О злобе святые отцы: Зло – Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни
Содержание
О злобе и зависти | Болгарское подворье в Москве
Слово, произнесенное архиепископом Феогностом, 8 апреля 2019 года, в день отдания праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и празднования Собору Архангела Гавриила.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
В сегодняшнем евангельском чтении мы вновь слышали, как Господь говорит, что истина Евангелия, благовестия Христова утаена была от премудрых и разумных, но открыта младенцам. Слова эти просты и одновременно загадочны. Как может младенец понимать истину, которую не понимают премудрые и разумные? Под младенцами в данном случае подразумеваются люди, которые имеют чистое сердце. Сердце, в котором нет места злобе, ибо злоба и зависть – два самых страшных греха, которые порождают все остальные. От зависти Каин убил Авеля, от зависти диавол соблазнил Адама и Еву. И еще много зла, которое сегодня творится в мире, происходит от злобы и зависти.
Постом, когда мы воздерживаемся от пищи, и это, конечно, очень важно, мы мало задумываемся о том, что еще важнее воздерживаться от злобы и зависти. Ибо злоба разрушает и самого человека, и тех людей, которые находятся рядом с ним. Злоба как ржавчина поедает человека и превращает его в ничто.
Но как человеку избавиться от злобы, когда ему кажется, что на него дышат злобой, ненавидят и что он должен отомстить за то, зло, которое произошло с ним и его близкими? Для верующего человека ответ очень простой – слова Господа «Мне отмщение, и Аз воздам» (Рим. 12, 19). Так, как воздаст Господь, не отомстит даже самый страшный мститель. Какую силу дает вера в то, что у нас есть праведный Воздаятель!.. Замечательные слова есть и у Соломона: «Над высоким наблюдает высший, а над ними – еще высший» (Еккл. 5, 7). Если есть злоба в нашем сердце, то это свидетельствует только об одном – что мы не верим. Не верим в Промысл Божий, не верим в то, что воздаяние совершается не только в будущем, но и в этом веке.
Святые дорожили миром в своем сердце. Как говорил пророк Давид, «солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26). Человек слаб по своей природе, и, конечно, он гневается, но благословен тот, кто понимает, что гнев – это искажение его здоровой природы. Гнев – это зло. Замечательно сказано у одного из святых отцов о том, что гневаться – дело человеческое, а зло помнить – диавольское…
Во все дни жизни мы должны блюсти себя именно от злобы и зависти, ибо это самый страшный грех… Когда человек понимает это и приносит свою исповедь перед священником как пред Господом, то Господь исцеляет его от зла.
Только тогда, когда в нашем сердце нет места злобе и зависти, в нем поселяются мир и любовь и только тогда мы становимся по-настоящему счастливыми. Единственный путь к счастью – избавиться, освободиться от злобы и зависти. И да поможет нам Господь на этом трудном пути в этой благословенной борьбе, борьбе с самим собой, с той злобой, с той завистью, которые где-то на окраине сердца живут у всякого человека.
Всех вас благодарю за святые молитвы, причастников поздравляем с принятием Святых Христовых Тайн. Возблагодарим Господа и выслушаем молитвы по Святом причащении.
По материалам сайта monasterium.ru
Святые отцы о гневе и раздражительности
Иероним Босх. Гнев
Не говори с раздражением, но да будут слова твои с мудростью и разумом, равно как и молчание твое… (прп. Антоний Великий, 89, 103).
* * *
Раздражение есть упоение души, оно так же выводит душу из ума, как и вино (свт. Василий Великий, 8, 17).
* * *
Уму свойственен также гнев, не чуждый естеству; без гнева человек не может иметь чистоты, т. е. если <человек> не будет гневаться на все всеваемое в нас от врага… Этот гнев превратился в нас в такое состояние, что мы воспламеняемся им на ближних своих за какие-либо ничтожные и бесполезные вещи (прп. авва Исаия, 59, 11).
* * *
…Если в состоянии будешь целомудренным рассудком подсечь горький корень раздражительности, то сим уничтожишь много страстей в самом их начале (свт. Василий Великий, 8, 153).
* * *
Лучше улыбкою пресечь раздражение, нежели свирепствовать неукротимо (прп. Ефрем Сирин, 30, 175).
* * *
Четырьмя вещами умножается в нас гнев: когда стремимся удовлетворить пожеланиям, когда последуем собственной воле, когда присваиваем себе право учительства и когда почитаем себя мудрыми (прп. авва Исаия, 59, 51).
* * *
Если будет тебе нужно (обличить) брата, и видишь себя в гневе и нестроении, то отнюдь ничего не говори ему, чтоб не прийти в большее расстройство (прп. авва Исаия, 88, 430).
* * *
Человек раздражительный и шумливый щедр на клятвы, а безмолвствующий разумен (прп. Ефрем Сирин, 30, 193).
* * *
Что яд аспидов, то раздражительность и памятозлобие; потому что они и лицо изменяют, и мысль возмущают, и жилы расслабляют, и производят в человеке недостаток сил к совершению дел, а кротость и любовь отдаляют все это (прп. Ефрем Сирин, 30, 194).
* * *
…Господь гневающемуся напрасно угрожает судом, но не запрещает, где должно, употреблять гнев, как бы в виде врачевства (свт. Василий Великий, 8, 151).
* * *
Гнев — небезопасный для всякого советник; что предпринято в гневе, то никогда не бывает благоразумно (свт. Григорий Богослов, 15, 362).
* * *
Когда по какому-нибудь поводу раздражительная часть души нашей приходит в тревогу, тогда демоны предлагают нам отшельничество, как вещь добрую, чтобы, устранив причины огорчения, не освободились мы от смущения. .. (авва Евагрий, 89, 572).
* * *
Как желудок не может принимать здоровой и твердой пищи, когда он слаб, так и душа надменная и раздражительная, делаясь бессильною и расслабленною, не может принимать духовного слова (свт. Иоанн Златоуст, 52, 478).
* * *
…Раздражаться по поводу незначительных случаев свойственно людям малодушным, жестоким и удрученным горем… (свт. Иоанн Златоуст, 53, 730).
* * *
…Находясь в раздражении, мы не в состоянии будем ни сказать, ни услышать что-либо здравое; освободившись же от страсти, и сами никогда не произнесем обидного слова, и в словах других не услышим обиды (свт. Иоанн Златоуст, 55, 614).
* * *
Многие смеются над тобою, как над человеком злопамятным, прибегающим к худой защите, к раздражительности, которую Творец дал в помощь душе, чтобы подкреплять телесные силы во время лености и расслабления. Посему если осмеивающие тебя говорят правду, то ясно, что не знаешь ты цели Сотворшего, железо употребляя на убийства, красоту на обольщение, язык на хулы, и Подателя благ делая виновником зла. Посему обуздай скорее раздражительность, чтобы не низвергла <она> тебя стремглав в погибель (прп. Исидор Пелусиот, 60, 164—165).
* * *
Раздражение (φνμος) и гнев (οργη), кажется мне, суть почти одно и то же; но первое указует на быстрое движение страсти, похищающее и способность мыслить, а последний — на долговременное пребывание в страсти. Почему первое называется так от слова воспламенение (αναφυμιαδις), а второй от слова вскисать (οργαν) и желать отмщения (αμυνης εραν) (прп. Исидор Пелусиот, 62, 137).
* * *
Если кто-нибудь… тебе досадит, или как-нибудь опечалит тебя, то ты, по слову отцев, помолись о нем, как об оказавшем тебе великую пользу и о врачующем сластолюбие твое. Через это раздражительность твоя будет уменьшаться; ибо, по словам святых отцев, любовь есть узда раздражительности (прп. авва Дорофей, 29, 205).
* * *
Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого возношения (прп. Иоанн Лествичник, 57, 89).
* * *
Страсти раздражения суть: гнев, горечь, бранчливость, вспыльчивость, дерзость, надменность, кичение и другие подобные (прп. Григорий Синаит, 93, 193).
* * *
В безгневии и кротости легко преуспеешь, если будешь все отклонять от себя, и душу подвигать к любви, больше молчать, умеренно насыщаться пищей, и всегда молиться, как сказали отцы: «раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвой окрыли; и свет ума никогда не помрачится в тебе» (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 396).
* * *
С раздражительностью бороться надо. Первый шаг — не поддаваться… стиснуть зубы и отойти… (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 249).
17. От злобы к милосердию (Ефесянам 4:31-32)
Из серии: Ефесянам: Слава Божия в Церкви.
ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА
|
СЛЕДУЩАЯ СТРАНИЦА
Введение
Молодая женщина была жестоко изнасилована и убита. Нападавший был арестован, признан виновным в преступлении и отправлен в тюрьму. Мать жертвы затаила в сердце злобу и горечь на человека, лишившего ее жизни. Она также была христианкой. Со временем Бог обличил женщину в ее ненависти к этому преступнику. Она осознала свой грех и смогла простить этого молодого человека в своем сердце. В конце концов, она написала мужчине в тюрьме, чтобы сообщить ему о своем изменении мнения. Этого было еще недостаточно. Она знала, что ей придется встретиться с мужчиной лицом к лицу. И это она сделала.
Некоторое время спустя инструктор Prison Fellowship посетил тюрьму, где находился этот молодой человек, чтобы провести семинар выходного дня. Позже он рассказал мне о чудесной перемене сердца и прощении, свидетелем которых он стал на этом семинаре. Глядя в зал, он увидел молодого человека, убившего девушку. Рядом с ним сидела мать девочки. В руках у заключенного была Библия, с надписью спереди, которая читалась примерно так: «Сыну моему…»
Это прощение, христианское прощение. Именно к такому прощению призывает наш текст не только со стороны некоторых людей, но и со стороны каждого христианина. В нашем тексте Павел повелевает нам отложить всякую горечь, гнев, ярость, крик, клевету и злобу. Он повелевает нам облечься в доброту, сострадание и прощение.
Наставления Павла, содержащиеся в нашем тексте, жизненно важны для каждого из нас и для нашей церкви. Начиная это исследование, давайте напомним себе об огромности проблемы гнева и злобы и о ее последствиях.
(1) Гнев и злоба, которые осуждает Павел, являются частью прошлого каждого верующего и настоящего состояния каждого неверующего:
1 Напомните им подчиняться правителям, властям, быть послушными быть готовым на всякое доброе дело, 2 никого не злословить, быть беспрекословным, кротким, оказывать всяческое внимание ко всем людям. 3 Ибо и мы некогда были безумны, непослушны, обмануты, порабощены различным похотям и удовольствиям, проводя жизнь нашу в злобе и зависти, гнусны, ненавидя друг друга (Титу 3:1-3).
28 И так как они не считали более достойным познавать Бога, то предал их Бог развращенному уму делать дела не должны, 29 исполнившись всякой неправды, лукавства, любостяжания, зла; полный зависти, убийства, ссоры, обмана, злобы; они сплетники, 30 клеветники, богоненавистники, наглые, надменные, хвастливые, изобретатели зла, родителям непокорные, 31 неразумные, ненадежные, нелюбящие, немилосердные; 32 и хотя они знают установление Божие, что делающие такие дела достойны смерти, но не только так поступают, но и сердечно одобряют делающих их. (Римлянам 1:28-32).
(2) Гнев и злоба, о которых говорит Павел, есть плод нашей ветхой природы, с которой мы продолжаем бороться:
18 Но если вы духом водимы, то вы не под законом. 19 А дела плоти явны, а именно: блуд, нечистота, распутство, 20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, ревность, гнев, споры, распри, распри, 21 зависть, пьянство, распутство и тому подобное. о них я предостерегаю вас так же, как предостерегал вас, что делающие так Царства Божия не наследуют (Галатам 5:18-21).
(3) Гнев и злоба, которые осуждает Павел, являются проблемой в поместной церкви:
20 Ибо я боюсь, что, может быть, когда я приду, я не найду тебя не таким, как я хочу, и ты можешь найти меня быть не тем, кем ты хочешь; что, может быть, будут ссоры, ревность, гневливость, споры, злословие, сплетни, высокомерие, смуты; (2 Коринфянам 12:20). 80
Коринфская церковь была отмечена раздорами и разделениями. Некоторые святые даже привлекали других святых к суду (1 Коринфянам 6:1-11). Когда Павел писал свои первое и второе послания к Тимофею, временно служившему в Ефесе, он много говорил о раздорах и разногласиях. Одним из требований к церковным лидерам было то, что они должны быть свободны от зла, которое он осуждает в нашем тексте к Ефесянам (см. 1 Тимофею 3:3; 2 Тимофею 2:22-26; Титу 1:7). Необходимость утверждения и подчеркивания этих качеств убедительно свидетельствует о наличии гнева и раздора в церкви.
Иисус много говорил Своим ученикам о необходимости любить друг друга и о том, что это отличает Его учеников от других:
35 «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь друг ко другу (Иоанна 13:35).
Гнев и злоба производят раздоры и раздоры, нарушая тем самым церковь, ее единство и ее служение:
Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый человек много грешит (Притчи 29:22).
Ибо при сбивании молока получается масло, А при нажатии на нос — кровь; Так пахтание гнева производит ссору (Притчи 30:33).
Трудно быть единству в церкви, наполненной озлоблением, гневом, злобой и клеветой. Маловероятно, что наше служение наставит тех, кого мы ненавидим и надеемся увидеть страдающими за то, что они сделали с нами. Трудно молиться с теми и за тех, кого мы хотим скорее проклясть, чем благословить (см. 1 Тимофею 2:8). Трудно поклоняться, когда мы не в ладах друг с другом (см. Матфея 5:21-26). Это свидетельство неверующему миру запятнано нашей борьбой с нашими единоверцами. Неудивительно, что в Новом Завете так много говорится об осуждении ненависти и о том, что мы должны любить друг друга (см., например, 1 Иоанна 2:9).; 3:13-15; 4:20).
(4) Ожесточение, гнев и ненависть лежат в основе многих проблем в браке:
19 Мужья, любите своих жен и не озлобляйтесь на них (Колоссянам 3:19).
7 Так же и вы, мужья, живите с женами вашими благоразумно, как с немощнейшим сосудом, ибо она женщина; и даруй ей честь как сонаследнице благодатной жизни, чтобы твои молитвы не были воспрещены. 8 Итак, пусть все будут согласны, отзывчивы, братолюбивы, добры сердцем и смиренны духом; 9не воздавать злом за зло или оскорблением за оскорбление, а вместо этого давать благословение; ибо вы призваны именно для того, чтобы наследовать благословение (1 Петра 3:7-9).
(5) Писание, по-видимому, указывает на то, что гнев и раздоры препятствуют нашему индивидуальному росту и освящению, для содействия которым было дано Писание . Вот почему Петр предваряет свое повеление возрастать в Слове повелением отложить всякую злобу и коварство и клевету:
22 Так как вы послушанием истины очистили души ваши для искренней любви к братии, усердно любите одного другого от сердца, 23 ибо вы родились свыше не от семени тленного, но нетленного, то есть через живое и пребывающее слово Божие. 24 Ибо: «Всякая плоть подобна траве, и вся слава ее подобна цветку травы. Засыхает трава, и цвет опадает, 25 а слово Господне пребывает вовек. «И это есть слово, которое было проповедано вам. 1 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, 2 как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение (1 Петра 1:22-22). 2:1) 81
(6) Отложить злобу и горечь и облечься в доброту и прощение – первый шаг в процессе примирения . Это необходимое условие примирения и христианской гармонии. Иосиф был обижен своими братьями. Он годами страдал от последствий их грехов против него. Но после того, как он пришел к власти при фараоне, Иосиф указал на прощение своих братьев, назвав двух своих сыновей (см. Бытие 41:46-52). Он простил своих братьев до их прибытия в Египет, и это стало основой для процесса примирения, который должен был последовать. Прощение своих братьев освободило Иосифа от духа мести и побудило его действовать на благо своих братьев. Так и с каждым из нас. Назидание и рост происходят в контексте прощения и благодати, а не в горечи и мести.
Начальные наблюдения
Несколько общих замечаний относительно нашего текста имеют решающее значение для его интерпретации и применения. Начнем с того, что примем к сведению это. Первый , наш текст представляет собой конкретное применение более общего приказа, данного ранее в главе:
22 о том, что в связи с вашим прежним образом жизни вы откладываете старое я, которое развращается в соответствии с обольстительных похотей, 23 и обновиться духом ума вашего, 24 и облечься в новую личность, созданную по подобию Божию, в праведности и святости истины (Ефесянам 4:22-24).
Итак, в стихах 31 и 32 нам конкретно велено отложить озлобленность, гнев, гнев, крик, клевету и злобу, в то время как нам велено облечься в доброту, сострадание и прощение.
Второе , то, что здесь Павел говорит о гневе, касается неправедного гнева. Все проявления гнева, происходящие от горечи и злобы, должны быть отброшены. Праведный гнев, о котором говорилось в стихах 26 и 27, следует выражать в соответствии с принципами, изложенными в этом и других местах Писания. В то время как всякая форма неправедного гнева должна быть отложена, праведный гнев – нет.
Третий , заповеди, которые дает здесь Павел, даны христианам, и они касаются взаимоотношений верующих друг с другом. Верующие не желают подчиняться им, да и не в состоянии это сделать. Павел предполагает, что христианам были даны средства повиноваться этим заповедям.
Четвертое , зло, которое Павел перечисляет в стихе 31, имеет последовательность и порядок, соответствующие их природе и практике. Ожесточение и злоба — это внутренние установки, грехи сердца. Они производят гнев, гнев, шум и клевету. Шум и клевета — это преимущественно грехи языка, и, таким образом, мы видим здесь преемственность с тем, что Павел заповедал в стихах 25, 29., и 30.
Пятый , лекарство от горечи и злобы и всех его плодов есть прощение. Стих 32 является лекарством для всех, кого Павел осуждает в стихе 31.
Отвержение гнева и враждебности
Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и клевета да будут удалены от вас со всякою злобою (Ефесянам 4:31) .
Первое греховное отношение, которое осуждает Павел, — это «горечь». Филлипс переводит это слово как «обида», а Новая английская Библия переводит его как «злоба». Барклай определяет это как «давнюю обиду», «дух, который отказывается примириться». 82 По сути, озлобленность — это затаенная обида на другого из-за какого-то зла, которое, как мы думаем, они совершили против нас или другого человека.
Если я правильно понимаю Писание, некоторые грехи являются «коренными» грехами, а другие — «плодами». Жадность, или любовь к деньгам, — коренной грех и источник многих других грехов (см. 1 Тимофею 6:10). Гордость кажется еще одним «коренным» грехом. Ожесточение также представляется коренным грехом:
Стремитесь к миру со всеми людьми и к освящению, без которого никто не увидит Господа. Смотрите, чтобы никто не лишился благодати Божией; что никакой горький корень, возникнув, не причинит вреда и не осквернит им многих (Евреям 12:14-15).
«Гнев» переводится как «страсть» в Новой английской Библии и как «плохой характер» в Версии Беркли. Барклай переводит это как «вспышки страсти». 83 Этот термин относится к взрывным вспышкам гнева, которые являются обычной практикой для людей с «плохим характером» и менее частыми для других. Эти бурные взрывные вспышки гнева разрушительны. Очень часто гневные слова, сказанные в такие моменты, вызывают сожаление и часто наносят большой ущерб отношениям.
«Гнев» переводится Барклаем как «долгоживущий гнев». 84 Если «гнев» имеет триггер и очень изменчив, гнев менее взрывоопасен, менее силен, но намного дольше по продолжительности. Он наслаждается греховным удовлетворением от того, что заставляет людей платить в течение более длительного периода времени. Он более преднамеренный, а «гнев» более спонтанный.
«Clamor» переводится Беркли как «шум», а Ф. Ф. Брюс — как «сварливый крик». 85 В Новом Завете двадцатого века это переводится как «дерзкий и оскорбительный язык». Фоулкс, цитируя Финдли, поясняет, что это «громкое самоутверждение разгневанного человека, который заставит всех услышать свои обиды». 86 Как правило, гневная речь становится все громче и громче, а также все более оживленной. Clamor изображает нашу речь на самом громком и оживленном уровне.
Термин, переведенный как «клевета», транслитерируется как «богохульство». И так бы это было переведено, если бы речь шла о богохульстве разгневанного человека, говорящего о Боге. Однако здесь гнев человека направлен на других людей. Поэтому этот термин переводится как «клевета». Это та речь, которая унижает другого человека. Это деструктивная, а не созидательная речь. Это также слова, которые часто не соответствуют истине.
«Злоба» — это «…злая склонность ума… которая даже находит удовольствие в причинении вреда или вреда своему ближнему». 87 Ходж говорит о злом умысле в «желании причинить вред». 88 Злоба — это обида, которая стала еще более кислой, так что теперь мы питаем неприязнь к другим до такой степени, что хотим, чтобы они страдали. Это отношение, которое, когда оно зачинает, активно стремится причинить вред другому.
Все эти злые наклонности нужно «отложить» — все без исключения. Эти пороки подобны раковым клеткам. Они не выполняют никаких хороших или здоровых функций, они только приносят страдания и, в конечном счете, смерть. Итак, когда мы оперируем, облучаем или лечим химически эти клетки, нас удовлетворяет не что иное, как полное уничтожение каждой клетки. Так и с этими пороками. Каждый намек на них должен быть отброшен как злой и разрушительный.
Облекитесь в доброту, нежность и прощение
И будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Ефесянам 4:32).
Доброта, по-видимому, противоположна злобе. Злоба останавливается на предполагаемом зле, совершенном против нас или того, кого мы любим. Поэтому он стремится заставить нарушителя заплатить за свои действия. Он хочет, чтобы другой человек страдал. Он ищет способы причинить вред другому.
Доброта противоположна. Это вызвано благодатью. Оно вызвано не добром, которое сделал другой человек, а добром, которое сделал Бог. Он стремится добиться благословения другого человека за наш собственный счет. Он не стремится отыграться, причиняя боль, но стремится опередить других, принося им благословение. Оно желает и стремится к благословению другого человека, даже если этот человек причинил нам вред. Он признает, что даже когда наш брат умышленно согрешил против нас, Бог допустил это для нашего блага и Своей славы: «А что касается вас, вы умышляли против меня зло, но Бог умышлял это во благо, чтобы совершить настоящее результатом, чтобы сохранить жизнь многим людям» (Бытие 50:20). Иосиф понял, что Бог использовал грех его братьев, совершенный против него, чтобы принести добро не только в его жизнь, но и в жизнь многих. Доброта – это ответ верующего на благодать, которая включает в себя благодать, которая приходит к нам через грехи других, которые причиняют нам страдания.
«Милосердие», кажется, не имеет прямого отношения ни к одному из терминов в стихе 31. Однако оно контрастирует с гневным характером, описанным там. Злоба рождается из обиды, и она, будучи зачата, порождает гнев, ярость, шум и клевету. Когда мы желаем, чтобы брату причинили зло, мы мало заботимся о нем. Если мы ищем его боль и страдания, то лишь для того, чтобы получить от них удовольствие.
Сердечная нежность — это чувствительность к нашему брату, которая проистекает из доброты. Доброта ищет благословения нашего брата. Таким образом, мы начинаем настраиваться на реакцию нашего брата на нашу речь и действия. Мы смотрим, понимают ли нас и приносим ли мы благословение. Когда мы обнаруживаем, что причиняем вред, мы прекращаем или изменяем свои действия. Мы ищем слабости и нужды не для того, чтобы воспользоваться ими, а для того, чтобы служить им. Сердечная нежность — это чувствительность, возникающая из заботы о другом человеке.
Ключевой концепцией стиха 31 является прощение. Тот факт, что он одновременно присутствует и выделяется в нашем тексте, убедительно доказывает, что христиане будут грешить друг против друга, поэтому требуется прощение. Пока мы все еще боремся с грехом, прощение жизненно важно для единства и гармонии в церкви.
Прощение, к которому Павел призывает здесь, является конкретным. Он определяет, что такое прощение и как оно работает. Он делает это в отношении прощения, которое каждый христианин получил от Бога. Доброта и прощение (и, вероятно, сострадание) должны быть взаимными, но когда это не так, мы все равно должны продолжать. «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Давайте рассмотрим здесь слова Павла, чтобы различить связь между Божьим прощением наших грехов во Христе и прощением, которое мы должны проявлять по отношению к другим.
(1) Божье прощение должно мотивировать наше прощение (см. от Матфея 18:21-35). Именно потому, что мы прощены, мы желаем прощать других в послушании Ему.
(2) Божье прощение было «во Христе». Бог совершил божественное прощение в жертве Своего Сына на Голгофском кресте. Именно через Его пролитую кровь люди получают прощение грехов. Также через Христа мы можем прощать грехи других. Если смерть Христа на Голгофе побуждает нас прощать, она также дает нам силу прощать.
(3) Божье прощение во Христе устанавливает стандарт нашего прощения других. Это показывает, до какой степени мы должны прощать других . Поскольку Его прощение полно и полно, то и наше прощение должно быть таким же.
(4) Божье прощение во Христе было без исключения (всеобщим), а значит и наше должно быть таким же. На кресте Иисус сказал: «Отец, прости им; ибо не ведают, что творят» (Луки 23:34). Его прощение было всеобщим. Его смерть на Голгофском кресте не предназначалась для спасения всех, но была совершена для того, чтобы простить всех людей. Когда это прощение отвергается и отвергается, тогда мы выбираем сами страдать от гнева Божьего, а не получать прощение во Христе.
(5) Божье прощение не было избирательным в отношении совершенных грехов. Бог во Христе простил нам все наши грехи. Он не прощал нам избирательно одни грехи и не прощал другие. Его смерть была для прощения всех грехов. Ни один грех не остается непокрытым крестом. Мы не смеем выбирать, какие грехи нам прощать, а какие нет. Мы должны прощать каждый грех.
(6) Божье прощение было даровано Его врагам во Христе до их покаяния. Божье прощение было даровано людям до их спасения. «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:5). Мы не можем ждать, пока те, кто причинил нам зло, покаются и попросят у нас прощения. Мы должны простить тех, кто причинил нам вред, прежде чем они попросят об этом. Прощение должно предшествовать покаянию, а не следовать за ним. Прощение облегчает и поощряет покаяние.
(7) Божье прощение во Христе было добровольным и жертвенным. Именно за Его счет (за счет Своего единственного Сына) Бог совершил прощение наших грехов. Когда мы прощаем грехи другого против нас, мы перестаем требовать, чтобы они «заплатили за это», и заявляем о том, что готовы нести цену сами.
(8) Божье прощение во Христе совершилось, когда Он отдал Свою жизнь за тех, кого Он простил. Мы не можем прощать других и жить для себя одновременно. Мы должны сначала умереть для себя и для ветхого человека, а затем простить других от нашей новой природы.
Заключение
Прежде чем я осмелюсь говорить дальше о практике прощения, я должен обратить внимание на ее предпосылку. Мы можем прощать других, как Бог простил нас, только после того, как мы получили прощение Бога во Христе. Мы любим, потому что Он первый возлюбил нас (1 Иоанна 4:19). Мы тоже прощаем, потому что Он первым простил нас. И поэтому я прошу вас так любезно и в то же время так прямо, как только могу. Доверились ли вы Иисусу Христу, Его смерти на Голгофском кресте для прощения ваших грехов? Получение Божьего прощения — Его единственный способ примирения. Вы не можете дать то (прощение), которое вы не получили сначала. Если у вас нет радости от осознания того, что ваши грехи прощены, примите Божье прощение, доверившись Иисусу Христу.
Если мы исповедуем наши грехи, Он верен и праведен, чтобы простить нам наши грехи и очистить нас от всякой неправды Если мы говорим, что мы не согрешили, мы делаем Его лжецом, и Его слово не в нас (1 Иоанна 1:9-10).
Наш текст сообщает нам хорошие новости о том, что нам не нужно злиться, затаивать обиду и злобу на других. Павел говорит об отказе от гнева и проявлении доброты не только как о выборе, но и как о повелении. Это то, что мы, как христиане, можем и должны делать по милости Божьей.
Этот текст не только ставит перед нами наши христианские обязанности, но и говорит нам о великой возможности. Этот отрывок дает нам большую надежду, потому что он убеждает нас не только в том, что мы можем измениться, но и в том, что другие тоже могут измениться. Он убеждает нас, что негативный, обиженный, ожесточенный и бесчувственный человек может измениться и стать прощающим, добрым и мягкосердечным. Мы не осмеливаемся оправдывать свое отношение или действия, говоря: «Я такой, какой я есть». Бог не принимает нас такими, какие мы есть. Он послал Своего Сына, Иисуса Христа, не только простить нас, но и преобразовать нас. Ефесянам 4:17-32 все об изменении. Речь идет о тех изменениях, которые Бог сделал возможным и которые мы, по Его благодати, должны осуществить в своей жизни. Какая благословенная мысль! Христиане могут и должны измениться.
Не будем думать, что Павел хотел, чтобы мы пришли к выводу, что отвержение, гнев и облечение в прощение заменяют конфронтацию, упрек и исправление. Это не. Преодоление нечестивого гнева и дарование прощения — это лишь первый шаг на пути к примирению. Когда мы оставляем нечестивый гнев и прощаем тех, кто причинил нам вред, мы обретаем свободу поступать с теми, кто причинил нам зло, в свою пользу. Это позволяет нам противостоять и исправлять с целью примирения, а не мести. И, даровав прощение, мы значительно облегчаем тем, кто обидел нас, покаяться и примириться.
В свете нашего и других текстов христианин не осмеливается сказать: «Я не могу простить». Мы должны иметь в виду: «Я не прощу». Мы можем принять решение не подчиняться Божьему повелению через Павла. Мы можем отказаться прощать и продолжать питать горечь и обиду. Но мы никогда не должны говорить, что делаем это потому, что это невозможно сделать. Бог простил нас во Христе, и поэтому работа Иисуса Христа делает это возможным. Чего мы не хотим и не можем делать в нашей старой природе, мы можем делать в новой природе, которую дал нам Бог. Прощение и примирение могут быть достигнуты через работу Святого Духа:
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, терпение, благость, милосердие, верность, 23 кротость, воздержание; Против таких вещей нет закона. 24 А те, кто принадлежит Христу Иисусу, распяли плоть со страстями и похотями ее. 25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 26 Не будем хвастаться, состязаться друг с другом, друг другу завидовать (Галатам 5:22-26).
Мы можем пытаться оправдаться, указывая на чудовищность греха, который кто-то совершил против нас. Каким бы ни был этот грех, он не соответствует тем грехам, которые мы совершили против Бога и которые Он простил во Христе. Мы можем отказаться прощать, потому что убеждены, что обидевшая сторона снова согрешит подобным же образом. И мы тоже! Сколько раз мы приходим к Богу, чтобы исповедовать грех, который мы часто исповедовали прежде, только чтобы повторить снова?
По мере того, как мы начинаем осознавать безмерность наших грехов и величие Божьего прощения, у нас будет мотивация прощать других, согрешивших против нас. Это лишь одна из многих причин, почему мы в этой церкви еженедельно соблюдаем причастие. Кто хоть неделю прожил без греха? Какое большее утешение и радость мы можем найти, чем напоминание о нашем прощении во Христе? И что может быть большей мотивацией для прощения других?
Последнее слово о прощении, когда я заканчиваю. Я не понимаю этого, но не смею игнорировать. Это слово принадлежит не кому иному, как нашему Господу Иисусу Христу. Давайте послушаем и примем во внимание.
9 «Молитесь же так: „Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое. 10 «Да приидет Царствие Твое». Да будет воля Твоя, На земле, как на небе. 11 «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». 12 И прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим. 13 И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. (Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь.)» 14 «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. 15 «Но если вы не будете прощать людям, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матфея 6:9).-15).
80 До сих пор я всегда понимал 2 Тимофею 3:1-9 как описание состояния неверующего мира в последние дни. Теперь я более склонен рассматривать это как описание большей части исповедующей церкви в последние дни (обратите внимание, например, на стих 5). В частности, Павел описывает отступническую церковь как состоящую из тех, кто «непримирим» (стих 3). Это происходит из-за пренебрежения или вопиющего неповиновения наставлению Павла в Послании к Ефесянам, глава 4.
81 Обратите также внимание, что сразу же после своего повеления в стихах 1 и 2 Павел обращается к теме церкви и ее единства. Таким образом, Петр касается того же предмета, что и Павел в Послании к Ефесянам, только в другом порядке.
82 Уильям Барклай, Письма к Галатам и Ефесянам (Филадельфия: The Westminster Press, 1976), с. 159.
83 Барклай, с. 159.
84 Стр. 159.
85 Ф. Ф. Брюс, Послания к Колоссянам, к Филимону и к Ефесянам (Гранд-Рапидс: издательство William B. Eerdmans Publishing Company, 1984), с. 364.
86 Фрэнсис Фоулкс, Послание Павла к Ефесянам (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1963), с. 137.
87 Уильям Хендриксен, Комментарий к Новому Завету: Ефесянам (Гранд-Рапидс: Baker Book House, 1967), с. 223.
88 Чарльз Ходж, Комментарий к Ефесянам (Карлайл, Пенсильвания: The Banner of Truth Trust, 1991 [перепечатка]), с. 200.
Из серии: Ефесянам: Слава Божия в Церкви.
ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА
|
СЛЕДУЩАЯ СТРАНИЦА
Борьба со злым умыслом других
18 июля 2020 г.
Суббота пятнадцатой седмицы в обычное время
Чтения на сегодня
Святой Камилл де Леллис, священник 9 — США Дополнительно0259
(Отмечается 14 июля за пределами США)
Фарисеи вышли и собрались против Иисуса, чтобы предать его смерти. Матфея 12:14
Если вы действительно сидите и думаете об этом, это шокирует, грустно и даже возмутительно. Здесь религиозные лидеры того времени активно, преднамеренно и расчетливо замышляли убить Спасителя мира. Тот самый, Кого они должны были готовить и на кого надеялись, стал объектом их злобы, ненависти и окончательного преследования.
Это шокирует, и поэтому мы должны глубоко сожалеть об их действиях. Но сожаление по поводу их действий не означает, что мы должны впадать в иррациональный гнев, отчаяние или мысли о мести. Скорбь о злонамеренных действиях фарисеев на самом деле является формой любви к ним, поскольку глубокая скорбь об их действиях является способом призвать их к покаянию.
Конечно, это произошло много лет назад, и настоящих фарисеев, которые действовали таким расчетливым и злонамеренным образом, больше нет с нами. Тем не менее, Иисуса продолжают преследовать разными способами, и иногда это преследование встречается даже среди тех, кто претендует на имя христианина, и даже среди тех, кто руководит нашей Церковью и миром.
На практике мы все можем в той или иной степени отождествлять себя с заговором и планом преследования Иисуса. Маловероятно, чтобы мы испытали эту злобу в той же степени, что и Иисус, но все мы, скорее всего, испытали ее в той или иной степени.
К сожалению, когда мы полностью посвящаем себя Христу и Его миссии, мы часто становимся мишенью лукавого. И очень часто мы испытываем на себе стрелы лукавого от тех, кто должен быть нашей величайшей поддержкой.