Житие вера надежда любовь и их мать софия: Страдание святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии / Православие.Ru
Содержание
история святых мучениц, православное житие, значение имен, где находятся мощи, в чем помогают, когда день Ангела
Полезные материалы
Акафист Семистрельной (Умягчение злых сердец) иконе Божией Матери
Образы «Семистрельная» и «Умягчение злых сердец» похожи, однако есть некоторые отличия.
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Содержание страницы
- Житие святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
- Значение имён
- Полезные материалы
- Гонения на христиан
- Встреча с императором
- История страданий
- Кончина Софии
- Судьба мощей
- Когда день Ангела у тех, кто носит эти имена
- В чем помогает молитва к святым мученицам
- Тропарь, кондак, величание
- Акафист
- Молитва
- Похожие статьи
Житие святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София
Вера, Надежда, Любовь – эти имена стали синонимами беззаветной веры в Христа, любви к Нему и негаснущей надежды на вечную жизнь в Царствии Его.
Значение имён
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София жили в Риме во II в.н.э. Когда произошли эти страшные события, старшей из сестёр — Пистис было двенадцать лет, Элпис – десять, а младшей Агапэ всего девять. В русской транскрипции эти имена звучат как Вера, Надежда и Любовь.
София («мудрость») была христианкой, она чтила заповеди Божии, постоянно молилась, держала посты и прививала своим дочкам любовь к Христу. Дети росли и впитывали в себя тот благочестивый образ жизни, который вела их мать. Они знали апостольские книги, были прилежны в занятиях и усердны в молитве.
Полезные материалы
Девочки были трудолюбивы и во всём помогали матери, выполняя домашнюю работу. Они были красивы и благоразумны, и на эту христианскую семью вскоре обратили внимание и всюду стали о них говорить.
Гонения на христиан
В это время во главе римлян стоял Адриан, проповедовавший язычество, суть которого заключалась в поклонении множеству различных богов. Язычество было главной религией в стране, а христианство было под запретом, потому что власти Рима боялись, что новое учение разрушит их привычные традиции. К тому же христианские идеи смирения и простоты, знать, погрязшая в роскоши и разврате, не могла принять.
Однако новая вера всё же стала распространяться среди низших слоёв народа. И этот факт сыграл негативную роль в отношении аристократии к новой религии – знать презрительно относилась к низшим слоям общества, а рабов вообще считала «говорящей вещью», поэтому эту религию стала считать «религией рабов». Кроме того, рабов в Риме было принято казнить распятием на кресте – и эта смерть считалась позорной. Отсюда ещё одна причина неприятия верхами христианской религии.
Первые христиане в Римской империи тайно собирались в глухих местах, чтобы совершить обряд и помолиться. На них начались гонения. Самое удивительное, что причиной этих гонений стало то, что христиане, якобы, были человеконенавистниками.
Современным людям это сложно понять, ведь в наше время христианство соотносится с состраданием и милосердием. Но для изнеженной и развращённой римской знати, проводившей время в бесконечных пирах и развлечениях, идеи христианства, которое призывало ненавидеть грех и зло в человеке и бороться с ними, считались дикостью.
Встреча с императором
Святая мученица София
Когда до императора дошли слухи о благочестивой христианской семье, поклоняющейся только одному Богу, он был возмущён и повелел привести этих людей во дворец, хотя они и не проповедовали запрещённую религию и никому её не навязывали.
Адриан предложил Софии и дочерям отречься от веры. Взамен он предложил им жизнь, но услышал отказ, который поразил его до глубины души. Он долго уговаривал женщину, призывая её подумать о дочерях, но София не соглашалась. Тогда Адриан отпустил их домой, дав время на раздумья, сказав при этом, что в случае очередного отказа дети будут казнены.
Интересный факт
Девочки были еще совсем юными: Вере было 12, Надежде – 10, а младшей Любови – 9 лет.
Когда София с дочерьми снова были приведены к императору, он предложил им вознести жертву богине Диане. Это просто: надо всего лишь положить на алтарь богини Дианы зёрна пшеницы. И все останутся живы. Но мать и её дочери не стали совершать обряд язычников. Они ответили императору Адриану:
«У нас есть Бог Небесный, Его детьми мы и желаем остаться, нет никаких других Богов!»
и стали молиться Христу.
История страданий
Но Адриан продолжал настаивать. Он обратился к Вере:
«Принеси жертву великой богине Диане».
Когда девочка отказалась, её раздели и стали бить. Палач избивал Веру, но она стойко переносила удары. Тогда палач принёс железную решётку и поставил её на огонь. Когда решётка раскалилась докрасна, на неё положили связанную девочку. Но, по воле Господа, она не обожглась.
Это чудо ввергло всех в сильное изумление. Невредимую девочку поместили в чан с бурлящей смолой, но и в нём она не сварилась, как все ждали, а продолжала молиться Христу. И тогда Адриан, не зная, как ещё можно заставить её отречься от веры, приказал обезглавить девочку.
После казни Веры, император обратился ко второй сестре Надежде и предложил ей не терпеть те муки, какие только что перенесла её сестра, а признать Диану богиней. Но и Надежда отказалась предать свою веру, и была истерзана так же, как и сестра. Её били, мучили и огнём и кипящей смолой, но не смогли сломить. Как и Веру, Надежду обезглавили.
В третий раз, уже третьей сестре, самой младшей – Любови, предложил жестокий царь отречься от Христа, и в третий раз получил отказ. Любовь привязали к колесу, растянув так, что выскочили суставы, и стали бить палкой. От её крови земля вокруг стала мокрой. Но она молчала, и это ещё больше злило мучителей. Тогда её бросили в печь, из которой выплеснулось пламя, обжигая окружающих, но девочка осталась нетронутой огнём. После всех этих издевательств, ребёнок был обезглавлен.
Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Икона Византийского стиля. Датировка неизвестна.
Народ, наблюдающий за казнью, роптал. Многим была отвратительна звериная жестокость императора, а многие не понимали мать, отдавшую своих детей на страшные мучения. Ведь если бы она принесла жертву Диане, она спасла бы своих детей от смерти! Язычникам, действительно, была непонятна логика этой женщины. Но София понимала, что если она спасёт детей сейчас, предав веру, то навсегда закроет перед ними дверь в вечную загробную жизнь и обречёт их на вечные муки в Аду.
Кончина Софии
Сердце матери, наблюдавшей за мучениями своих детей, страдало от нечеловеческой боли. Она хотела умереть вместе с ними, но жестокий император счёл такую смерть слишком лёгкой. Ей была уготована иная участь – страдания не телом, а душой и сердцем за детей своих, а через них за Христа. Ей отдали растерзанные тела дочерей, и она повезла их в телеге на кладбище, чтобы похоронить в полном одиночестве, где и осталась, совершив погребение. Через три дня она умерла от горя.
Судьба мощей
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София особенно почитаемы во французском городке Эшо. Именно сюда в 777 г. в церковь св. Трофима из Рима была доставлена часть мощей святых сестёр. Однако в неспокойные революционные годы они были уничтожены обезумевшей от вседозволенности толпой, а монастырские строения были распроданы и затем разрушены. Только в конце XIX в. церковь св. Трофима была восстановлена.
Церковь святого Трофима в городе Эшо
Апрель
1938 года
В г. Эшо из Рима вновь были доставлены частицы мощей св. Софии, к которым со всего света сегодня стекаются люди.
Иконография
Почитание святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии началось в I-e вв. н.э., следовательно, их иконография также довольно древняя. Каждый век вносил свои изменения в иконописное мастерство, но изображения св. мучениц оставалось практически неизменным, лишь с разными деталями в данных образах: одежда, что держат в руках, с какими святыми изображены.
Сохранилась икона в Византийском стиле, где София изображена с крестом и свитком, а возле неё дочери. Дошла до нашего времени икона Новгородской иконописной школы XVI в., где София с поднятыми руками, словно пытается обнять дочерей и укрыть их от беды.
Широко известна икона XVII в. Карпа Золотарёва, находящаяся в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. На ней св. София держит за плечо свою младшую дочь Любовь. Святых мучениц изобразил также и Васнецов на своём триптихе «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)».
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София. Икона Смоленского собора Новодевичего монастыря, Москва. 1685
Когда день Ангела у тех, кто носит эти имена
День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии празднуется 30 сентября. А все, кто крещен в честь этих святых, отмечают в этот день свой День Ангела.
В чем помогает молитва к святым мученицам
В своих молитвах женщины просят святых о взаимопонимании родителей и детей, о защите подростков от негативного воздействия взрослого общества с его многочисленными соблазнами, о рождении детей и об их здоровье, о поддержке в трудный час.
Вы же, я́ко дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу иму́ще, моли́тися за ны, во е́же изба́витися нам грехо́в и скорбе́й… (из Акафиста).
Жизнь и гибель святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии — это яркий пример того, что человек с верой в душе может превозмочь любые тяготы, в том числе физические страдания.
Автор: Наталья Олива.
Свв. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София
Тропарь, кондак, величание
Акафист
Молитва
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
Сайт храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии г. Курска
Читать жития святых для детей. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (день памяти — 30 сентября)
Давным-давно, в начале II века, в Риме жила вдова-христианска по имени София. Своих дочерей София воспитывала в любви ко Христу и дала им имена в честь главных христианских добродетелей — Вера, Надежда и Любовь. В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа, а вдова и ее дочери не скрывали своей веры. Слух об их семействе дошел до императора Адриана, и тот велел привести их к нему. Понимая, куда и зачем их ведут, мать и дочери горячо молились Господу, чтобы дал им силы пострадать за Него, не испугаться предстоящих мук и достойно встретить смерть за святую христианскую веру.
И когда святые предстали перед императором, всех присутствовавших изумило их спокойствие — как будто они явились на светлое торжество, а не на истязания.
— Не опасайтесь никакого зла, — говорила дочерям София, — Бог не отступит от вас, Он Сам обещал верующим в Него, что мать скорее забудет свое дитя, чем Он забудет Своих людей.
Нечестивый царь по очереди призывал дочерей Софии и настойчиво требовал принести жертву языческой богине Артемиде.
— Дети мои, я всей душой полюбил вас! — льстиво промолвил Адриан, стараясь говорить мягче и ласковее. Пусть эти дети поверят, что он им не враг, а друг. — Поверьте, я по-отечески люблю вас. Что стоит вам поклониться богам?
И хотя дочери были совсем юными (Вере было 12, Надежде — 10 и Любови — 9 лет), они оставались непреклонны и неустрашимо объявили себя христианками.
— Наш отец — Господь, — твердо отвечали они, — и мы Его дети. За Него мы готовы умереть! Ему Единому мы поклоняемся, а твои боги, государь, всего лишь идолы, деревяшки. ..
— Это наши-то боги? Ах вы упрямицы! Что ж, я заставлю вас почитать наших богов! Вы узнаете всю силу моего гнева!
Безумный царь приказал палачам жестоко истязать детей.
Их пытали одну за другой, сначала старшую — Веру, потом среднюю — Надежду, и напоследок младшую — Любовь. Но Господь показывал на них Свою силу и славу — они оставались живы, несмотря на истязания. И наконец пытки кончились — их усекли мечом.
Софию ждала другая страшная участь: она должна была смотреть на страдания и казнь своих детей. Мать подбадривала своих дочерей так, что те терпеливо приняли свои мучения. Нечестивый царь Адриан надеялся, что ему удалось сломить Софию. В самом деле, каково матери пережить смерть своих детей! Но София стояла над телами казненных дочерей, и взгляд ее был спокоен, светел и непоколебим. Лишь ее черные волосы теперь были белы, как снег…
Похоронив детей своих, она не отходила от их могилы, молясь непрестанно. И на третий день после их кончины сама упокоилась вечным сном, соединившим ее с детьми в Царстве Бога Живаго.
Мощи святой Софии и ее дочерей с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо (Франция).
Сколько испытаний выпало на долю хритстиан за две с половиной тысячи лет с тех пор, как явился в мир Спаситель! Но вера, надежда и любовь к Богу не покидают нас никогда. И, как прежде, так и теперь христиане стремятся жить во Христе, а если надо — и умереть за Него.
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и София, молите Бога о нас!
ВИДЕО. МУЛЬТКАЛЕНДАРЬ
Страсти святых мучениц Веры, Надежды и Любви и их матери Софии
Во времена нечестивого римского императора Адриана в Риме жила вдова итальянского происхождения по имени София, имя которой означает мудрость. Она была христианкой и по имени своему жила мудро, показывая ту мудрость, которую восхваляет апостол Иаков, говорящий: «Мудрость, которая свыше, сперва чиста, потом миролюбива, кротка и умилостивительна, полна». милости и добрых плодов. Эта мудрая госпожа София, живя в порядочном браке, родила трех дочерей, которых назвала в честь трех великих добродетелей. Первую назвали Верой, вторую Надеждой, а третью Любовью, ибо что рождает христианская мудрость, как не богоугодные добродетели?
Подробнее…
Вскоре после рождения трех дочерей София овдовела. Живя благочестиво, она угодила Богу молитвой, постом и милостыней. Она воспитала трех своих дочерей так, как подобает мудрой матери, чтобы они, будучи тезками добродетелей, могли воистину приобрести те черты, имена которых носили. Возмужав, они умножились в добродетели и хорошо усвоили книги пророков и апостолов. Они привыкли слушать слова своих учителей и усердно занимались духовным чтением, молитвой и домашними делами. Более того, они во всем подчинялись своей святой матери, исполненной божественной мудрости. Таким образом, идя от силы к силе, они преуспевали во всем. Поскольку они были чрезвычайно красивы и совершенны в мудрости, взоры всех вскоре были обращены на них.
По всему Риму разнеслась молва о мудрости и красоте трех сестер, и даже епарх Антиох пожелал их увидеть. Когда их привели к нему, Антиох узнал, что они христиане, ибо не скрывали своей веры во Христа. Надеясь на Христа, они не сомневались и не колебались в любви к Нему, но пред всеми прославляли Христа, оказывая пренебрежение к идолам, ненавистным Богу.
Антиох рассказал обо всем этом императору Адриану, который немедленно послал своих слуг привести к нему девственниц. Когда слуги пришли в дом Софьи, они застали мать занятой обучением своих дочерей. Ей сказали, что она должна прийти вместе с дочерьми к императору. Поняв цель сего призыва, они встали на молитву и сказали: «Всемогущий Боже, сотвори с нами по святой воле Твоей и не оставь нас, но даруй нам святую помощь Твою, да не устрашатся сердца наши от гордых мучителю, чтобы не устрашились мы его страшными муками и не устрашились горькой смерти, и чтобы ничто не отлучило нас от Тебя, Бога нашего».
Помолившись и поклонившись Богу, все четыре мученицы, мать и ее дочери, взялись друг за друга за руки, образуя как бы сплетенную гирлянду. Они шли, часто взирая на небо, с воздыханиями и безмолвными молитвами вручая себя помощи Тому, Кто повелел нам не бояться убивающих тело, души же не могущих убить. Прибыв во дворец императора, они крестились и сказали: «Помоги нам, Боже, Спаситель наш, во славу святого имени Твоего!»
Затем их привели к Императору, который гордо восседал на своем троне. Они оказали ему подобающую честь, но стояли перед ним без страха, их лица сияли, их сердца были непоколебимы, их глаза радостно смотрели на всех, как будто они были созваны на пир. Такова была их радость, с которой они пришли терпеть мучения за своего Господа!
Увидев их благородные, прекрасные и бесстрашные лица, Император спросил мать об их происхождении, именах и вере. Она, будучи мудрейшей, ответила так проницательно, что все дивились ее благоразумию. Сказав лишь вкратце о происхождении и именах девиц, она начала рассказывать о Том, Кого она исповедовала и перед Чьим именем должно преклониться всякое колено. Исповедуя веру во Христа Иисуса, Сына Божия, она называла себя Его рабою и славила Его имя. «Я христианка, — сказала она, — и радуюсь этому благородному имени». Она добавила, что обручила своих дочерей со Христом, чтобы они сохранили свое целомудрие для нетленного Жениха, Сына Божия.
Император, видя, что София была мудрой женщиной, не пожелал в то время ни говорить с ней дальше, ни осуждать ее. Он отложил на время дело и отправил всех четырех мучеников к некоей знатной женщине по имени Палладия, которой поручил наблюдать за ними и представить на третий день на суд.
Находясь в доме Палладии, София успела научить своих детей. Она утверждала их в вере день и ночь, уча словами, вдохновленными Богом, и говоря: «Дочери мои возлюбленные, теперь пришло время вам подвизаться за Христа; настал час обручиться с вашим бессмертным Женихом. В соответствии с вашими именами да проявите твердую веру, несомненную надежду и нелицемерную и никогда не иссякающую любовь. Пришел час возрадоваться вам, ибо увенчаетесь мученическим венцом от возлюбленнейшего Жениха и войдете с радостными гласами в чертог Его.
«Дочери мои, ради чести, которой вас будет удостоить Христос, Который прекраснее сынов человеческих, не щадите плоти вашей. Ради жизни вечной, не жалейте цветения юности вашей и не колеблйтесь терпеть лишение этой преходящей жизни, ибо Возлюбленный ваш, Иисус Христос, обитающий на небесах, есть вечное благоденствие и красота невыразимая. Когда ваши тела будут замучены до смерти ради Него, Он облачит их в нетление, и раны, которые вы носите на теле вашем, будут сиять, как звезды на небе.
«Когда ты ради Него лишишься своей красоты, Он украсит тебя небесной красотой, какой глаз не видел. Когда вы положите души ваши за Господа вашего и потерпите утрату временных жизней, то Он дарует вам жизнь вечную и прославит вас во веки пред Отцом Своим Небесным и пред святыми Своими ангелами. Все воинства небесные будут называть вас невестами Христа и Его исповедницами; восхвалят тебя все святые иноки, и возрадуются о тебе мудрые девы и примут тебя в свое общество.
«Мои сладкие дети, не дайте себя обмануть вражеским соблазнам, ибо Император будет сильно прельщать вас и обещать вам богатые дары, предлагая вам славу, богатство, честь и все прекрасные и сладостные вещи этого тленного и напрасный мир. Но не любите ничего из этого, ибо все они исчезают, как дым, и рассеиваются, как прах, ветром, и, как цветок или трава, увядают и возвращаются в землю. И не страшись тяжких мук, ибо, недолго потерпев их, и победив врага, будешь радоваться вечно.
«Верую, что Бог мой Иисус Христос не оставит тебя, если ты решишься пострадать за Него, ибо Он сказал: даже если женщина забудет семя свое, Я не забуду тебя. Он пребудет с вами во всех мучениях, которые вы претерпите, взирая на ваши подвиги, укрепляя вашу немощь и приготовляя в награду вам плетеный венец.
«Дорогие мои дочери, вспомните, какие муки я претерпела, вынашивая вас! Вспомни труды, которые я претерпел, воспитывая тебя, вспомни мои слова, которыми я научил тебя страху Божию, и утешь свою мать в старости своим добрым и мужественным исповеданием Христа. Когда я удостоюсь называться матерью мучеников и увижу вас, мужественно страдающих за Христа, исповедующих Его святое имя и умирающих за Него, то я буду иметь больше счастья, радости, чести и славы, чем кто-либо из верных. Возвеличится душа моя, и возвеселится дух мой, и укреплюсь я в старости моей. Повинуясь наставлениям вашей матери, вы воистину будете моими дочерьми, если будете сражаться за своего Господа даже до пролития своей крови и с усердием покоритесь смерти за Него».
С умилением вняв словам матери, дочери сжалились сердцем и возрадовались духом, ожидая времени своей мученической кончины, как бы часа своего бракосочетания. Будучи святыми ветвями священного корня, они всем сердцем желали того, чего научила их жаждать их премудрая мать София. Они хранили ее слова в своих сердцах и готовились к мученическому состязанию, как если бы им предстояло войти в брачный чертог. Препоясываясь верою, ободряясь надеждою и возжигая в себе огонь любви к Господу, они укрепляли друг друга и обещали своей матери, что с помощью Христа претворят в дела ее назидательные к ним слова.
Когда наступил третий день, святые предстали перед нечестивым Императором. Думая, что они всего лишь молодые девушки, которых легко заставить повиноваться его обманчивым словам, он начал говорить им так: «Я вижу, дети, что вы прекрасны, и мне жаль вашу молодость. Я советую тебе как отцу поклоняться богам, которые правят вселенной. Если вы послушаетесь меня и будете делать то, что я приказываю, то я назову вас своими детьми. Я созову епархов, наместников и всех моих советников и усыновлю тебя в их присутствии, и все они будут относиться к тебе с величайшим уважением и хвалить тебя. Но если ты не послушаешься меня и не подчинишься моему повелению, то много зла постигнет тебя, и ты принесешь много огорчений своей матери в старости ее. Вы сами погибнете в том возрасте, когда вам следует быть счастливыми и жить среди сладких, хороших вещей и радостей этого мира. Я заставлю тебя погибнуть в жалкой смерти и брошу твои отрубленные члены на съедение собакам, и ты будешь презираем всеми. Итак, послушайся меня, чтобы тебе было хорошо. Я забочусь о тебе и не хочу разрушить твою красоту и лишить тебя этой настоящей жизни; скорее, я хочу, чтобы вы были моими детьми».
Святые девы ответили гонителю как бы в один голос, сказав: «Бог, обитающий на небесах, есть Отец наш, заботящийся о жизни нашей и милующий души наши. Мы желаем Его любви и хотим, чтобы нас называли Его истинными детьми. Мы соблюдаем Его заповеди и плюем на ваших богов. Ваши угрозы не устрашают нас, ибо мы желаем страдать и терпеть горькие муки ради сладкого Бога нашего, Иисуса Христа».
Император, услышав их ответ, спросил их мать Софию об их именах и возрасте. Она ответила: «Моего старшего ребенка зовут Вера, ему двенадцать лет. Вторая — Хоуп, которой десять лет. Моего третьего ребенка зовут Любовь, и ей девять лет».
Император восхитился духом, умом и быстрыми ответами девушек, тем более, что они были так молоды. Затем он стал пытаться заставить каждую из них подчиниться своему нечестию, начиная с Веры, старшей сестры, которой он сказал: «Жертва великой богине Артемиде!»
Но Вера не согласилась подчиниться. Поэтому император приказал ее раздеть догола и приказал жестоко избить. Мучители безжалостно избили ее, приговаривая: «Жертва великой богине Артемиде!» Однако она хранила молчание, как будто это было чужое тело, несущее страдание. Поскольку мучитель ничего не добился тем, что высек ее, он отрезал ей девственную грудь. Видя, что из ее ран вместо крови течет молоко, народ качал головами и втайне упрекал императора в его глупости и жестокости, говоря: «В чем согрешила эта прекрасная дева? Почему она так страдает? Какая жалость! Такова бездумность Императора и его звериная жестокость, что он истязает до смерти не только стариков, но и маленьких детей!»
Затем принесли металлическую решетку, которую поставили на большой разожженный костер. Когда он раскалился докрасна, испуская искры, на него была поставлена святая мученица Вера. Она пролежала там два часа, взывая к своему Господу, но совсем не обгорела, к удивлению всех присутствующих. Потом ее бросили в котел, наполненный кипящей смолой и маслом, но и там она осталась невредимой, сидя, как в прохладной воде, воспевая Богу. Гонитель, не зная, что еще сделать с ней, чтобы ослабить ее веру во Христа, вынес ей приговор к смертной казни от меча.
Когда святая Вера услышала это, она исполнилась радости и сказала своей матери: «Помолись за меня, Мать, чтобы я могла завершить свой путь и достичь желаемого конца, чтобы увидеть моего возлюбленного Господа и Спасителя и быть наполненный видением Его божественности».
Тогда Вера сказала своим сестрам: «Вы знаете, мои дорогие сестры, Кому мы обещали себя и Кому мы были обручены. Вы знаете, что мы подписаны святым Крестом нашего Господа, чтобы служить Ему в вечности. Поэтому будем терпеть до конца. Нас родила, воспитала и наставила мать-одиночка, так примем же общую смерть, ибо мы сестры и разделяем единую волю. Да буду я вам примером, чтобы вы оба пошли за мной к нашему Жениху, который нас к Себе зовет».
Сказав это, Вера поцеловала свою мать и, обняв сестер, поцеловала их, а затем подчинилась мечу. Мать ее не скорбела о дочери, ибо ее любовь к Богу превзошла материнскую любовь и жалость к детям. Она только боялась, что одна из ее дочерей отречется от Господа, поэтому сказала Вере: «Дочь моя, я родила тебя и за это терпела страдания. Но ты искупи мое страдание, если умрешь ради Христа, исповедуя Его и пролив кровь, которую принял во чреве моем. Иди к Нему, мой возлюбленный отпрыск, обагренный твоей кровью, как бы облаченный в багряницу. Когда предстанешь прекраснейшей пред очами Жениха твоего, вспомни пред Ним свою смиренную мать и помолись Ему о сестрах твоих, чтобы Он укрепил их, чтобы они имели такое же терпение, какое и у тебя».
И так святой Вере была отсечена честная глава, и она отошла ко Христу Богу своему Владыке. Мать приняла ее многострадальное тело и, целуя его, радовалась и прославляла Христа Бога, принявшего дочь ее Веру в небесный чертог.
Тогда нечестивый Император привел к себе вторую сестру, святую деву Надежду, и сказал ей: «Дитя доброе, я взываю к тебе как отец, любящий тебя. Прислушайся к моему совету и поклонись великой Артемиде, чтобы не погибнуть, как твоя старшая сестра. Вы видели ее горькую смерть. Вы хотите страдать так же? Поверь мне, дитя; Я сожалею о твоей молодости и хотел бы, чтобы ты была моей дочерью, если бы ты согласилась повиноваться моему приказу.
Но Святая Надежда ответила: «О Император, не мою ли сестру ты предал смерти? Разве мы не родились от одной матери? Разве мы не питались одним и тем же молоком? Разве я не принял такое же Крещение, как и моя святая сестра? Я вырос с ней и из тех же книг и того же материнского наставления научился познавать единого Бога, Господа нашего Иисуса Христа, и верить в Него, и поклоняться Ему одному. Поэтому, о Император, не воображай, что я буду рассуждать, думать или желать иначе, чем моя сестра Вера. Я готов следовать ее пути; поэтому не откладывай и не утомляй себя многословием, но приступай к тому, что решил сделать. Вы увидите, что я того же мнения, что и моя сестра, которая ушла раньше меня».
Когда Император услышал этот ответ, он передал Хоуп мучителям. Его прихвостни раздели ее, как у них была Вера, и били так долго и безжалостно, что устали. Но она молчала, как будто не страдая от боли. Она только смотрела на свою мать, блаженную Софию, которая стояла рядом и доблестно смотрела, как ее дитя претерпевает мучения, горячо моля Бога, чтобы Он даровал ее дочери твердое терпение.
Тогда нечестивый Император приказал бросить Надежду в огонь, но она осталась невредимой, прославляя Бога, как Три Отрока. После этого ее подвешивали и царапали железными когтями. Ее плоть была сорвана, хлынули потоки ее крови, и дивное благоухание исходило от ее ран. Лик ее сиял благодатью Святого Духа, и она насмехалась над гонителем за то, что он не мог одолеть даже юную девицу. Она сказала: «Имея помощь Христову, я не боюсь мук; скорее, я желаю их, как я желаю сладостей рая, так сладок мой Господь для меня. Но бесконечные огненные муки и демоны, которых вы считаете богами, ждут вас в геенне».
Эти слова сильно разозлили мучителя, который приказал наполнить котел смолой и маслом, раскалить на огне и бросить в него святого. Когда котел закипел и слуги государя готовились бросить в него святого, котел вдруг расплавился, как воск, и горячая смола и елей излились из него на всех, кто стоял рядом.
Такова была чудесная сила Божия, охранявшая Святую Надежду. Гонитель, хотя и видел все это, но не пожелал познать истинного Бога, ибо сердце его опуталось бесовской тьмой и пагубным заблуждением. Так, увидев себя посрамленным молодой девой и не желая терпеть дальнейшего унижения, он осудил святого на усекновение головы.
Когда девица услышала, что ее должны казнить, она радостно поспешила к своей матери и сказала: «Мир и спасение тебе, матушка: вспомни дитя твое!»
Мать ее обняла и поцеловала ее, говоря: «Дочь моя Надежда, ты благословлена Господом Богом свыше, на Которого ты уповаешь и ради Которого ты не пощадила своей крови. Иди теперь к своей сестре Вере, чтобы предстать перед нашим Возлюбленным».
Тогда Надежда поцеловала свою сестру Любовь, которая наблюдала за ее мучениями, и сказала ей: «Не задерживайся здесь, сестра, но поспеши, чтобы мы могли вместе войти в присутствие Святой Троицы». Затем она подошла к обезглавленному трупу своей сестры Святой Веры и нежно поцеловала его. Природа заставила ее плакать, но любовь ко Христу превратила ее слезы в радость. Тогда она склонила голову под меч, и так святая Надежда была обезглавлена. Мать взяла ее тело и прославила Бога, радуясь мужеству двух дочерей. Затем она вдохновила свою третью дочь сладкими словами и мудрыми советами бороться таким же образом.
Преследователь призвал Любовь, третью деву, стремясь соблазнить ее оставить Распятого и поклониться Артемиде, но тщетно трудился обманщик. Ибо никто так не желал подвизаться за нашего возлюбленного Господа, как Любовь, как написано: Любовь сильна, как смерть; многие воды не могут потушить любовь, и потоки не могут потопить ее.
Многие воды искушений мира не погасили огня любви к Богу в той деве, и не потопили ее в потоках бед и страданий. Ее великая любовь проявилась в том, что она была готова положить свою душу за своего возлюбленного Иисуса Христа, ибо нет большей любви, чем та, что человек положит свою жизнь за другого.
Преследователь, поняв, что своими лестью ничего не может сделать, стал мучить Любовь, надеясь разными муками отделить Любовь от любви Христовой. Но она ответила словами апостола: «Кто отлучит меня от любви Христовой? Скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Нет, во всем этом я больше, чем победитель благодаря Тому, кто возлюбил меня».
Преследователь начал пытку с того, что приказал растянуть ее на колесе и бить розгами. Юное тело святой растянули так, что члены ее вырвались из суставов, и ее били до тех пор, пока она не окрасилась в багряный цвет от своей крови, орошавшей землю, как дождь.
Тогда мучитель показал святому печь, раскаленную добела, и сказал: «Дева, скажи только, что богиня Артемида велика, и я освобожу тебя. а если нет, то скоро сгоришь в огненной печи».
Святой сказал: «Велик Бог мой Иисус Христос, но да погибнешь ты вместе с Артемидой!»
Гонитель пришел в ярость и приказал стоящим рядом бросить Любовь в печь. Святая не ждала, пока другой бросит ее в печь, а сама поспешила войти в нее. Она вошла в печь, но не обожглась, и радовалась, как бы в прохладном месте, поя и благословляя Бога. И тотчас вырвался огонь из печи, пожрал стоявших рядом неверных, испепелив одних дотла, а других испепелив. Самого Императора опалили, и он убежал далеко от печи. В печи можно было видеть и других светлых людей, радующихся вместе с мучеником. Так возвеличивалось имя Христа, а нечестивые посрамлялись.
Когда печь погасла, святая, прекрасная невеста Христа, вышла сияющая и невредимая, как из чертога брачного. Мучители, по повелению императора, схватили ее и просверлили члены сверлами, но помощь Божия укрепила святую в терпении этих мук, чтобы она не умерла. Ибо как иначе могла бы она вынести такие муки и не погибнуть тотчас же? Ее возлюбленный Жених, Иисус Христос, укрепил ее, чтобы нечестивые исполнились стыда и чтобы она получила большую награду и чтобы могущественная сила Божия прославилась в сосуде тленном.
Наконец, гонитель, пораженный болью от ожога огнем, повелел святому усечь мечом голову. Услышав, что ей надлежит быть обезглавленной, возрадовалась и сказала: «Тебе пою и благословляю многославное имя Твое, Господи Иисусе Христе, возлюбивший рабу Твою Любовь! Причисли меня к сестрам моим и сподоби меня пострадать за имя Твое, как и они страдали».
Мать ее святая София не переставала молить Бога о своей третьей дочери, чтобы Он даровал ей терпение до конца. Она сказала Любви: «Мой третий отпрыск, мой любимый ребенок: терпи до конца! Ты идешь по пути благому, и тебе уже сплели венец. Брачный чертог приготовлен и открыт для вас. Жених ждет тебя, взирая с высоты на подвиг твой, чтобы, когда ты преклонишь голову под меч, Он принял и обнял твою чистую и непорочную душу и даровал тебе покой вместе с сестрами твоими. Помяни меня, матерь твою, в царстве Жениха твоего, да умилостивит меня и не лишит меня наследства и доли с тобою во святой славе Своей».
В этот момент Святая Любовь была обезглавлена мечом. Мать взяла ее тело и положила в красивый гроб вместе с трупами Веры и Надежды, украсив их тела как подобает. Она посадила их в колесницу, отвезла за город на несколько верст и благоговейно похоронила там своих дочерей на высоком холме, плача от радости. Она просидела у их могилы, три дня с умилением молясь Богу, после чего почила смертным сном в Господе и была погребена верующими на том же месте вместе с дочерьми своими. Она не была лишена ни удела с ними в Царствии Небесном, ни мученического венца, так как пострадала за Христа не плотью, а сердцем. Так премудрая Софья мудро закончила свой путь, принеся в дар Троице трех своих добродетельных дочерей: Веру, Надежду и Любовь.
О святая и праведная София! Какая женщина так спаслась чрез чадородие, как ты, родившая детей, обрученная Спасителю и страдавшая за Него, и ныне царствующая и с Ним прославляемая? Воистину, ты дивная мать, достойная памяти, ибо видя жестокие и горькие муки, которые претерпели дети твои возлюбленные, и смерть их, ты не потерпела, как обыкновенно у матерей, скорби, но радуешься, утешаясь благодать Божия. Ты побудил их принять мученичество и молиться, чтобы они не ослабели и не сохранили свою мимолетную жизнь, а вместо этого решительно предложили пролить свою кровь за Христа. И ныне ликуя видением пресветлого лика Его, со святыми дщерями твоими, просвети нас, да сохранимся в добродетелях веры, надежды и любви и сподобимся прославиться и предстоять пред лицом Пресвятая, Нетварная и Животворящая Троица, во веки веков. Аминь.
В этот же день мы празднуем память святой мученицы Феодоты и ста пятидесяти шести святых мучеников, погибших в огне.
Из Великого собрания житий святых, том 1: сентябрь,
Μου αρέσει αυτό:
Μου αρέσει! Φόρτωση…
Αναρτήθηκε στις 09 Σεπτέμβριος, христианство, на английском языке, Συναξάρι. Ετικέτες: Вера, надежда, Любовь, София. 1 комментарий »
В центре внимания: Софийский крест
- 28 июля 2017 г. 14:29
- Опубликовано Gallery Byzantium
Галерея Византия Софийский крест основан на византийском кресте VI века (на фото справа). Его название происходит от греческого слова «σοφία», означающего «Святая мудрость». На первый взгляд этот крест может показаться относительно простой конструкцией. Однако в гладких линиях этого креста есть скрытый смысл.
У креста есть шесть сторон, символизирующих шесть дней творения. Драгоценный камень представляет собой воплощение Богочеловека, который является «венчающим драгоценным камнем спасения», в котором сотворенный человек и несотворенный Бог становятся единым целым.
Мученица София и три дочери ее в Риме – Тропарь и Кондак. Через ОСА
Женщина большого благочестия, святая София была вдовой, которой было поручено воспитать трех дочерей, которых она назвала в честь трех христианских добродетелей: Веры, Надежды и Любви. Она надеялась, что имена наделят каждую дочь добродетелями, стоящими за ними, и воспитают их в своем тихом благочестии и мудрости.
Каждая из дочерей выросла справедливой и вторила зрелости своей матери. Они были не просто не по годам развитыми молодыми девушками, а скорее обладали проницательностью, о которой рассказы распространились по всей Италии и в конечном итоге достигли римского императора Адриана. На них донес императору правительственный чиновник Антиох. Нечестивый и непочтительный правитель, Адриан был задет рассказами о Вере (12), Надежде (10) и Любви (9).) и вызвал семью к себе, чтобы проверить их предполагаемую непоколебимую преданность.
Девушки знали, что их ждет впереди. Император был беспощаден, и это «испытание» будет жестоким. Они молились вместе с матерью о силе не бояться грядущих пыток и смерти. Семья стояла перед императором, уверенная и собранная.
Думая, что это взрослое поведение проистекает из их семейной поддержки, девочек привели по отдельности и приказали отречься от своей веры. Девочки остались непреклонны и вместе с матерью наблюдали, как каждую сестру пытали и обезглавливали. Двенадцатилетнюю Веру избили и оторвали груди (из раны текло молоко, а не кровь). Десятилетнюю Надежду избили и бросили в печь. Девятилетнюю Любовь повесили на виселице и тоже бросили в печь.
Тем не менее, несмотря на жестокие пытки, каждая девушка была защищена от боли своих страданий. На глазах у Софии она стояла твердо и «призывала своих дочерей терпеть их муки». Они будут вознаграждены за свою жертву.
Итак, каждая девушка самовольно приняла свою неминуемую смерть, возблагодарив Бога за свою силу, была обезглавлена. Хотя она переживала потерю своих дочерей, София «возрадовалась духом, увидев своих дочерей, так славно прокладывающих свой путь к обителям праведников».
Она похоронила девушек на вершине холма и три дня просидела у их могилы, прежде чем «она отдала душу Господу. Хотя она и не пострадала за Христа во плоти, но не была лишена мученического венца. Вместо этого она страдала в своем сердце. Верующие похоронили ее тело рядом с ее дочерьми».
Сегодня жертва Софии и ее дочерей является свидетельством их силы и непоколебимой веры. Наш Софийский крест был назван в честь мудрой и благочестивой матери, так как, как и крест, София и ее дочери внешне казались простыми. Однако, глядя на значение креста и жизнь четырех верующих, видимость может быть обманчивой. Драгоценный камень в центре креста символизирует Бога не только как «венчающий драгоценный камень спасения», но также (если смотреть на крест как на тело) как якорь в сердцах верующих. Именно этот якорь и вера позволили Вере, Надежде и Любви отстаивать свои убеждения и принимать любые наказания и пытки, которые встречались на их пути.
Крест сам по себе является телесным символом этой веры и является замечательным подарком для матерей, дочерей или новорожденных девочек, которых крестят (для которых крест служит напоминанием о силе, мудрости и зрелости, которые приходят с их новообретенными вера).
Как пишет Антиохийская Православная Архиепископия, «Все мы слышали о тысячах святых и мучеников, отдавших свою жизнь Христу и страдающих в этом мире, чтобы они могли радоваться в грядущем.