Зависть грех православие: Зависть / Православие.Ru

Разное

Зависть / Православие.Ru

Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она
нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых
злых помыслов.



Преподобный
Амвросий говорил о зависти:

«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни
при каких радостных обстоятельствах не дает вполне
порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь,
точит душу и сердце его смутной печалью, потому что
завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим
несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для
себя несправедливою обидой».

Завистливому угодить никак нельзя

Сравнивая зависть с
другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о
сребролюбце и завистливом человеке:

«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух
хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба
не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к
себе сребролюбца и завистливого и говорит им:

– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно.
Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит
первый.

Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая
каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец
царь сказал завистливому, чтобы он просил первый.
Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним,
вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:

– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.

Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое
желание. Завистливый отвечал:

– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу
моему выколоть оба глаза.

Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но
еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя
вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».

Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других
страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем
не утоляется:

«Гордого можно почтить! Тщеславного –
похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать…
и т. д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя.
Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и
мучается».

Первые признаки зависти – неуместная ревность и
соперничество

Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки
зависти, которые проявляются в неуместной ревности и
соперничестве:

«Зависть
вначале обнаруживается неуместною ревностию и
соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием
того, кому завидуем».

Причина зависти

На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и
ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:

«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное
чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того
избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть
страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь
себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина
искушению оному – гордость, ибо от ней ревность и
зависть происходят».

Как бороться с завистью

Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в
самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти
прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:

«Бога ради, не допускай сему Каинову семени
возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай
“младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы.
От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».



Преподобный Амвросий также наставлял
замечать в своем сердце малейшие начальные признаки
зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью
и благоразумным молчанием:

«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры
и степени, и потому должно стараться подавлять ее и
истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному
Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных
моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба
Твоего)” (Пс. 18: 13–14).

Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред
духовным отцом.

А третье средство – всячески стараться не говорить
чего-либо противного о том человеке, которому завидуем.
Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя
не скоро, исцелиться от завистливой немощи».

Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому
испытываешь неприязненные чувства:

«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или
злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей,
независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в
простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси,
Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых
молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы
умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».

Заставлять себя делать добро

Преподобный Амвросий советовал:

«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать
какое-нибудь добро врагам своим, а главное – не
мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть
их видом презрения и уничижения».

Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует
тебе

Преподобный
Иосиф учил молиться не только о тех, кому завидуешь,
но и о тех, кто завидует тебе:

«Кому завидуешь, за того Богу молись».

«Молись о завидующей и старайся не раздражать
ее».

Как можно извлекать духовную пользу из помыслов
зависти

Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно
извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив
завистливые помыслы в помыслы смирения:

«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь
на зависть.
Обратите это чувство к другой стороне – и
получите пользу. Видеть себя хуже других служит
началом смирения, если только человек будет укорять себя
за примесь противных чувств и мыслей и постарается
отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в
душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете
получать успокоение от различных тягот душевных.

Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем
отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие
богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего
требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на
Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь
послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не
полезно».

Быть готовым к возвращению страсти

Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто
мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае
выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец
советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту
готовым и, познавая свою немощь, смиряться:

«О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже
свободна от нее, но после показалось при открывшемся
случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть
надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь,
смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и
страсти исчезнут».

Молитвами святых отец наших, преподобных старцев
Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Зависть

5 ступеней веры

  • Зависть энцик­ло­пе­дия изре­че­ний
  • Зависть – тяжкий грех свт. Петр (Могила), митр. Киев­ский
  • О зави­сти свящ. Даниил Сысоев
  • Книга о рев­но­сти и зави­сти свмч. Киприан Кар­фа­ген­ский
  • Беседа о зави­сти свт. Васи­лий Вели­кий
  • О зави­сти прп. Амвро­сий Оптин­ский
  • О зави­сти игумен Ила­рион (Алфеев)
  • Ложь во спа­се­ние, пра­вед­ный гнев и белая зависть
  • О пре­одо­ле­нии зави­сти Г.И. Шиман­ский
  • Зависть и борьба с ней иером. Афа­на­сий (Дерю­гин)
  • Молитва при зави­сти к ближ­нему

За́висть – скорбь о благе ближ­него. Край­ней сте­пе­нью зави­сти явля­ется жела­ние зла тем, кому зави­ду­ешь. От этого греха предо­сте­ре­гает 10‑я запо­ведь Божия. После смерти души умер­ших про­хо­дят мытар­ства, 10‑е из них – мытар­ство зави­сти.

