Житие святого афанасия: Житие святого отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского – Жития святых свт. Димитрия Ростовского

Разное

Содержание

святитель Афанасий Великий

Дни памяти: 18(31) января, 2(15) мая

Детство. Юность

Афанасий Александрийский почитается Церковью как выдающийся церковный писатель, великий святитель, борец за чистоту Православного вероучения.

Нам с достоверностью неизвестно ни о родителях Афанасия, ни о дате его рождения, ни о детских годах.

Если следовать некоторым данным, он ещё в малолетство крестил своих сверстников, как бы играя. Однако местный епископ, узнав о случившемся и рассудив, счёл эти Крещения имеющими силу. Насколько данное предание соответствует действительности, сказать сложно. Во всяком случае оснований однозначно принимать его за истину нет.

Известно, что детство святителя затронуло эпоху кровавых гонений на христиан. Может быть он или его родители (если они были христианами) ощутили последствия Диоклетианова гонения на себе.

Обширный кругозор общих знаний и знаний относительно предметов христианской веры и нравственности дают основания считать, что в юности Афанасий получил превосходное светское образование, и был наставлен в истинах Священного Писания и Предания.

Он достаточно рано приобщился к клиру Александрийской Церкви. В течении шести лет исполнял обязанности чтеца, а затем был возведен в диаконское достоинство. Этот период его жизни совпал с распространением одной из самых опасных и разрушительных ересей — арианством.

Афанасий был близок духовно Александрийскому епископу Александру, и когда тот отправился на Первый Вселенский Собор, он взял Афанасия с собой.

Епископская деятельность

По смерти епископа Александра, наступившей, по разным оценкам, в 326 или 328 году, осиротевшую Александрийскую кафедру занял Афанасий. К тому времени он был известен как человек твердой веры.

Его идейные противники, ариане, впоследствии утверждали, будто он был избран с нарушением канонических правил, меньшинством голосов, но это было не так. Ложь и клевета в отношении Афанасия служили одними из самых распространенных приемов, используемых против него еретиками. В дальнейшем они выдвигали обвинения, одно нелепее другого.

Помимо трудностей, связанных с борьбой с арианством, святителю приходилось сталкиваться и со следствиями мелитианского раскола.

Спустя некоторое время после I Вселенского Собора арианстующие иерархи, прибегнув к лицемерному смирению и формально выраженному согласию с учением Вселенской Церкви, нашли подход к императору Константину и добились у него разрешения возвратиться из ссылок.

Евсевий Никомидийский, воспользовавшись ситуацией, призвал Афанасия Александрийского принять в общение родоначальника ереси — нечестивого богохульника и еретика, Ария. Святитель, как и следовало ожидать, ответил отказом, хорошо понимая, что слова ариан о согласии с Церковью — только слова.

Тогда евсевиане вступили против него в открытую борьбу. Для этой борьбы они объединились с мелитианами. Сознавая, что бороться с ортодоксальным святителем на почве богословия бессмысленно, так как это вскрыло бы подлинное отношение ариан к Никейскому Символу Веры, они сосредоточили усилия на дискредитации его личности.

Для этого они прибегли к надуманным и весьма экзотическим обвинениям: в незаконном обременении Афанасием египтян льняным налогом; поставках золота заговорщику и мятежнику Феломену; безнравственном, аморальном поведении; бесчинстве (будто бы по приказанию Афанасия был избит пресвитер Исхира, опрокинут престол в храме, разбита Чаша, сожжены книги).

В результате нападок Афанасий был вынужден лично встретиться с императором, что он и сделал. Вопреки желанию еретиков, ему удалось оправдаться и вскрыть всю нелепость этих огульных обвинений.

Однако враги Афанасия не торопились отказываться от ненависти и борьбы. На сей раз они прибегли к более изощренному обвинению: распространили слух, довольно странный, будто Афанасий злодейски убил епископа Арсения. В качестве доказательства они демонстрировали руку «убитого» архиерея. И это не взирая на то, что в действительности епископ Арсений был жив и скрывался в одном отдаленном монастыре.

Осуждение и преследования

Несмотря на очевидность лживости обвинений, тень на Александрийского святителя была брошена. Вскоре враги добились у императора вызова Афанасия на Собор в Тире, от которого, учитывая настрой большинства предполагавшихся участников, нельзя было ожидать ничего хорошего. Так и произошло. Афанасий Александрийский был низложен с кафедры и осужден на изгнание.

Между тем, в ноябре 335 года он был торжественно встречен в Тире. Из изгнания он писал к своей пастве, а верующие, в свою очередь, не оставляли попыток добиться возвращения любимого святителя.

В 336 году при загадочных обстоятельствах умер Арий, что расценивалось верующими как суд Божьей Правды, а в 337 году последовала смерть императора Константина.

Возвращение из ссылки

После этих событий Афанасий был возвращен из ссылки на Александрийскую кафедру, старанием Константина младшего. На пути он имел встречу с императором Констанцием. Жители Александрии встретили его с радостными криками.

Но ариане и мелетиане вновь воспламенились желанием низложить святителя. На сей раз против него выдвинули обвинение, что он взошёл на Александрийскую кафедру без специального решения Собора, единственно по разрешению императора.

Святой Афанасий собрал Собор, состоявший почти из 100 епископов. Это Собор отверг обвинения, однако ариане не успокоились и продолжали интриговать.

Евсевиане, составившие Собор в Антиохии около 340 года, избрали на Александрийскую кафедру другого епископа, Григория Каппадокийца, который, затем, был возведен на архиерейский престол при помощи гражданской власти и военной силы.

Афанасий был вынужден скрыться. Первое время он прятался в окрестностях Александрии, а затем отправился в Рим, где на тамошнем Соборе 341 года был признан невиновным и оправдан. Здесь он провел около трех лет, не теряя связи со своей паствой.

В 343 году он отправился в Галлию, а оттуда — на Собор в Сердику. Собор подтвердил его невиновность. Однако вернуться он не мог, так как евсевиане, настроившие против него императора Констанция, добились запрета на его возвращение.

И лишь в 345 году, после смерти Григория Каппадокийца, Констанций, побуждаемый сторонниками Афанасия, согласился с его возвращением на Александрийскую кафедру. В октябре 346 года страдалец прибыл в Александрию.

Через несколько лет, а особенно после 353 года, в связи с изменением политической ситуации в стране, гонения повторились.
В 357 году Александрийская кафедра была передана арианствующему еретику Георгию Каппадокийцу.

Афанасий же вынужден был перейти на полулегальное положение. Императорские власти разыскивали его всюду, но ему удавалось менять места пребывания, путая след.

Ситуация исправилась после 361 года, со смертью императора Констанция и убийством Георгия Каппадокийца.

На следующий год святой Афанасий вновь вернулся на кафедру. Он приложил массу усилий, чтобы очистить церковь от последствий насилия ариан.

Между тем новый правитель, Юлиан, не желал видеть в Александрии столь сильного пастыря, и в 362 году Афанасий опять оставил этот город, опять стал скитальцем.

После смерти Юлиана на престол взошёл Иовиан. Афанасий был восстановлен в правах. Но вскоре Иовиан умер и на престол взошёл Валент, симпатизировавший арианам. Начались преследования Православных епископов.

Афанасий снова покинул Александрию и скрылся. Однако поднимаемые народом волнения привели к тому, что Валент разрешил ему вернуться и приказал оставить его в покое.

В 366 году Афанасий был торжественно встречен александрийцами.

Оставшиеся годы своей жизни он посвятил управлению паствой и утверждению Православия. Сердце святого остановилось 2-го мая (возможно, в ночь со 2-го на 3-е мая) 373 года.

Тропарь святителю Афанасию Великому, глас 3

Столп был еси православия, / Божественными догматы подтверждая Церковь, / священноначальниче Афанасие: / Отцу бо Сына Единосущна проповедав, / посрамил еси Ария. / Отче преподобне, / Христа Бога моли // даровати нам велию милость.

Кондак святителю Афанасию Великому, глас 2

Православия насадив учения, / злославия терния изсекл еси, / умножив семя веры одождением Духа, преподобне, // темже тя поем, Афанасие.

Тропарь святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4

Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не отстави милость Твою от нас, / но молитвами их // в мире управи живот наш.

Ин тропарь святителям Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским, глас 3

Делы возсиявше православия, / все погасившие злославие, / победителие, победоносцы бысте, / благочестием вся обогативше, / Церковь вельми украсивше, / достойно обретосте Христа Бога, // дарующаго нам велию милость.

Кондак святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4

Священноначальницы величайшии благочестия / и доблии поборницы Церкве Христовы, / вся соблюдите, поющия: / спаси, Щедре, // верою чтущия Тя.

Кондак святителю Афанасию Александрийскому, глас 2

Православия насадив учения, / злославия терпение изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне, // темже тя поем, Афанасие.

Краткое житие святителя Афанасия. Почитание святых

Краткое житие святителя Афанасия. Почитание святых

ВикиЧтение

Почитание святых
Михалицын Павел Евгеньевич

Содержание

Краткое житие святителя Афанасия

Святитель Афанасий III Пателарий[16] родился в 1597 г. в Ретимноне на острове Крит. Происходил из знатного рода, связанного с византийской династией Палеологов; отец его, Григорий, был ученым, философом и публицистом, а старший брат Евстафий – врачом. До 26 лет Афанасий Пателарий жил на Крите, который находился под властью венецианцев; получил образование в монастыре Аркадиу, хорошо знал философию, древнегреческий, латинский, еврейский, арабский и итальянский языки. Монашество принял в критском подворье Синайского монастыря и вскоре прославился в Кании (совр. Ханья), одном из городов острова, как выдающийся проповедник и толкователь Священного Писания. В 1626 г. Афанасий Пателарий был назначен учителем в Валахию, где по поручению Константинопольского Патриарха Кирилла I Лукариса перевел с еврейского языка на новогреческий Псалтирь. Патриарх Кирилл вызвал своего земляка Афанасия Пателария в Константинополь и назначил проповедником при Константинопольском Патриархате. В 1631 г. Афанасий Пателарий был рукоположен во митрополита Фессалоник. Чтобы покрыть огромные долги своей кафедры, он обращался за помощью к царю Михаилу Феодоровичу. После того как патриарх Кирилл II Кондарис, добившийся низложения Кирилла Лукариса, сам был низложен и сослан (1633), в феврале 1634 г. Афанасий Пателарий был избран патриархом Константинопольским; интронизация его состоялась 25 марта, но уже через несколько дней он уступил престол вернувшемуся из ссылки Кириллу Лукарису и удалился на Афон; на месте его кельи впоследствии возник русский скит апостола Андрея.


После вторичного низложения Кирилла I (1635) Афанасий Пателарий уехал в Италию, где жил в Анконе и Венеции и получил от папы предложение стать кардиналом в том случае, если подпишет католический символ веры. Вскоре Афанасий Пателарий был призван своими сторонниками в Константинополь, где в 1637 г. патриархом вновь стал Кирилл Лукарис. После его мученической кончины (26 июня 1638) Афанасий Пателарий был претендентом на Патриарший престол; в августе 1639 г. новый патриарх Парфений I (1639–1644) потребовал от него отречься от Патриаршего титула и вернуться на Фессалоникийскую кафедру. За долги митрополии святителю Афанасию пришлось претерпеть заключение; в это время он дважды обращался за милостыней к русскому царю. В 1643 г. Афанасий Пателарий отправился в Россию, но по дороге заболел и остановился в Молдавии у господаря Василия Лупу, откуда вновь обратился в Москву с просьбой о милостыне. В г. Галаце он устроил обитель святителя Николая в качестве подворья Синайского монастыря великомученицы Екатерины. В 1652 г. святитель Афанасий вернулся в Константинополь и вторично занял Патриарший престол. Пробыв на кафедре также всего несколько дней, в июле 1652 г. он добровольно отрекся от престола. 8 октября 1652 г. он навсегда покинул Константинополь; побывав в Яссах у господаря Василия Лупу, затем в Чигирине у гетмана Богдана Хмельницкого, святитель Афанасий отправился в Москву с грамотами русскому царю от этих правителей. 16 апреля 1653 г. он прибыл в Москву и 22 апреля был принят царем Алексеем Михайловичем. В Москве он проживал на Кирилловском подворье, совершал богослужения в Новоспасском монастыре, в Спасском соборе Теремного дворца; в июне 1653 г. посетил Троице-Сергиев монастырь.

Несколько раз Афанасий Пателарий обращался к царю с челобитными о милостыне, и государь щедро одаривал святителя. Афанасий Пателарий оказал влияние на церковные исправления, которые проводил Патриарх Никон.

В конце декабря 1653 г. святитель Афанасий выехал из Москвы обратно в Молдавию, чтобы поселиться в Никольском монастыре в Галаце. По дороге он гостил в Чигирине у Богдана Хмельницкого. В феврале 1654 г. он остановился в Мгарском Преображенском монастыре близ г. Лубны (совр. Полтавская обл.), где в среду на Фоминой седмице преставился. Он был погребен игуменом монастыря под амвоном Преображенского храма по восточному обычаю сидящим на троне. 1 февраля 1662 г. в присутствии посетившего Лубенскую обитель Газского митрополита Паисия Лигарида, которому, по его словам, святитель Афанасий явился во сне, состоялось обретение нетленных мощей святителя. Святые мощи были облачены в новые ризы и помещены в специально сооруженную раку. После этого события Афанасий Пателарий стал являться многим во сне, благословляя, наставляя и исцеляя болящих; многочисленные исцеления происходили и от гробницы святого.

В 1672 г. известие об обретении нетленных мощей святителя Афанасия и о происходивших от них чудотворениях было получено в Москве.

В 1818 г. Полтавский епископ Мефодий (Пишнячевский) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о канонизации Афанасия Пателария. Ходатайство Полтавского архиерея было отклонено, однако почитание святителя и запись происходивших по молитвам к нему чудес продолжались. Окончательно почитание святителя Афанасия было принято в Русской Православной Церкви в конце XIX в.

В 30-х гг. XX в., после упразднения Мгарского Преображенского монастыря, мощи святителя Афанасия были перевезены в Харьков и с тех пор покоятся в харьковском Благовещенском кафедральном соборе. С именем этого угодника Божия связана чудотворная икона Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех утешение»[17].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Житие святого отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского

Житие святого отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского
Святой Афанасий Великий, — сей живой и бессмертный образ добродетели и богоугодной жизни, родился в знаменитой столице Египта Александрии [1]. Родители его были христиане, — люди благочестивые и

Житие преподобного отца нашего Афанасия затворника 15 (2) декабря

Житие преподобного отца нашего Афанасия затворника
15 (2) декабря
Он по смерти воскрес, прожил в затворе двенадцать лет и сказал братиям три полезные слова. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Это слово Свое, сказанное о Лазаре

Житие преподобного Афанасия Печерского

Житие преподобного Афанасия Печерского
«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоан.11:25). Исполнил Спаситель сие слово, сказанное о Лазаре четверодневном, и на преподобном отце нашем Афанасии — затворнике Печерском, желая, чтобы и мы исполнили

Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского

Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского
Преподобного Афанасия [1], достойного бессмертных похвал к смертной человеческой жизни произвел город Трапезунт [2]. В обучении книгам его возрастила Византия (Константинополь [3]), а обитель Кименская [4] и гора

Житие святого отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского

Житие святого отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского
Святой Афанасий Великий, — сей живой и бессмертный образ добродетели и богоугодной жизни, родился в знаменитой столице Египта Александрии [1]. Родители его были христиане, — люди благочестивые и

Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского

Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского
Преподобного Афанасия [1], достойного бессмертных похвал к смертной человеческой жизни произвел город Трапезунт [2]. В обучении книгам его возрастила Византия (Константинополь [3]), а обитель Кименская [4] и гора

Житие преподобного Афанасия Печерского

Житие преподобного Афанасия Печерского
«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоан. 11:25). Исполнил Спаситель сие слово, сказанное о Лазаре четверодневном, и на преподобном отце нашем Афанасии — затворнике Печерском, желая, чтобы и мы исполнили

1027. Краткое слово ищущей тишины и покоя. Скромный отзыв о себе святителя

1027. Краткое слово ищущей тишины и покоя. Скромный отзыв о себе святителя
Милость Божия буди с вами! Вы теперь в Ельце, или уж воротились? Да будет вам во благо сие путешествие! В скит решаетесь? Бог благословит! И тут область святителя Тихона: молитвы его да покрывают вас от

Краткое житие святителя Николая

Краткое житие святителя Николая
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патары[1] Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых

Чудеса и исцеления по молитвам святителя Афанасия, угодника Божия

Чудеса и исцеления по молитвам святителя Афанасия, угодника Божия
В XIX в. при мощах святителя Афанасия получила исцеление прибывшая из Москвы княгиня Волконская. Она была убеждена приехать в Лубны троекратным повелением, слышанным ею во сне, и видением обители, стоящей

Краткое житие святителя Николая

Краткое житие святителя Николая
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патары Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей

Житие святого отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского

Житие святого отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского
Святой Афанасий Великий, сей живой и бессмертный образ добродетели и богоугодной жизни, родился в знаменитой столице Египта Александрии.[46]Родители его были христиане– люди благочестивые и

Житие преподобного и богоносного отца нашего Афанасия

Житие преподобного и богоносного отца нашего Афанасия
Этого небесного человека, земного ангела, бессмертных похвал достойного мужа, в смертную жизнь ввел великий город Трапезунд, в науках возрастил Константинополь, а явили в нем жертву Богу Кимин и Афон. Родители его

Житие преподобного Афанасия Печерского

Житие преподобного Афанасия Печерского
«Яесмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоан.11:25). Исполнил Спаситель сие слово, сказанное о Лазаре четверодневном, и на преподобном отце нашем Афанасии — затворнике Печерском, желая, чтобы и мы исполнили

Святой Афанасий | Биография и факты

Св. Афанасий

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
c.293
Александрия
Египет
Умер:
2 мая 373 г.
Александрия
Египет
Предметы изучения:
христология
ранняя церковь
Роль в:
Совет Сардики
Синод Александрии

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Святой Афанасий , также называемый Святой Афанасий Александрийский или Святой Афанасий Апостольский , (род. ок. 293, Александрия — умер 2 мая 373 года, Александрия; праздник 2 мая), богословский церковный государственный деятель и национальный лидер Египта. Он был главным защитником христианской ортодоксии в битве 4-го века против арианства, ереси о том, что Сын Божий был созданием, подобным, но не той же субстанции, что и Бог-Отец. Его важные работы включают Житие св. Антония , О воплощении , и Четыре речи против ариан .

Жизнь и основные труды

Афанасий получил философское и богословское образование в Александрии. В 325 году он был диаконом епископа Александрийского Александра на Никейском соборе. Признанный богослов и подвижник, Афанасий был очевидным кандидатом на место Александра, когда тот умер в 328 году. Первые годы его епископства были посвящены посещению его обширного патриаршества, включавшего весь Египет и Ливию. В это время он установил важные контакты с коптскими монахами Верхнего Египта и их предводителем св. Пахомием. Вскоре началась борьба с империалистическими и арианскими церковниками, которая заняла большую часть его жизни. Он использовал политическое влияние против мелетиан, последователей раскольнического епископа Мелетия Ликопольского, которые отказались от планов, сделанных в Никее для их воссоединения с церковью, но он опроверг конкретные обвинения в жестоком обращении с арианами и мелетианами перед враждебным собранием епископов в Тире (в современном Ливане) в 335 г., который он отказался признать генеральным советом церкви. Когда обе стороны встретились с императором Константином в Константинополе в 336 году, Афанасия обвинили в том, что он угрожал помешать поставкам зерна из Египта, и без какого-либо формального суда Константин сослал его в Рейнскую область.

Смерть императора в 337 г. позволила Афанасию вернуться в Александрию, но сын Константина Констанций, император Востока, возобновил приказ об изгнании в 338 г. Афанасий укрылся в Риме под защитой брата Констанция Константа, императора Запада. В Александрии был поставлен арианский епископ Григорий. Однако Афанасий поддерживал связь со своей паствой посредством ежегодных праздничных писем , в которых объявлялось о дате Пасхи. Папа Юлий I тщетно писал от его имени, и генеральный собор, созванный в 343 г., не увенчался успехом — только западные и египетские епископы встретились в Сердике (современная София, Болгария), и их призыв к Афанасию не был принят на Востоке. Однако в 346 году влияние Константа обеспечило ему возвращение в Египет, где его приветствовали как популярного героя.

Затем последовало «золотое десятилетие» мира и процветания Афанасия, в течение которого он собирал документы, касающиеся его изгнаний и возвращений в Апология против ариан . Тем не менее, после смерти Константа в 350 г. и последовавшей за ней гражданской войны Констанций, как единоличный император, возобновил свою проарианскую политику. Вновь против Афанасия были предъявлены политические обвинения, повторилась его ссылка, а в 356 г. была предпринята попытка арестовать его во время всенощной службы. На этот раз он удалился в Верхний Египет, где находился под защитой в монастырях или дружеских домах. В ссылке он завершил свою большую богословскую работу Четыре речи против ариан и защищал свое поведение в Извинениях перед Констанцием и Извинениях за его бегство . Настойчивость императора и сообщения о гонениях в Александрии при новом арианском епископе Георгии побудили его в более жестокой «Истории ариан» рассматривать Констанция как предшественника антихриста.

Смерть Констанция, за которой последовало убийство непопулярного Георгия в 361 году, позволили Афанасию снова с триумфом вернуться на свою кафедру. В 362 г. он созвал Александрийский собор, на котором призвал к единству единоверцев, но отличающихся терминологией. Таким образом, был подготовлен путь для ортодоксального учения о Троице — «трех Лиц в одной субстанции», — которое подчеркивает различия в Божестве больше, чем это обычно делал Афанасий. Новый император Юлиан Отступник довольно раздраженно приказал Афанасию покинуть Александрию, и он снова поплыл вверх по Нилу, оставаясь в изгнании в Верхнем Египте до смерти Юлиана в 363 году. больше, но на этот раз популярный епископ просто переехал на окраину Александрии на несколько месяцев, пока местные власти не убедили императора передумать. Наконец, Афанасий провел в мире несколько лет перед своей смертью в 373 г.

Другие работы

Апологетический труд Афанасия, состоящий из двух частей, Против язычников и Воплощение Слова Божьего , завершенный около 335 г., был первым великим классиком развитого греческого православного богословия. В системе Афанасия Сын Божий, вечное Слово, через которое Бог сотворил мир, вошел в мир в человеческом образе, чтобы вернуть людей к гармонии, от которой они отпали. Афанасий резко выступил против арианства, для которого Сын был меньшим существом, и приветствовал определение Сына, сформулированное на Никейском соборе 325 г. : «единосущный Отцу».

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Среди других важных работ Афанасия Послания [к Сарапиону] о божественности Святого Духа и Житие св. Антония , которое вскоре было переведено на латынь и во многом способствовало распространению аскетического идеала в Восток и Запад. От проповедей и библейских комментариев остались только фрагменты. Однако сохранилось несколько более кратких богословских трактатов и ряд писем, в основном административных и пастырских. Особый интерес представляет письмо к Эпиктету (епископу Коринфскому), предвосхищающее будущие споры в защиту человечества Христа, и письмо к Драконтию, призывающее монаха покинуть пустыню для активных трудов епископата.

Точность мысли, неутомимая энергия в защите своих убеждений и свободы церкви и (в известных пределах) широта понимания обеспечили Афанасию важное место среди учителей и руководителей церкви, и, как египетскому патриоту , он также является значимой фигурой в истории своей страны.

Эдвард Р. Харди

Святой Антоний Египетский | Биография, монашество и факты

«Святой Антоний»

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
c.251
Египет
Умер:
17 января 356 года?
Дайр Мари Антониос
Египет
Предметы изучения:
монашество

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

прп. Антония Египетского , также называемый Святой Антоний Великий, Антоний, также называемый Антонием или Антониосом , (родился около 251 г., Кома, недалеко от Аль-Минья, Гептаномис [Средний Египет], Египет — умер 17 января?, 356 г. , скит Дайр Мари Антониос, у Красного моря; день памяти 17 января), религиозный отшельник и один из первых отцов-пустынников, считающийся основателем и отцом организованного христианского монашества. Его правило (книга обрядов) представляло собой одну из первых попыток систематизировать правила монашеской жизни.

Ученик св. Павла Фивейского, Антоний начал заниматься аскетической жизнью в возрасте 20 лет и через 15 лет удалился для абсолютного уединения на гору у Нила под названием Писпир (ныне Дайр аль-Маймун), где он жил примерно с 286 по 305 год. В ходе этого ретрита он начал свою легендарную битву с дьяволом, выдержав ряд искушений, известных в христианском богословии и иконографии. Около 305 г. он вышел из своего уединения, чтобы наставлять и организовывать монашескую жизнь отшельников, которые подражали ему и обосновались поблизости. Когда гонения на христиан закончились после Миланского эдикта (313 г.), он переехал на гору в Восточной пустыне, между Нилом и Красным морем, где до сих пор стоит монастырь Дайр Мари Антониос. Там он и оставался, принимая посетителей и при случае переходя через пустыню в Писпир. Он дважды отваживался отправиться в Александрию, в последний раз (ок. 350 г.), чтобы проповедовать против арианства, еретического учения, утверждающего, что Христос-Сын не имеет той же сущности, что и Бог-Отец.

Первые монахи, последовавшие за Антонием в пустыню, считали себя авангардом божьего воинства и, постясь и совершая другие аскетические практики, стремились достичь того же состояния духовной чистоты и свободы от искушений, которое они видели реализованным в Антонии. Духовные сражения Антония с тем, что он считал силами зла, превратили его жизнь в одну долгую борьбу с дьяволом. По свидетельству святителя Афанасия, епископа Александрийского, нападение диавола на Антония принимало форму видений, то соблазнительных, то ужасных, переживаемых святителем. Например, иногда диавол являлся в образе монаха, несущего во время поста хлеб, или в виде диких зверей, женщин или воинов, иногда избивая святого и оставляя его в мертвом состоянии. Антоний перенес множество таких нападений, и те, кто их видел, были убеждены, что они были реальными. Всякое видение, вызываемое сатаной, отталкивалось горячей молитвой и покаянными делами Антония. Столь экзотичными были видения и столь стойким было терпение Антония, что тема его искушений часто использовалась в литературе и искусстве, особенно в картинах Иеронима Босха, Матиаса Грюневальда, Макса Эрнста, Поля Сезанна и Сальвадора Дали, а также в роман Искушение святого Антония (1874) Гюстава Флобера.

Из этих душевных борений Антоний вышел как здравомыслящий и разумный отец христианского монашества. Правило, которое носит его имя, было составлено из сочинений и речей, приписываемых ему в Жизни святого Антония святым Афанасием и Apophthegmata patrum , и все еще соблюдалось в 20 веке рядом коптских и армянских монахов. .

Популярность Антония как святого достигла апогея в Средние века. Орден госпитальеров св. Антония был основан недалеко от Гренобля, Франция (ок. 1100 г.), и это учреждение стало центром паломничества для лиц, страдающих болезнью, известной как огонь св. Антония (или эрготизм). Госпитальеры в черных мантиях, звонящие в колокольчики во время сбора милостыни, были обычным явлением во многих частях Западной Европы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts