Восстание ткачей: ЛИОНСКИЕ ВОССТАНИЯ 1831, 1834 • Большая российская энциклопедия

Разное

Кете Кольвиц: женское тело и женское дело

Статья

В прошлом веке в работах этой художницы многие видели только идеологию. Она рисовала революционных вакханок, пляшущих вокруг гильотины, и суровых крестьян, зловеще точащих косы. Однако главной в ее творчестве была тема материнства и самого страшного женского страха – потери ребенка.

Чтобы увидеть самую знаменитую работу Кете Кольвиц, необязательно идти в музей. На берлинском бульваре Унтер-ден-Линден, между Университетом имени Гумбольдта и Цейхгаузом, находится здание Нойе Вахе – «Новой караульни». Сейчас это мемориал, посвященный всем жертвам войны и тирании в Германии. С 1993 года в его главном зале выставлена «Пьета» – скульптура матери, обнимающей тело погибшего сына. Это творение Кольвиц. Не оригинал – его увеличенная копия. Над «Пьетой» проделано круглое отверстие. Когда Берлин заливают дожди, скульптура мокнет, когда идет снег, она мерзнет, когда город греет солнце, она тоже горит под его лучами.

Кете Шмидт родилась 8 июля 1867 года в Кенигсберге. В 12 лет с позволения родителей она начала брать уроки рисования. Училась в школах искусств для женщин в Берлине и Мюнхене (классические академии были для нее закрыты – девушек туда не принимали). В 1891 году Кете вышла замуж за врача Карла Кольвица, переехала с ним в столицу и открыла мастерскую по соседству с его медицинским кабинетом. Ее супруг в основном лечил рабочих – и именно их художница начала рисовать.

Несколько лет спустя она попала на премьеру спектакля «Ткачи» по пьесе Герхарта Гауптмана. Результатом стала серия графических работ «Восстание ткачей», которая была показана на Большой Берлинской художественной выставке. Жюри тогда рекомендовало вручить Кольвиц главный приз – «золотую медаль», но последнее слово осталось за императором Вильгельмом II, который наотрез отказался следовать этой рекомендации и назвал работы художницы Rinnsteinkunst – «искусством сточной канавы».

Зимой 1903 года заболели ее сыновья. Младший Петер быстро пошел на поправку, а вот старший Ханс, у которого обнаружили дифтерию, почти неделю находился на грани жизни и смерти. В одном из писем Кольвиц написала: «Ко мне пришло чудовищное осознание того, что в любую секунду жизнь моего ребенка может оборваться, и он уйдет от меня навсегда… Это самый ужасный страх, который я когда-либо испытывала».

Через пару месяцев, борясь с этим страхом, она сделала серию набросков под названием «Женщина с умирающим ребенком». И хотя смерть тогда угрожала Хансу, моделью для рисунков послужил Петер, а в виде матери Кольвиц изобразила саму себя. Когда эти работы были выставлены впервые, многие зрители отказывались на них смотреть. Художница не делала никаких «подпорок» в виде пейзажа или хотя бы одежды: на рисунке были только мать, сын – и обнаженное экзистенциальное одиночество.

В 1906-м произошел еще один скандал с участием царственной особы. Кольвиц сделала плакат для Немецкой выставки прикладного искусства, изобразив на нем портрет изможденной женщины с морщинами на лбу и кругами под глазами. Императрица Августа Виктория заявила, что не посетит экспозицию до тех пор, пока плакат не уберут.

Вскоре после этого художница завершила свою вторую знаменитую серию офортов – «Крестьянскую войну», посвященную народному восстанию XVI века. И здесь, средь мужчин, угрюмо рвущихся вперед, точащих косы, вспахивающих землю, снова возникал уже знакомый женский образ: серию завершало изображение матери, которая, подсвечивая фонарем усеянное трупами поле битвы, ищет среди павших своего сына.

Когда началась Первая мировая, Петер Кольвиц ушел на фронт. Он погиб в Бельгии в первые же месяцы боевых действий. Потеря младшего из детей (Петеру было всего 18) стала поворотным моментом и в жизни художницы, и в ее творчестве. Страдающий пролетариат постепенно уходит на второй план. На первый выходят глобальные темы: жизнь, смерть, материнство.

О работах Кольвиц начинают говорить в Европе. В 1917-м влиятельный берлинский издатель и галерист Пауль Кассирер организует масштабную выставку, посвященную ее 50-летнему юбилею. В 1919-м она становится первой женщиной, принятой в Прусскую академию искусств (вместе с членством художница получает и звание профессора). В том же году она зарисовывает в морге убитого Карла Либкнехта, одного из основателей Коммунистической партии Германии. Работа выполняется по просьбе семьи погибшего, а вслед за ней выходят литографии и гравюры на дереве, запечатлевшие прощание рабочих с лидером социалистического движения.

Ее творчество замечают и в Советском Союзе. Работы Кольвиц в 1924 году были представлены на «Первой всеобщей выставке немецкого искусства» в Москве, а в 1927-м художница сама посетила страну. Правда, искусство ее толковалось только в одном ключе – как «рисующее повесть о неприглядной жизни германского рабочего класса в эпоху капиталистического расцвета».

Современные исследователи видят не только идеологию (хотя Кольвиц действительно симпатизировала социалистам, а в ранней юности мечтала погибнуть на баррикадах). Куда интереснее то, как она сместила фокус в изображении женщины. Женские тела в ее работах напрочь лишены эротики и канонической «красоты». На них обрушиваются не мужские взгляды, а невзгоды в виде голода, бедности и болезней. Ее героини – не искусно подобранные модели, не романтические «прекрасные дамы», не загадочные аристократки и не визуальные аллегории. Субъекты, а не объекты. Матери, а не любовницы.

После прихода к власти национал-социалистов был введен негласный запрет на показ ее работ. Персональная выставка, приуроченная к 70-летнему юбилею, была отменена. Художнице предлагали убежище в Соединенных Штатах. Она отказалась, опасаясь, что навлечет репрессии на членов своей семьи. В начале Второй мировой Кольвиц пережила еще две страшные потери. Сначала от болезни скончался ее муж. Вслед за ним ушел старший внук Петер, названный в честь дяди, – он сгинул в боях на Восточном фронте.

В 1944 году она получила личное приглашение от принца Эрнста Генриха Саксонского, большого поклонника ее таланта. Художница переехала в коммуну Морицбург под Дрезденом, где и скончалась в 1945-м, всего за две недели до окончания войны. В последние годы она продолжала рисовать матерей, сжимающих в объятиях детей, а в качестве «эпиграфа» ставила цитату из романа Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера»: «Saatgut soll nicht vermahlen werden» («Зерна, предназначенные для посева, не должны быть перемолоты»).

Дом, в котором больше полувека располагалась ее мастерская, был уничтожен бомбежками, однако улица в районе Пренцлауэр-Берг, на которой здание находилось, теперь называется Кольвицштрассе. Только в одной Германии открыты три музея Кете Кольвиц (в Берлине, Кёльне и Морицбурге). Еще один работает в бельгийском Кукеларе.

Официальный сайт Музея Кете Кольвиц в Берлине www.kaethe-kollwitz.de

Ксения Реутова

ВОССТАНИЕ ЛИОНСКИХ ТКАЧЕЙ. 500 знаменитых исторических событий

ВОССТАНИЕ ЛИОНСКИХ ТКАЧЕЙ. 500 знаменитых исторических событий

ВикиЧтение

500 знаменитых исторических событий
Карнацевич Владислав Леонидович

Содержание

ВОССТАНИЕ ЛИОНСКИХ ТКАЧЕЙ

Июльская революция во Франции поставила у власти банкиров, железнодорожных королей, крупнейших заводчиков, владельцев угольных копей и железных рудников. Политическое господство денежных и промышленных тузов обеспечивало безграничную эксплуатацию труда капиталом. На крупных предприятиях продолжительность рабочего дня достигала 15 часов, на мелких — 17 и даже 18 часов: фабричного законодательства фактически не существовало. В то же время успехи промышленного развития сопровождались численным ростом рабочего класса, безграничная же эксплуатация пробудила классовое сознание пролетариата. До этого во время революционных событий конца XVIII в. и июля 1830 г. рабочие, в общем, не были самостоятельной силой, выступая в основном на стороне ведущих их за собой буржуа. Наступление же новой эпохи превратило пролетариат в четвертое сословие со своими идущими вразрез с интересами работодателей требованиями.

Из-за отсутствия права на создание коалиций рабочие не имели настоящих профессиональных союзов (синдикатов). Правительство позволяло создавать лишь общества взаимопомощи, выдававшие пособия на случай болезни или безработицы. С 30-х годов XIX в. началось постепенное фактическое превращение обществ взаимопомощи в синдикаты.


Первые массовые революционные выступления рабочих произошли в центре ткацкой промышленности — в Лионе. Рост шелкового производства и численности ткачей произошел во время континентальной блокады Англии. После поражения Наполеона британские ткани начали захват рынков, а шелковые производства во Франции, естественно, испытывали кризис. В условиях жесткой конкуренции со стороны иностранных производств, в первую очередь могущественных текстильных предприятий Великобритании, лионские фабриканты прибегали к понижению заработной платы мужчин и привлечению к работе женщин. Революция 1830 г. не принесла облегчения лионским рабочим. Рабочий день продолжался около 14 часов. Осенью 1831 г. фабриканты Лиона снизили плату фактически до голодного минимума — 18 су в день.

8 октября 1831 г. состоялась первая сходка ткачей, на которой шла речь об установлении единых тарифных расценок. В ответ обеспокоенные рабочим движением хозяева мастерских создали свои полувоенные организации. В середине октября то же сделали ткачи-подмастерья. Правительство старалось как-то сгладить противоречия между ткачами и владельцами предприятий. 21 октября префект Лиона Бувье-Дюмолар собрал представителей обеих сторон, чтобы утвердить выработанный тариф. Но фабриканты попросили отложить выработку тарифа на два дня. 25 октября колонны ткачей прошли по улицам Лиона на площадь Якобинцев, где в этот день проходило заседание смешанной комиссии. 26 октября тариф был подписан.

Однако хозяева фабрик, не желавшие подчиняться этому тарифу, стали отдавать заказы в деревню, а 19 ноября 104 фабриканта закрыли для лионских ткачей двери своих раздаточных контор. 20 ноября в городе проходил смотр национальной гвардии в связи с назначением нового командира, генерала Ордонно. В рядах гвардии находились и фабриканты-легионеры, и ткачи из подмастерьев. Между ними начались стычки. 21 ноября 1831 г. столкнулись пикеты национальной гвардии и легионов. Ткачи буквально смели пикет легионеров. Так началось первое восстание лионских ткачей, которое принято считать едва ли не первым вооруженным выступлением пролетариата — предвестником грядущих революционных событий в Европе.

Среди ткачей распространился лозунг: «Жить, работая, или умереть, сражаясь», который они написали на своих черных знаменах. Раздавались боеприпасы, восставшие строили баррикады. В ответ легионеры вошли в рабочий квартал Круа-Рус и открыли огонь по окнам. Оттуда на них полетел град камней. В процессе этих стычек из четырех батальонов два почти целиком перешли на сторону ткачей.

22 ноября восстание стало всеобщим. К ткачам примкнули рабочие самых различных профессий. Обывателей охватила паника. Первая атака со стороны живших на окраинах рабочих была произведена в 7 часов утра. Рабочие прорвались в город. К концу дня рабочие овладели всем городом, захватили в арсенале 6 тысяч ружей и окружили городскую ратушу. Впрочем, префект Лиона остался в городе и старался продолжать свои посреднические функции. За это он был отправлен в отставку.

На следующий день все кварталы были переполнены толпами рабочих, которые взяли под контроль монетный двор и освободили всех заключенных, кроме уголовников. 24 ноября победители восстановили власть префекта и мэра, но правительственный гарнизон не смел приблизиться к городу. Заместитель мэра снова поставил вопрос о тарифах.

Лишь 1 декабря правительственные части герцога Орлеанского заняли лионские предместья. Но на подавление восстания ушло еще две недели. 3 декабря герцог Орлеанский и маршал Сульт во главе 36 тысяч солдат вступили в город. Рабочий тариф был отменен, а национальная гвардия распущена. Лион начали перестраивать по парижскому образцу: разрушать кварталы с кривыми улицами и пробивать прямые проспекты, хорошо простреливаемые и поэтому не пригодные для сражений на баррикадах.

Через три года восстание в Лионе повторилось, в целом — по тем же причинам. На этот раз в организации мятежа более активное участие приняли члены тайных республиканских обществ, возмущенные законом о запрете создания больших политических союзов. Восстание ткачей 1834 г. началось 9 апреля и было подавлено 14–15 апреля силами 32 тысяч солдат правительственных войск. Второе лионское восстание вызвало попытку республиканского восстания и в Париже. 14 апреля это восстание закончилось катастрофически для его участников.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Восстание

Восстание
Вечером 10 июля 1917 г. линкор кайзеровского флота Фридрих Великий снялся с якоря и вышел из Кильской бухты курсом норд-ост в Балтийское море. Около 22 часов на палубах раздались резкие сигналы боевой тревоги: «Корабль к бою приготовить!» Матросы и кочегары

3. Первые месяцы германской революции. Борьба спартаковцев против социал-демократов большинства. Карл Либкнехт и Роза Люксембург. Созыв Национального собрания. Его партийный состав. Восстание спартаковцев. Второе восстание спартаковцев в Берлине.

Убийство Карла Либкнехта и Розы Люксембург

3. Первые месяцы германской революции. Борьба спартаковцев против социал-демократов большинства. Карл Либкнехт и Роза Люксембург. Созыв Национального собрания. Его партийный состав. Восстание спартаковцев. Второе восстание спартаковцев в Берлине. Убийство Карла

Восстание!!!

Восстание!!!
Вот мы и добрались до сути нашего повествования. На долгом необходимом пути увидев массу событий, героев, тайн и интриг. Чтобы ощутить дух эпохи, коснуться связей и страстей и въехать в нее.В Москве произошло восстание против Великого князя Дмитрия. Он

IV ВОССТАНИЕ

IV
ВОССТАНИЕ
В юго-восточной оконечности римского Форума и по сей день возвышается триумфальная арка римского императора Тита. По углам арки вздымаются ионические колоны с пышными коринфскими капителями, соединенные массивной, удивительной красоты балкой. Считается,

Восстание

Восстание
Вопрос 3.1Многие предупреждали Кондратия Рылеева, что декабрьское восстание закончится неудачей.Что он на это отвечал? И как одним словом сформулировал тактику революций?Вопрос 3.2Рылеев вместе с Бестужевым ходили по ночному Петербургу и убеждали часовых, что

Восстание

Восстание
Ответ 3.1«Тактика революций заключается в одном слове: дерзай, и ежели это будет несчастливо, мы своей неудачей научим других», — отвечал Кондратий Федорович.Ответ 3.2Рылеев с Бестужевым утверждали, что в завещании покойного царя были обещаны (1) освобождение

Восстание 378 г.

Восстание 378 г.
Готы, поселенные в Мезии, некоторое время оставались спокойными. Но продажность и насилия римских чиновников заставили их взяться за оружие. Они начали опустошать Фракию. Валент, понимая, что ему одному не справиться с готами, вызвал из Галлии Грациана,

Восстание ихэтуаней

Восстание ихэтуаней
Взрыв ненависти по отношению к иностранцам подспудно вызревал уже давйо. Недовольство «заморскими дьяволами», «иностранными варварами» становилось весьма широким, причем проявлялось оно прежде всего на местном уровне, главным образом в

Восстание

Восстание
Среди этих несчастных людей был и беглый раб из Кампании по имени Спендий. Он-то и подстрекал мятежников не мириться с карфагенянами. Немало и других наемников опасались того, что конфликт разрешится мирно, но по иным причинам. Матос, ливиец, один из главных

Ткачей, улица

Ткачей, улица
1926. В начале XX века от улицы Большая Щемиловка (ныне – улица Седова) до современной улицы Пинегина проходил небольшой Николаевский переулок. В 1926 году Николаевский переулок был продолжен до проспекта Обуховской Обороны. Продолжение Николаевского переулка

Искусство аугсбургских ткачей

Искусство аугсбургских ткачей
В Аугсбурге находилась головная контора Дома Фуггеров, контролировавшего рынок стратегических металлов в Западной Европе. Основу богатства семьи заложил ткач Ганс Фуггер, поселившийся в Аугсбурге в 1357 г. Продавая ткани и квасцы для

Восстание 378 г.

Восстание 378 г.
Готы, поселенные в Мезии, некоторое время оставались спокойными. Но продажность и насилия римских чиновников заставили их взяться за оружие. Они начали опустошать Фракию. Валент, понимая, что ему одному не справиться с готами, вызвал из Галлии Грациана,

Жилмассив для рабочих-текстильщиков на улице Ткачей

Жилмассив для рабочих-текстильщиков на улице Ткачей
Современный адрес — ул. Ткачей, 8, 10, 12, 14, 16, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 58, 60, 62, 64, 66, 68; ул. Бабушкина, 18, 20, 23, 25.Поблизости расположен еще один жилмассив для рабочих ткацких фабрик, построенный в 1925–1927 годах по проекту Л.М. Тверского и

Дом специалистов на улице Ткачей

Дом специалистов на улице Ткачей
Современный адрес — ул. Ткачей, 4.Здание построено в 1936 году архитекторами A.A. Олем и М.М. Липкиным.Состоит из двух корпусов, поставленных под тупым углом друг к другу, в результате чего здание развернуто в сторону двора. В центре здания —

Восстание

Восстание
Тем временем те дворяне, которые продолжали вдохновляться идеями Александра I о конституционном порядке и правлении закона, постепенно отходили на задний план. В офицерских столовых русской армии и в масонских ложах столичных городов воцарились возмущение и

Цикл »Восстание ткачей« — Обзор – Käthe Kollwitz Museum Köln

Информация

КОНТЕКСТНЫЕ РАБОТЫ

Глубоко впечатленная премьерой пьесы Гауптмана «Ткачи» в театре Freie Bühne , Кете Кольвиц начала работу над своим циклом «Восстание ткачей» в 1893 году и отказалась от своего проекта по созданию сериала по роману Золя «Жерминаль». , который она уже начала. Успех премьеры был впечатляющим, и публика была глубоко тронута. Реакция цензоров — пьеса была расценена властями как разжигание классовой розни — а также ряд судебных исков о разрешении на постановку пьесы быстро сделали «Ткачей» Гауптмана одной из самых известных и часто обсуждаемых Натуралист играет в Германии.

Цикл Кольвица, однако, не является иллюстрацией к пьесе и не представляет собой историческое восстание ткачей в 1844 году, на котором основана пьеса. Вместо этого он показывает фиктивное восстание в современной обстановке. Воздерживаясь от изображения ткачей в одежде в стиле бидермейер 1840-х годов и вместо этого изображая их в рабочей одежде, которая стала популярной только во время индустриализации Пруссии после 1850 года, художница дала понять, что ее волнуют текущие проблемы.

Голод среди силезских ткачей в 1891/1892 годах привел к массовой кампании в прессе во всем рейхе, и в начале 1890-х годов этот вопрос стал предметом всеобщего обсуждения. На этом фоне понятно, что цикл Кете Кольвиц «Ткачи» был расценен властями столь же подрывным, как и пьеса Гауптмана, и что кайзер Вильгельм II отказался присудить медаль за этот цикл на Большой берлинской художественной выставке в 1898. Однако кайзеру не удалось помешать художественному прорыву, которым Кете Кольвиц сразу же воспользовалась после публикации цикла.

Первоначальный замысел художника состоял в том, чтобы задумать весь цикл как серию офортов. В результате технических неопределенностей она в конце концов создала первые три листа в виде литографий и только последние три листа выполнила в виде офортов. На двух вступительных листах изображена общая ситуация, приведшая к восстанию. На третьем листе речь идет о ткачах, планирующих восстание. Последующие листы показывают вспышку, кульминацию и спад восстания.

По самооценке художника 1941, «Восстание ткачей» было ее самой популярной работой при жизни.

Кете Кольвиц, Потребность, лист 1 цикла «Восстание ткачей», 1893-1897, литография карандашом и пером в технике царапания, Кн 33 А II

Кете Кольвиц, Смерть, лист 2 цикла »А Бунт ткачей», 1893-1897, литография карандашом, пером и кистью в технике царапания, Кн 34 А а

Кете Кольвиц, Заговор, лист 3 из цикла «Восстание ткачей», 1893-1897, литография мелком с царапиной техника, Кн 35 A II a

Кете Кольвиц, Марш ткачей, лист 4 из цикла «Восстание ткачей», 1893–1897 гг. , офорт и наждачная бумага, Кн 36 II a

Кете Кольвиц, Штурм ворот – Атака, лист 5 цикл «Восстание ткачей», 1893-1897, офорт, наждачная бумага, Кн 37 II а

Кете Кольвиц, Конец, лист 6 цикла «Восстание ткачей», 1893-1897, офорт, акватинта, наждачная бумага и полировщик, Kn 38 II a

Käthe Kollwitz, »От многих ран вы истекаете кровью, о люди« , запланированный как последний лист в цикле «Восстание ткачей», но не вошедший в серию, 1893–1897, офорт, сухая игла, акватинта и полировка, Kn 32 II

Кете Кольвиц, Угнетенные, 1901, травление, сухая игла, акватинта и полировка, Кн 49

Марш ткачей, Кете Кольвиц

Название
Марш ткачей

Дата
1897

$dated.0.1″>2

Художник0045

Nationality
German

Artist Life
1867–1945

Role
Artist

Gallery
Not on View

Department
European Art

Dimension

8 1/2 x 11 5/8 дюйма (21,59 x 29,53 см) (плита)15 3/8 x 19 3/4 дюйма (39,05 x 50,17 см) (лист)

81pdlww55c.3.0.0.0.5.1.$credit.0.0″> Кредит
Коллекция Уильяма М. Лэдда
Дар Гершеля В. Джонса, 19 лет.16

Accession Number
P.365

Medium
Etching

Country
Germany

Century
19th century

Rights

No Copyright — United States

81pdlww55c.3.0.0.0.5.1.$classification.0.0″> Классификация

Печать

Наименование объекта
Печать

Каталог Raisonne

Klipstein 32 Ia/IV

Wikipedia
СИТИТЕ ЭТОГО ИНФОРМАЦИЯ

Портфолио
с таблички 4 из Weaver’s Revolt (Ein Weberaufstand)

0.0″> Metadata

Metadata

Metadata

Metadata

Metadata

Metadata

.

Утвержден куратором

Эта запись была проверена нашим куратором, но может быть неполной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts