Золотая орда религия: ЗОЛОТАЯ ОРДА • Большая российская энциклопедия

Разное

ЗОЛОТАЯ ОРДА • Большая российская энциклопедия

ЗОЛОТА́Я ОРДА́ (Улус Джу­чи), го­су­дар­ст­во на тер­ри­то­рии Ср. Азии, совр. Ка­зах­ста­на, Си­би­ри и Вост. Ев­ро­пы в 13–15 вв. Назв. «З. О.», про­из­вод­ное от назв. па­рад­но­го хан­ско­го шат­ра, как обо­зна­че­ние гос-ва впер­вые поя­ви­лось в рус. со­чи­не­ни­ях во 2-й пол. 16 в.

З. О. на­ча­ла скла­ды­вать­ся в 1224 в со­ста­ве Монг. им­пе­рии, ко­гда Чин­гис­хан вы­де­лил сво­ему стар­ше­му сы­ну Джу­чи (ро­до­на­чаль­ни­ку ди­на­стии Джу­чи­дов) улус – за­воё­ван­ные зем­ли в вост. Дешт-и-Кип­ча­ке и Хо­рез­ме. По­сле смер­ти Джу­чи (1227) во гла­ве Улу­са Джу­чи вста­ли его де­ти Ор­ду-Ичен и Ба­тый, за­мет­но рас­ши­рив­шие его тер­ри­то­рию в ре­зуль­та­те мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия на гос-ва Вост. Ев­ро­пы в 1230–40-е гг. З. О. ста­ла са­мо­сто­ят. гос-вом в прав­ле­ние ха­на Мен­гу-Ти­му­ра (1266 – 1280 или 1282) в хо­де рас­па­да Монг. им­пе­рии. К 14 в. она за­ни­ма­ла зем­ли от Оби на вос­то­ке до По­вол­жья, степ­ные тер­ри­то­рии от Вол­ги до Ду­ная на за­па­де, зем­ли от Сыр­да­рьи и ни­зовь­ев Аму­да­рьи на юге до Вят­ки на се­ве­ре. Гра­ни­чи­ла с гос-вом Ху­ла­гуи­дов, Ча­га­тай­ским улу­сом, Вел. кн-вом Ли­тов­ским, Ви­зант. им­пе­ри­ей.

Рус. зем­ли ока­за­лись под мон­го­ло-та­тар­ским игом, од­на­ко во­прос о том, счи­тать ли их ча­стью З. О., ос­та­ёт­ся не­про­яс­нён­ным. Рус. кня­зья по­лу­ча­ли яр­лы­ки хан­ские на кня­же­ние, вы­пла­чи­ва­ли ор­дын­ский вы­ход, уча­ст­во­ва­ли в не­ко­то­рых вой­нах ор­дын­ских ха­нов и пр. При со­блю­де­нии ло­яль­но­сти к ха­нам рус. кня­зья пра­ви­ли без вме­ша­тель­ст­ва ор­дын­ских вла­стей, од­на­ко в про­тив­ном слу­чае их кня­же­ст­ва под­вер­га­лись ка­ра­тель­ным по­хо­дам ха­нов З. О. (см. Ор­дын­ские на­бе­ги 13–15 вв.).

З. О. де­ли­лась на два «кры­ла» (про­вин­ции), раз­гра­ни­чен­ные р. Яик (ны­не Урал), – за­пад­ное, где пра­ви­ли по­том­ки Ба­тыя, и вос­точ­ное во гла­ве с ха­на­ми из ро­да Ор­ду-Иче­на. Внут­ри «крыль­ев» су­ще­ст­во­ва­ли улу­сы мно­го­числ. млад­ших брать­ев Ба­тыя и Ор­ду-Иче­на. Ха­ны вост. «кры­ла» при­зна­ва­ли стар­шин­ст­во зап. ха­нов, но те прак­ти­че­ски не вме­ши­ва­лись в де­ла вост. вла­де­ний. Адм. цен­тром (ме­стом ра­бо­ты хан­ской кан­целя­рии) в зап. «кры­ле» З. О. был сна­ча­ла Бол­гар (Бул­гар), за­тем Са­рай, в вост. «кры­ле» – Сыг­нак. В ис­то­рио­гра­фии при­ня­то счи­тать, что при ха­не Уз­бе­ке (1313–41) воз­ник­ла вто­рая сто­ли­ца зап. «кры­ла» – Са­рай Но­вый (ны­не су­ще­ст­ву­ет мне­ние, что это од­но из обо­зна­че­ний еди­ной сто­лич­ной аг­ло­ме­ра­ции Са­рая). Офиц. до­ку­мен­ты З. О. до сер. 14 в. пи­са­лись на монг. яз., за­тем на тюрк. язы­ке.

Боль­шин­ст­во на­се­ле­ния З. О. со­став­ля­ли тюрк. ко­че­вые пле­ме­на (гл. обр. по­том­ки кип­ча­ков), ко­то­рые обо­зна­ча­лись в ср.-век. ис­точ­ни­ках об­щим назв. «та­та­ры». Кро­ме них, в З. О. жи­ли бур­та­сы, че­ре­ми­сы, морд­ва, чер­ке­сы, ала­ны и др. В зап. «кры­ле» во 2-й пол. 13 – 14 вв. тюрк. пле­ме­на, оче­вид­но, сли­ва­лись в еди­ную эт­нич. общ­ность. В вост. «кры­ле» со­хра­ня­лась проч­ная пле­мен­ная струк­ту­ра.

На­се­ле­ние ка­ж­до­го улу­са за­ни­ма­ло оп­ре­де­лён­ную тер­ри­то­рию (юрт) для се­зон­ных пе­ре­ме­ще­ний, пла­ти­ло по­да­ти, вы­пол­ня­ло разл. по­вин­но­сти. Для нужд на­ло­го­об­ло­же­ния и во­ен. мо­би­ли­за­ции опол­че­ния бы­ла вве­де­на де­ся­тич­ная сис­те­ма, ха­рак­тер­ная для всей Монг. им­перии, т. е. де­ле­ние на­ро­да на де­сят­ки, сот­ни, ты­ся­чи и тьмы, или ту­ме­ны (де­сять ты­сяч).

Пер­во­на­чаль­но З. О. яв­ля­лась по­ли­кон­фес­сио­наль­ным гос-вом: ис­лам ис­по­ве­до­ва­ло на­се­ле­ние быв. Бул­га­рии Волж­ско-Кам­ской, Хо­рез­ма, не­ко­то­рые ко­че­вые пле­ме­на вост. «кры­ла», хри­сти­ан­ст­во – на­се­ле­ние Ала­нии и Кры­ма; су­ще­ст­во­ва­ли так­же языч. ве­ро­ва­ния сре­ди ко­че­вых пле­мён. Од­на­ко мощ­ное ци­ви­ли­за­ци­он­ное влия­ние Ср. Азии и Ира­на при­ве­ло к уси­ле­нию по­зи­ций ис­ла­ма в З. О. Пер­вым ха­ном-му­суль­ма­ни­ном в сер. 13 в. стал Бер­ке, а при Уз­бе­ке в 1313 или 1314 ис­лам был объ­яв­лен офиц. ре­ли­ги­ей З. О. , но по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние лишь сре­ди на­се­ле­ния зо­ло­то­ор­дын­ских го­ро­дов, ко­чев­ни­ки ещё дол­го при­дер­жи­ва­лись языч. ве­ро­ва­ний и об­ря­дов. С рас­про­стра­не­ни­ем ис­ла­ма за­ко­но­да­тель­ст­во и су­до­про­из­вод­ст­во ста­ли всё боль­ше ба­зи­ро­вать­ся на ша­риа­те, хо­тя проч­ны­ми ос­та­вались по­зи­ции и тюр­ко-монгольского обыч­ного пра­ва (адат, тё­рю). В це­лом ре­лиг. по­ли­ти­ка пра­ви­те­лей З. О. от­ли­ча­лась ве­ро­тер­пи­мо­стью, ос­но­ван­ной на за­ве­тах («ясе») Чин­гис­ха­на. Пред­ста­ви­те­ли ду­хо­вен­ст­ва различных кон­фес­сий (в т. ч. Рус. пра­во­слав­ной церк­ви) бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны от на­ло­гов. В 1261 в Са­рае воз­ник­ла пра­во­слав­ная епар­хия; ак­тив­но дей­ст­во­ва­ли ка­то­лические мис­сио­не­ры.

Во гла­ве З. О. сто­ял хан. Выс­шим долж­но­ст­ным ли­цом по­сле не­го был бек­лер­бек – вер­хов­ный вое­на­чаль­ник и гла­ва со­сло­вия ко­че­вой зна­ти. Не­ко­то­рые из бек­лер­бе­ков (Ма­май, Но­гай, Еди­гей) дос­ти­га­ли та­ко­го влия­ния, что на­зна­ча­ли ха­нов по сво­ему ус­мот­ре­нию. Выс­ший слой пра­вя­щей эли­ты со­став­ля­ли пред­ста­ви­те­ли «зо­ло­то­го ро­да» (Чин­гиси­дов) по ли­нии Джу­чи. Эко­но­ми­ка и фи­нан­со­вая сфе­ра кон­тро­ли­ро­ва­лись кан­це­ля­ри­ей-ди­ва­ном во гла­ве с ве­зи­ром. По­сте­пен­но в З. О. сло­жил­ся раз­ветв­лён­ный чи­нов­ни­чий ап­па­рат, ис­поль­зо­вав­ший гл. обр. приё­мы управ­ле­ния, за­им­ст­во­ван­ные из Ср. Азии и Ира­на. Не­по­средств. управ­ле­ние под­дан­ны­ми осу­ще­ст­в­ля­ла знать ко­че­вых пле­мён (бе­ки, эми­ры), влия­ние ко­то­рой рос­ло с 1-й пол. 14 в. Бе­ки пле­мён по­лу­чи­ли дос­туп к вер­хов­но­му управ­ле­нию, из их сре­ды ста­ли на­зна­чать­ся бек­лер­бе­ки, в 15 в. гла­вы наи­бо­лее мо­гу­ще­ст­вен­ных пле­мён (ка­ра­чи-бе­ки) со­ста­ви­ли по­сто­ян­ный со­вет при ха­не. Кон­троль над го­ро­да­ми и пе­ри­фе­рий­ным осед­лым на­селе­ни­ем (в т. ч. рус­ски­ми) по­ру­чал­ся бас­ка­кам (да­ру­гам).

