Взбранной воеводе победительная икона: Описание иконы Пресвятой Богородицы Взбранной Воеводе Победительная

Разное

Описание иконы Пресвятой Богородицы Взбранной Воеводе Победительная

Эта страничка относится к разделу

С момента публикации этой неканоничной иконы в каталоге в 2009 году, когда отношение к ней людей в интернете было нейтральным или местами даже положительным, произошли изменения. Появилось много высказываний о том, что икона является неуместной самодеятельностью, что нельзя самочинно обряжать Божию Матерь в чуждые Ей одежды, и в настоящее время (2012) многие в православных кругах не считают эту икону православной. По причине расхода во мнениях об этой иконе, ей присваивается статус «под сомнением» до появления официальных заявлений. Икона находится в Свято-Введенском Верх-Теченском женском монастыре курганской епархии.

Далее приводится история иконы с сайта с сайта http://www. iconamaster.ru/articles/articles_full.php?ID=28.

В самом начале нового века в России произошел ряд чудесных событий. Одно из них произошло в Боголюбском монастыре, основанном на месте убиения святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который являлся первым русским некоронованым царем. Он — один из немногих сподобился еще при жизни посещения Самой Пресвятой Богородицы. Он был убит, повторяя судьбу своих предков святых благоверных князей Бориса и Глеба и прообразуя будущую судьбу вечно гонимой вратами ада Святой Руси. В судьбе России Андрею Боголюбскому принадлежит особое место. Взяв в руки чудотворный образ Божией Матери Владимирской, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории. Спустя восемь столетий со дня гибели князя, в день его памяти, был убит и последний русский царь — святой мученик Николай Второй. Видимо не случайно, что в Боголюбово в самом начале ХХI века произошло следующее чудесное событие. По словам очевидцев, один паломник сфотографировал икону Божией Матери Ченстоховская, которой русские люди молются о даровании им последнего русского царя. ( Тропарь, глас 4. Непобедимая Победа, Владычеца Ченстоховская, древняго иже о нас благоволения Самозрительнице, будащего спасения Хранительнице, покоянием соделай ны достойная грядущему Царю.) Однако, вместо образа Богородицы Ченстоховская на фотографии проявился другой образ Богородицы в шлеме и кольчуге, в руке Она держит восьмиконечный русский крест. Извод иконы Богородицы Ченстоховская при этом сохранился. На лике сохранился шрам, как и у Ченстоховской иконы Божией Матери. Часть фрагментов фотографии как бы еще не сформировались, особенно в местах изображения кольчуги. Поэтому этот образ стали называть образом Богородицы Ченстоховская в броне или Взбранная Воевода.

По словам матушки В., подобный случай произошел и в Волгограде. Там при фотографировании иконы Божией Матери Одигитрии полученное изображение разделилось на две части, где на одной стороне было изображение фотографируемой иконы, а с другой стороны было изображение этой иконы, где Богородица тоже была в кольчуге и в шлеме, а Младенец был одет в красный хитон. При попытке отделить образ Богородицы в кольчуге от изображения Богородицы Одигитрии, изображение опять поделилось на два образа. Поэтому Волгоградский образ состоит из двух изображений: Богородицы Одигитрии и Богородицы в кольчуге.

Один из паломников в Почаевской Лавре видел подобный образ Богородицы в кольчуге и шлеме, только шлем Богородицы был дополнен защитным щитком от удара саблей по глазам.

Подобный случай был и в Киеве.

Кроме того, стало известно, что в Свято-Введенском Верхтеченском женском монастыре Курганской епархии было явление монаху Серафиму Пресвятой Богородицы. Она явилась ему в шлеме, кольчуге и с крестом в руке и дала повеление написать такую икону, как Она была явлена, и назвать этот образ Богородицей Русской. В этом монастыре была написана первая икона, тропарь и кондак. Впоследствии икона Богородицы была названа <Стой за Христа до мученического креста>.

Списки с иконы из Курганской епархии и с явленного Боголюбского снимка стали почитаемы по всей России. Символическое значение брони, шлема, креста в руке Богородицы дано в двух посланиях апостола Павла. (Первое послание апостола Павла к Солунянам 5,8) <Ибо, когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни сыны тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облегшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа>. (Послание апостола Павла к Ефесянам гл. 6 СТ.10 — 17) < Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.>

В канун Первой мировой войной и революции на Всемирной выставке в Париже Россия представила скульптуру каслинского чугунного литья, названную <Россия>. Она представляла женщину в шлеме, кольчуге с восьмиконечным русским крестом на груди пророчески державшей в правой руке меч, а левой рукой щитом заграждала царские регалии: корону, венец и державу, отдельно лежащие на колонне. Сегодня это скульптурное изображение можно увидеть в Екатерининском зале Кремля, в Государственной Думе, в некоторых музеях, на логотипах патриотических изданий. Это изображение стало архетипом русского общественного сознания.

Сейчас иконы Богородицы Русской приняты некоторыми воинскими подразделениями как святые хоругви. А многие воины носят с собой полиграфические иконы Богородицы Русской как личные святыни. Многие люди, обращавшиеся с молитвой к Пресвятой Богородице перед этим образом, замечали особую благодать вразумления в трудных обстояниях и защиту от опасности.

Статья опубликована участником [tol] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

В основной раздел ‘Икона Пресвятой Богородицы Взбранной Воеводе Победительная’.

Взбранной Воеводе Победительная: lisitsinao — LiveJournal

pravicon.com пишет о ней:
«С момента публикации этой неканоничной иконы в каталоге в 2009 году, когда отношение к ней людей в интернете было нейтральным или местами даже положительным, произошли изменения. Появилось много высказываний о том, что икона является неуместной самодеятельностью, что нельзя самочинно обряжать Божию Матерь в чуждые Ей одежды, и в настоящее время (2012) многие в православных кругах не считают эту икону православной. По причине расхода во мнениях об этой иконе, ей присваивается статус «под сомнением» до появления официальных заявлений.
Икона находится в Свято-Введенском Верх-Теченском женском монастыре курганской епархии».

Далее какая-то фигня ересь:

«В Боголюбово в самом начале ХХI века произошло следующее чудесное событие. По словам очевидцев, один паломник сфотографировал икону Божией Матери Ченстоховская, которой русские люди молются о даровании им последнего русского царя.

Однако, вместо образа Богородицы Ченстоховская на фотографии проявился другой образ Богородицы в шлеме и кольчуге, в руке Она держит восьмиконечный русский крест. Извод иконы Богородицы Ченстоховская при этом сохранился.

Поэтому этот образ стали называть образом Богородицы Ченстоховская в броне или Взбранная Воевода.

По словам матушки В., подобный случай произошел и в Волгограде. Там при фотографировании иконы Божией Матери Одигитрии полученное изображение разделилось на две части, где на одной стороне было изображение фотографируемой иконы, а с другой стороны было изображение этой иконы, где Богородица тоже была в кольчуге и в шлеме, а Младенец был одет в красный хитон. При попытке отделить образ Богородицы в кольчуге от изображения Богородицы Одигитрии, изображение опять поделилось на два образа. Поэтому Волгоградский образ состоит из двух изображений: Богородицы Одигитрии и Богородицы в кольчуге.

Один из паломников в Почаевской Лавре видел подобный образ Богородицы в кольчуге и шлеме, только шлем Богородицы был дополнен защитным щитком от удара саблей по глазам.

Подобный случай был и в Киеве.

(…)

В канун Первой мировой войной и революции на Всемирной выставке в Париже Россия представила скульптуру каслинского чугунного литья, названную <Россия>. Она представляла женщину в шлеме, кольчуге с восьмиконечным русским крестом на груди пророчески державшей в правой руке меч, а левой рукой щитом заграждала царские регалии: корону, венец и державу, отдельно лежащие на колонне. Сегодня это скульптурное изображение можно увидеть в Екатерининском зале Кремля, в Государственной Думе, в некоторых музеях, на логотипах патриотических изданий. Это изображение стало архетипом русского общественного сознания».

конец цитаты

***

Это они там на сайте точно припомнили. Очень похоже на эту великодержавную статую Н.Лаверецкого 1896 года, пошловатое олицетворение России.

«Аллегория России» на плакате Первой мировой

А вот еще творчество современных богомазов:

Что это за ролевые игры такие?
Чем их не устраивают классические старинные иконографии Богоматери?
Владимирская, что, перестала срабатывать? Донская?
Что за упражнения в косплее? Православный бронелифчик до колен?

________________________

а растет изначально отсюда все — см. википедию
Дева-воительница, женщина-воин — архетипичный образ, вымышленный женский персонаж, зачастую королевской крови, которая обладает сильным характером и занимается типично «мужским» делом, обычно войной (хотя порой и ремеслом). Антиподом ей является другой штамп — беспомощная дева в беде.

По средневековой литературной традиции дева-воительница, лишаясь невинности, лишалась и своей воинской силы, становясь обычной женщиной. Тем не менее, это условие соблюдениядевственности не обязательно встречается. Точно также не является обязательным принадлежность к королевскому роду, хотя в классических примерах выполняются оба требования. (NB: Дева Мария была из рода царя Давида между прочим…)

… Таким образом, подобные образы дев-воительниц — пережиток служительниц религиозного культа, магического обряда.

_______________________

(Это напоминает мне историю с архетипичными паттернами героя, сформулированными в начале 20 века — где по очкам Иисус, король Артур и Дионис набирают одно и то же число, а Люк Скайвокер, Пол Атридес и Гарри Поттер — немногим меньше. Ничто не ново под луной.)

И вообще — шлем+девственница+небожительница = в первую очередь древнегреческая богиня Афина Паллада для образованного человека

Распятие вместо копья, Младенец вместо совы (символа мудрости) — и вперед, писать икону?

Разумеется, коли в Иисусе Христе (если расчленять мифы) есть что-то от Озириса, Фаммуза и ацтекского бога Вицлипуцли, то разумеется, и в Деве Марии — пятнами Афина проступает. См. Byzantinoslavica Vol. LXIII, Prague, 2005, pp. 225–258.: Гукова С. Н., Знаки приснодевства Богоматери

«Три звезды на мафории Богоматери — одна на челе и две на плечах — являются традиционными элементами богородичной иконографии, признаками девства Марии до, во время и после рождества Христова.  (…)

С большей определенностью мы можем отметить однако другую закономерность — связь звезд с особым аспектом богородичного культа, который был отмечен в Византии в течение всего ее существования — мы имеем в виду почитание Богоматери как Воительницы. В самом деле, апотропические знаки на плечах, на коленях и на груди встречаются преимущественно на изображениях воинов, это и понятно, посколько именно они по роду своей деятельности подвергались наибольшей опасности и нуждались в дополнительной защите.

Полагаем, что звезды Богородицы связаны с аналогичной формой звезд греческих воинов по своей функции.

Военный аспект культа Богоматери имеет свои корни в древнем культе Афины, которая в Аттике носила наименование «Передового бойца»: афинский народ верил, что в битвах, угрожающих его существованию, Афина выйдет биться за него в передних рядах.

С. С. Аверинцев, рассуждая о связи греческой богини с Богоматерью (…) Богоматерь наследовала многие функции древней Афины.

Прямое вмешательство Марии и заступничество ее в спасении Константинополя от нашествия аваров зафиксировано в источниках с 626 г. Она неоднократно выступала в роли Воительницы, поражая осаждавших столицу врагов (677 г., 717 г., 860 г., 923 г.). Чудесному заступничеству Марии приписывалось и освобождение Константинополя от латинян в 1261 г., что способствовало новому усилению ее культа в палеологовский период.

Эта особая роль Марии отражена уже в Акафисте Богоматери, где она величается как «Взбранной Воеводе победительная», «яко имущая державу непобедимую». Во время церемонии в день праздника Вознесения, описанной Константином Багрянородным, в восклицаниях прасинов военный аспект культа Богоматери выражен предельно ярко: она «необоримый щит», «полководец защитник, необоримый в бою», «состратегисса», ведущая войска вместе в василевсом. Таким образом, Богородица почиталась не только как защитница империи и ее столицы, но и как совоеначальница василевса в борьбе с внешними врагами».
______________________

Именно в честь этого акафиста 626 года и назван сей новодел.

Акафист старинный, настоящий. Вот русский перевод

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!
______________________

Однако все смотрю на эти «иконы» и думаю
Богоматери такой наряд не к лицу.
Вот этим да, можно:

Еще раз «полюбуемся».

А вот как надо:

УМИЛЕНИЕ

ВСЕДЕРЖИТЕЛЬНИЦА

ВЗЫГРАНИЕ МЛАДЕНЦА

МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА

СТРАСТНАЯ
(младенец с ужасом отворачивается от креста — орудия Страстей)

Вот это иконы, вот им молиться, вот  в них ощущается Бог.

а не тут

Эх.
Вместо расстроенного смайлика ставлю ее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts