Архиепископ петр зверев воронежский: Священномученик Петр (Зверев), Воронежский, архиепископ

Разное

Содержание

Священномученик Пётр (Зверев), архиепископ Воронежский: watanabe_cdg — LiveJournal

Архиепископ Воронежский Петр. 1926 год

КАК ХОТЕЛ БЫ Я ОТКРЫТЬ СВОЕ СЕРДЦЕ …
Памяти священномученика ПЕТРА (Зверева), архиепископа Воронежского
Игумен Дамаскин (Орловский)
Журнал «Фома» | № 2 (58) февраль 2008

7 февраля Русская Православная Церковь празднует память священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Сын священника и будущий исповедник родился 18 февраля 1878 года; по окончании Казанской духовной академии принял монашество и был рукоположен во иеромонаха; в 1902 году его назначили на должность московского епархиального миссионера. Выбрав служение Христу, он беззаветно и самоотверженно исполнял свои обязанности, двери его квартиры всегда были открыты для всех вопрошающих.

В 1906 году иеромонах Петр по рекомендации митрополита Московского Владимира (Богоявленского) был назначен инспектором Новгородской духовной семинарии. Но дьявол восстал на ревностного подвижника — посыпались клеветы, доносы, угрозы и предупреждения, что его не допустят быть епископом. «Мы доставим ему счастье проехать на Соловки», — писалось в доносах. Несколько лет продолжались эти нападки, давшие возможность будущему святителю укрепиться в борьбе с врагом рода человеческого, возрасти в мудрости в обращении с людьми, научиться не надеяться на помощь начальства, а только на Бога.

Назначенный наместником Белевского Спасо-Преображенского монастыря, отец Петр неустанно проповедовал слово Божие, стараясь открыть людям глаза на то ужасное положение, в котором они оказались. Наблюдая с разных сторон надвигающиеся на страну беды еще довоенного, ныне многим кажущегося благополучным года, отец Петр говорил: «И как не быть смертоносным язвам в стране нашей, когда мы отступаем от Бога и навлекаем на себя Его праведный гнев?! Еще удивляться надо безмерному долготерпению Божию, что Он милостиво карает нас, надо горячо благодарить Его, что не погубляет нас окончательно… Покаемся же и исправимся, и обратимся к Богу, от Которого отступили!»

Но не покаялись и не обратились, и наступило время гонений… Как во время паники на тонущем корабле: кто бежит, стараясь спасти свою жизнь, кто договаривается с топящими корабль о предательском сотрудничестве, кто выбирает твердый камень — Христа. Во время гонений открылись широкие возможности для всех, кто в архиерейской митре видел венец терновый Христа. 14 февраля 1919 года Патриарх Тихон рукоположил архимандрита Петра во епископа.

Государство уже не поддерживало Церковь, а только ее предателей и врагов — обновленцев, и потому вставал вопрос: каков должен быть архиерей, когда нет дружественной власти, почти нет организованной церковной структуры, нет у народа материальных средств и отбираются храмы? Оставалось, как в древности, только одно — борясь за спасение своей души, стать образцом православного архипастыря, религиозным вождем церковного народа своей епархии, ведущим его ко спасению. Святитель Петр служил, стараясь, чтобы во время служб пел весь приход, он отменил клирос — хор, символизирующий церковный народ, возвратив символу его действительное значение. Безбожники ненавидели владыку Петра: тюрьмы следовали за тюрьмами и сменялись ссылками. Но эти гонения воспринимались архипастырем не как какие-то тяготы, а как Божий дар, возводящий на еще большую высоту, ближе к Христу. «Как хотел бы я открыть свое сердце и показать вам, как страдания очищают сердце», — говорил он своим духовным детям после заключения в Бутырской тюрьме.

В 1927 году государство, исповедующее своей официальной религией безбожие, выдало архиепископу Воронежскому Петру (Звереву) высшую по тем временам награду за ревностное служение Христовой Церкви — десять лет заключения в Соловецком концлагере. Господь, однако, счел подвижника созревшим раньше назначенного судьями срока — архиепископ Петр скончался в Соловецком концлагере на острове Анзер 7 февраля 1929 года. Призывая Своего славного последователя к Себе, Господь даровал веру свидетелям его смерти и погребения и тем, кому пришлось обретать их 17 июня 1999 года, что мощи святителя будут обязательно явлены. Сейчас мощи священномученика Петра пребывают в Филипповском храме Соловецкого мужского монастыря.

Полный текст жития священномученика Петра (Зверева) опубликован в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь». Тверь. 2005.
Для желающих приобрести книги: тел.: 8 (916) 032 84 71, e-mail: [email protected]

Текст процитирован с сайта журнала «Фома»: http://foma.ru/kak-xotel-byi-ya-otkryit-svoe-serdcze.html

Фотография, помещенная в публикации, взята с сайта Регионального Общественного Фонда «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ».
Фотографии, иконы и житие священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского на сайте Регионального Общественного Фонда «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

Как обрели мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского

Владыка Петр скончался в Соловецком лагере и первоначально был похоронен в общей могиле. Местный начальник никак не разрешал хоронить его отдельно. Тогда заключенные подали заявление с просьбой разрешить перезахоронение. Наконец разрешили.

  Открыли общую могилу и, по рассказу присутствовавшей там монахини Арсении: «Все умершие лежали чёрные, а Владыка лежит… в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипельный».

Часовня на месте погребения сщмч. Петра (Зверева)

Присутствовало на похоронах владыки Петра всего двадцать человек. Когда стали влагать ему в руки молитву, на ней все три священника расписались.

Мать Арсения спросила: «Почему вы расписываетесь? На молитве ведь не расписываются».

«Если время переменится, выйдет владыка мощами, будет известно, кто его хоронил», — ответили они. Подписались: архимандрит Феодосий (Алмазов), барнаульский отец Василий и отец Димитрий из Твери.

Погребли владыку на полугоре, напротив алтаря Воскресенского храма. В головах — елка, в ногах — три пихты. Поставили крест. Один из хоронивших его священников, будучи проездом в Москве, рассказывал, что, когда похоронили его и уже зарыли, вдруг над могилой в столпе света явился сам архиепископ Петр и всех благословил.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в июне 1999 года рабочая группа в составе иеромонаха Дамаскина (Орловского) — члена Синодальной комиссии, игумена Соловецкого монастыря Германа (Чеботаря) и других начали поиски захоронения честных останков архиепископа Петра. Во время поисков и раскопок постоянно читалось Евангелие и совершались литии. Наверху горы у каменного храма захоронений не обнаружилось. Тогда стали обследовать старое монастырское кладбище, которое находится у подножия горы рядом с деревянной церковью. Учитывая указания свидетелей, что при погребении архиепископа Петра одно дерево находилось в головах, а три — в ногах, это место и было выбрано для вскрытия.

Примерно в семнадцати метрах к северо-востоку от алтаря Воскресенской церкви находилась продолговатая впадина. На этом месте росла береза. Когда спилили березу, под корнем было

обнаружено захоронение. Береза, как сторож, охраняла это место, чтобы нога человеческая не топтала могилы избранника Божия. Честные останки владыки были цвета слоновой кости. По афонским преданиям, белый цвет костей усопшего монаха, чьи останки после трех лет пребывания в земле выкапываются и омываются вином, свидетельствуют о спасении его души и пребывании с Господом в Царстве Небесном. А медово-восковой цвет бывает у костей подвижников, сугубо потрудившихся в духовном подвиге и стяжавших у Господа особую милость.

Святые мощи архиепископа Петра были обретены 17 июня 1999 года. Это достопамятное событие сопровождалось небесными знамениями: радугой, столпом света, поднимавшимся от земли к солнцу, необыкновенным сиянием неба, плывущими над Анзером кроваво-красными облаками. Так Господь являл святость своего угодника.

Мощи были перенесены в Воскресенскую церковь, где отслужили молебен. Все присутствующие имели возможность приложиться к святой главе священномученика Петра, и в это время они «ощущали не могильный холод, а живую теплоту и благоухание». Фотограф, работающий в комиссии, сказал, что никогда не ощущал такой радости. И не только он, но и некоторые другие участники комиссии в течение всего времени обретения мощей и на протяжении всей последующей недели ощущали пасхальную радость. Утром в Троицком скиту все видели, как с места захоронения поднимался в небо прямой луч света.

9 августа 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, перенесены из Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря в Алексеево-Акатов женский монастырь города Воронежа.

Ковчег с мощами для поклонения верующих был поставлен в часовне, освященной в 2007 году в честь новомучеников Воронежских. А затем перенесен в Кафедральный Благовещенский собор города Воронежа.

 

 

 

Священномученик Петр Воронежский

 

Покаемся!

Из разных мест все еще доходят сообщения о том, что по стране нашей распространяются заразные болезни, которые уносят в могилу целые тысячи людей. Неудивительно, что при столь страшном явлении люди приходят в беспокойство и стараются придумать всевозможные средства, чтобы отклонить от себя надвигающуюся грозу…

Но вот горе наше, что мы изобретаем все не то средство, которое действительно нас избавило бы от ужасной, никого не милующей болезни…

Главное и единственное зло всех болезней, несчастий и страданий на земле есть грех, который и надо уничтожать, с которым и нужно бороться во что бы то ни стало, всеми силами, как бы трудно это ни было. Знает Бог, что дорога нам земная жизнь, что дорого нам тело, и вот на это-то и направляет Свои удары, чтобы мы опомнились и раскаялись. Посылая мор на людей, Господь тем самым напоминает нам всегда иметь перед глазами своими смерть, а за нею и Страшный Суд, за которым последует вечное наказание нераскаянных грешников. Конечно, необходимо принимать и внешние меры предосторожности, но надо знать и то, что никакие в міре предосторожности не помогут людям, если Господь захочет покарать грешников и привести их к исправлению и доброй жизни. К Нему-то и нужно прежде всего обращаться с молитвой о помиловании и об отвращении праведного гнева Его. Но молясь надо стараться быть достойными милости Божией. Необходимо сознать грехи свои, раскаяться в них, решиться вести жизнь свою согласно заповедям евангельским. С покаянием должно соединить пост и воздержание, должно отказаться хоть на время от разных удовольствий, игрищ, зрелищ и праздного времяпровождения…

И как не быть смертоносным язвам в стране нашей, когда мы отступаем от Бога и навлекаем на себя Его праведный гнев?! Еще удивляться надо безмерному долготерпению Божию, что Он милостиво карает нас, надо горячо благодарить Его, что не погубляет нас окончательно… Покаемся же все, и исправимся, и обратимся к Богу, от Которого отступили!

Из проповеди, произнесенной во время эпидемии, 1910 год.

 

О дарах Святого Духа

 

В Ветхом Завете получали дары благодатные только некоторые лица, а в Новом Завете решительно все, омывшиеся банею крещения. Правда, в настоящее время мы не видим явных даров Духа Святого, как было в первые века христианства, когда этого требовали обстоятельства, но все-таки несомненно, что благодатные дары и теперь существуют и преподаются всем верующим посредством Таинств Церковью Христовой. В первые же века, когда распространялось христианство, когда апостолы, простые и неученые рыбаки, должны были доказать, что их проповедь — от Бога, что они Богом посланы научить людей истинной вере, истинному богопознанию, указать им правила богоугодной жизни для получения вечного спасения, вечного блаженства в горних обителях, тогда Господь явно изливал на верующих дары Духа Святого. И какое это было обилие! Какой был избыток чудес! Не только сладчайшее имя Господа Иисуса совершенно прогоняло неисцелимые болезни, открывало очи, разверзало слух, разрешало узы языка, исправляло всякие телесные немощи, прогоняло бесов и творило бесчисленные иные чудеса, но даже повязки апостолов или тень проходившего апостола Петра были источником чудес. Возложение рук апостольских низводило дары пророчества, глаголания разными языками…

Но и в настоящее время не прекратилось явление Духа. Бывали и есть особо угодившие Богу люди, которые обладают даром прозрения, чудотворения и другими. Но по смирению своему и по маловерию со стороны окружающих, они тщательно скрывают свои дарования…

Наше время более, чем какое-либо другое, страдает недугом нерадения, черствости, охлаждения к духовным интересам, к духовной жизни. И теперь, как во времена Господа нашего Иисуса Христа, народ ищет знамений и чудес не для укрепления себя в вере, не для поддержания в себе огня ревности к достижению нравственного совершенствования, чистоты сердечной, а просто ради удовлетворения простого любопытства или же для приобретения лишнего материала ради свободного и кощунственного исследования. И вспоминаются слова Христа Спасителя, сказанные Им книжникам и фарисеям: Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему. А почему? Потому что не с добрым расположением ищет, не для того, чтобы воздать славу Творцу знамений — Богу. И вот воли Божией нет на то, чтобы явны были дарования Божии. Но они есть и могут открыться. Только стремись к исполнению закона евангельского, познавай Бога — и еще в настоящем веке будешь иметь познание истины и в будущем живот вечный наследуешь. Ревнуй усерднее и предавай себя всецело в благую волю Божию.

Из курсового сочинения «Экзегетический анализ первых двух глав Послания апостола Павла к Евреям».

 

 

Пастырь Ерма

 

Мужами апостольскими называются те лица, которые научились христианской вере от самих святых апостолов и затем сами потрудились в проповедании Евангелия. Таким мужем апостольским и был святой Ерма. Ему однажды явился его Ангел Хранитель и дал двенадцать заповедей, сказав: «Если от чистого сердца будешь сохранять все, открываемое тебе, то получишь от Господа все блага, какие обетовал Он верным Своим. Если же, выслушав мои наставления, ты не только не исправишься, а напротив, станешь прилагать грехи ко грехам, то беду за бедою пошлет на тебя Господь, пока не сокрушит или сердца твоего, или костей твоих».

Выслушай, христианин, внимательно эти заповеди, запомни их хорошенько и при помощи Божией постарайся исполнять их.

Первая. Веруй во единого Бога, в Троице поклоняемого, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым, Который из ничего воззвал к бытию все твари и даровал им столько совершенств, сколько каждая из них вместить может.

Вторая. Живя в простоте и непорочности, не вреди ближнему даже словом, напротив, помогай всем в нуждах их, не разбирая, кто просит и кому даешь.

Третья. Слово гнило да не исходит из уст твоих: люби истину и убегай лжи.

Четвертая. Как зеницу ока храни супружескую верность, ибо это непреложный закон Творца быть чистым и непорочным пред лицем Его или в девстве, или в честно хранимом супружестве. Женился — не ищи разрешения или другой жены; положил быть в девстве — не ищи жены. То же, когда умрет муж или жена: пережившая половина не грешит, когда вступает во второй брак, но большей сподобляется чести от Бога, когда решается хранить вдовство в чистоте и непорочности.

Пятая. Идя путем заповедей, не можешь миновать препятствий и трудов. Мужайся, и да крепится сердце твое: терпи в делании добрых дел и перенесении всех на пути сем неприятностей.

Шестая. Помни, что при каждом человеке есть два ангела: добрый и злой. Один влечет его к делам добрым, а другой — к грехам и порокам. Внимай же себе и к первому склоняйся, а второго отрывай, по внутренним помыслам сердца догадываясь, какой из них дает тебе в ту пору уроки и хочет властвовать над тобою.

Седьмая. Единого Бога-Творца и Промыслителя и Спасителя твоего бойся и пустой страшливостью темных сил не унижай своей детской Ему преданности и своего крепкого на Него упования.

Восьмая. Попекись явить себя ревностным исполнителем всех без исключения заповедей Божиих и тщательным творцом всех дел, какие Ангел внушит сердцу твоему или на какие укажет обстоятельства жизни твоей, — и будешь сын в дому Божием, а не раб.

Девятая. Молись, преутруждай себя в молитве, непрестанно молясь, чтоб всякий раз, как нужно, свыше сходила на тебя сила творить добро и помощь уклоняться от зла. Молитва делает земнородного небожителем и одевает его Небесною чистотой и святостью.

Десятая. Бегай ложных пророков — гадателей и волхвов, через коих враг губит рабов Божиих. Слабые в вере обращаются к этим обманщикам, а они, отвечая им по желанию сердца их, наполняют головы их мечтательными надеждами. Тут же, к капле истины примешивая море лжи, они обольщают их и снова увлекают к язычеству. Кто искренно верует и предал себя Богу, тот не пойдет к ним. Таковой Неба ищет, а гадают обычно об одном земном.

Одиннадцатая. Учительницей, единственной учительницей, да будет тебе Церковь Бога живаго — столп и утверждение истины. В ней свет непреложно истинного ведения. Вне ее мрак и тьма. Там князь міра поставил учительскую кафедру свою и ослепляет разум внимающих ему и не хотящих слушать голоса Церкви, ради того что они светские. Вот тебе проба: что разногласит с учением Церкви, то есть голос отца лжи. Внимай и блюди себя чистым от сего падения. Вот и еще признак: слово истины водворяет глубокий мир, покой и сладость в верующем сердце; слово же лживых воздымает мечты и сомнения и, как соленая вода, разжигает жажду знания, запирая ум, как пленника, в неопределенной мрачной пустыне.

Двенадцатая. Без ближайших руководителей нельзя прожить свято на земле. Ты найдешь их в Церкви, где Дух Святой поставляет их пасти стадо Христово. Умоли Господа даровать тебе благопотребного. В час нужный, без спроса твоего, он изречет тебе утешительное слово. Дух Божий научит его, что подобает сказать тебе, — и ты услышишь от него, что хочет от тебя Бог. Берегись, однако ж, и здесь духов лестчих. Смирение и тихость украшают истинного руководителя. Где же напыщенность в слове и жизни, там лесть. Внимай сему и спасешься.

 

(121)

Мощи священномученика Петра (Зверева) перенесены с Соловков в Воронеж / Новости / Патриархия.ru

10 августа 2009 г. 16:55

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, перенесены из Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря в Алексиево-Акатов женский монастырь города Воронежа.

Перенесение святыни совпало с 80-летием со дня преставления священномученика и 10-летием обретения его честных мощей. Этому событию предшествовало обращение митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с ходатайством о передаче святыни, поддержанное подписями около 27 000 верующих епархии, собранными после одного из воскресных богослужений.

Мощи (за исключением честной главы, которая, по резолюции Его Святейшества остается на Соловках) были доставлены вечером 9 августа в Воронеж официальной делегацией Воронежской и Борисоглебской епархии во главе с митрополитом Сергием.

Духовенство, а также многочисленные паломники с Воронежской земли пробыли на Соловецких островах пять дней и посетили не только Спасо-Преображенский монастырь, но и скиты, расположенные на Соловецком архипелаге. Прежде всего, остров Анзер, где в Голгофо-Распятском скиту завершился земной путь прославленного в 2000 году на Архиерейском Соборе воронежского архипастыря Петра (Зверева).

9 августа митрополит Сергий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря, за которой состоялась передача мощей. После богослужения крестным ходом святыня была доставлена в аэропорт.

Вечером этого же дня несколько тысяч людей встречали мощи владыки Петра в Алексиево-Акатовом монастыре. Торжества по случаю перенесения мощей начались молебном с акафистом перед часовней, освященной в честь новомучеников Воронежских, куда был поставлен ковчег со святыней.

Затем было совершено всенощное бдение по афонскому уставу в память о том, что архиепископ Петр, возглавляя Воронежскую кафедру, совершал богослужения именно по уставу обителей Святой Горы.

Утром митрополит Воронежский Сергий в сослужении всего духовенства епархии совершил Божественную литургию.

День празднования перенесения мощей выпал на день памяти Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия». Именно «Путеводительница» была келейной иконой святителя Митрофана, первого епископа Воронежского.

«Сегодня на Воронежской земле Пасха Христова. Сегодня мы празднуем возвращение святителя Петра, архипастыря Воронежского, домой. Я поздравляю всех вас, дорогие отцы, братья и сестры с нынешней Пасхальной радостью. Желаю всем помощи Божией, здоровья, счастья, и чтобы мы все чувствовали локоть и помощь святителя Петра», — сказал владыка Сергий в архипастырском слове.

Воронежская епархия/Патриархия.ru

Исследовательская работа «Новомученики и исповедники земли Воронежской.Пётр Зверев — архиепископ Воронежский»

Содержание

Название раздела

Страницы

I. Введение.

2-5

II. Земные дороги священномученика Петра (Зверева),

архиепископа Воронежского.

1. Биографические сведения о священномученике

Петре (Звереве), архиепископе Воронежском.

2. «Слава Богу за всё, что пришлось мне за это время

пережить и переживать…»

3. Христианский подвиг священномученика Петра

(Зверева)

4. Обретение мощей священномученика Петра

(Зверева)

5. Имя священномученика Петра Зверева на

Воронежской земле.

5 — 11

III. Заключение.

11-12

IV. Приложение.

1. Использованная литература и Интернет-ресурсы

2. Литературные страницы

3. Фотоматериалы.

4. Социальный опрос

13 — 22

I. Введение

1. Выбор темы исследования

Моя исследовательская работа началась случайно. Мне подарили декоративную тарелочку. С неё грустными глазами смотрел на меня худощавый человек, облачённый в чёрную одежду священника. На тарелочке была надпись «Священномученик Пётр (Зверев)». Мне захотелось узнать, кто этот человек, что значит «священномученик», что связывает его с Воронежской землёй и почему у него такой печальный взгляд. Так началось моё исследование. В домашней библиотеке я отыскала несколько книг о Петре Звереве. Их подарил нашей семье настоятель Покровского храма п.Отрадное протоиерей Геннадий Заридзе. В этих книгах, на православных сайтах в Интернете, на факультативных занятиях «Духовные истоки» я начала искать ответы на свои вопросы.

2. Цели исследования

1) Познакомиться с житием священномученика Петра (Зверева),

архиепископа Воронежского.

2) Узнать, как священномученик Пётр (Зверев), архиепископ

Воронежский, смог соединить историю Соловецкого монастыря и

Воронежской епархии.

3. Задачи исследования

  1. Изучить дополнительную литературу и отобрать интересные сведения о жизни священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского.

  2. Познакомиться с историей Воронежской епархии, чтобы узнать интересные факты, связанные со временем служения здесь архиепископа Петра (Зверева).

  3. Представить убедительные доказательства, что новомученики и исповедники в истории нашей страны и православной церкви занимают особое место.

  4. Встретиться с людьми, которые побывали в паломнической поездке на Соловецких островах и преклонились местам, связанным с именем священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского.

  5. Приобрести опыт оформления исследовательской работы и её публичной защиты.

4. Объект исследования, предмет исследования, база исследования

Объект исследования: житие священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского.

Предмет исследования: мученический подвиг священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, во имя православной веры.

Участники исследования:

Некрасова Анастасия, Некрасова Людмила Викторовна, учащиеся 5х-7х классов МКОУ «Отрадненская СОШ», посещающие факультативные занятия «Духовные истоки».

Период исследования: сентябрь – декабрь 2017 года.

5.Гипотеза исследования:

Я предполагаю, что владыка Пётр (Зверев), архиепископ Воронежский, был истинным православным священнослужителем, честным и благородным человеком, имевшим авторитет у русского народа. Его жизнь стала подвигом во имя православной веры.

6. Методы исследования:

Сбор информации из научно – познавательной литературы, книг, журналов, газет, сети Интернет; экскурсия в храмы г.Воронежа, интервью.

7. Результаты исследования:

По материалам исследования я предполагаю подготовить выступление на одном из уроков «Основы православной культуры» для учащихся параллели четвёртых классов, смонтировать буктрейлер по книге «Тайна Владыки Петра» монахини Евфимии (Пащенко)и представить его на одном из занятий факультатива «Духовные истоки» для учащихся 5х – 7х классов.

«Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15. 13.)

В ноябре 2017 года исполнилось 100 лет со дня Великой Октябрьской социалистической революции, как называют это событие одни люди, или Октябрьского переворота 1917 года, как считают другие. Послереволюционные годы в России в начале ХХ века многие ещё называют «смутным временем». Нам, сегодняшним детям и подросткам, очень важно сохранить память о тех далёких и неоднозначных событиях, о людях, пострадавших за православную веру в эти лихие годы.

2 февраля 1918 года правительством большевиков был издан Декрет об отделении церкви от государства, а школы от церкви. Этот закон провозглашал свободу совести и равенства прав всех граждан независимо от вероисповедания. Но несмотря на него сразу же началось преследование православных священников. 7 февраля 1918 года был убит священник Владимир Богоявленский, митрополит Киевский. Он открыл список российских новомучеников. Советская власть стала бороться с Богом и с людьми, которые в него верили. Список мучеников и исповедников Христовых пополняли новые имена. Святейший Патриах Тихон обращался к большевикам: «Опомнитесь, безумцы! Прекратите кровавые расправы!» Но новая власть преднамеренно уничтожала православную церковь. Но в эти страшные для русской православной церкви годы народ узнал имена новых святых, новомучеников и исповедников веры христианской. Одним из них стал архиепископ Воронежский и Задонский Пётр (Зверев), который немало пострадал за свои труды во имя православной веры.

II. Земные дороги священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского.

1. Биографические сведения о священномученике Петре (Звереве), архиепископе Воронежском.

Архиепископ Пётр в обычной жизни звался Зверевым Василием Константиновичем. Он родился в 1878 году в Москве. Его отец был священником. Сначала Василий учился в гимназии, а потом в Московском университете на историко-филологическом факультете и в Казанской духовной академии. В 22 года Василий Зверев принял монашество с именем Пётр (в честь апостола Петра). Он стал преподавателем Орловской духовной семинарии. В дальнейшем Пётр был священником Владимирской церкви в Москве, настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в Белеве Тульской епархии. В октябре 1916 года архимандрит Пётр по решению Священного Синода должен был отправиться в миссионерскую поездку в Северную Америку. Но поездка не состоялась, и Пётр (Зверев) уехал проповедовать на русско-германский фронт. После Первой мировой войны Пётр возглавил Желтиков монастырь в Твери.

Впервые его арестовали в 1918 году. Он отбывал своё заключение в Москве на Лубянке, а затем в Таганской тюрьме. После освобождения в страшные голодные годы 1921 и 1922 он собирал пожертвования на нужды голодающих в Поволжье и распорядился передать из храмов все ценные вещи, кроме предметов, нужных для богослужения. Пётр в эти годы вёл церковные службы словно обычный священник. Епископ Пётр осуждал возникшее по решению советской власти движение за обновление церкви. За свои высказывания он был арестован и выслан в Туркестан на два года. В 1925 году Епископ Пётр (Зверев) приехал в Воронеж. Епископ Пётр служил в Троицкой церкви на Терновой поляне и в Преображенской церкви Покровского Девичьего монастыря. В нём была особая благодатная сила, которая притягивала к нему людей. Советской власти не нравились христианские проповеди архиепископа Петра. 15 ноября 1926 года архиепископа Петра арестовали за контрреволюционную деятельность против советской власти. Он был приговорён к десяти годам лагерей и отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения.

Владыка Пётр (Зверев) приехал на Соловки весной 1927 года. В то время там держали в заключении многих православных священников. Он исполнял обязанности счетовода на продовольственном складе. Владыка Пётр был избран ссыльными архиереями главой Соловецкого православного духовенства. Он возглавлял тайные богослужения. В конце 1928 года святитель Пётр (Зверев) был отправлен в ссылку на остров Анзер. На острове среди истощённых анзерских узников началась эпидемия тифа. Владыка Пётр заболел этой страшной болезнью и в тяжёлом состоянии был доставлен в Голгофский скит, в котором находился госпиталь. Архиепископ Пётр (Зверев) умер в тяжёлых мучениях в Анзерском скиту на Соловках 7 февраля 1929 года.

2. «Слава Богу за всё, что пришлось мне за это время пережить и переживать…»

По воспоминаниям заключённых СЛОН владыка Пётр был человеком огромной силы духа, не боявшимся преследований и унижений, сохранившим неугасимый нравственный облик. Он безропотно нёс свой крест. «И с метлой в руках, в роли дворника или сторожа, владыка Пётр внушал благоговейное уважение. Перед ним смущались сами тюремщики, которые жестоко издевались над заключёнными. При встрече они не только опускали глаза и уступали ему дорогу, но всегда его приветствовали. Владыка Пётр осенял встречного еле очерченным крестным знамением. Начальников СЛОН очень раздражало достойное спокойствие архиепископа», — так писал о Петре (Звереве) Олег Волков, находившийся с ним в заключении.

Священномученик Пётр (Зверев) всю жизнь следовал учению и советам святителя Митрофана Воронежского, преподобного Серафима Саровского, старца Гавриила Зырянова, оптинских старцев. Какой бы священнический пост Пётр ни занимал, он всегда вёл скромную подвижническую жизнь. Он не стяжал материального богатства, а всего себя посвятил Богу и церкви. Даже на Соловках Пётр не оставлял своих монашеских подвигов. Он жил по строгому церковному уставу и не боялся преследования со стороны властей, не боялся страданий, не боялся даже смерти. Многое сделал архиепископ Пётр для сохранения православной веры и русской православной церкви. Люди верили владыке, шли за ним, потому что он всю свою жизнь следовал своим словам. Будучи в Соловецком лагере он писал в Воронеж: «Духовная связь крепче всяких других отношений. По любви к вам я и ехал к вам, зная точно, что предстоит мне. Из-за служения моего вашему спасению я нахожусь в настоящем положении месте».

3. Христианский подвиг священномученика Петра (Зверева)

Владыка Пётр выбрал нелёгкий путь служения Богу Это был путь подвигов, благочестия, служения ближним, путь отречения от самого себя во имя жертвенной любви к Богу и к своим близким. В толковом словаре написано: «Подвиг – доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях. Христианский подвиг – это жертва ради себя, ради других людей, ради Бога».

Вся жизнь владыки Петра (Зверева) была христианским подвигом. Он говорил, что человек никогда не бывает одинок и несчастен, когда с ним Бог. «Слава Богу за все, что пришлось мне за это время пережить и переживать… Но все это решительно надо терпеть… Не так живи, как хочется, а как Бог велит»,- так писал с острова Анзер владыка Пётр. Он знал, что его смерть на острове Анзер будет искупительной жертвой, которая спасёт людей от тифа, и сознательно шёл на эту жертву. В день смерти Петра (Зверева) на острове прекратилась эпидемия тифа, после него на острове Анзер не умер от тифа никто.

4. Обретение мощей священномученика Петра (Зверева)

Сначала владыку Петра (Зверева) похоронили в общей могиле. Через несколько дней было разрешено перезахоронить его отдельно. Его похоронили на склоне горы Голгофы против алтаря Воскресенского храма. Возле могилы священномученика Петра (Зверева) выросла берёза, которая крестом расставила свои ветви. Впоследствии благодаря этой берёзе могила Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, была найдена и были обретены его нетленные мощи. Это случилось спустя 70 лет после смерти священномученика.

В качестве местночтимого святого архиепископ Пётр был канонизирован Воронежской епархией в 1999 году. Мощи священномученика Петра (Зверева) были обретены 17 июня 1999 года. В августе 2000 года решением Юбилейного архиерейского собора архиепископ Петр (Зверев) прославлен в лике святых. Честная глава священномученика Петра покоится в храме святителя Филиппа Соловецкого монастыря, а на месте их обретения — на склоне Соловецкой Голгофы — сооружена деревянная часовня.

9 августа 2009 года состоялось перенесение мощей священномученика Петра (Зверева) из Соловецкого монастыря в Воронеж. И теперь мощи священномученика Петра (Зверева), за исключением честной главы, пребывают в Благовещенском кафедральном соборе г.Воронежа. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий так сказал об этом событии: «Мы представляем себе смутно то время, когда святитель Пётр служил на нашей земле. Но благодарим Бога за то, что можем сейчас спокойно молиться и исповедовать нашу святую веру… Воронежская земля чувствует особую связь с Соловками, потому что там почил святитель Пётр. И эта связь историческая. Так как Соловки для каждого русского сердца – это наш Северный Афон»

Некоторые прихожане и священнослужители Храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Отрадное побывали в паломнической поездке на Соловках, преклонили свои головы перед памятью узников СЛОН, побывали на могиле Петра (Зверева). Мы пригласили на одно из занятий факультатива «Духовные истоки» отца Михаила и поэта-песенника Аллу Николаевну Андросову. У нас получилась интересная встреча. По их словам, во время паломнической поездки они везде чувствовали покровительство нашего святого архиепископа: все люди проявляли к ним теплоту и сердечность, погода была благоприятной для путешествия. «Мы особо молились на Голгофской горе, на острове Анзер, там, где скончался святитель Пётр, у его могилы, где он был погребён и где были обретены его святые мощи». Отец Михаил рассказал, какое страшное время пришлось пережить всем людям в начале ХХ века, только сильные духом люди, благодаря Божьей помощи, смогли сохранить православную веру, не сломиться и не предать Господа. Алла Андросова рассказывала, что невозможно передать словами те чувства и ощущения, когда ступаешь на священную Соловецкую землю. После встречи с участниками паломнической поездки мы захотели ещё больше узнать историю нашей страны и православной церкви.

5. Имя священномученика Петра (Зверева) на Воронежской Земле

Память священномученика Петра (Зверева) совершается 7 февраля, 23 августа — в день празднования Собора новомучеников и исповедников Соловецких и 17 сентября – в день празднования всех святых Воронежской епархии.

Владыка Пётр – один из самых почитаемых святых Воронежской земли. И несмотря на то, что возглавлял Воронежскую епархию всего 1 год (1926), он пользовался огромным уважением жителей Воронежа. Храмы, где служил владыка Пётр, были всегда переполнены. Он со всеми был приветлив, внимателен и ласков, все для него были родными и близкими, всех он искренне любил. Воронежцы и в ХХI веке помнят своего заступника и чтят его память. 17 сентября 2007 года, в День празднования Собора всех святых в земле Воронежской просиявших, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил освящение часовни в честь новомучеников Алексеево-Акатова монастыря г. Воронежа (священномученика Петра (Зверева), преподобномучеников Иннокентия (Беда), Космы (Вязникова), Тихона (Кречкова), Георгия (Пожарова).

Во многих храмах Воронежской епархии есть иконы святителя Петра (Зверева). А во Введенской, Никольской церкви находятся иконы с частицами мощей священномученика. В трапезной части Покровского кафедрального собора можно увидеть целые росписи, посвящённые памяти священномученика Петра, архиепископа Воронежского.

Сохранился скромный двухэтажный дом, где жил священномученик Петр (Зверев). Сейчас этот дом выкуплен Воронежской и Борисоглебской епархией. После реставрации в нем планируется организация церковно-исторического музея.

Известно, что архиепископ Пётр в Воронеже сначала служил в Троицкой церкви на Терновой поляне и в Преображенской церкви Покровского женского монастыря. Преображенская церковь Покровского монастыря, расположенная в историческом центре Воронежа, сохранилась до наших дней, но, к сожалению, используется в качестве жилого многоквартирного дома. Городские власти обещают расселить его жильцов, но проблема не решена и по сей день. Кроме храма из строений монастыря сохранились кельи, в которых также продолжают жить люди.

В городе Богучаре на Северном кладбище построена и освящена часовня в честь священномученика Петра (Зверева), окормляется иереем Иоанном Суздальцевым. В ней совершаются панихиды и отпевания.

III. Заключение

Новомученики и исповедники XX века — особое явление в истории. В прошлом столетии число пострадавших за веру в России сравнилось с числом мучеников первых веков христианства. Православных людей, сумевших не изменить Христу в гонениях в советское время, доказавших это своей смертью или жизнью, назвали Новомучениками и Исповедниками Российскими. Для будущего православной церкви и для будущего России очень важна память о пострадавших за веру. Для подробного описания и составления новых житийных текстов необходимо подробно изучать жизнь новомучеников и исповедников российских.

Моё исследование пока не завершено. Я узнала много нового о замечательном человеке, добром и честном священнослужителе, священномученике Петре (Звереве), познакомилась интересными людьми, чьё слово стало для меня авторитетным. Мне посчастливилось побывать в Благовещенском кафедральном соборе г.Воронежа и поклониться мощам первого воронежского епископа Митрофания и последнего по времени священномученика Петра Зверева.

«Святителю отче наш Петре, моли Бога о нас!»

Приложение 1

Использованная литература:

    1. Акафист и житие священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского

(Москва, «Николин День», 2016г.)

    1. Святые, подвижники и выдающиеся деятели Православной Церкви XX – XXI столетий (300 жизнеописаний)

Православный календарь 2017

(Москва, «Николин День, 2016г. , стр.35-36)

    1. Стяжавшие дух Христов. Из духовного наследия Воронежских святителей.

(Воронеж, Алексеево – Акатов женский монастырь, Воронежская епархия, 2015г., стр.78-79, 130, 132, 229-230, 260-261, 286, 335-336)

    1. Монахиня Евфимия (Пащенко)

Тайна Владыки Петра

(Москва, «Смирение», 2011г., стр.61-79)

5. Осипенко М.В.

Соловецкая обитель: история и святыни. Книга паломника

(Издание Соловецкого монастыря, 2014г., стр.383, цветные вклейки)

6. Северинова Татиана

Кому-то жизнь, кому-то житиё. (Философская, религиозная лирика)

(Издательские решения, 2015г., стр.141)

Интернет-ресурсы:

http://www.troitsa-ivashevo. ru/prihodlist/i44-prihodskoj-listok-34.html

http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=2294

https://azbyka.ru/novomuchenik

http://www.vob.ru/saints/shmc/petr_zver/main.htm

Приложение 2

Жертва архиепископа

(Стихотворение посвящено архиепископу Петру Звереву.

Описано реальное событие. Автор стихотворения Татиана Северинова, прихожанка храма Покрова Пресвятой Богородицы п.Отрадное )

прошлого века…

Жизнь человека — ничто.

четыре ли до’ски?…

Жатву стрижёт сатана.

Смерть — разрешенье оков.

Только лишь Богу — поклон.

половину сидельцев.

в молитве сердечной…

Не обернётся назад.

Чудо свершилось.

Чистая к Богу душа.

Сама уныньем отрубая стропы.

Ища чего-то там, где нету толка.

А на душе – просимый мной покой.

Часовня на территории Алексеево – Акатова монастыря освящена в честь новомучеников Алексеево – Акатова монастыря

Страдания на Соловках священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского.

Беседа святителя Тихона патриарха Всероссийского со священномучеником Петром

(фрески трапезной части Покровского собора города Воронежа)

Скромный двухэтажный дом, где в Воронеже в середине 20-х годов XX века жил священномученик Петр (Зверев).

Г.Богучар. Часовня на Северном кладбище освящена в честь священномученика Петра ( Зверева), архиепископа Ворнежского

Рака мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского

постоянно пребывает в Благовещенском кафедральном соборе

1. Кого называют новомучениками и исповедниками российскими?

2. Какие имена новомучеников и исповедников Воронежского края вам

3. Знакомо ли вам имя священномученик Пётр (Зверев)?

4. Хотели бы вы узнать о Петре (Звереве) и других новомучениках и

1) Опрошено 50 человек. Из них

— родители – 15 человек.

По результатам опроса я сделала выводы, что моя исследовательская работа будет востребована, потому что многим ребятам из 5х – 7х классов не известны имена новомучеников и исповедников российских, мало знакомо имя священномученик Пётр (Зверев), но абсолютно всем стало интересно познакомиться с жизнью этого священника.

Из интервью с о.Михаилом (Гурьяновым), совершившим паломническую поездку на о.Анзер в 2016 году.

Пожелав поклониться свщмч.Петру на месте его мучений, я и мои духовные дщери со станции Придача на поезде «Адлер – Мурманск» доехали до станции Кемь. Таксист довёз до частного дома, где можно было переночевать. Утром пешком дошли до пристани. Далее – на теплоходе по белому морю за два с половиной часа доплыли до Соловецкого монастыря. Переночевали в гостинице.

Утром поплыли на катере до острова Анзер. Плыли два часа, потом на резиновых моторных лодках всех переправили на берег. Потом шли пешком 12 километров до часовенки, в которой под красивым надгробьем покоится часть святых мощей того, кому мы стремились поклониться. Почему я говорю лишь о малой части святых мощей пострадавшего от безбожной власти священномученика Петра (Зверева)? Потому что большая часть его святых останков 9 августа 2009 года была доставлена в Воронеж, где до ареста он служил архиепископом.

До Свято-Голгофского скита поднялись ещё круто вверх. Оказались на высоте в 63 метра над уровнем моря. В храме можно было подать записки на обедню и на молебен, что мы и сделали. Если на карте по меридиану от места нахождения Анзерского Голгофо-Распятского скита мысленным взором двинуться строго вниз, то не миновать Иерусалимской Голгофы.

Нательный крест, изображённый на фоне Соловков, называется «мощевик», ибо он объёмный, и внутри него можно хранить частицы святых мощей, также всяких святынь. Данный мощевичок содержит в себе частицу гроба свщмч. Петра (Зверева), архиепископа Воронежского.

Курск | Народом избранный. Архиепископ Воронежский Петр (Зверев)

Одним из наиболее выдающихся иерархов, окончившим жизнь на Соловках, был воронежский архиепископ Петр (Зверев) . 17 июня Церковь празднует обретение его мощей. На иконе «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» он изображен почивающим в земле под храмом на острове Анзер. Несколько выше — знаменитая береза в виде креста.

В 1923 г. сразу же после освобождения из заключения Патриарх Тихон подал властям список архиереев, без которых он не мог управлять Церковью. В их числе был епископ Петр (Зверев). В 1926 г. он был направлен в Воронеж. После смерти митрополита Владимира народное собрание выразило единодушное пожелание, чтобы Воронежским епископом стал преосвященный Петр. Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) признал это избрание и назначил епископа Петра на Воронежскую кафедру с возведением его в сан архиепископа, сказав при этом, что посылает в Воронеж лучшего проповедника Московской  Патриархии.

В Воронеже архиерей был особенно дружен с народом, который собирался на его службы в великом множестве. С прихожанами архиерей проводил все свои дни – в церкви и дома, куда к нему беспрерывно шли со своими нуждами люди. И часто можно было видеть – входили к нему посетители с какой-нибудь скорбью, а выходили утешенными, с сияющими  лицами.


При архиепископе Петре началось возвращение обновленческих храмов в православие. Чин принятия духовенства совершался с большой торжественностью. Все это вызывало гнев обновленцев, у которых оставалось все меньше церквей. Власти начали предпринимать меры, чтобы арестовать архиерея. Верующие рабочие пытались защитить народно избранного архиерея – писали письма в Москву, выражали протесты.

28 ноября 1926 года ночь к нему явились сотрудники ОГПУ для произведения обыска и ареста. Вместе с архиепископом Петром были арестованы архимандрит Иннокентий и другие близкие ему люди, большей частью рабочие.

4 апреля 1927 года Коллегия ОГПУ приговорила архиепископа Петра к десяти годам заключения в Соловецкий концлагерь. Своей воронежской пастве из Соловецкого лагеря архиепископ писал часто:

« 19 сентября 1927 года… Живу воспоминаниями и храню в своем сердце Богом данную мне паству, за которую молюсь и которую благословляю. Слава Богу за все ниспосланное! Мы за ваши молитвы здоровы и бодры духом. Господь да благословит вас и да благопоспешит вам  всем.

Ваш богомолец и благожелатель грешный архиепископ  Петр

7 февраля 1929 года архиепископ Петр скончался от тифа. Священники и верующие изъяли тело умершего из общей могилы, облачили по чину и похоронили отдельно. Перед тем как вложить в руку владыки разрешительную молитву, все три священника расписались на  ней.

Монахиня Арсения  спросила:

– Почему вы расписываетесь? На молитве ведь не  расписываются?

Они  ответили:

– Если время переменится, будут обретены мощи владыки, будет известно, кто его  хоронил.

Мощи священномученика Петра были обретены 17 июня 1999 года и находятся ныне в храме священномученика Филиппа, митрополита Московского, в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре.

Автор:  Архимандрит Дамаскин (Орловский   

Источник :  http://www.fond.ru

Ксения Орабей. Белый, как огонь: священномученик Петр (Зверев)






Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский

   Священномученик Петр (в миру Василий Константинович Зверев) родился 18 февраля 1878 года в семье священника, который служил сначала в храме села Вишняки под Москвой, а затем был назначен настоятелем храма Александра Невского при доме московского губернатора. После убийства генерал-губернатора Москвы, Великого Князя Сергея Александровича, о. Константин перешел служить в Сергиевский храм при Чудовом монастыре в Кремле.

   У о. Константина Зверева и жены его Анны было четверо детей: три сына – Арсений, Кассиан, Василий, и дочь Варвара. Характеры братьев определились с детства и были весьма различны. Арсений любил писать разные бумаги и стал чиновником. Кассиан играл в войну, стал офицером, был убит на фронте в 14-ом году. Василий любил играть в церковную службу. С раннего детства он торопился попасть к началу богослужения в приходской храм в Вишняках и приходил вместе с отцом. Звонарь, видя идущего священника, ударял три раза в колокол, и мальчик считал, что два раза звонят отцу, а третий раз – ему.

   В 1895 году Василий окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1899 году Василий Константинович подал прошение с просьбой зачислить его на первый курс Казанской Духовной академии, и после проверочных испытаний совет Казанской Духовной академии постановил принять его в число студентов. Через год он был пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен в сан иеромонаха.

   В 1902 году иеромонах Петр был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии за диссертацию «Экзегетический анализ первых двух глав послания апостола Павла к Евреям». По окончании академии иеромонах Петр был назначен преподавателем в Орловскую Духовную семинарию, а в 1903 году был переведен в Князь-Владимирскую церковь при Московском епархиальном доме с определением на должность епархиального миссионера. В 1907 году он стал инспектором Новгородской Духовной семинарии. В июне 1909 года Святейший Синод постановил назначить иеромонаха Петра на должность настоятеля Белевского Спасо-Преображенского монастыря Тульской епархии.

   Монастырь находился недалеко от Оптиной пустыни, и настоятель имел постоянную возможность общаться с оптинскими старцами. Старцы, в свою очередь, высоко оценили духовную настроенность иеромонаха Петра и часто направляли к нему людей для духовного окормления. Он неоднократно бывал в Саровском и Дивеевском монастырях, особенное доверие имея к блаженной Прасковье Ивановне Дивеевской, и та платила ему ответным расположением. Блаженная подарила ему своей работы холст, из которого ему впоследствии сшили архиерейское облачение, и он бережно его хранил, предполагая быть в нем погребенным.

   В воскресенье, 8 августа 1910 года, епископ Парфений (Левицкий) в крестовой церкви возвел иеромонаха Петра, настоятеля Спасо-Преображенского монастыря, в сан архимандрита.

   19 октября 1910 года в Белеве по инициативе председателя училищного совета в пользу церковных школ города архимандрит Петр прочел лекцию на тему «Старчество и старец Амвросий Оптинский как главный его представитель». Лекция имела огромный успех, и присутствовавший на ней епископ Парфений обратился к слушателям со словом, в котором выразил свою радость по поводу столь многолюдного собрания, свидетельствующего, что люди в Белеве живут не одними земными заботами, но интересуются и вопросами религиозными.

   В день празднования Казанской иконы Божией Матери в монастыре состоялось торжественное освящение Спасо-Преображенского собора, который был к этому времени тщательно отремонтирован и украшен.

   Архимандрит Петр не ограничивал своего служения стенами вверенного его попечению монастыря, но часто служил в сельских храмах Белевского уезда. Один из свидетелей так описывает его служение в селе Песковатском:

   «18 и 19 мая 1913 года навсегда останутся в памяти прихода. Слава о служении архимандрита Петра, ласковом, внимательном обращении с простым народом создали ему громадную популярность не только в Белевском уезде. Крестьяне, как последнее сословие, нуждаются в помощи, и особенно в духовной. Они приходят к о. Петру с просьбами помолиться о них, иногда поговорить и рассказать о своем воистину горьком житье. И никто не уходил от о. Петра неутешенным. Архимандрит Петр приехал в село к шести часам вечера, и сразу же началась всенощная. С ним приехал хор из десяти девочек.

   Храм в селе Песковатском стоит на горе, над Окой. Рядом сосновый бор. Настежь открыты все двери храма. Солнечные лучи скользят по бесчисленным рядам народа, не поместившегося в церкви. Нет привычного перешептывания и безучастности к службе. Знакомые молитвы поются всем народом. Во время пения «Слава в вышних Богу…» все опускаются на колени. Великие слова, масса коленопреклоненных людей, молящихся всем сердцем, всем помышлением, до того умиляют и умиротворяют, что невольно молишься.

   Сгущались сумерки. На паперть вышел архимандрит Петр и направился к дому священника, и за ним весь народ, певший «Христос Воскресе». И далеко по округе разносилось это радостное пение.

   На следующий день была отслужена литургия. Народа было еще больше, чем накануне. После отпуста архимандрит Петр вышел на амвон и стал говорить. Простые слова, ясный взгляд. Он говорил о Христе Спасителе, об убожестве храма в приходе и, наконец, перешел к обличению ересей. Больше всего он говорил о местных сектантах скопцах и хлыстах. Ярко и убедительно архимандрит Петр опровергал то, что сектанты ставили себе в заслугу и оправдание, он обрисовал картину фальши, себялюбия, тунеядства, изуверства, вреда для тела и для души, который по своему невежеству и фанатичному ослеплению причиняют эти секты своим сторонникам. Во время проповеди один из скопцов протиснулся к выходу и понуро поплелся домой. Впечатление от проповеди было громадное».

   Во время одной из эпидемий, случившихся в ту пору, архимандрит Петр обратился к населению с особым словом: «Все еще из разных мест получаются сообщения о том, что по стране нашей распространяются заразные болезни, которые уносят в могилу целые тысячи людей. Неудивительно, что при столь страшном явлении люди приходят в беспокойство и стараются придумать всевозможные средства, чтобы отклонить от себя надвигающуюся грозу… Но вот горе наше, что мы изобретаем все не то средство, которое бы действительно нас избавило от ужасной, никого не милующей болезни. Мы стараемся пользоваться разными сыворотками и прививками… Все комиссии и подавляющее большинство частных людей совершенно оставляют в стороне духовное начало в человеке – его душу, не желают о ней подумать, да впрочем, они и не могут желать думать о ней, так как, кажется, и не подозревают, что она у них есть и нуждается в попечении гораздо более, чем тело… Они так далеки стали от всего духовного, что не могут поверить, что главное и единственное зло всех болезней, несчастий и страданий на земле есть грех, который и надо уничтожать, с которым и нужно бороться во что бы то ни стало, всеми силами, как бы трудно это ни было. А все эти вибрионы, микробы и бациллы – только орудие и средство в руках Промысла Божия, ищущего спасения души человеческой. Знает Бог, что дорога нам земная жизнь, что дорого нам тело, и вот на это-то и направляет Свои удары, чтобы мы опомнились и раскаялись. Посылая мор на людей, Господь тем самым напоминает нам всегда иметь пред глазами своими смерть, а за нею и Страшный суд, за которым последует вечное наказание нераскаянных грешников… К Нему-то и нужно прежде всего обращаться с молитвою о помиловании и об отвращении праведного гнева Его. Но молясь, надо стараться быть достойными милости Божией. Необходимо сознать грехи свои, раскаяться в них, решиться вести жизнь свою согласно заповедям Евангельским. С покаянием должно соединить пост и воздержание, должно отказаться хоть на время от разных удовольствий, игрищ, зрелищ и праздного времяпровождения. Но как-то страшно становится от того, что видишь вокруг: с одной стороны, как будто и боятся заразных, губительных болезней, страшатся смерти и в то же самое время предаются необузданному веселью, забавам, зрелищам, совершенно забывая свои священные обязанности по своему званию православных христиан… Хотя уже бесконечное число раз говорено и переговорено о том, что наша интеллигенция далека от народа и не знает и не понимает его, но еще раз хочется крикнуть так, чтобы услышали, наконец, кому слышать надлежит: «Да постойте, Бога ради, будьте добросовестны и беспристрастны, сойдите с высоты своего величия и прислушайтесь к тому, что говорит народ!. . Пощадите, пожалейте душу народную! Вы толкуете о просвещении, вы скорбите, что народ наш темен, вы строите школы, а сами в то же время вносите тьму в среду его, развращаете его, заменяете истину Христову ложью язычества, содействуете возвращению народа к нравам языческим!.. И как не быть смертоносным язвам в стране нашей, когда мы отступаем от Бога и навлекаем на себя Его праведный гнев?! Еще удивляться надо безмерному долготерпению Божию, что Он милостиво карает нас, надо горячо благодарить Его, что не погубляет нас окончательно, и слезно умолять Его, чтобы Он не дал осуществиться злому делу и открыл сердечные очи тем, кому вверено попечение о душе народной. Покаемся же все и исправимся, и обратимся к Богу, от Которого отступили!»

   Как всякого человека глубокой веры, архимандрита Петра трогал подвиг других. Об одном из скромных служителей Тульской епархии, протоиерее Алексие, он счел нужным написать заметку и опубликовать ее в епархиальных ведомостях. «На днях заходил ко мне, – писал архимандрит Петр, – один сельский протоиерей – отец Алексий. Высокого роста, стройный, худой, весь седой, с добрыми проникновенными глазами, смиренный, приветливый, добродушный – он произвел на меня самое хорошее впечатление. Давно он священствует, но священствует в бедном приходе: «Мой доход равняется доходу псаломщиков в окружных селах, – говорил он, – но я никогда не искал себе лучшего прихода; я верю, что Господь благословил мне потрудиться именно здесь. Ох, сколько я видел на себе милостей Божиих! Я вас давно поминаю, и родителя вашего поминаю. (Надо сказать, что мы увиделись только впервые, а до сего времени я даже никогда не слыхал об отце протоиерее). У меня такое правило – я поминаю всех. Живых поминаю более семисот, а усопших и не знаю сколько. Ведь это нетрудно. Знаете, ведь они все записаны. На проскомидии, во время Херувимской песни и «Достойно» я читаю, а потом воздохну (тут отец протоиерей приложил руку к персям, устремил глаза свои к небу, и весь взор его как-то просветлел – будто он увидел Господа и просил Его за живых и усопших), потом снова читаю и снова воздохну; я всегда так. Протоиереем я недавно сделан. Это сделал меня преосвященный, который обратил внимание на то, что я никогда ни одной свадьбы не венчаю без того, чтобы жених и невеста не знали Символов веры и молитвы Господней наизусть и с объяснениями. Трудно обучить их, но все же они обучаются… На мне вся одежда чужая, я не могу делать себе – средств нет, но слава Богу за все». Действительно отец протоиерей весьма бедно одет. Когда мы стали расставаться, отец протоиерей подошел к иконам, приложился, помолился и стал сердечно желать мне небесных даров от Бога.

   Предо мною ясно вырисовывалось все величие и красота души старца. Я представил себе следующее: бедный сельской приход, удаленный от губернского города на сто пятьдесят верст, грубый деревенский народ, все более и более развращаемый за последние годы, постоянные труды, хлопоты, службы, требы, ведение хозяйства, занятия с прихожанами, недостатки, так что к концу жизни не только не скоплено на черный день, но даже нет средств, чтобы сделать себе одежду: скудные средства ведь нужны были сиротам, которых приходилось еще воспитывать, да и бедным чадам своим о Господе. Кроме нищеты, на старость осталась еще боль в ногах, о которой отец протоиерей говорит как-то добродушно, будто она не у него, будто не его ноги отнимаются. Это, так сказать, все внешние скорби, а сколько скорбей незримых, внутренних, о которых нет сил повествовать, потому что их так много и они так всем хорошо понятны! Подумайте теперь, какова же должна быть крепость души, каково величие духа, какова непоколебимость в достижении поставленной цели, какова преданность воле Божией, каковы смирение, вера, терпение, сострадание, любовь к Богом данным прихожанам, если, несмотря на все тяготы, труды, лишения, скорби и напасти, отец протоиерей не поддался духу лукавому, так часто многих из нас прельщающему, не прельстился ни богатством, ни славою, ни ризным украшением, а остался до заката дней своих на своем посту, в глуши, в неизвестности, в трудах, среди любимых им пасомых, остался делить с ними до гроба все их нужды, скорби и радости!

   А каково его бескорыстие! Он молится за живых и усопших, знаемых и незнаемых, молится бескорыстно, без надежды не только получить благодарность за свое доброе дело, но даже без надежды на то, что об этом узнают те живые, за которых он молитвы возносит. Он молится просто потому лишь, что молитва – его дыхание, что, как пастырь, он считает нужным молиться, ибо знает, что все от Бога, знает, какое великое значение имеет молитва для живых и особенно усопших, которые сами себе никак уже не могут помочь. Он молится не за родных только или знакомых, нет, он молится даже и за тех, которых никогда не видал и не знал. Он знает лишь одно, что они нуждаются в молитве, и он скромно, тихо, незаметно делает доброе дело, творит милостыню.

   И вот такими-то молитвенниками и стоит еще мир, ими-то вот и поддерживается вера и жизнь наша…

   Таких подвижников-молитвенников может воспитать и иметь одно лишь православие. И дай Бог, чтобы их было как можно больше».

   С самого начала военных действий в 1914 году в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет на двенадцать кроватей, из которых пять были на полном содержании монастыря.

   В октябре 1916 года Святейший Синод постановил направить архимандрита Петра в распоряжение епископа Алеутского Евдокима (Мещерского) для миссионерской службы в Северо-Американской епархии. Но поездка не состоялась, и вместо Америки в 1916 году о. Петр уехал проповедником на фронт, где пробыл до февральской революции 1917 года.

   В 1917 году архимандрит Петр был назначен настоятелем Успенского монастыря в Твери. Здесь ему впервые пришлось испытать тяготу неволи: он был заключен в тюрьму в качестве заложника.

   14 февраля 1919 года в Москве в патриарших покоях на Троицком подворье состоялось наречение архимандрита Петра во епископа. На следующий день, в праздник Сретения, он был хиротонисан святым Патриархом Тихоном во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, где в то время правящим архиереем был архиепископ Евдоким (Мещерский), которого владыка хорошо знал по службе в Белеве, когда тот был епископом Каширским, викарием Тульской епархии.

   Епископ Петр был высокого роста, худощавый, с длинными волосами, которые он никогда не подстригал, с рыжеватой бородой, ясными голубыми глазами. У него был очень сильный голос и хорошая дикция. Когда ему приходилось служить в храме Христа Спасителя и он говорил проповедь, то по всему храму было слышно каждое слово.

   Профессиональным певчим трудно было выдерживать продолжительные богослужения, и епископ привлек к участию в службах народ. За правым клиросом ставили аналой, и здесь находился уставщик, сюда приходили все усердствовавшие петь и читать. В малые праздники служба продолжалась около пяти часов, в воскресные дни – шесть часов, а в двунадесятые праздники – семь, то есть с пяти часов вечера до двенадцати ночи.

   В будние дни епископ служил литургию в домовой церкви. Каждый праздник после богослужения он говорил проповедь. Ввел в монастыре преподавание детям Закона Божия, причем преподавал сам. Дети так привязались к нему, что собирались толпой у архиерейского крыльца в ожидании – не пойдет ли владыка куда-нибудь, чтобы его сопровождать. По дороге он что-нибудь им рассказывал, часто из своей жизни.

   Иногда епископ Петр служил всенощные всю ночь. Под Рождество Христово всенощная начиналась в десять часов вечера, и после нее сразу же служилась литургия. Несмотря на столь продолжительные службы и самое простое пение, храм всегда был полон народа.

   Панихиды епископ всегда служил полностью, по уставу, с семнадцатой кафизмой, без всяких сокращений. «Кто отслужит по мне такую панихиду?» – говорил он.

   Истовое, неленостное служение, искренность в вере, смирение, открытость для всех – все это народ сразу почувствовал, оценил и полюбил епископа.

   Когда в мае 1921 года власти арестовали епископа, рабочие объявили забастовку и бастовали три дня. Власти пообещали рабочим, что отпустят архиерея, но вместо этого отправили его в Москву в ЧК на Лубянку. Его обвинили в разжигании религиозного фанатизма в политических целях.

   С Лубянки епископа перевели в Бутырскую тюрьму, затем – в Таганскую. Когда его уводили из Бутырской тюрьмы, то с ним прощались все заключенные в камере, многие плакали, даже надзиратели пришли проститься. «Я вспомнил тогда прощание апостола Петра», – говорил епископ, рассказывая о своем пребывании в заключении.

   Потом было назначение на Воронежскую кафедру, и снова аресты, ссылки, допросы с пристрастием. 4 апреля 1927 года Коллегия ОГПУ приговорила архиепископа Петра к 10 годам заключения в концлагере.

   Весной 1927 года архиепископ Петр прибыл в Соловецкий концлагерь. Он был определен в 6-ую рабочую роту 4-го отделения, располагавшуюся в стенах Соловецкого кремля, а затем переведен в 4-ую роту 1-го отделения, располагавшуюся там же. Здесь он работал сторожем вместе с архиепископом Курским Назарием. Затем его перевели счетоводом на продовольственный склад, где работали в то время одни священники. Жил он тут же, в помещении рядом со складом, в маленькой комнате, вместе с епископом Печерским Григорием. В то время в Соловках еще действовала церковь преподобного Онуфрия Великого, оставленная для вольнонаемных соловецких монахов, и молитва за службами в храме была огромным для него утешением.

   Из Соловков он старался писать как можно чаще, насколько позволяли условия заключения, почти в каждом письме поминая воронежскую блаженную Феоктисту Михайловну, которую он очень почитал, прося ее святых молитв.

   Своей воронежской пастве из Соловецкого лагеря архиепископ писал: «За все глубоко благодарю вас. Не могу выразить словами, как я ценю ваши заботы и как горячо благодарен вам. Ваше участие и ваше попечение скрашивает нашу жизнь и подбодряет дух наш. Если я стал дорог и близок вам оттого, что много выстрадали за меня, то что сказать мне о том, как вы все мне дороги и близки, когда я и страдал, и страдаю за вас всех, да вы спасены будете, но я не унываю и за все Господа благодарю, хотя и не знаю, увижу ли вас или мне придется сложить свои кости. Да будет воля Господня!».

   Незадолго перед кончиной в последнем своем письме архиепископ писал: «Поздравляю тебя, отец Митрофан, и всех с праздником Сретения Господня. Я по-прежнему живу в уединенном и пустынном месте, за все благодаря Господа и во всем смиренно покоряясь воле Его. Прошу тебя быть смиренным, не думать о себе высоко, молиться Господу и не впадать в обольщение и прелесть лукавого, который силится прельстить, аще возможно, и избранных, по слову Господа. Мир ти и всем».

   Архиепископ Петр скончался в Соловецком концлагере 7 февраля 1929 года от тифа и был погребен в братской могиле, но священнослужители извлекли из нее тело владыки, облачили его и положили в гроб для перезахоронения. Три священника после облачения архипастыря, вложили в его руку разрешительную молитву, на которой расписались, отметив, что «Если время переменится, будут обретены мощи владыки, будет известно кто его хоронил». На месте упокоения поставили крест с надписью. Когда зарыли могилу, над ней стал виден столп света, и в нем явился владыка и благословил хоронивших. Мощи священномученика были обретены 17 июня 1999 г.

   Архиепископ Петр (Зверев) был канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г.

 

   Дни памяти:

   Собор новомучеников и исповедников Российских – Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02

   Собор новомучеников и исповедников Соловецких – 10 августа по старому стилю, 23 августа по новому.

   День мученической кончины (1929г.) – 25 января по старому стилю, 7 февраля по новому.

Источник: http://pravnov.ru/content/blogsection/7/33/

Энциклопедия. П…. Пётр (Зверев), православный святой, епископ Воронежский в 1926 г.

20 августа 2012 г.

12 627 просмотров

Священномученик Пётр (Зверев)

Святой Пётр (Зверев) родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье протоиерея. Русский. Имя при рождении — Василий Константинович Зверев

  • После обучения на Историко-филологическом факультете Московского Императорского университета, поступил в Казанскую Духовную Академию, где в 1900 году, за два года до окончания обучения, принял монашеский постриг с именем Пётр.
  • Рукоположен сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха.
  • По окончании Академии иеромонаха Петр назначили преподавателем Орловской Духовной семинарии, а затем епархиальным миссионером при Московском епархиальном доме.
  • 1907 г. — получил назначение на должность инспектора Новгородской Духовной семинарии, а с 1909 до 1917 года является настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Белёв Тульской губернии, в сане архимандрита. В это время будущий святой Пётр часто посещал расположенную неподалеку Оптину пустынь, проводя многие часы в беседах с Оптинскими старцами. Архимандрита Петра очень любили прихожане, поскольку он отличался ласковым и внимательным обращением с ними. Бывал отец Петр и в Сарове, и в Дивеево, не упуская при этом случая навестить блаженную Прасковью Иоанновну. Она подарила ему холст своей работы, из которого он сшил потом себе архиерейское облачение и которое хранил на собственное погребение.
  • Во время Первой Мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет для раненых.
  • Святой Пётр в 1916 году служил священником в действующей армии.
  • После февральского переворота святой Пётр назначен на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Желтикова монастыря. В 1918 году, в Твери, он подвергается кратковременному аресту большевицкими властями.
  • 15 февраля 1919 г. в Москве Святейшим Патриархом Тихоном архимандрит Петр был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Сразу после хиротонии Владыка Петр приехал в Нижний Новгород и поселился в Печёрском монастыре на берегу Волги. Монастырь находился в упадке, братия была малочисленна, древний Успенский собор пришел в запустение. Владыка сам принял участие в уборке храма, и ввёл строгую уставную службу. Случалось, что всенощная длилась всю ночь, и тогда епископ Пётр привлекал к службе усердствующих прихожан, поскольку никакие певчие не могли столь долго стоять на клиросе.
  • В Печёрском монастыре он завел преподавание Закона Божия для детей и сам учил их. Нижегородцы полюбили Владыку, увидев в нем настоящего духовного наставника. Однако вскоре Владыка был переведен в Канавино, за Оку, где в мае 1921 года его арестовали. Верующие, работавшие в местных заводах по поводу ареста любимого архипастыря устроили трёхдневную забастовку, и местные власти пообещали его выпустить, но вместо этого тайно отправили в Москву.
  • С декабря он находился в заточении в московских тюрьмах. Сначала его поместили на Лубянку, но и там Владыка не прекращал проповедь: ему не успевали посылать кресты: обращая людей к вере, Святитель снимал свой крест и надевал на обращенного. «Я хотел бы открыть им и показать свое сердце, как страдания очищают душу».
  • С Лубянки Владыку перевели в Бутырскую тюрьму, оттуда — в Таганскую. С плачем прощались с ним заключенные, а при переводе из Бутырок его провожали даже надзиратели.
  • В Таганской тюрьме в это время находилось двенадцать архиереев. Их духовные чада передавали просфоры и облачения, и святители прямо в камере совершали соборную службу. Здесь владыка Пётр заболел от истощения и попал в больницу. В конце июля 1921 года он был отправлен по этапу в Санкт-Петрбург, где оставался в заключении до зимы.
  • В декабре 1921 г. святой Пётр был освобожден и вернулся в Москву, где вскоре получил назначение епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Вскоре он вновь был арестован за выпущенное им обращение к тверской пастве, в котором он объяснял сущность обновленчества. В ноябре 1922 года его доставили в Москву. На допросах он показал, что признает Патриарха Тихона единственным законным главой Русской Православной Церкви, а решениям самозванного жульнического обновленческого совета «Высшего церковного управления» не подчиняется.
  • В марте 1923 года Святитель был отправлен по этапу в Ташкент, а оттуда в ссылку в поселок Кызыл-Орду. Жил он в тяжёлых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов.
  • Летом 1923 года был освобожден из заключения Патриарх Тихон. Он подал властям списки архиереев, без которых не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Пётр. Летом 1924 года он вернулся из ссылки в Москву.
  • 30 марта 1925 года он подписал Акт о восприятии священномучеником митрополитом Крутицким и Коломенским Петром (Полянским) власти Патриаршего Местоблюстителя.
  • В июле 1925 года святого Петра направили в Воронеж в помощь престарелому и больному митрополиту Владимиру (Шимкевичу). После его кончины отец Петр в 1926 году был назначен на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Владыка пользовался огромным уважением жителей Воронежа, которые почитали его хранителем чистоты Православия. Храмы, где Владыка служил по Афонскому уставу, были всегда переполнены. Он не любил партесного пения: у него пела вся церковь. Народ шел к своему архипастырю непрерывно: входившие к нему с грустным видом выходили сияющими и утешенными. При владыке Петре началось массовое возвращение из обновленчества. Возвращавшихся священнослужителей он принимал в Православие через всенародное покаяние. Верующие, опасаясь, что арестуют их любимого Владыку, устраивали круглосуточные дежурства возле его квартиры, неоднократно выражали массовые протесты. Когда Владыка отправлялся по очередному вызову в милицию или ГПУ, то по 300 человек мирян сопровождали его, требуя освобождения Святителя. В защиту архипастыря даже была послана телеграмма от имени рабочих в адрес XV конференции ВКП(б). Рассказывали, какое впечатление производил Владыка на служащих ГПУ. Входя в комнату следователя, он оглядывался, как бы ища икону. Но не найдя таковой, он крестился на правый угол, делая поясной поклон, и тогда начинал разговор со следователем. Служащие при его появлении невольно обнажали головы. Однако властям удалось в ноябре 1926 года арестовать святителя. Его немедленно вывезли из Воронежа, судили и приговорили к 10 годам лагерей «за контрреволюционную деятельность против советской власти».
  • Поздней осенью 1926 г. святой Пётр оказался на Соловках. Там он работал счетоводом на продуктовом складе. Владыка и в этих условиях строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу. После отправки из Соловков священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) святой Пётр был избран ссыльными архиереями главой Соловецкого православного духовенства и пользовался среди него высоким авторитетом. Там он возглавлял тайные богослужения, а после того как был отобран антиминс, службы совершались на груди у святого Петра. Нравственная высота святителя была такова, что даже с метлой в руках в роли дворника или сторожа, он внушал благоговейное уважение. Грубые и наглые «вохровцы», привыкшие издеваться над заключенными, при встрече не только уступали ему дорогу, но и приветствовали его, на что он отвечал, осеняя их крестным знамеиием. Начальники же отворачивались: достойное спокойствие архипастыря принижало их, вызывало раздражение и досаду. Святитель Петр медленно шествовал мимо смущённого начальства, слегка опираясь на посох и не склоняя головы. Вскоре лагерная власть отомстила не сломленному ею человеку.
  • Зимой 1928 года священномученик был отослан на остров Анзер «в уединенное и пустынное местожительство». Здесь, живя в бывшем Голгофском скиту, в молитвенном горении духа он написал Акафист преподобному Герману Соловецкому.
  • В конце 1928 года святитель Петр заболел тифом, и в январскую стужу был помещен в тифозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту на (острове Анзер). Святитель проболел две недели, и даже казалось, что кризис миновал, но Владыка был очень слаб и не принимал пищи. Его духовному сыну, в день кончины Святителя, пришло видение: в четыре часа утра он услышал шум, словно влетела стая птиц, он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели Владыки и причастила его Святых Тайн. Вечером священномученик несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».
  • 7 февраля 1929 г. — скончался. Первоначально святого похоронили в общей могиле, куда опускали всех погибших от тифа. Однако на пятый день заключенные тайно открыли общую могилу и, по рассказу присутствовавшей там монахини Арсении: «Все умершие лежали черные, а Владыка лежал… в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипельный». После облачения в архиерейские одежды, духовенством лагеря было совершено отпевание, над могилой поставлен крест. Похоронен был святой Пётр в отдельной могиле у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря храма в честь Воскресения Христова. Когда же могилу уже засыпали, над ней появился столп света, в котором увидели Владыку, всех благословившего.
  • 1999 г. — канонизован, как местночтимый святой Воронежской епархии.
  • 17 июня 1999 года святые мощи священномученика Петра были обретены и пребывали в Соловецком монастыре.
  • Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
  • 9 августа 2009 г. — мощи святого Петра (за исключением честной главы святого, которая пребывает на Соловках, на месте его мученической кончины) были доставлены из Соловецкой обители делегацией Воронежской и Борисоглебской епархии, которую возглавил Митрополит Сергий, в Алексиево-Акатов монастырь города Воронежа. Ковчег с мощами для поклонения верующих был поставлен в часовне, освященной в 2007 году в честь новомучеников Воронежских. С декабря 2009 (?) г. мощи пребывают в Благовещенском кафедральном соборе.

Праздник священномученика Петра (Зверева) установлен в день его кончины 25 января/7 февраля, в день обретения мощей 4/17 июня, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

Святой Петр рассказывал:

  • Чудо детской молитвы. У одного мальчика умер папа. Затем умерла мама. Соседи снесли маму на кладбище, а мальчик шел за гробом. И когда все ушли, он остался, сидел на могилке и плакал. И послал мальчик письмо Господу, где написал: «Господи! Господи! Что же Ты не приходишь, ведь мама сказала, что Ты придешь, а Ты не приходишь. Я жду-жду Тебя, а Ты не приходишь». И вот сидел он на могилке у мамы, плакал и говорил: «Мама, ты слышишь, я послал Господу письмо, а Он не приходит». Так он сидел и плакал и наконец уснул. Вскоре пришел один человек, разбудил мальчика и спросил его, почему он здесь спит. И мальчик ему все рассказал. «Так вот, – сказал человек, – Господь послал меня к тебе». И он взял мальчика к себе и воспитал его. Вот видите, как надо просить Господа и как детская молитва доходит до Господа.

Священномучениче Петре, моли Бога о нас!

Священномученик Пётр (Зверев) фото


Собор Воронежских святых — воронежский-край.рф/wiki/s/4348

Все предстоятели Воронежской епархии — воронежский-край. рф/wiki/v/4814