Библейский авраам: Кто такой Авраам в Библии? – Православный журнал «Фома»

Разное

История Авраама. Авраам в Библии

Авраам— патриарх после Потопа, библейский персонаж, который родился, по традиционной библейской хронологии, в 1812 году до н. э. Согласно Библии, Авраам прожил 175 лет и умер в 1637 году до н. э. Авраам – в переводе с еврейского «отец множества». Авраам — родоначальник многих народов, в том числе и еврейского,  и духовный предок всех авраамических религий.

Библейская биография Авраама.

История Авраама – история одного из патриархов после Потопа. История Авраама – история истинного единобожника. Ради своей веры Авраам готов снести любые тяготы.

Биография Авраама (Аврама) подробно описывается в Книге Бытия (главы 11 — 25). Из Книги Бытия следует, что Авраам родился в Уре Халдейском.

Ур Халдейский времен Авраама, реконструкция

Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота.

И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском. (Бытие, глава 11)

Ур или Ур Халдейский —древнейший шумерский город-государство. Сегодня это территория Ирана.

Известно, что у Авраама было два брата – Аран и Нахор. Аран умер рано, еще при жизни отца. У Арана остался сын Лот. Авраам взял в жены Сару, которая оказалась бездетной. Отец Авраама взял …

… Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там… (Бытие, глава 11).

Фарра, отец Авраама, умер в Харране в возрасте двухсот пяти лет. Некоторое время Авраам, его жена Сара и племянник Лот провели в  Харране, пока Бог не призвал его уйти из Харрана в другую Землю, которую укажет Бог. Бог обещает Аврааму произвести от него великий народ и благословить, и возвеличить его имя.

Странствия Авраама

Авраам покидает Харран в возрасте 75 лет вместе с семьей и идет в землю Ханаанскую. По приходу в землю Ханаанскую явился Аврааму Господь и завещал эти земли потомству Авраама. Авраам же построил здесь жертвенник Господу.

Маршрут странствий Авраама

Из земель Ханаанских пошел Авраам на восток и поставил там шатер свой и построил еще один жертвенник Господу.  После этого Авраам отправился на юг. Земли, по которым он шел, страдали от голода. Авраам дошел до Египта и остался там.

По приходу в Египет, Авраам попросил жену свою Сару, которая была очень красивой женщиной, назваться его сестрой, так как боялся, что его убьют ради красоты Сары.  Сару взяли в дом фараона. Авраам же жил в Египте не бедствуя. Бог прогневался на фараона, за то, что он взял Авраамову жену и поразил дом его и его самого.

И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? Для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми [ее] и пойди. (Бытие, глава 12).

Фараон отдает Сару Аврааму

Авраам и его семейство уходят из Египта и возвращаются к шатру, который Авраам построил ранее. За время, проведенное в Египте, и Авраам, и племянник его Лот разбогатели и было у них много скота и много людей. В Библии говорится, что начались споры между людьми Авраама и людьми Лота, а также между Хананеями и Ферезеями, которые жили в этих землях до прихода Авраама. Тогда Авраам сказал Лоту найти себе другую землю, чтобы не было раздора между ними. Лот ушел на восток, а Авраам продолжил жить в земле Ханаанской.

Вскоре Господь наказал Аврааму пройти по земле, которую Он дает Аврааму. Авраам отправился в Мамре и возвел так еще один жертвенник Господу. В завещанных Аврааму землях жило много племен и было много царей, которые воевали друг с другом. Во время таких междоусобиц был взят в плен Лот, племянник Авраама, который поселился недалеко от Содома. Узнав об этом, Лот вооружил рабов и принялся преследовать неприятелей, и поразил их ночью. Авраам спас Лота и возвратил все его имущество.

Палестина во времена Авраама

Возвращаясь домой, Авраам встретил Мелхиседека, царя Салимского и священник Бога Всевышнего. Мелхиседек благословил Аврама от Бога Всевышнего.

Потомство Авраама.

Ночью было Аврааму видение, в котором Бог обещал защищать его.  Авраам же спросил у Бога, почему у него нет потомства. Бог же пообещал…

…тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником… (Бытие, глава 15)

Господь сказал, что потомков у Авраама будет как звезд на небе. Однако у Сары детей не было и она посоветовала мужу сходить к служанке своей из Египта. Служанку звали Агарь. Авраам взял Агарь в жены. Агарь зачала от Авраама, однако стала презирать Сару, первую жену Авраама. Сара обратилась к Аврааму за помощью, на что тот ответил, что Агарь – служанка Сары и та вольна поступать, как желает. Сара стала притеснять Агарь и та сбежала.

Сара отдает свою служанку в жены Аврааму

Ангел Господень нашел Сару у источника в пустыне и велел той вернуться к госпоже и покориться ее, обещав умножить потомство ее. Ангел велел назвать первенца Измаилом. Агарь родила Измаила, когда Аврааму было 86 лет.

Завет Господа и Авраама.

Когда Аврааму было 99 лет, ему снова явился Господь и заключил Завет. Господь пообещал Аврааму стать отцом множества народов. И господь дал ему имя Авраам (до этого, согласно Библии, его звали Аврам). Жену Авраама Бог повелел называть Сарра. Господь благословил ее и сказал, что будет от нее потомство, и произойдут от нее народы и цари. Бог наказал назвать первенца Сарры Исааком. Именно на потомков Исаака должен был, по словам Господа, распространиться Завет, а не на потомков Измаила – сына Авраама от служанки Агарь.

Бог пообещал Аврааму:

  • Дать ему и потомкам землю Ханаанскую в вечное владение,
  • Быть Богом всем народам, которые произойдут от Авраама,

В ответ Авраам и потомки его должны были:

  • Обрезать весь мужской пол на восьмой день от рождения, а также всех младенцев, купленных за серебро;

В тот же день Авраам обрезал крайнюю плоть всех мужчин и мальчиков его доме.

Явления Господа Аврааму

Вскоре снова явился Господь Аврааму, и снова говорили они о том, что Сарра родит Аврааму сына. И еще говорили они о Содоме. Господь сказал что велик грех Содомский и Гоморрский. И захотел Бог погубить Содом, Авраам спросил у Бога, неужели тот погубит и праведников вместе с нечестивыми. И тогда Господь пообещал пощадить город, если найдется в нем хотя бы 50 праведников. Авраам спросил, а если есть там 45 праведников, неужели Господь погубит их? Господь ответил, что пощадит. Так они говорили про 40, 30, 20, 10 праведников, пока, наконец, Господь не пообещал не истреблять город даже ради 10 праведников.

Однако в Содоме не нашлось ни одного праведника, кроме Лота, племянника Авраама, которого Бог пощадил. Содом же был разрушен Господом.

Джон Мартин. Разрушение Содома и Гоморры. (Бегство Лота с дочерьми)

Авраам с семьей своей поселились между Кадесом и Суром. И снова, на сей раз боясь за участь Сарры, Авраам назвал ее сестрой своей. Местный царь Авимелех взял Сарру, после чего к нему явился Бог и пригрозил смертью. Бог приказал царю вернуть жена Аврааму. Авимелех вернул Сарру Аврааму и вместе с ней дал Аврааму скота и рабов, и землю.

Рождение Исаака и смерть Сарры

Вскоре после этих событий, как и обещал Господь, Сарра зачала от Авраама и родила ему сына Исаака. Авраам по Завету Господа обрезал Исаака на восьмой день.

Однажды сын Агари стал насмехаться над сыном Сарры, Сарра выгнала Агарь и сына ее. Авраам опечалился, однако Господь пообещал ему, что произведет от сына рабыни великий народ. Агарь с сыном жили в пустыне. Измаил женился на Египтянке.

Авраам же поселился в земле Филистимской и жил здесь дни многие. Бог стал искушать Авраама, приказывая ему принести в жертву сына его Исаака. Авраам был богобоязненным и приготовился принести в жертву сына своего. Тогда Ангел сказал Аврааму, что теперь он видит, что тот действительно боится Бога.

Juan De Valdés Leal Жертвоприношение Исаака

Жена Авраама, Сарра, умерла в 127 лет в земле Ханаанской. Авраам просил сынов Хетовых о месте для погребения Сарры. Сыны Хетовы обещали ему лучшее из погребальных мест. Тогда Авраам стал просить у Ефрона пещеру Махпелу для погребения Сарры. Земля Ефрона находилась между земель сынов Хетовых. Авраам получил землю эту за четыреста сиклей серебра.

Последние годы Авраама.

Авраам перед смертью велел рабу своему поклясться Господом, что тот не позволит сыну его Исааку взять в жены одну из дочерей Хананеев. Авраам отправил раба своего на родину свою за невестой для сына. Раб Авраама встретил Ревекку, правнучку брата Авраама. Ревекка стала женой Исаака.

Авраам же женился еще один раз. Имя его последней жены — Хеттуру. Она родила Аврааму еще шестерых сыновей — Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Однако, единственным наследником Авраама стал Исаак.

Авраам скончался в возрасте 175 лет и был похоронен рядом с Саррой в пещере Махпеле.

Как видим, биография Авраама описана в Библии весьма подробно, и роль этого патриарха в библейской истории действительно велика.

Упоминания Авраама в Новом Завете.

Авраам часто упоминается в Новом Завете, чаще него из Ветхозаветных персонажей упоминается только Моисей. Авраам упоминается и как предок Иисуса, и именно этим фактом подчеркивается божественность Христа. Рождение Христа видится как исполнение Завета между Богом и Авраамом. Патриарх Авраам в Новом Завете –  прототип наивысшего благочестия и праведности. Авраам – хранитель и учитель веры.

Авраам в разных культурах.

В Коране Авраам действует под именем Ибрахим и почитается как один из величайших пророков.  История Ибрахима, описанная в Коране, очень схожа с библейской историей Авраама. В еврейских мидрашах Авраам – автор идеи монотеизма. Якобы он понял, что существует единый Бог, в возрасте трех лет, после чего разбил всех идолов отца своего и начал молиться единому Богу. В еврейской традиции Аврааму также приписывается авторство Книги Творения – самого древнего источника по Каббале.

Бог Авраама.

Мы часто слышим выражение «Бог Авраама» или «Авраамов бог», но всегда ли мы понимаем его значение?

Во времена Авраама люди не сомневались в существовании некой сверхъестественной силы, или, скорее, сил. Верования язычников подразумевают существование таинственных и могущественных существ.  Однако, боги языческого мира отличаются от Бога Авраама: они не всемогущи, и нуждаются в людях и жертвах. Язычники относятся к своим богам, как к более могущественным союзникам, отношения с которыми могут принести пользу.

Языческие боги стоят вне понятий нравственности. Им нет дела до того, как и чем живут их последователи. Их интересует не нравственная сторона, а прагматическая – то есть жертвоприношения. Вера язычников не требует переосмысления своего поведения и покаяния.

Бог Авраама – совершенно иной. С Авраамовым Богом уже нельзя установить отношения по схеме «ты мне — я тебе». Бог Авраама всемогущ и требует морального послушания. Авраамов бог создал Землю. Бог Авраама — потусторонний, он  не находится в сфере Бытия. Бог Авраама – это Бог Всемогущий, Бог Вседержитель. Вера Авррама – не просто вера в существование Бога, это личное доверие и упование на Господа.

Жертвоприношение Авраама

Жертвоприношение Авраама —  приношение сына его Исаака в жертву Богу. Согласно Библии, Бог призвал Авраама принести своего сына Исаака в жертву «во всесожжение». Авраам, повиновался, не колеблясь. Авраам соорудил жертвенник в земле Мория, связал сына, положил его поверх дров и занес над ним руку с ножом, когда ему явился ангел и сказал, что жертва эта не нужна боле, так как Авраам подтвердил веру свою.

В христианской традиции жертвоприношение Авраама расценивается и как акт высшего проявления веры и верности, и как доказательство того, что вера – не самодостаточна и должна быть подкреплена или оправдана делами. В Послании к Евреям, Апостол Павел приводит пример жертвоприношения Авраама как образец непоколебимой веры. Авраам настолько верил в Господа и в его Завет, что знал, что так или иначе у него будет большое потомство через Исаака, а, значит, Господь воскресит его.

Жертвоприношение Авраама также рассматривается как предсказание мученичества Иисуса. Раннехристианские богословы обращают внимание на схожий мотив послушания Исаака воле Авраама и Иисуса воле Бога Отца. Исаак носил дрова на собственный жертвенник, равно как Иисус нес на гору крест, на котором был распят.

Существует ряд других, не менее интересных взглядов на жертвоприношение Авраама. Некоторые библеисты считают, что сказание о жертвоприношении Исаака объясняет практику отказа от человеческих жертвоприношений. Есть также мнение, что данная история претерпевала изменение с течением времени, в первоначальной версии Исаак был принесен в жертву, но когда человеческие жертвоприношения были отменены, текст о жертвоприношении Авраама был скорректирован.

Как бы то ни было, парадокс истории про Авраама состоит в том, что там, где патриарх некогда был готов принести своего сына в жертву, был построен Храм, и совсем недалеко была принесена жертва на Голгофе.

Авраам – отец народов и религий.

Про Авраама часто говорят, что он является отцом трех религий —  иудаизма, христианства и ислама – и это правда. Про Авраама также говорят, что он прародитель еврейского и арабского народов – это также правда. Авраам – родоначальник авраамических религий, то есть монотеистических религий, происходящих из религиозной традиции, восходящей Аврааму. К авраамическим религиям, помимо уже упомянутых христианства, иудаизма и ислама, относятся также:

  • караимизм (религия основана на идее, что каждый верующий самостоятельно определяет применение закона Моисеевого),
  • бабизм или Вера Баби,
  • Вера Бахаи,
  • мандеизм,
  • езидизм,
  • растафарианство.

Авраам как историческая личность.

Как и всякая история Библии, история Авраама одними принимается на веру, другие же сомневаются в подлинности библейских историй и даже в самом факте существования тех или иных библейских персонажей.

Что же мы можем сказать про Авраама? Ученые доказали, что Авраам – не только библейский персонаж, но и вполне реальная личность.

Археологические раскопки, проведенные в городе Ур, который указан в Книге Бытия как место рождения Авраама, а также недавние открытия древних табличек, которые содержат имена Авраама, его родственников и даже врагов, подтверждают, что Авраам – реальная историческая личность.

Раскопки в городе Ур

По всей видимости, Авраам был вождем племени кочевников habiru (позже эти племена стали называться евреями). Племена habiru не имели собственной земли и переходили с места на место. Этот исторический факт не противоречит Библии, так как в Ветхом Завете мы находим описание многочисленных странствий Авраама.

Авраам — Электронная еврейская энциклопедия ОРТ

АВРАА́М (אַבְרָהָם, Аврахам), по Библии, родоначальник еврейского народа, первый из трех патриархов. Авраам — потомок Эвера, правнука Сима (Шема), первого сына Ноя. Повествование о жизни и деятельности Авраама содержится в книге Бытие (11:26–25:10).

Авраам, первоначальное имя которого было Аврам (אַבְרָם), родился в Уре халдейском, одном из древнейших и важнейших городов Месопотамии. Здесь он женился на Сарай, которой позже Бог дал имя Сара (в русской традиции Сарра). Отец Авраама Терах (Фарра) покинул Ур и, взяв с собой Авраама, Сарру и внука Лота, направился в Ханаан (мотивы, побудившие его к этому, в Библии не указаны). По дороге, в городе Харане (Северная Месопотамия) Терах умер; Бог повелел Аврааму оставить родную страну, обещая сделать его потомство великим народом.

Авраам, достигший уже 75-летнего возраста, продолжал путь в Ханаан в сопровождении жены и племянника. Когда Авраам дошел до окрестностей Шхема, Бог снова явился ему и обещал отдать весь Ханаан его потомкам. Авраам стал кочевать по Ханаану, сооружая жертвенники Богу. Вскоре наступил голод, и Авраам отправился в Египет, взяв с собой, как явствует из последующего изложения, и Лота. В Египте Авраам выдавал Сарру за свою сестру, так как опасался, что египтяне могут убить мужа такой красавицы. Фараон взял Сарру в свой дворец, но Бог поразил его и его близких болезнями, и она была возвращена Аврааму как жена его. Авраам с Саррой, Лотом и всем приобретенным достоянием вернулся в Ханаан. Здесь, после ссоры между их пастухами, Лот отделился от Авраама и откочевал к городу Содом (см. Содом и Гоморра).

Бог еще раз явился Аврааму и вновь подтвердил свое обещание отдать весь Ханаан его потомству и сделать это потомство бесчисленным, «как песок земной». Поселившись в дубраве аморрея Мамре в Хевроне, Авраам разгромил объединенное войско четырех царей и освободил из их плена Лота. Возвратившись из похода, Авраам получил благословение Малки-Цедека — царя Шалема (по-видимому, древнейшее название Иерусалима). Вскоре Бог еще раз, подтвердил свое обещание дать Аврааму многочисленное потомство, которому будет отдана земля «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15:18), причем на этот раз обещание было скреплено заключением союза (завета) между Богом и Авраамом.

Тогда же Бог возвестил Аврааму о том, что его потомки будут рабами «в земле не своей» на протяжении 400 лет. Однако Сарра все еще была бездетной. Она отдала в жены Аврааму свою рабыню Агарь, которая родила ему сына Исмаила. Но Бог снова явился Аврааму и сообщил ему, что обещания, которые Он дал, касаются не Исмаила, а Исаака, которого родит Сарра, и потомков Исаака. Бог повелел, чтобы отныне Аврам именовался Аврахамом (возведение этого имени в Библии к ав хамон гоим — «отец толп народов» носит характер народной этимологии), а Сарай — Сарой, и чтобы «весь мужской пол в доме Авраама был обрезан».

Вскоре после этого к Аврааму явились три ангела, объявившие о предстоящем рождении Исаака. Тогда же Бог сообщил Аврааму о своем намерении разрушить Содом и Гоморру за преступления их жителей. После повествования о разрушении этих городов Библия сообщает о том, что Авраам направился к филистимской границе. Здесь Сарру взял к себе царь города Грар Авимелех, но по велению Бога отпустил ее. Когда Аврааму было сто лет, а Сарре девяносто, родился, наконец, Исаак.

По настоянию Сарры, Авраам отправил в пустыню Агарь вместе с младенцем Исмаилом, а некоторое время спустя Бог приказал Аврааму принести Исаака в жертву Ему и лишь в последний момент рука Авраама, занесенная над Исааком, была остановлена ангелом (см. Акеда), и Аврааму еще раз было сказано, что потомство его будет бесчисленным, подобно звездам небес и песку на берегу морском, и что в его лице народы мира получат благословение. После этого Авраам поселился в Беер-Шеве, и, когда умерла Сарра, он похоронил ее в купленной у хетта Эфрона пещере Махпела. Затем Авраам женился на Ктуре, которая родила ему несколько детей. Смерть постигла Авраама в возрасте 175 лет, и он был погребен Исааком и Исмаилом также в Махпеле.

Сказание об Аврааме открывает цикл библейского эпоса о патриархах. Большинство современных историков пришло к выводу, что не только предания о патриархах, но и их запись в дошедшей до нас литературной форме относятся к очень древнему периоду, хотя, по всей вероятности, они были зафиксированы в период царей (после 10 в. до н. э.). Все более и более подтверждается также предположение о том, что существует некоторая связь между эпитетом иври (отсюда слово «еврей»), впервые примененном в Библии по отношению к Аврааму (Быт. 14:13), а затем — по отношению к израильтянам, и наименованием хабиру, хапиру или апиру, которое встречается в аккадских и египетских источниках с конца третьего тысячелетия до н. э.

Существует также мнение, что этот эпитет связан с происхождением Авраама от Эвера. Хапиру были чужеземцы, проникшие в Ханаан, которые оставались, по-видимому, чужды религии, культу и быту ханаанских народностей. Действительно, характерной чертой Авраама является полный разрыв с культурой страны его происхождения Месопотамией, с одной стороны, и отчужденность от верований, культа и образа жизни ханаанеев — с другой. Авраам, как затем его сын и внук — патриархи Исаак и Иаков — не обладает в Ханаане собственной землей и находится в зависимости от ханаанских царьков — правителей городов.

Он поддерживает мирные отношения с окружающей средой, но сохраняет свою обособленность во всем, что касается верований, культа и даже чистоты рода. Он посылает своего раба к родичам в Северную Месопотамию для того, чтобы привезти жену Исааку. Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник еврейского народа, но и как основоположник иудаистического монотеизма. Послебиблейская традиция приписывает ему открытие существования единого Бога, творца земли и неба и владыки мира. Разрыв с вавилонской культурой эта традиция расширяет до полного отрицания политеизма и язычества.

Согласно мидрашу, Авраам разбивает идолов своего отца Тераха. Еще трехлетним ребенком, увидев закат солнца и исчезновение луны и звезд, он, в отличие от месопотамских жрецов, осознает, что «Господин есть над ними — Ему-то я буду служить и возносить моления свои». Уже в библейском повествовании ярко выражена беспримерная верность и преданность Авраама Богу. Несмотря на все испытания он беспрекословно выполняет приказания Бога. Кульминационным пунктом этих испытаний является жертвоприношение Исаака.

Имя Авраама является в Библии первым из трех собственных имен (наряду с именами Исаака и Иакова), по отношению к которым слово Бог выступает как определяемое. Верование об исключительной связи между божеством и главой какого-либо рода было весьма распространено в древности среди различных племен на Ближнем Востоке, но в сказаниях об Аврааме оно приобретает форму союза (завета; на иврите брит), заключенного между ним и Богом. Союз этот, которому суждено было сыграть важнейшую роль в еврейской истории и в развитии общечеловеческой культуры, включает три основных элемента: 1) избранность потомков Авраама по линии его сына Исаака; 2) обещание дать землю Ханаанскую в собственность этим избранным потомкам Авраама; 3) повеление следовать заветам Бога, включающим в себя и этические нормы.

Эти положения легли в основу библейского мировоззрения и более позднего иудаизма, а впоследствии, в видоизмененной форме, также в основу христианства и ислама. В христианстве место избранного народа занимает церковь, а в исламе избранность передается не по линии Исаака, а по линии Исмаила, считающегося родоначальником арабов.

Описание жизни Авраама и его испытаний рассматривается в еврейской традиции также как поучительный пример, символически отображающий историю еврейского народа в будущем. Что касается этических норм, то повествование книги Бытие об Аврааме содержит лишь общее предписание быть непорочным (Быт. 17:1), однако поведение Авраама, несомненно, свидетельствует о личности, которая руководствуется определенным комплексом моральных принципов. Так, Авраам заступается за жителей Содома, отказывается от присвоения добычи в войне и категорически отклоняет предложение «сынов Хетта» получить пещеру Махпела в подарок.

Морально-этическая сторона союза Бога с Авраамом получила более развернутую трактовку в последующих источниках. Личность Авраама и его испытания — в особенности жертвоприношение Исаака — послужили сюжетом для множества произведений литературы и искусства как в сфере еврейских, так и в сфере христианских и мусульманских культурных традиций.

Кем был Авраам в Библии?

Ответ

Кроме Моисея, ни один персонаж из Ветхого Завета не упоминается в Новом Завете больше, чем Авраам. Иаков называет Авраама «другом Божьим» (Иакова 2:23), и этот титул не используется в Писании ни для кого другого. Верующие во всех поколениях называются «детьми Авраама» (Галатам 3:7). Важность и влияние Авраама в истории искупления ясно видны в Писании.

Жизнь Авраама занимает большую часть повествования Бытия от его первого упоминания в Бытие 11:26 до его смерти в Бытие 25:8. Хотя мы много знаем о жизни Авраама, мы мало знаем о его рождении и молодости. Когда мы впервые встречаемся с Авраамом, ему уже 75 лет. В Бытие 11:28 говорится, что отец Авраама, Фарра, жил в Уре, влиятельном городе в южной Месопотамии, расположенном на реке Евфрат примерно на полпути между истоком Персидского залива и современным городом Багдадом. Мы также узнаем, что Фарра взял свою семью и отправился в землю Ханаанскую, но вместо этого поселился в городе Харран в северной Месопотамии (на торговом пути из древней Вавилонии примерно на полпути между Ниневией и Дамаском).

История Авраама действительно становится интересной в начале 12 главы Бытия. В первых трех стихах мы видим призвание Авраама Богом:

«Господь сказал Авраму: ‘Оставь землю твою, народ твой и дом отца твоего и иди в землю, которую я покажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя; Я возвеличу твое имя, и ты будешь благословением. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся через тебя все народы на земле» (Бытие 12:1–3).

Бог вызывает Авраама из его дома в Харране и велит ему идти в землю, которую Он укажет ему. Бог также дает Аврааму три обетования: 1) обетование собственной земли; 2) обещание стать великим народом; и 3) обещание благословения. Эти обетования составляют основу того, что позже будет названо Заветом Авраама (установленным в Бытие 15 и утвержденным в Бытие 17). Что действительно делает Авраама особенным, так это то, что он послушался Бога. В Бытие 12:4 записано, что после того, как Бог призвал Авраама, он пошел, «как сказал ему Господь». Автор Послания к Евреям несколько раз приводит Авраама в качестве примера веры и конкретно указывает на этот впечатляющий поступок: «Верою Авраам, призванный идти в место, которое он позднее получит в наследие, повиновался и пошел, хотя и не знаю, куда идет» (Евреям 11:8).

Кто из нас отказался бы от всего, что нам знакомо, и просто пошел бы, не зная места назначения? Понятие семьи означало все для человека, жившего во времена Авраама. В то время семейные ячейки были сильно связаны; для членов семьи было необычно жить за сотни миль друг от друга. Кроме того, нам ничего не сообщается о религиозной жизни Авраама и его семьи до его призвания. Жители Ура и Харрана поклонялись древнему вавилонскому пантеону богов, в частности богу луны Сину, поэтому Бог призвал Авраама из языческой культуры. Авраам знал и узнавал призыв Яхве, Господа, и повиновался охотно, не колеблясь.

Еще одним примером жизни Авраама в вере является рождение его сына Исаака. Авраам и Сарра были бездетны (настоящий источник позора в той культуре), но Бог обещал, что у Авраама будет сын (Бытие 15:4). Этот сын будет наследником огромного состояния Авраама, которым благословил его Бог, и, что более важно, он будет наследником обетования и продолжением благочестивого рода Сифа. Авраам поверил обещанию Божьему, и эта вера вменилась ему в праведность (Бытие 15:6). Бог повторяет Свое обещание Аврааму в Бытие 17, и его вера вознаграждается в Бытие 21 рождением Исаака.

Вера Авраама будет подвергнута испытанию в отношении его сына Исаака. В Бытии 22 Бог повелевает Аврааму принести в жертву Исаака на вершине горы Мориа. Мы не знаем, как Авраам внутренне отреагировал на это повеление. Все, что мы видим, это то, что Авраам преданно повинуется Богу, который был его щитом (Бытие 15:1) и который до этого момента был к нему необычайно милостив и добр. Как и в случае с предыдущим повелением покинуть свой дом и семью, Авраам подчинился (Бытие 22:3). Мы знаем, что история заканчивается тем, что Бог удерживает Авраама от принесения в жертву Исаака, но представьте, что должен был чувствовать Авраам. Он десятилетиями ждал собственного сына, и Бог, который обещал ему этого ребенка, собирался забрать его. Дело в том, что вера Авраама в Бога была больше, чем его любовь к своему сыну, и он верил, что даже если он принесет в жертву Исаака, Бог сможет вернуть его из мертвых (Евреям 11:17-19). ).

Безусловно, у Авраама были моменты неудач и греха (как и у всех нас), и Библия не упускает случая рассказать о них. Мы знаем по крайней мере о двух случаях, когда Авраам лгал о своих отношениях с Саррой, чтобы защитить себя в потенциально враждебных землях (Бытие 12:10-20; 20:1-18). В обоих этих случаях Бог защищает и благословляет Авраама, несмотря на его недостаток веры. Мы также знаем, что Авраам и Сарра страдали от отчаяния из-за отсутствия детей. Сара предложила Аврааму завести ребенка от служанки Сары, Агари, от ее имени; Авраам согласился (Бытие 16:1-15). Рождение Измаила демонстрирует не только тщетность безумия и неверия Авраама, но и Божью благодать (позволившую произойти рождению и даже благословившую Измаила). Интересно, что Авраама и Сарру в то время называли Аврамом и Сарой. Но когда Измаилу было тринадцать лет, Бог дал Авраму новое имя вместе с заветом обрезания и обновленным обещанием дать ему сына через Сару, которой Бог также дал новое имя (Бытие 17). Аврам, что означает «высокий отец», стал Авраамом, «отцом множества». Действительно, у Авраама было много физических потомков, и все, кто поверил в Бога через Иисуса, также считаются духовными наследниками Авраама (Галатам 3:29).). У «Отца верных» были моменты сомнения и неверия, но он до сих пор превозносится среди людей как пример верной жизни.

Один очевидный урок, который можно извлечь из жизни Авраама, заключается в том, что мы должны жить жизнью веры. Авраам мог взять своего сына Исаака на гору Мориа, потому что он знал, что Бог верен Своим обещаниям. Вера Авраама не была слепой; его вера была твердой уверенностью и доверием к Тому, Кто доказал Себя верным и истинным. Если бы мы оглянулись на свою собственную жизнь, то увидели бы во всем этом руку Божьего промысла. Богу не нужно посещать нас в сопровождении ангелов или говорить из горящих кустов или раздвигать морские воды, чтобы действовать в нашей жизни. Бог наблюдает и организует события нашей жизни. Иногда может показаться, что это не так, но жизнь Авраама является свидетельством того, что Божье присутствие в нашей жизни реально. Даже неудачи Авраама показывают, что Бог, не защищая нас от последствий нашего греха, милостиво творит Свою волю в нас и через нас; ничто из того, что мы делаем, не помешает Его плану.

Жизнь Авраама также показывает нам благословение простого послушания. Когда его попросили покинуть семью, Авраам ушел. Когда его попросили принести в жертву Исаака, Авраам «встал рано утром», чтобы сделать это. Судя по библейскому повествованию, в послушании Авраама не было никаких колебаний. Авраам, как и большинство из нас, возможно, мучился из-за этих решений, но когда пришло время действовать, он начал действовать. Когда мы различаем истинное призвание от Бога или читаем Его наставления в Его Слове, мы должны действовать. Послушание не является обязательным, когда Бог что-то повелевает.

Мы также видим у Авраама, как выглядят активные отношения с Богом. Хотя Авраам быстро повиновался, он не уклонялся от вопросов к Богу. Авраам верил, что Бог даст ему и Сарре сына, но недоумевал, как это могло быть (Бытие 17:17–23). В Бытии 18 мы читаем рассказ Авраама о ходатайстве за Содом и Гоморру. Авраам утверждал, что Бог свят и справедлив и не мог понять, что Он уничтожает праведных с грешниками. Он просил Бога пощадить грешные города ради пятидесяти праведников и продолжал уменьшать число до десяти. В конце концов в Содоме не осталось десяти праведников, но Бог пощадил племянника Авраама Лота и его семью (Бытие 19).). Интересно, что Бог открыл Аврааму Свои планы перед тем, как разрушить города, и Его не смутили вопросы Авраама. Пример Авраама здесь показывает нам, как выглядит взаимодействие с Богом относительно Его планов, ходатайство за других, доверие Божьему правосудию и подчинение Его воле.

Падение веры Авраама, особенно в отношении ситуации с Агарью и Измаилом, показывает нам безрассудство попыток взять дело в свои руки. Бог обещал Аврааму и Сарре сына, но в их нетерпении их план дать Аврааму наследника дал обратный эффект. Сначала возник конфликт между Саррой и Агарью, а затем конфликт между Измаилом и Исааком. Потомки Измаила в конечном итоге стали заклятыми врагами народа Божьего, как мы позже узнаем из ветхозаветного повествования, и так продолжается по сей день в конфликте между Израилем и его арабскими соседями. Мы не можем исполнить волю Божию своими силами; наши усилия в конечном итоге создают больше проблем, чем решают. Этот урок имеет широкое применение в нашей жизни. Если Бог обещал что-то сделать, мы должны быть верными и терпеливыми и ждать, пока Он совершит это в Свое время.

С теологической точки зрения жизнь Авраама является живым примером доктрины sola fide , оправдания только верой. Дважды апостол Павел использует Авраама в качестве примера этого важного учения. В Послании к Римлянам вся четвертая глава посвящена иллюстрации оправдания верой через жизнь Авраама. Похожий аргумент приводится в Послании к Галатам, где Павел показывает из жизни Авраама, что язычники являются наследниками с евреями благословений Авраама через веру (Галатам 3:6-9)., 14, 16, 18, 29). Это восходит к Бытию 15:6: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Веры Авраама в обетования Божьи было достаточно, чтобы Бог объявил его праведным в Своих глазах, тем самым подтвердив принцип из Римлянам 3:28. Авраам ничего не сделал, чтобы заслужить оправдание. Его веры в Бога было достаточно.

Мы видим в этом действие Божьей благодати в самом начале Ветхого Завета. Евангелие не началось с жизни и смерти Иисуса, оно восходит к Бытию. В Бытии 3:15 Бог пообещал, что «семя жены» сокрушит голову змея. Богословы считают, что это первое упоминание Евангелия в Библии. Остальная часть Ветхого Завета описывает действие Евангелия Божьей благодати через линию обетования, начинающуюся с Сифа (Бытие 4:26). Призвание Авраама было еще одной частью истории искупления. Павел говорит нам, что Евангелие было проповедано Аврааму заранее, когда Бог сказал ему: «В тебе благословятся все народы» (Галатам 3:8).

Еще одна вещь, которую мы узнаем из жизни Авраама, это то, что вера не передается по наследству. Из Матфея 3:9, Луки 3:8 и Иоанна 8:39 мы узнаем, что для спасения недостаточно быть физическим потомком Авраама. Применение для нас в том, что недостаточно вырасти в христианской семье; мы не вступаем в общение с Богом и не попадаем на небеса на основании чьей-то веры. Бог не обязан спасать нас только потому, что у нас безупречная христианская родословная. Павел использует Авраама, чтобы проиллюстрировать это в Римлянам 9., где он говорит, что не все потомки Авраама были избраны ко спасению (Римлянам 9:7). Бог суверенно выбирает тех, кто получит спасение, но это спасение приходит через ту же веру, которую Авраам проявлял в своей жизни.

Наконец, мы видим, что Иаков использует жизнь Авраама как иллюстрацию того, что вера без дел мертва (Иакова 2:21). В качестве примера он использует историю Авраама и Исаака на горе Мориа. Простого согласия с евангельскими истинами недостаточно для спасения. Вера должна привести к добрым делам послушания, которые показывают живую веру. Вера, которой было достаточно, чтобы оправдать Авраама и считать его праведным в глазах Бога (Бытие 15), была той самой верой, которая побудила его к действию, когда он повиновался Божьему повелению принести в жертву своего сына Исаака. Авраам был оправдан своей верой, а его вера была доказана его делами.

В конечном счете мы видим, что Авраам был образцовой личностью не столько в своем благочестии или совершенной жизни (как мы видели, у него были свои недостатки), сколько потому, что его жизнь иллюстрирует так много истин христианской жизни. Бог призвал Авраама из миллионов людей на земле, чтобы он стал объектом Его благословений. Бог использовал Авраама, чтобы сыграть ключевую роль в развитии истории искупления, кульминацией которой стало рождение Иисуса. Авраам — живой пример веры и надежды на Божьи обетования (Евреям 11:8–10). Наша жизнь должна быть прожита так, чтобы, когда мы доживем до конца наших дней, наша вера, как и вера Авраама, осталась непреходящим наследием для других.

7 библейских фактов об Аврааме, которые вы можете не знать

Одна из самых известных историй об Аврааме гласит, что он достаточно доверял Богу, чтобы принести в жертву своего сына Исаака, если бы Бог этого хотел. Если вы знаете эту историю, вы также знаете, что Бог в последнюю минуту заменил Исаака на жертвеннике бараном. Но вот некоторые вещи, которые вы могли не знать об этом патриархе:

1. Авраам был уже старым человеком, когда Бог призвал его покинуть свой дом.

В воскресной школе вы, вероятно, узнали, что Авраам был стариком, когда Бог обещал ему сына. Но Авраам был старым человеком еще до того, как начал свое путешествие с единым истинным Богом.

В 75 лет Авраам (тогда известный как Аврам) жил в Харране, когда Бог открылся и призвал Аврама уйти. Даже тогда — тогда, когда люди жили намного дольше, чем сейчас, — 75 лет было еще слишком долго, чтобы привыкнуть к вашим привычкам. Но Бог пригласил Аврама к новым отношениям со своим Творцом и к совершенно новому взгляду на мир и жизнь.

25 лет спустя, когда Аврам стал еще старше, он и его жена Сара наконец-то получили Исаака. Все это является прекрасным напоминанием о том, что никогда не поздно подчиниться Божьему плану для своей жизни!

2. Авраам жил в Месопотамии, известной ученым как одна из первых цивилизаций в мире.

Писание говорит нам, что Аврам был уроженцем Ура, города, расположенного в районе Месопотамии. Месопотамия считается первой известной цивилизацией в мире, и, по мнению археологов, Ур был крупным портовым городом и городским центром, расположенным на берегу Персидского залива.

Именно из этого приморского города Бог призвал Аврама. Проведя свою жизнь в шумном городе у кромки воды, Аврам, должно быть, нашел жизнь кочевника большим переходом.

3. Аврам вырос в семье идолопоклонников.

Абрама, возможно, призвали из городской жизни, чтобы избавить его от искушений дома. В Иисусе Навине 24:2 говорится, что отец Аврама поклонялся идолам, что, вероятно, означает, что идолопоклонство было знакомо и Авраму. Оставить позади отчий дом означало оставить позади все, что было ему знакомо, в том числе и его религию. Этот новый Бог, Яхве, должно быть, казался очень загадочным, потому что он решил общаться напрямую с Аврамом, в то время как ложные идолы юности Аврама считались далекими богами, которые лично не общались. Эта разница могла быть одним из решающих факторов в решении Аврама следовать Божьему руководству.

4. Ложь Авраама о том, что Сара была его сестрой, на самом деле не была ложью.

Каждый брак полон ошибок, когда два человека становятся одним целым, но Авраам совершил несколько больших ошибок — и, похоже, ничему из них не научился! Во время путешествия Авраам сказал двум разным царям, что его жена Сара на самом деле его сестра, чтобы ему не причинили вреда. (Разговор о том, чтобы быть в собачьей конуре!) К счастью, оба царя узнали правду и вернули Сару ее мужу.

Но действительно ли Авраам лгал? В Бытии 20:12, узнав об этом, Аврам объяснил царю Авимелеку, что Сарра была дочерью его отца, а не его матери. Это проблематично? Не обязательно. Законы Моисея о браке между членами семьи не будут написаны еще 500 лет. Кроме того, в Библии такие слова, как «сестра» и «брат», использовались вольно и могли относиться как к более дальнему родственнику, так и к истинному брату или сестре.

5. Авраам был потомком Ноя в десятом поколении.

Во времена Ноя все остальные семьи были уничтожены потопом, а это означает, что каждый человек на земле является потомком Ноя и его семьи. Авраам, очевидно, не был исключением. У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет. Авраам происходил из рода Сима и был потомком Ноя в десятом поколении. Три поколения спустя у внука Авраама Иакова и его жен родилось двенадцать сыновей, которые стали главами двенадцати колен Израиля.

6. Авраам помог создать народ обетованный и землю обетованную, но все, чем он когда-либо владел, было местом захоронения.

В первом обещании Бога Авраму Бог сказал ему оставить дом своего отца и отправиться в новую землю. Авраам был великим примером веры, когда он отправился в послушание Богу, но он так и не испытал исполнение этого обетования в своей жизни. На самом деле Авраам прожил свою жизнь как кочевник, постоянно путешествуя с места на место. Единственной землей, которой он лично владел, было место захоронения — пещера в поле, которое Авраам купил у хеттов, чтобы он мог похоронить умершую Сару. Это место захоронения служило символом земли обетованной, которую когда-нибудь завоюет Иисус Навин.

7. У Исаака и Измаила было шесть сводных братьев.

После того, как Сарра умерла в возрасте 127 лет, Авраам взял еще одну жену, Хеттуру, и вместе у них родилось шесть сыновей. Имена их были Зимран, Иокшан, Медан, Мадиан, Ишбак и Шуах. (Бытие 25:1–2). Когда Авраам умер, Исаак и Измаил похоронили своего отца вместе с Саррой.

Узнали ли вы что-нибудь новое? Знали ли вы о шести сыновьях Авраама от Хеттуры или слышали только об Исааке и Измаиле? Авраам покинул шумный приморский дом, чтобы последовать за Богом и начать кочевую жизнь в пустыне. Призывал ли Бог когда-нибудь вас из одного дела следовать за Ним в нечто совершенно другое?

Biblica

Biblica — всемирное библейское служение, вдохновленное радикальной щедростью. Уже более 200 лет Библика помогает людям, недоступным Слову Божьему, открыть для себя любовь Иисуса Христа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts