Я прошел многие страны и народы но не видел такого ни в царях: Кто из героев “Повести о житии… Александра Невского” говорит: “Я прошёл многие страны и народы, но не видел такого ни в царях, ни в князьях князя”:

Разное

«Житие Александра Невского». Уроки литературы в 8 классе

КАНОНЫ
ДРЕВНЕРУССКОЙ АГИОГРАФИИ

Принятие христианства на Руси обусловило подчинение не только религиозной, но и бытовой жизни людей христианской традиции, обычаю, новой обрядности,
церемониалу или (по Д.С.Лихачеву) этикету. Под литературным этикетом и литературным каноном ученый понимал «наиболее типичную средневековую условно-нормативную
связь содержания с формой».

Житие святого – это, прежде всего, описание пути подвижника к спасению, типа его святости, а не документальная фиксация его земной жизни, не литературная
биография. Житие получило специальное назначение — стало видом церковного поучения. Вместе с тем агиография отличалась от простого поучения: в житийном
жанре важен не отвлеченный анализ, не обобщенное нравственное назидание, а изображение особых моментов земной жизни святого. Отбор биографических черт
происходил не произвольно, а целенаправленно: для автора жития было важно только то, что вписывалось в общую схему христианского идеала. Все, что не
укладывалось в устоявшуюся схему биографических черт святого, игнорировалось или редуцировалось в тексте жития.

Древнерусский житийный канон — это трехчастная модель агиографического повествования:

1) пространное предисловие;
2) особо подобранный ряд биографических черт, подтверждающий святость подвижника;
3) похвальное слово святому;
4) четвертая часть жития, примыкающая к основному тексту, появляется позже в связи с установлением особого культа святых.

Христианские догматы предполагают бессмертие святого после завершения его земной жизни — он становится «ходатаем за живых» перед Богом. Загробное бытие
святого: нетление и чудотворение его мощей — и становятся содержанием четвертой части житийного текста. Причем в этом смысле агиографический жанр
имеет открытый финал: житийный текст принципиально не завершен, поскольку посмертные чудеса святого бесконечны. Поэтому «каждое житие святого никогда
не представляло законченного творения».

Кроме обязательной трехчастной структуры и посмертных чудес, агиографический жанр выработал и многочисленные стандартные мотивы, которые воспроизводятся
в житийных текстах практически всех святых. К таким стандартным мотивам следует отнести рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к
детским играм, чтение божественных книг, отказ от брака, уход от мира, монашество, основание обители, предсказание даты собственной кончины, благочестивая
смерть, посмертные чудеса и нетление мощей. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох.

Начиная с древнейших образцов житийного жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного,
открывающегося подвижнику во время его страданий. Повторение стандартных мотивов в различных произведениях агиографии обусловлено «христоцентричностью
самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и, становясь «другом Божиим», входит в Царство Христово».
Именно поэтому вся группа стандартных мотивов относится к содержанию жития, отражает путь спасения, проложенный святым.

Обязательными становятся не только словесное выражение и определенный стиль, но и сами жизненные ситуации, которые соответствуют представлению о святой жизни.

Уже житие одних из первых русских святых Бориса и Глеба подчиняется литературному этикету. Подчеркиваются кротость и покорность братьев старшему брату
Святополку, то есть благочестие — качество, прежде всего соответствующее представлению о святой жизни. Те же факты биографии князей-мучеников, которые
ему противоречат, агиограф либо особым образом оговаривает, либо замалчивает.

Очень важным становится и принцип подобия, который лежит в основе житийного канона. Автор жития всегда пытается найти соответствия между героями
своего повествования и героями Священной истории.

Так, Владимир I, крестивший Русь в X веке, уподобляется Константину Великому, признавшему христианство равноправной религией в IV веке; Борис — Иосифу
Прекрасному, Глеб — Давиду, а Святополк — Каину.

Средневековый писатель воссоздает поведение идеального героя, исходя из канона, по аналогии с уже созданным до него образцом, стремится все действия житийного героя подчинить уже известным нормам, сопоставить с имевшими
место в Священной истории фактами, сопроводить текст жития цитатами из Священного писания, которые соответствуют происходящему.

Источник: https://www.bibliofond.ru/
вернуться к уроку


ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ

Воинская повесть — жанр древнерусской литературы, распространённый в 11-17 веках.

Основу воинской повести составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов.
Патриотический пафос повествования сочетается с публицистической оценкой происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом.
Центральный герой В. п. — обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина.

Большое место отводится красочному описанию сражений («бысть сеча зла и ужасна»; «стрелы летяху, аки дождь»). Характерные черты В. п. представлены
в «Повести временных лет» (нач. 12 в.), в сказаниях о княжеских усобицах, о борьбе с печенегами и половцами в Галицко-Волынской летописи (12 в.) и
особенно в «Слове о полку Игореве» (12 в.).

Большое распространение получили переводные В. п.: «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Александрия», «Девгениево деяние».
Центральной темой оригинальных В. п. 13—14 веков становится борьба с татаро-монг. завоевателями; усиливаются религ. трактовка событий и воздействие устного
нар.-поэтич. творчества («Повесть о Калкской битве» и «Повесть о разорении Рязани Батыем»).

В кон. 14—нач. 15 вв. В. п. испытывает воздействие агиографии и
деловой письменности («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Повесть о Московском взятии от царя Тахтамыша»). В ней противопоставлены стойкость,
мужество русских и лютость, нечестие «поганых» татар. В уста положительных героев вкладываются благочестивые размышления — молитвы, изображаются религ.-фантастич.
картины помощи небесных сил.

Важный этап развития В. п. — «Повесть о взятии Царьграда» турками в 1453 г. Нестора-Искандера. Красочно-эмоциональные эпизоды сражений перемежаются с
картинами вещих знамений. Традиции этой повести получили развитие в «Казанской истории» (сер. 16 в.). В 17 в. В. п. приобретает демократический характер
(«Повесть об Азовском сидении донских казаков» в 1637).

Во 2-й пол. 17 в. В. п. уступает место новым жанрам бытовой и авантюрно-приключенческой повести.

Лит.: Воинские повести древней Руси, М.—Л., 1949;
Орлов А. С., Героические темы древней русской литературы, М.—Л., 1944;
Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1960;
Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, Л., 1967.
В. В. Кусков.
Источник: Большая советская энциклопедия.
вернуться к уроку


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Каждая победа русских воинов в тяжкие годы привлекала к себе восхищенное внимание современников. Был провозглашен святым Новгородский, а затем и великий
Владимирский князь Александр Ярославич, одержавшим две славные победы на западных рубежах Новгородской земли. «Повесть о житии Александра Невского»,
строго говоря, лишь отдаленно напоминает традиционное житие святого: на первый план в ней выступают воинские подвиги, а не христианские добродетели князя,
хотя он предстает перед читателем как благородный христианин, с горячими молитвами обращавшийся к Богу, хотя на помощь ему и его воинам приходят небесные
силы, предводительствуемые святыми воителями, князьями Борисом и Глебом. Особенно подробно описано в «Повести…» сражение на Ижоре, притоке Невы; в
память об этой победе над шведами Александр и получил почетное прозвание Невский.

Главное новшество литературы XVII века состоит в том, что она отказывается от стремления изображать только действительно бывшее и все чаще обращается к
откровенному литературному вымыслу.

Героями литературных произведении становятся теперь не только князья и бояре, но и простые люди: купеческий сын, крестьянин из «Повести о Шемякине суде»
и т. д. «Повесть о Шемякине суде» — это не только сатира на судебные порядки (судья Шемяка судит в пользу обвиняемого, надеясь на взятку}, но прежде всего
это рассказ о злоключениях неудачника: ведь все свои «преступления» убогий совершает невольно, по недоразумению. Приговоры судьи — зеркальное отражение
самих проступков: так, судья предлагает богачу, чью лошадь убогий вернул без хвоста, снова отдать виновному лошадь, и пусть он владеет ею до тех пор,
пока хвост снова не отрастет. Бессмысленность и комичность приговора очевидна. Но читатель при этом замечал, что решения Шемяки вполне соответствовали
тогдашним законам, по которым за убийство убивали, за поджог сжигали, за чеканку фальшивой монеты заливали в горло расплавленный свинец, т. е. наказание
как бы соответствовало самому преступлению.
О.В. Творогов

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что вы помните из древнерусской литературы по предыдущим классам? Какие произведения запомнились? Расскажите об одном из них.

2. Какие темы привлекали внимание авторов древнерусской литературы? В чем своеобразие русской литературы XVII века?

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
вернуться к уроку


Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского

«Повесть о житии… Александра Невского» была написана, как считают ученые, вскоре после смерти великого князя, в 80-х годах XIII века, книжником монастыря
Рождества Богородицы во Владимире. Здесь было погребено тело князя, здесь же в конце XIII века началось его почитание как святого. Автор жития называет
себя современником князя, «самовидцем», свидетелем его жизни; по своим воспоминаниям и рассказам соратников Александра он и создает его жизнеописание.

Автор «Повести о житии… Александра Невского» был человеком широко начитанным и писал в соответствии с лучшими образцами мировой литературы…
Он последовательно рассказывает о трех подвигах Александра: о битве на Неве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига — бранные,
последний — подвиг самопожертвования. Александр поехал к хану «отмолить людей от беды», чтобы татары не заставляли русских людей нести военную службу.
Существует предположение, что смерть Александра на обратном пути из Орды вызвана тем, что он был отравлен в ханской ставке…

«Повести о житии… Александра Невского» подражали, ее цитировали, ей следовали как литературному образцу. Она оставила заметный след в развитии
древнерусской литературы, ее влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях.

Повесть о житии и о храбрости
благородного и великого князя Александра Невского
[2]

Я, ничтожный, многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие святого князя Александра[3], сына Ярослава, внука Всеволода. Слышал я
о нём от отцов своих и был самовидец деяний его, потому и рад поведать о честной и славной жизни его.

Сей князь Александр родился от князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо
же его как лицо Иосифа[4], которого поставил египетский царь вторым царём в Египте. Сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог
премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана[5], который пленил всю землю Иудейскую. Так и князь Александр побеждал,
но был непобедим.

Потому и пришёл из западных стран некий знатный человек по имени Андреяш[6], из тех, кто называют себя слугами Божьими. Он желал увидеть
дивную силу князя Александра. Увидев его, он возвратился к своим и сказал:

— Я прошёл многие страны и народы, но не видел такого ни в царях, ни в князьях князя.

И услышал король полуночной части Римской страны[7] о таком мужестве князя Александра и подумал про себя: «Пойду и пленю землю
Александрову».

И собрал король силу великую[8], наполнил множество кораблей полками своими и двинулся в силе тяжкой, дыша духом ратным. И когда он пришёл в Неву,
шатаясь от безумия, послал он, загородившись, послов своих в Новгород к князю Александру, говоря:

— Я уже здесь, пленяю землю твою. Можешь ли противиться мне?

Александр же, услышав слова эти, разгорелся сердцем и вошёл в церковь Святой Софии, и пал на колени перед алтарём, и начал молиться со слезами:

— Боже великий и крепкий, основавший землю и положивший пределы народам и повелевший им жить, не преступая в чужую часть! Рассуди меня, Господи, с обидящими
меня, побори борющихся со мною, возьми оружие и щит, стань в помощь мне!

Окончив молитву, Александр встал и поклонился архиепископу. Архиепископ же благословил его и отпустил. Он же вышел из церкви, утёр слёзы и начал
укреплять дух дружины своей, говоря:

— Не в силе Бог, но в правде.

И пошёл на врагов в малой дружине июля 15-го, не дожидаясь, когда соберётся вся сила его, но крепко веря в помощь святых мучеников Бориса и Глеба[9].

Был некий муж, старейшина в земле Ижорской, по имени Пелгусий. Ему была поручена ночная стража морская. Пелгусий принял святое крещение и жил среди своего
рода, остававшегося в язычестве. И жил он богоугодно, в среду и в пятницу соблюдая пост. Потому и сподобил его Бог увидеть видение страшное в тот день.
Скажем о том вкратце.

Увидел он силу ратную, идущую против князя Александра, и решил рассказать князю о станах их. Стоял он у края моря и следил за путём их и был всю ночь
в бдении. И когда начало всходить солнце, услышал он шум страшный на море и увидел насад[10], плывущий по морю. Посреди насада стояли святые мученики
Борис и Глеб в одеждах червлёных, положив руки друг другу на плечи. Гребцы же сидели, словно одетые мглою. Сказал Борис:

— Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру.

Видя такое видение и слыша такие слова мученика, Пелгусий стоял в трепете, пока насад не скрылся от очей его.

После этого вскоре приехал князь Александр, и Пелгусий с радостью в очах рассказал ему одному о видении. Князь же сказал ему:

— Никому не рассказывай сего.

И решил Александр напасть на врагов в шестом часу дня[11]. И была сеча велика над римлянами, и избил их Александр бесчисленное
множество, и самому королю возложил печать на лицо острым своим копьём.

Здесь же в полку Александровом явилось шесть мужей храбрых, которые вместе с ним крепко сражались.

Один — Гаврила Алексии. Он на коне въехал по доске до самого корабля. И побежали враги перед ним на корабль, а затем обернулись и сбросили его
с доски вместе с конём в Неву. Божьею милостью он вышел из реки невредим и снова бросился на врагов и бился с самим воеводой среди полка их.

Другой — новгородец, по имени Збыслав Якунович. Он много раз нападал на полк их и бился с ними одним топором, не зная страха в сердце своём.
И пало несколько человек от руки его. И подивился Александр силе и храбрости его.

Третий — Яков, полочанин, был ловчим[12] у князя. Он наехал на полк с мечом и мужествовал, и похвалил его князь.

Четвёртый — новгородец, по имени Миша. Он пешим бросился на корабли и погубил три корабля с дружиной своей.

Пятый, по имени Савва, был из младшей дружины. Он наехал на великий шатёр короля златоверхий и подсёк столп его. Полки же Александровы обрадовались,
увидев падение шатра.

Шестой был одним из слуг князя Александра, по имени Ратмир. Он бился пешим, и много врагов окружили его. Он же упал от многих ран и так скончался.

Всё это я слышал от господина своего великого князя Александра и от других, кто был тогда в той сече.

И победил Александр короля, а остальные побежали и покидали убитых на корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою,
хваля и славя имя своего Творца.

На третий год после победы над королём князь Александр в зимнее время пошёл в великой силе на землю Немецкую, дабы не похвалялись, говоря: «Посрамим народ
славянский».

Уже был тогда град Псков взят[13] и наместники немецкие посажены там. Князь же Александр вскоре взял город Псков и немцев иссёк, а иных в
плен взял и город освободил от безбожных немцев. А землю их повоевал и пожёг и полона взял без числа. Другие же города немецкие собрались и сказали:
«Пойдём и победим Александра и возьмём его руками».

Когда они приблизились, заметила их стража. Князь же Александр ополчился и пошёл против них, и сошлись они на Чудском озере. И покрылось озеро
Чудское множеством воинов.

Отец же его, Ярослав, прислал ему брата меньшего Андрея на помощь со множеством дружины. Также и у князя Александра было множество храбрых, как
в древности у Давида царя, сильных и крепких. Так и мужи Александровы исполнились духом ратным, ибо были сердца их как сердца львов, и сказали они:

— О княже наш честный! Ныне пришло нам время сложить головы свои за тебя.

Князь же Александр, воздев руки к небу, сказал:

— Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом высокомерным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею на Амалика[14] и прадеду
нашему Ярославу на окаянного Святополка.

Была тогда суббота. Когда всходило солнце, сошлись обе стороны. И была сеча злая, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечей, словно замёрзшее
озеро двинулось. И не было видно льда, ибо покрылся кровью.

Слышал же я от самовидца, который говорил мне:

— Видел я в воздухе полк Божий, пришедший на помощь Александру.

И так победил он врагов с помощью Божией. Показали они плечи свои. Он сёк и гнал их, словно летел по воздуху, и некуда было им бежать. И прославил Бог
Александра перед всеми полками, как Иисуса Навина[15] у Иерихона. И тех, кто говорил: «Возьмём Александра руками», — предал Бог в руки
его. И не было ему равного в брани. И возвратился князь Александр с победою славною. И было множество пленных в полку его, и вели босыми подле коней тех,
кто называет себя Божьими рыцарями.

И когда приблизился князь к граду Пскову, игумены, и попы, и весь народ встретили его перед городом с крестами, и воздали хвалу Богу, и пели славу
господину князю Александру.

И было прославлено имя его по всем странам до моря Египетского и до гор Араратских, по ту сторону моря Варяжского[16] и до
великого Рима.

В то время был царь сильный в стране Восточной[17]. Ему покорил Бог многие народы от востока и до запада. Тот царь, услышав, что
Александр так славен и храбр, послал к нему послов и сказал:

— Знаешь ли ты, Александр, что Бог покорил мне многие народы? Неужто ты один не покоришься мне? Если хочешь уберечь землю свою, то приезжай скорей
ко мне и увидишь честь царства моего.

Князь же Александр по смерти отца своего приехал во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его. Промчалась весть о нём до устья Волги.
И начали жёны моавитянские[18] пугать детей своих, говоря:

— Александр едет!

Подумал князь Александр с дружиной своей, и благословил его епископ Кирилл, и поехал он к царю в Орду.

Увидев его, царь Батый подивился и сказал вельможам своим:

— Истину мне сказали: нет подобного этому князю.

Почтил его царь и с честью отпустил.

Позже разгневался царь Батый на брата его меньшего, Андрея, и послал воеводу своего Невруя разорять землю Суздальскую. После Невруева разорения
князь великий Александр церкви поставил, города восстановил, людей разбежавшихся собрал в домы свои. И наполнил Бог землю его богатством и
славою.

Было тогда великое притеснение от иноплеменников, и сгоняли они христиан, веля им воевать вместе с ними[19].

Князь же великий Александр пошёл к царю, дабы отмолить людей от беды той. И возвратился он из Орды от царя, и остановился в Нижнем Новгороде,
а дойдя до Городца[20], разболелся.

О, горе тебе, бедный человек! Как можешь ты описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы[21] твои вместе со слезами! Как не
разорвётся сердце твоё от печали! Отца человек может оставить, а доброго господина не может. Если бы мог, в гроб лёг бы с ним.

И так Богу дух свой предал с миром в лето 1263, месяца ноября в 14-й день. Митрополит же Кирилл сказал:

— Чада мои! Разумейте, зашло солнце земли Суздальской.

Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди говорили:

— Уже погибаем!

Святое же тело его понесли к городу Владимиру. Митрополит, князья и бояре и весь народ, малые и великие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами.
И были вопль, и кричание, и тоска, как никогда не бывало, и земля сотрясалась. Положено же тело его в церкви Рождества Святой Богородицы ноября в 24-й день.

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
(вернуться к уроку)


РУССКАЯ ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ (см. репродукции картин ниже)

Победа на Неве принесла великую славу Руси и среди иноземцев. Важное значение она имела потому, что в случае победы шведов большая опасность грозила
и вере православной.

Вскоре после торжества русского оружия на Неве князю Александру Невскому пришлось уехать из Новгорода. Горожане признавали Александра как военачальника,
но не нравилось им, что он хотел править по своей воле, мало обращая внимания на вечевые порядки, заведенные в городе.

Рассорившись с новгородцами, Александр Невский с семьей уехал к отцу в Переславль -Залесский. За время его отсутствия произошло немало бед. Ливонские немцы
перешли в наступление на Балтийском побережье, покорили эстов и латышей, взяли Изборск, сожгли его перебили все население — уничтожали всех, кто отказывался
принять католическую религию. Псковская рать, направленная против pыцарей-меченосцев (крестоносцев), была разбита, вскope пал и сам Псков. Продвигаясь к
Новгороду, рыцари взяли, городок Тесов и основали недалеко от побережья Финского залива крепость Копорье. Новгородцы, чувствуя смертельную опасность,
обратились за помощью к прежнему своему защитнику, Александру Невскому. Видя Русскую землю в опасности, Александр забыл прежние обиды, вернулся в Новгород
и скоро освободил Новгородскую землю от немецких рыцарей. Особенно сильное поражение нанес он им около Пскова, на льду Чудского озера, 5 апреля 1242 года,
битва эта известна под названием «Ледовое побоище»…

Слава о подвигах Александра распространилась не только по всей Руси, но и дошла до отдаленного Запада. Несмотря на неудачи крестоносцев в борьбе с русскими,
Папа Римский Иннокентий IV не оставил мысли подчинить их себе, только обратился к другим средствам. Видя, что силой не навязать русским католичества, папа
отправил к Александру Невскому в Новгород посольство с богатыми дарами и льстивым собственноручным письмом. Во главе этого посольства стояли два хитрейших
кардинала (высшие духовные лица в Католической церкви, избиравшие папу)… которые должны были вручить Александру послание от папы с требованием принять
ему и всему русскому народу католическую веру, лживо утверждая, что покойный его отец Ярослав обещал это перед смертью его послу…

Прибыв в Новгород в 1251 году, кардиналы в красных мантиях, с блестящей свитой были приняты Александром Невским и митрополитом Киевским и всея Руси Кириллом
на торжественной аудиенции.

Хитрые кардиналы вручили Александру папское послание, стали уговаривать князя выслушать их учение и утвердить католичество, уверяя, что, только отрекшись
от православия, он найдет помощь у западных государей и тем спасет себя и свой народ от татар. Возмущенный Александр в ответ на их льстивые речи разорвал
послание папы и велел передать ему, что сам знает, какое вероисповедание лучше, и что он ни в чьей помощи не нуждается. Сообщив этот же ответ папе а письме,
Александр отправил кардиналов в Рим. Еще не раз поднимались против непокорного русского князя шведы и рыцари. Но и эти новые походы были безуспешны.

Александр Невский пользовался большой любовью на Руси. Глубока была скорбь после его смерти (1263). Церковь причислила князя к лику святых.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Рассмотрите иллюстрации художников П. Корина, Г. Семирадского, В. Серова. Таким ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нем?

2. Что вы знаете об исторических событиях, изображенных на картинах этих художников?

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
(вернуться к уроку)


РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА

1. Подготовьте устную или письменную характеристику князя Александра, используя художественные средства повести.

2. Подготовьте выразительное чтение по ролям отдельных фрагментов повести.

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.

Житие Александра Невского Перевод И. Еремина. Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1

Житие Александра Невского

Перевод И. Еремина

По воле Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божьего, я, ничтожный, грешный и неразумный, начинаю описывать жизнь князя Александра Ярославича, внука Всеволода. Слышал я о нем от отцов своих и сам был свидетелем деяний его, а потому рад был поведать о его праведной и славной жизни, – но, как сказал Приточник[126]: «В лукавую душу не входит премудрость», ибо «становится она на высоких местах, стоит посреди дорог, сидит у ворот мужей сильных». Хотя и прост я умом, но молитвой святой госпожи Богородицы и помощью святого князя Александра начну так.

Родился князь Александр по Божьей воле от отца – благочестивого, кроткого и милостивого, великого князя Ярослава, от матери – благочестивой Феодосии, – как сказал Исайя-пророк: «Говорит Господь: «Я ставлю князей, я возвожу их на престол». И воистину так: не княжил бы он без повеленья Божья. Рост его был выше других людей, голос его – как труба в народе, лицо его – как у Иосифа[127], которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью силы Самсона[128]. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю Иудейскую землю; некогда, во время осады города Атапаты, вышедшие из города жители победили полк его, и остался Веспасиан один, и прогнал войско их к городским воротам, и насмеялся над дружиной своей, и укорил ее, говоря: «Оставили вы меня одного». Так и князь Александр, – везде побеждая, был непобедим. И вот пришел некто знатный от западной страны, от тех, что зовут себя «слугами Божьими», желая повидать дивную силу его, как в древности царица Южская[129] приходила к Соломону, желая наслушаться премудрости его. Так и этот, по имени Андреяш[130], повидав князя Александра, возвратился к своим и сказал: «Прошел я много стран и городов, но не видал нигде такого ни во царях царя, ни во князьях князя».


И слышал это король от страны Полуночной[131], о таком мужестве князя Александра Ярославича, и подумал: «Пойду завоюю землю Александрову». И собрал он войско большое, наполнил многие корабли полками своими и пошел в силе великой, злопыхая духом ратным. И когда дошел до реки Невы, шатаясь от безумия, послал он послов к князю Александру в Новгород Великий и сказал, гордясь: «Уже я здесь, хочу попленить землю твою, – если можешь, обороняйся».

Князь же Александр, когда услышал слова эти, распалился сердцем, вошел в церковь святой Софии, пал на колено перед алтарем и стал молиться со слезами Богу: «Боже прехвальный и праведный, Боже крепкий и великий. Боже вечный, сотворивший небо и землю, поставивший пределы народам и приказавший им жить, не переступая чужой земли!» И вспомнил песнь псаломскую[132] и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящими меня, побори борющихся со мною; возьми оружие и щит и восстань на помощь мне». И окончив молитву, встал и поклонился архиепископу, архиепископ же Спиридон благословил его и отпустил. Он же пошел из церкви, утирая слезы. И начал он крепить[133] дружину свою и сказал: «Не в силе Бог, но в правде. Помянем песнопевца Давида, который сказал: «Эти – оружием, иные – конями, мы же именем Господа Бога нашего хвалимся; поверженные, они пали, мы же восстали и стоим прямо». И сказав это, пошел на врагов с небольшой дружиной, не дожидаясь, когда соберется вся его сила, уповая на святую Троицу.

Жалостно слышать, что отец Александра, великий Ярослав, не знал о беде, приключившейся его милому сыну, что не успел Александр вовремя послать весть отцу: враги уже приближались, и даже новгородцы многие не успели собраться, потому что князь торопился в поход.

И встретился он с врагами в воскресенье[134], на память святых отцов собора Халкидонского и на память святых Кирика и Улиты и святого Владимира – крестителя земли Русской. И крепко верил он в помощь святых мучеников Бориса и Глеба. Был там некий муж, старейшина земли Ижорской[135], по имени Пелгуй; ему был поручен дозор утренний морской. Был он крещен и жил среди рода своего, остававшегося в язычестве; при крещении дано было ему имя Филипп. И жил он богоугодно, в среду и в пятницу соблюдая пост. И сподобил его Бог увидеть видение необычайное. Какое – кратко расскажем.

Увидел он вражеское войско, идущее против князя Александра, и решил рассказать князю о станах их и укреплениях. Всю ночь не спал он, стоял на берегу моря и следил за путями. Когда стало светать, услышал он шум страшный на море и увидел судно, плывущее по морю, а посреди судна – Бориса и Глеба в одеждах червленых, держащих руки на плече друг у друга. А гребцы сидели словно мглою одеты. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему, князю Александру». Видя это видение и слыша беседу эту святых мучеников, стоял Пелгуй в трепете, пока не скрылось судно от глаз его.

Когда вскоре пришел князь Александр, Пелгуй с радостью встретил его и ему одному поведал о видении. Князь же ему сказал: «Никому не рассказывай об этом». И решил он напасть на врагов в шестом часу дня. И была крепкая сеча с римлянами[136]; побил он бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим копьем.

Здесь же в полку Александровом явились шесть мужей храбрых и сильных, которые бились вместе с ним крепко. Один – Гаврило, по прозвищу Алексич; увидев короля, которого тащили под руки, напал он на судно, въехал по доске до самого корабля, и побежали все от него, затем оборотились и с доски, по которой всходили на корабль, сбросили его с конем в море; он же с помощью Божьей выбрался из моря невредимым и снова напал на них и бился крепко с самим воеводою среди полков их. Другой же – новгородец, по имени Збыслав Якунович; этот не раз нападал на врагов, не имея страха в сердце своем и сражаясь одним топорком, и многие пали от его топорка; дивился князь Александр Ярославич силе его и храбрости. Третий – Яков, родом полочанин, был он ловчим[137] у князя; этот напал на полк вражеский с мечом и мужественно бился, и похвалил его за это князь. Четвертый же – новгородец, по имени Миша; был он пеш и с дружиною своею потопил три корабля римлян. Пятый – из младшей дружины князя, именем Савва; этот наехал на большой шатер королевский златоверхий и подрубил столп шатерный; полки же Александровы очень радовались, когда увидели, как развалился этот шатер. Шестой же из слуг князя – по имени Ратмир; пешего окружили его враги, и от многих ран пал он и скончался. Обо всем этом слышал я от господина моего, князя Александра, и от других, кто в сече той участвовал. Было же в то время дивное чудо, подобное тому, какое было в древности при Езекии-царе, когда напал на Иерусалим Сеннахирим, царь ассирийский, желая взять в плен святой город Иерусалим: внезапно с неба спустился ангел Господень и избил 185 тысяч войска ассирийского; когда встали утром, нашли множество трупов. Так же было и после победы Александра, когда победил он короля; по обе стороны реки Ижоры, где полки Александровы пройти не могли, нашли множество побитых архангелом Божьим; оставшиеся побежали, а трупы мертвецов своих покидали на корабли и потопили в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя Творца. На второй же год после этой победы Александра опять пришли те же из западной страны и построили город в земле Александровой[138]. Великий князь Александр немедля пошел на них, город срыл до основания, одних избил, других с собою привел, а иных помиловал и отпустил, ибо был он милостив без меры.

После победы Александра, когда победил он короля, на третий год зимой пошел он на землю Немецкую с большим войском – да не хвалятся они: «Посрамим народ славянский». Ведь уже взяли они город Псков[139] и тиунов[140] своих там понасажали. Князь Александр тиунов тех схватил, город Псков освободил от пленения, а землю их повоевал и пожег, много, без числа взял пленных, а других порубил. Собрались тогда немцы и, похваляясь, сказали: «Пойдем победим Александра, поймаем его руками». Когда стали они приближаться, стражи князя Александра проведали это. Князь Александр собрал войско и пошел навстречу врагам. И встретились они на Чудском озере – многое множество. Отец же его Ярослав послал ему в помощь брата его меньшего, князя Андрея, с большой дружиной. Много было и у князя Александра храбрых мужей, как в древности у царя Давида; крепкие и сильные, как у Давида-царя, мужи Александровы преисполнились духа ратного: сердца их были – как сердца львов, и сказали они: «О княже наш славный, дорогой, время настало нам головы свои сложить за тебя». Князь же Александр, воздев руки к небу, сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою, от народа велеречивого[141] избави меня, помоги мне, Господи, как помог ты в старые годы Моисею[142] на Амалика и прадеду моему Ярославу[143] на окаянного Святополка». Была тогда суббота. Когда взошло солнце, полки сошлись. И затрещали копья, и звон мечей раздался, и была сечь столь злая, что лед на озере задвигался, льда не было видать, весь покрылся он кровью. И это слышал я от очевидца: «Видели мы на небе полк Божий, пришедший на помощь князю Александру». И победил Александр врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство. Так гнали и рубили врагов полки Александровы, словно неслись они по воздуху: некуда было тем бежать. Прославил тут Бог великого князя Александра перед всеми полками, как Иисуса Навина в Иерихоне[144]. И того, кто похвалялся «руками поймаем великого князя Александра», предал Бог в руки его. И не нашлось никого, кто бы мог ему воспротивиться.


И возвратился князь Александр после победы со славою великою. Многое множество пленных было с ним; подле коней вели тех, кого называют они «рыцарями». Когда подошел князь Александр к Пскову, встретили его у города игумены[145] со крестами и попы в ризах, многие жители городские, хваля Бога и славя господина великого князя Александра: «Помог ты, Господи, Давиду кроткому победить иноплеменников и верному князю нашему Александру крестным оружием и рукою его освободить город Псков от иноязычных!»

О неразумные псковичи! Если забудете об этом до правнучат Александровых, уподобитесь тем иудеям, которые в пустыне питались манною и печеными перепелами и которые забыли об этом, как забыли и Бога, освободившего их от египетской неволи.

И прославлено было имя Александра во всех странах – до моря Понтийского[146] и до гор Араратских, по обе стороны моря Варяжского[147] и до Рима.

В то время умножился народ литовский, и начали они тревожить область Александрову. Он же стал их избивать. Случилось ему однажды выехать на них, и побил он семь полков ратных за один выезд, множество князей и воевод, одних побил, других забрал в плен. Слуги же его привязали насильников к хвостам коней своих. И стали они бояться имени его.

В это же время объявился в стране восточной некий царь сильный[148], и покорил ему Бог многие народы от востока до запада. Прослышав про Александра, славного и храброго, послал тот царь к нему послов и приказал сказать: «Александр, разве не знаешь, что Бог покорил мне многие народы! Ты ли один не хочешь покориться силе моей? Если хочешь уберечь землю свою, немедля приходи ко мне и увидишь славу царства моего». Князь же Александр после смерти отца своего пришел во Владимир с большим войском, и был грозен приезд его. Прошла весть об этом до устья Волги, и стали моавитянки[149] пугать детей своих: «Александр едет!» Посоветовался князь с дружиной, благословил его епископ Кирилл, и поехал он к тому царю. Посмотрел на него царь Батый, подивился и сказал вельможам своим: «Правду мне говорили, нет князя подобного ему в отечестве его». И отпустил его с великой честью.

Потом же царь Батый разгневался на брата его меньшего, на князя Андрея, и послал на него своего воеводу Невруя, и разорял тот землю Суздальскую. Когда Невруй был взят в плен, великий князь Александр Ярославич церкви в Суздале восстановил, город отстроил, людей разбежавшихся вернул в дома их. Сказал о таких пророк Исайя: хороший князь – тих, приветлив, кроток и смирен – тем Богу подобен, не ищет богатства, сирот и вдовиц судит по правде, милостив, добр к домочадцам своим и гостеприимен к иноземцам. И за это исполняет Бог землю его богатством и славою и продлевает дни его.

Некогда же пришли послы из Рима от папы и так говорили князю Александру Ярославичу: «Папа наш сказал: «Слышал я, что ты князь славный и храбрый и что земля твоя велика. Того ради послал я к тебе от 12 моих кардиналов двух искуснейших, Агалдада и Гемонта, да послушаешь ученья их о законе Божьем». Князь же Александр подумал с мудрецами своими и так ему ответил: «От Адама до потопа и до разделения народов и до Авраама, от Авраама до прохода Израиля через море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царства Соломона до Августа и до рождества Христова, до распятия и воскресения, от воскресения и восшествия на небо до Константина-царя, от первого собора до седьмого – об всем этом я хорошо знаю». И добавил: «Учения вашего мы не примем». Они же возвратились восвояси.

Благословил Бог дни великого князя Александра Ярославича, ибо любил он иереев и монахов, митрополита же почитал, как самого Творца. Было тогда насилие великое от поганых язычников: сгоняли они христиан, приказывая ходить с ними в походы. Великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды, а брата своего меньшего Ярослава и своего сына Дмитрия послал с новгородцами в западные страны и все полки свои отпустил с ними. Пошел же Ярослав с племянником своим и большим войском и взял город Юрьев Немецкий[150], и вернулся назад со множеством пленников и с великою честью. Князь же Александр, возвращаясь от иноплеменников, остановился в Новгороде Нижнем и пробыл здесь несколько дней, а когда дошел до Городка – разболелся.

О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать ты кончину господина своего! Как не выпадут зеницы[151] твои вместе со слезами! Как не разорвется сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго господина забыть не может: хотел бы живым вместе с ним в гроб лечь. Великий же князь Александр, ревнуя по Господе крепко, оставил царство земное и, желая небесного, принял ангельский образ[152], а потом сподобил его Бог воспринять и высший чин – схиму[153]. И так с миром предал Господу дух свой, скончался месяца ноября в 14-й день[154], на память святого апостола Филиппа.

Сказал тогда митрополит Кирилл людям: «Дети мои, разумейте, – закатилось солнце земли Суздальской». Игумены же, и священники, и дьяконы, черноризцы[155], богатые и нищие, весь народ тогда громко воскричал: «Уже погибаем!» Святое же тело его понесли ко Владимиру. Митрополит со всем чином церковным, князья, и бояре, и весь народ от мала до велика встретили тело в Боголюбове со свечами и кадилами. Народ теснился, желая приступить ко гробу его. Был плач великий и крик и стон такой, какого еще никогда не было, – от крика и стона этого земля дрогнула. Случилось тогда дивное чудо, достойное памяти. По окончании святой службы над телом князя подошли ко гробу Кирилл-митрополит и его эконом Севастьян и хотели разогнуть руку князя, чтобы вложить в нее прощальную грамоту. Князь же, как живой, сам протянул руку и принял грамоту из руки митрополита. Страх и ужас напали тогда на всех. И положили честное тело его в церкви Рождества Богородицы месяца ноября в 23-й день, на память святого епископа Амфилохия, со псалмами и песнопениями, славя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Вопросы и задания

1. Как в житии представлен облик Александра – человека и государственного деятеля?

2. Какой период жизни князя лег в основу жития?

3.  Как в произведении утверждается мысль о святости князя?

4. Какие его деяния причисляют его к лику святых?

5. Какую роль играет в житии образ повествователя?

6. Как проявляется в житии патриотизм автора?

7. Какую художественную роль играет в житии прямая речь?

8. Подготовь выразительное чтение жития.

9. На основе прочитанного жития подготовь рассказ о деяниях князя Александра Невского.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ЖИТИЕ И СМЕРТЬ ЛЕНИ ШВЕЦА, ПОЭТА

ЖИТИЕ И СМЕРТЬ ЛЕНИ ШВЕЦА, ПОЭТА
Начали, наконец, умирать мы сами.В один из последних дней этой осени вышел из окна львовский поэт Леня Швец. Многие знали его.Да если бы он просто был городским чудаком, уличным клоуном, колоритным маргиналом, он уже был бы культурным

Полка Александра Носова

Полка Александра Носова
+7К. Р. Избранная переписка. Составитель Л. И. Кузьмина. СПб., «Дмитрий Буланин», 1999, 528 стр.Все трудные времена похожи друг на друга… В России похожи все времена, очевидно, именно потому.В те восьмидесятые «годы дальние, глухие» минувшего столетия, на

Александра Осиповна Ишимова (1804–1881)

Александра Осиповна Ишимова (1804–1881)
Александра Осиповна Ишимова родилась в 1804 году в Костроме. На следующий год отца перевели на службу в Санкт-Петербург. До семи лет девочку ничему не учили, даже азбуке, давая ей полную свободу. А в восемь лет Александру отдали в пансион.

Об одной гипотезе Александра Дугина

Об одной гипотезе Александра Дугина
В лекции «Смерть как язык», прочитанной Александром Дугиным в «Новом Университете», речь шла о резкой оппозиции мира креации миру манифестации и о месте христианства в данном конфликте. Несколько разъяснений, прежде всего. В

ШЕКСПИР АЛЕКСАНДРА БЛОКА

ШЕКСПИР АЛЕКСАНДРА БЛОКА
В третьем томе собраний сочинений Блока, выходивших уже после Октября, есть цикл, озаглавленный «Ямбы» и датированный 1907–1914 годами. Отдельной книгой «Ямбы» вышли в 1919 году в издательстве «Алконост» с эпиграфом из Ювенала «Fecit indignatio

День Александра Невского 23 ноября (6 декабря)

День Александра Невского 23 ноября (6 декабря)
Святой Александр Невский занимает особое место в православной церкви. Праздник Александра Невского отмечался в России повсеместно, а во многих городах и селах это был к тому же престольный праздник.Широкая популярность

Сочинения Александра Пушкина Статья восьмая

Сочинения Александра Пушкина
Статья восьмая
Впервые – «Отечественные записки». 1844. № 12. Отд. V. С. 45–72. Печатается в сокращении по изд.: Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. VII. М., 1955. С. 431–472.С. 111. Истинная национальность (говорит Гоголь) состоит не в описании сарафана… –

Школа Александра Квятковского

Школа Александра Квятковского
Когда я впервые взяла в руки переиздание «Поэтического словаря» Александра Павловича Квятковского (1998) – переиздание, которое не должно было сулить мне неожиданностей, поскольку я, приглашенный редактор его, держала все корректуры, – я

«Житие Ф. В. Ушакова»: жанровые традиции жития, исповеди, воспитательного романа

«Житие Ф. В. Ушакова»: жанровые традиции жития, исповеди, воспитательного романа
Уже само слово «житие», вынесенное в заглавие произведения, свидетельствует о цели, которой Радищев хотел достичь жизнеописанием друга своей юности. Житие – дидактический жанр

Заявление об убийстве Мартина Лютера Кинга-младшего, Индианаполис, Индиана, 4 апреля 1968 г.

(Следующий текст взят из версии заявления Роберта Ф. Кеннеди для прессы.) Индианаполис, Индиана
4 апреля 1968 года

Послушайте это выступление.

У меня плохие новости для вас, для всех наших сограждан и людей, которые любят мир во всем мире, а именно, что Мартин Лютер Кинг был застрелен сегодня ночью.

Мартин Лютер Кинг посвятил свою жизнь любви и справедливости к своим ближним, и он умер из-за этого усилия.

В этот трудный день, в это трудное время для Соединенных Штатов, возможно, уместно спросить, что мы за нация и в каком направлении мы хотим двигаться. очевидно, что виноваты были белые люди — можно переполниться горечью, ненавистью и жаждой мести. Мы можем двигаться в этом направлении как страна, в большой поляризации — черные люди среди черных, белые люди среди белых, полные ненависти друг к другу.

Или мы можем приложить усилия, как это сделал Мартин Лютер Кинг, чтобы понять и осмыслить, и заменить это насилие, это пятно кровопролития, растекшееся по нашей земле, усилием понять с состраданием и любовью.

Для тех из вас, кто является черным и испытывает искушение наполниться ненавистью и недоверием к несправедливости такого поступка по отношению ко всем белым людям, я могу только сказать, что я чувствую в своем сердце такое же чувство. У меня был убит член моей семьи, но его убил белый человек. Но мы должны приложить усилия в Соединенных Штатах, мы должны приложить усилия, чтобы понять, выйти за пределы этих довольно трудных времен.

Моим любимым поэтом был Эсхил. Он писал: «Во сне наша боль, которую невозможно забыть, капля за каплей падает на сердце, пока в нашем собственном отчаянии против нашей воли не приходит мудрость через ужасную благодать Божию».

Нам в Соединенных Штатах нужно не разделение; что нам нужно в Соединенных Штатах, так это не ненависть; что нам нужно в Соединенных Штатах, так это не насилие или беззаконие; но любовь и мудрость, и сострадание друг к другу, и чувство справедливости к тем, кто все еще страдает в нашей стране, будь они белыми или черными.

Итак, сегодня вечером я попрошу вас вернуться домой, чтобы помолиться за семью Мартина Лютера Кинга, это правда, но, что более важно, помолиться за нашу страну, которую мы все любим, помолиться о понимании и то сострадание, о котором я говорил.

Мы можем преуспеть в этой стране. У нас будут трудные времена; у нас были трудные времена в прошлом; у нас будут трудные времена в будущем. Это не конец насилия; это не конец беззаконию; это не конец беспорядка.

Но подавляющее большинство белых людей и подавляющее большинство чернокожих в этой стране хотят жить вместе, хотят улучшить качество нашей жизни и хотят справедливости для всех людей, живущих на нашей земле.

Посвятим себя тому, о чем много лет назад писали греки: укротить дикость человека и сделать нежной жизнь этого мира.

Давайте посвятим себя этому и помолимся за нашу страну и за наш народ.

Источник : Документы Роберта Ф. Кеннеди. Сенатские документы. Выступления и пресс-релизы, вставка 4, «01. 04.68 — 10.04.68». Президентская библиотека Джона Ф. Кеннеди.

Чем занималась королевская семья во время Второй мировой войны

В 1945 году журнал Life опубликовал статью о принцессе Елизавете. В нем сообщалось, что король Георг VI постановил, что «обучение [Елизаветы] как принцессы перевешивает растущие проблемы с кадрами в стране, и что «Беттс» не должна присоединяться к женским вспомогательным организациям или работать на фабрике”.

Но король не добился своего. В апреле 1944 года юной принцессе исполнилось 18 лет. Ее подростковые годы прошли на фоне Второй мировой войны. Елизавета была полна решимости «внести свой вклад» в военные действия, как и многие ее сверстники.

Через год после того, как ей исполнится 18 лет, Элизабет запишется на службу. Это было беспрецедентное решение — это сделало бы ее первой женщиной в королевской семье, которая стала полноправным членом вооруженных сил. И это было решение, которое определило ее жизнь и правление.

Кинохроника: «Добившись быстрого прогресса в обучении второго младшего офицера ОВД, принцесса Елизавета сдала экзамены на полностью обученного водителя и механика.»

В самом начале войны король Георг VI и королева Елизавета решили, что никто не заметит, что они прячутся от войны. В сентябре 1940 года на Букингемский дворец было сброшено пять фугасных бомб. Вместо того, чтобы уйти от опасности, король и королева решили остаться в Букингемском дворце в знак солидарности с теми, кто пережил Блиц. Сообщается, что королева сказала: «Я рада, что нас бомбили. Теперь мы можем смотреть Ист-Энду в глаза».

Король и Королева много раз посещали районы, подвергшиеся бомбардировкам во время Блица, а также обслуживающий персонал, заводы по производству боеприпасов, базы Королевских ВВС и корабли Королевского флота, а также войска, готовившиеся к бою. Они хотели поднять людям настроение в годы войны и с усердием взялись за поднятие боевого духа.

Кейт Клементс, куратор IWM: «Сестра короля, принцесса Мэри, известная как Королевская принцесса, также участвовала в военных действиях. Она работала медсестрой во время Первой мировой войны и основала фонд для покупки подарков для солдат. на Рождество, а теперь и во время Великой Отечественной войны она продолжала свою поддержку — она ​​была контролером-комендантом женской вспомогательной территориальной службы и ездила по стране, посещая ее части».

Принцессе Елизавете было всего 13 лет, когда началась война, а ее младшей сестре принцессе Маргарет – 9.

Кинохроника: «За воспитанием принцессы Елизаветы тщательно следили ее родители. всем родителям, видя, как растут их дети».

Кейт Клементс: «У принцессы Елизаветы было довольно защищенное детство до войны — она не ходила в школу с другими детьми, а вместо этого получила домашнее образование со своей сестрой у гувернантки. Когда началась война, Элизабет и Маргарет были эвакуированы. в Виндзорский замок, поскольку он считался более безопасным, чем Букингемский дворец в Лондоне. И там они были защищены от бомбардировок, а также получили надел в рамках национальной кампании «Копай ради победы». Она видела работу, которую делали ее родители. чтобы поднять моральный дух людей, и она узнала из этого важность долга во время национального кризиса».

Принцесса Елизавета выполнила свои первые общественные обязанности во время войны. Она стала полковником гренадерской гвардии в 1942 году, а утром в свой 16-й день рождения провела свою первую официальную публичную церемонию, проинспектировав гвардейцев в Виндзорском замке. Она также спустила на воду свой первый корабль, HMS Vanguard, в Клайдбэнке, когда ей было 18 лет. усилие.

Женщины пошли добровольцами на военную службу с самого начала войны. Призыв незамужних женщин в возрасте от 20 до 30 лет был введен в Великобритании в декабре 1941 года: женщины могли выбирать между работой на земле или в военной промышленности или поступлением на одну из вспомогательных военных служб. Позже возрастные рамки расширились, и было мобилизовано больше женщин. В конце концов Элизабет добилась своего и поступила на службу во Вспомогательную территориальную службу, известную как ATS, в феврале 1945 года в возрасте 18 лет.

Кейт Клементс: «ATS была вспомогательной службой, к которой женщины могли присоединиться или быть призванными во время войны. Ее члены становились женщинами-солдатами, которые выполняли роли, которые освобождали мужчин для выполнения обязанностей на передовой. ATS была самой крупной из женских служб. вспомогательные службы, и к июню 1945 года в нем было около 200 000 членов, которые были набраны со всей Британской империи».

Женщинам не разрешалось выполнять боевые функции, поэтому вместо этого они служили телефонистками, клерками, водителями, почтовыми работниками, диспетчерами и инспекторами боеприпасов. Около 56 000 членов ОВД также работали с зенитными подразделениями, в которых они отслеживали вражеские самолеты и наводили зенитные орудия, но стрелять из них разрешалось только мужчинам.

Кейт Клементс: «В 1945 году принцесса Елизавета присоединилась к ATS, и она носила униформу, точно такую ​​же, как эта, выставленная здесь. Она записалась на курсы вождения и технического обслуживания транспортных средств. Ее занятия включали теорию механики и чтение карт, и она научилась обслуживать , обслуживать и водить тяжелые армейские машины в Учебном центре механического транспорта ATS № 1. Во время обучения к принцессе относились так же, как и к остальной части ее компании, и она могла общаться с молодыми людьми из разных слоев общества. Это было довольно необычно для время, и пресса вызвала большой интерес к тому, чтобы увидеть юную наследницу престола во время ее военной подготовки. Фотографы запечатлели ее в комбинезоне, работающую с двигателями автомобилей и меняющую шины, а пресса даже назвала ее «принцессой автомехаником».

Кинохроника: «Водители ОВД тоже должны ремонтировать сами, а обслуживание всех видов армейской техники — важная часть обучения».

На протяжении всего обучения Элизабет работала по семь часов в день, но не оставалась в казарме на месте — каждый вечер она возвращалась в Виндзорский замок. После пяти месяцев обучения в качестве механика и водителя военного грузовика в Кемберли будущая королева получила звание почетного младшего командира. Король, королева и принцесса Маргарет посетили принцессу Елизавету во время ее пребывания в тренировочном лагере и наблюдали за ней в действии. Принцесса прокомментировала журналу Life, что она «никогда не знала, что [к королевскому визиту] так много заблаговременной подготовки… Я узнаю в другой раз».

Дорин Уолден: «Он закрывался. Я думаю, что мы были предпоследней группой, и Королева училась там водить машину. И мужчины в мастерских сделали красивые часы в качестве презентации для нее. Мы не Неделю мы не могли ездить, потому что нам нужно было покрасить стволы деревьев в белый цвет и все камни в белый цвет и все такое. я думаю, офицерская столовая. Она, казалось, болтала с командиром большую часть пути, и, конечно, мы все получили инструкции, что вы никогда не смотрели, вы просто смотрели прямо вперед.

Юная принцесса получила квалификацию водителя, но война закончилась, прежде чем она смогла применить свои новые навыки на практике. Чтобы пройти свой последний тест, она совершила одиночное путешествие на тяжелом автомобиле из Кемберли в графстве Суррей в Лондон.

В День Победы — 8 мая 1945 года — принцесса Елизавета присоединилась к своим родителям и сестре на балконе Букингемского дворца вместе с премьер-министром Уинстоном Черчиллем, чтобы поприветствовать огромные ликующие толпы, собравшиеся там, чтобы отпраздновать окончание Великой Отечественной войны. война в Европе. Позже в тот же день молодой принцессе разрешили покинуть дворец и анонимно смешаться с толпой. Позже она рассказала об этом, когда была королевой, сказав, что это была одна из самых запоминающихся ночей9.0006 ее жизни. Элизабет позже описала этот день, говоря: «Мы спросили моих родителей, можем ли мы пойти и посмотреть своими глазами. Я помню, как мы боялись, что нас узнают… Я помню вереницы неизвестных людей, взявшихся за руки и идущих по Уайтхоллу, всех нас просто унесло волной счастья и облегчения». Великобритания продолжила, и королевская семья последовала ее примеру. Нормирование не прекращалось до 1954 года, и принцесса Елизавета даже накопила продуктовые талоны, чтобы купить материал для своего свадебного платья в 19 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы