Добродетель примеры: Добродетели: что это? Список добродетелей

Дет

Содержание

Начало всех добродетелей смирение пример смиренномудрия ✟

Определение добродетели

Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что когда отцы рассуждали о том, что такое смирение, вышло следующее: «Тогда один сказал, что смирение есть всегдашнее забвение своих исправлений. Другой сказал: смирение состоит в том, чтобы считать себя последнейшим и грешнейшим всех. Иной говорил, что смирение есть сознание умом своей немощи и бессилия. Иной говорил, что признак смирения состоит в том, чтобы в случае оскорбления предварять ближнего примирением и разрушать оным пребывающую вражду. Иной говорил, что смирение есть познание благодати и милосердия Божия. Другой же говорил, что смирение есть чувство сокрушенной души и отречение от своей воли.

Все это выслушав и с великою точностью и вниманием рассмотрев и сообразив, не мог я слухом познать блаженное чувство смирения, и потому, будучи последним из всех как пес, собрав крупицы, падавшие со стола мудрых и блаженных мужей, т.е. слова их уст, определяя добродетель оную, говорю так: смиренномудрие есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, кто познали ее собственным опытом, оно есть несказанное богатство, Божие именование, ибо Господь говорит: научитеся не от Ангела, не от человека, не от книги, но от Меня, т. е. от Моего в вас вселения и осияния и действия, яко кроток есмь и смирен сердцем и помыслами, и образом мыслей, и обрящете покой душам вашим от браней, и облегчение от искусительных помыслов (Матф. 11, 29)» (Леств.25:3-4).

Священное Писание о добродетели

«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис 57:15).

«Также и младшие, повинуйтесь пастырям, все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет 5:5).

«Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс 33:18).

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11:29).

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:6-8).

Важность смирения

Наверное, лучше всего о важности смирения сказал авва Дорофей: «Некто из старцев сказал: «Прежде всего нужно нам смирение». Почему он не сказал о другой какой добродетели? Старец показывает нам сим, что ни страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершена без смиренномудрия.

Вот почему говорит он: «Прежде всего нужно нам смиренномудрие, – чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать: прости, ибо смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и противника». Вот видите, братия, как велика сила смиренномудрия, видите, какое имеет действие слово: прости.

Смиренномудрием же сокрушаются и все стрелы врага и противника. Все святые шествовали сим путем его и трудом. Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя, – взывает Давид и еще: Смирихся, и спасе мя Господь (Пс. 24, 18; 114, 5).

Тот же старец сказал: «Смирение ни на кого не гневается и никого не прогневляет. Смирение привлекает на душу благодать Божью. Благодать же Божия пришедши, избавляет душу от сих двух тяжких страстей. Ибо что может быть более тяжким, как гневаться на ближнего и прогневлять его? Оно избавляет душу и от всякой страсти, и от всякого искушения».

Когда святой Антоний увидел распростертыми все сети диавола и, вздохнув, вопросил Бога: «Кто же избегает их?» – то Бог ответил ему: «Смирение избегает их», и, что еще более удивительно, присовокупил: «Они даже не прикасаются ему». Поистине, нет ничего крепче смиренномудрия, ничто не побеждает его. Если со смиренным случится что скорбное, он тотчас себя осуждает, что достоин того, – и не станет укорять никого, не будет на другого возлагать вину. Таким образом, переносит он случившееся без смущения, без скорби, с совершенным спокойствием, а потому и не гневается ни на кого и никого не прогневляет. Смирения два. Первое состоит в том, чтобы почитать брата своего разумнее и по всему превосходнее себя или почитать себя ниже всех. Второе же – чтобы свои подвиги приписывать Богу. И это есть совершенное смирение святости. Совершенное смирение рождается от исполнения заповедей. Святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными. Так, Авраам, когда увидел Господа, назвал себя землею и пеплом (Быт, 18. 27), Исаия, увидев Бога превознесенного, воззвал: «Окаянный и нечистый есмь аз» (Ис. 6, 5).

Когда авва Агафон приближался к кончине и братия сказали ему: «И ты ли боишься, отче?» – то он ответил: «Сколько могу, я понуждал себя сохранять заповеди, но я человек и почему могу знать, угодно ли Богу дело мое? Ибо иной суд Божий, и иной – человеческий». Старец, быв спрошен: «Что главного из найденного тобою на пути сем, отче?» – ответил: «То, чтобы во всем укорять себя». Так и авва Пимен сказал со стенанием: «Все добродетели вошли в дом сей, но без одной добродетели трудно устоять человеку». – «Какая же это добродетель?», – спросили его. Он ответил: «Та, чтобы человек укорял себя». И святой Антоний сказал: «Велико делание – возлагать пред лицо Бога согрешения свои на себя и до последнего издыхания ожидать искушения». И везде находим, что отцы наши обретали покой оттого, что, возложив на Бога все, даже и самое малое, они всегда соблюдали правило – себя во всем укорять.

Ибо в Отечнике написано: один брат спросил старца: «Что есть смирение?» Старец отвечал: «Смирение есть дело великое и Божественное, путём же к смирению служат телесные труды, совершаемые разумно, также, чтобы считать себя ниже всех и постоянно молиться Богу – это путь к смирению, самое же смирение Божественно и непостижимо»».

Пример ложного смирения

Схиигумен Савва приводит в своей книге следующий пример. Есть такой рассказ, как мнимо смиренный инок пожелал вериги носить. Без благословения духовного отца стал просить кузнеца отковать ему вериги. Кузнец отказался, но инок в другой раз пришел. Тогда кузнец спрашивает у наместника обители: «Что делать?»

– А ты испытай его, – сказал наместник, – ударь но щеке. Если он смолчит, исполни просьбу, а если возмутится, обличи его.

Приходит инок в третий раз со своей просьбой. Кузнец сделал вид, что разгневался на него и ударил но щеке. Оскорбленный инок ответил ему тем же… Тогда кузнец сказал:

– Прости меня, брат. Наместник так повелел испытать тебя.

Примеры истинного смирения

В «Отечнике» святителя Игнатия Брянчанинова описан такой случай: «Прибыв в скит, святой Арсений объяснил пресвитерам о своем намерении принять монашество. Они отвели его к старцу, исполненному Святого Духа, Иоанну Колову. Старец захотел подвергнуть Арсения испытанию. Когда они сели за трапезу, чтоб вкусить хлеба, старец не пригласил Арсения, но оставил его стоять. Он стоял, устремив глаза в землю и помышляя, что стоит в присутствии Бога перед Его Ангелами. Когда начали есть, старец взял сухарь и кинул Арсению. Арсений, увидя это, подумал о поступке старца так: «Старец, подобный Ангелу Божию, познал, что я подобен псу, даже хуже пса, и потому подал мне хлеб так, как подают псу. Съем же и я хлеб так, как едят его псы.» После этого размышления Арсений встал на четвереньки, в этом положении подполз к сухарю, взял его ртом, отнес в угол и там съел. Старец, увидев его великое смирение, сказал пресвитерам: «Из него будет искусный инок.» По прошествии непродолжительного времени Иоанн дал ему келью близ себя и научил его подвизаться о своем спасении».

Преподобный Иоанн Лествичник описывает в своей книге следующий случай, произошедший с подвижником Исидором: «Некоторый муж, по имени Исидор, из князей города Александрии, за несколько лет перед сим отрекшись от мира, удалился в сию обитель. Всепреподобный пастырь наш, приняв его, заметил, что он весьма коварен, суров, зол и горд, посему премудрейший этот отец покушается человеческим вымыслом преодолеть бесовское коварство и говорит Исидору: «Если ты истинно решился взять на себя иго Христово, то хочу, чтобы ты прежде всего обучался послушанию». Исидор отвечал ему: «Как железо кузнецу, предаю себя тебе, святейший отче, в повиновение». Тогда великий отец, утешенный этим уподоблением, немедленно назначает обучительный подвиг этому железному Исидору, и говорит: «Хочу, чтобы ты, истинный брат, стоял у ворот обители и всякому входящему и исходящему человеку кланялся до земли, говоря: помолись обо мне, отче, я одержим злым духом». Исидор так послушался своего отца, как Ангел Господа. Когда же провел семь лет в этом подвиге и пришел в глубочайшее смирение и умиление, тогда приснопамятный отец, после семилетнего законного искуса и беспримерного Исидорова терпения, пожелал его, как достойнейшего, причислить к братии и сподобить рукоположения. Но он много умолял пастыря, как через других, так и чрез меня, немощного, чтобы ему позволили там же и тем же образом оканчивать подвиг, не ясно намекая этими словами на то, что кончина его приближается, и что Господь призывает его к Себе, что и сбылось. Ибо когда учитель оный оставил его в том же состоянии, он, по прошествии десяти дней, чрез бесславие свое со славою отошел ко Господу, а в седьмой день после успения своего взял ко Господу и привратника обители. Блаженный говорил ему при жизни: «Если я получу дерзновение ко Господу, то ты вскоре и там не разлучен со мною будешь». Так и случилось, в достовернейшее доказательство непостыдного сего послушания и Богоподражательного смирения. Спросил я великого сего Исидора, когда он еще был в живых: «Какое, во время пребывания его у ворот, ум его имел делание?». Достопамятный сей, желая оказать мне пользу, не скрыл от меня этого. «Вначале, – говорил он, – я помышлял, что продал сам себя в рабство за грехи мои и потому со всякою горестию, самонасилием и кровавым понуждением делал поклоны. По прошествии же года сердце мое уже не ощущало скорби, ожидая от самого Господа награды за терпение. Когда минул еще один год, я уже в чувстве сердца стал считать себя недостойным и пребывания в обители, и видения отцов, и зрения на лица их, и причащения Святых Таин и поникши очами долу, а мыслию еще ниже, уже искренно просил входящих и исходящих помолиться обо мне» (Леств.4:23-24).

Приобретение добродетели

Преподобный Филофей Синайский: «Потребно нам великое смирение, если искреннее имеем попечение о хранении ума в Господе: во-первых, в отношении к Богу и, во-вторых, в отношении к людям. Всячески должны мы сокрушать свое сердце, изыскивая и в дело вводя все, могущее смирять его. Сокрушает же и смиряет сердце, как известно, о прежней нашей в мире жизни память, если она припоминается нами как следует, также память о всех грехах от юности, когда кто пересматривает их умом по частям, обыкновенно и смиряет, и слезы рождает, и ко всесердечному благодарению Бога подвигает нас, как всегдашняя действенная (до чувства доводимая) память о смерти, которая притом рождает и плач радостный со сладостию, и трезвение ума. Преимущественно же смиряет мудрование наше и располагает потуплять очи в землю воспоминание о страстях Господа нашего Иисуса Христа, когда кто проходит их в памяти и все подробно воспоминает. Это подает также и слезы. Сверх того, истинно смиряют душу великие Божии благодеяния, именно к нам, когда кто подробно перечисляет их и пересматривает: ибо мы имеем брань с гордыми, неблагодарными демонами».

Святой Григорий Синаит: «Есть семь разных деланий и расположений, вводящих и руководящих к этому богоданному смирению, кои взаимно входят в состав друг друга и друг от друга происходят: 1) молчание, 2) смиренное о себе думание, 3) смиренное говорение, 4) смиренное одеяние, 5) самоуничижение, 6) сокрушение, 7) последность – иметь себя во всем последним. Молчание с разумом рождает смиренное о себе думание, от смиренного же о себе думания рождаются три вида смирения: смиренное говорение, смиренное и бедных одеяний ношение и самоуничижение. Эти же три вида рождают сокрушение, бывающее от попущения искушений и именуемое промыслительным обучением и от бесов смирением. Сокрушение же заставляет душу чувствовать себя сущею ниже всех и всех последнейшею, всеми превосходимую. Два же эти вида приносят совершенное и богодарное смирение, которое именуется силой и совершенством всех добродетелей, и оно-то Богу приписывает добрые наши дела. Итак: первое из всех руководств к смирению есть молчание, из него рождается смиренное о себе думание, а это рождает три вида смирения. Три эти рождают один – сокрушение, а сокрушение рождает седьмой вид – почитание себя низшим всех, что и называется промыслительным смирением. Это смирение приносит богодарное, совершенное, непритворное, истинное смирение. Промыслительное смирение так приходит: когда человек, будучи оставлен самому себе, побежден бывает, порабощен и возгосподствован всякой страстью и помыслом, тогда, будучи побеждаем духом вражеским и не находя помощи ни от дел, ни от Бога, и ни от чего совсем, и готов будучи даже впасть в отчаяние, смиряется он во всем, сокрушается, низшим всех себя имеет, последнейшим и рабом всех, худшим даже самих бесов, как тиранству подлежащий и ими побеждаемый. Все это и есть промыслительное смирение, в силу которого от Бога дается второе, высшее, которое есть Божественная сила, вседейственная и всетворная. Его ради, видя себя органом Божественной силы, человек ею совершает дивные Божьи дела».

Преподобный Амвросий Оптинский в стихотворной форме дал пример того, что такое смирение и как ему научиться: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Такой тон старцевой речи вызывал часто улыбку на устах легкомысленных слушателей. Но если посерьезнее вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл. «Не тужить», т. е. чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, направляясь к Единому Источнику сладости вечной – Богу, через что человек, при бесчисленных и разнообразных невзгодах, может успокаивать себя, мирясь с ними, или «смиряясь». «Не осуждать», «не досаждать», – ничего нет обыкновеннее между людьми осуждения и досаждения, этих исчадий погибельной гордости. Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека во дно адово, между тем как они большею частью и за грех не считаются. «Всем мое почтение», – указывает на заповедь Апостола: «Почитайте один другого высшим себя» (Фил.2:3). Сводя все эти мысли к одной общей, мы видим, что в вышеприведенном изречении проповедовалось Старцем главным образом смирение,– эта основа жизни духовной, источник всех добродетелей, без которого, по учению Святой Иоанна Златоуста, как упомянуто прежде, невозможно спастись.

Дорогие друзья! Обращаемся к вам с просьбой о помощи. Мы благодарны за любое проявление сострадания к тем, кто нуждается в нем куда больше, чем большинство из нас. Обо всех наших жертвователях мы помним и молимся за них! Во славу Божию!

Читайте также

  • Добродетель послушания выше поста и молитвы христианская добродетель
  • Слова святых о покаянии как его приобрести
  • Борьба с прелестью виды какие молитвы читать псалом
  • Борьба со страстью гордости мать страстей как молится акафист
  • Страсть тщеславия в свете Библии как бороться с грехом

Размышление о добродетели / Православие.

Ru

Джотто. Аллегории добродетелей. Милосердие

Любой человек предпочитает, чтобы его
окружали хорошие вещи. Если есть возможность, он всегда
выберет хорошую обувь, хорошую одежду, хорошую
квартиру. И если такое отношение к неодушевленным
вещам, то тем более оно проявляется в отношениях с
людьми. Действительно, каждый хочет, чтобы его окружали
хорошие люди – порядочные, честные, верные,
добрые. Но ведь если так мы относимся к тому, что нас
окружает, то тем более это должно касаться и нас самих:
мы должны хотеть и сами быть лучше.

И, наверное, каждый этого хочет. Каждый предпочтет, чтобы
его назвали «хорошим человеком», и возмутится,
если его назовут «плохим человеком». Никто в
детстве не мечтает стать злодеем. Все люди тянутся к
добру. Но проходят годы, и, как правило, все больше позади
ошибок, и все больше несовершенств накапливается в
человеке. А тот идеал, который был в юные годы, так и
остается недостижим.

Почему так происходит?

Есть две главные причины. Первая – неправильные
отношения человека с Богом. Бог есть истинное благо и
источник всякого блага, поэтому неудивительно, что тот,
кто по своей жизни и делам не имеет с Ним общения, не
может стать благим в совершенном смысле слова.

Вторая причина – неправильное понимание добра, его
смысла, его цели. Непонимание того, что есть настоящее
добро и чем оно отличается от ложного добра, которое
только кажется добром, но не является им на самом деле.

Известна такая поговорка: «горбатого могила
исправит». Она выражает мнение грешных людей,
убежденных, что тот, кто укоренился в какой-либо дурной
привычке, уже не имеет шанса стать лучше. Эту поговорку
придумали те, кто не имел веры и кто хотел оправдать
нежелание меняться.

Господь может исправить любого горбатого – и в
физическом и в нравственном отношении. Чтобы это
случилось, человек должен приблизиться к Богу.
«Приблизьтесь к Богу, и [Он] приблизится к
вам», – говорит апостол Иаков (Иак. 4: 8).

А приближение человека к Богу происходит как раз благодаря
укоренению в добродетели, сопровождаемому отказом от
греха.

Что такое добродетель? В отличие от единичного доброго
поступка, который бывает в жизни каждого человека, даже
злодея, добродетель означает регулярное, постоянное
делание добра, которое становится привычкой, благим
навыком. Именно приобретение таких навыков и делает
человека в настоящем смысле слова хорошим, добрым, ибо
добрые навыки помогают избавляться от дурных навыков, то
есть греховных страстей, поработивших каждого человека, не
просвещенного Христом.

Самая большая сложность в делании добра –
определение четких ориентиров и понятий. Для очень многих
людей серьезным препятствием на этом пути стало
непонимание, что есть подлинное добро и почему оно
считается таковым, как можно отличить его от зла, каких
видов оно бывает, ради чего совершается и к чему приводит.
Любой по собственному опыту знает, что, хотя в некоторых
ситуациях несложно понять, какой поступок здесь будет
правильным и хорошим, но такая ясность имеется далеко не
всегда.

Святитель Тихон Задонский дает такое определение:
«Добродетель есть всякое слово, дело и помышление,
согласное с законом Божиим»[1].

В этом изречении святой отец сразу дает понять, что
истинное добро всегда связано с Богом. Бог абсолютно добр,
и Он – подлинный источник добра. Поэтому добром в
настоящем смысле является сознательное исполнение Его
святой воли, которая для людей выражена в заповедях
Божиих.

Каждый человек, как создание Божие, чувствует в себе голос
совести, который помогает ему в общих чертах отличать
добро от зла, даже если это человек неверующий. Поэтому и
у людей, не знающих Бога, есть некоторое стремление к
добру, чувство добра и добрые поступки.

Но ценность каждого поступка определяется тем, с каким
намерением он совершается. Известна такая история. Трое
рабочих работали на строительстве храма, перенося кирпичи.
Каждому задали вопрос: что он делает? Первый ответил:
«Таскаю кирпичи»; второй: «Зарабатываю
деньги, чтобы прокормить семью»; а третий сказал:
«Строю храм». Таким образом, хотя внешне они
исполняли одну работу, но внутренне это было не так, и вес
поступка каждого из них изменялся в зависимости от того
смысла, с которым он совершался. В глазах сторонних людей
их дело было одинаковым, но неодинаковым оно было в глазах
Бога, и неодинаковое значение имело для душевных качеств
каждого из них.

Итак, нравственное значение дела зависит от того, с каким
намерением его совершает человек и ради чего или ради
кого.

Вот помогать больным – дело хорошее. Но представим
человека, который помогает больным, однако использует это
как средство для личной наживы – просит у других
людей денег для больных, самим больным передает крохи, а
большую часть забирает себе. Делает ли этот человек добро?
Нет, он просто деньги зарабатывает.

Или представим другого человека, также помогающего
больным. Он не получает за это никаких денег, однако
заботится о том, чтобы его благотворительность была
известна как можно большему количеству людей через газеты
и телевидение. Делает ли этот человек добро? Нет, он
просто использует это как средство для получения себе
хорошей репутации, людской славы, уважения.

Всякое дело, совершаемое с корыстными целями, не есть
доброе дело по существу. Сюда же можно отнести и тот
случай, когда кто-нибудь восклицает: «Вот, я ему
столько добра сделал, а он мне такую гадость
причинил!» – да еще добавляет: –
«Вот и делай после этого добро людям». Но что
эти слова значат? Что человек и не делал настоящего добра,
а искал выгоды для себя, желал привязать к себе
облагодетельствованного человека, рассчитывал на
взаимность по принципу «ты – мне, я –
тебе». Здесь те же самые корыстные цели, пусть
корысть состоит не в деньгах или славе, а в расположении
конкретного человека.

Вернемся к примеру с помощью больным. Представим человека,
который делает это, не получая ни денег, ни славы и не
рассчитывая завоевать расположение каких-либо людей. Но он
делает это ради себя, чтобы почувствовать себя
удовлетворенным, чтобы хвалить себя и гордиться собой,
превозносясь над теми, кто не столь щедр, как он. Разве
нельзя сказать, что и он таким образом получает свою
выгоду, корысть, которая губит значение его доброго дела?

«Как сгнивший плод бесполезен земледельцу, так
добродетель гордого не нужна Богу»[2].

Итак, никакое доброе дело, совершаемое из эгоистичных
побуждений, будь то получение денег, славы или хотя бы
самодовольства, в действительности не является настоящим
добром. Не являются также подлинным добром те поступки,
которые совершаются под явным или неявным нажимом других
людей: сделает ли это доброе дело человек, потому что его
кто-то заставляет или донимает просьбами, или для того
«чтобы не выделяться из всех», как, например,
в храме многие прихожане во время обхода с блюдом для
пожертвований охотно кладут деньги на виду у всех, но
далеко не все из них опускают пожертвование в специальный
ящик, когда этого никто не видит.

О подобных вещах святитель Иоанн Златоуст сказал:
«Всякое доброе дело, сделанное по принуждению,
теряет свою награду»[3]. По
свидетельству святителя Григория Богослова,
«добродетель должна быть бескорыстна, если желает
быть добродетелью, которая имеет в виду одно
добро»[4]. И
преподобный Иоанн Кассиан говорит, что «тот, кто
хочет достичь истинного усыновления Богу, должен
творить благое из любви к самому благу»[5].

В полном смысле слова добро является таковым, когда
совершается добровольно и свободно от любой эгоистической
мотивации. А такую свободу дает добро, совершаемое не ради
себя, а ради Бога.

Всякий, кому случалось делать бескорыстное добро, знает,
как легко на душе после него. Даже если выбор был таков:
поступить плохо, но с выгодой для себя, или поступить
хорошо, но с ущербом для себя, и человек выберет второе, у
него на душе все равно легко, и совесть чиста. Пусть он не
получил никакой выгоды, пусть никто ему не скажет спасибо,
но он знает, что поступил правильно, и уже это будет
достаточной наградой. В таком случае происходит то, о чем
сказал преподобный Ефрем Сирин: «Как семя дает
росток, когда пойдет дождь, так расцветает сердце при
добрых делах»[6].

Если такую радость чувствует человек, совершающий добро
ради самого добра, то неудивительно, что еще большую
радость испытывает тот, кто делает добро ради Источника
всякого добра – Бога.

В наше время многие жалуются на подавленное настроение,
раздражительность, депрессии. Не потому ли все это
происходит, что так мало и так нерегулярно люди творят
чистое добро? Многие знают, что человек, по настоящему
хороший, добродетельный, даже внешне выделяется из
окружающих – «прямо светится», как
иногда говорят. Почему так? Потому что, по словам
святителя Григория Нисского, приобретение добродетели
«приносит в душу непрекращающуюся радость»,
которая распространяется для человека «не только в
настоящем, но на все времена… Преуспевающего в
добре радует и воспоминание о жизни, проведенной
правильно, и сама жизнь в настоящем, и ожидание [будущего]
воздаяния»[7].

«Живые отличаются от мертвых не только тем, что
смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают
что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то…
ничем не лучше мертвых», – говорит святой
Григорий Богослов[8].
Сколь многие могли убедиться в истинности этих слов,
найдя подтверждение им если не во всей своей жизни, то
хотя бы в отдельные ее периоды, наиболее
«темные» в эмоциональном плане. Люди не
чувствуют в себе радости, потому что не чувствуют в
себе жизни, а не чувствуют жизни, потому что не творят
истинное добро.

Многие беды современного человека вытекают из того, что он
не делает добро, а если и делает, то изредка, по случаю,
кое-как. Для него доброделание является скорее
исключением, а не правилом. От этого повсеместное
оскудение любви, которое мы все видим. Родители
забрасывают детей, дети забывают престарелых родителей,
супруги разрушают браки – и все из-за того, что
любовь, которая была когда-то, уходит, теряется, исчезает.

Святитель Григорий Палама пишет: «Душа каждого из
нас подобна лампаде, делание добра – елею, любовь
– фитилю, на котором почивает, как огонь, благодать
Божественного Духа. Когда же недостает елея, то есть
доброделания, то любовь иссякает и свет Божественной
благодати… гаснет»[9].

Все люди смертны. Каждый знает это, но многие стараются
забыть, отодвинув подальше тот момент, когда о смерти
придется задуматься всерьез. А любые честные размышления о
смерти неизбежно приводят к двум главным вопросам:
«Что останется после меня?» и «Что
возьму я с собой?». Смерть – тот рубеж,
который обесценивает многие земные ценности. Умный человек
понимает, что ни деньги, ни имение, ни слава, ни власть,
ни родные, ни друзья не сопроводят человека,
отправляющегося в путь. Все останется здесь, когда душа
его уйдет на суд Божий. Имущество достанется другим,
людская память исчезнет, тело истлеет.

Но искреннее добро, сделанное человеком, не исчезнет и не
истлеет, оно – то единственное, что он может взять с
собой, что сохранится в вечности и что определит его
участь в вечности. Наши добрые дела останутся с нами и на
суде Божием будут свидетельствовать в нашу пользу. Так об
этом говорит преподобный Ефрем Сирин: «Все преходит,
братия мои, только дела наши будут сопровождать нас.
Потому приготовьте себе напутствие для странствия,
которого никто не избежит»[10].

Иногда люди боятся браться за добродетели, полагая, что не
смогут со своего сегодняшнего уровня подняться так высоко,
чтобы сплести такой венец добродетелей, какой сплетали
себе святые. Однако нужно понимать, что совершенствование
в добродетелях происходит не столько силами самого
человека, сколько силой Бога, которая подается, если
человек принял и показал твердую решимость встать на путь
добра. Кроме того, добродетели приобретаются не
последовательно, как кирпичи, слагающие дом. Нет,
«все добродетели связаны между собой, как звенья в
духовной цепи, и одна от другой зависят», –
говорит святой Макарий Египетский[11].
Поэтому «одна добродетель, совершаемая искренно,
привлекает за собою в душу все
добродетели»[12].

Однако в духовной жизни важно помнить, что те добрые дела,
которые мы совершаем, мы совершаем благодаря Богу,
благодаря тому, что Он дал нам возможность, разумение и
силу их совершить. Это понимание уберегает от эгоистичного
тщеславия, которое губит душевную пользу от сделанных
добрых дел так же, как ржавчина губит металл. Ошибочно
приписывать лишь себе самому свои добродетели, ибо
«как источник дневного света – солнце, так
начало всякой добродетели – Бог»[13]. Как
говорит святитель Тихон Задонский, «истинно
добрые дела происходят от Бога. Или проще сказать,
христиане Богом пробуждаются к творению добрых дел,
силу и крепость получают от Бога, содействием Его
благодати трудятся. Так свидетельствует Божие слово:
“Бог производит в вас и хотение и действие по
Своему благоволению” (Флп. 2: 13) и “без
Меня не можете делать ничего” (Ин. 15:
5)»[14].

Ошибаются те, кто говорит: вот, я крещен, хожу в храм,
исповедуюсь, причащаюсь – и этого довольно для моего
спасения. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ни
крещение, ни отпущение грехов, ни знания, ни участие в
таинствах… ни вкушение тела Христова, ни приобщение
крови и ничто другое не может нам принести пользы, если мы
не будем иметь жизни правой и честной и чистой от всякого
греха»[15].

Мы получаем отпущение грехов в таинстве исповеди, но
всякий может убедиться, что нередко после исповеди человек
впадает в тот же грех. Почему так? Потому что грех стал
уже привычкой, дурным навыком. И полное очищение жизни от
этого навыка происходит, когда мы с помощью Божией
выкорчевываем дурной навык противоположной ему
добродетелью.

«Истинная добродетель состоит в победе себя самого,
в желании делать не то, что хочет тленное естество, но
чего хочет святая воля Божия, покорять свою волю воле
Божией и побеждать благим – злое, побеждать
смирением – гордость, кротостью и терпением –
гнев, любовью – ненависть. Это есть христианская
победа, более славная, чем победа над народами. Этого
требует от нас Бог: “Не будь побежден злом, но
побеждай зло добром” (Рим. 12: 21)»[16].

Каждая добродетель постигается на практике. Пока человек
не начнет трудиться делом в приобретении добродетелей, он
будет иметь о них лишь поверхностное и самое неполное
представление. Здесь разница примерно такая же, как между
тем, чтобы почитать туристический буклет о далекой стране,
и тем, чтобы самому съездить в эту страну.

Не нужно откладывать добрые дела «на завтра»,
то есть искать какого-то «более удобного» для
них времени. Как известно, дорога под названием
«сделаю завтра» выводит на дорогу под
названием «никогда». Нет, всякое время нужно
считать удобным к исполнению добра, угодного Богу.

Святитель Василий Великий говорит: «Что пользы
человеку от вчерашней сытости, если он голоден сегодня?
Так и душе не в пользу вчерашнее доброе дело, если сегодня
оставлено исполнение правды»[17].
Поэтому нужно иметь в виду, что «добродетели эти
требуют не только неоднократного проявления, они должны
всегда пребывать в нас, быть присущими нам,
укорененными в нас. И они не должны оставаться на одном
уровне, но все более и более умножаться и возрастать в
силе и плодотворности»[18].

Уместно вспомнить, как Господь Иисус Христос предупреждал:
«Не всякий, говорящий Мне: “Господи!
Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий
волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 21), тем самым
ясно дав понять, что одно лишь называние себя христианином
и даже молитвы к Господу, если это не сопряжено с
творением добра, заповеданного Богом, не принесут пользы и
спасения. Об этом свидетельствует и апостол Иаков:
«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он
имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти
его?.. вера, если не имеет дел, мертва сама по себе»
(Иак. 2: 14, 17).

Но при этом нужно опасаться, чтобы не впасть в другую
крайность, считая, что не важно, как верить, главное, что
человек делал хорошие дела. Поскольку добро
непосредственно связано с Богом, то невозможно
действительно совершенствоваться в добродетели, имея
искаженные или ложные представления об источнике добра
– Боге.

Святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что для успеха
истинная вера должна сочетаться с доброделанием:
«Богопочитание заключается в познании догматов
благочестия и в добрых делах. Догматы без добрых дел не
благоприятны Богу; не приемлет Он и дел, если они основаны
не на догматах благочестия. Ибо что пользы знать хорошо
учение о Боге и постыдно жить? С другой стороны, что
пользы быть воздержанным и нечестиво
богохульствовать?»[19]. И
святой Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «только
тогда принимает Бог добродетели наши, когда они –
свидетели веры, сами же по себе они недостойны
Бога»[20].

Хочется привести замечательные слова отца Иоанна
(Крестьянкина): «Многие люди думают, что жить по
вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле
– очень легко. Стоит лишь обратить внимание на
мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых
маленьких и легких делах.

Обычно человек думает, что Творец требует от него очень
больших дел, самого крайнего самоотвержения, всецелого
уничтожения его личности. Человек так пугается этими
мыслями, что начинает страшиться в чем-либо приблизиться к
Богу, прячется от Бога, как согрешивший Адам, и даже не
вникает в слово Божие. “Все равно, – думает,
– ничего не могу сделать для Бога и для души своей,
буду уж лучше в сторонке от духовного мира, не буду думать
о вечной жизни, о Боге, а буду жить как живется”.

У самого входа в религиозную область существует некий
“гипноз больших дел”: “надо делать
какое-то большое дело – или никакого”. И люди
не делают никакого дела для Бога и для души своей.
Удивительно: чем больше человек предан мелочам жизни, тем
менее именно в мелочах хочет быть честным, чистым, верным
Богу. А между тем через правильное отношение к мелочам
должен пройти каждый человек, желающий приблизиться к
Царству Божию.

Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок
личности человека. Совсем не обязательно вылить на
требующий воды цветок море воды. Можно вылить полстакана,
и это будет для жизни достаточно, чтобы уже иметь для
жизни большое значение.

Совсем не надо человеку голодному или давно голодавшему
съесть полпуда хлеба – достаточно съесть полфунта, и
уже его организм воспрянет. Жизнь сама дает удивительные
подобия и образы важности маленьких дел. И хотелось бы
остановить пристальное внимание всякого человека на совсем
малых, очень легких для него и, однако, чрезвычайно нужных
вещах…

Если бы люди были мудры, они бы все стремились на малое и
совсем легкое для них дело, через которое они могли бы
получить себе вечное сокровище. Чтобы всквасить бочку с
тестом, совсем не надо ее смешивать с бочкой дрожжей.
Достаточно положить совсем немного дрожжей – и вся
бочка вскиснет. То же и доброе: самое малое может
произвести огромное действие. Вот почему не надо
пренебрегать мелочами в добре и говорить себе:
“Большое добро не могу сделать – не буду
заботиться и ни о каком добре”.

Поистине, малое добро более необходимо, насущно в мире,
чем большое. Без большого люди живут, без малого не
проживут. Гибнет человечество не от недостатка большого
добра, а от недостатка именно малого добра. Большое добро
есть лишь крыша, возведенная на стенах – кирпичиках
– малого добра.

Итак, малое, самое легкое добро оставил на земле Творец
творить человеку, взяв на Себя все великое. И тут через
того, кто творит малое, Сам Господь творит великое.

Добро истинное всегда глубоко и чисто утешает того, кто
соединяет с ним свою душу. Это единственная
неэгоистическая радость – радость добра, радость
Царства Божия. И в этой радости будет человек спасен от
зла, будет жить у Бога вечно.

Для человека, не испытавшего действенного добра, оно
представляется иногда как напрасное мучение, никому не
нужное… Но через малое, легкое, с наибольшей
легкостью совершаемое дело человек более всего привыкает к
добру и начинает ему служить и через это более и более
входит в атмосферу добра, пускает корни своей жизни в
новую почву добра. Корни жизни человеческой легко
приспосабливаются к этой почве добра и вскоре уже не могут
без нее жить… Так спасается человек: от малого
происходит великое. “Верный в малом”
оказывается верным в великом»[21].


Список добродетелей — Добродетели на всю жизнь

Добродетели — это сущность нашего характера, а характер действительно определяет судьбу. Чем больше мы осознаем потенциальное влияние, которое практика добродетелей может оказать на нашу жизнь, тем больше наша жизнь открывается для новых возможностей и для большей радости и удовлетворения.

  • Приемка
  • Напористость
  • Подлинность
  • Красота
  • Забота
  • Чистота
  • Обязательство
  • Сострадание
  • Уверенность
  • Возмещение
  • Довольство
  • Сотрудничество
  • Мужество
  • Творчество
  • Отряд
  • Определение
  • Достоинство
  • Поощрение
  • Энтузиазм
  • Этический
  • Совершенство
  • Справедливость
  • Вера
  • Гибкость
  • Прощение
  • Дружелюбие
  • Щедрость
  • Мягкость
  • Грациозность
  • Благодарность
  • Гармоничный
  • Помощь
  • Честность
  • Честь
  • Надежда
  • Смирение
  • Идеализм
  • Целостность
  • Воображаемый
  • Радость
  • Правосудие
  • Доброта
  • Любовь
  • Лояльность
  • Модерация
  • Скромность
  • Оптимистичный
  • Порядок
  • Страстный
  • Терпение
  • Мир
  • Настойчивость
  • Готовность
  • Целеустремленность
  • Надежность
  • Уважение
  • Ответственность
  • Почтение
  • Самодисциплина
  • Сервис
  • Искренность
  • Такт
  • Умеренный климат
  • Стойкий
  • Благодарность
  • Допуск
  • Траст
  • Правдивость
  • Понимание
  • Единство
  • Визионер
  • Мудрость
  • Чудо
Приемка

Акт принятия чего-то или кого-то
Дополнения: Довольство, прощение
Трансцендентность: Отрицание, неприятие

Напористость

Склонен или характеризуется смелыми или уверенными заявлениями и поведением
Дополняет: Уверенность, Мужество
Превосходит: Неуверенность в себе, Застенчивость  

Подлинность

Верность своей личности, духу или характеру
Дополнения: Честность, порядочность
Превосходит: Низкая самооценка

Красота

Качества человека или вещи, которые доставляют удовольствие чувствам или уму
Дополнения: Радость, Мир
Превосходит: Уродство

Забота

Чувство или проявление заботы о других людях
Дополнения: Сострадание, Доброта
Превосходит: Жестокость, Бесчувственность  

Чистота

Практика содержания себя и своего окружения в чистоте
Дополнения: Порядок, чистота
Превосходит: Грязь

Обязательство

Соглашение или обещание сделать что-то в будущем
Дополнения: Верность, настойчивость
Превосходит: Отсутствие направления

Сострадание

Сочувствующее осознание страданий других вместе с желанием облегчить их
Дополняет: Забота, понимание
Превосходит: Горе, осуждение

Уверенность

Чувство или вера в то, что вы можете сделать что-то хорошо или преуспеть в чем-то
Дополняет: Настойчивость, Мужество
Превосходит: Неуверенность в себе, неуверенность

Вознаграждение

Тщательное обдумывание того, о чем вы примете решение
Дополнения: Забота, сострадание
Превосходит: Эгоизм

Довольство

Состояние счастья и удовлетворения
Дополнения: Удовлетворение, Радость
Превосходит: Неудовлетворенность, Беспокойство

Сотрудничество

Ситуация, в которой люди работают вместе, чтобы что-то сделать
Дополнения: Работа в команде, единство
Превосходит: Неповиновение

Мужество

Психическая или моральная сила, позволяющая рисковать, проявлять настойчивость и противостоять опасности, страху или трудностям
Дополняет: Смелость, Уверенность
Превосходит: Страх, Неуверенность в себе

Творчество

Способность создавать новые вещи или придумывать новые идеи
Дополнения: Радость, Целеустремленность
Превосходит: Обычный

Отряд

Отсутствие эмоций или личного интереса
Дополнения: Вера, свобода
Трансцендентность: Контроль  

Определение

Качество, которое заставляет вас продолжать попытки сделать или достичь чего-то сложного
Дополняет: Приверженность, упорство
Превосходит: Самодовольство

Достоинство

Внешний вид или поведение, предполагающее серьезность и самообладание
Дополнения: Честь, уважение
Превосходство: Эгоизм, эгоизм

Поощрение

Что-то, что делает кого-то более решительным, полным надежд или уверенным в себе
Дополняет: Поддержка, Забота
Превосходит: Неуверенность в себе, Уныние

Энтузиазм

Сильное волнение по поводу чего-либо; сильное чувство активного интереса к чему-то, что вам нравится или приносит удовольствие
Дополняет: Энергия, Мотивация
Превосходит: Скука, Безразличие

Этический

Следование принятым правилам поведения; морально правильный и хороший
Дополняет: Справедливость, Уважение
Превосходит: Безнравственность

Совершенство

Чрезвычайно высокое качество
Дополнения: Достоинство, Честь, Честность, Уважение
Превосходит: Посредственность

Справедливость

Обращение с людьми таким образом, что одни не отдают предпочтение другим
Дополнения: Равенство, справедливость
Превосходит: Недовольство, несправедливость

Вера

Сильная вера или доверие к кому-то или чему-то
Дополняет: Уверенность, Надежда, Доверие
Превосходит: Опасение, Сомнение

Гибкость

Желание измениться или попробовать разные вещи
Дополнения: Отстраненность, понимание
Трансцендентность: Упрямство

Прощение

Акт прощения кого-либо или чего-либо
Дополнения: Свобода, Мир
Превосходит: Гнев, Горечь

Дружелюбие

Действовать как друг; добрый и услужливый
Дополняет: Доброта, Такт
Превосходит: Застенчивость

Щедрость

Качество быть добрым, понимающим и не эгоистичным; качество щедрости
Дополняет: Доброта, Служение
Превосходит: Скупость, Эгоцентризм

Мягкость

Иметь или показывать добрый и спокойный характер; не резкий и не жестокий
Дополняет: Терпение, Мир
Превосходит: Агрессия

Грациозность

Очень вежливый, но с уважением
Дополняет: Достоинство, Такт
Превосходит: Неуважение, Грубость

Благодарность

Чувство признательности или благодарности
Дополняет: Надежда, Радость, Мир
Превосходит: Разочарование, Боль

Гармоничный

Наличие частей, которые связаны между собой или сочетаются приятным образом
Дополняет: Единство
Превосходит: Враждебность

Помощь

Облегчение выполнения работы, решения проблемы и т. д.; оказание помощи
Дополнение: Милосердие, Служение
Преодоление: Негативность

Честность

Качество быть честным и правдивым
Дополняет: Целостность, Правдивость
Превосходит: Лживость  

Честь

Уважение к тому, кем восхищаются
Дополнения: Достоинство, уважение
Превосходит: Стыд

Надежда

Желать, чтобы что-то произошло или быть правдой, и думать, что это может произойти или быть правдой
Дополнения: Вера, Радость, Доверие
Превосходит: Отчаяние, Разочарование

Смирение

Качество или состояние, при котором вы не думаете, что вы лучше других людей
Дополняет: Скромность
Превосходит: Высокомерие, Гордость

Идеализм

Отношение человека, считающего, что можно жить по очень высоким стандартам поведения и честности
Дополняет: Уверенность, Надежда
Трансцендирует: Цинизм, Пессимизм

Целостность

Твердое соблюдение кодекса особо моральных или художественных ценностей; качество или состояние полного или неделимого
Дополнения: Честность, Доверие
Превосходит: Коррупция, Лживость

Воображаемый

Наличие или демонстрация способности придумывать новые и интересные идеи; наличие или проявление воображения
Дополнения: Творчество
Трансцендентность: Обыденность, Рационализм

Радость

Чувство, причинение или проявление большого счастья; полон радости
Дополняет: Надежда, Мир, Любовь
Превосходит: Недовольство, Страдание

Правосудие

Процесс или результат использования законов для справедливого осуждения и наказания преступников и преступников
Дополнения: Справедливость, добросовестность
Превышение: Дискриминация

Доброта

Качество или состояние доброты; добрый поступок
Дополняет: Забота, Сострадание
Превосходит: Жестокость, Одиночество

Любовь

Чувство сильной или постоянной привязанности к человеку
Дополняет: Забота, Прощение, Единство
Превосходит: Страх

Лояльность

Качество или состояние лояльности
Дополнения: Честность, Доверие
Превосходит: Предательство

Модерация

Качество или состояние разумности и избегания поведения, речи и т. д., которые являются экстремальными или выходят за рамки нормального или приемлемого0160

Скромность

Качество не слишком гордого или уверенного в себе или своих способностях
Дополняет: Смирение
Превосходит: Самомнение

Оптимистичный

Иметь или показывать надежду на будущее; ожидание хороших событий
Дополнение: Надежда, Радость
Превосходит: Пессимизм

Порядок

Расположены или организованы логически или регулярно
Дополняет: Чистота, Чистота
Превосходит: Хаос

Страстный

Иметь, показывать или выражать сильные эмоции или убеждения
Дополнения: Энтузиазм, Целеустремленность
Превосходит: Безразличие

Терпение

Способность долго ждать, не раздражаясь и не расстраиваясь
Дополнения: Решимость, Мир
Трансцендентность: Разочарование

Мир

Состояние спокойствия или тишины
Дополняет: Любовь, Безмятежность, Единство
Превосходит: Гнев, Жестокость

Настойчивость

Непрерывное усилие сделать или достичь чего-то, несмотря на трудности, неудачи или противодействие
Дополнения: Приверженность, Решительность, Устойчивость
Превосходит: Лень

Готовность

Качество или состояние готовности
Дополнения: Превосходство, упорядоченность
Превосходит: Самодовольство

Целеустремленность

Наличие цели как объекта или цели, которую нужно достичь
Дополнения: Творчество, Преданность, Радость
Превосходит: Скука, Безразличие

Надежность

Качество или состояние надежности
Дополнения: Целостность, лояльность
Превосходит: Ненадежность

Уважение

Акт уделения особого внимания
Дополняет: Достоинство, Почтение
Превосходит: Безразличие  

Ответственность

Качество или состояние ответственности в виде моральной, юридической или умственной ответственности
Дополнения: Вежливость, Такт, Доверие
Превосходит: Эгоизм

Почтение

Честь или уважение, которые испытывают или проявляют к (кому-то или чему-то)
Дополнения: Уважение, ценность
Превосходит: Ненависть

Самодисциплина

Исправление или регуляция себя ради улучшения
Дополнения: Приверженность, Решительность
Трансцендентность: Хаос, Непокорность

Служба

Вклад в благополучие других
Дополняет: Сострадание, Щедрость, Целеустремленность
Превосходит: Отсутствие заботы, Эгоцентризм

Искренность

Качество или состояние искренности; честность ума
Дополняет: Аутентичный
Превосходит: Неискренний

Такт

Четкое понимание того, что нужно делать или говорить, чтобы поддерживать хорошие отношения с другими или избегать оскорблений
Дополнения: Грациозность, Ответственность
Превосходит: Неуклюжесть

Умеренный климат

Привычная умеренность в потворстве аппетитам или страстям
Дополнения: Умеренность
Превосходит: Чрезмерное

Стойкий

Настойчивость в поддержании, приверженности или поиске чего-то ценного или желаемого
Дополнения: Дисциплина, настойчивость
Превосходит: Нерешительность

Благодарность

Сознание полученной выгоды
Дополнения: Благодарность, Вдумчивость
Превосходит: Неблагодарность

Допуск

Способность переносить боль или лишения; сочувствие или снисходительность к убеждениям или обычаям, отличающимся от собственных или противоречащим им
Дополняет: Терпение, упорство
Превосходит: Ограниченность  

Траст

Уверенная уверенность в характере, способностях, силе или правде кого-либо или чего-либо
Дополнения: Преданность, уважение
Превосходит: Сомнение, Скептицизм

Правдивость

Говорит или склонен говорить правду
Дополняет: Честность, Вера, Доверие
Превосходит: Коррупция, Обман

Понимание

Согласие мнений или чувств; приспособление различий
Дополнения: Доброта, Терпимость
Трансцендентность: Эгоизм

Единство

Качество или состояние единства
Дополнения: Гармония, Любовь, Мир
Трансцендентность: Одиночество  

Визионер

Мысль, концепция или объект, сформированные воображением
Дополнения: Воображение, лидерство
Превосходит: Отсутствие вдохновения

Мудрость

Накопленные философские или научные знания; знания
Дополнения: Идеализм, Визионерство
Превосходит: Недостаток интеллекта

Чудо

Чувство, вызванное увиденным чем-то очень удивительным, красивым, удивительным и т. д.
Дополнения: Творчество, воображение
Превосходит: Скука

Что делает нас морально хорошими: примеры добродетелей

Резюме:

От Древней Греции и Китая до духовных учений сикхизма откройте для себя примеры добродетелей, сильные стороны характера, которые позволяют нам поступать правильно.

Добродетели — это личные качества и черты характера, которые в обществе считаются достойными восхищения.

Эта концепция восходит к 4 веку до н.э., когда она была впервые предложена древнегреческим философом  Аристотель . Девять веков спустя римский поэт Аврелий Клеменс Пруденций адаптировал эту концепцию и составил список из семи примеров добродетелей в соответствии с христианскими учениями того времени.

Несмотря на глубокие, многовековые связи с христианством, идея добродетели не является исключительной для какой-либо религии. На самом деле, многие считают добродетель вовсе не религиозной концепцией, а скорее философской.

В этой статье мы обсудим основные примеры добродетелей как из религиозных, так и из светских учений.

Какие примеры добродетели?

Десять главных человеческих добродетелей по мнению древних греков:

  • Справедливость.
  • Мудрость.
  • Стойкость.
  • Самоконтроль.
  • Позитивный настрой.
  • Любовь.
  • Благодарность.
  • Настойчивость.
  • Целостность.
  • Смирение.

Вот что они на самом деле означают:

  • Справедливость. Акт уважения прав каждого человека.
  • Мудрость. Способность принимать рациональные, взвешенные решения.
  • Стойкость. Способность поступать правильно, когда сталкиваешься с трудностями.
  • Самоконтроль. Способность управлять своим характером, страстями и побуждениями.
  • Позитивный настрой. Смесь надежды, оптимизма и энтузиазма.
  • Любовь. Готовность идти на жертвы ради блага других.
  • Благодарность. Быть благодарным за то, что у нас есть в жизни.
  • Настойчивость. Решимость усердно работать для достижения наших целей.
  • Целостность. Акт защиты наших убеждений.
  • Смирение. Способность использовать свои сильные стороны без показухи.

Что такое моральные добродетели?

Некоторые авторы проводят различие между исполнительские добродетели и моральные добродетели .

Моральные добродетели — это те, которые тесно связаны с добром , в отличие от того, что ценится без обязательного хорошего или обязательно плохого. Например, хотя некоторые школы мысли считают физическую подготовку добродетелью, она ни в коем случае не является моральной.

С другой стороны, терпение, ответственность и мужество — все это моральные ценности, потому что они предназначены для благих целей.

Разницу между двумя видами добродетелей можно выразить одним предложением: в то время как моральные добродетели касаются правильных поступков, исполнительские добродетели касаются исключительно правильных поступков.

Что такое 12 добродетелей?

В десяти томах «Никомаховой этики», своего самого известного труда, Аристотель приводит 12 добродетелей, присущих людям с сильным характером.

Каждую из добродетелей он рассматривает как золотую середину между двумя крайностями – недостатком и избытком. 12 добродетелей по Аристотелю:

  1. Courage
  2. Temperance
  3. Magnanimity
  4. Liberality
  5. Magnificence
  6. Patience
  7. Truthfulness
  8. Wittiness
  9. Friendliness
  10. Justice
  11. Скромность
  12. Честолюбие

Включение честолюбия в список добродетелей было предметом давних споров.

На самом деле, чтобы избежать путаницы, Аристотель проводит различие между нездоровыми и здоровыми амбициями. Здоровые амбиции — это умеренное стремление к успеху. Нездоровое честолюбие – это неумеренное стремление к успеху.

Каковы 5 добродетелей?

Конфуцианство часто рассматривается как как религия, так и как система философских учений.  У него есть собственный набор достоинств, восходящий к 5 или 6 веку до нашей эры. К ним относятся:

  • ren (благотворительность)
  • YI (честность)
  • Zhi (знание)
  • XIN (Целостность)
  • LI (Полупление и поклонение). Гуру Нанака, также признает пять основных добродетелей, которые приближают людей к Богу. Они Сат (правдивая жизнь), Нимрата (смирение), Сантох (довольство), Дайя (сострадание) и Пьяар (любовь к Богу).

    Добродетели не являются врожденными; они не даны нам от рождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]

Related Posts

Дет

Когда будет церковный праздник покров: Покров Пресвятой Богородицы-2022: традиции и приметы праздника

Покров день в 2022 году: чего нельзя делать 14 октября, а что что нужно | Новости ВолжскогорекламаВ пятницу, 14 октября, отмечается большой православный праздник –

Дет

Читать онлайн бесплатно детскую библию: Начало / Сотворение Мира / Детская Библия Онлайн

Читать сказку Детская Библия: Новый заветСтраница 30 из 38Детская Библия: Новый заветУченица Тавифа.Когда-то Иоппия была портовым городом Средиземного моря. Город существует и поныне, но называется

Дет

В память вечную будет праведник: Толкования Священного Писания. Толкования на Пс. 111:6

Причастны
В воскресенье:

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

В понедельник:

Творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный.

Во вторник:

В память вечную будет