Как правильно молиться дома за детей: Как правильно молиться с детьми?

Дет

Содержание

Как правильно молиться с детьми?

Оглав­ле­ние

  • Беседа на тему: «Как пра­вильно молиться с детьми?»
  • Важ­ные прин­ципы молитвы
  • Ребё­нок и молитва
  • Как при­вить детям жела­ние молиться?
  • Молитва роди­те­лей
  • Зачем нужно молиться?
  • Как молиться вме­сте с ребёнком?
  • Посто­ян­ство в молитве детей
  • Молитва и жизнь
  • Должна ли молитва быть все­гда одинаковой?
  • Как молиться детям раз­ного возраста
  • Что такое дет­ское молит­вен­ное правило?
  • Как гото­виться с детьми ко Свя­тому Причастию
  • Атмо­сфера в доме
  • Бла­го­дар­ствен­ные молитвы
  • Лич­ные молитвы

Беседа свя­щен­ника Никиты Забо­лот­ного, кли­рика храма свв. апо­сто­лов Петра и Павла г. Полев­ской Ека­те­рин­бург­ской епархии.

Текст беседы явля­ется рас­шиф­ров­кой виде­обе­седы и отре­дак­ти­ро­ван автором.

Научить детей молиться — одна из важ­ней­ших задач пра­во­слав­ного вос­пи­та­ния. Пого­во­рим об ошиб­ках и поло­жи­тель­ном опыте с кон­крет­ными при­ме­рами. Поста­ра­емся отве­тить на самые важ­ные вопросы:

  • Как молиться детям раз­ного возраста?
  • Какой должна быть дет­ская молитва?
  • Что такое дет­ское молит­вен­ное правило?
  • Дис­ци­плина и сво­бода в молитве.
  • Нужно ли при­нуж­дать детей к молитве?

Для начала давайте кратко поду­маем, что же такое молитва. Молитва — это все­гда лич­ный раз­го­вор с Богом, от лич­но­сти чело­века к лич­ному Богу. Чтобы молитва была искрен­ней, должна про­изойти встреча с Богом. Если встречи не про­изо­шло, то чело­веку очень сложно молиться, потому что непо­нятно, кому он молится. Когда мы встре­ти­лись с Богом, лично почув­ство­вали Его, тогда душе понятно, кому она молится. Если встречи еще не было, то молитва ста­но­вится фор­маль­ной и сухой.

Надо пони­мать, что молитва — это не тео­рия, а прак­тика. И только о прак­ти­че­ской молитве сего­дня мы с вами будем гово­рить. Если мы сами не умеем молиться — хоть как-то, хоть чуть-чуть, хоть ино­гда, то научить детей молиться будет очень и очень сложно. Мы можем дать детям только то, что имеем сами. Научить только тому, что сами хоть как то осво­или. Молитва, как и вера — подобна огню на свече. Если мы сами горим, мы можем зажечь и дру­гих. Если в нас этого горе­ния нет, то как бы мы ни ста­ра­лись зажечь дру­гих, нам будет очень и очень непросто.

Здесь можно при­ве­сти такой вот при­мер. Когда чело­век учится вожде­нию авто­мо­биля, там есть тео­рия, а есть прак­тика. И вот пред­ставьте себе, что некий чело­век всю тео­рию вызуб­рил «от» и «до», знает знаки, сдал экза­мены по тео­рии, но ни разу не сидел за рулем авто­мо­биля. Будет ли толк от этого, когда он сядет? Ну, очень мало. Тео­рия должна соеди­няться с прак­ти­кой обя­за­тельно, поэтому пока мы сами не будем прак­ти­ко­вать молитву, и дей­стви­тельно не научимся хотя бы как-то общаться с Богом, научить этому наших деток будет тоже очень непро­сто. Поэтому пер­вое, что мы должны сде­лать — это учиться молиться самим.

Важные принципы молитвы

Пер­вый прин­цип — это посто­ян­ство. Часто бывает так, что мы молимся тогда, когда нам что-то надо: дай, дай, дай, помоги, спаси, защити, что-то надо, что-то у нас слу­чи­лось — и мы про­сим Бога. Когда обсто­я­тель­ства про­шли — всё, мы про Бога забыли. Всё, Гос­поди, давай стой в уголке и не мешай нам жить так, как мы хотим. Такое отно­ше­ние к Богу невер­ное, маги­че­ское. Молитва должна быть посто­ян­ной — вне зави­си­мо­сти от того, надо нам что-то сего­дня от Бога или не надо.

Вто­рой важ­ней­ший прин­цип молитвы — это усер­дие и искрен­ность. Молитва должна быть искрен­ней, насто­я­щей, нашей. Это не должны быть про­сто какие-то заучен­ные слова, повто­рен­ные много раз, в кото­рых нет ничего для нас близ­кого. Это должна быть наша лич­ная, искрен­няя молитва. Когда мы читаем молитвы из молит­во­слова, молитвы, состав­лен­ные свя­тыми, мы должны про­пус­кать эти слова через ум и сердце. Только тогда она может под­няться выше потолка комнаты.

Тре­тий важ­ней­ший прин­цип — это лич­ност­ность. Молитва в фор­мате вза­и­мо­от­но­ше­ния: «Я — Бог», но не «я — молит­во­слов». Посто­янно пом­нить, Кому мы молимся, и перед Кем пред­стоим. Мне запом­нился один очень инте­рес­ный рас­сказ. Чело­век воз­вра­щался с работы — устав­ший, голод­ный, и вот он захо­дит домой, закры­вает двери, раз­де­ва­ется, разо­гре­вает еду, и по при­вычке встает перед ико­нами, начи­нает молиться: «Отче наш, Иже еси на небе­сех» — и вдруг он в глу­бине сердца слы­шит тихий-тихий голос: «Что, сынок?»… Ино­гда мы молимся и не ожи­даем услы­шать ответ. Но такова тогда будет и цена нашей молитвы.

Чет­вер­тый и важ­ный прин­цип — это вни­ма­тель­ность. Мы должны посто­янно бороться с рас­се­ян­но­стью на молитве. Потому что мы живем в мире сует­ном, ум наш очень-очень рас­сеян. И как только мы чуть-чуть осла­бе­ваем в уси­лиях, ум тут же рас­се­и­ва­ется, и наша молитва теря­ется. Что мы гово­рили, Кому мы гово­рили, зачем мы гово­рили… Очень полезно для себя после того, как мы помо­ли­лись утром или вече­ром, спро­сить: а о чём мы моли­лись, что мы про­сили? Если мы ничего не вспом­нили — зна­чит, такое было каче­ство нашей молитвы, то есть не было какой-то вни­ма­тель­но­сти, она была фор­маль­ной и поверхностной.

Важно пом­нить, что посто­ян­ная молитва — это жизнь перед Богом. Помните, в Вет­хом Завете свя­тыми людьми назы­вали тех, кто ходил перед Богом (см. Быт.6:9). И вот для нас с вами пер­вый шаг к свя­то­сти — это и будет молитва, посто­ян­ная память о Боге. Это помо­гает чело­веку пра­вильно жить, помо­гает ему меньше гре­шить — ну, если я посто­янно помню о Боге и посто­янно молюсь, навер­ное, мне уже слож­нее будет совер­шить какой-то грех. Поэтому, если мы смо­жем научить ребенка молиться — это один из глав­ных шагов к нор­маль­ной духов­ной жизни, и более того — это почти един­ствен­ное сред­ство помочь ребенку пре­одо­леть иску­ше­ния моло­до­сти и остаться с Богом.

Ребёнок и молитва

Вот я много зани­ма­юсь с детьми и с под­рост­ками и наблю­даю такую кар­тину. Если ребё­нок про­дол­жает молиться — ему гораздо легче и проще пре­одо­леть вот эти бур­ные иску­ше­ния под­рост­ко­вого воз­раста и юно­сти. Если же ребе­нок пре­кра­щает молитву — это пер­вый зво­но­чек о том, что что-то не так у ребенка во внут­рен­ней духов­ной жизни и в его вза­и­мо­от­но­ше­ниях с Богом. Поэтому если мы научим детей молиться, если для ребенка это будет важ­ной состав­ля­ю­щей его жизни — это помо­жет ему и в дальнейшем.

Мы пом­ним, что глав­ное, что пере­да­ется детям в вос­пи­та­нии — это иерар­хия цен­но­стей его роди­те­лей. То есть какие мы сами имеем цен­но­стями, такие мы и пере­даем нашим детям. Мы не смо­жем пере­дать им те цен­но­сти, кото­рых нет у нас самих. Если у роди­те­лей цен­ность молитвы (как основ­ного сред­ства обще­ния с Богом) где-нибудь на 30‑м месте, сде­лать так, чтобы у ребёнка она была где-то наверху, мы нико­гда не смо­жем — это будет чудо Божие, но не плод нашего вос­пи­та­ния. И только если цен­ность молитвы у нас в жизни будет высо­кой, тогда мы смо­жем при­вить эту цен­ность и нашим детям.

Как привить детям желание молиться?

Итак, как при­вить детям жела­ние молиться. С таким вопро­сом очень часто под­хо­дят роди­тели — и малень­ких детей, и боль­ших. Ответ на этот вопрос прост: никак. Мы можем пока­зать, рас­ска­зать, научить, поде­литься своим опы­том, а жела­ние должно рож­даться уже из глу­бин сердца и от встречи с Богом. Хочется вспом­нить заме­ча­тель­ное про­из­ве­де­ние бла­жен­ного Авгу­стина под назва­нием «Испо­ведь», где он очень ярко опи­сы­вает свою встречу с Богом и свою молитву. И вот там как раз и пока­зы­ва­ется, как же про­ис­хо­дит эта встреча и как же зарож­да­ется жела­ние молиться. А при­вить детям это жела­ние, насильно заста­вить их, или вот таким обра­зом научить не полу­чится — это боль­шой кро­пот­ли­вый труд, когда мы пере­даем своё сер­деч­ное тепло, и свою любовь к Богу, и жела­ние молиться своим детям.

Молитва родителей

Итак, с чего начать. Ребё­нок дол­жен видеть, что роди­тели молятся и молитва делает их лучше, а не хуже. Ну, вот вам такой при­мер. Мама вече­ром встает на молитву, стоит с молит­во­сло­вом, серьёзно молится. В это время там малень­кая дочка к ней под­бе­гает: «Мама, мама, там кошка на диван запрыг­нула!» Какая мамина реак­ция? «Отойди, не видишь — я молюсь, не мешай мне молиться!» Ребё­нок пони­мает: мама зани­ма­ется очень серьёз­ным делом, и ей не до него. Но в тоже время он пони­мает, что мама от молитвы не ста­но­вится доб­рее. Ведь можно ска­зать то же самое более мягко — мы ведь пред­стоим перед Богом, а не вычи­ты­ваем для кого-то какое-то пра­вило. Серьезно пого­во­рить с ребен­ком о молитве, про­сто и на своем лично опыте рас­ска­зать, что такое молитва, а глав­ное: зачем нужно молиться.

Зачем нужно молиться?

Вообще это глав­ная про­блема — зачем нужно молиться, как об этом рас­ска­зать ребенку. Ко мне под­хо­дят пери­о­ди­че­ски мамочки с этим вопро­сом, но я не могу на него отве­тить для них. Потому что мой ответ все­гда будет какой-то фор­маль­но­стью, какой-то внеш­ней тео­рией. Я им все­гда говорю: ну, вы поду­майте и ска­жите то, что вы искренне дума­ете и счи­та­ете. Это будет самый луч­ший ответ. Очень важно воз­вра­щаться к этому раз­го­вору пери­о­ди­че­ски — конечно, не слиш­ком часто, чтобы не надо­есть ребенку. Осо­бенно по мере взрос­ле­ния ребенка. Допу­стим, можно пого­во­рить о молитве каж­дый пост — четыре раза в год. Но не надо гово­рить нудно и поучи­тельно, а лично и инте­ресно. Нужно при­во­дить при­меры из соб­ствен­ной жизни — у каж­дого из нас при­ме­ров очень много. Вот что-то у нас слу­чи­лось, забо­лело — мы помо­ли­лись, и — раз! Гос­подь нас исце­ляет. Что-то у нас не полу­ча­ется, ситу­а­ция закру­чи­ва­ется так сложно, что мы не знаем, как из нее выпу­таться, и мы уже все пере­про­бо­вали и обра­ти­лись к Гос­поду: «Гос­поди, помоги!» — и ситу­а­ция таким обра­зом раз­ре­ша­ется, что полу­ча­ется еще лучше, чем было до этого, и лучше, чем мы могли пред­ста­вить. Вот о таких при­ме­рах из соб­ствен­ной жизни обя­за­тельно нужно гово­рить и воз­вра­щаться посто­янно к этому вопросу. Воз­вра­щаться по мере того, как ребе­нок рас­тет, взрос­леет, как меня­ются обсто­я­тель­ства его жизни.

Как молиться вместе с ребёнком?

Начать молиться вме­сте с ребён­ком. Пусть это будет обще­се­мей­ное дело, где перед Богом соби­ра­ются все вме­сте — и боль­шие, и малень­кие. Если семья живет вме­сте с бабуш­кой, можно с бабуш­кой вме­сте встать, помо­литься. Это не должно быть длин­ным молит­вен­ным пра­ви­лом — вычи­ты­ва­нием кано­нов, ака­фи­стов, пра­вил утрен­них и вечер­них. Это должна быть осо­бая малая семей­ная молитва, с осо­бым пра­ви­лом, соиз­ме­ря­ясь с воз­рас­том детей.

Очень важно объ­яс­нить смысл основ­ных молитв — то есть о чём мы молимся. Здесь могут воз­ник­нуть про­блемы, труд­но­сти у самих роди­те­лей, потому что ино­гда спра­ши­ва­ешь: а что в этой молитве, о чём мы молимся. И полу­ча­ется, что чело­век не пони­мает — там, какой-нибудь грех в кото­ром, он кается каж­дый день на вечер­нем пра­виле: «мше­ло­им­ство», или еще что-то, ино­гда не пони­мая. Ну, поло­жено читать — я и читаю. А кто будет раз­би­раться, кто будет узна­вать и пони­мать, что это такое? И поэтому нам нужно сна­чала разо­браться самим, а потом рас­ска­зать об этом детям. Если трудно, можно посмот­реть рус­ский пере­вод молитв — их довольно много, или подойти к свя­щен­нику на при­ходе и попро­сить рас­ска­зать: «Батюшка, а вот в этой молитве о чём идёт речь, а что здесь глав­ное, а что вот это зна­чит?» Свя­щен­ник рас­ска­жет вам, а вы уже поде­ли­тесь своим опы­том с ребенком.

Постоянство в молитве детей

Конечно, дети сна­чала будут о молитве забы­вать. Важно напо­ми­нать ребенку о молитве спо­койно, лас­ково, тер­пе­ливо, где-то при­ме­ром: пой­дём, помо­лимся вме­сте; где-то шут­кой: ну, про тебя Гос­подь уже, навер­ное, совсем забыл, так давно ты к Нему не обра­щался. Если ребе­нок забыл помо­литься, не стоит делать из этого тра­ге­дию, не нужно его ругать, и тем более, нака­зы­вать. Неволь­ник — не бого­моль­ник. Нужно, чтобы это было доб­ро­вольно. Ну, забыл и забыл — где-то можно пошу­тить, где-то можно так тихо­нечко ска­зать: ну, я так рас­стро­ился, я помо­лился, и думал — ты тоже об этом помо­лишься. Но только так. Гово­рить, что ребё­нок пло­хой, если он не молится, ни в коем слу­чае не нужно.

Молитва и жизнь

Важно соеди­нять жизнь с молит­вой. То есть если есть какая-то про­блема, то нужно о ней помо­литься: а давай мы с тобой об этом помо­лимся! Что-то радост­ное слу­чи­лось — побла­го­да­рить Бога: вот шёл дож­дик, а мы с тобой не про­мокли, потому что успели куда-то заско­чить. Слава Тебе, Гос­поди, бла­го­да­рим Тебя! То есть чтобы молитва про­ни­зы­вала всю нашу жизнь. Когда молитва ста­но­вится про­сто фор­маль­но­стью — утром и вече­ром, утром помо­ли­лись, вече­ром помо­ли­лись — полу­ча­ется, что с Богом мы 7 минут утром, 10 минут вече­ром, а всё осталь­ное время мы живём вне Бога, без Бога. Это плохо и непра­вильно. Поэтому нужно ста­раться, чтобы молитва про­ни­зы­вала всю нашу жизнь.

Жить вме­сте с молит­вой, дать понять ребенку, что молитва — это не слова в книжке, а часть реаль­ной жизни. Если ребё­нок не будет пони­мать, что молитва — это часть реаль­ной жизни, он так на всю жизнь и запом­нит, что молитва — это 10 минут утром и 10 минут вече­ром, когда папа — мама стоят и буб­нят что-то себе под нос непо­нят­ное, скуч­ное и неинтересное.

При­веду такой инте­рес­ный при­мер. Я много лет зани­ма­юсь с под­рост­ками, и с ребя­тами раз в год мы ездим на сплав. Сплавы боль­шие — от 8 до 12 дней — вот по реке мы и путе­ше­ствуем. Один раз с нами поплыл маль­чик, кото­рый окон­чил вос­крес­ную школу, он был из боль­шой веру­ю­щей семьи, но ему уже испол­ни­лось 17 лет и при­сут­ство­вал опре­де­лён­ный цинизм — он уже почти не молился, редко-редко испо­ве­до­вался и при­ча­щался, и вот уже гото­вился к такой юной само­сто­я­тель­ной жизни. Так полу­чи­лось, что весь день пока мы плыл, шел дождь, мы не могли при­стать к берегу, чтобы укрыться от дождя, потому что на сле­ду­ю­щий день нас ждал авто­бус, и нам надо было успеть к опре­де­лен­ному месту, при­плыть в опре­де­лен­ное время. Поэтому дождь — не дождь, но мы плыли. Уже день кло­нится к вечеру, солнце бли­зится к закату, и нам нужно искать место для сто­янки. Все про­мокли, голод­ные, потому что не ели — ну, навер­ное, часов 6; и пер­вая бай­дарка, за ней идут ката­ма­раны, и ищут место для сто­янки. Один пово­рот, дру­гой пово­рот, тре­тий пово­рот — нет мест. Либо слиш­ком высо­кий берег, либо слиш­ком малень­кая полянка — а нас путе­ше­ствует обычно много, 50–55 чело­век, — либо поляна занята уже кем-то, и вот так про­хо­дит два часа. Уже совсем-совсем тем­неет, и нам негде встать. Кто-то в уны­нии, кто-то уже отка­зы­ва­ется гре­сти, у кого-то исте­рика. И вот этот моло­дой чело­век, кото­рый уже отхо­дил от Бога — он повер­нулся ко мне, ска­зал: «Отец Никита, давайте помо­лимся, чтобы Гос­подь как-то нас услы­шал и послал нам поляну!» То есть вот в жизни, даже вот в таких край­них обсто­я­тель­ствах, но чело­век вспо­ми­нает о Боге. Это важно. Зна­чит, его этому научили роди­тели, и научила семья.

Должна ли молитва быть всегда одинаковой?

Можно раз­но­об­ра­зить молитву. В храме каж­дый день чита­ются молитвы раз­ные. Дома можно тоже в боль­шие празд­ники петь или читать тро­парь празд­ника. Между про­чим, это будет очень полезно, потому что перед этим можно этот тро­парь разо­брать. В тро­паре все­гда заклю­чён основ­ной смысл празд­ника. Какие-то молитвы можно добав­лять в посты, при опре­де­лен­ных обсто­я­тель­ствах — кто-то болеет, кто-то путе­ше­ствует, у кого-то зав­тра экза­мен, у кого-то непро­стое сове­ща­ние, и мы доба­вили молитву и помо­ли­лись о нем. Можно помо­литься лично сво­ими сло­вами: помоги, Гос­поди, нашей Машеньке зав­тра высту­пить на меро­при­я­тии, — а можно про­чи­тать спе­ци­аль­ную молитву из молитвослова.

Хоте­лось бы поде­литься с вами своим опы­том. Мы с дет­ками в Вели­кий пост читаем осо­бую молитву — вот такое пере­ло­же­ние молитвы свя­того Ефрема Сирина с тремя зем­ными покло­нами. Детям очень нра­вится эта молитва и зем­ные поклоны. Молитва сле­ду­ю­щая: «Гос­поди и Вла­дыко жизни нашей! Дух лено­сти, зло­сти, непо­слу­ша­ния и обид­чи­во­сти не дай нам. Дух же послу­ша­ния, тру­до­лю­бия, тер­пе­ния и любви пошли нам. Даруй нам видеть наши грехи и не осуж­дать наших ближ­них. Аминь.» Как видите, в молитве пере­ло­жен основ­ной смысл молитвы Ефрема Сирина бого­слу­жеб­ной, но для того, чтобы он был более бли­зок и поня­тен нашим деткам.

Как молиться детям разного возраста

У всех есть своя мера. С 0 до 3 лет ребё­ночка мама может дер­жать на руках — или подер­жать за ручку, когда ребе­нок уже сам ходит, и про­сто вме­сте с ним петь молитвы. Ребё­нок на руках — мама поет молитвы «Царю Небес­ный», «Достойно есть», «Отче наш». Ребё­нок заме­ча­тельно засы­пает под молитвы. Можно читать пра­вило тихо­нечко какое-то вслух — утрен­нее, вечер­нее — с ребён­ком на руках, или еще как-то. Это тоже научает ребенка молитве.

С 3 до 5 лет можно дать ребенку в руки дет­ский молит­во­слов, для ребенка это очень важно. Обычно там кар­тинки, ико­ночки нари­со­ваны. Рас­ска­зы­вать ему: вот здесь такая-то молитва, здесь мы об этом молимся. Он будет с удо­воль­ствием сто­ять рядом с нами и дер­жать этот дет­ский молит­во­слов, даже ино­гда и вверх ногами. Выучить с ребён­ком какую-то очень крат­кую молитву — это может быть хотя бы «Гос­поди, поми­луй», или «Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу» — но чтобы ребё­нок обя­за­тельно сам эту молитву про­из­но­сил. В этом воз­расте ребёнку очень важно соуча­стие в делах стар­ших. С этого вре­мени нужно начать петь вме­сте с ребён­ком. То есть мы берем молитву: «Царю Небес­ный», допу­стим, «Отче наш» — и поем вме­сте с ребен­ком, мы запе­ваем — он подхватывает.

В 5–7 лет ребе­нок уже может петь вме­сте со взрос­лым. А дальше поми­наем род­ных. Только это поми­на­ние самое про­стое: спаси, Гос­поди, и поми­луй маму, папу, бабу Зою, деда Серёжу, вос­пи­та­тель­ницу там, нянечку, еще кого-то — то есть самых-самых ближ­них. Ну, и можно добав­лять какие-то лич­ные молитвы, понят­ные ребёнку. Забо­лела бабушка, мы молимся:  исцели, Гос­поди, бабу Таню, чтобы она не болела!

С 7 до 10 лет — здесь уже можно читать пред­на­чи­на­тель­ные молитвы, и ребё­нок их может читать сам. Встали роди­тели, гово­рят: «Молит­вами свя­тых отец наших», спели «Царю Небес­ный», ребе­нок про­чи­тал «Свя­тый Боже», про­чи­тал дальше молитвы, потом спели «Отче наш». Вот ребё­нок таким обра­зом участ­вует. Можно выбрать одну или две молитвы — Ангелу Хра­ни­телю, Бого­ро­дице, кото­рые тоже ребё­нок будет читать сам. Осталь­ные молитвы лучше петь — начи­нать и закан­чи­вать тоже лучше пес­но­пе­нием. Начи­наем это «Царю Небес­ный», и закан­чи­ваем молит­вой «Достойно есть». Поми­нать учи­те­лей, род­ных, дру­зей ребенка и добав­лять лич­ные молитвы о насущ­ных про­бле­мах. Это обя­за­тельно. Если мы не научим ребенка молиться о насущ­ных про­бле­мах, он не будет это делать. Если научим — зна­чит, будет молиться о своих проблемах.

С 10 до 14 лет посте­пенно мы уве­ли­чи­ваем уже молит­вен­ное пра­вило, но здесь важно посо­ве­то­ваться с духов­ни­ком ребенка, у кого тот испо­ве­ду­ется — какое бы молит­вен­ное пра­вило ребе­нок мог поне­сти. Дети раз­ные. Бывает, ребё­нок на месте не может уси­деть двух минут — неусид­чи­вый, а бывает напро­тив: ребенку нра­вится делать всё, как взрос­лые, и он может поне­сти уже боль­шее молит­вен­ное пра­вило. Но в это время важно давать ребенку ино­гда помо­литься само­сто­я­тельно. Лучше, чтобы ребе­нок и при сов­мест­ной молитве про­чи­тал боль­шин­ство молитв сам, но не все. То есть мы делим молитвы: это ты чита­ешь, это я читаю, это дру­гой ребё­нок читает. Пение в молит­вах лучше оставить.

С 14 до 18 лет — это самый слож­ный воз­раст. Здесь нужно смот­реть по обсто­я­тель­ствам и по ситу­а­ции. Посте­пенно уве­ли­чить пра­вило, но до какой меры — опять же лучше посо­ве­то­ваться с духов­ни­ком, потому что у каж­дого мера здесь своя. Сразу на ребёнка накла­ды­вать пол­ное молит­вен­ное пра­вило будет не совсем разумно. Пусть ребё­нок вме­сте с духов­ни­ком сам выбе­рет молит­вен­ное пра­вило, а мы его в этом под­дер­жим. Важно не терять сов­мест­ной молитвы. То есть, конечно, в 14 лет уже сложно ребёнку все­гда молиться вме­сте с роди­те­лями. Но допу­стим, в вос­кре­се­нье или в празд­ники ста­раться молиться вме­сте, а в осталь­ное время пусть ребё­нок молится уже само­сто­я­тельно. Лишать ребенка само­сто­я­тель­ной молитвы тоже не стоит.

Что такое детское молитвенное правило?

Оно должно воз­рас­тать посте­пенно. Молитвы должны быть крат­кими, объ­яс­нён­ными ребёнку обя­за­тельно, и должно быть пение молитв — об этом мы уже гово­рили. Есть дет­ские молит­во­словы, но лет уже с 12 лучше брать молит­во­слов обыч­ный, чтобы ребе­нок пони­мал, что он уже участ­вует в серьез­ной молитве по той же книге, по кото­рой молятся и взрослые.

Бывают раз­ные дет­ские молит­вен­ные пра­вила. Вот у нас в дет­ском лагере пала­точ­ном, кото­рый уже 12 лет мы про­во­дим — там есть сокра­щен­ное утрен­нее и вечер­нее молит­вен­ное пра­вило. Утрен­нее пра­вило — это где-то 8–10 минут; вечер­нее пра­вило где-то 10–12. В прин­ципе детей это не напря­гает, мы также поем часть молитв, какие-то молитвы дети сами читают, но выби­раем самые крат­кие и понят­ные молитвы.

Как готовиться с детьми ко Святому Причастию

Очень важно, чтобы с ран­него дет­ства была под­го­товка к Свя­тому При­ча­стию. Не нужно делать так, что вот ребе­нок раз малень­кий, на испо­ведь не ходит, то вот всё: утром мы встали, сего­дня идём на При­ча­стие! Ребё­нок не гото­вился, у него нет ни внут­рен­него какого-то настроя, роди­тели его пота­щили к Чаше, запих­нули, увели — и ничего не про­изо­шло. Дол­жен быть настрой внут­рен­ний — в первую оче­редь этому мы должны спо­соб­ство­вать мы, роди­тели, и вос­пи­та­тели наших детей. Мы должны выра­бо­тать в детях бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к Таин­ству Свя­того При­ча­стия. Иначе оно и дальше будет таким. С дошколь­ни­ком можно про­честь две коро­тень­кие молитвы, кото­рые читает свя­щен­ник с Чашей, выходя уже перед Свя­тым При­ча­стием. Вот эти молитвы можно про­чи­тать с вечера. То есть мы вече­ром помо­ли­лись, и потом ещё ска­зали: вот зав­тра ты будешь при­ча­щаться, давай вот эти молитвы про­чи­таем. Конечно, читает молитвы взрос­лый, но ребё­нок стоит вме­сте с ним, кре­стится. Молитвы корот­кие и понят­ные, поэтому ребё­нок не уста­нет. Со школь­ни­ками лучше уже вме­сте про­честь канон перед Свя­тым При­ча­стием. Каким обра­зом его можно читать? — Осо­бенно это с млад­шими школь­ни­ками, со сред­ними под­рост­ками. Чита­ете канон либо вы, либо чита­ете канон по оче­реди — по песне, но обя­за­тельно при­певы син­хронно про­го­ва­ри­ва­ются. То есть про­чи­тали тро­парь и вме­сте чита­ете «Сердце чисто сози­жди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей» — син­хронно вме­сте чита­ете. Таким обра­зом ребе­нок как бы соучаст­вует в вашей молитве. Хорошо нака­нуне перед Свя­тым При­ча­стием про­чи­тать Еван­ге­лие, пого­во­рить о духов­ной жизни, пого­во­рить о молитве — и вообще, чтобы этот вечер он был немножко отде­лен­ным от дру­гих, чуть-чуть чем-то отли­чался. Тогда у ребенка выра­ба­ты­ва­ется и бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к молитве.

Очень важно научить ребенка, что можно гово­рить с Богом о своих про­бле­мах. Когда тебе трудно, больно: помо­лись, пого­вори с Богом о них. Но этому нужно ребенка научить. Кто-то при­хо­дит сам, конечно, к этому, но если мы этому не научим, есть веро­ят­ность того, что ребё­нок сам к этому тоже не придёт.

Атмосфера в доме

Ещё заме­ча­тельно создать дома атмо­сферу. Зажечь свечу или лам­паду, пока­дить лада­ном, достать из укром­ного места какой-то молит­во­слов. Сей­час есть такие изда­ния с золо­тыми стра­ни­цами, с такими тол­стыми мело­ван­ными кра­си­выми стра­ни­цами и иллю­стра­ци­ями. И вот папа достает этот молит­во­слов, и люди молятся перед ико­нами, с зажжен­ной лам­па­дой. На ребенка это создает опре­де­лен­ное бла­го­твор­ное впе­чат­ле­ние, и самое глав­ное, настра­и­вает на молитву — как нас, так и детей.

Все­гда нужно под­чер­ки­вать важ­ность молитвы. Какие бы у нас ни были дела, с кем бы мы ни раз­го­ва­ри­вали по теле­фону, какой бы важ­ный матч ни шел по теле­ви­зору — мы всё откла­ды­ваем и идем молиться. Таким обра­зом мы пока­жем ребенку цен­ность молитвы — для нас молитва очень важна, и мы готовы отло­жить всё ради того, чтобы помо­литься. Это будет при­мер цен­ност­ного отно­ше­ния к молитве.

Благодарственные молитвы

Очень важно бла­го­да­рить Бога за кон­крет­ные вещи. Напи­сал ребе­нок кон­троль­ную, хорошо что-то у него полу­чи­лось, что-то в жизни слу­чи­лось такое радост­ное — побла­го­да­рите Бога за это. Сна­чала сами, потом вме­сте с ребен­ком — и таким обра­зом вы ребенка научите бла­го­да­рить Бога за обсто­я­тель­ства своей жизни. Обя­за­тельно молиться за боль­ных, за какие-то обсто­я­тель­ства, за дру­зей, потому что это научает ребенка, что вот тот мир, в кото­ром он живет — его можно освя­тить молит­вой. Подрался он с Вань­кой — помо­лись за Ваньку. Оби­дел его кто-то — помо­ли­тесь за этого чело­века. Этим вы научите ребенка еван­гель­ским истинам.

Личные молитвы

Ну, и конечно, очень важно — должна быть молитва лич­ная. Если мы в молитве замы­ка­емся только на молит­во­слове, то такая молитва посте­пенно уйдёт про­сто в фор­маль­ность. Вычи­тал пра­вило — поло­жил, ушел. Кому ты молился, зачем ты молился — нет пони­ма­ния вот этого самого глав­ного внут­рен­него, душев­ного сопри­кос­но­ве­ния с Богом. И вот научить ребенка лич­ной молитве — это одна из важ­ней­ших вещей науче­ния молитве вообще. Ребё­нок, может быть, не будет когда-то в какое-то время читать пра­вило молит­вен­ное, не вспом­нит какую-то молитву, но лично обра­титься к Богу он все­гда смо­жет. Это помо­жет ему и где-то быть рядом с Богом, и дей­стви­тельно, не впасть в какие-то стра­сти, соблазны или искушения.

О детской молитве — Православное образование

Своими мыслями о том, как учить молиться самых маленьких, делится священник Игорь Степанченко, настоятель Борисо-Глебского храма города Часов-Яр на Донбассе − отец четырёх детей, педагог по образованию, пять лет проработавший в общеобразовательной школе.

Обучение молитве начинается в утробе матери

Отец Игорь, с какого возраста нужно начинать учить детей молитве? И с чего, собственно, начинать?

− Зачатие ребёнка − это уже рождение новой жизни в утробе материнской. Новая жизнь начинается только по благословению и воле Божией. А значит, если православная мама молится дома, ходит в храм Божий, старается по мере возможности своего положения поститься во славу Божию − тогда этот маленький ребёночек уже начинает учиться молитве, посту. Когда мама готовится ко причастию, исповедуется, в какой-то мере малыш тоже участвует во всём этом. Он присутствует с ней на богослужении: слышит песнопения, удары колокола, евангельское слово. В какой-то степени он тренируется и в молитве.

После рождения он становится субъектом, самостоятельной частью Церкви, и когда мама молится рядом с ним, молится во время его кормления, ребёнок тоже всё воспринимает и учится молитве с молоком матери в прямом смысле этого слова. И потому, когда мама настраивается на молитву, ребёнок тоже участвует в ней, общаясь с Господом. Ведь в молитве мы собеседуем с Богом. Он не где-то в сторонке − Он в нас, так как Сам говорит: «Ваше тело есть храм Божий, в котором содержится благодать Духа Святаго».

После рождения и крещения ребёнка православные родители, крёстные приносят его ко причастию Тела и Крови Христовых, и всё это − комплекс учёбы, духовного возрастания в молитве и в посте. Ведь пост распространяется и на младенцев, когда по мере возрастания они на всё большее время остаются без еды перед причастием. Сначала это час − чтобы грудничок не срыгивал, а после время увеличивается. С возрастанием ребёнка усугубляется аскетичность его поста, и к семи годам маленький человек уже готов причащаться натощак − ему это не сложно.

От азов к более сложному

Когда ребёнок подрос, какой молитве его учить − каноническим текстам или, как говорится, «от себя», то есть своими словами?

− Если всё происходит так, как мы говорили, и ребёнок становится соучастником духовной жизни мамы, то каноническую молитву он слышит постоянно. Пусть краткую − Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся!» или правило Серафима Саровского. Даже если ребёнок будет слышать молитвы в кратком объёме, он запомнит их.

Если учить молитве от сердца, «от себя», то в любом случае мы придём к такому времени, когда ребёнка придётся научить и канонической молитве. На мой взгляд, учить нужно канонической молитве, а потом уже, когда он освоит азы, можно учить тому, как произнести немногословную молитву от сердца. Лучше идти от фундамента — канонической молитвы.

На крепком фундаменте

Некоторые родители могут возразить: ведь дети могут не понимать слов канонической молитвы, и тогда будут молиться автоматически.

− В этом случае можно прибегнуть к комплексному изучению. Пусть в жизни малыша присутствуют краткие молитвы. «Господи, помилуй моих близких и родных!» − помолится малыш и перечислит маму, папу, брата, сестру. Но наряду с молитвой от сердца должна присутствовать и молитва каноническая, которая будет цементировать наши духовные начинания, чтобы они были более крепкими, более глубокими − это каноничность даёт сама по себе.

Молитве нужно учиться всюду

Если родители не молились с момента зачатия чада − например, позже воцерковились, − как и где ребёнку лучше учиться молитве? В храме? Или дома? Или, может быть, лучше это отдать профессионалам — учителям воскресной школы?

− И дома, и в церкви, и в воскресной школе! Это тот комплекс, который будет давать полноту познания православной веры и молитвы. Нельзя обойтись только какой-то одной молитвой — домашней или церковной. Все эти моменты дополняют один другой и не являются взаимоисключающими. Молясь дома с родителями (утром, вечером, перед едой и после, перед началом и после окончания дела), прибегая к соборной молитве в церкви, молясь в школе воскресной, ребёнок учится всю свою жизнь наполнять молитвой. Всё это даст свои навыки, свои плоды.

Как молиться в школе?

Отец Игорь, что Вы как опытный родитель посоветуете родителям православных школьников − как ориентировать детей в светской школе? Допустим, ребёнок привык молиться перед едой и после, но в общественной столовой он смущается делать это.

− Нужно учитывать общество, в котором учится ребёнок: как класс относится к таким вещам, учителя. Если есть возможность, если классный руководитель воцерковлён, а в классе есть контингент детей, которые ходят в храм, − почему нет?

А если единомышленников нет,  молитва должна быть совершена однозначно, но сделать это нужно про себя.

Важное правило маленького человека

С какой интенсивностью нужно увеличивать детское молитвенное правило?

− Вообще, детское правило  самое простое. На мой взгляд, его не надо увеличивать, главное − чтобы оно было систематичным и регулярным.

А что должно его составлять? Какие молитвы?

− Как правило, это должны быть краткие молитвы. Сейчас доступен большой объём детской духовной литературы, в частности, детские молитвословы, на которые можно ориентироваться. Также есть детские Библии, Евангелия, послания апостолов, жития святых, адаптированные для разного возраста − всё это можно изучать с детками. Главное, чтобы это было систематично и регулярно, что обеспечит духовную дисциплину, без которой движение вперёд любого человека − маленького или взрослого − невозможно.

Нужно смотреть и на ребёнка − сколько он способен выстоять на молитве. Один может постоять, другому нужно сидеть, один выдержит пять минут − и его внимание рассеивается, другой в том же возрасте выдержит десять-пятнадцать минут молитвы. Важно учитывать особенности психики, характера ребёнка. Ни в коем случае не должно быть крайностей.

Нельзя переусердствовать, но и слишком лояльное отношение тоже неполезно. Нужно найти такую середину, при которой ребёнку будет не тяжело и интересно. Важно, чтобы ребёнок потрудился, ведь в духовном делании понуждать себя необходимо. К этому мы должны стараться приучать своих детей, это нужно им разъяснять. Очень важно рассказать, зачем и кому нужна молитва, что для нашего блага, спасения важно молиться Богу − Тому, Кто нас создал (в этом случае можно обратиться к детской Библии или Закону Божию).

Не принуждением, а наставлением

То есть если ребёнку не интересно, не хочется молиться − нужно не настаивать, но стараться привести его к пониманию необходимости молитвы?

— Да, нужно создать ему такие условия, когда он хоть пять минут будет участвовать в молитве. Беседы, рассказы, чтение детской духовной литературы, которая сейчас не только доступна, но и очень грамотно составлена и красочно оформлена — всё это средства. Просто посмотреть картинки — это уже возможность привлечь внимание. А заинтересовав картинкой, можно уже рассказать что-то необходимое для ребёнка. Например, сейчас появилось много книжек с детскими стихами, которые учат основам православия, и родители могут не «читать лекции», а прочитать рифмованные строчки, что детям нравится гораздо больше.

Так что в этом отношении, как и в любой области педагогики, должен быть элемент игры, творческий подход. Например, не хочет ребёнок читать «Отче наш». Мы почитаем с ним православную книжку, посмотрим в ней картинки, поговорим об этой молитве − разве не лучше поступить так, чем через слёзы и конфликты поставить малыша на молитву? В этом вопросе важно не переусердствовать, не перегнуть палку, не сломать, ведь потом так сложно будет выровнять все эти перекосы!

Вообще, было бы замечательно, если бы родители относились творчески ко всем сферам детской жизни: выполнению уроков, навыкам труда. Беседа, разъяснение, игра всегда лучше принуждения.

В поисках золотой середины

Есть родители, которые очень любят длительное молитвенное правило и активно привлекают к этому детей. Как вы считаете, где грань разумного в этом вопросе?

− Как уже было сказано, задача родителей − найти золотую середину, которая будет оптимальной и наиболее радостной для ребёнка. Мы, взрослые, молимся в соответствии со своими духовными возможностями. А они дети, они только становятся на этот путь, наша задача − укрепить их, но не сломать. Не нужно возлагать наши труды на детские плечи — это будет перебор, крайность, ничего общего с золотой серединой не имеющая. По мере возрастания можно пытаться привлекать их к своему молитвенному правилу. Но опять же: нужно смотреть на способности. Нельзя дать двоечнику задание отличника, как и наоборот. К этим вопросам нужно подходить очень мудро, ни в коем случае не уравнивая детей между собой.

Возможно, будет удобно какие-то правила вычитывать только ребёнку, а за какие-то браться вместе.

Молитва и научение

Чему нужно учить ребёнка, кроме молитвы? Я имею в виду духовную почву, базу, которая должна быть у маленького христианина.

− Закон Божий для детей. Без знания Закона Божия невозможно духовно развивать ребёнка. Необходимо изучать историю православия, нашей Церкви. Важно читать Библию для детей, Евангелие для детей. Думаю, это чтение будет полезно и родителям.

Беседовала Екатерина Щербакова

prichod.ru

Как молиться: 11 креативных идей для обучения детей

Очень важно, чтобы мы побуждали детей молиться. Они могут быть довольно громкими, да. И может показаться, что они никогда не дают вам достаточно тишины, чтобы преподать урок или найти минутку, чтобы помолчать.

И все же, когда мы просим их помолиться, иногда они не находят слов.

Это может показаться неловким! Предоставление им инструментов и языка для молитвы может помочь им чувствовать себя менее страшно.

Как мы можем помочь нашим детям обрести уверенность в приближении к Богу и заверить их, что они услышаны в этом разговоре с Богом?

Изображение предоставлено: MoMo Productions/
DigitalVision/Getty Images

Каждый день я разговариваю с каждым из моих детей. Оно всегда начинается с вопроса: «Что ты делал сегодня в школе?» Я задаю своим детям эти вопросы, потому что искренне хочу знать, что хорошо, что плохо, а что безобразно.

У меня близкие отношения с детьми, поэтому они чувствуют себя в полной безопасности, рассказывая мне о том, что у меня получилось, а что не очень. Мы обсуждаем все эти вещи в наших ежедневных разговорах.

Учим детей уверенно молиться

Хотя почти каждый ребенок чувствует себя комфортно в подобном разговоре, он может чувствовать, что у него не хватает слов, чтобы поговорить с Богом. Они могут чувствовать, что у них недостаточно близкие отношения с Богом, чтобы иметь возможность разговаривать с Ним.

У них может быть нездоровый страх перед Богом или просто боязнь, что они могут сказать что-то не то.

Дети могут не понять, что молитва — это просто разговор с Богом, такой же ежедневный разговор с родителями. Бог хочет быть рядом с ними и иметь с ними близкие и безопасные, основанные на доверии отношения!

Вот почему так важно учить детей тому, как они учатся.

Мы и слушаем, и говорим, когда разговариваем, люди. Также важно уделять время тому, чтобы слушать Бога и говорить с Богом.

Разговор с Богом напоминает нам, что Он все контролирует, Он любит нас и хочет быть рядом с нами. Это все часть наших отношений с Ним.

Большинство детей, которые борются с молитвой, задаются вопросом, услышаны ли они и есть ли у них что сказать.

В 1 Иоанна 5:14 говорится: «Вот наша уверенность, когда мы обращаемся к Богу: если чего попросим по воле Его, Он слышит нас».

Как мы можем помочь нашим детям обрести уверенность в приближении к Богу? Как мы можем заверить их, что они услышаны в этом разговоре с Богом?

Вот 11 идей, как научить детей молиться с уверенностью! (И вот 5 вещей, которых следует избегать!)

Изображение предоставлено: PhotoAlto/Anne-Sophie Bost/Getty Images с Богом

Нам нравится использовать аббревиатуру C. H.A.T. чтобы помочь нашим детям младшего возраста узнать больше о молитве. Это напоминает им, что это не страшно — это общение с Богом!

C Обозначает Исповедь

Исповедь — это когда мы рассказываем Богу о том, как мы согрешили — о том, как мы отвернулись от следования за Ним.

Исповедуясь перед Богом, мы показываем Ему, что доверяем Ему все. Знание того, что Он по-прежнему будет любить нас, независимо от того, в чем мы исповедуемся, в свою очередь, приблизит нас к Нему.

Сначала исповедуясь в наших молитвах, мы переживаем более тесные отношения с Богом и знаем, что можем доверить Ему свои просьбы.

H означает Честь

Бог любит наше поклонение. Когда мы чтим Его своими молитвами, особенно после исповеди, это приятно Ему. Мы заявляем, что все, что мы знаем о Нем, является правдой!

Утверждения чести обычно начинаются со слов «Боже, ты ______». И мы рассказываем Ему истины, которые знаем о Нем из Библии!

A означает «Просить»

Бог говорит, что мы можем просить о чем угодно во имя Его, и просьба — это обычно первое, о чем мы думаем, когда дело доходит до молитвы.

Просить — это когда мы излагаем наши просьбы перед нашим Богом. Это происходит после того, как мы укрепили доверие к исповеди и с честью вспомнили о Его качествах.

Часто дети слишком быстро начинают спрашивать, что может отвлечь от благоговейной позы, в которой мы должны находиться во время молитвы.

T означает «Спасибо».

Говорить «спасибо» Богу совершенно естественно для детей. Поощрение их заканчивать свои молитвы выражением благодарности должно быть простым способом ободрить их во время молитвы!

Помогите детям подумать о том, за что они могут быть благодарны. Это может быть что угодно: от ответов на заданные молитвы, до вещей, которые они видят в природе, от своей семьи и даже до мелочей, которыми они наслаждаются!

Разбивая молитву на части, мы помогаем детям замедлиться. Тогда они смогут подумать, с кем разговаривают и почему важно молиться.

Молитва — это способ построить отношения с Богом. Поощрение детей в этом поможет сделать их увлеченными своей верой.

4 фразы для дошкольников

Дошкольники могут не полностью понимать C.H.A.T. аналогия. Поэтому, чтобы упростить им задачу, вы можете использовать такие фразы, чтобы помочь им вспомнить, как молиться:

  • «Извини»
  • «Я люблю тебя»
  • «Пожалуйста»
  • «Спасибо»

Положите четыре листа бумаги в классе или дома с одной из этих фраз, перечисленных на каждом .

В зависимости от возраста и способностей детей, с которыми вы работаете, предложите им нарисовать или написать свои молитвы на каждом листе бумаги.

Для очень маленьких детей рассмотрите возможность использования наклейки для каждой бумаги. Они могут просто приклеивать по одной на страницу каждый день, когда молятся молитвой, соответствующей одной из этих фраз.

Изображение предоставлено: Robert Lang Photography/Moment/Getty Images

Молитва из Писания

Найдите молитву, которой молились в Писании, и распечатайте ее крупным шрифтом. Положите его на журнальный столик или повесьте в специальном месте дома или в классе. Рядом положите фломастеры, мелки или маркеры.

Когда дети будут размышлять над опубликованным Священным Писанием, предложите им использовать маркеры, чтобы изменить местоимения, чтобы сделать их личными, или обвести слова или фразы, которые им запомнились.

Примером является Филиппийцам 1:9-11, « И вот моя молитва: чтобы любовь ваша все более и более возрастала в познании и глубине проницательности, чтобы вы могли различать лучшее и быть чисты и непорочны в день Христов, исполнены плодов праведности через Иисуса Христа, в славу и похвалу Божию».

Ваша семья может изменить «вы» на вашу фамилию. Или вы можете вставить имена детей в вашем классе.

Вы можете написать определения некоторых слов вокруг слов или выделить такие фразы, как «ваша любовь будет изобиловать все больше и больше».

Молитва снаружи/Молитва внутри

Используйте мелки для ванны или маркеры, чтобы написать на окнах, куда мы смотрим наружу!

Вы также можете предложить детям использовать мелки для ванны, чтобы написать молитвы за людей в вашем доме на стенах ванны и душа. Это место, где мы часто проводим некоторое непрерывное время, чтобы молиться.

Поощряйте детей использовать мелки для ванны, чтобы писать молитвы за людей и вещи за пределами их дома на окнах в их домах. Затем, когда они смотрят наружу, им напоминают о том, о чем молиться.

В классе вы можете использовать маркеры на доске, чтобы написать молитвенные просьбы в церкви. И вы можете использовать маркеры на окнах, чтобы написать имена людей, о которых ваши дети молятся, чтобы они пришли в церковь!

Google Map Prayers

Найдите вид со спутника на вашу церковь, школы ваших детей или дома ваших детей.

Распечатайте их или раздайте своим электронным устройствам. Пока его передают по кругу, каждый ребенок может помолиться за то, что он видит на картинке. Они могут молиться за свой дом, своих соседей, свою школу, церковь или даже другие места скопления людей.

Молитва с головы до пят

Чтобы дать детям осязаемый способ поговорить с Богом, соотнесите темы молитвы с различными частями их тела. Пусть они укажут на свои:

  • Пальцы ног: Молитесь, чтобы они всегда ходили путями Божьими и следовали за Ним. Признайтесь, что они могли отклониться от Божьего пути.
  • Колени: исповедуйтесь, когда они не преклоняли колени в молитве к Богу, но пытались делать что-то самостоятельно. Почтите Бога словами, которые они могли бы использовать для Царя, когда вы преклонили колени перед Ним.
  • Животик: Слава Богу за все, что Он дает нам, включая нашу еду!
  • Руки: Молитесь о способах служения людям, прося Бога дать им возможность служить ближним и друзьям.
  • Уши: Молитесь, чтобы они слышали Божий голос выше всех остальных и чтобы они прислушивались к нуждам окружающих их людей.
  • Рот: Молитесь, чтобы они мужественно говорили Слово Божье тем, кому нужно его услышать.
  • Глаза: Молитесь, чтобы они искали Бога, и чтобы Бог дал им глаза, чтобы видеть других людей, которым может понадобиться знать, что они известны и любимы Богом.
  • Голова: Молитесь, чтобы они имели «ум Христов» (1 Коринфянам 2:16) и всегда думали о других, мыслили чистыми мыслями и не беспокоились и не боялись. Дети также могут признаться в том, что у них, возможно, не было разума Христа.

Молитвенные паутины

Включите тихую музыку и дайте каждому ребенку лист бумаги и цветные карандаши или мелки. В центре листа попросите их написать утверждение, начинающееся со слов «Бог есть…»

Пока играет музыка, дети могут тихо молиться и писать (или рисовать) о том, кто такой Бог, и о просьбах, которые у них есть. сердца.

Они могут рисовать или писать о людях, за которых они могут молиться, или о вещах, за которые они могут благодарить Бога.

Они могут связать каждый новый запрос со своим утверждением «Бог есть» в центре, используя цвета и различные формы линий, которые превращаются в молитвенную паутину, чтобы напомнить им, кто такой Бог.

Молитвенные стикеры

Разложите стикеры на столе. Напишите на трех участках стены или белой доски заголовки «О чем молиться», «О чем молились» и «Ответы на молитвы».

Попросите детей из вашего класса или членов вашей семьи написать просьбы на заметках, по одной просьбе на стикере.

Наклейте заметки под заголовком «О чем молиться». Поскольку разные люди молятся о каждой нужде, они могут перемещать заметки в раздел «О которых молятся».

Когда человек, запросивший молитву, увидит ответ, он сможет переместить заметку в заголовок «Отвеченные молитвы»!

Имена Бога Молитвы

Найдите список имен Бога, которые используются в Писании. Посмотрите, сможете ли вы найти хотя бы одно имя на букву алфавита, хотя вам, возможно, придется проявить изобретательность с «x».

Попросите детей сесть в круг и по очереди молиться по одной строчке, используя одно из имен Бога в списке.

Например, вы можете молиться: «Свет мира, я молюсь о том, чтобы люди обращались к вам за надеждой, когда становится темно».

Молитвенные письма «Это несправедливо»

Дети могут думать о многих вещах, которые кажутся несправедливыми. Один из способов научить их молиться плачущими молитвами — это попросить их написать молитвенные письма Богу.

Обсудите некоторые вещи, которые кажутся им несправедливыми — либо личный опыт, либо проблемы, о которых они знают в мире. Предложите детям излить свои молитвы «это несправедливо» Богу в письме, прося Его исправить это.

Объясните: молитвы плача показывают, что мы понимаем, что вещи не такие, какими их задумал Бог. В результате вашего объяснения дети получают напоминание о том, что это нормально, когда мы говорим Богу, что мы верим, что Он любит нас, даже если мы не понимаем, что Он делает.

Строительные молитвы

С помощью кубиков Lego или деревянных блоков напишите одно слово или фразу из разных списков вещей в Библии. Примерами могут быть плоды духа, последние наставления в 1 Фессалоникийцам 5 или Филиппийцам 4:8 (все «что угодно»).

Стройте башни, используя эти блоки слов, молясь за каждую из них, когда вы складываете следующий блок. Вы можете даже распаковать их и сделать это снова. И на этот раз молитесь о том, чтобы другой человек испытал эти вещи.

Очень важно, чтобы мы поощряли детей молиться и давали им инструменты и язык, которые помогут им не бояться молитвы.

И, обучая детей более глубоким отношениям с Богом, не забывайте о своих собственных! Иногда мы так хорошо руководим, что наша собственная духовная жизнь начинает смердеть.

  Обновлено 20 апреля 2021 г.

Увлекательные способы молиться вместе с детьми

Как верующие и родители, мы больше всего на свете хотим видеть, как наши дети влюбляются в своего Спасителя. Но в то же время многие из нас чувствуют себя неадекватными своей роли в этом процессе.

Мы неопытные духовные сопровождающие. Что, если мы как-то ошибемся? Даже простая задача научить детей молиться может заставить нас задуматься, «правильно ли мы это делаем».

Тайна молитвы

Часть проблемы, я думаю, в том, что молитва сама по себе является тайной – она одновременно и проста, и непонятна. Научив нашего малыша просто молиться: «Спасибо, Иисус, за мою семью», прямо перед тем, как заснуть, мы приседаем рядом с его кроватью, наблюдая за ним и задаваясь вопросом: Это все? Этого достаточно? В то же время мы не решаемся навязывать длительные молитвы детям школьного возраста, опасаясь, что они откажутся от молитвы.

Возможно, будет полезно вспомнить, что молитва в первую очередь касается взаимоотношений. В начальные годы не время беспокоиться о том, следуют ли ваш сын или дочь молитвенникам, таким как аббревиатура ACTS, и охватывают ли они поклонение, исповедь, благодарение и прошение в равной мере!

Не беспокойтесь о том, что вы молитесь правильно. Просто поставьте перед собой простую цель: всегда стараться, чтобы ваша любовь и волнение по поводу Христа сияли, когда вы молитесь со своим ребенком. И да, молитва всегда должна быть благоговейной и уважительной, но это не значит, что она не может быть и веселой! Дружба строится на совместном веселье в самых разных условиях. Почему построение дружбы вашего ребенка с Иисусом через молитву должно быть каким-то другим?

13 забавных способов молиться вместе с детьми

Если во время молитвы с детьми не помешает встряска, вот несколько идей, которые помогут вам внести немного больше разнообразия. А если у вас есть собственные идеи, которые понравились вашим детям, поделитесь ими с другими родителями на нашей странице в Facebook.

1. Спасибо за свет Сына

Разбудите детей до восхода солнца и погрузите их в машину, завернув в уютные одеяла. Подъезжайте к удобной или живописной точке обзора и ждите, пока солнце не взойдет из-за горизонта. Созерцая эту холодную, темную сцену, попросите своих детей подумать о том, какой была бы жизнь, если бы не пришел Иисус, — жизнь без надежды и без уверенности в Божьей любви. Молитесь и благодарите Иисуса за все благословения, о которых вы думали. Вы можете дополнить идеи своих детей, прочитав вслух некоторые причины, по которым Иисус пришел на землю. Некоторые соответствующие стихи: Иоанна 6:38-40; Иоанна 10:10; Иоанна 16:7,13; Иоанна 14:2-3; Иоанна 14:12-14; Иоанна 12:44-46.

2. Музыкальные размышления

Молитвенные хвалебные песни Господу помогают активной молодежи успокоить свой разум и тело и сосредоточиться на Иисусе. Некоторые хиты, которые хорошо работают как молитвы, поемые Господу, включают Прежде всего, Ты мой король (Удивительная любовь), Бог чудес и Shout to the Lord . Скорее всего, у вас тоже есть свои любимчики. Если у вас есть нежные музыкальные инструменты, такие как шейкеры или треугольник, вы можете позволить ребенку подыгрывать им. Детям постарше также может нравиться вместе молиться псалмом или петь его как музыкальную песнь. Добавьте несколько навязчивых музыкальных тонов, позволив осторожным детям провести влажным пальцем по краю хрустального бокала или просто легонько постучать по стеклу ногтем. Изменение уровня воды в каждом стакане даст разные тона.

3. Молитва при свете фонарика

Вечером сделайте особенной молитву перед сном, собравшись вместе под «молитвенной палаткой». Сядьте бок о бок на кроватку вашего ребенка и накиньте на вас обоих запасную простыню, чтобы создать молитвенную палатку, а затем вместе помолитесь при свете фонарика. Чтобы узнать о некоторых хороших стихах из Писания, чтобы помолиться в своей молитвенной палатке, ознакомьтесь с Псалмом 139.

4. Делитесь моментом

Молитвы «Разделите момент» помогают детям помнить, что Иисус с ними каждую минуту дня. Непосредственно перед тем, как вы испытаете что-то особенное и чудесное, найдите минутку, чтобы пригласить Иисуса поделиться с вами этим опытом. Например, на вершине водной горки вы можете молиться: Будь с нами, Господь, и поделись этим забавным слайдом вместе с нами. Мы так благодарны, что Вы создали это для нас, чтобы наслаждаться!

5. Общие интересы

Убедите ребенка, что Иисус хочет слышать обо всем, что у него на уме. Просто предложите им помолиться, сказав: Бог любит слушать о том, что вы любите. Хотели бы вы сегодня поговорить с Ним о грузовиках? Чтобы донести до них идеи, вы можете сначала прочитать книгу на любимую тему вашего ребенка, а затем рассказать Иисусу о том, что вы узнали.

6. Стопка рук

Чтобы помочь малышам оставаться сосредоточенными во время семейной молитвы, попросите одного человека положить руку на середину стола, а затем пусть все остальные члены семьи положат одну руку сверху, чтобы создать «стопку» Руки. Человек, чья рука находится у основания стопки, ходит первым, произнося молитву одним предложением, вытягивая руку и кладя ее на вершину «стека рук». Затем следующий человек, чья рука сейчас внизу, молится, вытягивая руку и кладя ее на вершину стопки. Когда вы чувствуете, что пора остановиться, взрослый (чья рука внизу) поднимает стопку рук. Это сигнал всем сказать «Аминь!» и дай пять человеку рядом с ними.

7. Центр внимания

Выберите определенный день недели для молитвы за одного члена семьи, а затем помолитесь вместе за обеденным столом после ужина. Например, по понедельникам вы можете молиться о конкретных благословениях для папы; по вторникам для вашего старшего ребенка; по средам, за следующего старшего и т. д. Ваш ребенок обязательно будет внимательно слушать, чтобы услышать, о чем вы молитесь за него! В процессе они узнают, как молиться за других. Выработка этой привычки может быть полезной в подростковом возрасте, когда ваш ребенок может неохотно сообщать о своих молитвенных нуждах.

8. Молитвы таймера яиц

Это молитва с вызовом! Установите таймер для яиц на минуту или две, а затем помолитесь за одного конкретного человека. Посмотрите, сколько различных благословений вы можете помолить за этого человека, прежде чем прозвучит звуковой сигнал таймера для яиц.

9. Газетная молитва

Газетная молитва, больше подходящая для детей старшего возраста, поможет вашей семье не забывать молиться за людей в других регионах мира. Дайте каждому члену семьи отрывок из газеты и 10-15 минут, чтобы просмотреть его, выявляя любые пункты, которые могут стать предметом молитвы. Затем соберитесь всей семьей и помолитесь о вещах, выбранных каждым человеком, которые нуждаются в молитве. (Эта идея взята из книги Вера начинается с домашней молитвы Марка Холмена.)

10. Избранное Facebook

Это похоже на газетную молитву. Попросите каждого из ваших детей старшего возраста проверить последние сообщения в Facebook от друзей и контактов на миссии полного дня. Помолитесь вместе над молитвенными просьбами, которые вы обнаружите.

11. Молитвенная колода

Подготовьте небольшую стопку карточек, на каждой из которых будет фотография того, за кого вы регулярно молитесь. Каждый вечер после ужина перетасовывайте карты и раздавайте по одной или более карт каждому члену семьи. По очереди молитесь за людей, изображенных на полученных вами карточках.

12. Молитва про себя

Чтобы ввести понятие «молитва про себя», намеренно прерывайте ребенка несколько раз во время разговора. Затем объясните, что иногда мы можем слишком много говорить во время молитвы и перебивать Иисуса, когда Он пытается нам что-то сказать. Добавьте время ожидания и слушания в конце хвалебной молитвы или после молитвы по Писанию.

13. Удобный молитвенник

Если ваш ребенок готов к более длительной молитве, эти простые жесты рукой помогут ему вспомнить несколько различных аспектов молитвы: Для хвалы направьте указательный палец к небу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Дет

Могут ли быть муж и жена свидетелями на свадьбе: «Могут ли муж и жена быть свидетелями на свадьбе?» — Яндекс Кью

Можно ли женатым быть свидетелями на свадьбе
Свидетели повсюду сопровождают молодых на торжестве бракосочетания. Они также обязаны помочь новобрачным в любой ситуации, если это потребуется.  Так

Дет

Дети водолеи девочки: Ребёнок-Водолей — подробная характеристика знака зодиака и описание характера

Ребёнок-Водолей — подробная характеристика знака зодиака и описание характераВодолей — одаренный воображением, идеалистический, интуитивныйРодителям повезло, если их малыш появился на свет под созвездием Водолея. Эти

Дет

Мультики для детей православный: Православные мультфильмы для детей | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Православные мультфильмы для детей | Воскресенский храм (старый) г. ВичугаНазад к списку > ВидеоСписок мультфильмов для детей, которые можно смотреть онлайн на сайте. Это лучшие мультфильмы,

Дет

Детские поздравления с днем рождения папе от сына: Стихи папе на День рождения: 100 лучших

красивые слова поздравления на Пожелание.РуВ жизни каждого молодого человека важную роль играет папа. Он является примером для подражания, эталоном мужества, надежным другом и любящим отцом.