Как правильно молиться дома за детей: Как правильно молиться с детьми?
Содержание
Как правильно молиться с детьми?
Оглавление
- Беседа на тему: «Как правильно молиться с детьми?»
- Важные принципы молитвы
- Ребёнок и молитва
- Как привить детям желание молиться?
- Молитва родителей
- Зачем нужно молиться?
- Как молиться вместе с ребёнком?
- Постоянство в молитве детей
- Молитва и жизнь
- Должна ли молитва быть всегда одинаковой?
- Как молиться детям разного возраста
- Что такое детское молитвенное правило?
- Как готовиться с детьми ко Святому Причастию
- Атмосфера в доме
- Благодарственные молитвы
- Личные молитвы
Беседа священника Никиты Заболотного, клирика храма свв. апостолов Петра и Павла г. Полевской Екатеринбургской епархии.
Текст беседы является расшифровкой видеобеседы и отредактирован автором.
Научить детей молиться — одна из важнейших задач православного воспитания. Поговорим об ошибках и положительном опыте с конкретными примерами. Постараемся ответить на самые важные вопросы:
- Как молиться детям разного возраста?
- Какой должна быть детская молитва?
- Что такое детское молитвенное правило?
- Дисциплина и свобода в молитве.
- Нужно ли принуждать детей к молитве?
Для начала давайте кратко подумаем, что же такое молитва. Молитва — это всегда личный разговор с Богом, от личности человека к личному Богу. Чтобы молитва была искренней, должна произойти встреча с Богом. Если встречи не произошло, то человеку очень сложно молиться, потому что непонятно, кому он молится. Когда мы встретились с Богом, лично почувствовали Его, тогда душе понятно, кому она молится. Если встречи еще не было, то молитва становится формальной и сухой.
Надо понимать, что молитва — это не теория, а практика. И только о практической молитве сегодня мы с вами будем говорить. Если мы сами не умеем молиться — хоть как-то, хоть чуть-чуть, хоть иногда, то научить детей молиться будет очень и очень сложно. Мы можем дать детям только то, что имеем сами. Научить только тому, что сами хоть как то освоили. Молитва, как и вера — подобна огню на свече. Если мы сами горим, мы можем зажечь и других. Если в нас этого горения нет, то как бы мы ни старались зажечь других, нам будет очень и очень непросто.
Здесь можно привести такой вот пример. Когда человек учится вождению автомобиля, там есть теория, а есть практика. И вот представьте себе, что некий человек всю теорию вызубрил «от» и «до», знает знаки, сдал экзамены по теории, но ни разу не сидел за рулем автомобиля. Будет ли толк от этого, когда он сядет? Ну, очень мало. Теория должна соединяться с практикой обязательно, поэтому пока мы сами не будем практиковать молитву, и действительно не научимся хотя бы как-то общаться с Богом, научить этому наших деток будет тоже очень непросто. Поэтому первое, что мы должны сделать — это учиться молиться самим.
Важные принципы молитвы
Первый принцип — это постоянство. Часто бывает так, что мы молимся тогда, когда нам что-то надо: дай, дай, дай, помоги, спаси, защити, что-то надо, что-то у нас случилось — и мы просим Бога. Когда обстоятельства прошли — всё, мы про Бога забыли. Всё, Господи, давай стой в уголке и не мешай нам жить так, как мы хотим. Такое отношение к Богу неверное, магическое. Молитва должна быть постоянной — вне зависимости от того, надо нам что-то сегодня от Бога или не надо.
Второй важнейший принцип молитвы — это усердие и искренность. Молитва должна быть искренней, настоящей, нашей. Это не должны быть просто какие-то заученные слова, повторенные много раз, в которых нет ничего для нас близкого. Это должна быть наша личная, искренняя молитва. Когда мы читаем молитвы из молитвослова, молитвы, составленные святыми, мы должны пропускать эти слова через ум и сердце. Только тогда она может подняться выше потолка комнаты.
Третий важнейший принцип — это личностность. Молитва в формате взаимоотношения: «Я — Бог», но не «я — молитвослов». Постоянно помнить, Кому мы молимся, и перед Кем предстоим. Мне запомнился один очень интересный рассказ. Человек возвращался с работы — уставший, голодный, и вот он заходит домой, закрывает двери, раздевается, разогревает еду, и по привычке встает перед иконами, начинает молиться: «Отче наш, Иже еси на небесех» — и вдруг он в глубине сердца слышит тихий-тихий голос: «Что, сынок?»… Иногда мы молимся и не ожидаем услышать ответ. Но такова тогда будет и цена нашей молитвы.
Четвертый и важный принцип — это внимательность. Мы должны постоянно бороться с рассеянностью на молитве. Потому что мы живем в мире суетном, ум наш очень-очень рассеян. И как только мы чуть-чуть ослабеваем в усилиях, ум тут же рассеивается, и наша молитва теряется. Что мы говорили, Кому мы говорили, зачем мы говорили… Очень полезно для себя после того, как мы помолились утром или вечером, спросить: а о чём мы молились, что мы просили? Если мы ничего не вспомнили — значит, такое было качество нашей молитвы, то есть не было какой-то внимательности, она была формальной и поверхностной.
Важно помнить, что постоянная молитва — это жизнь перед Богом. Помните, в Ветхом Завете святыми людьми называли тех, кто ходил перед Богом (см. Быт.6:9). И вот для нас с вами первый шаг к святости — это и будет молитва, постоянная память о Боге. Это помогает человеку правильно жить, помогает ему меньше грешить — ну, если я постоянно помню о Боге и постоянно молюсь, наверное, мне уже сложнее будет совершить какой-то грех. Поэтому, если мы сможем научить ребенка молиться — это один из главных шагов к нормальной духовной жизни, и более того — это почти единственное средство помочь ребенку преодолеть искушения молодости и остаться с Богом.
Ребёнок и молитва
Вот я много занимаюсь с детьми и с подростками и наблюдаю такую картину. Если ребёнок продолжает молиться — ему гораздо легче и проще преодолеть вот эти бурные искушения подросткового возраста и юности. Если же ребенок прекращает молитву — это первый звоночек о том, что что-то не так у ребенка во внутренней духовной жизни и в его взаимоотношениях с Богом. Поэтому если мы научим детей молиться, если для ребенка это будет важной составляющей его жизни — это поможет ему и в дальнейшем.
Мы помним, что главное, что передается детям в воспитании — это иерархия ценностей его родителей. То есть какие мы сами имеем ценностями, такие мы и передаем нашим детям. Мы не сможем передать им те ценности, которых нет у нас самих. Если у родителей ценность молитвы (как основного средства общения с Богом) где-нибудь на 30‑м месте, сделать так, чтобы у ребёнка она была где-то наверху, мы никогда не сможем — это будет чудо Божие, но не плод нашего воспитания. И только если ценность молитвы у нас в жизни будет высокой, тогда мы сможем привить эту ценность и нашим детям.
Как привить детям желание молиться?
Итак, как привить детям желание молиться. С таким вопросом очень часто подходят родители — и маленьких детей, и больших. Ответ на этот вопрос прост: никак. Мы можем показать, рассказать, научить, поделиться своим опытом, а желание должно рождаться уже из глубин сердца и от встречи с Богом. Хочется вспомнить замечательное произведение блаженного Августина под названием «Исповедь», где он очень ярко описывает свою встречу с Богом и свою молитву. И вот там как раз и показывается, как же происходит эта встреча и как же зарождается желание молиться. А привить детям это желание, насильно заставить их, или вот таким образом научить не получится — это большой кропотливый труд, когда мы передаем своё сердечное тепло, и свою любовь к Богу, и желание молиться своим детям.
Молитва родителей
Итак, с чего начать. Ребёнок должен видеть, что родители молятся и молитва делает их лучше, а не хуже. Ну, вот вам такой пример. Мама вечером встает на молитву, стоит с молитвословом, серьёзно молится. В это время там маленькая дочка к ней подбегает: «Мама, мама, там кошка на диван запрыгнула!» Какая мамина реакция? «Отойди, не видишь — я молюсь, не мешай мне молиться!» Ребёнок понимает: мама занимается очень серьёзным делом, и ей не до него. Но в тоже время он понимает, что мама от молитвы не становится добрее. Ведь можно сказать то же самое более мягко — мы ведь предстоим перед Богом, а не вычитываем для кого-то какое-то правило. Серьезно поговорить с ребенком о молитве, просто и на своем лично опыте рассказать, что такое молитва, а главное: зачем нужно молиться.
Зачем нужно молиться?
Вообще это главная проблема — зачем нужно молиться, как об этом рассказать ребенку. Ко мне подходят периодически мамочки с этим вопросом, но я не могу на него ответить для них. Потому что мой ответ всегда будет какой-то формальностью, какой-то внешней теорией. Я им всегда говорю: ну, вы подумайте и скажите то, что вы искренне думаете и считаете. Это будет самый лучший ответ. Очень важно возвращаться к этому разговору периодически — конечно, не слишком часто, чтобы не надоесть ребенку. Особенно по мере взросления ребенка. Допустим, можно поговорить о молитве каждый пост — четыре раза в год. Но не надо говорить нудно и поучительно, а лично и интересно. Нужно приводить примеры из собственной жизни — у каждого из нас примеров очень много. Вот что-то у нас случилось, заболело — мы помолились, и — раз! Господь нас исцеляет. Что-то у нас не получается, ситуация закручивается так сложно, что мы не знаем, как из нее выпутаться, и мы уже все перепробовали и обратились к Господу: «Господи, помоги!» — и ситуация таким образом разрешается, что получается еще лучше, чем было до этого, и лучше, чем мы могли представить. Вот о таких примерах из собственной жизни обязательно нужно говорить и возвращаться постоянно к этому вопросу. Возвращаться по мере того, как ребенок растет, взрослеет, как меняются обстоятельства его жизни.
Как молиться вместе с ребёнком?
Начать молиться вместе с ребёнком. Пусть это будет общесемейное дело, где перед Богом собираются все вместе — и большие, и маленькие. Если семья живет вместе с бабушкой, можно с бабушкой вместе встать, помолиться. Это не должно быть длинным молитвенным правилом — вычитыванием канонов, акафистов, правил утренних и вечерних. Это должна быть особая малая семейная молитва, с особым правилом, соизмеряясь с возрастом детей.
Очень важно объяснить смысл основных молитв — то есть о чём мы молимся. Здесь могут возникнуть проблемы, трудности у самих родителей, потому что иногда спрашиваешь: а что в этой молитве, о чём мы молимся. И получается, что человек не понимает — там, какой-нибудь грех в котором, он кается каждый день на вечернем правиле: «мшелоимство», или еще что-то, иногда не понимая. Ну, положено читать — я и читаю. А кто будет разбираться, кто будет узнавать и понимать, что это такое? И поэтому нам нужно сначала разобраться самим, а потом рассказать об этом детям. Если трудно, можно посмотреть русский перевод молитв — их довольно много, или подойти к священнику на приходе и попросить рассказать: «Батюшка, а вот в этой молитве о чём идёт речь, а что здесь главное, а что вот это значит?» Священник расскажет вам, а вы уже поделитесь своим опытом с ребенком.
Постоянство в молитве детей
Конечно, дети сначала будут о молитве забывать. Важно напоминать ребенку о молитве спокойно, ласково, терпеливо, где-то примером: пойдём, помолимся вместе; где-то шуткой: ну, про тебя Господь уже, наверное, совсем забыл, так давно ты к Нему не обращался. Если ребенок забыл помолиться, не стоит делать из этого трагедию, не нужно его ругать, и тем более, наказывать. Невольник — не богомольник. Нужно, чтобы это было добровольно. Ну, забыл и забыл — где-то можно пошутить, где-то можно так тихонечко сказать: ну, я так расстроился, я помолился, и думал — ты тоже об этом помолишься. Но только так. Говорить, что ребёнок плохой, если он не молится, ни в коем случае не нужно.
Молитва и жизнь
Важно соединять жизнь с молитвой. То есть если есть какая-то проблема, то нужно о ней помолиться: а давай мы с тобой об этом помолимся! Что-то радостное случилось — поблагодарить Бога: вот шёл дождик, а мы с тобой не промокли, потому что успели куда-то заскочить. Слава Тебе, Господи, благодарим Тебя! То есть чтобы молитва пронизывала всю нашу жизнь. Когда молитва становится просто формальностью — утром и вечером, утром помолились, вечером помолились — получается, что с Богом мы 7 минут утром, 10 минут вечером, а всё остальное время мы живём вне Бога, без Бога. Это плохо и неправильно. Поэтому нужно стараться, чтобы молитва пронизывала всю нашу жизнь.
Жить вместе с молитвой, дать понять ребенку, что молитва — это не слова в книжке, а часть реальной жизни. Если ребёнок не будет понимать, что молитва — это часть реальной жизни, он так на всю жизнь и запомнит, что молитва — это 10 минут утром и 10 минут вечером, когда папа — мама стоят и бубнят что-то себе под нос непонятное, скучное и неинтересное.
Приведу такой интересный пример. Я много лет занимаюсь с подростками, и с ребятами раз в год мы ездим на сплав. Сплавы большие — от 8 до 12 дней — вот по реке мы и путешествуем. Один раз с нами поплыл мальчик, который окончил воскресную школу, он был из большой верующей семьи, но ему уже исполнилось 17 лет и присутствовал определённый цинизм — он уже почти не молился, редко-редко исповедовался и причащался, и вот уже готовился к такой юной самостоятельной жизни. Так получилось, что весь день пока мы плыл, шел дождь, мы не могли пристать к берегу, чтобы укрыться от дождя, потому что на следующий день нас ждал автобус, и нам надо было успеть к определенному месту, приплыть в определенное время. Поэтому дождь — не дождь, но мы плыли. Уже день клонится к вечеру, солнце близится к закату, и нам нужно искать место для стоянки. Все промокли, голодные, потому что не ели — ну, наверное, часов 6; и первая байдарка, за ней идут катамараны, и ищут место для стоянки. Один поворот, другой поворот, третий поворот — нет мест. Либо слишком высокий берег, либо слишком маленькая полянка — а нас путешествует обычно много, 50–55 человек, — либо поляна занята уже кем-то, и вот так проходит два часа. Уже совсем-совсем темнеет, и нам негде встать. Кто-то в унынии, кто-то уже отказывается грести, у кого-то истерика. И вот этот молодой человек, который уже отходил от Бога — он повернулся ко мне, сказал: «Отец Никита, давайте помолимся, чтобы Господь как-то нас услышал и послал нам поляну!» То есть вот в жизни, даже вот в таких крайних обстоятельствах, но человек вспоминает о Боге. Это важно. Значит, его этому научили родители, и научила семья.
Должна ли молитва быть всегда одинаковой?
Можно разнообразить молитву. В храме каждый день читаются молитвы разные. Дома можно тоже в большие праздники петь или читать тропарь праздника. Между прочим, это будет очень полезно, потому что перед этим можно этот тропарь разобрать. В тропаре всегда заключён основной смысл праздника. Какие-то молитвы можно добавлять в посты, при определенных обстоятельствах — кто-то болеет, кто-то путешествует, у кого-то завтра экзамен, у кого-то непростое совещание, и мы добавили молитву и помолились о нем. Можно помолиться лично своими словами: помоги, Господи, нашей Машеньке завтра выступить на мероприятии, — а можно прочитать специальную молитву из молитвослова.
Хотелось бы поделиться с вами своим опытом. Мы с детками в Великий пост читаем особую молитву — вот такое переложение молитвы святого Ефрема Сирина с тремя земными поклонами. Детям очень нравится эта молитва и земные поклоны. Молитва следующая: «Господи и Владыко жизни нашей! Дух лености, злости, непослушания и обидчивости не дай нам. Дух же послушания, трудолюбия, терпения и любви пошли нам. Даруй нам видеть наши грехи и не осуждать наших ближних. Аминь.» Как видите, в молитве переложен основной смысл молитвы Ефрема Сирина богослужебной, но для того, чтобы он был более близок и понятен нашим деткам.
Как молиться детям разного возраста
У всех есть своя мера. С 0 до 3 лет ребёночка мама может держать на руках — или подержать за ручку, когда ребенок уже сам ходит, и просто вместе с ним петь молитвы. Ребёнок на руках — мама поет молитвы «Царю Небесный», «Достойно есть», «Отче наш». Ребёнок замечательно засыпает под молитвы. Можно читать правило тихонечко какое-то вслух — утреннее, вечернее — с ребёнком на руках, или еще как-то. Это тоже научает ребенка молитве.
С 3 до 5 лет можно дать ребенку в руки детский молитвослов, для ребенка это очень важно. Обычно там картинки, иконочки нарисованы. Рассказывать ему: вот здесь такая-то молитва, здесь мы об этом молимся. Он будет с удовольствием стоять рядом с нами и держать этот детский молитвослов, даже иногда и вверх ногами. Выучить с ребёнком какую-то очень краткую молитву — это может быть хотя бы «Господи, помилуй», или «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» — но чтобы ребёнок обязательно сам эту молитву произносил. В этом возрасте ребёнку очень важно соучастие в делах старших. С этого времени нужно начать петь вместе с ребёнком. То есть мы берем молитву: «Царю Небесный», допустим, «Отче наш» — и поем вместе с ребенком, мы запеваем — он подхватывает.
В 5–7 лет ребенок уже может петь вместе со взрослым. А дальше поминаем родных. Только это поминание самое простое: спаси, Господи, и помилуй маму, папу, бабу Зою, деда Серёжу, воспитательницу там, нянечку, еще кого-то — то есть самых-самых ближних. Ну, и можно добавлять какие-то личные молитвы, понятные ребёнку. Заболела бабушка, мы молимся: исцели, Господи, бабу Таню, чтобы она не болела!
С 7 до 10 лет — здесь уже можно читать предначинательные молитвы, и ребёнок их может читать сам. Встали родители, говорят: «Молитвами святых отец наших», спели «Царю Небесный», ребенок прочитал «Святый Боже», прочитал дальше молитвы, потом спели «Отче наш». Вот ребёнок таким образом участвует. Можно выбрать одну или две молитвы — Ангелу Хранителю, Богородице, которые тоже ребёнок будет читать сам. Остальные молитвы лучше петь — начинать и заканчивать тоже лучше песнопением. Начинаем это «Царю Небесный», и заканчиваем молитвой «Достойно есть». Поминать учителей, родных, друзей ребенка и добавлять личные молитвы о насущных проблемах. Это обязательно. Если мы не научим ребенка молиться о насущных проблемах, он не будет это делать. Если научим — значит, будет молиться о своих проблемах.
С 10 до 14 лет постепенно мы увеличиваем уже молитвенное правило, но здесь важно посоветоваться с духовником ребенка, у кого тот исповедуется — какое бы молитвенное правило ребенок мог понести. Дети разные. Бывает, ребёнок на месте не может усидеть двух минут — неусидчивый, а бывает напротив: ребенку нравится делать всё, как взрослые, и он может понести уже большее молитвенное правило. Но в это время важно давать ребенку иногда помолиться самостоятельно. Лучше, чтобы ребенок и при совместной молитве прочитал большинство молитв сам, но не все. То есть мы делим молитвы: это ты читаешь, это я читаю, это другой ребёнок читает. Пение в молитвах лучше оставить.
С 14 до 18 лет — это самый сложный возраст. Здесь нужно смотреть по обстоятельствам и по ситуации. Постепенно увеличить правило, но до какой меры — опять же лучше посоветоваться с духовником, потому что у каждого мера здесь своя. Сразу на ребёнка накладывать полное молитвенное правило будет не совсем разумно. Пусть ребёнок вместе с духовником сам выберет молитвенное правило, а мы его в этом поддержим. Важно не терять совместной молитвы. То есть, конечно, в 14 лет уже сложно ребёнку всегда молиться вместе с родителями. Но допустим, в воскресенье или в праздники стараться молиться вместе, а в остальное время пусть ребёнок молится уже самостоятельно. Лишать ребенка самостоятельной молитвы тоже не стоит.
Что такое детское молитвенное правило?
Оно должно возрастать постепенно. Молитвы должны быть краткими, объяснёнными ребёнку обязательно, и должно быть пение молитв — об этом мы уже говорили. Есть детские молитвословы, но лет уже с 12 лучше брать молитвослов обычный, чтобы ребенок понимал, что он уже участвует в серьезной молитве по той же книге, по которой молятся и взрослые.
Бывают разные детские молитвенные правила. Вот у нас в детском лагере палаточном, который уже 12 лет мы проводим — там есть сокращенное утреннее и вечернее молитвенное правило. Утреннее правило — это где-то 8–10 минут; вечернее правило где-то 10–12. В принципе детей это не напрягает, мы также поем часть молитв, какие-то молитвы дети сами читают, но выбираем самые краткие и понятные молитвы.
Как готовиться с детьми ко Святому Причастию
Очень важно, чтобы с раннего детства была подготовка к Святому Причастию. Не нужно делать так, что вот ребенок раз маленький, на исповедь не ходит, то вот всё: утром мы встали, сегодня идём на Причастие! Ребёнок не готовился, у него нет ни внутреннего какого-то настроя, родители его потащили к Чаше, запихнули, увели — и ничего не произошло. Должен быть настрой внутренний — в первую очередь этому мы должны способствовать мы, родители, и воспитатели наших детей. Мы должны выработать в детях благоговейное отношение к Таинству Святого Причастия. Иначе оно и дальше будет таким. С дошкольником можно прочесть две коротенькие молитвы, которые читает священник с Чашей, выходя уже перед Святым Причастием. Вот эти молитвы можно прочитать с вечера. То есть мы вечером помолились, и потом ещё сказали: вот завтра ты будешь причащаться, давай вот эти молитвы прочитаем. Конечно, читает молитвы взрослый, но ребёнок стоит вместе с ним, крестится. Молитвы короткие и понятные, поэтому ребёнок не устанет. Со школьниками лучше уже вместе прочесть канон перед Святым Причастием. Каким образом его можно читать? — Особенно это с младшими школьниками, со средними подростками. Читаете канон либо вы, либо читаете канон по очереди — по песне, но обязательно припевы синхронно проговариваются. То есть прочитали тропарь и вместе читаете «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей» — синхронно вместе читаете. Таким образом ребенок как бы соучаствует в вашей молитве. Хорошо накануне перед Святым Причастием прочитать Евангелие, поговорить о духовной жизни, поговорить о молитве — и вообще, чтобы этот вечер он был немножко отделенным от других, чуть-чуть чем-то отличался. Тогда у ребенка вырабатывается и благоговейное отношение к молитве.
Очень важно научить ребенка, что можно говорить с Богом о своих проблемах. Когда тебе трудно, больно: помолись, поговори с Богом о них. Но этому нужно ребенка научить. Кто-то приходит сам, конечно, к этому, но если мы этому не научим, есть вероятность того, что ребёнок сам к этому тоже не придёт.
Атмосфера в доме
Ещё замечательно создать дома атмосферу. Зажечь свечу или лампаду, покадить ладаном, достать из укромного места какой-то молитвослов. Сейчас есть такие издания с золотыми страницами, с такими толстыми мелованными красивыми страницами и иллюстрациями. И вот папа достает этот молитвослов, и люди молятся перед иконами, с зажженной лампадой. На ребенка это создает определенное благотворное впечатление, и самое главное, настраивает на молитву — как нас, так и детей.
Всегда нужно подчеркивать важность молитвы. Какие бы у нас ни были дела, с кем бы мы ни разговаривали по телефону, какой бы важный матч ни шел по телевизору — мы всё откладываем и идем молиться. Таким образом мы покажем ребенку ценность молитвы — для нас молитва очень важна, и мы готовы отложить всё ради того, чтобы помолиться. Это будет пример ценностного отношения к молитве.
Благодарственные молитвы
Очень важно благодарить Бога за конкретные вещи. Написал ребенок контрольную, хорошо что-то у него получилось, что-то в жизни случилось такое радостное — поблагодарите Бога за это. Сначала сами, потом вместе с ребенком — и таким образом вы ребенка научите благодарить Бога за обстоятельства своей жизни. Обязательно молиться за больных, за какие-то обстоятельства, за друзей, потому что это научает ребенка, что вот тот мир, в котором он живет — его можно освятить молитвой. Подрался он с Ванькой — помолись за Ваньку. Обидел его кто-то — помолитесь за этого человека. Этим вы научите ребенка евангельским истинам.
Личные молитвы
Ну, и конечно, очень важно — должна быть молитва личная. Если мы в молитве замыкаемся только на молитвослове, то такая молитва постепенно уйдёт просто в формальность. Вычитал правило — положил, ушел. Кому ты молился, зачем ты молился — нет понимания вот этого самого главного внутреннего, душевного соприкосновения с Богом. И вот научить ребенка личной молитве — это одна из важнейших вещей научения молитве вообще. Ребёнок, может быть, не будет когда-то в какое-то время читать правило молитвенное, не вспомнит какую-то молитву, но лично обратиться к Богу он всегда сможет. Это поможет ему и где-то быть рядом с Богом, и действительно, не впасть в какие-то страсти, соблазны или искушения.
О детской молитве — Православное образование
Своими мыслями о том, как учить молиться самых маленьких, делится священник Игорь Степанченко, настоятель Борисо-Глебского храма города Часов-Яр на Донбассе − отец четырёх детей, педагог по образованию, пять лет проработавший в общеобразовательной школе.
Обучение молитве начинается в утробе матери
Отец Игорь, с какого возраста нужно начинать учить детей молитве? И с чего, собственно, начинать?
− Зачатие ребёнка − это уже рождение новой жизни в утробе материнской. Новая жизнь начинается только по благословению и воле Божией. А значит, если православная мама молится дома, ходит в храм Божий, старается по мере возможности своего положения поститься во славу Божию − тогда этот маленький ребёночек уже начинает учиться молитве, посту. Когда мама готовится ко причастию, исповедуется, в какой-то мере малыш тоже участвует во всём этом. Он присутствует с ней на богослужении: слышит песнопения, удары колокола, евангельское слово. В какой-то степени он тренируется и в молитве.
После рождения он становится субъектом, самостоятельной частью Церкви, и когда мама молится рядом с ним, молится во время его кормления, ребёнок тоже всё воспринимает и учится молитве с молоком матери в прямом смысле этого слова. И потому, когда мама настраивается на молитву, ребёнок тоже участвует в ней, общаясь с Господом. Ведь в молитве мы собеседуем с Богом. Он не где-то в сторонке − Он в нас, так как Сам говорит: «Ваше тело есть храм Божий, в котором содержится благодать Духа Святаго».
После рождения и крещения ребёнка православные родители, крёстные приносят его ко причастию Тела и Крови Христовых, и всё это − комплекс учёбы, духовного возрастания в молитве и в посте. Ведь пост распространяется и на младенцев, когда по мере возрастания они на всё большее время остаются без еды перед причастием. Сначала это час − чтобы грудничок не срыгивал, а после время увеличивается. С возрастанием ребёнка усугубляется аскетичность его поста, и к семи годам маленький человек уже готов причащаться натощак − ему это не сложно.
От азов к более сложному
Когда ребёнок подрос, какой молитве его учить − каноническим текстам или, как говорится, «от себя», то есть своими словами?
− Если всё происходит так, как мы говорили, и ребёнок становится соучастником духовной жизни мамы, то каноническую молитву он слышит постоянно. Пусть краткую − Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся!» или правило Серафима Саровского. Даже если ребёнок будет слышать молитвы в кратком объёме, он запомнит их.
Если учить молитве от сердца, «от себя», то в любом случае мы придём к такому времени, когда ребёнка придётся научить и канонической молитве. На мой взгляд, учить нужно канонической молитве, а потом уже, когда он освоит азы, можно учить тому, как произнести немногословную молитву от сердца. Лучше идти от фундамента — канонической молитвы.
На крепком фундаменте
Некоторые родители могут возразить: ведь дети могут не понимать слов канонической молитвы, и тогда будут молиться автоматически.
− В этом случае можно прибегнуть к комплексному изучению. Пусть в жизни малыша присутствуют краткие молитвы. «Господи, помилуй моих близких и родных!» − помолится малыш и перечислит маму, папу, брата, сестру. Но наряду с молитвой от сердца должна присутствовать и молитва каноническая, которая будет цементировать наши духовные начинания, чтобы они были более крепкими, более глубокими − это каноничность даёт сама по себе.
Молитве нужно учиться всюду
Если родители не молились с момента зачатия чада − например, позже воцерковились, − как и где ребёнку лучше учиться молитве? В храме? Или дома? Или, может быть, лучше это отдать профессионалам — учителям воскресной школы?
− И дома, и в церкви, и в воскресной школе! Это тот комплекс, который будет давать полноту познания православной веры и молитвы. Нельзя обойтись только какой-то одной молитвой — домашней или церковной. Все эти моменты дополняют один другой и не являются взаимоисключающими. Молясь дома с родителями (утром, вечером, перед едой и после, перед началом и после окончания дела), прибегая к соборной молитве в церкви, молясь в школе воскресной, ребёнок учится всю свою жизнь наполнять молитвой. Всё это даст свои навыки, свои плоды.
Как молиться в школе?
Отец Игорь, что Вы как опытный родитель посоветуете родителям православных школьников − как ориентировать детей в светской школе? Допустим, ребёнок привык молиться перед едой и после, но в общественной столовой он смущается делать это.
− Нужно учитывать общество, в котором учится ребёнок: как класс относится к таким вещам, учителя. Если есть возможность, если классный руководитель воцерковлён, а в классе есть контингент детей, которые ходят в храм, − почему нет?
А если единомышленников нет, молитва должна быть совершена однозначно, но сделать это нужно про себя.
Важное правило маленького человека
С какой интенсивностью нужно увеличивать детское молитвенное правило?
− Вообще, детское правило самое простое. На мой взгляд, его не надо увеличивать, главное − чтобы оно было систематичным и регулярным.
А что должно его составлять? Какие молитвы?
− Как правило, это должны быть краткие молитвы. Сейчас доступен большой объём детской духовной литературы, в частности, детские молитвословы, на которые можно ориентироваться. Также есть детские Библии, Евангелия, послания апостолов, жития святых, адаптированные для разного возраста − всё это можно изучать с детками. Главное, чтобы это было систематично и регулярно, что обеспечит духовную дисциплину, без которой движение вперёд любого человека − маленького или взрослого − невозможно.
Нужно смотреть и на ребёнка − сколько он способен выстоять на молитве. Один может постоять, другому нужно сидеть, один выдержит пять минут − и его внимание рассеивается, другой в том же возрасте выдержит десять-пятнадцать минут молитвы. Важно учитывать особенности психики, характера ребёнка. Ни в коем случае не должно быть крайностей.
Нельзя переусердствовать, но и слишком лояльное отношение тоже неполезно. Нужно найти такую середину, при которой ребёнку будет не тяжело и интересно. Важно, чтобы ребёнок потрудился, ведь в духовном делании понуждать себя необходимо. К этому мы должны стараться приучать своих детей, это нужно им разъяснять. Очень важно рассказать, зачем и кому нужна молитва, что для нашего блага, спасения важно молиться Богу − Тому, Кто нас создал (в этом случае можно обратиться к детской Библии или Закону Божию).
Не принуждением, а наставлением
То есть если ребёнку не интересно, не хочется молиться − нужно не настаивать, но стараться привести его к пониманию необходимости молитвы?
— Да, нужно создать ему такие условия, когда он хоть пять минут будет участвовать в молитве. Беседы, рассказы, чтение детской духовной литературы, которая сейчас не только доступна, но и очень грамотно составлена и красочно оформлена — всё это средства. Просто посмотреть картинки — это уже возможность привлечь внимание. А заинтересовав картинкой, можно уже рассказать что-то необходимое для ребёнка. Например, сейчас появилось много книжек с детскими стихами, которые учат основам православия, и родители могут не «читать лекции», а прочитать рифмованные строчки, что детям нравится гораздо больше.
Так что в этом отношении, как и в любой области педагогики, должен быть элемент игры, творческий подход. Например, не хочет ребёнок читать «Отче наш». Мы почитаем с ним православную книжку, посмотрим в ней картинки, поговорим об этой молитве − разве не лучше поступить так, чем через слёзы и конфликты поставить малыша на молитву? В этом вопросе важно не переусердствовать, не перегнуть палку, не сломать, ведь потом так сложно будет выровнять все эти перекосы!
Вообще, было бы замечательно, если бы родители относились творчески ко всем сферам детской жизни: выполнению уроков, навыкам труда. Беседа, разъяснение, игра всегда лучше принуждения.
В поисках золотой середины
Есть родители, которые очень любят длительное молитвенное правило и активно привлекают к этому детей. Как вы считаете, где грань разумного в этом вопросе?
− Как уже было сказано, задача родителей − найти золотую середину, которая будет оптимальной и наиболее радостной для ребёнка. Мы, взрослые, молимся в соответствии со своими духовными возможностями. А они дети, они только становятся на этот путь, наша задача − укрепить их, но не сломать. Не нужно возлагать наши труды на детские плечи — это будет перебор, крайность, ничего общего с золотой серединой не имеющая. По мере возрастания можно пытаться привлекать их к своему молитвенному правилу. Но опять же: нужно смотреть на способности. Нельзя дать двоечнику задание отличника, как и наоборот. К этим вопросам нужно подходить очень мудро, ни в коем случае не уравнивая детей между собой.
Возможно, будет удобно какие-то правила вычитывать только ребёнку, а за какие-то браться вместе.
Молитва и научение
Чему нужно учить ребёнка, кроме молитвы? Я имею в виду духовную почву, базу, которая должна быть у маленького христианина.
− Закон Божий для детей. Без знания Закона Божия невозможно духовно развивать ребёнка. Необходимо изучать историю православия, нашей Церкви. Важно читать Библию для детей, Евангелие для детей. Думаю, это чтение будет полезно и родителям.
Беседовала Екатерина Щербакова
prichod.ru
Как молиться: 11 креативных идей для обучения детей
Очень важно, чтобы мы побуждали детей молиться. Они могут быть довольно громкими, да. И может показаться, что они никогда не дают вам достаточно тишины, чтобы преподать урок или найти минутку, чтобы помолчать.
И все же, когда мы просим их помолиться, иногда они не находят слов.
Это может показаться неловким! Предоставление им инструментов и языка для молитвы может помочь им чувствовать себя менее страшно.
Как мы можем помочь нашим детям обрести уверенность в приближении к Богу и заверить их, что они услышаны в этом разговоре с Богом?
Изображение предоставлено: MoMo Productions/
DigitalVision/Getty Images
Каждый день я разговариваю с каждым из моих детей. Оно всегда начинается с вопроса: «Что ты делал сегодня в школе?» Я задаю своим детям эти вопросы, потому что искренне хочу знать, что хорошо, что плохо, а что безобразно.
У меня близкие отношения с детьми, поэтому они чувствуют себя в полной безопасности, рассказывая мне о том, что у меня получилось, а что не очень. Мы обсуждаем все эти вещи в наших ежедневных разговорах.
Учим детей уверенно молиться
Хотя почти каждый ребенок чувствует себя комфортно в подобном разговоре, он может чувствовать, что у него не хватает слов, чтобы поговорить с Богом. Они могут чувствовать, что у них недостаточно близкие отношения с Богом, чтобы иметь возможность разговаривать с Ним.
У них может быть нездоровый страх перед Богом или просто боязнь, что они могут сказать что-то не то.
Дети могут не понять, что молитва — это просто разговор с Богом, такой же ежедневный разговор с родителями. Бог хочет быть рядом с ними и иметь с ними близкие и безопасные, основанные на доверии отношения!
Вот почему так важно учить детей тому, как они учатся.
Мы и слушаем, и говорим, когда разговариваем, люди. Также важно уделять время тому, чтобы слушать Бога и говорить с Богом.
Разговор с Богом напоминает нам, что Он все контролирует, Он любит нас и хочет быть рядом с нами. Это все часть наших отношений с Ним.
Большинство детей, которые борются с молитвой, задаются вопросом, услышаны ли они и есть ли у них что сказать.
В 1 Иоанна 5:14 говорится: «Вот наша уверенность, когда мы обращаемся к Богу: если чего попросим по воле Его, Он слышит нас».
Как мы можем помочь нашим детям обрести уверенность в приближении к Богу? Как мы можем заверить их, что они услышаны в этом разговоре с Богом?
Вот 11 идей, как научить детей молиться с уверенностью! (И вот 5 вещей, которых следует избегать!)
Изображение предоставлено: PhotoAlto/Anne-Sophie Bost/Getty Images с Богом
Нам нравится использовать аббревиатуру C. H.A.T. чтобы помочь нашим детям младшего возраста узнать больше о молитве. Это напоминает им, что это не страшно — это общение с Богом!
C Обозначает Исповедь
Исповедь — это когда мы рассказываем Богу о том, как мы согрешили — о том, как мы отвернулись от следования за Ним.
Исповедуясь перед Богом, мы показываем Ему, что доверяем Ему все. Знание того, что Он по-прежнему будет любить нас, независимо от того, в чем мы исповедуемся, в свою очередь, приблизит нас к Нему.
Сначала исповедуясь в наших молитвах, мы переживаем более тесные отношения с Богом и знаем, что можем доверить Ему свои просьбы.
H означает Честь
Бог любит наше поклонение. Когда мы чтим Его своими молитвами, особенно после исповеди, это приятно Ему. Мы заявляем, что все, что мы знаем о Нем, является правдой!
Утверждения чести обычно начинаются со слов «Боже, ты ______». И мы рассказываем Ему истины, которые знаем о Нем из Библии!
A означает «Просить»
Бог говорит, что мы можем просить о чем угодно во имя Его, и просьба — это обычно первое, о чем мы думаем, когда дело доходит до молитвы.
Просить — это когда мы излагаем наши просьбы перед нашим Богом. Это происходит после того, как мы укрепили доверие к исповеди и с честью вспомнили о Его качествах.
Часто дети слишком быстро начинают спрашивать, что может отвлечь от благоговейной позы, в которой мы должны находиться во время молитвы.
T означает «Спасибо».
Говорить «спасибо» Богу совершенно естественно для детей. Поощрение их заканчивать свои молитвы выражением благодарности должно быть простым способом ободрить их во время молитвы!
Помогите детям подумать о том, за что они могут быть благодарны. Это может быть что угодно: от ответов на заданные молитвы, до вещей, которые они видят в природе, от своей семьи и даже до мелочей, которыми они наслаждаются!
Разбивая молитву на части, мы помогаем детям замедлиться. Тогда они смогут подумать, с кем разговаривают и почему важно молиться.
Молитва — это способ построить отношения с Богом. Поощрение детей в этом поможет сделать их увлеченными своей верой.
4 фразы для дошкольников
Дошкольники могут не полностью понимать C.H.A.T. аналогия. Поэтому, чтобы упростить им задачу, вы можете использовать такие фразы, чтобы помочь им вспомнить, как молиться:
- «Извини»
- «Я люблю тебя»
- «Пожалуйста»
- «Спасибо»
Положите четыре листа бумаги в классе или дома с одной из этих фраз, перечисленных на каждом .
В зависимости от возраста и способностей детей, с которыми вы работаете, предложите им нарисовать или написать свои молитвы на каждом листе бумаги.
Для очень маленьких детей рассмотрите возможность использования наклейки для каждой бумаги. Они могут просто приклеивать по одной на страницу каждый день, когда молятся молитвой, соответствующей одной из этих фраз.
Изображение предоставлено: Robert Lang Photography/Moment/Getty Images
Молитва из Писания
Найдите молитву, которой молились в Писании, и распечатайте ее крупным шрифтом. Положите его на журнальный столик или повесьте в специальном месте дома или в классе. Рядом положите фломастеры, мелки или маркеры.
Когда дети будут размышлять над опубликованным Священным Писанием, предложите им использовать маркеры, чтобы изменить местоимения, чтобы сделать их личными, или обвести слова или фразы, которые им запомнились.
Примером является Филиппийцам 1:9-11, « И вот моя молитва: чтобы любовь ваша все более и более возрастала в познании и глубине проницательности, чтобы вы могли различать лучшее и быть чисты и непорочны в день Христов, исполнены плодов праведности через Иисуса Христа, в славу и похвалу Божию».
Ваша семья может изменить «вы» на вашу фамилию. Или вы можете вставить имена детей в вашем классе.
Вы можете написать определения некоторых слов вокруг слов или выделить такие фразы, как «ваша любовь будет изобиловать все больше и больше».
Молитва снаружи/Молитва внутри
Используйте мелки для ванны или маркеры, чтобы написать на окнах, куда мы смотрим наружу!
Вы также можете предложить детям использовать мелки для ванны, чтобы написать молитвы за людей в вашем доме на стенах ванны и душа. Это место, где мы часто проводим некоторое непрерывное время, чтобы молиться.
Поощряйте детей использовать мелки для ванны, чтобы писать молитвы за людей и вещи за пределами их дома на окнах в их домах. Затем, когда они смотрят наружу, им напоминают о том, о чем молиться.
В классе вы можете использовать маркеры на доске, чтобы написать молитвенные просьбы в церкви. И вы можете использовать маркеры на окнах, чтобы написать имена людей, о которых ваши дети молятся, чтобы они пришли в церковь!
Google Map Prayers
Найдите вид со спутника на вашу церковь, школы ваших детей или дома ваших детей.
Распечатайте их или раздайте своим электронным устройствам. Пока его передают по кругу, каждый ребенок может помолиться за то, что он видит на картинке. Они могут молиться за свой дом, своих соседей, свою школу, церковь или даже другие места скопления людей.
Молитва с головы до пят
Чтобы дать детям осязаемый способ поговорить с Богом, соотнесите темы молитвы с различными частями их тела. Пусть они укажут на свои:
- Пальцы ног: Молитесь, чтобы они всегда ходили путями Божьими и следовали за Ним. Признайтесь, что они могли отклониться от Божьего пути.
- Колени: исповедуйтесь, когда они не преклоняли колени в молитве к Богу, но пытались делать что-то самостоятельно. Почтите Бога словами, которые они могли бы использовать для Царя, когда вы преклонили колени перед Ним.
- Животик: Слава Богу за все, что Он дает нам, включая нашу еду!
- Руки: Молитесь о способах служения людям, прося Бога дать им возможность служить ближним и друзьям.
- Уши: Молитесь, чтобы они слышали Божий голос выше всех остальных и чтобы они прислушивались к нуждам окружающих их людей.
- Рот: Молитесь, чтобы они мужественно говорили Слово Божье тем, кому нужно его услышать.
- Глаза: Молитесь, чтобы они искали Бога, и чтобы Бог дал им глаза, чтобы видеть других людей, которым может понадобиться знать, что они известны и любимы Богом.
- Голова: Молитесь, чтобы они имели «ум Христов» (1 Коринфянам 2:16) и всегда думали о других, мыслили чистыми мыслями и не беспокоились и не боялись. Дети также могут признаться в том, что у них, возможно, не было разума Христа.
Молитвенные паутины
Включите тихую музыку и дайте каждому ребенку лист бумаги и цветные карандаши или мелки. В центре листа попросите их написать утверждение, начинающееся со слов «Бог есть…»
Пока играет музыка, дети могут тихо молиться и писать (или рисовать) о том, кто такой Бог, и о просьбах, которые у них есть. сердца.
Они могут рисовать или писать о людях, за которых они могут молиться, или о вещах, за которые они могут благодарить Бога.
Они могут связать каждый новый запрос со своим утверждением «Бог есть» в центре, используя цвета и различные формы линий, которые превращаются в молитвенную паутину, чтобы напомнить им, кто такой Бог.
Молитвенные стикеры
Разложите стикеры на столе. Напишите на трех участках стены или белой доски заголовки «О чем молиться», «О чем молились» и «Ответы на молитвы».
Попросите детей из вашего класса или членов вашей семьи написать просьбы на заметках, по одной просьбе на стикере.
Наклейте заметки под заголовком «О чем молиться». Поскольку разные люди молятся о каждой нужде, они могут перемещать заметки в раздел «О которых молятся».
Когда человек, запросивший молитву, увидит ответ, он сможет переместить заметку в заголовок «Отвеченные молитвы»!
Имена Бога Молитвы
Найдите список имен Бога, которые используются в Писании. Посмотрите, сможете ли вы найти хотя бы одно имя на букву алфавита, хотя вам, возможно, придется проявить изобретательность с «x».
Попросите детей сесть в круг и по очереди молиться по одной строчке, используя одно из имен Бога в списке.
Например, вы можете молиться: «Свет мира, я молюсь о том, чтобы люди обращались к вам за надеждой, когда становится темно».
Молитвенные письма «Это несправедливо»
Дети могут думать о многих вещах, которые кажутся несправедливыми. Один из способов научить их молиться плачущими молитвами — это попросить их написать молитвенные письма Богу.
Обсудите некоторые вещи, которые кажутся им несправедливыми — либо личный опыт, либо проблемы, о которых они знают в мире. Предложите детям излить свои молитвы «это несправедливо» Богу в письме, прося Его исправить это.
Объясните: молитвы плача показывают, что мы понимаем, что вещи не такие, какими их задумал Бог. В результате вашего объяснения дети получают напоминание о том, что это нормально, когда мы говорим Богу, что мы верим, что Он любит нас, даже если мы не понимаем, что Он делает.
Строительные молитвы
С помощью кубиков Lego или деревянных блоков напишите одно слово или фразу из разных списков вещей в Библии. Примерами могут быть плоды духа, последние наставления в 1 Фессалоникийцам 5 или Филиппийцам 4:8 (все «что угодно»).
Стройте башни, используя эти блоки слов, молясь за каждую из них, когда вы складываете следующий блок. Вы можете даже распаковать их и сделать это снова. И на этот раз молитесь о том, чтобы другой человек испытал эти вещи.
Очень важно, чтобы мы поощряли детей молиться и давали им инструменты и язык, которые помогут им не бояться молитвы.
И, обучая детей более глубоким отношениям с Богом, не забывайте о своих собственных! Иногда мы так хорошо руководим, что наша собственная духовная жизнь начинает смердеть.
Обновлено 20 апреля 2021 г.
Увлекательные способы молиться вместе с детьми
Как верующие и родители, мы больше всего на свете хотим видеть, как наши дети влюбляются в своего Спасителя. Но в то же время многие из нас чувствуют себя неадекватными своей роли в этом процессе.
Мы неопытные духовные сопровождающие. Что, если мы как-то ошибемся? Даже простая задача научить детей молиться может заставить нас задуматься, «правильно ли мы это делаем».
Тайна молитвы
Часть проблемы, я думаю, в том, что молитва сама по себе является тайной – она одновременно и проста, и непонятна. Научив нашего малыша просто молиться: «Спасибо, Иисус, за мою семью», прямо перед тем, как заснуть, мы приседаем рядом с его кроватью, наблюдая за ним и задаваясь вопросом: Это все? Этого достаточно? В то же время мы не решаемся навязывать длительные молитвы детям школьного возраста, опасаясь, что они откажутся от молитвы.
Возможно, будет полезно вспомнить, что молитва в первую очередь касается взаимоотношений. В начальные годы не время беспокоиться о том, следуют ли ваш сын или дочь молитвенникам, таким как аббревиатура ACTS, и охватывают ли они поклонение, исповедь, благодарение и прошение в равной мере!
Не беспокойтесь о том, что вы молитесь правильно. Просто поставьте перед собой простую цель: всегда стараться, чтобы ваша любовь и волнение по поводу Христа сияли, когда вы молитесь со своим ребенком. И да, молитва всегда должна быть благоговейной и уважительной, но это не значит, что она не может быть и веселой! Дружба строится на совместном веселье в самых разных условиях. Почему построение дружбы вашего ребенка с Иисусом через молитву должно быть каким-то другим?
13 забавных способов молиться вместе с детьми
Если во время молитвы с детьми не помешает встряска, вот несколько идей, которые помогут вам внести немного больше разнообразия. А если у вас есть собственные идеи, которые понравились вашим детям, поделитесь ими с другими родителями на нашей странице в Facebook.
1. Спасибо за свет Сына
Разбудите детей до восхода солнца и погрузите их в машину, завернув в уютные одеяла. Подъезжайте к удобной или живописной точке обзора и ждите, пока солнце не взойдет из-за горизонта. Созерцая эту холодную, темную сцену, попросите своих детей подумать о том, какой была бы жизнь, если бы не пришел Иисус, — жизнь без надежды и без уверенности в Божьей любви. Молитесь и благодарите Иисуса за все благословения, о которых вы думали. Вы можете дополнить идеи своих детей, прочитав вслух некоторые причины, по которым Иисус пришел на землю. Некоторые соответствующие стихи: Иоанна 6:38-40; Иоанна 10:10; Иоанна 16:7,13; Иоанна 14:2-3; Иоанна 14:12-14; Иоанна 12:44-46.
2. Музыкальные размышления
Молитвенные хвалебные песни Господу помогают активной молодежи успокоить свой разум и тело и сосредоточиться на Иисусе. Некоторые хиты, которые хорошо работают как молитвы, поемые Господу, включают Прежде всего, Ты мой король (Удивительная любовь), Бог чудес и Shout to the Lord . Скорее всего, у вас тоже есть свои любимчики. Если у вас есть нежные музыкальные инструменты, такие как шейкеры или треугольник, вы можете позволить ребенку подыгрывать им. Детям постарше также может нравиться вместе молиться псалмом или петь его как музыкальную песнь. Добавьте несколько навязчивых музыкальных тонов, позволив осторожным детям провести влажным пальцем по краю хрустального бокала или просто легонько постучать по стеклу ногтем. Изменение уровня воды в каждом стакане даст разные тона.
3. Молитва при свете фонарика
Вечером сделайте особенной молитву перед сном, собравшись вместе под «молитвенной палаткой». Сядьте бок о бок на кроватку вашего ребенка и накиньте на вас обоих запасную простыню, чтобы создать молитвенную палатку, а затем вместе помолитесь при свете фонарика. Чтобы узнать о некоторых хороших стихах из Писания, чтобы помолиться в своей молитвенной палатке, ознакомьтесь с Псалмом 139.
4. Делитесь моментом
Молитвы «Разделите момент» помогают детям помнить, что Иисус с ними каждую минуту дня. Непосредственно перед тем, как вы испытаете что-то особенное и чудесное, найдите минутку, чтобы пригласить Иисуса поделиться с вами этим опытом. Например, на вершине водной горки вы можете молиться: Будь с нами, Господь, и поделись этим забавным слайдом вместе с нами. Мы так благодарны, что Вы создали это для нас, чтобы наслаждаться!
5. Общие интересы
Убедите ребенка, что Иисус хочет слышать обо всем, что у него на уме. Просто предложите им помолиться, сказав: Бог любит слушать о том, что вы любите. Хотели бы вы сегодня поговорить с Ним о грузовиках? Чтобы донести до них идеи, вы можете сначала прочитать книгу на любимую тему вашего ребенка, а затем рассказать Иисусу о том, что вы узнали.
6. Стопка рук
Чтобы помочь малышам оставаться сосредоточенными во время семейной молитвы, попросите одного человека положить руку на середину стола, а затем пусть все остальные члены семьи положат одну руку сверху, чтобы создать «стопку» Руки. Человек, чья рука находится у основания стопки, ходит первым, произнося молитву одним предложением, вытягивая руку и кладя ее на вершину «стека рук». Затем следующий человек, чья рука сейчас внизу, молится, вытягивая руку и кладя ее на вершину стопки. Когда вы чувствуете, что пора остановиться, взрослый (чья рука внизу) поднимает стопку рук. Это сигнал всем сказать «Аминь!» и дай пять человеку рядом с ними.
7. Центр внимания
Выберите определенный день недели для молитвы за одного члена семьи, а затем помолитесь вместе за обеденным столом после ужина. Например, по понедельникам вы можете молиться о конкретных благословениях для папы; по вторникам для вашего старшего ребенка; по средам, за следующего старшего и т. д. Ваш ребенок обязательно будет внимательно слушать, чтобы услышать, о чем вы молитесь за него! В процессе они узнают, как молиться за других. Выработка этой привычки может быть полезной в подростковом возрасте, когда ваш ребенок может неохотно сообщать о своих молитвенных нуждах.
8. Молитвы таймера яиц
Это молитва с вызовом! Установите таймер для яиц на минуту или две, а затем помолитесь за одного конкретного человека. Посмотрите, сколько различных благословений вы можете помолить за этого человека, прежде чем прозвучит звуковой сигнал таймера для яиц.
9. Газетная молитва
Газетная молитва, больше подходящая для детей старшего возраста, поможет вашей семье не забывать молиться за людей в других регионах мира. Дайте каждому члену семьи отрывок из газеты и 10-15 минут, чтобы просмотреть его, выявляя любые пункты, которые могут стать предметом молитвы. Затем соберитесь всей семьей и помолитесь о вещах, выбранных каждым человеком, которые нуждаются в молитве. (Эта идея взята из книги Вера начинается с домашней молитвы Марка Холмена.)
10. Избранное Facebook
Это похоже на газетную молитву. Попросите каждого из ваших детей старшего возраста проверить последние сообщения в Facebook от друзей и контактов на миссии полного дня. Помолитесь вместе над молитвенными просьбами, которые вы обнаружите.
11. Молитвенная колода
Подготовьте небольшую стопку карточек, на каждой из которых будет фотография того, за кого вы регулярно молитесь. Каждый вечер после ужина перетасовывайте карты и раздавайте по одной или более карт каждому члену семьи. По очереди молитесь за людей, изображенных на полученных вами карточках.
12. Молитва про себя
Чтобы ввести понятие «молитва про себя», намеренно прерывайте ребенка несколько раз во время разговора. Затем объясните, что иногда мы можем слишком много говорить во время молитвы и перебивать Иисуса, когда Он пытается нам что-то сказать. Добавьте время ожидания и слушания в конце хвалебной молитвы или после молитвы по Писанию.
13. Удобный молитвенник
Если ваш ребенок готов к более длительной молитве, эти простые жесты рукой помогут ему вспомнить несколько различных аспектов молитвы: Для хвалы направьте указательный палец к небу.