Суточный круг богослужения в православной церкви: Суточный круг богослужения — Православный портал «Азбука веры»
Содержание
Суточный круг богослужений
Церковные службы имеют свой порядок, свой строй. В православном богослужении имеются три круга: суточный, недельный и годовой. Суточный богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или Литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня.
Богослужебные сутки начинаются с вечера. (По примеру пророка и Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера – вечернею.)
Кроме суточного круга богослужения существует недельный, или седмичный, круг, а также годовой круг.
Схема суточного круга богослужения
Вечер
- 1. Девятый час – (3 часа дня)
- 2. Вечерня
- 3. Повечерие
Утро
- 1. Полунощница – (12 часов ночи)
- 2. Утреня
- 3. Первый час – (7 часов утра)
День
- 1. Третий час – (9 часов утра)
- 2. Шестой час – (12 часов дня)
- 3. Литургия
Седмичный богослужебный круг (тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели).
В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.
В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.
Во вторник прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.
В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).
В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.
В пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).
В субботу – день покоя – прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.
Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресенье.
Годовой богослужебный круг (тематическая последовательность богослужений в течение года).
Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем – включает богослужения Великого поста и Пятидесятницы.
Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям – праздникам и постам.
Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.
Суточный круг церковного богослужения. Азы православия
Суточный круг церковного богослужения. Азы православия
ВикиЧтение
Азы православия
Слепинин Константин
Содержание
Суточный круг церковного богослужения
Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом.
В православном богослужении многое заимствовано от ветхозаветных молитвенных обычаев. В частности, началом новых суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой суточного круга является вечерня.
На вечерне Церковь напоминает молящимся основные события Священной Истории Ветхого Завета: творение мира Богом, грехопадение прародителей, Моисееве законодательство, служение пророков. Христиане благодарят Бога за прожитый день.
После вечерни полагается служить повечерье. Это своего рода общественные молитвы на сон грядущий, на которых мы вспоминаем сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола.
В полночь должна совершаться третья служба суточного круга – полунощница. Это богослужение установлено для напоминания верующим о втором пришествии Господнем и о Страшном Суде.
Перед восходом солнца начинается утреня. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Утреня – одно из самых длительных богослужений.
Около 7 часов утра полагается совершать первый час. Так названа краткая служба, на которой Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.
Третий час (10 часов утра) возводит нас священными воспоминаниями в Сионскую горницу, где на апостолов снизошел Дух Снятый, и в преторию Пилата, где Христу был вынесен смертный приговор.
Шестой час(полдень) – время распятия Господа, а девятый час (три часа пополудни) – время Его крестной смерти. Этим скорбным событиям и посвящаются соответствующие службы.
Наконец, главным христианским богослужением, своеобразным центром суточного круга является Божественная литургия. В отличие от прочих служб, литургия не только напоминает нам о Боге, но предоставляет возможность реально соединиться с Ним в таинстве Причащения. По времени литургия должна совершаться между шестым и девятым часом.
Современная богослужебная практика внесла свои изменения в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерье совершается только в Великом Посту, а полунощница – один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и девятый час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три.
Вечером друг за другом совершают вечерню, утреню и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней эта цепочка богослужения называется всенощным бдением, то есть бодрствованием в течение целой ночи. Древние христиане, действительно, нередко молились до рассвета. Современные всенощные бдения длятся 2-4 часа на приходах и 3-6 часов в монастырях.
Утром последовательно служатся третий час, шестой час и Божественная литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две литургии – ранняя и поздняя. И та, и другая предваряется чтением часов.
В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение содержит некоторые песнопения литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Поучение 4-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (О пользе церковного богослужения для детей)
Поучение 4-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы
(О пользе церковного богослужения для детей)
I. Родители Пресвятой Девы Марии, Богоотцы Иоаким и Анна, будучи долгое время бездетны, молили Бога даровать им дитя; и если Бог даст, обещались посвятить его Богу на житие и
844. Источник жизни. О замене церковного богослужения. Сведение о получательнице писем «Что есть духовная жизнь»
844. Источник жизни. О замене церковного богослужения. Сведение о получательнице писем «Что есть духовная жизнь»
Милость Божия буди с вами! Предоброе дело сделали вы, что причастились Святых Христовых Таин. Устрояйте сие и почаще. И «Ч-ка», чтоб не отставала. Жизни духовной
Суточный и седмичный круги богослужения
Суточный и седмичный круги богослужения
Суточный круг богослужения состоит из Вечерни, Повечерия, Полунощницы, Утрени, Часов (1-го, 3-го, 6-го и 9-го) и Литургии (простонародное название – Обедня).Вечерня потому поставляется первою среди повседневных служб суточного круга,
Суточный и седмичный круги
Суточный и седмичный круги
Суточный круг богослужения состоит из Вечерни, Повечерия, Полунощницы, Утрени, Часов (1-го, 3-го, 6-го и 9-го) и Литургии (простонародное название – Обедня).Вечерня потому поставляется первою среди повседневных служб суточного круга, что по
Протопресвитер Иоанн Фотопулос, настоятель храма Святой Параскевы (Афины, Греция) СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
Протопресвитер Иоанн Фотопулос, настоятель храма Святой Параскевы (Афины, Греция)
СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
1. Православное богослужение как Предание святых апостолов и святых отцов Церкви
Православное
9. Суточный Богослужебный Круг
9. Суточный Богослужебный Круг
Во 2 веке он только ещё начинает формироваться. К концу века в этом отношении царит полнейший разнобой. Если на более традиционном Востоке Евхаристия ещё соединена с агапами, то на бурно развивающемся Западе она уже отрывается, меняется с
1. Суточный Богослужебный Круг
1. Суточный Богослужебный Круг
В 3 веке он ещё не сформирован, но уже близок к оформлению.По-прежнему важное место занимает Агапа, особенно на Востоке, где она завершится Евхаристией. А на более динамичном Западе, где Евхаристия уже переместилась на утро, оторванная от неё
1. Круг суточного богослужения
1. Круг суточного богослужения
Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего
2. Круг седмичного богослужения
2. Круг седмичного богослужения
Кроме неизменяемых для каждого дня молитвословий суточного круга, в состав богослужения вводятся еще изменяемые молитвословия, находящиеся в связи с воспоминаниями, которые Церковь связывает с каждым днем седмицы.В первый день седмицы
3. Круг годового богослужения.
3. Круг годового богослужения.
Каждый день в году, каждое число, каждого из 12 месяцев года, посвящен воспоминанию или каких?либо священных событий, дорогих сердцу христианина, или памяти различных святых. Установленные в честь этих событий и лиц особые молитвословия,
13.
Круг вседневного богослужения
13. Круг вседневного богослужения
В круг вседневного богослужения, входят следующие 9–ть служб: 1. Девятый час, 2. Вечерня, 3. Повечерие малое (Великим постом Великое), 4. Полунощница, 5. Утреня, 6. Первый час, 7. Третий час, 8. Шестой час и 9. Божественная литургия, заменяемая иногда
Замкнутый круг
Замкнутый круг
Начало работы — помогать другим1988 году Сергей Сергеевич Коновалов пришел по распределению работать в Окружной клинический госпиталь им. З. С. Соловьева. Год работы в отделении неотложной терапии и реанимации отодвинул на некоторое время его поиски нового
23. Круг замкнулся
23. Круг замкнулся
Итак, круг замкнулся. Вместо прежнего неудавшегося объединения интернационалистов всех стран происходит всемирное объединение националистов на общей для них почве “древнего оккультного ведического знания”. И неважно, в чем оно проявляется — в
Правила об освещении в храме во время богослужения, заимствованные из церковного Устава
Правила об освещении в храме во время богослужения, заимствованные из церковного Устава
В силу разнообразной радости и церковного торжества и освещение в храме различно: чем более торжество, тем более и
Дневной Цикл
Взято из Православной Вики
(перенаправлено из Дневной цикл)
Перейти к: навигация, поиск жизнь православной церкви.
Монастыри обычно обслуживают весь цикл богослужений. Некоторые соборы тоже. В большинстве приходов нет.
Божественная Литургия сама по себе не является частью Дневного Цикла, но вставляется в Цикл, обычно после Ортроса или Шестого Часа. В некоторых случаях она сочетается с вечерней. Служба Типика связана с Божественной литургией и часто совершается в дни, когда Божественная литургия не назначена.
Службы
Службы Ежедневного Круга обычно содержатся в переплетенном сборнике, называемом Часословом , также известным как Часослов (греческий) или Часослов (славянский).
Ежедневный цикл следует следующей схеме:
- Вечерня (закат)
- Повечерие (после ужина) — также известное как Apodeipnon
- Midnight Office (00:00) — также известный как Mesonyktikon
- Ортрос (восход солнца) — также известный как утреня
- Первый час (6:00 утра)
- Третий час (9:00)
- Шестой час (12:00)
- Девятый час (15:00)
Агрегации
Хотя с каждой услугой суточного цикла традиционно ассоциируется определенное время, в современной практике услуги чаще обслуживаются вместе в одном из трех агрегатов.
- Вечерняя совокупность обычно состоит из Девятого часа, Вечерни и Повечерия. Он начинается незадолго до захода солнца.
- Dawn Aggregate обычно состоит из Midnight Office, Orthros и First Hour. Обычно он начинается незадолго до восхода солнца.
- Полуденный агрегат состоит из третьего и шестого часов. Божественная Литургия или Типика может быть включена в Полуденную Совокупность.
В дни, когда назначается Великое повечерие (например, в будние дни Великого поста), оно составляет всю Вечернюю совокупность. Вечерня перенесена на Полуденный агрегат.
Всенощное бдение
В преддверии праздников Первого, Второго и некоторых Третьих праздников может совершаться особое собрание, известное как Всенощное бдение. В таком случае другие агрегаты могут быть немного изменены (например, включение Малой вечерни в Вечерний агрегат). Хотя на практике есть некоторые различия, Всенощное бдение обычно включает как минимум Великую вечерню, Орфрос и Первый час.
Обязанность читать
Согласно Святой Катехизис Николая Булгариса, страницы 26 и 27, священники обязаны читать богослужения. В ответ на первый вопрос: «Какую подготовку проходят священники, чтобы они могли быть достойными священнослужителями и служителями?» Николя Булгарис говорит, что нужно часто исповедоваться, «читать все его служения», иметь наготове священные сосуды и, наконец, сохранять ортодоксальность и верность своему разуму. Отвечая на третий вопрос, Николай Булгарис говорит: «Мы сказали, что он должен также читать всю свою службу, хотя все священники, с того времени, как они получают печать божественной хиротонии, совершают ли они тогда или нет, обещают и являются обязаны читать каждый день всю службу до конца жизни, а если пренебрегают ею, то впадают в смертный грех». В ответ на четвертый вопрос «Что это за Служба?» Николас Булгарис говорит: «Вечерня, после ужина [повечерие], полунощница, утреня, премьера, терция, секст и ничего — всего семь раз в день».
Онлайн-тексты
- Часослов от Анастасия, веб-сайт монастыря Андрея Первозванного, Манчестер, Англия
- Часослов онлайн-читательского сочинения иерея Иоанна Уайтфорда (РПЦЗ)
Источники
- Литургикон: Книга богослужений для иерея и диакона , епископа Василия (Эссея) Вичитского (ISBN 096241
7)
- Веб-сайт Свято-Рафаиловского духовенства Уичитско-Среднеамериканской епархии
- Великий Часослов , Спасо-Преображенский монастырь (ISBN 0943405084)
- Сокращенный Устав , Свято-Тихоновская семинария
- Святой Катехизис Николая Булгариса , Константинополь, Патриаршая типография, 1861 г. , перепечатано в 1961 г.
Православное богослужение | Греческая православная церковь св. Варвары
Богослужение для Православной церкви есть не что иное, как «рай на земле». Божественная литургия – это нечто, что охватывает сразу два мира; и на небе, и на земле литургия одна и та же — один жертвенник, одна жертва, одно присутствие. В каждом храме, каким бы скромным ни был его внешний вид, когда верующие собираются для совершения Божественной литургии, они возносятся в «небесные места»; во всяком месте богослужения, где приносится Святая Жертва, присутствует не только поместная паства, но и вселенская Церковь — святые, ангелы, Богородица и Сам Христос.
Краткая история
Православные христиане являются членами Церкви, основанной Христом. Православная Церковь ЕДИНА — с единством Самого Бога, Отца, Сына и Святого Духа; СВЯТОЙ — со святостью Пресвятой Троицы; КАТОЛИЧЕСКАЯ — живущая полнотой божественной истины и охватывающая всех верных христиан всех времен и мест; и АПОСТОЛЬСКИЙ — прослеживание учения, традиций и авторитета до первоначальных Апостолов. Православные христиане принадлежат к своим церквям, каждую из которых возглавляют патриархи, архиепископы и епископы.
Православная Церковь – всемирное сообщество людей, призванных поклоняться Христу как Господу и Спасителю через Литургию, Таинства и Священное Писание, а также служить и любить ближних добрыми делами и молитвой, как заповедал Христос.
История Православной Церкви начинается с Пятидесятницы, когда Сошествие Святого Духа на Апостолов породило Церковь. В ранний период христианства святой Павел распространял Евангелие по всему востоку. В 313 году нашей эры христианство было легализовано римским императором Константином. В 330 году Константин перенес столицу Римской империи в Константинополь. Он был официальным центром православия более 17 веков.
В IX веке греческие миссионеры св. Кирилл и св. Мефодий, родом из Салоник, начали обращение славян в Моравии. Они создали словацкий алфавит и перевели богослужебные книги и Библию на язык, понятный моравцам. Болгария, Сербия и Россия были обращены в христианство в IX и X веках. Постепенно Восток и Запад разошлись в вопросах веры, догматов, церковных обычаев, политики и культуры. В конце концов Восточная и Западная церкви разделились из-за власти Папы. (Подробнее об истории см.: «Православная церковь: хорошо хранимая тайна» о. Георгия Никозисина.)
Церковный год
Помня о наставлении «непрестанно молиться» (1 Фессалоникийцам 5:17), Отцы Церкви учредили различные службы. Они используются в течение всего церковного года и делятся на три цикла: дневной цикл, недельный цикл и годовой цикл.
В ежедневном цикле мы начинаем с вечерни, которая традиционно проводится на закате, чтобы поблагодарить Бога за Его милость в течение дня и попросить Его благословения на предстоящую ночь. Во-вторых, это повечерие, служба, которую читают перед сном. Во время повечерия читаются псалмы и прошения, а также молитвы к Богу с просьбой о прощении и молитвы ко Христу через Богородицу с просьбой о защите. В монастырях даже проводят еще один молебен в полночь. Тема этой службы призывает верующего «бодрствовать и молиться» за свое духовное благополучие и за свое общение со Христом, Который неожиданно придет судить мир.
Утреня или Орфрос читается и поется утром перед Божественной литургией. Он состоит из псалмов, прошений и особых гимнов, относящихся к празднованию дня. Ежедневный молитвенный цикл далее подразделяется на другие службы, называемые «Часами» или «Рудами» по-гречески. Они проводятся на рассвете, в 9:00, 12:00 и 15:00, то есть в третий, шестой и девятый часы соответственно. Эти времена были обозначены потому, что они представляют собой времена, когда: Христа привели на Распятие; время Распятия; и время, когда Христос умер и предал Свой дух. Часы также состоят из псалмов, молитв и особого гимна о значении каждого часа.
Каждый день недели имеет свое значение, особые молитвы и гимны. Молитвы и гимны читаются и поются в связи с празднованием каждого дня. Еженедельный цикл богослужения выглядит следующим образом: воскресенье — повторяющееся пасхальное празднование Воскресения; В понедельник мы поминаем Ангелов; Во вторник св. Иоанна Крестителя и Предтечи; В среду Крест и Богородица; В четверг Святых Апостолов и Николая Чудотворца и Тайной Вечери; В пятницу, день приготовления, Крест и Богородица; а в субботу, в день покоя, поминаем мучеников и усопших.
Годовой цикл, наиболее известный как Церковный год, начинается 1 сентября. Он состоит из фиксированных праздничных дней, таких как Рождество, и подвижных праздников, таких как Вербное воскресенье, Пасха, Вознесение и Пятидесятница. Великих праздников в календарном году в честь Господа нашего и Богородицы двенадцать:
8 сентября Рождество Богородицы
14 сентября Воздвижение Честного и Животворящего Креста
21 ноября Сретение Пресвятой Богородицы в храм
25 декабря Рождество Христово
6 января Богоявление: Крещение Христово
2 февраля Сведение во храм
25 марта Благовещение Богородицы
6 августа Преображение Христово
15 августа Успение Богородицы
Вербное воскресенье* Вход в Иерусалим
Вознесение* Вознесение Христово — через 40 дней после Пасхи
Пятидесятница* Сошествие Святого Духа — через 50 дней после Пасхи
* Подвижные праздничные дни
Пасха — Воскресение Христово не входит в число двенадцати больших праздников, потому что считается Высочайшим из всех Праздников.