Златоуст освяти руку свою ударом: «Освяти руку ударом» / Православие.Ru
Содержание
«Освяти руку ударом» / Православие.Ru
Может ли христианин в ответ на богохульство ударить
человека, если другие средства воздействия оказвыаются
бесполезными? Споры об этом продолжаются на просторах
Интернета уже не первый год. Главным аргументом в пользу
силового решения вопроса обычно приводятся слова Иоанна
Златоуста «освяти руку ударом», «сокруши
уста», «ударь его по лицу»,
произнесенные святителем как раз в адрес богохульников.
Для одних христиан они звучат утешительно и воспринимаются
чуть ли не как прямая санкция на применение силы везде,
где им видится богохульство. Другим они режут слух и
смущают нравственное чувство, несмотря на высочайший
авторитет святителя.
Аргументы первых достаточно просты и понятны: раз Златоуст
сказал, значит — можно, нужно и даже должно.
Аргументы вторых обычно куда менее конкретны и основаны
скорее на глубоком ощущении несопоставимости этого призыва
со всем массивом новозаветных текстов и православного
Предания в целом. Да и в трудах самого Златоуста подобный
призыв встречается лишь однажды (иначе всем известная
цитата в сетевых спорах неизбежно оказалась бы дополнена
другими, сродными ей по смыслу).
Однако тут уж, что называется, из песни слова не выкинешь.
Эту фразу мы действительно находим у святителя Иоанна в
«Беседах о статуях»: «…Но раз
у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас
об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, —
именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует.
Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на
площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если
нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по
лицу, сокруши уста, освяти руку твою
ударом…».
И здесь возникает очень важный этический вопрос: насколько
эти слова являются призывом к действию для современных
христиан?
Очевидно, чтобы разобраться в этом, следует для начала
прояснить один простой и закономерный вопрос: а что же
имел в виду сам святитель Иоанн Златоуст, когда произносил
эти суровые слова? Каких именно богохульников подразумевал
он, призывая свою паству освятить кулаки ударами об их
лица?
Бунт
В 387 году в крупнейшем городе Малой Азии — Антиохии
— вспыхнул народный бунт. Причиной его стало
очередное повышение налогов императором Феодосием.
Ремесленники, крестьяне и мелкие торговцы и без того были
почти разорены постоянно увеличивающимися поборами в
имперскую казну. Но тут в придачу к обычным сборам вдруг
был объявлен еще и внеочередной, в честь юбилея императора
Феодосия. Размеры его были столь велики, что после
обнародования императорского указа весь город впал в
глубокое уныние. Потом то тут, то там начался все более
возрастающий ропот против такой бесчеловечной политики.
Нарастающие беспорядки через несколько дней переросли в
полномасштабное восстание. Возмущенные толпы стали повсюду
уничтожать изображения императора и членов его семьи.
Нарисованные на деревянных досках портреты, выставленные у
общественных зданий во многих местах города, были разбиты
камнями. Той же участи подверглись и многочисленные
императорские статуи. Обвязанные веревками, они были
низвергнуты с пьедесталов.
Разгневанный народ с бранью и оскорблениями таскал статуи
императора и членов его семьи по улицам города. Затем они
были разбиты на куски и сброшены в реку. Жертвой
восставших стала даже тяжелая конная статуя Феодосия, в
разрушении которой участвовало множество людей.
Реакция императора не заставила себя долго ждать. По
тогдашним законам оскорбление, нанесенное изображению
царя, было равно оскорблению самого царя. Город был
подвергнут жестоким репрессиям, множество жителей были
казнены, брошены в тюрьмы, лишены всех прав и владений.
Десятки тысяч антиохийцев в страхе бежали из родного
города, становясь легкой добычей множества разбойничьих
банд, орудовавших в округе. Слезы, голод и постоянный
страх новых бедствий — вот все, что осталось на долю
уцелевших жителей Антиохии после глумления над
изображениями членов императорской семьи.
В этих трагических обстоятельствах и были произнесены
Иоанном Златоустом его знаменитые «Беседы о
статуях». Причем лишь самая первая из них была
сказана накануне восстания, когда народные волнения уже
будоражили город, но еще не вылились в массовые
беспорядки. Уже во второй описываются страшные последствия
народного бунта. Всего же в те тяжелые для Антиохии дни
святителем была произнесена двадцать одна беседа.
Богохульники
В той, самой первой, беседе накануне бунта и прозвучал
призыв святителя любыми средствами, вплоть до
рукоприкладства, унять людей, возмущающих народ своими
речами. Этих смутьянов Златоуст и называет здесь
богохульниками. Такое определение становится понятным
после прочтения всех бесед. Основной их мотив —
успокоение обнищавшего народа.
Именно нищета вследствие непосильных налогов стала
объективной причиной смуты. Среди жителей города появились
люди, учившие, что бедность несовместима с Божьей любовью
и что Бог вовсе не таков, каким Его представляет Церковь.
Таких «агитаторов», по свидетельству самого
Златоуста, было немало: «…многие обольщают
простодушных и говорят, что эти бедствия несовместны с
Промыслом Божиим». Но еще больше было самих
обольщенных и простодушных, которые уже напрямую обвиняли
Бога в своем бедственном положении. Вот о них-то и говорил
Златоуст, что «богохульник — тот же осел, не
вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его
и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно
будет лекарство».
В том, что богохульниками здесь названы именно роптавшие
на Бога бедняки, нетрудно убедиться, прочитав
предшествующие словам об освящении руки ударом строки,
которые почему-то обычно пропускаются при цитировании:
«Ты лишился имущества? Если ты будешь
благодарить, то ты приобрел душу и овладел большим
сокровищем, снискав у Бога большее благоволение. Если же
ты будешь хулить, то потерял и свое спасение. И того не
возвратил, и душу, которую имел, и ту убил. Но раз у нас
зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об
одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, —
именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует.
Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на
площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если
нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по
лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом». А
чтобы было совсем уж понятно, кого и за что, по мнению
Златоуста, нужно было тогда бить, — вот, по сути,
прямое пояснение святителя к его же словам о сокрушении
уст: «Сколько, слышу я, говорят: если бы не было
бедности! Заградим уста тех, которые ропщут так, потому
что говорить это — богохульство».
Врач
В
накаленной до крайности обстановке готовящегося
антиналогового бунта Иоанн Златоуст призывал свою
паству делать все возможное для того, чтобы этот бунт
не состоялся. До своего пострига в монашество он
получил блестящее образование, несколько лет был
адвокатом, прекрасно знал законы Империи и понимал,
какими кровавыми последствиями обернется для
антиохийцев назревающий мятеж.
Бедность из-за непосильных налогов, конечно же, была
бедствием для горожан. Но все ее тяготы были несопоставимы
с той катастрофой, которая грозила городу за восстание
против императора. Поэтому Златоуст прилагал все усилия,
стремясь уберечь земляков от мятежа. Он называл мятежников
богохульниками, отрицающими Промысл Божий, и просил своих
прихожан образумить этих обольщенных и простодушных
бедняков, употребляя для этого все средства, вплоть до
рукоприкладства, если это будет нужно.
Еще один важный факт: все эти трагические события
происходили в самый первый год его священнического
служения. Никогда после Антиохийского восстания из золотых
уст святителя не звучали призывы к насилию над
богохульниками, хотя таковых в его времена было никак не
меньше, чем сегодня. Напротив, личное кредо Златоуста в
отношении рукоприкладства ярче всего было выражено в
словах «учитель есть врач душ; а врач не наносит
ударов, но наносящего удары исправляет и лечит». В
различных вариациях эта мысль была повторена им множество
раз на протяжении двух десятилетий его пастырского, а
затем и святительского служения.
Выбор
Каков же вывод из всей этой истории? Есть в христианском
богословии такой принцип Consensus patrum — согласие
святых отцов в вопросах веры и благочестия. Основное его
правило еще в пятом веке сформулировал преподобный
Викентий Лиринский: «Что только или все они, или
большинство их единомысленно принимали, содержали,
передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по
какому предварительному согласию между собою учителей, то
считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем
мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и
мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то
относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным
(secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного
верования».
С точки зрения этого правила, высказывание святителя
Иоанна Златоуста о рукоприкладстве в отношении
богохульников является единичным даже в его собственном
наследии. И относится оно к вполне определенной, чреватой
гибелью множества людей ситуации. Ни о каком согласии
святых в этом вопросе, конечно же, не может идти речи. И
когда сегодня кто-либо из христиан намеревается
«освятить руку ударом», он действительно может
сослаться при этом на слова Златоуста. Но, думается, такой
выбор будет характеризовать не христианские взгляды
святителя, и уж тем более не учение Церкви, а личные
богословские и этические предпочтения выбирающего
04:52 pm — 5 век: Златоуст и Августин о насилии В феврале 388 года антиохийский священник Иоанн сказал в проповеди слова, которые по сей день аукаются: «Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас …, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулить Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди. И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того [Царя]. Преступление – одного рода, публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане- хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что – именно – им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил». В качестве примера священник привёл Иоанна Предтечу, обличавшего Ирода. Пример неудачный: Ирод никого не бил, а за своё обличение поплатился жизнью. Священник вскоре стал епископом Антиохии, потом патриархом Константинополя, дни окончил в ссылке на Кавказе, в историю вошёл с прозванием Златоуста. В 2012 году эта цитата всплыла в России как оправдание физического насилия, к которому некоторые прибегали во имя защиты православия от кощунств. Впрочем, не только православные пользовались этой цитатой. Св. Альфонс Лигуори, неаполитанский священник (ум. 1787) в своей проповеди о кощунстве цитировал Златоуста и хвалил католических его подражателей. Он цитировал «Прагматическую санкцию» 1437 года: французский король Роберт VII молился-де перед распятием о мире во Франции, и был ему голос, что Франция успокоится лишь, когда он изведёт богохульство. Король Людовик Святой поступил лучше всех, повелев прижигать богохульнику уста раскалённым железом, не делая исключений даже для дворян (2 часть 4 речи о вратах ада). Между прочим, «богохульством» в те далёкие времена считалась даже божба, ругательство вполне бездумное и механическое, как русский мат. В начале XXI века во многих европейских странах были законы против кощунств, но они не применялись. В России такого закона не было, но реально именно в России и били, и бросали в концлагерь за то, что власти сочли «кощунством». Тем не менее, и в России достаточно людей, которые несогласны со Златоустом и полагают, что призыв «освяти руку ударом» не христианский. Иногда Златоуста оправдывают тем, что в 387 году в Антиохии было восстание против повышения налогов, духовенство пыталось призвать население к порядку. Но, во-первых, именно эта речь произнесена вне связи с восстанием, во-вторых, восстание подняли и язычники, и христиане, и иудеи, так что призыв заткнуть рот язычникам и иудеям никак с идеей социального мира не был связан. Отчасти Златоуста извиняет, что через три фразы после «освяти руку свою ударом» он говорит нечто прямо противоположное: «Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Богохульник – тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство». Понятно, что удар в челюсть никого ещё не подымал. В принципе, Златоуст был далеко не Сахар Медович. Он страшно ненавидел (и боялся) три категории народонаселения: женщин, евреев и богачей. Поэтому, кстати, он плохой союзник в борьбе за социальную справедливость. Однако, призыв кого-то бить и для Златоуста исключение. Проблема в том, что в комментарии на заповедь подставлять щёку, Иоанн вообще забывает про то, как относиться к оскорбившим Бога, пишет лишь о том, как относиться к оскорбившим христианина: «Когда больные, находящиеся в сумасшествии, наносят удары и обиды своим врачам, то последние в это-то время особенно и жалеют о них». Казалось бы, простейшая логическая связка: Бог – врач, следовательно, нужно жалеть и тех, кто против Бога. Просто, да не связалось. Потому что логика лишь служит духу, логика-то куда как смиренна. Впрочем, у блаж. Августина образ врача преспокойно оправдывал насилие. Хирург режет… При этом богословы умудрялись одновременно призывать к насилию как средству исцеления и восхвалять стойкость Церкви в эпоху гонений, когда насилия со стороны язычников «укрепили» Церковь. Ох, похоже, не укрепили, а поселили жажду мести и научили агрессии. В оправдание Златоуста нужно сказать, что он был не первый. Конечно, христиане не были свободны от агрессии, скорее всего, с первых же дней христианства, но о нём мы ничего не знаем (хотя словесная агрессия в адрес язычников запечатлена во многих посланиях апостолов). В четвёртом столетии уже известны кровавые конфликты под знаменем разных течений в христианстве. Но, всё же, физическое насилие было уделом низов и светской власти, епископы к нему не призывали и его не оправдывали. Положение изменилось с запретом язычества в 385 году. В 408 году Августин писал епископу Викентию, главе «раскола рогатиан», что сам был против понуждения в религиозных делах, но убедился, что запрет язычества пошёл на пользу язычникам. Августин привлёк на помощь Евангелие – сделал слова Иисуса «убедите их прийти» (Лк 14, 23) оправданием насилия. Примеры из Ветхого Завета пошли в ход преизобильно. Но это всё-таки о насилии в рамках государственного принуждения, это не «освяти руку свою ударом». Однако, это всё же государство древнее, которое отнюдь не контролировало всю жизнь. В пятом столетии именно христиане, по своей инициативе организовывали погромы и разрушали синагоги и языческие храмы. Отсюда был один шаг до внутрихристианской агрессии – как же, «неправильный христианин» разве не нуждается в лечении?! Дважды Златоуста отправляли в ссылку – дважды в Константинополе его сторонники подымали восстания, оборачивавшиеся человеческими жертвами поджогами даже церквей. Более того: огромную роль в насилии стали играть монахи. Агрессия стала восприниматься как обязанность святого. Вот как автор жития Шенуты восхвалял поведение своего героя на соборе в Эфесе в 431 году. Начинается заседение епископов, на стул посреди комнаты кладут Евангелие как символ Христа, председательствующего на соборе. Входит Несторий, патриарх Константинополя, перекладывает Евангелие со стула на пол. «Когда отец мой апа Шенута увидел сделанное Нестьорием, он ринулся к его стопам в праведном гневе … схватил Евангелие, подобрал с земли и ударил нечестивого Нестория в грудь, сказав: «Ты хочешь, чтобы Сын Божий сидел на полу, пока ты сидишь на стуле?» Нечестивый Несторий ответил отцу моего апе Шенуте: «Что ты делаешь на этом соборе? Ты уж точно не епископ, ты и не архимандрит, но всего лишь монах». Наш отец ответил, сказав: «Я тот, кому Бог повелел прийти сюда и обличить тебя за твои беззакония». Пикантно, что в реальности Шенуте, видимо, не был на соборе и не бил Нестория. Биограф выдумывает про удар, чтобы возвеличить героя. Вовсю действует и двойная мораль: если ударит мой герой, это воля Божия, если ударят моего героя, это происки сатаны. В житии Златоуста его врага Феофила Александрийского, ударившего одного монаха так, что кровь из носу пошла, автор сравнивает с драконом и с быком. Ну да, враг уже не человек… В итоге, в течение V века актуальным требование: епископ не должен быть драчуном. Есть и такое «апостольское правило» (сборник с таким названием возник, видимо, в IV веке именно в Антиохии; о низложении епископа-драчуна канон 27). Всё больше денег, всё больше власти, всё меньше ограничений со стороны, потому что светская власть слабела. Ирония судьбы: когда Златоуста судили, в числе прочих обвинений было и то, что он ударил некоего Мемнона кулаков в Церкви Апостолов и заставил причаститься, когда ещё во рту была кровь. Почему был нанесён удар, не говорилось, судей беспокоило соприкосновение святыни с кровью. При этом Златоуста осудили и за этот удар, и за то, что он наказал дьякона Иоанна за избиение Евлалия, слуги этого дьякона. Призыв «освяти руку свою ударом» важен, потому что напоминает простую истину: человек, даже в падшем состоянии, не драчун и не убийца. Он дерётся и убивает в невменяемом состоянии, когда перестаёт быть человеком. А если человек – всё нормально. Поэтому сильно учить не бить и не убивать не нужно. А вот чтобы заставить человека убить врага по приказу начальства, чтобы заставить человека ударить другого во имя идеалов, пусть даже справедливых, – вот для этого человека надо учить. Ломать, переубеждать, в общем, делать невменяемым «в меру», чтобы им можно было управлять, чтобы он мог десятилетиями поступать вопреки «закону, написанному на сердце». По этой же причине, так мало Иисус говорит о любви и ненасилии, такое жалкое пацифистское движение. Учёного учить – только портить. Все знают, что насильничать нехорошо. Вопрос в том, откуда взять силы хранить это знание, сопротивляясь, если понадобится, окружающим, а не только внутренним искусителям. Поэтому Иисус и не сказал «дам вам знание», а сказал «дам вам Духа». Данное сообщение изначально опубликовано в блоге Форум сайта «Библиотека Якова Кротова». Вы можете прокомментировать здесь или в исходном блоге. Tags: Без рубрики |
О нанесении ударов еретикам
А+
А
А-
- ОТЕЦ ДУАЙТ ЛОНГЕНЕККЕР
Будущий Дед Мороз, которому надоела эта ерунда, встал и слал любовь.
В нашей фундаменталистской церкви был одиозный человек по имени Фрэнк, когда я был мальчиком, у которого была целая куча плохо воспитанных детей. Когда один из них капризничал, Фрэнк вытаскивал негодяя из святилища и бил его. Когда он снова появлялся с несчастным отпрыском, Фрэнк ханжески бормотал: «Иногда нам нужно проявлять любовь к нашим детям».
В памяти всплывает еще одна потасовка в церкви в прежние времена. На Никейском соборе епископ Мирликийский Николай ударил еретика Ария кулаком в лицо. Ария попросили защитить его учение о том, что Иисус Христос был только сотворенным существом, а не воплощенным Богом. Будущий Дед Мороз, сытый по горло этой ерундой, встал и слал любовь. Святой Николай также известен как Николай Чудотворец. Некоторые работы. Некоторое удивление.
Николай был не единственным из Отцов, склонным к физическим проявлениям православия. Святителя Иоанна Златоуста так беспокоили христиане, проповедовавшие трезвенничество, что он проповедовал проповедь, призывающую верующих к бунту:
Павел не стыдится… в письме к Тимофею, в котором просит его найти прибежище в целительной силе винопития. Не пить вино? Не дай бог! Ибо такие заповеди принадлежат еретикам. . . Если услышишь, что кто-нибудь на улице или посреди форума хулит Бога; подойди к нему и упрекни его; и если будет необходимо нанести удары, не жалейте этого. Ударь его по лицу; ударить его в рот; освяти руку твою ударом, и если кто обвинит тебя и потащит на место правосудия, следуй за ними, и когда судья . . . призывает вас к ответу, говорите смело, что человек хулил Царя ангелов!
Большинство из нас не решились бы последовать твердому совету Иоанна Златоуста. Объяснять шерифу, что мы ударили прогрессивного христианина за то, что он «хулил короля ангелов», не в нашем стиле. Наше новое блаженство звучит так: «Блаженны молочные продукты, ибо они унаследуют мирную жизнь». Мы предпочитаем сражаться словами, а не мечами, поскольку уверены, что постукивание пальцами по клавиатуре более эффективно, чем удар кулаком по лицу.
Тем не менее, злобное, оскорбительное и даже насильственное отношение к еретикам является частью самого Писания. Св. Павел яростно критиковал законников, которые настаивали на том, чтобы обращенные из язычников подвергались обрезанию, говоря, что он хотел бы, чтобы они прошли весь путь и кастрировали себя. (Гал.5:12)
Тем временем святой Петр написал эти избранные слова о еретиках:
Среди вас будут лжеучителя, которые будут вводить пагубные ереси . . . Многие будут следовать их распутным путям, и из-за них путь истины будет осквернен. В своей жадности они будут эксплуатировать вас измышлениями. . . эти люди, как неразумные животные. . . ругают то, чего не понимают. . . .считая дневное веселье наслаждением, они пятна и скверны, когда они упиваются своим обманом, кутеясь с вами. Их глаза полны прелюбодеяния и ненасытны для греха. Они соблазняют неуравновешенных людей, и их сердца натренированы жадностью. Проклятые дети! . . . Эти люди — безводные источники. . . для них уготован мрак тьмы. . . С ними случилось то, что выражается в верной пословице: «Собака возвращается на свою блевотину» и «Купанная свинья возвращается валяться в грязи». (2 Петра)
В самом деле, в то время как Новый Завет сладостно воспевает радость следования за Христом, он также отзывается самыми суровыми проклятиями как против законников, так и против распущенных лжеучителей. Апостолы могут не мириться с физическим насилием над еретиками, но уж точно не до компромиссов, ласковых словечек, игнорирования безнравственности. и сентиментальные полуправды, скрывающие ложь и делающие вид, будто разделения не существует.
Ясность, затем благотворительность, и я бы добавил немного веселья.
Не становясь баптистами Вестборо, наш лилийный век мог бы использовать странного богословского кулачного бойца. Мало кто из нас рискнет ударить еретика, но какие есть варианты? Во-первых, это ясность. Есть такая вещь, как ложное учение, потому что есть такая вещь, как истинное учение. Католическая вера истинна. Следовательно, это догма. У него есть границы. Не все идет. Можно быть вне Церкви, и мы познаем границы через твердую и содержательную катехизацию.
Если мы ясно понимаем, что существуют границы, то мы также ясно понимаем, что лжеучителя размывают границы, размывают веру и затемняют истину. Они делают это как в учении, так и в морали. Если нам ясно, что ересь существует, то мы должны также ненавидеть ее. Мы ненавидим лжеучения, потому что на карту поставлена судьба душ. Ложное учение ведет к дурным убеждениям и плохому поведению, а дурные убеждения и поведение толкают души по широкому пути, ведущему к разрушению.
Ясность на первом месте. Благотворительность на втором месте. Во второй главе книги Откровения св. Иоанн пересказывает слова Христа верующим в Ефесе. Он говорит: «Это в твою пользу. Ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу». (Николаиты были сектой, печально известной своим сексуальным распутством и лжеучением.) Заметьте, однако, что кроткий св. Иоанн говорит, что ненавидит дела николаитов. Итак, ненавидь ересь, люби еретика.
Ясность, потом благотворительность, и я бы добавил немного веселья. Честертон был эффективным борцом за веру, потому что он был счастливым воином. Еретики редко бывают счастливы. Поэтому хорошее настроение часто является лучшим противоядием от кислой и самодовольной серьезности ереси.
К сожалению, еретики часто столь же одиозны, как и ереси. Нелегко отделить грех от грешника, и нелегко отделить ересь от еретика. Искушение дать пощечину остается, а потому остается и наша молитва: «Не введи нас во искушение» и научи нас лучше проявлять любовь.
Благодарность
Отец Дуайт Лонгенекер. «О нанесении ударов еретикам». Католическая штучка (4 мая 2014 г.).
Перепечатано с разрешения Католическая вещь. Все права защищены. Чтобы получить права на перепечатку, пишите по адресу: [email protected].
Автор
Отец Дуайт Лонгенекер служит пастором прихода Богоматери Розария в Гринвилле, Южная Каролина. Отец Лонгенекер учился на англиканское служение в Уиклиф-холле в Оксфорде и десять лет служил в англиканском служении священником, капелланом в Кембридже и сельским священником. В 1995 он и его семья были приняты в полное общение с католической церковью. Он является автором более двадцати книг, в том числе: Обезглавливание Гидры , Молитва Розария о внутреннем исцелении , Слушай, сын мой: Святой Бенедикт для отцов, Больше христианства, Борьба с католиками: католический евангелистский диалог, Святой Бенедикт и Святая Тереза: Маленькое правило и маленький путь , Мария: Католико-евангелическая дискуссия и Путь в Рим . Вы можете следить за его работами, слушать его подкасты, присоединяться к его онлайн-курсам, просматривать его книги и быть на связи на сайте DwightLongenecker.com.
Copyright © 2014 Католическая штучка
вернуться наверх
Ответ православных на богохульство – Общество св. Иоанна Готского
Христиан воспитывают на уроке «Подставь другую щеку». Нам постоянно говорят, что быть христианином — значит быть пацифистом, но относится ли это ко всем аспектам жизни или только к личным обидам?
Давайте сначала посмотрим, чему нас учат в Псалмах:
«Ибо они злословят Тебя, и враги твои берут имя твое напрасно. Не ненавижу ли я их, Господи, ненавидящих Тебя? и не огорчаюсь ли я с восстающими против тебя? Я ненавижу их совершенной ненавистью: я считаю их своими врагами». Псалтирь 139:20-22
«Ты дал мне выи врагов моих; чтобы погубить ненавидящих меня. Они возопили, но не было спасающего их: даже к Господу, но Он не ответил им. И развеял я их, как прах перед ветром, как грязь на улицах, развеял их». – Псалтирь 18:40-42
«Благословен да будет ГОСПОДЬ сила моя, научающая руки мои войне, и персты мои сражаться: доброта моя и крепость моя; моя высокая башня и мой избавитель; мой щит, и тот , на которого я уповаю; который подчиняет мой народ мне. ГОСПОДЬ, что такое человека, что ты познал его! или сын человеческий, что ты считаешь его! Человек подобен суете: дни его — , как тень уходящая. Склони небеса Твои, Господи, и сойди; коснись гор, и они воспламенятся. брось молнии и рассей их; пускай стрелы Твои и уничтожай их. Пошли руку твою свыше; избавь меня и избавь меня от великих вод, от руки чужих детей; Чьи уста говорят суету, и десница их — это — правая рука лжи». – Псалмы 144:1-8
Мы можем ясно видеть, что Бог благословил Давида в покорении язычников, ненавидевших Веру. Эти крайние меры были направлены не на то, чтобы прославить Давида, а на Бога, которому Давид служил.
Теперь, когда мы увидели лишь малую часть гнева Божия на неверующих, давайте посмотрим, как это применялось в святоотеческую эпоху. Сначала мы начнем с урока от святого Иоанна Златоуста:
«Но так как наша беседа теперь обратилась к предмету богохульства, я хочу попросить вас всех об одной услуге, в обмен на это мое обращение и разговор с вами; то есть, что ты исправишь от моего имени богохульников этого города. И если вы услышите, что кто-нибудь на улице или посреди форума хулит Бога; подойди к нему и упрекни его; и если будет необходимо нанести удары, не жалейте этого. Ударь его по лицу; ударить его в рот; освяти руку твою ударом, и если кто обвинит тебя и потащит на место правосудия, следуй за ним туда; и когда судья на скамье подсудит вас, говорите смело, что человек хулил Царя ангелов! Ибо если и нужно наказывать хулящих земного царя, то тем более тех, которые оскорбляют Бога. Это обычное преступление, общественное оскорбление; и дозволено всякому желающему выдвигать обвинение. Пусть евреи и греки узнают, что христиане — спасители города; что они его защитники, его покровители и его учителя. Пусть это узнают и распутные и развратные; что они должны бояться и рабов Божиих; что, если когда-нибудь они захотят произнести такое, они могут оглядываться друг на друга со всех сторон и трепетать даже перед своими тенями, боясь, как бы христианин, услышав то, что они сказали, не бросился на них и не резко наказать их. Разве ты не слышал, что сделал Иоанн? Он видел человека, который был тираном, ниспровергающим законы брака; и с дерзновением провозгласил посреди форума, Незаконно тебе иметь жену брата твоего Филиппа.
Марка 6:18 Но я убеждаю вас не против князя или судьи; ни против постановления о браке возмущены; ни от имени сослуживцев оскорбленных. Но я требую, чтобы вы бичевали равного за дерзость против Господа. Воистину, если бы я сказал вам: наказывайте и исправляйте тех царей или судей, которые преступают законы, то не сказали ли бы вы, что я безумен? Но Иоанн действительно поступил так. Так что даже это для нас не слишком много. Итак, по крайней мере, исправь сослуживца; равный; и хотя умереть придется, не уклоняйся от наказания брата. Это ваше мученичество, так как Иоанн тоже был мучеником. И хотя ему не было велено ни жертвовать, ни поклоняться идолу, но за священные законы, которыми пренебрегали, он положил голову. Так и ты борись за истину хоть на смерть, и Бог будет сражаться за тебя! И не заставляй меня этот холодный ответ. Какое мне дело? У меня с ним нет ничего общего.
С одним дьяволом у нас нет ничего общего, но со всеми людьми у нас много общего; ибо они принадлежат к той же природе, что и мы; они живут на одной земле и питаются одной и той же пищей; у них один и тот же Господь; они получили те же законы и приглашены к тем же благословениям, что и мы. Не будем же тогда говорить, что мы не имеем с ними ничего общего; ибо это сатанинская речь; дьявольская бесчеловечность. Поэтому не будем произносить таких слов, но проявим такую нежную заботу, как подобает братьям!» – Святой Иоанн Златоуст (Слово 1 На статуях №32)
Здесь святой Иоанн говорит нам «освяти руку ударом», когда мы сталкиваемся с еретической риторикой. Мы призваны быть хранителями наших городов и исправлять все ереси, произносимые королем или плебеем. Когда слова не помогают, нас призывают действовать.
Идея о том, что для борьбы с ересью иногда необходима сила, получила дальнейшее подкрепление через святителя Николая, когда он ударил кулаком еретика Ария на Никейском соборе. Даже соратники святителя Николая считали его неправым, поэтому сняли с него ризы и заключили в темницу. Но Бог оправдал святителя Николая, разорвал его оковы и вернул ему ризы. Когда епископы и святой Константин увидели, что Христос сделал для нашего славного святого, они освободили его и восстановили в качестве епископа Мирликийского. Благородный поступок святителя Николая, избившего еретика Ария, теперь освещен на многочисленных святых иконах, как показано выше.
Вот лишь несколько случаев, когда наши Святые защищают Веру силой. Потребовалась бы тысяча статей, чтобы показать всех Королевских Святых и/или Святых-Воинов, которые защищали Верных от языческой тирании, но пока я оставлю только этих двух.