Золотая орда религия: ЗОЛОТАЯ ОРДА • Большая российская энциклопедия
Содержание
ЗОЛОТАЯ ОРДА • Большая российская энциклопедия
ЗОЛОТА́Я ОРДА́ (Улус Джучи), государство на территории Ср. Азии, совр. Казахстана, Сибири и Вост. Европы в 13–15 вв. Назв. «З. О.», производное от назв. парадного ханского шатра, как обозначение гос-ва впервые появилось в рус. сочинениях во 2-й пол. 16 в.
З. О. начала складываться в 1224 в составе Монг. империи, когда Чингисхан выделил своему старшему сыну Джучи (родоначальнику династии Джучидов) улус – завоёванные земли в вост. Дешт-и-Кипчаке и Хорезме. После смерти Джучи (1227) во главе Улуса Джучи встали его дети Орду-Ичен и Батый, заметно расширившие его территорию в результате монголо-татарского нашествия на гос-ва Вост. Европы в 1230–40-е гг. З. О. стала самостоят. гос-вом в правление хана Менгу-Тимура (1266 – 1280 или 1282) в ходе распада Монг. империи. К 14 в. она занимала земли от Оби на востоке до Поволжья, степные территории от Волги до Дуная на западе, земли от Сырдарьи и низовьев Амударьи на юге до Вятки на севере. Граничила с гос-вом Хулагуидов, Чагатайским улусом, Вел. кн-вом Литовским, Визант. империей.
Рус. земли оказались под монголо-татарским игом, однако вопрос о том, считать ли их частью З. О., остаётся непрояснённым. Рус. князья получали ярлыки ханские на княжение, выплачивали ордынский выход, участвовали в некоторых войнах ордынских ханов и пр. При соблюдении лояльности к ханам рус. князья правили без вмешательства ордынских властей, однако в противном случае их княжества подвергались карательным походам ханов З. О. (см. Ордынские набеги 13–15 вв.).
З. О. делилась на два «крыла» (провинции), разграниченные р. Яик (ныне Урал), – западное, где правили потомки Батыя, и восточное во главе с ханами из рода Орду-Ичена. Внутри «крыльев» существовали улусы многочисл. младших братьев Батыя и Орду-Ичена. Ханы вост. «крыла» признавали старшинство зап. ханов, но те практически не вмешивались в дела вост. владений. Адм. центром (местом работы ханской канцелярии) в зап. «крыле» З. О. был сначала Болгар (Булгар), затем Сарай, в вост. «крыле» – Сыгнак. В историографии принято считать, что при хане Узбеке (1313–41) возникла вторая столица зап. «крыла» – Сарай Новый (ныне существует мнение, что это одно из обозначений единой столичной агломерации Сарая). Офиц. документы З. О. до сер. 14 в. писались на монг. яз., затем на тюрк. языке.
Большинство населения З. О. составляли тюрк. кочевые племена (гл. обр. потомки кипчаков), которые обозначались в ср.-век. источниках общим назв. «татары». Кроме них, в З. О. жили буртасы, черемисы, мордва, черкесы, аланы и др. В зап. «крыле» во 2-й пол. 13 – 14 вв. тюрк. племена, очевидно, сливались в единую этнич. общность. В вост. «крыле» сохранялась прочная племенная структура.
Население каждого улуса занимало определённую территорию (юрт) для сезонных перемещений, платило подати, выполняло разл. повинности. Для нужд налогообложения и воен. мобилизации ополчения была введена десятичная система, характерная для всей Монг. империи, т. е. деление народа на десятки, сотни, тысячи и тьмы, или тумены (десять тысяч).
Первоначально З. О. являлась поликонфессиональным гос-вом: ислам исповедовало население быв. Булгарии Волжско-Камской, Хорезма, некоторые кочевые племена вост. «крыла», христианство – население Алании и Крыма; существовали также языч. верования среди кочевых племён. Однако мощное цивилизационное влияние Ср. Азии и Ирана привело к усилению позиций ислама в З. О. Первым ханом-мусульманином в сер. 13 в. стал Берке, а при Узбеке в 1313 или 1314 ислам был объявлен офиц. религией З. О. , но получил широкое распространение лишь среди населения золотоордынских городов, кочевники ещё долго придерживались языч. верований и обрядов. С распространением ислама законодательство и судопроизводство стали всё больше базироваться на шариате, хотя прочными оставались позиции и тюрко-монгольского обычного права (адат, тёрю). В целом религ. политика правителей З. О. отличалась веротерпимостью, основанной на заветах («ясе») Чингисхана. Представители духовенства различных конфессий (в т. ч. Рус. православной церкви) были освобождены от налогов. В 1261 в Сарае возникла православная епархия; активно действовали католические миссионеры.
Во главе З. О. стоял хан. Высшим должностным лицом после него был беклербек – верховный военачальник и глава сословия кочевой знати. Некоторые из беклербеков (Мамай, Ногай, Едигей) достигали такого влияния, что назначали ханов по своему усмотрению. Высший слой правящей элиты составляли представители «золотого рода» (Чингисидов) по линии Джучи. Экономика и финансовая сфера контролировались канцелярией-диваном во главе с везиром. Постепенно в З. О. сложился разветвлённый чиновничий аппарат, использовавший гл. обр. приёмы управления, заимствованные из Ср. Азии и Ирана. Непосредств. управление подданными осуществляла знать кочевых племён (беки, эмиры), влияние которой росло с 1-й пол. 14 в. Беки племён получили доступ к верховному управлению, из их среды стали назначаться беклербеки, в 15 в. главы наиболее могущественных племён (карачи-беки) составили постоянный совет при хане. Контроль над городами и периферийным оседлым населением (в т. ч. русскими) поручался баскакам (даругам).
Осн. часть населения З. О. занималась кочевым скотоводством. В З. О. сформировалась собств. денежная система, основанная на обращении серебряных дирхемов, медных пулов (с 14 в.) и хорезмских золотых динаров. Важную роль в З. О. играли города. Одни из них при завоевании были разрушены монголами, а затем восстановлены, т. к. стояли на старых торговых караванных путях и обеспечивали золотоордынской казне прибыль (Болгар, Дженд, Сыгнак, Ургенч). Другие были вновь основаны, в т. ч. в местах, где находились зимние кочевые ставки ханов и провинц. наместников (Азак, Гюлистан, Кырым, Маджар, Сарайчик, Чинги-Тура, Хаджи-Тархан и др.). До кон. 14 в. города не обносились стенами, что демонстрировало безопасность жизни в стране. Обширные археологич. раскопки в городах З. О. обнаружили синкретич. характер их культуры, присутствие в ней китайских, а также мусульманских (гл. обр. иранских и хорезмийских) элементов в строительстве и планировке зданий, ремесленном производстве, прикладном искусстве. Высокого уровня достигли архитектура, изготовление гончарных, металлич. и ювелирных изделий. В спец. мастерских работали ремесленники (часто рабы) разл. национальностей. Весомый вклад в культуру З. О. внесли поэты Кутб, Рабгузи, Сейф Сараи, Махмуд аль-Булгари и др., законоведы и богословы Мухтар ибн Махмуд аз-Захиди, Сад ат-Тафтазани, Ибн Баззази и др.
Ханы З. О. проводили активную внешнюю политику. С целью распространения своего влияния на соседние страны они совершали походы на Вел. кн-во Литовское (1275, 1277 и др.), Польшу (кон. 1287), страны Балканского п-ова (1271, 1277 и др.), Византию (1265, 1270) и др. Гл. противником З. О. во 2-й пол. 13 – 1-й пол. 14 вв. стало гос-во Хулагуидов, которое оспаривало у неё Закавказье. Между двумя государствами неоднократно велись тяжёлые войны. В борьбе против Хулагуидов ханы З. О. заручились поддержкой султанов Египта.
«Ордынский набег на Рязанскую землю в 1380». Миниатюра из Лицевого летописного свода. 2-я пол. 16 в. Российская национальная библиотека (С.-Петербург).
Противоречия среди представителей династии Джучидов неоднократно приводили к междоусобным конфликтам в З. О. В 1-й пол. – сер. 14 в., в правление ханов Узбека и Джанибека, З. О. достигла своего наивысшего расцвета и могущества. Однако вскоре стали постепенно проявляться признаки кризиса государственности. Отд. районы становились всё более замкнутыми экономически, что в дальнейшем способствовало развитию в них сепаратизма. Большой урон государству нанесла эпидемия чумы в 1340-х гг. После убийства хана Бердибека (1359) в З. О. началась «великая замятня», когда в борьбу за сарайский трон вступили разл. группировки золотоордынской знати – придворная знать, провинц. наместники, опиравшиеся на потенциал подвластных регионов, Джучиды вост. части З. О. В 1360-х гг. сформировалась т. н. Мамаева Орда (на территории к западу от р. Дон), где от имени номинальных ханов властвовал Мамай, который был разгромлен рус. войсками в Куликовской битве 1380, а затем окончательно разбит в том же году ханом Тохтамышем на р. Калка. Тохтамыш сумел вновь объединить гос-во и преодолеть последствия смуты. Однако он вступил в конфликт с правителем Ср. Азии Тимуром, который трижды вторгался в пределы З. О. (1388, 1391, 1395). Тохтамыш был разбит, почти все крупные города оказались разрушены. Несмотря на усилия беклербека Едигея по восстановлению государства (нач. 15 в.), З. О. вступила в стадию необратимого распада. В 15 – нач. 16 вв. на её территории образовались Узбекское ханство, Крымское ханство, Казанское ханство, Большая Орда, Казахское ханство, Тюменское ханство, Ногайская Орда и Астраханское ханство.
Религия Золотой Орды: почему монголо-татары перешли из христианства в ислам
По сути, Золотая Орда стала своеобразной ареной борьбы за умы и сердца людей между представителями ислама и православия. Что касается католиков, то у них изначально не было особых перспектив из-за географической удаленности Ватикана.
Веротерпимые язычники
Доктор исторических наук Герман Федоров-Давыдов, как и многие другие исследователи, отметил веротерпимость, которую проявляли монголо-татарские завоеватели в покоренных странах. Работа ученого «Религия и верования в городах Золотой Орды» была опубликована в сборнике статей «Историческая археология. Традиции и перспективы» (Москва, 1998 г.).
Изначально будучи язычниками, правители государства Джучидов и их подданные лояльно относились к православным, католикам, мусульманам и представителям других конфессий. В золотоордынских городах строились храмы и мечети, проповедовали миссионеры из разных стран. Христиане мирно уживались рядом с мусульманами. Впрочем, большинство монголо-татар, населявших степные просторы, в XIII-XIV веках еще сохраняли верность язычеству.
«… в золотоордынских городах Поволжья были католические священники. Но их роль была незначительной. Именно русские, именно православная церковь не допустили католичество в золотоордынское Поволжье. Оно было сильно в западных частях Золотой Орды, особенно в Крыму, но не в центральном ее районе», – считает Г. А. Федоров-Давыдов.
Православие в Золотой Орде
Руководитель отдела церковной истории и канонизации святых Пермской епархии РПЦ, монахиня Сергия (в миру – Вера Викторовна Королева) написала научную работу «От Золотой Орды до Верного», которая была опубликована в июне 2010 года информационно-аналитической службой «Русская народная линия». Автор рассказала, как строилась работа представителей православной церкви среди язычников.
Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II в 1267 году получил из рук хана Менгу-Тимура ярлык (официальный документ), подтверждающий его полномочия. Имущество и права православного духовенства были защищены законами завоевателей.
«Как видно, золотоордынские ханы в XIII-ХIV веках ставили русских митрополитов и Русскую Православную Церковь в особое положение. Ярлыки выдавались как митрополитам, так и князьям, что фактически уравнивало их. Но митрополиты имели право свободно связываться с Константинополем, чего не разрешалось князьям. Духовная власть ставилась ханами выше светской. Церковь стала самостоятельной политической силой в русском обществе», – отметила монахиня Сергия.
По ее мнению, христианизация Золотой Орды была вполне реальна, и такая цель стояла перед священнослужителями. Например, епископ Сарайский и Придонский Феогност в 1276 году получил у Патриаршего синода в Константинополе разрешение крестить пожелавших принять православную веру татар… песком. А всë из-за отсутствия достаточного количества воды в степных условиях.
То есть, церковные иерархи были готовы поступиться одной из незыблемых основ таинства крещения – святой водой, лишь бы привлечь на свою сторону как можно больше жителей Золотой Орды.
И такая политика принесла свои плоды. Православие приняли многие язычники, в том числе и представители аристократии.
Петр Ростовский – царевич Ордынский
Во французском местечке Бюсси-ан-От расположена Покровская женская обитель, насельницей которой долгие годы была монахиня Таисия (в миру – Татьяна Юрьевна Карцова). Она написала книгу «Русские святые: 1000 лет русской святости», которая была опубликована в Санкт-Петербурге в 2000 году. В ней говорится и о правнуке Чингисхана, память которого РПЦ чтит 29 июня.
Монахиня Таисия называет два имени этого святого: Петр Ростовский и Даир Кайдагул сын Орда-Ичинов Чингизов. Он приходился племянником ханам Батыю и Берке. Большое влияние на молодого человека оказал епископ Ростовский Кирилл, который исцелил его двоюродного брата – сына хана Берке. Даир Кайдагул настолько проникся проповедями представителя православной церкви, что отправился вместе с ним в Ростов. Там царевич принял крещение под именем Петра.
Потомок Чингисхана на собственные средства основал Петровский монастырь (современная Ярославская епархия), расположенный на озере Неро. Петр Ордынский всю жизнь прожил в Ростове, он женился на местной татарке, которая родила ему много детей. Царевич умер в 1290 году, приняв перед кончиной монашеский постриг. Канонизирован в лике преподобного.
Многие знатные жители Золотой Орды и простые кочевники крестились. Например, сын хана Батыя, которого звали Сартак, воспитанный сирийцами, был приверженцем несторианства (учения, основанного на христианской религии).
«Впоследствии приняли святую веру многие другие знатные ордынцы: князь Беклемиш, сын князя Бахмета, крестился в Мещере со множеством других ордынцев, получил имя Михаил и построил церковь во имя Преображения Господня. Он стал родоначальником князей Мещерских. Царевич Берка, который приехал в 1301 году из Большой Орды и принял крещение в Москве от митрополита Петра с именем Иоанникия – родоначальник Аничковых… Чет-Мурза, пришедший из Орды в 1330 году к великому князю Иоанну Даниловичу Калите и названный в крещении Захарием – родоначальник Сабуровых и Годуновых, стал основателем Костромского Ипатьевского монастыря», – написала в своей работе монахиня Сергия.
Она отметила, что христианская община Золотой Орды в XIII веке была более многочисленной, чем мусульманская.
Распространение ислама
К кочевникам приезжали и исламские миссионеры. Причем, действовали они довольно активно, с каждым годом их проповеди слушало все больше людей.
Первым мусульманином, правившим Золотой Ордой, был хан Берке (1209-1266 гг.). Этот представитель монгольской знати принял ислам под влиянием среднеазиатских проповедников. Правда, тогда мусульман среди ордынцев было сравнительно немного.
«Мощное религиозное влияние на Золотую Орду оказывал Египет. Берке через своих послов в Каире присягнул халифату, основанному Бейбарсом. Халиф сам провозгласил благословение Аллаха на хана Берке и приказал сделать то же самое с мимбаров Каира, Мекки, Медины и Иерусалима. За Берке по указанию султана совершили хадж и потом рассказали о нем хану. Берке получил из Египта религиозные реликвии», – отметил Г. А. Федоров-Давыдов.
Разумеется, продвигая свою религию, арабы преследовали собственные стратегические цели. Внушающая ужас армия Золотой Орды могла быть серьезным союзником на геополитической арене того времени. Поэтому проповедники, восхваляющие учение пророка Мухаммеда, всë приезжали и приезжали, а средства на строительство мечетей и медресе всегда находились.
Помимо Средней Азии и арабских стран еще одним проводником ислама в Золотой Орде являлась Волжская Булгария, население которой в XIII веке было преимущественно мусульманским.
Буквально за несколько десятилетий XIV века представители ханафитского и шафиитского религиозных течений стали преобладать среди монголо-татарской знати и жителей городов Поволжья, Северного Кавказа и Крыма.
Мотивы хана Узбека
В своей научной работе монахиня Сергия написала: «Русь проиграла миссионерское состязание с мусульманами, несмотря на то, что в XIII веке христиан в Орде было неизмеримо больше, чем мусульман. Причиной тому была явная слабость русского народа, упадок народного духа, его разобщенность, нарушение внутриэтнической солидарности».
То есть, одной из причин победы ислама явились постоянные распри русских князей, свидетелями которых жители Золотой Орды становились довольно часто. И такое понимание «братства», демонстрируемое православными, вызвало неприятие среди кочевников. Впрочем, при выборе государственной религии хан Узбек (около 1283-1341 гг.) руководствовался и другими соображениями.
Автор книги «Энциклопедия ислама» (издательство И. В. Мельникова, 2012 г.), Александр Ханников, считает, что распространению мусульманской религии в Золотой Орде способствовали следующие факторы:
- доминирование булгарских земель в составе нового государства;
- необходимость союза с халифом Египта для борьбы с иранскими Хулагидами в Закавказье;
- законы кочевников, запрещающие чинить какие-либо препятствия представителям любой конфессии.
Арабские и среднеазиатские миссионеры активно пользовались лояльным отношением властей Золотой Орды ко всем религиозным деятелям.
Кроме того, хан Узбек всю свою жизнь последовательно боролся с наиболее реакционными, по его мнению, представителями ордынской элиты, которые все еще оставались приверженцами языческой веры предков. Да, и другие потомки Чингисхана, правившие в Средней Азии, к тому времени уже были мусульманами.
Золотая Орда — Энциклопедия всемирной истории
Золотая Орда была европейским уделом Монгольской империи (1206-1368 гг. н.э.). Всерьез начатая Батыем в 1227 году н.э. территория, которая в конечном итоге стала Золотой Ордой, стала охватывать части Центральной Азии, большую часть России и другие части Восточной Европы. Позже, приняв ислам, Золотая Орда объединила аспекты культур Европы, Азии и Ближнего Востока, управляя Россией более двух столетий. На пике своего развития монгольские набеги из Золотой Орды простирались от Кавказа до Венгрии и Константинополя, внушая страх всему известному миру перед грозными монгольскими всадниками, или, как они их знали, татарами.
Они пришли с Востока
Сын Джучи, Бату-хан, должен был закрепить завоевания вокруг Уральских гор и за их пределами и основать Золотую Орду.
Под руководством Чингисхана (годы правления 1206-1227 гг. н.э.) Монгольская империя создала величайшую военную машину средневекового мира. Расширившись от Кореи до Каспийского моря во время правления Чингисхана, его сыновья и внуки возвысили Монгольскую империю, создав самую большую империю с прилегающими землями, которую когда-либо видел мир.
Удалить рекламу
Реклама
Согласно монгольской традиции, Чингисхан разделил свою империю на уделы для каждого из своих четырех сыновей. Первый сын Чингисхана, Джучи, получил земли, наиболее удаленные от Монголии, земли вокруг Уральских гор и за их пределами. Сыну Джучи, Батыю-хану (годы правления 1227–1255 гг. н.э.), предстояло закрепить эти будущие завоевания и основать то, что впоследствии стало известно как Золотая Орда.
Угэдэй-хан (годы правления 1229-1241 гг. н.э.), сын Чингисхана и дядя Батыя, отдал приказ о крупномасштабном монгольском походе на восток через Уральские горы, чтобы завоевать Европу. В 1236 году монгольская орда спустилась в долину реки Волги. Ничего, что могло бы противостоять монгольской войне, когда волжские булгары пали в 1237 году н.э., а затем крупные русские города Владимир-Суздаль, Киев и Галич между 1238 и 1240 годами н.э. Только город Новгород, расположенный далеко на севере, избежал нашествия монголов.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube
Следите за нами на Youtube!
Разорение Суздаля монголами
Неизвестный художник (общественное достояние)
С побежденной Русью монгольская орда двинулась на запад. Трехсторонняя атака под предводительством Батыя и знаменитого монгольского генерала Суботаи опустошила польских и тевтонских рыцарей в битве при Легнице в 1241 году н.э., прежде чем основная армия разгромила венгерскую армию в битве при Мохи (она же битва на реке Садо). позже в том же году. Европа обнажилась перед казавшейся непобедимой монгольской ордой, но смерть Угэдэя в Монголии заставила монголов отступить и позволила Европе вздохнуть с облегчением. Эти первые набеги заставили европейцев окрестить монголов татарами, как по названию монгольского клана, татар, так и по тому факту, что они, по-видимому, пришли из глубин ада или Тартара.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Монголы никогда больше не отважились бы дойти до Адриатики, но Золотая Орда сохраняла бы значительное присутствие в Европе в течение следующих двух столетий. Сыграв роль создателя королей после смерти Гуюк-хана в 1248 году н.э., Батый установил постоянство правления своей семьи над частью Золотой Орды Монгольской империи. Батый основал столицу в Сарае у Волги и ввел образец дани от русских князей, который стал визитной карточкой Золотой Орды. На самом деле, одним из потенциальных источников названия «Золотая Орда» является то, что цвет происходит от цвета великолепного золотого шатра Батыя. Однако золотой цвет был связан с семьей Чингисхана (называемой «золотой» семьей) и был связан с центром в монгольской цветовой системе сторон света, поэтому они также могли быть потенциальными источниками.
Глядя на юг
Брат Батыя Берке (годы правления 1257-1266 н.э.) продолжил прецедент сильного лидерства Батыя. Он руководил кампаниями в Польше, Литве и Пруссии, усиливая страх европейцев перед монголами. Но, пожалуй, самым важным событием правления Берке было его обращение в ислам.
Удалить рекламу
Реклама
Тот факт, что Берке был мусульманином, привел его к разногласиям с Хулагу-ханом (годы правления 1256-1265), лидером Ильханата, завоевавшего Иран и Ирак и ставшего одной из четырех главных держав Монгольской империи. Хулагу разграбил великий мусульманский город Багдад в 1258 году н.э. и убил последнего аббасидского халифа, закатав его в ковер и затоптав до смерти. Золотая Орда и Ильханство также граничили друг с другом на Кавказе, который стал горячей точкой. В 1262 году н.э. разразилась война между двумя номинальными частями Монгольской империи. Берке заключил союз с Бейбарсом (годы правления 1260-1277 н.э. ), мамлюкским султаном в Египте. Вторжение Ильханата в Золотую Орду закончилось поражением, когда полководец Золотой Орды Ногай возглавил внезапную атаку в битве при Тереке в 1262 году нашей эры. Одновременно с этой войной Берке-Хулагу в Монголии шла гражданская война из-за того, кто станет Великим ханом.
Картина осады Багдада
Художественный музей Сент-Луиса (общественное достояние)
Монгольская империя, хотя номинально оставалась единой, на самом деле распалась. В ближайшие десятилетия Чагатаиды заберут остальную часть Трансоксианы от Золотой Орды, а Берке погибнет во время похода против Ильханства. Позже, в 13 веке н.э., Золотая Орда оказалась вовлеченной в конфликт между Хубилай-ханом (годы правления 1260-1294 н.э.) и лидером огэдейдов Кайду, поддерживая последнего. Продолжался и междоусобный конфликт с Ильханатом.
Между тем, Золотая Орда оказалась вовлеченной в дела Балкан, когда бывший сельджукский султан попал в плен к Византийской империи. Ногайцы с помощью вассальной Болгарии Золотой Орды вторглись в Византийскую империю в 1271 году н.э. и вынудили императора Михаила VIII Палеолога (годы правления 1259-1281 н.э.) выдать одну из своих дочерей замуж за Ногайца. Хан Менгу-Тимур (годы правления 1266-1280 гг. н.э.) открыл Золотую Орду для торговли, предоставив генуэзцам и венецианцам торговые колонии в Азове и Каффе и приказав русским допустить немецких торговцев на свои земли.
Удалить рекламу
Реклама
После смерти Менгу-Тимура Ногай стал де-факто правителем Золотой Орды. Он совершил набег на Европу от Литвы до Болгарии и заставил Сербию принять вассалитет. Хотя Ногай был могущественным военачальником, его смерть в 1299 г. н.э. не слишком остановила походы Золотой Орды.
Триумф Ислама
В 14 веке н.э. Золотая Орда претерпела множество изменений. С одной стороны, Ислам пришел, чтобы остаться. В то время как Берке был первым монгольским князем, принявшим ислам, другие правители Золотой Орды, в том числе Токта, продолжали следовать тенгрианству (монгольские языческие верования) или буддизму. Ситуация изменилась, когда Узбек (годы правления 1313-1341 гг. н.э.) провозгласил ислам официальной религией Золотой Орды. В этом ключе Узбек продолжал укреплять отношения с мамлюками Египта, даже выдав замуж монгольскую принцессу за египетского султана.
Вместо активных военных походов Узбек и его преемники держали русских князей в услужении и разделяли, натравливая их друг на друга. Тверь была ведущим городом, поддерживаемым монголами, но когда население города вырезало своих монгольских жителей в 1327 г. н.э., Узбек переключил свою поддержку на город Москву.
Удалить рекламу
Реклама
Столица Золотой Орды Сарай росла по мере того, как потребность мусульманской культуры в мечетях и банях диктовала расширение городской жизни.
При Узбеке Золотая Орда оставалась активной. Токта (годы правления 1291-1312 гг. н.э.) женился на незаконнорожденной византийской принцессе, укрепив золотоордынско-византийский союз, существовавший со времен Ногая. Тем не менее при Узбеге монголы в союзе со своим болгарским вассалом совершали набеги на Византийскую империю в течение двух десятилетий. Они также поддерживали независимую Валахию против Венгрии. Тем временем Узбек открыл Крым для торговых постов генуэзцев и венецианцев. В 1340-х годах нашей эры произошли последние монгольские походы в Польшу.
Узбег продолжал действовать против Ильханата, вторгаясь несколько раз. Когда Ильханство рухнуло в 1335 г. н.э., некоторые дворяне Ильхана обратились к Узбегу, чтобы занять трон, но он отказался. Тем временем Сарай, столица Золотой Орды, рос по мере того, как потребность мусульманской культуры в мечетях и банях диктовала расширение городской жизни. Возможно, на пике могущества Золотой Орды Джанибег (годы правления 1342-1357 гг. н.э.) принял вассальную зависимость от польского короля Казимира III Великого (годы правления 1333-1370 гг. н.э.), Чагатаидского ханства и Джалаиридов Ирака, как а также завоевание бывшего ильханского города Тебриз.
Упадок н.э. в 14 веке
Однако успех Узбека и Джанибега быстро рухнул. Черная смерть нанесла серьезный экономический ущерб Золотой Орде. С 1359 по 1382 год Золотая Орда была охвачена гражданской войной. В это время монгольское влияние на Восточную Европу также начало ослабевать. По сути, за это время монголы потерпели первые серьезные поражения в Европе. Литва победила монголов в битве у Синих Вод в 1362 г. н.э., после чего завоевала Киев. Русские княжества одержали свою первую победу над монголами в 1380 году нашей эры в Куликовской битве, которая считается поворотным моментом в русской истории.
Куликовская битва
MaxSem (Public Domain)
Возрождение под Тохтамышем
Упадок Золотой Орды был ненадолго остановлен Тохтамышем, протеже Тамерлана (годы правления 1380-1395 н.э.). Тохтамыш осадил Москву в 1382 году н.э. и, проигнорировав обещание не нападать на город, вырезал жителей, когда город открыл свои ворота. В следующем году Тохтамыш отомстил за поражение в битве на Синих Водах, разгромив литовцев в Полтавской битве. И русские, и литовцы снова оказались под монгольским игом и вынуждены платить дань.
Но успехи Тохтамыша заставили его перестараться. Затем он решил обратиться против своего наставника Тамерлана. Мстительный поход Тамерлана разграбил Сарай, сжег земли Золотой Орды, уничтожил ее армию и заставил Тохтамыша бежать. Тохтамыш бежал в Литву, а позже безуспешно пытался вернуть Золотую Орду. Тем временем Тамерлан так опустошил торговые пути в Золотой Орде, что государство уже никогда не восстановится экономически.
Россия Возрождающаяся
После разгрома Тамерлана и последовавших за ним гражданских войн Золотая Орда все больше ограничивалась нижними берегами Волги. Золотая Орда распалась на несколько отдельных ханств: Хазанское ханство, Астраханское ханство, Крымское ханство, Сибирское ханство, Ногайская Орда и Казахское ханство. Последний крупный хан Золотой Орды Ахмед (годы правления 1465-1481 гг. н.э.) возглавил поход на Литву и Молдавию, закончившийся поражением.
Битва на реке Угре
Шакко (общественное достояние)
Возможно, что более важно для истории, Ахмед также возглавлял монголов во время битвы на реке Угре в 1480 году н.э. Иван III Московский нанес сокрушительное поражение силам Золотой Орды, и с тех пор эта битва считается концом монгольского господства на Руси.
Долгое послесвечение
Когда закончилась Золотая Орда — вопрос без ответа. Даже спустя десятилетие после битвы на реке Угре на Польшу обрушился набег Золотой Орды. Отколовшиеся ханства России продолжали существовать еще десятилетия, а в случае с Крымским ханством — даже века. Большинство наследников Золотой Орды были жертвами Ивана Грозного (годы правления 1547-1584 гг. н.э.). Хазан пала в 1552 г. н.э., Астрахань в 1556 г. н.э. и Сибирь в 1582 г. н.э. Возможно, истинным преемником Золотой Орды было Крымское ханство, разграбившее Сарай в 1502 г. н.э. Тем не менее, Крым был вассалом Османской империи с 1475 года нашей эры. Крымское ханство просуществовало до тех пор, пока не было аннексировано Россией в 1783 году нашей эры.
Независимо от того, когда официально закончилась Золотая Орда, ее многовековое существование оставило несомненный след в России и в истории Восточной Европы. На перекрестке Центральной Азии, Европы и Ближнего Востока Золотая Орда влияла на события от Польши и Византийской империи до Египта и Средней Азии. Как татары, монголы Золотой Орды сыграли ключевую роль в истории Монгольской империи и в наследии этой империи в Европе и народном воображении.
Редакционный обзор
Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Монгольская империя | Период времени, карта, местоположение и факты
Монгольская империя
Все СМИ
- Дата:
- 1206 — 1368
- Основные события:
- Битва при Легнице
Куликовская битва
Битва при Мохи
Монгольская осада Кайфэна
- Ключевые люди:
- Чингисхан
Хубилай-хан
Джованни да Пьян дель Карпини
Огодей
Виллем ван Рейсбрук
- Похожие места:
- Китай
Россия
Иран
Украина
Ирак
Просмотреть все связанные материалы →
Монгольская империя , империя, основанная Чингисханом в 1206 году. Происходя из монгольского центра в степях Центральной Азии, к концу 13 века она простиралась от Тихого океана на востоке до реки Дунай. и берега Персидского залива на западе. На пике своего развития он охватывал около 9миллион квадратных миль (23 миллиона квадратных километров) территории, что делает его крупнейшей непрерывной империей в мировой истории.
Происхождение и рост
1206 год, когда Тэмуджин, сын Есугэя, был избран Чингисханом от федерации племен на берегу реки Онон, следует считать началом монгольской империи. В эту федерацию входили не только собственно монголы, т. е. монголоязычные племена, но и другие тюркские племена. До 1206 года Чингисхан был всего лишь одним из вождей племен, сражавшихся за господство в степных районах к югу и юго-востоку от озера Байкал; однако его победы над кереитами, а затем и над найманскими тюрками дали ему неоспоримую власть над всей территорией нынешней Монголии. Затем последовала серия кампаний, некоторые из них проводились одновременно.
Первоначальные завоевания
Первое нападение (1205–1209 гг.) было направлено против тангутского королевства Си Ся (Си Ся), северо-западного пограничного государства Китая, и закончилось заявлением о верности царем Си Ся. Последующий поход был направлен на север Китая, которым в то время правила тунгусская династия Цзинь. Падение Пекина в 1215 году ознаменовало потерю всей территории к северу от Хуанхэ (Желтой реки) монголам; в последующие годы империя Цзинь превратилась в роль буферного государства между монголами на севере и китайской империей Сун на юге. Другие походы были предприняты против Средней Азии. В 1218 г. к империи было присоединено хара-китайское государство в восточном Туркестане.
Убийство мусульманских подданных Чингисхана хорезмийцами в Отраре привело к войне с Хорезмским (Хивским) султаном в Западном Туркестане (1219–25). Бухара, Самарканд и столица Ургенч были взяты и разграблены монгольскими войсками (1220–21). Передовые отряды (после перехода через Кавказ) проникли даже в южную Русь и совершали набеги на города Крыма (1223 г. ). Некогда процветающий район Хорезма веками страдал от последствий монгольского нашествия, которое привело не только к разрушению процветающих городов, но и к распаду ирригационной системы, от которой зависело сельское хозяйство в этих краях. Аналогичная разрушительная кампания была начата против Си Ся в 1226–1227 годах, потому что царь Си Ся отказался помочь монголам в их походе на Хорезм. Смерть Чингисхана во время этого похода (1227 г.) усилила мстительность монголов. Культура Си Ся, смесь китайских и тибетских элементов, с буддизмом в качестве государственной религии, была практически уничтожена.
Викторина «Британника»
История: правда или вымысел?
Прикоснитесь к истории, поскольку эта викторина выясняет прошлое. Узнайте, кто на самом деле изобрел подвижную литеру, кого Уинстон Черчилль называл «мама», и когда раздался первый звуковой удар.
В 1227 г. монгольские владения простирались на обширных территориях между Каспийским и Китайским морями, граничащими на севере с малонаселенной лесной полосой Сибири, а на юге — с Памиром, Тибетом и центральными равнинами Китая. Эта империя состояла из множества различных народов, религий и цивилизаций, и вполне естественно искать движущую силу этого беспрецедентного расширения. Безусловно, следует принимать во внимание традиционный антагонизм между скотоводческими, кочевыми степняками и оседло-земледельческими цивилизациями. Набеги кочевников из степи всегда происходили время от времени везде, где могущественные кочевые племена жили по соседству с оседлым населением, но обычно они не принимали размеров стремления к мировой гегемонии или господству, как в случае нашествий Чингисхана. .
Идея небесной миссии править миром, безусловно, присутствовала в сознании самого Чингисхана и многих его преемников, но этот идеологический империализм не имел основания в кочевом обществе как таковом. Скорее всего, это произошло из-за влияния Китая, где идеология «один мир, один правитель» имела давние традиции. Создание империй кочевников в степях и попытки распространить их власть на более оседлые части Центральной Азии и, наконец, на весь известный мир также могли быть вызваны желанием контролировать пути межконтинентальной сухопутной торговли. Стремление к грабежу также нельзя игнорировать, и, конечно же, не случайно первые нападения федераций кочевников обычно были направлены против тех государств, которые извлекали выгоду из контроля над торговыми путями в Центральной Азии, такими как знаменитый Шелковый путь.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Военные учения
Удивительные военные достижения монголов под предводительством Чингисхана и его преемников были связаны с превосходной стратегией и тактикой, а не с численностью. Монгольские армии в основном состояли из кавалерии, которая придавала им высокую степень мобильности и скорости. Их движения и маневры направлялись сигналами и хорошо организованной курьерской службой. В бою они полагались в основном на лук и стрелы и прибегали к рукопашной схватке только после того, как дезорганизовали ряды противника. Монгольское вооружение и тактика больше подходили для открытых равнин и равнин, чем для горных и лесистых районов.