Все о николае втором: ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II | Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Разное

Содержание

Николай II: биография последнего императора в портретах

Публикации раздела Музеи

Илья Репин и Валентин Серов, Борис Кустодиев и Лауриц Туксен — многие художники были удостоены чести писать Николая II. Вспоминаем основные этапы жизни последнего русского императора, отраженные в его портретах.

«Детский портрет Николая II» Лаурица Туксена (1883)

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Николай II родился 18 мая 1868 года в Царском Селе. Он получил хорошее домашнее образование по специально написанной программе — изучал экономику, юриспруденцию, политическую историю, военное дело и языки. Среди его преподавателей были композитор Цезарь Кюи, который также был большим специалистом по фортификации, известный правовед Константин Победоносцев, химик Николай Бекетов и другие. Правда, они лишь читали наследнику престола лекции — проверять усвоенный материал преподаватели права не имели. Тем не менее учился Николай II прилежно. Как вспоминал великий князь Александр Михайлович: «Накануне окончания образования, перед выходом в лейб-гусарский полк, будущий Император Николай II мог ввести в заблуждение любого оксфордского профессора, который принял бы его, по знанию английского языка, за настоящего англичанина». Пятнадцатилетнего Николая II, еще не принесшего присягу о службе Родине, и нарисовал придворный художник его отца Александра III Лауриц Туксен.


«Венчание Николая II и Александры Федоровны» Ильи Репина (1894)

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1894 году в Большой церкви Зимнего дворца Николай II обвенчался со своей возлюбленной принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, будущей императрицей Александрой Федоровной. Свадьба была предельно скромной. По воспоминаниям Александры Федоровны, «церемония в церкви очень сильно напоминала… ту, которая состоялась в 1884 году (венчание сестры Александры, Елизаветы Фёдоровны, и великого князя Сергея Александровича, — Прим.ред.), только на нашей не было наших обоих отцов — и это было просто ужасно — ни отцовского поцелуя, ни благословения. …Ты можешь вообразить себе наши чувства. Один день в глубоком трауре, оплакиваем горячо любимого человека, а на следующий день в пышных одеждах встаем под венец. Невозможно представить себе больший контраст, и все эти обстоятельства сблизили нас еще больше». А венчание молодых перенес на холст Илья Репин.

Союз Николая II и Александры Федоровны считали уникальным для людей их круга — настолько теплыми и душевными были их отношения. Письменными свидетельствами их любви стала переписка, которую вели Николай и Александра. «Молиться за тебя — моя отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть даже самый короткий срок быть без тебя в доме, хотя при мне наши пять сокровищ» — так писала императрица мужу в одну из долгих разлук.


«Парадный портрет Николая II» Ильи Репина (1895)

Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург

Илья Репин писал императора неоднократно, и в 1895 году создал «Парадный портрет Николая II». Так как долгое время эта работа была неизвестна, сведений о ней сохранилось крайне мало. Император в парадном мундире с голубой лентой через плечо был изображен в интерьерах Мариинского дворца. В письмах Репин вспоминал: «На прошлой неделе состоялось три сеанса, т. е. в понедельник, 28-го, — 1-й сеанс, полтора часа; во вторник час и вчера — полчаса. Лепит в это же время Антокольский и кончает свой медальон Васютинский. Мы приезжаем во дворец в час и раньше. Государь выходит к нам в два часа, его все время сопровождает императрица и все время остается здесь во время работы». Позднее он добавлял: «Государя портрет я кончил, было всего семь сеансов. Много раз откладывали, он был не совсем здоров — инфлюенция (все проклятая и их не щадит). Государь позировал плохо, все находят мой портрет похожим и не бранят». Написан этот портрет был вскоре после вступления Николая II на российский престол после смерти его отца Александра III.


«Миропомазание императора Николая Александровича» Валентина Серова (1896)

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Священная коронация Николая II и Александры Федоровны состоялась 26 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля и проходила по традиционным канонам: коронование, литургия, миропомазание (именно этот момент и запечатлел на картине Валентин Серов), причащение. Николай II вспоминал об этом дне в своем дневнике: «Великий, торжественный, но тяжкий, в нравственном смысле, для Аликс, Мама и меня, день. Все это произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь!!!» Однако с коронацией Николая II связано трагическое событие: 30 мая, в ближайшее воскресенье после коронации, состоялся «народный праздник» на Ходынском поле, во время которого из-за неграмотной организации в давке погибло 1389 человек, а еще 1300 получили увечья.


«Портрет императора Николая II» Валентина Серова (1900)

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Валентин Серов был одним из самых известных художников своего времени. В отличие от многих коллег, он мог сам выбирать, кого рисовать, а кому отказывать. Однако отказать самому императору в портрете Серов не мог.

По воспоминаниям художника работа долго не клеилась, в особенности из-за многочисленных советов императрицы, которая активно вмешивалась в творческий процесс. В какой-то момент Серов даже не выдержал и отдал Александре Федоровне кисть и палитры, чтобы она написала портрет сама. Но портрет все равно не получался, о чем Серов и сообщил императору. Расстроенный Николай II, одетый в куртку офицера Преображенского полка, присел за стол и сложил руки перед собой — и вот только тогда Валентин Серов понял, как надо писать императора. Как написал потом об этой картине Константин Коровин: «Серов первым из художников уловил мягкость, интеллигентность и вместе с этим слабость императора, и запечатлел их на холсте…» Возможно, успех портрета как раз и заключался в том, что на нем был изображен именно военный, полковник, а не блистательный государь. Великий князь Александр Михайлович вспоминал: «В Николае II рано начала развиваться большая любовь к военной службе. Эта служба как нельзя лучше отвечала складу его характера. Он был командиром эскадрона лейб-гусарского полка. Два года прослужил он офицером в Гвардейской конно-артиллерийской бригаде. Ко всем своим обязанностям относился серьезно и добросовестно. Смерть отца застала его командиром батальона л[ейб-]г[вардии] Преображенского полка в чине полковника, и всю свою жизнь он остался в этом сравнительно скромном чине. Это напоминало ему его беззаботную молодость, и он никогда не выражал желания произвести себя в чин генерала. Он считал недопустимым пользоваться прерогативами своей власти для повышения себя в чинах».


«Торжественное заседание Государственного Совета» Ильи Репина (1903)

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Это грандиозное полотно Ильи Репина площадью 8,7 на 4 метра заслужило отдельный зал в Русском музее. Картину Репин создал для экспонирования в Мариинском дворце, где и проходили заседания Государственного совета Российской империи. Написать групповой портрет с 81 героем было задачей непростой, и в этом Репину помогали художники Илья Куликов и Борис Кустодиев. В работе живописцы использовали многочисленные фотоснимки, сделанные во время заседания совета (в частности, по фотографии и по предыдущим портретам Репина был написан Николай II). На картине изображен Николай II в момент речи, посвященной столетнему юбилею этого государственного института, а также награждение членов Совета памятными медалями.


«Император Николай II с орденом святого Владимира» Генриха Манизера (1905)

Государственный исторический музей, Москва

Генрих Манизер изобразил Николая II в непростое для императора время. В начале ХХ века отношения между Россией и Японией серьезно ухудшились — и в итоге 9 февраля 1904 года, после того как японцы атаковали эскадру в Порт-Артуре, Россия объявила войну Японии. После ряда неудачных сражений Россия оставила Мукден и Порт-Артур. По воспоминаниям Константина Рыдзевского, «новость, которая удручила всех, любящих свое Отечество, царем была принята равнодушно, не видно на нем ни тени грусти». Сам же Николай в своем дневнике писал: «Получил ночью потрясающее известие от Стесселя о сдаче Порт-Артура японцам ввиду громадных потерь и болезненности среди гарнизона и полного израсходования снарядов! Тяжело и больно, хотя оно и предвиделось, но хотелось верить, что армия выручит крепость. Защитники все герои и сделали более того, что можно было предполагать. На то значит воля Божья!» Неудачи в Русско-японской войне способствовали росту общественного недовольства, критическим настроениям в обществе.


«Император Николай II» Александра Маковского (1907)

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1907 году, когда Александр Маковский создал этот портрет для штаба Царскосельского гусарского полка Его Величества, Николай II был уже иным правителем. После революции 1905 года в стране работала Государственная дума, действовали прежде не регламентированные свободы совести, слова, собраний, была отменена цензура. Но, несмотря на все эти преобразования, Николай II не смог заслужить народной любви — он по-прежнему считался виновником поражения в Русско-японской войне, трагедии на Ходынском поле и других внутренних и внешних неудачах страны. Тогда Константин Бальмонт написал известное стихотворение «Наш царь»:

Наш Царь — Мукден, наш Царь — Цусима,
Наш Царь — кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму — темно. Наш Царь — убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь-висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел. Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждет.
Кто начал царствовать — Ходынкой,
Тот кончит — встав на эшафот.


«Царь Николай II» Бориса Кустодиева (1915)

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Один из последних портретов Николая II был написан Борисом Кустодиевым в 1915 году в Царском Селе, хотя изображен император был на фоне Московского Кремля. Художник вспоминал: «Ездил в Царское 12 раз; был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления… Много беседовали — конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше — но просветить мне его не удалось — безнадежен, увы… Что еще хорошо — стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так — «из-за жеста». Враг новшества и импрессионизм смешивает с революцией». Портрет был написан в разгар Первой мировой войны, неудачное участие России в которой вызвало еще большее недовольство царем у жителей страны. В феврале 1917 года произошла очередная революция, в результате которой 2 марта Николай II был вынужден отречься от престола.

Автор: Лидия Утёмова

Теги:

РеализмПортретыИнтересные фактыЖивописьПубликации раздела Музеи

Николай II — как личность и как символ краха империи

Расстрел семьи последнего российского императора Николая II, случившийся ровно сто лет назад — 17 июля 1918 года — до сих пор является одним из самых острых и спорных исторических событий. Его часто пытаются использовать в своих целях различные политические силы — даже спустя целый век. Скандал вокруг фильма «Матильда» стал очередным поводом для критиков самодержавия напомнить о негативном следе, который оставил Николай II в истории страны. «Поклонники» же царя, напротив, под канонизацию последнего императора, погибшего, по их мнению, мученически «за православную веру», намеренно смещали фокус внимания на другие аспекты. В этом клубке постмодерновых истерик затерялись главные вопросы: каким же был на самом деле последний русский император, в чем символический смысл расстрела царской семьи в подвале особняка инженера Ипатьева и с какой целью вопрос о династии Романовых время от времени муссируется в обществе? Как видим, вопросов много, поэтому самое время пройтись по ним.

Последний российский император еще при своем правлении получил прозвище «кровавый»: за печально известную давку во время массовых гуляний на Ходынском поле, приуроченных к его коронации. Тогда в давке погибло, по официальным данным, около 1,5 тыс. человек.

Начнем с самого главного — народной памяти. Императоры, правившие Российской империей последние 92 года её существования, получили хлесткие, но вполне справедливые по своей сути прозвища. Николай I, подавивший декабристское выступление и свернувший все послабления эпохи Александра I, получил прозвище «Палкин» — за любовь к муштре, телесным наказаниям, получившим особое распространение в его правление (вспомним легендарный рассказ Л.Н.Толстого «После бала», где полковник царской армии бьет палкой солдата-татарина), а также за ненависть к любому проявлению свободы и инакомыслия. Александр II получил прозвище «освободитель» — за отмену крепостного права. Следующий император — Александр III — был прозван «миротворцем» за то, что империя в период его правления не участвовала ни в одной войне. Последний российский император — Николай II — еще при своем правлении получил прозвище «кровавый»: за печально известную давку во время массовых гуляний на Ходынском поле, приуроченных к его коронации. Тогда в давке погибло, по официальным данным, около 1,5 тыс. человек. Поползли суеверные слухи, что такая трагедия, да к тому же связанная с церемонией венчания на царство — это предвестие больших бед, и что конец нового царя будет недобр. С высоты сегодняшнего дня понято, что эти суеверия оказались далеко не беспочвенны.

Шлейф прозвища «кровавый» протянулся таким образом через всю оставшуюся жизнь Николая II: «Кровавое воскресенье» — начало первой русской революции, кровавая Первая мировая война — ставшая непосредственной причиной падения династии Романовых, и, наконец, кровавый конец всей императорской династии в подвале Ипатьевского дома.

Николай II после охоты. 1912 год

«Поклонники» Николая II много и часто говорят о его «мягкости» и природном гуманизме, которые якобы стали основной причиной падения империи и отстранения его от власти. При этом они противопоставляют его революционерам и «кровавому» Ленину, в частности. Но реальность, как всегда, иная. Например, в бытовых вещах гуманизмом Николай II точно не отличался и, более того, он был весьма жесткосердечным человеком, не гнушавшимся на многочисленных охотах, устраиваемых его слугами, убивать огромное количество всевозможного зверья и даже обычных кошек, собак, ворон и т.д. Естественно на спортивную охоту это мало было похоже. К примеру, по подсчетам известного российского историка Игоря Зимина только за шесть лет (а именно 1896, 1899, 1900, 1902, 1908, 1911 гг.), сделанным на основе документов царского двора, последний российский император застрелил 3 786 «бродячих собак», 6 176 кошек и 20 547 ворон.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Если бы царь остался жив… Возможная траектория развития народов Идель-Урала

Другим увлечением царя были автомобили, и он имел на тот момент самый большой автопарк во всей Европе. Увлечение императора автомобилями однако абсолютно не привело к развитию этой на тот момент передовой отрасли промышленности в России. Царь катался на всевозможных роллс-ройсах, фордах, студетбеккерах, но до строительства в России аналогичных производств дело так и не дошло. Этот момент как нельзя лучше показывает архаичность и отсутствие государственного мышления у Николая II, неумение его заглядывать вперед.

Модель автомобиля «С-24-30» «Руссо-Балтика» из гаража Николая II, разработанная Адольфе Кегрессом (1910-е годы)

Последний российский император застрелил 3 786 «бродячих собак», 6 176 кошек и 20 547 ворон

Другой интересный момент. Как известно, Николай II причислен Русской Православной Церковью к лику святых как страстотерпец (т.е. погибший мученически за свою веру). Этим постоянно пытается пользоваться его «группа поддержки» — уже в наши дни. Стоит отметить, в свое время вопрос о его канонизации стоял отнюдь не так однозначно. Был и ряд влиятельных и авторитетных церковных иерархов, выступавших против этого. В этой связи интересен другой факт: в царствование Николая II было совершено беспрецедентно (для синодального периода) большое число канонизаций новых святых. Не послужило ли это дополнительным основанием для особой предрасположенности церковных иерархов к последнему российскому императору? Вопрос весьма интересный и остается в данном случае без ответа. Вернее, это как в вопросах веры: ответ каждый волен выбирать сам.

Однако стоит отметить, что современные сторонники Николая II идут гораздо дальше церкви и не стесняются называть своего кумира не просто мучеником, а «царем-искупителем», якобы своей смертью искупившем грехи всего российского народа, который посмел устроить революцию в стране, свергнуть власть «помазанника Божьего» и таким образом пошел против воли Всевышнего. Церковные иерархи обычно осуждают такие взгляды, подмечая, что единственным искупителем человеческих грехов с позиции христианства был только Иисус Христос, а потому разговоры о «царе-искупителе» — это чистой воды богохульство и ересь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Эпоха Николая II. Россия, которая «потерялась»

В этой связи опять возникает вопрос о расстреле царской семьи в подвале Ипатьевского особняка. Вопрос о том, чья это была идея — советского руководства или местного Уральского Совета — остается дискуссионным. Но здесь важнее другое: чем была эта смерть с символической точки зрения и с точки зрения развития исторического процесса?

Останки Николая II, выставлены в Екатеринбурге 27 января 1998 года

Теоретически можно было, конечно, не казнить царя и всю его семью, с точки зрения человеческого гуманизма, это был бы идеальный вариант. Но тут же стоит отметить, что враждебное окружение вокруг молодой советской власти и логика разворачивающейся на тот момент Гражданской войны диктовали свои условия, имеющие мало общего с обычным обывательским гуманизмом. Стоит уяснить, что Николай II был не просто человек, он был символом старого царского режима, символом империи, которая де-факто на тот момент уже перестала существовать. Его судьба фактически не принадлежала ему самому и в случае своего спасения он в лучшем случае стал бы послушной марионеткой в руках стран Антанты. И более того, личность самого царя была далеко неоднозначной даже среди антибольшевистских сил того времени.

В этой связи символично, что незадолго до расстрела царской семьи, в начале 1918 года, татары-большевики совместно с ваисовцами скинули со шпиля одной из святынь татарского народа — башни Сююмбике — герб империи — двухглавого орла — и водрузили на его месте полумесяц

Прикрыться образом свергнутого царя могла только некоторая часть наиболее ортодоксального белого офицерства, для другой же он был виновником того состояния, в котором оказалась Россия. И за царем точно бы не пошла основная часть антибольшевистских сил того времени: ни правые эсеры, меньшевики, сторонники свергнутого Учредительного Собрания (Самарский Комуч и Уфимская Директория), ни казаки, провозгласившие свои казачьи республики, ни тем более нерусские народы — возвращения царизма, империи было вовсе не к чему. Бывшие подданные царя, опьяненные свободой и «коном возможностей», которые им дала революция, не хотели больше возвращения в ту Россию, где права были только у элиты, а у остальной части населения были только обязанности. Россию, в которой по праву рождения одних ждала легкая беззаботная жизнь, прекрасное образование, а других — только рабский труд с самого раннего детства и беспросветное будущее. Россию, в которой элитой, управляющей государством, могли быть только представители одной национальности и одной конфессии, а многочисленные народы, населяющие империю, ни о каком национальном самоопределении, свободе не могли даже и мечтать. Россию, где татары создавали свою национальную систему образования на свои личные средства (при том, что платили немалые налоги), т.к. царское правительство намеренно не создавало национальных школ (только немногочисленные миссонерские — для продолжения политики христианизации) для мусульманских народов, ведь образованные и не обрусевшие инородцы им были вовсе ни к чему.

В этой связи символично, что незадолго до расстрела царской семьи, в начале 1918 года, татары-большевики совместно с ваисовцами скинули со шпиля одной из святынь татарского народа — башни Сююмбике — герб империи — двухглавого орла — и водрузили на его месте полумесяц.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как татары в Уфе Национальный Парламент (1917-1918) собирали

Поэтому избавление России от Романовской династии было не просто актом её освобождения от многовековых оков самодержавия. Это был окончательный разрыв с той империей, которая на тот момент де-факто перестала существовать. Ведь кто такой монарх, царь-самодержец? Монарх — это прежде всего олицетворение того государства, которое он представляет. Он — кесарь, помазанник Божий. Чем отличается президент, даже в условиях суперпрезидентской республики (когда у него наличествуют огромные полномочия) от монарха? Первый — всего лишь обычный человек, наемный менеджер, избранный на свою должность на определенный срок по воле граждан страны, после которого он становится обычным человеком. Второй — это не просто случайный правитель, это представитель особого царствующего рода/династии, он не избирается людьми, поэтому у него не может быть альтернативы. Он восходит на престол по воле Всевышнего (отсюда и поговорка «вся власть от Бога»), а раз так, то отчитывается он только перед Богом, и любые действия против его воли — это покушение на власть Всевышнего Создателя. И ликвидация Романовской династии — это разрыв с прежней традицией сакрализации власти, необходимый акт, после которого носителем власти уже стал бы народ («власть — это мы»).

В истории с поднимающемся время от времени ажиотажем вокруг имени последнего российского императора интереснее другое — к чему всё это? Одного лишь интересанта в этой истории однозначно нет. Вопрос о политическом наследии Николая II — на сегодняшний день «поляна», на которой собираются множество самых разных сил. Для непрямых потомков последнего российского императора — это вопрос их статуса среди королевских семей Европы и вопрос о реституции (возвращения) части имущества, принадлежавшего когда-то царской семье. Известно, что представители дома Романовых неоднократно посещали полуостров, лоббируя вопрос о возвращении им царских дворцов в Крыму. Пока им вежливо отказали, но надолго ли? Другим моментом, но уже политическим, является то, что в Российской Федерации существует весьма влиятельная группа (имеющая своих сторонников среди высшей бюрократии и олигархата), лелеющая мечты о возрождении монархии и возвращения страны на дореволюционные «рельсы». Конечно, прямое возвращение монархического строя, пусть даже в виде конституционной монархии — это весьма маловероятный сценарий в силу множества причин. Но это не мешает этой группе добиться возвращения атрибутов самодержавия — сословности, сакральности и, соотвественно, почитания представителей царской династии, реституции имущества. Отсюда и разговоры, которые то восхваляют крепостное право, то называют дореволюционную эпоху времен последнего императора «золотым веком» в истории страны, опытом, которой неплохо было бы вновь воспользоваться. Это во многом перекликается с желанием части представителей высшей властной элиты и олигархов легитимизировать в общественном сознании свое немалое состояние, полученное именно благодаря краху советского проекта. И потомки династии Романовых могли бы при этом сыграть свою определённую роль.

Силу и возросшее влияние этой группы можно было прочувствовать в период повальной истерии вокруг фильма «Матильда», когда не в меру активных сторонников последнего российского самодержца не могли успокоить даже, казалось бы, влиятельные представители высшей бюрократии страны. От рук княгини Марии Владимировны Романовой, являющейся самым известным представителем из ныне живущих потомков Романовых и называющей себя законным претендентом на престол (что однако оспаривается другими потомками царской династии), дворянские титулы получили многие влиятельные люди в стране: высшие менеджеры крупнейших госкомпаний, олигархи 90-х, высшие представители российской бюрократии и т.д. Мария Романова признается в качестве главы Дома Романовых и РПЦ. Более того, Дом Романовых еще в 2009 году публично заявил о своем желании занять в стране особое положение, аналогичное положению Русской православной церкви. То есть речь идет уже об институционализации внутри государства. Мария Романова оставила определённый след даже в Татарстане. В частности, она является, ко всему прочему, почетным доктором Института истории имени Ш.Марджани Академии наук РТ.

Мария Романова

Все эти эмиссары самодержавия и восхвалители «России, которую мы потеряли» в своем стремлении восстановить порядки дореволюционной эпохи, точно также как и Николай II, идут, по сути своей, против законов общественного развития, пытаясь отыграть назад то, что уже потерпело свой крах.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике «Мнения», может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Викторина «Поэты Америки»

Ответы на 12 вопросов об истории освоения космоса

Увлечение Wordle: почему мы любим головоломки и полезны ли они для нашего мозга?

Александр III | Биография, правление и родители

Александр III

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
10 марта 1845 г.
Санкт-Петербург
Россия
Умер:
1 ноября 1894 г. (49 лет)
Ливадийский дворец
Россия
Должность/Офис:
император (1881-1894), Россия
царь (1881-1894), Россия
Дом / Династия:
Династия Романовых
Известные члены семьи:
отец Александр II
сын Николай II

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Александр III , русский полностью Александр Александрович , (род. 10 марта [26 февраля по ст. ст.] 1845, Санкт-Петербург, Россия — ум. 1 ноября [20 октября по ст. ст.] 1894, Крым), император России с 1881 по 1894 год, противник представительного правления и сторонник русского национализма. Он принял программы, основанные на понятиях православия, самодержавия и народность (вера в русский народ), которая включала русификацию национальных меньшинств в Российской империи, а также преследование неправославных религиозных групп.

Молодость и образование Александра III

Будущий Александр III был вторым сыном Александра II и Марии Александровны (Марии Гессен-Дармштадтской). Характером он мало походил на своего мягкосердечного впечатлительного отца и еще меньше на своего утонченного, рыцарственного, но сложного дедушку Александра I. Он упивался идеей того, что он такой же грубой фактуры, как подавляющее большинство его подданных. Его прямолинейность иногда отдавала резкостью, а неприкрашенная манера выражаться хорошо гармонировала с его грубыми неподвижными чертами. В течение первых 20 лет своей жизни у Александра не было никаких шансов вступить на престол. Он получил лишь поверхностное обучение, которое давали великим князьям того периода, которое не выходило далеко за рамки начального и среднего обучения, знакомства с французским, английским и немецким языками и военной муштры. Когда он стал наследником после смерти своего старшего брата Николая в 1865 году, он начал изучать принципы права и управления под руководством юриста и политического философа К. П. Победоносцева, который повлиял на характер своего царствования, внушив ему ненависть к представительной власти и веру в то, что ревность к Православию должен воспитывать каждый царь.

Цесаревич Николай на смертном одре выразил желание, чтобы его невеста, принцесса Дагмар Датская, отныне известная как Мария Федоровна, вышла замуж за его преемницу. Брак оказался самым счастливым. В годы своего наследника — с 1865 по 1881 год — Александр дал понять, что некоторые его идеи не совпадают с принципами существующей власти. Он осуждал чрезмерное иностранное влияние в целом и немецкое влияние в частности. Его отец, однако, иногда высмеивал преувеличения славянофилов и основывал свою внешнюю политику на союзе с Пруссией. Антагонизм между отцом и сыном впервые публично проявился во время франко-германской войны, когда царь симпатизировал Пруссии, а царевич Александр — французам. Он периодически появлялся снова в 1875–1879 годах., когда распад Османской империи поставил перед Европой серьезные проблемы. Сначала царевич был больше славянофилом, чем правительство, но он разуверился в своих иллюзиях во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов, когда командовал левым флангом вторгшейся армии. Он был добросовестным полководцем, но был огорчен, когда большая часть того, что Россия получила по Сан-Стефанскому договору, была отобрана на Берлинском конгрессе под председательством канцлера Германии Отто фон Бисмарка. Более того, к этому разочарованию Бисмарк вскоре после этого добавил союз Германии с Австрией, специально предназначенный для противодействия планам России в Восточной Европе. Хотя о существовании австро-германского союза русские не знали до 1887 года, цесаревич пришел к выводу, что для России лучше всего подготовиться к будущим непредвиденным обстоятельствам путем радикальной схемы военной и военно-морской реорганизации.

Восхождение на престол и программа русификации

13 марта (1 марта по старому стилю) 1881 года Александр II был убит, а на следующий день самодержавная власть перешла к его сыну. В последние годы своего царствования Александра II очень беспокоило распространение нигилистических заговоров. В день своей смерти он подписал указ о создании ряда совещательных комиссий, которые со временем могли быть преобразованы в представительное собрание. Александр III отменил указ до его опубликования и в манифесте о своем воцарении заявил, что не имеет намерения ограничивать унаследованную им самодержавную власть. Все внутренние реформы, которые он инициировал, были направлены на то, чтобы исправить то, что он считал слишком либеральными тенденциями предыдущего правления. По его мнению, Россию должны были спасти от анархических беспорядков и революционной агитации не парламентские учреждения и так называемый либерализм Западной Европы, а три начала православия, самодержавия и народность .

Политическим идеалом Александра была нация, содержащая только одну национальность, один язык, одну религию и одну форму правления, и он сделал все возможное, чтобы подготовить осуществление этого идеала, навязав своему немецкому, немецкому, русскому языку и русским школам польских и финских подданных, воспитывая православие за счет других конфессий, преследуя евреев и уничтожая остатки немецких, польских и шведских учреждений в окраинных провинциях. В других провинциях он подрезал слабые крылья земства (выборная местная администрация, напоминающая советы графств и приходов в Англии) и поставили автономное управление крестьянскими общинами под надзор назначаемых правительством землевладельцев. В то же время он стремился укрепить и централизовать имперскую администрацию и поставить ее под свой личный контроль. Во внешних делах он был подчеркнуто мирным человеком, но не сторонником доктрины мира любой ценой. Возмущенный поведением Бисмарка по отношению к России, он избегал открытого разрыва с Германией и даже возродил на время Союз трех императоров между правителями Германии, России и Австрии. Только в последние годы своего правления, особенно после восшествия Вильгельма II на престол немецкого императора в 1888 году, Александр занял более враждебную позицию по отношению к Германии. Прекращение русско-германского союза в 189 г.0 неохотно заставил Александра вступить в союз с Францией, страной, которую он очень не любил как рассадник революций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы