Все об аристотеле: АРИСТОТЕЛЬ • Большая российская энциклопедия

Разное

Содержание

Философия Аристотеля | ГРЕЦИЯ — ΕΛΛΆΔΑ

Древнегреческий философ Аристотель

Аристотель – древнегреческий философ (384 — 322 г. до н.э.), которого принято относить к классикам философской древнегреческой мысли наряду с Платоном и Сократом. Все об Аристотеле, что известно нашей истории, возводит его в ранг величайших мыслителей своего времени. Нельзя сказать, что именно Аристотель в полной мере стал родоначальником таких научных дисциплин, как геометрия, математика, физика, метафизика, медицина, логика, биология и так далее, но именно этот философ создал необходимый научный и социально-философский базис, на котором стоит значительное большинство нынешних научных и философских дисциплин. Помимо того, Аристотель славится тем, что был учителем знаменитого полководца Александра Македонского.

Аристотель родился на полуострове Халкидики в Северной Греции в семье придворного врача у царя Македонии Аминта III. Мальчик получил хорошее образование и, будучи юношей решил продолжить учебу в Афинах, где стал слушателем академии Платона. Спустя два года он уже читал лекции по риторике.  Способный ученик стал близок Платону и вошел в его окружение философов-платоников. Аристотель относился к своему наставнику с глубоким почтением, но позволял себе критику его учения.

Amicus Plato, sed magis arnica Veritas

Платон мне друг, но истина дороже

Эти слова приписывают Аристотелю, хотя в литературе они впервые встречаются в романе «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса де Сааведра.

В Академии Платона Аристотель преподавал около двадцати лет. За это время он создал работы о логике, физике, риторике, а так же написал трактаты «Метафизика» и «О душе».

В 347 до н.э., после смерти Платона, философ вместе с Ксенократом покинули Афины и отправились к Гермию — еще одному ученику Платона, который являлся правителем города Атарнея в Малой Азии. Аристотель создает там свою первую философскую школу и женится на приемной дочери Гермия. Но через три года, после ее смерти вернулся в Македонию. Аристотель получил приглашение от Филиппа II воспитывать и обучать его сына Александра. Обучение длилось восемь лет, пока не был убит Филипп II и Александру пришлось взять власть в свои руки. Философ вернулся в Афины и основал там свою философскую школу.

Философская школа Аристотеля

Аристотель основал школу философии (так же как и Платон в свое время) и назвал свое учебное заведение «Ликей» (лицей), т.к. оно находилось недалеко от Храма Аполлона Ликейского. Мыслитель создал универсальное философское учение, вобравшее в себя такие философские и социальные дисциплины как:

  • философия
  • риторика
  • история
  • астрономия
  • география
  • политика
  • социология
  • онтология
  • логика
  • физика.

Аристотель отказался от традиционных методов обучения — чтения лекций, предпочитая им дискуссии во время прогулок. От этого метода обучения произошло еще одно название школы — перипатетическая (по гречески: περιπατέω – прохаживаюсь).

После представителей классической античной философии в лице Сократа, Платона и  Аристотеля (особенно, Аристотеля) в философии начался новый этап или новая эра. Аристотель внес величайший вклад в развитие философии, открыв последней множество неизведанных троп, путей, которые полностью переворачивали парадигмы и гипотезы вплоть до позднего средневековья.

Философское учение Аристотеля

Аристотель дает следующую классификацию наук:

  1. Теоретические – основной тезис этой классификации: «знание ради знания»: физика, математика
  2. Практические — этика и политика
  3. Поэтические — творческие

Четыре причины:

  1. Материя – эта причина олицетворяет субстрат, то есть, исходный продукт, из которого впоследствии создается что либо. Материя не возникает и не исчезает, она вечна, неизменна, неделима. Примером первичной материи может служить воздух, огонь, вода, эфир, земля.
  2. Форма – цель, причина рождения каких-либо вещей из субстрата (какого либо материала)
  3. Действующая или производящая причина – причина, запечатляющая определенный момент времени, в который рождается вещь.
  4. Цель или конечная причина – целью каждой вещи должно быть благо.

Аристотель ввел в философский обиход понятие категории, значительно и упростив и усложнив в той же мере последующее обозначение концепций различного рода. Утверждая, что «человек мыслит категориями», Аристотель определял категории как наиболее общие понятия определения вещей либо явлений, но категории могут служить как общими, так и конкретными определениями. Например: Земля – общее (может иметься в виду любая земля, и планета, хотя не утверждается, что имеем в виду планету)→ Планета Земля – конкретное (конкретизируется). Далее, Планета Земля – общее → Страна Россия – конкретное. И так далее.

Категории Аристотелем и его последователями, так же и в средние века применялись для соотношения, отношения, для показания разницы между вещами, явлениями или какими бы то ни было теориями. Некоторые современные мыслители, научные деятели, философы сравнивают учение о категориях форм Аристотеля с теорией идей Платона, проводя меж ними параллель и с некоторых ракурсов отождествляя их.

Аристотель классифицировал систему категорий, назвав основной сущность или субстанцию. Остальные выведенные из субстанции категории являлись признаками последней.

Далее идет характеристика иерархии категорий и перечисление их в системе онтологичности знания. Рассмотрение с точки зрения бытия.

Итак, частей изначально было выделено девять:

  1. Количество
  2. Качество
  3. Отношение
  4. Место
  5. Обладание
  6. Положение
  7. Время
  8. Действие
  9. Страдание.

Позже, для простоты Аристотель оставил только три из них.

Первые понятия пространства и времени берут свое начало именно с философских взглядов Аристотеля:

  • Субстанциональная – пространство и время первоначала мира.
  • Реляционная — Согласно этой теории пространство и время не самостоятельные, а созданные из материи сущности.

Греческий философ Аристотель так же первый начал определять философию как систему научных знаний.

Бог как перводвигатель

По заключению Аристотеля движение мира – единый процесс. Но ничто не происходит само по себе. И первопричиной всего земного процесса движения служит Бог. Основной перводвигатель – Бог. Субстрат создающий все остальное и являющийся причиной и принципом всего, что есть на земле, другими словами. Но это вовсе не тот Бог, о котором нам говорит религия (христианство либо ислам, хотя человек недостаточно ознакомленный с данной теорией Аристотеля может понять все в ином свете). Этот принцип, скорее всего напоминающий четкий алгоритм движения всего и соотношения категориальных процессов, завершающихся и начинающихся вновь. Закономерность расписанная по дням и часам. Аналогом такой закономерности, может служить течение фатализма (вера в судьбу в неизбежность того, что должно произойти) с оттенками детерминизма. Бог являет в себе чистую форму и первую сущность. Божество – сверхчувствительная сущность, всеобъемлющая. В теории познания по Аристотелю Божество занимает первые места.

Идея души

Душа, по Аристотелю есть некая тесно связанная с физическим организмом субстанция, являющая и исполняющая регулятивный функционал. Тело и душа, по мнению философа, существуют нераздельно друг от друга. Душа, в свое время, также является источником (вероятно, аккумулирующим в телесной оболочке энергию). Душа похожа на форму, закономерно упорядоченную, гармоничную. Бытует мнение о том, что душу Аристотель соотносит и в некоторой степени отождествляет с сознанием и его деятельностью. Будучи центром всего закономерного человеческого организма, душа носит не только регулятивный характер, но и носит в себе аналитический функционал. Душа, это и центр, и вершина, и причина, и средство, и природный разум, данный человеку.

Теория познания и логика

Аристотель считал, что познание имеет своей целью бытие. В первичности познания чувственность и ощущения имеют значимый характер. Бытие, уподобляется воде замороженной в стакане. Если разбить стакан, вода будет держать форму. Так и бытие способно брать за основу предметы, копируя их в человеческом сознании, таким образом познавая, обращая внимание на все мелочи и нюансы. Чем ближе к реальному предмету либо явлению форма (бытие, копия) тем совершеннее знание и качественней познавательный характер.

Так же Аристотель знаменит как основоположник логики. И он же разрабатывая концепцию теории познания, углубляясь в нее создал так называемую классическую логику. Тут Аристотель вылепил формат мышления. Понятие, суждение, умозаключение – классическая схема созданной Аристотелем основы логического мышления.

Законы логики Аристотеля:
  • Закон тождества
  • Закон противоречия
  • Закон исключенного третьего

На трех законах логики, выведенных Аристотелем, в наше время строятся множество философских, научных и даже теологических концепций и теорий.

Этические взгляды Аристотеля и учение о добродетелях

Понятие «этика» (от греческого ethos) было тоже введено Аристотелем, для систематизации обозначения совокупности добродетелей, проявляющихся в характере индивида. С целью разграничения таких понятий, как добро и зло, хорошо и плохо и тд. Так же для разграничения более тонких духовных граней нравственности в жизни общества. Этика созданная Аристотелем обязана была подчеркивать характер добродетелей в человеке, направляя его таким образом, на «путь истинный». Этические добродетели играют роль свойства характера человека и его темперамента, их еще иногда называют качествами души.

Добродетели Аристотель классифицирует на:

  • Нравственные добродетели воплощают в себе состояние нормы. Утверждая: во всем нужно знать меру. Сам Аристотель говорит, что «…нравственные добродетели являют собой середину между избытком и недостатком». К нравственным добродетелям относятся: кротость, великодушие, величавость, умеренность, мужество, щедрость и тд.
  • Разумные добродетели появляются и получают свое развитие параллельно с интеллектуальным развитием.

Аристотель. Аристотель: что важно знать

«Платон мне друг, но истина дороже». В этой части узнаем, как Аристотель не согласился с идеями своего учителя и изменил античную философию.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Анна Кигай

Специалист по философии эпохи Просвещения, лектор умного лагеря Марабу и проекта Шатология

В сочинениях средневековых историков часто встречаются написанные с большой буквы слова: «Поэт», «Оратор», «Философ». Под поэтом обычно имеют в виду Гомера или Вергилия, под оратором — Демосфена или Цицерона. А философ — это всегда Аристотель.

И вот почему 👇

😱 Аристотель создал логику в том виде, в котором она просуществовала две тысячи лет. Выводы Бэкона, Лейбница и Гегеля были бы невозможны без законов логики Аристотеля.

✍️ Именно он написал первые философские научные трактаты, которые охватывали разные сферы мышления: «Никомахова этика», «Физика», «О душе», «Политика».

🗂 Аристотель заложил деление философии на разные дисциплины, которое читается в названиях трактатов. Это разделение дало философии новый статус: из житейских рассуждений она превращается в разветвленное знание, более близкое к научному.

🏛 Аристотель жил в классическую эпоху. Его примерные годы жизни — 384–322 годы до нашей эры. Эта эпоха получила свое название как образцовая: время расцвета демократии, науки, архитектуры, театра и других искусств.

🚫 Аристотель родился в городе Стагире без права голоса, поскольку был метеком, то есть неполноправным гражданином. Он далек от образа полисного гражданина, каким был Сократ.

🌿 Отец Аристотеля занимался медициной и биологией: вслед за ним, философ с детства любил все, что касается естественных дисциплин: физики, химии и биологии.

😍 Аристотель был высоким и стройным, он внимательно следил за своим внешним видом и даже носил украшения на руках.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Бюст Аристотеля работы скульптора Лисиппа. Римская копия греческого бронзового оригинала

Аристотелю повезло быть учеником Платона, но он был слишком талантливым, чтобы стать продолжателем его идей.

🗯 «Платон мне друг, но истина дороже» — знаменитое высказывание Аристотеля. Он очень рано начал критиковать своего учителя за излишний идеализм.

🙅‍♂️ Взгляды Аристотеля и Платона во многом не совпадали: ученик и учитель по-разному рассуждали об устройстве мира и бытия.

🌏 Платона больше интересовал мир идей. Аристотель же обращал внимание на наш мир, мир вещей.

Платон и Аристотель на фреске «Афинская школа»

курс Level One

Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽

1450₽

подробнее о курсе

Топ 15 фактов об Аристотеле

Топ 15 фактов об Аристотеле

Фотография

Топ 15 фактов об Аристотеле

Первоначально опубликовано Памелой 2020 и обновлена ​​благотворительностью К. до н.э. в Стагире, Халкидики, примерно в 34 милях к востоку от современных Салоников. Он, несомненно, является одной из самых известных фигур в истории Древней Греции. Он был любимым учеником знаменитого древнегреческого философа Платона. Но, в отличие от Платона и Сократа, Аристотель проявлял характерную черту использования научных и фактических рассуждений в своем изучении природы, особенность, от которой его предшественники регулярно отказывались в пользу своих философских взглядов. Возможно, именно из-за его сильного увлечения природой, логикой и разумом он внес решающий вклад. Эти вклады до сих пор находят свое отражение в современной математике, метафизике, физике, биологии, ботанике, политике, медицине и многом другом. Он заслужил честь называться Первым Учителем. Чтобы углубиться в детали его достижений, вот список из 10 основных фактов об Аристотеле.

1. Аристотель осиротел в молодом возрасте

Оба родителя Аристотеля умерли, когда ему было около тринадцати лет, и Проксен из Атарнея стал его опекуном. Проксен пару лет обучал Аристотеля, прежде чем отправить его в Афины в Академию Платона. Он жил в Атарнеусе, городе в Малой Азии. Аристотель оставался в Афинах почти двадцать лет, прежде чем уехать в 348/47 г. до н.э. Возможно, что он опасался антимакедонских настроений в Афинах в то время и уехал до смерти Платона.

2. Он является основателем зоологии

После смерти Платона Аристотель отправился ко двору своего друга Гермия из Атарнея в Малой Азии в сопровождении Ксенократа. После смерти Гермия Аристотель отправился со своим учеником Теофрастом на остров Лесбос, где вместе они исследовали ботанику и зоологию острова и его защищенной лагуны. Аристотель был человеком, опередившим свое время. У него были новые идеи о том, как изучать мир. Он имел обыкновение подробно наблюдать за миром и записывать то, что видел. В своем стремлении узнать больше об анатомии животных он начал препарировать их, что было новой практикой. Греческие философы и педагоги того времени всю свою работу делали в уме, думая о мире, не наблюдая его.

3. Он был наставником королевской семьи

Фото предоставлено

В 343 г. до н.э. Филипп II Македонский пригласил Аристотеля стать наставником своего сына Александра Великого. Он получил много советов от своего учителя. Аристотель также обучал Птолемея и Кассандра, которые в конечном итоге стали коронованными королями.

3. Романтическая жизнь Аристотеля

Аристотель женился на Пифии и имел дочь, которую он также назвал Пифией в честь ее матери. После неудачной кончины своей первой жены Аристотель влюбился в Герпиллиду. Герпиллис был бывшей рабыней Пифия. Его новая жена родила ему сына, которого он назвал Никомахом.

4. Аристотель внес свой вклад в классификацию животных

Аристотель был первым, кто рискнул заняться классификацией различных животных. Он использовал характеристики, общие для определенных животных, чтобы разделить их на сопоставимые группы. Например, на основе наличия крови он создал две разные группы, такие как животные с кровью и животные без крови. Точно так же, основываясь на среде их обитания, он разделил животных на тех, которые живут в воде, и на тех, которые живут на суше. По его мнению, жизнь имеет иерархическую структуру, и все живые существа могут быть сгруппированы в этой иерархии в зависимости от их положения от низшего к высшему. Он поставил человеческий род выше всего в этой иерархии.

5. Его вклад в физику

Это правда, что, хотя Аристотель был основоположником новых рубежей в области наук о жизни, его начинания в физике не увенчались успехом по сравнению с ним. Его исследования в области физики, похоже, находились под сильным влиянием предустановленных идей современных и более ранних греческих мыслителей. Например, в его диссертациях «Зарождение и разложение» и «О небесах» устройство мира, которое он описал, имело много общего с предложениями, сделанными некоторыми теоретиками досократовской эпохи. Он разделял точку зрения Эмпедокла на устройство Вселенной, согласно которой все было создано из различных составов четырех основных элементов: земли, воды, воздуха и огня.

Точно так же Аристотель полагал, что любое изменение означает, что что-то находится в движении. Довольно противоречивым образом (по крайней мере, так считали первоначальные интерпретаторы) он определял движение чего-либо как актуальность потенциальности. В целом Аристотель понимал физику как часть теоретической науки, созвучной натурфилософии. Возможно, более подходящим термином для интерпретации Аристотеля было бы просто изучение природы.

6. Его мысли о психологии

Фото предоставлено

Аристотель был первым, кто написал книгу, посвященную особенностям психологии: De Anima или On the Soul. В этой книге он предлагает идею абстракции, царящей над телом и разумом человека. Тело и разум существуют в одном существе и переплетены таким образом, что разум является одной из многих основных функций тела.

В более детальном психологическом анализе он разделил человеческий интеллект на две основные категории: пассивный интеллект и активный интеллект. Согласно Аристотелю, человеку свойственно подражать чему-то, что, пусть даже на поверхностном уровне, дает нам чувство счастья и удовлетворения. Его вклад был гигантским скачком вперед по сравнению с донаучной эпохой психологии, предшествовавшей ему, и привел нас в эпоху гораздо более точного качественного и количественного анализа.

7. Взгляды Аристотеля на этику

Было бы несправедливо по отношению к работе Аристотеля, если бы кто-то попытался обобщить богатые детали аристотелевской этики в рамках пары абзацев. Однако мы не можем не поделиться его великолепным вкладом. «Никомахова этика» выделяется как основной момент интерпретаций Аристотеля. Он представляет собой самую известную работу Аристотеля по этике: сборник из десяти книг, основанный на заметках, взятых из его различных лекций в лицее. Никомахова этика излагает мысли Аристотеля о различных моральных добродетелях и их соответствующих деталях.

Аристотелевская этика описывает различные социальные и поведенческие достоинства идеального человека. Например, уверенность, которую человек проявляет перед лицом страха и поражения, складывается как мужество, способность противостоять искушениям физических удовольствий выделяется, поскольку сдержанность человека, щедрость и великолепие говорят об объемах богатства, которые он может отдать за благо других, и любое честолюбие никогда не может быть по-настоящему великодушным, если оно не достигает безупречного баланса между обещанной честью и платой за нее. Они, наряду с другими ключевыми выдержками, закладывают основу для усилий Аристотеля в области этики. В этой этической сущности Аристотель считал, что «независимо от различных влияний наших родителей, общества и природы мы являемся единственными рассказчиками наших душ и их активных состояний».

8. Аристотель о политике

Слово «политика» происходит от греческого слова polis, которое в Древней Греции обозначало любой город-государство. Аристотель считал, что «полис» отражает высшие слои политической ассоциации. Быть гражданином полиса было необходимо для человека, чтобы вести качественную жизнь. Получение этого статуса означало, что гражданину необходимо было установить необходимые политические связи для обеспечения постоянного проживания. По мнению Аристотеля, само это стремление указывало на тот факт, что «человек — политическое животное».

Несомненно, различные авантюры в жизни Аристотеля помогли сформировать его политическую хватку так, как это не смогли сделать его предшественники и современники. Его прогрессивные авантюры в области биологии естественной флоры и фауны хорошо видны в натурализме его политики. Он делит полис и его соответствующие конституции на шесть категорий, три из которых он считает хорошими, а остальные три плохими. По его мнению, хорошими являются конституционное правительство, аристократия и королевская власть, а плохими — демократия, олигархия и тирания. Он считает, что политическая оценка человека напрямую зависит от его вклада в улучшение жизни своего полиса.

9. У Аристотеля много прозвищ

Фото предоставлено

Имя Аристотеля в грубом переводе означает « лучшая цель ». Однако по мере того, как Аристотель становился известным, он собирал несколько прозвищ. Еще при жизни он был известен как « человек, который знал все ». Позже Фома Аквинский назвал его просто « Философ », так как он думал, что Аристотель был единственным философом, который когда-либо был нужен. В эпоху позднего средневековья Данте Алигьери назвал его « Мастер » в его шедевре «Божественная комедия».

10. Аристотель открыл школу

Аристотель открыл школу в лицее, известную как Перипатетическая школа . Многие связывают это название с предполагаемой привычкой Аристотеля ходить во время чтения лекций, происходящей от слова peripatêtikos (греческое значение «ходить»), более вероятно, что название произошло от peripatoi , колоннады, окружавшей лицей.

Теперь вы знаете 10 главных фактов об Аристотеле. Надеюсь, вам понравилось читать эту статью.

11. Аристотель считал образование достижением счастья и добра

Photo by Wikimedia Commons – Wikimedia 

Взгляд Аристотеля на цель образования отличался от взглядов его предшественников Сократа и Платона. Он верил в целесообразность образования. Согласно Сократу и Платону, целью образования было получение знаний, в то время как целью Аристотеля было достижение счастья или добра в жизни, подчеркивая, что добродетель заключается в этих двух. Далее он разделил добродетель на две категории, а именно доброту интеллекта и доброту характера, указав, что первая может быть достигнута и усилена обучением и является продуктом обучения и опыта, а последняя является результатом привычки и может быть достигнута путем формирования хорошие привычки.

12. Образовательная программа Аристотеля

Photo by Wikimedia Commons – Wikimedia прежде всего, чтобы выработать хорошие привычки для контроля над страстями и аппетитами.

13. Аристотель был также отцом физики и астрономии

Он считает музыку и литературу полезными для нравственного и интеллектуального развития на ранней стадии образования. Он рекомендовал преподавание «математики» для высшего образования, поскольку она развивает в человеке способность к дедуктивному мышлению. Преподавание физики и астрономии также было его идеей.

14. Аристотель — отец модели коммуникации 

Photo by Wikimedia Commons – Wikimedia 

Аристотель, великий философ, инициировал самую раннюю модель массовой коммуникации под названием «Модель коммуникации Аристотеля». Он предложил модель до 300 г. до н.э., которая показала важность роли аудитории в коммуникационной цепочке в его коммуникационной модели.

15. Аристотелевская идеология общения

Согласно аристотелевской модели общения говорящий является главной фигурой в общении. Этот человек несет полную ответственность за все коммуникации. В этой модели общения важно, чтобы говорящий тщательно подбирал слова. Он должен проанализировать свою аудиторию и соответствующим образом подготовить свою речь.

Биография — Аристотель

У нас есть лишь смутные впечатления и ограниченные биографические отчеты об Аристотеле, которого в средние века называли «учителем тех, кто знает». Наши скудные свидетельства исходят из писем, стихов и других материалов из Стагиры, Дельф и Афин. Более того, античная биография не вызывает подозрений, поскольку была составлена ​​намного позже жизни Аристотеля. Например, наиболее известный текст Диогена Лаэртского « жизнеописаний и мнений выдающихся философов».0010 (220 г. н.э.) представляет собой смесь фактов и вымысла. Вот что сообщает Диоген об Аристотеле: «Говорил он шепеляво, и у него были слабые ноги и маленькие глаза, но он элегантно одевался и бросался в глаза своими кольцами и прической».

Возможно, мы никогда не узнаем, был ли Аристотель таким денди, но несомненно, что его жизнь и творчество совпали с упадком греческого полиса. Аристотель был свидетелем поражения Афин и Фив от Филиппа II при Херонее (338 г. до н. э.) и, по-видимому, был наставником сына Филиппа, Александра Великого.

Родившийся в 384 г. до н.э. в Стагире, на северо-западе Греции, Аристотель, в отличие от Платона, не был потомком высокородной афинской аристократии и даже не был гражданином Афин. Он был иностранцем-резидентом («метиком»), иностранцем, лишенным политических прав. Тем не менее, он был из знатной семьи. Его отец Никомах был царским врачом при македонском дворе. Аристотель получил первоклассное образование, которым руководил его опекун после смерти отца. В 367 году в возрасте семнадцати лет Аристотель из-за напряженности при дворе отправился в Афины, чтобы учиться у Платона. Академия Платона была тогда самым известным интеллектуальным центром в греческом мире, и люди со всего мира приезжали учиться, учиться и учить.

Следующие двадцать лет (367–347) Аристотель учился у Платона и других членов Академии — Спевсиппа, Ксенократа и Евдокса Книдского. Во время этого первого пребывания в Афинах Аристотель начал читать лекции с доской и использовал различные научные инструменты и астрономические карты и, по-видимому, создал первые наброски своих работ по физике, метафизике, этике, политике и риторике. Платон, основатель и глава Академии, был на сорок пять лет старше Аристотеля, и, хотя у нас нет достоверных сведений об их родстве, у нас есть собственные слова Аристотеля о своем учителе: «Конечно, такой экзамен противоречит нам, учитывая что те, кто представил эти идеи, были нашими друзьями. Однако… для сохранения истины мы, казалось бы, обязаны не щадить собственных чувств, раз мы философы…». Отсюда известное латинское изречение, приписываемое Аристотелю (вольно перефразированное с греческого 9 в.0009 Никомахова этика ): amicus Plato, sed magis amica veritas , «Платон — друг, но истина — лучший друг».

Аристотель, похоже, мало занимался политическими вопросами в полисе , , хотя он основал политику как автономную науку. При этом он выступал посредником между Македонией и различными греческими городами, за что жители Афин были ему благодарны. Большую часть своего времени он посвящал учебе, исследованиям и преподаванию. Если верить древним сообщениям, Аристотель говорил остроумно и мог читать ясные и увлекательные лекции. Прилежный читатель, коллекционер и мыслитель, он всегда был открыт миру и учился по-своему, далеко за пределами простого учения Академии. Он мастерски разбирался в произведениях софистов, досократиков, писателей-медиков, а также в греческой лирике, эпосе и драме, а также в различных конституциях своего мира.

После смерти Платона Аристотель в возрасте тридцати восьми лет покинул Афины из-за политической опасности. Считаясь слишком дружелюбным к македонцам, которые угрожали свободе Греции, он вместе со своим другом Гермиасом Атарнейским отправился в многолетнее путешествие (347–335/4). В Ассе в Малой Азии Аристотель был хорошо обеспечен правителем и мог свободно заниматься философией и науками. Там он встретил своего соратника и друга Теофраста из Эреса. В конце концов он женился на Пифии, сестре (или племяннице) Гермия, от которой у него родилась дочь с таким же именем и сын Никомах.

После смерти Гермия в 345 году Аристотель переехал в Митилену на Лесбосе. Через два года по просьбе короля Филиппа он взялся за воспитание тринадцатилетнего Александра. Это будоражит воображение: был ли один из величайших философов учителем одного из самых могущественных правителей? Тем не менее, Аристотель никогда не упоминает Александра ни в одном из своих объемных трудов. Однако ходят слухи, что Аристотель написал текст Александр или О колониях и познакомил своего юного ученика с греческой мудростью. Говорят, что у Аристотеля была копия 9 Гомера.0009 Илиада , сделанная для Александра, и что в своем восхищении Ахиллесом Александр брал ее с собой в свои походы. Кроме того, Александр также брал с собой ученых в свои походы. После разрушения Фив в 335 г., а вместе с ним и прекращения сопротивления греков македонскому правлению, почти пятидесятилетний Аристотель вернулся для своего второго пребывания в Афинах (335/4–322 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts