Всяк человек ложь есть: Всякий ли человек ложь? / Православие.Ru
Содержание
толкование и текст псалма 115, что говорит церковь
- Источник цитаты
- Толкования
- Мнение Церкви
Многие библейские слова и выражения давно уже стали, если не «притчей во языцех», то фразеологизмами и пословицами точно. Несмотря на то, что многие думают о популяризации Писания таким образом, зачастую это приводит к плохим последствиям — Божие слова искажаются и забывается их истинный смысл. Так произошло с выражением «Всяк человек — ложь», что оно значит на самом деле?
Источник цитаты
Выражение «Всяк человек — ложь» встречается впервые в Псалтири, в 115 псалме во втором стихе. Полная цитата будет звучать так:
«Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен. Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь».
Этот псалом входит в 6 кафизму и по монашеской традиции читается на церковнославянском языке каждое утреннее храмовое богослужение в субботу и во вторник. Читают псалом и перед принятием Причастия, так что каждый воцерковленный христианин слышал этот текст.
Данный псалом был написан неизвестным автором, который, очевидно, пережил разочарование или предательство близкого человека. Смысл текста и манера написания заставила богословов-толкователей назвать его «псалмом мученика».
К псалму 115 обращаются для защиты от обмана и лжи окружающих людей
Несмотря на горечь в тексте и смысле, песнь имеет надписание «Благодарственный», что означает превозношение и славу Господа. И правда, последующие 3-10 стихи песни полностью посвящены прославлению Небесного Творца, в которых автор воздает Ему славу.
Помимо утвержденных богослужений, данная песнь читается в моменты тяжелого разочарования в людях или в ситуациях, когда человеку требуется защита от злых людей и их обмана. Многие христиане читают псалом понимая и осознавая, что сами часто обманывают и разочаровывают людей, прося Бога дать им крепости и силы.
Толкования
Для правильного толкования приведенной цитаты следует разобраться в смысле псалма в целом и разобрать первые стихи. Из текста понятно, что автор пережил тяжелое предательство и отныне он полагает свои надежды и мечты только на Господа.
Важно! И только надеясь и веря в Отца Небесного человек способен не только поверить другому человеку, но и вновь доверится ему после предательства. Таким образом, вера и любовь к Богу помогает человеку самому верить людям и любить их. Бог является неистощимым источником любви ко всему окружающему миру.
Иоанн Златоуст записал свое собственное толкование фразы, которая, казалось бы, определяет человека как лживое создание. Богослов говорил, что псалмы часто затрагивают характер человека, указывая на несовершенство. Иоанн Златоуст характеризует весь псалмом, говоря:
- Время написания псалма — очередная война иудеев с врагами.
- Автор стоит на большом камне, видя слабость армии евреев и крича, что уповать надо только на Господа.
- Слова «я сильно сокрушен» показывают, что автор пребывал в сильном упадке духа, очевидно, что армия его народа проигрывала и он разочаровался в ней.
- Выражение «в исступлении» показывает, что певец пребывал в некотором шоке от происходящего, не вполне осознавая, что происходит вокруг.
- По мнению Златоуста, в выражении используется одно из трех слов: «лживость», «лжет» и «недостаточен», т.е. человек отличается лживостью/лжет/недостаточен. Что указывает не на ничтожность человека, но на его несовершенство и греховность.
Златоуст в своем толковании приходит к выводу, что певец всего лишь показал, что отчаянное разочарование в человека естественно — он греховен, его натура всегда будет неполноценной и надеется на нее не стоит. Вместо этого следует обратиться к Господу и уповать только на Него — ведь Он совершенен и никогда не подведет.
Псалом 115 читают на субботнем богослужении
Богослов Лопухин во многом соглашается с Иоанном Златоустом и также указывает, что смысл псалма — указать на несовершенство человеческой натуры и направить надежды к Богу. Богослов говорит:
- Писатель — глубоко верующий человек, который в моменты печали и разочарования прибегает к Господу.
- Он говорит, что надежда на помощь другого человека не только обманчива, но и то, что люди часто живут своими намеренными, сознательными обманами близких.
- Лопухин высказывает мнение, что автор был настолько огорчен, что в этом можно увидеть намек на действия самаритян при персидском дворе — их предательство привело к поражению в войне.
- Находясь даже в сложном положении, человек должен обращаться и надеяться только на Бога.
Таким образом, фраза «Всяк человек — ложь» — это не просто очернение людей, это откровенная картина неполноты натуры и характера. Автор пытается показать, что какой-бы человек не был, он всегда будет подвержен влиянию греха (будет разочаровывать). Поэтому уповать и надеяться (очаровываться) надо только Отцом Небесным.
Мнение Церкви
Многие христиане стремятся толковать выражение дословно, утверждая, что в нем идет речь о грехе лжи. Человек лжет и в этом согрешает, подтверждая свою слабую греховную натуру. Однако Церковь в целом не согласна с таким толкованием, многие священники выступают против такого перевода.
Молитву следует регулярно читать тем, кто склонен сам обманывать близких
Митрополит Филарет (Вознесенский) говорил, что данное выражение не означает, что человек лжёт постоянно. Оно указывает лишь на то, что наша натура не укоренена в Истине настолько, чтобы всегда говорить правду.
И что ошибиться (солгать) может даже самый правильный и благочестивый человек. Митрополит был склонен толковать данную фразу лишь как показатель того, что никто из людей не застрахован от ошибок и заблуждений.
Святитель Тихон (Задонский) писал, что каждый человек в своей жизни по меньшей мере солгал один раз из-за своей корысти или из-за своих прегрешений. Человеческая натура такова, что мы склонны говорить и обещать того, что мы не делаем или не сделаем, подвергаясь таким образом греху лжи.
Таким образом, дословно толковать выражение «Всяк человек — ложь» не стоит, оно вырвано из контекста и не может в целом передать весь смысл, что заложил в него автор. Псалом же в целом показывает, что человек имеет греховную натуру и поэтому возлагать на него особые надежды или полагаться не стоит — это можно делать только в отношении Господа Бога, который не постыжает и не подводит.
Евангелие дня: Всяк человек ложь
Библия онлайн, Синодальный перевод == БИБЛИЯ-ЦЕНТР
«Всякий человек ложь»?
Русский писатель, актёр и режиссёр Василий Шукшин сокрушался: «Ложь, ложь, ложь… Ложь — во спасение, ложь — во искупление вины, ложь — достижение цели, ложь — карьера, благополучие, ордена, квартира… Ложь! Вся Россия покрылась ложью, как коростой». Вся Россия? Возможно ль такое? Но, прочитывая правило ко Причащению, в которое включён 115-й псалом, споткнулась о такие слова: «Всякий человек ложь» (Пс.115,2). Сколько раз их читала, не задумываясь, а тут… То есть испокон века было так?.. Но как же святые? Прп.Серафим Саровский — ложь? прав.Иоанн Кронштадтский — ложь? Как же пророки? Можно ли им верить, в таком случае? Не являются ли они и их пророчества ложью? С другой стороны, как можно не верить, например, пророкам Илии или Иоанну Крестителю? А Богородица — «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» — тоже ложь? Размышляет священник собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка протоиерей Константин ПАРХОМЕНКО.
— Всякий человек — ложь по сравнению с Богом! Ведь в Псалтири всякий раз сравнивается Бог и человек. Это как если сравнивать наши электрические лампочки с солнцем. Даже самая мощная лампа по сравнению с солнцем, можно сказать, и не светит. Так же и человек по сравнению с Создателем. Мы все — тварные существа, склонные к греху, падшие. Богородица — единственная, кто преодолел подвигом Своим греховные наклонности в Себе. Это потом уже Она была возвеличена, а когда жила на земле, была такая же, как все люди, ведь Она — человек, земная женщина, и Она тоже была по сравнению с Господом «ложь».
Ложь не в том смысле, что мы все лжём без остановки, ложь — это факт нашей изменчивости, слабости человеческой натуры. Мы все преходящи, тварны, ничтожны по сравнению с Творцом Вселенной, помыслы наши обманчивы. Сегодня можем думать так, а завтра — иначе. Можем думать одно, говорить другое, а делать третье. Ничего нет у людей постоянного и прочного. И благоденствие наше, как мы его понимаем в материальном смысле, лживо, ибо, по слову прп. Григория Богослова, скоро проходит и исчезает как сновидение.
Также, вспомним, псалмопевец сказал: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50,7). То есть всякий человек во грехе рождается, и все мы в беззаконии зачаты, потому что над нами тяготеет первородный грех, мы все, простые люди. А вот когда человек своими собственными усилиями до святости доходит, тогда уже дело другое.
И чем скорее познаем мы, что «всяк человек ложь», тем меньше разочарований нас ждёт, и предательство близких не будет для нас громом среди ясного неба, не будет ранить так сильно.
— Однако слова «всякий человек ложь» — это только половина фразы. Полностью цитата звучит так: «Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь». Значит, всё-таки не всякий человек ложь, раз автор укоряет сам себя в опрометчивости? Ведь опрометчивость — это безрассудная поспешность, неосмотрительность.
— Надо посмотреть сначала, какое слово в оригинале стоит. Не забывайте, что Псалтирь писалась на древнееврейском языке… Ведь даже славянский вариант — это отнюдь не Псалтирь, написанная Давидом. Я скажу больше: славянская Псалтирь, наша любимая, которую мы слышим за богослужением, — это двойной перевод. Сначала в III веке до Рождества Христова с древнееврейского псалмы перевели на греческий. Этот перевод получил название Септуагинта, т.е. перевод 70 еврейских толковников, приехавших из Иерусалима в Александрию по приглашению египетского царя Птолемея II Филадельфа. Этим переводом пользовались апостолы, новозаветные писатели, Святые Отцы. А уже с Септуагинты Псалтирь перевели на славянский.
Толкование 115 псалма блж.Феодоритом Кирским: «Аз же смирихся зело. Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь». Акила же перевёл сие так: «Я в изумлении моём сказал: всякий человек лживость»; и Феодотион: «…всякий человек исчезает»; а Симмах: «С прискорбием сказал я: всякий человек обманывается». Не без намерения же представил я все сии переводы, но желая показать, что Пророк ложью называет человеческое благоденствие, всего скорее минующееся и не имеющее никакого постоянства: увидев, говорит Пророк, внезапную эту перемену, приведя себе на память прежнее наше благополучие и взирая на следующие одно за другим бедствия, с прискорбием сказал я: ничего нет постоянного и прочного; тот обманывается и не увидит исполнения надежды, кто полагается на настоящее как на нечто продолжительное. Сие сказал он и в псалме тридцать осьмом: обаче всяческая суета всяк человек живый (Пс.38,6). Сему обучившись, и премудрый Соломон, хотя жил во всяком благоденствии, но, коснувшись естествословия дел человеческих, такое сделал вступление; суета суетствий, всяческая суета (Еккл.1,2)».
О.Константин: — В отношении точности перевода русский перевод, называемый синодальным, лучше. Он напрямую сделан с древнееврейского. Этот русский перевод, которым мы пользуемся, был сделан 150 лет назад и грешит неточностью. Вот вы привели фразу: «Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь». Да, так в нашем переводе. А теперь посмотрим, что на самом деле там сказано. А там сказано, если переводить с древнееврейского точно, вот что: «В смятении я говорю: «Ненадежен всякий человек». Если мы вдумаемся в эти слова, мы увидим, что смысл прямо противоположен.
Теперь посмотрим, как начинается в синодальном переводе 115-й псалом: «Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен. Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь». О чём это? Непонятно. Почему, имея веру, нужно говорить: «я… сокрушён?». Почему то, что человек — ложь, было сказано в опрометчивости, разве и на самом деле это не так?
А вот как правильно переводится начало псалма: «Я говорю: «Я в беде», но все равно веру храню. В смятении я говорю: «Ненадёжен любой человек». Этот псалом — о тех смущениях, когда нет надежды на людей. И о помощи Божией, о том, что только на Господа можно положиться. Он не подведёт, не бросит.
Вот такой твёрдости упования в вере желаю я и всем нашим боголюбивым читателям.
Полосу подготовила
Ирина РУБЦОВА https://www.pravpiter.ru/pspb/n286/ta008.htm
Псалтирь 115 глава 2 стих
Вера, как это надо понимать о Божиих словесах, есть [именно] вера, а не доказательство. Вера влечет душу помимо всяких логических методов [доказательства] к [внутреннему] согласию [на Богопочитание]; вера рождается не логической доказательностью [умозаключений], но действиями Духа. Во имя Господа Иисуса Христа Назарянина встань и ходи (6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.Деян. 3:6). И за этим гласом следует так же и дело, [совершаемое] посредством Духа. У видевших это чудо родилось необходимое принятие веры в Божество Единородного. И что еще [может быть более] убедительным для [внутреннего] согласия [веры]? Сплетения наружного блеска, последовательное [логическое] умозаключение, сами собой влекущие [к этому согласию], или такое чудо ясно видимое и превосходящее человеческую силу? Но теперь это не в чести, и верят [уже] не делам Духа, о которых говорит слово Божие, но искусным доказательствам, имеющим опору в мирской мудрости, а не в откровении Духа в силе и очевидности, которое произошло через тех, что в простоте сердца бесхитростно поверили Богу и стали спасением ради [спасения] многих. Но и мне следует верить достойно, чтобы я говорил теперь этой великой Церкви Божией пять слов моим умом (19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом
языке. 1 Кор. 14:19)
Все же это [сказано мной] о вере ради сражающихся из-за слов и питающих надежду в пустых речах. Как мне кажется, этот псалом заключает в себе и последовательно развивающуюся далее мысль. Ибо там сказано: благоугожду пред Господем во стране живых (8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения.Пс. 114:8). Поскольку здесь говорится не о видимой земле, как это ясно и понятно, то причину здесь следует искать в различении неявного, говоря «Верую, что есть страна живых», поэтому он и сказал: Благоугожду в ней пред Господем. В целом же душа, собирающаяся говорить без веры, будет болтать попусту ничего не вкладывая [при этом] в слово. Итак, начало слова разумного вера, крепко утвержденная в сердце говорящего. Затем [пророк Давид свидетельствует о том,] как нам возможно достичь последующего совершенства в вере, говоря: Аз же смирихся зело. Ибо кто не смирил свою мысль и говорит, подражая апостолу: братия, я не почитаю себя достигшим (13 Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава. Еф. 3:13), но, питая замыслы о постижении сущности Божией, пытаясь собственной мыслью измерить непостижимое и помышляя, что Бог таков настолько, насколько позволяет ему думать его помысл, и что он [будто бы] уже постиг, и вообще, кто делает мерой сущего собственный ум, не рассуждая, что скорее возможно малой чашкой измерить все море, чем человеческим умом объять неизреченное величие Божие, тот необдуманно раздувается от гордости и превозносится суетностью своего ума и оказывается не в силах сказать: веровах, темже возглаголах, потому что не может принять и последующее: аз же смирихся зело, связав себя самомнением и превозношением и гордясь пустыми словами, а силу, которая происходит от веры, не приобретя. Затем [пророк] и не только себя смиряет, но и всю общую природу человечества. Аз же рех во исступлении моем, говорит, всяк человек ложь.Так что тот, кто ищет опоры не в вере, но от себя приступает к учению о Боге и дерзает на постижение истины [одними лишь] человеческими силами, тот лжец и гораздо более отпадает от истины.
Эту речь, как говорит он, рех во исступлении. Что же такое исступление? То есть рассматривая человеческое естество и исследуя, есть ли где-нибудь между людьми какая-нибудь правда, и нигде ее не найдя без Божией помощи, и изумившись этому неожиданному обстоятельству, [Давид] восклицает: всяк человек ложь. Или в том самом исступлении, которым он притворился перед Анхусом, разыграв эпилепсию и сумасшествие (10 И встал Давид, и убежал в тот же день от Саула, и пришел к Анхусу, царю Гефскому.1 Цар. 21:10), после того как понял, что ему необходимо наговорить на самого себя, и изобразил то, чего не было на самом деле, чтобы избежать опасности от врагов, и тогда рех, говорит, что всяк человек ложь, и если и не по свободной воле прибегая ко лжи, то, с другой стороны, и не во зло ближним, но во всяком случае по причинам [грозившей ему] опасности. Ибо на самого себя вопреки разуму пророк не кидался, как некоторые софисты обвиняли его, чтобы уличить, но, наоборот, сами подпадали под то обличение, что говорили против пророка. Ибо если всяк человек ложь, а [раз] Давид тоже человек, то ясно, что и он тоже лжец, а если лжец, то и не веруй ему, что он таков, каким кажется. Но если [предположим,] это слово не истинно и не всякий человек лжец, то оставим Давиду вину его лжи. Если же он не лжет, то поверим ему и в том, как он сам нам является, поверивши же, вновь вводимся в необходимость не доверять. Так что если правду говорит Давид, то освобождает [от подозрения] речь свою, так как он тоже человек и не лжет. Если же лжет, то само собой, ему не стоит и верить, ибо кто будет верить говорящему неправду? Так что когда он один раз объявил, что всяк человек ложь, то тогда пусть будет лжецом и Давид, чтобы поверить его слову, или если он говорит правду, то удали отрицание. Но это для играющих [в силлогизмы] и для тех, которые гордо услаждаются словесными оборотами в присутствии вещей беспредельных, но истинное не таково. Ибо [здесь] говорится о тех людях, которые еще одержимы человеческими страстями; тот же, кто стал уже превыше плотских страстей и через совершенство ума вошел в ангельское устроение, тот, когда говорит о свойственном [обычным] людям, то себя, очевидно, исключает из числа остальных. Ибо не ложен сказавший: Аз рех бози есте и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете (6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы;7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.Пс. 81:6-7). [Слова] бози есте к кому же иному, как не к Давиду относятся? Ибо если сын Вышняго тот, кто через добродетель усвоил себя Богу, то [таковой уже] не умирает как человек, но живет, имея в себе Бога.
Аз же рех во исступлении моем: всяк человек ложь. Пусть послушают те, кто смешались с плотью посредством страстей, ум же свой вознесли к сверхмирному и помыслы свои убили, а возношение сердца их стало выше Бога, и это общая цель у всех тех, кто воюет против благочестия.
Источник
«Беседы на псалмы». Беседа на сто пятнадцатый псалом.
Римлянам 3:3 Что, если у некоторых не было веры? Сведет ли на нет их неверие Божью верность?
|
Пусть Бог будет верен, хотя каждый человек лжец
Тогда какое преимущество у еврея? Или какая польза от обрезания? 2 Отличный во всех отношениях. Прежде всего, что им были доверены пророчества Божии. 3 Что тогда? Если некоторые не верили, их неверие не аннулирует верность Бога, не так ли? 4 Пусть этого никогда не будет! Наоборот, пусть Бог окажется истинным, хотя всякий человек окажется лжецом, как написано: «ДАТ ПРАВДА ОПРАВДАЕТСЯ В СЛОВАХ ТВОИХ И ПОБЕЖДАЕТ НА СУДЕ ТЕБЕ». 5 Но если неправедность наша доказывает праведность Божию, что скажем? Бог, который вызывает гнев, не неправеден, не так ли? (Я говорю по-человечески.) 6 Да не будет этого никогда! Иначе как Бог будет судить мир? 7 Но если во лжи моей преизобиловала истина Божия к славе Его, то почему и меня до сих пор судят, как грешника? 8 И почему бы не сказать (как нас клевещут, и как некоторые утверждают, что мы говорим): «Давайте делать зло, чтобы пришло добро»? Их осуждение справедливо.
Их осуждение просто
Текст заканчивается словами: «Их осуждение справедливо». Чей суд справедлив? Что ж, посмотрим. И мы не только увидим, но и увидим, почему это справедливо. Поэтому это очень актуально для нас с вами. На мир грядет суд. Об этом упоминается в стихе 6: «Иначе как Бог будет судить мир?» Он собирается судить мир. И некоторые будут осуждены. И их осуждение будет справедливым. Кто они? И что они сказали в этих восьми стихах, которые вызвали этот ужасный приговор против них от вдохновленного апостола? Я надеюсь, что вы послушаете меня и научитесь не иметь дела с Богом и Его Словом.
В начале Послания к Римлянам 3 Павел только что утверждал в Послании к Римлянам 2:25, что если еврей не следует Закону Божьему, то его «обрезание стало необрезанием». То есть он ничем не отличается от язычника. Мало того, в 2:27 он сказал, что язычники, которые следуют Закону Божьему, в последний день предстанут перед судом над евреями, которые относились к Закону как к простой букве, вместо того, чтобы позволить ему иметь свое внутреннее преобразующее воздействие посредством Святой Дух. Он сказал все это, чтобы показать, что иудеи, как и язычники, все находятся под властью греха и нуждаются в великом животворящем Евангелии, которое Павел проповедует о даре Божьей праведности (1:16-17), а именно , что независимо от того, сколько греха вы сегодня принесли в эту комнату (еврея или язычника), вы можете иметь правильное положение с Богом благодаря смерти и воскресению Христа, если вы доверитесь Ему. До сих пор это было точкой зрения в Послании к Римлянам: и евреи, и язычники одинаково нуждаются в Евангелии, и Бог дарует Свою праведность тем, кто доверяет Его Сыну.
Но теперь Павел делает своего рода окольный путь в Римлянам 3:1-8. Он сказал очень провокационную вещь, которая не останется без ответа, а именно, что некоторые евреи на самом деле не евреи, а некоторые язычники действительно могут быть евреями, даже если они не обрезаны. Проблема в том, что это, кажется, ставит под вопрос особое положение Израиля как избранного Богом народа. А это значит, что это поставит под сомнение весь Ветхий Завет. И если Евангелие Павла делает это, оно не устоит.
Тогда какое преимущество у еврея?
Итак, Павел спрашивает — или позволяет воображаемому противнику спросить — в стихе 1: «Какая же польза иудею? Или какая польза от обрезания?» Вы видите, что случилось. Он сказал, что евреи могут быть судимы язычниками и погибнуть, и что язычники могут стать истинными евреями, изменив свое сердце верой в Мессию. Так в чем преимущество быть евреем? Не ставит ли он под вопрос всю структуру Ветхого Завета, основанную на том, что евреи являются особым избранным Богом народом, обладающим огромными преимуществами?
Павел отвечает во 2-м стихе, что быть евреем очень выгодно. «Великий во всех отношениях». Затем он начинает перечисление преимуществ (стих 2б), но упоминает только одно: «Прежде всего, что им были доверены слова Божии». Павел останавливается здесь, потому что он намеревается закончить этот список позже (в 9:4-5). На самом деле, вся эта проблема, верен ли Бог своему завету с Израилем в деле Христа, поднимается в Римлянам 9-11, так что Римлянам 3:1-8 является лишь кратким отступлением, чтобы отвести критику, пока он доходит до Римлянам 9. Там он заканчивает список следующим образом: «…кто такие израильтяне, которым принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и дарование Закона, и храмовое служение, и обетования, чьи отцы и от Которого Христос по плоти, Сущий над всем Бог, благословенный во веки веков. Аминь» (9:4-5).
Но здесь он упоминает только об одном преимуществе: у них есть пророчества Божии — им вверено Слово Божие в тридцати девяти книгах Ветхого Завета. Затем он останавливается и позволяет своему воображаемому противнику поставить проблему, на которую он ответит: «Хорошо, Павел, ты говоришь, что Израиль действительно занимает особое избранное место в Божьем плане, но ты также говоришь, что евреи гибнут в неверии и даже судимы язычниками. Это звучит как двусмысленность: что это, безопасность завета как иудеев или неверие и суд?» Они предположили, что это должно быть одно или другое.
Бог не лжет и не неверен
Павел отвечает в стихе 3: «Что же? Если некоторые не уверовали, их неверие не уничтожит верности Божией, не так ли?» Другими словами, он отвергает предположение, что если некоторые евреи неверующие и погибают, то Бог неверен. 4 куплет: «Да не будет никогда!» Божья неверность немыслима. На самом деле не только немыслимо, чтобы неверующими были только «некоторые» (как сказано в стихе 3), но даже если все люди окажутся ложными по отношению к Богу, Бог не был бы неверен Своей славе и Своему завету, если бы осудил их всех. Стих 4: «Пусть лучше окажется, что Бог верен, хотя всякий человек окажется лжецом». (Подробнее об этом на следующей неделе! Какое удивительное заявление о центральной роли и верховенстве Бога во вселенной!)
Затем, чтобы поддержать это заявление о том, что Бог не лжет и не неверен, даже если Он судит иудеев так же, как и всех других грешников, Павел цитирует Псалом 50:4. Теперь вспомните, что псалом 51 — это псалом исповеди царя Давида после его прелюбодеяния с Вирсавией. Вот что сказал Давид в контексте псалма. Он говорит Богу: «Тебе одному согрешил я и сделал злое в очах Твоих, так что Ты оправдан, когда говоришь, и непорочен, когда судишь» (51:4). Другими словами, Давид говорит, что причина, по которой Бог был бы справедлив, чтобы осудить его, заключается в том, что его грех был против Бога. Грех Давида делает Божий суд над Давидом праведным – он верен Божьей природе, он верен Его славе, и поэтому эта праведность есть верность Его завету.
Теперь Павел цитирует этот псалом, чтобы поддержать свое заявление о том, что Бог не является неверным или неистинным, даже если некоторые евреи или все люди неверующие и ложные по отношению к Богу. Так что это происходит так. Стих 3: неверие некоторых иудеев не отменяет верности Бога; и стих 4: даже если бы каждый человек был лжецом по отношению к Богу и находился под Божьим судом, Бог все равно был бы верным и истинным. Почему? Потому что сам Давид сказал, что Бог имеет право судить его из-за его греха. Он не утверждал, что его еврейство пощадит его. «Я согрешил, — сказал Давид (и теперь Павел цитирует его в стихе 4б: «Я согрешил…»), — … чтобы ты [Бог] оправдался в своих словах и восторжествовал, когда тебя судят. »
Итак, ответ Павла пока таков: да, у евреев есть преимущества, например, то, что им доверено само Слово Божье. Но если они неверующие, они будут судимы. Это не ставит под сомнение Божью верность, истину или праведность. Наоборот, грех тех, кого судит Бог (подобно греху Давида), оправдывает Бога в Его суде. Грех Израиля – это то самое, что возвеличивает Божью праведность в суде.
Теперь вы можете подумать: Пол, это хорошее место, чтобы остановиться. Вы высказали свою точку зрения. Теперь вернитесь к главной дороге и поднимите ее со стихом 9.: все грешники и нуждаются в Евангелии. Ты начинаешь терять меня. Это действительно тяжелые сани. Разве вы не забыли, что в Римской аудитории есть дети и какие-то простые, простые христиане, которым трудно идти по этому пути?
Но Павла, очевидно, эти соображения не убеждают. (Я хочу поговорить об этом на следующей неделе!) Он торопится ответить этим возражающим. У него было так много споров об этих вещах с евреями и язычниками, что он знает, что они говорят на данный момент, и он хочет дать хотя бы краткий ответ. Они говорят одно — и это удивительно — что Бог сейчас ввязался в колоссальное противоречие, если Павел прав. Это прозвучит возмутительно, но именно так далеко зайдут люди, когда осознают, что некоторые из их давних убеждений рушатся.
Делать Богу одолжение грехом
В сущности, они говорят (теперь поймите!), если наш грех (подобно греху Давида), наша неправедность показывает или возвеличивает Божью праведность, когда Он судит нас, то на самом деле мы не орудия греха, мы орудия славы Божьей для возвеличивания Его праведности. Так что было бы несправедливо осудить нас. Он осудил бы нас именно за то, что возвеличивает славу Его праведности в суде. Теперь, если это звучит как словесная игра, это так. Это то, как вы начинаете использовать язык, когда теряете связь с реальностью. Но здесь, в стихе 5, Павел выражает их возражение против того, что он сказал: «Но если наша неправедность [как неправедность Давида] доказывает праведность Бога [когда Он судит нас], что мы скажем? [Павел спрашивает] Бог, который насылает гнев, не неправеден, не так ли? [Они говорили, что это было бы так, если бы Павел был прав. Затем Павел добавляет с некоторым смущением из-за того, что он так говорит] (я говорю по-человечески). » И он отвечает в стихе 7: «Да не будет этого никогда!» Нет, действительно. Бог не неправеден, чтобы обрушить на вас гнев, даже если ваш грех возвеличивает Его праведность, когда Он судит вас. Вы очень ошибаетесь.
На самом деле, рассуждая таким образом (может сказать Павел), вы запутываете себя в трех противоречиях своих собственных убеждений. Вот они: во-первых, Бог не неправеден, чтобы судить тех, чей суд возвеличивает Его праведность, говорит Павел (стих 6б), «иначе как Бог будет судить мир?» Другими словами, одно из ваших лелеемых убеждений состоит в том, что Бог будет судить мир. Вы верите в это. Но он не мог бы судить мир, если бы была верна эта ваша софистика: что он не может осуждать людей, если их осуждение возвеличивает его праведность. Вы хорошо знаете, что Бог будет судить мир, и что Его праведность будет возвеличена на этом суде. Это ваше первое противоречие.
Во-вторых, возьмем, к примеру, меня, — говорит Пол. Вы думаете, что я лгу прямо сейчас, когда говорю. Я грешу, вы думаете. Что, если бы Бог осудил меня сейчас? Будет ли он справедлив? Или моя ложь об истине так прославила бы Бога, когда он осудил меня, что было бы несправедливо осудить меня? В этом смысл стиха 7а: «Но если во лжи моей истина Божия преизобиловала к славе Его, то для чего и меня до сих пор судят, как грешника?» Это вторая ловушка, в которую вы попали со своей игрой в слова. Вы действительно думаете, что я грешник и что Бог будет праведен, осудив меня, даже если мой грех возвеличит Его славу в моем суде. Значит, вы не придерживаетесь своей позиции.
Наконец, исходя из вашей позиции — что Бог не может судить тех, чей грех преувеличивает Его праведность, когда Он судит их — на основе этой бессмысленной позиции, мы все можем просто продолжать грешить. Потому что весь ваш смысл в том, что наш грех прославляет Божью праведность в суде, и поэтому мы на самом деле не грешники, а прославляющие Бога и поэтому защищены от Его гнева. Стих 8: «И почему бы не сказать (как нас клевещут, и как некоторые утверждают, что мы говорим): «Давайте делать зло, чтобы пришло добро»?» И на такое замысловатое, ласковое использование языка и богословия Павел говорит: «Их осуждение справедливо».
Когда Божье Слово кажется противоречащим самому себе
Есть осуждение иудеев и язычников, и есть справедливость. И эти две вещи не противоречат друг другу. Вот с чего мы начали. Кто те, чье осуждение справедливо? Те, кто играет в игры со Словом Божьим. Точнее в данном случае: те, кто видят в Слове Божием две истины, которые не могут примирить, и отрицают, что такое может быть. Для них это было, с одной стороны, Бог верен, и Бог праведен, и Бог верен во славу Свою, а с другой стороны, Бог судит Свой собственный избранный народ и осуждает его вместе с языческим миром. Две правды, для них непримиримых. Какое тогда преимущество было бы у еврея? Поэтому они пытаются отвергнуть одну из этих истин. А в результате получается софистика — каверзные рассуждения, словесные игры.