Жена лотова: Лотова жена — Ахматова. Полный текст стихотворения — Лотова жена

Разное

Лотова жена — Ахматова. Полный текст стихотворения — Лотова жена

Литература

Каталог стихотворений

Анна Ахматова — стихи

Анна Ахматова

Лотова жена

Жена же Лотова оглянулась позади
его и стала соляным столпом.

Книга Бытия

И праведник шел за посланником Бога,
Огромный и светлый, по черной горе.
Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь еще посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула — и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли;
И сделалось тело прозрачною солью,
И быстрые ноги к земле приросли.

Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

1924 г.

О женщине

О религии

Серебряный век

Стихи Анны Ахматовой – О женщине

Стихи Анны Ахматовой – О религии

Стихи Анны Ахматовой – Серебряный век

Другие стихи этого автора

Реквием

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, —

О семье

Так будет!

Не надо нам земли чужой,

Свою мы создаем, —

О родине

А мы?

А мы?

Не так же ль мы

Серебряный век

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

О родине

Сжала руки под тёмной вуалью…

Сжала руки под тёмной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

Серебряный век

Я научилась просто, мудро жить…

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

О жизни

Как читать

Публикация

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика

Публикация

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света

Публикация

Как читать «Очарованного странника» Лескова

Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь

Публикация

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы

Публикация

Как читать «Лето Господне» Шмелева

Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы

Публикация

Как читать «Двенадцать» Блока

На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме

Публикация

Как читать «Темные аллеи» Бунина

На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина

Публикация

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника

Публикация

Как читать «Доктора Живаго» Пастернака

Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака

Публикация

Как читать Набокова

Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

Стихотворение А. А. Ахматовой «Лотова жена»: трансформация ветхозаветного образа. (Державин и Ахматова)С. А. Васильев

Библейские, христианские, литургические образы – одна из важнейших примет поэтического стиля А. А. Ахматовой, во многом обусловившая черты ее лирической героини, разработку важнейших в ее творчестве литературных тем. Особенно это касается патриотической, гражданской темы, ставшей одной из важнейших для Ахматовой с конца 1910-х годов, в эпоху революции и гражданской войны, и продолжавшейся в произведениях 1930-х годов, времени Великой Отечественной войны и позже.

Так, в поэме «Реквием», достаточно детально исследованной в литературоведении, произведении — своеобразной визитной карточке поэта, евангельские образы Страстей Христовых (наряду с жанрами молитвы, плача) являются ключевыми в создании его внутренней формы.

И сама Ахматова, один из крупнейших русских поэтов ХХ века, жизнью своей исполнила призыв Христа о несении жизненного креста, с исключительным достоинством, не прекращая данное ей от Бога служение словом, переживая вынужденное забвение читателей, травлю, арест сына, фактические скитания без собственного угла и т. п.

В этой связи позволим себе не согласиться с некоторыми излишне прямолинейными и, по сути, предвзятыми оценками ее творчества, в том числе и дооктябрьского[1], трактующими художественное произведение «в лоб», без учета характера его смысловой природы. Помимо «охоты на ведьм», поиска «одержимости»[2] там, где ее нет, такого рода подходы механически применяют некоторые действительно антихристианские черты эпохи к творчеству конкретного художника слова, заведомо лишают поэта и человека главного — права на свой путь. Хрестоматийный пример А. С. Пушкина, автора «Гавриилиады», при всяком намеке на которую уже во второй половине 1820-х годов поэт испытывал мучительнейшее чувство стыда, и произведений, с исключительной глубиной выражающих христианское миросозерцание[3], — наилучшее тому доказательство. Кстати, несмотря на мнимое абсолютное господство одной[4] — любовной — темы в дооктябрьской лирике Ахматовой, духовные язвы своей эпохи (да и общечеловеческие) она видела и изобразила прекрасно, и — в самом деле — «не без внутреннего отчаяния»[5].

Ахматова традиционно и справедливо воспринимается прежде всего как продолжатель пушкинской линии русской поэзии. Она ярко проявила себя и как ученый-пушкинист. Однако и с державинской традицией ее поэзию соотнести вполне можно. Державин — один из поэтов, с которыми Ахматова познакомилась с детства: «Первые стихи, которые я узнала, были Державин и Некрасов»[6] (5, 180), «Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина („На рождение порфирородного отрока“) и Некрасова („Мороз, Красный Нос“). Эти вещи знала наизусть моя мама» (5, 236). Знакомство в совсем юном возрасте (сначала со слуха) с названными поэтами было важным воспоминанием ее жизни, что нашло отражение в биографических набросках Ахматовой (5, 218).

Значимая для Ахматовой царскосельская тематика также не могла не ассоциироваться с Державиным, прожившим и прослужившим в Петербурге и при дворе значительную часть своей жизни и отразившим ее в своей поэзии. Строка «Здесь столь лир повешено на ветки…» из стихотворения «Все души милых на высоких звездах…» вызывает в памяти и «лиру» Державина. Сохранился чертеж Ахматовой: «Дорожки. В парке девять дорожек». На чертеже в центре — в кругу — имя Пушкина, девять дорожек отходят от круга, на них имена Державина, Карамзина, Жуковского, Чаадаева, Лермонтова, Тютчева, Анненского, Гумилева и Ахматовой. Дата — 1961»[7].

Ощущая себя наследницей богатейшей русской поэзии, центральным звеном которой, по ее мнению, является творчество Пушкина, Ахматова у истоков этой традиции видит Державина:

Наследница

От Сарскосельских лип…
Пушкин

Казалось мне, что песня спета
Средь этих опустелых зал.
О, кто бы мне тогда сказал,
Что я наследую все это:
Фелицу, лебедя, мосты
И все китайские затеи,
Дворца сквозные галереи
И липы дивной красоты.
И даже собственную тень,
Всю искаженную от страха,
И покаянную рубаху,
И замогильную сирень (2 (2), 21).

Стихотворения Державина «Фелица», «Лебедь» и их образность фактически упоминаются через прозрачные аллюзии — важнейшие темы поэзии великого предшественника Ахматовой. Характер лирического пейзажа Царского Села сближает обоих поэтов.

В своей «Царскосельской поэме „Русский Трианон“, по мнению исследователя, „Ахматова утверждает в гении Пушкина связь с подготовившим его появление XVIII веком („Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил“) “[8] и Державиным прежде всего.

Опыт Державина оказался востребованным и в один из многих тяжелых периодов биографии Ахматовой. „Стихи, написанные в 1949—1950 гг. и опубликованные в журнале „Огонек“, Ахматова называла „мои державинские подражания“, имея в виду оду Державина „Фелице“, где он воспел Екатерину II, будучи отдан под суд“[9].

Имя Державина и его цитаты встречаются и в „Пушкинских штудиях“ Ахматовой (6; 30, 125, 129, 132, 198).

Еще один сближающий обоих поэтов план — высокая религиозная образность ряда произведений Ахматовой революционной эпохи и последующих лет, в частности, переосмысление образов Ветхого Завета, к которому многократно обращался и Державин (используя при этом характерные для него стилевые средства, разрабатывая в некоторых случаях гражданскую тематику). Исследователем отмечено и следующее: „Вещность“ поэзии Г. Р. Державина, его чувственная влюбленность в предметы зримого мира близки акмеизму»[10]. Это одно из условий характерной для державинской традиции установки на словесную живопись.

Сложным и даже парадоксальным для восприятия читателя-христианина, в целом, очевидно, принимающего личность и творчество Ахматовой[11], является стихотворение «Лотова жена» («21 февраля 1924 Петербург, Казанская, 2» — как значится у автора), содержащего, на первый взгляд, слишком «вольное» и «далекое» от источника переосмысление образа книги Бытия.

Многоплановость и острота заявленной в произведении тематики подчеркиваются названием журнала, где оно впервые было опубликовано – «Русский современник». «Журнал „Русский современник“, который издавали К. И. Чуковский, Е. И. Замятин, А. Н. Тихонов, А. М. Эфрос при участии А. М. Горького (печатался в Ленинграде и Москве…) подвергся жестокой критике, в том числе и за стихи Ахматовой, опубликованные в № 1 („Лотова жена“ и „Новогодняя баллада“). Критика усилилась после блистательных вечеров журнала, в которых участвовала и Ахматова»[12].

Произведение было для поэта особенно значимым, включалось в разные сборники[13]. «В сборнике „Из шести книг“ стихотворение входило в цикл из двух стихотворений (1. „Рахиль“) под заглавием „Из книги Бытия“. В книге „Бег времени“… вошло в цикл из трех стихотворений (3. „Мелхола“), под заглавием „Библейские стихи“ (раздел „Из книги „Anno Domini““)» (1, 887).

Любопытно, что и название книги «Anno Domini» («В лето Господне»), подчеркивающее ее современность и злободневность, создает образ «беспристрастного», «добру и злу внимающего равнодушно» летописца-монаха или библейского хроникера. Это еще один штрих того, как по-новому, в содержательном и стилевом планах, воплощается Ахматовой прочно закрепившаяся за ней тема женщины и женской любви.

Одной из важных вех ее поэтического творчества стало стихотворение «Когда в тоске самоубийства…», написанное в 1917 и, по-видимому, в начале 1918 года (к нему она возвращалась и позже; сохранилась также аудиозапись авторского чтения этого произведения). Лирическая героиня Ахматовой, по сути дела, идя вслед за Христом, трижды искушавшимся Сатаной, выдерживает, очевидно, сильное, ибо многие ему поддались, искушение мыслью бросить Родину и уехать за границу:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда…»

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух (1, 316).

Так темы патриотизма и веры (напомним, что, согласно православному миросозерцанию, Отечество земное — прообраз и символ Отечества Небесного) исключительно ярко обозначились в лирике Ахматовой в трагическую революционную эпоху. Многие аналогичные примеры обнаруживаются как в дооктябрьских ее произведениях («Думали: нищие мы, нету у нас ничего…»), так и в более поздних («Согражданам» и др.).

Именно это, лирическое, субъективное переживание патриотической темы, с нашей точки зрения, одно из важнейших аспектов содержания стихотворения «Лотова жена». Более всего оно заметно при анализе переосмысления поэтом исходного библейского образа. Его значимость специально подчеркивается эпиграфом: «Жена же Лотова оглянулась позади его и стала соляным столпом» (Бытие XIX). В ранней редакции эпиграф был дан по-церковнославянски, еще более выразительно, объективно вызывая литургические ассоциации: «И озреся жена его вспять, и бысть столп слан».

Обращение к книге Бытия помогает выявить некоторые характерные особенности образного строя стихотворения Ахматовой. Любопытно, что разлука с Содомом, в котором только что едва не были осквернены его не знавшие мужа дочери, нелегко далась и праведному Лоту. Как сказано, «Ангелы начали торопить Лота И как он медлил, то мужи те [Ангелы], по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города» (Бытие 19:15, 16). Зятья Лота, думая, что его предупреждение о гибели города — шутка, со своими семьями вообще идти отказались. Что говорить о жене Лота, которая, возможно, и не вполне понимала (не успела) смысл внезапно разворачивающихся серьезнейших событий! С этим связана огромная психологическая правда созданного Ахматовой образа [14]. Библейский образ соляного столпа получает в ее стихотворении несколько значений. Кроме буквального, особенно важным оказывается и подчеркивание сильнейшего внутреннего потрясения героини, расстающейся с родиной навсегда, и к тому же внезапно. Его нарастание является основой лирического сюжета и композиции первых трех строф:

Но громко жене говорила тревога:
Не поздно, ты можешь еще посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.

Анафорические но, не, на подчеркивают нарастание волнения, тревоги (возможно, за судьбу оставленных замужних дочерей и их семей, родственников). С другой стороны, они, возможно, предупреждают: смотри, но не на родной город. Иначе — смерть. Лирический персонаж же, Лотова жена, все же смотрит: на башни, на площадь, на окна. Такие приемы звуковой и ритмической выразительности соотносятся с библейскими стилизациями Державина, с его слогом в целом.

Героиня (не вопреки, а в продолжение Библии) сначала как бы окаменела, исходя из законов своего внутреннего мира [15]. Божие проклятие сделало это зримым и осязательным — буквально соляным столпом. Кстати, и здесь возможна символика: переполнявшие Лотову жену невыплаканные слезы о малой родине, своей прошлой жизни стали действительно, во всех смыслах, ее сущностью и существом.

Важна и следующая деталь. Бегство праведного Лота происходит ранним утром, на заре («Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота…»). Не с этим ли связана и точная, характерная для лирики Ахматовой предметная, живописная деталь (свойственная стилевой традиции Державина) — «красные башни родного Содома»? Красные, то есть освященные лучами восходящего солнца и получившие тем самым оттенок красного цвета.

Возможно и вероятно и другое, очень злободневное для времени написания стихотворения, прочтение образа «На красные башни родного Содома, / На площадь…» Соседство начинающих строки слов красные башни и площадь волей-неволей вызывают в памяти уже не древний Содом, а оскверненную первопрестольную Москву с расстрелянными оборонявшими Кремль мальчишками-юнкерами. Лотова жена, таким образом, оглядывается на безвозвратно ушедшую историческую эпоху, любимую, так как именно с ней и ни с какой другой связаны единственные воспоминания детства, юности, молодости, любви.

Отсюда и отделенное от предыдущей части стихотворения его заключительное четверостишие:

Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится она из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Взгляд героини стихотворения — образ символический, выражающий не только любовь к своему единственному и потому всегда дорогому прошлому, неразрывно связанному с Родиной, не только любовь к собственно «родному пепелищу», малой родине и Отечеству. Это образ прощания с эпохой и одновременно вечного пребывания с ней (что и утверждается в заключительной части произведения). Образ, совмещающий в себе, что характерно для стиля Ахматовой, черты лирического и эпического, камерного, психологически достоверного и эпохального.

Итак, Ахматова создает, опираясь на образ библейской книги Бытия, свой, литературный, индивидуальный, образ лирической героини и ее исторической эпохи. Ее стихотворение уникально и вместе с тем в ряде своих характерных черт необходимо опирается на источник, Священное Писание, вне которого его внутренняя форма вообще бы не состоялась или была бы принципиально иной. Подчеркнем, что речь не идет о какой-либо «полемике» с библейской книгой или «подмене» ее содержания.

Лотова жена тоскует и любит вовсе не грех (она также, надо полагать, была праведной) и не то, что мы привыкли называть Содомом, а, по слову поэта, «родной Содом». Это еще один образ-символ замечательного ахматовского стихотворения, в котором, вероятно, заключена и часть авторского мировидения, утверждающего любовь, веру и надежду в исполненном греха мире, а потому силу и благодать надмирного.

При воплощении ветхозаветного образа Ахматова в ряде случаев объективно опирается на державинскую стилевую традицию. Это проявляется не только в соединении высокого библейского образа с острой злободневностью, но и в приметах слога: точной предметной детали, символической роли словесной живописи, средствах ритмической и звуковой изобразительности (анафоры, звуковые повторы и т. д.).

В заключение третьей главы подчеркнем, что в серебряный век стиль Державина оказался весьма интенсивно востребованным, причем не только в середине 1910-х — 1920-х годах, когда о поэте писались статьи и проза (Ходасевич). Великий русский поэт XVIII века, на основе традиций его стиля, стал одной из фигур национальной культурной традиции, объединявших представителей различных литературных школ и мировоззрений — А. А. Блока, И. А. Бунина, В. В. Маяковского, В. Хлебникова, А. А. Ахматовой и других. Различные творческие индивидуальности находили с традицией стиля Державина и общие, и неодинаковые точки соприкосновения. Практически все перечисленные авторы объективно опирались на открытия поэта в области словесной живописи (наиболее интенсивно Бунин и футуристы). Для Блока существенными оказались созданные Державиным соотносимые с фольклором символические образы истории России («На взятие Измаила»). Для Бунина и Хлебникова, кроме темы Востока, востребованным стал мотив каменного извания, многократно встречающийся в творчестве Державина, его религиозно-философская трактовка. Синтез искусств — музыкального и мистериального начал, воплощенный в практике и теории («одическое парение») поэта XVIII века, — еще один план сближения стилей Державина и Бунина. Варьируя ветхозаветный образ в стихотворении «Лотова жена», Ахматова объективно опирается на традицию стиля Державина: ярко соединяет библейское и злободневное, пользуется корнесловием и другими специфическими средствами словесно-звуковой изобразительности.
_____________
Примечания

[1]. См., напр.: Дунаев М. М. Православие и русская литература: В 6 ч. Ч. V. М., 2003. С. 317—318.
[2]. Там же. С. 318.
[3]. И, как известно, по-христиански достойно закончившего свою жизнь.
[4]. Дунаев М. М. Православие и русская литература: В 6 ч. Ч. V. С. 318.
[5]. Там же. С. 63. Имеется в виду стихотворение «Все мы бражники здесь, блудницы…»
[6]. Тексты А. А. Ахматовой и комментарии к ним далее цитируются по изданию: Собрание сочинений: В 6 т. М., 1998—2005. В скобках указывается том и номер страницы.
[7]. Королева Н. В. Комментарии // Ахматова А. А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. С. 871.
[8]. Коваленко С. А. Комментарии // Ахматова А. А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М., 1998. С. 484.
[9]. Королева Н. В. Анна Ахматова. Жизнь поэта // Ахматова А. А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2 (1). М., 1999. С. 391.
[10]. Чередниченко М. В. А. С. Пушкин и Г. Р. Державин (К вопросу о преемственности) // Статьи о Пушкине. К 200-летию рождения поэта. М., 1999. С. 95.
[11]. См., напр.: Афанасьева Э. М. «Я так молилась: „Утоли…“ (Природа молитвенного диалога А. Ахматовой и М. Лермонтова) // Русская литература XX — XXI веков: проблемы теории и методологии изучения.
[12]. Королева Н. В. Комментарии // Ахматова А. А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. С. 883.
[13]. См. и некоторые современные антологии, связанные с библейской образностью в русской литературе. Например: Ветхий Завет в русской поэзии XVII — XX вв. / Сост. вступ. статья и примеч. Б. Н. Романова. М.; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996 (Золотая библиотека русской религиозной поэзии). Данное издание, вышедшее по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, включает весь цикл А. А. Ахматовой „Библейские стихи“ (С. 325—321). О религиозных чертах поэзии Ахматовой см. там же. С. 56—60.
[14]. О психологизме лирики Ахматовой, переосмыслившей достижения русского романа XIX века, см. работы В. М. Жирмунского: Преодолевшие символизм // Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии. СПб., 2001. С. 364—405 и др. См. также: Невинская И. Н. „В то время я гостила на земле…“ (Поэзия Ахматовой).
[15]. Ср.: Мних Р. Сакральная символика в ситуации экфрасиса (стихотворение Анны Ахматовой „Царскосельская статуя“) // Экфрасис в русской литературе.

Кем была жена Лота? Что с ней случилось и почему

Жена Лота — неназванная женщина, очень редко упоминаемая в Библии. Сначала в Бытии 19:15-16 ее мужу сказано вывести ее и ее дочерей из города Содома. Затем, пока они бежали, в Бытие 19:26 жена Лота оглянулась, когда город горел. Наконец, Иисус упомянул ее в Луки 17:32, сказав: «Помни жену Лотову!»

Мы знаем о смерти жены Лота больше, чем что-либо еще о ней.

Аврам, Сара и Лот бегут из Египта

История начинается в Бытие 13, когда Аврам, Сара (позже Бог переименовал их в Авраама и Сарру) и Лот бегут из Египта со всем своим имуществом. Большая часть имущества принадлежала Авраму, как в Бытии 13:2 нам сказано, что он «был очень богат скотом, серебром и золотом». Они отправились на юг и построили жертвенник между Вефилем и Гаем. Однако вскоре они поняли, что эта земля не подходит им обоим, поскольку у Лота также были овцы, стада и принципы.

Лот выбирает Содом

Между пастухами Аврама и Лота вспыхнул конфликт. Аврам не хотел обид, поэтому он предложил Лоту: «Если ты пойдешь налево, то я пойду направо; если ты пойдешь направо, то я пойду налево». Бытие 13:9. Лот осмотрел землю и выбрал равнину Иордана, так как он заметил, что она имеет большой доступ к воде. Лот «раскинул шатер свой к Содому», а «Аврам жил в земле Ханаанской» (Бытие 13:12). В стихе 13 нам напоминается, что «жители Содома были нечестивы и весьма грешны пред Господом».

После этого разделения Господь обещал Авраму и его потомкам всю землю, которую он мог видеть с востока на запад и с юга на север. После долгих политических разногласий и сражений между царями земель, окружающих Содом и Гоморру, цари обеих земель бежали и «взяли все добро… и всю пищу их» (Бытие 14:11). В результате пострадала экономика Содома и Гоморры. Лот, который, как мы узнаем, был племянником Аврама, был взят царями во время бегства.

Аврам узнал о пленении своего племянника и преследовал их до Дана. Он и его вооруженные слуги смогли спасти Лота и все его имущество. Мелхиседек, царь Салима, благословил Аврама и признал его «от Бога Всевышнего, владыки неба и земли» (Бытие 14:19).). Он был благодарен Авраму за его помощь в освобождении своего народа. Однако царь Содома потребовал вернуть все свое имущество и людей. Аврам заверил царя, что единственной добычей, которую он получил, он накормил людей во время их путешествия.

Содом и Гоморра разрушены

Авраам и Сарра (как они были названы в этом месте) старели, но Господь сообщил ему о растущем зле и грядущем суде над Содомом и Гоморрой. Авраам был уверен, что Лот, по крайней мере, «будет командовать детьми своими и домом своим» и будет следовать «пути Господней, чтобы вершить суд и суд» (Бытие 18:19).). Но Авраам не смог найти даже 10 праведников среди жителей земли.

Два ангела встретили Лота, когда он сидел у ворот Содома, и предложили им ночлег. Они отказались, так как хотели «пробыть на улице всю ночь» (Бытие 19:2). В конце концов они согласились и пошли с Лотом, который накормил их.

В ту ночь, однако, все жители Содома узнали об ангелах и окружили дом Лота. Они окружили дом Лота и стали кричать: «Где люди, пришедшие к тебе сегодня вечером? выведи их к нам, чтобы мы занялись с ними сексом» (Бытие 19).:5). Вместо этого Лот предложил двух своих дочерей-девственниц. Жители Содома упорствовали, пытаясь связаться с ангелами, похожими на людей.

Ангелы внутри втянули Лота внутрь и заперли дверь, затем они поразили нечестивых людей снаружи слепотой до такой степени, что они не могли найти дверь дома. Ангелы предупредили Лота, чтобы он собрал свою семью и немедленно покинул Содом, «потому что мы собираемся разрушить это место. Вопль к Господу на народ его так велик, что Он послал нас истребить его». (Бытие 19:13). Лот предупреждал своих зятьев, но они насмехались над ним и отвергли предупреждение. С приближением рассвета ангелы снова сказали Лоту, что суд близок, и ему нужно вывести жену и дочерей из города.

Лот и его семья бегут из Содома

Когда они бежали из города, один из ангелов сказал: «Бегите, спасая свои жизни! Не оглядывайтесь назад и не останавливайтесь нигде на равнине! Беги в горы, иначе тебя сметет!» (Бытие 19:17). «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба; и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли» (Бытие 19).:24-25).

Когда города разрушались, жена Лота «оглянулась назад и стала соляным столпом» (Бытие 19:26).

Лот и две его дочери бежали в близлежащие горы в город Сигор. Старшая дочь осознала старость отца и отсутствие матери. С этими мыслями она предложила своей сестре, чтобы они напоили своего отца, «и мы ляжем с ним, чтобы сохранить семя отца нашего» (Бытие 19:32). Из-за своего пьяного состояния Лот не осознавал, что происходит, поскольку его дочери спали с ним по очереди. Каждая дочь зачала таким образом сына, который стал отцом моавитян и аммонитян (Бытие 19).:37-38).

Почему жена Лота превратилась в соляной столп?

Еврейские учения предполагают, что жена Лота превратилась в соляной столб, потому что Лот попросил соль у своей жены, чтобы она была предложена двум путешествующим ангелам. Его жена сказала Лоту, что предлагать соль из их дома — плохой обычай, поэтому она ходила по домам по соседству, сообщая мужчинам о домах двух путешественников, пока искала соль. Эта идея не выражена в Библии, только в иудейских учениях.

Согласно библейским комментариям, таким как Учебная Библия NIV Zondervan, жена Лота превратилась в соляной столб, когда оглянулась, «за неподчинение указанию не оглядываться назад. Ее действия предполагают, что она отождествляла себя с жителями Содома. Ее неспособность избежать Божьего наказания становится ярким предупреждением для других (Луки 17:32)».

Какое значение имеет история о жене Лота?

Интересно, что имя жены Лота не упоминается в Библии, хотя ее жизнь дает много жизненных уроков. Нам не сообщают конкретную причину, по которой она оглянулась на разрушенный город.

Некоторые комментаторы считают, что она оглядывалась назад, чтобы посмотреть, следуют ли ее дочери за ней или дом ее отца пережил гнев.

История предупреждает верующих о последствиях оглядывания на свою предыдущую греховную жизнь перед спасением. Такие размышления обычно возвращают нас к прошлым грехам. Нет места или времени для беспокойства о вещах, которые мы оставляем позади на нашем пути вперед со Христом. Чтобы расти духовно, мы должны довериться Богу, а не зацикливаться на своем прошлом. Мы должны следовать за Богом, зная, что Его воля совершенна, и Он будет присутствовать с верующим на каждом этапе нашего жизненного пути.


Чад — верующий в Христа , адвокат, подражатель гольфу, бегун, любитель собак и писатель. Ему нравится служить в своей церкви в качестве дьякона и учителя воскресной школы. Вы можете найти его на Facebook, Twitter и в его клубе гольфа par3sixteen.com . Он и его жена Брэнди проживают в Теннесси со своим собачьим сыном Алистером.

Фото: ©Unsplash/Jason Tuinstra

Кем была жена Лота и почему она превратилась в соляной столп?

История некоторых людей в Библии посвящена целым главам или книгам. Другие появляются в нескольких кратких предложениях, а затем исчезают в блеклых краях истории. Иногда эти люди могут так же многому научить верующих, как и люди, которые посвятили несколько глав своим взлетам и падениям.

Что касается Лота, двоюродного брата Авраама, то он лишь несколько раз упоминается в Книге Бытия, и мало что известно о его семье. Его жене уделяется еще меньше внимания, и о ее жизни почти ничего не известно. Однако ее смерть служит убедительным уроком об опасностях материализма, греха и земных привязанностей.

Кем была жена Лота?

Во многих отношениях жена Лота — загадка, неизвестная. Ее имени нет в Библии; в некоторых еврейских традициях ее зовут Адо или Эдит, но это не может быть подтверждено. Большая часть того, что люди предполагают, является спекуляцией.

Лот вместе с Авраамом отправился дальше на восток в район, который столетия спустя Бог отдал израильтянам. В этих отрывках не упоминается, был ли Лот женат, когда ушел со своим дядей. Его жена могла пойти с ними, или она могла быть жительницей Содома, на которой Лот женился после того, как поселился там.

Мы знаем, что у нее было от него две дочери, и обе эти девушки вышли замуж за мужчин из того же города. Также нет записей о ее реакции на попытку нападения на ее мужа или присутствие двух ангельских посланников. Известно лишь то, что, когда ее муж заставил семью бежать из своих домов, она и ее дочери ушли с ним, но ее зятья насмехались и оставались.

Почему Лоту и его семье пришлось бежать?

Когда Лот поселился в Содоме и Гоморре, он не собирался уходить. Несмотря на репутацию этих городов как злых, жестоких и развратных, он построил там жизнь.

После десятилетий зла Бог осудил эти города и должен был излить Свой гнев. Он даже согласился с Авраамом, что, если бы Он смог найти десять хороших людей в городах, Он бы удержался. Но Он не мог. Лот, хотя и скомпрометировал свою честность, прожив там так долго, все же пытался поступать правильно, даже защищая ангельских вестников, когда горожане пытались напасть на них.

Бог дал семье время уйти перед грядущим разрушением, с предупреждением от ангелов: «Спасайтесь бегством. Не оглядывайтесь назад и не останавливайтесь нигде в долине. Бегите в горы, чтобы не погибнуть» (Бытие 19).:17б). Они не могли ни оглянуться, ни остановиться. Частично это предупреждение было связано с характером Божьих действий. Он удалил оба города с карты, и регион, в котором, по мнению библейских археологов, располагались эти города, до сих пор непригоден для жизни.

В Библии написано: «…дым от земли восходил, как дым из печи» (Бытие 19:28б). Часть того, почему они не могли остановиться, чтобы оглянуться назад, была практичной; Божий огонь был настолько мощным, что остановить его означало поглотить его. Это также было духовным, то есть они не могли оглядываться назад, как акт послушания.

К сожалению, «…жена Лотова оглянулась позади него и стала соляным столпом» (Бытие 19:26). Она не прислушалась к предупреждению и не подчинилась приказу и в результате умерла.

Почему жена Лота повернулась и что с ней случилось?

Без рассказа от первого лица о том, почему она оглянулась, это лишь предположения. Однако в Библии есть некоторые намеки.

Корень еврейского слова «посмотрел» в Бытие 19:36 — נָבַט или набат . Concordance Стронга определяет это слово как «первобытный корень; сканировать, т. е. внимательно смотреть; подразумевается, относиться с удовольствием, благосклонностью или заботой — (заставлять) смотреть, рассматривать, смотреть (вниз), рассматривать, уважать, видеть ». В зависимости от контекста и использования этого слова есть тонкий намек на благосклонность. Возможно, одна из причин, по которой она повернула голову, заключалась в том, что она с любовью оглядывалась на эти города; она хорошо думала о своей комфортной жизни, людях и образе жизни. Может быть, она пожалела, что оставила его.

Она была уничтожена своим решением.

Теологи спорят о том, что означало то, что она превратилась в соляной столб. Она превратилась в физическую горную породу? Она испарилась? Твердого вывода нет. У Мертвого моря вокруг долины, откуда бежала семья Лота, есть каменная колонна, которую некоторые почитают как жену Лота, хотя это скорее миф, чем что-либо, подтвержденное историей или Библией. В конце концов, Бог записал ее судьбу не для того, чтобы вдохновить на археологические экспедиции в поисках соляных столбов, а чтобы послужить предупреждением.

Желание Бога, чтобы люди учились у жены Лота, было настолько сильным, что даже Господь Иисус говорил о ней. Говоря о конце дней, Иисус предупреждал: «Но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех их, — так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день никто из находящихся на кровле, у которого есть вещи в доме, не должен спускаться, чтобы взять их; равно и никто на поле не должен возвращаться назад. Помни жену Лота . Кто пытается уберечь свою жизнь, тот потеряет ее, а кто потеряет свою жизнь, тот сохранит ее» (Луки 17:29–33, курсив добавлен).

Частью любой ссылки на день Сына Человеческого является Бог, изливающий Свой гнев на мир. Иисус предупреждает верующих бежать в горы, как Лот, не оглядываться назад и ничего не брать. Затем он говорит помнить о жене Лота и предупреждает тех, кто хочет сохранить свою жизнь, что они ее потеряют. Это напоминание о том, что все в этом мире временно, хлипко, ржавеет и распадается. По сути, те, кто оглядывается назад, — это те, кто возлагает свою веру, надежду и любовь на материальный и физический мир, а не на вечные вещи Бога.

В тот момент жена Лота ценила свои вещи и образ жизни больше, чем дыхание в своих легких. Иисус хочет, чтобы люди сосредоточились на вечной жизни, потому что она более постоянна, чем любое земное утешение.

Как история о жене Лота применима к нам сегодня?

Частью сближения с Богом является процесс освящения. Святой Дух формирует сердце человека, помогая ему принять святость и праведность и отвергнуть грех и плоть. Библия на самом деле использует почти насильственный язык, говорящий о том, что верующие должны умереть для себя, для плоти и для мира, чтобы стать более похожими на Иисуса, готовыми к небесному назначению.

Независимо от того, благословляет ли Бог человека материальным богатством или нет, это не должно быть его целью. Если личное утешение приходит от общения с нечестивыми людьми и потакания их поведению, которое бравирует Божьим Словом, христиане должны отвергнуть это утешение; евангелизация не требует участия или потакания нечестивому поведению, даже если некоторые люди выступают за это. Жена Лота была вполне довольна тем, что продолжала жить в двух городах, которые так решительно отвергли Бога, что ее муж был единственным праведником в долине, заполненной тысячами людей. Ее привязанность к комфортной жизни, которую они себе построили, была такова, что она не могла повиноваться одной простой заповеди от Господа – не оглядываться назад.

Для христиан также важно подчеркнуть, что верующие не должны оглядываться на свою прежнюю жизнь до своего спасения. Вместо этого апостол Павел ободрял: «…но одно делаю: забывая то, что позади, и устремляясь вперед, к тому, что впереди, я стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13б-14).

Вечность с Богом на Небесах — это то, что ждет тех, кто поверил в Иисуса Христа, что гораздо ценнее всего, что может предложить этот мир. Легко попасть в ту же ловушку, что и жена Лота, ценящая утешение, потворствующая греху и, в конечном счете, обесценивающая Божьи дела и проявляющая непослушание. Ее жизнь служит предупреждением о том, что нельзя слишком много сосредотачиваться на этом мире и недостаточно на Божьих вещах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts