9 ноября православный праздник: по церковному и народному календарю
Содержание
по церковному и народному календарю
Сегодня, 9 ноября, нельзя дарить цветы.
Сегодня, 9 ноября, отмечаем такие события:
- Всеукраинский день работников культуры и любителей народного искусства
- День книги рекордов Гиннеса
- День украинской письменности и языка
- Международный день против фашизма и антисемитизма
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Гороскоп на 9 ноября для всех знаков зодиака: осуществите свою мечту
Какой сегодня праздник по церковному календарю: преподобного Нестора Летописца
9 ноября по народному и церковному календарю – день памяти Нестора Летописца, монаха Киево-Печерского монастыря. Его считают одним из авторов произведения, имеющего фундаментальное значение для славянской культуры – «Повести временных лет».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Выходные в ноябре 2022 в Украине: нерабочие и сокращенные дни во время военного положения, церковные праздники
Какой сегодня праздник по народному календарю: Нестора
Наши предки в этот день следили за облаками. По этому поводу говорили:
«Из Нестора мужик в сане убирается».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Церковный календарь на ноябрь 2022 года: самые важные праздники и даты
Что нельзя делать 9 ноября
- нельзя дарить цветы
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Лунный календарь на ноябрь 2022: благоприятные и неблагоприятные дни для дел
9 ноября: народные приметы
В народе существуют несколько примет на этот день:
►Если в течение нескольких дней сильный ветер дует в одном направлении, то будут осадки.
►Если на деревьях иней, то скоро будет мороз.
►Утром туман – к оттепели.
►Если снег выпал на сырую землю, ждите ранней весны и много подснежников.
►Если гусь на воду выходит и долго плавает, то похолодает нескоро.
Кто празднует День ангела 9 ноября
Сегодня, 9 ноября, День ангела празднуют Андрей, Эротиида, Капитолина, Кириак, Леокадия, Марк, Нестор.
Теги:
#какой сегодня праздник
#праздники
#осень с 1+1
Новости по теме
Завтрак с 1+1
Как сделать рождественский венок: мастер-класс в «Сніданку з 1+1»
6 декабря
#Новый год 2023
День ангела в декабре 2022 года: календарь именин и кого будем поздравлять
27 ноября
#лайфстайл
Когда День бухгалтера 2022 в Украине
10 ноября
#война
День ангела в ноябре 2022 года: календарь именин и кого будем поздравлять
30 октября
#лайфстайл
Покров Пресвятой Богородицы: почему праздник называют Казацкая Покрова
14 октября
#война
“Нехай береже вас небо”: ведучі 1+1 подякували українським захисникам і захисницям
14 октября
#ведущие 1+1
- Популярное
- Важное
Полнолуние в декабре: гороскоп для всех знаков зодиака от известного астролога
07. 12.2022
#гороскоп
Гороскоп на 8 декабря для всех знаков зодиака: следите за своим поведением
07.12.2022
#гороскоп
С Днем ангела Екатерины: поздравления с именинами в стихах и открытках
07.12.2022
#какой сегодня праздник
Новый год 2023: какое животное станет символом года
07.12.2022
#Новый год 2023
День великомученицы Екатерины: что нельзя делать
07. 12.2022
#какой сегодня праздник
Какой сегодня праздник — 7 декабря: день святой Екатерины (что нельзя делать)
07.12.2022
#какой сегодня праздник
Герои нового времени, музыкальные коллаборации молодых и популярных артистов и теплые беседы: 1+1 готовит рождественский проект под названием «Ти не один»
05.12.2022
#концерт
«Будет жестче» — в спецсезоне «Ліги Сміху» на ТЕТ будут шутить об актуальном
05. 12.2022
#Шоу
«Мандруй Україною з Дмитром Комаровим»: сколько детей предусмотрели путешественнику карпатские мольфарки с Александрой Кучеренко
01.12.2022
#дмитрий комаров
Берегині на війні: истории украинских женщин, ставших символом сопротивления российской агрессии
02.12.2022
#война
Пункти незламності в Украине: как работают и где найти
25. 11.2022
#война
Послухати марафон «Єдині новини» можна на радіо у разі відстуності електрики та мобільного зв’язку
23.11.2022
#война
Образ дня: голосування за найошатнішу вишиванку ведучих 1+1 (7 образів)
Новости
Как носить платок: 5 модных идей
7 декабря
#мода
«Моя мечта – приехать на обмен и встретить всех собратьев, увидеть и обнять», – пресс-офицер батальона «Азов» Дмитрий «Орест» Казацкий
7 декабря
#война
В финале «Голосу країни» было собрано почти 300 000 гривен на приобретение комплектов для разминирования освобожденной Херсонщины
7 декабря
#война
Гороскоп на 8 декабря для всех знаков зодиака: следите за своим поведением
7 декабря
#гороскоп
Президент Украины Владимир Зеленский и «украинский дух» названы персоной года Time
7 декабря
#война
Будут ли выходные на Рождество и Новый год 2023 в Украине
7 декабря
#Новый год 2023
Проверить размер жилищной субсидии можно онлайн: пошаговая инструкция
7 декабря
#война
Новый год 2023: какое животное станет символом года
7 декабря
#Новый год 2023
День великомученицы Екатерины: что нельзя делать
7 декабря
#какой сегодня праздник
Полнолуние в декабре: гороскоп для всех знаков зодиака от известного астролога
7 декабря
#гороскоп
С Днем ангела Екатерины: поздравления с именинами в стихах и открытках
7 декабря
#какой сегодня праздник
Какой сегодня праздник — 7 декабря: день святой Екатерины (что нельзя делать)
7 декабря
#какой сегодня праздник
6660 грн от американской благотворительной организации HIAS: кому и как получить
6 декабря
#война
2220 грн от благотворительной организации BHA&Save the Children: как получить
6 декабря
#деньги
Ведущие 1+1 Катя Осадчая, Алла Мазур, Юрий Горбунов поздравляют с Днем Вооруженных сил Украины
6 декабря
#ведущие 1+1
Гороскоп на 7 декабря для всех знаков зодиака: признайте свои ошибки
6 декабря
#гороскоп
Как сделать рождественский венок: мастер-класс в «Сніданку з 1+1»
6 декабря
#Новый год 2023
Зажигательный пасодобль и минута молчания: чем запомнился 6 эфир грузинских «Танців з зірками» с участием Оли Поляковой
6 декабря
#оля полякова
«Спортивний фронт»: Жан Беленюк призывает к пожизненному позору и изгнанию россиян и белорусов на международной арене
6 декабря
#Спортивный фронт
Простые блюда, которые можно приготовить с детьми (рецепты от Евгения Клопотенко)
6 декабря
#рецепты
Новини партнерів
«россияне поддерживают войну, а значит, принимают в ней непосредственное участие», — украинский гимнаст, олимпийский чемпион Олег Верняев
«Мы не отрываемся от контекста войны, но даем зрителю «выдыхать»», — креативный продюсер линейного производства «Сніданку з 1+1» Ирина Гулей
«Когда россия развалится на несколько стран, тогда мы действительно победим», — Константин Грубич, ведущий и репортер телеканала 1+1
«Потому что смех – он лечит»: Ирина Сопонару, Анастасия Оруджова, Татьяна Песик и Александра Машлятина о том, почему «Лига Смеха» станет терапевтическим средством для ментального здоровья украинцев
«Если бы мне суждено было погибнуть – я бы уже погибла раз 15», – Виктория Стрельцова, корреспондентка ТСН
«Останнє передвоєнне повідомлення в телефоні прийшло від подруги: «Виспись гарненько!», – Валерія Ковалінська, кореспондентка ТСН
Какой церковный праздник 9 ноября 2022
В день 9 ноября православные христиане чтят память преподобного Нестора Летописца Печерского.
Нестор Летописец
Именно он создал наиболее ранний из древнерусских летописных сводов начала XII века — «Повесть временных лет».
Преподобный Нестор Летописец родился в Киеве в XI веке. В 17 лет юноша начал обучение в Киево-Печерской обители, позже был пострижен в монахи, а потом посвящен в иеродиаконы. Нестор много времени проводил за письменными трудами и отдавал все силы учебе.
В 1091 году, когда было решено перенести мощи преподобного Феодосия Печерского, скончавшегося в 1074-м, из пещеры в церковь, Нестор участвовал в открытии мощей и, согласно житию, лично вынес их из пещеры.
В самом тексте «Повести временных лет» упоминается ее безымянный автор — некий черноризец Печерского монастыря. И только в списке «Повести…», найденном в 1809 году, есть имя Нестора. Также его имя как автора летописи несколько раз упоминается в сочинениях жившего в XIII веке печерского инока Поликарпа.
Также в монастыре Нестор Летописец занимался составлением жизнеописаний киевских и печерских угодников. Помимо «Повести временных лет» сохранились житие преподобного Феодосия Печерского и «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба». Впрочем, неоднократно специалистами высказывались сомнения, что все эти памятники принадлежат перу одного человека.
Скульптура Марка Антокольского «Нестор летописец». Источник фото: © РИА Новости / Александр Гальперин
Скончался Нестор 27 октября 1114 года. Мощи святого находятся в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Преподобный входит в список святых Римско-католической церкви под именем Нестор-Летописец Печерский.
9 ноября — Зарок на Параскеву
На Руси 9 ноября почитали как обетный, то есть подходящий для обещаний день. Например, женщины давали зарок на Параскеву (память великомученицы Параскевы совершается 10 ноября) и обещали выполнить какую-то непростую работу в абсолютном молчании. Женщины часто давали обет выткать за одну ночь пелену для иконы Пресвятой Богородицы, пишет utro.ru.
Считалось, что тогда Параскева выполнит самое заветное желание (но только достойное) или же исцелит от болезни близкого человека.
Обещания можно давать с любым сроком исполнения — в тот же день или в течение года, главное — выполнить их, иначе удача и благополучие отвернуться от человека.
Что нельзя делать 9 ноября
Ни в коем случае нельзя переедать. Стоит максимально ограничить себя в еде и предаться благим мыслям и молитвам.
Также 9 ноября строго-настрого запрещено давать другим людям в течение дня обещания, но не выполнять их. Если позабыть об обещанном, в день святой Прасковьи (10 ноября) человеку воздастся, несмотря на наличие или отсутствие у него злого умысла.
Что можно делать 9 ноября
В Зарок на Параскеву принято давать наперед большие, значимые обеты — обещания. Финансово обеспеченные люди в древности зарекались построить церковь или подать большую милостыню. Женщины клялись сшить или связать какое-либо изделие только за одну ночь. Кто-то обещал отнести подношения (пироги, хлеб, одежду, полотенца, платки и другое) в храм.
Пообещав перед иконой выполнить какой-либо зарок, в случае беды, обещание нужно было срочно осуществить — тогда все напасти отступали.
День стоит провести в благочестивых размышлениях, трудах и воздержании.
Приметы на 9 ноября
— на деревьях иней — на неделе будет сильное похолодание;
— сильный туман утром — к теплым денькам;
— снег лежит на влажной почве — весна будет ранней и теплой.
9 ноября, праздник Святого Нектария
Святой Нектарий Эгинский – один из самых известных православных святых Греции. Он родился 1 октября 1846 года в Силиврии, в Смирнах. При Святом Крещении ему было дано имя Анастасий. Его родители были простыми благочестивыми христианами. Они воспитали его так, как угодно Богу, и сделали все, что позволяли их очень ограниченные средства для его формального образования.
Окончив начальную школу в своем родном городе, он уехал в великий город Константинополь в возрасте 14 лет. Там он устроился продавцом и смог зарабатывать на скудную жизнь. Помимо регулярного посещения Божественной литургии, он также ежедневно читал Священное Писание и Писания святых отцов Церкви. Из своего начитанного юный Анастасий составил сборник мудрых изречений, которые он горячо распространял среди покупателей своего магазина, записывая их на бумаге, в которую заворачивали их товары. Он был избран преподавателем младших классов приюта Гроба Господня в Константинополе. Это позволило ему продолжить учебу, так как он очень хотел стать богословом.
В 1866 году в возрасте 20 лет Анастасий отправился на остров Хиос, где был назначен учителем. Через 7 лет он поступил в местный монастырь под опеку преподобного старца Пахомия. После 3 лет послушничества Афанасий постригся в монахи и дал имя Лазарь. Через год он был рукоположен во диакона и получил имя Нектарий. Старец Пахомий и богатый местный благотворитель убедили молодого монаха окончить гимназию в Афинах. Оттуда диакон Нектарий отправился в Александрию, где о нем заботился патриарх Александрийский Софроний. Патриарх настоял на том, чтобы Нектарий завершил свое богословское образование, и поэтому в 1885 году он окончил богословскую школу в Афинах. В 1886 году Александрийский Патриарх рукоположил диакона Нектария в сан иерея. Его большое служение Церкви, плодотворные труды и учения, энергия и усердие привели отца Нектария к рукоположению в митрополиты Пентаполиса в Египте.
Будучи митрополитом, он пользовался большим уважением и любовью своей паствы за добродетель и чистоту жизни. Но это великое народное восхищение вызвало зависть у некоторых высокопоставленных чиновников, которые замыслили и добились отстранения Блаженнейшего Митрополита от должности в 1890 году — без суда и каких-либо объяснений. Он вернулся в Грецию, чтобы стать монахом и проповедником, к великому назиданию народа. Там блаженный митрополит продолжал писать свои ныне известные книги. В 1894, божественный Нектарий стал директором Духовной школы Ризария, где он должен был оставаться в течение 15 лет. Главной заботой преподобного святителя как воспитателя было подстрекать и направлять молодежь к тому, чтобы она становилась добрыми христианами. Его пятнадцать лет в Ризариосе также были продуктивными для написания многих других книг и учений.
В 1904 году наша святая основала женский монастырь на Эгине, Свято-Троицкий женский монастырь. Под его руководством монастырь процветал. В 1908 году блаженный Нектарий, в возрасте 62 лет, вышел из Ризарийского духовного училища и удалился в Свято-Троицкий женский монастырь на Эгине. Там на всю оставшуюся жизнь как истинный монах и подвижник. Он служил исповедником и духовным наставником монахинь и даже священников из Афин и Пирея. Его святая и благочестивая жизнь сияла путеводной звездой всем, кто был рядом с ним. Многие приходили к нему за исцелением. Святой Нектарий еще при жизни был великим «чудотворцем».
20 сентября 1920 года одна из монахинь доставила его в местную больницу, несмотря на его протест. Он корчился от боли из-за давней болезни. Его приняли и поместили в палату, предназначенную для бедных и нежелательных. Там он пробыл два месяца среди больных и умирающих. В 10:30 вечера 8 ноября, хотя и среди страшных болей, в мире и молитве он предал свой дух Богу в возрасте 74 лет.
Как только святой предал свой Дух, медсестра приехала, чтобы подготовить его к переводу на Эгину для погребения. Когда медсестра сняла свитер Святых, она нечаянно положила его на соседнюю кровать, на которой лежал паралитик. И, о странное чудо!, расслабленный тотчас начал оправляться и встал с постели здоровой и прославляющей Бога.
Через некоторое время после его упокоения от его святого тела исходил странный прекрасный аромат, наполнявший комнату. Многие пришли поклониться его святым мощам перед погребением. Люди с изумлением отметили ароматную жидкость, пропитавшую его волосы и бороду. Даже через 5 месяцев, когда монахини монастыря вскрыли могилу святителя для возведения мраморной гробницы, они нашли святителя невредимым во всех отношениях и издали чудесное небесное благоухание. Точно так же три года спустя Святые Мощи были еще целы и излучали то же небесное благоухание.
Многие люди считали Нектария святым еще при его жизни из-за его чистоты жизни, его добродетелей, характера его публикаций, его дара предвидения и чудес, которые он совершал. Признание его святым быстро распространилось после его кончины. Бог подтвердил святость Нектария при его кончине и чудесами, приписываемыми святому после его кончины. Православная Церковь провозгласила его святым 20 апреля 1961 года. Светлая память празднуется Церковью 9 ноября.й.
*Источник: Греческая православная ассоциация
Теги:
Агиос Нектарий, греческая церковь, греческая культура, греческая история, греческий православный, греческая православная церковь, греческая религия, Нектарий, православная церковь
9 ноября — Православные образовательные ресурсы — Святой Нектарий Чудотворец — Святой Косма Православное образование
ПЕРЕВОД © 2014 BY THOMAS CARROLL
ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ
, с самого их первого появления, с самого начала быть направленными к добру, кроткому, истинному, и могут быть удалены от зла, непристойности и лжи. Этот возраст можно рассматривать как самый незыблемый фундамент, на котором будет строиться нравственное и интеллектуальное становление ребенка. Вот почему Фокилид говорит: Ты должен, пока он еще ребенок, наставлять его в добрых делах, ибо с детства, как со старта, человек пускается в путь, который ему предстоит пробежать в жизни. И Василий Великий говорит: «Душа, пока она еще легко формуется и мягка, пока она еще подобна воску, легко плавящемуся и легко принимающему отпечатки форм, на нее надавливаемых, должна тотчас и с самого начала побуждаться ко всякому проявлению добродетелей; так что, когда придет способность разума и появится привычка к различению, путь души может исходить из первых принципов и от впечатлений благочестия, которые были переданы ей, со способностью разума подсказывать то, что полезно и моральный характер, обеспечивающий легкость выполнения этого». Да и кто в самом деле не признает, что те первые впечатления, которые приходят в детстве, оказываются неизгладимыми? Кто сомневается в том, что в нежной душе ребенка ранние детские влияния так сильно запечатлеваются, что остаются живыми на всю его жизнь?
Воспитателями этого возраста природа предназначила родителей и особенно матерей. Таким образом, в силу этой их высокой обязанности, этой обязанности воспитателя, мы должны должным образом наставлять этих матерей и заботливо воспитывать их, ибо они будут служить своим собственным детям образами и моделями, образами и образцами которых дети станут слепками. До такой степени ребенок подражает достоинствам или недостаткам своей матери, а также ее голосу и манерам, нравственному характеру и поведению, что вполне уместно уподобить детей медным дискам фонографа, которые первыми воспринимают ступни. отпечатки голоса, а затем послать голос снова с той же высотой звука, тем же выражением и тем же цветом, с которым он был изначально артикулирован. Каждый жест, каждое слово, каждое движение и каждое действие матери становится жестом, словом, выражением, движением и действием ребенка. Вот почему Астериос (Слово 5 на Матфея) говорит: «Ибо один из детей сохраняет подобие голоса своей матери, другой принимает большую часть ее темперамента, другой в отношении состояния своего нравственного характера получил форму той, что родила его». Постоянным общением с ребенком и непрерывным проявлением одних и тех же склонностей мать воздействует на душу и нравственный облик ребенка, и она первая дает первый толчок к добру.
Мать одним взглядом, одним поцелуем, своим сладким голосом и своими нежными ласками может тотчас возбудить в сердце ребенка тягу и склонность к добру. Так же одним неодобрительным взглядом, одной слезинкой, упавшей на ее щеки, одним выражением, свидетельствующим о сердечной печали, она может отвести ребенка от самой пагубной сердечной опасности. Ребенок, вскормленный на материнском лоне и согретый в материнских объятиях, начинает любить раньше, чем усвоит понятие любви, и начинает подчинять свою волю нравственному закону, прежде чем усваивает понятие нравственного закона, и это только мать больше всего подходит для того, чтобы пробудить в сердце ребенка его первое представление о Боге. Поэтому Василий Великий говорит (Письмо 223): «Понятие о Боге, которое я получил в детстве от моей блаженной матери, — это и было созревшее понятие, которое я имел в себе самом. Ибо я не переходил от одного набора мнений к другому по мере созревания моего разума, а скорее доводил до конца начатое ею». А величайший из современных педагогов Песталоцци, возлагая все религиозное воспитание ребенка на матерей, восклицает: «Я верил в свою мать. Ее сердце показало мне Бога. Мой Бог — это Бог моей матери. Бог моего сердца — это Бог сердца моей матери. Мать мать! Ты показал мне Бога в своих наставлениях, и я нашел Его в своем послушании. Мать мать! Если я забуду Бога, я должен забыть даже тебя».
Но как всякий добрый поступок, каждое доброе слово и всякий добрый настрой матери составляют краеугольный камень последующих добрых поступков, слов и настроений ребенка, так и всякий дурной поступок, слово и расположение матери матери содержат тлетворные семена последующих дурных поступков, слов и поступков ребенка, отчего ребенок оказывается таким, как его мать. Итак, если душа матери безобразна и злобна, или темна, или испорчена, или жестока и резка, и наклонности ее злы, и поведение ее скандально и неприлично, или если она склонна к непочтительности, или к гневу, или к неистовым страстям, и ненависти, быстро прорастут и у ребенка ростки этих злостных пороков. Если же, напротив, душа матери богоподобна, чиста, весела, невинна и полна страха Божия, и наклонения ее щедры и святы, а нравы мирны, боголюбивы и человеколюбивы, то и у ребенка и душа, отражаясь в таком зеркале и подражая ей, сама того не замечая, оказывается такой же, как она, и со временем обнаруживает ростки добрых семян. Вот почему, когда великий Наполеон спросил выдающегося педагога Анриетту Кампан: «Что нужно Франции, чтобы приобрести хороших и достойных людей?» эта самая задумчивая женщина ответила монарху: «Матери». «Тогда, — сказал великий человек, — назначьте достаточно таких женщин для этой великой национальной цели».
Благодаря огромному влиянию, которое они имеют на своих детей, матери могут лепить их в соответствии со своим характером, как горшечник лепит глину по своему собственному замыслу. О легкости лепки детства Диоген говорил следующее, что «воспитание детей подобно лепке горшечников; ибо как горшечники, пока глина мягка, придают ей форму и пропорции, как хотят, но уже не могут лепить ее после обжига, так и юноши, воспитанные без труда, когда наполнятся — выросли, стали неспособны к переделке». А Плутарх (в «О воспитании детей») заявляет: «Юность — вещь легко формируемая и податливая, и уроки охотно усваиваются их еще мягкими душами». Таким образом, в первые годы жизни ребенка матери могут более эффективно и более глубоко воздействовать на его душу, мысли, чувства, ум, воображение и нравственный характер, поскольку в последующие годы, когда сердце ребенка ожесточается, образование становится, если не невозможным, чрезвычайно трудно, как справедливо говорит божественный Златоуст: «Ты должен был предвидеть эти пороки с самого начала и, когда он был послушен и еще очень молод, должен был обуздать его строгостью, приучать его к исполнению обязанностей, доводить его до порядок, остановил болезни его души. Вы должны были срезать шипы тогда, когда работа была легче, когда, будучи в более нежном возрасте, они легче выдергивались бы с корнем, и страсти, заброшенные и растущие, не стали бы трудными для работы. Вот почему Писание говорит: «Сгибай шею от юности» (Екклезиаст 7:23), ибо так легче пойдет воспитание детей» (Златоуст, Слово на 1 Тимофею 5:9). – Хом. на илл.: Vidua eligatur).
Соответственно матери, как в силу своего высокого призвания, так и в силу своей субъективной ценности, независимой от этой должности, должны с младенчества получать подобающее им воспитание. И приличествует им воспитание, имеющее предметом своего образования ум и сердце, ибо эти две вещи суть два полюса, вокруг которых вращается как интеллектуальное, так и нравственное формирование человеческой личности. Если пренебречь одним из двух, формирование человека оказывается неполноценным и нарушенным. Ум и сердце, хотя и являются органами одной души, тем не менее требуют различных средств и способов формирования, ибо сердце по своей интуиции принадлежит сверхъестественному миру, а разум по своему разуму принадлежит миру сверхъестественному. живой мир. Из-за этого каждый из них должен быть тщательно проинструктирован в своих собственных истинах. И их истинные истины таковы: ума — ученость, а сердца — религия. Итак, мы должны дать нашим девочкам и образование, и религию, чтобы они тоже могли передать это своим детям. Учение и религия — два светлых маяка, которые ведут мореплавателя по волнистому пути его жизни, оберегают его от каждого кораблекрушения и удаляют от каждого опасного рифа. Это два глаза души, которыми она смотрит вокруг себя и, не спотыкаясь, идет к счастью и спасению. Это два духовных органа, которые совершенствуют человека и делают его достойным своего высокого происхождения и высокого положения в мире. Только таким образом матери могут родить добродетельных детей, хороших граждан и храбрых мужчин. Мы имеем перед собой в качестве блестящего примера матерей всех великих и добродетельных людей. Мы имеем перед собой, как лучезарный пример, матери Святых Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Эти матери, желая как можно лучше воспитать своих детей и отшлифовать их ум посредством изучения и знания греческого языка, нисколько не колеблясь доверили их учителям-язычникам, чтобы они могли должным образом развиться интеллектуально. Иноверие учителей они считали неважным, потому что у них была уверенность в себе, уверенность в том, что своим примером они всецело направили свою любовь к истинному учению и свое пламенное рвение к религии в детские сердца. Они понимали, что ничто не будет достаточно сильным, чтобы поколебать религиозные принципы и убеждения их сыновей, потому что эти принципы и убеждения были тщательно построены на камне! Итак, последовательные своим убеждениям, Нонна и Эммелия, добрые и благородные матери Василия и Григория, отправили их в Афины, к очагу учености и просвещения, но также к очагу идолопоклонства, где языческая религия была возведена на престол вместе с все его великолепие. Но их уверенность не была обманута, ибо оба молодых студента, имея в очаге своего сердца огонь веры во Христа, оставались неизменными в течение всего периода обучения. Ибо не потрясенные учением профессоров, систематически ведущих войну против христианства, и не прельщенные пышными церемониями языческой религии, но оставаясь бодрыми и живыми в своих религиозных убеждениях, они возвратились к своим матерям, представляя себя им в награду за за их труд по воспитанию детей, за их материнскую заботу и за их добродетель. И награда была действительно богатой, ибо они принимали своих сыновей обратно как членов Христа, как членов, то есть самих себя. Ибо не член Христов, не есть и член матери-христианке, ибо мать-христианка, будучи членом Христовым, не может иметь чуждого члена, гнилого члена, гнилого члена. Если бы сыновья разбрелись, это означало бы их гибель! Таким образом, сохранение их сыновьями веры во Христа мы можем с полным правом назвать наградой для них, наградой, которой никогда не было бы, если бы матери не были воспитаны по-христиански.
Мать Джона, добрая и благородная Антуза, овдовев в двадцатилетнем возрасте и имеющая только одного сына, целиком посвятила себя его воспитанию, ставя внимание, уделяемое воспитанию сына, выше второго брака. Но точно так же, когда самый дорогой ей, ее единородный сын, достиг совершеннолетия и нуждался в дальнейшем воспитании, эта же женщина не постеснялась доверить его в руки учителя-язычника для развития его интеллектуальные силы. Ее уверенность в своей вере была уверенностью в своем ребенке, потому что она знала, что излила все это на своего любимого сына. И она не разочаровалась, ибо тотчас же после окончания учебы, недолго проработав учителем риторики, Иоанн отдал себя на служение Церкви. Либаний, учитель Иоанна, очень переживал из-за того, что ему не удалось обратить Иоанна в свою религию, и «Увы!» — воскликнул он. — Что за женщины среди христиан! указывая этими словами причину этой неудачи. Как воистину красиво! Какие светлые примеры мы имеем перед собой в лице этих благочестивых матерей! Какие чудесные образы! Какие чудесные модели! Кто может отрицать, что именно матери производят на свет великих и добродетельных мужчин? Вот почему Руссо говорит в своем «Эмиле»: «Мужчины всегда хотят быть такими, какими хотели бы их видеть женщины; если хочешь, чтобы мужчины были великими и добродетельными, научи женщин тому, что такое величие и добродетель». Таким образом, мы должны формировать матерей в соответствии с этими примерами, которые лежат перед нами, и мы должны начать эту заботу с их детства, чтобы мы могли быть уверены в будущей плодотворности и результатах.
Поэтому необходимо, чтобы мы воспитывали наших дочерей религиозно и интеллектуально, чтобы мы могли представить их достойными своего призвания. Таким образом, необходимо, чтобы благоговейное образование и образованная религия существовали бок о бок, ибо эти две вещи являются единственными верными условиями для путешествия в этой жизни, условиями, которые могут помочь человеку разнообразными способами.
Одностороннее воспитание предосудительно и ведет к следующим двум неблаговидным вещам: либо к суеверию, либо к презрению к Божьим вещам. Подобное бедственное положение является естественным следствием и прямым результатом полученного воспитания.
Интеллектуальная формация и религиозная формация – это два дерева разных видов, посаженные на одной земле, которым необходимо уделять равное внимание и заботиться об их параллельном росте. Ибо неравномерное возделывание произведет несоразмерный рост, следствием которого будет возрастание одного и его преобладание, а также увядание другого и его уменьшение. Ибо если внимание обращается только вокруг ума, то болезненность религиозного восприятия человека неизбежна. Но если наша забота будет вращаться только вокруг религии (и притом не образованной), умственные способности увянут и притупятся.