Вселенские соборы википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов
Содержание
Вселенский Собор | это… Что такое Вселенский Собор?
(икона XIX век)
Вселе́нские собо́ры (греч. Σύνοδοι Οικουμενικαί, лат. Oecumenicum Concilium) — собрания преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера.
В самом начале истории Церкви термин Σύνοδος употреблялся применительно ко всякому церковному собранию. Однако, в течение III века термин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотя присутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самые первые из известных местных соборов проводились во II веке, а к 300 году собрание епископов провинции стало привычным способом церковного управления. После того как Константин I провозгласил терпимость относительно христиан (313 год) и преследования закончились, епископы из многих провинций получили возможность собраться в общем соборе. Тем не менее идея вселенского собора и его специфическое значение развивались медленно. Церковь в общеимперском масштабе начала проводить вселенские соборы, что подразумевало участие представителей всех поместных церквей, — обычно по инициативе Ромейских Императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус государственных законов, нарушение которых c конца IV века века каралось законами уголовными.
Содержание
|
Признаки вселенских соборов
Христианство Портал:Христианство | |
· | |
Библия | |
Троица | |
История христианства | |
Христианское богословие | |
Ветви христианства |
Вселенским соборам присущи внешние и внутренние отличительные признаки.
К внешним признакам вселенских соборов относятся:
- участие в соборе представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей церквей, епископов или их заместителей, уполномоченных и посланных (легатов) от них;
- каноническая правильность в порядке созыва собора, формирования состава участников, ведения и объявления определений собора;
- признание собора вселенским всеми поместными церквами, как теми, от которых епископы присутствовали на нем, так и теми, от которых на нем не было представителей.
Внутренние признаки вселенских соборов:
- соответствие его постановлений Священному Писанию, апостольскому преданию, вероучению и правилам вселенской церкви всех предшествующих веков;
- единодушное выражение на нем вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда;
- свойственная в церкви только вселенским соборам законодательная деятельность (составление символов веры и изложение догматов).
В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган вселенской церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях».
Вселенские соборы и поместные христианские церкви
Исторически сложилось, что разные христианские церкви по-разному относятся к Вселенским соборам, и имеют свое мнение об их количестве. Исходя из основных признаков Вселенского собора, как то, «признание собора вселенским всеми поместными церквами» и «единодушное выражение на нем вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда», бесспорным статусом Вселенского собора, из числа так именуемых, обладают только два первых собора, поскольку признаются Вселенскими всеми поместными церквями и их решения не вызывают возражений ни у кого.
Два Вселенских собора признается Ассирийской церковью Востока, изначально бывшей самоотстраненной от процесса догматотворчества в Римской империи в силу своей изолированности в языческой Персии. По причине не актуальности для АЦВ проведенных в Византии соборов, их решения, принимались ею много позже. Так Никейский собор 325 года, был принят на поместном соборе АЦВ под председательством католикоса Мар Акака в 410 году, то есть почти через столетие, незадолго до III собора. А Константинопольский собор 381 года, принят в 554 г. на соборе Мар Йосепа, то есть почти через два столетия, когда был уже проведен не только III Эфесский собор 431, осуждавший Несторианство, но и Халкидонский собор 451 года и II Константинопольский собор 553 года, когда АЦВ давно уже была несторианской. Все это косвенно свидетельствует о том, что мнение Церкви Востока о количестве и важности Вселенских соборов не может служить несомненным критерием подтверждения статуса последующих соборов, для остальных церквей.
Иначе относились к Вселенским соборам Древневосточные церкви (Ориентальные Православные церкви), активно участвовавшие в христианском догматотворчестве, как принимая участие в соборах, так и высказывая свое к ним отношение после. Поэтому их мнение о статусе того или иного собора, не является чем-то отстраненным и не актуальным для других поместных церквей, а прямо свидетельствует о соответствии того или иного собора критериям Вселенского. Древневосточные церкви времен христологических споров представляли собой подавляющее большинство региональных поместных церквей (против одного Рима и колеблющегося во мнениях Константинополя, все восточные патриархаты в империи и за её пределами, что было подано как «национальный сепаратизм» [1]), а потому неприятие решений Халкидонского и последующих соборов Древневосточными церквями, лишило эти соборы основных признаков Вселенских соборов. Соответственно, Древневосточными церквями признаются только три Вселенских собора.
Что касается Православных церквей византийской традиции, то они признают семь Вселенских соборов, проводившихся до Великого церковного раскола. Вопрос непризнания соборов, начиная от Халкидонского, Вселенскими соборами со стороны Древневосточных церквей, преодолевалось в церкви Византии тем, что Вселенная (Ойкумена) в сознании греков и латинян ассоциировалась с Римской империей, а сама Вселенская церковь с патриархатами признающими духовное первенство римских епископов и административную власть над церковью императоров. Не считающиеся с такой логикой Древневосточные церкви, были объявлены постхалкидонскими имперскими церквями «отпавшими от Вселенской церкви», и их мнение о количестве и статусе соборов с тех пор в расчет не принималось, почему и все последующие соборы считались Вселенскими.
С постепенным ослаблением политического влияния Византии, в особенности после разделения церквей двух половин некогда единой империи в 1054 году, Западная Римская церковь, соотнося кафоличность (как непременный признак одной неделимой Вселенской церкви) только с епископской кафедрой Рима и считая все остальные поместные церкви «отпавшими от единства с кафедрой Петра», стала именовать свои соборы Вселенскими, соответственно присваивая им порядковые номера. Таким образом, до настоящего времени (2009), с точки зрения Римской Католической церкви, состоялся 21 Вселенский собор.
Список соборов
Соборы, признаваемые Древневосточными, Православной и Католической церквами
- 49 — Иерусалимский собор
- 1. 325 — I Никейский: принятие Символа веры, осуждение арианства, определение времени празднования Пасхи.
- 2. 381 — I Константинопольский: повторное осуждение арианства; формулирование православного учения о Святой Троице.
Соборы, признаваемые Древневосточными (кроме Ассирийской), Православной и Католической церквами
- 3. 431 — Эфесский (осуждение несторианства).
Соборы, признаваемые Православной и Католической церквами
- 4. 451 — Халкидонский (осуждение монофизитства).
- 5. 553 — II Константинопольский (осудил несторианские сочинения и оригенизм).
- 6. 680—681 — III Константинопольский (осуждение монофелитства).
- 7. 787 — II Никейский (осуждение иконоборчества и разделение поклонения Богу и почитания икон).
Соборы, признаваемые в качестве вселенских некоторыми богословами и иерархами Православной церкви
Следует отметить, что сама по себе легитимность этих соборов признаётся всеми православными церквями византийской традиции; не получает всеобщего признания лишь их вселенский статус.
- 8. Собор 879 — 880 годов (IV Константинопольский): восстановил Фотия на Константинопольском престоле и анафематствовал любые изменения Никео-Константинопольского символа веры. В греческих Церквах единодушно признаётся фактическим Восьмым Вселенским.
- 9. 1341—1351 — V Константинопольский: подтвердил богословие исихазма св. Григория Паламы и осудил противостоявшего ему философа Варлаама.
Соборы, признаваемые только Католической церковью
- 8. 869—870 — IV Константинопольский (осуждение константинопольского патриарха Фотия). Собор обнаружил острые противоречия между западно-христианскими и восточно-христианскими церквами; различные церкви оценивают собор различно: Католическая церковь признаёт его VIII вселенским, Православная — не признаёт.
- 9. 1123 — I Латеранский (утверждение Вормсского конкордата, положившего конец борьбе за инвеституру).
- 10. 1139 — II Латеранский (осуждение Арнольда Брешианского).
- 11. 1179 — III Латеранский (осуждение вальденсов, катаров, установление порядка избрания папы римского).
- 12. 1215 — IV Латеранский (осуждение альбигойцев, вальденсов, санкционирование инквизиции).
- 13. 1245 — I Лионский (отлучение Фридриха II Гогенштауфена).
- 14. 1274 — II Лионский (уния с Православной Церковью).
- 15. 1311—1312 — Вьеннский (упразднение ордена тамплиеров).
- 16. 1414—1418 — Констанцский (положил конец «великому расколу», казнь Яна Гуса, осуждение Джона Уиклифа).
- 17. 1438—1445 — Ферраро-Флорентийский (рассмотрение вопросов, препятствующих воссоединению (унии) западных и восточных церквей).
- 18. 1512—1517 — V Латеранский (церковная реформа).
- 19. 1545—1563 — Тридентский (контрреформация, литургическая реформа).
- 20. 1869—1870 — I Ватиканский (догмат о первородном грехе, чистилище, Догмат о папской безошибочности).
- 21. 1962—1965 — II Ватиканский (церковная реформа, отмена обязательности латинского языка в богослужении).´
Разбойничьи соборы
Разбойничьи соборы — соборы, которые претендовали называться вселенскими, но были отвергнуты всеми историческими церквами.
- 341 — Антиохийский собор (Признание арианства официальным учением)
- 355 — Миланский собор (355) — репрессии ариан против их противников (собор не признан ни одной из современных церквей)
- 449 — Эфесский «Разбойничий» собор
- 754 — первый Иконоборческий собор
- 815 — второй Иконоборческий собор (отмена решений Второго Никейского собора)
Подготовка Восьмого вселенского собора Православной церкви
В 1920-х, 1960-х и 1990-х годах предпринимались попытки начать подготовку к созыву Восьмого вселенского собора Православной церкви, но все они заканчивались ничем. В последнее время сторонники созыва собора, в том числе в крупнейшей из поместных церквей — Русской православной церкви, вновь активизировались.
«В течение 2009 года ожидается оживление процесса подготовки к великому и святому Всеправославному собору Восточной Церкви» — заявил секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов в ходе телемоста между Москвой и Парижем 13 февраля 2009 года[2].
Примечания
- ↑ М. Э. Поснов «История Христианской Церкви» стр. 423-431
- ↑ В ОВЦС Московского Патриархата ожидают активизацию подготовки к Всеправославному собору
Литература
- А. В. Карташев. Вселенские Соборы. Париж, 1963
- Владислав Цыпин (протоиерей). Церковное право // Глава: 6. Греческие источники церковного права эпохи Вселенских соборов
- В. В. Болотов Семь вселенских соборов «Лекции по истории древней Церкви» Том 4
См. также
- Поместный собор
Ссылки
- Правила Апостолов и Вселенских Соборов
Вселенские соборы
- Деяния соборов
- Деяния Вселенских Соборов (7 томов)
- Библиографический указатель к «Деяниям Вселенских соборов» А.Г. Бондач
- Канонические правила
- Правила Вселенских Соборов еп. Никодим (Милаш)
- Правила первых четырёх Вселенских Соборов архиеп. Петр (Л’Юилье)
- История соборов
- Семь Вселенских Соборов архиеп. Аверкий (Таушев)
- История Святых Вселенских Соборов еп. Иоанн (Митропольский)
- История богословской мысли: период Вселенских соборов В.В. Болотов
- Вселенские Соборы А.В. Карташев
- Вселенские Соборы В.В. Акимов
- История Вселенских соборов проф. А.П. Лебедев
- Соборы и их достижения Я. Пеликан
- Теоретические вопросы о Вселенских соборах
- Что такое Вселенский собор? прот. Иоанн Мейендорф
- Вселенские соборы (каноническое право) свщисп. Никодим (Милаш)
- Могут ли заблуждаться Вселенские соборы? митр. Стефан (Яворский)
- Прочее
- Вселенские соборы прот. Валентин Асмус
- О Вселенских соборах и старцах свящ. Георгий Максимов
- Вселенские Соборы. Таблица
- Тест: Вселенские Соборы
- Кроссворд: Вселенские Соборы
Вселе́нские Собо́ры – собрания православных епископов (священников и иных лиц) как представителей всей Православной Церкви (всей совокупности Поместных Церквей), созывавшиеся с целью решения насущных вопросов в области богопознания и богопочитания.
Решения Вселенских Соборов по вопросам вероучения, законодательства и церковной дисциплины признаются непогрешимыми в силу того, что Собор действует не сам от себя, а по действию в нем и через него Святого Духа; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви.
Всего было семь Вселенских Соборов:
- Никейский — 325 г.
- Константинопольский — 381 г.
- Ефесский — 431 г.
- Халкидонский — 451 г.
- Константинопольский 2‑й — 553 г.
- Константинопольский 3‑й — 680 г.
- Никейский 2‑й — 787 г.
На чём основана практика созыва Соборов?
Традиция обсуждать и разрешать важнейшие религиозные вопросы на принципах соборности была заложена в ранней Церкви апостолами (Деян.15:6). Тогда же был сформулирован главный принцип принятия соборных определений: «угодно Святому Духу и нам» (Деян.15:28).
Это значит, что соборные постановления формулировались и утверждались отцами не по правилу демократического большинства, а в строгом согласии со Священным Писанием и Преданием Церкви, по Промыслу Божию, при содействии Святого Духа.
По мере развития и распространения Церкви Соборы созывались в самых разных частях ойкумены. В подавляющем большинстве случаев поводами для Соборов служили более или менее частные вопросы, не требовавшие представительства всей Церкви и разрешавшиеся силами пастырей Поместных Церквей. Такие Соборы и назывались Поместными.
Вопросы же, подразумевавшие необходимость общецерковного обсуждения, исследовались при участии представителей всей Церкви. Созывавшиеся в этих обстоятельствах Соборы, представлявшие полноту Церкви, действовавшие в соответствии с Божьим законом и нормами церковного управления, закрепляли за собой статус Вселенских. Всего было семь таких Соборов.
Чем отличались между собой Вселенские Соборы?
На Вселенских Соборах присутствовали главы поместных Церквей или их официальные представители, а также епископат, представлявший свои епархии. Догматические и канонические решения Вселенских Соборов признаются обязательными для всей Церкви. Для усвоения Собором статуса «Вселенский» необходима рецепция, т. е. проверка временем, и принятие его постановлений всеми поместными Церквами. Случалось, что под жестким давлением императора или влиятельного епископа участники Соборов принимали решения, противоречащие евангельской истине и церковному Преданию, со временем такие Соборы Церковью отвергались.
1‑й Вселенский Собор состоялся при императоре Константине Великом, в 325 году, в Никее.
Он был посвящен разоблачению ереси Ария, александрийского священника, который учил, что Сын сотворен и что было время, когда Его не было; единосущие Сына с Отцом он категорически отрицал.
Собор провозгласил догмат о том, что Сын — Бог, единосущный Отцу. На Соборе было принято 7 членов Символа веры и 20 канонических правил.
2‑й Вселенский Собор, созванный при императоре Феодосии Великом, имел место в Константинополе, в 381 г.
Поводом послужило распространение ереси епископа Македония, отрицавшего Божество Святого Духа.
На этом Соборе Символ веры был скорректирован и дополнен, в том числе членом, содержащим Православное учение о Святом Духе. Отцами Собора составлено 7 канонических правил, одним из которых запрещено вносить какие-либо изменения в Символ веры.
3‑й Вселенский Собор состоялся в Ефесе в 431 году, в царствование императора Феодосия Малого.
Он был посвящён разоблачению ереси Константинопольского Патриарха Нестория, ложно учившего о Христе как о человеке, соединенном с Сыном Божьим благодатною связью. Фактически он утверждал, что во Христе — два Лица. Кроме того он называл Богородицу Христородицей, отрицая Её Богоматеринство.
Собор подтвердил, что Христос — Истинный Сын Божий, а Мария — Богородица, и принял 8‑мь канонических правил.
4‑й Вселенский Собор проходил при императоре Маркиане, в Халкидоне, в 451 году.
Отцы тогда собрались против еретиков: предстоятеля Александрийской Церкви, Диоскора, и архимандрита Евтихия, которые утверждали, что в результате воплощения Сына два естества, Божеское и человеческое, слились в Его Ипостаси в одно.
Собор вынес определение, что Христос — Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек, Одно Лицо, заключающее в Себе два естества, соединенные неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Помимо того было сформулировано 30 канонических правил.
5‑й Вселенский Собор состоялся в Константинополе, в 553 году, при императоре Юстиниане I. На нем было подтверждено учение Четвертого Вселенского Собора, осужден Оригенизм и некоторые сочинения Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Вместе с тем был осужден Феодор Мопсуестский, учитель Нестория.
6‑й Вселенский Собор был в городе Константинополе в 680 году, в правление императора Константина Погоната. Его задачей стояло опровержение ереси монофелитов, настаивавших на том, что во Христе не две воли, а одна. К тому времени эту ересь успели растиражировать несколько Восточных Патриархов и Римский папа Гонорий.
Собор подтвердил древнее учение Церкви о том, что Христос имеет в Себе две воли — как Бог и как Человек. При этом Его воля по человеческому естеству во всём согласна с Божественной.
Пято-Шестым Вселенским или Трулльским именуют Собор, проходивший в Константинополе через 11 лет. Он принял 102 канонических правила.
7‑й Вселенский Собор имел место в Никее в 787 году, при императрице Ирине. На нем была опровергнута иконоборческая ересь и утверждён догмат об иконопочитании. Отцы Собора составили 22 канонических правила.
Возможен ли Восьмой Вселенский Собор?
1) Распространенное на сегодняшний день мнение о завершённости эпохи Вселенских Соборов не имеет под собой догматических оснований. Деятельность Соборов, в том числе Вселенских, является одной из форм церковного самоуправления и самоорганизации.
Заметим, что Вселенские Соборы созывались по мере возникновения необходимости принятия важных решений, касающихся жизни всей Церкви.
Между тем, Церковь будет существовать «до скончания века» (Мф.28:20), и нигде не сообщается, что на протяжении всего этого периода Вселенская Церковь не будет сталкиваться с вновь и вновь возникающими трудностями, требующими для их разрешения представительства всех Поместных Церквей. Поскольку право осуществлять свою деятельность на принципах соборности даровано Церкви от Бога, и этого права у неё никто, как известно, не отнимал, постольку нет оснований считать, что Седьмой Вселенский Собор априори должен именоваться последним.
2) В традиции греческих Церквей еще с Византийских времен распространено мнение о том, что Вселенских соборов было восемь, последним из них считают собор 879 г. при свт. Фотии Константинопольском. Восьмым вселенским собором его называли, например, св. Николай Кавасила (PG 149, col. 679), св. Симеон Солунский (Фессалоникийский) (PG 155, col. 97), позднее свт. Досифей Иерусалимский (в своем томосе 1705 г.) и др. То есть, по мнению целого ряда святых восьмой вселенский собор не только возможен, но уже был. (священник Георгий Максимов)
3) Обычно идею о невозможности проведения Восьмого Вселенского Собора связывают с двумя «главными» причинами:
а) С указанием Книги Притчей Соломоновых о семи столпах Церкви: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: “кто неразумен, обратись сюда!”. И скудоумному она сказала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума”» (Притч.9:1-6).
Учитывая, что в истории Церкви было семь Вселенских Соборов, это пророчество можно, конечно же с оговорками, соотнести и с Соборами. Между тем в строгом осмыслении семь столбов означают не семь Вселенских Соборов, а семь Таинств Церкви. В противном случае нам пришлось бы признать, что до времени окончания Седьмого Вселенского Собора Церковь не имела под собой устойчивого основания, что она была хромающей Церковью: сперва её недоставало семи, затем шести, потом пяти, четырех, трех, двух опор. Наконец, только в восьмом веке она была прочно утверждена. И это при том, что именно ранняя Церковь прославилась сонмом святых исповедников, мучеников, учителей…
б) С фактом отпадения от Вселенского Православия Римо-Католицизма.
Коль скоро Вселенская Церковь раскололась на Западную и Восточную, утверждают сторонники этой идеи, то и созыв Собора, представляющего Единую и Истинную Церковь, увы, невозможен.
В действительности же, по Божьему определению, Вселенская Церковь никогда не подлежала разделению надвое. Ведь по свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, если царство или дом разделятся сами в себе, «не может устоять царство то» (Мк.3:24), «дом тот» (Мк.3:25). Церковь же Божия стояла, стоит и стоять будет, «и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Следовательно, она никогда не делилась, и не разделится.
В отношении Своего единства Церковь нередко называется Телом Христовым (см.: Церковь). У Христа же не два Тела, а одно: «Один хлеб, и мы многие одно тело» (1Кор.10:17). В этом отношении мы не можем признать Западную церковь ни как единую с нами, ни как отдельную, но равноценную Церковь-Сестру.
Разрыв канонического единства между Восточной Церковью и Западной есть, по существу, не разделение, но отпадение и откол Римо-Католиков от Вселенского Православия. Откол же какой-либо части христиан от Единой и Истинной Матери-Церкви не делает её ни менее Единой, ни менее Истинной, и не является препятствием для созыва новых Соборов.
Память Вселенских соборов в Церковном календаре
1. Память I Вселенского Собора (325) — Вс. 7‑е по Пасхе.
2. Память II Вселенского Собора (381)
3. Воспоминание III Вселенского Собора (431)
4. Память святых отцев IV Вселенского Собора (451)
5. Память V Вселенского Собора
6. Воспоминание VI Вселенского Собора (680)
7. Память святых отцов VII Вселенского Собора (787) — Вс, ближайшее к 11 октября
8. Память святых отцов шести Вселенских Соборов — Вс, ближайшее к 16 июля.
9. Память святых отцов семи Вселенских Соборов
Имеют богослужения памяти, выделенные жирным шрифтом.
Список вселенских соборов | Религия Вики
Главный портал — Религия Порталы — Проекты — Религия Вики сотрудники — ВикиФорум — гостевая книга — кредиты
Содержание
- 1 Список вселенских соборов
- 1. 1 Совет Иерусалима
- 1.2 Первые семь Вселенских Соборов
- 1.3 Восьмой Вселенский Собор
- 1.4 Экуменический для некоторых православных
- 1.5 Римско-католические соборы №9к # 21
Список Вселенских Соборов
Иерусалимский Собор
В Деяниях Апостолов записан Иерусалимский Собор, на котором обсуждалась напряженность между сохранением иудейских обычаев в раннехристианской общине и обращенными из язычников. Хотя его решения принимаются всеми христианами [1] и более поздние определения вселенского собора, похоже, соответствуют этому единственному библейскому собору, ни одна христианская церковь не включает его в нумерацию вселенских соборов.
Надпись IV века, изображающая Христа как Доброго Пастыря.
Первые семь Вселенских Соборов
Основная статья: Первые семь Вселенских Соборов
- 1. Первый Никейский Собор (325) отверг арианство и принял первоначальный Никейский Символ веры, фиксированную дату Пасхи; признал первенство престолов Рима, Александрии и Антиохии и предоставил Иерусалимскому престолу почетное положение.
- 2. Первый Константинопольский собор (381) отверг арианство и македонство, пересмотрел Никейский символ веры в отношении Святого Духа
- 3. Эфесский Собор (431)
отрекся от несторианства, провозгласил Деву Марию Богородицей («Богородицею», «Богородицею», «Богоматерью»), отрекся от пелагианства и подтвердил Никейский символ веры.
Этот и все последующие соборы не признаются Ассирийской Церковью Востока.- Второй собор в Эфесе (449) объявил Евтихия ортодоксальным и напал на его противников.
Хотя первоначально этот собор был созван как Вселенский собор, этот собор никем не признан Вселенским и объявлен Разбойничьим Собором халкидонцами (католики, православные, протестанты).
- Второй собор в Эфесе (449) объявил Евтихия ортодоксальным и напал на его противников.
- 4. Халкидонский Собор (451) отверг евтихийское учение о монофизитстве, принял Халкидонский Символ веры, в котором описывался ипостасный союз о двух природах Христа, человеческой и божественной. Восстановил свергнутых в 449 г. и сверг Диоскора Александрийского. Возведение Константинопольской и Иерусалимской епархий в статус патриархатов.
Этот и все последующие соборы отвергаются восточным православием. - 5. Второй Константинопольский Собор (553) отрекся от Трех Глав как несторианских, осудил Оригена Александрийского, декретировал Теопасхитская Формула .
- 6. Третий Константинопольский Собор (680-681) отверг монофелитство и моноэнергизм.
- Quinisext Совет , также называемый Советом в Трулло [2] (692) рассмотрел вопросы дисциплины (в поправках к 5-му и 6-му советам) и учредил Пентархию.
Вселенский статус этого собора был отвергнут западными церквями.
- Quinisext Совет , также называемый Советом в Трулло [2] (692) рассмотрел вопросы дисциплины (в поправках к 5-му и 6-му советам) и учредил Пентархию.
- 7. Второй Никейский собор г. (787 г.) восстановил почитание икон (осужден на Иерийском соборе 754 г.) и отверг иконоборчество.
Этот Собор отвергнут некоторыми протестантскими конфессиями, которые осуждали почитание икон.
Восьмой Вселенский Собор
- 8. (RC) Четвертый Константинопольский Собор (869-870) низложил Патриарха Константинопольского Фотия I как узурпатора и восстановил его предшественника Святителя Игнатия. Фотий уже был объявлен папой низложенным, акт, который Константинопольская церковь приняла на этом соборе. После смерти Игнатия Фотий был восстановлен в должности патриарха с одобрения папы.
Сегодня этот собор принят Римско-католической церковью, но отвергнут Восточной православной церковью как разбойничий. - 8. (EO) Четвертый Константинопольский собор (879-880) восстановил Фотия на Константинопольском престоле и осудил учение о двойном шествии относительно Святого Духа.
Сегодня этот собор принят Восточной Православной Церковью, но не считается Вселенским Римско-Католической Церковью.
Вселенские для некоторых восточно-православных
Следующие два считаются вселенскими некоторыми в Восточной православной церкви, но не другими, которые вместо этого считают их важными поместными соборами. Тем не менее они получили всеобщее признание всеми восточно-православными церквами, даже если их вселенский характер не признается.
- Пятый Константинопольский Собор (1341-1351) утвердил исихастское богословие по Григорию Паламе и осудил Варлаама Семинарского.
- Иерусалимский Синод (1672 г.) определил православие по отношению к католицизму и протестантизму, определил библейский канон.
Римско-католические соборы с № 9 по № 21
- 9. Первый Латеранский собор (1123) рассматривал вопрос об избрании епископов и роли императора Священной Римской империи в нем.
- 10. Второй Латеранский собор (1139) подтвердил Латеранский I, обратился к церковной дисциплине (одежда, браки).
- 11. Третий Латеранский собор (1179) ограничил папские выборы кардиналов, осудил симонию, ввел минимальный возраст для рукоположения (тридцать лет для епископов)
- 12. Четвертый Латеранский собор (1215) определил пресуществление, обратился к папскому первенству и церковной дисциплине.
- 13. Первый Лионский собор (1245) сверг императора Фридриха II, сбор для поддержки Святой Земли.
- 14. Второй Лионский собор (1274) предпринял попытку воссоединения с восточными церквями, утвердил ордена францисканцев и доминиканцев, десятину для поддержки крестового похода, процедуры конклава.
- 15. Венский собор (1311-1312) распустил тамплиеров.
- Собор в Пизе (1409)
попытка разрешить Великий западный раскол
Собор не пронумерован, потому что он не был созван папой, а его неудавшееся решение было отвергнуто в Констанце.
- Собор в Пизе (1409)
- 16. Констанцский собор (1414-1418) разрешил Великий западный раскол, осудил Иоанна Гуса, начало соборности.
- г. Сиенский собор г. (1423-1424 гг.) рассмотрел церковную реформу.
Без номера, так как был быстро расформирован.
- г. Сиенский собор г. (1423-1424 гг.) рассмотрел церковную реформу.
- 17. Базельский, Феррарский и Флорентийский Собор (1431-1445)
рассмотрел церковную реформу и воссоединение с Восточными Церквями, раскололся на две партии:
Оставшиеся в Базеле отцы стали апогеем соборности. Отцы во Флоренции добились союза с различными восточными церквами и временно с восточной православной церковью. - 18. Пятый Латеранский собор (1512-1514) рассмотрел церковную реформу.
- 19. Тридентский собор (1545-1563, с перерывами) рассмотрел церковную реформу и отверг протестантизм, определил роль и канон Священного Писания, семи таинств, укрепил церковную дисциплину и образование.
Несмотря на временное участие протестантских делегатов, этот и последующие соборы отвергаются протестантами. - 20. Первый Ватиканский Собор (1870; официально 1870-1960)
определил главенство папы в церковном управлении и его непогрешимость, отверг рационализм, материализм и атеизм, обратился к откровению, толкованию Священного Писания и взаимоотношению веры и разума.
Этот и последующие соборы отвергаются зарождающейся Старокатолической Церковью. - 21. Второй Ватиканский Собор (1962-1965)
рассматривал пастырские и дисциплинарные вопросы, касающиеся Церкви и ее отношения к современному миру, включая литургию и экуменизм.
Некоторые традиционалисты отвергают этот совет.
- ↑ Комментарий Карла Йозефа фон Хефеле к канону II Гангры отмечает: «Мы также видим, что во время Синода Гангры правило Апостольского Синода в отношении крови и удушенных вещей все еще оставалось в силе. Действительно, у греков оно оставалось в силе всегда, как это до сих пор показывают их Евхологии.Также и Вальсамон, известный комментатор средневековых канонов, в своем комментарии к шестьдесят третьему Апостольскому правилу прямо порицает латинян за то, что они перестали соблюдать это повеление.Что, однако, думала по этому поводу латинская церковь около 400 года, показано св. Августином в его сочинении 9.0056 Contra Faustum , где он утверждает, что Апостолы дали это повеление, чтобы объединить язычников и иудеев в единый Ноев ковчег; но что тогда, когда преграда между обращенными иудеями и язычниками пала, это повеление относительно удушения и крови потеряло свое значение и соблюдалось лишь немногими. Но все же еще в восьмом веке папа Григорий Третий в 731 году запрещал есть кровь или удушенные вещи под угрозой сорокадневной епитимьи. Никто не станет утверждать, что дисциплинарные постановления какого-либо Собора, хотя бы это был один из бесспорных Вселенских Соборов, могут иметь большую и неизменную силу, чем постановление того первого Собора, созванного апостолами в Иерусалиме, и тот факт, что его указ устарел на протяжении столетий на Западе, является доказательством того, что даже вселенские каноны могут иметь лишь временную пользу и могут быть отменены, если их не использовать, как и другие законы».
- ↑ Название «troullos» (лат. trullus , купол) происходит от куполообразного дворца в Константинополе, где проходил собор.
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
КАТОЛИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА: 21 Вселенский Собор
I. ПЕРВЫЙ НИКЕЙСКИЙ СОБОР
Год: 325
Краткое содержание: Никейский Собор длился два месяца и двенадцать дней. Присутствовало триста восемнадцать епископов. Осий, епископ Кордовы, был легатом папы Сильвестра. Присутствовал и император Константин. Этому собору мы обязаны Никейским символом веры, определяющим против Ария истинное Божество Сына Божия (9).0255 homoousios ), и установление даты празднования Пасхи (против четвертичных).
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/11044a.htm
II. ПЕРВЫЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР
Год: 381
Сводка: На Первом Генеральном Константинопольском Соборе под руководством папы Дамасия и императора Феодосия I присутствовало 150 епископов. Оно было направлено против последователей Македония, оспаривавших Божество Святого Духа. К вышеупомянутому Никейскому символу веры были добавлены пункты, относящиеся к Святому Духу ( qui simul adoratur ) и все последующие до конца.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/04308a. htm
III. ЭФЕССКИЙ СОБОР
Год: 431
Сводка: Эфесский собор, состоявший из более чем 200 епископов под председательством св. Богородицы ( Богородица ) против Нестория, епископа Константинопольского, и возобновила осуждение Пелагия.
Дополнительная информация: www.newadvent.org/cathen/05491a.htm
IV. ХАЛКИДОНСКИЙ СОБОР
Год: 451
Сводка: Халкидонский собор — 150 епископов под руководством папы Льва Великого и императора Маркиана — определил две природы (Божественную и человеческую) во Христе против Евтихия, который был отлучен.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/03555a.htm
V. ВТОРОЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР
Год: 553
Резюме: Второй Всеобщий Константинопольский Собор из 165 епископов под руководством папы Вигилия и императора Юстиниана I осудил ошибки Оригена и некоторые писания (Три главы) Феодорита, Феодора, епископа Мопсуэстия и Ива, епископ Эдесский; он также подтвердил первые четыре генеральных собора, особенно Халкидонский, авторитет которого оспаривался некоторыми еретиками.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/04308b.htm
VI. ТРЕТИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР
Годы: 680-681
Итоги: Третий Вселенский Константинопольский Собор под руководством папы Агафона и императора Константина Погоната, на котором присутствовали Патриархи Константинопольский и Антиохийский, 174 епископа и император. Он положил конец монофелитству, определив две воли во Христе, Божественную и человеческую, как два различных принципа действия. Он предал анафеме Сергия, Пирра, Павла, Макария и всех их последователей.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/04310a.htm
VII. ВТОРОЙ НИКЕЙСКИЙ СОБОР
Год: 787
Сводка: Второй Никейский Собор был созван императором Константином VI и его матерью Ириной при папе Адриане I, и под председательством легатов папы Адриана; он регулировал почитание святых образов. Помогали от 300 до 367 епископов.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/11045a.htm
VIII. ЧЕТВЕРТЫЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР
Год: 869
Сводка: Четвертый Генеральный Константинопольский Собор под руководством папы Адриана II и императора Василия, насчитывавший 102 епископа, 3 папских легата и 4 патриарха, предал огню Деяния нерегулярный собор ( conciliabulum ), собранный Фотием против папы Николая и законного Константинопольского патриарха Игнатия; он осудил Фотия, незаконно завладевшего патриаршим достоинством. Однако в Элладской церкви восторжествовал фотианский раскол, и никакого другого всеобщего собора на Востоке не было.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/04310b.htm
IX. ПЕРВЫЙ ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР
Год: 1123
Сводка: Первый Латеранский Собор, впервые состоявшийся в Риме, собрался при Папе Каллисте II. Помогали около 900 епископов и аббатов. Он отменил право светских князей на облечение кольцом и посохом в церковные бенефиции и касался церковной дисциплины и освобождения Святой Земли от неверных.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/09016b.htm
X. ВТОРОЙ ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР
Год: 1139
Резюме: Второй Латеранский Собор состоялся в Риме под Инсентоном II. с участием около 1000 прелатов и императора Конрада. Его целью было положить конец ошибкам Арнольда Брешианского.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/09017a.htm
XI. ТРЕТИЙ ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР
Год: 1179
Сводка: Третий Латеранский Собор состоялся при папе Александре III, императором которого был Фридрих I. Присутствовало 302 епископа. Он осудил альбигойцев и вальденсов и издал многочисленные указы о реформировании нравов.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/09017b.htm
XII. ЧЕТВЕРТЫЙ ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР
Год: 1215
Сводка: Четвертый Латеранский Собор состоялся при Иннокентии III. Присутствовали Патриархи Константинопольский и Иерусалимский, 71 архиепископ, 412 епископов и 800 аббатов, примас маронитов и св. Доминик. Он издал расширенный символ веры (символ) против альбигойцев (Firmiter credimus), осудил тринитарные ошибки аббата Иоакима и опубликовал 70 важных реформаторских указов. Это самый важный собор средневековья, и он знаменует собой кульминационный момент церковной жизни и папской власти.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/09018a.htm
XIII. ПЕРВЫЙ ЛИОНСКИЙ СОБОР
Год: 1245
Сводка: Первый Генеральный Лионский Собор возглавлял Иннокентий IV; помогали патриархи Константинополя, Антиохии и Аквилеи (Венеции), 140 епископов, Балдуин II, император Востока, и святой Людовик, король Франции. Он отлучил от церкви и низложил императора Фридриха II и направил новый крестовый поход под командованием Людовика Святого против сарацин и монголов.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/09476b.htm
XIV. ВТОРОЙ ЛИОНСКИЙ СОБОР
Год: 1274
Сводка: Второй Генеральный Собор в Лионе был проведен Папой Григорием X, Патриархами Антиохийским и Константинопольским, 15 кардиналами, 500 епископами и более чем 1000 других сановников. Это произвело временное воссоединение Греческой церкви с Римом. К символу Константинополя было добавлено слово filioque , и стали искать средства для освобождения Палестины от турок. Он также установил правила для папских выборов.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/09476c.htm
XV. ВЕНСКИЙ СОБОР
Годы: 1311-1313
Сводка: В этом городе во Франции по приказу Климента V, первого из авиньонских пап, состоялся Венский собор. Присутствовали Патриархи Антиохии и Александрии, 300 епископов (114 по некоторым источникам) и 3 короля — Филипп IV Французский, Эдуард II Английский и Яков II Арагонский. Синод занимался преступлениями и ошибками, вменяемыми тамплиерам, фратичелли, бегардам и бегинам, проектам нового крестового похода, реформации духовенства и преподаванию восточных языков в университетах.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/15423a.htm
XVI. КОНСТАНЦИЙСКИЙ СОБОР
Годы: 1414-1418
Констанцский собор был проведен во время великого раскола на Западе с целью положить конец разделениям в Церкви. Он стал законным только после того, как Григорий XII официально созвал его. Благодаря этому обстоятельству ей удалось положить конец расколу избранием папы Мартина V, чего не удалось совершить Пизанский собор (1403 г.) из-за его незаконности. Законный папа подтвердил прежние постановления синода против Виклифа и Гуса. Таким образом, этот собор является вселенским только на своих последних сессиях (с 42 по 45 включительно) и в отношении постановлений предыдущих сессий, утвержденных Мартином V.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/04288a.htm
XVII. СОВЕТ В БАЗЕЛЕ/ФЕРРАРЕ/ФЛОРЕНЦИИ
Годы: 1431-1439
Краткое содержание: Базельский собор впервые собрался в этом городе, где Евгений IV был папой, а Сигизмунд — императором Священной Римской империи. Его целью было религиозное умиротворение Богемии. Возникли ссоры с папой, собор был перенесен сначала в Феррару (1438 г.), затем во Флоренцию (1439 г.), где был заключен недолгий союз с Греческой церковью, и греки приняли определение собора по спорным вопросам. Базельский Собор является вселенским лишь до конца двадцать пятой сессии, и из его постановлений Евгений IV одобрил только те, которые касались искоренения ереси, мира христианского мира и реформы Церкви, и которые в в то же время не умалял прав Святого Престола.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/06111a.htm
XVIII. ПЯТЫЙ ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР
Годы: 1512-1517
Итоги: Пятый Латеранский Собор заседал с 1512 по 1517 год при папах Юлии II и Льве X, императором Максимилианом I. В нем приняли участие пятнадцать кардиналов и около восьмидесяти архиепископов и епископов. в этом. Его постановления носят в основном дисциплинарный характер. Планировался и новый крестовый поход против турок, но он не увенчался успехом из-за религиозных потрясений в Германии, вызванных Лютером.
Дополнительная литература: www.newadvent.org/cathen/09018b.htm
XIX. ТРЕНТСКИЙ СОБОР
Годы: 1545-1563
Сводка: Трентский собор длился восемнадцать лет (1545-1563) при пяти папах: Павле III, Юлии III, Марцелле II, Павле IV и Пии IV, и при императоры Карл V и Фердинанд. Присутствовали 5 кардиналов-легатов Святого Престола, 3 патриарха, 33 архиепископа, 235 епископов, 7 аббатов, 7 генералов монашеских орденов и 160 докторов богословия.