Вавилонский плен евреев: Что такое вавилонский плен?
Содержание
Что такое вавилонский плен?
Вопрос
Ответ
Вавилонский плен относится к периоду истории Израиля, когда евреи были захвачены в плен царем Вавилона Навуходоносором II. Это важный период библейской истории, поскольку как сам плен, так и возвращение и восстановление еврейского народа были исполнением ветхозаветных пророчеств.
Бог использовал Вавилон как средство наказания Израиля за грехи идолопоклонства и восстания против Него. Фактически, в этот период (607–586 гг. до н.э.) Вавилон захватывал евреев в плен несколько раз. С каждым восстанием против вавилонского правления Навуходоносор отправлял свои армии против Иудеи, пока, после длительной осады Иерусалима, уничтожения множества людей, разрушения храма, они не захватили в плен многие тысячи евреев, оставив Иерусалим в руинах.
Как и предсказывалось в Священном Писании, еврейскому народу было разрешено вернуться в Иерусалим после семидесятилетнего плена. Это пророчество исполнилось в 537 г. до н.э., когда персидский царь Кир позволил евреям вернуться в Израиль и начать восстановление города и храма. Возвращение под руководством Ездры привело к пробуждению среди еврейского народа.
Во время правления царя Навуходоносора II Вавилонская империя распространилась по всему Ближнему Востоку, и около 607 г. до н.э. царь Иудейский Иоаким был вынужден подчиниться, став вассалом Навуходоносора (4 Царств 24:1). Именно в то время Навуходоносор взял в плен многих лучших и способных молодых людей из каждого города Иудеи, включая Даниила, Ананию (Седраха), Мисаила (Мисаха) и Азарию (Авденаго). После трех лет служения Навуходоносору Иоаким Иудейский восстал против вавилонского правления и обратился к Египту за поддержкой. Направив свою армию против восставшей Иудеи, Навуходоносор сам покинул Вавилон в 598 г. до н.э., чтобы разобраться с проблемой. Прибыв в Иерусалим примерно в марте 597 г. до н.э., он осадил город, взял под контроль весь регион, разграбил его и захватил в плен сына Иоакима Иехонию, его семью и почти все население Иудеи, оставив только самых бедных из народа (4 Царств 24:8–16).
В то время Навуходоносор назначил царя Седекию своим наместником над Иудеей, но через девять лет, так и не усвоив урок предшественников, Седекия возглавил последнее восстание Иудеи против Вавилона (4 Царств 24–25). Под влиянием лжепророков и игнорирования предупреждений Иеремии Седекия решил присоединиться к коалиции, которую сформировали Эдом, Моав, Аммон и Финикия в восстании против Навуходоносора (Иеремии 27:1–15). В результате Навуходоносор снова осадил Иерусалим. Город пал в июле 587 или 586 г. до н.э., и Седекия был взят в плен в Вавилон после того, как его сыновей убили на его глазах, а затем самого лишили зрения (4 Царств 25). В это время Иерусалим был опустошен, храм разрушен, а все дома сожжены. Большинство евреев были взяты в плен, но, опять же, Навуходоносор оставил группу бедняков, чтобы они работали земледельцами и виноградарями (4 Царств 25:12).
Книги 2 Паралипоменон и 4 Царств большей частью посвящены времени, предшествовавшему падению как Северного Царства, так и Иудеи. Они также охватывают разрушение Иерусалима Навуходоносором и начало вавилонского плена. Иеремия был одним из пророков в период, предшествовавший падению Иерусалима и плену, а книги Иезекииля и Даниила были написаны во время плена. Книга Ездры описывает возвращение евреев, как было обещано Богом за 70 лет до этого через пророков Иеремию и Исаию. В книге Неемии также повествуется о возвращении и восстановлении Иерусалима после окончания плена.
Вавилонский плен оказал значительное влияние на народ Израиля. Вернувшись на родину, они никогда больше не поддавались идолопоклонству ложным богам окружающих народов. После возвращения в Израиль и восстановления храма среди евреев произошло возрождение. Мы находим эти сообщения у Ездры и Неемии, когда народ снова вернулся к Богу, Который избавил их от врагов.
Как Господь и обещал через пророка Иеремию, Он наказал вавилонян за их грехи, и Вавилонская империя пала перед войсками Персии в 539 г. до н.э., еще раз доказав, что обещания Бога верны.
Семидесятилетний период вавилонского плена – важная часть истории Израиля, и христиане должны знать его. Как и многие другие ветхозаветные события, это событие демонстрирует верность Бога Своему народу, Его осуждение греха и надежность Его обещаний.
English
Вернуться на русскую стартовую страницу
Что такое вавилонский плен?
Глава XV. Вавилонский Плен, Священная Библейская история Ветхого Завета
митрополит Вениамин (Пушкарь)
Священная Библейская история Ветхого Завета
Часть 15Часть 17
Скачать
epub
fb2
«На реках вавилонских»
Страна, в которую иудеи были уведены в плен, представляла обширную низменную равнину, заключенную между реками Евфратом и Тигром. Здесь вместо родных живописных гор пленники увидели перед собой необозримые, пересеченные искусственными каналами поля, среди которых раскинулись громадные города с поднимающимися над ними исполинскими башнями – зиккуратами.
Вавилон – столица царства, в это время был величайшим и богатейшим городом мира. Он украшался многочисленными храмами и дворцами, перед которыми в немом изумлении останавливались пленники. Вмещая в себя миллион жителей, Вавилон был окружен двойной линией крепостных стен такой толщины, что по ним мог свободно ехать четырех конный экипаж. Более шестисот башен охраняли покой жителей столицы. От великолепных резных ворот Иштар вела широкая улица со стенами, украшенными барельефами львов. В центре города находилось одно из семи чудес древнего мира – висячие сады Семирамиды, расположенные на террасах, поддерживаемых арками из кирпича. Величайшей святыней был храм вавилонского бога Мардука. Вблизи него поднимался высоко к небу зиккурат – семиярусная башня, построенная в III тысячелетии до н.э. На ее верхушке сверкали в лучах солнца голубые плитки маленького святилища, в котором, по верованию вавилонян, жил их бог Мардук.
На иудейских изгнанников, переброшенных из маленького провинциального городка Иерусалима в самую гущу большого мира, Вавилон произвел ошеломляющее и ужасающее впечатление. Пленники содержались первоначально в лагерях и работали в самом городе Вавилоне, на строительстве в царских имениях, при сооружении оросительных каналов. Со временем, особенно после смерти Навуходоносора, им стали возвращать личную свободу. Они селились на окраинах столицы, занимаясь садоводством и овощеводством. Многие занялись торговлей и нажили большие состояния, ибо Вавилон в то время был важнейшим центром международной торговли. Некоторые иудеи стали финансовыми магнатами. Иные занимали крупные посты в государственном аппарате и при царском дворе. Попав в водоворот вавилонской жизни, часть евреев ассимилировалась и забыла о своей родине. Но для большинства народа память об Иерусалиме оставалась священной. Они часто садились вместе где-нибудь на каналах – этих «реках вавилонских» – и, исполненные тоски по родине, пели печальные песни. Религиозный поэт, автор сто тридцать шестого псалма, следующим образом выразил их чувства: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали мы о Сионе. .. Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» (Пс. 136; 1:5–6).
В то время, как жители Израиля, выселенные ассирийцами в 721 году, рассеялись и в конце концов бесследно исчезли в море народов Азии, иудеи селились вместе в городах и поселках, соблюдали свои древние обычаи, праздновали субботу и все другие религиозные праздники, а поскольку у них не было храма, собирались в домах священников для совместных молений. Эти частные домашние молельни явились зародышами будущих синагог. В это время среди иудеев появляются ученые люди, книжники, которые собирали и систематизировали духовное наследие народа. Изгнанникам удалось вынести из горящего Иерусалимского храма некоторые свитки Священного Писания, но много исторического материала пришлось записывать заново, используя устную традицию. Так восстанавливался и созидался текст Священного Писания, обработанного окончательно уже после возвращения на родину.
Здесь, в плену, под тяжестью постигшего иудеев испытания и вдали от обетованной земли, у них сильнее, чем когда-либо, пробуждалось раскаяние в своих прежних согрешениях, и вследствие этого укреплялась вера в справедливого и милостивого Бога. Для поддержания веры среди пленных иудеев и для их утешения Господь посылал пророков. Особенно выдающимися пророками в вавилонском плену были Иезекииль и Даниил.
Пророк Иезекииль
Иезекииль был пророком и священником. Свою молодость он провел в Иудее. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он в 597 году, за одиннадцать лет до разрушения Иерусалима, был уведен в плен вавилонский вместе с царем Иоакимом и жил там среди переселенцев при реке Ховаре. К пророчеству священник Иезекииль был призван на пятом году своего пребывания в вавилонском плену. При этом Господь показал Своему избраннику следующее видение.
Иезекииль видел в светлом облаке нечто подобное четырем животным, у каждого из которых было по четыре крыла и по четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Под каждым животным находилось по одному колесу с высокими ободьями, усеянными очами. Над их головами утверждался кристальный свод, а на своде стоял престол. На престоле восседал Господь в образе человека. С этого престола Господь призвал Иезекииля к пророческому служению и дал ему съесть свиток, на котором было написано: «плач, и стон, и горе». Пророк съел этот свиток и почувствовал в устах своих сладость, как от меда. Эти слова, написанные на свитке, явились темой обличительной проповеди пророка Иезекииля.. С этого времени из уст избранника Божия раздавались пророческие слова, предсказывающие о надвигающемся горе и страданиях избранного народа. Такая участь постигнет избранный народ за то, что он забыл своего Бога и поклоняется чужим богам. Иезекииль подобно своему современнику пророку Иеремии предсказывал евреям о разрушении Иерусалима и убеждал их покориться воле Божией. Из далекой страны плена он изображал взятие и разрушение Иерусалима с такими подробностями, как будто все это он видел своими глазами. Но пророк не только обличает евреев, он утешает и ободряет пленных своих братьев. Он убеждает их в том, что еврейский народ, несмотря на тяжкое наказание Божие, все-таки останется избранником Божиим. Своими страданиями он должен очиститься от грехов, а затем выполнить возложенную на него миссию, которая заключается в распространении среди языческого мира веры в Истинного Бога.
Поскольку иудейскому народу предстояло выполнить такую историческую миссию, пророк предсказывал гибель всех его угнетателей и возвращение евреев из плена на родину. Однажды он рассказал верующим, что Господь перенес его в будущий, восстановленный Иерусалим. Какой-то таинственный муж водил его по городу и по двору заново отстроенного храма, и Господь велел ему внимательно смотреть и запоминать, чтобы потом подробно рассказать своим землякам в Вавилоне. Таким образом Иезекииль поддерживал дух изгнанников, предсказывал, что они вернутся на землю отцов и их Царем станет Потомок Давида – Христос, Спаситель Мира (Иез. 40–47).
Некоторые пророчества Иезекииля изображаются символически. Так, например, будущее восстановление Иудейского царства и грядущее воскресение мертвых пророк изображает под видом поля, усеянного человеческими костями. Эти кости, под воздействием Духа Божия, облекаются плотью и оживают (Иез. 37). Спасительное учение грядущего Мессии Иезекииль изображает под видом источника, вытекающего из храма, воды которого впадают в Мертвое море и оживляют всю страну (Иез. 47).
Пророк не дожил до того счастливого часа, когда иудейский народ возвратился из плена и восстановил свою столицу и храм. Предание говорит, что великий пророк был убит одним иудейским вельможей за то, что Иезекииль смело обличил его в идолопоклонстве. Двадцать два года Иезекииль нес тяжелое пророческое служение и оставил после себя книгу для назидания его современников и будущих потомков.
Пророк Даниил
Другим великим пророком, жившим во время вавилонского плена и поддерживавшим веру в Истинного Бога среди иудейского народа, был Даниил, который происходил из царского рода и еще мальчиком отведен был в вавилонский плен. В плену, по желанию царя Навуходоносора, Даниил был избран с некоторыми другими пленными мальчиками из лучших иудейских семейств для служения при царском дворе. Царь приказал воспитывать их при своем дворе, обучать разным наукам и халдейскому языку. Пищу он повелел им давать со своего стола. В числе избранных были три друга Даниила: Анания, Азария и Мисаил. Даниил вместе со своими тремя друзьями твердо хранил веру в Истинного Бога.. Они не хотели есть царской пищи, чтобы не съесть чего-либо, запрещенного законом Моисеевым, и просили своего воспитателя-евнуха давать им только хлеб и овощи. Воспитатель не соглашался, так как боялся, что они похудеют, и царь накажет его. Но Даниил упросил его сделать испытание в течение десяти дней. И когда прошло десять дней, то оказалось, что Даниил и его друзья не только не похудели, а даже стали полнее, здоровее и красивее своих товарищей. После этого их больше не принуждали есть царскую пищу. За такое строгое исполнение закона – за воздержание (пост) и благочестие Бог наградил этих отроков хорошими способностями и успехами в учении. На испытании они оказались умнее и лучше других и получили большие должности при царском дворе. Даниилу же Бог, кроме того, дал еще способность разъяснять сны, как некогда Иосифу. Такое возвышение иудейских юношей послужило на пользу пленным иудеям. Благочестивые юноши получили возможность защищать иудеев от притеснений и улучшить их жизнь в плену. Кроме того, через них многие язычники могли познавать и прославлять Бога.
Однажды Навуходоносор увидел необыкновенный сон, но, проснувшись утром, не мог его вспомнить. Сон же этот очень беспокоил царя. Он созвал всех мудрецов и гадателей и велел им напомнить ему сон и объяснить его значение. Но они не в силах были это сделать и ответили: «Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю…» (Дан. 2:10). Навуходоносор разгневался и хотел предать смерти всех мудрецов. Тогда Даниил упросил царя дать ему некоторое время, и он разъяснит сон. Возвратившись домой, Даниил усердно молил Бога открыть ему эту тайну. В ночном видении Господь открыл ему сон Навуходоносора и значение его. На следующее утро Даниил предстал перед лицом Навуходоносора и сказал: «Царь! Когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после тебя. И вот, во сне ты увидел огромного истукана: в блеске стоял он и страшен был вид его. У этого истукана: голова была из чистого золота, грудь и рука из серебра, чрево и бедра из меди, голени из железа, а ступни ног частью из железа, частью из глины. Затем ты увидел, как от горы сам собой, без содействия рук человеческих, оторвался камень и ударил в ноги истукана и разбил их, тогда весь истукан рассыпался и превратился в прах, а камень тот так увеличился, что покрыл собою всю землю – Вот царь, твой сон!»
«Этот сон, – продолжал Даниил, – означает следующее: ты царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу… и ты владеешь другими народами. Царство твое – это золотая голова истукана. После тебя настанет другое – серебряное царство, которое будет ниже твоего. Затем настанет третье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землей. Четвертое царство будет крепкое как железо. В дни последнего царства Бог Небесный воздвигнет Вечное Царство, которое не будет передано какому-либо народу, но сокрушит все Царства земли и распространится по всему миру на вечные времена. Так Великий Бог дал знать царю, что будет после всего».
Выслушав все, царь Навуходоносор встал и поклонился пророку Даниилу до земли, и сказал: «Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей…» (Дан. 2:47). После этого Навуходоносор назначил Даниила начальником Вавилонской области и старшим над всеми вавилонскими мудрецами, а трех его друзей – Ананию, Азарию и Мисаила поставил правителями страны Вавилонской.
Предсказания пророка Даниила исполнились в точности. После Вавилонского царства следовали одно за другим еще три всемирных царства: Мидийско-Персидское, Македонское, или Греческое, и Римское, из которых каждое владело иудейским народом.
Во время же Римского царства пришел на землю Христос, Спаситель мира, и основал Свое всемирное, вечное Царство – святую Церковь. Гора, от которой отвалился камень, означала Пресвятую Деву Марию, а камень – Христа и Его вечное Царство.
Друзья пророка Даниила в печи вавилонской
Вскоре друзья пророка Даниила – Анания, Азария и Мисаил подверглись большому испытанию в вере. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана. К открытию его были собраны все вельможи и знатные люди Вавилонского царства. И было объявлено, чтобы все, как только услышат звук трубы и музыкальных инструментов, пали на землю и поклонились истукану; если же кто не исполнит царского повеления, будет брошен в раскаленную печь.
И вот, когда раздался звук трубы, все собравшиеся пали на землю – только трое друзей Даниила стояли непреклонно перед истуканом. Разгневанный царь приказал сильно разжечь печь и бросить в нее трех иудейских юношей. Пламя было так сильно, что воины, бросившие осужденных в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимыми, потому что Господь послал Ангела Своего оградить их от пламени. Находясь среди огня, они пели хвалебную песнь, прославляя Господа. Это чудо удивило царя, и он повелел трем юношам выйти из горящей печи. Когда они вышли, то оказалось, что огонь не коснулся их, даже одежды и волосы не опалились. Навуходоносор, видя это чудо, сказал: «Благословен Бог… Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него» (Дан. 3:95). И запретил царь, под страхом смерти, всем своим подданным хулить имя Бога Израилева.
Часть 15Часть 17
Источник: Священная Библейская история / митрополит Вениамин (Пушкарь). — Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2017. — 784 с. / Ч. 1: Ветхий Завет. 7-350 с.
Диаспора | Определение, история и факты
Тора
Все СМИ
- Похожие темы:
- шелилат ха-галут
См. весь связанный контент →
Диаспора , (греч. «Рассеяние») Иврит Галут (Изгнание) , рассеяние евреев среди язычников после вавилонского изгнания или совокупность евреев или еврейских общин, рассеянных «в изгнании» за пределами Палестины или современного Израиля. Хотя этот термин относится к физическому расселению евреев по всему миру, он также имеет религиозные, философские, политические и эсхатологические коннотации, поскольку евреи осознают особые отношения между землей Израиля и самими собой. Интерпретации этих отношений варьируются от мессианской надежды традиционного иудаизма на возможное «собирание изгнанников» до представления реформистского иудаизма о том, что рассеяние евреев было преднамеренно устроено Богом для укрепления чистого монотеизма во всем мире.
Первая значительная еврейская диаспора возникла в результате Вавилонского изгнания 586 г. до н.э. После завоевания Иудейского царства вавилонянами часть еврейского населения была уведена в рабство. Хотя Кир Великий, персидский завоеватель Вавилонии, разрешил евреям вернуться на родину в 538 г. до н. э., часть еврейской общины добровольно осталась.
Еще из Британники
Иудаизм: религиозная и культурная жизнь в диаспоре
Крупнейшая, наиболее значительная и наиболее творческая в культурном отношении еврейская диаспора в ранней еврейской истории процветала в Александрии, где в I веке до н. э. проживало 40 процентов населения. еврей. Около 1 века н.э. около 5 000 000 евреев жили за пределами Палестины, примерно четыре пятых из них находились в пределах Римской империи, но они смотрели на Палестину как на центр своей религиозной и культурной жизни. Таким образом, евреи диаспоры намного превосходили по численности евреев в Палестине еще до разрушения Иерусалима в 70 г. н.э. После этого главные центры иудаизма перемещались из страны в страну (например, Вавилонию, Персию, Испанию, Францию, Германию, Польшу, Россию и Соединенные Штаты), а еврейские общины постепенно переняли особые языки, ритуалы и культуры, некоторые из которых ушли вглубь. себя в нееврейской среде более полно, чем другие. В то время как одни жили мирно, другие стали жертвами яростного антисемитизма.
Евреи придерживаются самых разных взглядов на роль еврейства диаспоры, а также на желательность и важность сохранения национальной идентичности. В то время как подавляющее большинство ортодоксальных евреев поддерживают сионистское движение (возвращение евреев в Израиль), некоторые ортодоксальные евреи заходят так далеко, что противостоят современному народу Израиль как безбожному и светскому государству, игнорируя волю Бога послать своего мессию на землю. время, которое он предопределил.
Согласно теории шелилат ха-галут («отрицание изгнания»), которую поддерживают многие израильтяне, еврейская жизнь и культура в диаспоре обречены из-за ассимиляции и аккультурации, и только те евреи, которые мигрируют в Израиль есть надежда на дальнейшее существование в качестве евреев. Следует отметить, что ни эта, ни любая другая позиция, благоприятствующая Израилю, не предполагает, что Израиль является исполнением библейского пророчества о наступлении мессианской эры.
Хотя евреи-реформисты по-прежнему обычно утверждают, что диаспора в Соединенных Штатах и других странах является действительным выражением Божьей воли, Центральная конференция американских раввинов в 1937 году официально отменила Питтсбургскую платформу 1885 года, которая провозгласила, что евреи больше не должны смотреть вперед. к возвращению в Израиль. Эта новая политика активно поощряла евреев поддерживать создание еврейской родины. С другой стороны, Американский совет по иудаизму, основанный в 1943 году, но ныне умирающий, заявил, что евреи являются евреями только в религиозном смысле, и любая поддержка, оказываемая еврейской родине в Палестине, будет актом нелояльности по отношению к странам их проживания.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Поддержка национального еврейского государства заметно возросла после массового уничтожения евреев во время Второй мировой войны. Из приблизительно 14,6 миллионов «основных» евреев (тех, кто идентифицирует себя как еврей и не исповедует другую монотеистическую религию) в мире в начале 21 века около 6,2 миллиона проживали в Израиле, около 5,7 миллиона в Соединенных Штатах и более 300 000 человек в России, Украине и других республиках бывшего Советского Союза.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Мелиссой Петруцелло.
Вавилонское изгнание
Халдеи, следуя стандартной месопотамской практике, депортировали евреев после завоевания ими Иерусалима в 597 г. до н.э. Депортации были массовыми, но, конечно, не всей нации. Где-то около 10 000 человек были вынуждены переселиться в город Вавилон, столицу Халдейской империи. В 586 г. до н.э. сама Иудея перестала быть самостоятельным царством, а ранее переселенцы оказались без родины, без государства и без нации. Этот период, фактически начавшийся в 59 г.7, но традиционно датируется 586 годом, в еврейской истории называется Изгнанием годом; он заканчивается несчастным случаем в 538 году, когда персы свергают халдеев.
Навуходоносор, царь халдеев, сослал только самых видных граждан Иудеи: профессионалов, священников, ремесленников и богатых. «Людям земли» ( ам-харов ) разрешили остаться. Таким образом, еврейская история имеет два полюса во время изгнания: еврей в Вавилоне и евреи, оставшиеся в Иудее. Мы почти ничего не знаем о евреях в Иудее после 586 г. Судя по библейской книге, Иудею охватил голод 9.0049 Плач , который был написан в Иерусалиме во время изгнания. Вся ситуация казалась бесконечным отчаянием. Некоторым жилось лучше; когда Навуходоносор депортировал богатых граждан, он перераспределил землю среди бедных. Так что некоторым было лучше. Кроме того, между двумя группами евреев существовало соперничество. Ясно, что богатые и профессиональные евреи в Вавилоне считали себя истинным еврейским народом.
Характерной особенностью изгнания, однако, было то, что евреи были поселены Навуходоносором в одном месте. В то время как ассирийская депортация израильтян в 722 г. до н.э. привела к полному исчезновению израильтян, депортированные евреи сформировали свою собственную общину в Вавилоне и сохранили свою религию, обычаи и философию. Некоторые, по-видимому, приняли халдейскую религию (ибо они называют своих потомков в честь халдейских богов), но по большей части община оставалась единой в своей общей вере в Яхве.
Они называли себя «гола» («изгнанники») или «бене гола» («дети изгнанников») и в горниле отчаяния и безнадежности выковали новую национальную идентичность и новую религия. Изгнание было необъяснимым; Еврейская история была построена на обещании Яхве защищать евреев и использовать их в своих целях в истории человечества. Их поражение и потеря земли, обещанной им Яхве, казалось, означали, что их вера в это обещание была неуместна. Этот кризис, форма когнитивного диссонанса (когда ваш взгляд на реальность и сама реальность не соответствуют друг другу), может вызвать самое глубокое отчаяние или самую глубокую переработку мировоззрения. Для евреев в Вавилоне было и то, и другое.
Из таких текстов, как Плач , который, вероятно, был написан в Иерусалиме, и Иов , написанный после изгнания, а также многие из Псалмов , литература на иврите приобретает безнадежное качество. Предметом Иова являются сами человеческие страдания. Не заслуживающий страданий Иов, честный человек, подвергается наихудшей череде бедствий из-за произвольного испытания. Когда он, наконец, отчаивается, что космической справедливости нет, единственный ответ, который он получает, состоит в том, что люди не должны подвергать сомнению волю Бога. Многие из псалмов, написанных в этот период, выдают такую же безнадежность.
Но и евреи в Вавилоне творчески переделали себя и свое мировоззрение. В частности, они обвинили в катастрофе Изгнанника собственную нечистоту. Они предали Яхве и допустили искажение Моисеевых законов и культовых обычаев; Вавилонское изгнание было доказательством недовольства Яхве. В этот период еврейские лидеры больше не говорили о богословии суда, а о богословии спасения. В таких текстах, как Иезекииль и Исайя , говорят, что израильтяне снова соберутся вместе, их общество и религия очистятся и будет восстановлено единое царство Давида.
Таким образом, этот период отмечен возрождением еврейской традиции, поскольку изгнанники обращались к своим Моисеевым корням, пытаясь возродить свою первоначальную религию. Наиболее вероятно, что Тора приняла свой окончательный вид в этот период или вскоре после этого и стала центральным текстом еврейской веры в это же время. Этому горячему возрождению религиозной традиции способствовала еще одна историческая случайность: когда Кир Персидский завоевал Месопотамию, он позволил евреям вернуться домой.