Житие жанр литературы: Житие как жанр древнерусской литературы / Православие.Ru

Разное

Содержание

Жанр жития в современной литературе

“Нравственность едина во все века и
для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы
можем найти многое для себя”. [2]. Эти слова
академика Д.С.Лихачева заставляют задуматься о
том, чем может одарить современного читателя
духовная литература, что мы можем открыть в ней
для себя.

Духовная литература – особый пласт
русской культуры и, в частности, словесности.

Само определение – “духовная” –
указывает на ее назначение: созидать в человеке
дух (то, что побуждает к действиям, к
деятельности), воспитывать нравственно,
показывать идеал. Древнерусская литература в
качестве идеала выдвигала Иисуса Христа. Его
примеру следуют и герои житийного жанра.

Житие – один из самых устойчивых и
традиционных жанров русской литературы. Первые
переводы житийных произведений были доставлены
из Византии и появились на Руси вместе с Библией
и другими христианскими книгами в конце X –
начале XI века. В том же XI веке жанр жития
утвердился и в литературе Киевской Руси.

Именно тогда были созданы
оригинальные житийные произведения, герои
которых рождены на русской земле и составили ее
гордость перед другими странами, исповедующими
христианство. Это князья-братья Борис и Глеб,
ценою своей жизни не нарушившие заповеди “не
убий” и не поднявшие оружия против брата
Святополка; преподобный Феодосий Печерский,
церковный деятель и автор поучений; князья –
подвижники христианства Ольга, Владимир,
Александр Невский.

Композиция правильного жития должна
быть трехчленной: вступление, рассказ о жизни и
деяниях святого от рождения до смерти, похвала;
довольно часто к житию присоединялось и описание
чудес.

Высокая тема – рассказ о жизни
человека, служащего людям и Богу, – определяет
образ автора в житии и стиль повествования.
Эмоциональность автора, его взволнованность
окрашивают все повествование в лирические тона и
создают особое, торжественно-возвышенное
настроение. Стиль повествования – высокий,
торжественный, насыщенный цитатами из
Священного Писания.

Итак, канонические черты жития:

– это биография святого;

– составлялось после смерти праведника;

– повествование ведется от третьего лица;

– композиция строится по строгой схеме;

– способ изображения героя – идеализация;

– внутренний мир героя не изображается в
развитии, он избранник с момента рождения;

– пространство и время условны;

– в изображении святого по возможности
устранялись все индивидуальные черты характера,
частности, случайности;

– тон повествования торжественный, серьезный;

– язык жития книжный, с обилием
церковнославянизмов;

– сюжет составляет духовный подвиг святого.

Таким образом, в строгой, продуманной
до деталей, отшлифованной веками житийной форме
нашли выражение духовные идеалы Древней Руси.

Перед создателями жизнеописаний не
ставилась задача показать индивидуальный
характер святого. Он был носителем христианских
добродетелей, и только. Но когда создавались
жития русских святых, их образы были еще живы в
памяти потомков, и авторы часто отступали от этой
схемы, наделяя героя яркими индивидуальными
человеческими чертами, тем самым
“очеловечивая” образ святого, приближая его к
читателю. По мере своего развития древнерусская
литература все чаще и все больше выходила за
церковные рамки, сохраняя при этом свой высокий
духовный настрой, нравственную высоту и
поучительность. Так произошло и с жанром жития.

До нас дошли три оригинальных жития,
составленных по этим канонам: два жития князей
Бориса и Глеба и Житие Феодосия Печерского.

Уже в наше время канонизированы,
признаны святыми Андрей Рублев, Амвросий
Оптинский, Ксения Петербуржская, написаны их
жития. В последнее время опубликованы жития
старцев: протоиерея Николая (Гурьянова),
архимандрита Иоанна (Крестьянкина), архимандрита
Кирилла (Павлова).

В 2004 году издательство
Ново-Тихвинского женского монастыря города
Екатеринбурга выпустило книгу “Житие и чудеса
святого праведного Симеона Верхотурского,
чудотворца”. Это житие построено по законам
жанра, можно обнаружить в нем традиционные
канонические черты.

Прежде всего это биография святого
Симеона, составленная после смерти праведника
(как и положено в соответствии с законами жанра).
Но если раньше пространство и время изображались
в житиях условно, то в этом произведении они
реальны и конкретны. Правда, год рождения Симеона
точно не указан, но предположительно он родился
около 1607 года. Родился он и жил вначале в
европейской части России. Родители его
принадлежали к дворянскому сословию. К
сожалению, ни их имена, ни род занятий неизвестны.
“Вероятно, родители угодника Божия были людьми
богобоязненными и имели великое усердие к
воспитанию в сыне добронравия и истинной веры. Об
этом свидетельствует вся последующая жизнь
праведника”. [1].

Как и в традиционных житиях, способ
изображения героя – идеализация: “С раннего
возраста Симеон почувствовал отвращение к
земным благам и неизбежным житейским волнениям.
С юной поры он стремился к богомыслию и
душеспасительным трудам, но окружающая среда
была помехой в этом добром деле. Желая найти
уединение для более удобного исполнения к
подвигам благочестия, а также избегая чуждых его
душе соблазнов и смут, праведный Симеон решил
покинуть родину, богатство, знатность и
удалиться в места более уединенные”. [1]. Выбор
его пал на Сибирь, незадолго до того
присоединенную к России и еще мало известную
русским людям.

Рассказывая о дальнейшей жизни
Симеона, авторы жития называют конкретные места,
даты. Святой Симеон поселился в селе Меркушино,
находившемся на берегу реки Туры, в пятидесяти
верстах от города-крепости Верхотурье.
Верхотурье было основано в 1598 году, незадолго до
прибытия в Сибирь праведного Симеона. А село
Меркушино было основано в начале XVII века.

В описании села Меркушино можно
увидеть некоторые признаки традиционного
житийного жанра: использование эпитетов, метафор
делает повествование более выразительным, ярким,
придает живость языку. “Село Меркушино
отличалось величественно прекрасным
местоположением. Здесь соединились причудливые
изгибы Туры, заливные луга, холмы, ширь долин и
глухие леса, кажущиеся преградой на пути всякой
суеты. И самое удивительное, что все это можно
было охватить одним взглядом”. [1].

В целом, язык произведения книжный,
повествование ведется от третьего лица,
отличается неторопливостью изложения, спокойной
интонацией – именно так, как это было и в других
житиях. Встречаются здесь и устаревшие слова:
верста, чернь, идольские капища, персть и др. Но в
языке жития почти нет церковнославянизмов, он
прост и понятен читателю XXI века.

Новый подход авторов жития о Симеоне
проявился и в том, что, повествуя о жизни
праведника, они рассказывают и об исторической
эпохе XVI века, и о нравах людей, и об их быте. Вот,
например, описание быта крестьян села Меркушино:
“Избы тогда большей частью состояли из одной
комнаты, где жила вся семья. Обедали все за одним
большим столом под иконами в красном углу, ели из
общей миски, чаще всего щи и кашу, черпали их по
очереди, начиная со старшего в семье. Ночью все
укладывались спать на лавки у стен, а кому места
не хватало, тот ложился и на полу”. [1]. Конечно,
для человека из дворянского сословия подобное
существование было бы трудно переносимым
бременем. Но праведный Симеон, невзирая на свое
благородное происхождение и, следовательно, на
требовательность вкусов и привычек, не гнушался
жизнью в крестьянских домах.

Рассказывая о жизни Симеона в
Меркушино, агиографы повествуют о его занятиях,
молитвах. Живя в Меркушино, Симеон не имел
постоянного жилища, а переходил из дома в дом.
Этому способствовало занятие, которым праведник
поддерживал свое существование. Этим занятием
было портняжничество. Из всех видов одежды
Симеон шил в основном “шубы с нашивками”, а
трудясь над чужими одеждами, “помышлял об
одеянии души своей, об одежде бесстрастия и
целомудрия”. [1]. С особенной любовью он занимался
работой на бедных людей, с которых обычно
отказывался брать плату за свои труды. Он считал
вполне достаточным для себя вознаграждением
кров и пищу, которыми пользовался у хозяев во
время работы.

Другим любимым занятием Симеона была
ловля рыбы. Для этого он с удочкой в руках уходил
в уединенное место. Там, сидя под развесистой
елью на берегу Туры, “размышлял о величии
Творца”.

По традиции внутренний мир человека не
изображается в развитии, герой идеален, так как
является избранником с момента рождения. Эти
идеальные черты авторы постоянно подчеркивают.
Чтобы избежать платы за свой труд, праведный
Симеон, немного не закончив шитье, нередко рано
утром без ведома хозяев уходил из дома и селился
в новом месте. За это часто он подвергался
оскорблениям и даже побоям, но праведник, не имея
высокого мнения о себе, переносил их терпеливо,
как вполне заслуженные.

В ловле рыбы он проявлял умеренность:
ловил рыбу только для дневного пропитания.

В древних житиях при изображении
святого устранялись все индивидуальные черты
характера, частности. Об образе Симеона нельзя
так сказать. Перед нами все же не абстрактный
идеал, а земной страдалец, живой человек. Мы можем
представить себе его личность, характер:
“Смиренный, тихий облик угодника Божия, его
кроткое, почтительное обращение со всеми,
простое и мудрое слово производили удивительное
впечатление, без сомнения, смягчавшее
ожесточение многих сердец”. [1].

Композиция жития соответствует
требованиям жанра. Заканчивая описание
жизненного пути Симеона, авторы подводят итог.
Повествование о смерти героя отличается
спокойной интонацией, неторопливостью изложения
(как было и в древних житиях): “Страдая болезнью
живота, вероятно, от строгого воздержания,
праведный Симеон отошел ко Господу еще в
довольно молодых летах. Это произошло между 1642 и
1650 годами. Жители села Меркушино, питавшие
глубокое уважение к праведнику, с честью
похоронили его у недавно построенной приходской
Михаило-Архангельской церкви”. [1]. Авторы жития
утверждают, что, в отличие от большинства святых
старцев, Симеон умер молодым: “Подвиг
Меркушинского угодника Божия, при его жизни
многими не замеченный, а некоторыми даже
осмеянный, был явлением исключительным. Усердным
исполнением евангельских заповедей святой
Симеон очистился от страстей, вернул своей душе
богоподобие за сравнительно короткую жизнь – он
отошел в Царствие Небесное в возрасте 35 – 40 лет,
хотя многие великие угодники Божии достигали
подобного очищения сердца только на склоне своей
жизни”. Подводя итог его жизни, авторы снова
подчеркивают идеальность героя: “это был дивный
угодник Божий”. [1].

Затем, в соответствии с композицией
жанра, описаны посмертные чудеса. После смерти
тело Симеона оказалось нетленным: в 1692 году гроб
с телом Симеона вдруг начал “восходить из земли
и явился поверх могилы. Сквозь щели его крышки
можно было рассмотреть нетленные останки. Вскоре
от мощей угодника обильно потекли струи
чудодейственной силы” [1].

Далее описаны случаи исцелений.
Например, у Нерчинского воеводы Антония Савелова
был болен слуга Григорий (с трудом передвигался).
Воевода, отправляясь к месту службы в Нерчинск,
взял с собой и слугу, который попросил позволения
по пути заехать в Меркушино к гробу праведника.
После панихиды Григорий, взяв с гроба немного
земли, обтер ею руки и ноги, а затем встал на ноги
и начал ходить.

Другой пример: у сибирского воеводы
Андрея Федоровича Нарышкина был слуга Илья
Головачев, у которого болели глаза, так что он не
мог даже переносить света. Ему тоже помогла земля
с могилы Симеона Праведного.

Таких примеров в книге приводится
много. Эти исторические детали авторы взяли из
рукописи митрополита Тобольского и Сибирского
Игнатия – “Повести известной и
свидетельствованной о проявлении честных мощей
и отчасти сказание о чудесах святого и
праведного Симеона, нового сибирского
чудотворца”. Именно владыка Игнатий возглавлял
освидетельствование мощей Симеона в 1695 году.

В житии описана и дальнейшая судьба
мощей Симеона. В 1704 году они были перенесены из
села Меркушино в Верхотурский
Свято-Николаевский монастырь. Интересный факт о
чудесах во время этого шествия приводится в
житии. Перенесение состоялось 12 сентября 1704 года.
Торжественная процессия направилась из
Меркушино в Верхотурье. Вслед за мощами полз на
коленях юродивый калека Косьма. Когда он уставал,
то обращался с молитвой к праведнику как к
живому: “Брате Симеоне, давай отдохнем”. И
процессия сразу останавливалась, поскольку раку
невозможно было в течение некоторого времени
сдвинуть с места. На пути следования крестного
хода в память об этих чудесных остановках
впоследствии было воздвигнуто несколько
часовен, которые существуют и поныне.

Подробный рассказ о мытарствах мощей
Симеона после Октябрьской революции, о переносе
их в краеведческий музей Н.Тагила, затем в
Екатеринбург, о судьбе людей, причастных к этим
событиям, – все это составляет вторую часть
жития Симеона. Кроме того, в книгу включены
приложения, содержащие описание случаев помощи и
явлений Симеона Верхотурского страждущим. Эти
свидетельства с благодарностью оставлены
людьми, жившими не только в давние времена, но и в
наше, казалось бы, далекое от чудес время.

Такое построение книги, конечно, не
соответствует традициям жанра. Однако в целом в
житии Симеона (особенно в первой его части)
канонические черты жития, несомненно,
просматриваются, хотя и наблюдаются элементы
новаторства.

Можно верить или не верить чудесам,
описанным в житиях. Но рассказы о жизни
праведников, об их служении людям в наше время не
только нужны, но и интересны.

Авторы житий ставили перед собой
задачу не только описать земную жизнь
канонизированного церковью святого, но и создать
образ идеального человека в поучение всем людям.

В наше время чтение таких поучительных
произведений очень важно. “Для людей нашего
века, далеких от идеального служения миру и
людям, редко заглядывающих в самих себя, больше
думающих о настоящем, чем о вечном, герои
житийных произведений кажутся странными. Но,
перелистывая страницы русских житий, читатели
постепенно открывают для себя самые светлые,
самые сокровенные идеалы”. [3].



Список использованной литературы.

  1. Житие и чудеса святого праведного Симеона
    Верхотурского, чудотворца. – Издательство МПРО
    женский монастырь Ново-Тихвинский
    Екатеринбургской епархии Русской Православной
    Церкви, 2004.
  2. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси.
    – М., 1970.
  3. Охотникова В.И. Древнерусская литература. – М.:
    Просвещение, 2002.

Русская литература Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы

Материалы к уроку

  • 3. Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».doc

    39.5 KBСкачать

  • «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».ppt»>3. Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».ppt

    3.03 MBСкачать

Конспект урока

Древнерусская литература — литература восточнославянских княжеств с момента создания государственности на Руси вплоть до монголо-татарского нашествия.

Без нее не понять творчество современных писателей, историю Отечества. Главный закон древнерусской литературы – истина, правда о выдающихся личностях, которыми были великие русские князья. 

«Что же это за единое и огромное здание, над построением которого трудились семьсот лет десятки поколений русских книжников – безвестных или известных нам только своими скромными именами и о которых почти не сохранилось биографических данных, и не осталось даже автографов?» – спрашивает Дмитрий Сергеевич Лихачёв, исследователь литературы Древней Руси. И отмечает в своем исследовании: у нее одна тема – смысл человеческой жизни, один сюжет – мировая история.

Любимым жанром авторов того времени было житие.

Житие – это описание жизни святого. Герой жития в своей жизни следует наставлениям Христа и, проходя через множество испытаний, становится святым.

В житие строгое соблюдение композиции: вступление, в котором рассказываются причины написания произведения, в основной части – описание жизни святого, его смерти и чудес. Заканчивается житие прославлением идеального героя как образца высокой нравственности. Авторы не открывали своего имени, подчеркивая свою скромность и смирение. Но это были образованные и талантливые люди. Без них мы никогда не узнали бы о жизни христианина и политика Александра Невского. 

Произведение «Сказание о житии Александра Невского» было написано во Владимире, где был погребен князь, в Рождественском монастыре.  Академик Дмитрий Лихачёв предполагал, что в создании произведения принимал участие митрополит Кирилл.

По силе автор сравнивает своего любимого князя с богатырем Самсоном, по мудрости – с Соломоном. «И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа» (египетского царя).

В «Житии Александра Невского» представлен образ истинного патриота России, который не только молил Бога о свободе Отечества, но и сам с оружием в руках доблестно защищал его от завистников и врагов.  С небольшой дружиной, уповая на помощь Бога, князь Александр Ярославич 15 июня 1240 года напал на шведских рыцарей, вторгшихся в пределы северо-западных земель Руси, и одержал абсолютную победу.  Битва была в устье реки Невы, поэтому и наречен князь Александр Невским. 

С 1241 года шла война с литовскими рыцарями, захватившими псковские и новгородские земли.  Решительное сражение произошло 5 апреля 1242 года на льду ЧудскОго озера. Битва закончилась разгромом врага.  В историю сражение вошло под названием Ледовое побоище. 

Александр Невский не только воевал, но и заботился о мирных жителях русской земли, поддерживал добрые отношения с ханом Золотой Орды, считая, что сила Руси в ее обороне, а не в наступлении.

Автор житийной повести доказывает, что, несмотря на подчинение русских княжеств монголо-татарам, на Руси остались князья, мужественные и мудрые воины, величие которых признается даже врагами: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей». 

В конце жития, после описания подвигов Александра Невского, свершается чудо: «Когда было положено святое тело в гробницу, тогда Севастьян – эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку и принял грамоту…»

В 1547 году князь Александр Невский был причислен к лику святых за преданность Богу: «Я верую, и этого довольно… Ни за земли, ни за злато веры не купишь!», за жизнь, наполненную опасностями и сражениями, за глубокую веру в русский народ: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»

 

Читая житие, мы понимаем, что автор — гуманист и патриот своей Родины — свято верил в слова русского князя Александра Ярославича Невского: «Не в силе бог, а в правде».

Остались вопросы по теме? Наши репетиторы готовы помочь!

  • Подготовим к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам

  • Найдём слабые места по предмету и разберём ошибки

  • Повысим успеваемость по школьным предметам

  • Поможем подготовиться к поступлению в любой ВУЗ

Выбрать репетитора

Жизнеписание – викторианская литература

Введение

«Жизнеписание» – это широкий термин, охватывающий множество разновидностей личного повествования, включая автобиографию, биографию, мемуары, дневник, путевые заметки, автобиографическую прозу, письма, коллективную биографию, поэзию, историю болезни , личное свидетельство, рассказ о болезни, некролог, эссе и воспоминания — свидетельство его гибкого и яркого формата, обращенного как к внешнему, так и к интроспективному. С самого начала жизнеописание признавало возможность читателя, передавая при этом ощущение интимности. Это относилось как к поэзии, так и к прозе, с некоторыми из величайших 19Примерами X века являются «Прелюдия » Вордсворта «» (1850 г. ) и « In Memoriam » Теннисона (1850 г.), но это в равной степени применимо и к кратким автобиографическим заявлениям, таким как «Как я пришел к написанию художественной литературы» Джорджа Элиота (1857 г.) или резюме отечественных жизнь в дневниковых записях сестер Бронте. Написание жизни также является междисциплинарным. Его ни в коем случае нельзя рассматривать как ограниченное историками, литературоведами и творческими писателями. Он также не был традиционно прерогативой какого-либо одного социального класса, о чем свидетельствует расцвет автобиографии рабочего класса. Истоки этого термина можно проследить еще в 17 веке, но в качестве критического термина он стал более широко использоваться с 19 века.70-х годов вперед. Вирджиния Вульф использовала его в 1930-х годах, в том числе в «Очерке прошлого» (1939), где она подчеркивала важность записи всех «невидимых присутствий» в жизни человека, иначе «насколько бесполезным становится жизнеописание». В XIX веке любая публикация могла сочетать в себе более одной формы жизнеописания, причем монументальная «Жизнь и письма» была ярким примером неотделимости биографического повествования от встроенной переписки и журналов предмета, которые позволяли их «голос» должен быть услышан внутри контролирующей структуры биографа. Маргаретта Джолли справедливо утверждает о жизнеописании, что «надежда на полное описание предмета такой знаменитой двусмысленности и дисциплинарного иконоборчества, безусловно, напрасна» (Jolly 2001, Vol. 1, p. ix; цитируется в разделе «Справочники»). Для целей этой библиографии были выбраны основные форматы; а именно, автобиография, биография, дневник, письмо и вымышленное жизнеописание с сопровождающей их критической литературой по вопросам жизнеописания. См. также отдельный Оксфордские библиографии статей «Письмо о путешествиях» и «Автобиография», с которыми здесь есть некоторое совпадение.

Общие обзоры

Спорная область жизнеописания (обычно пишется без дефиса) предоставляет теоретикам широкие возможности для изучения ландшафта и выявления тем, закономерностей, меняющихся интересов и сочетаний форм. В то время как Amigoni 2006 фокусируется исключительно на викторианских практиках и жанрах, как и Booth 2010 и Peltason 1999, которые представляют собой более короткие обзоры, большинство обзоров используют более широкий подход, датируя свои исследования средневековьем. Самая доминирующая тема — нечистота жанра, которая требует как определений, так и извинений. Авторы сборников эссе меньше пишут о «живописании» как таковом, предпочитая концентрироваться на том или ином его поджанре, в то время как Уинслоу 1995 утверждает, что до 20-го века было не так много исследований жизнеописания объемом в целую книгу. Книга Уинслоу является частично библиографией и частично глоссарием, и она включена сюда из-за своей полезности в качестве краткого отправного пункта в этой области. Во введении к Amigoni 2006, тем временем, при обсуждении «Жанры, печать, избиратели» приводится аргумент в пользу признания забытых форм и источников жизнеописания, таких как газеты и автобиографические дискурсы депутатов. Поддерживая важность менее известных предметов, Амигони также поддерживает сохраняющуюся актуальность Карлайла для изучения викторианского жизнеописания, в то время как Элисон Бут стала поборником «просопографии» или сборников кратких биографий (см. Booth 2010). Кадар 1992 также начинается с обзора жизненного письма как состоящего из «текстов, написанных автором, который не пишет постоянно о ком-то другом» (стр. 10). Коллекция Кадара шире, чем у Амигони, но, как и «Лидер 2015», в конечном итоге она менее полезна специалистам по Викторианской эпохе. Peltason 1999 использует широко инклюзивный подход к викторианскому периоду, как с точки зрения тем, так и с точки зрения авторов, утверждая, что жизнеописание «откровенно связано с другими чертами викторианской жизни и литературы» (стр. 356). Это позволяет Пелтасону связать жизнеописание, с одной стороны, с вдохновляющей и образцовой культурой «обучения на собственном примере», а с другой — с монументальными эпическими поэмами того периода, а также с автобиографическим романом. Жизнеописание, написанное мужчинами, является главной заботой Сондерса 2010 года, что похоже на возвращение к стойким приверженцам 19-ти лет.автобиографии 19-го века, если бы не внимание к «разрушительным» аспектам жизнеописания, создание неологизмов и идея о том, что, по сути, каждый текст является автобиографией.

  • Амигони, Дэвид, изд. Жизнеписание и викторианская культура . Олдершот, Великобритания: Ashgate, 2006.

    Содержит десять эссе о разных жанрах, канонических и неканонических фигурах, с акцентом на мужественность, семейные отношения и границы между публичной печатью и личным опытом. Включает введение редактора.

  • Бут, Элисон. «Написание жизни». В The Cambridge Companion to English Literature, 1830–1914 . Под редакцией Джоан Шатток, 50–70. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2010.

    .
    DOI: 10.1017/CCOL9780521882880.004

    Краткий и всесторонний обзор различных разновидностей жизнеописания XIX века и его практиков, включая коллективную биографию, традиционные «жизни и письма», женские автобиографы и подраздел, посвященный Карлейля как олицетворение представления о том, что «люди могут отстаивать дух века» (стр. 59).).

  • Дэвис, Филип. «Жизни и мысли». В Оксфордской истории английской литературы . Том. 8, 1830–1880: Викторианцы . Под редакцией Филипа Дэвиса, 404–455. Oxford: Oxford University Press, 2002.

    Разделен на два подраздела: «Жизнеописание» и «Письмо о жизни», в первом из которых рассматриваются биографии, автобиографии и рассказы о путешествиях как формы жизнеописания, а во втором — обзоры. споры философских, религиозных и политических мыслителей о «самых целях и принципах жизни» (стр. 437).

  • Кадар, Марлен, изд. Очерки жизнеописания: от жанра к критической практике . Торонто: University of Toronto Press, 1992.

    Начинается с обзора Кадара жизнеописания, «от жанра до критической практики», а затем разветвляется на четыре подраздела, которые включают эссе об Анне Джеймсон и Мэри Уоллстонкрафт. Отмечая, что автобиография была «историей без женщины», Кадар применяет широко инклюзивный подход к жизнеописанию, который включает в себя путевые заметки, записные книжки и «эпистолярные повествования».

  • Лидер, Закари, изд. О жизнеописании . Oxford: Oxford University Press, 2015.

    Коллекция из пятнадцати заказных работ ведущих авторов (включая полезное введение), предназначенных как для общего, так и для академического читателя. Варьируется от ранних современных примеров до цифровой эпохи, с главами о просопографии, романтической биографии и Бенджамине Франклине.

  • Пелтасон, Тимоти. «Написание жизни». In Спутник викторианской литературы и культуры . Под редакцией Герберта Ф. Такера, 356–372. Малден, Массачусетс, и Оксфорд: Блэквелл, 1999.

    .
    DOI: 10.1111/b.9780631218760.1999.00024.x

    Обзор многих разновидностей викторианского жизнеописания, от Prelude Вордсворта до London Labor и London Poor Мэйхью, с отметкой, что автобиографии распространяются свободнее, чем их биографии. внимание неравномерно к разным этапам жизни субъекта.

  • Сондерс, Макс. Самовосприятие: жизнеописание, автобиография и формы современной литературы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2010.

    .
    DOI: 10.1093/acprof:oso/9780199579761.001.0001

    Исследование перекрывающихся форм жизнеописания с 1870-х по 1930-е годы, состоящее из двух частей, с первой частью о викторианских писателях-мужчинах, включая Патера, Раскина, Гиссинга, Госсе и А. Бенсон. Утверждает, что жизнеописание остается спорным термином из-за размытости форм, и обращается к созданию неологизмов, таких как «автобиография», чтобы зафиксировать это.

  • Уинслоу, Дональд Дж., изд. Жизнеписание: словарь терминов в биографии, автобиографии и родственных формах . 2 изд. Гонолулу: University of Hawai’i Press, 1995.

    Содержит 68-страничный глоссарий, за которым следует библиография книг по различным поджанрам жизнеописания.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на
эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

Литературные жанры — Список рекомендуемой литературы (Департамент образования штата Калифорния)

  • Домашний
  • Преподавание и обучение
  • Учебный план и ресурсы для обучения
  • Список рекомендуемой литературы

Список типов книг, включенных в список и может использоваться в качестве критерия поиска для поиска интересующих книг в списке.


Вся художественная литература

Драма

Рассказы, написанные в стихах или прозе, обычно для театрального представления, где конфликты и эмоции выражаются через диалоги и действия.

Басня

Повествование, демонстрирующее полезное
правда, особенно когда животные говорят как люди; легендарный,
сверхъестественная сказка.

Сказка

Рассказ о феях или других волшебных существах, обычно для
дети.

Фэнтези

Художественная литература со странными или иными мирскими настройками или персонажами;
фантастика, которая предлагает приостановить реальность.

Художественная литература

Художественные произведения, содержание которых создано воображением и не обязательно основано на фактах.

Художественная литература в стихах

Полнометражные романы с сюжетом, подсюжетом(ами), темой(ами), основной
и второстепенные персонажи, в которых повествование представлено в
(обычно пустая) форма стиха.

Фольклор

Песни, рассказы, мифы и пословицы народа или «народа», передаваемые из уст в уста.

Историческая фантастика

История с вымышленными персонажами и событиями в исторической
параметр.

Ужасы

Художественная литература, в которой события вызывают чувство ужаса как у
персонажей и читателя.

Юмор

Художественная литература, полная веселья, фантазии и волнения, предназначенная для развлечения; но может содержаться во всех жанрах

Легенда

История, иногда о национальном или фольклорном герое, имеющая основу
на самом деле, но также включает воображаемый материал.

Тайна

Художественная литература о раскрытии преступления или раскрытии тайн.

Мифология

Легенда или традиционное повествование, часто частично основанное на исторических
событий, раскрывающих поведение людей и природные явления посредством
его символика; часто относящиеся к действиям богов.

Поэзия

Стихотворное и ритмическое письмо с образами, создающими эмоциональные
ответы.

Реалистичная фантастика

История, которая может произойти на самом деле и реальна.

Научная фантастика

История, основанная на влиянии фактической, воображаемой или потенциальной науки,
обычно действие происходит в будущем или на других планетах.

Рассказ

Художественная литература настолько краткая, что не содержит сюжетных линий.

Небылица

Юмористическая история с вопиющими преувеличениями, чванливыми героями
кто делает невозможное с небрежностью.

Вся документальная литература

Биография/Автобиография

Рассказ о жизни человека, реальная история о реальном человеке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts