви по всей империи. В 537 г. н.э. Юстиниан приказал построить церковь под названием Айя-София, или «Святая Мудрость».
У Юстиниана были материалы для строительства церкви, присланные из многих уголков мира, включая Египет и Сирию. Около 10 000 человек помогали строить церковь. В свое время он считался шедевром архитектуры и до сих пор считается чудом инженерной мысли. Он настолько велик, что собор Нотр-Дам в Париже может поместиться в его ступица . Она настолько высока, что Статуя Свободы могла бы прыгать, не касаясь ее огромного купола. Внутри Айя-София украшена золотыми и серебряными украшениями. Его также украшают мозаикой, рисунками или узорами из мелких кусочков цветного стекла или камня. Византийцы прославились своими мозаиками, на которых обычно изображались фигуры святых. Святые — христианские святые люди.
На протяжении веков собор Святой Софии выполнял множество функций. Служив религиозным центром империи Юстиниана, он стал ключом к Восточной православной церкви. Во время османского владычества он был превращен в исламский мечеть . На протяжении десятилетий в течение 20-го века собор Святой Софии служил музеем, и его посещали миллионы людей со всего мира. Однако в 2020 году турецкое правительство снова превратило его в мечеть.
Почему Юстиниан построил сильную армию?
Военные завоевания Юстиниана
- Начало использования кавалерии в армии
- Завоевание Италии, части Испании и Северной Африки
- Защитил восточную границу от Персии
Юстиниан знал, что когда-то империя была намного больше. Он хотел, чтобы его армия была сильной, чтобы они могли вернуть земли, которые когда-то были частью империи. Он также хотел, чтобы его армия защищала границы империи.
Генерал по имени Велизарий реорганизовал византийскую армию и сделал ее сильнее. Он создал кавалерию — группы воинов на лошадях. Кавалерия была в доспехах и вооружена луками и длинными копьями. Армия Юстиниана сражалась в Италии, Испании и Северной Африке. Его покорили захватчики, отнявшие земли у Западной Римской империи. Победив персов, армия также смогла снова обезопасить восточную границу.
Однако эти завоевания длились недолго. Смертельная болезнь, известная как «чума Юстиниана», распространилась по Азии и Европе. Чума унесла жизни миллионов людей, в том числе римских солдат. Поскольку чума уничтожила войска Юстиниана, солдат не хватило для защиты большой империи. Денег на их оплату тоже не хватило. После смерти Юстиниана империя снова потеряла контроль над большей частью своих западных земель.
Чем отличалась христианская церковь в западной и восточной частях Римской империи?
НАЖМИТЕ выше, чтобы узнать больше об архитектурных элементах византийской церкви.
Две христианские церкви
Несмотря на то, что они говорили в основном на греческом, а не на латыни, люди, жившие в Восточной Римской империи, считали себя римлянами. Однако разделения в Империи были не только географическими. Помимо наличия отдельных столиц — Рима на западе и Константинополя на востоке — существовало еще одно важное различие между восточной и западной частями Римской империи. Это различие произошло внутри христианской церкви.
Христианство стало официальной религией Рима в 380 г. н.э., но практика христианства развивалась по-разному в западной и восточной частях Империи. В восточной половине глава церкви именовался патриархом. Патриарх назначался императором. Следовательно, действительно император был главой церкви. В западной половине христиане считали папу главой церкви.
В Византийской империи император имел власть над церковью и правительством. На Западе, где после падения Рима в 476 г. н.э. императора больше не было, Папа в конце концов взял на себя власть над всеми правительствами и церквями в Европе. Различия между двумя церквями продолжались веками и были настолько серьезными, что в 1054 году н. э. их лидеры отлучили или изгнали друг друга. Это привело к расколу или разделению между двумя церквями, который сохраняется и сегодня.
Какое событие привело к окончательному краху Римской империи?
Конец Империи |
На протяжении столетий, предшествовавших своему концу, Византийская империя со столицей в Константинополе находилась в упадке и находилась под угрозой со стороны восходящих держав на востоке. Этими державами управляли султаны. В середине XV века, когда в Европе начала приподниматься завеса средневековья, Константинополь оказался полностью окруженным Османской империей, стремившейся расширить свои домен . Окончательный удар был нанесен весной 1453 года, когда турки-османы во главе с султаном Мехмедом II осаждали город в течение пятидесяти семи дней.