Вселенский никейский собор: I ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР — Древо
Первый Вселенский собор | |
325 г. | ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Первый Вселенский собор
Никейский собор (Первый Никейский собор) — Первый Вселенский собор,
Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.:
Первый Вселенский собор. Вскоре после
Первый Вселенский Собор вспоминается
Далее читайте:
Византия (краткая
Хронологические таблицы и по векам — | IV |
Константинопольские патриархи
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав |
25 августа 325 года завершился I Вселенский христианский Собор в Никее — EADaily, 25 августа 2016 — Общество.
Новости, Новости Европы
25 августа 325 года в Никее (Восточная Римская империя — современный турецкий город Изник) завершился первый в истории христианства Вселенский церковный собор. Собор, длившийся больше двух месяцев, стал важнейшей вехой в истории христианства — был утвержден единый Символ веры, обязательный для всех церковных епархий.
Собор был созван византийским императором Константином Великим для того, чтобы поставить точку в споре между епископом Александром и ересиархом (лидером еретического учения) Арием. Александр обвинял Ария в богохульстве, поскольку тот отрицал божественность Христа. Он утверждал, что Христос не Бог, а первый и совершеннейший из сотворенных Богом существ.
Исторические источники утверждают, что поначалу этот спор не был таким уж значимым событием для всего христианского мира. Раздосадованный церковной распрей на Востоке Константин послал в Александрию епископа Осия Кордубского в качестве своего посредника. В сопроводительном письме император призывал участников конфликта поскорее прекратить спор, грозящий вселенским расколом. Но прибывший на место Осий понял, что решение вопроса требует куда более глубокого подхода и участия в этом всей тогдашней христианской церкви. Поскольку к тому времени требовалось решить также не менее важный вопрос об исчислении пасхалий, было принято решение о проведении Вселенского Собора.
Местом созыва поначалу предполагалась Анкира в Галатии, но потом была выбрана Никея — город, располагавшийся недалеко от императорской резиденции. В городе находился императорский дворец, который предоставили для заседаний и размещения его участников. Епископы начали съезжаться в Никею с 20 мая 325 года, а 14 июня император официально открыл первое заседание Собора.
Численность участников собора в разных источниках варьируется. По одним в Никею съехалось 318 епископов, а по другим — не более 250. При этом в то время в Восточной части империи было около 1000 епископских кафедр, а в Западной — около 800 (в основном в Африке). Таким образом, на соборе в любом случае была представлена максимум 6-я часть вселенского епископата. При этом в дошедших до нас списках участников нет целого ряда выдающихся личностей того времени. Например, в этих списках отсутствует один из главных идеологов христианства того времени — Николай Мирликийский (Николай Чудотворец).
К тому же представительство было весьма непропорциональным. Запад был представлен минимально: по одному епископу из Испании (Осий Кордубский), Галлии, Африки, Калабрии; папа Сильвестр лично не принял участие в соборе, но делегировал своих легатов — двух пресвитеров. На соборе были также делегаты от территорий, не входивших в состав империи: из Питиунта на Кавказе, из Боспорского царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении, один из Персии. Большинство епископов было из восточной части империи. Среди участников было много исповедников христианской веры.
В первую очередь собором было рассмотрено откровенно арианское исповедание веры Евсевия Никомедийского. Хотя ариане на соборе были в явном меньшинстве (не более 20 епископов), простыми ссылками на Священное писание отвергнуть их учение не удалось. Тогда собор большинством голосов просто ввел догму, утвердив крещальный символ Кесарийской Церкви. К нему, по предложению императора Константина была добавлена характеристика Сына «единосущна (ομοούσιος) Отцу», которая утверждала, что Сын является тем же самым Богом по сущности, что и Отец: «Бог от Бога», в противовес Ариевому выражению «из не сущего». То есть Сын и Отец отныне официально считались единой божественной сущностью.
Этот постулат обрел статус Символа веры и был утверждён 19 июня для всех христиан империи, а не подписавшие его арианские епископы были удалены с собора и вместе со своим духовным лидером Арием отправлены в ссылку.
Собор также вынес постановление о дате празднования Пасхи, согласно которому в определении этого важнейшего дня следует руководствоваться 3 факторами: полнолунием, равноденствием, воскресением.
Кроме этого Собор принял решение, которое урегулировало мелитианский раскол в крупнейших епархиях на севере Африки, а также утвердил 20 канонов (правил), касающихся разных вопросов церковной дисциплины.
25 августа 325 года I Вселенский Собор в Никее был официально закрыт императором Константином.
Первый Никейский собор | Описание, история, значение и факты
Никейский собор
Смотреть все СМИ
- Дата:
- 325
- Местонахождение:
- Изник
Турция
- Участники:
- ранняя церковь
- Ключевые люди:
- Арий
Константин I
Евсевий Никомидийский
Святой Евстафий Антиохийский
Просмотреть весь соответствующий контент →
Основные вопросы
Какое значение имел Никейский собор?
Никейский собор был первым собором в истории христианской церкви, который был призван обратиться ко всему телу верующих. Он был созван императором Константином для разрешения спора об арианстве, учении, согласно которому Христос не был божественным, а был сотворенным существом. Собор признал арианство ересью и закрепил божественность Христа, применив термин homoousios (греч. «одной субстанции») в утверждении веры, известном как Никейский Символ веры.
Никейский символ веры
Долгое время считалось, что Никейский символ веры был прямым отражением доктрины, изложенной в Никее в 325 году, но более поздние ученые обнаружили, что развитие символа веры было гораздо более сложным.
Решил ли Никейский собор вопрос об арианстве?
Не дистанционно. Фактически арианство было официальной ортодоксией Восточной Римской империи до 381 года, когда Константинопольский собор провозгласил учение о Троице, согласно которому Отец, Сын и Святой Дух являются тремя равными частями единого Божества.
Христианство: Святая Троица
Узнайте больше о Святой Троице.
Какое влияние оказал Константин I на совет?
Константин рассматривал конфликты в раннехристианской церкви как орудие сатаны и считал своим долгом исцелять расколы, где бы они ни появлялись. Его первая попытка сделать это была на Арльском соборе, который он созвал в 314 году для разрешения споров о донатизме в Западной Римской империи. Он рассматривал арианскую ересь как тривиальное разногласие между учеными, у которых было слишком много свободного времени, и считал, что эти вопросы могут быть без труда решены в Никее. Он ошибся.
Константин I: Приверженность христианству
Узнайте больше о христианстве Константина.
Какие вопросы остались нерешенными на Никейском соборе?
Собор не смог согласовать единую дату Пасхи и, из-за возражений некоторых делегатов, не принял политику безбрачия духовенства. Хотя церковные учения подчеркивали важность безбрачия духовенства, многие священники и даже некоторые епископы имели жен уже в 10 веке. Духовный брак не будет официально отменен до первого и второго Латеранских соборов в 12 веке.
Пасха: Дата Пасхи и ее разногласия
Узнайте больше о разногласиях по поводу даты Пасхи.
Первый Никейский собор , (325), первый вселенский собор христианской церкви, собравшийся в древней Никее (ныне Изник, Турция). Он был созван императором Константином I, некрещеным оглашенным, который председательствовал на открытии и принимал участие в обсуждениях. Он надеялся, что общий собор церкви решит проблему, созданную в Восточной церкви арианством, ересью, впервые предложенной Арием Александрийским, которая утверждала, что Христос не божественен, а сотворен. Папа Сильвестр I не присутствовал на соборе, но его представляли легаты.
Собор осудил Ария и, с нежеланием некоторых, включил небиблейское слово homoousios («одной субстанции») в символ веры, чтобы обозначить абсолютное равенство Сына с Отцом. Затем император изгнал Ария, акт, который, продемонстрировав солидарность церкви и государства, подчеркнул важность светского покровительства в церковных делах.
Подробнее по этой теме
Иисус: Никея
Этот вопрос навязался церкви через учение Ария. Он утверждал, что Логос был первым из созданий…
Совет попытался, но не смог установить единую дату Пасхи. Он издал указы по многим другим вопросам, в том числе о надлежащем способе рукоположения епископов, осуждении ссуды денег под проценты клириками и отказе в разрешении епископам, священникам и диаконам переходить из одной церкви в другую. Это также подтвердило превосходство Александрии и Иерусалима над другими престолами в соответствующих областях. Сократ Схоластик , византийский историк V века, сказал, что собор намеревался издать канон, обеспечивающий безбрачие духовенства, но не сделал этого, когда некоторые возражали.
Редакторы Британской энциклопедии
Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Мелиссой Петруцелло.
Арианство | Определение, история и споры
Liberale da Verona: «Иисус перед воротами Иерусалима»
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Феодосий I
Евсевий Никомидийский
Арий
Святой Григорий Нисский
Ульфилас
- Похожие темы:
- полуарианство
Аномейский
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Арианство , в христианстве христологическое (относительно учения о Христе) положение о том, что Иисус, как Сын Божий, был сотворен Богом. Он был предложен в начале 4 века александрийским пресвитером Арием и был популярен на большей части территории Восточной и Западной Римской империи, даже после того, как Никейский собор (325 г.) объявил его ересью.
Убеждения
Арианство часто считают формой унитарного богословия, поскольку оно подчеркивает единство Бога в ущерб понятию Троицы, учению о том, что три отдельные личности объединены в одном Божестве. Основной предпосылкой Ария была уникальность Бога, который один существует сам по себе (не зависит в своем существовании ни от чего другого) и неизменен; Сын, который не является самосущим, не может, следовательно, быть самосущим и неизменным Богом. Поскольку Божество уникально, его нельзя разделить или сообщить. Поскольку Божество неизменно, Сын, который изменчив, должен, следовательно, считаться созданием, которое было призвано к существованию из ничего и имело начало. Более того, Сын не может иметь прямого знания об Отце, так как Сын конечен и иного порядка существования.
По мнению его противников, особенно епископа св. Афанасия, учение Ария низвело Сына до полубога, вновь ввело многобожие (поскольку поклонение Сыну не было оставлено) и подорвало христианское понятие искупления, поскольку только тот, кто был истинным Богом можно считать примирившим человечество с Божеством.
История споров и конфликтов
В 325 году для разрешения спора был созван Никейский собор. Собор осудил Ария как еретика и издал символ веры для защиты «ортодоксальной» христианской веры. Символ веры гласит, что Сыну 9 лет.0039 homoousion tō Patri («единосущный с Отцом»), таким образом провозглашая его всем, чем является Отец: он полностью божественен. Однако на самом деле это было лишь началом затянувшегося спора.
С 325 по 337 год, когда умер император Константин, те церковные деятели, которые поддерживали Ария и были изгнаны после Никейского собора, пытались вернуться в свои церкви и кафедры (церковные места) и изгнать своих врагов. Отчасти они увенчались успехом. С 337 по 350 год Констант, симпатизировавший неарианским христианам, был императором на Западе, а Констанций II, симпатизировавший арианам, был императором на Востоке. На церковном соборе, состоявшемся в Антиохии (341 г.), было принято подтверждение веры, в котором не упоминалось о гомоусии. Другой церковный собор был проведен в Сардике (современная София) в 342 году, но ни один из них не добился больших успехов. В 350 г. Констанций стал единоличным правителем империи, и под его руководством никейская партия была в значительной степени разгромлена. Тогда крайние ариане объявили Сына «непохожим» ( anomoios ) Отец. Этим аномеям удалось добиться одобрения своих взглядов на Сирмиуме в 357 г., но их экстремизм стимулировал умеренных, утверждавших, что Сын был «одной сущности» ( homoiousios ) с Отцом. Констанций сначала поддерживал этих омоевцев, но вскоре передал свою поддержку омеянам во главе с Акацием, который утверждал, что Сын был «подобен» ( homoios ) Отцу. Их взгляды были одобрены в 360 г. в Константинополе, где были отвергнуты все предыдущие символы веры; срок ousia («вещество» или «материал») было отклонено; и было выпущено заявление веры, в котором говорилось, что Сын был «подобным Отцу, родившему Его».
После смерти Констанция (361 г.) неарианское христианское большинство на Западе в значительной степени укрепило свои позиции. Гонения на неарианских христиан, проводимые арианским императором Валентом (364–378) на Востоке, и успех учения святителей Василия Великого Кесарийского, святителей Григория Нисского и святителя Григория Назианзина привели к гомоюйское большинство на Востоке к основному соглашению с никейской партией. Когда императоры Грациан (367–383) и Феодосий I (379–395) занялся защитой неарианского богословия, арианство рухнуло. В 381 году в Константинополе собрался второй Вселенский собор. Арианство было запрещено, и было одобрено изложение веры, Никейский символ веры.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.