Вселенские соборы википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Разное

Содержание

Вселенский Собор | это… Что такое Вселенский Собор?

Семь Вселенских соборов, с Сотворением мира и Собором Двенадцати Апостолов
(икона XIX век)

Вселе́нские собо́ры (греч. Σύνοδοι Οικουμενικαί, лат. Oecumenicum Concilium) — собрания преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера.

В самом начале истории Церкви термин Σύνοδος употреблялся применительно ко всякому церковному собранию. Однако, в течение III века термин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотя присутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самые первые из известных местных соборов проводились во II веке, а к 300 году собрание епископов провинции стало привычным способом церковного управления. После того как Константин I провозгласил терпимость относительно христиан (313 год) и преследования закончились, епископы из многих провинций получили возможность собраться в общем соборе. Тем не менее идея вселенского собора и его специфическое значение развивались медленно. Церковь в общеимперском масштабе начала проводить вселенские соборы, что подразумевало участие представителей всех поместных церквей, — обычно по инициативе Ромейских Императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус государственных законов, нарушение которых c конца IV века века каралось законами уголовными.

Содержание

  • 1 Признаки вселенских соборов
  • 2 Вселенские соборы и поместные христианские церкви
  • 3 Список соборов
    • 3.1 Соборы, признаваемые Древневосточными, Православной и Католической церквами
    • 3.2 Соборы, признаваемые Древневосточными (кроме Ассирийской), Православной и Католической церквами
    • 3.3 Соборы, признаваемые Православной и Католической церквами
    • 3.4 Соборы, признаваемые в качестве вселенских некоторыми богословами и иерархами Православной церкви
    • 3. 5 Соборы, признаваемые только Католической церковью
    • 3.6 Разбойничьи соборы
  • 4 Подготовка Восьмого вселенского собора Православной церкви
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

Признаки вселенских соборов

Христианство
Портал:Христианство
· ‎

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства

Ветви христианства
Католицизм · Православие
Протестантизм
Антитринитарии


Вселенским соборам присущи внешние и внутренние отличительные признаки.

К внешним признакам вселенских соборов относятся:

  • участие в соборе представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей церквей, епископов или их заместителей, уполномоченных и посланных (легатов) от них;
  • каноническая правильность в порядке созыва собора, формирования состава участников, ведения и объявления определений собора;
  • признание собора вселенским всеми поместными церквами, как теми, от которых епископы присутствовали на нем, так и теми, от которых на нем не было представителей.

Внутренние признаки вселенских соборов:

  • соответствие его постановлений Священному Писанию, апостольскому преданию, вероучению и правилам вселенской церкви всех предшествующих веков;
  • единодушное выражение на нем вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда;
  • свойственная в церкви только вселенским соборам законодательная деятельность (составление символов веры и изложение догматов).

В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган вселенской церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях».

Вселенские соборы и поместные христианские церкви

Исторически сложилось, что разные христианские церкви по-разному относятся к Вселенским соборам, и имеют свое мнение об их количестве. Исходя из основных признаков Вселенского собора, как то, «признание собора вселенским всеми поместными церквами» и «единодушное выражение на нем вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда», бесспорным статусом Вселенского собора, из числа так именуемых, обладают только два первых собора, поскольку признаются Вселенскими всеми поместными церквями и их решения не вызывают возражений ни у кого.

Два Вселенских собора признается Ассирийской церковью Востока, изначально бывшей самоотстраненной от процесса догматотворчества в Римской империи в силу своей изолированности в языческой Персии. По причине не актуальности для АЦВ проведенных в Византии соборов, их решения, принимались ею много позже. Так Никейский собор 325 года, был принят на поместном соборе АЦВ под председательством католикоса Мар Акака в 410 году, то есть почти через столетие, незадолго до III собора. А Константинопольский собор 381 года, принят в 554 г. на соборе Мар Йосепа, то есть почти через два столетия, когда был уже проведен не только III Эфесский собор 431, осуждавший Несторианство, но и Халкидонский собор 451 года и II Константинопольский собор 553 года, когда АЦВ давно уже была несторианской. Все это косвенно свидетельствует о том, что мнение Церкви Востока о количестве и важности Вселенских соборов не может служить несомненным критерием подтверждения статуса последующих соборов, для остальных церквей.

Иначе относились к Вселенским соборам Древневосточные церкви (Ориентальные Православные церкви), активно участвовавшие в христианском догматотворчестве, как принимая участие в соборах, так и высказывая свое к ним отношение после. Поэтому их мнение о статусе того или иного собора, не является чем-то отстраненным и не актуальным для других поместных церквей, а прямо свидетельствует о соответствии того или иного собора критериям Вселенского. Древневосточные церкви времен христологических споров представляли собой подавляющее большинство региональных поместных церквей (против одного Рима и колеблющегося во мнениях Константинополя, все восточные патриархаты в империи и за её пределами, что было подано как «национальный сепаратизм» [1]), а потому неприятие решений Халкидонского и последующих соборов Древневосточными церквями, лишило эти соборы основных признаков Вселенских соборов. Соответственно, Древневосточными церквями признаются только три Вселенских собора.

Что касается Православных церквей византийской традиции, то они признают семь Вселенских соборов, проводившихся до Великого церковного раскола. Вопрос непризнания соборов, начиная от Халкидонского, Вселенскими соборами со стороны Древневосточных церквей, преодолевалось в церкви Византии тем, что Вселенная (Ойкумена) в сознании греков и латинян ассоциировалась с Римской империей, а сама Вселенская церковь с патриархатами признающими духовное первенство римских епископов и административную власть над церковью императоров. Не считающиеся с такой логикой Древневосточные церкви, были объявлены постхалкидонскими имперскими церквями «отпавшими от Вселенской церкви», и их мнение о количестве и статусе соборов с тех пор в расчет не принималось, почему и все последующие соборы считались Вселенскими.

С постепенным ослаблением политического влияния Византии, в особенности после разделения церквей двух половин некогда единой империи в 1054 году, Западная Римская церковь, соотнося кафоличность (как непременный признак одной неделимой Вселенской церкви) только с епископской кафедрой Рима и считая все остальные поместные церкви «отпавшими от единства с кафедрой Петра», стала именовать свои соборы Вселенскими, соответственно присваивая им порядковые номера. Таким образом, до настоящего времени (2009), с точки зрения Римской Католической церкви, состоялся 21 Вселенский собор.

Список соборов

Соборы, признаваемые Древневосточными, Православной и Католической церквами

  • 49 — Иерусалимский собор
1. 325 — I Никейский: принятие Символа веры, осуждение арианства, определение времени празднования Пасхи.
2. 381 — I Константинопольский: повторное осуждение арианства; формулирование православного учения о Святой Троице.

Соборы, признаваемые Древневосточными (кроме Ассирийской), Православной и Католической церквами

3. 431 — Эфесский (осуждение несторианства).

Соборы, признаваемые Православной и Католической церквами

4. 451 — Халкидонский (осуждение монофизитства).
5. 553 — II Константинопольский (осудил несторианские сочинения и оригенизм).
6. 680—681 — III Константинопольский (осуждение монофелитства).
7. 787 — II Никейский (осуждение иконоборчества и разделение поклонения Богу и почитания икон).

Соборы, признаваемые в качестве вселенских некоторыми богословами и иерархами Православной церкви

Следует отметить, что сама по себе легитимность этих соборов признаётся всеми православными церквями византийской традиции; не получает всеобщего признания лишь их вселенский статус.

8. Собор 879 — 880 годов (IV Константинопольский): восстановил Фотия на Константинопольском престоле и анафематствовал любые изменения Никео-Константинопольского символа веры. В греческих Церквах единодушно признаётся фактическим Восьмым Вселенским.
9. 1341—1351 — V Константинопольский: подтвердил богословие исихазма св. Григория Паламы и осудил противостоявшего ему философа Варлаама.

Соборы, признаваемые только Католической церковью

8. 869—870 — IV Константинопольский (осуждение константинопольского патриарха Фотия). Собор обнаружил острые противоречия между западно-христианскими и восточно-христианскими церквами; различные церкви оценивают собор различно: Католическая церковь признаёт его VIII вселенским, Православная — не признаёт.
9. 1123 — I Латеранский (утверждение Вормсского конкордата, положившего конец борьбе за инвеституру).
10. 1139 — II Латеранский (осуждение Арнольда Брешианского).
11. 1179 — III Латеранский (осуждение вальденсов, катаров, установление порядка избрания папы римского).
12. 1215 — IV Латеранский (осуждение альбигойцев, вальденсов, санкционирование инквизиции).
13. 1245 — I Лионский (отлучение Фридриха II Гогенштауфена).
14. 1274 — II Лионский (уния с Православной Церковью).
15. 1311—1312 — Вьеннский (упразднение ордена тамплиеров).
16. 1414—1418 — Констанцский (положил конец «великому расколу», казнь Яна Гуса, осуждение Джона Уиклифа).
17. 1438—1445 — Ферраро-Флорентийский (рассмотрение вопросов, препятствующих воссоединению (унии) западных и восточных церквей).
18. 1512—1517 — V Латеранский (церковная реформа).
19. 1545—1563 — Тридентский (контрреформация, литургическая реформа).
20. 1869—1870 — I Ватиканский (догмат о первородном грехе, чистилище, Догмат о папской безошибочности).
21. 1962—1965 — II Ватиканский (церковная реформа, отмена обязательности латинского языка в богослужении).´

Разбойничьи соборы

Разбойничьи соборы — соборы, которые претендовали называться вселенскими, но были отвергнуты всеми историческими церквами.

  1. 341 — Антиохийский собор (Признание арианства официальным учением)
  2. 355 — Миланский собор (355) — репрессии ариан против их противников (собор не признан ни одной из современных церквей)
  3. 449 — Эфесский «Разбойничий» собор
  4. 754 — первый Иконоборческий собор
  5. 815 — второй Иконоборческий собор (отмена решений Второго Никейского собора)

Подготовка Восьмого вселенского собора Православной церкви

В 1920-х, 1960-х и 1990-х годах предпринимались попытки начать подготовку к созыву Восьмого вселенского собора Православной церкви, но все они заканчивались ничем. В последнее время сторонники созыва собора, в том числе в крупнейшей из поместных церквей — Русской православной церкви, вновь активизировались.

«В течение 2009 года ожидается оживление процесса подготовки к великому и святому Всеправославному собору Восточной Церкви» — заявил секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов в ходе телемоста между Москвой и Парижем 13 февраля 2009 года[2].

Примечания

  1. М. Э. Поснов «История Христианской Церкви» стр. 423-431
  2. В ОВЦС Московского Патриархата ожидают активизацию подготовки к Всеправославному собору

Литература

  1. А. В. Карташев. Вселенские Соборы. Париж, 1963
  2. Владислав Цыпин (протоиерей). Церковное право // Глава: 6. Греческие источники церковного права эпохи Вселенских соборов
  3. В. В. Болотов Семь вселенских соборов «Лекции по истории древней Церкви» Том 4

См. также

  • Поместный собор

Ссылки

  • Правила Апостолов и Вселенских Соборов

Вселенские соборы

  • Деяния собо­ров
  • Деяния Все­лен­ских Собо­ров (7 томов)
  • Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель к «Дея­ниям Все­лен­ских собо­ров» А.Г. Бондач
  • Кано­ни­че­ские пра­вила
  • Пра­вила Все­лен­ских Собо­ров еп. Нико­дим (Милаш)
  • Пра­вила первых четы­рёх Все­лен­ских Собо­ров архиеп. Петр (Л’Юилье)
  • Исто­рия собо­ров
  • Семь Все­лен­ских Собо­ров архиеп. Авер­кий (Таушев)
  • Исто­рия Святых Все­лен­ских Собо­ров еп. Иоанн (Мит­ро­поль­ский)
  • Исто­рия бого­слов­ской мысли: период Все­лен­ских собо­ров В.В. Боло­тов
  • Все­лен­ские Соборы А.В. Кар­та­шев
  • Все­лен­ские Соборы В.В. Акимов
  • Исто­рия Все­лен­ских собо­ров проф. А.П. Лебе­дев
  • Соборы и их дости­же­ния Я. Пели­кан
  • Тео­ре­ти­че­ские вопросы о Все­лен­ских собо­рах
  • Что такое Все­лен­ский собор? прот. Иоанн Мей­ен­дорф
  • Все­лен­ские соборы (кано­ни­че­ское право) свщисп. Нико­дим (Милаш)
  • Могут ли заблуж­даться Все­лен­ские соборы? митр. Стефан (Явор­ский)
  • Прочее
  • Все­лен­ские соборы прот. Вален­тин Асмус
  • О Все­лен­ских собо­рах и стар­цах свящ. Геор­гий Мак­си­мов
  • Все­лен­ские Соборы. Таб­лица
  • Тест: Все­лен­ские Соборы
  • Кросс­ворд: Все­лен­ские Соборы

Вселе́нские Собо́ры – собра­ния пра­во­слав­ных епи­ско­пов (свя­щен­ни­ков и иных лиц) как пред­ста­ви­те­лей всей Пра­во­слав­ной Церкви (всей сово­куп­но­сти Помест­ных Церк­вей), созы­вав­ши­еся с целью реше­ния насущ­ных вопро­сов в обла­сти бого­по­зна­ния и бого­по­чи­та­ния.

Реше­ния Все­лен­ских Собо­ров по вопро­сам веро­уче­ния, зако­но­да­тель­ства и цер­ков­ной дис­ци­плины при­зна­ются непо­гре­ши­мыми в силу того, что Собор дей­ствует не сам от себя, а по дей­ствию в нем и через него Свя­того Духа; опре­де­ле­ния, и пра­вила Все­лен­ского Собора про­сти­ра­ются на все Помест­ные Церкви.

Всего было семь Все­лен­ских Собо­ров:

  1. Никей­ский — 325 г.
  2. Кон­стан­ти­но­поль­ский — 381 г.
  3. Ефес­ский — 431 г.
  4. Хал­ки­дон­ский — 451 г.
  5. Кон­стан­ти­но­поль­ский 2‑й — 553 г.
  6. Кон­стан­ти­но­поль­ский 3‑й — 680 г.
  7. Никей­ский 2‑й — 787 г.

На чём осно­вана прак­тика созыва Собо­ров?

Тра­ди­ция обсуж­дать и раз­ре­шать важ­ней­шие рели­ги­оз­ные вопросы на прин­ци­пах собор­но­сти была зало­жена в ранней Церкви апо­сто­лами (Деян.15:6). Тогда же был сфор­му­ли­ро­ван глав­ный прин­цип при­ня­тия собор­ных опре­де­ле­ний: «угодно Свя­тому Духу и нам» (Деян.15:28).

Это значит, что собор­ные поста­нов­ле­ния фор­му­ли­ро­ва­лись и утвер­жда­лись отцами не по пра­вилу демо­кра­ти­че­ского боль­шин­ства, а в стро­гом согла­сии со Свя­щен­ным Писа­нием и Пре­да­нием Церкви, по Про­мыслу Божию, при содей­ствии Свя­того Духа.

По мере раз­ви­тия и рас­про­стра­не­ния Церкви Соборы созы­ва­лись в самых разных частях ойку­мены. В подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­чаев пово­дами для Собо­ров слу­жили более или менее част­ные вопросы, не тре­бо­вав­шие пред­ста­ви­тель­ства всей Церкви и раз­ре­шав­ши­еся силами пас­ты­рей Помест­ных Церк­вей. Такие Соборы и назы­ва­лись Помест­ными.

Вопросы же, под­ра­зу­ме­вав­шие необ­хо­ди­мость обще­цер­ков­ного обсуж­де­ния, иссле­до­ва­лись при уча­стии пред­ста­ви­те­лей всей Церкви. Созы­вав­ши­еся в этих обсто­я­тель­ствах Соборы, пред­став­ляв­шие пол­ноту Церкви, дей­ство­вав­шие в соот­вет­ствии с Божьим зако­ном и нор­мами цер­ков­ного управ­ле­ния, закреп­ляли за собой статус Все­лен­ских. Всего было семь таких Собо­ров.

Чем отли­ча­лись между собой Все­лен­ские Соборы?

На Все­лен­ских Собо­рах при­сут­ство­вали главы помест­ных Церк­вей или их офи­ци­аль­ные пред­ста­ви­тели, а также епи­ско­пат, пред­став­ляв­ший свои епар­хии. Дог­ма­ти­че­ские и кано­ни­че­ские реше­ния Все­лен­ских Собо­ров при­зна­ются обя­за­тель­ными для всей Церкви. Для усво­е­ния Собо­ром ста­туса «Все­лен­ский» необ­хо­дима рецеп­ция, т. е. про­верка вре­ме­нем, и при­ня­тие его поста­нов­ле­ний всеми помест­ными Церк­вами. Слу­ча­лось, что под жест­ким дав­ле­нием импе­ра­тора или вли­я­тель­ного епи­скопа участ­ники Собо­ров при­ни­мали реше­ния, про­ти­во­ре­ча­щие еван­гель­ской истине и цер­ков­ному Пре­да­нию, со вре­ме­нем такие Соборы Цер­ко­вью отвер­га­лись.

1‑й Все­лен­ский Собор состо­ялся при импе­ра­торе Кон­стан­тине Вели­ком, в 325 году, в Никее.

Он был посвя­щен раз­об­ла­че­нию ереси Ария, алек­сан­дрий­ского свя­щен­ника, кото­рый учил, что Сын сотво­рен и что было время, когда Его не было; еди­но­су­щие Сына с Отцом он кате­го­ри­че­ски отри­цал.
Собор про­воз­гла­сил догмат о том, что Сын — Бог, еди­но­сущ­ный Отцу. На Соборе было при­нято 7 членов Сим­вола веры и 20 кано­ни­че­ских правил.

2‑й Все­лен­ский Собор, созван­ный при импе­ра­торе Фео­до­сии Вели­ком, имел место в Кон­стан­ти­но­поле, в 381 г.

Пово­дом послу­жило рас­про­стра­не­ние ереси епи­скопа Маке­до­ния, отри­цав­шего Боже­ство Свя­того Духа.
На этом Соборе Символ веры был скор­рек­ти­ро­ван и допол­нен, в том числе членом, содер­жа­щим Пра­во­слав­ное учение о Святом Духе. Отцами Собора состав­лено 7 кано­ни­че­ских правил, одним из кото­рых запре­щено вно­сить какие-либо изме­не­ния в Символ веры.

3‑й Все­лен­ский Собор состо­ялся в Ефесе в 431 году, в цар­ство­ва­ние импе­ра­тора Фео­до­сия Малого.

Он был посвя­щён раз­об­ла­че­нию ереси Кон­стан­ти­но­поль­ского Пат­ри­арха Несто­рия, ложно учив­шего о Христе как о чело­веке, соеди­нен­ном с Сыном Божьим бла­го­дат­ною связью. Фак­ти­че­ски он утвер­ждал, что во Христе — два Лица. Кроме того он назы­вал Бого­ро­дицу Хри­сто­ро­ди­цей, отри­цая Её Бого­ма­те­рин­ство.
Собор под­твер­дил, что Хри­стос — Истин­ный Сын Божий, а Мария — Бого­ро­дица, и принял 8‑мь кано­ни­че­ских правил.

4‑й Все­лен­ский Собор про­хо­дил при импе­ра­торе Мар­ки­ане, в Хал­ки­доне, в 451 году.

Отцы тогда собра­лись против ере­ти­ков: пред­сто­я­теля Алек­сан­дрий­ской Церкви, Дио­скора, и архи­манд­рита Евти­хия, кото­рые утвер­ждали, что в резуль­тате вопло­ще­ния Сына два есте­ства, Боже­ское и чело­ве­че­ское, сли­лись в Его Ипо­стаси в одно. 
Собор вынес опре­де­ле­ние, что Хри­стос — Совер­шен­ный Бог и вместе Совер­шен­ный Чело­век, Одно Лицо, заклю­ча­ю­щее в Себе два есте­ства, соеди­нен­ные нес­литно, непре­ложно, нераз­дельно и нераз­лучно. Помимо того было сфор­му­ли­ро­вано 30 кано­ни­че­ских правил.

5‑й Все­лен­ский Собор состо­ялся в Кон­стан­ти­но­поле, в 553 году, при импе­ра­торе Юсти­ни­ане I. На нем было под­твер­ждено учение Чет­вер­того Все­лен­ского Собора, осуж­ден Оригенизм и неко­то­рые сочи­не­ния Фео­до­рита Кир­ского и Ивы Едес­ского. Вместе с тем был осуж­ден Феодор Моп­су­ест­ский, учи­тель Несто­рия.

6‑й Все­лен­ский Собор был в городе Кон­стан­ти­но­поле в 680 году, в прав­ле­ние импе­ра­тора Кон­стан­тина Пого­ната. Его зада­чей стояло опро­вер­же­ние ереси моно­фе­ли­тов, наста­и­вав­ших на том, что во Христе не две воли, а одна. К тому вре­мени эту ересь успели рас­ти­ра­жи­ро­вать несколько Восточ­ных Пат­ри­ар­хов и Рим­ский папа Гоно­рий. 
Собор под­твер­дил древ­нее учение Церкви о том, что Хри­стос имеет в Себе две воли — как Бог и как Чело­век. При этом Его воля по чело­ве­че­скому есте­ству во всём согласна с Боже­ствен­ной.

Пято-Шестым Все­лен­ским или Трулль­ским име­нуют Собор, про­хо­див­ший в Кон­стан­ти­но­поле через 11 лет. Он принял 102 кано­ни­че­ских пра­вила.

7‑й Все­лен­ский Собор имел место в Никее в 787 году, при импе­ра­трице Ирине. На нем была опро­верг­нута ико­но­бор­че­ская ересь и утвер­ждён догмат об ико­но­по­чи­та­нии. Отцы Собора соста­вили 22 кано­ни­че­ских пра­вила.

Воз­мо­жен ли Вось­мой Все­лен­ский Собор?

1) Рас­про­стра­нен­ное на сего­дняш­ний день мнение о завер­шён­но­сти эпохи Все­лен­ских Собо­ров не имеет под собой дог­ма­ти­че­ских осно­ва­ний. Дея­тель­ность Собо­ров, в том числе Все­лен­ских, явля­ется одной из форм цер­ков­ного само­управ­ле­ния и само­ор­га­ни­за­ции.

Заме­тим, что Все­лен­ские Соборы созы­ва­лись по мере воз­ник­но­ве­ния необ­хо­ди­мо­сти при­ня­тия важных реше­ний, каса­ю­щихся жизни всей Церкви.

Между тем, Цер­ковь будет суще­ство­вать «до скон­ча­ния века» (Мф.28:20), и нигде не сооб­ща­ется, что на про­тя­же­нии всего этого пери­ода Все­лен­ская Цер­ковь не будет стал­ки­ваться с вновь и вновь воз­ни­ка­ю­щими труд­но­стями, тре­бу­ю­щими для их раз­ре­ше­ния пред­ста­ви­тель­ства всех Помест­ных Церк­вей. Поскольку право осу­ществ­лять свою дея­тель­ность на прин­ци­пах собор­но­сти даро­вано Церкви от Бога, и этого права у неё никто, как известно, не отни­мал, постольку нет осно­ва­ний счи­тать, что Седь­мой Все­лен­ский Собор апри­ори должен име­но­ваться послед­ним.

2) В тра­ди­ции гре­че­ских Церк­вей еще с Визан­тий­ских времен рас­про­стра­нено мнение о том, что Все­лен­ских собо­ров было восемь, послед­ним из них счи­тают собор 879 г. при свт. Фотии Кон­стан­ти­но­поль­ском. Вось­мым все­лен­ским собо­ром его назы­вали, напри­мер, св. Нико­лай Кава­сила (PG 149, col. 679), св. Симеон Солун­ский (Фес­са­ло­ни­кий­ский) (PG 155, col. 97), позд­нее свт. Доси­фей Иеру­са­лим­ский (в своем томосе 1705 г.) и др. То есть, по мнению целого ряда святых вось­мой все­лен­ский собор не только воз­мо­жен, но уже был.   (свя­щен­ник Геор­гий Мак­си­мов)

3) Обычно идею о невоз­мож­но­сти про­ве­де­ния Вось­мого Все­лен­ского Собора свя­зы­вают с двумя «глав­ными» при­чи­нами:

а) С ука­за­нием Книги Прит­чей Соло­мо­но­вых о семи стол­пах Церкви: «Пре­муд­рость постро­ила себе дом, выте­сала семь стол­бов его, зако­лола жертву, рас­тво­рила вино свое и при­го­то­вила у себя тра­пезу; послала слуг своих про­воз­гла­сить с воз­вы­шен­но­стей город­ских: “кто нера­зу­мен, обра­тись сюда!”. И ску­до­ум­ному она ска­зала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною рас­тво­рен­ное; оставьте нера­зу­мие, и живите, и ходите путем разума”» (Притч.9:1-6).

Учи­ты­вая, что в исто­рии Церкви было семь Все­лен­ских Собо­ров, это про­ро­че­ство можно, конечно же с ого­вор­ками, соот­не­сти и с Собо­рами. Между тем в стро­гом осмыс­ле­нии семь стол­бов озна­чают не семь Все­лен­ских Собо­ров, а семь Таинств Церкви. В про­тив­ном случае нам при­шлось бы при­знать, что до вре­мени окон­ча­ния Седь­мого Все­лен­ского Собора Цер­ковь не имела под собой устой­чи­вого осно­ва­ния, что она была хро­ма­ю­щей Цер­ко­вью: сперва её недо­ста­вало семи, затем шести, потом пяти, четы­рех, трех, двух опор. Нако­нец, только в вось­мом веке она была прочно утвер­ждена. И это при том, что именно ранняя Цер­ковь про­сла­ви­лась сонмом святых испо­вед­ни­ков, муче­ни­ков, учи­те­лей…

б) С фактом отпа­де­ния от Все­лен­ского Пра­во­сла­вия Римо-Като­ли­цизма.

Коль скоро Все­лен­ская Цер­ковь рас­ко­ло­лась на Запад­ную и Восточ­ную, утвер­ждают сто­рон­ники этой идеи, то и созыв Собора, пред­став­ля­ю­щего Единую и Истин­ную Цер­ковь, увы, невоз­мо­жен.

В дей­стви­тель­но­сти же, по Божьему опре­де­ле­нию, Все­лен­ская Цер­ковь нико­гда не под­ле­жала раз­де­ле­нию надвое. Ведь по сви­де­тель­ству Самого Гос­пода Иисуса Христа, если цар­ство или дом раз­де­лятся сами в себе, «не может усто­ять цар­ство то» (Мк.3:24), «дом тот» (Мк.3:25). Цер­ковь же Божия стояла, стоит и стоять будет, «и врата ада не одо­леют ее» (Мф.16:18). Сле­до­ва­тельно, она нико­гда не дели­лась, и не раз­де­лится.

В отно­ше­нии Своего един­ства Цер­ковь нередко назы­ва­ется Телом Хри­сто­вым (см.: Цер­ковь). У Христа же не два Тела, а одно: «Один хлеб, и мы многие одно тело» (1Кор.10:17). В этом отно­ше­нии мы не можем при­знать Запад­ную цер­ковь ни как единую с нами, ни как отдель­ную, но рав­но­цен­ную Цер­ковь-Сестру.

Разрыв кано­ни­че­ского един­ства между Восточ­ной Цер­ко­вью и Запад­ной есть, по суще­ству, не раз­де­ле­ние, но отпа­де­ние и откол Римо-Като­ли­ков от Все­лен­ского Пра­во­сла­вия. Откол же какой-либо части хри­стиан от Единой и Истин­ной Матери-Церкви не делает её ни менее Единой, ни менее Истин­ной, и не явля­ется пре­пят­ствием для созыва новых Собо­ров.

Память Все­лен­ских собо­ров в Цер­ков­ном кален­даре

1. Память I Все­лен­ского Собора (325) — Вс. 7‑е по Пасхе.
2. Память II Все­лен­ского Собора (381)
3. Вос­по­ми­на­ние III Все­лен­ского Собора (431)
4. Память святых отцев IV Все­лен­ского Собора (451)
5. Память V Все­лен­ского Собора
6. Вос­по­ми­на­ние VI Все­лен­ского Собора (680)
7. Память святых отцов VII Все­лен­ского Собора (787) — Вс, бли­жай­шее к 11 октября
8. Память святых отцов шести Все­лен­ских Собо­ров — Вс, бли­жай­шее к 16 июля.
9. Память святых отцов семи Все­лен­ских Собо­ров

Имеют бого­слу­же­ния памяти, выде­лен­ные жирным шриф­том.

Список вселенских соборов | Религия Вики

Главный портал — Религия Порталы — Проекты — Религия Вики сотрудники — ВикиФорум — гостевая книга — кредиты

Содержание

  • 1 Список вселенских соборов
    • 1. 1 Совет Иерусалима
    • 1.2 Первые семь Вселенских Соборов
    • 1.3 Восьмой Вселенский Собор
    • 1.4 Экуменический для некоторых православных
    • 1.5 Римско-католические соборы №9к # 21

Список Вселенских Соборов

Иерусалимский Собор

В Деяниях Апостолов записан Иерусалимский Собор, на котором обсуждалась напряженность между сохранением иудейских обычаев в раннехристианской общине и обращенными из язычников. Хотя его решения принимаются всеми христианами [1] и более поздние определения вселенского собора, похоже, соответствуют этому единственному библейскому собору, ни одна христианская церковь не включает его в нумерацию вселенских соборов.

Надпись IV века, изображающая Христа как Доброго Пастыря.

Первые семь Вселенских Соборов

Основная статья: Первые семь Вселенских Соборов

  • 1. Первый Никейский Собор (325) отверг арианство и принял первоначальный Никейский Символ веры, фиксированную дату Пасхи; признал первенство престолов Рима, Александрии и Антиохии и предоставил Иерусалимскому престолу почетное положение.
  • 2. Первый Константинопольский собор (381) отверг арианство и македонство, пересмотрел Никейский символ веры в отношении Святого Духа
  • 3. Эфесский Собор (431)
    отрекся от несторианства, провозгласил Деву Марию Богородицей («Богородицею», «Богородицею», «Богоматерью»), отрекся от пелагианства и подтвердил Никейский символ веры.
    Этот и все последующие соборы не признаются Ассирийской Церковью Востока.
    • Второй собор в Эфесе (449) объявил Евтихия ортодоксальным и напал на его противников.
      Хотя первоначально этот собор был созван как Вселенский собор, этот собор никем не признан Вселенским и объявлен Разбойничьим Собором халкидонцами (католики, православные, протестанты).
  • 4. Халкидонский Собор (451) отверг евтихийское учение о монофизитстве, принял Халкидонский Символ веры, в котором описывался ипостасный союз о двух природах Христа, человеческой и божественной. Восстановил свергнутых в 449 г. и сверг Диоскора Александрийского. Возведение Константинопольской и Иерусалимской епархий в статус патриархатов.
    Этот и все последующие соборы отвергаются восточным православием.
  • 5. Второй Константинопольский Собор (553) отрекся от Трех Глав как несторианских, осудил Оригена Александрийского, декретировал Теопасхитская Формула .
  • 6. Третий Константинопольский Собор (680-681) отверг монофелитство и моноэнергизм.
    • Quinisext Совет , также называемый Советом в Трулло [2] (692) рассмотрел вопросы дисциплины (в поправках к 5-му и 6-му советам) и учредил Пентархию.
      Вселенский статус этого собора был отвергнут западными церквями.
  • 7. Второй Никейский собор г. (787 г.) восстановил почитание икон (осужден на Иерийском соборе 754 г.) и отверг иконоборчество.
    Этот Собор отвергнут некоторыми протестантскими конфессиями, которые осуждали почитание икон.

Восьмой Вселенский Собор

  • 8. (RC) Четвертый Константинопольский Собор (869-870) низложил Патриарха Константинопольского Фотия I как узурпатора и восстановил его предшественника Святителя Игнатия. Фотий уже был объявлен папой низложенным, акт, который Константинопольская церковь приняла на этом соборе. После смерти Игнатия Фотий был восстановлен в должности патриарха с одобрения папы.
    Сегодня этот собор принят Римско-католической церковью, но отвергнут Восточной православной церковью как разбойничий.
  • 8. (EO) Четвертый Константинопольский собор (879-880) восстановил Фотия на Константинопольском престоле и осудил учение о двойном шествии относительно Святого Духа.
    Сегодня этот собор принят Восточной Православной Церковью, но не считается Вселенским Римско-Католической Церковью.

Вселенские для некоторых восточно-православных

Следующие два считаются вселенскими некоторыми в Восточной православной церкви, но не другими, которые вместо этого считают их важными поместными соборами. Тем не менее они получили всеобщее признание всеми восточно-православными церквами, даже если их вселенский характер не признается.

  • Пятый Константинопольский Собор (1341-1351) утвердил исихастское богословие по Григорию Паламе и осудил Варлаама Семинарского.
  • Иерусалимский Синод (1672 г.) определил православие по отношению к католицизму и протестантизму, определил библейский канон.

Римско-католические соборы с № 9 по № 21

  • 9. Первый Латеранский собор (1123) рассматривал вопрос об избрании епископов и роли императора Священной Римской империи в нем.
  • 10. Второй Латеранский собор (1139) подтвердил Латеранский I, обратился к церковной дисциплине (одежда, браки).
  • 11. Третий Латеранский собор (1179) ограничил папские выборы кардиналов, осудил симонию, ввел минимальный возраст для рукоположения (тридцать лет для епископов)
  • 12. Четвертый Латеранский собор (1215) определил пресуществление, обратился к папскому первенству и церковной дисциплине.
  • 13. Первый Лионский собор (1245) сверг императора Фридриха II, сбор для поддержки Святой Земли.
  • 14. Второй Лионский собор (1274) предпринял попытку воссоединения с восточными церквями, утвердил ордена францисканцев и доминиканцев, десятину для поддержки крестового похода, процедуры конклава.
  • 15. Венский собор (1311-1312) распустил тамплиеров.
    • Собор в Пизе (1409)
      попытка разрешить Великий западный раскол
      Собор не пронумерован, потому что он не был созван папой, а его неудавшееся решение было отвергнуто в Констанце.
  • 16. Констанцский собор (1414-1418) разрешил Великий западный раскол, осудил Иоанна Гуса, начало соборности.
    • г. Сиенский собор г. (1423-1424 гг.) рассмотрел церковную реформу.
      Без номера, так как был быстро расформирован.
  • 17. Базельский, Феррарский и Флорентийский Собор (1431-1445)
    рассмотрел церковную реформу и воссоединение с Восточными Церквями, раскололся на две партии:
    Оставшиеся в Базеле отцы стали апогеем соборности. Отцы во Флоренции добились союза с различными восточными церквами и временно с восточной православной церковью.
  • 18. Пятый Латеранский собор (1512-1514) рассмотрел церковную реформу.
  • 19. Тридентский собор (1545-1563, с перерывами) рассмотрел церковную реформу и отверг протестантизм, определил роль и канон Священного Писания, семи таинств, укрепил церковную дисциплину и образование.
    Несмотря на временное участие протестантских делегатов, этот и последующие соборы отвергаются протестантами.
  • 20. Первый Ватиканский Собор (1870; официально 1870-1960)
    определил главенство папы в церковном управлении и его непогрешимость, отверг рационализм, материализм и атеизм, обратился к откровению, толкованию Священного Писания и взаимоотношению веры и разума.
    Этот и последующие соборы отвергаются зарождающейся Старокатолической Церковью.
  • 21. Второй Ватиканский Собор (1962-1965)
    рассматривал пастырские и дисциплинарные вопросы, касающиеся Церкви и ее отношения к современному миру, включая литургию и экуменизм.
    Некоторые традиционалисты отвергают этот совет.
  1. ↑ Комментарий Карла Йозефа фон Хефеле к канону II Гангры отмечает: «Мы также видим, что во время Синода Гангры правило Апостольского Синода в отношении крови и удушенных вещей все еще оставалось в силе. Действительно, у греков оно оставалось в силе всегда, как это до сих пор показывают их Евхологии.Также и Вальсамон, известный комментатор средневековых канонов, в своем комментарии к шестьдесят третьему Апостольскому правилу прямо порицает латинян за то, что они перестали соблюдать это повеление.Что, однако, думала по этому поводу латинская церковь около 400 года, показано св. Августином в его сочинении 9.0056 Contra Faustum , где он утверждает, что Апостолы дали это повеление, чтобы объединить язычников и иудеев в единый Ноев ковчег; но что тогда, когда преграда между обращенными иудеями и язычниками пала, это повеление относительно удушения и крови потеряло свое значение и соблюдалось лишь немногими. Но все же еще в восьмом веке папа Григорий Третий в 731 году запрещал есть кровь или удушенные вещи под угрозой сорокадневной епитимьи. Никто не станет утверждать, что дисциплинарные постановления какого-либо Собора, хотя бы это был один из бесспорных Вселенских Соборов, могут иметь большую и неизменную силу, чем постановление того первого Собора, созванного апостолами в Иерусалиме, и тот факт, что его указ устарел на протяжении столетий на Западе, является доказательством того, что даже вселенские каноны могут иметь лишь временную пользу и могут быть отменены, если их не использовать, как и другие законы».
  2. ↑ Название «troullos» (лат. trullus , купол) происходит от куполообразного дворца в Константинополе, где проходил собор.

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

КАТОЛИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА: 21 Вселенский Собор

I. ПЕРВЫЙ НИКЕЙСКИЙ СОБОР
Год: 325
Краткое содержание: Никейский Собор длился два месяца и двенадцать дней. Присутствовало триста восемнадцать епископов. Осий, епископ Кордовы, был легатом папы Сильвестра. Присутствовал и император Константин. Этому собору мы обязаны Никейским символом веры, определяющим против Ария истинное Божество Сына Божия (9).0255 homoousios ), и установление даты празднования Пасхи (против четвертичных).
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/11044a.htm

II. ПЕРВЫЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР
Год: 381
Сводка: На Первом Генеральном Константинопольском Соборе под руководством папы Дамасия и императора Феодосия I присутствовало 150 епископов. Оно было направлено против последователей Македония, оспаривавших Божество Святого Духа. К вышеупомянутому Никейскому символу веры были добавлены пункты, относящиеся к Святому Духу ( qui simul adoratur ) и все последующие до конца.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/04308a. htm

III. ЭФЕССКИЙ СОБОР
Год: 431
Сводка: Эфесский собор, состоявший из более чем 200 епископов под председательством св. Богородицы ( Богородица ) против Нестория, епископа Константинопольского, и возобновила осуждение Пелагия.
Дополнительная информация: www.newadvent.org/cathen/05491a.htm

IV. ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР
Год: 451
Сводка: Халкидонский собор — 150 епископов под руководством папы Льва Великого и императора Маркиана — определил две природы (Божественную и человеческую) во Христе против Евтихия, который был отлучен.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/03555a.htm

V. ВТОРОЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР
Год: 553
Резюме: Второй Всеобщий Константинопольский Собор из 165 епископов под руководством папы Вигилия и императора Юстиниана I осудил ошибки Оригена и некоторые писания (Три главы) Феодорита, Феодора, епископа Мопсуэстия и Ива, епископ Эдесский; он также подтвердил первые четыре генеральных собора, особенно Халкидонский, авторитет которого оспаривался некоторыми еретиками.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/04308b.htm

VI. ТРЕТИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР
Годы: 680-681
Итоги: Третий Вселенский Константинопольский Собор под руководством папы Агафона и императора Константина Погоната, на котором присутствовали Патриархи Константинопольский и Антиохийский, 174 епископа и император. Он положил конец монофелитству, определив две воли во Христе, Божественную и человеческую, как два различных принципа действия. Он предал анафеме Сергия, Пирра, Павла, Макария и всех их последователей.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/04310a.htm

VII. ВТОРОЙ НИКЕЙСКИЙ СОБОР
Год: 787
Сводка: Второй Никейский Собор был созван императором Константином VI и его матерью Ириной при папе Адриане I, и под председательством легатов папы Адриана; он регулировал почитание святых образов. Помогали от 300 до 367 епископов.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/11045a.htm

VIII. ЧЕТВЕРТЫЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР
Год: 869
Сводка: Четвертый Генеральный Константинопольский Собор под руководством папы Адриана II и императора Василия, насчитывавший 102 епископа, 3 папских легата и 4 патриарха, предал огню Деяния нерегулярный собор ( conciliabulum ), собранный Фотием против папы Николая и законного Константинопольского патриарха Игнатия; он осудил Фотия, незаконно завладевшего патриаршим достоинством. Однако в Элладской церкви восторжествовал фотианский раскол, и никакого другого всеобщего собора на Востоке не было.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/04310b.htm

IX. ПЕРВЫЙ ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР
Год: 1123
Сводка: Первый Латеранский Собор, впервые состоявшийся в Риме, собрался при Папе Каллисте II. Помогали около 900 епископов и аббатов. Он отменил право светских князей на облечение кольцом и посохом в церковные бенефиции и касался церковной дисциплины и освобождения Святой Земли от неверных.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/09016b.htm

X. ВТОРОЙ ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР
Год: 1139
Резюме: Второй Латеранский Собор состоялся в Риме под Инсентоном II. с участием около 1000 прелатов и императора Конрада. Его целью было положить конец ошибкам Арнольда Брешианского.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/09017a.htm

XI. ТРЕТИЙ ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР
Год: 1179
Сводка: Третий Латеранский Собор состоялся при папе Александре III, императором которого был Фридрих I. Присутствовало 302 епископа. Он осудил альбигойцев и вальденсов и издал многочисленные указы о реформировании нравов.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/09017b.htm

XII. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР
Год: 1215
Сводка: Четвертый Латеранский Собор состоялся при Иннокентии III. Присутствовали Патриархи Константинопольский и Иерусалимский, 71 архиепископ, 412 епископов и 800 аббатов, примас маронитов и св. Доминик. Он издал расширенный символ веры (символ) против альбигойцев (Firmiter credimus), осудил тринитарные ошибки аббата Иоакима и опубликовал 70 важных реформаторских указов. Это самый важный собор средневековья, и он знаменует собой кульминационный момент церковной жизни и папской власти.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/09018a.htm

XIII. ПЕРВЫЙ ЛИОНСКИЙ СОБОР
Год: 1245
Сводка: Первый Генеральный Лионский Собор возглавлял Иннокентий IV; помогали патриархи Константинополя, Антиохии и Аквилеи (Венеции), 140 епископов, Балдуин II, император Востока, и святой Людовик, король Франции. Он отлучил от церкви и низложил императора Фридриха II и направил новый крестовый поход под командованием Людовика Святого против сарацин и монголов.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/09476b.htm

XIV. ВТОРОЙ ЛИОНСКИЙ СОБОР
Год: 1274
Сводка: Второй Генеральный Собор в Лионе был проведен Папой Григорием X, Патриархами Антиохийским и Константинопольским, 15 кардиналами, 500 епископами и более чем 1000 других сановников. Это произвело временное воссоединение Греческой церкви с Римом. К символу Константинополя было добавлено слово filioque , и стали искать средства для освобождения Палестины от турок. Он также установил правила для папских выборов.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/09476c.htm

XV. ВЕНСКИЙ СОБОР
Годы: 1311-1313
Сводка: В этом городе во Франции по приказу Климента V, первого из авиньонских пап, состоялся Венский собор. Присутствовали Патриархи Антиохии и Александрии, 300 епископов (114 по некоторым источникам) и 3 короля — Филипп IV Французский, Эдуард II Английский и Яков II Арагонский. Синод занимался преступлениями и ошибками, вменяемыми тамплиерам, фратичелли, бегардам и бегинам, проектам нового крестового похода, реформации духовенства и преподаванию восточных языков в университетах.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/15423a.htm

XVI. КОНСТАНЦИЙСКИЙ СОБОР
Годы: 1414-1418
Констанцский собор был проведен во время великого раскола на Западе с целью положить конец разделениям в Церкви. Он стал законным только после того, как Григорий XII официально созвал его. Благодаря этому обстоятельству ей удалось положить конец расколу избранием папы Мартина V, чего не удалось совершить Пизанский собор (1403 г.) из-за его незаконности. Законный папа подтвердил прежние постановления синода против Виклифа и Гуса. Таким образом, этот собор является вселенским только на своих последних сессиях (с 42 по 45 включительно) и в отношении постановлений предыдущих сессий, утвержденных Мартином V.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/04288a.htm

XVII. СОВЕТ В БАЗЕЛЕ/ФЕРРАРЕ/ФЛОРЕНЦИИ
Годы: 1431-1439
Краткое содержание: Базельский собор впервые собрался в этом городе, где Евгений IV был папой, а Сигизмунд — императором Священной Римской империи. Его целью было религиозное умиротворение Богемии. Возникли ссоры с папой, собор был перенесен сначала в Феррару (1438 г.), затем во Флоренцию (1439 г.), где был заключен недолгий союз с Греческой церковью, и греки приняли определение собора по спорным вопросам. Базельский Собор является вселенским лишь до конца двадцать пятой сессии, и из его постановлений Евгений IV одобрил только те, которые касались искоренения ереси, мира христианского мира и реформы Церкви, и которые в в то же время не умалял прав Святого Престола.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/06111a.htm

XVIII. ПЯТЫЙ ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР
Годы: 1512-1517
Итоги: Пятый Латеранский Собор заседал с 1512 по 1517 год при папах Юлии II и Льве X, императором Максимилианом I. В нем приняли участие пятнадцать кардиналов и около восьмидесяти архиепископов и епископов. в этом. Его постановления носят в основном дисциплинарный характер. Планировался и новый крестовый поход против турок, но он не увенчался успехом из-за религиозных потрясений в Германии, вызванных Лютером.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/09018b.htm

XIX. ТРЕНТСКИЙ СОБОР
Годы: 1545-1563
Сводка: Трентский собор длился восемнадцать лет (1545-1563) при пяти папах: Павле III, Юлии III, Марцелле II, Павле IV и Пии IV, и при императоры Карл V и Фердинанд. Присутствовали 5 кардиналов-легатов Святого Престола, 3 патриарха, 33 архиепископа, 235 епископов, 7 аббатов, 7 генералов монашеских орденов и 160 докторов богословия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts