Аристотель о семье: Институт брака и семьи в Древней Греции периода классической античности глазами современников (на примере «Никомаховой Этики» и «Политики» Аристотеля)

Разное

Институт брака и семьи в Древней Греции периода классической античности глазами современников (на примере «Никомаховой Этики» и «Политики» Аристотеля)



Статья посвящена исследованию процессов формирования института брака и семьи в период классической античности с основой на трудах греческого философа и ученого периода Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) — «Никомаховой этике» и «Политике». В ходе анализа текстов было изучена концепция происхождения и развития общества, на примере общества современной автору античной Греции и роль понятий «брак» и «семья» в данной системе.

Ключевые слова: семья, брак, женщина, Спарта, жена, муж, мужчина.

Брак был единственной формой семьи, признанной обществом в традициях и законах большинства полисов Древней Греции эпохи классической античности. Более того, во всех народах и во все времени вступление в брак считалось условием взросления и обеспечения процветания народа посредством рождения здорового потомства, а потому — обязательным для всех членов греческого общества. Следовательно, вопросы брака и создания полноценной, благополучной семьи было делом, без преувеличения, государственной важности. Патриархальная семья считалась вечной и неизменной формой построения отношений между мужчиной и женщиной, детьми и родителями. Ей были присущи иерархия и субординация, в основе которой лежит подчинение мужчинами женщин, старшими младших; наличие частной собственности и авторитарной власти.

Роль женщины в этой системе с точки зрения мужчин-греков была не более чем, той, «кто вынашивает детей», что следует уже из значения самого слова γυνή (с греч. — женщина). Однако, даже в выполнении своей главной роли женщина была изначально поставлена в заведомо приниженное положение по сравнению с мужчиной. Тогда как жена имела определенный, хоть и весьма небольшой перечень обязанностей, заключающихся в полном сосредоточении на рождении детей, уходе за ними и хранении верности своему мужу как единственно возможному сексуальному партнёру в условиях жесткой системы моральных общественных ценностей. В то же время, мужчина, вместе с женой обретая и статус гражданина, никаких обязательств по соблюдению верности своей жене не имел. Так, мужчины, равно свободные и имеющие семью, никаким образом не наказывались за сексуальные связи с гетерами (от греч. ἑταίρα — подруга) — женщинами, ведшими образ жизни, свободный от нравственных рамок [5].

По поводу брачных отношений в разных регионах Древней Греции сказано очень много, как античными историками и философами, так и современными учеными. Так, при изучении классической античности главным источником, как мы знаем, является Аристотель. В своих трудах он немалую роль уделяет описанию социальных институтов и рассуждению о них, т. к., по его мнению, они являются чуть ли не «фундаментом государства».

Аристотель был учеником Платона, воспевал и восхвалял его, и, в то же время, активно полемизировал с ним, что свойственно для Академии золотого века греческой философии.

Первым, кто сделал попытку истолковать любовь как философскую категорию, был именно Платон. Он представил ее как ментальную близость, слияние мужчины и женщины в единое духовное существо. Теория, которую он излагает, основывается на мифе об андрогинах — существах с двумя сущностями и единым телом, обладающим признаками обоих полов, и которых Зевс приказал рассечь пополам, чтобы существовали раздельно мужчины и женщины, которые, пока не сливались со своей второй половиной в единое целое, не находили духовного покоя.

Отец «патриархальной теории», общепризнанной в истории изучения института античного брака и семьи, Платон детально излагает в «Законах» и «Государстве» излагает формы создания брака, полезного для общества. Именно идея патриархальной, моногамной семьи, соответствующая природным потребностям человека и представляющая собой базовую ячейку государства, легла в основу трудов его ученика [10, с. 398–400].

По его мнению, брак выступает как естественное по природе своего возникновения общение с целью утоления повседневных надобностей. Взгляды Аристотеля на функции брака в основном изложены в работе «Политика» [3, c. 38–52]. В системе общественного устройства, построенной Аристотелем, понятие «брак» неразрывно связано с понятием «семья». Причем, ее основной функцией является экономическая и даже политическая деятельность и участие в жизни общества.

Миф об андрогинах, скорее всего, лег в основу идеи диморфизма, высказываемой Аристотелем, что показывает пусть даже поверхностный анализ его текстов. Эта идея выражается у него в необходимости «сочетаться попарно» как естественное стремление всех живых существ. В данном случае он хоть и не упоминает миф об андрогине, но говорит о сочетании противоположных полов — мужчины и женщины, которое направлено на порождение потомства, оставление подобного себе существа-преемника. По Аристотелю, этот же тезис, на самом деле, является первичным и необходимым отношением порядка жизни, что стало поводом для детального анализа времени, возраста и условий формирования института брака и семьи.

Хотя Платон выступал против «бесстыдных любовных утех», в реальной жизни общество одних лишь женщин преследовало за измену и нарушение супружеской верности [9, с. 60]. Если муж мог свободно выбирать, с кем провести время — с законной женой, либо с распутной девкой, то жена не могла даже заметить своему супругу на безнравственность его поступков. Он обладал исключительным правом требовать развода даже без явных причин, если он был знатен, а поведение женщины может его оскорбить. Ведь женщины всегда были бесправны, а, следовательно, не могли претендовать на власть над мужчинами. Если муж заводил любовниц, его жена ничего не теряла, кроме ничего не стоящего в обществе достоинства. В то же время, диаметрально противоположная ситуация возникала, если у жены появлялся любовник. Тогда в доме мужа появлялся возобладавший над его имуществом, что дает ему право взять себе любое имущество у слабого, если это одобрят другие. Если это происходило, законный муж блудницы в браке был обязан расторгнуть свои отношения с неверной, потребовав от нее все, что он дал ей.

Но такие случае неверности были, скорее, исключением из правил, несмотря на то, что законодатель уделил им довольно много внимания.

Иная же ситуация была в Спарте. Как мы видим, создатель «Политии» весьма негативно отзывается об устройстве и нравах лакедемонян.

Историк Ю. В. Андреев отмечает: «Аристотель был не так уж одинок и не так уж оригинален в своей неприязни к спартанским женщинам. Об их распущенности, роскошестве и расточительности был осведомлен уже его учитель Платон и писал о них почти в тех же выражениях, что и Аристотель, хотя и не так многословно» (Leg 637с.). Но еще задолго и до Аристотеля, и до Платона в чем-то сходные суждения высказал великий трагический поэт Еврипид. В его трагедии «Андромаха», созданной еще в те времена, когда Спарта находилась в зените своей славы и могущества, старец Пелей сурово порицает спартанца Менелая за то, что он ничего не сделал для того, чтобы оградить свой семейный очаг от скверны прелюбодеяния» [1, c. 56].

Там законом царя Ликурга спартиатам разрешалось отдать свою жену временно другому человеку, чтобы она могла зачать ребенка, который после рождения будет принадлежать мужу женщины (Plut. Comparat. 1P. 1–5).

В хорошем браке «муж имеет власть сообразно достоинству и в том, в чем мужу следует, а что подобает жене, он ей и предоставляет» (Aris., Pol. 1160b). Это уже была первая весточка о том, что и женщина имеет право на собственное личное пространство — он не должен управлять имуществом всего дома, при этом вмешиваясь в область ведения своей жены; более того это положение касалось женщины, которая все еще была лишена права высказывать собственное мнение. Дела мужа ее по-прежнему не касались, хотя, по отношению к богатым женщинам, такое правило, судя по всему не распространялось, как мы видим у самого же Аристотеля [3, c. 435].

Сочинение Аристотеля «Никомахова этика» представляет собой довольно обширный источник для изучения истории древнегреческого общества классического периода античности (около IV-II в. до н. э.). По своему содержанию, это трактат о счастье, о том, как достичь счастливой жизни, или блаженства, аналог «Домостроя» монаха Сильвестра Медведева. Аристотель, по имеющимся данным, составил этот труд, будучи уже в довольно зрелом возрасте. Интересно посвящение некоему Νικομάχει, упоминаемого в византийских источниках наряду с именем Аристотеля. Так, в словаре Суды X века приведено: «Ἀριστοτέλης υἱὸς Νικομάχου καὶ Φαιστιάδος ἐκ Σταγείρων πόλεως τῆς Θρᾴκης» (с греч. — Аристотель, сын Никомаха и Фестиады, из Стагир, города во Фракии) [11, c. 170]. Таким образом, философ посвятил свой труд о благополучной семье и счастливом браке отцу, который, скорее всего, и дал сыну знания и законы общества, нашедшие выражение в письменном памятнике, дошедшем до нашего времени в относительно первозданном виде.

Он анализировал понятие и структуру понятий брака и семьи в аналогии с устройством общества и отношений в нем. Так, он выделил несколько интерпретаций:

1) брак-аристократия (власть лучших) — «муж имеет власть сообразно достоинству и в том, что следует, а что подобает жене, он ей и предоставляет»;

2) брак-олигархия (власть богатого) — «муж распоряжается всем, он превращает в олигархию, так как делает это вопреки достоинству и не как лучший». Здесь, однако, возникает казус, отмеченный автором. Заключается он в том, что, иногда, жены, унаследовав в приданое большое состояние, ставят мужей в материальную и финансовую зависимость; тем самым «это власть не по добродетели, но благодаря богатству и влиянию (dynamis)»;

3) брак-демократия (власть народа) — «бывает в домах без господина (там ведь все равны), и там, где начальствующий немощен и каждому можно» (Aris. Nic., Кн. 8, 12, X) [2, c. 363]. Последний вариант, по нашему мнению, был характерен скорее для полисов, в которых структура общества была весьма вольной и построенной на простейшей социальной иерархии. Таковым полисом, самым известным в античной истории Греции, была Спарта, в которой имели место весьма вольные нравы в вопросах брачных отношений.

Тезисно Аристотель охарактеризовал социальные роли мужчины и женщины в «Политике». Он считал, что в силу своей природы, люди должны объединяться и отношения между супругами должны строиться по схеме «властвующий — подчиненный» на том основании, что властвующий (муж) способен к «предвидению» и принятию решения, а подчиненный (жена) способен «лишь своими физическими силами исполнять полученные указания». В то же время, чтобы избежать критики и обвинения в унижении человеческой природы, что не соответствовало идеям классической афинской античности, он тут же делает примечание, давая обоснование тому, что женщина должна исполнять функции подчиненного в семье: «женщина и раб по природе своей два различных существа: ведь творчество природы ни в чем не уподобляется жалкой работе кузнецов, изготовляющих «дельфийский нож»; напротив, каждый предмет имеет свое назначение». Таким образом, по мнению Аристотеля, женщина — такой же «инструмент» в руках государства, направленный на охрану и соблюдение его интересов, а именно — оставить потомство, увеличить численность граждан, как раб в руках его господина, использующего его как орудие сельского производства [2, c. 377].

Однако, не стоит думать, что Аристотель осуждает отношение афинян к положению женщин в обществе за их стремление к ограничению прав последних. Напротив, он даже осуждает такие случаи, когда «слабый» пол перестает быть слабым и начинает выходить из-под контроля мужчин. В пример тому он приводит государственное устройство спартанцев, в котором права женщин практически никак не регулировались по отношению к мужчинам. Законодатель, по его мнению, пренебрег узаконением нравственности и морали, по сравнению с мужским населением, в отношении которого Ликургом, спартанским царем периода архаики, и было составлено большинство законов. Потому, как отмечает Аристотель в «Политике», «женщины в Лакедемоне в полном смысле слова ведут своевольный образ жизни и предаются роскоши» (Aris. Polit., VI, 5). Слишком широкие права могут стать причиной утраты мужчиной роли главенствующего звена в семье как малой социальной группе, а если это будет происходить в массовых масштабах значения традиционных ценностей и упадка культуры.

Так, Аристотель наблюдавший своими глазами закат Спарты, приводит следующий тезис о положении спартанских женщин, резко контрастирующий с «Афинской политикой» и «Никомаховой этикой»: «женщины в Лакедемоне в полном смысле слова ведут своевольный образ жизни и предаются роскоши. При таком государственном строе богатство должно иметь большое значение, в особенности если мужчинами управляют женщины» (Aris. Pol. IV, 5, 6).

Ликург, по словам Аристотеля (см. Polit. 1269b39–1270a8), столкнулся в свое время с проблемой роскоши жизни женщин и, пытаясь бороться с ней, вскоре убедился в своем бессилии. Плутарх подтверждает его слова, замечая, что женщины в Спарте всегда владычествовали над мужчинами (Agis. VII, 3). Но, что особенно важно, оба эти автора достаточно ясно дают понять, что причастность женщин к управлению государством может считаться закономерным следствием всего их образа жизни и того неподобающе высокого положения, которое они занимали в спартанском обществе.

И Аристотель, и Плутарх (первый косвенно, второй прямо) связывают политическое влияние и могущество спартанских женщин с их из ряда вон выходящим богатством. Но принадлежавшие им огромные состояния едва ли могли возникнуть в те времена, когда в Спарте еще действовала приписываемая Ликургу уравнительная система землепользования.

Аристотель отмечал кризис спартанского общества, связанного с систематическим сокращением числа спартиатов, большая часть которых погибала на войне, и если не было наследников-сыновей их клеры переходили женщинам, в основном их дочерям, (дочери-наследницы отца именовались «эпиклер» (ἐπίκληρος) — букв. оставшаяся при земле). К началу IV в. до н. э. 2/5 всей спартанской земли принадлежало женщинам, что вызывало у мыслителя культурный шок и критику подобного распределения собственности в пользу лиц, не служащих обществу [1, c. 44].

Факты свидетельствуют о том, как плохо были устроены в Лакедемоне все эти порядки: одного вражеского удара государство не могло вынести и погибло именно из-за малолюдства. Именно так и произошло в конечном счете — Лаконийский союз во главе со Спартой потерпел поражение от коалиции Рима, Ахейского союза и Македонии в конце II в. до н. э. Разложение системы традиционных ценностей, складывавшейся на протяжении более чем 500 лет, привело к уничтожению основ жизни спартанского общества — нравственности и устоявшегося порядка жизни людей.

Таким образом, в античной философии понятия «брак» и «семья» находятся на стадии формирования. Появляются первые попытки изучения взаимоотношений между мужчиной и женщиной, а также народов, проживающих на различных территориях. Древние философы увидели объективную связь между обществом и его ландшафтом, обращают внимание на индивидуальные качества и черты отдельных людей и сообществ в целом. В иерархической концепции последовательного формирования общества, разработанной Аристотелем, семья имеет основополагающее значение как базисный институт. В свою очередь, брак как понятие, означающее формирование семьи посредством установления законных отношений между мужчиной и женщиной, в итоге, является основой успешного складывания не только малых и крупных социальных групп, но и в целом государства.

В «Политике» Аристотеля присутствует оценка женщины как подвластного существа, как средства для достижения целей мужчины, как властительницы домашнего очага. Способность решать у женщины находится «в неразвитом состоянии», быть рожденной женщиной — самый распространенный изъян. Однако Аристотель весьма определенно заключает, что «женщина и раб по природе своей два различных существа» и только «у варваров женщина и раб занимают одно и то же положение».

Литература:

  1. Андреев Ю. В. Спартанская гинекократия // Сборник статей ИВИ РАН «Женщина в античном мире». — М.: Наука, 1995. — с. 44–62. — 275 с., ил.
  2. Аристотель. Никомахова этика. Сочинения в 4-х т. — Т. 4 / Пер с древнегреч. Н. В. Брагинской. — М.: Мысль, 1984. — 830 с.
  3. Аристотель. Сочинения в четырёх томах / Академия Наук СССР Институт философии. — М.: Мысль, 1983. — Т. 4. — 1640 с.
  4. Волков А. В. Спарта. Со щитом и на щите. — М.: Вече, 2005. — 352 с.
  5. Гетера // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
  6. Козьякова М. И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до XX века: учебное пособие по культурологии для высших учебных заведений. — М.: «Весь мир», 2002. — 360 с.
  7. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. — М.: Молодая гвардия, 2005. — 392 с. — (ЖЗЛ). — 5000 экз. — ISBN 5–235–02830–9.
  8. Мархинин В. В. Античная Греция: идея гендерного равенства [Электронный ресурс] // Философская мысль. — 2016. — № 7. — С. 23–48. — URL: http://e-notabene.ru/fr/article_19628.html (дата обращения: 16.05.2019).
  9. Миронов В. Б. Древняя Греция. — М.: Вече, 2006. — 672 с. — (История русской и мировой культуры). — ISBN: 5–9533–1645–3.
  10. Филеб, Государство, Тимей, Критий / Платон. (пер. с древнегреч. С. С. Аверинцева и др.). / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и др. // — М.: Мысль, 1999. — 656 с. — (Сер. «Классическая философская мысль») — ISBN: 5–244–00923–0.
  11. Suidae Lexicon / Immanuelis Bekkeri. Berolini. 1854.

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, Спарта, жена, мужчина, брак, время, муж, общество, отношение, спартанское общество.

Любовь, брак и семья в различных философских традициях

Определение 1

Любовь – это устойчивая положительная реакция на известный объект удовольствия.

Представление о любви и семье в античной философии

Семья, брак представляют собой социальную базу, кирпичики общества, в связи с чем философия не могла обойти данные феномены стороной и начала их рассматривать с глубокой древности. В античной философии проблемы любви, семьи и брака начинают обсуждать после поворота от онтологической проблематики к этической, совершенного Сократом.

Основные взгляды на семью и любовь были отражены в трудах таких философов как:

  • Сократ,
  • Платон,
  • Аристотель.

Сам Сократ рассматривал любовь как высокое чувство, чувство потребности. Любящий человек стремится, притягивается к тому, чего ему не хватает, подобно тому как голодный тянется к еде, а нищий к богатству. Как следствие любовь представляет собой союз двух людей, которые находят друг в друге удовлетворение собственных потребностей, недостатков. При этом Сократ превозносит духовную, интеллектуальную любовь, которая может выстроиться между мужчинами, и весьма скептически относится к любви плотской, обусловленной сексуальным желанием, которая возникает между мужчиной и женщиной и оправдана лишь необходимостью продолжения рода.

Схожий взгляд на любовь и семью можно найти и у Платона. В своем идеальном государстве Платон отрицает ценностью семьи как социального института, более того он видит в нем опасность для государства, поскольку семья есть форма собственности, владения мужчиной домом и домочадцами, в то время как для элит государства — философов и воинов, любые частные интересы должны быть исключены в пользу общественных. Главной формой любви для него выступает любовь к мудрости. Деторождение же Платон предлагает организовать исходя из прагматических и научных соображений — сводить лучших с лучшими, а худших с худшими, для улучшения человеческой породы. Женщины и дети должны быть общими, но при этом всякое распутство должно быть исключено, а половая связь необходима лишь для продолжения рода. При этом для женщин и мужчин должны быть строго ограничены репродуктивные возраста, а все потомство, возникшее вне этих периодов должно уничтожаться, равно как и потомство худших из людей.

В отличии от своих предшественников Аристотель имел иной взгляд на семью и брак. Аристотеля по праву можно назвать отцом патриархальной теории. Для него семья не просто объединения людей для решения экономических, социальных проблем и вопросов, но естественная и единственная форма существования самих людей, которые неизбежно тянутся к объединению. Более того семья представляет собой прообраз государства, которые из самой семьи напрямую и происходит через череду ее укрупнений — семья — род — община — союз общин и т.д. Аристотель подчеркивал главенство в семье отца (монарха), а также его обязанности по заботе о членах семьи (народе).

Философские школы поздней античности рассматривали любовь и брак в традиции Сократа и Платона, используя сократические представления о благе и этичности. Так, киники советовали избегать каких-либо соблазнов и условностей социальной жизни, в связи с чем рассматривали и любовь, и брак, как опасные для человеческой аскезы явления. Стоики также относились к любви, как эмоциональному переживанию способному разрушить состояние невозмутимости мыслителя, его готовности принять испытания судьбы. Неоплатоники, рассматривавшие проявления всего материального и природного как безусловное зло, также негативно отзывались о любви и браке. Исключением является позиция эпикурейской школы, которая видя ценность человеческой жизни в наслаждениях призывала не воздерживаться и от любви от брака, если последние могли принести человеку пользу.

Любовь и семья в средневековье

Средневековая философия, а вместе с ней и ее позиция рассмотрения любви и брака, зиждится на христианских догматах, учении, ценностях, а также критическом переосмыслении античного наследства. Восприятие любви строилось на противопоставлении двух ее пониманий:

  • эроса — античного понимания любви, как восходящего, вожделеющего чувства удовлетворения любовной потребности;
  • каритаса — христианского понимания любви, как нисходящего чувства сострадания к нуждающемуся.

Любовь занимала в христианстве важную позицию, однако это была любовь категориально отличная от той любви о которой говорили античные философы. Христианская любовь каритас — это безличное чувство, направленное не на конкретное лицо, но на все человечество в целом, любовь ко всем ближним, убогим, нуждающимся, любовь полностью альтруистическая, безответная и не нуждающаяся в ответе, любовь-страдание. Другим не менее значимым ее компонентом была любовь к Христу, как путь духовного возвышения личности, ее стремления к богу, такая же безличная и безответная.

Отношение к браку в христианстве было различным и постепенно менялось со временем. В раннем средневековье брак слишком сильно ассоциировался с античным представлением о любви, как страсти, желании, в связи с чем отдельными богословами полностью отрицался, как недопустимое и порочное. Другие признавали существование брака лишь для осуществления деторождения, стремясь максимально ограничить взаимодействие мужа и жены. Наконец существовала и реалистическая позиция рассматривающая брак как меньшее зло в сравнении, с постоянной борьбой с сексуальным искушением, понимая брак как «легальный» способ удовлетворения плотских желаний.

Замечание 1

В период средневековья предложенная Аристотелем патриархальная модель семьи, становится доминирующей и традиционной.

Любовь и брак в классической философии

Классики немецкой философии давали разные оценки сущности любви и брака.

И. Кант рассматривал брак прежде всего, как договор, основанный на диалектике свободы и необходимости. В браке оба партнера выступают согласно осознанным необходимостям, практическому здравомыслию, а также сформулированным социально-юридическим нормам. Любовь же рассматривается Кантом как хаотический излишний элемент, на месте которого должна стоять крепкая дружба супругов, верность, долг, целомудрие.

Гегель также разделяет семью и любовь. Семья предстает для него наивысшим этапом духовного развития личности, ее квинтесенцией. При этом Гегель воспевает предельно патриархальную структуру семьи с деспотическим главенством отца над женой и детьми. Любовь же трактуется им как слишком хаотическое, непредсказуемое чувство, на которое нельзя опираться.

Отличный взгляд на любовь содержится в трудах Фихте. Данный философ рассматривал любовь как гармонический союз природы и разума. Согласно Фихте любовь присуща в первую очередь женщине, в то время как природа мужчины — это великодушие, а потому он не способен к глубокой и единичной любви.

Взгляды Аристотеля на собственность, семью и рабство – Эссе

Статья опубликована

Теория собственности Аристотеля основана на его критике платоновского коммунизма собственности. Платон считал собственность препятствием для надлежащего функционирования государства и поэтому предлагал коммунизм в качестве охранительного класса. Но для Аристотеля собственность приносила психологическое удовлетворение, удовлетворяя человеческий инстинкт обладания и собственности.

Его главная жалоба на Платона заключалась в том, что он не смог сбалансировать требования производства и распределения, платоновский коммунизм собственности, те, кто производит, не получают вознаграждения за свои усилия, а те, кто не производит (правители и помощники) , получить все удобства жизни.

Таким образом, его вывод состоит в том, что коммунизм собственности, в конечном счете, сводится к конфликтам и столкновениям. Он считал, что собственность необходима тому, кто ее производит, и в этом отношении необходима всем. Профессор Макси выражает голос Аристотеля, когда говорит; «Человек должен есть, одеваться, иметь кров, а для этого он должен приобретать собственность.

Источник изображения: i.ytimg.com

РЕКЛАМА:

Инстинкт поступать так же естественен и уместен, как и то, что природа делает для снабжения диких животных и средств удовлетворения потребностей в пропитании и производстве». Собственность необходима, говорит сам Аристотель: «Богатство (собственность) есть запас вещей, которые необходимы или полезны для жизни в объединении города как домашнего хозяйства».

По Аристотелю: «Имущество — часть домашнего хозяйства, а искусство приобретения собственности — часть ведения домашнего хозяйства; ибо ни один человек не живет хорошо или вообще не живет, если он не обеспечен необходимым».

В отношении владения имуществом Аристотель упомянул: (i) индивидуальную собственность и индивидуальное пользование, что, по Аристотелю, является наиболее опасной ситуацией; (ii) общая собственность и индивидуальное пользование, ситуация, которая может начаться при социализме, но закончится при капитализме; это также недопустимо; (iii) общая собственность и общее пользование, затея неизменно неосуществимая; (iv) индивидуальная собственность и общее пользование, способ, как правило, возможный и в равной степени приемлемый. Аристотель говорит: «Собственность должна быть вообще и в основном частной, но общей в пользовании».

РЕКЛАМА:

Частная собственность необходима и, следовательно, оправдана, таков тезис Аристотеля, но она должна быть приобретена честным путем: «Из всех средств приобретения богатства взятие процентов является самым противоестественным методом». Аристотель также был против накопления собственности. Поэтому он сказал: «Приобрести слишком много богатства (собственности) будет такой же грубой ошибкой, как сделать молот слишком тяжелым».

Аристотель считал, что семья – это институт, в котором человек рождается, взращивается, обретает свою индивидуальность, свое имя и, прежде всего, достигает интеллектуального развития. Он утверждает, что семья — это начальная школа социальной добродетели, где ребенок получает уроки таких качеств, как сотрудничество, любовь, терпимость и жертвенность.

Это не просто первичное объединение, а необходимое действие общества. Если человек является социальным животным, как утверждает Аристотель, семья становится продолжением человеческой природы; деревня, расширение семьи; и государство, расширение и союз семей и деревень.

Семья, говорит Аристотель, состоит из мужа, жены, детей, рабов и имущества. Он включает в себя три типа отношений: отношения хозяина и раба, супружеские (между мужем и женой) и родительские (между отцом и ребенком). Господин, считал Аристотель, правит рабом; он управляет женой (Аристотель считает женщину ниже мужчины, неполным мужчиной), а отец управляет сыном.

РЕКЛАМА:

С его верой в патриархат Аристотель хотел держать женщин в четырех стенах дома, пригодных только для работы по дому, воспроизводства и воспитания вида. Для него мужчина – глава семьи. Точно так же Аристотель утверждал, что мужчина выше женщины, мудрее раба и опытнее детей.

Аристотель был убежден, что семья и есть та самая единица, которая делает ЛИП, в конечном счете, государством; от человека к семье, от семьи к деревне, от деревни к государству — так происходит естественный рост государства:

Взгляды Аристотеля на семью сильно отличаются от взглядов Платона. И все же Аристотель с философской точки зрения не лучше Платона. Платон считает окончательную привязанность противоречащей интересам идеального государства; Аристотель делает семью самой основой государства для отстаивания границы между публичной и частной сферой. Позднее эта точка зрения была включена и развита такими либеральными феминистками, как Мэри Уоллстонкрафт и Дж. Мельница

Аристотель оправдывает рабство, которое фактически было в порядке вещей. Он пишет: «Ибо чтобы одни господствовали, а другие подчинялись, есть дело не только необходимое, но и целесообразное; с самого рождения одни предназначены для подчинения, другие для правления». Так что Фостер справедливо говорит: «На самом деле Аристотель оправдывает рабство соображениями целесообразности».

Согласно Баркеру: «Аристотелевская концепция рабства является скорее оправданием необходимости, чем выводом из беспристрастного наблюдения за фактами». Макси более ясно, чем многие другие, выражает аристотелевское оправдание рабства: «Некоторые люди, — замечает Аристотель, — думают, что рабство несправедливо и противно природе, но он полагает, что оно вполне соответствует законам природы и принципам справедливости.

Многие люди, утверждает он, по своей природе предназначены быть рабами; с момента своего рождения они отмечены для подчинения. Не то чтобы они обязательно уступали в силе тела или духа, но они рабского характера, и поэтому им лучше, когда ими правит другой человек.

Им почему-то не хватает качества души, которое отличает свободного человека и господина. Следовательно, справедливо, что они должны храниться как собственность и использоваться так же, как используется другая собственность, как средство поддержания жизни».

Главная ››

4 Основные черты методологии Аристотеля

Философские основы политической теории Аристотеля – очерк

РАССМОТРЕНИЕ АРИСТОТЛЕВСКОГО ПОНЯТИЯ СЕМЬИ

1

Просмотры сообщений:
91

ГЛАВА 1

Введение и методологическое рассмотрение

1.1 Фон исследования

В конце лет изучение семейства стало расположено в пределах амбит социологии. Социологические исследования семьи вращаются в основном вокруг структурных и функциональных соображений семьи. Но в прошлые века исследованиями фундаментальной природы семьи занимались почти исключительно философы. Семья считалась подходящим предметом философского изучения. Очень авторитетным трудом о природе семьи, составленным античным философом, является Аристотель 9.0071 Политика. Проведенный Аристотелем точный анализ природы и устройства семьи дает нам уникальный пример философских взглядов на семью, которые все еще весьма полезны для нас на этой странице. Типичный двадцать первый век изобилует угрозами распада, ослабления семейных отношений и связей, путаницы домашних ролей, незнания природы правления прислуги или управления домашним хозяйством, среди прочего чрезмерного стремления к безграничному богатству. Все это болезни, которые можно исправить, взывая и правильно используя идеи, предложенные Аристотелем в отношении семьи. В Книге I политика, Аристотель отваживается исследовать различные отношения, составляющие ткань семьи, способы получения богатства, присущие ведению домашнего хозяйства, различные виды правил, которые должны соблюдаться в семье и кем, различные степени добродетели, которыми должны обладать различные члены семьи, характер дружбы, существующей в семье, и т. д. правильные представления о каждом из этих аспектов семьи по-прежнему очень необходимы, поскольку речь идет о правильном ведении домашнего хозяйства. ; и это именно то, что побуждает это исследование. Нам нужна некоторая теоретическая основа для наших домашних практик, связанных с различными выделенными аспектами семьи. Вот что обещает нам аристотелевское понятие семьи. Таким образом, именно это понятие семьи и призвано исследовать данная работа, отделить зерна от плевел в аристотелевском представлении о семье.

1.2       Постановка исследовательской задачи

Между государством и семьей существует фундаментальная связь, поскольку государство представляет собой более или менее сеть дискретных, но взаимосвязанных микросообществ, называемых семьей. То есть семья является ядром государства. Следовательно, семья и государство обязательно и естественно влияют на другого. В их работах. Это особенно очевидно, если принять во внимание тот факт, что каждый гражданин государства prima facie является членом семьи. Следовательно, то, какое воспитание дает семья своим членам, ipso facto определяет, какими гражданами они вырастут. В более старшем возрасте, чтобы обеспечить общество, пригодное для проживания человека, необходимо предложить решения следующих проблем.

i)          Какими должны быть характер и устройство семьи?

ii)         Кто лучше всего подходит для управления в семье?

iii)       Должны ли быть ограничения на накопление богатства внутри страны?

iv)        Какие добродетели присущи членам семьи?

v)         Какие правила следует применять к различным подчиненным членам семьи?

vi)        Как обеспечить справедливость в отношениях между членами семьи?

1.3       Цели исследования

Настоящее исследование направлено на достижение следующих целей.

i)          Чтобы определить, являются ли добродетели, которыми обладают члены семьи, одинаковыми или разными по характеру.

ii)         Чтобы установить, должен ли быть предел для домашнего богатства или нет.

iii)       Чтобы показать, как справедливость может быть реализована в семейных отношениях.

iv)        Различать различные виды правил внутри семьи, а также определять, кто должен придерживаться этого правила среди различных членов семьи.

v)         Раскрыть природу дружбы, существующей между различными сторонами семейных отношений.

1.4       Значимость исследования

Помимо пополнения пула литературных материалов, доступных по теме семьи, исследователи и студенты в области социально-политической философии найдут работу огромного клапана для ее сжатой обработки некоторые спорные вопросы в социально-политической философии Аристотеля. Работа также может быть интересна исследователям и студентам в области социологии, желающим получить адекватное понимание философских основ концепции семьи. Имеются в виду и те, кто желает заняться изучением философских основ социологического изучения семьи. Родители и дети в равной степени не остаются в стороне, поскольку и те, и другие, возможно, требуют определенного уровня знаний о том, как должна быть организована семья, об искусстве ведения домашнего хозяйства, о том, как обеспечить справедливое взаимодействие друг с другом, как управлять или быть семья и т. д.

1.5       Обоснование исследования

Может составлять предмет как социологических, так и философских исследований. Тем не менее подходы этих двух различных дисциплин к изучению семьи заметно различаются. Хотя социология может анализировать семью такой, какая она есть, она не может дать нам связного описания того, что «должно быть». Он также не может обосновать или оправдать существование семьи как уникального вида сообщества. Однако эти спекулятивные роли может играть только философия. Эти соображения обеспечивают основу, на которой в данном исследовании предпринимается философское изучение семьи с точки зрения Аристотеля.

1.6       Методы исследования

Это исследование использует для своих целей философские методы критического анализа, размышления и спекуляции.

1.7       Объем исследования

Что касается философского изучения семьи, то семья как тема находится в сфере социально-политической философии. Поскольку это исследование касается семьи как предмета, оно, следовательно, ограничено по содержанию и перспективе областью социально-политической философии. Однако забота о добродетели, которая, по мнению Аристотеля, является жизненно важным элементом семьи, требует включения определенных этических концепций. Объем работы пересекается между социально-политической философией и этикой. Но особый философ, чье понятие семьи рассматривается здесь, — это Аристотель.

1.8      Разъяснение ключевых терминов

1.8.1    Семья

            Аристотель определяет семью как «ассоциацию, созданную природой для удовлетворения повседневных потребностей человека» (3). Согласно Хитлингеру (3), «семья представляет собой природу в ее наиболее ярком проявлении. Взаимное влечение мужчины и женщины, почитание силы плодородия и предтворения, а также устойчивая социальная форма семьи помещают его прямо в центр политического общества». Говорят, что семья является основной ячейкой всего человеческого общества, основным объединением людей. Семья определяется Мердоком (15) как «социальная группа, характеризующаяся общим проживанием, экономическим сотрудничеством и воспроизводством. Сюда входят взрослые обоих полов, по крайней мере двое из которых поддерживают социально одобряемые сексуальные отношения, а также один или несколько детей, собственных или усыновленных совместно проживающими в половой жизни взрослыми.

1.8.2    Дружба

            Дружба – это платонические отношения между двумя людьми, которые заботятся друг о друге. Сюзанна Деджес-Уайт объясняет, что «дружба — это отношения, которые включают в себя два очень важных аспекта — взаимозависимость и добровольное участие» (цитируется по Hoyt and Edmonds, 3). Уайт продолжает, что «настоящая дружба отмечена желанием каждого участника общаться. Другой — это взаимный интерес к опыту и мыслям друг друга, а также чувство «принадлежности» и связи». Дружба требует взаимности – восхищения, уважения, доверия, эмоциональной и инструментальной поддержки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts