Правовое положение религиозных объединений: ГК РФ Статья 123.26. Основные положения о религиозных организациях \ КонсультантПлюс

Разное

Статья 4. Государство и религиозные объединения \ КонсультантПлюс

Статья 4. Государство и религиозные объединения

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 68-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов публичной власти федеральной территории не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

(в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 495-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями;

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 119-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав участников указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 68-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Ст. 123.26 ГК РФ. Основные положения о религиозных организациях

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

2. Гражданско-правовое положение религиозных организаций определяется настоящим Кодексом и законом о свободе совести и о религиозных объединениях. Положения настоящего Кодекса применяются к религиозным организациям, если иное не установлено законом о свободе совести и о религиозных объединениях и другими законами.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.

Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

3. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

См. все связанные документы >>>

< Статья 123. 25. Управление автономной некоммерческой организацией

Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации >

1. Изменения, внесенные 5 мая 2014 г. в положения о юридических лицах, существенно изменили статус религиозных организаций. Изначально религиозные организации рассматривались как разновидность общественных организаций. В ФЗ «О некоммерческих организациях» дается единое определение общественных и религиозных организаций (п. 1 ст. 6). Однако религиозная организация, хоть и признается добровольным объединением граждан, относится к унитарным организациям, в отличие от общественных организаций, которые являются корпорациями.

Из определения можно выделить следующие специфические признаки религиозной организации:

— учредители: физические лица — граждане РФ, а также иные лица, постоянно проживающие на территории РФ, местные религиозные организации;

— цель: совместное осуществление вероисповедания, распространение веры;

— регистрация в качестве юридического лица.

В определении религиозной организации, содержащемся в п. 1 комментируемой статьи, выделено два вида религиозных организаций: местные и централизованные. Первые объединяют собственно физических лиц в целях совместного исповедания и распространения веры, вторые — включают в себя местные религиозные организации. Ранее виды в гражданском законодательстве не указывались, а зафиксированы были лишь в п. 2 ст. 8 ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Кроме того, к религиозным отнесены организации, созданные централизованными религиозными организациями, и созданные ими руководящие или координирующие органы. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель осуществления вероисповедания и распространения веры, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация (п. 6 ст. 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Из п. 1 комментируемой статьи следует, что участниками местной религиозной организации могут быть наряду с гражданами РФ и иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие в РФ. Под иными лицами понимаются иностранные граждане и лица без гражданства, в установленном порядке получившие разрешения на постоянное проживание и виды на жительство в России. В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» учредителями религиозной организации могут быть только граждане РФ.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи, Гражданским кодексом определяется гражданско-правовое положение религиозных организаций, т.е. то, что касается создания, прекращения и деятельности религиозной организации как юридического лица. Вопросы, связанные с осуществлением основной уставной деятельности, гражданским законодательством не регулируются. Кроме того, правовое положение религиозных организаций определяется ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», причем данный Закон имеет приоритет перед положениями Кодекса о религиозных организациях.

Согласно комментируемой статье и п. 1 ст. 15 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ. Формирование органов управления религиозных организаций, определение их функций выведены из сферы действия ГК РФ. Государство и его органы не вправе вмешиваться во внутренние дела религиозного объединения и отношения участников религиозного объединения, возникшие в связи с формированием органов управления религиозного объединения. Эти отношения регулируются в соответствии с ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» уставом и внутренними установлениями религиозной организации. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций.

3. Пункт 3 статьи исключает реорганизацию религиозной организации в форме преобразования. Это объясняется невозможностью осуществления религиозной деятельности с использованием каких-либо иных форм некоммерческих организаций, а изменение сферы деятельности в данном случае также затруднительно, учитывая особенности имущества, принадлежащего религиозной организации.

Задайте вопрос юристу:

+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Новый ряд государственных законопроектов может дать религиозным организациям полный иммунитет от любых правонарушений | Новости и комментарии

Хизер Л. Уивер,
Старший прокурор штата,
Программа ACLU по свободе религии и убеждений

Даниэль Мах,
Директор,
Программа ACLU по свободе религии и убеждений

Поделиться этой страницей

10 марта 2021 г.

Во время законодательной сессии Аризоны в 2022 году законодатели рассматривают HB 2507 , законопроект, который почти идентичен закону, который они пытались принять в 2021 году (HB 2648). Несмотря на то, что закон HB 2507 похож на предыдущий законопроект, он более тревожен, по крайней мере, в одном отношении: его определение «дискриминационных действий» еще шире. Среди прочего, закон 2021 года запрещал бы правительству налагать какие-либо сборы, штрафы, судебные запреты или возмещать ущерб в отношении религиозной организации или религиозной корпорации в связи с отправлением этой организацией религиозных обрядов. Для сравнения, согласно HB 2507, «дискриминационный акт» определяется как любое «прямое или косвенное действие», которое «неблагоприятно влияет» на религиозную организацию, включая «исключение, ограничение, сегрегацию, ограничение, отказ или отрицание». Другими словами, религиозные организации и религиозные корпорации могут заявить, что законопроект позволяет им быть свободными от любых действий правительства, которые, по их словам, негативно влияют на них.

Религиозные исключения в отношении стероидов: это единственный способ описать законодательство, рассматриваемое на этой неделе законодателями в Аризоне, Южной Каролине и Монтане. Под предлогом защиты права на отправление культа во время стихийных бедствий эти законопроекты могут предоставить религиозным организациям полный иммунитет от любой гражданской и уголовной ответственности, если они заявляют, что исповедуют свою веру, участвуя в противоправных действиях.

Предоставление религиозным организациям этих широких, беспрецедентных и пугающих исключений из закона может привести к невыразимому ущербу для государств и сообществ по всем направлениям. Например, принятие законопроектов будет означать, что:

  • Религиозные организации в этом штате могут требовать иммунитета от уголовного преследования и гражданской ответственности за сексуальное насилие или физический вред детям в связи с религиозной деятельностью или ритуалами;
  • Религиозные организации могут быть защищены от последствий нарушения государственных законов о недискриминации, которые противоречат их религиозным убеждениям;
  • Религиозно мотивированные группы ненависти могут избежать судебного преследования за преступную деятельность, связанную с исповедованием их убеждений; и
  • Пациенты в религиозных больницах не могли подать в суд за небрежное или безрассудное медицинское обслуживание, которое было оказано на основании религиозных убеждений больницы.

Религиозные организации будут даже освобождены от более мирских законов. Например, молитвенный дом, который нарушает правила пожарной безопасности, превышая ограничения вместимости во время религиозных служб, не может быть оштрафован или иным образом принужден к соблюдению закона.

Освобождение религиозных организаций от почти всех законов и защита их от гражданской и уголовной ответственности — независимо от причинения вреда другим — является типом религиозного предпочтения, которое запрещено Конституцией США.

Но на этом счета не заканчиваются. Дополнительные положения еще больше подорвут разделение церкви и государства и сделают правительство соучастником дискриминации. Например, законопроекты могут запрещать государству отказывать в государственных контрактах, лицензиях и сертификатах, а также освобождать от налогов на основании того, что религиозные организации исповедуют свою веру. В соответствии с этими положениями государство может быть обязано предоставлять государственные контракты таким группам, как ККК, которые утверждают, что они религиозны, или организациям, которые заявляют о религиозном праве на дискриминацию определенных получателей социальных услуг.

Законопроекты также означают, что штату может быть запрещено взыскивать государственные средства, использованные религиозными организациями для мошеннических или ненадлежащих целей, если средства использовались для участия в религиозной деятельности. Государству также может быть запрещено отказывать религиозному детскому саду в лицензии на деятельность, даже если религиозные убеждения и практика организации не позволяют ей соблюдать соответствующие законы о защите детей. И государство может быть принуждено утвердить освобождение от налогов для религиозной благотворительной организации, которая откровенно дискриминирует и отказывается нанимать цветных людей.

Эти религиозные исключения так беспрецедентны и радикальны, что неудивительно, что сторонники скрывают их в законопроектах, которые, на первый взгляд, просто касаются права на проведение богослужений во время чрезвычайной ситуации. На протяжении всей пандемии это право было в центре судебных разбирательств, оспаривающих ограничения на личные собрания. Вопрос даже дошел до Верховного суда США. Суд вынес несколько решений, разъясняющих, что, хотя ограничения на богослужения допустимы во имя общественного здоровья, эти ограничения не могут быть более строгими, чем ограничения, наложенные на сопоставимые светские собрания.

Несмотря на утверждение Верховного суда о том, что Первая поправка уже защищает богослужения во время кризиса, давние сторонники религиозных исключений протолкнули в законодательные собрания штатов по всей стране десятки законопроектов, направленных на защиту права на отправление культа во время чрезвычайных ситуаций, таких как как пандемия. Многие из этих законопроектов вызывают серьезные проблемы, поскольку они освобождают богослужения от общих чрезвычайных ограничений на личные собрания без какого-либо учета потенциального вреда, который они могут причинить. Другие законопроекты идут еще дальше, исключая всем религиозным организациям штата от каких-либо чрезвычайных ограничений или признанию их деятельности «необходимой» — опять же, без учета опасности, которую это представляет для общества, и несмотря на то, что светская деятельность сопоставимого риска может быть запрещена.

Но такие законопроекты, как HB 2648 в Аризоне, HB 3105 в Южной Каролине и SB 172 в Монтане, поднимают вопрос на совершенно новый, невиданный ранее уровень. Хотя в законопроектах действительно есть формулировки, касающиеся способности религиозных организаций действовать во время чрезвычайных ситуаций, в них включены положения, которые позволят религиозным организациям в широком смысле заявлять о гражданской и уголовной неприкосновенности как во время чрезвычайного положения, так и, возможно, в других случаях. -аварийные контексты, а также.

В частности, законопроекты запрещают правительству предпринимать определенные «дискриминационные» действия в отношении религиозных организаций и их сотрудников на основании их исповедания религии. Среди действий, определяемых как «дискриминационные»: наложение любого денежного штрафа, сбора, уголовного или гражданского наказания, возмещения ущерба или судебного запрета в отношении религиозной организации; удержание или отказ в государственных контрактах, грантах, лицензиях, сертификатах и ​​т. д. для религиозных организаций; и изменение режима налогообложения религиозных организаций.

К сожалению, в прошлом месяце законодательный орган одного штата, Арканзас, уже принял аналогичный закон о защите ответственности. Будем надеяться, что законодатели в Аризоне, Монтане, Южной Каролине и других штатах не допустят той же ошибки. Они должны признать эти законопроекты тем, чем они являются: троянским конем.

Церковный юридический центр Закон о церквях и религиозных организациях

Церкви и религиозные организации имеют различные юридические потребности и проблемы, которые являются уникальными для их деятельности. Цели этих организаций и их руководителей отличаются от целей любой другой организации, что может создавать сложные юридические вопросы и проблемы.

Наличие опытного адвоката церкви и религиозной организации, который поможет вам разобраться в юридических вопросах, может стать ключом к успешному результату. Центр церковного права, которым руководит бывший миссионер и выпускник Университета Биола, обладает многолетним опытом в умелом решении особых юридических потребностей церквей и религиозных организаций. Позвоните нам сегодня по телефону (949) 892-1221, напишите нам по адресу [email protected] или свяжитесь с нами через Интернет, чтобы узнать больше о том, как мы можем помочь.

Юридические нужды церквей и религиозных организаций

Как и любому бизнесу, церкви и религиозные организации нуждаются в юридической помощи в создании и поддержании своей бизнес-структуры и повседневной деятельности. Проактивный подход к этим юридическим вопросам может помочь защитить вашу организацию в будущем. Эти юридические задачи могут включать:

  • Составление документов, необходимых для создания некоммерческой организации
  • Установление и соблюдение 501(c)(3) статуса освобождения от налогов
  • Анализ и пересмотр контрактов на недвижимость, услуги, поставки и сотрудников
  • Толкование и внедрение церковной политики и устава

Церкви и религиозные организации также нуждаются в юридическом представительстве, поскольку возникают непредвиденные юридические вопросы, которые могут поставить под угрозу их существование. С какой бы юридической проблемой ни столкнулась ваша церковь или религиозная организация, мы, скорее всего, уже сталкивались с ней раньше. Этот опыт дает нам критическое представление о решении юридических проблем, с которыми вы, вероятно, столкнетесь. Например, эти организации нуждаются в правовом руководстве и совете, когда они участвуют в:

  • Трудовые споры
  • Судебные разбирательства в отношении прав собственности после изменения принадлежности
  • Споры в области корпоративного управления
  • Судебный процесс о религиозной дискриминации

Предоставление юридических услуг общинам всех вероисповеданий

Группа церковного права состоит из разнообразной и опытной группы юристов, которые заботятся о своей вере и будут работать, чтобы защитить вашу. Мы заботимся о наших клиентах, потому что являемся частью большого религиозного сообщества, каждый из которых работает вместе, чтобы поклоняться Богу по-своему. С этой целью мы оказали помощь руководителям церквей и религиозных организаций следующих конфессий:

  • Англикан
  • Автокефальный православный христианин
  • Баптист
  • Буддист
  • Конгрегационал
  • Епископальный
  • Четыре квадрата
  • Индус
  • Межконфессиональный
  • Методист
  • Нью Эйдж
  • Ортодоксальный еврей
  • Пятидесятники
  • Пресвитерианский
  • Реформированный
  • Римско-католическая
  • Зороастрийский

Получите решения, адаптированные к уникальным потребностям вашей церкви

Всем церквям и религиозным организациям требуется юридическая консультация по рутинным, повседневным вопросам и конкретным юридическим вопросам по мере их возникновения. Юрист церкви и религиозной организации в Церковном юридическом центре обладает знаниями и навыками, чтобы ответить на ваши вопросы и развеять ваши опасения. Кроме того, мы можем помочь обеспечить соблюдение вами местных, государственных и федеральных законов и правил. Вместе мы можем работать, чтобы поддерживать и защищать цели вашей церкви или религиозной организации.

Все предприятия нуждаются в юридической помощи и совете в своей повседневной деятельности и при возникновении конкретных юридических вопросов. Юристы некоммерческих и религиозных организаций в Церковном юридическом центре обладают навыками и опытом, чтобы гарантировать, что ваша организация сохранит свой статус освобождения от налогов и будет соответствовать всем другим законам и правилам. Вместе мы можем помочь вам выполнить миссию вашей организации, поддерживая все ваши юридические потребности.

Юристы и сотрудники Церковного юридического центра готовы представлять интересы вашей церкви или религиозной организации, независимо от того, с каким юридическим вопросом вы столкнетесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts