Закон божий азбука веры: Закон Божий — Протоиерей Серафим Слободской
Содержание
Закон Божий
5 ступеней веры
- Десятословие по Христианскому Законоположению свт. Григорий Палама
- Слово о законе и благодати свт. Иларион Киевский
- Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов свт. Иоанн Златоуст
- Закон Божий прот. Серафим Слободской
- О Законе Божием и заповедях по руководству Православного Катихизиса прот. Пётр Смирнов
- Ветхозаветный закон по его происхождению, предназначению и достоинству проф. Н.Н. Глубоковский
- Закон Божий свящ. Даниил Сысоев
- Под клятвою ли мы закона? свт. Феофан Затворник
- Закон Божий архим. Иов (Гумеров) и др
- Закон Божий: в 5 книгах Э. Артемьева-Скворцова
- Закон Божий для самых маленьких С.С. Куломзина
- Закон Божий vs закон свободы? архим. Савва (Мажуко)
- Закон Божий и закон греха митр. Иларион (Алфеев)
- Закон Божий прот. Серафим Слободской
Зако́н Бо́жий:
1) Совокупность заповедей Божиих как духовно-нравственных правил жизни и деятельности.
В ветхозаветном законе, данном Богом через Моисея, имеются три части: вероучительная, нравственная и обрядовая. С пришествием Христа обрядовая часть закона потеряла свою силу, была упразднена, остальные же части восполняются, получают совершеннейшее истолкование, оставаясь «детоводителем ко Христу» (Гал.3:24). Ветхий Завет с момента Боговоплощения читается в свете Нового Завета. «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:17).
2) Учебный предмет, включающий изучение молитв, священной истории и истории Церкви, объяснение богослужения и катехизиса.
Имеют ли представление о Божественном нравственном законе те, кто никогда не читали ни Писаний, ни сочинений святых отцов?
Во времена Ветхого Завета закон Божий был преподан Израилю в десяти главных заповедях (см.: Декалог) и во множестве других требований (более частного характера).
С Пришествием в мир Сына Божьего и образованием Церкви Христовой к участию к участию в Завете с Богом были призваны все народы земли (Ин. 12:32).
Новозаветный Божий закон отличался от ветхозаветного глубиной содержания и более возвышенными требованиями. Кроме того он был дан на все времена вплоть до скончания мира (нормы обрядового иудейского закона, носившего временный характер, служившего, главным образом, средством подготовки ветхозаветного человека к Пришествию Мессии и принятию Его Благовестия, были отменены и утратили силу закона).
Но значит ли это, что как в дохристианскую эру люди, далекие от иудейской веры, так и в новозаветный период люди, далекие от Православия пребывают в неведении относительно нравственных требований Божьего закона? Отнюдь нет.
Дело в том, что уже при создании человека Бог наделил его особым личностным качеством — нравственным чувством. Это качество было встроено в человеческое естество (см.: Сущность). Стало быть, все без исключения люди владеют сим чувством существенно и неотъемлемо.
Названное чувство обнаруживается в человеке с раннего возраста. И хотя поначалу оно проявляется не в виде чётких, конкретных понятий, но лишь через упрощенное понимание того, что — хорошо, а что — плохо, со временем, под влиянием этого чувства, в разуме человека формируются устойчивые критерии нравственности и правил поведения.
Сознание человеком того, что и как следует делать, а что и как делать нельзя, основанное на нравственном чувстве, называется естественным нравственным законом.
Поскольку нравственное чувство заложено в естество человека Создателем, Богом, постольку и формируемый под воздействием этого чувства закон, в той мере в какой соответствует (не извращенному) нравственному чувству, согласуется с Божьим законом, с тем самым, что начертан в Книгах Писания.
Нравственное чувство обнаруживается в голосе совести. Вот почему человек, живущий по совести, даже и незнакомый с Божественным учением, способен, в какой-то степени, избегать богопротивных мыслей и поступков, совершать богоугодные дела. Чем чище совесть и чем внимательней относится человек к её голосу, тем в большей мере его поведение соответствует Божьему закону.
Имея это в виду апостол Павел указывал, что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их» (Рим.2:14-15).
Таким образом, даже если человек, в силу тех или иных обстоятельств, оказывается незнакомым с Божественным учением, он не лишен знания основных его черт, имея их в своей совести и нравственном самосознании.
Это, конечно, не значит, что спасение достижимо без знания Евангельского учения, вне Церкви. Нравственное чувство лишь помогает держаться в русле добра, однако не является самодостаточным спасительным средством. Спасение достижимо лишь во Христе (Ин.15:5).
Цитаты о законе Божьем
«Закон [в Псалтири] называется разными именами: “закон”, “заповедь”, “оправдания” (“уставы”), “свидения” (т. е. откровения), “судьбы” (т. е. суды), “повеления” (в слав. тоже «заповеди»), “пути”, “слова”, конечно, все это с эпитетом “Твои”, т. е. “Божии”; этим обозначаются разные стороны закона Божия».
профессор М. Н. Скабалланович
О мире – Закон Божий, прот. Серафим Слободской
протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий
ОглавлениеЧасть 2
Скачать
epub
fb2
Оригинал: pdf63Мб
Все, что мы видим: небо, солнце, луну, звезды, облака, землю, на которой мы живем, воздух, которым дышим, – и все, что на земле: траву, деревья, горы, реки, моря, рыб, птиц, зверей, животных, и наконец, людей, то есть нас самих, – все это сотворил Бог. Мир есть творение Божие.
Мы видим мир Божий и понимаем, как он красиво и мудро устроен.
Вот, мы на лугу. Над нами высоко раскинулось шатром голубое небо с белыми облаками. А на земле густая зеленая трава, усеянная цветами. Среди травы слышно стрекотание разновидных насекомых, а над цветами порхают мотыльки, летают пчелки и разные мошки. Вся земля здесь похожа на большой, красивый ковер. Но ни один ковер, сотканный руками человека, не сравнится с красотою Божиего луга.
Пройдемся по лесу. Там мы увидим множество разнообразных по виду и строению деревьев. Там и могучий дуб, и стройная ель, и кудрявая береза, и душистая липа, и высокая сосна, и густой орешник. Там есть и полянки с кустарником и всевозможными травами. Всюду слышны голоса птиц, жужжание и стрекотание насекомых. В лесу живут сотни различных пород зверей. А сколько там ягод, грибов и разных цветов! Это свой большой, лесной мир.
А вот и река. Она плавно несет свои воды, поблескивая на солнце, среди лесов, полей и лугов. Как в ней приятно выкупаться! Кругом жара, а в воде прохладно и легко. И сколько в ней разных рыбок, лягушек, водяных жуков и прочей живности. Там тоже своя жизнь – свой мир.
И как величественно море, имеющее свой огромный и богатый подводный мир живых существ.
А как красивы горы, уходящие своими вершинами, покрытыми вечным снегом и льдом, высоко за облака.
Чуден мир земной в своей красоте, и все в нем наполнено жизнью. Невозможно сосчитать всех растений и животных, населяющих землю, от самых маленьких, не видимых нашими глазами, до самых больших. Они живут везде: и на суше, и в воде, и в воздухе, и в почве, и даже глубоко под землею. И всю эту жизнь миру дал Бог.
Богат и разнообразен мир Божий! Но в тоже время в этом огромном разнообразии царит дивный и стройный порядок, установленный Богом, или, как часто называют, «законы природы». Все растения и животные расселены по земле, согласно этому порядку. И кому чем положено питаться, тем и питаются. Всему дана определенная и разумная цель. Все в мире рождается, растет, стареет и умирает – одно сменяется другим. Всему Бог дал свое время, место и назначение.
Только человек живет повсюду на земле и над всем царствует. Бог наделил его разумом и бессмертной душою. Он дал человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть, становиться все лучше и добрее, и наследовать жизнь вечную.
По внешнему виду люди разделяются на белых, черных, желтых и краснокожих, но все они одинаково имеют разумную и бессмертную душу. Через эту душу люди возвышаются над всем животным миром и уподобляются Богу.
А теперь посмотрим, в глубокую темную ночь, с земли на небо. Сколько там мы увидим звезд, усеянных по нему. Их несметное число! Все это отдельные миры. Многие из звезд такие же, как наше солнце или луна, а есть и такие, которые во много раз больше их, но находятся так далеко от земли, что кажутся нам маленькими светящимися точками. Все они стройно и согласно движутся по определенным путям и законам друг около друга. И наша земля в этом небесном пространстве кажется маленькой светлой точкой.
Велик и необъятен мир Божий! Нельзя ни сосчитать, ни измерить его, а знает всему меру, вес и число только сам Бог, сотворивший все.
Весь этот мир Бог создал для жизни и пользы людей – для каждого из нас. Так бесконечно любит нас Бог!
И, если мы будем любить Бога и жить по закону Его, то многое непонятное в мире нам станет понятным и ясным. Мы полюбим мир Божий и жить будем со всеми в дружбе, любви и радости. Тогда эта радость никогда и нигде не прекратится, и никто не отнимет ее, потому что Сам Бог будет с нами.
Но чтобы помнить, что мы принадлежим Богу, быть ближе к Нему и любить Его, то есть исполнить свое назначение на земле и наследовать вечную жизнь, нам нужно больше знать о Боге, знать Его святую волю, то есть Закон Божий.
* * *
ВОПРОСЫ: Кто сотворил мир и дал ему жизнь? Кто установил в мире стройный порядок, или, как часто называют, «законы природы»; и в чем этот порядок состоит? Какое назначение Бог дал человеку? Для кого Бог создал мир? Для чего нам необходимо знать Закон Божий?
ОглавлениеЧасть 2
Источник: Закон Божий: для семьи и школы / сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. — 720 с. ISBN 978-985-511-297-7
Алфавит Закона Божия
Алфавит Закона Божия
Папа Бенедикт XVI
На общей аудиенции Бенедикт XVI говорит о Псалме 119
На общей аудиенции в среду утром, 9 ноября [2011 г.], Святой Отец вернулся к своей серии Катехиз о молитве. Он сосредоточил свое размышление на Псалме 119[118], длинной и торжественной песне на Тору, Закон Господа. Поприветствовав верующих, собравшихся на площади Святого Петра, Папа обратился к многочисленным жертвам стихийных бедствий, обрушившихся на разные уголки мира. Ниже приводится перевод его Катехизации, сделанный на итальянском языке.
Дорогие братья и сестры,
В предыдущих Катехизациях мы размышляли над несколькими псалмами, которые являются примерами типичных форм молитвы: плач, доверие и хвала. В сегодняшней Катехизации я хотел бы поразмыслить над Псалмом 119 по еврейской традиции, Псалом 118 по греко-латинской.
Это особенный псалом, уникальный в своем роде. Это в первую очередь из-за его длины. Действительно, он состоит из 176 стихов, разделенных на 22 строфы по восемь стихов в каждой. При этом его особенностью является то, что он является «акростихом в алфавитном порядке», то есть построен в соответствии с еврейским алфавитом, состоящим из 22 букв. Каждая строфа начинается с буквы этого алфавита, и с этой буквы начинается первая буква первого слова каждого из восьми стихов строфы. Это и оригинальный, и действительно требовательный литературный жанр, в котором автор псалма должен был приложить все свое мастерство.
Однако для нас важнее всего центральная тема этого псалма. По сути, это внушительная, торжественная песнь на Тору Господа, то есть на Его Закон, термин, который в самом широком и всеобъемлющем его значении следует понимать как учение, наставление, правило жизни. . Тора — это откровение, это слово Бога, которое бросает вызов человеку и вызывает его реакцию доверчивого послушания и щедрой любви.
Этот псалом пропитан любовью к Слову Божьему, чью красоту, спасительную силу и способность даровать радость и жизнь он прославляет; потому что Божественный Закон есть не тяжкое ярмо рабства, а освобождающий дар благодати, приносящий счастье. «Наслаждаюсь уставами Твоими; Не забуду слова Твоего», — провозглашает псалмопевец (ст. 16), а затем: «Веди меня на стезю заповедей Твоих, ибо я нахожу в ней удовольствие» (ст. 35). И далее: «О, как я люблю ваш закон! Это мое размышление весь день» (ст. 9).7).
Закон Господа, Его слово, является центром жизни молящегося человека; он находит в этом утешение, он делает это предметом размышления, он хранит его в своем сердце: «Я положил слово твое в сердце мое, чтобы не грешить против тебя» (ст. 11), и это секрет счастья псалмопевца; и затем, опять же, «нечестивые порочат меня ложью, но я всем сердцем храню заповеди Твои» (ст. 69).
Верность псалмопевца происходит от того, что он слушает слово, размышляет о нем в своем сокровенном, размышляет о нем и лелеет его, как и Мария, которая «все это хранила, размышляя о том в своем сердце», слова, которые были обращены к ней и о чудесных событиях, в которых открылся Бог, прося у нее согласия на ее веру (ср. Лк 2, 19)., 51). И если первые стихи нашего псалма начинаются с провозглашения «блаженными» тех, кто «ходит в законе Господнем» (ст. 1б) и «соблюдает Его откровения» (ст. 2а). Еще раз Дева Мария завершает совершенную фигуру верующего, описанную Псалмопевцем. Именно она и есть истинная «блаженная», провозглашенная таковой Елизаветой, потому что «она…веровала, что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк. 1:45). Более того, именно о ней и о ее вере свидетельствовал и сам Иисус, когда Он ответил женщине, воскликнувшей: «Блаженно чрево, родившее Тебя», словами: «Блаженны те, которые слышат слово Божие и соблюдают его!» (Лк 11:27-28). Конечно, Мария благословлена, потому что она носила Спасителя в своем чреве, но особенно потому, что она приняла Божью весть и была внимательной и любящей хранительницей Его Слова.
Псалом 119, таким образом, соткан вокруг этого Слова жизни и блаженства. Если его центральной темой являются «слово» и «Закон» Господа, то рядом с этими терминами почти во всех стихах повторяются такие синонимы, как «заповедь», «постановление», «заповедь», «таинство», «обетование», «суд»; а затем так много глаголов, относящихся к ним, таких как наблюдать, хранить, понимать, учиться, любить, медитировать и жить.
Весь алфавит раскрывается через 22 строфы этого псалма, а также весь словарь доверительных отношений верующего с Богом; мы находим в нем хвалу, благодарение и доверие, но также мольбу и плач. Однако они всегда проникнуты уверенностью в божественной благодати и в силе слова Божия. Даже стихи, более отмеченные скорбью и чувством мрака, остаются открытыми для надежды и пронизаны верой.
«Моя душа прилепится к праху; по слову Твоему оживи меня» (ст. 25), – с упованием молится псалмопевец. «Я стал, как бурдюк в дыму, но уставов Твоих не забыл» (ст. 83) — таков его клич как верующего. Его верность, даже когда она подвергается испытанию, находит силу в слове Господа: «тогда я буду иметь ответ для тех, кто насмехается надо мною, ибо я уповаю на Твое слово» (ст. 42), твердо говорит он; и даже когда он стоит перед мучительной перспективой смерти, заповеди Господни являются его ориентиром и его надеждой на победу: «они почти погубили меня на земле; но заповедей Твоих не оставил» (ст. 87).
Закон Господень, предмет страстной любви как псалмопевца, так и каждого верующего, является источником жизни. Стремление понять его, соблюдать его и направить им все свое существо есть свойство всякого праведника, верного Господу, и который «о законе Его… размышляет день и ночь», как псалом 1 читает (ст. 2). Закон Божий – это способ храниться «в сердце», как говорится в хорошо известном тексте Шма во Второзаконии: «Слушай, Израиль: и да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем». ; и внушай им детей твоих и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (6:4, 6-7). .
Закон Божий, стоящий в центре жизни, требует, чтобы сердце слушалось. Это слушание состоит не в рабском, а в сыновнем, доверчивом и сознательном послушании. Слушание слова – это личная встреча с Господом жизни, встреча, которая должна выразиться в конкретных решениях и стать путешествием и «следствием». Когда Иисуса спрашивают, что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную, он указывает на путь соблюдения Закона, но указывает, что нужно делать, чтобы довести его до конца: «но одного тебе недостает; пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, следуй за мной! (Мк 10: 21 и далее). Исполнение Закона — это следование за Иисусом, путешествие по дороге, которой шел Иисус, в компании Иисуса.
Таким образом, 119-й псалом приводит нас к встрече с Господом и ориентирует нас на Евангелие. В нем есть стих, над которым я хотел бы сейчас поразмыслить: это стих 57: «Господь — часть моя; Обещаю сдержать свои слова». И в других псалмах молящийся утверждает, что Господь есть его «удел», его удел: «Господь есть мой удел и чаша моя», — говорится в Псалме 16[15]. «Бог — крепость сердца моего и часть моя вовеки» — это свидетельство веры верного человека в Псалме 73 [72]: ст. 26б, и снова в Псалме 142[141] псалмопевец взывает к Господу. : «Ты убежище мое, часть моя на земле живых» (ст. 5б).
Этот термин «доля» напоминает о событии раздела земли обетованной между коленами Израилевыми, когда левитам не был выделен участок земли, потому что их «долей» был Сам Господь. Два текста Пятикнижия, использующие рассматриваемый термин, ясно говорят об этом: Господь сказал Аарону: «Не будешь иметь удела в земле их, и не будет тебе части между ними; Я твой удел и твой удел среди народа Израиля», как провозглашает Книга Чисел (18:20) и подтверждает Второзаконие: «Поэтому у Левия нет часть или наследство с его братьями; Господь есть удел его, как сказал ему Господь, Бог твой» (Втор. 10:9; ср. Втор. 18:2; Нав. 13:33; Иез. 44:28).
Священники, принадлежащие к колену Левия, не могут быть землевладельцами на земле, которую Бог должен был завещать в наследство Своему народу, выполняя тем самым обетование, данное Аврааму (ср. Бытие 12:1-7). ). Владение землей, фундаментальный элемент постоянства и выживания, было знаком благословения, поскольку предполагало возможность построить дом, вырастить детей, возделывать поля и жить за счет продуктов земли.
Ну а левиты, посредники священного и божественного благословения, в отличие от других израильтян не могли владеть имуществом, этим внешним знаком благословения и источником существования. Всецело преданные Господу, они должны были жить только Им, полагаясь на Его предусмотрительную любовь и на щедрость своих братьев без какого-либо другого наследства, поскольку Бог был их уделом, Бог был землей, которая позволяла им жить в полной мере.
Человек, молящийся в Псалме 119, затем применяет эту реальность к себе: «Господь — моя доля». Его любовь к Богу и к Его слову приводит его к радикальному решению сделать Господа своим единственным достоянием, а также дорожить своими словами как драгоценным даром, более ценным, чем любое наследство или земное владение. Есть два разных способа перевода нашего стиха, а также его можно перевести как «моя доля, Господь, как я уже сказал, состоит в том, чтобы сохранить ваши слова». Два перевода не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют друг друга: псалмопевец имел в виду, что его уделом был Господь, но что сохранение божественных слов также было частью его наследия, как он сказал позже в ст. 111: «свидетельства твои наследие мое навеки; да, они радость моего сердца». В этом счастье псалмопевца, как и левитов, ему дано слово Божие как его удел, его наследие.
Дорогие братья и сестры, эти стихи также очень важны для всех нас. В первую очередь для священников, которые призваны жить одним Господом и Его словом без каких-либо других средств безопасности, с Ним как с их единственным достоянием и как с единственным источником их истинной жизни. В этом свете понимается свободный выбор безбрачия для Царства Небесного, чтобы вновь открыть его в его красоте и силе.
Однако эти стихи также важны для всех верных, Народа Божия, принадлежащего Ему одному, «царству и священникам» для Господа (ср. 1 Пет. 2:9).; 1:6, 5:10), призванные к радикализму Евангелия, свидетели жизни, принесенной Христом, новым и окончательным «Первосвященником», принесшим Себя в жертву за спасение мира (ср. Евр. 2:17; 4:14—16; 5:5—10; 9, 11 и далее). Господь и его слово: это наша «земля», в которой жить в общении и радости.
Поэтому позволим Господу вселить эту любовь к Его слову в наши сердца и даровать нам возможность всегда ставить Его и Его святую волю в центр нашей жизни. Попросим, чтобы наши молитвы и вся наша жизнь были озарены словом Божиим, светильником для освещения наших шагов и светом на нашем пути, как псалом 119.(ср. 105) говорит, чтобы мы могли безопасно ходить в земле людей. И пусть Мария, щедро принявшая Слово, будет нашим проводником и утешением, путеводной звездой, указывающей путь к счастью.
Тогда и мы сможем возрадоваться в своих молитвах, подобно молящемуся псалма 16, о неожиданных дарах Господа и о незаслуженном наследии, выпавшем на нас: «Господь есть избранная часть моя и чаша моя. .. линии упали для меня в приятных местах; да, у меня хорошее наследие» (Пс 16:5, 6).
Взято из:
L’Osservatore Romano
Еженедельный выпуск на английском языке
16 ноября 2011 г., стр. 14
L’Osservatore Romano — газета Святого Престола.
Еженедельное издание на английском языке издается для США:
The Cathedral Foundation
L’Osservatore Romano English Edition
880 Park Avenue
P.O. Box 777
Baltimore, MD 21203
Телефон: (443) 263-0248
Факс: (443) 524-3155
[email protected]
Какие различные законы установил Бог?
Библия говорит о ряде законов, которые Бог установил для человечества. Они включают следующее.
Закон Моисея
Закон Моисеев был дан конкретно Израилю. писал Моисей.
И заповедал им Моисей, говоря: «По окончании каждые семи лет, в назначенное время года выпуска, в праздник Кущей, когда весь Израиль придет предстать перед Господом Богом вашим на месте, которое Он изберет, ты прочитаешь этот закон перед всем Израилем вслух. «Собери народ, мужчин и женщин, и детей, и незнакомца, который есть во вратах твоих, да услышат и да научатся бояться Господа Бога твоего и тщательно соблюдать все слова закона сего, «и да дети их, которые не знали его, могли услышать и научиться бойся Господа, Бога твоего, доколе будешь жить на земле, для овладения которой ты переходишь Иордан (Второзаконие 31:10-13).
Закон Божий
Павел говорил о законе Божием.
Ибо те, которые без закона согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (Римлянам 2:12).
Закон совести
Есть еще закон совести.
Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, хотя и не имеющие закона, сами себе закон, 15 показывающие, что дело закона у них написано в сердцах, их свидетельствующая и совесть, и между собою их мыслей, обвиняющих или оправдывающих их ) (Римлянам 2:14-15).
Закон о труде
Писание говорит о законе дел
Где тогда хвалится ? Это исключено. По какому закону? Из работ? Нет, но по закону веры. Римлянам 3:27
Закон веры
Есть еще закон веры
Где тогда хвалится ? Это исключено. По какому закону? Из работ? Нет, но по закону веры. (Римлянам 3:27).
Закон духа жизни и закон греха и смерти
Павел писал о законе духа жизни, а также о законе греха и смерти.
Ибо закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. (Римлянам 8:2).
Закон Праведности
Есть закон праведности.
Но Израиль, поступая по закону праведности, не достиг закона праведности (Римлянам 9:31).
Закон был хорошим
Павел сказал, что закон хороший.
Что мы скажем тогда? Является ли законом грехом? Конечно нет! Наоборот, я не узнал бы греха иначе, как через закон. Ибо я не знал бы любостяжания, если бы закон не сказал: «Не желай» (Римлянам 7:7).
Закон Любви
Павел говорил о законе любви.
Не должны никому ничего, кроме любви друг к другу, ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «Не прелюбодействуй», «Не убивай», «Не кради», «Не лжесвидетельствуй», «Не желай», и если там это любая другая заповедь, are все подытожены в этом высказывании, а именно: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».