Зависть грех православие: Зависть / Православие.Ru
Содержание
Зависть / Православие.Ru
Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она
нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых
злых помыслов.
Преподобный
Амвросий говорил о зависти:
«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни
при каких радостных обстоятельствах не дает вполне
порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь,
точит душу и сердце его смутной печалью, потому что
завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим
несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для
себя несправедливою обидой».
Завистливому угодить никак нельзя
Сравнивая зависть с
другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о
сребролюбце и завистливом человеке:
«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух
хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба
не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к
себе сребролюбца и завистливого и говорит им:
– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно.
Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит
первый.
Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая
каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец
царь сказал завистливому, чтобы он просил первый.
Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним,
вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:
– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.
Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое
желание. Завистливый отвечал:
– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу
моему выколоть оба глаза.
Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но
еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя
вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».
Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других
страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем
не утоляется:
«Гордого можно почтить! Тщеславного –
похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать…
и т. д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя.
Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и
мучается».
Первые признаки зависти – неуместная ревность и
соперничество
Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки
зависти, которые проявляются в неуместной ревности и
соперничестве:
«Зависть
вначале обнаруживается неуместною ревностию и
соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием
того, кому завидуем».
Причина зависти
На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и
ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:
«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное
чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того
избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть
страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь
себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина
искушению оному – гордость, ибо от ней ревность и
зависть происходят».
Как бороться с завистью
Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в
самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти
прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:
«Бога ради, не допускай сему Каинову семени
возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай
“младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы.
От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».
Преподобный Амвросий также наставлял
замечать в своем сердце малейшие начальные признаки
зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью
и благоразумным молчанием:
«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры
и степени, и потому должно стараться подавлять ее и
истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному
Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных
моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба
Твоего)” (Пс. 18: 13–14).
Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред
духовным отцом.
А третье средство – всячески стараться не говорить
чего-либо противного о том человеке, которому завидуем.
Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя
не скоро, исцелиться от завистливой немощи».
Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому
испытываешь неприязненные чувства:
«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или
злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей,
независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в
простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси,
Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых
молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы
умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».
Заставлять себя делать добро
Преподобный Амвросий советовал:
«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать
какое-нибудь добро врагам своим, а главное – не
мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть
их видом презрения и уничижения».
Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует
тебе
Преподобный
Иосиф учил молиться не только о тех, кому завидуешь,
но и о тех, кто завидует тебе:
«Кому завидуешь, за того Богу молись».
«Молись о завидующей и старайся не раздражать
ее».
Как можно извлекать духовную пользу из помыслов
зависти
Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно
извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив
завистливые помыслы в помыслы смирения:
«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь
на зависть.
Обратите это чувство к другой стороне – и
получите пользу. Видеть себя хуже других служит
началом смирения, если только человек будет укорять себя
за примесь противных чувств и мыслей и постарается
отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в
душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете
получать успокоение от различных тягот душевных.
Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем
отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие
богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего
требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на
Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь
послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не
полезно».
Быть готовым к возвращению страсти
Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто
мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае
выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец
советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту
готовым и, познавая свою немощь, смиряться:
«О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже
свободна от нее, но после показалось при открывшемся
случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть
надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь,
смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и
страсти исчезнут».
Молитвами святых отец наших, преподобных старцев
Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!
Зависть
5 ступеней веры
- Зависть энциклопедия изречений
- Зависть – тяжкий грех свт. Петр (Могила), митр. Киевский
- О зависти свящ. Даниил Сысоев
- Книга о ревности и зависти свмч. Киприан Карфагенский
- Беседа о зависти свт. Василий Великий
- О зависти прп. Амвросий Оптинский
- О зависти игумен Иларион (Алфеев)
- Ложь во спасение, праведный гнев и белая зависть
- О преодолении зависти Г.И. Шиманский
- Зависть и борьба с ней иером. Афанасий (Дерюгин)
- Молитва при зависти к ближнему
За́висть – скорбь о благе ближнего. Крайней степенью зависти является желание зла тем, кому завидуешь. От этого греха предостерегает 10‑я заповедь Божия. После смерти души умерших проходят мытарства, 10‑е из них – мытарство зависти.
В Библии сказано: «Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем.2:24). Зависть к богатству, имуществу, талантам, здоровью наших ближних убивает в нас любовь к ним, в этом корень её зла. Зависть – абсолютно ненасытное чувство. Это один из немногих грехов, не дающий ни малейшего удовольствия. Библия показывает нам губительность этого порока на примере зависти: Каина к Авелю, братьев к Иосифу, Саула к Давиду, фарисеев и книжников ко Христу.
Для христиан нет «белой зависти» (она описана в Сказке о рыбаке и рыбке – я не хочу чужого, я хочу такого же), а есть сорадование.
«Мы можем избежать зависти, если не будем почитать великим ни то, что люди называют богатством, неувядающей славой, ни телесного здоровья. Будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных», – свт. Василий Великий.
Не завидуй славе грешника, ибо не знаешь, какой будет конец его (Сир.9:14).
Откуда берется зависть?
Источником зависти может явиться себялюбие и его порождения – гордость, тщеславие, корыстолюбие и сребролюбие, плотоугодие. Свт. Тихон Задонский полагал, что источником и началом зависти является гордость: «…гордый бо, понеже хощет выше прочих вознестися, не может терпеть, кто бы ему равен, а паче высший в благополучии был, потому и негодует о возвышении его… Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят».
Каковы плоды зависти? Чем опасна зависть?
Проявляясь в человеке, зависть может иметь следующие горькие плоды и порождения: соперничество, гнев, зложелательство, злорадство, вражду и ненависть, ссоры, раздоры, злословие, ложь и клевету, ябедничество, тайное наушничество, низкое пронырство, злорадство в несчастье ближних, лукавство и лицемерие и многое другое. Благодать Божия как бы оставляет сердце завистливого человека. Венцом всех добродетелей является любовь: она – путь ко спасению. Зависть же разрушает любовь между людьми, иссушает, опустошает человеческие души, насаждая в них ненависть и злобу. Во многих местах Священного Писания зависть ставится наряду с убийством (Рим.1:29; Гал.5:20-21), ибо всякий, ненавидящий брата (ближнего) своего есть человекоубийца (1Ин.3:15). Завистливый, если до конца жизни пребудет в зависти и не покается, лишает себя Царствия Божия (Гал.5:21). Зависть – это вражда против всего доброго, потеря любви и страха Божия, ослепление ума, помрачение души, смертоносный яд души, начало вечных скорбей. Такова пагубность этого страшного порока!
Когда впервые появилась зависть?
Зависть появилась тогда, когда денница, бывший до того великим и славным и утвержденным в некоем начальстве ангельской славы захотел стать Богом, восстав против божественной славы. Т. о. в начале греха как такового стояла зависть. Первым «заразился и погиб виновник всех ядов и начальник», ибо он сам себя погубил, прежде чем излил свой смертоносный яд на человека, пишет прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Из зависти сатана ввел в грех прародителей человечества Адама и Еву. «…Завистью диавола вошла в мир смерть…» (Прем.2:24).
Бывает ли зависть у детей?
Зависть бывает и у детей, а потому родителям, прежде всего, надо стараться искоренять ее в детских сердцах при самом первоначальном ее проявлении. Заметив в детях проявление зависти, надо обратить внимание на источники ее зарождения. Если какой из этих пороков замечен в ребенке, тогда, искореняя его, мы этим ослабим и его проявление – зависть. Но вместе с тем надо бороться и с непосредственными проявлениями зависти. Зависть у детей может обнаруживаться в различных формах. Например, если один с печальным выражением лица смотрит на тарелки своих братьев и сестер, думая, что эти последние получили больше его, если они сравнивают данные им порции одна с другою, если они, наконец, сравнивают между собой купленные для них игрушки, одежды или школьные принадлежности, чтобы видеть, не получил ли кто-либо другой что-нибудь более ценное и красивое, – то это верные признаки завистливого сердца у детей. Такого недоброжелательства не должны терпеть христианские родители, необходимо подавлять его всюду, где оно обнаруживается. А для этого детей тщательно нужно приучать к тому, чтобы они были довольны тем, что им дают. Если дитя с недовольством отталкивает от себя предлагаемые ему вещи только потому, что и другие получают то же самое, то это есть признак того, что зависть пустила уже глубокие корни в его сердце, и такой поступок требует всегда строгого и чувствительного наказания. Чувство зависти могут вызывать и успехи, способности сверстников, красивые и богатые платья и вещи и т.п.
Что такое социальная зависть?
Социальная зависть – это зависть, выходящая за пределы одного человека и охватывающая целые группы людей, иногда даже целые классы или народы. И. А. Ильин писал, что главный источник мировых событий в XX в. – человеческая зависть. Различие между богатыми и бедными было и будет всегда. Но производственная беспомощность бедной массы населения является источником обостренной зависти; «не просто бедность (с нею люди всегда справлялись), а полная хозяйственная беспомощность, безработица, абсолютная зависимость неимущего от имущего». Это приводит к массовой, социальной зависти: «Почему ты, а не я? Твое, а не мое?». «Отсюда, – утверждал Ильин, – и возникло учение о противоположности и непримиримости социальных классов, желание перераспределения имущества, доктрина революционной мести и классового ограбления. Эта доктрина с самого начала отрицала духовный, религиозный и нравственный фактор истории, а признавала только хозяйственно-имущественный, «материальный» фактор». Именно на таком фоне идея справедливости была подменена «уравнением». Возникшая доктрина была направлена и против Бога, и против природы, и против справедливости. Кто печется об абсолютном равенстве, т. е. о том, чтобы его доля была точно такой, как доля другого, писал Э. Фромм, на самом деле за этой приверженностью полному равенству скрывают истинную мотивацию своего поведения – зависть. Те, кто требует, чтобы никто не имел больше, чем другие, защищают себя от зависти, которую они стали бы испытывать, если бы кто-нибудь имел чуть больше, чем они.
- 13 тыс. 0
-
0 -
- З
Зависть — Православная Вики
Зависть — один из семи смертных грехов.
Содержимое
- 1 Грех губительной плоти
- 2 Вселенский и глубокий грех
- 3 Генезис и причины
- 4 Бог воздаст каждому по делам его
- 5 Рад за спасенных
- 6 Нехорошо есть хлеб завистника
- 7 Зависть и мудрость
- 8 Борьба с завистью
- 9 Артикул
- 10 источников
Грех, губящий плоть
Зависть — грех плоти. [1] Зависть (дурной глаз) относится к числу вещей, исходящих из сердца, оскверняющих человека. [2] Все тело полно тьмы, когда око, светильник тела, испорчено. [3] Зависть губит здоровье тела, потому что гниет кости [4] и лишает нас наследования Царства Божия. [5] Иногда в наказание Бог оставляет некоторых людей в их грехах, становясь жертвой зависти и других тяжких грехов. [6]
Вселенский и глубокий грех
Основа всех трудов и всех умений людей [7] (мы всегда выбираем свою работу, потому что мы хотим богатства, славы и удовольствий, которые мы видим у других) работа вокруг нас), зависть есть, следовательно, грех, глубоко укоренившийся в человеческой природе. просит потратить его на свои страсти (удовольствия) [9]
Происхождение и причины
Зависть может быть вызвана богатством (Исаак, которому завидовали филистимляне. [10] ), яркостью богатства, могущества и красоты (Ассирийское царство завидовало другим царствам [11] , политическим и военным подъемом (Саул посмотрел на Давида с того момента, как услышал женскую песнь радости [12] ), плодородием (Лия, завидовавшая Рахили [13] ), социальным восхождением (Иосиф, которому завидовали его братья [14] ), бесчисленные чудеса и исцеления (апостолы завидовали первосвященнику, а саддукеи [15]), популярность (Павел и Варнава, завидовавшие неверным иудеям из Антиохии- [16]), успех христианизации многих фессалоникийцев (Павел и Сила, завидовавшие неверным иудеям из Фессалоники [17] ), добродетели и истинная сила исцелять, творить чудеса и учить людей (Иисус завидовал первосвященникам [18]
Бог воздаст каждому по делам его
Христиане не должны попасть в ловушку зависти к нечестивых, которые кажутся счастливою и безмятежною жизнью, но всегда знайте, что Бог воздаст каждому по делам его. Истинный христианин будет уверен, как псалмопевец, в тот момент, когда он войдет в храм Божий, что раздутые, с ,гордость, как ожерелье» и ,насилие, как одежда» (одежда), являющиеся камнем преткновения для веры простых людей, увянет, как зелень, будет скошена быстро, как трава», будучи выброшенной и испорченной. в нужное время [19]
Рады за каждого спасенного
Также христиане не должны злобно смотреть на последних обращенных, чтобы не стать последними, упустив Царство Божье [20] Они должны быть счастливы за всякий спасенный, подобно Христу, пришедшему спасти заблудших, как пастырь, ищущий заблудшую овцу. Закхей, главный мытарь, был среди заблудших, и ему удалось принести спасение ему и его дому. [21]
Нехорошо есть хлеб завистника
Нехорошо есть хлеб завистника, ни желать его сластей, потому что он подобен тому, кто внутренне расчетлив, «сердце его не с тобою», и таким образом, ты извергнешь куски, которые ты съел, и тратить свои приятные слова». [22]
Зависть и мудрость
Иногда возникающая из софистики [23] , зависть не может сосуществовать с истинной и духовной мудростью, но с ложной, земной, бездуховной, бесовской мудростью. [24]
Борьба с завистью
Отказ от зависти — важнейшее условие на пути к спасению. [25] Зависть рассматривалась апостолом Павлом как реальная опасность даже в первых христианских общинах. [26] Зависть должна остаться грехом прошлого, побежденным богоучением [27] , которое, как и в десятой заповеди, запрещает нам возжелать вещи ближнего, жену и слуг, [28] и призывает нас радоваться с радующимися и плакать с плачущими, как сказал Апостол Павел [29] , и любить наших ближних, как самих себя. [30] Потому что братская, христианская любовь окончательно изгоняет зависть из наших сердец. [31]
Ссылка
- ↑ 1 Коринфянам 3.3
- ↑ Марк 7. 20-23
- ↑ Луки 11.34-36, Матфея 6.22-23
- ↑ Притчи 14.30
- ↑ Галатам 5:19-21, Притчи 17:5
- ↑ Римлянам 1:28-29-32
- ↑ Екклесиаст 4.4
- ↑ Екклесиаст 4.4
- ↑ Джеймс 4.1-2-3
- ↑ Бытие 26.12-14-16, Псалом 73.3
- ↑ Иезекииль 31.1-9
- ↑ 1Самуэль 18.5-9
- ↑ Бытие 29.20-30.1-2
- ↑ Бытие 37.1-11, Деяния 7.9
- ↑ Деяния 5.12-17-20
- ↑ Деяния 13.44-45-47
- ↑ Деяния 17.5
- ↑ Марка 15.6-10-15, Матфея 27.15-18-26)
- ↑ Притчи 23.17, 24.1, 3.31, 24.19, 28.22, Псалом 37.1-2, 72.3,73.3
- ↑ Мэтью 20.1-15-16
- ↑ Матфея 18:10-14, Луки 9.51-56,19.1-10
- ↑ Притчи 23.6
- ↑ 1 Тимофею 6.4-5
- ↑ Иакова 3.13-16
- ↑ 2 Петра 2.1-2, Иова 31.29, Авдия 2.12
- ↑ 2 Коринфянам 12:20, Галатам 5:26
- ↑ Титу 3.3, Римлянам 13.13
- ↑ Исход 20.17, Второзаконие 5. 21
- ↑ Римлянам 12.15
- ↑ Матфея 22.39, Марка 12.31, Луки 10.27
- ↑ 1 Коринфянам 13:4-10
Источники
- Библия, стандартная английская версия, пересмотренная, 1971
- http://www.biblegateway.com/passage/
Последний из семи смертных грехов: зависть, часть первая – Осторожно!
Святитель Василий Великий хорошо сказал: «Нет иной страсти, рождающейся в душах человеческих пагубнее зависти. Чужакам он причиняет меньше вреда, но является главным доморощенным злом для того, кто им обладает. Как ржавчина разъедает железо, так зависть разъедает душу, в которой оно живет. Зависть – это печаль о благополучии ближнего. Поэтому у завистника никогда не бывает недостатка в печалях и скорбях. Что может быть пагубнее этой болезни? Это растление жизни, осквернение природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противостояние Богу».
Пролог
Будьте осторожны! Зависть — это особый Смертный Грех.
Помните, что все смертные грехи внутренние – страсти, как мы их православные называем, настойчивые искушения, грозящие овладеть нами. Большинство из них приводят к внешним действиям. Например, внутренняя страсть Гнева часто заставляет человека кричать на кого-то, бить кого-то кулаком или (в наши дни в Америке) стрелять в кого-то — что является внешним проявлением. Другие смертные грехи работают так же. Это означает, что людям довольно легко заметить, что они страдают от них, и им нужно что-то с этим делать. Но Зависть обычно остается скрытой внутри нас. Это редко приводит к смущающим внешним действиям, и поэтому люди редко обращают на это внимание или раскаиваются в этом. А нераскаянный грех ведет к…. ну вы знаете что.
Что такое зависть?
Зависть определяется в нашем справочнике, маленьком карманном молитвеннике Антиохийской архиепископии, как «зависть к счастью другого человека». Некоторые различают зависть и ревность. Мы будем использовать их здесь как синонимы, но происхождение этих двух слов дает интересные сведения.
«Зависть» происходит от латинского «invidus» — иметь ненависть или недоброжелательность. «Посмотрите, как он счастлив, а я нет, сколько у нее есть, а у меня нет, и я ненавижу это и ненавижу их».
«Ревность» имеет похожее значение в народном употреблении, но имеет другой источник. Как ни странно, оно происходит от французского слова «жалюзи», означающего «наклонные жалюзи или ставни», через которые можно заглянуть. Зависть смотрит на других со скрытой обидой.
Три примечания о зависти из Священных Писаний
1 В посте «Семь смертных грехов — введение» мы упомянули, что гордыня обычно считается первородным грехом: Господь вещей вместо Бога. Однако некоторые отцы говорили, что Зависть была первым грехом: Люцифер завидовал Божьей силе и авторитету, затем Зависть исказила его разум, заставив его видеть в Боге врага, который отказался, так сказать, «отдать дьяволу должное». – вот он и возмутился. Точно так же мы могли бы сказать, что Зависть была грехом Адама и Евы. Их настоящим искушением было: «Справедливо ли, что у Бога такая свобода и знание, а у вас нет? Съешь этот плод, и будешь как Бог». Им стало казаться, что Бог был их врагом, поэтому они восстали против него. Но получилось совсем не так, как обещал змей. Это история греха всего человечества.
2 Только одна из Десяти Заповедей, последняя, касается исключительно внутренних побуждений: «Не желай жены ближнего твоего,… дома ближнего твоего; ни поле его, ни раб его, ни рабыня его, ни вол его, ни осел его, ни всякий скот его, ничего, что у ближнего твоего». Исход 20:7 Алчность – это сильное желание чего-то, что нам не принадлежит. Это вызвано Завистью, ревностью.
3 Вы заметили, что Зависть была одной из вещей, стоявших за Распятием Христа? Понтий Пилат очень старался освободить Иисуса, потому что «знал, что [первосвященники и старейшины] предали Его [ему] из зависти». Матфея 27:18 Иисус был угрозой не только для «народа», но и для них. Люди обращали внимание на него, а не на них. Он обладал властью и популярностью, спокойствием и уверенностью, которых у них не было и которые они хотели бы иметь. Так что Зависть исказила их разум так, что они не могли видеть его ясно, и он казался им врагом, которого нужно было уничтожить. Он аналогичен греху Адама и Евы.
Некоторые комментарии о Зависти
Как и все грехи, Зависть — это нечто хорошее, но безобразное. Дело в том, что каждому из нас тоже кто-то хороший, скрученный не в форме. Бог создал нас и объявил, что мы были очень хорошими, и мы были такими — но теперь посмотрите на нас. Мы справедливо неудовлетворены тем, что мы есть и что мы имеем. Мы изначально знаем, что созданы для большего. Вот почему люди вечно ищут, ищут, ищут.
В нас заложена Богом данная склонность быть неудовлетворенными собой и желать лучшего для себя. Естественно, мы хотим лучшего здоровья для тел, которые дал нам Бог. Большинство из нас хочет хорошо обеспечить себя и свою семью, чтобы не быть обузой для других или общества, и стать более информированными и мудрыми. Нет ничего плохого в желании выглядеть лучше. Однако все эти вещи можно перекрутить так, что мы думаем, что нам нужен «Мерседес», или «МакМансион», или «преображение», или, может быть, новый муж все исправит. Будем надеяться, что мы хотим стать более добродетельными и более святыми, чем мы есть, и, прежде всего, искать спасения наших душ, что является лучшим из всего. Во всех отношениях мы должны стараться делать все, что в наших силах, с тем, что дает нам Бог.
Наша неудовлетворенность собой идет не так, как надо, только когда мы сосредотачиваемся на том, насколько несправедливо то, что у других людей есть эти дары. Почему он заслуживает иметь все это, а я нет? Просто неправильно то, что она намного умнее меня, или что у него такой большой дом, или что она намного красивее меня. Или, если наши стандарты высоки, мы можем даже завидовать людям, которые кажутся духовно выше нас.
Восхищение окружающих — это не то же самое, что Зависть. Нам всем нужны герои и героини, люди, на которых мы можем равняться и пытаться подражать. Хотелось бы, чтобы современный мир подарил нам их побольше: мужчин и женщин, говорящих правду, смиренных, честных, чистосердечных, верных своим супругам, быстро извиняющихся и легко прощающих, великодушных, добрых, умных, мудрых, честных. , которые милосердны и сострадательны к наименьшим из братьев и сестер Христа, которые сильны, но кротки, которые ищут Бога и его праведности. Однако замечательные люди не обязательно должны быть «религиозными», по крайней мере, как мы, православные, думаем об этом — Авраам Линкольн редко ходил в церковь. И не все, кто называют себя «религиозными», достойны восхищения. Осмотреться. «Не всякий, говорящий мне: «Господи, Господи!»…» Матфея 7:21
Вспомните еще раз, как Зависть, будь то у нас, или у Адама и Евы, или у книжников и фарисеев, искажает наше восприятие. Я начинаю видеть в человеке, которому завидую, врага, который смотрит на меня свысока, думает, что он или она лучше меня. (Вполне возможно, что они меня вообще почти не замечают. ) И если человек, которому мы завидуем, должен сделать нам что-то хорошее, мы поэтому рассматриваем это как «покровительственное». Святитель Василий Великий писал: «Зависть есть форма ненависти, которую труднее всего укротить. В то время как добрые дела могут успокоить тех, кто иначе мог бы стать нашими врагами, эта же доброта, проявленная к завистливому и злонамеренному человеку, раздражает его еще больше. Чем больше к нему проявляют доброты, тем больше он негодует, разочаровывается и испытывает отвращение».
Сделайте еще один шаг: зависть к другим может легко привести нас к обиде не только на них, но и на Бога. Это легкий переход. «Почему Бог любит его или ее больше, чем меня?» Итак, мы начинаем видеть в Боге врага — и тогда у нас большие проблемы, ибо это был путь, по которому пошли Адам и Ева, а до них — Люцифер.
Почему так трудно побороть зависть
Эту классифицировать легче, но она еще сложнее. Две причины:
1 Потому что, как мы уже говорили, Зависть часто скрыта, а то, чего мы не видим, трудно анализировать и с этим бороться.
Кроме того, другие редко видят это в нас, если только оно не должно привести к какому-то внешнему действию, и даже тогда они, вероятно, не поймут, что это было из-за зависти. Так что даже самые близкие, может быть, даже наш духовный отец или мать, скорее всего, подумают, что мы были в плохом настроении в тот день, а может быть, что мы просто неприятные люди, и просто пропустят это мимо ушей.
Поскольку зависть часто скрыта глубоко в наших сердцах, часто мы будем знать, что мы несчастны, недовольны жизнью, но не будем знать, почему. Грех Алчности приводит к ажиотажу покупок, а Похоть ведет к… ну, смотрите телевизор, особенно новости в эти дни. Но часто зависть просто таится внутри нас. Позже мы можем прийти к пониманию того, что ожесточение в нашем сердце и наша обида на других и дистанция между нами и Богом были вызваны нашей Завистью. Или, если мы не особенно интроспективны, мы можем никогда не понять, что происходит, и мы умрем злыми и несчастными, обиженными и обиженными. А потом… К. С. Льюис правильно сказал:
2 Зависть трудно побороть, потому что ее происхождение и последствия очень сложны. В предыдущем посте мы говорили, что различные смертные грехи взаимосвязаны. Один может привести к другому, а тот к еще одному, а потом, может быть, и обратно. Это особенно верно в случае с Завистью.
Рассмотрим, например: Грехи Жадности и Похоти к различным вещам могут привести к Зависти, поскольку мы желаем того, что есть у других для нас самих. Но это также работает и в обратном направлении: Зависть может привести к Жадности, Гневу, Похоти и ненависти, актам мести, воровству, похоти и даже убийству.
Теперь возьмем более сложный вопрос: Отцы говорили (и это очевидно), что Гордость, ставя себя в центр, заставляет меня завидовать другим, заставляя меня верить, что я заслуживаю того, что имеют они. Но с другой стороны, Зависть кажется противоположностью Гордости: Гордость состоит в том, что я смотрю на других свысока с позиции моего предполагаемого превосходства, в то время как Зависть заставляет меня смотреть на других со злобой с моей предполагаемой позиции неполноценности, так что я могу думать Я очень скромен. Но это также и Гордость, ибо в своей Зависти я хочу быть центром вещей, какими они кажутся.
Вы все еще читаете? Имеет ли это смысл? Я не уверен.
Если вышеизложенное кажется вам запутанным и трудным для понимания, значит, вы правы. Это! Зависть загоняет нас в лабиринт, который трудно понять, трудно уловить — как паутину, из которой трудно выбраться.
Пагубные последствия зависти
Как сказал святой Василий, даже когда зависть никогда не выражается внешне, а остается скрытой, это все равно страдание. Это разрушает радость жизни.
Хуже того, Зависть ужасна, нет, сделай ее греховной пустой тратой наших жизней. Бог дает каждому из нас определенные дары, чтобы мы использовали их для своего служения и в служении другим, чтобы мы развивали и использовали их, и мы наслаждались ими с любовью и благодарностью к Нему. Конечно, вы всегда можете осмотреться и найти кого-то богаче, чем вы, умнее или красивее, или более духовно одаренного, чем вы, но вы никогда не сможете поискать и найти другого себя . Бог создал каждого из нас уникальным, неповторимым сочетанием даров, талантов, опыта и способностей. Такого, как ты, никогда не существовало, и никто, похожий на тебя, никогда больше не будет жить. И если ты всю жизнь будешь хандрить о том, что есть у других, а у тебя нет, ты растратишь то, что есть у вас и уникальный вклад, который вы и только вы можете внести в Церковь и в мир. Братья и сестры, не выбрасывайте дары, которые у вас есть, из зависти к тем, у кого есть их дары.
Поэтому в Писании Зависть снова и снова осуждается. Несколько примеров: «Зависть прогнила до костей». Притчи 14:30 «Жестока ярость, и ярость бурная, но кто может устоять перед ревностью?» Притчи 27:4 Святой Павел сказал, что зависть есть одно из дел плоти (нашей падшей природы), и он ставит ее прямо между ересью и убийством. (Вы поняли.) Галатам 5:21 Брат Господа пишет: «Где зависть и своекорыстие, там неустройство и все злое». Иакова 3:16
Однако святой Павел также говорит нам, что зависть можно победить.