Блаженные нищие духом ибо их есть царство небесное: Толкования Священного Писания. Толкования на Мф. 5:3
Содержание
Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Обычно нищие ничего своего не имеют и всегда просят помощи у других. Нищие не стесняются признавать, что всё свое пропитание получают как дар.
Нищие духом, так же, как и те простые нищие, считают, что ничего своего в душе у них нет, и что всё духовное богатство своё (таланты) они получают от Бога. Лучше св. прав. Иоанна Кронштадтского о нищих духом не скажешь:
«Нищий духом есть тот человек, который искренно признаёт себя духовным бедняком, ничего своего не имеющим; кто всего ожидает от милосердия Божия, кто убежден, что он не может ни помыслить, ни пожелать ничего доброго, если Бог не даст мысли благой и желания доброго, что он не может сделать ни одного истинно доброго дела без благодати Иисуса Христа; кто считает себя грешнее, хуже, ниже всех, кто всегда себя укоряет и никого не осуждает; кто признаёт одеяние души своей скверным, мрачным, зловонным, негодным и не перестаёт просить Господа Иисуса Христа просветить одеяние души его, облечь его в нетленную одежду правды; кто непрестанно прибегает под кров крил Божиих, не имея нигде безопасности в мире, кроме Господа; кто всё достояние своё считает Божиим дарованием и за всё усердно благодарит Подателя всех благ и от достояния своего охотно уделяет требующим, — вот кто нищий духом».
Первая Заповедь Блаженства есть и первое условие для духовной жизни. Кто нищий духом – блажен, говорит Господь. Такая блаженная нищета в Евангелии от Матфея называется «духовной», ибо прежде всего она является состоянием ума и сердца, душевной настроенности. Она представляет собой также совершенную открытость человека перед Богом, свободу от всякой гордыни и веры в силу собственного духа, собственных идей и мнений, — свободу от тщетных умствований своего сердца (Иер. 23: 17; Рим. 1: 21), как говорил в Ветхом Завете пророк Иеремия, а в Новом Завете апостол Павел.
Обратимся снова к вдохновенным словам Иоанна Кронштадтского о том, почему именно блажен нищий духом:
«…где смирение, сознание своей нищеты, своей бедности, окаянства, там Бог, там очищение грехов, там мир, свет, свобода, довольство и блаженство. Таким-то нищим духом, Господь пришёл благовествовать евангелие царствия Божия, как сказано: благовествовать нищим послал Меня (Лк. 4: 18), нищим духом, а не богатящимся; ибо гордость их отталкивает от них благодать Божию. .. Не охотно ли и люди простирают руку помощи и милосердия к тем, кто истинно бедны и крайне нуждаются в самом необходимом; не тем ли более Бог милосердует о нищете духовной, отечески снисходит к ней на призыв её и наполняет её Своими духовными сокровищами? Сказано: Алчущих исполнил благ (Лк. 1: 53).
Не долины ли обильно орошаются влагою; не долины ли цветут и благоухают? Не на горах ли бывают снега и льды, безжизненность? Горы высокие — образ горделивцев; долины — образ смиренных: всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся (Лк. 3: 5) (читаем мы у пророка Исаии). Господь гордым противится, смиренным же даёт благодать (Ик. 4: 6), — наставляет апостол Иаков». (Из «Полн. собр. соч.» прот. Иоанна Сергиева, т. 1, стр. 167-168)
«Возлюби смирение, — учит преп. Антоний Великий, — и оно покроет все грехи твои. Не завидуй тому, что идёт вверх, но лучше считай всех людей высшими себя, чтобы с тобою был Сам Бог» (Из «Добротолюбия»).
Св. прав. Иоанн Кронштадтский и преп. Антоний Великий поднимают особую тему, неразрывно связанную с первой заповедью блаженства — тему смирения. Эти боговдохновенные мужи, как и все святые, в один голос учат, что только те, кто свободны от эгоистической любви к самим себе, способны принять благодать Божию — стать блаженными. Божья Матерь, будучи сама совершенным примером такой нищеты духом, провозглашает в своей величественной песне, что Богявил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем(Лк. 1: 51-53).
Сам Иисус Христос был не только без места, где преклонить голову (Мф. 8: 20), но Его физическая нищета была прямым следствием Его полной нищеты духом. Он сказал:
…Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего… Я ничего не могу творить Сам от Себя… (Ин. 5: 19-30).
Христианин призван оставить всё и следовать за Христом в нищете духа, освобождаясь от греховных вожделений этого мира. По слову апостола Иоанна Богослова:
Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во век (1 Ин. 2: 15-17).
Святые Отцы Церкви очень много пишут о смирении, считая, что для правильной духовной жизни эта добродетель нужнее всего. Преп. Исаак Сирин, например, пишет: «Истинные праведники всегда помышляют в себе, что недостойны они Бога, и самое то, что они истинные праведники, дознаётся из того, что они признают себя окаянными и недостойными попечения Божия и исповедуют сие тайно и явно и умудряются на сие Святым Духом, — чтобы пребывать в труде и тесноте, пока находятся в жизни сей» («Христианская жизнь по Добротолюбию», стр. 42).
Как это понять? Как может человек, близко стоящий к Богу, считать себя грешным, недостойным Божия попечения, последним из человеков? Ответ мы находим в житии преп. аввы Дорофея.
«Помню, однажды мы имели разговор о смирении, и один из именитых граждан города, слыша наши слова, что чем более кто-то приближается к Богу, тем более видит себя грешным, удивился и говорил: как это может быть? И, не понимая, хотел узнать, что значат эти слова? Я сказал ему: Именитый господин, скажи мне, за кого ты считаешь себя в своем городе? Он отвечал: Считаю себя за великого и первого в городе. Говорю ему: Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там? Он отвечал: За последнего из тамошних вельмож. Если же, — говорю ему опять, — ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать? Там, — отвечал он, — буду считать себя за одного из простолюдинов. Если же, говорю, пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты станешь себя считать? И он отвечал: Почти за нищего. Тогда я сказал ему: Вот так и святые: чем более они приближаются к Богу, тем более видят себя грешными».
В древнем патерике (сборнике, состоящем из кратких рассказов о подвижниках благочестия) сказано: «Чем светлее вода, тем заметнее в ней самые малые соринки. Когда упадёт в комнату луч солнечного света, то он сделает заметным для глаза мириады носящихся в воздухе пылинок, которые раньше, до проникновения луча, не были заметны. Так и душа человеческая: чем больше в ней чистоты, чем больше в неё падает небесного, божественного света, тем она всё больше замечает в себе недостатков и греховных привычек. Чем выше в нравственном отношении человек, тем он смиреннее, тем сознание им своей греховности яснее и постоянее».
Современный церковный писатель, Тито Коллиандер, в книге «Узкий путь» даёт такой совет достичь нищеты духа: «Без ропота принимай замечания: будь благодарен, когда тебя пристыдят или отнесутся к тебе с пренебрежением и обойдут тебя. Но не ищи унизительных положений: в течение дня они будут даны тебе именно в той мере, сколько тебе необходимо. На того, кто кланяется и услужливо суетится, обращают внимание и, может быть, говорят: «какой он смиренный». Но на действительно смиренного не обращают внимания: «мир его не знает» (Ин. 3, 1), для мира он, по большей части, бывает незаметным. Когда Петр, Андрей, Иоанн и Иаков оставили сети и последовали за Господом (Мф. 4), то для своих братьев по ремеслу они исчезли, пропали. Не будь нерешительным: подобно им, не бойся уйти из рода сего прелюбодейного и грешного. Что ты хочешь приобрести: мир или свою душу? (Мк. 8: 34-38). Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк. 6: 26)» («Узкий путь», стр. 15-16).
Самое первое откровение воли Божией было пожеланием того, чтобы все Его твари были нищими духом, а нарушение этого духовного состояния и называется первородным грехом, источником всех наших бед и печалей. Для того, чтобы избавиться от последствий первородного греха, нужно стать нищим духом, который, как голодные нищие, просит у Бога духовной пищи и Господь питает его плодами Духа. Апостол Павел перечисляет эти плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера (Гал. 5: 22). Нищие духом могут сказать о себе другими словами ап. Павла: «Мы нищи, но многих обогащаем (2 Кор. 6: 10)».
Обратимся к еще одному такому «нищему духом», жившему в наше время, преп.старцу Силуану Афонскому, и пусть он обогатит нас своей духовной мудростью и молитвенным воздыханием:
«Господь сказал: Научитесь от Меня, яко кроток есмъ и смирен сердцем. Об этом скучает душа моя день и ночь, — пишет старец Силуан, — и молю Бога и всё небо Святых, и вас всех, кто познал смирение Христово, — помолитесь обо мне, чтобы сошёл на меня дух Христова смирения, которого слёзно желает душа моя. Я не могу его не желать, ибо душа моя познала его Духом Святым, но я потерял этот дар, и потому скучает душа моя до слез.
Владыко Многомилостивый, даруй нам духа смиренного, чтобы души наши обрели покой в Тебе. Пресвятая Матерь Господа, испроси, Милостивая, нам смиренного духа. Все Святые, вы живёте на небесах, и видите славу Господню, и радуется дух ваш, — молитесь, чтобы и нам быть с вами. Влечётся и моя душа видеть Господа, и скучает по Нему во смирении, как недостойная сего блага. О, Христово смирение! Знаю я тебя, но стяжать не могу. Плоды твои сладки, потому что они не земные. Господи Милостивый, Духом Святым научи нас смирению Твоему» («Старец Силуан Афонский», стр. 128, 129).
К сказанному преп. Силуаном можно добавить лишь одно: Аминь.
©Прот. В. Потапов, 1993
“Блаженны нищие духом”?. Вопросы священнику
9. Как понимать фразу из Библии: “Блаженны нищие духом”?. Вопросы священнику
ВикиЧтение
Вопросы священнику
Шуляк Сергей
Содержание
9. Как понимать фразу из Библии: “Блаженны нищие духом”?
Вопрос:Как понимать фразу из Библии: “Блаженны нищие духом”?
Отвечает священник Александр Мень:
“Нищие духом” — это те, кто жаждет духовных ценностей, кто понимает, что у него не хватает духовных ценностей. “Нищие духом” — это многозначное выражение. Одно из значений его для нас — это смирение, то есть сознание того, что мы не обладаем большими духовными дарованиями, что мы в них нуждаемся и должны просить их у Бога. Нищий — тот, кто просит, кто не имеет. Но было и другое толкование: “нищие духом” — люди, которые старались избегать излишества, роскоши. Это верно. Излишества в любой сфере всегда безобразны. Вот как ребенок: две-три игрушки, он ими и играет, а завалите ребенка игрушками — всё, он уже топчет их, ему всё равно.
Но это выражение не означает, что всякий нищий, который находится на паперти, — уже святой. “Нищий духом” — свободный духовно, тот, кто протягивает руку за духовной пищей. Вот вы — нищие духом все! Вы пришли сегодня услышать хоть немного о Слове Божьем. А есть такие, кто говорит: “У нас всё есть, мы всем довольны”. Вот это смертельно для души. Смертельно. Потому что Христос говорит: “У кого есть, тому дастся, а у кого нет, у того последнее отнимется”. Последнее!
Как понять заповедь «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное»?
Как понять заповедь «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное»?
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В святоотеческом толковании под нищим духом однозначно понимается тот, кто стремиться стяжать важнейшую христианскую добродетель —
16. «Блаженны нищие духом».
16. «Блаженны нищие духом».
Мат. 5,3: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Мат. 10,16: «Вот Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби».Нищие духом — это не юродивые, а те, которые не высоко думают о себе.Нищие духом — это
2.20 «И построили нищие и несчастные города»
2.20 «И построили нищие и несчастные города»
(«Шамати», статья 86)Я получил эту статью от Ребе (Рабаша) всего лишь через два-три месяца после того, как начал учиться. Он принес мне ее в оригинале, в рукописном виде, записанной им в то время, когда он это услышал от Бааль Сулама. Я
НИЩИЕ
НИЩИЕ
Они вошли в пустой полуденный храм, неожиданно сильно хлопнув дверями. Небольшая сельская церковка вся переливалась по пёстро расписанным стенам отражаемыми чистым светлым полом солнечными зайчиками, пропускаемыми высокими окнами сквозь качающиеся кроны
4.
когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня.
4. когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня.
Скверна — то же, что грехи (Ср. Пс. 50:9-11[341]).Кровь Иерусалима, т.е. кровь невинных людей, которою были часто обагряемы улицы и площади Иерусалима (Ср. Мф. 23:35[342]).Духом
Вдова и нищие
Вдова и нищие
Воскресным утром две женщины шли в храм помолиться за своих мужей. Одна из женщин была вдова и, увидев нищих, сидящих возле храма, подавала им милостыню. Другая женщина, шедшая рядом, никому не подавала и, глядя на щедрость спутницы своей, пожалела её:– Зачем
2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
(Лк. 6:20). Та же самая речь, но только в сокращенном виде и с изменениями, помещена у Луки 6:20-49. Вопрос об отношении «нагорной проповеди» Матфея к «нагорной проповеди» Луки
НИЩИЕ И БОГАТЫЕ
НИЩИЕ И БОГАТЫЕ
(Мф. IX, 35)И обходил Иисус все города и все села и учил в собраниях и, разглашая, возвещал присутствие Бога.Я пропускаю слова «лечил все болезни» как ненужные и относящиеся к чудесным доказательствам истинности учения.(Мф. IX, 36; Мф. V, 1; Лк. VI, 20 /Мф. V, 3/; Лк. VI, 21/Мф. V,
«Блаженны нищие»
«Блаженны нищие»
Предстать пред милосердным Богом, сознавая свою греховность и крайнюю нищету, и в то же время уповая на Божию милость, неколебимую и великодушную, — таким должно быть наше устремление, когда мы приступаем к молитве. Молитва — самый благоприятный момент
«И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:2).
«И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:2).
Эти слова звучат в ушах удивленной толпы как нечто совершенно новое и особенное. Такие поучения противоположны всему тому, что они когда-либо слышали от священников и
Блаженны нищие
Блаженны нищие
Иисус никого не исключает. Он всем проповедует Благую весть от Бога, но эта Весть не всеми одинаково слышится. Все могут войти в Его Царство, но не все одним и тем же образом, поскольку милосердие Божье прежде всего требует справедливого отношения к самым
Письмо 20 студенту, который спрашивает, кто такие “нищие духом»
Письмо 20 студенту, который спрашивает, кто такие “нищие духом»
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное, — сказал Господь наш Иисус Христос [37]. Тебя это смущает. Смущение происходит оттого, что ты путаешь скудоумие неразвитых людей с нищетой духа, которую
5. Как понять заповедь «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное»?
5. Как понять заповедь «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное»?
Вопрос: Как понять заповедь «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное»?Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:В святоотеческом толковании под нищим духом
10. Как понимать: “Блаженны плачущие”?
10. Как понимать: “Блаженны плачущие”?
Вопрос:Как понимать: “Блаженны плачущие”?Отвечает священник Александр Мень:“Блаженны” — это значит счастливы, имеют полноту жизни.О ком же говорит Господь? О тех, кто всегда преуспевал? Нет. О тех, кто всегда жил безоблачно,
11.
Как понимать фразу Иисуса Христа о том, что богачу трудно войти в Царство Божие? Кто же может спастись?
11. Как понимать фразу Иисуса Христа о том, что богачу трудно войти в Царство Божие? Кто же может спастись?
Вопрос:Помните, когда Христос сказал, что богачу трудно войти в Царство Божие, да так трудно, как верблюду пройти через игольное ушко, ученики испугались, даже
Что Иисус имел в виду под «нищими духом»?
Гостевой пост, воспроизведенный из блога «Обезьяны в храме», посвящен вопросам, связанным с нашим проектом «Церковь на полях».
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
(Матфея 5:3-4)
«Нищие духом» — странная фраза для современного уха, во всяком случае, за пределами религиозных кругов. Традиционное объяснение, особенно среди евангелистов, состоит в том, что это люди, осознающие свою духовную нищету, свою нужду в Боге. Блаженны плачущие — это люди, кающиеся и оплакивающие свои грехи.
Все это очень верно. Бог не отвергнет вас, если вы придете к нему в таком виде. Именно этому учил Иисус в притче о фарисее и мытаре. Фарисей молился: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как прочие люди — жадные, неправедные, прелюбодеи или даже как этот мытарь». Между тем мытарь повесил голову и сказал: «Боже, помилуй меня, грешного! Луки 18:10-14 ЦСБ. Иисус говорит нам, что это сборщик налогов, а не фарисей, пошел домой прямо с Богом.
Но я не думаю, что Иисус говорит здесь об этом.
Если вы посмотрите на заповеди блаженства в Евангелии от Луки, Иисус просто говорит: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие» Луки 6:20. Ни слова о бедности духом , просто бедности. Мало того, бедные противопоставляются богатым: «Но горе вам, богатые, ибо вы получили утешение» ст. плачущие со смеющимися (стихи 21 и 25).
Это то же самое слово, обозначающее бедных в Евангелии от Матфея, и это очень сильный термин. В греческом Новом Завете есть два разных слова, которые мы переводим как «бедный». Существует изо дня в день борьба за то, чтобы свести концы с концами ( penēs ), но это слово здесь относится к мучительной бедности самых бедных, нищих, согбенных бедностью ( ptōchos ).
Иисус говорит, что Царство Божие принадлежит тем, кто является беднейшим из бедных в финансовом отношении, людям, которые придавлены нищетой, в то время как богатые уже получили свою награду. Это звучит радикально, но очень похоже на другое учение Иисуса, которое он повторял снова и снова: «многие первые будут последними, и последние первыми» (Мф. 19).:30 также Матфея 20:16 Марка 10:31 и Луки 13:30).
Если Иисус был на стороне тех, кто беден в финансовом отношении в заповедях блаженства у Луки, то кто является нищим духом в заповедях блаженства у Матфея? Как может человеческий дух быть бедным?
К счастью, нет необходимости вдаваться в философские рассуждения о природе человеческого духа. Описания в Библии этой внутренней части человека намного проще, и когда мы их видим, описываемые люди очень узнаваемы.
Когда Мария посетила свою кузину Елизавету, Мария описала свой дух как ликующий, буквально прыгающий от радости из-за всего, что Бог сделал Луки 1:47.
Иисус описал дух Петра как готовый, хотя слово «желание» на самом деле не соответствует этому слову. «Нетерпеливый» ближе. Иисус сказал ему: «Будь начеку и молись, чтобы не поддаться искушению. Дух жаждет, а плоть немощна». Мф 26:41 СРБ. Дух Петра был полон энтузиазма, он был полон решимости следовать за Иисусом любой ценой. Но Иисус понял, что остальная часть Петра не выдержала испытания и что Петр вскоре предаст его. Дух Петра был здоров и переполнен энтузиазмом и уверенностью в себе. Но его дух «выписывал чеки, которые его тело не могло обналичить».
На другом конце шкалы приведены некоторые описания человеческого духа в Ветхом Завете (цитаты из Христианской стандартной Библии CSB).
Псалом 34:18 Близок Господь к сокрушенным сердцем;
он спасает тех сокрушенных духом.
Исаия 57:15 Ибо Высокий и Возвышенный,
, кто живет вечно, чье имя свято, говорит это:
«Я живу на высоком и святом месте,
и с угнетенными и смиренными духа ,
, чтобы возродить дух смиренных
и оживить сердца угнетенных».
Притчи 16:19 Лучше быть смиренным духом со смиренным
, чем делить добычу с гордым.
Исаия 66:2 Моя рука сотворила все эти вещи,
и так все они возникли.
Это заявление Господа.
Я благосклонно отнесусь к такому человеку:
тот, кто смирен, покорен, ª духом,
и трепещет перед моим словом.
Притчи 15:13 Веселое сердце делает лицо веселым,
а печальное сердце производит сокрушенный дух.
Притчи 17:22 Веселое сердце – доброе лекарство,
но сокрушенный дух сушит кости.
Притчи 18:14 Дух человека может переносить болезни,
но кто выдержит сломленный дух?.
См. также Иов 7:11, Иов 17:1, Псалом 142:3, Псалом 142:4 и Псалом 142:7
Человеческий дух может быть полон радости, как Мария, нетерпелив, как Петр, или он может быть сломлен , раздавленные или угнетенные. Если в заповедях блаженства Луки говорится, что Царство Божье предназначено для тех, кто согбенен финансовой нуждой и внешними обстоятельствами, то у Матфея Иисус приветствует тех, кто раздавлен и сломлен внутри.
Эти заповеди блаженства не о нашей нужде в Боге, хотя и это правда. Вместо этого речь идет о собственном сострадании Иисуса, его отождествлении с беднейшими из бедных, его протягивании к маргиналам, отверженным и сломленным.
Мы не можем недооценивать, насколько это важно для Иисуса и насколько важно это должно быть для нас, Его последователей. Евангелия полны рассказов о том, как Иисус обращался к бедным и отверженным. Он шокировал и ужаснул приличное общество и религиозную элиту тем, что ел вместе с мытарями и грешниками. Первое, что мы читаем об Иисусе после Нагорной проповеди, — это нарушение ветхозаветных законов о чистоте, прикоснувшись к нечистому прокаженному и исцелив его Мф. 8:1–4.
Мне нравится описание Нагорной проповеди «манифест Царства Божьего», но если это его манифест, то инаугурационная речь Иисуса, в которой он объявил о своем поручении от Бога, своего отца, была, когда он говорил в синагоге своего родного города Назарета и читал вслух пророчество о Мессии в Исаии 61.
Луки 4:16 (WEB) Он пришел в Назарет, где вырос. Он вошел, по своему обыкновению, в синагогу в субботу и встал, чтобы прочитать.
17 Книга пророка Исайи была вручена ему. Он открыл книгу и нашел место, где было написано:
18 «Дух Господень на мне, потому что Он помазал меня благовествовать нищим. Он послал меня исцелить сокрушенных сердцем, возвестить пленным освобождение, слепым прозрение, избавить угнетенных,
19 и возвестить год Господень благоприятный».
20 Он закрыл книгу, вернул ее служителю и сел. Взоры всех в синагоге были устремлены на него.
21 Он начал говорить им: Нынче исполнилось Писание сие, слышанное вами. “
Видите параллели между заповедями блаженства и провозглашением Иисуса в Исаии 61, заботой Иисуса о бедных, сокрушенных и сокрушенных сердцем?
Царство Божье, к которому нас призывает Иисус, — это не только прощение наших грехов и попадание на небеса. Речь идет о любви и сострадании Бога к нам, и эта любовь выражается в нашей жизни, в церковной общине и в обществе в целом. Речь идет о призыве угнетенных любить своих врагов и прощать своих угнетателей, бросая вызов несправедливости, дискриминации и фанатизму, которые угнетают и маргинализируют. В Нагорной проповеди Иисус продолжал призывать своих последователей быть солью и светом для всего мира. Чтение из Исаии 61 и провозглашение его исполнения было таким же радикальным. Мы понимаем это духовно, но оно было и социальным. Для евреев I века это пророчество было провозглашением Юбилейного года (Лев. 25:8-55) со всеми его социальными требованиями о перераспределении собственности, списании долгов, освобождении заключенных и рабов.
Для обеспеченных и благополучных людей заповеди блаженства — это вызов тому, как мы приветствуем и относимся к другим, менее удачливым, чем мы. Для бедных и обиженных это радикальное выражение любви Иисуса и радушного приема нас во всей нашей разбитости и боли.
Хотя словосочетание «бедный духом» не используется в обычном английском разговоре, возможно, оно было более понятно евреям того времени. Его можно найти в Свитках Мертвого моря (Военный свиток 1QM 14:7), где нищие духом входят в число тех, кого Бог поднимет, чтобы победить злые народы.
(4) Бога Израилева и вместе радостно превозносим Его имя. Они скажут в ответ: «Благословен Бог Израилев, хранящий милосердие для Своего завета и назначенные времена
(5) спасения для людей, которых Он искупает. Он призвал тех, кто спотыкается, к чудным [совершениям], и Он собрал собрание народов для истребления без остатка, чтобы поднять на суд
(6) того, чье сердце растаяло, чтобы открыть уста для немых, чтобы воспевать [Бога] могучие дела и учить немощные [руки] войне. Он дает силу устоять тем, чьи колени трясутся,
(7) и укрепляет пораженных от бедер до плеч. Среди нищих духом […] ожесточенное сердце, и теми, чей путь совершенен, прекратят существование все нечестивые народы;
Отрывок не объясняет нищих духом, но они находятся в компании людей, чье «сердце растаяло», тех, у кого «ослабели руки», «трясутся колени» и тех, «пораженных от бедер до плеч», или в другом переводе последней фразы говорится, что это «плечи склоненных».
Впервые это появилось в блоге «Обезьяны в храме».
Нажмите здесь, чтобы узнать больше о нашей работе по изучению того, как выглядит «Церковь бедных» .
Matthew 5:3 «Blessed are the poor in spirit, for theirs is the kingdom of heaven.
|