Осн. часть на­се­ле­ния З. О. за­ни­ма­лась ко­че­вым ско­то­вод­ст­вом. В З. О. сфор­ми­ро­ва­лась собств. де­неж­ная сис­те­ма, ос­но­ван­ная на об­ра­ще­нии се­реб­ря­ных дир­хе­мов, мед­ных пу­лов (с 14 в.) и хо­резм­ских зо­ло­тых ди­на­ров. Важ­ную роль в З. О. иг­ра­ли го­ро­да. Од­ни из них при за­вое­ва­нии бы­ли раз­ру­ше­ны мон­го­ла­ми, а за­тем вос­ста­нов­ле­ны, т. к. стоя­ли на ста­рых тор­го­вых ка­ра­ван­ных пу­тях и обес­пе­чи­ва­ли зо­ло­то­ор­дын­ской каз­не при­быль (Бол­гар, Дженд, Сыг­нак, Ур­генч). Дру­гие бы­ли вновь ос­но­ва­ны, в т. ч. в мес­тах, где на­хо­ди­лись зим­ние ко­че­вые став­ки ха­нов и про­винц. на­ме­ст­ни­ков (Азак, Гю­ли­стан, Кы­рым, Мад­жар, Са­рай­чик, Чин­ги-Ту­ра, Хад­жи-Тар­хан и др.). До кон. 14 в. го­ро­да не об­но­си­лись сте­на­ми, что де­мон­ст­ри­ро­ва­ло безо­пас­ность жиз­ни в стра­не. Об­шир­ные ар­хео­ло­гич. рас­коп­ки в го­ро­дах З. О. об­на­ру­жи­ли син­кре­тич. ха­рак­тер их куль­ту­ры, при­сут­ст­вие в ней ки­тай­ских, а так­же му­суль­ман­ских (гл. обр. иран­ских и хо­рез­мий­ских) эле­мен­тов в строи­тель­ст­ве и пла­ни­ров­ке зда­ний, ре­мес­лен­ном про­из­вод­ст­ве, при­клад­ном ис­кус­ст­ве. Вы­со­ко­го уров­ня дос­тиг­ли ар­хи­тек­ту­ра, из­го­тов­ле­ние гон­чар­ных, ме­тал­лич. и юве­лир­ных из­де­лий. В спец. мас­тер­ских ра­бо­та­ли ре­мес­лен­ни­ки (час­то ра­бы) разл. на­цио­наль­но­стей. Ве­со­мый вклад в куль­ту­ру З. О. вне­сли по­эты Кутб, Раб­гу­зи, Сейф Са­раи, Мах­муд аль-Бул­га­ри и др., за­ко­но­ве­ды и бо­го­сло­вы Мух­тар ибн Мах­муд аз-За­хи­ди, Сад ат-Таф­та­за­ни, Ибн Баз­за­зи и др.

Ха­ны З. О. про­во­ди­ли ак­тив­ную внеш­нюю по­ли­ти­ку. С це­лью рас­про­стра­не­ния сво­его влия­ния на со­сед­ние стра­ны они со­вер­ша­ли по­хо­ды на Вел. кн-во Ли­тов­ское (1275, 1277 и др.), Поль­шу (кон. 1287), стра­ны Бал­кан­ско­го п-ова (1271, 1277 и др.), Ви­зан­тию (1265, 1270) и др. Гл. про­тив­ни­ком З. О. во 2-й пол. 13 – 1-й пол. 14 вв. ста­ло гос-во Ху­ла­гуи­дов, ко­то­рое ос­па­ри­ва­ло у неё За­кав­ка­зье. Ме­ж­ду дву­мя го­су­дар­ст­ва­ми не­од­но­крат­но ве­лись тя­жё­лые вой­ны. В борь­бе про­тив Ху­ла­гуи­дов ха­ны З. О. за­ру­чи­лись под­держ­кой сул­та­нов Егип­та.

«Ордынский набег на Рязанскую землю в 1380». Миниатюра из Лицевого летописного свода. 2-я пол. 16 в. Российская национальная библиотека (С.-Петербург).

Про­ти­во­ре­чия сре­ди пред­ста­ви­те­лей ди­на­стии Джу­чи­дов не­од­но­крат­но при­во­ди­ли к меж­до­усоб­ным кон­флик­там в З. О. В 1-й пол. – сер. 14 в., в прав­ле­ние ха­нов Уз­бе­ка и Джа­ни­бе­ка, З. О. дос­тиг­ла сво­его наи­выс­ше­го рас­цве­та и мо­гу­ще­ст­ва. Од­на­ко вско­ре ста­ли по­сте­пен­но про­яв­лять­ся при­зна­ки кри­зи­са го­су­дар­ст­вен­но­сти. Отд. рай­оны ста­но­ви­лись всё бо­лее замк­ну­ты­ми эко­но­ми­че­ски, что в даль­ней­шем спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию в них се­па­ра­тиз­ма. Боль­шой урон го­су­дар­ст­ву на­нес­ла эпи­де­мия чу­мы в 1340-х гг. По­сле убий­ст­ва ха­на Бер­ди­бе­ка (1359) в З. О. на­ча­лась «ве­ли­кая за­мят­ня», ко­гда в борь­бу за са­рай­ский трон всту­пи­ли разл. груп­пи­ров­ки зо­ло­то­ор­дын­ской зна­ти – при­двор­ная знать, про­винц. на­ме­ст­ни­ки, опи­рав­шие­ся на по­тен­ци­ал под­вла­ст­ных ре­гио­нов, Джу­чи­ды вост. час­ти З. О. В 1360-х гг. сфор­ми­ро­ва­лась т. н. Ма­мае­ва Ор­да (на тер­ри­то­рии к за­па­ду от р. Дон), где от име­ни но­ми­наль­ных ха­нов вла­ст­во­вал Ма­май, ко­то­рый был раз­гром­лен рус. вой­ска­ми в Ку­ли­ков­ской бит­ве 1380, а за­тем окон­ча­тель­но раз­бит в том же го­ду ха­ном Тох­та­мы­шем на р. Кал­ка. Тох­та­мыш су­мел вновь объ­е­ди­нить гос-во и пре­одо­леть по­след­ст­вия сму­ты. Од­на­ко он всту­пил в кон­фликт с пра­ви­те­лем Ср. Азии Ти­му­ром, ко­то­рый три­ж­ды втор­гал­ся в пре­де­лы З. О. (1388, 1391, 1395). Тох­та­мыш был раз­бит, поч­ти все круп­ные го­ро­да ока­за­лись раз­ру­ше­ны. Не­смот­ря на уси­лия бек­лер­бе­ка Еди­гея по вос­ста­нов­ле­нию го­су­дар­ст­ва (нач. 15 в.), З. О. всту­пи­ла в ста­дию не­об­ра­ти­мо­го рас­па­да. В 15 – нач. 16 вв. на её тер­ри­то­рии об­ра­зо­ва­лись Уз­бек­ское хан­ст­во, Крым­ское хан­ст­во, Ка­зан­ское хан­ст­во, Боль­шая Ор­да, Ка­зах­ское хан­ст­во, Тю­мен­ское хан­ст­во, Но­гай­ская Ор­да и Ас­т­ра­хан­ское хан­ст­во.

Религия Золотой Орды: почему монголо-татары перешли из христианства в ислам

По сути, Золотая Орда стала своеобразной ареной борьбы за умы и сердца людей между представителями ислама и православия. Что касается католиков, то у них изначально не было особых перспектив из-за географической удаленности Ватикана.

Веротерпимые язычники

Доктор исторических наук Герман Федоров-Давыдов, как и многие другие исследователи, отметил веротерпимость, которую проявляли монголо-татарские завоеватели в покоренных странах. Работа ученого «Религия и верования в городах Золотой Орды» была опубликована в сборнике статей «Историческая археология. Традиции и перспективы» (Москва, 1998 г.).

Изначально будучи язычниками, правители государства Джучидов и их подданные лояльно относились к православным, католикам, мусульманам и представителям других конфессий. В золотоордынских городах строились храмы и мечети, проповедовали миссионеры из разных стран. Христиане мирно уживались рядом с мусульманами. Впрочем, большинство монголо-татар, населявших степные просторы, в XIII-XIV веках еще сохраняли верность язычеству.

«… в золотоордынских городах Поволжья были католические священники. Но их роль была незначительной. Именно русские, именно православная церковь не допустили католичество в золотоордынское Поволжье. Оно было сильно в западных частях Золотой Орды, особенно в Крыму, но не в центральном ее районе», – считает Г. А. Федоров-Давыдов.

Православие в Золотой Орде

Руководитель отдела церковной истории и канонизации святых Пермской епархии РПЦ, монахиня Сергия (в миру – Вера Викторовна Королева) написала научную работу «От Золотой Орды до Верного», которая была опубликована в июне 2010 года информационно-аналитической службой «Русская народная линия». Автор рассказала, как строилась работа представителей православной церкви среди язычников.

Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II в 1267 году получил из рук хана Менгу-Тимура ярлык (официальный документ), подтверждающий его полномочия. Имущество и права православного духовенства были защищены законами завоевателей.

«Как видно, золотоордынские ханы в XIII-ХIV веках ставили русских митрополитов и Русскую Православную Церковь в особое положение. Ярлыки выдавались как митрополитам, так и князьям, что фактически уравнивало их. Но митрополиты имели право свободно связываться с Константинополем, чего не разрешалось князьям. Духовная власть ставилась ханами выше светской. Церковь стала самостоятельной политической силой в русском обществе», – отметила монахиня Сергия.

По ее мнению, христианизация Золотой Орды была вполне реальна, и такая цель стояла перед священнослужителями. Например, епископ Сарайский и Придонский Феогност в 1276 году получил у Патриаршего синода в Константинополе разрешение крестить пожелавших принять православную веру татар… песком. А всë из-за отсутствия достаточного количества воды в степных условиях.

То есть, церковные иерархи были готовы поступиться одной из незыблемых основ таинства крещения – святой водой, лишь бы привлечь на свою сторону как можно больше жителей Золотой Орды.

И такая политика принесла свои плоды. Православие приняли многие язычники, в том числе и представители аристократии.

Петр Ростовский – царевич Ордынский

Во французском местечке Бюсси-ан-От расположена Покровская женская обитель, насельницей которой долгие годы была монахиня Таисия (в миру – Татьяна Юрьевна Карцова). Она написала книгу «Русские святые: 1000 лет русской святости», которая была опубликована в Санкт-Петербурге в 2000 году. В ней говорится и о правнуке Чингисхана, память которого РПЦ чтит 29 июня.

Монахиня Таисия называет два имени этого святого: Петр Ростовский и Даир Кайдагул сын Орда-Ичинов Чингизов. Он приходился племянником ханам Батыю и Берке. Большое влияние на молодого человека оказал епископ Ростовский Кирилл, который исцелил его двоюродного брата – сына хана Берке. Даир Кайдагул настолько проникся проповедями представителя православной церкви, что отправился вместе с ним в Ростов. Там царевич принял крещение под именем Петра.

Потомок Чингисхана на собственные средства основал Петровский монастырь (современная Ярославская епархия), расположенный на озере Неро. Петр Ордынский всю жизнь прожил в Ростове, он женился на местной татарке, которая родила ему много детей. Царевич умер в 1290 году, приняв перед кончиной монашеский постриг. Канонизирован в лике преподобного.

Многие знатные жители Золотой Орды и простые кочевники крестились. Например, сын хана Батыя, которого звали Сартак, воспитанный сирийцами, был приверженцем несторианства (учения, основанного на христианской религии).

«Впоследствии приняли святую веру многие другие знатные ордынцы: князь Беклемиш, сын князя Бахмета, крестился в Мещере со множеством других ордынцев, получил имя Михаил и построил церковь во имя Преображения Господня. Он стал родоначальником князей Мещерских. Царевич Берка, который приехал в 1301 году из Большой Орды и принял крещение в Москве от митрополита Петра с именем Иоанникия – родоначальник Аничковых… Чет-Мурза, пришедший из Орды в 1330 году к великому князю Иоанну Даниловичу Калите и названный в крещении Захарием – родоначальник Сабуровых и Годуновых, стал основателем Костромского Ипатьевского монастыря», – написала в своей работе монахиня Сергия.

Она отметила, что христианская община Золотой Орды в XIII веке была более многочисленной, чем мусульманская.

Распространение ислама

К кочевникам приезжали и исламские миссионеры. Причем, действовали они довольно активно, с каждым годом их проповеди слушало все больше людей.

Первым мусульманином, правившим Золотой Ордой, был хан Берке (1209-1266 гг.). Этот представитель монгольской знати принял ислам под влиянием среднеазиатских проповедников. Правда, тогда мусульман среди ордынцев было сравнительно немного.

«Мощное религиозное влияние на Золотую Орду оказывал Египет. Берке через своих послов в Каире присягнул халифату, основанному Бейбарсом. Халиф сам провозгласил благословение Аллаха на хана Берке и приказал сделать то же самое с мимбаров Каира, Мекки, Медины и Иерусалима. За Берке по указанию султана совершили хадж и потом рассказали о нем хану. Берке получил из Египта религиозные реликвии», – отметил Г. А. Федоров-Давыдов.

Разумеется, продвигая свою религию, арабы преследовали собственные стратегические цели. Внушающая ужас армия Золотой Орды могла быть серьезным союзником на геополитической арене того времени. Поэтому проповедники, восхваляющие учение пророка Мухаммеда, всë приезжали и приезжали, а средства на строительство мечетей и медресе всегда находились.

Помимо Средней Азии и арабских стран еще одним проводником ислама в Золотой Орде являлась Волжская Булгария, население которой в XIII веке было преимущественно мусульманским.

Буквально за несколько десятилетий XIV века представители ханафитского и шафиитского религиозных течений стали преобладать среди монголо-татарской знати и жителей городов Поволжья, Северного Кавказа и Крыма.

Мотивы хана Узбека

В своей научной работе монахиня Сергия написала: «Русь проиграла миссионерское состязание с мусульманами, несмотря на то, что в XIII веке христиан в Орде было неизмеримо больше, чем мусульман. Причиной тому была явная слабость русского народа, упадок народного духа, его разобщенность, нарушение внутриэтнической солидарности».

То есть, одной из причин победы ислама явились постоянные распри русских князей, свидетелями которых жители Золотой Орды становились довольно часто. И такое понимание «братства», демонстрируемое православными, вызвало неприятие среди кочевников. Впрочем, при выборе государственной религии хан Узбек (около 1283-1341 гг.) руководствовался и другими соображениями.

Автор книги «Энциклопедия ислама» (издательство И. В. Мельникова, 2012 г.), Александр Ханников, считает, что распространению мусульманской религии в Золотой Орде способствовали следующие факторы:

  • доминирование булгарских земель в составе нового государства;
  • необходимость союза с халифом Египта для борьбы с иранскими Хулагидами в Закавказье;
  • законы кочевников, запрещающие чинить какие-либо препятствия представителям любой конфессии.

Арабские и среднеазиатские миссионеры активно пользовались лояльным отношением властей Золотой Орды ко всем религиозным деятелям.

Кроме того, хан Узбек всю свою жизнь последовательно боролся с наиболее реакционными, по его мнению, представителями ордынской элиты, которые все еще оставались приверженцами языческой веры предков. Да, и другие потомки Чингисхана, правившие в Средней Азии, к тому времени уже были мусульманами.

Золотая Орда — Энциклопедия всемирной истории

Золотая Орда была европейским уделом Монгольской империи (1206-1368 гг. н.э.). Всерьез начатая Батыем в 1227 году н.э. территория, которая в конечном итоге стала Золотой Ордой, стала охватывать части Центральной Азии, большую часть России и другие части Восточной Европы. Позже, приняв ислам, Золотая Орда объединила аспекты культур Европы, Азии и Ближнего Востока, управляя Россией более двух столетий. На пике своего развития монгольские набеги из Золотой Орды простирались от Кавказа до Венгрии и Константинополя, внушая страх всему известному миру перед грозными монгольскими всадниками, или, как они их знали, татарами.

Они пришли с Востока

Сын Джучи, Бату-хан, должен был закрепить завоевания вокруг Уральских гор и за их пределами и основать Золотую Орду.

Под руководством Чингисхана (годы правления 1206-1227 гг. н.э.) Монгольская империя создала величайшую военную машину средневекового мира. Расширившись от Кореи до Каспийского моря во время правления Чингисхана, его сыновья и внуки возвысили Монгольскую империю, создав самую большую империю с прилегающими землями, которую когда-либо видел мир.

Удалить рекламу

Реклама

Согласно монгольской традиции, Чингисхан разделил свою империю на уделы для каждого из своих четырех сыновей. Первый сын Чингисхана, Джучи, получил земли, наиболее удаленные от Монголии, земли вокруг Уральских гор и за их пределами. Сыну Джучи, Батыю-хану (годы правления 1227–1255 гг. н.э.), предстояло закрепить эти будущие завоевания и основать то, что впоследствии стало известно как Золотая Орда.

Угэдэй-хан (годы правления 1229-1241 гг. н.э.), сын Чингисхана и дядя Батыя, отдал приказ о крупномасштабном монгольском походе на восток через Уральские горы, чтобы завоевать Европу. В 1236 году монгольская орда спустилась в долину реки Волги. Ничего, что могло бы противостоять монгольской войне, когда волжские булгары пали в 1237 году н.э., а затем крупные русские города Владимир-Суздаль, Киев и Галич между 1238 и 1240 годами н.э. Только город Новгород, расположенный далеко на севере, избежал нашествия монголов.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Разорение Суздаля монголами

Неизвестный художник (общественное достояние)

С побежденной Русью монгольская орда двинулась на запад. Трехсторонняя атака под предводительством Батыя и знаменитого монгольского генерала Суботаи опустошила польских и тевтонских рыцарей в битве при Легнице в 1241 году н.э., прежде чем основная армия разгромила венгерскую армию в битве при Мохи (она же битва на реке Садо). позже в том же году. Европа обнажилась перед казавшейся непобедимой монгольской ордой, но смерть Угэдэя в Монголии заставила монголов отступить и позволила Европе вздохнуть с облегчением. Эти первые набеги заставили европейцев окрестить монголов татарами, как по названию монгольского клана, татар, так и по тому факту, что они, по-видимому, пришли из глубин ада или Тартара.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Монголы никогда больше не отважились бы дойти до Адриатики, но Золотая Орда сохраняла бы значительное присутствие в Европе в течение следующих двух столетий. Сыграв роль создателя королей после смерти Гуюк-хана в 1248 году н.э., Батый установил постоянство правления своей семьи над частью Золотой Орды Монгольской империи. Батый основал столицу в Сарае у Волги и ввел образец дани от русских князей, который стал визитной карточкой Золотой Орды. На самом деле, одним из потенциальных источников названия «Золотая Орда» является то, что цвет происходит от цвета великолепного золотого шатра Батыя. Однако золотой цвет был связан с семьей Чингисхана (называемой «золотой» семьей) и был связан с центром в монгольской цветовой системе сторон света, поэтому они также могли быть потенциальными источниками.

Глядя на юг

Брат Батыя Берке (годы правления 1257-1266 н.э.) продолжил прецедент сильного лидерства Батыя. Он руководил кампаниями в Польше, Литве и Пруссии, усиливая страх европейцев перед монголами. Но, пожалуй, самым важным событием правления Берке было его обращение в ислам.

Удалить рекламу

Реклама

Тот факт, что Берке был мусульманином, привел его к разногласиям с Хулагу-ханом (годы правления 1256-1265), лидером Ильханата, завоевавшего Иран и Ирак и ставшего одной из четырех главных держав Монгольской империи. Хулагу разграбил великий мусульманский город Багдад в 1258 году н.э. и убил последнего аббасидского халифа, закатав его в ковер и затоптав до смерти. Золотая Орда и Ильханство также граничили друг с другом на Кавказе, который стал горячей точкой. В 1262 году н.э. разразилась война между двумя номинальными частями Монгольской империи. Берке заключил союз с Бейбарсом (годы правления 1260-1277 н.э. ), мамлюкским султаном в Египте. Вторжение Ильханата в Золотую Орду закончилось поражением, когда полководец Золотой Орды Ногай возглавил внезапную атаку в битве при Тереке в 1262 году нашей эры. Одновременно с этой войной Берке-Хулагу в Монголии шла гражданская война из-за того, кто станет Великим ханом.

Картина осады Багдада

Художественный музей Сент-Луиса (общественное достояние)

Монгольская империя, хотя номинально оставалась единой, на самом деле распалась. В ближайшие десятилетия Чагатаиды заберут остальную часть Трансоксианы от Золотой Орды, а Берке погибнет во время похода против Ильханства. Позже, в 13 веке н.э., Золотая Орда оказалась вовлеченной в конфликт между Хубилай-ханом (годы правления 1260-1294 н.э.) и лидером огэдейдов Кайду, поддерживая последнего. Продолжался и междоусобный конфликт с Ильханатом.

Между тем, Золотая Орда оказалась вовлеченной в дела Балкан, когда бывший сельджукский султан попал в плен к Византийской империи. Ногайцы с помощью вассальной Болгарии Золотой Орды вторглись в Византийскую империю в 1271 году н.э. и вынудили императора Михаила VIII Палеолога (годы правления 1259-1281 н.э.) выдать одну из своих дочерей замуж за Ногайца. Хан Менгу-Тимур (годы правления 1266-1280 гг. н.э.) открыл Золотую Орду для торговли, предоставив генуэзцам и венецианцам торговые колонии в Азове и Каффе и приказав русским допустить немецких торговцев на свои земли.

Удалить рекламу

Реклама

После смерти Менгу-Тимура Ногай стал де-факто правителем Золотой Орды. Он совершил набег на Европу от Литвы до Болгарии и заставил Сербию принять вассалитет. Хотя Ногай был могущественным военачальником, его смерть в 1299 г. н.э. не слишком остановила походы Золотой Орды.

Триумф Ислама

В 14 веке н.э. Золотая Орда претерпела множество изменений. С одной стороны, Ислам пришел, чтобы остаться. В то время как Берке был первым монгольским князем, принявшим ислам, другие правители Золотой Орды, в том числе Токта, продолжали следовать тенгрианству (монгольские языческие верования) или буддизму. Ситуация изменилась, когда Узбек (годы правления 1313-1341 гг. н.э.) провозгласил ислам официальной религией Золотой Орды. В этом ключе Узбек продолжал укреплять отношения с мамлюками Египта, даже выдав замуж монгольскую принцессу за египетского султана.

Вместо активных военных походов Узбек и его преемники держали русских князей в услужении и разделяли, натравливая их друг на друга. Тверь была ведущим городом, поддерживаемым монголами, но когда население города вырезало своих монгольских жителей в 1327 г. н.э., Узбек переключил свою поддержку на город Москву.

Удалить рекламу

Реклама

Столица Золотой Орды Сарай росла по мере того, как потребность мусульманской культуры в мечетях и банях диктовала расширение городской жизни.

При Узбеке Золотая Орда оставалась активной. Токта (годы правления 1291-1312 гг. н.э.) женился на незаконнорожденной византийской принцессе, укрепив золотоордынско-византийский союз, существовавший со времен Ногая. Тем не менее при Узбеге монголы в союзе со своим болгарским вассалом совершали набеги на Византийскую империю в течение двух десятилетий. Они также поддерживали независимую Валахию против Венгрии. Тем временем Узбек открыл Крым для торговых постов генуэзцев и венецианцев. В 1340-х годах нашей эры произошли последние монгольские походы в Польшу.

Узбег продолжал действовать против Ильханата, вторгаясь несколько раз. Когда Ильханство рухнуло в 1335 г. н.э., некоторые дворяне Ильхана обратились к Узбегу, чтобы занять трон, но он отказался. Тем временем Сарай, столица Золотой Орды, рос по мере того, как потребность мусульманской культуры в мечетях и банях диктовала расширение городской жизни. Возможно, на пике могущества Золотой Орды Джанибег (годы правления 1342-1357 гг. н.э.) принял вассальную зависимость от польского короля Казимира III Великого (годы правления 1333-1370 гг. н.э.), Чагатаидского ханства и Джалаиридов Ирака, как а также завоевание бывшего ильханского города Тебриз.

Упадок н.э. в 14 веке

Однако успех Узбека и Джанибега быстро рухнул. Черная смерть нанесла серьезный экономический ущерб Золотой Орде. С 1359 по 1382 год Золотая Орда была охвачена гражданской войной. В это время монгольское влияние на Восточную Европу также начало ослабевать. По сути, за это время монголы потерпели первые серьезные поражения в Европе. Литва победила монголов в битве у Синих Вод в 1362 г. н.э., после чего завоевала Киев. Русские княжества одержали свою первую победу над монголами в 1380 году нашей эры в Куликовской битве, которая считается поворотным моментом в русской истории.

Куликовская битва

MaxSem (Public Domain)

Возрождение под Тохтамышем

Упадок Золотой Орды был ненадолго остановлен Тохтамышем, протеже Тамерлана (годы правления 1380-1395 н.э.). Тохтамыш осадил Москву в 1382 году н.э. и, проигнорировав обещание не нападать на город, вырезал жителей, когда город открыл свои ворота. В следующем году Тохтамыш отомстил за поражение в битве на Синих Водах, разгромив литовцев в Полтавской битве. И русские, и литовцы снова оказались под монгольским игом и вынуждены платить дань.

Но успехи Тохтамыша заставили его перестараться. Затем он решил обратиться против своего наставника Тамерлана. Мстительный поход Тамерлана разграбил Сарай, сжег земли Золотой Орды, уничтожил ее армию и заставил Тохтамыша бежать. Тохтамыш бежал в Литву, а позже безуспешно пытался вернуть Золотую Орду. Тем временем Тамерлан так опустошил торговые пути в Золотой Орде, что государство уже никогда не восстановится экономически.

Россия Возрождающаяся

После разгрома Тамерлана и последовавших за ним гражданских войн Золотая Орда все больше ограничивалась нижними берегами Волги. Золотая Орда распалась на несколько отдельных ханств: Хазанское ханство, Астраханское ханство, Крымское ханство, Сибирское ханство, Ногайская Орда и Казахское ханство. Последний крупный хан Золотой Орды Ахмед (годы правления 1465-1481 гг. н.э.) возглавил поход на Литву и Молдавию, закончившийся поражением.

Битва на реке Угре

Шакко (общественное достояние)

Возможно, что более важно для истории, Ахмед также возглавлял монголов во время битвы на реке Угре в 1480 году н.э. Иван III Московский нанес сокрушительное поражение силам Золотой Орды, и с тех пор эта битва считается концом монгольского господства на Руси.

Долгое послесвечение

Когда закончилась Золотая Орда — вопрос без ответа. Даже спустя десятилетие после битвы на реке Угре на Польшу обрушился набег Золотой Орды. Отколовшиеся ханства России продолжали существовать еще десятилетия, а в случае с Крымским ханством — даже века. Большинство наследников Золотой Орды были жертвами Ивана Грозного (годы правления 1547-1584 гг. н.э.). Хазан пала в 1552 г. н.э., Астрахань в 1556 г. н.э. и Сибирь в 1582 г. н.э. Возможно, истинным преемником Золотой Орды было Крымское ханство, разграбившее Сарай в 1502 г. н.э. Тем не менее, Крым был вассалом Османской империи с 1475 года нашей эры. Крымское ханство просуществовало до тех пор, пока не было аннексировано Россией в 1783 году нашей эры.

Независимо от того, когда официально закончилась Золотая Орда, ее многовековое существование оставило несомненный след в России и в истории Восточной Европы. На перекрестке Центральной Азии, Европы и Ближнего Востока Золотая Орда влияла на события от Польши и Византийской империи до Египта и Средней Азии. Как татары, монголы Золотой Орды сыграли ключевую роль в истории Монгольской империи и в наследии этой империи в Европе и народном воображении.

Редакционный обзор
Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Монгольская империя | Период времени, карта, местоположение и факты

Монгольская империя

Все СМИ

Дата:
1206 — 1368
Основные события:
Битва при Легнице
Куликовская битва
Битва при Мохи
Монгольская осада Кайфэна
Ключевые люди:
Чингисхан
Хубилай-хан
Джованни да Пьян дель Карпини
Огодей
Виллем ван Рейсбрук
Похожие места:
Китай
Россия
Иран
Украина
Ирак

Просмотреть все связанные материалы →

Монгольская империя , империя, основанная Чингисханом в 1206 году. Происходя из монгольского центра в степях Центральной Азии, к концу 13 века она простиралась от Тихого океана на востоке до реки Дунай. и берега Персидского залива на западе. На пике своего развития он охватывал около 9миллион квадратных миль (23 миллиона квадратных километров) территории, что делает его крупнейшей непрерывной империей в мировой истории.

Происхождение и рост

1206 год, когда Тэмуджин, сын Есугэя, был избран Чингисханом от федерации племен на берегу реки Онон, следует считать началом монгольской империи. В эту федерацию входили не только собственно монголы, т. е. монголоязычные племена, но и другие тюркские племена. До 1206 года Чингисхан был всего лишь одним из вождей племен, сражавшихся за господство в степных районах к югу и юго-востоку от озера Байкал; однако его победы над кереитами, а затем и над найманскими тюрками дали ему неоспоримую власть над всей территорией нынешней Монголии. Затем последовала серия кампаний, некоторые из них проводились одновременно.

Первоначальные завоевания

Первое нападение (1205–1209 гг.) было направлено против тангутского королевства Си Ся (Си Ся), северо-западного пограничного государства Китая, и закончилось заявлением о верности царем Си Ся. Последующий поход был направлен на север Китая, которым в то время правила тунгусская династия Цзинь. Падение Пекина в 1215 году ознаменовало потерю всей территории к северу от Хуанхэ (Желтой реки) монголам; в последующие годы империя Цзинь превратилась в роль буферного государства между монголами на севере и китайской империей Сун на юге. Другие походы были предприняты против Средней Азии. В 1218 г. к империи было присоединено хара-китайское государство в восточном Туркестане.

Убийство мусульманских подданных Чингисхана хорезмийцами в Отраре привело к войне с Хорезмским (Хивским) султаном в Западном Туркестане (1219–25). Бухара, Самарканд и столица Ургенч были взяты и разграблены монгольскими войсками (1220–21). Передовые отряды (после перехода через Кавказ) проникли даже в южную Русь и совершали набеги на города Крыма (1223 г. ). Некогда процветающий район Хорезма веками страдал от последствий монгольского нашествия, которое привело не только к разрушению процветающих городов, но и к распаду ирригационной системы, от которой зависело сельское хозяйство в этих краях. Аналогичная разрушительная кампания была начата против Си Ся в 1226–1227 годах, потому что царь Си Ся отказался помочь монголам в их походе на Хорезм. Смерть Чингисхана во время этого похода (1227 г.) усилила мстительность монголов. Культура Си Ся, смесь китайских и тибетских элементов, с буддизмом в качестве государственной религии, была практически уничтожена.

Викторина «Британника»

История: правда или вымысел?

Прикоснитесь к истории, поскольку эта викторина выясняет прошлое. Узнайте, кто на самом деле изобрел подвижную литеру, кого Уинстон Черчилль называл «мама», и когда раздался первый звуковой удар.

В 1227 г. монгольские владения простирались на обширных территориях между Каспийским и Китайским морями, граничащими на севере с малонаселенной лесной полосой Сибири, а на юге — с Памиром, Тибетом и центральными равнинами Китая. Эта империя состояла из множества различных народов, религий и цивилизаций, и вполне естественно искать движущую силу этого беспрецедентного расширения. Безусловно, следует принимать во внимание традиционный антагонизм между скотоводческими, кочевыми степняками и оседло-земледельческими цивилизациями. Набеги кочевников из степи всегда происходили время от времени везде, где могущественные кочевые племена жили по соседству с оседлым населением, но обычно они не принимали размеров стремления к мировой гегемонии или господству, как в случае нашествий Чингисхана. .

Идея небесной миссии править миром, безусловно, присутствовала в сознании самого Чингисхана и многих его преемников, но этот идеологический империализм не имел основания в кочевом обществе как таковом. Скорее всего, это произошло из-за влияния Китая, где идеология «один мир, один правитель» имела давние традиции. Создание империй кочевников в степях и попытки распространить их власть на более оседлые части Центральной Азии и, наконец, на весь известный мир также могли быть вызваны желанием контролировать пути межконтинентальной сухопутной торговли. Стремление к грабежу также нельзя игнорировать, и, конечно же, не случайно первые нападения федераций кочевников обычно были направлены против тех государств, которые извлекали выгоду из контроля над торговыми путями в Центральной Азии, такими как знаменитый Шелковый путь.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Военные учения

Удивительные военные достижения монголов под предводительством Чингисхана и его преемников были связаны с превосходной стратегией и тактикой, а не с численностью. Монгольские армии в основном состояли из кавалерии, которая придавала им высокую степень мобильности и скорости. Их движения и маневры направлялись сигналами и хорошо организованной курьерской службой. В бою они полагались в основном на лук и стрелы и прибегали к рукопашной схватке только после того, как дезорганизовали ряды противника. Монгольское вооружение и тактика больше подходили для открытых равнин и равнин, чем для горных и лесистых районов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts