Животворящий крест годеново фото: путешествие в Годеново – Православный журнал «Фома»
Содержание
путешествие в Годеново – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 4 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Годеновский крест. Для верующих — одна из вновь открытых и самых почитаемых русских святынь. Для любителей старины — уникальная реликвия XV века, аналоги которой, относящиеся к той же эпохе, вряд ли можно найти в нашей стране. Об истории Креста мы в «Фоме» уже писали. Но очень интересно и само место, где хранится святыня. «Фома» отправился в Годеново, чтобы узнать, чем оно живет сегодня и кто заботится о знаменитом Кресте.
Первая остановка на пути в Годеново — Переславль-Залесский. Именно здесь находится женский Свято-Никольский монастырь, подворьем которого является храм в самом Годенове.
Фото Юлии Маковейчук
В монастыре есть копия Креста. Здесь также хранится книга, в которую сестры записывают все чудеса, случившиеся по молитвам людей у годеновской святыни (см. специальный раздел на сайте подворья).
Фото Юлии Маковейчук
Уже больше 20 лет монастырем руководит игумения Евстолия (Афонина):
Фото Юлии Маковейчук
«Я пять лет была насельницей в Толгском женском монастыре, тоже в Ярославской епархии, потом меня перевели настоятельницей в Переславль-Залесский возрождать из руин Никольский женский монастырь».
Игумения Евстолия (Афонина) с сестрами монастыря на Всенощном бдении перед елеопомазанием. Фото Юлии Маковейчук
Заботу о годеновской святыне монастырь взял на себя не сразу. «Только после трех лет моего служения здесь мы с сестрами случайно попали в Годеново и узнали историю Креста. Я давно искала местечко, чтобы открыть подворье нашего монастыря, и Господь нам его открыл».
Храм св. Иоанна Златоуста в Годеново. Фото Юлии Маковейчук
Годеново находится не так уж близко к монастырю — примерно в часе езды на машине. Добраться можно и общественным транспортом, в том числе из Москвы.
Поклонение Годеновскому Кресту. Фото Юлии Маковейчук
Послушница Нина со своим личным транспортом. Фото Юлии Маковейчук
Окрестности подворья – поля, луга, кое-где проглядывают в кустах руины деревни. Фото Юлии Маковейчук
Храм святителя Иоанна Златоуста практически не закрывался в советское время. В 1945 году сюда был перенесен Животворящий Крест (с 1925 года и до конца войны он хранился дома у прихожанки Фаины Александровны в поселке Приозерном). Однако даже в начале 1990-х годов, времени активного возрождения Православия в России, про Годеновский Крест мало кто знал.
Чудо явления Креста произошло 29 мая (11 июня по новому стилю) 1423 года – ровно день в день за тридцать лет до падения Константинополя. Сказание говорит, что в тот день пастухи пасли скот недалеко от Сахотского болота (нынешняя Ивановская область) и увидели на востоке свет. Подойдя ближе, увидели парящий в воздухе в неизреченном свете Животворящий Крест, а перед ним – образ Николая Чудотворца. Позже для Креста и был воздвигнут Крестовоздвиженский храм на Никольском погосте. История сохранила в письменном виде многочисленные свидетельства о чудесах исцеления, происходивших до революции. После 1917 года на Никольском погосте создали колхоз, а святыни предали поруганию.
Фото Юлии Маковейчук
Кладбище около храма действует до сих пор, тут хоронят жителей окрестных деревень.
Сельское кладбище за алтарем Златоустовского храма. Фото Юлии Маковейчук
«Подворье в Годенове занимает все большее место в жизни монастыря, — говорит игуменья Евстолия. — Растет духовная тяга людей к Животворящему Кресту, все больше и больше Крест делается востребованным людьми».
После молебна священник помазывает паломников елеем из лампадки у Креста. Фото Юлии Маковейчук
Около десяти лет назад по инициативе игумении Евстолии специалисты Русского музея провели научно-художественную реставрацию Креста. Мастера трудились больше года, по миллиметру восстанавливая и укрепляя красочный слой — дерево было сильно повреждено плесенью и жуком-точильщиком.
Общий вид Креста до реставрации. Фото предоставлено архивом Свято-Никольского женского монастыря в г. Переславле-Залесском
Общий вид Креста после реставрации. Фото предоставлено архивом Свято-Никольского женского монастыря в г. Переславле-Залесском
Изображение Богоматери с пробным раскрытием и после реставрации (фото предоставлено архивом Свято-Никольского женского монастыря в г. Переславле-Залесском)
Сейчас Крест содержится в соответствии с рекомендациями реставраторов Русского музея. Сестры внимательно следят за соблюдением правил хранения.
Всякое дыхание да хвалит Господа… Фото Юлии Маковейчук
Многие хотят иметь копию Креста у себя в храме или в монастыре. Сестры идут навстречу и силами своих художников и скульпторов делают точные копии, работая в непосредственной близости к святыне. Годеновские Кресты уже есть в храме святого Владимира в Херсонесе, в кафедральном соборе г. Екатеринбурга и других. Сейчас завершается подготовка копии для Богородицерождественского Бобренева мужского монастыря Московской епархии.
Фото Юлии Маковейчук
Фото Юлии Маковейчук
Сама собой родилась идея создать на подворье паломнический миссионерский центр «Святое Годеново», где будут храмы и часовни, музей, трапезные, жилье для паломников, реабилитационный центр.
Фото Юлии Маковейчук
Перечень запланированных построек. Фото Юлии Маковейчук
На сегодняшний момент уже построены церковь Богоявления для таинства Крещения с купелью в виде креста в центре храма (правда, пока без внутреннего убранства), дом причта, в разгаре стройка паломнической трапезной.
Крестильный храм Богоявления. Фото Юлии Маковейчук
Внутри храма. Фото Юлии Маковейчук
«Очень надеемся, что к 600-летию явления Креста мы большую часть работ выполним», — высказывает свою мечту матушка Евстолия.
В куполе Златоустовского храма. Фото Юлии Маковейчук
Редакция журнала «Фома» обращается с просьбой к читателям помочь завершить задуманное Свято-Никольскому женскому монастырю в г. Переславле-Залесском.
Реквизиты монастыря:
Местная религиозная организация «Никольский женский монастырь г. Переславля-Залесского Ярославской Епархии Русской Православной Церкви»
ИНН 7608003262, КПП 760801001
Ярославское отделение № 17 Сбербанка России
р/с 40703810277180100101,
к/с 30101810500000000670,
БИК 047888670
Фото на заставке — Годеновский крест и его современная копия, Юлия Маковейчук
Животворящий Крест Господень
Здесь на Сахотском болоте 11 июня 1423 года явился Животворящий Крест Господень.
11 июня 1423 года на Сахотском болоте пастухам явился стоящий на воздухе Животворящий Крест Господень, от которого было дано обетование: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою придет помолитися, будут многая исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы». Перед образом распятия Господня стоял «…чудотворец великий Николай со святым Евангелием».
Решение о строительстве храма было принято немедленно, но зодчие усомнились в возможности возведения церкви на болоте и решили воздвигнуть ее на сухом месте чуть поодаль. Но Господь не позволил нарушить Свою волю: заложенные венцы будущей церкви были чудесным образом перенесены на место явления Креста, от которого было повторное повеление: «На сем месте поставите церковь Мою. И будет благодать велика и чудеса многа произыдут с верою приходящим помолитися; и будут многа исцеления». В ту же ночь через болото прошел водный поток, «…и бысть река велика и явися суша».
Возведению храма более ничего не мешало. Вновь построенную церковь, стоящую точно на месте явления святыни, прибыл освящать сам Ростовский Владыко, что для того времени было делом неслыханным. Животворящий Крест был с честью поставлен одесную (справа) царских врат. Вокруг храма возникает Никольский погост, на месте которого ныне и находится наш монастырь.
Первый храм простоял до XVI века, когда случился пожар. Крест не дал себя вынести из огня, сделавшись недвижимым. Церковь сгорела дотла, но на следующий день на пепелище святыня была обнаружена совершенно невредимой. Новую Никольскую церковь воздвигли немедля. При ее освящении случились многие чудеса. Животворящий Крест вновь был установлен одесную царских врат, а икона святителя Николая – ошуюю.
Во второй половине XVIII – первой трети XIX века на месте обветшавших деревянных построек был воздвигнут каменный храмовый комплекс, включавший в себя Крестовоздвиженскую церковь с приделом святителя Николая Чудотворца (1776) и пристроенные к нему теплую Покровскую церковь (1832) и колокольню (1811). В начале XIX века даже была мысль основать на месте явления Животворящего Креста монастырь. Напоминанием об этом служит единственная сохранившаяся до нас с тех времен постройка – братский корпус обители.
Животворящий Крест Господень. Фото нач. XX века.
Никольский Погост. Фото нач. XX века.
В 1911-1916 годы на средства заштатного диакона Никольского погоста Алексия Виноградова на месте, где в XV веке зодчие хотели первоначально возвести церковь, малодушно усомнившись в возможности строительства храма по слову Божию на болоте, была воздвигнута часовня. Соорудить таковую Ростовский архиерей благословил еще в 1423 году, но к началу XX века от нее не осталось и следа.
Пятьсот лет в Никольский погост, что у Иисусова Креста (так официально называлось место явления святыни) шли тысячи паломников со всей России. Чудеса, являемые Господом по их молитвам на святом месте, тщательно записывались в особую книгу. Часть из них составили приложение к Сказанию о явлении Животворящего Креста Господня. Приход храма составлял около трех тысяч человек, погост значительно разросся. Но пришли богоборческие времена…
В 1918 году храм и все церковное имущество, к которому был отнесен и Животворящий Крест Господень, были объявлены народным достоянием. Впрочем, община верующих получила возможность аренды церкви для проведения богослужений на стандартных для того времени условиях.
Советская власть, взявшая курс на борьбу с Церковью не оставляла Никольский погост в покое. Не прошла для него даром кампания по изъятию церковных ценностей 1922 года, а в 1925 году все имущество храма и его главная святыня были поставлены на учет в Ростовский государственный музей. Богоборцам очень не нравилось продолжающееся поклонение верующих Животворящему Кресту Господню. Поэтому был взят курс на закрытие храма. В первую очередь оказывалось давление на священнослужителей. В 1928 году был арестован отец Иоанн Добротин (погиб в лагерях в 1931 году).
Руины храма и колокольни
Постановление о закрытии храма от 29.02.1940 г.
В 1929 году, с образованием Ивановской Промышленной области, Никольский погост, который все чаще именуется в документах как погост «Иисусов Крест», был выведен из состава Ростовского района и включен в Ильинско-Хованский район ИПО. Это позволило общине верующих, которая хотя и сократилась до полутора тысяч, но отличалась особой ревностью по Бозе, заключить с властями новый договор.
В 1930-е годы верующие Никольского погоста являли собой пример стойкости веры и апологии Православия. Не страшась репрессий, они не боялись именовать себя христианами (сохранились многочисленные списки, составляемые властями), организовывали многочисленные и массовые крестные ходы, продолжали поддерживать здание храма в исправном состоянии. Если по тем или иным причинам приход лишался священника (их сменилось за это время несколько), то община добивалась от властей разрешения подыскать нового. Причем все они были «тихоновского» (канонического) толка. Исключение составил лишь один иерей-обновленец, которые прослужил на приходе всего несколько месяцев.
В 1937 году были арестованы священник и регент. С этого момента советская власть начинает беспрецедентный нажим на верующих с одной единственной целью – закрыть храм и прекратить поклонение святыни. Богоборцы идут на откровенный подлог: специальная комиссия признает здание церкви аварийным и запрещает проводить в нем какие-либо богослужения. Сроки для устранения выявленных «недостатков» были установлены заведомо невыполнимыми. В 1938 году были сняты колокола.
Верующие боролись изо всех сил. Они даже дважды писали в высший орган власти СССР – ВЦИК, лично его председателю М.И.Калинину. Местные власти, желая «подстраховаться», инициировала собрания членов окрестных колхозов, на которых были приняты решения ходатайствовать о закрытии церкви. Центральная власть переложила ответственность в решении вопроса на Ивановский областной совет, который своим решением от 29 февраля 1940 года постановил расторгнуть договор с религиозной общиной верующих, храм, «…как молитвенное здание ликвидировать и передать Ильинскому райсовету» с разрешением разобрать.
Протокол допроса монахини Синклитикии (Смирновой) — старосты храма в Годеново — о перенесении Креста
Священник Николай Введенский (фото из следственного дела).
Попытки слома церкви начали предприниматься немедленно. Появилась реальная угроза уничтожения Животворящего Креста Господня. И тогда верующие Никольского погоста решают перенести святыню в ближайший неразоренный храм, чтобы сохранить здесь Крест на время, пока не возведут часовню на месте его явления, куда можно будет вновь поставить святыню без риска для ее сохранности. Так Животворящий Крест оказался в церкви святителя Иоанна Златоуста села Годеново, где находится и поныне. Сохранились документальные данные о том, что к перенесенной святыне сразу же потянулись люди, большую часть из них составляли прихожане разоренного Никольского погоста. Но были и жители окрестных деревень.
Советская власть не могла смириться с продолжившимся поклонением Животворящему Кресту. Священник церкви святителя Иоанна Златоуста села Годеново Николай Введенский, священник Алексей Прозоров, участвовавший в перенесении Креста, и еще несколько человек были арестованы (а позже осуждены) за антисоветскую пропаганду. Именно из материалов следственного дела и стенограммы судебного заседания известны подробности перемещения святыни, а также в планах верующих Никольского погоста лишь временно расстаться с Животворящим Крестом. Начавшаяся Великая Отечественная война не позволила этим планам осуществиться.
В дальнейшем на святом месте располагался детский дом. Надо отдать должное одному из его директоров – Борису Викторовичу Беляевскому, который, по воспоминаниям одной из воспитанниц учреждения – Алевтины Ивановны Бабариной (Кузнецовой) – относился к закрытому храму и его убранству с должным почтением, чему научил и детей. В начале 1960-х годов, уже после того как детский дом был переведен в другое место, здание церкви начали разбирать для хозяйственных нужд. К середине 1970-х годов остались лишь нижние ярусы колокольни и руины северного придела.
В 1998 году игумен Борис (Храмцов) (1955-2001) основал на месте явления Животворящего Креста монашескую общину, положив конец мерзости запустения. В 2000 году началось восстановление храма, а уже в 2004 году архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий (Щуров) освятил Крестовоздвиженский храм с приделами святителя Николая Чудотворца и святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
Б.В.Беляевский с воспитанницами (фото 1950-х гг.).
В 2011 году был образован мужской монастырь Животворящего Креста Господня.
В 2011 году был образован мужской монастырь Животворящего Креста Господня, а в 2012 году митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф освятил Покровский придел храмового комплекса обители. Монастырь продолжает развивать свою инфраструктуру: полностью восстановлен братский корпус, выстроена паломническая трапеза и мини-гостиница, создан духовно-просветительский центр.
Но главное, на святом месте совершается непрестанная молитва, сюда вновь приезжают тысячи паломников со всего православного мира, а Господь являет новые чудеса, сведения о которых, как и сотни лет до этого, заносятся в особую памятную книгу обители.
Воздвижение Креста Господня
Господи, спаси людей Твоих и благослови наследие Твое. Даруй победы православным христианам над их противниками; и ради Креста Твоего сохрани жилище Твое.
Тропарь Праздника
Вскоре после Рождества Пресвятой Богородицы Церковь празднует Воздвижение Честного Креста Господня. Сам Спаситель говорил о Своей крестной смерти, говоря: Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:14-16). Это было совершено в Страстную Пятницу, когда Господь был «распят при Понтии Пилате, пострадал и был погребен», как провозглашает Символ веры. И прямо перед смертью Он провозгласил, что свершилось (Ин. 19).:30).
Воистину, Рождество Богородицы видели как начало нашего спасения, а Крест как кульминацию нашего спасения. Смертью Христа на Нем совершилось наше спасение. Мария также тесно связана с Крестом, ибо она была «мистическим раем», в котором проросло Древо Жизни; это Древо Жизни, Христос Спаситель наш, потом «посадил на земле Животворящее Древо Креста» (от Праздника). И как Он пострадал и умер на Животворящем Древе Креста, так и мы призваны взять на плечи свои кресты и ежедневно умирать ради Того, Кто умер за нас.
Сам праздник возник из-за определенных исторических событий. После добровольных страданий и смерти на Кресте Господнем святое место Его страданий было поругано язычниками. Когда римский император Тит в 70 г. н.э. захватил Иерусалим, он разрушил город и сровнял с землей Храм на горе Мориа, не оставив даже камня на камне, как и было предсказано Спасителем в диалоге со Своими учениками (Мк. 13). :1-2).
Император Адриан (117-138), отсталый, ревностный язычник, построил на месте разрушенного Титом Иерусалима новый город, который назвал Гелио-Адрианополисом. Кроме того, этому городу было запрещено называться прежним именем Иерусалим. Он повелел засыпать Святую Гробницу Господню землей и камнями, воздвигнув на ней идола. На Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 г.он воздвиг храм, посвященный богине Венере. Перед статуей приносились жертвы и проводились языческие обряды, сопровождавшиеся проституцией. В Вифлееме, на том месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый государь воздвиг Адонису идола. Все это он делал с намерением, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда более не вспоминали о том месте, где Он жил, учил, страдал и восстал со славой.
Когда на престол взошел равноапостольный Константин Великий (306-337) (первый из римских императоров, принявший христианство), он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил восстановить город Иерусалим, а на месте страданий и воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от языческого культа все места, связанные с памятью Иисуса, и вновь освятить их все. Православная царица Елена уехала в Иерусалим с большим количеством золота, а император направил Патриарху Макарию I (313-323) грамоту, в которой просил всяческого содействия в святом деле восстановления христианских святынь.
Прибыв в Иерусалим, благочестивая Царица уничтожила всех идолов и очистила город от предметов языческого культа, освятив оскверненные места. Она горела желанием воздвигнуть Крест Господа нашего Иисуса Христа; и поэтому она приказала продолжить раскопки на том месте, где стоял храм Венеры. Там была обнаружена засыпанная Гробница Господня, а также место казни, недалеко от которого были найдены три креста и четыре гвоздя, а также табличка, прибитая над Его головой.
Для того чтобы определить, какой из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий приказал возложить кресты, в свою очередь, на усопшего, которого везли к месту погребения. Когда Крест Христов коснулся умершего, тот сразу ожил. С великой радостью Православная Царица и Патриарх вместе подняли Животворящий Крест и показали его всем стоявшим рядом. Позднее на этом месте был построен храм Гроба Господня, заключивший в своих стенах место распятия Спасителя и Его гробницу, а также установлен праздник 14 сентября в память славного Крестовоздвижения.
— Выдержка из Эти истины, которые мы держим
Яко добровольно распятый ради нас, даруй милость тем, кто назван Именем Твоим; Обрадуй всех православных христиан силою Твоею,
даровав им победы над противниками их, даровав им непобедимый трофей, Твое оружие мира.
Кондак Праздника
Что значит быть «Членом с хорошей репутацией»?
Приходской Совет считает своим долгом довести до всех наших любимых прихожан выдержки и разъяснения из Единого Приходского Устава нашей Священной Архиепископии Америки, чтобы было понятно, что имеется в виду под прихожанином « с хорошей репутацией» , а кто нет .
Каждый человек, крещенный и миропомазанный по обрядам Православной Церкви, является прихожанином . Религиозные, нравственные и социальные обязанности прихожанина заключаются в применении догматов православной веры; добросовестно посещать Божественную литургию и регулярно участвовать в святых таинствах; способствовать прогрессу священной миссии Церкви; и быть действенным свидетелем и примером Православной Веры и Традиций для всех людей.
Прихожанин с хорошей репутацией : Как минимум, прихожанин с хорошей репутацией должен быть в возрасте восемнадцати лет или старше и больше не посещать школу или тренироваться на постоянной основе. Они также должны выполнять свои обязанности по управлению и другим финансовым обязательствам перед приходом . Они ежегодно берут на себя обязательство по управлению имуществом независимо от того, живут ли они с родителями или нет. Каждый год требуется возобновление их обещания управления. (Управление рекомендовал в качестве десяти процентов (10%) от годового дохода, как указано в Священном Писании, чтобы помочь выполнить финансовые обязательства прихода, митрополии и архиепископии. )
Что означает «Истинное управление»?
Сумма залога не фиксирована и должна отражать ваши средства и вашу приверженность поддержке священной миссии святого Василия. У нас нет «системы взносов», как членство в клубе или спортзале, и у нас нет минимума или максимума. (Каждый должен давать, сколько может, по благословению Господа, Бога твоего, которое Он дал тебе. Второзаконие 16:17)
Идея о том, что как приход мы можем установить сумму, одинаково справедливую для всех верующих, уплата которой делает их членами с хорошей репутацией, обладающими правами и привилегиями, ошибочна по ряду причин. Справедливо ли думать, что пожилая вдова, живущая на пособие по социальному обеспечению, успешный застройщик, банкир, молодой торговец с растущей семьей, учитель и юрист — все они получили одинаковые материальные блага и имеют одинаковую способность давать?
Что делать, если я столкнулся с трудностями и не могу предоставить финансовую поддержку?
— Временные финансовые затруднения могут быть заявлены прихожанами и оцениваются конфиденциально на ежегодной основе через председательствующего священника прихода или председателя попечительского совета и действительны в течение только 12 месяцев .
— Уведомление о новой политике приходского совета (ПС) для лиц, не являющихся членами и вышедших из состава членов: Плата за использование , определяемая ПС для покрытия некоторых расходов, понесенных приходом в связи с таинствами, такими как крещение. или свадьбы будут реализованы, и Кроме того, лица, не являющиеся членами Церкви, и вышедшие из нее члены, должны ежегодно заполнять заявление на управление и обещать финансовую поддержку Церкви.
— Есть ли бесплатный статус, который мне больше не нужно обещать, когда я стану пожилым?
-Поскольку мы находимся на Истинном Управлении, и прихожане могут закладывать сумму, которую они могут внести, NO больше не будет Бесплатного Статуса , за исключением тех пожилых людей и пенсионеров, которые получили этот статус до наше начало истинное управление системой. Наш приход всегда будет относиться к пожилым, пенсионерам или инвалидам с величайшим сочувствием и христианской любовью.
- Для участия в предстоящем Генеральном собрании нынешние прихожане должны заполнить заявление о присяге на управление в текущем году. Вам не обязательно совершать оплату, но вы должны заполнить форму управления для участия.
- Участвовать может новый прихожанин прихода, если он стал полноправным прихожанином не менее чем за 3 (три) месяца до этого.
- Прихожане, которые в прошлом были указаны как « БЕСПЛАТНО », могут продолжать участвовать в будущих Генеральных собраниях. (ПРИМЕЧАНИЕ. Нет никаких положений о предоставлении статуса «БЕСПЛАТНО» для выхода на пенсию в будущем.)
Ресурсы министерства
РУКОВОДСТВО ПО ЕЖЕНЕДЕЛЬНОМУ ПОКЛОНЕНИЮ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Посмотрите наш еженедельный еженедельный воскресный бюллетень здесь.
Узнать больше »
ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ: ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
Архив ежемесячного бюллетеня Св.