Все о псалтири: Почему важно читать Псалтирь?

Разное

Псалтирь

  • Текст Псал­тири и пере­воды
  • Псал­тирь в Библии с парал­лель­ным пере­во­дом
  • Сло­варь пере­нос­ных, образ­ных и сим­во­ли­че­ских упо­треб­ле­ний слов в Псал­тири
  • Псал­тирь, пере­вод на рус­ский язык Е.Н. Биру­кова, И.И. Биру­ков
  • Псалмы Дави­довы пере­вод С.С. Аве­рин­цева
  • Псал­тирь по кафиз­мам с уда­ре­ни­ями и молит­вами
  • О Псал­тири
  • Псал­тирь Биб­лей­ская Энцик­ло­пе­дия
  • О про­ис­хож­де­нии Псал­тири прот. Н. Виш­ня­ков
  • Хри­стос в Псал­мах
  • Кросс­ворд «Псал­тирь»
  • Кросс­ворд «Псалмы в цита­тах»
  • Тол­ко­ва­ния Псал­тири
  • Объ­яс­не­ние Свя­щен­ной книги Псал­мов прот. Г. Раз­умов­ский
  • Посо­бие к пони­ма­нию Псал­тири епи­скоп Ириней (Орда)
  • Беседы на Псалмы свт. Васи­лий Вели­кий 
  • Беседы на Псалмы свт. Иоанн Зла­то­уст
  • Тол­ко­ва­ние на Псалмы свт.  Афа­на­сий Вели­кий
  • Тол­ко­вая Псал­тирь Евфи­мий Зига­бен
  • Псал­тирь прп. Ефрем Сирин
  • Тол­ко­ва­ние на 150 псал­мов блаж. Фео­до­рит Кирр­ский
  • Избран­ные псалмы свт. Феофан Затвор­ник
  • Тол­ко­ва­ние Псал­тири проф. А.П. Лопу­хин
  • Псал­тирь в свя­то­оте­че­ском изъ­яс­не­нии
  • Тол­ко­ва­ние особых изре­че­ний в цер­ков­ной Псал­тири, изло­жен­ное по руко­вод­ству святых отцов Церкви прот. Сергий Тер­нов­ский
  • Тол­ко­ва­ние на Псалмы еп. Пал­ла­дий (Пьян­ков)
  • Ключ к Псал­тири архим. Наум (Бай­бо­ро­дин)
  • Тол­ко­ва­ние на Псал­тирь, по тексту еврей­скому и гре­че­скому архиеп. Ириней (Кле­мен­тьев­ский)
  • Псал­тирь. После­до­ва­тель­ное изъ­яс­не­ние сла­вян­ского текста прот. Нико­лай Тро­иц­кий
  • Псал­тирь в хра­мо­вом Бого­слу­же­нии
  • Устав чтения Псал­тири на пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии
  • О чтении Псал­тири в разных слу­чаях преп. Арсе­ний Кап­па­до­кий­ский
  • Псал­тирь в келей­ном (домаш­нем) Бого­слу­же­нии
  • Раздел: Читаем Псал­тирь
  • Поря­док чтения Псал­тири по усоп­шим
  • Псал­тирь в Ауди­фор­мате
  • Радио “Неусы­па­е­мая Псал­тирь” 
  • Псал­тирь в ауди­о­раз­деле
  • Псал­тирь в видео­раз­деле

Псалти́рь или Псал­тырь (от греч. ψαλτήριον (псал­ти­рион) – струн­ный музы­каль­ный инстру­мент) – книга, состо­я­щая из 150 псал­мов, вхо­дя­щая в состав Библии (связь между назва­нием книги, как сбор­ни­ком псал­мов (песней), и назва­нием музы­каль­ного инстру­мента объ­яс­ня­ется тем, что во вре­мена Вет­хого Завета пение псал­мов сопро­вож­да­лось игрой на музы­каль­ных инстру­мен­тах).

Наиме­но­ва­ние Псал­тири взято от музы­каль­ного струн­ного инстру­мента, с игрою на кото­ром соеди­ня­лось пение псал­мов при вет­хо­за­вет­ном бого­слу­же­нии. Писа­те­лями псал­мов, судя по над­пи­са­ниям, были Моисей, Давид, Соло­мон, и многие другие; но так как 73 псалма над­пи­сы­ва­ются именем Давида и многие из ненад­пи­сан­ных псал­мов, веро­ятно, напи­саны им же, то и вся книга назы­ва­ется Псал­ти­рью царя Давида.

Содер­жа­ние псал­мов весьма раз­но­об­разно при оди­на­ко­вой молит­вен­ной (в смысле обра­ще­ния чело­века к Богу) форме боль­шин­ства из них: есть псалмы пока­ян­ные (напри­мер: Пс.6, Пс.24, Пс.37, Пс.50, Пс.129, Пс.136), бла­го­дар­ствен­ные (Псалом 17, Пс.29), хва­леб­ные (Пс.103, Пс.145), про­си­тель­ные; есть кроме того псалмы и в соб­ствен­ном смысле учи­тель­ные, напри­мер Пс.90. Наряду с этим учи­тельно-молит­вен­ным содер­жа­нием псал­мов во многих из них нахо­дятся и про­ро­че­ства о буду­щих собы­тиях, осо­бенно об Иисусе Христе и Его Церкви, – таких псал­мов насчи­ты­ва­ется более два­дцати (Пс.2, Пс.8, Пс.15, Пс.18, Пс.21, Пс.23, Пс.39, Пс.40, Пс.44, Пс.50, Пс.67, Пс.68, Пс.71, Пс.88, Пс.96, Пс.101, Пс.109, Пс.117, Пс.118, Пс.129, Пс.131, Пс.142).

В Пра­во­слав­ной Церкви, по при­меру вет­хо­за­вет­ной, Псал­тирь более всех других свя­щен­ных книг упо­треб­ля­ется при бого­слу­же­нии, причем для каж­дого бого­слу­же­ния при­ме­нены особые псалмы, кото­рые поются или чита­ются либо в целом виде (напри­мер, на шесто­псал­мии и часах), либо по частям в так назы­ва­е­мых про­ким­нах. Кроме того, за бого­слу­же­нием пра­во­слав­ной Церкви посто­янно совер­ша­ется рядо­вое чтение Псал­тири.

По Уставу цер­ков­ному вся Псал­тирь должна быть про­чи­тана по порядку в тече­ние сед­мицы, а во время Вели­кого Поста – дважды за сед­мицу.

В цер­ков­ном упо­треб­ле­нии Псал­тирь раз­де­ля­ется на 20 частей – кафизм, или седаль­нов, т.е. таких отде­ле­ний, после кото­рых в древ­ней церкви поз­во­ля­лось сидеть (во время пола­гав­шихся вслед за чте­нием псал­мов объ­яс­не­ний их).

Почему Псал­тирь, будучи про­из­ве­де­нием вет­хо­за­вет­ной эпохи, так часто упо­треб­ля­ется в Пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии?

Псал­тирь, как и все вообще Книги, вошед­шие в Свя­щен­ный Канон (в состав Свя­щен­ного Писа­ния), напи­сана по вдох­но­ве­нию Свя­того Духа.

Глав­ным Пред­ме­том содер­жа­ния Книги Псал­мов явля­ется Бог Сам в Себе и в Своём отно­ше­нии к миру.

Несмотря на то, что псалмы были состав­лены в дохри­сти­ан­скую эру, в них много гово­рится о Христе (про­ро­че­ски или посред­ством про­об­ра­зов) (Пс. 21:18-19).

Зна­чи­тель­ная часть содер­жа­ния Псал­тири пред­став­ляет собой образ­цо­вые формы сер­деч­ной, воз­вы­шен­ной, бла­го­го­вей­ной молитвы.

Неко­то­рые пса­лом­ские стихи пред­став­ляют собой хва­леб­ные молитвы. В этих стихах Бог вос­хва­ля­ется и про­слав­ля­ется как Все­со­вер­шен­ный Созда­тель, Единый Небес­ный Вла­дыка владык (Пс.8:2).

Другие отоб­ра­жают бла­го­дар­ствен­ное отно­ше­ние веру­ю­щего к Богу за Его бла­го­де­я­ния, изли­ва­е­мые в мир, за Его мило­сти (Пс.27:6).

Немало стихов, если их обоб­щить, выра­жают вопль страж­ду­щего, гиб­ну­щего во грехах чело­века с прось­бой о помощи (Пс.50:3-7).

Несмотря на то, что псалмы были состав­лены в дохри­сти­ан­скую эру, их нельзя назвать уста­рев­шими. Глу­бина содер­жа­ния этих вели­че­ствен­ных про­из­ве­де­ний не исчер­пана до сих пор.

Все они вкупе и каждый в отдель­но­сти служат к нази­да­нию веру­ю­щих и могут исполь­зо­ваться в каче­стве поуча­ю­щих посо­бий (Пс.1:1-5).

В силу этих причин чтение и пение псал­мов было усво­ено бого­слу­жеб­ною прак­ти­кой Церкви.

В каче­стве част­ных причин усво­е­ния ново­за­вет­ным бого­слу­же­нием вет­хо­за­вет­ных псал­мов можно назвать и то, что первое время Цер­ковь Хри­стова при­умно­жа­лась за счёт иудеев, кото­рые были вос­пи­таны на псал­мах и кото­рым они были осо­бенно близки.

Извест­ная на сего­дняш­ний день форма раз­ви­того Пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния появи­лось в Церкви не вдруг. Сугубо хри­сти­ан­ские пес­но­пе­ния, гимны, молитвы, даже Писа­ния фор­ми­ро­ва­лись мед­ленно, посте­пенно. В этом отно­ше­нии трез­вое заим­ство­ва­ние того луч­шего, что вхо­дило в состав вет­хо­за­вет­ной бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции, тоже было уместно.

О псал­мо­пе­нии

В период дея­тель­ного подвиж­ни­че­ства исих­аст, как гово­рит одна гре­че­ская руко­пись XIV века, хра­ня­ща­яся на Афоне в Ивер­ском мона­стыре, имеет три глав­ных дела: первое дело (для начи­на­ю­щих) — ослаб­лять стра­сти; второе (для пре­успе­ва­ю­щих) — зани­маться псал­мо­пе­нием; третье (для пре­успев­ших) — тер­петь в молитве.

Ослаб­лять стра­сти — озна­чает прежде всего не питать их гре­хов­ными делами и помыс­лами, про­ти­во­сто­ять им, следуя цер­ков­ным уста­нов­ле­ниям и при­об­ща­ясь святых таинств, вытес­няя стра­сти при­об­ре­те­нием хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей.

В деле же очи­ще­ния от стра­стей и вос­пи­та­ния души для Цар­ствия Божия особое зна­че­ние имеет псал­мо­пе­ние. На этом я хочу оста­но­виться подроб­нее.

Книга Псал­тирь заклю­чает в себе собра­ние духов­ных песен и входит в канон Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого Завета. Свое назва­ния эта книга полу­чила от музы­каль­ного инстру­мента, игрой на кото­ром пророк Давид сопро­вож­дал пение псал­мов.

В бого­дух­но­вен­но­сти и кано­нич­но­сти этой книги нико­гда и никто не сомне­вался. Псалмы есть не что иное, как гла­голы Духа Свя­того, обра­щен­ные ко всем вре­ме­нам и наро­дам, — так гово­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Поэтому все псалмы про­ник­нуты свя­то­стью. Псал­тирь рас­кры­вает людям Боже­ствен­ное домо­стро­и­тель­ство нашего спа­се­ния, пре­по­дает пра­вила веры. Она, как писал свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, «явля­ется книгой, во-первых, пока­зы­ва­ю­щей учение Откро­ве­ния в жизни, а во-вторых, помо­га­ю­щей осу­ще­ствить это… Книга псал­мов объ­ем­лет все, что пред­став­ляют все другие свя­щен­ные книги. Она про­ро­че­ствует о буду­щем, и при­во­дит на память бывшее, и дает закон для жизни и пра­вила для дея­тель­но­сти».

Несо­мнен­ное вли­я­ние на душу чело­века ока­зы­вает и сам дух Псал­тири, име­ю­щий, как и дух всего Свя­щен­ного Писа­ния, вели­кую очи­ща­ю­щую силу. Книга псал­мов, содер­жа­щая в сокра­ще­нии все книги Свя­щен­ного Писа­ния, пред­став­ляет собой полную сово­куп­ность истин бого­по­зна­ния и бого­по­чи­та­ния. Не слу­чайно ее назы­вают иногда «малой Биб­лией».

«Во всем Свя­щен­ном Писа­нии дышит бла­го­дать Божия, но в слад­кой книге псал­мов она дышит пре­иму­ще­ственно», — счи­тает свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский. Дей­ствие и сила этой Боже­ствен­ной бла­го­дати рас­про­стра­ня­ется на всех чита­ю­щих, поющих и слу­ша­ю­щих псалмы и очи­щает их души. «Надобно знать, — ука­зы­вает древ­ний хри­сти­ан­ский мыс­ли­тель Ориген, — что слово Божие имеет всякую силу и такую кре­пость, что может очи­щать пороки и загряз­нен­ному воз­вра­щать преж­нюю цвет­ность. Ибо живо слово Божие, и дей­ственно, и острее вся­кого меча обо­ю­до­ост­рого (Евр.4:12)». На очи­ща­ю­щую силу Своего слова ука­зы­вал и Гос­подь Иисус Хри­стос, когда гово­рил уче­ни­кам: «Вы уже очи­щены чрез слово, кото­рое Я про­по­ве­дал вам» (Ин.15:3). «Даже хотя бы ты не разу­мел силы Боже­ствен­ных слов, при­учай, по край­ней мере, уста про­из­но­сить их, — поучает свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, — язык освя­ща­ется этими сло­вами, если они про­из­но­сятся с усер­дием».

Как и когда про­ис­хо­дит это освя­ще­ние? Следуя свя­то­оте­че­скому учению, отве­тить на этот вопрос можно сле­ду­ю­щим обра­зом.

Слова или мысли, вос­при­ни­ма­е­мые чело­ве­ком или воз­ни­ка­ю­щие в нем самом, заклю­чают в себе некий образ. Этот образ несет в себе мыс­лен­ную силу и ока­зы­вает на чело­века опре­де­лен­ное воз­дей­ствие. Какое вли­я­ние пре­тер­пе­вает чело­век, поло­жи­тель­ное или отри­ца­тель­ное, зави­сит от того, откуда исхо­дят эти образы. Бог по снис­хож­де­нию и бла­го­во­ле­нию Своему дает веде­ние о Себе в обра­зах, доступ­ных чело­веку. И если чело­век вос­при­ни­мает эти Боже­ствен­ные образы, то они пожи­гают в нем стра­сти и освя­щают его. Тогда они про­ти­во­стоят обра­зам, тво­ри­мым самим чело­ве­ком и вну­ша­е­мым демо­нами. Послед­ние, в случае их при­ня­тия душою, будут извра­щать духов­ный образ чело­века, создан­ного по образу и подо­бию Божию.

Сле­до­ва­тельно, если при чтении Боже­ствен­ного Писа­ния душа чело­века очи­ща­ется от извра­ще­ний и поро­ков, то очень важно на про­тя­же­нии опре­де­лен­ного пери­ода духов­ной жизни питать ум сло­вами и мыс­лями, почерп­ну­тыми из Свя­щен­ного Писа­ния. Поэтому-то древ­ние ино­че­ские уставы и пред­пи­сы­вают, осо­бенно начи­на­ю­щим, учить Псал­тирь наизусть и иметь псалмы всегда на устах своих. «Всякое Писа­ние бого­дух­но­венно и полезно (2Тим. 3:16), для того напи­сано Духом Святым, — объ­яс­нял зна­че­ние Псал­тири свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, — чтобы в нем, как в общей вра­чеб­нице духа, все мы, чело­веки, нахо­дили вра­чев­ство — каждый от соб­ствен­ного своего недуга».

«Как неко­то­рое спа­си­тель­ное вра­чев­ство и сред­ство для очи­ще­ния грехов запо­ве­дали отцы, — гово­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, — читать псалмы каждый вечер (в част­но­сти, «Гос­поди, воз­звах»), чтобы все, чем бы ни осквер­ни­лись мы в про­дол­же­нии дня… мы очи­стили при наступ­ле­нии вечера посред­ством этих духов­ных песен. Они есть вра­чев­ство, кото­рое истреб­ляет все непо­доб­ное. Пение псал­мов обуз­ды­вает силу сла­до­стра­стия, окры­ляет ум и воз­вы­шает душу. Свя­ти­тель при­зы­вает и во время бла­го­ден­ствия, насла­жда­ясь дарами Божи­ими, «воз­но­сить Богу бла­го­дар­ствен­ные песни, чтобы, если от упо­е­ния и пре­сы­ще­ния войдет в нашу душу что-нибудь нечи­стое, псал­мо­пе­нием про­гнать все нечи­стые и пороч­ные поже­ла­ния».

Псал­тирь стала глав­ной учеб­ной книгой в Древ­ней Руси. Из пре­ди­сло­вия к «Сла­вян­ской грам­ма­тике» Меле­тия Смот­риц­кого, издан­ной в Москве в 1721 году, видим, что «издревле рос­сий­ским дето­вод­цам обычай бе и есть учити дети малые в начале азбуце, потом же Часо­слову и Псал­тири». Псал­тирь, как книга свя­щен­ная и посто­янно упо­треб­ля­е­мая при бого­слу­же­ниях, вос­при­ни­ма­лась не только как учеб­ник чтения. Счи­та­лось необ­хо­ди­мым знать ее как книгу самую нужную, самую жиз­нен­ную.

Научив­шись читать по Псал­тири и к тому же выучив ее наизусть, рус­ский чело­век уже нико­гда не рас­ста­вался с ней. Она была настоль­ной книгой наших пред­ков, спут­ни­цей во всех путе­ше­ствиях, иногда она так и назы­ва­лась «дорож­ной кни­жи­цей».

Рус­ский чело­век на осно­ва­нии своего глу­боко рели­ги­оз­ного чув­ства обра­щался к Псал­тири для раз­ре­ше­ния всех недо­уме­ний, находя в ней ответы на труд­ные жиз­нен­ные вопросы и даже поль­зу­ясь ею для исце­ле­ния боль­ных и одер­жи­мых нечи­стым духом.

Цитаты о псал­тири

Псал­тирь и сего­дня оста­ется в частом упо­треб­ле­нии как при бого­слу­же­ниях, так и в повсе­днев­ной жизни. Это свя­зано с тем, что слова Псал­тири не только «очи­щают душу, — как сви­де­тель­ствует свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, — но даже один стих может вну­шить вели­кое любо­муд­рие, побу­дить к реше­нию и при­не­сти вели­кую пользу в жизни».

По срав­не­нию с дру­гими кни­гами Свя­щен­ного Писа­ния «книга псал­мов пред­став­ляет для всех обра­зец жизни души, — гово­рит свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий. — Кто читает другие книги, тот про­из­но­сит напи­сан­ное в них не как свои соб­ствен­ные слова, но как слова святых мужей или тех, о ком они гово­рят. Но, уди­ви­тель­ное дело, кто читает псалмы, тот все напи­сан­ное в них, за исклю­че­нием про­ро­че­ства о Спа­си­теле и языч­ни­ках, про­из­но­сит как бы от своего соб­ствен­ного имени, поет их, как будто они были напи­саны о нем или даже им самим. Согласно своей душев­ной рас­по­ло­жен­но­сти, всякий жела­ю­щий нахо­дит в псал­мах вра­че­ва­ние и исправ­ле­ние для каж­дого своего дви­же­ния». «Я думаю, — раз­мыш­ляет далее свя­ти­тель, — что в словах этой книги изме­рена и объята вся жизнь чело­ве­че­ская, все состо­я­ние души, все дви­же­ния мысли, так что в чело­веке ничего нельзя найти более».

Обо­зре­вая свя­то­оте­че­ское учение, мы видим, какое огром­ное зна­че­ние имеет Псал­тирь в нашей жизни. Поэтому при изу­че­нии пра­во­слав­ной куль­туры и в вос­пи­та­тель­ном про­цессе, осно­ван­ном на пра­во­слав­ной куль­туре, нужно исполь­зо­вать опыт пра­во­слав­ной Руси и в первую оче­редь исполь­зо­вать Псал­тирь, как, впро­чем, и все Свя­щен­ное Писа­ние, в каче­стве основы для устро­е­ния пра­виль­ной жизни, поскольку «не хлебом одним будет жить чело­век, но всяким словом, исхо­дя­щим из уст Божиих» (Мф.4:4).
игумен Петр (Пиголь)

«Какой при­ят­ный спут­ник для людей на всех пунк­тах их жизни пророк Давид. Как хорошо при­спо­соб­ля­ется он ко вся­кому духов­ному воз­расту и раз­де­ляет вся­кого рода заня­тия! С мла­ден­цами Божи­ими он весе­лится, с мужами под­ви­за­ется, юношей настав­ляет, стар­цев под­креп­ляет, – всем все бывает: для воинов ору­жием, для подвиж­ни­ков настав­ле­нием, для обу­ча­ю­щихся борьбе пале­строю, для побе­ди­те­лей венцом, на пир­ше­ствах весе­льем, на похо­ро­нах уте­ше­нием. Нет минуты в жизни нашей, кото­рая была бы лишена вся­кого рода при­ят­ных его бла­го­де­я­ний. Есть ли какая-либо молитва, кото­рой бы не под­креп­лял Давид? Есть ли какое празд­не­ство, кото­рого бы не делал свет­лым сей пророк».
св. Гри­го­рий Нис­ский

«Книга псал­мов объ­яс­няет все полез­ное из всех книг. Она про­ро­че­ствует о буду­щем, при­во­дит на память собы­тия, дает законы для жизни, пред­ла­гает пра­вила для дея­тель­но­сти. Короче говоря, она есть общая сокро­вищ­ница добрых учений и тща­тельно отыс­ки­вает, что каж­дому на пользу. Чему не научишься из псал­мов? Не позна­ешь ли отсюда вели­чие муже­ства, стро­гость спра­вед­ли­во­сти, чест­ность цело­муд­рия, совер­шен­ство бла­го­ра­зу­мия, образ пока­я­ния, меру тер­пе­ния и всякое из благ, какое ни наиме­ну­ешь. Здесь есть совер­шен­ное Бого­сло­вие, пред­ре­че­ние о При­ше­ствии Хри­сто­вом во плоти, надежда Вос­кре­се­ния, обе­то­ва­ния славы, откро­ве­ния Таинств. Все, как бы в вели­кой и общей сокро­вищ­нице, собрано в книге псал­мов».
св. Васи­лий Вели­кий

«По моему мнению, в книге псал­мов изме­рена и опи­сана словом вся жизнь чело­ве­че­ская и душев­ные рас­по­ло­же­ния и дви­же­ния помыс­лов, и сверх изоб­ра­жен­ного в ней ничего более не оты­щется в чело­веке. Потребно ли пока­я­ние и испо­ве­да­ние, постигли ли кого скорбь и иску­ше­ние, гоним ли кто или изба­вился от зло­умыш­ле­нии, стал ли опе­ча­лен и смущен и терпит что-либо подоб­ное ска­зан­ному выше, или видит себя пре­успе­ва­ю­щим, а врага при­ве­ден­ным в без­дей­ствие, или наме­рен вос­хва­лить, воз­бла­го­да­рить и бла­го­сло­вить Гос­пода – для всего этого имеет настав­ле­ние в Боже­ствен­ных псал­мах… Поэтому и сейчас каждый, про­из­нося псалмы, пусть будет уверен, что Бог услы­шит про­ся­щих пса­лом­ским словом».
св. Афа­на­сий Вели­кий

Что такое Псалтирь и зачем его читать

Содержание статьи

  • Что такое Псалтирь
  • История создания
  • Когда читают Псалтирь
  • Значение Псалтири для христианина
  • Хор Валаамского монастыря. Псалтирь

Что такое Псалтирь

Книга Псалтирь — это сборник из 150 псалмов, особого жанра молитвословной поэзии. Псалмы при этом поются под аккомпанемент музыкальных инструментов. Раньше это были щипковые инструменты, отсюда и название «псалом», от греческого слова «щипать». Сейчас в западноевропейской традиции музыкальное сопровождение псалмов — орган.

История создания

Псалтирь — это одна из книг, входящих в состав Ветхого Завета. Первый автор псалмов — Царь Давид. В иудейской традиции книга Псалтирь называется «тегелим». Поэзия Псалтири возвышенная и восторженная. В числе авторов Псалтири, кроме царя Давида:

  • Адам,
  • Мелхиседек,
  • Авраам,
  • Моисей,
  • Асаф,
  • Еман,
  • Идифун,
  • сыны Кореевы и др.

Читайте также — Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа

Когда читают Псалтирь

Псалмы из Псатири закреплены за определенными богослужениями суточного круга, но их исполняют не только в храме. Псалмы подходят и для домашней молитвы. Псалтирь читают и на божественной литургии, молебнах, на заупокойной службе.

Кроме того, по древней монашеской традиции, вся Псалтирь прочитывается подряд в течение одной недели. Именно поэтому Псалтирь поделена на разделы, всего их 20, каждый из них в свою очередь делится на кафизмы. В каждой кафизме от шести до девяти псалмов.

Читайте также — Псалтирь, первоклашки и контрольные

Значение Псалтири для христианина

Святитель Григорий Нисский о Псалтири:

«Псалмы так приятны и сладки, что их изучают не только совершенные мужи, уже очистившие свои душевные чувства, но и жены усвояют их себе, как собственное достояние, и дети находят в них удовольствие, как бы в забавах, а для слабых они заменяют жезл и дают им покой; веселящиеся почитают пение псалмов даром, им принадлежащим, равно как и те, которые находятся в печальном расположении, по причине своих обстоятельств думают, что эта книга Священного Писания именно им дарована. Люди, путешествующие и плавающие по морю, проводящие жизнь сидячую за своими занятиями, вообще мужи и жены всякого состояния, здоровые и больные, почитают потерей для себя, когда не имеют в устах своих возвышенных поучений Давидовых. Даже на пиршествах и брачных торжествах принимают веселящиеся Псалтирь как одну из принадлежностей веселья, не говоря уже о священном употреблении псалмов на всенощных богослужениях и пении оных в церкви».

Святитель Афанасий Великий о Псалтири:

«Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны».

Авторы псалмов из Псалтири — это люди, имевшие особые отношения с Богом, близкие к Небесному Отцу. Слова, которые они писали, восхваляя Господа или, обращаясь за помощью оставлены нам в назидание, как некий образец искренней и горячей молитвы. Церковь включила поучения Давидовы в состав богослужений, а книга Псалтирь священна для христиан, так как является частью Писания.

Хор Валаамского монастыря. Псалтирь

 

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Подпишитесь на Правмир в

Выбор читателей «Правмира»

Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

Использование Псалтири для публичного богослужения в PRCA

×

Предупреждение

JUser: :_load: Невозможно загрузить пользователя с идентификатором: 14

Полная Псалтирь Объединенной пресвитерианской церкви 1912 года доступна в Google книгах.

Псалтирь, будучи духовной биографией чада Божьего, говорит о каждой ситуации, в которой может оказаться христианин.    То же верно и в отношении слов  Псалтирь  находится ниже.    Много пользы можно получить, просто прочитав и обдумав эти строки.    Они наставляют и учат нас, предостерегают и увещевают нас, утешают и ободряют нас.    Они содержат наши признания в зависимости от Бога и наши молитвы к Нему, чтобы Он благословил нас.    Они имеют большую ценность и пользу, ибо приводят Бога к нам, а нас к Богу.    С этими мыслями я взялся за этот проект, и с его завершением я благодарю Бога за наследие пения псалмов и за Его спасительное откровение о Себе в Иисусе Христе через Его вдохновленное и написанное Слово.    SOLI DEO GLORIA.

«Приидите, воспоем Господу: воспоем скале спасения нашего. Предстанем перед лицем Его с благодарением и воспоем Ему  псалмами » (Псалом 94:1,2).

«И сказал им (Христос): вот слова, которые Я говорил вам, еще будучи с вами, что надлежит исполниться всему, написанному в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах о Мне» (Луки 24:44).

«…Исполняйтесь Духом; назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными , поя и воспевая в сердцах ваших Господу; Благодарим всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Ефесянам 5:18б-20).

«Страдает ли кто из вас? да молится. Веселится ли кто? пусть поет псалмы » (Иакова 5:13).

Пение псалмов было неотъемлемой частью реформатского богослужения со времен великой Реформации 16-го века, и с тех пор каждая истинная реформация церкви видела возвращение к пению Ветхозаветной Псалтири (книги псалмов). . Благодарение Богу, мы также видим возобновление интереса к псалмопению в наши дни, даже несмотря на то, что многие церкви давно отошли от этой прославляющей Бога и сосредоточенной на Христе практики.

Нижеследующее – текущий проект по размещению всего  Псалтири   в Интернете в надежде, что это повысит интерес к пению псалмов в богослужении, что может послужить средством объединения Церкви Иисуса Христа. Эта версия Псалтири была опубликована в 1927 году и в настоящее время используется в богослужениях протестантских реформатских церквей в Америке (PRCA). Аккомпанемент для фортепиано из « Псалтырь для пения «, спродюсированный Деборой А. Бенсон, с пианисткой: Мэри А. Хаак. Многие из этих номеров псалтири были записаны протестантским реформатским псаломным хором под названием «Подходящие похвалы», которые также есть на этом сайте. Вы можете услышать эти переводов, перейдя по соответствующей ссылке «Подходящие похвалы».

псалмов | Определение и факты

Псалмы , книга Ветхого Завета, состоящая из священных песен или священных стихов, предназначенных для пения. В еврейской Библии псалмы начинают третий и последний раздел библейского канона, известного как Писания (Евр. 9).0009 Кетувим ).

В оригинальном еврейском тексте книга в целом не была названа, хотя названия многих отдельных псалмов содержали слово мизмор, означающее стихотворение, исполняемое под аккомпанемент струнного инструмента. Греческий перевод этого термина, psalmos, , является основой для собирательного названия Psalmoi , встречающегося в большинстве рукописей, от которого происходит английское название Psalmos . Вариант перевода, найденный в рукописи Септуагинты V века, — Psaltērion, , откуда английское название Psalter, , которое часто используется в качестве альтернативного названия для Книги Псалмов или для отдельного собрания псалмов, предназначенных для литургического использования. В раввинистической литературе используется название Tehillim («Песни хвалы»), представляющее собой любопытный гибрид существительного женского рода и окончания мужского рода во множественном числе.

Подробнее по этой теме

библейская литература: Псалмы

Псалмы (от греческого psalmos «песня») — это поэмы и гимны, относящиеся к разным периодам истории Израиля,…

В нынешнем виде книга Псалмов состоит из 150 стихотворений, разделенных на пять книг (1–41, 42–72, 73–89, 90–106, 107–150), первые четыре из которых отмечены заключительной славословия. Псалом 150 служит славословием для всего собрания. Эта конкретная нумерация соответствует еврейской Библии; небольшие вариации, такие как соединенные или разделенные псалмы, встречаются и в других версиях. Пятеричное разделение, возможно, должно быть подражанием Пятикнижию (первым пяти книгам Ветхого Завета), предполагая, что книга достигла своей нынешней формы благодаря литургическому использованию.

Сами псалмы варьируются по настроению и выражению веры от радостного торжества до торжественного гимна и горького протеста. Иногда их классифицируют по форме или типу; основные формы включают гимн ( например, 104, 135), плач ( например, 13, 80), песнь уверенности ( например, 46, 121) и песнь благодарения ( например , 9, 136). Их также можно классифицировать по тематике. Так, ряд псалмов был назван «царскими» псалмами (2, 18, 20, 21, 28, 44, 45, 61, 63, 72, 89)., 101, 110, 132), потому что они изображают царя, изображая его и как представителя Яхве перед обществом, и как представителя общества перед Яхве. Псалмы также классифицируются в зависимости от их использования; «Сионские» гимны (46, 48, 76, 84, 87, 122), например, были частью ритуального воспроизведения великих деяний Яхве по сохранению Сиона как неприкосновенного центра его божественного присутствия.

Датировка отдельных псалмов представляет чрезвычайно сложную проблему, как и вопрос об их авторстве. Очевидно, они были написаны на протяжении нескольких столетий, от ранней монархии до времен после изгнания, отражая различные этапы истории Израиля и различные настроения веры Израиля. Они были неотъемлемой частью ритуальных действий, разработанных еврейской общиной для обозначения важных общественных и личных ситуаций. Хотя многие из псалмов связаны с ритуальной жизнью Храма Соломона до Вавилонского изгнания (6 век до н.э.), Псалтирь стала сборником гимнов Второго Иерусалимского Храма, и порядок богослужения в Храме, вероятно, играл важную роль. важную роль в формировании и оформлении книги.

Псалмы также оказали глубокое влияние на развитие христианского богослужения. Лука считал псалмы источником руководства. Повинуясь призыву Павла «петь псалмы, гимны и духовные песни», ранняя Церковь пела или пела псалмы как часть литургии. После Реформации псалмы были положены на традиционные мелодии для коллективного пения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts