Архиепископ новгородский: Новгородский архиепископ | это… Что такое Новгородский архиепископ?
Содержание
Новгородский архиепископ | это… Что такое Новгородский архиепископ?
Новгородский Софийский собор — старейший храм в епархии
Новгоро́дская и Старору́сская епа́рхия — современное название одной из древнейших епархий Русской Церкви с центром в Великом Новгороде в Российской Федерации. Наряду с Киевской — старейшая по времени учреждения в России.
В различные периоды включала весьма обширные и различные территории (в синодальный и советский период часто будучи объединяема с Санкт-Петербургской епархией): Санкт-Петербург, Олонецкую губернию, Эстляндию, Выборг, Великое княжество Финляндское, Поморье.
Титул правящего архиерея многократно менялся; сама же епархия до конца XX века именовалась «Новгородская»; с 1990-х годов принято название по современному титулу правящего архиерея.
Содержание
|
История
Средние века
Учреждена в конце X века; источники разнятся в точной дате.
Первым епископом в Новгороде принято считать Иоакима, возможно, прибывшего из Корсуня вместе с князем Владимиром.
До аннексии Новгородской земли Московским княжеством в 1478 году правящие епископы избирались чрез жребий, после чего обычно получали поставление от Киевских митрополитов. Иногда в процедуре избрания принимало участие вече; считают что первым избранным в 1156 году епископом был Аркадий, а первым смещённым в 1228 году был архиепископ Арсений.
В 1155 Юрий Долгорукий сместил с Киевской митрополии незаконно (без благословения Патриарха) поставленного по воле киевского князя Изяслава Мстиславича Климента Смолятича. В конце 1156 из Константинополя был принят новый митрополит Константина I. За верность в поддержке своей политики Новгородским епископом Нифонтом во время смуты Константинопольский Патриарх предоставил Новгородской епархии некоторую автономию от киевского митрополита.
С 1165 года, при Иоанне I, Новгородская кафедра стала первой архиепископией в России. В Византии титул архиепископа обычно принадлежал «автокефальным» епископам, то есть тем, которые подчинялись не митрополиту, а непосредственно Патриарху.
Архиепископу Василию Калике в 1346 было пожаловано право ношения полиставриона («риз крещатых», то есть фелони, украшенной четырьмя крестами), каковой привилегией пользовались только самые высокопоставленные византийские иерархи.
Правящие архиереи вплоть до 1589 года носили титул «Архиепископ Великоновгородский и Псковский»; первым архиепископом был св. Иоанн (Илия).
В 1470-е Новгород стал очагом распространения в Северо-Восточной Руси ереси жидовствующих.
В конце XV века при дворе Новгродского архиепископа Геннадия был составлен первый полный корпус славянской Библии, известный как «Геннадиевская Библия» (1499).
С конца XIV века, начиная с архиеископа Иоанна, предстоятели епархии находились в частых конфликтах с экспансионистскими притязаниями московских князей.
После первого удачного похода на Новгород в 1471 году Иван III принудил новгородцев «ставить архиепископа на Москве»[1]. Последним епископом, избранным чрез жребий, был св. Феофил († 26 октября 1484): избран в декабре 1471 года и хиротонисан в Москве 15 декабря 1472 года. Впрочем, уже Феофил был сведён с кафедры 19 января 1480 года повелением великого князя и заточён в Чудовом монастыре.
Следующим серьёзным конфликтом новгородского владыки с властью московского князя было отлучение от Церкви в апреле 1509 года святителем Серапионом игумена и основателя Волоцкого монастыря преподобного Иосифа — монастырь тогда был в ведении Новгородской кафедры. Отлучение было наложено за самоуправство последнего, заключавшееся, по мнению новгродского архиепископа, в жалобе игумена напрямую к Московскому митрополиту Симону и Василию Ивановичу в 1507 году на своего удельного князя Феодора Борисовича (двоюродного брата великого князя). На Соборе 1509 года прещение с Иосифа было снято, а Серапион был заочно осуждён; впоследствии смещён и заточён в Андрониковом монастыре.
В 1589 году епархия получила статус митрополии.
В XVII веке на Новгородской кафедре находились будущие Московские Патриархи: Никон, Питирим и Иоаким.
В синодальный период
С 1721 года по 1762 на кафедре находились архиепископы с титулом «Великоновгородский и Великолуцкий».
С 1 января 1775 года, за изъятием крайне непродолжительных периодов, епархия находилась в управлении Санкт-Петербургских архиереев, титул которых в такие периоды начинался со слова «Новгородский»; в 1892 году, когда на Санкт-Петербургскую кафедру был назначен Палладий (Раев) с титулом «Санкт-Петербургский и Ладожский», а на Новгородскую — Феогност (Лебедев) с титулом «Новгородский и Старорусский», стала архиепископией с самостоятельным архиереем.
В 1892 году было учреждено Кирилловское викариатство ; в 1907 году — Тихвинское (епископы в Хутынском монастыре), при этом Кирилловские епископы получили местопребывание в Кирилло-Белозерском монастыре)
С 5 ноября 1910 во главе кафедры архиепископ Арсений (Стадницкий), номинально продолжавший оставаться правящим архиереем и во время своего заключения и ссылки — вплоть до августа 1933 года.
В XX веке
С 1924 года в епархии, как по всему СССР начиналась первая волна массового закрытия храмов; следующая последовала с 1929 года. К 1939 году было закрыто подавляющее большинство храмов и все монастыри; уничтожено почти всё духовенство епархии. К началу Великой Отечественной войны в Новгороде действовал один Михаило-Архангельский собор на Прусской улице (в храме в 1935—1936 служил протоиерей Владимир Константинович Лозина-Лозинский). Во время немецкой оккупации Новгород оказался у линии фронта, и его жители были эвакуированы — преимущественно, в Поозерье. С 1945 по 1962 год в Великом Новгороде был один действующий храм — Никольский собор, после закрытия которого в 1962 года богослужение стало совершаться в церкви св. апостола Филиппа.
В 1920—1925 временно управляющим епархией, ввиду ареста и тюремного заключения митрополита Арсения, был архиепископ Иосиф (Петровых).
В августе 1933 года во главе епархии был поставлен фактически управлявший епархией с сентября 1926 года митрополит Алексий (Симанский), с 5 октября 1933 года Лениниградский.
В 1936—1940 управляющим епархией был архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич), викарий митрополита Алексия (Симанского), проживавший тогда под Гатчиной.
В декабре 1943 года была объединена с Ленинградской епархией.
22 ноября 1956 была выделена из Ленинградской; управляющим (с 1959 правящий архиерей) был назначен епископ Старорусский Сергий (Голубцов), который организовал в Новгороде епархиальное управление. После его перемещении с Новгородской кафедры в октябре 1967 года, епархия была вновь объединена с Ленинградской. 7 октября 1967 года управляющим Новгородской епархией с титулом «Ленинградский и Новгородский» был назначен митрополит Никодим (Ротов). При этом в храмах Новгородской области митрополит поминался как «Новгородский и Ленинградский».
20 июня 1990 года Священный Синод постановил «выделить из состава Ленинградской митрополии Новгородскую епархию»[2] и назначил епископом Новгородским и Старорусским бывшего Ташкентского и Среднеазиатского Льва (Церпицкого). До назначения последнего, ставший 10 июня 1990 года Патриархом митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) оставался правящим архиереем Ленинграда и Новгорода, а также до 11 августа 1992 года Таллина.
В настоящее время
Правящий архиерей с 20 июля 1990 — Лев (Церпицкий), архиепископ (с 25 февраля 1995) Новгородский и Старорусский.
Епархией издаётся с 1992 года журнал «София» (до 1997 года газета «София»).
Богослужения в Великом Новгороде совершаются в восьми храмах, самый древний из которых — кафедральный Софийский собор, переданный епархии в 1991 году. В большинстве районов открылись старые храмы, в ряде — построены новые. Началось возрождение монастырской жизни: на территории епархии действует 4 монастыря, из которых 2 мужских (Юрьев и Валдайский Иверский Богородицкий) и 2 женских: Варлаамо-Хутынский и ставропигиальный Николо-Вяжищский.
См. также
- Список епископов Новгородских
Примечания
- ↑ Россия, разд. Северо-Восточная Россия XIII—XV веков
- ↑ ЖМП. 1990, № 10, стр. 4.
Ссылки
- Новгородская и Старорусская епархия на официальном сайте МП
- Электронная версия журнала Новгородской и Старорусская епархии «София»
- История Новгородской епархии
Новгородский архиепископ | это… Что такое Новгородский архиепископ?
Новгородский Софийский собор — старейший храм в епархии
Новгоро́дская и Старору́сская епа́рхия — современное название одной из древнейших епархий Русской Церкви с центром в Великом Новгороде в Российской Федерации. Наряду с Киевской — старейшая по времени учреждения в России.
В различные периоды включала весьма обширные и различные территории (в синодальный и советский период часто будучи объединяема с Санкт-Петербургской епархией): Санкт-Петербург, Олонецкую губернию, Эстляндию, Выборг, Великое княжество Финляндское, Поморье.
Титул правящего архиерея многократно менялся; сама же епархия до конца XX века именовалась «Новгородская»; с 1990-х годов принято название по современному титулу правящего архиерея.
Содержание
|
История
Средние века
Учреждена в конце X века; источники разнятся в точной дате.
Первым епископом в Новгороде принято считать Иоакима, возможно, прибывшего из Корсуня вместе с князем Владимиром.
До аннексии Новгородской земли Московским княжеством в 1478 году правящие епископы избирались чрез жребий, после чего обычно получали поставление от Киевских митрополитов. Иногда в процедуре избрания принимало участие вече; считают что первым избранным в 1156 году епископом был Аркадий, а первым смещённым в 1228 году был архиепископ Арсений.
В 1155 Юрий Долгорукий сместил с Киевской митрополии незаконно (без благословения Патриарха) поставленного по воле киевского князя Изяслава Мстиславича Климента Смолятича. В конце 1156 из Константинополя был принят новый митрополит Константина I. За верность в поддержке своей политики Новгородским епископом Нифонтом во время смуты Константинопольский Патриарх предоставил Новгородской епархии некоторую автономию от киевского митрополита.
С 1165 года, при Иоанне I, Новгородская кафедра стала первой архиепископией в России. В Византии титул архиепископа обычно принадлежал «автокефальным» епископам, то есть тем, которые подчинялись не митрополиту, а непосредственно Патриарху.
Архиепископу Василию Калике в 1346 было пожаловано право ношения полиставриона («риз крещатых», то есть фелони, украшенной четырьмя крестами), каковой привилегией пользовались только самые высокопоставленные византийские иерархи.
Правящие архиереи вплоть до 1589 года носили титул «Архиепископ Великоновгородский и Псковский»; первым архиепископом был св. Иоанн (Илия).
В 1470-е Новгород стал очагом распространения в Северо-Восточной Руси ереси жидовствующих.
В конце XV века при дворе Новгродского архиепископа Геннадия был составлен первый полный корпус славянской Библии, известный как «Геннадиевская Библия» (1499).
С конца XIV века, начиная с архиеископа Иоанна, предстоятели епархии находились в частых конфликтах с экспансионистскими притязаниями московских князей.
После первого удачного похода на Новгород в 1471 году Иван III принудил новгородцев «ставить архиепископа на Москве»[1]. Последним епископом, избранным чрез жребий, был св. Феофил († 26 октября 1484): избран в декабре 1471 года и хиротонисан в Москве 15 декабря 1472 года. Впрочем, уже Феофил был сведён с кафедры 19 января 1480 года повелением великого князя и заточён в Чудовом монастыре.
Следующим серьёзным конфликтом новгородского владыки с властью московского князя было отлучение от Церкви в апреле 1509 года святителем Серапионом игумена и основателя Волоцкого монастыря преподобного Иосифа — монастырь тогда был в ведении Новгородской кафедры. Отлучение было наложено за самоуправство последнего, заключавшееся, по мнению новгродского архиепископа, в жалобе игумена напрямую к Московскому митрополиту Симону и Василию Ивановичу в 1507 году на своего удельного князя Феодора Борисовича (двоюродного брата великого князя). На Соборе 1509 года прещение с Иосифа было снято, а Серапион был заочно осуждён; впоследствии смещён и заточён в Андрониковом монастыре.
В 1589 году епархия получила статус митрополии.
В XVII веке на Новгородской кафедре находились будущие Московские Патриархи: Никон, Питирим и Иоаким.
В синодальный период
С 1721 года по 1762 на кафедре находились архиепископы с титулом «Великоновгородский и Великолуцкий».
С 1 января 1775 года, за изъятием крайне непродолжительных периодов, епархия находилась в управлении Санкт-Петербургских архиереев, титул которых в такие периоды начинался со слова «Новгородский»; в 1892 году, когда на Санкт-Петербургскую кафедру был назначен Палладий (Раев) с титулом «Санкт-Петербургский и Ладожский», а на Новгородскую — Феогност (Лебедев) с титулом «Новгородский и Старорусский», стала архиепископией с самостоятельным архиереем.
В 1892 году было учреждено Кирилловское викариатство ; в 1907 году — Тихвинское (епископы в Хутынском монастыре), при этом Кирилловские епископы получили местопребывание в Кирилло-Белозерском монастыре)
С 5 ноября 1910 во главе кафедры архиепископ Арсений (Стадницкий), номинально продолжавший оставаться правящим архиереем и во время своего заключения и ссылки — вплоть до августа 1933 года.
В XX веке
С 1924 года в епархии, как по всему СССР начиналась первая волна массового закрытия храмов; следующая последовала с 1929 года. К 1939 году было закрыто подавляющее большинство храмов и все монастыри; уничтожено почти всё духовенство епархии. К началу Великой Отечественной войны в Новгороде действовал один Михаило-Архангельский собор на Прусской улице (в храме в 1935—1936 служил протоиерей Владимир Константинович Лозина-Лозинский). Во время немецкой оккупации Новгород оказался у линии фронта, и его жители были эвакуированы — преимущественно, в Поозерье. С 1945 по 1962 год в Великом Новгороде был один действующий храм — Никольский собор, после закрытия которого в 1962 года богослужение стало совершаться в церкви св. апостола Филиппа.
В 1920—1925 временно управляющим епархией, ввиду ареста и тюремного заключения митрополита Арсения, был архиепископ Иосиф (Петровых).
В августе 1933 года во главе епархии был поставлен фактически управлявший епархией с сентября 1926 года митрополит Алексий (Симанский), с 5 октября 1933 года Лениниградский.
В 1936—1940 управляющим епархией был архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич), викарий митрополита Алексия (Симанского), проживавший тогда под Гатчиной.
В декабре 1943 года была объединена с Ленинградской епархией.
22 ноября 1956 была выделена из Ленинградской; управляющим (с 1959 правящий архиерей) был назначен епископ Старорусский Сергий (Голубцов), который организовал в Новгороде епархиальное управление. После его перемещении с Новгородской кафедры в октябре 1967 года, епархия была вновь объединена с Ленинградской. 7 октября 1967 года управляющим Новгородской епархией с титулом «Ленинградский и Новгородский» был назначен митрополит Никодим (Ротов). При этом в храмах Новгородской области митрополит поминался как «Новгородский и Ленинградский».
20 июня 1990 года Священный Синод постановил «выделить из состава Ленинградской митрополии Новгородскую епархию»[2] и назначил епископом Новгородским и Старорусским бывшего Ташкентского и Среднеазиатского Льва (Церпицкого). До назначения последнего, ставший 10 июня 1990 года Патриархом митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) оставался правящим архиереем Ленинграда и Новгорода, а также до 11 августа 1992 года Таллина.
В настоящее время
Правящий архиерей с 20 июля 1990 — Лев (Церпицкий), архиепископ (с 25 февраля 1995) Новгородский и Старорусский.
Епархией издаётся с 1992 года журнал «София» (до 1997 года газета «София»).
Богослужения в Великом Новгороде совершаются в восьми храмах, самый древний из которых — кафедральный Софийский собор, переданный епархии в 1991 году. В большинстве районов открылись старые храмы, в ряде — построены новые. Началось возрождение монастырской жизни: на территории епархии действует 4 монастыря, из которых 2 мужских (Юрьев и Валдайский Иверский Богородицкий) и 2 женских: Варлаамо-Хутынский и ставропигиальный Николо-Вяжищский.
См. также
- Список епископов Новгородских
Примечания
- ↑ Россия, разд. Северо-Восточная Россия XIII—XV веков
- ↑ ЖМП. 1990, № 10, стр. 4.
Ссылки
- Новгородская и Старорусская епархия на официальном сайте МП
- Электронная версия журнала Новгородской и Старорусская епархии «София»
- История Новгородской епархии
Святитель Моисей, архиепископ Новгородский
Тропарь и кондак
Святитель Моисей, архиепископ Новгородский (1325-1330, 1352-1359), в миру Митрофан, родился в Новгороде. В юности он тайно покинул свой дом и поступил в тверской Отрочский монастырь, где принял монашество. Его нашли родители, и по их настоянию он перешел в монастырь под Новгородом. В этом монастыре он был рукоположен во иеромонаха, а позже назначен архимандритом Юрьевского монастыря.
После кончины архиепископа Новгородского Давида святитель Петр (память 21 декабря) рукоположил Моисея во архиепископа Новгородского в 1325 году. Это была первая архиерейская хиротония, совершенная в Москве. Однако святой Моисей недолго руководил своей новгородской паствой. Ссоры и распри, пожары и прочие бедствия тяготили его душу, искавшую монашеского уединения. Через четыре года он ходатайствовал о разрешении уйти в отставку и жить в аскезе. Ему наследовал святой Василий.
В 1330 году святитель удалился в Колмов монастырь для упокоения. Он тоже не задержался здесь надолго. Он нашел пустынное место в Деревянице, где построил каменную церковь Воскресения Христова. В этом месте преподобный провел в иноческих подвигах более двадцати лет. После смерти Василия святой Моисей уступил просьбам новгородцев вновь стать их архипастырем. Древний летописец так описывает святого Моисея: «Он пас свою паству, как добрый пастырь; он защищал угнетенных и обездоленных вдов; он нанял группу переписчиков, и благодаря ему было написано много книг, и многих он утвердил в благочестии своим руководством».
В 1354 году Патриарх Константинопольский Филофей (1354-1355, 1364-1376) в знак глубокого уважения к святому Моисею разрешил ему носить полиставрионные облачения («многокресты») и даже прислал ему комплект . Он также разрешил святому Моисею иметь дело непосредственно с Константинопольским Патриархом без посредников.
Архиепископ Моисей оставался архиереем семь лет, период, отмеченный строительством многих храмов в Новгороде и его окрестностях. В 1352 году святитель построил каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на Волотове; в 1355 г. на месте Сковородке был построен монастырь с каменной церковью в честь святого архистратига Михаила. В 1357 году были построены церкви также в трех монастырях: в Радоговице при Волотовской Успенской церкви, в Свято-Духовом монастыре и в женском монастыре. Церкви были названы в честь святого Иоанна Богослова (первый и третий из этих монастырей были основаны святым Моисеем).
В 1359 году, чувствуя слабость и болезнь, святитель удалился в основанный им Михайло-Архангельский монастырь в Сковородске. Святой Моисей подвизался здесь до своей кончины 25 января 1362 года. Погребен в соборной церкви.
Праздник преподобного Моисея 19 апреля в память обретения его нетленных мощей в 1686 году.
Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский
Тропарь и Кондак
Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский, происходил из рода Гонзовых и был, по свидетельству современников, «знатным, умным, добродетельным и сведущим в Священном Писании». Был пострижен в монахи в Валаамском монастыре под духовным руководством преподобного Савватия Соловецкого (память 27 сентября). С 1472 года архимандрит Чудова (Чудо-Архангельского Михаила) монастыря в Москве. Ревнуя о совершении богослужений по Типикону, он и Вассиан, архиепископ Ростовский, а затем его преемник Иоасаф, бесстрашно встали на защиту древнего Устава во время спора при освящении Успенского собора в Москве в 1479 году.-1481.
В 1483 году святитель Геннадий начал строительство каменного храма в Чудовом монастыре в честь святителя Алексия, митрополита Московского (память 12 февраля), основателя монастыря. 12 декабря 1484 года святитель Геннадий был хиротонисан во архиепископа Новгородского. Уже в Новгороде, но еще почитая память святителя Алексия, Геннадий не переставал заботиться о постройке храма, даже пожертвовав серебро на завершение этого храма.
Время святителя Геннадия в Новгороде совпало со страшным периодом в истории Русской Церкви. В 1470 г. жидовствующие проповедники, приехавшие в Новгород под видом купцов, уже начали сеять среди православных сорняки ереси и отступничества.
Первые вести о ереси дошли до святителя Геннадия в 1487 году. Четыре члена тайного общества в состоянии алкогольного опьянения открылись и рассказали православным о существовании нечестивой ереси. Как только это стало ему известно, ревностный архипастырь немедленно начал расследование и с глубокой скорбью убедился, что опасность грозит не только местному новгородскому благочестию, но и самой Москве, самой столице православия, где иудействующие совершили путешествие в 1480 г.
В сентябре 1487 г. он отправил митрополиту Геронтию в Москву все материалы расследования вместе со списком обнаруженных им отступников и их сочинениями. Борьба с жидовствующими стала главным направлением архипастырской деятельности святителя Геннадия. По словам святителя Иосифа Волоколамского (память 9 сентября), «сей архиепископ, прогневавшись на злонравных еретиков, набросился на них, как лев, из чащи Священного Писания и прекрасных высот пророческих и апостольских учений. ”
В течение двенадцати лет святые Геннадий и святитель Иосиф боролись с мощнейшими попытками противников Православия изменить ход истории Русской Церкви и Российского государства. Их усилиями православные одержали победу. Этой победе способствовали труды Геннадия в изучении Библии. Еретики в своей нечестивой хитрости пользовались текстами из Ветхого Завета, но отличными от текстов, принятых православными. Архиепископ Геннадий взял на себя огромную задачу: собрать правильные списки Священного Писания в единый кодекс. До сих пор в России переписывались библейские книги, по примеру Византии, не целиком, а отдельными частями — Пятикнижие (первые пять книг) или Октикнижие (первые восемь книг), Царств, Притчи, Псалтырь, Пророки, Евангелия, Послания и другие поучительные книги.
В частности, священные книги Ветхого Завета часто подвергались как случайным, так и преднамеренным ошибкам. Святитель Геннадий с скорбью писал об этом в письме к архиепископу Иоасафу: «Иудействующее еретическое предание прилепляется к псалмам Давидовым, или пророчествам, которые они изменили». Собрав вокруг себя ученых и трудолюбивых библеистов, святитель собрал все книги Священного Писания в единый свод и дал свое благословение на то, чтобы Священные книги, отсутствовавшие в рукописях традиционной славянской Библии, были переведены с латинского языка. язык. В 1499 в России был издан первый полный свод Священного Писания на славянском языке («Геннадьевская Библия», как называли ее по имени составителя). Это произведение стало неотъемлемым звеном в череде славянских переводов Слова Божия. От боговдохновенного перевода Священного Писания святых Кирилла и Мефодия через Библию святителя Геннадия (1499 г.), воспроизведенную в первопечатной Библии (Острож, 1581 г.), Церковь сохранила славянскую библейскую традицию вплоть до — так называемая елизаветинская Библия (1751 г. ) и все последующие печатные издания.
Вместе с подготовкой Библии кружком церковных ученых при архиепископе Геннадии было предпринято и большое литературное дело: составление «Четвертой Новгородской летописи». Многочисленные рукописные книги были переведены, исправлены и переписаны, доведя летопись до 1496 года.
Досифей, игумен Соловецкого монастыря, находившийся в Новгороде по монастырским делам, несколько лет работал со святителем Геннадием, составляя библиотеку для Соловецкий монастырь. Именно по просьбе святителя Геннадия Досифей написал жития святых Зосимы (память 17 апреля) и Савватия (память 27 сентября).
Большинство книг, переписанных по благословению Новгородского святителя (более 20), сохранились в Соловецкой рукописи. Будучи ревностным поборником духовного просвещения, святитель Геннадий основал в Новгороде школу для подготовки достойных клириков.
Память о святителе Геннадии сохраняется и в его трудах на благо Православной Церкви.
В конце XV века многих россиян беспокоил грядущий конец света, который, как они полагали, должен был произойти в конце седьмого тысячелетия от сотворения мира (в 149 г. 2 г. н.э.). Поэтому в 1408 г. было решено не исчислять пасхальные даты дальше 1491 года. Однако в сентябре 1491 г. Архиерейский Собор Русской Церкви в Москве с участием святителя Геннадия постановил, что Пасхалии восьмого тысячелетие можно вычислить.
Митрополит Зосима в Москве 27 ноября 1492 г. «положил соборную Пасхалию на двадцать лет» и просил епископа Пермского Филофея и архиепископа Новгородского Геннадия составить свою Пасхалию для соборного рассмотрения и утверждения 21 декабря 149 г.2. Святитель Геннадий исчислил свою Пасхалию, которая, в отличие от пасхалии митрополита, растянулась на семьдесят лет. Он был распространен по епархиям с одобрения Собора как принятая Пасхалия на следующие двадцать лет. К Пасхалии прилагался собственный комментарий к ней святителя Геннадия в энциклике под названием «Источник Пасхалии, перенесенной на восьмитысячник».
В своем богословском толковании Пасхалии, основанном на Слове Божием и святых Отцах, святитель писал: «Не бояться конца мира надлежит, но ежеминутно ожидать пришествия Христова. Ибо так же, как Бог мог соизволить покончить с миром, так же мог Он соизволить продлить течение времени».
Никто не знает, когда прекратится мир, сотворенный Богом, «ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мф. 24:36). Поэтому святые отцы, вдохновленные Святым Духом, объясняли круговорот лет от сотворения мира именно циклом. «Это происходит в круговом движении, не имеющем конца». Святитель противопоставляет еретические методы исчисления времен пути, освященному Церковью, постоянному духовному трезвению. Святитель Геннадий изложил богословские основы Пасхалии. Он объяснил, что на основе цикла лет от сотворения мира можно определить пасхалию на будущее, если это потребуется. Пасхалии святителя Геннадия, по его собственному свидетельству, не были чем-то новым, им созданным, а основывались на прежнем предании; частично на основании Пасхалии за 1360-149 гг.2 при святителе Василии Калике, архиепископе Новгородском (память 3 июля).
В 1539 году при архиепископе Новгородском Макарии была составлена Пасхалия на восьмое тысячелетие, основанная на принципах Пасхалии преподобного Геннадия.