Животворящий крест что такое: Животворящий Крест
Животворящий Крест | |
— | РЕЛИГИИ МИРА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Животворящий Крест
Животворящий Крест — орудие казни Иисуса Христа, одна из важнейших
Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.:
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав |
Животворящий Крест.
Реликвии правителей мира
Животворящий Крест
Животворящий Крест — крест, на котором, по убеждению большинства христиан, был распят Иисус Христос. Он является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским реликвиям.
Евангелия не сообщают особенных подробностей о кресте, на котором Христос был казнен через распятие. Он упоминается как уже готовый предмет при описании его несения Христом на Голгофу.
Апокрифическая же литература, в отличие от канонических текстов, содержит множество деталей легендарной истории Животворящего Креста. Однако история Креста в качестве значимой для христианского мира реликвии, подкрепляемая достоверными свидетельствами, начинается лишь с раскопок, проведенных святой равноапостольной царицей Еленой и описанных многими раннехристианскими историками.
Цикл легенд о Животворящем Кресте возник преимущественно в Палестине и имеет древнее происхождение (ранние списки Евангелия от Никодима датируются V в.). Основной акцент в апокрифических сказаниях сделан на связи орудия крестной смерти Христа с одним из райских деревьев и другими событиями Ветхого Завета. Также апокрифы повествуют и об обстоятельствах обретения Креста (апокриф «Учение Аддая апостола»).
Исследователи считают, что авторы этих преданий не ставили целью прославить данную христианскую реликвию, значимость которой никогда не оспаривалась. Целью было показать происхождение христианства (бывшего на тот момент еще молодой религией) от древнейшей традиции, буквально «от Адама».
Апокрифическая история Животворящего Креста нашла свое отражение в многочисленных изображениях. Наиболее полный цикл изображений этой истории выполнен в 1452–1465 гг. Пьеро делла Франческа на фресках в главной капелле базилики Сан-Франческо в Ареццо.
Богомилам приписывается одна из дуалистических легенд о Животворящем Кресте, рассказывающая о творении мира и насаждении рая одновременно Богом и Сатанаилом. Согласно этой легенде, Бог при насаждении одного из райских деревьев говорит Сатанаилу: «Здесь будет тело мое, и дерево послужит для твоего изгнания». Когда же Сатанаил отверг Бога, то, придя посмотреть на древо познания Добра и Зла, он был изгнан его таинственной силой из рая, и дьявол впервые стал черным. Дерево же разрослось на три ствола, называемые стволы Адама, Евы и Господа (в центре). После изгнания первых людей из рая дерево распалось, и только часть Господа осталась на месте. Часть Адама упала в Тигр и была принесена водой в землю Мадиамскую, а часть Евы во время Всемирного потопа попала в Мерру. Из этих двух частей, по богомильской легенде, и был сделан Крест для распятия Иисуса Христа.
Другой текст предания о Животворящем Кресте сохранился на Западе в составе «Золотой легенды», на Востоке известен лишь по нескольким греческим рукописям.
Основа истории о происхождении материала для Животворящего Креста взята из апокрифического Евангелия от Никодима. В нем рассказывается, что, когда Адам был при смерти, его сын Сиф пошел к вратам рая с целью получить масло прощения и помазать им тело своего отца. Однако явившийся архангел Михаил сообщил, что масло прощения всему миру будет даровано через 5500 лет (пророчество о пришествии Христа), и дал Сифу ветвь от древа познания Добра и Зла, плод с которого вкусил Адам во время грехопадения. Вручив ветвь, архангел сказал: «Если сможешь оживить сей сухой плод, то быть ему исцеленным».
Вернувшись домой, Сиф нашел Адама мертвым и вложил сухую ветку в его рот (по другим версиям, на голову Адама Сиф надел венок, сплетенный из этой ветви, или это сделал сам Адам, который был еще жив к моменту возвращения Сифа). Затем из нее проросло дерево из трех сросшихся стволов, которое продолжало расти тысячелетия до наступления времен царя Соломона.
Этот царь, срубив дерево, пытался употребить его при строительстве Иерусалимского храма, однако оно не подошло из-за размеров. Брус использовали при строительстве моста. Когда известная своей мудростью царица Савская нанесла визит Соломону, она преклонила перед древом колени. Поклонившись, она предрекла, что Спаситель мира будет повешен на этом древе и оттого царству иудеев придут разорение и конец. Затем, вместо того чтобы ступать по древу, она босая перешла ручей вброд. Испугавшийся Соломон приказал закопать брус.
Древесина была найдена при строительстве бассейна для омовения жертвенных животных. Однако вода в нем прославилась исцелениями, и его превратили в целебную купальню (это Силоамская купель). После ареста Христа древо всплыло из вод купальни. Из него решили изготовить Крест для распятия Иисуса Христа, а именно вертикальный несущий столб. Поперечный брус, табличка и подножие были сделаны из других пород деревьев. По легенде, Крест был собран из древесины пальмы, кипариса, кедра и оливы.
В русском апокрифе «Слово о Крестном Древе» (XV–XVI вв.) приводится история Крестного Древа, аналогичная европейской «Золотой легенде», с прибавлением легенд о Моисее и Лоте. Однако царица, пришедшая к Соломону, называется сивиллой. Она, придя посмотреть на выброшенное Соломоном древо, села на него и была опалена огнем.
В русских апокрифах царица Савская часто называется сивиллой и в ряде источников ей приписывается пророчество о судьбе древа, отвергнутого Соломоном при постройке храма.
Следующий цикл легенд, говорящий уже об обретении исторической церковной реликвии — Креста, общепринятого верущими как Истинный, ведет свое начало с 326 г. , когда, как считается, он был найден святой Еленой (матерью императора Константина Великого) во время ее путешествия в Иерусалим, предпринятого с целью паломничества и поиска христианских реликвий.
Вместе с Крестом Господним Еленой были обретены четыре гвоздя и титла INRI.
Наиболее ранний церковный историк Евсевий Кесарийский (ок. 263–340) в своем труде «Жизнь Константина» подробно сообщает об открытии «божественной гробницы», однако не упоминает ни об обретении Животворящего Креста, ни об участии в этом событии царицы Елены. По его рассказу, пещеру, где был погребен Христос, нашли в ходе борьбы с языческими храмами. Когда по приказу Константина срывали насыпь храма «всладострастному демону любви», то «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя». Евсевий не уточняет, что представляло собой знамение. По Евсевию, царица Елена воздвигла церковь в Вифлееме около другой пещеры, где Христос родился во плоти.
Впервые в сохранившихся текстах история обретения Креста появляется в развернутом виде у Амвросия Медиоланского в 395 г. В «Слове на кончину Феодосия» он рассказывает о том, как святая царица Елена велела копать на Голгофе и обнаружила там три креста. По надписи «Иисус Назорей, Царь Иудейский» нашла она истинный Крест и поклонилась ему. Также она нашла гвозди, которыми был распят Господь, и один из них вставила в узду, а другой в диадему.
На основе этих исторических свидетельств с присовокуплением апокрифических источников рассказ об обретении Животворящего Креста был внесен Яковом Ворагинским в его «Золотую легенду», получившую широкую известность на Западе.
Поиски Креста, увенчавшиеся успехом, велись на месте предполагаемого Гроба Господня. Причиной для этого послужило раввинское предписание, гласившее, что «…камень, которым кто-нибудь был убит, дерево, на котором кто-либо был повешен, меч, которым кто-нибудь был обезглавлен, и веревка, которой кто-нибудь был задушен, должны быть погребены вместе с казненными». Однако евангельские тексты, сообщая о погребении Христа его учениками, не говорят о положении в гроб Креста. Существовала вероятность, что все три креста, использованные при казни в тот день, могли быть зарыты вблизи от места распятия. Созомен[17] в своем труде выдвигает следующее предположение о возможной судьбе Креста после снятия с него тела Иисуса: «Воины, как повествует история, сперва нашли мертвым на кресте Иисуса Христа и, сняв Его, отдали для погребения; потом, намереваясь ускорить смерть распятых по обеим его сторонам разбойников, перебили им голени, а самые кресты бросали один за другим, как попало».
А Евсевий Кесарийский так описывает место раскопок: «Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею все то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили ее камнем и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, поистине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мертвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы».
Храм Венеры в Иерусалиме действительно существовал. Он был построен в 130-х гг. императором Адрианом, что привело к мятежу среди местного населения. Считается, что на монетах, чеканившихся при императоре Антонине Пие в Кесарии Палестинской изображена статуя Венеры Победительницы, стоящая в ее храме в Иерусалиме.
Факт строительства храма Афродиты на месте Гроба Господня упоминает и Феофан: «После этого вскоре от Бога указано Макарию место, на котором выстроен был храм нечистой Афродиты и поставлена ее статуя. Богом венчанная Елена, по царской своей власти, немедленно повелела великому множеству мастеров раскопать до основания и очистить место храма Афродиты, за большие деньги сооруженного в давние времена Элием Адрианом».
Место обретения Креста в настоящее время находится в подземной армянской церкви Святой Елены. Ее 13 железных ступеней ведут к пещере, в которой устроен придел Обретения Креста, где мраморной плитой обозначено само место обретения. В церкви имеется окно, отмечающее место, с которого Елена наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги.
Большинство современных историков, опираясь на свидетельства Евсевия, считают версию о нахождении Креста святой Еленой легендарной. Сторонники легендарности этой версии отмечают, что первые упоминания о нахождении Креста святой Еленой появляются лишь в текстах конца IV в.: в фрагменте из «Церковной Истории» Геласия Кесарийского (около 390 г.), сохранившемся в латинском переводе Руфина, и «Слове на кончину Феодосия» Амвросия Медиоланского (395 г.).
Многие исследователи считают легендарным также сам факт нахождения Креста при раскопках, проведенных во время правления императора Константина. Помимо свидетельств Евсевия, на легендарность этого факта может указывать отсутствие упоминаний о Животворящем Кресте в «Бордосском Путнике» (Itinerarium Burdigalense), древнейшем из сохранившихся путеводителей по Святой Земле, составленном анонимным паломником из Бордо, посетившим святые места в 333–334 гг. Паломник сообщает о местоположении Голгофы и гробницы Христа, над которой «повелением императора Константина сооружена базилика», но ничего не говорит о почитании Креста.
По мнению многих авторов, культ Животворящего Креста возник между 333 г., когда Иерусалим посетил паломник из Бордо, и серединой IV в., когда в «Огласительных Словах» Кирилла Иерусалимского[18] появляются первые свидетельства об этом культе, а чуть позже, в его же письме к императору Констанцию, встречается и первое упоминание об обретении Креста во времена Константина. Что касается легенды о нахождении Креста святой Еленой, долгое время считалось, что она возникла на Западе, но исследования последнего времени показали, что истоки ее скорее следует искать в Иерусалиме в середине или второй половине IV в.
Современник Константина Евсевий Кесарийский в описании деяний Константина ничего не говорит ни об обретении и разделении Креста, ни о роли святой Елены в открытии гробницы, замечает только, что «в превосходнейшей из всех храмин царских чертогов, в вызолоченном углублении потолка, на самой середине его, он [Константин] приказал утвердить великолепную картину с изображением символа спасительных страданий [креста], которое составлено было из различных драгоценных камней, богато оправленных в золото».
Согласно Сократу Схоластику[19], царица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил ее в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сведения об этом, по утверждению самого Сократа, написаны им «по слуху» со ссылкой на разговоры жителей Константинополя.
Оставшаяся в Иерусалиме часть Креста находилась там длительное время и выставлялась для поклонения народу. Об этом свидетельствует сообщение Кирилла Иерусалимского, а также рассказ знатной паломницы IV в. Сильвии (Этерии). Она повествует об обряде поклонения древу Креста Господня в Великую Пятницу, а также о мерах, которые предпринимались против расхищения частиц древа паломниками.
Однако эти меры предосторожности не воспрепятствовали разделению древесины Креста. Церковное предание считает, что практика отделения от него частиц началась уже при святой Елене — по дороге в Константинополь она оставляла его частицы в основанных ею монастырях.
Иерусалимская часть Креста продолжала храниться в храме Воскресения, о чем свидетельствует наличие в IX в. в числе его клира двух пресвитеров — стражей, охранявших Крест Господень.
Иерусалимский Крест находился в персидском плену с 614 по 628 г., пока не был отдан обратно персидским военачальником Хорямом в обмен на обещание византийцев помочь ему войсками во внутренней смуте. Однако через 10 лет, в 638 г., Иерусалим сдался арабскому войску, начавшему победное распространение мусульманской веры на Востоке. Крест разделили на части и вывезли кораблями в Константинополь и другие места. Одну из частей спустя некоторое время вернули обратно в Иерусалим, где она хранилась до эпохи крестовых походов.
Иерусалимская часть Креста была потеряна в 1187 г. в битве при Хаттине, когда после разгрома рыцарского войска святыню, видимо, захватили мусульмане, как о том сообщает франк Ернул, участник того сражения. Ернул также рассказывает историю о некоем тамплиере, который спустя несколько лет после битвы сообщил о том, что закопал Крест и может указать то место. Однако поиски не увенчались успехом.
Константинопольская часть Креста была похищена в 1204 г. после разграбления столицы Византии крестоносцами. Она стала источником для некоторых частиц Животворящего Креста Западной Европы. Академик Ф. И. Успенский в своем труде «История крестовых походов», описывая расхищение реликвий из константинопольских храмов, упоминает и о похищенных частицах Креста.
Кресты-мощевики с частицей Животворящего Креста известны давно. Они были у многих византийских императоров и других членов царского рода. В России о данной реликвии, вероятно, стало известно тоже довольно давно — в одном из самых ранних памятников (первая половина XI в.) древнерусской словесности, «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, есть упоминание Животворящего Креста: «Он [император Константин] с матерью своей Еленой Крест от Иерусалима принес [и], по всему миру своему разослав, веру утвердил».
Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезенная в XII в. из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV в. возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX в. являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора.
В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал Кийский крест, куда, кроме частицы Животворящего Креста, было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий.
Русские паломники в Святую Землю с первой половины XIX в., из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви.
Источником для создания реликвий, почитаемых в Западной Европе, стали Иерусалимская и Константинопольская части Животворящего Креста.
Как правило, реликварии делались в форме креста, иногда богато украшенного. Частицы Животворящего Креста составляли фрагмент реликвии либо заделывались внутрь.
Происхождение четырех таких реликвий от фрагмента Животворящего Креста, вывезенного крестоносцами из Византии, документально доказано. Они хранятся в базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в Риме, соборе Парижской Богоматери и кафедральных соборах Пизы и Флоренции. При исследовании этих реликвий подтверждено, что все частицы Животворящего Креста состоят из древесины оливы.
Фрагмент Креста, хранящийся в реликварии австрийского цистерцианского монастыря Хайлигенкройц, — один из немногих, происходящих непосредственно от Иерусалимской части Древа. Этот фрагмент был подарен иерусалимским королем Балдуином IV герцогу Австрии Леопольду V.
Наиболее известные реликвии, содержащие части Креста, хранятся также в испанском францисканском монастыре Санто-Торибио-де-Льебана в Кантабрии, в венском Хофбурге, в Брюсселе и Венеции.
За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить в составе реликвий во многих храмах и монастырях мира. Следует учитывать фальсификации, число подделок определить затруднительно. Церковный реформатор XVI в. Жан Кальвин в пылу полемики как-то заявил, что из многочисленных частей Креста можно было построить корабль. Однако исследование конца XIX в. показало, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет около 1,7 кг.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Камень миропомазания и Животворящий огонь на Пасху
Камень миропомазания и Животворящий огонь на Пасху
У подножия Голгофы находился сад Иосифа Аримафейского, тайного ученика Иисуса Христа. В этом саду возвышалась гора, в которой высечена была погребальная пещера. Такие пещеры и спустя много столетий после смерти
Мальтийский Крест
Мальтийский Крест
Историю Ордена Святого Иоанна Иерусалимского обычно начинают отсчитывать с XI века, однако первое упоминание о нем относится еще к четвертому столетию, когда к святым местам Палестины устремились христианские паломники. Первоначально Орден возник как
Меч и крест
Меч и крест
В начале XV столетия у Витовта не было возможности последовательно проводить политику захвата и подчинения Руси. Ведь на северо-западных рубежах Великого княжества Литовского шла непрерывная война с немцами Ливонского ордена.В 1409 г. Жмудь подняла восстание
Рыцарский крест
Рыцарский крест
(Ritterkreuz), нацистская награда за доблесть, гитлеровский вариант Железного креста. По указу Гитлера от 1 сентября 1939, в связи с началом 2-й мировой войны, возобновлялось награждение Железным крестом военнослужащих германской армии, однако была изменена
Железный крест
Железный крест
Беринг продолжает усердно работать в лаборатории. Он трудится, по его же словам, «как демон», днем и ночью. Это приводит к жесточайшей депрессии, от которой ученый лечится в течение трех лет начиная с 1907 года. К 1913 году Берингом создана противостолбнячная
4.6. Остановленное солнце и косой крест Андрея Первозванного = крест Иакова на знаменах османов = атаманов как символ Иисуса Навина
4.6. Остановленное солнце и косой крест Андрея Первозванного = крест Иакова на знаменах османов = атаманов как символ Иисуса Навина
Косой русский крест Андрея Первозванного = крест Святого Иакова из перекрещенных сучковатых древесных стволов мы видим и над рыцарскими
Крест и менора
Крест и менора
Но если признать ересь «жидовствующих» выдумкой преп. Иосифа Волоцкого, то данный вывод вступает в противоречие с несомненными признаками брожения умов в среде новгородского священства и столичной элиты, существованием Схарии и очевидными результатами
АССИЗСКИЙ КРЕСТ
АССИЗСКИЙ КРЕСТ
В 70-х гг. прошлого века мне довелось часто выезжать в Европу. Многие страны и города оставили в моей памяти яркий след, но были и совсем необычные поездки, навсегда запавшие в мою душу.В начале октября 1978 г. я уехала в Италию, маршрут по которой был заранее
Крест «папский»
Крест «папский»
Эта форма креста наиболее часто употреблялась в архиерейских и папских богослужениях Римской церкви в XIII—XV веках и поэтому получила название «папского креста».На вопрос о подножии, изображенном под прямым углом ко кресту, ответим словами святителя
Крест «трилистниковый»
Крест «трилистниковый»
В России эта форма креста употребляется чаще других для изготовления напрестольных крестов. Но, впрочем, можем видеть ее и на государственных символах. «Золотой русский трилистный крест, стоящий на серебряном опрокинутом полумесяце», как
Крест и камень
Крест и камень
Спустя некоторое время после похорон перед родственниками покойного неизменно встает чрезвычайно важная проблема: какое именно надгробие установить на могиле? Казалось бы — что тут раздумывать? — решение таковой проблемы зависит единственно от
1.6. Остановленное солнце и косой крест Андрея Первозванного = крест Иакова на знаменах османов = атаманов как символ Иисуса Навина
1.6. Остановленное солнце и косой крест Андрея Первозванного = крест Иакова на знаменах османов = атаманов как символ Иисуса Навина
Косой русский крест Андрея Первозванного = крест Святого Иакова из перекрещенных сучковатых древесных стволов мы видим и над рыцарскими
Крест Животворящий
Крест Животворящий
Рассматривая ретроспективно историю Рима, можно сделать вывод, что священный камень даже если находился у римлян в начале их истории, то впоследствии он был утерян. Об этом говорит тот факт, что Гелиогабал привез камень из Сирии. О том, насколько важным
Крест
Крест
Один из древнейших культовых сакральных (солнечных) знаков. Символ небесного огня, вечной жизни. Крест считался самым сильным оберегом. Он символизирует четыре стороны Вселенной, четыре измерения, четыре стихии, времена года. Со гласно евангельской легенде, на
Православные размышления: Крест Животворящий
Дорогие верующие прихода,
В Православной Церкви Крест и Воскресение Господне связаны единой тайной, хотя и остаются отдельными событиями в развертывании божественная экономия. Как пишет архимандрит Роман Брага:
Большое значение в истории нашего спасения имеют Крест, Распятие и Воскресение Спасителя нашего Иисуса Христа.
Без них Воплощение Сына Божьего не имело бы смысла. Мы знаем, что Православная Церковь в своей богослужебной и духовно-подвижнической жизни никогда не отделяет Креста Христова от таинства Воскресения и Воскресения как победы
Креста. Вот почему Крест назван «животворящим», а Воскресение — источником радости во всей жизни Церкви.
(Из «Креста и Воскресения»)
Внимательное изучение Нового Завета, особенно Посланий апостола Павла, даст то же понимание. Всякий раз, когда св. Павел говорит о Кресте, вскоре после этого он ссылается на «славу», которую Крест сообщает верующим.
Это совершенно ясно выражено в двух глубочайших церковных песнопениях, которые прекрасно и неразрывно соединяют Крест и Воскресение. Всякий раз, когда мы литургически поклоняемся Кресту, как в третье воскресенье Великого поста, мы заменяем «Святый Боже» в литургии следующим гимном, который, как я полагаю, всем нам так хорошо известен:
.
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.
Хотя именно это воскресенье посвящено Кресту; и хотя это Крест, перед которым мы преклоняемся и потом почитаем; Крест остается неразрывно связанным с Воскресением, которое мы «прославляем» одновременно с преклонением перед Крестом. Крест без Воскресения был бы не чем иным, как бессмысленной и ужасающей трагедией. Если бы был только Крест с Воскресением, христианства бы не было! Этот замечательный гимн напоминает нам об этом.
Есть второй и более подробный гимн, который по сути является «пасхальным»; а это гимн, который мы поем или поем при каждом совершении Божественной литургии, сразу после причащения:
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Поклоняемся Кресту Твоему, Христе,
и восхваляем и славим святое Твое Воскресение; ибо Ты наш Бог, и мы не знаем ничего, кроме Тебя; мы призываем имя Твое. Приходи
все верные, поклонимся святому Христову Воскресению! Ибо вот, через Крест радость пришла во весь мир.
благословим Господа, восхваляя Его Воскресение, ибо, претерпев за нас Крест, Он смертью смерть разрушил.
Этот гимн равен любому из великолепных гимнов, которые мы поем и поем на Пасху. Звучит как усиленный и более полный вариант пасхального тропаря «Христос Воскресе из мертвых…» На самом деле он входит в состав пасхальных служб, так как поется на утрени и пасхальных часах. Это потому, что каждое воскресенье, как День Господень, является нашим еженедельным воспоминанием и актуализацией пасхальной тайны смерти и воскресения Христова. Крест и Воскресение чудесным образом переплетены в этом необычном гимне (именно поэтому я пою его вслух в назначенное время, и почему мы поем его вместе для акцента во время пасхальной поры). Смысл и значение Креста раскрываются в Воскресении. А Воскресение есть откровение победы Креста. Как могла радость войти во «весь мир» через Крест Христов? Только если Он воскрес из мертвых после Своей смерти и погребения. Как стойкость Креста могла «смертью смерть разрушить»? Только через то самое Воскресение.
Великий пост — это длительное путешествие к его исполнению в Пасхальной Тайне. Серединой этого пути является третье воскресенье сезона, как воскресенье поклонения Животворящему Кресту. Если мы продолжим, не слишком «уклоняясь в сторону», то наградой в конце пути будет созерцание Воскресения Христова с верой и надеждой; и осознать, что единственный истинный источник радости в этом прекрасном, но трагически падшем мире – через Крест Господень.
Праздник Вселенского Воздвижения Честного и Животворящего Креста / Православие.Ком
14 сентября
ВВЕДЕНИЕ
Воздвижение Креста Господня
Праздник Всеобщего Воздвижения Благородного и
Животворящий Крест отмечается каждый год в сентябре.
14. Праздник в память обретения Истинного
Крест Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа святой
Елена, мать императора Константина.
ФОН
На двадцатом году своего царствования (326 г.)
Константин отправил свою мать Святую Елену в Иерусалим, чтобы
поклоняться святым местам и найти место святого
Гробница и Креста. Опираясь на устное
традиция верующих, святая Елена нашла драгоценную
Крест вместе с крестами двух разбойников
распят с нашим Господом. Однако у Хелен не было возможности
определение того, что было Крестом Христа.
С исцелением умирающей женщины, прикоснувшейся к одному из
кресты, Патриарх Иерусалимский Макарий опознал
Истинный Крест Христов. Святая Елена и ее двор почитаются
Честный и Животворящий Крест вместе со многими другими
кто пришел посмотреть на это великое орудие Искупления.
Патриарх взошёл на амвон (кафедру) и поднял
Крест обеими руками, чтобы собрался весь народ
мог видеть это. Собравшиеся ответили: «Господи!
милосердие».
Это стало поводом учреждения во всех
Храмы Воздвижения Честного Креста, не только
в память о событии обретения Креста, но
также, чтобы отпраздновать, как орудие позора было использовано для
победить смерть и принести спасение и вечную жизнь.
Праздник – это возможность вне обрядов
Страстная неделя, чтобы отпраздновать полное значение
победа Креста над силами мира и
торжество премудрости Божией через Крест над
мудрость этого мира. Этот праздник также дает Церкви
возможность насладиться всей славой Креста как
источник света, надежды и победы для народа Христова.
Это также время отметить универсальность
дело искупления, совершенное через Крест:
вся вселенная видна сквозь свет Креста,
новое Древо Жизни, дающее пищу тем,
которые были искуплены во Христе.
1. Патриарх Макарий стоит на амвоне в центре иконы с воздвижением Креста.
ИКОНА ПРАЗДНИКА
Икона Праздника Честного Креста рассказывает о
история обретения Креста и Его Воздвижения.
Патриарх Макарий стоит на кафедре, возвышающей собор.
Крест для всеобщего обозрения и поклонения (1 и 2). На каждой
сбоку от Патриарха стоят дьяконы со свечами (3).
Возвышенный Крест окружен и почитается многими священнослужителями
и мирян, в том числе святой Елены, матери
Император Константин (4).
2. Патриарх Макарий (фрагмент) | 3. Дьяконы со свечами приходят поклониться Святому Кресту (фрагмент) |
На заднем плане иконы — куполообразная конструкция,
представляет церковь Воскресения в Иерусалиме.
Эта церковь была одной из церквей, построенных и
посвященный императором Константином на святых местах
Иерусалим.
4. Святая Елена, мать императора Константина, обнаружившего Святой Крест (фрагмент) |
ПРАВОСЛАВНОЕ ПРАЗДНОВАНИЕ ПРАЗДНИКА БОЖИЕЙ
ВСЕЛЕНСКОЕ ВОЗВЫШЕНИЕ ДРАГОЦЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО
КРЕСТ
Этот Праздник нашего Господа празднуется с Божественным
Литургия святителя Иоанна Златоуста, совершаемая
в день праздника, которому предшествовала утреня. А
Великая вечерня совершается вечером накануне дня
праздника.
В день праздника по окончании утрени или
Божественной литургии совершается особое богослужение.
Крест ставится на поднос в окружении ветвей базилика.
и проводится торжественной процессией через церковь к
пение Гимна Праздника. Лоток помещается
на столе, а священник берет Крест и предлагает
петиции с каждой стороны стола, четыре стороны
компаса. В этом проявляется универсальный характер
жертвоприношение Христа на кресте. Как люди
отвечают пением «Господи помилуй»,
священник поднимает и опускает крест в память о его
обретение и возвышение. По окончании службы,
люди приходят и поклоняются кресту и получают
базилик от священника. Базилик используется и предлагается, как
это был ароматный цветок, растущий там, где был Крест
найденный.
Чтение Священного Писания на праздник Креста – это
следующее: На вечерне: Исход 15:22-16:1; Притчи 3:11-18; Исаия 60:11-16. В Ортросе
(Утреня): Иоанна 12:28-36. В Божественном
Литургия: 1 Коринфянам 1:18-24; Иоанна 19:6-11, 13-20, 25-28, 30-35.
ПРАЗДНИЧНЫЕ ГИМНЫ
Аполитикион (Первый глас)
Спаси, Господи, народ Твой и благослови наследие Твое;
даруй верующим победу над их противниками. И
защити Твое государство силой Креста Твоего.
Кондак (четвёртый тон)
Вознесшийся на Кресте по Своей воле, о
Христе Боже наш, даруй Твое сострадание
содружество, которое носит Твое Имя. Силой Твоей радуй
нашим верным правителям, дав им победу над своими
противники. Пусть ваш союз будет для них оружием для
мир, непобедимый стандарт.
РЕСУРСЫ
Воплощенный Бог: праздники Иисуса Христа и
Дева Мария, Кэтрин Асланофф, редактор и Пол
Мейендорф, переводчик (Крествуд, Нью-Йорк: St.
Издательство Владимирской семинарии, 1995).
Фестивальных икон христианского года Джона Бэгли
(Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии, 2000 г.),
стр. 111-115.
Праздничная Минея в переводе Матери Марии (юж.