Наставления детям владимира мономаха 3 класс: Презентация «Урок 2-3. Введение в содержание раздела. Наставления детям В. Мономаха. Б. Горбачевский. Первопечатник И. Федоров.»
Содержание
Интегрированный урок: Князь Владимир Мономах. «Поучение детям» | Методическая разработка по чтению (4 класс) по теме:
Интегрированный урок
литературного чтения и окружающего мира в 4 классе
Учитель начальных классов Михайлова Наталья Евгеньевна,
МБОУ СОШ № 26 г. Балаково
Цель исторического образования в начальной школе дать детям первичные знания об отечественной истории. Наша важнейшая задача – привить детям интерес к отечественной истории.
Представляю вашему вниманию один из таких уроков.
Тема урока: Князь Владимир Мономах. «Поучение детям »Владимира Мономаха .
Цель урока: воспитание уважения к культуре русского народа, приобщение к его обычаям и традициям, формирование желания их сохранять и приумножать.
Задачи урока:
— продолжить знакомство с литературными произведениями Древней Руси;
— формировать мировоззрение о жизни русского народа и великих людей в период становления русского государства;
— повторить понятия «летопись, «летописец»;
— расширение словарного запаса учащихся;
— способствовать развитию познавательного интереса к литературе и истории изучаемого периода;
— формировать навыки учебной поисковой деятельности;
— способствовать нравственному развитию личности посредством изучения и смысления «поучения» великого князя киевского Владимира Мономаха.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация (среда POWER POINT)
Ход урока:
I. Организация класса. Мотивация к деятельности.
— Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза»
Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
— Я в школе на уроке.
— Сейчас я начну учиться.
— Я радуюсь этому. (Пауза)
— Внимание мое растет.
— Я, как разведчик, все замечу.
— Память моя крепка.
— Голова мыслит ясно. (Пауза)
— Я хочу учиться.
— Я очень хочу учиться.
— Я готов к работе.
— Работаю!
II. Постановка учебной задачи
На слайде изображение князей: Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха (слайд 2)
— Какой у нас сегодня будет урок?
— Сегодня урок открытия новых знаний.
— Почему вы так решили?
— Мы знаем князя Ярослава Мудрого, а о другом человеке мы ничего не знаем. (слайд 3)
— Правильно. Будем говорить о Владимире Мономахе (слайд 4)
III. Актуализация полученных ранее знаний
Викторина. (Планшеты с карточками)
Работа в парах. Одна пара работает у доски.
- Какими были книги в Древней Руси?
- Кто писал книги?
3) Как назывались в то время буквы?
4) Самая известная книга Древней Руси?
5) Чем первая буква отличалась от остальных?
IV. Изучение нового материала. Открытие новых знаний.
1) Рассказ о Владимире Мономахе.
Мини – проект, подготовленный учениками для урока
Среди самых первых собирателей земли Русской был и великий князь киевский Владимир — сын Всеволода Ярославовича и греческой царевны Марии. Владимир — это его княжеское имя, хотя в православном крещении мальчика нарекли Василием, а по деду, византийскому императору Константину Мономаху, звали еще и Мономахом, что означает «единоборец».
И правда, Владимир с юных лет был крепок и силен, ловок и быстр. Он умел рубиться на мечах, биться на копьях, а также метко стрелял из лука, побеждал соперников в кулачных боях. С тринадцати лет Владимир ходил в военные походы участвовал в сражениях.
Мономах стал великим князем. Первым делом он навел в стране порядок, строго наказывая тех, кто преступал законы или наносил вред государству. Он мудро и справедливо решал споры и разногласия. А когда стихли внутренние раздоры, то присмирели враги и за рубежами Руси. Мономах отменил те законы, которых подкупом добились чужеземные купцы Он запретил отдавать в рабство за долги свободных людей.
В народе любили и почитали великого князя Мономаха. Время его княжения стало для Руси временем покоя и благоденствия. Ни половцы, ни другие кочевники не решались больше нападать на Русь. И удельные князья, боясь гнева Мономаха, уже не ссорились между собой. (слайд 5)
Слава Владимира Мономаха разнеслась далеко: и на Запад, и на Восток. Он был женат на английской королевне Гите Гарольдовне. Его дети и внуки породнились со шведскими, норвежскими и византийскими королями и императорами.
Во времена Мономаха началось составление русской летописи — «Повести временных лет». Согласно легенде ее написал монах Киево-Печерской лавры Нестор. Летопись начинается словами «Откуда есть пошла Русская земля». Эти слова давно уже стали крылатой фразой.
Сам Владимир Мономах тоже стал одним из первых русских писателей. Он написал «Поучение» своим детям, которое можно рассматривать как открытое письмо всей земле Русской и особенно боярам, а не собственным сыновьям, к тому Бремени людям уже зрелым, имеющим взрослых детей.
2) Чтение текста «Поучения»
Словарная работа:
1) тиун – управляющий
2) отрок – слуга
3) простолюдин – простой люд: крестьянин, рабочий
3) Выразительное чтение учащимися по цепочке
V. Первичное закрепление
— Какое поучение своим детям оставил князь Владимир?
— Что он завещал? ПРОЧИТАЙТЕ
— Какое наставление вы бы взяли для себя? Для своих друзей?
— Какое из завещаний является самым главным?
VI. Рефлексия учебной деятельности
— Какие знания открыли?
— Посмотрим, достигли вы поставленной цели? Помогут нам в этом волшебные цветы. У каждого ряда свой цветок.
— У вас на партах лежат цветные лепестки: зеленый – означает – да, жёлтый – сомнение, красный – нет.
— У меня сегодня всё получилось. Я открыл новые знания. Я сегодня доволен своей работой на уроке.
— Молодцы!
Интернет – ресурсы:
- Конструирование технологической карты
урока в соответствии с требованиями ФГОС И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева, Управление начальной школой № 12 2011
- Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.
- http://romanov-murman.narod.ru/detki/rasskazy/Vladimir_Monomah.htm
Отрывок «Поучения» Владимира Мономаха — https://www.
korenovsk.ru
Прежде чем стать старшим князем на Руси, Владимир княжил на многих русских землях. Люди с большим уважением относились к нему, потому что чувствовали желание видеть Русь единой. Обращаясь к потомкам, Владимир Мономах всячески желал, чтобы они продолжили его дело.
Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил.
Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё и не станет лениться, а будет трудиться.
Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своём и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра . Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил. Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдёшь с нами, то мы — сами по себе будем, а ты — сам по себе». И ответил я: «Хоть мы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».
И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул её, и вот что мне вынулось: «О чём печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и переписал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.
«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землёй». И ещё немного: «И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдёшь его. Кроткие же унаследуют землю и насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеётся над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешных. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Ибо грешники погибнут, — праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие Его наследуют землю, клянущие же Его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадёт, то не разобьётся, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы даёт, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир, и отгони зло, и живи во веки веков».
«Когда восстали бы люди, то живыми пожрали бы нас; когда прогневалась бы на нас ярость Его, то воды бы потопили нас».
«Помилуй меня, Боже, ибо попрал меня человек; всякий день нападая, теснит меня. Попрали меня враги мои, ибо много восстающих на меня свыше». «Возвеселится праведник и, когда увидит отмщение, руки омоет свои в крови грешника. И скажет человек: «Если есть награда праведнику — значит есть Бог, творящий суд на земле».
«Освободи меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня защити меня. Избавь меня от творящих беззаконие и от мужа крови спаси меня, ибо уже уловили душу мою». «Ибо гнев в мгновение ярости Его, а вся жизнь в воле Его: вечером водворится плач, а наутро радость».
«Ибо милость Твоя лучше, чем жизнь моя, и уста мои да восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя при жизни моей и во имя Твоё воздену руки мои». «Укрой меня от сборища лукавых и от множества делающих неправду». «Возвеселитесь все праведные сердцем. Благословлю Господа во всякое время, непрестанна хвала Ему», и прочее. Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне:
«Еде и питию быть без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутёвыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почёт. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». «О владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего в ничтожной этой жизни».
Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — моли, умертви грех». «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите, да соединимся, говорит Господь. Если будут грехи ваши как обагрённые, — как снег обелю их», и прочее.
«Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к светодавцу, скажем: «Слава Тебе, человеколюбец!»
Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и нремилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить, кровь его пролить вскоре. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше разумения нашего терпит, так и во всю жизнь нашу. Как отец, чадо своё любя, бьёт его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться. Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трёх дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни недоеданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.
«Что такое человек, как помыслишь о нём?» «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои». И снова скажем: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твоё вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звёзды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы, украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица, — если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Всё же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык, онемеют. «И благословен, Господи, и прославлен зело!» Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил…
Прочитав эти божественные слова, дети мои, похвалите Бога, подавшего нам милость свою: а то, дальнейшее, — это моего собственного слабого ума наставление. Послушайте меня: если не всё примете, то хоть половину.
Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слёзы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря (Мытарь — сборщик податей, налогов).
помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, — если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим избавляется. Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете скакать, то «Господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, — нежели думать безлепицу, ездя.
…более убогих не забывайте, но, насколько можете, по синим кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придётся крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце своё, на чём можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души еноой. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но молвите: смертны суть; сегодня живы, а завтра в гробу; всё это, что Ты нам дал, не наше, но Твоё, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чти, как отца, а молодых, как братьев. В дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряжайте и ночью, расставив охрану со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то пищей и питьём: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего. Если будете забывать это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрене, воздавши Богу хвалу, и потом на рассвете, увидев солнце восходящее, с радостью прославьте Бога и молвите: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой дивный!» И ещё: «Господи, умножь годы мои, чтобы впредь, в остальных грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать. Спаньё в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и звери, и птицы, и люди.
Тиун — слуга, дворецкий, домомравитоль
(Отдельные наиболее важные места «Поучения»)
иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится».
Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради»
лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех».
Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу
«Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к Светодавцу, скажем: «Слава Тебе, Человеколюбец!
Поистине, дети мои, разумейте, что Человеколюбец Бог милостив и премилостив. Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь.
Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею
Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию
Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет, и земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные, и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. И те же птицы небесные умудрены тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то и имея язык онемеют. «И благословен, Господи, и прославлен зело!
Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, — если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется.
Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «Господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, — нежели думать безлепицу, ездя
Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души.
Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей.
с любовью принимайте от священнослужителей благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога
Леность ведь всему мать: «что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится, Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели.
Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди
В своем «Поучении» Владимир Мономах описывает идеал древнерусского христианина, который истово молится Богу в храме, не забывает о молитве и в других обстоятельствах, даже едучи на коне. Он проливает слезы о своих грехах, помогает сироте и вдовице, кормит и одевает нищих, чтит епископов, попов и игумнов, почитает и старых, и молодых, простолюдинов и знатных. Воплотил ли в своей жизни этот идеал сам Владимир? Трудно сказать. Всё произведение проникнуто искренними чувствами автора, которые позволяют предполагать, что за строками «Поучения» стоит его личный религиозный опыт. Но как бы то ни было, произведение исчерпывающе описывает тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси.
Вообще «Поучение» старается воздействовать на читателя простыми, но сильными по средневековым (и не только средневековым) понятиям эпизодами, событиями из собственного опыта жизни автора. Драматичные сами по себе, эти факты, принадлежащие истории Руси, вместе с тем составляют и эпизоды биографии самого автора, пропущенные жизнью через его судьбу и душу. Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в «Поучении» так тесно, делая его гениальным человеческим документом. А это всегда способно волновать душу, особенно детскую.
На современный русский язык «Поучение» Владимира Мономаха перевёл Дмитрий Лихачёв.
18.03.08 , Димник, Политика власти в Киевской Руси
- Отзыв:
- Саймон Франклин
- [email protected]
Правление на Руси было семейным делом. В начале был… кто? Возможно, Рюрик, (вероятно) легендарный скандинавский князь IX века, которого более поздние летописи объявили родоначальником правящей династии в землях Руси. Или, возможно, основателем династии следует считать Владимира, киевского князя с 9 в.с 80 по 1015 год, который принес крещение своему народу (или насильно тащил их к крещению, если они возражали). Почти все из многих сотен зарегистрированных членов правящего рода за следующую четверть тысячелетия можно проследить до потомков Владимира. Однако источники первых десятилетий фрагментарны в своих повествованиях, поздно составлены и расплывчаты в своих представлениях о том, как действовало династическое правление — или о том, как оно должно было действовать, или даже о том, или оно «предполагалось». ‘ действовать в любой регулярной или связанной с нормами манере, кроме победы сильнейшего. Со второй половины XI века летописи становятся не только полнее, толще, все более цельными и многорядными; они также начинают изображать и измерять функционирование и несостоятельность правящей семьи, если не в соответствии с фиксированной системой, то, во всяком случае, в соответствии с развивающимся набором условностей. И общепринятой отправной точкой для этой более условной династической истории является 1054 год.
В 1054 году умер сын Владимира Ярослав. После затяжной и кровопролитной братской борьбы за власть, последовавшей за смертью его отца, Ярослав в конечном итоге стал единственным победителем. С середины 1030-х годов, после смерти своего последнего серьезного соперника, он пользовался единоличной властью в Киеве и связанных с ним территориях. Часть наследия Ярослава была заметной и культурной в его программе монументального строительства, которое определило город: его собор Святой Софии стоит и по сей день. И часть его наследия была — или считалось — политической. Согласно Первая Летопись , Ярослав оставил своим сыновьям краткий свод инструкций о разделе земель и иерархии власти между ними. Этот текст в летописи, иногда известный как «завещание» Ярослава, является основой для последнего из серии объемистых рассказов Мартина Димника о династической политике на ранней Руси. «Завещание» Ярослава относится только к договоренности между его сыновьями. Димник, возможно, усматривает в нем больше межпоколенческих предписаний, чем текст может с комфортом выдержать. Он также не отвлекается на возможность того, что это было составлено задним числом. Для него, какова бы ни была его подлинность, она служит своего рода конституционным шаблоном, основополагающим документом, следствия, толкования, модификации и нарушения которого можно проследить из поколения в поколение, через все возрастающую размытость и сложность династической политики Руси для следующего поколения. двести лет, до эпохи монгольского нашествия.
Центральные и наиболее прочные элементы династических условностей по мере их развития в этот период никогда не были подробно сформулированы. Князь «сидел на троне отца и деда своего», вотчина объявлялась неприкосновенной, а приоритет в престолонаследии и власти якобы предоставлялся понятием «старшинство». На практике, однако, семейная жизнь была гораздо более запутанной, чем можно предположить из этих якобы простых указаний. Земли, похоже, считались коллективным владением быстро расширяющейся династии. Каждый сын, и племянник, и брат, и двоюродный брат принца также были принцами, имевшими долю в семейном предприятии. «Старшинство» не передавалось по первородству, а передавалось по линии братьев, а затем, иногда, но отнюдь не регулярно или всегда, возвращалось к потомкам старшего брата, затем к их двоюродным братьям — потомкам младшего брата, и скоро. Фраза «сидеть на троне своего отца и деда» накладывала определенное встроенное ограничение: то есть круг потенциальных восседающих на троне ограничивался теми, чьи отцы сами выжили достаточно долго, чтобы занять свою очередь. сидит на троне.
Неудивительно, что все это оставляло множество возможностей для творческой интерпретации, для нарушения правил, которое затем превратилось в новые и конфликтующие прецеденты, для соперничающих претендентов, каждый из которых был убежден в легитимности, для угроз, манипуляций и переговоров, которые являются предметом рассказа Димника о « силовая политика». Предыдущие исследования Димника династической политики были сосредоточены на ветвях семьи, которые, как правило, были отодвинуты на второй план основными сохранившимися летописями и (следовательно?) большинством историков: в частности, потомки сына Ярослава Святослава, чья вотчина была территорией Чернигов. В своей последней книге он переходит в основное русло, к потомкам младшего сына Ярослава Всеволода и сына Всеволода Владимира «Мономаха», киевского князя с 1113 по 1125 год. получить и, по большей части, сохранить контроль над большей частью земель русов. Поглощение было далеко не гладким. Размножившиеся князья Мономаховичи толкались друг с другом не меньше, чем со своими двоюродными братьями. Но тем не менее бросается в глаза их коллективное господство. Это история Димника.
Мартин Димник разработал свой собственный, глубоко немодный жанр исторического письма. Он летописец: зараженный, уточняющий, сопоставляющий отчеты и, в конечном счете, воссоздающий способ повествования своих средневековых предшественников. Последовательность превосходит тему или форму. Последовательность определяет форму. Димник зарисовывает — или отслеживает заговоры — взаимодействие и взаимосвязь своих постоянно расширяющихся персонажей, союзы и предательства, конфликты и перемирия. Если есть тематические лейтмотивы , это понятия легитимности с одной стороны и амбиции Мономаховича с другой. Но нельзя говорить о последовательном сюжете или о развивающемся рассуждении. Происходит всякое, и здесь, в строгом порядке, рассказ о том, что происходит.
Заголовки глав передают суть. Некоторые предлагают подробное повествование отдельных эпизодов: глава 3 «Владимир Мономах успешно оккупирует Киев»; глава 4, «Сын Мономаха Мстислав наследует отцу в Киеве»; глава 6, «Всеволод Ольгович Черниговский узурпирует контроль над Киевом» и так далее. Однако в других местах заголовки глав Димника более или менее отказываются от эпизодической направленности: глава 8 «Междинастические споры», глава 10 «Еще одно соперничество за престолонаследие»; Глава 15, «Принцы на войне». Внутри каждой главы Димник дает одинаково содержательные и характерные подзаголовки. В самом деле, если бы кто-то объединил подзаголовки, то получился бы вид сюрреалистически непоследовательного резюме, которое иногда можно найти в романах девятнадцатого века. Так: глава 8, в которой Юрий второй раз оккупирует Киев, Мстиславичи идут на войну, Иван Берладник претендент на престол, Юрий умирает, Изяслав Давидович идет на Киев, Ростислав Изяславич признается старейшим князем, Андрей Боголюбский в союзе с Изяслав Давидович и Новгородцы просят у Андрея князя.
Димник неутомимо оптимистичен, даже жив, в своих хрониках, но надо сказать, что безжалостность может стать вызовом для читателя. Трудно избежать «ну и что?» вопрос. Можем ли мы разумно ожидать, что будем следить за каждым поворотом в расширенном пересказе внутренних ссор между полдюжиной поколений огромной семьи? И почему мы должны заботиться? Это история как поверхностный шум, мало или совсем не связанный с более глубокими движениями, процессами и интересами, которые, возможно, в какой-то мере побудили и сформировали поверхностный шум. Более того, к настоящему времени Димник так близко познакомился со своими субъектами, что не видит необходимости спорить о своих интерпретациях. Он провел так много десятилетий, пересказывая истории принцев с таким подробным описанием, что вполне может чувствовать, что приобрел и имеет право утверждать, что у него есть верный слух и чутье к их мотивам и стремлениям, его описаниям мотивов и мыслей.
Например, Димник пишет о «мечте Мономаха сделать своих потомков наследственными правителями Киева» (383). Итак, Владимир Мономах уникален среди киевских князей тем, что у нас действительно есть группа работ о политических принципах и династических отношениях, которые можно правдоподобно приписать лично ему; но напрасно искать в них какое-либо изложение такой «мечты». Более того, несмотря на ауру полноты повествования, Димник может быть разрушительно избирательным, когда ему это выгодно. Так, он утверждает, что «порядок престолонаследия Киева», подразумеваемый в завещании Ярослава, «не оспаривался вплоть до занятия Мономахом Киева» (55), т. е. с 1054 по 1113 год. оценка в корне неверна. Во-первых, в конце 1060-х гг. киевский престол занимал, хотя и ненадолго, представитель параллельной ветви рода Всеслав Полоцкий (который даже не фигурирует в указателе Димника). Во-вторых, и это более серьезно, в середине 1070-х порядок, изложенный в «завещании», был вопиющим образом нарушен собственными сыновьями Ярослава, двое из которых (Святослав с отцом Мономаха Всеволодом) изгнали своего старшего брата Изяслава, власть которого им прямо предписана. , по «завещанию», уважать «как отца».
Димник не одинок в своем увлечении творчеством Русской династии. Как показывает его библиография, династическая политика, конечно, долгое время была в числе традиционных забот историков Руси. Но, что может показаться удивительным, в последнее время наблюдается сильное возрождение детального изучения семейной истории «Рюриковичей». Некоторые крупные публикации перечислены Димником: ономастические исследования русских ученых Федора Успенского и Анны Литвиной; очень обширный отчет Дариуша Домбровского о потомках сына Мономаха Мстислава, опубликованный на польском языке в 2008 г. (но не его расширенная и обновленная русская версия 2015 г.) с более чем 150 «биограммами». К сожалению, Димник не смог принять во внимание самую последнюю книгу на эту тему, «9» Кристиана Раффенспергера.0012 «Родственные связи: генеалогия и династический брак в Киевской Руси» , опубликованная в 2016 году. Однако я подозреваю, что это мало что изменило бы в продукте. Время от времени Димник упоминает о том, что некоторые ученые видят события по-разному. Местами (например, на стр. 65-68) он полезно резюмирует ряд интерпретаций. Тем не менее, он редко использует конкретные аргументы других, чтобы оправдать свои собственные.
И последнее придирка: библиографию можно было бы сделать с более тщательным редактированием на заключительном этапе. Произведения Алексея Петровича Толочко очень странным образом разделились между ним и фантомным медиевистом Анатолием Павловичем Толочко (насколько я могу судить, ближайший Анатолий Павлович Толочко — историк Сибири ХХ века). Дариуш Домбровский также разделен на двух человек: один с польским написанием имени, другой с транслитерированным русским написанием имени.
Жанр Димника легко критиковать, но в этом предприятии есть что-то достойное восхищения: абсолютная настойчивость и монументальность, та самая невосприимчивость к историографической моде, творчество, которое эта книга доводит до конца. И мы знаем о доказательстве пудинга. Хотя привередливые читатели могут споткнуться о недостатки, книги Димника были и останутся завидно полезными. Они не только останутся на прилавках, но и будут по-прежнему сниматься с полок: их можно окунуть и попробовать, даже если они не проглочены целиком. Никто, вероятно, не покроет ту же самую почву таким же образом снова.
Гита Уэссекская — англо-саксонская русская принцесса
Размещено: Декабрь 23, 2015 в История
Метки: Битва при Гастингсе, Первый крестовый поход, Годфри Буйонский, Гита Уэссекская, Иерусалим, Киев, Киевская Русь, Король Гарольд, Король Свейн, Король Свейн, Рюрик, Русская история, Саксон Грамматик, Украина, варяги, Владимир Мономах, Вильгельм Завоеватель
Одним летним днем 1076 года на территории современной Украины юная английская принцесса Гита рожала первенца. Это был мальчик. Его русское имя было Мстислав, но ему дали и два имени в крещении, Гарольд и Феодор. Муж Гифы был князем Киевской Руси и князем Смоленским по имени Владимир Мономах (или Мономах по-гречески). Позже он стал правителем и великим князем единой Киевской Руси, огромной территории, простиравшейся от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге.
Смерть короля Гарольда
Хотя «русские» называли сына Гифы Мстиславом, скандинавский и германский мир использовал его имя при крещении Гарольд. Это было сделано в знак уважения и признания деда мальчика по материнской линии (и отца Гиты) Гарольда, последнего англосаксонского короля Англии, который был убит и изуродован норманнами Вильгельма Завоевателя в Гастингсе в 1066 году.
Как я Недавно сообщалось (см. здесь), что это было в 1068 или, возможно, в 1069 году, когда многие члены семьи Гарольда бежали от ужесточающегося нормандского ига. Сначала они отправились ко двору своего родственника графа Болдуина во Фландрии, откуда двое сыновей Гарольда, Эдмунд и Годвин, в сопровождении своей сестры Гиты отправились в поисках убежища и, возможно, помощи у своего родственника Свейна Эстритссона, короля. Дании. Свейн приходился двоюродным братом королю Гарольду. Гита, родившаяся около 1053 года, была названа в честь своей бабушки, тети Свейна 9.0014
В Дом Годвинов – История Династии , историк Эмма Мейсон пишет:
Годвин и Эдмунд, вероятно, попросили Свейна о помощи в восстановлении их потомства в Англии. В качестве соблазна они, возможно, предложили Свейну свою сестру Гиту, чтобы тот использовал ее в качестве прилавка на переговорах, когда он вел переговоры о каком-то дипломатическом союзе. После событий 1066–1069 годов Гите понадобилась помощь влиятельного родственника-мужчины, чтобы убедиться, что она вышла замуж за дочь короля. Из ее оставшихся родственников только Свейн был в состоянии помочь.
Король не был готов предложить своим молодым двоюродным братьям какую-либо военную поддержку. Он потратил достаточно средств на свою неудавшуюся экспедицию 1069 года и не хотел больше терять, помогая своим родичам… Что на самом деле стало с этими сыновьями короля Гарольда, неизвестно.
Хотя доказательств нет, предположение Мэйсона о том, что королевские братья и сестры не только искали безопасности, но и надеялись на поддержку Свейна в избавлении Англии от ненавистных норманнов, кажется разумным. Если на самом деле братья и сестры уже прибыли в Данию к 1069 г.Возможно, их мольбы побудили Свейна повести большую датскую армию в Англию, что он и сделал летом того же года. Свейн определенно видел в этом шанс для себя претендовать на корону англо-скандинавского королевства Англии до того, как Вильгельм Бастард и его норманны слишком крепко схватятся за власть.
Датский корабль викингов
Огромный датский флот, насчитывающий от 240 до 300 кораблей, прибыл в устье реки Хамбер, где они объединили свои силы со своими английскими союзниками во главе с Мерлесвайном, Госпатриком и Эдгаром Этелингом (английским претендентом на престол). . Писатель 9.0012 Anglo-Saxon Chronicle в то время был в восторге. Вожди отправились в путь, писал он, «со всеми нортумбрийцами и всем народом, верхом и маршем с огромным войском, чрезвычайно радуясь». Историк Марк Моррис пишет в своем превосходном труде « Норманнское завоевание »: «Дни нормандского правления в Англии, казалось, были сочтены». К сожалению, этого не произошло. Норманнское ярмо должно было висеть на шее англичан на протяжении столетий.
Короче говоря, Вильгельм вернулся с армией, чтобы противостоять англо-датским силам, но затем ему пришлось отступить на юг, чтобы, как говорит Ордерик Виталис, снова справиться с сопротивлением Эдрика Дикого и других неукротимых англичан». По возвращении на Север единственный способ, которым Вильгельм смог победить англо-датскую армию, состоял в том, чтобы подкупить датчан. Датскому военачальнику графу Асбьёрну была предложена крупная сумма денег за прекращение боевых действий, которую он, «к большому неудовольствию летописцев», принял. После того как датская армия провела отчаянную зиму в Англии в ожидании возвращения короля Свейна, она вернулась в Данию в 1070 г.
После 1070 г. Свейн определенно не был готов снова попытать счастья в Англии, хотя в течение следующих нескольких лет из Англии прибыло несколько посольств нравов, чтобы просить его о помощи (см. , например, здесь). Похоже, Вильгельм продолжал откупаться от датчан. Вся надежда на молодых англо-саксонских принцев Эдмунда и Годвина исчезла. Но, как предполагает Эмма Мейсон:
Гита, с другой стороны, была полезным активом для короля Свейна. Вероятно, около 1074 или 1075 года он устроил ее брак с Владимиром Мономахом, смоленским князем на западе России. С точки зрения принца, это был выгодный брак, давший ему жену, дочь короля, и союз с королем Свейном против поляков. С точки зрения Гиты это тоже был хороший матч. Князь Владимир был молод, богат и красив.
Саксон Грамматик
Какими бы ни были точные обстоятельства и детали, перед своей смертью примерно в 1075 году король Свейн устроил помолвку своей юной подопечной Гиты со смоленским князем Киевской Руси Владимиром. Ранний датский летописец Саксон Грамматик писал в Книге 11 своей Historia Danica :
После смерти Гарольда двое его сыновей сразу же бежали с сестрой в Данию, Свейном, забыв о заслугах отца, как родственник получил их по обычаю благочестия и выдал дочь замуж за царя русинов (Rutenorum) Вальдемара (которого в своем народе также называли Яризлавом). Он (Гарольд) получил от дочери внука, который по обычаю нашего времени стал его преемником как по происхождению, так и по имени. Таким образом, британская и восточная кровь, соединенная в нашем принце, сделали общее потомство украшением обоих народов.
Ранние норвежские источники не упоминают троих братьев и сестер, ищущих убежища у Свейна, но Фагркинна и Моргкинскинна оба упоминают брак Гиты с Владимиром. После рассказа о смерти короля Гарольда Годвинсона и его братьев, Fagrskinna , который представляет собой каталог королей Норвегии, продолжается:
) семья осталась в живых, насколько мы можем судить, кроме дочери конунга Харальда Гиты…. Гифа, дочь конунга Харальда, была замужем за конунгом Вальдамаром (Владимиром), сыном конунга Яризлейва (Ярослава) и Ингигертр, дочери конунга Олава Соенского.
Далее рассказывается о том, что стало с детьми Гиты и Владимира. Модель Morkinskinna рассказывает почти ту же историю.
На самом деле Saxo Grammaticus и два норвежских источника здесь несколько перепутаны. Владимир был сыном Всеволода, а не Ярослава (который был его дедом и умер в 1052 г.).
Под 1076 годом в Русской Повести говорится: «В сем году родился сын у Владимира, он Мстислав, и был внук Всеволода» 9.0014
Размеры Киевской Руси в 1054 году
Мир Киевской Руси, в который вступила Гифа, был прямо византийским по своей сложности. Первоначальными русами были скандинавские варяги, варяги, в том числе некий Рюрик, которого «пригласили» взять на себя управление в девятом веке. В течение следующих двух столетий русы расширили свое влияние и контроль, но они постоянно воевали друг с другом, а также со своими внешними врагами, обычно с поляками. Киевская Русь превратилась в ряд раздробленных княжеских территорий. Постоянная вражда, интриги и битвы сделали Англию до завоевания по сравнению с ней несколько стабильной.
Скорее всего, Гита и ее молодой муж Владимир могли общаться на датском языке. Известно, что Владимир, как и его отец, князь Всеволод, говорил на нескольких языках, а Гита, будучи членом англо-датской семьи Годвинов, вероятно, говорила как на датском, так и на английском. Эмма Мейсон пишет:
Проблем в общении не было, так как ее муж был опытным лингвистом. Его династия имела скандинавское происхождение, а его бабушка была шведкой. Вероятно, он мог разговаривать с Гитой на скандинавском языке.
Пока Владимир и его отец продолжали сражаться, у них с Гитой родилось еще несколько детей. Многие из его детей позже были женаты на других княжеских семьях, как это было принято по всей Европе. Мстислав/Гарольд последовал за своим отцом и стал великим князем Киевской Руси, когда Владимир умер в 1125 году. Как сообщают нам как норвежские, так и русские источники, принц Гарольд женился на шведской принцессе Кристине Ингесдоттир в 1095 году. Кристина была дочерью короля Инге I. Швеция. Через свою дочь Евфросинью Мстислав/Гарольд является предком короля Англии Эдуарда III и, следовательно, всех последующих английских и британских монархов.
Но я не занимаюсь здесь ни царской генеалогией, ни историей Киева и Руси, хотя и то, и другое увлекательно. Скорее это история англо-саксонской принцессы Гиты. Что с ней стало?
Князь Владимир Мономах
Условно считается, что у Владимира было три жены. Но сделал ли он это? Как уже упоминалось, в году Первой русской летописи упоминается о смерти двух его жен, под 1107 и 1126 годами. Мы знаем, что Гифа была первой женой Владимира, но кем были остальные? Имена не найдены, только две даты смерти. Мы знаем, что у Владимира было еще несколько детей после рождения Вячеслава примерно в 1083 году. Эти дети обычно приписываются неизвестной предполагаемой второй жене, на которой Владимир якобы женился после смерти Гифы. Но нет никаких доказательств существования этой второй из трех жен: ни имени, ни записи о браке, ни смерти. Так что вполне может быть, что эти более поздние дети тоже были от Гиты?
То, что Владимир действительно взял еще одну жену после Гифы, кажется достаточно ясным, потому что, как уже упоминалось, есть две записи о смерти жены Владимира, как в 1107, так и в 1126 году. Имя этой более поздней жены, которая умерла в 1126 году, часто говорят, что это была Анна, дочь Аэпа Оценевича, хана половцев, но, похоже, этому нет никаких доказательств. Было высказано предположение, что эта атрибуция второй/третьей жены, скорее всего, является результатом неправильного прочтения записи 1107 в Первой русской летописи 9.0013 , в котором говорится, что «и Володимер (Владимир) взял дочь Аепы за Юрия [своего сына]». Там ясно сказано, что именно Юрий (умер в 1157 г.) женился на дочери Аепы, а не Владимир. Вряд ли отец и сын женились на двух сестрах.
Возвращение в Гиту; что с ней стало и где и когда она могла умереть?
В немецком Рейнском городе Кёльне были и есть церковь и монастырь, посвященные греко-христианскому мученику конца III века святому Пантелеймону, которого почитали за его целительные способности.
Привезли больного параличом, который не мог ни ходить, ни стоять без посторонней помощи. Языческие жрецы молились за него, но тщетно. Тогда Пантелеймон помолился, взял больного за руку и сказал: «Именем Иисуса, Сына Божия, повелеваю тебе встать и выздороветь». И парализованный человек встал, полностью выздоровев.
Монастырская церковь св. Пантелеймона в Кельне
Монастырская церковь св. Пантелеймона в Кельне была основана в десятом веке.
Впечатляющая церковь на юго-западе центральной части города все еще имеет обширные части первоначального здания. Это одно из старейших сакральных зданий Кёльна. Монументальная церковь Св. Пантелеймона возникла в середине 10 века с основанием бенедиктинского аббатства архиепископом Бруно. Его племянница по браку, византийка Феофану, продолжила строительство после смерти Бруно в 965 году. Ее интерес к церкви наверняка имел семейные причины, но особенно Патроциниум святого Пантелеимона сыграл решающую роль, потому что этот святой происходил с родины Феофана. После ее смерти она была похоронена в Св. Панталеоне. Ее бренные останки покоятся сегодня в современном мраморном саркофаге.
К одиннадцатому и началу двенадцатого веков он приобрел определенную международную известность. У него были прочные связи с Англией, а также он лежал на обычном маршруте из Фландрии в Данию. Учитывая более поздние события, этот последний факт привел некоторых к предположению, что Гита могла посетить святого Панталеона в Кельне со своими братьями по пути в Данию.
Вот тут мы и подошли к интересной истории. Он содержится в латинской проповеди, произнесенной Рупертом, настоятелем близлежащего монастыря Дойц, монахам монастыря Святого Пантелеймона в Кельне в 1120-х годах. Учитывая дату проповеди, описываемые в ней события, безусловно, были в живой памяти как Руперта, так и его слушателей, монахов св. Пантелеимона. Большая часть проповеди представляла собой агиографию, подробно описывающую различные чудеса святого Пантелеймона, но ближе к концу Руперт рассказывает небольшую «чудесную» историю о Гифе и ее сыне Гарольде. Это своего рода пролог к еще двум чудесам.
Я использовал французское изложение этой латинской истории, данное бельгийским церковным историком Морисом Коэном в 1937 году в его Un sermon inconnue de Rupert, Abbe de Deutz sur St. Pantaleon . Резюме Коэна, к сожалению, упускает некоторые интересные детали, содержащиеся в оригинальной проповеди, и, возможно, неправильно истолковывает одну или две вещи, но на данный момент этого должно быть достаточно. Скобки мои собственные:
Харальд, который в настоящее время правит русскими («rex gentis Russorum»), подвергся нападению медведя. Он был отделен от своих товарищей и безоружный не мог защитить себя от зверя, который жестоко изранил его. Когда его вытащили, он едва дышал. Его мать («Гида номинэ») хотела сама заботиться о нем. Но святой Пантелеймон явился (в видении) раненому и объявил, что пришел исцелить его. Услышав о видении, мать князя успокоилась относительно здоровья ее сына. Она была большим благотворителем монастыря св. Пантелеймона в Кёльне и знала силу чудотворца (чудотворца). После выздоровления сына королева осознала свое желание отправиться в паломничество по святым местам.
Кроме того, в некрологе Св. Панталеона под датой 7 марта есть упоминание о царице Гифе («Гида Регина» с предшествующим крестом). Обычно это подразумевает дату смерти Гиты, но это ни в коем случае не точно. Год не указан, потому что некролог был не только списком тех святых и благотворителей, которые недавно умерли; это был также список дней, в которые монахи в монастыре должны были произносить молитвы о вечных душах отдельных святых и святых благодетелей. Как мы знаем, дни святых не обязательно являются датами смерти. Проповедь Руперта ясно говорит нам о том, что «королева» Гифа была «благотворительной благодетельницей» церкви св. Пантелеймона в Кельне. Это было 7 марта, когда монахи молились за нее, что могло быть как датой, когда они узнали о ее смерти, так и самой датой ее смерти.
Наставления Владимира Мономаха детям
В проповеди говорится, что русский князь (Рекс) Гарольд был сильно забоден медведем во время охоты. Мы не знаем, когда это могло произойти, такие встречи с потенциально опасными дикими животными были довольно распространены в то время, когда «дворяне» охотились, до того, как леса Европы были полностью вырублены. Отец Гарольда Владимир тоже был большим охотником. За несколько лет до своей смерти в 1125 году он написал несколько длинных «Наставлений для моих детей» («Поученния дитям»), в которых рассказал о своих переживаниях:
Я много сил отдавал охоте, пока княжил в Чернигове и совершал экскурсии из этого города. В самом деле, до нынешнего года я без труда употреблял все свои силы на охоту, не говоря уже о других охотничьих экспедициях вокруг Турова, так как привык в обществе отца гонять всякую дичь.
В Чернигове я даже диких лошадей связывал голыми руками или ловил арканом десять или двадцать живых лошадей, а кроме того, ехав по Роси, ловил этих самых диких лошадей голыми руками. Два бизона бросили меня и мою лошадь на свои рога, олень однажды проткнул меня, один лось наступил на меня, а другой забодал меня, один раз кабан вырвал у меня меч из бедра, медведь один раз укусил меня за коленную чашечку, а другой дикий зверь прыгнул мне на бок и бросил мою лошадь вместе со мной. Но Бог сохранил меня невредимым.
Годфри де Буйон захватывает Иерусалим
Было высказано предположение, что близкая смерть и видение Гарольда произошли в 1097 году, когда ему был около двадцати одного года, и, чтобы выполнить свое обещание совершить паломничество, его мать Гита затем присоединилась к Первому крестовому походу на Святую Землю, где и умерла в 1098 году. То, что Гита участвовала в Первом крестовом походе, кажется весьма сомнительным. Это чистая спекуляция, основанная только на предположении, что Гита умерла до рождения поздних детей Владимира — от «второй» жены. К этому иногда добавляют мысль, что Гита была связана с Фландрией из-за того, что она оставалась там, когда бежала из Англии, и что фламандская знать во главе с Готфридом Бульонским составляла большой контингент в этом крестовом походе.
Если мы примем историю Руперта из Дойца за чистую монету, как факт, за исключением «чудесного» исцеления, то даже если инцидент произошел в 1097 году (для которого нет никаких доказательств), я считаю крайне маловероятным, что Гита затем немедленно ринулся бы во Фландрию, чтобы присоединиться к некоторым фламандским дворянам в их крестовом походе на Святую землю, все еще находящуюся во владении сарацин.
Если Гита действительно отправилась в паломничество в Иерусалим, как говорит Руперт из Дойца, я думаю, гораздо более вероятно, что она отправилась позже, после того, как Иерусалим попал в руки христиан, когда было безопаснее совершить такое рискованное путешествие. . И если бы она хотела добраться до Иерусалима, она, вероятно, выбрала бы проторенный путь из земли Киевской Руси в Константинополь, а оттуда на корабле вокруг побережья Анатолии (Турции), возможно, через Кипр, в Святую Землю.
Книга Данила
Это был маршрут, пройденный в начале 1100-х годов первым известным паломником из Киевской Руси Данилом, игуменом Русского Черниговского монастыря. Данила оставил нам увлекательные воспоминания о своем паломничестве в Святую Землю.
Когда Данила отправился в путешествие на Святую Землю, неизвестно. Историки придерживаются мнения, что он мог начать свое путешествие в начале 1100-х годов и мог достичь Константинополя примерно в 1104–1106 годах, откуда он направился в Палестину через Грецию и греческие острова. Неизвестно, каким путем он попал в Константинополь, но, вероятно, шел древним путем «от варягов (варягов) к грекам» — вниз по Днепру, а затем через Черное море.
Он рассказывает о местах, которые он посетил, людях, которых он встретил (включая короля Балдуина Иерусалимского), и опасностях, с которыми он столкнулся. Он даже не раз упоминает, что путешествовал с соотечественниками Киевской Руси:
В своей книге Данила упоминает около 60 мест, включая монастыри, которые он посетил во время своего пребывания в Палестине. В своих путешествиях он, должно быть, всегда имел какую-то компанию, кроме проводников и переводчиков, потому что он всегда говорит «мы» и никогда не «я», и пишет о «дружине» (группе, дружине, отряде или братстве, объединенных с той же целью или разделяющие одни и те же идеи и идеалы), которые были с ним во многих случаях. Описывая «сошествие благодатного огня на Гроб Господень», он говорит, что среди свидетелей этого чуда были «все дружины мои, сыны Руси, бывшие вместе со мною в тот день, добрые люди из Новгорода и Киева — Издеслав Иванкович , Городислав Михайлович, Кашкичи и многие другие…» Вполне резонно предположить, что люди, названные поименно, были близкими спутниками Даниила, бывшими с ним во многих других случаях, а может быть, и сопровождавшими его в его паломничестве с самого начала…
Данило кажется патриотически настроенным, и это особенно заметно, когда он повторяет, что он представитель Руси, а не отдельного монастыря или губернии. В конце повествования он говорит: «Да будет свидетель Бог… мне никогда не забывая называть имена князей русских, и детей их, епископов русских, и игуменов, и бояр (членов аристократических орденов.), и моих духовных чад, и всех добрых христиан [во время богослужений] я читал на святых местах». На Святой Земле он отметил 90 литургий — 50 за живых и 40 за умерших — своих соотечественников.
Здесь, конечно, не упоминается Гита, но, по крайней мере, для меня было бы больше смысла, если бы Гита отправилась в свое паломничество в компании своих соотечественников, используя наиболее удобный маршрут, а когда Иерусалим уже был в руках христиан, то в 1097 году она поспешила во Фландрию, чтобы присоединиться к Первому крестовому походу.
Интересно также отметить, что многие российские историки говорят о том, что по возвращении Данила был поставлен во епископа Юрьевского «великим князем Владимиром Мономахом», т.е. произведен мужем Гифы!
Мое утверждение, что Гита не участвовала в Первом крестовом походе и не умерла на Святой земле в 1098 году, я думаю, также подтверждается мыслью, что если бы она это сделала, ей, вероятно, пришлось бы заглянуть в монастыре Святого Пантелеймона в Кельне по пути во Фландрию, и там сделать достаточно большое и разовое благодеяние монастырю, чтобы обеспечить почитание, в котором впоследствии монахи относились к ней за ее благочестие и щедрость.