В Библии ска­зано: «Зави­стью диа­вола вошла в мир смерть, и испы­ты­вают ее при­над­ле­жа­щие к уделу его» (Прем.2:24). Зависть к богат­ству, иму­ще­ству, талан­там, здо­ро­вью наших ближ­них уби­вает в нас любовь к ним, в этом корень её зла. Зависть – абсо­лютно нена­сыт­ное чув­ство. Это один из немно­гих грехов, не дающий ни малей­шего удо­воль­ствия. Библия пока­зы­вает нам губи­тель­ность этого порока на при­мере зави­сти: Каина к Авелю, бра­тьев к Иосифу, Саула к Давиду, фари­сеев и книж­ни­ков ко Христу.

Для хри­стиан нет «белой зави­сти» (она опи­сана в Сказке о рыбаке и рыбке – я не хочу чужого, я хочу такого же), а есть сора­до­ва­ние.

«Мы можем избе­жать зави­сти, если не будем почи­тать вели­ким ни то, что люди назы­вают богат­ством, неувя­да­ю­щей славой, ни телес­ного здо­ро­вья. Будем стре­миться к при­об­ре­те­нию благ вечных и истин­ных», – свт. Васи­лий Вели­кий.

Не зави­дуй славе греш­ника, ибо не знаешь, какой будет конец его (Сир.9:14).

Откуда берется зависть?

Источ­ни­ком зави­сти может явиться себя­лю­бие и его порож­де­ния – гор­дость, тще­сла­вие, коры­сто­лю­бие и среб­ро­лю­бие, пло­то­уго­дие. Свт. Тихон Задон­ский пола­гал, что источ­ни­ком и нача­лом зави­сти явля­ется гор­дость: «…гордый бо, понеже хощет выше прочих воз­не­стися, не может тер­петь, кто бы ему равен, а паче высший в бла­го­по­лу­чии был, потому и него­дует о воз­вы­ше­нии его… Страсть убо сия есть тех, кото­рые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, про­чиих ничтоже быти судят».  

Каковы плоды зави­сти? Чем опасна зависть?

Про­яв­ля­ясь в чело­веке, зависть может иметь сле­ду­ю­щие горь­кие плоды и порож­де­ния: сопер­ни­че­ство, гнев, зло­же­ла­тель­ство, зло­рад­ство, вражду и нена­висть, ссоры, раз­доры, зло­сло­вие, ложь и кле­вету, ябед­ни­че­ство, тайное науш­ни­че­ство, низкое про­ныр­ство, зло­рад­ство в несча­стье ближ­них, лукав­ство и лице­ме­рие и многое другое. Бла­го­дать Божия как бы остав­ляет сердце завист­ли­вого чело­века. Венцом всех доб­ро­де­те­лей явля­ется любовь: она – путь ко спа­се­нию. Зависть же раз­ру­шает любовь между людьми, иссу­шает, опу­сто­шает чело­ве­че­ские души, насаж­дая в них нена­висть и злобу. Во многих местах Свя­щен­ного Писа­ния зависть ста­вится наряду с убий­ством (Рим.1:29; Гал.5:20-21), ибо всякий, нена­ви­дя­щий брата (ближ­него) своего есть чело­ве­ко­убийца (1Ин.3:15). Завист­ли­вый, если до конца жизни пре­бу­дет в зави­сти и не пока­ется, лишает себя Цар­ствия Божия (Гал.5:21). Зависть – это вражда против всего доб­рого, потеря любви и страха Божия, ослеп­ле­ние ума, помра­че­ние души, смер­то­нос­ный яд души, начало вечных скор­бей. Такова пагуб­ность этого страш­ного порока!

Когда впер­вые появи­лась зависть?

Зависть появи­лась тогда, когда ден­ница, бывший до того вели­ким и слав­ным и утвер­жден­ным в некоем началь­стве ангель­ской славы захо­тел стать Богом, вос­став против боже­ствен­ной славы. Т. о. в начале греха как тако­вого стояла зависть. Первым «зара­зился и погиб винов­ник всех ядов и началь­ник», ибо он сам себя погу­бил, прежде чем излил свой смер­то­нос­ный яд на чело­века, пишет прп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин. Из зави­сти сатана ввел в грех пра­ро­ди­те­лей чело­ве­че­ства Адама и Еву. «…Зави­стью диа­вола вошла в мир смерть…» (Прем.2:24).

Бывает ли зависть у детей?

Зависть бывает и у детей, а потому роди­те­лям, прежде всего, надо ста­раться иско­ре­нять ее в дет­ских серд­цах при самом пер­во­на­чаль­ном ее про­яв­ле­нии. Заме­тив в детях про­яв­ле­ние зави­сти, надо обра­тить вни­ма­ние на источ­ники ее зарож­де­ния. Если какой из этих поро­ков заме­чен в ребенке, тогда, иско­ре­няя его, мы этим осла­бим и его про­яв­ле­ние – зависть. Но вместе с тем надо бороться и с непо­сред­ствен­ными про­яв­ле­ни­ями зави­сти. Зависть у детей может обна­ру­жи­ваться в раз­лич­ных формах. Напри­мер, если один с печаль­ным выра­же­нием лица смот­рит на тарелки своих бра­тьев и сестер, думая, что эти послед­ние полу­чили больше его, если они срав­ни­вают данные им порции одна с другою, если они, нако­нец, срав­ни­вают между собой куп­лен­ные для них игрушки, одежды или школь­ные при­над­леж­но­сти, чтобы видеть, не полу­чил ли кто-либо другой что-нибудь более ценное и кра­си­вое, – то это верные при­знаки завист­ли­вого сердца у детей. Такого недоб­ро­же­ла­тель­ства не должны тер­петь хри­сти­ан­ские роди­тели, необ­хо­димо подав­лять его всюду, где оно обна­ру­жи­ва­ется. А для этого детей тща­тельно нужно при­учать к тому, чтобы они были довольны тем, что им дают. Если дитя с недо­воль­ством оттал­ки­вает от себя пред­ла­га­е­мые ему вещи только потому, что и другие полу­чают то же самое, то это есть при­знак того, что зависть пустила уже глу­бо­кие корни в его сердце, и такой посту­пок тре­бует всегда стро­гого и чув­стви­тель­ного нака­за­ния. Чув­ство зави­сти могут вызы­вать и успехи, спо­соб­но­сти сверст­ни­ков, кра­си­вые и бога­тые платья и вещи и т.п.

Что такое соци­аль­ная зависть?

Соци­аль­ная зависть – это зависть, выхо­дя­щая за пре­делы одного чело­века и охва­ты­ва­ю­щая целые группы людей, иногда даже целые классы или народы. И. А. Ильин писал, что глав­ный источ­ник миро­вых собы­тий в XX в. – чело­ве­че­ская зависть. Раз­ли­чие между бога­тыми и бед­ными было и будет всегда. Но про­из­вод­ствен­ная бес­по­мощ­ность бедной массы насе­ле­ния явля­ется источ­ни­ком обострен­ной зави­сти; «не просто бед­ность (с нею люди всегда справ­ля­лись), а полная хозяй­ствен­ная бес­по­мощ­ность, без­ра­бо­тица, абсо­лют­ная зави­си­мость неиму­щего от иму­щего». Это при­во­дит к мас­со­вой, соци­аль­ной зави­сти: «Почему ты, а не я? Твое, а не мое?». «Отсюда, – утвер­ждал Ильин, – и воз­никло учение о про­ти­во­по­лож­но­сти и непри­ми­ри­мо­сти соци­аль­ных клас­сов, жела­ние пере­рас­пре­де­ле­ния иму­ще­ства, док­трина рево­лю­ци­он­ной мести и клас­со­вого ограб­ле­ния. Эта док­трина с самого начала отри­цала духов­ный, рели­ги­оз­ный и нрав­ствен­ный фактор исто­рии, а при­зна­вала только хозяй­ственно-иму­ще­ствен­ный, «мате­ри­аль­ный» фактор». Именно на таком фоне идея спра­вед­ли­во­сти была под­ме­нена «урав­не­нием». Воз­ник­шая док­трина была направ­лена и против Бога, и против при­роды, и против спра­вед­ли­во­сти. Кто печется об абсо­лют­ном равен­стве, т. е. о том, чтобы его доля была точно такой, как доля дру­гого, писал Э. Фромм, на самом деле за этой при­вер­жен­но­стью пол­ному равен­ству скры­вают истин­ную моти­ва­цию своего пове­де­ния – зависть. Те, кто тре­бует, чтобы никто не имел больше, чем другие, защи­щают себя от зави­сти, кото­рую они стали бы испы­ты­вать, если бы кто-нибудь имел чуть больше, чем они.

  • 13 тыс. 0