Владимир креститель руси: Князь Владимир святой — креститель Руси: житие, иконы, молитвы
Содержание
Киевский князь Владимир Святой и политическая злоба дня
- <a href=http://www.bbc.co.uk/russian/topics/blog_krechetnikov><b>Артем Кречетников</b></a>
- Би-би-си, Москва
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, RIA Novosti
Подпись к фото,
Говорят, в молодости Владимир ходил с чубом и бритым лицом, но, приняв христианство, первым из киевских князей отпустил бороду
Тысячу лет назад умер киевский князь Владимир, вошедший в историю как Владимир Креститель и Владимир Святой.
Рюрик
создал государство восточных славян, Владимир дал ему религию и культуру и поставил в один ряд с державами того времени.
Русь-Россия за тысячу с лишним лет знала четырех реформаторов, кардинально изменивших страну, как бы ни относиться к содержанию их реформ: Владимира, Петра I, Ленина и Ельцина.
Князь Владимир — личность исторического масштаба, а из-за нынешнего российско-украинского конфликта обретшая и политическую злободневность.
Жестокие нравы
Владимир не унаследовал престол, а взял его в кровавой междоусобице (на которые была впоследствии столь богата история Руси).
Он был младшим сыном князя Святослава, к тому же рожденным не знатной женщиной, а ключницей Малушей. Его называли «робичичем», то есть сыном работницы.
Понятия монархической легитимности тогда еще не закостенели, происхождение не делало Владимира бесправным бастардом, но и шансов на власть не повышало.
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Святослава в 972 году сменил в Киеве старший сын Ярополк. Владимир еще при жизни отца был посажен в Новгород. Год его рождения неизвестен, но, судя по всему, было ему тогда около двадцати.
Пять лет Владимир копил силы и деньги, потом заручился поддержкой скандинавских конунгов, собрал дружину из наемных варягов и новгородских добровольцев и пошел войной на сводного брата (кстати, новгородцы в X-XI веках пять раз брали Киев и сажали там угодных им князей, киевляне же не захватывали Новгород ни разу).
По пути сделал остановку в Полоцке и посватался к дочери тамошнего князя Рогнеде. Девушка не захотела замуж за «робичича», чей поход еще неизвестно чем закончится, семья ее поддержала. Тогда Владимир убил отца и братьев Рогнеды, а ее взял в жены силой. Она стала матерью его сыновей, в том числе Ярослава Мудрого, а что при этом чувствовала, можно лишь догадываться.
Согласно преданию, однажды ночью она пыталась зарезать мужа, и Владимира спасло только то, что он вовремя проснулся.
Подойдя к Киеву, Владимир переманил на свою сторону главного советника Ярополка воеводу Блуда, тот убедил господина отправиться на переговоры, где два варяга-наемника «вздели его мечами под пазухи».
Историки гадают, отчего, судя по тому, что нам известно, общество не сильно осуждало Владимира за вероломное убийство брата, тогда как случившаяся в следующем поколении Рюриковичей расправа Святополка Окаянного над Борисом и Глебом была воспринята как неслыханное злодейство.
Одни исследователи объясняют это тем, что Русь уже усвоила христианские ценности, когда произошло убийство Бориса и Глеба. Другие утверждают, что во время возвращения Святослава из неудачного похода на Византию Ярополк устроил в Киеве переворот, часть Святославовой дружины бросила своего князя и ушла к новому повелителю, Святослав не мог немедленно отправиться в ставшую враждебной столицу и вынужден был зазимовать с малым числом людей в районе днепровских порогов. Там его убили печенеги кагана Кури, который сделал из черепа Святослава чашу для вина.
Если все так и было, то Владимир отомстил Ярополку за то, что тот предал отца.
Судьба варягов, помогших ему прийти к власти, характеризует молодого Владимира как ловкого политика. Столкнувшись со своеволием и ненасытными материальными претензиями наемников, он удачно сплавил их на службу в Византию, а императору отправил письмо с дружеским советом распределить буйную ватагу по разным гарнизонам.
Цивилизационный выбор
Владимир княжил 37 лет — очень долго по меркам того времени.
Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что он был толковым и энергичным правителем: отражал вражеские набеги, сам ходил в походы, основывал города.
Владимир умел быть популярным: щедро награждал дружину (однажды велел перелить на жалованье «отрокам» личное столовое серебро), постоянно устраивал многолюдные пиры — в общем, вел себя так, как по тогдашним понятиям подобало правильному князю или королю. За что в народных былинах его называли Владимиром Красное Солнышко.
Но главным его деянием стало крещение Руси в 988 году.
Первые 10 лет правления Владимир, по примеру отца, был ярым приверженцем язычества и пытался превратить его из набора народных верований в официальный государственный культ: кодифицировал и упорядочил древнеславянский пантеон и обряды, провозгласил верховным божеством Перуна, построил над Днепром большой храм, устройство которого отражало установленную им иерархию богов.
Русь могла повторить путь Индии, оставшейся страной многобожия.
Причина решения о крещении очевидна: принятие христианства вводило страну в тогдашнее «мировое сообщество». Сторонником изоляционизма и самобытности Владимир не был, другое дело, что, видя Русь в Европе, хотел присутствовать там на равных.
«Кастинг богов»
«Повесть временных лет» рассказывает, что Владимир, выбирая религию для себя и народа, призвал представителей иудаизма, ислама, Ватикана и Константинопольского патриархата, дабы уяснить, во что, собственно, они верят и чья вера истинная.
«Великая схизма» 1054 года случилась через 66 лет, так что говорить о католиках и православных в эпоху Владимира не вполне корректно, но политические и богословские разногласия между Римом и Константинополем обозначились задолго до него, и имело колоссальное значение, кто назначит епископа в новообращенную землю.
Иудеев Владимир якобы отослал прочь, заявив, что Всевышний разгневался на них, рассеяв по миру и лишив отечества, следовательно, учиться у них нечему. Мусульманам сказал: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти», западным христианам — что «наши деды того не принимали», и выбрал греческое православие на том основании, что в тамошних церквях красиво поют.
Историки единодушно считают все это легендой. Хотя бы потому, что Владимир не был неотесанным варваром и о мировых религиях знал не понаслышке. В Киеве имелся еврейский квартал, и одни из ворот города именовались Жидовскими, в Новгороде немецкий квартал, мусульманские купцы и дипломаты тоже были не в диковину. За два года до крещения Руси Владимир направлял посольство в Хорезм.
Византия являлась единственной сверхдержавой того времени, центром цивилизации и культуры, своего рода наследницей великого Рима. Ее упадок был впереди, принадлежать к Западной Европе сделалось интереснее и престижнее только лет через двести.
Предтечи
К тому же Владимир ничего нового не выдумал. Крестился еще Аскольд, военачальник Рюрика, ушедший от него со своими людьми, некоторое время правивший в Киеве и впоследствии убитый Вещим Олегом. В 867 году патриарх Фотий писал, что «народ Рос переменил языческую и безбожную веру», хотя, как оказалось, несколько поторопился.
Была христианкой бабушка Владимира княгиня Ольга, также причисленная церковью к лику святых.
В 957 году она отправилась за крещением в Константинополь, но базилевс Роман повел себя высокомерно: заставил долго ждать аудиенции, преподнес жалкий подарок в 700 золотых монет и называл не «сестрой», а «дочерью».
Ольга крестилась, но затаила обиду. Когда на следующий год в Киев прибыло византийское посольство просить военной помощи против болгар, она отказала, заявив: «Пусть император явится сюда и подождет у киевской пристани столько, сколько я его ждала в Золотом Роге».
В 959 году Ольга решила обратиться за духовным окормлением к Ватикану. Факт, замалчиваемый официальными российскими историками, но подтвержденный многочисленными европейскими анналами.
Спустя два года крестить Русь прибыл епископ Адальберт с клириками, но получил от ворот поворот. Ватиканские хронисты сильно возмущались «обманом русов».
Вероятно, дело было в том, что Адальберт долго раскачивался. За это время вошел в возраст и взял бразды правления сын Ольги Святослав, не желавший слышать о христианстве ни в какой версии.
«Повесть временных лет» цитирует слова Святослава, что дружина-де станет над ним смеяться. Однако в дружине к тому времени хватало христиан, а Святослав был не тот человек, над кем могут издеваться подчиненные. Приказал бы — все крестились бы как миленькие.
Скорее, мироощущению отважного рубаки, не любившего ничего сложного, были ближе воинственные боги предков. Почитать Того, Кто позволил бичевать и распять себя, а не разразил врагов молниями, он находил странным.
Ярополк также проявлял интерес к христианству, а по некоторым данным, и принял крещение. Не исключено, что Владимир первое время культивировал язычество в пику свергнутому брату.
Разговор на равных
Решив креститься, Владимир учел опыт Ольги, да и соотношение сил несколько изменилось.
Первым делом он взял греческий город Херсонес, находившийся на месте нынешнего Севастополя, и отписал базилевсу Василию II, что крещение Руси пройдет только «в пакете» с его женитьбой на сестре императора Анне.
Брак с багрянородной принцессой считался неслыханной честью, в которой отказали германскому императору Оттону II и французскому королю Гуго Капету.
Долго спорить Василию не пришлось. Его трон шатался из-за мятежа, поднятого военачальником Вардом Фокой.
Получив желаемое, Владимир направил войско и вместе с новым родственником разбил Варда Фоку.
Это было уже не челобитье вождя варваров просветить и взять под высокую руку, а как минимум равноправная сделка.
Двоеверие
Став христианином, Владимир, судя по всему, уверовал искренне: будучи большим женолюбом, распустил свой вышгородский гарем и даже первым в мире на какое-то время отменил смертную казнь, объяснив: «Боюсь греха». Византийские священники облегчили его колебания, сказав, что князь — не простой смертный и не всегда должен следовать заповедям буквально.
Не то было с подданными Владимира.
Как практически все реформы на Руси, обращение в христианство осуществлялось сверху и насильственно.
Катехизации населения не проводилось. Первые священники из местных появились только при сыне Владимира Ярославе. Греческие церковнослужители творили обряды, смысла которых новообращенные христиане не понимали.
Даже в Киеве, где княжеская власть была наиболее сильна, жители толпой бежали за сброшенным с кручи в реку Перуном, крича: «Выдыбай [выплывай], Боже!». В конце концов, отягощенный золотыми и серебряными украшениями деревянный идол утонул, что было представлено как доказательство его слабости и ложности.
Крестить Новгород Владимир послал своего дядю по матери Добрыню и воеводу Путяту. Даже расположенный к Рюриковичам неизвестный автор «Повести временных лет» отметил, что «Добрыня крестил огнем, а Путята мечом».
Языческие волхвы ушли в леса. Контролировать, как жили и во что верили люди за пределами городов, власть не могла.
Владимир стал в крещении Василием, но остался для всех Владимиром. Его сыновья и внуки имели по два имени: христианское и традиционное.
По оценкам историков, на Руси примерно 200 лет сохранялось двоеверие.
Окончательному торжеству православия способствовало монгольское нашествие. В годину бедствий церковь осталась единственным объединяющим общество институтом и духовной опорой.
Археологи указывают, что языческий обычай класть в могилы еду и утварь ушел только в XIV веке. Другие традиции, например, празднование Масленицы, прыжки через костер на Ивана Купалу и девичьи гадания на суженого в бане, оказались еще более живучими.
Колыбель трех народов
В канун 1000-летия смерти Владимира Святого в Москве озаботились возведением ему памятника, да чтобы непременно больше, чем тот, что с 1853 года стоит над Днепром.
Автор фото, RIA Novosti
Подпись к фото,
Символ Киева и самый старый в городе памятник конкретному лицу
По мнению наблюдателей, дело не столько в памятной дате, сколько в обострении отношений между Россией и Украиной. Посыл ясен: не присваивайте!
С тем, что Древней Русью надо гордиться, согласны все. Спор о том, кого считать прямыми наследниками славных предков и отцов-основателей, а кого побочной ветвью.
Украинская сторона выдвигает два аргумента.
Во-первых, Владимир, что ни говори, княжил в Киеве, а не в Москве, которой тогда и в проекте не было.
Во-вторых, Древней Руси были чужды холопство и подобострастное отношение к власти. Князь, как все европейские правители раннего средневековья, не был самодержцем, бояре и дружинники обладали большими личными правами, в городах имелись веча.
Политическая культура Великороссии, утверждают украинские историки, восходит не к Руси Владимира и Ярослава, а к Золотой Орде, там и ищите своих предтеч!
С российской точки зрения, основным, если не единственно важным элементом национального существования является государственность. Кто сумел ее сохранить и приумножить, те и главные, а кто утратил на столетия — младшие братья, которым надлежит старших почитать и слушаться.
В лондонском районе Бэйсуотер стоит отлитый на средства общественников-энтузиастов маленький памятник Владимиру. В надписи на постаменте он назван «украинским князем».
Звучит достаточно юмористически, учитывая, что «Украина» как географическое понятие впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1187 годом, а нация сформировалась и того позже.
С другой стороны, и к современным русским подданные Владимира относятся примерно так же, как галлы к французам.
Восточные славяне вообще не имели родового имени. Были племена полян, древлян и так далее.
Происхождение слов «Русь» и «русский»
точно не известно, и вряд ли когда-нибудь в данном вопросе появится абсолютная ясность.
Многие исследователи возводят его к древнескандинавскому ruotsi — гребцы. Русы — народ гребцов.
Автор фото, RIA Novosti
Подпись к фото,
Для 24-метрового московского «Владимира» сейчас ищут подходящее место
Если гипотеза верна, то так изначально называли викингов, передвигавшихся по рекам и морям на своих драккарах. Славянин становился русом, поступив на княжью службу. Впоследствии имя касты завоевателей распространилось на все население.
Вероятно, правильнее всего называть Владимира так, как называл себя он сам и как называли современники: князем киевским. А применительно к последующим событиям признать наиболее взвешенной и научно выверенной советскую позицию: Киевская Русь — колыбель трех народов, русского, украинского и белорусского, близких, но не тождественных, и одинаково заслуживающих уважения.
Спекуляции о том, кто главнее и истиннее, кто «ополячился», а кто «сбежал в леса и болота и оторвался от цивилизации», хорошим отношениям не способствуют. Особенно если ведутся не в академическом ключе, а с желанием уязвить друг друга.
«Князь Владимир — креститель Руси». Документальный фильм
«Князь Владимир — креститель Руси». Документальный фильмСообщить о технической проблеме
Из Византии мы получили в наследство многие вещи, которые настолько обрусели, что мы считаем их родными. В фильме рассказывается, как Владимир выбирал веру для своего государства. Упоминание об этом есть в «Повести временных лет». Авторы фильма показывают место, где крестился князь: Корсунь (так называют этот город в русских летописях) или Херсонес Таврический (в византийских). А также рассказывают, как изменился князь после своего крещения. Ведь Владимир «до и после» — два разных человека: разрушитель и созидатель.
Почему князь крестился именно в Херсонесе? В то время это был оплот православной веры. В городе были сотни храмов. Кроме того, по преданию здесь проповедовал апостол — сам Андрей Первозванный. А несколько лет назад на руинах древнего Херсонеса у берега моря обнаружили камень, на котором предположительно отпечаталась стопа апостола Андрея. Сюда уже приезжают паломники, и здесь проводят богослужения.
В Херсонесе произошло не только крещение Владимира, но и его венчание с византийской принцессой Анной. Это тоже новый шаг в развитии нашего государства. Отныне правитель Руси был на одном уровне с византийским императором. Часто можно услышать мнение, что Русь крестили огнем и мечом. Так ли это было на самом деле?
Как бы там ни было, Херсонес — это духовное начало земли русской. В советское время здесь был музей. Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944 года немцы собор заминировали. Храм, который стоит здесь сегодня, — это современная постройка. 5 мая 2002 года в Свято-Владимирском соборе было впервые за 77 лет совершено богослужение. Это была пасхальная служба.
Откуда на Руси появились иконы? И почему они особо почитаются только у православных? Ведь у католиков это скорее религиозная живопись. Это тоже влияние Византии. А самые известные русские иконы либо напрямую пришли к нам из Византии, либо это копии знаменитых византийских икон. Одна из самых древних и почитаемых икон на Руси — Владимирская икона Божией матери. В XII веке она была привезена из Византии в Киев как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского.
Выбор князя Владимира определил развитие нашей страны на тысячу лет вперед. Вместе с христианством мы получили «учение грамоте» и «учение книжное». И появилось то, что мы сегодня знаем как русскую культуру.
В фильме приняли участие:
Александр Назаренко, доктор исторических наук
Татьяна Яшаева, заведующая отделом Византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический»
Наталья Шередега, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи
Протоиерей Сергей Халюта, благочинный Севастопольского церковного округа
Протоиерей Алексей Петренко
Производство: КОНТРАСТ
Тематические категории:
ИсторияРелигия
Вместе с этим смотрят
Показать еще
Лучшие работы документалистов России и мира
ПРЯМОЙ ЭФИР
Владимир I | Биография, достижения и факты
Владимир I
Смотреть все СМИ
- Год рождения:
- около 956 г.
Киев
Украина
- Умер:
- 15 июля 1015 г.
Украина
- Дом/Династия:
- Династия Рюриковичей
- Известные члены семьи:
- отец Святослав I
сын Ярослав Мудрый
См. Все связанный контент →
Vladimir I , в полном Vladimir Swyatoslavich или украинский Volodymyr Sviatoslavych , Byname Saint Vladimir or Vladimir The Gite 3333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333333334.LADIMIR . г. 956, Киев, Киевская Русь [ныне в Украине] — умер 15 июля 1015, Берестова, близ Киева; день памяти 15 июля), великий князь киевский и первый христианский правитель Киевской Руси, чьи военные завоевания укрепили Киевской и Новгородской губерний в единое государство, чье византийское крещение определило курс христианства в регионе.
Владимир был сыном нормандско-русского князя Святослава Киевского от одной из его куртизанок и принадлежал к родословной Рюриковичей, господствовавшей с 10 по 13 века. В 970 г. стал князем Новгородским. После смерти отца в 972 г. вынужден был бежать в Скандинавию, где заручился помощью дяди и победил Ярополка, другого сына Святослава, пытавшегося захватить Новгородское княжество. а также Киев. К 980 г. Владимир объединил Киевское царство от Украины до Балтийского моря и укрепил границы от набегов болгарских, балтийских и восточных кочевников.
Хотя христианство в Киеве существовало до Владимира, он остался язычником, нажил около семи жен, основал храмы и, говорят, участвовал в идолопоклоннических обрядах с человеческими жертвоприношениями. В связи с волнениями, охватившими Византию, император Василий II (976–1025) обратился за военной помощью к Владимиру, который согласился в обмен на жену сестры Василия Анны. Договор был заключен около 987 года, когда Владимир также согласился на условие, что он станет христианином. Приняв крещение, приняв христианское отцовское имя Василий, он штурмовал византийскую область Херсонеса (Корсунь, ныне часть Севастополя), чтобы устранить окончательное сопротивление Константинополя. Затем Владимир приказал обратить в христианство Киев и Новгород, где идолы были брошены в реку Днепр после подавления местного сопротивления. Новое русское христианское богослужение восприняло византийский обряд на старославянском языке. История (восходящая от монаха XI века Иакова) о том, что Владимир предпочел византийский обряд литургиям германского христианства, иудаизма и ислама из-за его трансцендентной красоты, по-видимому, мифически символизирует его решимость оставаться независимым от внешнего политического контроля, в частности немцев. Византийцы, однако, сохранили церковный контроль над новой русской церковью, назначив в Киев греческого митрополита или архиепископа, который выполнял функции как легата Константинопольского патриарха, так и императора. Русско-византийская религиозно-политическая интеграция сдерживала влияние римско-латинской церкви на славянском Востоке и определяла курс русского христианства, хотя Киев и обменивался легатами с папством. Среди церквей, воздвигнутых Владимиром, была Десятинная в Киеве (по проекту византийских зодчих, освященная около 9 г. до н.э.).96), что стало символом обращения Руси. Христианский Владимир также расширил образование, судебные учреждения и помощь бедным.
Другой брак, после смерти Анны (1011 г.), связал Владимира с императорами Священной Римской империи немецкой династии Оттонов и произвел на свет дочь, которая стала супругой Казимира I Восстановителя Польши (1016–58). Память о Владимире хранили бесчисленные народные баллады и легенды.
Редакторы Британской энциклопедии
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Адамом Августином.
988 Владимир принял христианство | Журнал христианской истории
В 1988 ГОДУ ХРИСТИАНСКИЙ МИР ОТМЕТИЛ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ Христианства в России. Хотя 988 год действительно был поворотным годом для русских христиан, называть его годом зарождения там христианства не совсем точно.
Христианство действительно проникло на «Русь» к началу 900-х годов, когда в древнем городе Киеве была построена хотя бы одна церковь. В 950-х крестилась Ольга, бабушка Владимира. Она попросила немецкого короля Оттона I прислать миссионеров в ее страну, но, по-видимому, они не увенчались успехом.
Внук Ольги Владимир исповедовал старую религию. Он построил ряд языческих храмов и был известен своей жестокостью и коварством. У Владимира было восемьсот наложниц и несколько жен, а свое невоенное время он проводил в охоте и пиршестве. Вряд ли он казался человеком, распространяющим христианство среди украинцев.
Покупка церкви
Владимир явно хотел объединить людей под одной религией, поэтому около 988 года он отправил послов для изучения основных религий. Варианты? ислам, иудаизм, католическое христианство Западной Европы и православное христианство Восточной Европы (хотя официального разрыва между православными и католическими христианами пока не было).
История избрания Владимиром православия — отчасти легенда, отчасти факт. По преданию, Владимиру не нравились диетические ограничения ислама и иудаизма. Католическое христианство было в порядке, но что поразило великого князя, так это ослепительное богослужение, которое его послы описывали увиденными в великом соборе Святой Софии в Константинополе: «Мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле, ибо нет такого великолепия». или красота где-нибудь на земле. Мы не можем описать это вам. Только мы знаем, что Бог обитает там среди людей, и что их служение превосходит поклонение во всех других местах. Мы не можем забыть эту красоту».
Итак, Владимир выбрал православие из-за его прекрасного богослужения. Название избранной Владимиром религии было на самом деле Православие, слово, означавшее «истинное поклонение» или «правая слава». Православие было также религией самого могущественного, богатого и цивилизованного из приграничных народов России — Византийской империи. И если на Владимира произвела впечатление красота Православия, то на него произвела впечатление и другая красота: Анна, сестра византийских императоров Василия II и Константина, которая предложила ее Владимиру как невесту с условием его крещения.
В 988 году Владимир крестился. В 989 году он женился на Анне. Ни одно из этих действий не было признаком того, что он подчинялся власти — религиозной или политической — Византийской империи. Приняв византийскую религию, «русская» церковь всегда была независимой.
Ковка народной церкви
Знаменательный для церковной истории Владимир приказал всем киевлянам явиться на Днепр для крещения, иначе они будут считаться врагами царства. Это не означает, что славянский народ в одночасье стал христианским обществом. Но с помощью монахов, которые всегда были главной силой восточного православия, новая религия начала давать о себе знать.
Что касается самого Владимира, то его образ жизни явно пострадал. Когда он женился на Анне, он расстался со своими пятью бывшими женами. Он не только строил церкви, но и уничтожал идолов, отменял смертную казнь, защищал бедных, учреждал школы и сумел жить в мире с соседними народами. На смертном одре он раздал все свое имущество бедным.