Причастие в церкви детей до 7 лет: Как готовиться к причастию ребенку от 7 лет? Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко

Дет

Как объяснить ребёнку, что такое Причастие

«Васенька, потерпи немножко, детка! Сейчас выйдет батюшка и даст тебе компотик», — услышала я за спиной слова, которые каждый раз заставляют меня невольно вздрагивать.

«Компотик», «изюминка», «вкусненькое» — что только не доводилось мне слышать, стоя в воскресный день на Божественной литургии и ожидая выноса Чаши.

К сожалению, подобные «объяснения» самого главного Таинства Церкви у некоторых прихожан всё ещё встречаются. При этом никто из них не задумывается: «А не послужат ли такие слова в дальнейшем тем самым искушением, которое оттолкнет моего ребёнка и от причастия и от Церкви? А не зародится ли в ребёнке сначала малое, а потом уже и неисправимое неблагоговейное отношение к Таинству? А поверит ли потом подрастающее чадо уже более серьёзному объяснению сути Евхаристии?»

Размышляя над вопросом, как объяснить ребёнку, что такое Тело и Кровь Христовы, следует начать с того, что Таинство Святого Причащения должно быть неотъемлемой частью жизни ребёнка и родителей, а о Литургии следует говорить на разных возрастных этапах, постепенно «усложняя» объяснение.

Если и взрослые причащаются регулярно, и ребёнок с самого раннего возраста после своего крещения причащается вместе с ними,  то у него вряд ли будет возникать вопрос: «Зачем это нужно и что это такое?». Для него участие в Евхаристии станет естественной и неотъемлемой частью жизни. Но в то же время недостаточно принести дитя в храм, причастить и уйти. Уже собираясь в храм, полезно подчёркивать, что идёте в Божий дом, что будете участвовать в Таинстве Святого Причащения, чтобы соединиться с Господом.

  • Причастие – это соединение с Богом – вот самое доступное объяснение для детей. Они поймут, и примут эту истину детским сердцем через призму веры. Само слово помогает нам в этом: При-частие, становление частью чего-то, при-со-единение к Богу…
  • Бог есть Любовь, полнота любви и её источник. Как сказал один богослов: «Даже наша пища – это любовь Божия, ставшая съедобной». И Господь настолько любит нас, что желает приобщить нас к Своей любви, чтобы мы были с Ним единым организмом. Для этого Он таинственным образом соединяется с нами в Таинстве Причастия.
  • Можно охарактеризовать Святые Дары словами Спасителя о Себе — Хлеб Небесный: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин.6).
  • Понятия «Тело» и «Кровь» сложны для детского восприятия, так как в современном языке редко выражают сопричастность. Однако мы можем привести в пример выражения «моя кровинушка», «плоть от плоти».  Также ребёнок в животе у матери какое-то время имеет с ней общую систему кровообращения и формируется с помощью её организма.
    Постепенно через знакомство с Библией, ребёнок сможет применить усвоенные им понятия ко Христу.
  • Святые Дары также правильно и доступно для ребёнка именовать Святыней.

Говорить о Святом Причастии в категориях вкусной пищи, сладостей, категорически недопустимо. Подобные ассоциации являются в некотором роде кощунственными и закладывают в детскую душу неблагоговейное отношение к Святыне.

Родители по-разному объясняют своим детям, что такое Причастие. Но все они сходны в одном мнении – ребёнок сможет понять Таинство Тела и Крови постепенно и только при одном условии, что вера в семье является не просто мировоззрением, а является образом жизни.

И в заключение мне хотелось бы поделиться краткими вариантами ответа на вопрос: «Как объяснить ребёнку, что такое Причастие?»

Анастасия Овансова, мама троих детей:

Мне кажется, что здесь большое значение имеет личный таинственный опыт, и словами его выразить я не могу. Очень интересно, как видят и понимают Причастие малыши. Моя маленькая крестница, после первого Причастия на вопрос своей нецерковной бабушки: «Ну что, причастилась? Батюшка тебя причастил?» (она боялась бородатых мужчин) — ответила: «Нет, не батюшка, ангел!» «Да это был батюшка!», — а она: «Нет! АНГЕЛ!»

Вот и что она видела?! Я, пытаясь словами объяснить, что такое Причастие, едва ли смогла бы донести до неё то, что она видела.

Марина Базанова, мама двоих детей:

Своим детям я не говорю «Тело» и «Кровь», потому что в раннем возрасте абстрактные понятия у них сформированы абстрактно и это для них сложно. Я говорю: «Соединяемся с Господом!»

священник Александр Аникин:

Вопрос формального объяснения Таинства Евхаристии сложен для детского ума.

Попытка ответить на вопрос: «Что находится в Чаше?», — в категориях «Хлеб», «Тело», «Вино», «Кровь» может вызвать неоднозначную реакцию. Это происходит потому, что дети понимают все слова буквально и не способны видеть в них многогранность значений.

Более того, объяснение Таинства в данных категориях даже для взрослого человека не внесет ясности в суть происходящего.

Это происходит по той причине, что духовная жизнь становится объяснима для человека в исключительно эмпирическом, опытном восприятии. Иными словами, только через регулярное приобщение Трапезе Господней возможно раскрытие внутреннего содержания Таинства Таинств.

Только через личный пример, участвуя в Божественной литургии совместно с ребенком, подавая ему образец для подражания и деятельный пример любви, ведя его за собой, возможно ожидать, что маленький человек станет причастником Божественных Таин.

Только тогда можно надеяться, что через время, возрастая в летах, он органично воспримет эту Истину. Истину того, что в Чаше находится Господь, таинственным образом преображающий человека и делающий его по-настоящему свободным.

священник Александр Ионитис:

Родители должны привить ребёнку личностное отношение с Богом, чтобы ребёнок понимал что Бог это Личность, что Бог является таким же близким и родным для ребёнка, как и родитель. Прививается это через чтение детской  Библии, через молитву в храме и дома с родителями.

Тогда до ребёнка можно донести, что такое Причастие и зачем оно. В иных случаях для ребёнка все объяснения останутся просто звуковыми колебаниями, так же как и для взрослых.

Конечно, относительно возможно пойти иным путём и начать приписывать Причастию магические свойства (например: «если ты будешь причащаться, то тебе будет везти по жизни», «если ты будешь причащаться, то Богу будет приятно, и если ты загадаешь желание или будет мечта, Бог обязательно исполнит»). Но, на мой взгляд, это уже тупиковый путь.

диакон Антоний Сацута:

Я не знаю, как это можно объяснить двухлетнему ребенку. Главное — постепенно это делать. Сначала просто говорить, что тот, кто причащается, прикасается к Богу. А дальше с возрастом можно постепенно знакомить ребёнка со Христом.

иподиакон Александр Попов:

Мне кажется, что можно сказать так: «Господь войдёт в твоё сердечко, и постарайся сохранить там этого дорогого Гостя — жить так, чтобы Ему было приятно».

Ну а если дальше вопросы будут: «А как это хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа?» — можно, я думаю, ответить так: «Мы принимаем пищу, и она нами усваивается, становится нашим телом и кровью (это ведь действительно так: мы получаем необходимые вещества и энергию через питание). Так и Господь на Тайной Вечере вкусил хлеб и вино — они стали Им, вошли в Его Тело и Кровь. Теперь мы на Литургии становимся участниками той самой Тайной Вечери и таинственным образом принимаем в себя Самого Христа. Он,  живой и воскресший, входит в нас и живёт в нас». А выяснять уже механику или химию этого Таинства — дело невозможное, да и ненужное. На то оно и Таинство.

azbyka.ru

 

Об исповеди и причащении детей

Как порой ни были утомительны исповеди взрослых, все же самые тяжелые исповеди для меня — детей и подростков. 

«Не слушал папу и маму, плохо учился, не убрал комнату, с братиком поругался, не вынес мусор, смотрел «плохие» мультфильмы…» — максимум, что лет в 7─12 «выжимает из себя» ребенок на исповеди. Да и в более старшие года содержание исповеди практически не меняется. И если он причащается каждое воскресенье, то ему каждую неделю приходится повторять на исповеди одни и те же зазубренные фразы. О том, что недостойно вел себя в храме, не благодарил Бога, был невнимателен на молитве, то есть о своих отношениях с Богом — не говорит, за редким исключением, никто.   

Еще хуже обстоит дело с исповедью детей из нерелигиозных семей, где нет домашней молитвы и не звучит Евангелие. Их приводят на исповедь перед учебным годом или «заодно» во время экскурсии в монастырь, в воспитательных целях («Вы, батюшка, его вразумите»). В любом случае мотивация к исповеди со смыслом самой исповеди не имеет ничего общего. Как правило, ни эти дети, ни родители толком не понимают сути таинства. Ребенку подсказали, что нужно «батюшке» рассказать плохие поступки, чтобы «Боженька простил». И все. С реальной семейной жизнью таинства никак не связаны. Как правило, лет в 15 этих детей в храме уже практически не видишь. Да и во взрослой жизни только единицы из них по-настоящему обращаются к Евангелию. Только как вот объяснить приводящим на исповедь этих детей тетям, мамам и крестным, что такой подход недопустим, дети не подготовлены к исповеди и Причастию?

Лакмусовой бумагой духовной атмосферы в семье считаю поведение младенцев в возрасте до трех-четырех лет перед Чашей Причастия. В воцерковленной семье, где ежемесячное причащение для всей семьи является нормой, где звучит Слово Божие, младенцы причащаются очень спокойно. Но вот подносят другого — и «драма» начинается. Плач на весь храм. Ребенок обеими руками отбивается, отворачивает лицо, прижимается с хныканьем к принесшей маме/тете/бабушке: «Не хочу!» Мама пытается силком его (ее) развернуть к Чаше, пономарь перехватывает ручонки, священник пытается попасть лжицей в искривленные губы, с риском, что капли Причастия будут разбрызганы по сторонам. В ход идут уговоры: «это же сладенько, скушай медик (сок, варенье)» (при этом взрослые не осознают кощунственности этих слов). Уговоры не действуют, время затягивается, мама тоже начинает нервничать. Атмосфера накаляется. А когда таких детей несколько?.. Наконец, священник с пономарем изловчились… «Причастие» совершилось! Довольная мама или бабушка отходит в сторону. А я думаю о том, что теперь слово «причастие», вероятно, закреплено в сознании ребенка с ассоциацией чего-то очень неприятного. Впоследствии, в силу возраста, он забудет о случившемся. А в подсознании история останется. И равнодушие к таинству, восприятие его как непонятного, мертвого, обряда, возможно, обеспечены. Прекрасная предпосылка к воспитанию религиозно индифферентных людей, лиц, откровенно не любящих Православие. Ребенок травмирован «причастием», и хорошо, если эта травма будет впоследствии преодолена его личным религиозным опытом и встречей с хорошим священником… Если ребенок переживает причастие как трагедию — я против его причастия!

 

Только вот почему он себя так ведет? Иногда я спрашиваю родителей, когда они сами причащались в последний раз. За очень редкими исключениями, ответ или «никогда», или «не менее года назад». Что такое Причастие? «Хлеб и вино». «Просфорка». «Это для очищения», «Ну, чтобы очиститься от грехов». «Не знаю». И понимаю, что между хождением в храм и реальной жизнью не просто разрыв, а практически полная непересекаемость. Но ведь младенцы причащаются, как и крестятся — по вере родителей, причем под верой имеется в виду вера деятельная, влияющая на все сферы жизни. В описанных же выше случаях есть вера в «технологию таинств». Веры как жизни во Христе — нет. И, поскольку духовная атмосфера в семье за внешней, пусть даже добропорядочностью, отсутствует, ребенок интуитивно воспринимает таинство Причащения как что-то чуждое тому, что он впитывает в семье. И это вызывает у него — опять-таки интуитивно — реакцию отторжения!  

Знаю, что даже многие священники не примут моих слов, но это мое убеждение: если семья нерелигиозна, я не вижу смысла и в самом крещении детей.

Что же можно предложить конкретного по подготовке детей к исповеди? Для ответа на этот вопрос я специально изучал опыт известных духовников. Среди них — митрополит Антоний Сурожский, священники Максим Козлов, Алексей Уминский, Федор Бородин, Владимир Воробьев, Виталий Шинкарь, Павел Гумеров, Александр Ильяшенко. На основании изученного материала и выросли следующие рекомендации, носящие, конечно, общий характер.

1. Если у семьи нет духовника, с которым имеется тесный контакт, то основной труд по подготовке к первым исповедям ребенка лежит на родителях. В первую очередь он заключается в личном примере — когда родители сами более-менее регулярно приступают к таинствам Исповеди и Причастия, когда ребенок слышит, как они молятся, видит их постящимися, за чтением Священного Писания и духовной литературы. Впрочем, если родители понимают, что у них не хватает опыта, вполне естественно, что помощь им могут оказать воцерковленные крестные.

2. В подготовке к исповеди важно дать почувствовать ребенку, что он уже достаточно взрослый и может сам оценивать свои поступки. Беседа не должна напоминать урок, который он обязан запомнить. Он искренне может раскаиваться только в том, что сам осозна́ет как неправильный и плохой поступок.

3. Недопустимо говорить детям о том, что Бог накажет. Представление о Боге как о Прокуроре приведет к искажению религиозного опыта. Поскольку Бог — это Отец, то естественно, что представление о Боге формируется по образу отношений его с родителями. И если в семье взаимоотношения вполне гармоничны, построены на любви, уважении и доверии, тогда легче будет донести до ребенка, что грех — не просто преступление закона, а то, что разрушает эти доверие и любовь, создает между человеком и Богом преграду. И как естественно ребенку любить родителей — так же ему естественно учиться любить и Бога.

4. Подготовка к исповеди детей — это дополнительное побуждение родителям и крестным плотнее заняться собой. Одной из причин ухода детей из Церкви в более зрелом возрасте является то, что их «натаскивают» на молитву и таинства, но они не видят в родителях личных отношений с Богом, когда все сводится в лучшем случае к выполнению дисциплинарных правил (поста, чтения святых отцов), но нет радости жизни во Христе. Или когда родители не работают над собственными грехами, когда в семье нет достаточно гармоничных, здоровых отношений.

5. У детей больше развито воображение, а не логика. Поэтому информацию о том, что такое грех, какие грехи бывают, удобнее доносить до них с использованием наглядных образов, картин, притч. Например, пособием могут послужить рассказы для детей Бориса Ганаго, песни-притчи Светланы Копыловой, какие-то сюжеты из мультфильмов и кино, соответствующие их возрасту. К примеру, у Ганаго есть сказка «Превращение», где раскрывается, как жадность и зависть разрушают душу. Можно заранее сделать подборку тематического материала по страстям (обиды, самолюбие, жестокость) и в течение нескольких дней в беседе с ребенком раскрывать по одной теме — он сам затем определит, в какой мере касается данный грех его, или, к счастью, не касается вообще. Ни в коем случае нельзя указывать на известные грехи ребенка. Для облегчения работы над собой можно предложить ребенку записать на листике то, что он захочет исповедовать.

6. При подготовке к исповеди важно не только помочь ребенку увидеть грехи, но и побудить его к приобретению тех добродетелей, без которых невозможно иметь полнокровную духовную жизнь. Такими добродетелями являются: внимание к своему внутреннему состоянию, навык молитвы. Детям доступно восприятие Бога как своего Небесного Родителя, поэтому им легко объяснить, что молитва является живым с Ним общением. Ребенку необходимо как общение с отцом и матерью, так и молитвенное обращение к Богу.

7. Никаких длинных молитв читать ребенку нельзя. Молитва должна быть для ребенка по силам. «Богородице Дево, радуйся», «Отче наш», возможно, вполне будут для него достаточны помимо его личной молитвы, своими словами.

8. Причастие и Исповедь — разные таинства, и их сочетание зависит от духовного устроения данного человечка. Как заметил священник Алексей Уминский, «ребенок не должен исповедоваться перед каждым Причастием… У нас, к величайшему сожалению, много зависит от личной настроенности священника. Например, один священник настроен так, что никого ни в коем случае без исповеди к Причастию не допускать, и ему все равно, сколько ребенку — 6, 7 или 15 лет… Разумные христианские семьи должны искать те приходы, где нет «фабрики», где нет такого, что никто никого не знает. Ведь есть храмы, где все превращается в некую безымянную безликую процедуру, где прихожане проходят определенные этапы: пришел, купил свечи, подал записки, пошел на исповедь, потом к Причастию, все, вернулся домой. Такого надо избегать. Мне, как священнику, кажется гораздо понятнее и полезнее та практика, которая существует в поместных Православных Церквях, где исповедь и Причастие не связаны между собой жестким образом… Там, где сложился приход, где священник знает каждого своего прихожанина, и прихожане регулярно причащаются каждое воскресение, на каждые праздники, какой смысл проводить их через процедуру называния одних и тех вещей, которые и так понятны? Тогда надо каждый день исповедоваться, по много раз. Все можно превратить в какое-то безумие. Конечно, человек согрешает каждый день. Для этого есть возможность проверить свою совесть — во время вечернего правила существует молитва, в которой перечисляются грехи. Необязательно называть то, что не соответствует твоей жизни… Можно же эту молитву заменить своей собственной молитвой, рассказать Богу о том, в чем ты каешься. Вспомнить свою жизнь за этот день и искренне перед Богом раскаяться… И ребенку надо сказать, чтобы он умел видеть, как он провел сегодняшний день, как он общался с родителями, с близкими. И если что-то есть на совести, нужно попросить у Бога прощения. И попробовать это не забыть на исповеди…»

9. Желательно, чтобы у ребенка сложились личные, доверительные отношения со священником. Для это и существует общение — начиная от воскресной школы и заканчивая турпоходами и паломничествами.

10. Исповедь не обязательно должна начинаться с семи лет. Как заметил протоиерей Максим Козлов (храм МГУ), «для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку? В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, еще рано… У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже. Но и пусть себе позже. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь… Формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью».

11. Перед первой исповедью желательно заранее договориться со священником о времени исповеди. Первая исповедь требует особенно внимательного отношения. Поэтому не стоит откладывать ее на какой-то большой праздник или когда священник загружен еще чем-нибудь.   

12. Подготовка к исповеди ребенка начинается со времени формирования его самосознания. К первому религиозному опыту, включая самостоятельную молитву, дети вполне готовы примерно с трех лет. Другими словами, ребенок должен учиться прислушиваться к себе. И — не ждать исповеди, а прямо здесь и сейчас уметь сказать «прости». Родителям, друзьям, сестричке. И, что особенно важно, Богу. Опять-таки — важно, чтобы этот опыт он имел перед глазами от своих родителей, старших братьев и сестер.

13. Нельзя использовать исповедь как воспитательное средство. Такой утилитарный подход сразу выдает «духовное» состояние тех, кто «снарядил» ребенка на исповедь. Приведу слова К. С. Льюиса: «Люди и народы, которые думают, что верой нужно добиться улучшений в обществе, могут с таким же успехом пользоваться услугами Сил Небесных, чтобы регулировать уличное движение». Соблазн использовать христианство для… (воспитания патриотических чувств, «послушания» родителям) велик. Но ребенок, при своем взрослении, так и не увидит в христианстве главное — Воплощенного Бога, который есть Любовь. Будет ли он любить такое «Православие»? Родственники, ведущие с «нравственно-воспитательной целью» ребенка к исповеди, сами не осознают, что тем самым хотят ни много ни мало, как чтобы Христос «перевоспитывал» этого ребенка в соответствии с их, родственников, ожиданиями.  

14. При частом причащении детей не стоит вводить еженедельную исповедь. Она более всего ведет к формализации. Дети очень быстро научаются говорить «стандарт»: маму не слушался, в школе грубил, с братиком подрался. Практически никто из детей не скажет, что он молился и был неискренен в молитве, что у него есть какие-то внутренние вопросы или сомнения. А по прошествии нескольких лет такому «воцерковленному» чаду будет вообще непонятно, что такое покаяние. Исповедь с какого-то времени может не вызывать уже никаких переживаний. По замечанию протоиерея Максима Козлова, «добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз — в восемь, третий раз — в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой».                                                 

 

15. По мере взросления важно до детей доносить, что Причастие это Кровь и Тело Христовы, что это Святыня, к которой нельзя подходить просто так. Очень важно не превратить Причастие в еженедельную процедуру, когда они перед Чашей резвятся и подходят к ней, не очень задумываясь о том, что они делают. И если вы видите, что ваш ребенок раскапризничался перед службой, ведет себя в храме слишком вольно — лучше его не вести к Чаше. Пусть он поймет, что не во всяком состоянии можно подходить к Причастию. И лучше пускай он будет несколько реже, чем бы вам хотелось, причащаться, но понимать, ради чего приходит в церковь. Важно, чтобы родители не начали относиться к причащению ребенка как к некоторому магизму, перекладывая на Бога то, что мы сами должны сделать.   

16. Педагогически верным будет воспитание в детях сознания, что посещение службы и Причастие не то, к чему понуждают, а привилегия — быть усыновленными/удочеренными Небесному Отцу через Плоть и Кровь Сына Божия. Бога не может вместить никакая галактика, но Его может вместить сердце человека. Только оно должно быть готово для приема в себя Бога — а для этого нужен труд над собой. Надо постараться так построить внутрисемейное отношение к богослужению, чтобы мы не тянули своего отрока причащаться, а он бы сам хотел этого и готовился к этому высокому таинству. И, быть может, лучше пойти на воскресную литургию без него, в случае его отказа, если не хочет вставать с постели — чтобы, проснувшись, он увидел, что оказался и без родителей, и без церкви, и без праздника Божиего. Пусть он до этого лишь на полчаса приходил на службу, к самому Причастию, но все равно не может не почувствовать некоторое несоответствие воскресного лежания в постели тому, что должен в это время делать каждый православный христианин. Когда же сами вернетесь из церкви, не упрекните своего отрока словами. Быть может, ваша внутренняя скорбь по поводу его отсутствия на литургии даже действенней отзовется в нем, чем десять родительских понуждений. Или наоборот, он увидит счастливых после причащения родителей, и это будет ярким контрастом с его собственным состоянием, что побудит его последовать другой раз за ними. В любом случае родители своего ребенка в его сознательном возрасте могут предлагать, но не вынуждать идти к исповеди или Причастию.

17. Настоятельно не рекомендуется выстаивать с детьми всю службу. Даже взрослым часто нелегко дается сохранять молитвенное внимание на протяжении двухчасовой службы, не говоря уже о более длительных монастырских. Естественно, это не под силу детям. В результате они начинают вести себя в храме неблагоговейно — бегать по храму, играть, капризничать. И тем самым теряют чувство священного. Такие дети часто становятся затем безрелигиозными. Они не знают, что такое благоговение. Поэтому количество и время посещений богослужений лучше ограничивать. Достаточно, к примеру, побыть на службе вечером минут двадцать — во время полиелея, и затем привести утром на литургию, минут за двадцать до причащения в возрасте до пяти лет, и понемногу, с каждым годом, это время можно увеличивать. Как бы маме ни хотелось побыть на службе целиком — лучше пожертвовать своим желанием ради ребенка. В практике бывает и другой вариант, когда один из родителей, по очереди, приходит на службу «для себя», другой с детьми подтягивается ко времени причащения. И не давать ему вести себя это короткое время пребывания в храме вольно. В некоторых развитых приходах практикуется отдельная литургия для детей.

Во многом способность благоговейно стоять в храме на молитве зависит от того, в какой мере вошли в домашний обиход молитвы семьей.

18. Нельзя забывать, что атмосфере воцерковленной семьи противостоит совершенно нехристианская атмосфера школы, ТВ, Интернета. Что его сверстники живут совершенно другими взглядами на жизнь. И не всегда у нашего растущего человечка, если он и в самом деле имеет добрый религиозно-нравственный настрой, бывают друзья и подруги одного с ним духа.

Защитить его от нездорового влияния секулярного мира можно через развитие в нем навыков к здоровой критичности, вкуса к внутренней свободе. По замечанию прот. Виталия Шинкаря, «задача родителей — не к исповеди детей готовить, а для начала раскрыть им глубину жизни, научить правильному ее пониманию. Привить любовь к хорошему чтению, научить понимать стихи. С детьми нужно говорить — о жизни, о ее содержании, об окружающем мире. Не ограждать их от этого мира, не пугать тем, что вокруг и повсюду одно «сатанинское», а давать детям дозы «духовного противоядия». Начать с того, что обсудить с ребенком смысл услышанной песенки, спросить: «Что ты слышишь в ней? Что ты видишь в этой книжке? А в этом фильме? Слушай, вот мне показалось то-то и то-то, а тебе? И как тебе этот персонаж? По-моему, он говорит одно, а думает другое. Почему художник, для того чтобы изобразить зло, рисует темноту? И почему свет всегда вносит ясность, а мрак что-то скрывает?» И тогда ребенок начинает видеть глубже и оценивать свои поступки именно с этой глубины, вглядывается в них. Грех для него становится отсутствием Бога — того самого света».

И, конечно, необходимо за них нести подвиг молитвы. Не только с детьми разговаривать о Боге. Но и с Богом — о детях. 

19. Относительно поста — к нему следует прививать навык, сообразуясь с детской психологией и особенностями организма. Поначалу какие-то ограничения в пище будут вводиться самими родителями. Но в целом им стоит поставить перед собой цель, чтобы, по мере возрастания, ребенок сам захотел в чем-то себя ограничивать ради Бога. Пусть даже это будет «всего лишь» отказ от мороженого или чипсов — но если он сделает это сам, то это окажется немалым шагом в развитии личного религиозного опыта. Опять-таки, мера готовности к посту у детей во многом зависит от родителей. Очень важно, чтобы пост не сводился к банальным дисциплинарным требованиям, не воспринимался как что-то унылое и безвкусное — во всех смыслах этого слова.

20. Первые исповедь и Причастие желательно как-то отметить, чтобы это запомнилось, чтобы это действительно было праздником для детей. В этот ответственный день можно одеть ребенка и одеться самим понаряднее. Не лишним будет и праздничный, хотя с сохранением какой-то скромности (без алкоголя для взрослых, без излишеств в сладостях) стол, посещение уютного кафетерия или что-то в этом роде.

Помните, что, участвуя в развитии ребенка во всех его сферах — духовной, психологической, социальной, — мы не должны добиваться того, чтобы он соответствовал нашим ожиданиям, как бы этого ни хотелось. Наша задача — подготовить его к самостоятельной взрослой жизни. И чтобы он сам мог строить свои личные отношения с Богом.

19.06.2017

католицизм — Когда и где зародилась католическая традиция первого причастия в 7 лет?

Католицизм в настоящее время не устанавливает определенного возраста для первого причастия. В статье Нового Адвента об общении детей говорится следующее (курсив мой):

Действующее законодательство о причащении детей
был окончательно решен Четвертым Латеранским собором, который
впоследствии подтверждено властью Тридентского собора.
Согласно его положениям дети не могут быть допущены в
блаженной Евхаристии, пока не достигнут лет благоразумия, но
когда этот период достигнут, они обязаны получить это
причастие. Когда можно сказать, что они достигли возраста
осмотрительность? По наиболее поддерживаемому теологами мнению, эта фраза
означает не достижение определенного числа лет, а скорее
приход на определенный этап психического развития
, когда дети
стать способным отличить Евхаристию от обычного хлеба, осознать
в какой-то мере достоинство и совершенство таинства
Алтарь, чтобы верить в Реальное Присутствие и поклоняться Христу под
сакраментальные завесы. Де Луго (De Euch., disp. xiii, n. 36, Ben. XIV, De
Syn., vii) говорит, что если дети наблюдают за тем, чтобы помогать на мессе с
преданность и внимание это признак того, что они к этому пришли
осмотрительность.

Источником этого является указ, изданный в 1910 году, названный Quam Singulari, адресованный крещению детей. Включено в раздел связанной статьи под названием «Условия для первой исповеди и первого причастия». Пример здесь.

  • Возраст благоразумия, который в равной степени относится к обоим таинствам. Об этом можно судить (1) по первому признаку того, что ребенок использует свои мыслительные способности; (2) ребенком, знающим, что правильно, а что неправильно. В качестве условия не ставится определенный возраст; о семилетнем возрасте упоминается потому, что большинство детей достигает возраста усмотрения, т. е. начинают рассуждать об этом периоде, кто раньше, кто позже.
  • Такое знание, какое может иметь ребенок, только начинающий рассуждать, о едином Боге, вознаграждающем добрых и наказывающем злых, и о таинствах Троицы и Воплощения. Нет необходимости, чтобы ребенок запоминал точные богословские определения, которые могут не дать никакой идеи маленькому уму, только начинающему развиваться.
  • Ребенок должен уметь отличать Евхаристию от общего хлеба; то есть знать, что то, что похоже на хлеб, не является хлебом, но содержит настоящее, живое Тело и Кровь Христовы.
  • Детей нужно учить благоговейно принимать Святое Причастие.
  • Дети должны быть наставлены о необходимости благодатного состояния и благого намерения, а также о посте с полуночи до Причастия.

Актуальный текст декрета Quam Singulari можно найти здесь. Раздел, в котором упоминаются семилетние дети, выглядит следующим образом (выделено мной):

Основные толкователи Латеранского собора и современники
того же периода имел такое же учение относительно этого Указа.
История Церкви показывает, что ряд синодов и епископских
декреты, начиная с двенадцатого века, вскоре после Латеранского
Собор допускал к Первому Причастию детей семи лет.

Кроме того, есть слова св. Фомы Аквинского, который является авторитетом
высшего порядка, который гласит: «Когда у детей начинают появляться некоторые
использование разума, чтобы они могли понять преданность этому
Таинства (Евхаристии), то это Таинство может быть дано им»6.
Ледесма так объясняет эти слова: «Я говорю, в соответствии с общепринятым
мнение, что Евхаристия должна быть дана всем, кто пользуется
разума, и как только они достигают применения разума, даже если
в то время у ребенка может быть только смутное представление о том, что он
Васкес комментирует те же слова св. Фомы следующим образом:
«Когда ребенок однажды дошел до использования разума, он тотчас
связаны божественным законом, от которого не может отказаться даже церковь
его».

Используя вышесказанное, мы можем сказать, что традиция началась в двенадцатом веке с некоторых синодов и декретов, которые позже были скорректированы декретом Quam Singulari.

Это отвечает, когда начинается, но если семь больше не запрещенный возраст, почему сейчас это так распространено?

Ближайший ответ, который я смог найти, это статья с сайта Holyfirstcommunion.com.

Вам может быть интересно, «каков правильный возраст для первого причастия»?.
Ну, я стесняюсь указывать здесь точный возраст. Требования могут буквально
варьироваться от церкви к церкви.

Общий ответ заключается в том, что детям обычно 7 или 8 лет.
церкви говорят, по крайней мере второй сорт. Некоторые церкви говорят, что через год
формального религиозного образования. И я нашел один веб-сайт, на котором говорилось, что они
не было требований, поскольку речь идет о благодати Божией, и они больше не были
иду на базу причащаться за заслуги! Итак, когда вы
хотите узнать правильный возраст первого причастия для вашего ребенка,
свяжитесь с вашей конкретной церковью, чтобы узнать об их требованиях.

Исходя из этого, получается, что семь лет — обычный возраст, но не тот, который диктуют.

По общему признанию, это следующее в лучшем случае обоснованное предположение, но мне кажется, что ради удобства церковь или епархия остановились бы на простом, легко запоминающемся общем возрасте, который послужил бы » практическое правило». Когда ребенок достигает этого возраста или школьного уровня, он или она, вероятно, достигли возраста ответственности. Это значительно упростило бы организацию занятий в Церкви для обеспечения необходимого обучения, образования и подготовки в условиях группы/класса.

Более того, из некоторых поисков в Google становится относительно ясно, что семь лет — очень распространенный возраст, даже если это не продиктованный возраст, высеченный в камне. На E-How.com есть руководство по подаркам, посвященное тому, как подарить семилетнему мальчику значимый подарок на первое причастие,

Должны ли дети причащаться?

Tweet

Библия повелевает христианам причащаться, а как насчет детей? Должны ли дети причащаться, если они исповедуют веру во Христа? Что, если они еще не сохранены?

Инструкции, которые Павел дал для причащения или Вечери Господней, были даны церкви, и церковь состоит из членов, которые покаялись, увидели греховность своих грехов, увидели свою нужду в Спасителе, попросили у Бога прощения и затем доверился Христу.

Заповедь о причащении

Библия ясно говорит о том, что верующие регулярно участвуют в причастии или Вечере Господней. В некоторых церквях причащаются еженедельно, в некоторых — ежемесячно, в других — раз в 3–4 месяца. Независимо от того, как часто церковь причащается, факт в том, что прихожанам предписано причащаться регулярно. Павел писал в 1 Коринфянам 11:23б-26  , что Иисус «в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: сие есть Тело Мое, которое для вас. Сделай это в память обо мне. «Также и чашу после вечери взял, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей крови. Делай это всякий раз, когда будешь пить, в память обо мне». Ибо всякий раз, когда вы едите этот хлеб и пьете из чаши, вы возвещаете смерть Господа, пока он не придет».

Следует отметить, что Павел писал, что Иисус не сказал, если вы сделаете это, но «сделай это в Мое воспоминание». Это делается для того, чтобы помнить, как Его тело было сокрушено ради нас и что Его кровь была пролита за наше прощение, и мы должны принимать Вечерю Господню, и когда мы это делаем, или «всякий раз, когда вы едите этот хлеб и пьете из этой чаши», на самом деле мы снова провозглашаем «смерть Господа, доколе Он не придет». Это не предмет обсуждения для церкви, чтобы либо сделать это, либо решить не делать этого; это заповедано, по крайней мере, для взрослых. А как же дети? Должны ли они причащаться, и если да, то только ли дети спасенных родителей? Это только для детей, которые исповедовали веру во Христа, или это для любого ребенка, достаточно взрослого, чтобы понять, что они делают, спасены они или нет?

Связанное Чтение: Библейские стихи о причастии: Писание о Вечере Господней

Дети и причастие

Почти каждая церковь состоит, по крайней мере, из нескольких членов, которые были спасены в очень молодом возрасте, а некоторые деноминации допускали таких членов, когда они были маленькими детьми. причаститься. Другие конфессии говорят, что это только для взрослых, но что, если ребенок понимает, что такое грех, видит свою нужду в Спасителе, кается в своих грехах, а затем возлагает свое упование на Христа, если они также не могут причащаться или Вечеря Господня? Предназначено ли причастие только для верующих взрослых членов Тела Христова, а не для верующих детей?

Когда Павел давал наставления коринфской церкви, он не выделил, что причащение только для взрослых, поэтому, казалось бы, логично, что мы не можем исключать детей, пришедших к спасительной вере во Христа. Однако Павел дает предупреждение и, возможно, подсказку относительно того, кому следует причащаться. Достаточно ли зрел этот человек, взрослый или ребенок, чтобы точно понять, что означает Вечеря Господня? Павел писал, что все причащающиеся должны иметь возможность испытывать себя, потому что всякий, кто ест и пьет, не разбирая тела, может есть и пить в осуждение себе (1 Кор. 11:28-29).). Достаточно ли ребенок осведомлен, чтобы быть в состоянии проверить себя? Это критический вопрос, потому что, если они причащаются, «не различая тела, [они могут навлечь] суд» на себя, а также на церковное руководство и родителей. Способен ли понять это ребенок, который причащается? Знают ли они, что значит исследовать себя или уметь различать тело? Если уж на то пошло, могут ли взрослые члены сделать то же самое?

Заключение

В конечном счете, задавая вопросы маленьким детям, можно увидеть, понимают ли они, что такое причастие. Родители и пастор могут спросить ребенка, исповедовавшего веру во Христа, знают ли они точно, что значит проверять себя. Способен ли ребенок также понять, что означают хлеб и вино (или виноградный сок для детей и многих взрослых) и почему они их принимают? Они знают, что они представляют? Могут ли они понять, что такое символизм? Могут ли они понять всю глубину значения преломленного хлеба и питья, символизирующих сломленное тело Иисуса и кровь, пролитую за них? Они мрачны в признании этого? Также, если человек не исповедовал веру во Христа после покаяния, то в большинстве церквей ему не разрешат принимать Вечерю Господню. Причастие только для членов Тела Христова, церкви. Исключая нечленов, будь то взрослый или ребенок, они следуют библейским указаниям и указаниям относительно того, кто может и кто не может принимать Вечерю Господню, и на самом деле это в их интересах и для их же блага (1 Кор. 11:28-30). .

Инструкции, которые Павел дал для причащения или Вечери Господней, были даны церкви, и церковь состоит из членов, которые покаялись, увидели греховность своих грехов, увидели свою нужду в Спасителе, попросили у Бога прощения, а затем доверились во Христе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Дет

Могут ли быть муж и жена свидетелями на свадьбе: «Могут ли муж и жена быть свидетелями на свадьбе?» — Яндекс Кью

Можно ли женатым быть свидетелями на свадьбе
Свидетели повсюду сопровождают молодых на торжестве бракосочетания. Они также обязаны помочь новобрачным в любой ситуации, если это потребуется.  Так

Дет

Дети водолеи девочки: Ребёнок-Водолей — подробная характеристика знака зодиака и описание характера

Ребёнок-Водолей — подробная характеристика знака зодиака и описание характераВодолей — одаренный воображением, идеалистический, интуитивныйРодителям повезло, если их малыш появился на свет под созвездием Водолея. Эти

Дет

Мультики для детей православный: Православные мультфильмы для детей | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Православные мультфильмы для детей | Воскресенский храм (старый) г. ВичугаНазад к списку > ВидеоСписок мультфильмов для детей, которые можно смотреть онлайн на сайте. Это лучшие мультфильмы,

Дет

Детские поздравления с днем рождения папе от сына: Стихи папе на День рождения: 100 лучших

красивые слова поздравления на Пожелание.РуВ жизни каждого молодого человека важную роль играет папа. Он является примером для подражания, эталоном мужества, надежным другом и любящим отцом.