Автор монах и бес: Юрий Арабов «Монах и бес»

Разное

Детально о кинофильме «Монах и бес». Как снимался фильм, история создания и сложности съемок

Николай Досталь, режиссёр, из интервью газете «МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ»

— Почему вы так упорно бились за этот фильм? Могли бы жить припеваючи, снимая сериалы. А вы от всех предложений отказывались.

— Понимал, что это необычный и неожиданный проект. Мне казалось, что ничего подобного до этого в нашем кино не было, в том числе и по гротесковой форме. Все-таки в фильме «Монах и бес» большая комедийная составляющая.

— Вы изначально в главной роли блаженного Вани Семенова видели Тимофея Трибунцева? Могли бы Евгения Миронова пригласить.

— У меня был один артист, с которым пришлось расстаться по разным не очень хорошим причинам. А потом, на мое счастье, театр «Сатирикон» закрылся на ремонт, и Тимофей Трибунцев оказался свободен. Мне нужен был артист, готовый поехать в Кириллов, отпустить бороду… И Тимофей оказался лучше своего предшественника. Это стопроцентно его роль, к тому же на сегодняшний день — лучшая в его фильмографии. Тимофей сыграл две роли: человека и беса. Когда появляется бес, он играет только Ивана.

— Почему вы пригласили на роль Мефистофеля Георгия Фетисова? Можно же его так назвать?

— Я увидел Георгия в таком облике — с бородой и усами — на сцене театра Анатолия Васильева и понял: это то, что нужно. У меня была задача найти неизвестного артиста. Трибунцев — не такой уж медийный артист, его многие не знают. Мне и нужны были такие актеры. А уж бес-то точно должен был быть никому не знакомым. Вы меня не путайте с теми режиссерами, которые снимают суперизвестных артистов — Миронова, Машкова, Хабенского… Артисты могут быть замечательные, но у них — ассоциативные лица. Появляется такой артист в роли беса — и у зрителя возникают параллели с десятком ранее виденных ролей на разных каналах. Я сторонюсь медийных лиц. Мне нужны были Тимофей Трибунцев и Георгий Фетисов, которых широкий зритель не очень знает. Я нашел беса, которого никто в большом кино не знает. Он у меня на месте.

— Вижу, что вы довольны результатом.

— Я доволен, что одолел этот проект. Персонажи — эксклюзивные. Кино не очень-то фестивальное, скорее — для российского зрителя. Столько в нем рифмованных прибауточек. Как их перевести на другой язык? Мы с большим трудом нашли в Бостоне поэта, который сделал нам перевод для субтитров. Артисты говорят быстро, зритель не успевает иногда прочитать титры. Картина не станет хуже или лучше оттого, что получит или не получит награды. Они ведь для чего нужны? Для удовлетворения тщеславия. Иногда полезно на полочку поставить еще одну статуэтку. А картина живет своей жизнью. Я спокойно отношусь к наградам и к их отсутствию. Вот дали бы Тимофею Трибунцеву приз за лучшую мужскую роль! Вот это стало бы для меня подарком.

 

Николай Досталь, режиссёр, из интервью газете «ИЗВЕСТИЯ»

— «Монах и бес» вписывается в традицию кино, повествующую о чудесах и о страстях, но это по-настоящему смешной фильм. Открыть религиозную тему комическим ключом — способ приблизить ее публике?

— Говорить о серьезном надо с улыбкой, иронией. Даже в отношении такой сложной и вечной темы, как борьба с бесами, сидящими в каждом из нас. А борьба эта перманентна. «Монах и бес» существует на стыке сказки, житийной и фантастической истории. Но то, к чему я стремился, — это трагикомедия.

— Как складывалось сотрудничество с исполнителем роли простодушного юродствующего монаха?

— Работа с актером начинается с назначения его на роль. Я считаю, что в данном случае очень удачно «вычислил» Тимофея Трибунцева. Он до этого снимался у меня в небольших ролях, видел я его и на сцене, в театре «Сатирикон» Райкина. Образ Ивана Семеновича соответствует внутренней архитектонике этого артиста.

Для Георгия Фетисова, раньше игравшего в театре Анатолия Васильева, роль беса по имени Легион стала первой большой ролью в кино. И он справился с поставленными задачами. Мне было важно, чтобы зритель увидел неизвестный лик искусителя, ни в коем случае не медийное лицо.

— Вы не впервые снимаете в Вологде. Вдохновляют местные просторы?

— Да, четыре картины снял в Вологодской области — получилось как будто волей судьбы. Эти места покорили меня в 1994 году, когда я искал натуру для «Мелкого беса». Нужно было найти городок, где сохранились старинные деревянные домики, улочки, церквушки. В Вологде мы всё это нашли.

Когда же спустя годы я приступил к съемкам фильма о Шаламове, сам Бог велел приехать сюда, на родину Варлама Тихоновича. Но собственно Вологда как пространство, в котором можно развернуть предреволюционные события, уже не подходила. Нужные пейзажи мы нашли в Великом Устюге Вологодской области, там снимали детство и юность героя.

А как было не снимать в вологодских местах «Раскол», если здесь был в ссылке Никон? Сюда же «подтянули» и сцены с Аввакумом и боярыней Морозовой. В Кирилло-Белозерском монастыре я выбрал натуру для съемки «Монаха и беса». В Вологодской области я не только работаю, но и отдыхаю — в Ферапонтово. Там многие мои московские друзья, художники в основном, имеют домики. И вообще север России ближе моей душе, чем юг.

Юрий Арабов, автор сценария, из интервью GAZETA.RU

— Юрий Николаевич, вас знают как сценариста, последовательно работающего в христианском дискурсе. В новой картине Николая Досталя «Монах и бес» речь идет о черте, который стал человеком. Расскажите, как возник этот замысел?

— Режиссер дал мне почитать житие одного Киево-Печерского старца, которого черт принес в Иерусалим. Разрабатывая фабулу, я вспомнил концепцию Оригена, в I веке нашей эры писавшего о том, что любовь Божья и беса вылечит. В его гностической философии все существа, в том числе и демоны, проходят череду перевоплощений по «лестнице иерархий». Примерно к той же мысли пришел и М. Булгаков в «Мастере и Маргарите» — о том, что темные силы существуют для некоего высшего плана, недоступного пониманию человека. Также в сценарии есть отсылки к «Фаусту», к искушениям святого Антония, житиям святых, в частности к житию Никиты Новгородского, через молитву «перевоспитавшего» черта.

— В чем сложность работы с религиозным сюжетом?

— Сложность в эстетике. Режиссеры и писатели берутся за духовный материал, движимые честолюбием, но засада в том, что духовный материал почти никогда не получается. На экране невозможно впрямую показать святость. Надо очень осторожно подбирать интонацию. Я бы сказал, можно выехать только за счет юмора и сбивания пафоса.

— Ваша история — из разряда вечных сюжетов, а значит, не требует конкретной привязки ко времени. Действие фильма происходит во времена царствования Николая I. Почему вы выбрали именно этот временной отрезок?

— Понимаете, в современном контексте жанр религиозной притчи в чистом виде не работает. Это моралите с претензией на духовность, нужны дополнительные актуальные краски и смыслы. Поэтому я условно поместил фабулу в мир Лескова. Так что явление государя-императора — это на самом деле отсылка к его известной повести «Левша».

— За последнее десятилетие в российском кино четко обозначилась околорелигиозная тема… Симпатична ли вам эта тенденция?

— Ничего хорошего в этом не вижу. Пройдет время, и будет плеяда режиссеров, которые возьмутся за противоположную тему — разоблачение церкви. Да, действительно, сейчас есть некий тренд, идущий от слияния церкви и государства, и режиссеры это чувствуют. В любом случае если появляется тренд — это сигнал о том, что с данной темой пора завязывать, поскольку для художника быть в моде — дело непочтенное. Я искренне надеюсь, что больше ничего такого не буду писать. Хочется верить, что картина получилась вне тренда и больше чем тренд — сюжет в ней совершенно оригинальный и таких сюжетов в литературе еще не было.

Смотреть фильм «Монах и бес» на русском бесплатно он-лайн

Кинопортал Ovideo.ru

смысл фильма, краткое содержание, концовка

Комедия «Монах и бес» создана в 2016 году русским режиссером Николаем Досталем. Религиозная тематика не новинка для автора — он же является создателем фильма «Остров». Каждая работа Н. Досталя – это сложный, продуманно выстроенный материал, понять и принять который может не каждый. Что на этот раз хотел сказать зрителю режиссер? Какой у фильма «Монах и бес» смысл?

Краткое содержание

В мужской монастырь приходит паломник-чудотворец Иван, Семенов сын. Он хромой, заика, дерзко разговаривает с игуменом, но при этом быстро и качественно выполняет все указания. Иван чистит колодец за один день, ловит огромную рыбину в реке, где рыба не водится, начисто стирает и быстро гладит белье. Он безгрешен, самый большой его грех – это любовь ко всему.

Игумен пытается найти подвох в его поступках. При обыске комнаты паломника, под одеялом обнаруживают расческу, ножницы и женское белье.

К игумену приходит архиерей из Эстонской губернии — укоряет его в издевательствах над Иваном. Предлагает сделать из монаха приближенного-последователя и получать благодаря ему большой доход.

Когда Иван принес сома размером с человека, игумен привязал монаха к плоту и отправил плыть по течению. Но плот вернулся. Тогда Ивану наставляют стирать и гладить белье.

В монастырь приезжают император со своими приближенными – у кареты сломалась рессора. Сделать ее сумел только Иван, за что получил кольцо от Николая I.

На заметку! Бюджет фильма «Монах и бес» составил 2 250 000 $, кассовые сборы в России – 71 000 $.

Увидев, как паломник гладит белье (ягодицами), игумен отправляет его в лес, жить в землянке. Дает задание – срубить все сухие деревья, живые пронумеровать. Иван остается в лесу один, наедине со своим бесом. Бес начинает его соблазнять – чревоугодием, распитием спиртных напитков. Паломник от всего отказывается. Бес уговаривает монаха подписать донос на настоятеля. Иван ставит вместо подписи крест, донос сгорел. Вредный черт привязывает монаха к дереву и поджигает, но начинается дождь.

Бес выполнил задание игумена по вырубке леса. На уговоры Ивана уйти он отказывается. Две противоположности заключают договор: Иван отдает душу Черту, если тот отвезет его в Иерусалим. Они летят на родину Христа. У входа в храм торговцы предлагают купить части креста, на котором был распят Христос, гвозди из него, венок Иисуса. Иван опрокидывает прилавки. Его избивают продавцы.

Паломник заставляет беса зайти в храм Гроба Господня вместе с ним. Обратно Иван выносит его на руках. Чтобы вылечить черта, монах везет его на телеге на Мертвое море. Бесу становится лучше, но взлететь он не может. Приходится продать перстень императора, чтобы купить корабль и вернуться домой.

Иван учит черта тому, как получить прощение Бога, ведет его в церковь. Их ловят и приводят к местному городничему, допрашивают. Паломник признается во всех местных преступлениях. А бес защищает товарища. Их обоих высекают плетями. Монах не выдерживает наказания, умирает. Черт (Легион) идет служить в монастырь, с которого начиналась история.

Объяснение сюжета

Сюжет комедии очень необычный, в стиле режиссера Николая Досталя. Какой же у фильма «Монах и бес» смысл?

Больше всего комедия рассказывает о любви — к Богу, людям, даже к врагам. Именно способность любить Иван считал своим самым большим грехом.

Это интересно! После выхода в прокат комедии «Монах и бес», смысл картины зрителям объяснил сам режиссер. Н. Досталь сообщил, что фильм «О любви. О любви к миру. К ближнему и дальнему. К врагам рода человеческого. Как завещал Всевышний, так оно есть».

Паломник любит работать, жить, творить добро, делать чудесные вещи не ради славы, а во благо счастья других. Он трудится, когда его труд не ценят, делает добро тем, кто хорошего отношения не достоин (игумен, бес), учит того, кто необоснованно считает себя умнее всех.

И это меняет не только его, а всех героев фильма. Так монах спасает:

  • себя от беса – и уходит на небо, становится святым;
  • беса от ада – благодаря покаянию он становится человеком, служащим Богу;
  •  игумена от его внутренней бесноватости. Грехов у настоятеля немало, но к концу фильма он также приходит к мудрости и покаянию;
  • императора – от неведения и допущения чиновничьего произвола. Глава государства начинает думать о нуждах народа.

В итоге, благодаря Ивану даже Бес не хочет больше служить дьяволу и спрашивает паломника о возможности покаяния. Своей любовью монах изменил мир вокруг себя. Об этом хотел сказать режиссер – только любовью, добром можно победить зло.

Также смысл фильма «Монах и бес» в великой силе православных христиан противостоять соблазнам жизни, соблюдать библейские заповеди. Даже у игумена, несмотря на его чин, много грехов. Он хранит женское белье, которое подкидывает безгрешному монаху, ему видятся голые женщины. Игумен жадный (не хочет просто так кормить Ивана) и плохо относится к выдающимся людям, оказавшимся лучше, способнее его самого.

Иван же не поддается уговорам беса отведать изысканной еды, выпить вина, предать настоятеля, встать на сторону дьявола. Он любит даже своего врага, являясь истинным христианином и примером всем верующим.

В чем суть концовки

Заканчивается комедия драматично – главный герой умирает. Но концовка имеет также положительные тенденции:

  • душа героя поднимается на небо;
  • бес становится монахом, приобретая черты Ивана – он хромает и заикается. То есть существует намек на перерождение Ивана в Легиона;
  • игумен стал мудрее – он принимает Легиона, несмотря на возмущения другого монаха. Видно, что наставник сожалеет о своем прежнем отношении к Ивану и считает долгом взять скитальца Легиона в монахи.

Смысл концовки фильма «Монах и бес», созданного в 2016 году, в покаянии главных героев, их смирении перед Всевышним. Ценой жизни главного героя любовь победила ненависть, а добро – зло.

«Монах и бес» — это фильм комедийного жанра на любителя, но с глубоким смыслом. Где-то смешной, где-то серьезный, он не смотрится на одном дыхании. Но в нем живет сила духа, мысли, любви, добра истинно русского человека.

Дэвид Бракке, 2022–2023 гг. — Национальный гуманитарный центр

Религия книг: Новый Завет и другие раннехристианские библейские практики

Товарищество Генри Люса; Семейная стипендия Херфорд, 2022–2023 гг.

Джо Р. Энгл, кафедра истории христианства; Профессор истории Университета штата Огайо

Электронная почта

Дэвид Бракке — Джо Р. Энгл, заведующий кафедрой истории христианства и профессор истории в Университете штата Огайо. Он изучает историю и литературу древнего христианства от его истоков до пятого века. Он получил степень доктора медицины в Гарвардском университете и докторскую степень в области религиоведения в Йельском университете. Он является автором, соредактором или сопереводчиком более дюжины книг о монашестве, гностицизме, толковании Библии и египетском христианстве в поздней античности, последняя из которых Евангелие от Иуды: новый перевод с введением и комментариями (Якорная Йельская Библия, издательство Йельского университета, 2022 г. ) и, с Дэвидом Гвинном, Праздничные письма Афанасия Александрийского, с Festal Index и Historia Acephala (переведено Тексты для историков, издательство Ливерпульского университета, 2022 г.). Он работал редактором Journal of Early Christian Studies и президентом Международной ассоциации коптских исследований.

Текущий проект Бракке, Религия книг: Новый Завет и другие раннехристианские библейские обычаи контекстуализирует формирование Нового Завета в контексте различных способов, которыми ранние христиане создавали и использовали авторитетные писания. В нем исследуется, как создание Нового Завета повлияло на христианскую практику чтения, использование «апокрифических» книг, концепции авторства и ритуалы в поздней античности. Он также работает над новым переводом и изучением Секретной книги (Апокриф) Иакова 9.0014 .

Избранные публикации

  • Шенуте, св. Избранные беседы Шенуте Великого: община, теология и социальные конфликты в позднеантичном Египте. Перевод Дэвида Бракке и Эндрю Крислипа. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2015.
  • .

  • Бракке, Дэвид . Гностики: мифы, ритуалы и разнообразие в раннем христианстве . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2010.
  • .

  • Бракке, Дэвид . «Новый фрагмент 39-го праздничного письма Афанасия : Ересь, апокрифы и канон». Harvard Theological Review 103 (2010): 47–66.
  • Бракке, Дэвид . Демоны и создание монаха: духовная битва в раннем христианстве . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2006.
  • .

  • Бракке, Дэвид . Афанасий и политика аскезы . Оксфордские раннехристианские исследования. Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press, 19.95.

Вернуться к нынешним товарищам

Демон Сицилии (1807 г.

)

Демон Сицилии (1807 г.)
Эдвард Монтегю
Издание к 200-летию

«Бесконечно более экстравагантно». — Монтегю Саммерс.

«Выдающийся среди многих бледных имитаций  Монах … готической готики первого десятилетия девятнадцатого века.»

— профессор Фредерик С. Франк, 9 лет.0013 Первая готика.

Дьявол бродит по монастырю Святой Катерины в образе таинственного Демона Сицилии, ища новые души, чтобы погрузиться в вечные муки. Он нацеливается на отца Бернардо, молодого священника, сомневающегося в своих обетах, и на сестру Агату, развратную и распущенную монахиню. Демон, сверхъестественное существо, казалось бы, безграничной силы, обещает Бернардо и Агате удовлетворение их распутных сексуальных побуждений в обмен на их души!

По мотивам М. Г. Льюиса  Монах , Демон Сицилии превзошел роман Льюиса своим возмутительным изображением секса и насилия. Показывая парад жертв, которые были похищены, заключены в тюрьму, посажены на кол, обезглавлены, утоплены, разорваны демонами и сожжены на костре, Демон Сицилии наверняка удивит читателей даже сегодня, через двести лет после его первой публикации!

Это издание, посвященное 200-летию, включает полный текст редкого первого издания 1807 года, а также семнадцать зловещих иллюстраций из 1839 года.издание, опубликованное печально известным порнографом Уильямом Дагдейлом. Это издание также содержит новое предисловие автора бестселлеров New York Times и USA Today Джо Беверли, героиня которой читает Демон Сицилии в своем романе

Брак по договоренности.


ИНФОРМАЦИЯ О КНИГЕ
ISBN: 1934555118
ISBN-13: 978-1934555118
21,99 долл. США, 332 стр.0071

ТАКЖЕ ДОСТУПНО В ИНТЕРНЕТ-ПРОДАВЦАХ

КУПИТЬ В МЯГКОЙ ОБЛОЖКЕ
$21,99
Amazon US
Amazon UK
Barnes & Noble

КУПИТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ КНИГУ
4,99 $
Kindle США
Kindle Великобритания

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ АВТОРА

БИОГРАФИЯ АВТОРА

Об Эдварде Монтегю ничего не известно, кроме того факта, что он написал пять книг между 1805 и 1808 годами, в том числе три готических романа, наиболее известными из которых являются Замок Берри Помрой и Демон Сицилии .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts