Как с детьми обращаются в детских домах: почему я не смог больше работать в красноярском детдоме / Новости общества Красноярска и Красноярского края / Newslab.Ru

Дет

Содержание

«В этой системе выгодно быть жестоким»: как жизнь в детском доме делает из детей насильников

Людей, не знакомых с системой детских домов, шокировала бесчеловечность подростков, нарушающих очевидные для психически здорового человека табу.

Но что воспитывает в детях-сиротах такую жестокость? Почему в произошедшем нельзя обвинить только самих парней, обижавших ребенка? Для выпускниц детских домов видеозапись не стала открытием, потому что когда-то жестокость была их повседневностью.

Вера: «Воспитатели побаивались жестоких, а милосердными командовали»

– У многих людей, посмотревших видео, шок вызвало отсутствие у подростков очевидных для нас табу, например, что нельзя издеваться над малышом. А что вы думаете?

– У сирот такое вообще отсутствует. Они могут спокойно двухлетнего и изнасиловать. Это вполне для них нормально.

Мой сын тоже смотрел это видео. Ему 13 лет, он подросток. Он говорит: «У меня бы рука не поднялась ребенка маленького ударить или поиздеваться». Потому что мой сын растет в любви, в защите. Он спокоен. А дети-сироты постоянно в стрессе. Я тоже постоянно в стрессе была.

Дети, которые ранее сталкивались с насилием, передают его другим.

Все говорят, что надо разделить маленьких детей и больших. Нет, даже подростков с подростками надо разделить на малые группы: по пять, максимум, шесть человек. И важно, чтобы за ними была закреплена воспитательница. Я считаю, что должны быть группы семейного типа, но никак не детские дома. У нас вот в классе было 20 детей и одна воспитательница. Этого не должно быть. Ребенок должен расти в любви и заботе.

Этот маленький ребенок… он, допустим, не запомнит это преступление, но тело-то будет помнить, психика будет помнить. Он вырастет, и, если он в семью не попадет, может передать это и другим детям.

– Как в таких ситуациях реагируют дети и воспитатели? Это норма, или кого-то такое могло возмутить?

– Ну, для системы это норма. А то, что допустили истязание такого маленького – это вина взрослых, которые там работают. Они не должны были малыша оставлять без присмотра и внимания. Он еще не понимает, что с ним совершают преступление. Но в психике его это откладывается, несомненно.

– Может ли страх близости, любви быть причиной жестокости по отношению к тем, кто вызывает такие чувства? В этом случае – к малышу.

– Да, да. У меня было такое. Были моменты, когда хотелось к кому-то приблизиться, но у меня потом был страх, отторжение, и мне хотелось человека оттолкнуть. Это у всех сирот так. Мы в этом не виноваты.

Мы все покалеченные. Система калечит до конца дней жизни. Ребенку с рождения до четырех лет нужен близкий контакт. Если его нет, то все, цепочка разрушена, ее уже ничем не залатаешь.

Ужасно, когда в это время ребенок в системе. Ему нужно внимание, любовь, близкий контакт. Так ребенок развивается, стабилизируется его психика. Он не находится в стрессе.

А дети-сироты, лишенные контакта… Они постоянно в стрессе. Мы постоянно были в стрессе. Сколько нас ни корми, были вечно голодные.

– У многих людей, посмотревших видео, такая реакция: подростки – отморозки, которых нужно осудить, наказать, изолировать. Как вы думаете, это решит проблему?

– Нет, нет, нет! Они, безусловно, виноваты, но процентов на 20–30. Остальное все за них сделала система, вот эту всю жестокость заложила, которую они выплескивают. Их вины тут нет.

Естественно, с ними нужно проводить профилактическую беседу, что нельзя так с маленькими детьми обращаться. Но их вины нет. Они в душе этого, может, и не хотели делать, но сделали, потому что отдают то, что сами получили.

– Как работать с такими трудными ребятами? Можно ли что-то исправить?

– В семью забрать и все. Реабилитировать. Чтобы они почувствовали себя нужными. Понимаете, они чувствуют себя отторгнутыми от этого мира, ненужными. И они эту всю жестокость вымещают на более слабых детях, кто не может дать сдачи.

– Возможно ли вообще после детского дома научиться любить? Как это было в вашем опыте семейной жизни?

– Я скажу честно. Я, когда родила, я ничего не чувствовала.

Сейчас я не могу сказать, что у нас очень близкий контакт, мы как друзья с сыном. Если он что-то спрашивает, я даю совет. Но такого вот близкого контакта… Может, я не позволяю, исходя из того, что у меня такого не было… Ну, еще он у меня мальчишка, подросток уже.

– Не все понимают, что подобное происходит в детдомах часто, это далеко не единичный случай. Что провоцирует в детях такую жестокость?

– Понимаете, когда дети проявляют к более слабому ребенку жестокость, они как бы перед другими самоутверждаются. Чем более жестокий ребенок, тем он больше виден другим. Он считает себя лидером. А дети, которые не трогают младших… их шугают. Считают, что они не от мира сего. Вот у нас такое было. Именно насилие больше поощряется.

Так и среди воспитателей: чем более жестокая, тем больше у нее грамот, тем лучшим специалистом она считалась. А добрые, они не в счет были. Были воспитатели, которые проявляли к нам заботу, забирали нас домой, но они были как невидимые. Но больше было жестоких.

Добрые воспитатели вымирают. Вроде приходят сначала: «Жалко-жалко». А потом сравниваются с системой.

Еще, понимаете, воспитатель приходит, она видит личное дело ребенка. «Строимся в пары, ходим в туалет». Ребенок выполняет ее команды, и она уже чувствует над ним власть. Его за вещь считает, видит, что он один. Конечно, если бы она видела, что у ребенка папа – судья, мама – полицейский, было бы к ребенку другое отношение. А тут: ребенок один, он ее команды выполняет, она знает личное дело. Какая-то воспитатель проявляет милосердие, а какая-то – жестокость. Власть – это как наркотик.

– И по такой же модели дети потом взаимодействуют с другими детьми?

– Да, да.

– Как воспитатели относились к жестоким детям и как к добрым? Было ли такое, что жестокость среди детей поощрялась?

– Они побаивались жестоких, плясали под их дудку. А добрыми командовали. С более жестокими они уже не справлялись, побаивались их.

– Жестоким быть выгодно?

– Да! В этой системе выгодно жестоким быть, все верно.

Я видела это видео, ребенка бьют по голове… Для меня это вообще ни о чем. Я и жестче видела. Например, до сих пор не могу… ну, это тысячный случай. Когда мы со старшеклассницами сбежали в соседний поселок, потом пришли в интернат…

Меня две старшеклассницы держали, другая меня раздевала и била руками, кулаками. Девять лет было мне. Тогда ни видео, ничего не было.

Потом мне воспитательница принесла полдник, я в нее его швырнула. Она спросила: «Что случилось?» Я ничего не сказала, так до утра и пролежала. Потом пошла к директору, пожаловалась, наказали их.

Это норма. Некоторые дети смиряются. Я еще хоть как-то боролась, у меня душа не воспринимала вот это все насилие. Я раз пожалуюсь, два отомщу, меня уже в следующий раз могут не тронуть. А других, которые не защищались, сдавались, считали, что это уже норма в их жизни… их и дальше так. Могли запросто подойти и пнуть, это нормально в системе. Эта жестокость – норма.

Мы очень много перенесли жестокости по отношению к себе. Нас всех надо реабилитировать, нужно выплачивать пожизненные выплаты. С тем, что мы перенесли, очень тяжело жить.

Света: «Многие наши ребята приходили из армии. Говорят, одно и то же. Что интернат, что армия, что тюрьма»

– У нас среди ребят таких вопиющих случаев не было… Во-первых, это безнаказанность. Во-вторых, озлобленность, их воспиталки обижают. Педагоги их сильнее, естественно, выплеснуть злость не на кого, и они направляют эту злость, конечно, на тех, кто слабее. Это делают мальчики, девчонки таким реже занимаются.

Воспитание нулевое. А воспитания почему нет? Потому что сами педагоги – не профессионалы. Безработные идут туда, без понимания, без опыта. Они бессердечные, пустые. Нормальный человек с сердцем и душой не может там работать. Его обязательно злая часть выгонит из этой системы.

Дети, которые видят жестокость, быстро принимают ее и всасывают в себя. Если педагогу и воспитателю можно, значит, и мне можно, понимаете? Если он ненаказуем, значит, и я буду ненаказуем.

Эти люди, которые сейчас у них там преподают… Бога внутри нет. Что хочу, то и творю. А тем более в закрытом криминальном мире.

В каждом ребенке все равно присутствует чистота любви. Они боятся, что у них это отнимут воспиталки, которые над ними. Тут мальчики выразили свою злость. Они взяли вот эту безнаказанность от старших педагогов. Это первое. А второе – это желание отомстить, вылить свою злость.

Естественно, им обидно, они не понимают, за что они судимы. А персонал, который их осуждает, он сам так и поступает с детьми: что хочу, то и велю. Это происходит в закрытом обществе. Никто этого не знает и никто ребенка не выслушает, он беззащитен.

Поэтому персонал и… как в тюрьмах, как на зонах. Одна и та же ситуация.

У ребенка прав нет, они все сразу стерты. Он без имени, без фамилии, без мамки, без папки. Значит, ты сволочь последняя.

Во многих интернатах это практикует именно персонал. Естественно, ребята ведут защиту злобой. Сказывается все именно на младших.

– Эти мальчики же как раз и ведут себя с малышом, как в тюрьме или армии?

– Да-да, в армии то же самое. Наши ребята приходили из армии, говорят: одно и то же. Что интернат, что армия, что тюрьма. Кто сидел, то же самое говорили. Порядок, строй армейский, воспитание тюремное, старшие обязательно обижают. С верхушки это идет, эта злоба.

– Могут ли такие ребята, как эти парни, измениться?

– При правильном отношении – дать им их права, имя, правильный социум. Показать, что они – люди. Они же озлоблены, потому что защищают свои права, которые у них отняли. Если им дать это, они изменятся. Любой человек воспитывается добром, поверьте. Все изменится. Жизнь учит любого: он плохо сделал, ему дважды хуже сделают.

Этих подростков надо к психологу. Убрать их пока из этого интерната, потому что они будут бояться правду говорить. Откуда еще такое поведение? Это именно персонал. А психологи все узнают, откуда что и чего.

Эта злоба идет с детства. Кто их обижал? Они хотят вылить злобу, насладиться этой свободой. Почему персоналу можно? Они ведь в домашних условиях воспитались, у них вот откуда эта злоба и беспредельщина в душе? Ни Бога, ничего не боятся.

– Как может проявляться жестокость со стороны воспитателей?

– Ну, ужином не накормить, отнять вещи, лишить тебя свободного времени. Ударить по затылку, подарок отнять. Вот в этих мелочах, понимаете. У каждого интерната свое, у нас вот так было.

– И такое могло быть без причины?

– Да-да, без причины. Вот она невзлюбила мальчишку или девчонку, все, она как коршун будет над жертвой, коршун! Подавить, подавить! И она этим наслаждается, своей злобой и тем, что мучается жертва.

Иллюстрации Дмитрия Петрова/ pexels. com

Как живут дети-сироты

Олеся Капитула

узнала ответы на вопросы о сиротах

Профиль автора

В России работает больше тысячи организаций для сирот и детей, которые остались без попечения родителей.

В детском доме у воспитанников нет любящих заботливых родителей, поэтому они не могут нормально развиваться, как их сверстники. В учреждении за детей все делают воспитатели: готовят, убирают, выбирают, что надеть и куда идти гулять. Поэтому после детского дома большинство выпускников не умеют делать базовые вещи: планировать бюджет, платить квартплату, устраиваться на работу, отвечать за свою жизнь.

Я работаю в благотворительной организации «Детские деревни SOS» с 2021 года. Мы с 1994 года помогаем детям-сиротам, а с 2005 года — семьям в кризисном положении, чтобы дети оставались в семье и не попадали в учреждения. Расскажу, почему надо закрывать детские дома, как туда попадают дети и какая есть альтернатива.

В ответах мне помогали сотрудники нашей организации: советник по общественно-правовым вопросам Диана Зевина, руководитель программ профилактики социального сиротства и укрепления семьи Ольга Липницкая, советник по молодежным и образовательным программам Татьяна Смирнова, директор по развитию программ Юлия Бернова и ведущий специалист по работе со сторонниками Анна Марасаева.

Вы узнаете

  • У всех ли сирот нет родителей
  • Что плохого в детских домах
  • Почему важно закрывать детские дома и что должно быть вместо них
  • Правда ли, что выпускники детских домов ничего не умеют
  • Правда ли, что у всех детей из детского дома плохие гены и проблемы с психикой
  • Как помочь детям-сиротам
  • Как забрать ребенка из детдома
  • Можно ли передумать и отказаться быть приемным родителем
  • Как сделать так, чтобы сироты вообще не появлялись

О важном

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т⁠инькофф Журнала «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».

У всех ли сирот нет родителей?

Стоит различать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сироты — это те, у кого один или оба родителя умерли или пропали без вести. Таких, по данным Росстата, среди выявленных за 2020 год детей без попечения родителей было 29%.

ст. 1 закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…»

Остальные — это так называемые социальные сироты. У них живы один или оба родителя, но они не могут или не хотят воспитывать детей из-за сложных жизненных обстоятельств, химической зависимости, психической болезни или по другой причине. В этих случаях суд ограничивает их в родительских правах или лишает их. Заботу о таких детях берет на себя государство: оно находит ребенку замещающую семью или помещает его в сиротское учреждение.

ст. 70 СК РФ

Также родители могут временно поместить детей в интернат, пока решают проблемы с жильем, работой и здоровьем. Некоторые семьи не могут сами справиться с проблемами, поэтому иногда дети остаются в учреждении надолго или до совершеннолетия.

Бывает и так, что родители забирают детей обратно в семью, а затем снова отдают в детский дом. В некоторых регионах в сиротских учреждениях находятся до 70% детей, которые оказались там по заявлению родителей. Их нельзя устроить в приемную семью, поскольку у них есть законные родители. Таких подопечных не учитывают в официальных показателях числа детей-сирот.

/guide/troubled-family/

Какие семьи считаются неблагополучными

Кровным семьям в кризисе помогают государственные социальные службы и НКО. В нашей организации есть программа профилактики социального сиротства и укрепления семьи. В ней мы помогаем семьям, в которых дети могут лишиться родительской опеки.

Программа профилактики социального сиротства — благотворительная организация «Детские деревни SOS»

Мы работаем с каждой семьей индивидуально: вместе составляем план, где прописываем цели и необходимые шаги для их достижения. Родителям бесплатно помогают психологи, юристы и специалисты по социальной работе. Мы хотим, чтобы семьи научились сами справляться с проблемами и дети не попадали в учреждения.

Родная кровная семья — наибольшая ценность для ребенка.

В программах профилактики социального сиротства и укрепления семьи мы помогаем семьям и детям в Москве, Подмосковье, Петербурге, Казани, Великом Новгороде, а также в Орловской, Мурманской, Ленинградской, Псковской и Вологодской областях.

Мы ежегодно поддерживаем около 2 тысяч семей в сложной жизненной ситуации, в которых воспитывается более 3 тысяч детей. За все время нам удалось помочь более 16 тысячам семей — 80% из них преодолели кризис и научились сами заботиться о своих детях. Это значит, что тысячи детей не стали сиротами благодаря нашей работе.

Что плохого в детских домах?

Детский дом — это место, рассчитанное на коллективное проживание. В учреждении дети живут в группах, а взрослые, которые их воспитывают, меняются в зависимости от графика. У воспитанников нет собственного значимого взрослого — человека, который любит ребенка и которому важен именно он. Это травмирует детей, не дает сформировать здоровое чувство привязанности и плохо влияет на их физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Книга «Брошенные дети: депривация, развитие мозга и борьба за восстановление» — издательство Гарвардского университета, перевод фонда «Обнаженные сердца»

Согласно Бухарестскому проекту по раннему вмешательству, в котором исследовали детские дома Румынии, за каждые три месяца в учреждении физическое развитие ребенка отстает примерно на месяц. Также у воспитанников детских домов бывают проблемы с привязанностью и психическим здоровьем. У многих спустя год после размещения в семье нормализуются показатели развития. Но некоторым нужна более длительная помощь.

Особенно вредно жить в учреждении детям до четырех лет: в этом возрасте малыш беспомощен и зависит от родителя. Когда рядом нет постоянного взрослого, ребенок инстинктивно чувствует сильнейший стресс. Это тормозит его развитие по всем направлениям: интеллект, эмоции, физическое развитие.

Пока сверстники в нормальных условиях познают мир, ребенок в детском доме замирает, чтобы выжить.

На первом году жизни у малыша формируется привязанность, которая строится на основе контакта с близким взрослым — это должен быть один и тот же человек. Она развивается с нарушениями, если люди вокруг все время меняются и не откликаются на сигналы ребенка.

Такому малышу во взрослом возрасте будет сложно строить отношения, потому что он не умеет доверять, ведет себя агрессивно или стремится к манипулированию. Ребенок не понимает чувства других людей, не различает своих и чужих.

Рисунки подопечных благотворительной организации «Детские деревни SOS» — на многих изображены именно взрослые, которые так важны детям

В 2022 году мы вместе с другими российскими НКО создали коалицию «Семья с рождения». Мы хотим, чтобы к 2027 году дети до четырех лет жили в кровной или приемной семье. Сейчас мы с коллегами разрабатываем дорожную карту с конкретными шагами, чтобы достичь эту цель.

В 2015 году в России началась реформа сиротских учреждений. Теперь законодательно закреплено, что детский дом — временное место жительства ребенка. Руководство учреждения и органы опеки должны делать все, чтобы вернуть воспитанника в кровную семью или устроить в приемную. Сейчас дети живут в небольших — по 6—8 человек — разновозрастных группах, ходят в общеобразовательную школу. Братьев и сестер стараются не разлучать.

Постановление правительства от 24.05.2014 № 481

До этого многие сиротские учреждения в России были школами-интернатами, на уроки дети переходили в другой корпус и редко покидали пределы огороженной забором территории. Группой обычно был их класс, а братья и сестры попадали в группы по возрасту или в разные учреждения.

Прообразом реформы детских домов в какой-то степени послужила организация жизни в наших детских деревнях, где в семьях живет от четырех до восьми детей, а братья и сестры никогда не разлучаются. В Национальной стратегии действий в интересах детей 2012—2017 годов были прямые отсылки к опыту нашей НКО — о работе организации я расскажу ниже.

Почему важно закрывать детские дома и что должно быть вместо них?

Мы и другие представители профильных НКО уверены: сиротские учреждения нужно реорганизовывать из мест, где дети живут без родителей, в центры, где помогают семьям с детьми.

Как я уже говорила, необходимо помогать кровным семьям в кризисе, чтобы ребенок остался с родителями. Если это невозможно, то он должен попадать в приемную семью. Когда родителям нужно лечь в больницу или на реабилитацию, дети должны это время находиться в замещающих семьях, а не в учреждениях.

Один из примеров такого устройства — международная благотворительная организация «Детские деревни SOS». Первая такая деревня появилась в Австрии в 1949 году, и сегодня они существуют в 137 странах мира.

/mothers-on-the-edge/

Как помочь родителям сохранить детей в семье

В Россию эту идею привезла журналистка Елена Брускова. Так, в 1996 году в поселке Томилино в Подмосковье построили первую российскую детскую деревню. С тех пор они появились еще в пяти регионах: Орловской, Мурманской, Псковской, Вологодской областях и Петербурге.

Слово «деревня» не стоит понимать буквально: у нас нет приусадебных хозяйств, коров и гусей. Все деревни интегрированы в городскую инфраструктуру, а некоторые расположены в черте города.

Каждая наша деревня устроена так: на одной территории построены 10—14 коттеджей, в каждом домике живет одна семья, в которой от четырех до восьми детей разного возраста. Дети к нам попадают из приютов и других сиротских учреждений — для этого мы сотрудничаем с органами опеки. Ребят воспитывают профессиональные родители, которые прошли подготовку и продолжают обучение в течение всей жизни.

«SOS! Ищем маму» — текст на «Таких делах» про SOS-мам

Родителями в деревне чаще всего становятся одинокие женщины, но бывают и семейные пары. Родители пишут нам и, если есть вакансия, мы приглашаем их на работу. Затем они проходят собеседование с психологом, длительное обучение, многомесячную стажировку и только потом переезжают к нам.

Жизнь в деревне — полноценная работа, родители живут здесь круглосуточно. К ним могут приезжать родственники и друзья, они сами тоже могут выезжать за пределы территории, ездить в путешествия вместе с детьми.

Кроме приемных родителей в деревне есть педагоги, психологи, логопеды и другие специалисты. Они работают как с детьми, так и с их родителями. Жизнь семьи в детской деревне проходит как в обычной приемной семье: все дети ходят в обычные детские сады, школы или колледжи, затем поступают в вузы.

С 18 лет дети по закону считаются совершеннолетними и начинают жить отдельно. Однако порой мы сопровождаем подопечных до 20—23 лет, пока они не станут готовы к самостоятельной жизни. Когда ребята начинают жить отдельно, они могут приезжать в деревню, чтобы навещать своих мам.

Так выглядят коттеджи в детской деревне — в каждом живет семья с 4—8 детьми разного возраста

Правда ли, что выпускники детских домов ничего не умеют?

Спонсоры и волонтеры дарят воспитанникам детских домов подарки на праздники, возят их на экскурсии и концерты — все, что нужно для жизни, появляется как бы само собой.

Сообщество 16.12.21

Можно ли дарить детям в детских домах подарки на Новый год?

В сиротском учреждении дети никак не влияют на появление и выбор еды, вещей, развлекательных мероприятий. Они вырастают с ощущением, что от них в жизни мало что зависит.

Также часто выпускники детских домов уверены, что им все всё должны: спонсоры обязаны купить телефон взамен сломанного, волонтеры — привезти конфеты на Новый год.

Поэтому после учреждения сиротам сложно адаптироваться к самостоятельной жизни. Ведь снаружи мир не такой, как внутри детского дома: нужно отвечать за себя и свои поступки, планировать будущее, выстраивать отношения с людьми. Со всем этим у выпускников детских домов, как правило, есть трудности: им тяжело устроиться на работу и удержаться на должности, они быстро тратят ежемесячные пособия, а потом берут кредиты, которые не могут отдать.

Бывает так, что дети выпускников детдомов тоже попадают в учреждения: у их родителей не хватает понимания, что нужно ребенку, как о нем заботиться, как устроена семья и для чего она нужна.

Часто молодые выпускницы детских домов оказываются одни с ребенком на руках или уже несколькими детьми. Девушек некому поддержать и чему-то научить, им часто не на что и негде жить. Это приводит либо к отказам от детей, либо к их изъятию органами опеки. Большинству таких семей можно помочь, и с поддержкой они смогут вырастить своих детей сами. На государственном уровне это делается недостаточно, поэтому такую помощь предлагают разные НКО.

Конечно, среди выпускников детских домов есть целеустремленные ребята, которые хотят добиться всего сами. Но большинству для адаптации к самостоятельной жизни нужны наставники — значимые взрослые, которые помогут и подскажут, но не сделают всю работу за подопечного.

В отличие от детских домов, в детских деревнях подопечные живут как в обычной семье: вместе с мамой или с обоими родителями, сестрами и братьями. Они занимаются домашними делами и всегда включены в быт. На семейном совете все решают вместе, как провести выходные или каникулы, какой фильм посмотреть вечером.

Правда ли, что у всех детей из детского дома плохие гены и проблемы с психикой?

Плохие гены у детей-сирот — вредный, стигматизирующий, но, к сожалению, распространенный миф.

Многочисленные исследования показывают, что алкоголизм — это генетическая болезнь, к которой некоторые предрасположены. Злоупотребление алкоголем при этом сильно зависит от социума и факторов окружающей среды.

То, каким ребенок вырастет, зависит от среды и взрослых вокруг.

У некоторых детей в сиротских учреждениях есть болезни нервной системы или психики. Процентное соотношение от всех назвать сложно, поскольку медицинские диагнозы — закрытая информация. Но такие дети есть и в кровных семьях: это не какая-то отдельная сиротская история.

Некоторые пережили травмирующие события: потерю близких или их отсутствие, одиночество, насилие. Это влияет на их эмоциональное состояние и поведение. Но в любящей поддерживающей среде поведение большинства детей выравнивается и приходит в норму.

/list/nevrolog-vopros/

9 важных вопросов неврологу Павлу Бранду

У нас есть примеры, когда в деревню попадали дети с десятью диагнозами и более. Большинство диагнозов со временем снималось благодаря постоянной заботе и уходу новых родителей.

Также в сиротских учреждениях многие диагнозы ставят ошибочно из-за недостаточной компетентности региональных врачей.

Из-за атмосферы в деревнях поведение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выравнивается У нас живут обычные дети, которые любят играть и веселиться

Как помочь детям-сиротам?

Есть несколько способов помочь детям-сиротам и детям, которые остались без попечения родителей.

Пожертвовать деньги. Самый простой способ — финансово поддержать организацию, которая помогает кризисным и замещающим семьям, выпускникам различных форм опеки.

Благотворительная организация «Детские деревни SOS» работает в основном на пожертвования от российских граждан и компаний. Благодаря им мы оплачиваем труд педагогов, психологов, логопедов и других специалистов, содержание домов.

Собирать деньги на нашу работу было всегда нелегко, а сейчас добавились новые трудности. Из-за технических ограничений различных сервисов мы потеряли почти 5 тысяч сторонников, а это — 25% от всех регулярных пожертвований. Эти деньги покрывали расходы целой деревни, в которой воспитывается около 80 подопечных.

/no-apple-pay/

Что делать бизнесу, если не работают «Эпл-пэй», «Самсунг-пэй» и «Гугл-пэй»

Мы отвечаем за детей годы, поэтому особенно важна регулярная поддержка. Даже ежемесячное пожертвование в 500 Р важно, так как позволяет нам планировать работу. Можно даже оформить заявление на ежемесячные отчисления из зарплаты и отнести его в бухгалтерию своей организации.

Стать волонтером. Можно также начать помогать организации, которая есть в вашем регионе. Многие НКО развивают программы наставничества для помощи детям в сиротских учреждениях. В таких программах наставники дружат с детьми из детских домов, регулярно общаются с ними, готовят их к будущей жизни в обществе. Эта волонтерская работа предполагает многолетний серьезный труд, который требует подготовки и ответственности.

Помочь в трудоустройстве. Некоторые организации отказываются трудоустраивать к себе выпускников детских домов из-за существующих в обществе мифов. Вы можете создать среду, в которой им будут рады.

Распространить информацию. Многие россияне не догадываются о том, с чем приходится сталкиваться детям-сиротам в стране. Вы можете помочь убрать информационный вакуум, поделившись информацией из этой статьи в своих социальных сетях.

Забрать ребенка домой. Главный способ помочь ребенку — подарить ему семью. Ниже расскажу, как это сделать.

Как забрать ребенка из детдома?

Человек, который хочет забрать ребенка из детского дома, должен сначала определиться с формой устройства. Есть опека и усыновление — об их различиях Тинькофф Журнал рассказывал в другой статье.

Тот, кто планирует стать приемным родителем, должен показать органам опеки и попечительства, что он в состоянии воспитывать ребенка, что у него есть на что его растить и где с ним жить и что он не опасен. Для этого понадобятся справка об отсутствии судимости, справка о доходах и характеристика с места работы, результаты медицинской комиссии.

Органы опеки выдают как положительные, так и отрицательные заключения. Не стоит бояться отказа: заключение можно оспорить в суде. Податься снова можно спустя какое-то время — конкретных ограничений нет.

Также кандидат обязан пройти Школу приемных родителей, ШПР. На ней человек может лучше осознать свою мотивацию, взвесить все за и против и понять, какого ребенка лучше взять на воспитание: его возраст, особенности здоровья и поведения.

Приказ Минобрнауки об утверждении программы подготовки опекунов и приемных родителей

Также преподаватели ШПР психологически готовят кандидатов к появлению ребенка в семье и обсуждают с родителями стрессовые ситуации, которые могут возникнуть. Из-за пережитого опыта приемные дети ведут себя не так, как их ровесники: могут специально провоцировать агрессию в свой адрес, чтобы получить внимание, обманывать, уходить из дома, не различать своих и чужих. Особенности поведения важно понимать и знать, что с ними делать.

В России ШПР бесплатные, они есть при государственных учреждениях и при НКО. Чтобы найти курсы в своем городе, можно обратиться в органы опеки и попечительства. Обучение в ШПР ни к чему не обязывает: нормально, если человек в процессе понял, что пока не готов стать приемным родителем.

Перед тем как усыновить ребенка, можно обратиться к психологам, которые занимаются семейным устройством. Они есть при государственных центрах и при профильных НКО. Когда ребенок попал в семью, важно оставаться в контакте с профильным психологом.

/list/teen-spirit/

Как жить с подростками: 10 вопросов психологу

Можно ли передумать и отказаться быть приемным родителем?

Перед тем как стать приемным родителем, лучше настраивать себя на то, что со всеми проблемами можно справиться. Важно быть готовым к тому, что сложности будут, и знать, как с ними справиться. Если вы заранее допускаете, что в крайнем случае откажетесь от ребенка, лучше не брать его совсем. Повторный отказ только сильнее травмирует ребенка и уменьшает его шансы в будущем доверять взрослым.

По данным Росстата, за 2020 год из 63 тысяч принятых на воспитание в семьи — около 5 тысяч детей вернулись в детский дом. Это нежелательный вариант, поскольку он травмирует ребенка и не проходит бесследно для самих родителей. Поэтому нужно сделать все, чтобы предупредить возврат.

Для этого нужно еще на этапе планирования взвесить свои силы, возможности и ресурсы, посмотреть посты в тематических группах приемных родителей и на форумах, пройти ШПР. Еще можно почитать статьи и книги психологов о приемных детях и о приеме ребенка в семью. Мне нравятся книги семейного психолога Людмилы Петрановской «В ваш класс пришел приемный ребенок», «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка». Только после этого стоит принимать взвешенное решение о том, чтобы стать приемным родителем.

Сейчас есть группы поддержки — в больших городах они работают очно, а для жителей небольших городов или сел есть онлайн-группы. Также есть обучающие семинары и конференции — информация о них есть на сайтах профильных НКО и государственных центров сопровождения семей.

Консультации психологов, группы поддержки, обучающие семинары снижают вероятность того, что в какой-то момент приемный родитель почувствует, что не справляется.

Можно ли сделать так, чтобы сироты вообще не появлялись?

К сожалению, этого невозможно добиться на 100%: всегда есть риск умереть в молодом возрасте, не успев вырастить детей.

Также есть те, кому не под силу растить детей по разным причинам, — это люди с тяжелой психической болезнью, химическими зависимостями или те, кто психологически не готов к роли родителей. Если наладить помощь таким людям, их детей будут реже забирать из семей. Но все равно останется небольшой процент тех, кому ничем нельзя помочь.

В наших силах сделать так, чтобы все родители, которые хотят воспитывать детей несмотря на сложные обстоятельства, получили помощь. Ведь до 80% сирот могли ими не стать. А еще важно, чтобы дети, которые все же не остались с родителями, попадали в приемные семьи, а не в учреждения.

/mental-stat/

Сколько россиян страдает от ментальных заболеваний

Как помочь детям-сиротам вернуться в семью

Организация «Детские деревни SOS» работает в России с 1994 года и помогает детям-сиротам обрести новый дом и сохранить родную семью для ребенка. Вы можете поддержать работу НКО, оформив регулярное пожертвование в ее пользу:

  • на сайте благотворительной организации «Детские деревни SOS»;
  • на платформе «Нужна помощь»;
  • в сервисе «Добро Mail.ru»;
  • через мобильное приложение Тинькофф и сервис Тинькофф «Кэшбэк во благо».

Факты и цифры о туризме в детских домах

Хотя истинные масштабы этого туризма неизвестны, по оценкам, около 8 миллионов детей во всем мире живут в интернатных учреждениях, также известных как детские дома. Сопоставленные ЮНИСЕФ данные из 140 стран показали, что не менее 2,7 миллиона детей живут в детских домах, однако признал, что это только «верхушка айсберга», поскольку большое количество детей в незарегистрированных детских домах не учитывалось. 1, 2  

Более 80% детей, проживающих в детских домах, имеют хотя бы одного живого родителя, при этом бедность является основной причиной помещения детей под опеку 3, 4 . Другие распространенные причины включают инвалидность, доступ к образованию, оставление без присмотра и дискриминацию 5 . Дети с инвалидностью подвергаются высокому риску быть брошенными и помещенными в детские дома. 6,7 Часто это происходит из-за стигмы или из-за того, что семьи не имеют доступа к социальным, медицинским и образовательным услугам, в которых они нуждаются, чтобы содержать своих детей. 8,9   Дети с ограниченными возможностями также чаще подвергаются насилию или жестокому обращению в детских домах.

Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка и Конвенция о правах инвалидов четко определяют, что дети должны расти в семейной среде и что приоритет должен отдаваться поддержке родителей ребенка и расширенной семьи, чтобы они могли должным образом заботиться и предотвращать ненужную разлуку. Бедность никогда не должна быть единственной причиной изъятия ребенка из семьи. 10,11

Детские дома — неуместный ответ на бедность. 3   Уход за детьми в детских домах обходится в 6–10 раз дороже, чем наем социальных работников для укрепления семьи, и в 3–5 раз дороже, чем приемная семья. 12,13  

Детские дома плохо оборудованы для удовлетворения потребностей детей и, как известно, отрицательно влияют на когнитивное, социальное, эмоциональное и физическое развитие детей. 3,14,15 Они не позволяют детям сформировать надежную привязанность к основному опекуну и связаны с расстройствами привязанности. 16 Эти последствия более серьезны для детей младшего возраста и усиливаются с увеличением времени, проведенного под опекой. 17,18   

Влияние воспитания в детских домах может продолжать сказываться на молодых людях и во взрослой жизни. У них больше шансов столкнуться с проблемами психического здоровья, с трудом строить здоровые отношения и адаптироваться к требованиям независимой жизни 14,19,20. Исследование, в котором изучались исходы ухода из детских домов России, показало, что 20% имели судимость, 14% занимались проституцией и 10% покончили жизнь самоубийством 21,22 . Другое исследование показало, что молодые люди, покинувшие детские дома в Молдове, в 10 раз чаще становятся жертвами торговли людьми. 23  

Дети, живущие в детских домах, также подвергаются повышенному риску насилия, жестокого обращения и безнадзорности. 7 Исследование, проведенное в пяти странах, показало, что 50,3% детей в детских домах подвергались физическому или сексуальному насилию. 24 Другое исследование показало, что 36% детей подвергались эмоциональному насилию, а 57% — эмоциональному пренебрежению. 25  

Добровольный туризм в детских домах и иностранное финансирование создают спрос на детей в детских домах 26. Некоторые детские дома получают финансирование на одного ребенка или зависят от добровольных пожертвований, что создает для них стимул вербовать детей под опеку. 27,28   Родителям предлагают деньги, чтобы они отказались от своих детей, или их принуждают, что позволяет коррумпированным детским домам получать прибыль за счет пожертвований или торговли детьми. 29  Анализ мирового рынка добровольчества, проведенный в июне 2018 года, определил 10 самых горячих точек добровольческого туризма в детских домах Непала, Кении, Ганы, Камбоджи, Танзании, Уганды, Южной Африки, Индии, Перу и Коста-Рики. США, Великобритания и Австралия входят в тройку стран, отправляющих добровольцев в зарубежные детские дома. 30  

Ссылки

1.Pinheiro, P.S. (2006). Всемирный доклад о насилии в отношении детей. Женева: Исследование Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о насилии в отношении детей. https://www.unicef.org/violencestudy/
2. Петровски, Н., Каппа, К. и Гросс, П. (2017). Оценка числа
детей, находящихся под официальной альтернативной опекой: проблемы и результаты. Жестокое обращение с детьми и безнадзорность, 40, 388-398. https://doi.org/10.1016/j. chiabu.2016.11.026 (см. также: https://www.unicef.org/media/media_96099.html) 
3. Уильямсон, Дж. и Гринберг, А. (2010). Семьи, а не детские дома. Рабочий документ, сентябрь 2010 г. https://bettercarenetwork.org/library/particular-threats-to-childrens-care-and-protection/effects-of-institutional-care/families-not-orphanages
4. CRS. (2017). Поиск семей: состояние интернатного ухода за детьми и последствия для человеческого развития. Обзор исследования. Католическая служба помощи.
https://bettercarenetwork.org/library/the-continuum-of-care/ Residential-Care/Finding-families-the-State-of-Residential-Care-for- Children-and-implications-for-human-development -а
5. Чаки, К. (2009). Уберечь детей от вредных учреждений: почему
мы должны инвестировать в семейный уход. Лондон: Спасти
Детей. https://bettercarenetwork.org/library/particular-threats-to-childrens-care-and-protection/effects-of-institutional-care/keeping-children-out-of-harmful-institutions
6. Better Care Network и Каждый ребенок (2012). Содействующая реформа: почему поддержка детей с ограниченными возможностями должна лежать в основе успешной реформы системы ухода за детьми. https://bettercarenetwork.org/library/particular-threats-to-childrens-care-and-protection/children-with-disabilities/enabling-reform-why-supporting-children-with-disabilities-must-be-at- сердце успешного ребенка
7. Шерр, Л., Робертс, К.Дж., и Ганди, Н. (2017). Случаи насилия над детьми в учреждениях/приютах. Психология, здоровье и медицина, 22(sup1), 31-57.
8. Браун К.Д., Гамильтон-Гиакритсис К.Е., Джонсон Р. и Чоу С. (2005) Маленькие дети в специализированных учреждениях в Европе. Вопросы раннего детства, 105: 15–18.
9. Мулхейр. (2012.) Деинституционализация. Приоритет прав человека для детей с ограниченными возможностями. Обзор равных прав. Том. 9. 2012. Получено с. http://www.equalrightstrust.org/ertdocumentbank/err9_mulheir.pdf. По состоянию на пятницу, 9 ноября 2018 г. 
10. United Nations. (1989) Конвенция о правах ребенка. http://www.ohchr.org/EN/ProfessionalInterest/Pages/CRC.aspx. По состоянию на 4 апреля 2018 г.
11. Генеральная Ассамблея ООН, Конвенция о правах инвалидов, 13 декабря 2006 г., A/RES/61/106, Приложение I, доступно по адресу: http://www.refworld.org/docid/ 4680cd212.html [по состоянию на 8 октября 2018 г.]
12. Картер, Р. Семейные дела: исследование институционального ухода за детьми в Центральной и Восточной Европе и бывшем Советском Союзе, EveryChild, Лондон, 2005 г. https://bettercarenetwork.org/toolkit и -прежний
13. Гоу Дж. и Десмонд С. Дж. (2002 г.) Воздействие и вмешательства: эпидемия ВИЧ/СПИДа и дети в Южной Африке. В: Gow, J. & Desmond, CJ Воздействие и вмешательства: эпидемия ВИЧ/СПИДа и дети в Южной Африке. Питермарицбург: University of Natal Press. 111-143.
14. Беренс, А. Э., и Нельсон, К. А. (2015). Наука о ранних невзгодах: есть ли роль крупных учреждений в уходе за уязвимыми детьми? Ланцет, 386 (9991), 388-398. 
15. Шенмейкер, К., Юффер, Ф., ван Эйзендорн, М. Х., и Бейкерманс-Краненбург, М. Дж. (2014). Имеет ли значение семья? Благополучие детей, растущих в детских учреждениях, патронатных семьях и усыновлениях. В Справочнике по благополучию детей (стр. 2197-2228). Спрингер Нидерланды.
16. Браун Кевин, Гамильтон-Гиахрицис Кэтрин, Джонсон Ребекка, Остергрен Микаэль (2006). Чрезмерное использование институционального ухода за детьми в Европе BMJ 2006; 332:485
17. Van Ijzendoorn, M.H., Luijk, M.P.C.M., & Juffer, F. (2008). IQ детей, растущих в детских домах: метаанализ задержки IQ в детских домах. Merrill-Palmer Quarterly, 54 (3), 341–66.
18. Мерц, Э. К., МакКолл, Р. Б., Райт, А. Дж., и Луна, Б. (2013). Тормозной контроль и рабочая память у постинституциализированных детей. Журнал аномальной детской психологии, 41 (6), 879-90. doi: 10.1007/s10802-013-9737-9.
19. Раттер М., Колверт Э., Креппнер Дж., Беккет К., Касл Дж., Грутхьюз К., Хокинс А., О’Коннор Т.Г., Стивенс С.Е. и Сонука-Барк , EJS (2007). Результаты раннего подросткового возраста для усыновленных и не лишенных прав усыновленных детей. I: расторможенная привязанность. Журнал детской психологии и психиатрии, 48 (1), 17–30.
20. Pitula, C.E., Wenner, J.A., Gunnar, M.R., & Thomas, K.M. (2017).
Доверять или не доверять: принятие социальных решений постинституционализированной, интернационально усыновленной молодежью. Наука о развитии, 20 (3).
21. Пашкина (2001). Социальное обеспечение, 11:42–45. Цитируется в Holm-Hansen J, Kristofersen LB, Myrvold TM eds. Сироты в России. Осло, Норвежский институт городских и региональных исследований (доклад NIBR 2003:1).
22. Холм-Хансен, Кристофферсен и Мирвольд. (2003). Сироты в России: политика семейных альтернатив. Норвежский институт городских и региональных исследований
https://bettercarenetwork. org/library/principles-of-good-care-practices/transforming-institutional-care/orphans-in-russia-policies-for-family-like-alternatives
 23. ILO-IPEC. (2007). Торговля людьми и другие наихудшие формы детского труда в Центральной и Восточной Европе (этап II), Отчет о техническом прогрессе, Женева, 31 августа 2007 г., 5.
, О’Доннелл, К., Тильман, Н.М., и Уеттен, К. (2015). Распространенность и частота травмирующих переживаний среди сирот в учреждениях и семейных учреждениях в 5 странах с низким и средним уровнем дохода: лонгитюдное исследование. Глобальное здоровье: наука и практика, 3, 395–404. doi:10.9745/GHSP-D-15-00093
25. Пинто Р.Дж. и Майя А.В. С. (2013). Психопатология, физические жалобы и рискованное для здоровья поведение среди молодых людей, ставших жертвами жестокого обращения в детстве: сравнение интервенций на дому и в учреждениях. Обзор служб для детей и молодежи, 35, 603–610.
26. Ротаби, К., Роби, Дж., и Банкерс, К. (2016). Альтруистическая эксплуатация: сиротский туризм и глобальная социальная работа. Британский журнал социальной работы. doi:10.1093/bjsw/bcv147
27. Мартин и Судраджат (2007). «Кто-то, кто имеет значение», «Спасите детей», Министерство социальных дел Республики Индонезия и ЮНИСЕФ.
https://bettercarenetwork.org/library/the-continuum-of-care/ Residential-care/someone-that-matters-the-quality-of-care-in-childcare-institutions-in-indonesia
28. Лучше Сеть ухода (2017). Насилие в отношении детей и забота о них в Африке: дискуссионный документ. Нью-Йорк. https://bettercarenetwork.org/library/particular-threats-to-childrens-care-and-protection/child-abuse-and-neglect/violence-against-children-and-care-in-africa-a-discussion- бумага
29. Ван Дор, К. Э. (2016). Бумажные сироты: Изучение торговли детьми для детских домов. Международный журнал прав детей, 24, 378-407.
30. Howe-Ely, M (2018) Неофициальное исследование по заказу Better Care Network относительно распространенности терминов «сирота» и «детский дом» среди международных волонтерских туристических организаций.
 

Как детские дома вредят детям — Hope and Homes

Дети в детских домах постоянно подвергаются насилию, жестокому обращению и пренебрежению. Лишенные возможности расти в семье, они с большей вероятностью станут бездомными в более позднем возрасте, вступят в конфликты с законом и испытают проблемы с психическим и физическим здоровьем.

Читайте ниже, чтобы узнать о различных способах, которыми детские дома причиняют вред детям, и о том, что мы имеем в виду, когда говорим «детский дом» или «учреждение».

Что мы подразумеваем под «учреждением»?

Мы часто используем слово «учреждение». Но что мы на самом деле имеем в виду?

Применительно к детям слово «учреждение» охватывает целый ряд учреждений. В разных контекстах они могут называться по-разному: «детские дома», «детские дома», «дома ребенка», «дома ребенка», «центры спасения» и т. д.

Согласно согласованным международным определениям, учреждением является любое жилое помещение, где дети и молодые люди подвергаются «институциональной культуре» . Это характеризуется такими чертами, как деперсонализация, жесткость рутины, отсутствие индивидуальной поддержки или личного обращения. В учреждениях уходу не хватает последовательности, постоянства и преемственности. Дети в учреждениях часто исключены из более широкого сообщества, с ограниченным контактом с биологическими семьями или опекунами. Многие дети в детских учреждениях очень мало знают о своем культурном наследии и традициях.

80% детей в учреждениях не являются «сиротами» . Они помещаются в эти учреждения в результате таких факторов, как бедность, инвалидность, маргинализация, миграция, торговля людьми, отсутствие доступа к здравоохранению, образованию или службам поддержки семьи.

Почему дети попадают в детские дома?

Существует множество, часто взаимосвязанных факторов, которые подталкивают и притягивают детей в детские учреждения. Читайте о них здесь.

Вред учреждений  

Последствия жизни в приюте ужасны. Более 80 лет исследований со всего мира продемонстрировали значительный вред, причиняемый детям в детских учреждениях, и жизненно важное значение семьи в жизни детей.

Пренебрежение и жестокое обращение

Факты показывают, что уход и защита в приюте неадекватны. Дети нуждаются в индивидуальном уходе и внимании, которых они не могут получить в специализированных учреждениях. Пренебрежение — это особенность системы, подвергающая детей повышенному риску 9 лет.0114 эмоциональное, физическое и сексуальное насилие .

«Применение физических ограничений, изоляции и одиночного заключения имеет место в некоторых учреждениях… в некоторых случаях равносильно пыткам ».

Глобальное исследование ООН о детях, лишенных свободы

Физический и психологический вред

Долгосрочное исследование Бухарестского проекта раннего вмешательства изучает влияние раннего помещения в специализированное учреждение на развитие мозга и поведения. Результаты потрясающие. Дети, выросшие в детских учреждениях, показывают когнитивные задержки и задержки развития, а также снижение мозговой активности и значительно повышенная частота психических расстройств. Дети в возрасте до трех лет особенно уязвимы к последствиям институционализации . В зависимости от того, как долго они проводят в учреждении, последствия могут длиться всю жизнь.

«Однажды днем ​​я зашел в больницу в Бухаресте, и там стоял маленький ребенок и рыдал. Он был убит горем и обмочил штаны. Я спросил: «Что происходит с этим ребенком?» Рабочий сказал: «Ну, его мать бросила его сегодня утром, и он был таким весь день». Никто не утешил маленького мальчика и не взял его на руки. Это было мое знакомство».

Профессор Чарльз А. Нельсон III, ведущий исследователь Бухарестского проекта раннего вмешательства

Социальная изоляция

Учреждения не могут поддерживать прочные и содержательные отношения между детьми, их родителями, братьями и сестрами, а также более широкой семьей . Группы братьев и сестер часто разделяются и распределяются по разным подразделениям или даже по разным учреждениям, находящимся далеко друг от друга. Хотя большинство детей в интернатных учреждениях не являются сиротами , они, тем не менее, имеют очень мало или совсем не связаны со своими сообществами и очень мало знают о своем культурном наследии, традициях и ценностях

Часто вся жизнь детей проходит в учреждении. Следовательно, они, как правило, стигматизируются  и воспринимаются как «другие», что, в свою очередь, приводит к дальнейшей социальной изоляции.

Дети [находятся] в заключении и отрезаны от общества, имеют ограниченные контакты со своими семьями или вообще не имеют их, часто помещают далеко от того места, где они живут.

Глобальное исследование ООН о детях, лишенных свободы

Системное воздействие

Само существование детских домов создает «эффект притяжения» , предлагая местным властям и специалистам простой вариант работы с детьми и семьями в кризис. В некоторых случаях помещение в специализированные учреждения ошибочно воспринимается как самый безопасный вариант , например, для детей с дополнительными потребностями или детей-инвалидов. Родители, которым не хватает информации, консультаций и доступа к медицинским услугам и службам поддержки, часто будут обратиться к учреждениям как единственный доступный вариант . Точно так же нередко одного ребенка из семьи отправляют в детский дом, чтобы он мог получить образование.

Добровольный туризм и «экономика детских домов»

Дети в детских домах часто используются в качестве «аттракционов» для туристов и волонтеров. Это создает мотив прибыли для недобросовестных руководителей детских домов и стимулирует «экономику детских домов».

Многие люди, работающие волонтерами в детских домах, действуют из лучших побуждений. Однако такой «волюнтуризм» крайне вреден. Помимо поощрения торговли детьми (чтобы удовлетворить потребность в большем количестве «сирот»), он увековечивает детские дома.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Дет

Могут ли быть муж и жена свидетелями на свадьбе: «Могут ли муж и жена быть свидетелями на свадьбе?» — Яндекс Кью

Можно ли женатым быть свидетелями на свадьбе
Свидетели повсюду сопровождают молодых на торжестве бракосочетания. Они также обязаны помочь новобрачным в любой ситуации, если это потребуется.  Так

Дет

Дети водолеи девочки: Ребёнок-Водолей — подробная характеристика знака зодиака и описание характера

Ребёнок-Водолей — подробная характеристика знака зодиака и описание характераВодолей — одаренный воображением, идеалистический, интуитивныйРодителям повезло, если их малыш появился на свет под созвездием Водолея. Эти

Дет

Мультики для детей православный: Православные мультфильмы для детей | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Православные мультфильмы для детей | Воскресенский храм (старый) г. ВичугаНазад к списку > ВидеоСписок мультфильмов для детей, которые можно смотреть онлайн на сайте. Это лучшие мультфильмы,

Дет

Детские поздравления с днем рождения папе от сына: Стихи папе на День рождения: 100 лучших

красивые слова поздравления на Пожелание.РуВ жизни каждого молодого человека важную роль играет папа. Он является примером для подражания, эталоном мужества, надежным другом и любящим отцом.