Вяземский это: Петр Вяземский. Краткая биография поэта. Друзья и стихотворения Вяземского.
Содержание
Петр Вяземский. Краткая биография поэта. Друзья и стихотворения Вяземского.
Петр Вяземский начал писать стихи еще в детстве, но поэзия не стала его единственным увлечением. Он создавал политические памфлеты и эпиграммы, критические статьи и мемуарные очерки, а в 1866 году стал первым председателем Императорского исторического общества. Вспоминаем творчество Петра Вяземского и его литературные идеи.
«Мой Аполлон — негодованье!»
Князь Петр Вяземский
Когда отец Петра Вяземского умер, юноше назначили опекуна — Николая Карамзина. «Второй отец» познакомил мальчика со многими писателями и поэтами. Первое произведение юный Вяземский написал, когда ему было десять лет — это была трагедия на французском языке «Эльмира и Фанор». Однако впервые опубликовался он только через шесть лет. «Послание к … в деревню» вышло с подписью «К. П. В…ий» в журнале «Вестник Европы». Только в 1814 году Вяземский стал ставить под стихотворениями свою фамилию.
В молодости Петр Вяземский поддерживал идеи отмены крепостного права и введения конституции. Поэт критиковал власть, та «отвечала ему взаимностью»: Вяземскому запрещали выезжать за границу, за ним следила полиция. В 1820-е годы поэт написал стихотворения «Негодование», «Послание к Каченовскому», «Волнение». За политическую лирику Вяземского прозвали «декабрист без декабря». Его фраза «Мой Аполлон — негодованье!» стала своеобразным девизом гражданской поэзии XIX века.
Мой Аполлон — негодованье!
При пламени его с свободных уст моих
Падет бесчестное молчанье
И загорится смелый стих.
В середине 1820-х автор стал более осторожным. В письме к Александру Пушкину, сосланному в Михайловское, Вяземский написал: «Ты довольно сыграл пажеских шуток с правительством; довольно подразнил его, и полно!» В 1829 году поэт написал открытое обращение к Николаю I «Моя исповедь».
«Если обвинение падает на какое-нибудь мое сочинение, прошу обвинения и потребования меня в ответу; если на мои частные письма — прошу выслушать мое сознание и оправдание. Возмутительных сочинений у меня на совести нет. В двух так называемых либеральных стихотворениях моих «Петербург» и «Негодование» отзывается везде желание законной свободы монархической, и нигде нет оскорбления державной власти».
Вскоре после обращения к царю Вяземского приняли на государственную службу.
«Иван-царевич» эпиграмм
Стихи Вяземский писал в разных жанрах — басни, дружеские послания, политические памфлеты. Но известным среди московских литераторов молодого поэта сделали эпиграммы.
«В это же время в Москве явилось маленькое чудо. Несовершеннолетний мальчик Вяземский вдруг выступил вперед, и защитником Карамзина от неприятелей, и грозою пачкунов, которые, прикрываясь именем и знаменем его, бесславили их… Дитя молодое, пусть еще тешится; а дитя куда тяжел был на руку! Как Иван-царевич, бывало, князь Петр Андреевич кого за руку — рука прочь, кого за голову — голова прочь».
Идеи Вяземского о взаимосвязи передовой литературы и политической борьбы обеспечили его литературными оппонентами на долгие годы. Вместе с Пушкиным он писал эпиграммы на Фаддея Булгарина, а вместе с Боратынским — на Николая Полевого. Под «прицел» поэта попали Михаил Дмитриев и Александр Писарев, раскритиковавшие «Горе от ума», сотрудники журналов «Беседа» и «Вестник Европы» и многие писатели-современники.
Талант он свой зарыл в «Дворянское гнездо»,
С тех пор бездарности на нем оттенок жалкий,
И падший сей талант томится приживалкой
У спадшей с голоса певицы Виардо.
Евгений Баратынский
Фаддей Булгарин
Николай Полевой
«Родиться критиком нельзя»
Первые критические статьи Петр Вяземский публиковал в «Московском телеграфе» Николая Полевого — первом российском энциклопедическом журнале. Позже он перешел в «Литературную газету», а затем — в «Современник» Пушкина. Вяземский писал о русском романтизме, политической литературе, защищал использование в стихах галлицизмов.
«Можно родиться поэтом, оратором: но родиться критиком нельзя. Поэзия, красноречие — дары природы; критика — наука; ее следует изучать. Кроме науки и многоязычного чтения для критика нужен еще вкус. Это свойство и врожденное, родовое, и благоприобретенное; вкус изощряется, совершенствуется учением, сравнением, опытностью».
Князь Пётр Вяземский
Критик не только писал статьи для журналов. В конце 1840-х годов вышла книга Вяземского о Денисе Фонвизине. В ней критик изучил творчество писателя, учитывая его биографию и культурную эпоху тех лет. Петр Вяземский впервые в России применил эти методы — раньше ими пользовались только европейские критики.
Вяземский критиковал социал-демократические идеи Виссариона Белинского и эстетику натуральной школы. В статье «Воспоминания о 1812 годе» он рассуждал о том, что Лев Толстой в романе «Война и мир» искажает историю и умаляет величие Отечественной войны.
Автор «Прелюбопытной хроники»
Петр Вяземский постоянно вел записные книжки. Он делал пометки о своей жизни, разных событиях, записывал модные анекдоты, услышанные разговоры и собственные размышления. Его привлекали бытовые мелочи и забавные незначительные происшествия. В 1870 году «прелюбопытная хроника», как называл ее автор, была опубликована под названием «Старая записная книжка».
Вяземский писал и мемуарные очерки — в основном о деятелях русской культуры конца XVIII — начала XIX века. Он был близким другом Александра Пушкина: они вместе состояли в обществе «Арзамас» и часто беседовали о литературе. Позже Вяземский стал автором своеобразной пушкинианы: он создал мемуарные приписки к своим ранним критическим статьям, посвятил Пушкину раздел в статье «Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина» и строки в «Автобиографическом введении», написал очерк «Мицкевич о Пушкине».
Председатель исторического общества
Петр Вяземский стал одним из основателей Императорского Исторического общества и первым его председателем. Общество было создано в 1866 году в Петербурге. Организация подчинялась Министерству народного просвещения, ее устав утвердил император Александр II.
«Мы все — дети великих царствований Екатерины ІІ, Александра І, Николая І. Теперь, вместе с Высочеством, мы с любовью и благоговением отыскиваем сохранившиеся, но мало известные следы минувших государственных событий, следы именитых деятелей, которые в них участвовали и славными личностями своими олицетворили замечательные исторические эпохи».
Заседание Императорского Русского исторического общества. Фотография: rushistory.org
Члены Исторического общества систематизировали документы и материалы об истории России, а после распространяли их по губерниям. Так новые факты об истории страны становились известны ученым в самых отдаленных уголках. Регулярно печатался «Сборник Русского исторического общества». В него входили самые интересные научные материалы — редкие или неизвестные документы. Многие из них Петр Вяземский отыскивал благодаря своим связям в аристократических и литературных кругах Москвы. За 49 лет работы общества его участники выпустили 148 томов сборника.
Автор: Диана Тесленко
Зачем князь Вяземский писал доносы на самого себя — Российская газета
Наш колумнист Яков Миркин известен своими блестящими аналитическими статьями о текущем моменте. А еще он пишет неожиданные исторические эссе. Герои его рубрики «Большая родня» — императоры и крестьяне, писатели и банкиры, воины и князья — связаны неразрывными, почти семейными узами.
Все они живые, даже если давно ушли. Все они любят Родину.
Чего не хватает в жизни таким, как он, — умным, талантливым, бескорыстным?
В 1820 г. вступил в Общество добрых помещиков и подписал записку об освобождении крестьян, поданную императору графом М. С. Воронцовым. Однако отказ Александра I от идеи проведения масштабных реформ разочаровал Вяземского. Свои убеждения он демонстративно высказывал в получивших широкую известность стихах («Петербург», «Негодование», «К Кораблю»), частных письмах и беседах.
В результате Вяземский был отстранен от службы.
Записные книжки князя Петра Вяземского 1813-1848 годов. Свободолюбив и современен. «Утро заставало меня с пером, с желанием писать». Многообещающий поэт. Князь.
Прижизненное собрание стихотворений Вяземского.
Либерал. В 1819 году — в двадцать семь лет — участвовал в проекте первой русской конституции, составленной по просьбе царя. Докладывал ему проект. Получил одобрение. «Предоставляю судить, какими семенами должны были подобные слова оплодотворить сердце, уже раскрытое к политическим надеждам, которые с того времени освятились для меня самою державною властию».
Переворот в мнении царя. Всеобщий антилиберализм.
Вяземский упорствует. «С моей (стороны), признаюсь охотно, обнаруживался, может быть, излишний фанатизм страдальчества за гонимое исповедование».
Надзор полиции, люстрация писем. Не явился за приказаниями к начальству — «к великому князю» — при отъезде из Варшавы. Попал в опалу. Разорвал со службой.
«Сим закончилось мое служебное поприще и началось мое опальное». «Бедственная известность моему имени, когда друзья мои говорят в пользу моим сановникам, знающим меня по одному слуху».
Оправдывался. «Могу по крайней мере сказать решительно, что в поведении моем… не было ни одного поступка предосудительного; в связях моих ничего враждебного и возмутительного против правительства и начальства».
Это — донос на самого себя. «Записка о князе Вяземском, им самим составленная».
«Признаюсь… иногда в письмах своих дозволял себе и умышленную неосторожность. В припадках патриотической желчи, при мерах правительства, не согласных, по моему мнению, ни с государственною пользою, ни с достоинством русской нации, при назначении на важные места людей, которые не могли поддерживать высокого и тяжкого бремени, на них возложенного, я часто нарочно передавал сгоряча письмам моим животрепещущее соболезнование моего сердца; я писал часто в надежде, что правительство наше, лишенное независимых органов общественного мнения, узнает, перехвачивая мои письма, что посреди глубокого молчания, господствующего на равнине нашего общежития, есть голос бескорыстный, укорительный представитель мнения общего».
Собрался эмигрировать.
Сломался.
«Для устранения всякого подозрения обо мне, для изъявления готовности моей совершенно себя очистить во мнении я готов принять всякое назначение по службе, которым правительство меня удостоит».
Был принят на службу чиновником особых поручений при министре финансов.
Ненавидел все это.
Парадная форма камергера. XIX век.
«Я сбился с числами. Вчера утром в департаменте читал проекты положения маклерам. Если я мог бы со стороны увидеть себя в этой зале, одного за столом, читающего то, что не понимаю и понимать не хочу, куда показался бы я себе смешным и жалким. Но это называется служба, быть порядочным человеком, полезным отечеству, а пуще всего верным верноподданным. — Почему же нет…»
Сделал карьеру, награжден орденами. Вице-директор департамента внешней торговли. Управляющий Главного Заемного банка. Член Совета при Министерстве финансов.
Ненавидел все это.
«Странная моя участь: из мытаря делаюсь ростовщиком, из вице-директора департамента внешней торговли становлюсь управляющим в Государственный Заемный банк. Что в этих должностях, в сфере этих действий есть общего, сочувственного со мною? Ровно ничего. Все это противоестественно, а именно поэтому так быть и должно, по русскому обычаю и порядку».
Не мог удержаться. Записи для себя.
«У нас запретительная система господствует… во всем. Сущность почти каждого указа есть воспрещение чего-нибудь. Разрешайте же, даруйте иногда хоть ничтожные права и малозначительные выгоды…» «Вся государственная процедура заключается у нас в двух приемах: в рукоположении и в рукоприкладстве. Власть положит руки на Ивана, на Петра и говорит одному: ты будь министр внутренних дел, другому — ты будь правитель таких-то областей, а Иван и Петр подписывают имена свои под исходящими бумагами. Власть видит, что бумажная мельница в ходу, что миллионы нумеров вылетают из нее безостановочно, и остается в спокойном убеждении, что она совершенно права перед богом и людьми».
Перемолотый, смятый системой человек.
Обычная история. Знакомая история.
История, повторяемая бесконечно, от века к веку.
Но какой необыкновенный, тщательного вкуса русский язык, на котором хочется думать, чисто говорить и писать много и с удовольствием.
Вяземский Петр Андреевич
Петр Андреевич Вяземский
Петр Андреевич Вяземский.
Художник К. Рейхель. 1817 г.
Вяземский Петр
Андреевич (1792 — 1878), поэт, прозаик. Родился 12 июля (23 н.с.) в Москве в богатой
дворянской семье. Род князей Вяземских вел свое
начало от потомков Мономаха.
Получил прекрасное домашнее
образование, с 1805 учился в Петербургском
иезуитском пансионе. В 1806 вернулся в Москву и
брал частные уроки у профессоров Московского
университета.
С 1807, оставшись сиротой, находился на
попечении своего родственника, писателя и
историка Н.Карамзина (женатого на старшей сестре
Вяземского), дом которого был центром культурной
жизни, где собирались историки, философы,
писатели, в том числе и будущие декабристы.
Зачисленный в Межевую канцелярию,
Вяземский больше времени отдавал литературным
увлечениям и светской жизни. Он предпочитает
малые стихотворные жанры — пишет элегии,
послания, стихотворения в альбом. Вместе с тем
пишет и эпиграммы, басни.
Во время войны 1812 вступил в дворянское
ополчение и участвовал в Бородинском сражении.
После окончания войны служил в Варшаве. Надеясь
на перемены государственного устройства России,
принял участие в составлении записки царю об
освобождении крестьян (1820). Участвовал в
подготовке проекта конституции, общался с
вольнолюбиво настроенными кругами польского
дворянства и будущими декабристами.
В 1821 — 1829, отстраненный от службы за
оппозиционные настроения, жил в Москве и в
родовом подмосковном имении Остафьево.
Посвящает себя литературной и журнальной
деятельности, сближается с Пушкиным,
декабристами. Лирика Вяземского меняется,
выступают общественные интересы, личная и
гражданская темы сливаются: элегии
«Негодование», «Уныние», «Первый
снег». Он становится пропагандистом
романтизма.
Разделяя воззрения декабристов, он не
разделял их революционных методов, поэтому не
стал участником восстания. Хотел воздействовать
на правительство словом, убеждением. Это не
помешало Вяземскому решительно осудить
репрессии против декабристов. В 1830 стал
сотрудником «Литературной газеты» Дельвига
и Пушкина, а затем и пушкинского
«Современника».
В этом же году был зачислен на службу
чиновником особых поручений по Министерству
финансов (до 1855). В 1856 — 58 — товарищ министра
народного просвещения; возглавлял цензуру. Был
близок к царскому двору.
После французской революции 1848 взгляды
Вяземского изменились, он все больше расходился
с современностью, смеясь над революционной
молодежью. Это было связано с падением
дворянской революционности и выходом на
общественную арену разночинцев-демократов, с
которыми он уже не мог найти общего языка.
В эти годы публикует книгу о Д.Фонвизине,
исторические очерки о Москве, воспоминания,
стихотворение «Святая Русь», проникнутое
враждой к революции и преданностью монархии.
Его поздние лирические стихотворения
отражали грустные настроения поэта, ощутившего
свой разрыв с современностью.
Последние двадцать лет жизни Вяземский
жил за границей, в полной мере ощутив социальное
и духовное одиночество.
10 ноября (22 н.с.) 1878 в Баден-Бадене
Вяземский умер. Похоронен в Петербурге.
Использованы материалы кн.: Русские
писатели и поэты. Краткий биографический
словарь. Москва, 2000.
Петр Андреевич Вяземский.
Вернуться на главную страницу Вяземского
229 лет назад родился первый Председатель РИО Пётр Андреевич Вяземский
- Информация о материале
- Категория: События
- Опубликовано: 23 июля 2021
12 (23) июля 1792 г. в Москве в семье сенатора князя А.И. Вяземского родился сын – Пётр.
Впоследствии Пётр Андреевич Вяземский – поэт, литературный критик, тайный советник, академик Петербургской Академии наук (1841 г.), член Государственного совета Российской империи (1866 г.), сенатор, близкий друг и литературный единомышленник Александра Сергеевича Пушкина – стал одним из отцов-основателей и первым Председателем Русского исторического общества.
Пётр Андреевич Вяземский получил домашнее образование, а затем обучался в Благородном пансионе при Петербургской гимназии. В 1807 году Вяземский вернулся в Москву, где брал частные уроки у профессоров Московского университета. С 1807 года служил в Московской межевой канцелярии. Большое влияние на юного князя оказал Н.М. Карамзин, ставший его опекуном после смерти отца. В 1808 году состоялся дебют Вяземского в печати: он опубликовал стихотворное «Послание Жуковскому» и критические статьи «Безделки» и «Два слова постороннего».
Во время Отечественной войны 1812 года камер-юнкер Пётр Вяземский, как и многие русские аристократы, вступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении.
Литературные связи, завязавшиеся в эти годы, определили жизнь и творчество Вяземского-поэта. Он сблизился с В.А. Жуковским, В.Л. Пушкиным, Д.В. Давыдовым, К.Н. Батюшковым и другими поэтами карамзинского направления. В 1815 году, в противовес возглавляемому А.С. Шишковым консервативному обществу «Беседа любителей русского слова», они образовали литературное общество «Арзамас», отмечается на сайте Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.
В 1817 году Вяземскому удалось получить должность коллежского асессора и место чиновника для иностранной переписки в канцелярии Н.Н. Новосильцева в Варшаве. В 1820 году он подписал записку об освобождении крестьян, поданную императору Александру I графом М.С. Воронцовым. В результате Вяземский был отстранён от службы, а с июля 1821 года был в отставке и прожил несколько лет в опале, под тайным надзором. В 1829 году он стал искать возможности поступить на службу. Благодаря хлопотам В.А. Жуковского и великого князя Константина в 1830 году Вяземский получил место чиновника особых поручений при министре финансов, в 1833–1846 годах занимал пост вице-директора Департамента внешней торговли Министерства финансов. В 1839 году стал членом Российской академии наук. С 1853 года был членом Совета Министерства финансов, а с 1846 года – управляющим Государственным заёмным бан-ком. В 1855 году Вяземский стал товарищем министра народного просвещения и занимал эту позицию до 1858 года. В 1855–1856 годах был сенатором, гофмейстером (1861 г.), членом Государственного совета (1866 г.), говорится в «Большой российской энциклопедии».
В 1866 году было основано Русское историческое общество, по итогам первого Общего собрания которого 19 октября 1866 года Петр Андреевич Вяземский был избран его Председателем.
В последние годы жизни (1863–1878 гг.) Вяземский в основном жил за границей, всё реже приезжая в Россию, отмечается в «Большой российской энциклопедии».
Пётр Андреевич Вяземский умер 10 (22) ноября 1878 года в Баден-Бадене и был похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
Российское историческое общество, продолжая традиции Императорского Русского исторического общества, отдаёт дань уважения памяти первого Председателя Общества князя Петра Андреевича Вяземского. Так, 9 августа 2016 года в Доме Российского исторического общества на Воронцовом поле Председатель РИО Сергей Нарышкин открыл показ предметов из фондов Государственного литературного музея, связанных с личностью Петра Андреевича. Это стало первым подобным мероприятием в открывшемся 2 июня 2016 года Доме РИО. В рамках выставочного проекта, названного «Сундук Вяземского», были представлены архивные документы, очки, гусиное перо поэта, украшения жены – В.Ф. Вяземской, предметы домашнего интерьера, семейные портреты Вяземских. Эти и другие экспонаты раскрывали личность Вяземского в двух измерениях – бытовом и социальном. Кроме того, 21 июля 2017 года в обращение вышла почтовая марка, посвящённая 225-летию со дня рождения Петра Андреевича Вяземского. Она продолжила серию «Выдающиеся историки России». На марке изображён портрет Вяземского на фоне одной из его рукописей. Всего было выпущено более 230 тысяч таких марок.
12 июля 2019 года в Государственном музее-усадьбе «Остафьево» – «Русский Парнас» Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин передал музею-усадьбе бюст первого Председателя Русского исторического общества князя Петра Андреевича Вяземского − одного из владельцев усадьбы Остафьево. Ещё один памятник Петру Андреевичу Вяземскому – скульптуру, изображающую первого Председателя Русского исторического общества в полный рост, – установят в Доме Российского исторического общества. Восковой макет скульптуры в тот же день Председателю РИО Сергею Нарышкину представил автор работы – Леонид Михайлович Баранов. Напомним, что Российское историческое общество стало продолжателем дела Русского исторического общества, которое просуществовало с 1866-го по 1920 год и с 1873 года именовалось Императорским – такой статус был присвоен Обществу императором Александром II.
В настоящее время на сайте Российского исторического общества размещаются оцифрованные копии документов из архива ИРИО, переданные 15 мая 2019 года Председателю РИО Сергею Нарышкину руководителем Федерального архивного агентства Андреем Артизовым. Все документы сопровождаются комментариями для удобной работы с ними.
Текст: Вера Марунова
ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
«Нужное дело». У истоков Императорского Русского исторического общества
В музее-усадьбе «Остафьево» появится ещё один бюст П.А. Вяземского
Опубликовано I Дело из архива Императорского Русского исторического общества
- Информация о материале
- Просмотров: 7229
Юрий Вяземский: «Я не телевизионный человек»
Дело жизни
Юлия Фуколова
Фото: из архива «Студии Юрия Вяземского «Образ-ТВ»»
Интеллектуальная гуманитарная олимпиада для старшеклассников «Умницы и умники» выходит на российском ТВ почти тридцать лет. Писатель, профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО Юрий Вяземский — ее бессменный автор и ведущий. Именно с его подачи десятки юных эрудитов поступают в МГИМО без экзаменов.
HBR Россия: Ваша программа рассчитана на школьников, но ее очень любят люди старшего возраста.
Вяземский: А это как раз моя основная аудитория. Программа нацелена на умных людей и формально предназначена для детей или, скорее, для всей семьи. Но, по моим оценкам, бабушки и дедушки, а также папы и мамы смотрят ее гораздо чаще, чем молодежь.
Вы задаете детям сложные вопросы. Сами их придумываете?
Да, придумываю сам. Вопросы непростые, потому что «Умницы и умники» не викторина, рассчитанная на миллионы людей. Моя цель — в форме вопросов и ответов рассказать о различных областях культуры, истории, литературы. Например, поговорить о зороастрийцах, как они жили и чем их верования отличались от других религий. Человек, который не в теме, вряд ли сможет ответить, как назывался пояс верующего зороастрийца и сколько раз его обматывали вокруг себя. В игре «Кто хочет стать миллионером» такой вопрос стоял бы ближе к трем миллионам, и то там бы предложили четыре варианта ответов. А в моей передаче такого выбора нет. В целом я стараюсь, чтобы тот, кто ориентируется в культурном пространстве и неплохо соображает, мог бы без специальной подготовки ответить где-то на треть вопросов. А на все ответить может разве что Анатолий Вассерман.
А как вы подбираете темы передач?
Я довольно свободен в своем выборе, к тому же сфера культуры в широком смысле бездонна. Разумеется, какие-то темы повторяются, потому что меняются и зрители, и дети. С другой стороны, я учитываю контекст. Как не поговорить о Пушкине в год его юбилея или про театр в Год театра? У меня есть хороший помощник — исполнительный директор студии «ТВ-Образ», шеф-редактор программы, она же моя жена и муза Татьяна Смирнова. Я обычно прогоняю вопросы через нее, и она отбирает то, что более интересно и доступно. Кстати, мне нравится выбирать темы, где сам не очень хорошо разбираюсь — в этом случае начинаю погружаться в них вместе с участниками программы.
Школьники целый месяц готовятся к съемкам. Вы даете им список литературы?
Список литературы не даю никогда — это мой принцип. Так же варварски я обращаюсь и со своими студентами, потому что человек, который хочет чего-то достичь, должен включить поисковую активность и сам найти источники. В цифровой век люди потребляют готовую информацию и отвыкают искать что-то самостоятельно. И становятся совершенно беспомощными, если под рукой нет поисковика. Это страшное явление. Отказал автопилот — и летчик уже не в состоянии посадить самолет. А когда человек ищет сам, то помимо источников, которые необходимы для решения конкретной задачи, он видит, что есть и другие. И у него открывается горизонт.
Как вам пришла в голову идея «Умниц и умников»?
В свое время я сотрудничал с Российской государственной телерадиокомпанией «Останкино» (сейчас это канал ОРТ), и в 1992 году мне позвонили из детской редакции, сказали, что ценят меня и как автора, и как ведущего. Предложили сделать программу, у которой было тогда только название, — «Умники». В то время не было ни школьных олимпиад, ни ЕГЭ, и мне показалось, что детям нужен заманчивый приз — поступление без экзаменов в МГИМО. Я договорился с проректором Анатолием Торкуновым, который через полгода после этого стал ректором. Фактически программу мы создали вместе, поэтому одну из пяти ТЭФИ, которые получила передача, я подарил ему.
Поскольку дети соревнуются, то формат проекта — олимпиада. А олимпиада — это Древняя Греция. Состязание по-древнегречески — «агон», то есть участники — агонисты, наблюдатели на трибунах — теоретики («феория» означает зрелище, праздник). Судьи — ареопаг. На нашем «стадионе» три дорожки. Красная самая короткая и самая сложная — здесь два этапа, на которых нельзя ошибаться. На желтой дорожке три этапа, но один раз можно дать неправильный ответ. Наконец, на зеленой надо ответить на четыре вопроса и можно сделать две ошибки, но есть риск, то за это время тебя обойдут другие участники.
Как вы отбираете детей на передачу?
Когда-то нам ежемесячно присылали 4—5 мешков писем, но после того, как появились ЕГЭ и многочисленные письменные олимпиады федерального уровня, желающих стало намного меньше. Сегодня поступить в МГИМО через ЕГЭ и олимпиады гораздо легче, чем победить в программе. К нам в основном идут те, кто хочет сразиться со мной, показаться на телевидении или защитить свой регион. Восемь лет назад появилось интеллектуальное движение для старших школьников «Умники и умницы», в котором сегодня участвуют 35 регионов. Они проводят у себя аналогичные состязания для десятиклассников, но вопросы здесь уже не я придумываю. Трех победителей я приглашаю в свою передачу, иногда еще одного-трех призеров.
Сколько человек за эти годы поступили в МГИМО с вашей подачи?
Не знаю, не подсчитывал. К тому же мои самые любимые умники — те, которые в передаче не выиграли, но потом самостоятельно поступили в МГИМО. Когда проекту исполнилось 20 лет, ребята предложили отметить юбилей, но я отнесся к идее скептически. Тогда они сами организовали великолепный концерт в МГИМО, пришли более тысячи человек, люди сидели на ступеньках. Я даже подумал, что, может быть, за «Умниц и умников» мне многие грехи простятся.
Как вы думаете, почему ваш проект стал долгожителем на ТВ?
Мне сложно судить об этом. Как говорит моя жена, я человек не телевизионный, и это правда. Дело точно не в рейтинге, да и утро субботы, когда передача выходит в эфир, время абсолютно не рейтинговое. Видимо, привлекаю своего зрителя. Однажды абсолютно пьяный бомж узнал меня на улице и начал выражать позитивные чувства в адрес моей передачи, причем делал это исключительно отборным матом. Вот так я понял, что пришла всенародная слава.
Вашу программу иногда сравнивают с другой интеллектуальной передачей-долгожителем — «Что? Где? Когда?».
Программа «Что? Где? Когда?» старше моей, я фактически вырос на ней. Кстати, наша операторская команда именно оттуда. Это более азартная игра, потому что соревнуются команды, плюс передача идет в прямом эфире. Но главная цель знатоков — угадать ответ и выиграть, а у нас важнее содержание. Вряд ли можно азартно соревноваться, выясняя, что говорил о смысле жизни Наполеон и что писал про любовь Достоевский.
А вообще интеллектуальных проектов на ТВ крайне мало, и в основном это долгожители — я имею в виду КВН, «Что? Где? Когда?», «Умниц и умников». Можно назвать их «эндемичными» — они придуманы в России, без оглядки на другие страны. Такой вот самостийный формат, которого больше нигде нет. В нашей стране много умных людей, которые тянутся к разнообразным знаниям, причем они не обязательно из академической среды — это и охранники, и доярки, кто угодно.
То есть западный зритель не оценит «Умниц и умников»?
Я когда-то спросил своего американского коллегу, можно ли запустить подобный проект в США. «Нет, Юрий, это совершенно невозможно, — ответил он. — В Америке телезритель должен все отгадывать и не чувствовать себя идиотом. В этом смысле “Умницы и умники” — абсолютно русская программа». Однажды женщина лет 60, которая на рынке тапочками торгует, сказала мне: «Я смотрю только Гордона и вас». В то время ТВ-ведущий Александр Гордон по ночам вел беседы с учеными — физиками, химиками, биологами и т. д. А потом она пояснила: «Понимаете, это же так интересно, когда задают умные вопросы, и дети на них отвечают. А когда грустно, то просто хочется жить». Вот это и есть русская душа. Американец такую передачу смотреть не будет.
Что изменилось в «Умницах и умниках» за три десятилетия?
Изначально и формат был другой, и выходили мы в другое время. Детей наряжали в какие-то костюмы, пытались что-то разыгрывать. За это время телевидение сильно изменилось, и мы меняемся вместе с ним. Единственное, что останется неизменным — базовые условия состязания. Я обычно говорю, что готов поменять правила, если внесут фундаментальные изменения в футбол — например, поставят дополнительные ворота или раздадут футболистам несколько мячей.
А как, на ваш взгляд, изменились дети?
Я не социолог, чтобы делать какие-то выводы. Ко мне часто подходят родители и спрашивают, что надо делать, чтобы дети читали. Я интересуюсь: «А вы сами часто читаете?» Нет, отвечают, работать же надо. Тогда что мы хотим от детей, они копируют поведение взрослых, и никакие уговоры здесь не подействуют. Если вместо живого чтения ребенок смотрит только ролики на YouTube, это его, безусловно, обедняет, потому что он не развивает свою фантазию, и Наташа Ростова всегда будет такой, какой ему показали. Провожу я, например, собеседование с будущими участниками программы, спрашиваю, в каком году было Ледовое побоище. Ребята отвечают быстро — в 1242 году. Но сразу теряются, если я предлагаю им тремя-четырьмя штрихами нарисовать портрет Александра Невского, объяснить, чем он отличался от других князей. Один подросток даже заметил, что я задаю вопросы, которых нет в ЕГЭ. Но «Умницы» — это не школа и не ЕГЭ.
Кстати, а как вы оцениваете роль ЕГЭ в школьной подготовке? Многих старшеклассников просто натаскивают на сдачу экзаменов.
Натаскивать, безусловно, нужно, потому что дети хотят поступить в хорошие вузы. Но я не могу сказать, что ЕГЭ принес что-то позитивное. Обещали, что он будет играть роль социального лифта, но когда в этот лифт кинулись столько людей, вряд ли мы среди них сможем обнаружить много эйнштейнов. Демократия создает большие сложности для выращивания элиты, потому что элита, как правило, недемократична. Например, Великая афинская демократия убила мудрейшего человека Греции — Сократа. На мой взгляд, правильный экзамен должен состоять из двух частей — так делают в ГИБДД, выдавая водительские права. Сначала теоретическая часть, вопросы о правилах дорожного движения, а потом всегда практика — можешь ли ты реально управлять автомобилем.
Чем вы занимаетесь помимо телевидения?
Пишу книги. Я ведь по основной профессии сочинитель, член Союза писателей СССР. Кроме того, преподаю в МГИМО. Восемь лет я собирал материалы и готовился писать роман о рождении всей европейской культуры, о V веке до Рождества Христова. Объездил с женой всю Грецию, был в таких закоулках, куда туристы вообще не заглядывают. Век Перикла — удивительный, потому что в эти десятилетия появились основы практически всего. Родились три великих драматурга, которые создали театр — Эсхил, Софокл и Еврипид. Скульптор Фидий, которого Микеланджело называл своим единственным учителем. Родились отец истории Геродот, отец градостроительной системы Гипподам. Философ Протагор, с которого началась человекоориентированная философия. Не говоря уже о Сократе. Но когда я собрался сесть за роман, мне откуда-то голос говорит — не будешь писать на эту тему. А будешь про Иисуса Христа, Иуду и Понтия Пилата. Я сопротивлялся, но чувствовал, что сопротивление бесполезно. В голове появилась новая картина — полная луна, сад, вооруженные люди с факелами, которые пришли арестовать человека в голубом хитоне, окруженного 11 учениками. А 12-й ученик подошел к учителю и его поцеловал — якобы так он подал знак стражникам. В одном Евангелии особо подчеркнуто — «поцеловал звучно». Но зачем? Стражники и так знали, за кем пришли, к тому же учитель был безоружен. «Исследуй это», — сказал мне голос. Я написал несколько книг. («Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник», «Детство Понтия Пилата. Трудный вторник» и др. — «HBR Россия»). А потом перебрался в IX век, когда создавалось русское государство, и попытался соединить его с современностью. Так появился мой роман «Бесов нос».
Каким вы видите будущее вашего телепроекта?
Во времена Великой французской революции был один деятель, которого звали Сийес. Однажды его спросили, что он делал в эпоху террора. На что Сийес ответил: «Самое главное, что я выжил». Поэтому когда меня спрашивают о будущем, я могу сформулировать кратко: «Выжить бы».
П.А. Вяземский. Из «Записной книжки»
Соколов П.Ф. Портрет князя П.А. Вяземского. 1830-е
В одно время с выпискою из письма Жуковского дошло до меня известие о смерти Лермонтова. Какая противоположность в этих участях1. Тут есть, однако, какой-то отпечаток провидения. Сравните, из каких стихий образовалась жизнь и поэзия того и другого, и тогда конец их покажется натуральным последствием и заключением. Карамзин и Жуковский: в последнем отразилась жизнь первого, равно как в Лермонтове отразился Пушкин. Это может подать повод ко многим размышлениям. Я говорю, что в нашу поэзию стреляют удачнее, чем в Людвига-Филиппа: во второй раз, что не дают промаха. По случаю дуэли Лермонтова кн. Александр Николаевич Голицын рассказывал мне, что при Екатерине была дуэль между кн. Голицыным и Шепелевым. Голицын был убит, и не совсем правильно, по крайней мере, так в городе говорили и обвиняли Шепелева. Говорили также, что Потемкин не любил Голицына и принимал какое-то участие в этом поединке2.
Примечания
1 Вяземский противопоставляет гибель Лермонтова известию о женитьбе Жуковского, о которой он узнал из письма к нему А.И. Тургенева от 8(20) июля 1841 г.
2 Об этой дуэли, состоявшейся 11 ноября 1775 г., писал Пушкин в «Замечаниях о бунте»: «Князь Голицын, нанесший первые удар Пугачеву, был молодой человек и красавец. Императрица заметила его в Москве на бале (в 1775 г.) и сказала: «Как он хорош! настоящая куколка». Это слово его погубило. Шепелев (впоследствии женатый на одной из племянниц Потемкина) вызвал Голицына на поединок и заколол его, сказывают, изменнически. Молва обвиняла Потемкина…» (Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. 8. M., 1958. С. 361).
Источник: Вяземский П.А. Из «Записной книжки» // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989. С. 461.
ДЛЯ СПРАВКИ
Князь Петр Андреевич Вяземский (12 [23] июля 1792, Москва — 10 [22] ноября 1878, Баден-Баден) — русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель. Сооснователь и первый председатель Русского исторического общества (1866), действительный член Академии Российской (1839), ординарный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1841). Отец историка литературы и археографа Павла Вяземского. Близкий друг и постоянный корреспондент А.С. Пушкина; «их переписка — сокровищница остроумия, тонкой критики и хорошего русского языка» (Д.П. Мирский).
«Умников» я придумал для собственного развлечения»
Бессменный ведущий передачи «Умники и умницы» Юрий Вяземский нечасто
дает интервью. А в последнее время — особенно.
Сегодня он слегка отошел от телевизионно-публичных
дел, уйдя с головой в работу над новым, единственным в своем
роде литературным циклом, в основе которого будут лежать евангельские
истории.
Узнав, что мы хотим взять у него интервью, Юрий Павлович очень
удивился: «А почему „Аиф. Здоровье“ заинтересовался мной,
а не моей любимой Еленой Малышевой?»
«Aиф»: — Почему любимой?
Юрий Вяземский: — Ей я буду благодарен до конца своих
дней. Когда мой отец Павел Васильевич Симонов — замечательный ученый,
академик и член президиума Академии наук (он возглавлял отделение,
куда входили все медики, биологи и физиологи), стал старым
и беспомощным и уже приближалась его смерть, его надо было
куда-то положить, чтобы за ним ухаживали медики. Несколько
знаменитых врачей мне отказали: зачем класть человека, который у тебя
умрет?
И тогда я обратился к этой святой для меня женщине
и рассказал ей эту историю. Она позвонила тогдашнему первому
замминистра здравоохранения и попросила госпитализировать моего отца. Тот
стал отказывать. Тогда она ему и говорит: «Я вам желаю, чтобы все
у вас было хорошо, чтобы у вас было хорошее здоровье, но когда
вы станете старым и здоровье у вас ухудшится,
а вы станете никому не нужным, тогда вы, наверное, вспомните
об этом случае». Он замолчал и потом сказал: «Хорошо, пусть его
сын приезжает через полчаса». Благодаря Лене моего отца положили в хорошую
клинику.
А второй случай произошел со мной. Мне врачи поставили диагноз рак
легкого.
Я отказался от госпитализации. А моя жена от такого
диагноза стала невменяемой. В те дни я боялся посмотреть
ей в глаза. Было такое впечатление, что не я, она серьезно
больна, все поменялось местами. Пока наконец жена не сообразила, что надо
звонить нашей спасительнице Лене Малышевой. Лена тут же включилась,
на следующий день я уже был в клинике на Каширке, где меня
принял гениальный хирург Давыдов, он же генеральный директор
и президент Российской академии медицинских наук. И уже через час
было ясно, что никакого рака у меня нет. Так что Лену Малышеву
я очень люблю и бесконечно ей благодарен.
«Aиф»: — Глядя на вас, ведущего интеллектуальной передачи «Умницы
и умники», мне и в голову не пришло бы, что
в вашей жизни были такие страсти. Кстати, а вы сами составляете
вопросы к этой викторине?
Ю. В.: — Сразу скажу, это — не викторина. Викторина рассчитана
на то, что любой человек может в ней участвовать. К каждой теме
мои умники готовятся целый месяц. Я создавал гуманитарную олимпиаду,
в которой в форме вопросов и ответов я знакомлю большую
аудиторию телезрителей с различными областями культуры, истории,
литературы. Аналогов у «Умников» нет. Я придумал эту программу 19 лет
назад. Для собственного развлечения.
Фамилия обязывает
«Aиф»: — Юрий Павлович, а почему вы носите мамину фамилию?
Ведь по отцу вы — Станкевич…
Ю. В.: — Станкевич мне показалась слишком польской фамилией. Хотя
у меня много кровей намешано, но в глубине души я русский.
И я взял фамилию Вяземский, плохо понимая, на что я иду.
И практически сразу же начались издевательства. Первые говорили: «Это
псевдоним? А почему не Пушкин?» А вторые говорили:
«Вяземский — очень красивая фамилия. А почему не Трубецкой или
Оболенский? Или Волконский?»
«Aиф»: — Ваша фамилия действительно красивая. И родословная
ей под стать.
Ю. В.: — Вяземские, все-таки, Рюриковичи. Благодаря
Первому каналу мы это выяснили. Здесь решили снять фильм о нашей
родословной. Программа получилась очень удачной. Ее даже выдвинули
на ТЭФИ. И она была в числе номинантов. Чем все закончилось,
я не знаю. На ТЭФИ меня не было. Хотя я, как академик,
должен был там находиться.
«Aиф»: — Вы трижды получали эту награду…
Ю. В.: — Да, но особенно я горжусь первыми двумя. Тогда была
академия, которая состояла из настоящих академиков. А сейчас это
какой-то профсоюз. Где выбирают победителей по выбору
«достойных членов». При всем моем уважении к нынешнему президенту Михаилу
Ефимовичу Швыдкому.
«Aиф»: — Кстати, что вы такое сказали у него
на «Культурной революции», что все до сих пор вспоминают?
Ю. В.: — Я исповедую, что человек от животного отличается
тем, что он верующий. Я вообще считаю, что правильное название
человека не homo sapiens, а homo religiosus. Неверующих людей нет.
Если они есть, то это дебилы, которые вообще не задумываются
ни о чем. Атеисты — люди, которые исповедуют атеизм —
отрицательную форму веры в то, что Бога не существует. Это, видимо,
кого-то очень сильно задело, и некоторые мои доводы были
вырезаны из программы.
Работай, а вдохновение придет!
«Aиф»: — Судя по всему, вы — человек принципиальный.
А на спор в своей жизни вы что-нибудь
делали?
Ю. В.: — Да. И не раз. К примеру, я на спор
поступил и в Щукинское училище, но это было прикрытие для самого
себя. Потому что всю жизнь я мечтал быть актером, а потом совершенно
непонятно почему, видимо, тоже на спор, вместе с моим другом поступил
в МГИМО на факультет журналистики, закончил вуз и поступил
в заочную аспирантуру.
Но ощущение того, что я чего-то недоделал,
чего-то недоиспытал, жило во мне. Тем более что моя сестра
(известная актриса Евгения Симонова. — Ред.) поступила в Щуку
и у нее началась стремительная по тем временам карьера.
У нее был очень интересный курс, который часто после занятий приходил
к нам. С ней учились Юра Васильев, Леня Ярмольник, Стас
Жданько — может быть, самый талантливый из них, но, к сожалению,
трагически погибший.
Приходили и молодые педагоги. Они свободнее себя чувствовали
со мной, я не был их учеником. Среди них был один
замечательный педагог, в те времена актер театра «Современник».
Он часто говорил мне: «Юра, я вижу, как у тебя глаз горит, когда
речь заходит о театре. Приди к нам в Щукинское
на консультацию». И я пришел…
«Aиф»: — И все же основной своей профессией вы выбрали
сидение за столом и работу над книгами. Почему?
Ю. В.: — Это для меня загадка. И если мне
кто-нибудь бы сказал тогда, что каждое утро я буду
садиться за стол и в 21 час уходить отдыхать, я бы никогда
не поверил. Я не способен был высидеть даже часа.
«Aиф»: — Но это же хорошо!
Ю. В.: — Для нас с Иммануилом Кантом — да. Его слова висят
над моим письменным столом. «Работа — лучший способ наслаждения жизнью».
Я каждый день заставляю себя работать и говорю себе: «Давай, иди
работать. Знаю, что не хочешь и что не знаешь, о чем
писать. А ты работай и тогда поймешь. Ты ведь
не Пушкин, не гений. И не поэт. Надеяться на музу,
которая вдохновит на 700 страниц прозы, бесполезно! А уж если
ты задумал написать семь романов о Христе, нужно работать,
а не ждать вдохновения».
«Aиф»: — Слышала, что ваш евангельский цикл будет состоять из семи
книг — по количеству дней в неделе. Если следовать вашей логике,
то сейчас на вашем литературном календаре…
Ю. В.: — Все еще вторник. Не зря его называли «трудным».
«Aиф»: — Вернемся к вашим «Умникам». Какой у вас будет
телевизионный сезон? Что предстоит увидеть зрителям?
Ю. В.: — Могу открыть секрет. На одну из программ
я пригласил Леонида Ярмольника. Я его знаю, потому что он учился
с моей сестрой в театральном. Леня, заняв свое место в ареопаге,
начал беспрестанно шутить. И передача наша получилась очень веселой
и легкой. Мне будет обидно, если телезрители ее пропустят. Ярмольник
и Вяземский, по-моему, не хуже, чем
«ПрожекторПерисХилтон».
Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.
Вязьма | Россия | Британика
В России: Иван III
…1494 с договором о передаче Вязьмы Москве и с женитьбой дочери Ивана Елены на Александре, великом князе литовском. В 1500 году по инициативе литовских перебежчиков войска Ивана захватили ряд важных приграничных городов, начав таким образом войну, которая несколько безрезультатно закончилась в 1503 году с…
Подробнее
- Советский Союз, 1941
…в большом окружении под Вязьмой, где было взято в плен еще 600 000 советских солдат.Это оставило немцам на мгновение почти свободный путь к Москве. Но Вяземское сражение завершилось только в конце октября; немецкие войска устали, из-за погоды страна превратилась в болото…
Подробнее
«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData»:{ «INFINITE_SCROLL»:»»,»HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»},»npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»,»metered»:false},»paginationInfo»:{«previousPage «:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»seoTemplateName»:»PAGINATED INDEX»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:633553}],»familyPanel»: {«topicLink»:{«title»:»Вязьма»,»url»:»/место/Вязьма»},»tocPanel»:{«title»:»Каталог»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc» :null},»groups»:[],»showCommentButton»:false,»fastFactsItems»:null},»byline»:{«contributor»:null,»allContributorsUrl»:null,»lastModificationDate»:null,»contentHistoryUrl» :null,»warningMessage»:null,»warningDescription»:null},»citationInfo»:{«contributors»:null,»title»:»Вязьма»,»lastModification»:null,»url»:»https:// www. britannica.com/place/Vyazma»},»websites»:null,»lastArticle»:false}
Узнайте об этой теме в этих статьях:
история
- Россия
- В России: Иван III
…1494 с договором об уступке Вязьмы Москве и с женитьбой дочери Ивана Елены на Александре, великой князь литовский.В 1500 г. по инициативе литовских перебежчиков войска Ивана захватили ряд важных приграничных городов, начав таким образом войну, которая несколько безрезультатно закончилась в 1503 г. с… : Вторжение в Советский Союз, 1941
… после большого окружения под Вязьмой, где было захвачено еще 600 000 советских солдат. Это оставило немцам на мгновение почти свободный путь к Москве. Но Вяземское сражение завершилось только в конце октября; немецкие войска устали, страна превратилась в болото из-за погоды…
Подробнее
- В России: Иван III
подробное описание и фото.
Карта мест, туристические маршруты
Городок Вязьма Смоленской области основан в 1239 году. В городе обязательно нужно посетить Иоанно-Предтеченский монастырь. Также будет интересно подняться на Соборную гору, где находится собор Святой Троицы. Усадьба Хмелита, принадлежавшая когда-то семье Грибоедовых, находится в 30 километрах к северу от Вязьмы.
Старинное городище на Соборной горе датируется 11 веком. Со временем вокруг него вырос город Вязьма, окруженный крепостной стеной.К 17 веку в дополнение к деревянным стенам Верхнего города были возведены каменные стены Нижнего города. Но до наших дней от них осталась только Спасская башня, потому что она находилась на территории бывшего Аркадьевского монастыря. Сегодня его занимает музей.
Свято-Троицкий собор (1847 г.), главный храм Вязьмы
В России сохранилось всего несколько трехглавых церквей, но в Вязьме самая красивая
Самым интересным туристическим объектом Вязьмы считается Иоанно-Предтеченский монастырь. При монастыре сохранился архитектурный шедевр. Это трехглавый шатровый храм иконы Божией Матери (Одигитрии).
Стены Вяземской крепости, окружавшие Соборную горку, не сохранились до наших дней. Но в 1674 году на вершине Соборной горы был построен Троицкий собор. У подножия Соборной горы можно посетить часовню Святого Аркадия Вяземского.
Усадьба Хмелита находится в 30 километрах от Вязьмы. В 19 веке принадлежал семье Грибоедовых.Там можно посетить музей, посвященный литературному творчеству Александра Сергеевича Грибоедова, автора пьесы «Озорство быть умным», а также прогуляться по красивому ландшафтному парку. Недалеко от усадьбы можно посетить небольшой музей, посвященный выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу Нахимову.
По дороге в усадьбу Хмелита можно остановиться у мемориала на Богородицком поле. Мемориал связан с трагическими событиями Великой Отечественной войны.В октябре 1941 г. вблизи этого места были окружены войска Западного и Резервного фронтов. В результате в тяжелых боях было взято в плен более 600 тыс. воинов и убито около 400 тыс. воинов.
Осадки ежечасно | 00:00 до 01:00: 01:00 до 02:00: 02:00 до 03:00: | С 03:00 до 04:00: С 04:00 до 05:00: С 05:00 до 06:00: | С 06:00 до 07:00: С 07:00 до 08:00: С 08:00 до 09:00: | С 09:00 до 10:00: С 10:00 до 11:00: С 11:00 до 12:00: | С 12:00 до 13:00: С 13:00 до 14:00: С 14:00 до 15:00: | С 15:00 до 16:00: С 16:00 до 17:00: С 17:00 до 18:00: | С 18:00 до 19:00: С 19:00 до 20:00: С 20:00 до 21:00: | С 21:00 до 22:00: С 22:00 до 23:00: С 23:00 до 00:00: |
---|
: Регионы и города :: Россия-ИнфоЦентр
Город Вязьма расположен в 175 км к юго-востоку от Смоленска в Смоленской области и стоит на берегу реки Вязьмы. Вязьма – тихий и спокойный город среди живописной природы. Население 54,9 тыс. жителей (2009 г.).
История Вязьмы
Первые упоминания о Вязьме относятся к 1239 году. Возведенная здесь крепость в то время была центром Вяземского княжества князя Андрея Владимировича Долгой Руки (т.е. Длинной Руки). Позднее вяземские земли были присоединены к Смоленскому княжеству, а крепость стала одним из основных его форпостов. В 1403 г. княжество захватили литовцы, и только в 1493 г. оно было завоевано и присоединено к Великому Московскому княжеству.В Смутное время он неоднократно подвергался нападениям поляков, в связи с чем в 1632 г. в Вязьме была возведена мощная крепость, известная как Большой Нижний город. В 1654-1655 гг. Вязьма на время стала резиденцией царя Алексея Михайловича, ожидавшего там прекращения разразившейся в Москве эпидемии. Для этого в Вязьме был построен императорский дворец. В 1776 г. Вязьма стала уездным городом Смоленской губернии. Он стоял на Смоленском тракте, соединявшем Москву с Европой, благодаря чему Вязьма стала крупным торговым центром. В октябре 1812 года русские войска нанесли под Вязьмой сокрушительный удар отступавшей армии Наполеона.
Достопримечательности Вязьмы
На территории древнего Большого Нижнего Города, где раньше стоял городской кремль, сохранилась только Спасская башня (конец XVII в.). Кремль был построен в 1632 году при царе Михаиле Федоровиче. В 1670-х годах на месте разрушенного собора на холме Верхнего Малого города была построена Троицкая церковь.Сейчас это главный собор города; внутри него сохранились остатки фресковой живописи и резной иконостас с иконой покровительницы города — Иверской Божьей Матери. Также стоит посмотреть Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Вязьме. Первые постройки были возведены здесь в начале 16 века.
Древнейшим из монастырских памятников архитектуры и Вязьмы в целом является церковь иконы Одигитрии. Трехглавая церковь построена из фигурного кирпича в 1638 году.Помимо храма в монастырский комплекс входит Вознесенская церковь с трапезной, колокольней и церковными помещениями.
Среди других интересных культовых сооружений города — Петропавловский собор (Георгиевский), построенный в стиле классицизма, Спасо-Преображенская церковь (1736 г.) и Богородицкая церковь (1727 г.), в которой сейчас находится Вяземский исторический музей Краеведение. Музей занимает восемь залов, в которых представлены археологические коллекции, крестьянская одежда конца 19 начала 20 вв., различные самовары, медали и монеты, документы периода Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В городе установлено несколько памятников героям Отечественной войны 1812 года: памятник «Доблестным предкам» у Спасо-Преображенской церкви и памятник Перновскому полку у Богородицкой церкви.
Хмелита Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник Александра Грибоедова расположен в 35 км к северо-западу от Вязьмы.Основан в 1990 году на базе мемориала-усадьбы Александра Сергеевича Грибоедова. В этом имении прошло детство и юность известного драматурга, поэта и дипломата; именно здесь он написал большую часть своей знаменитой комедии «Горе от ума ».
Вязьма — родина многих известных людей, таких как летчик Юрий Янов, звездный актер Анатолий Папанов и другие.
Княгиня Иулиания Вяземская (Вяземская) (13??−1406), православная святая, жила в Вязьме.Убита в городе Торжке (ныне Тверская область).
Козырев Валентин Тимофеевич (1916-1997), выдающийся советский конструктор авиационных двигателей, родился в Вязьме.
Михаил Булгаков работал в Вязьме врачом.
Вязьма Путеводитель: туристические достопримечательности и места для посещения
Вязьма — город и административный центр Вяземского района Смоленской области России, расположенный на реке Вязьма, примерно на полпути между Смоленском, административным центром области. и Можайск.На протяжении всей своей бурной истории она защищала западные подступы к Москве. Население: 57 101 человек; 57 545 ; 59 022 ; 44 000.
Средневековая история и памятники
Впервые Вязьма упоминается в летописи под 1230 годом, хотя считается, что она намного старше этого. Город был назван в честь реки, название которой произошло от русского слова «вязь» ( вязь ), что означает «болото» или «болото». В то время город принадлежал боковой ветви Смоленского дома Рюриковичей и вел оживленную торговлю с Нарвой на берегу Финского залива.В 1403 г. местные князья были изгнаны литовцами в Москву, где приняли имя князей Вяземских. Наиболее заметными среди них были Петр Вяземский, близкий друг поэта Александра Пушкина и сам поэт, и Софи Вяземская, французская писательница, одно время вышедшая замуж за Жана-Люка Годара.
В 1494 году Вязьма была захвачена Великим княжеством Московским и превращена в крепость, от которой осталась лишь одна башня. Два важных аббатства были украшены каменными церквями, в том числе редкая трехшатровая церковь, посвященная Смоленской иконе Божией Матери (Одигитрии), освященная в 1638 году после польской оккупации между 1611 и 1634 годами.Барбаканская церковь того же аббатства датируется 1656 годом, а городской собор был завершен к 1676 году. Другие церкви выполнены в основном в стиле барокко.
Вязьмские сражения
Во время вторжения французов в Россию в 1812 году под Вязьмой 22 октября 1812 года произошло сражение между отступающей французской армией (до 37 000 человек) и русской армией (25 000 человек). Русская армия под командованием генерал-лейтенанта Михаила Милорадовича и казачьего отряда генерала Матвея Платова атаковала арьергардный корпус маршала Луи-Николя Даву восточнее Вязьмы и отрезала ему отход.Благодаря вмешательству Эжена де Богарне и Юзефа Понятовского Даву удалось прорвать окружение русской армии.
Однако попытки французской армии удержать высоты у Вязьмы и самого города не увенчались успехом. К вечеру 22 октября русские захватили Вязьму, подожженную французами. Французы потеряли в битве 6000 человек; 2500 солдат были взяты в плен. Русские потеряли около 2000 человек.
В 1941 году, во время Великой Отечественной войны, Вязьма стала ареной боя на окружение.Части Красной Армии оказались в ловушке в городе после того, как его окружили 3-я и 4-я немецкие танковые армии. Вязьма была оккупирована немецкими войсками с 7 октября 1941 г. по 12 марта 1943 г. В октябре 1941 г. в городе было расстреляно 11 евреев, двое повешены. В декабре 1941 года 117 евреев были убиты в ходе массовой казни, устроенной айнзатцгруппой B.
Город сильно пострадал в боях, после войны был восстановлен. Американский журналист Квентин Рейнольдс из Collier’s Weekly посетил Вязьму вскоре после вывода немецких войск в 1943 году и рассказал о разрушениях в своей книге «Занавес поднимается » (1944), в которой он заявил, что население города сократилось с с 60 000 до 716, осталось всего три здания.Нацисты также создали в городе два концлагеря, Дулаг 184 и Дулаг 230. Там погибло и было похоронено в братских могилах около 80 000 человек. Среди жертв были евреи, политические деятели и военнопленные.
Административное и муниципальное положение
В административном отношении г. Вязьма является административным центром Вяземского района. В качестве административной единицы входит в состав Вяземского района как Вяземское городское поселение . Как муниципальное образование данная административная единица также имеет статус городского поселения и входит в состав Вяземского муниципального района.
Экономика
Основными отраслями промышленности города являются машиностроение, обработка кожи, производство изделий из графита и льняных тканей.
Транспорт
Вязьма — крупный железнодорожный узел, соединяющий поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и Брянска. Он также расположен недалеко от главной трассы М1 между Москвой и Минском.
Город обслуживает Вяземский аэропорт.
Образование
По образованию в Вязьме действуют филиалы Московского государственного индустриального университета, Смоленского гуманитарного университета, Международной академии туризма (ВФ РМАТ), Московского государственного университета технологий и управления, а также Вяземского политехнического института. Колледж.
Спорт
Футбольный клуб городского объединения «ФК Вязьма» играет в любительской футбольной лиге.
Город известен авиаотрядом Вязьма Русь, который летает на реактивных самолетах Aero L-39 Albatros.
Известные люди
- Алмазов Борис (1827–1876), поэт, переводчик и литературовед
- Давыдов Сергей (1979 г.р.), футболист
- Коробов Игорь (1956–2018), начальник ГРУ
- 1922–1987), актер театра и кино
- Николай Плотников (1897–1979), актер театра и кино
- Василий Строганов (1858–1938), врач и ученый
Источник: Википедия
Летают Л-39 в России
Воспользуйтесь возможностью полетать на L-39 вместе с настоящими мастерами высшего пилотажа из всемирно известной эскадрильи L-39 Вяземская Русь, базирующейся в Вязьме, Смоленская область, Россия.
Прокатись на L-39!
Рейсы Fly L 39 в подмосковной Вязьме, Россия. Полет на реактивном истребителе L-39 — отличный подарок, так как полет на реактивном истребителе L-39 выполняется на великолепном самолете, чтобы повеселиться!
L-39 мощнее любого двухместного самолета с поршневым двигателем, он создан для максимальной маневренности и летного опыта. Поскольку L-39 является учебно-тренировочным, то и у инструктора, и у стажера (то есть у вас) есть полностью оборудованная кабина и отличный обзор. Благодаря своим коротким и прямым крыльям L-39 может совершать потрясающие маневры и подниматься до +8/-4 g.Даже если он не станет сверхзвуковым, это отличное соотношение цены и качества и острые ощущения, которые вы никогда не забудете.
Что входит в рейс L-39 в России?
- Встреча с пилотом, обсуждение программы полета
- Теоретическое обучение опытных летных инструкторов
- Тренировка катапультируемого кресла на изготовленном по индивидуальному заказу тренажере катапультного кресла L-39
- Полет, включая петли, бочки, Иммельман, Split-S, погружение, крутой подъем и многое другое
- Широкие возможности управления самолетом в воздухе под руководством пилота-инструктора
В цену включены также
- услуги переводчика
- разрешение на доступ на аэродром
- медицинский осмотр перед полетом, чтобы убедиться, что ваше ежедневное состояние не подвергает вас риску
- летный сертификат, включая характеристики вашего рейса
- разрешение самостоятельно фотографировать и снимать фильм
Также доступно за дополнительную плату:
- фото и видео с камер авиабазы
- Обед в пилотской столовой
- трансферы и бронирование отелей
Сколько стоит полет на L-39 в России?
В настоящее время стоимость 30-минутного полета составляет 1 959 евро. 00 включая все документы и переводческие услуги. Однако цены часто меняются. Мы обещаем вам предложить самые низкие цены.
Что нужно для полета на Л-39 в Вязьме?
Если вы здоровы, вы, вероятно, готовы к работе. Смотрите подробный список необходимого.
Есть что-то еще?
Мы не были бы любителями авиации и гостеприимными хозяевами, которыми мы славимся, если бы не было чего-то большего. За годы нашего опыта в предоставлении таких рейсов мы узнали, что потребности наших клиентов настолько разнообразны, насколько это возможно.От приглашения на свадьбу на стоянку Балу на трассе Москва-Минск-Варшава до встречи Стрижи Пилоты в Кубинке после тренинга — мы отлично провели время со всеми вами. Мы совершили экскурсии по Московскому метрополитену, чтобы полюбоваться драгоценной архитектурой, мы были в Монино, чтобы посмотреть на сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 и другие уникальные экспонаты — мы проехали все Золотое кольцо для клиентов, которые просили об этом. . Однако некоторые люди просто приходят и уходят или имеют другие планы до и после полета.Для них мы с удовольствием организуем только перелет простым и экономичным способом. Вкратце: или те из наших клиентов, которые заинтересованы в том, чтобы увидеть Россию немного больше и получить большое приключение до и после полета: мы с удовольствием порекомендуем вам места для посещения, покажем вам лучшие бары, рестораны или самые модные клубы. . Просто сообщите нам, чего вы ожидаете от поездки в Россию, а мы позаботимся обо всем остальном.
Немного истории L-39
Aero L-39 «Альбатрос» был разработан компанией Aero Vodochody в бывшей Чехословакии (ЧССР) для удовлетворения потребностей советских ВВС в легком, экономичном и маневренном учебном самолете.Сегодня многие страны полагаются на L-39 как на учебный и легкий реактивный штурмовик. Больше информации о Aero L-39 Albatros или вы можете забронировать рейс прямо сейчас, используя форму ниже.
Свяжитесь с нами или забронируйте рейс L-39 в России
Пожалуйста, заполните эту форму, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.