Тропарь михаилу архистратигу: var page_address = ‘/*_angelam/view/id/1107119’; jQuery(document).ready(function() { $(‘#skype’).css(«position» ,»absolute»); $(‘#skype’).css(«left», «-9999px»); $(‘input[name=»skype»]’).css(«position» ,»absolute»); $(‘input[name=»skype»]’).css(«left», «-9999px»); }); Cufon.replace(‘.top div’);

Разное

var page_address = ‘/*_angelam/view/id/1107119’; jQuery(document).ready(function() { $(‘#skype’).css(«position» ,»absolute»); $(‘#skype’).css(«left», «-9999px»); $(‘input[name=»skype»]’).css(«position» ,»absolute»); $(‘input[name=»skype»]’).css(«left», «-9999px»); }); Cufon.replace(‘.top div’);

Тропарь, глас 4:

Небе́сных во́инств Архистрати́же,/ мо́лим тя при́сно мы недосто́йнии,/ да твои́ми моли́твами огради́ши нас/ кро́вом крил невеще́ственныя твоея́ сла́вы,/ сохраня́я нас, припа́дающих приле́жно и вопию́щих:/ от бед изба́ви нас,// я́ко чинонача́льник вы́шних Сил.

Кондак, глас 2:

Архистрати́же Бо́жий,/ служи́телю Боже́ственныя сла́вы, / А́нгелов нача́льниче и челове́ков наста́вниче,/ поле́зное нам проси́ и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́г.

Молитва первая

Святы́й и вели́кий Арха́нгеле Бо́жий Михаи́ле, неисповеди́мыя и пресу́щественныя Тро́ицы пе́рвый во А́нгелех предстоя́телю, ро́да же челове́ческаго приста́вниче и храни́телю, сокруши́вый с во́инствы свои́ми главу́ прего́рдаго Денни́цы на небеси́ и посрамля́яй вы́ну зло́бу и кова́рства его́ на земли́! К тебе́ прибега́ем с ве́рою и тебе́ мо́лимся с любо́вию: бу́ди щит несокруши́м и забра́ло тве́рдо Святе́й Це́ркви и Правосла́вному Оте́чествию на́шему, огражда́я их молниено́сным мече́м твои́м от всех враг, ви́димых и неви́димых. Не оста́ви же, о Арха́нгеле Бо́жий, по́мощию и заступле́нием твои́м и нас, прославля́ющих днесь свято́е и́мя твое́: се бо, а́ще и многогре́шни есмы́, оба́че не хо́щем в беззако́ниих на́ших поги́бнути, но е́же обрати́тися ко Го́споду и оживле́нным бы́ти от Него́ на дела́ блага́я. Озари́ у́бо ум наш све́том лица́ Бо́жия, и́же вы́ну сия́ет на молниеви́днем челе́ твое́м, да возмо́жем разуме́ти, что есть во́ля Бо́жия о нас, блага́я и соверше́нная, и ве́дети вся, я́же подоба́ет нам твори́ти и я́же презира́ти и оставля́ти. Укрепи́ благода́тию Госпо́днею сла́бую во́лю и немощно́е произволе́ние на́ше, да, утверди́вшеся в зако́не Госпо́днем, преста́нем про́чее вла́ятися земны́ми по́мыслы и похоте́нии пло́ти, увлека́ющеся по подо́бию несмы́сленных дете́й скороги́бнущими красо́тами ми́ра сего́, я́ко ра́ди тле́ннаго и земна́го безу́мне забыва́ти ве́чная и небе́сная. Над все́ми же си́ми испроси́ нам свы́ше дух и́стиннаго покая́ния, нелицеме́рную печа́ль по Бо́зе и сокруше́ние о гресе́х на́ших, да остаю́щее нам число́ дний вре́меннаго живота́ на́шего иждиве́м не во угожде́нии чу́вств и рабо́те страсте́м на́шим, но во изглажде́нии зол, соде́янных на́ми, слеза́ми ве́ры и сокруше́ния серде́чнаго, по́двигами чистоты́ и святы́ми дела́ми милосе́рдия. Егда́ же прибли́зится час оконча́ния на́шего, освобожде́ния от уз бре́ннаго сего́ телесе́, не оста́ви нас. Арха́нгеле Бо́жий, беззащи́тных проти́ву духо́в зло́бы поднебе́сных, обы́кших прегражда́ти душе́ челове́честей восхо́д в го́рняя, да, охраняя́еми тобо́ю, безпреткнове́нне дости́гнем о́ных пресла́вных селе́ний ра́йских, иде́же не́сть печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная, и, сподо́бльшеся узре́ти пресве́тлое лице́ Всеблага́го Го́спода и Влады́ки на́шего, па́дше со слеза́ми у ног Его́, в ра́дости и умиле́нии воскли́кнем: сла́ва Тебе́, дража́йший Искупи́телю наш, И́же за премно́гую любо́вь Твою́ к нам, недосто́йным, благоволи́л еси́ посла́ти А́нгелы Твоя́ в служе́ние спасе́нию на́шему! Ами́нь.

Молитва вторая

О святы́й Михаи́ле Арха́нгеле, поми́луй нас, гре́шных, тре́бующих твоего́ заступле́ния, сохрани́ нас, раб Бо́жиих (имена), от все́х ви́димых и неви́димых враг, па́че же подкрепи́ от у́жаса сме́ртнаго и от смуще́ния диа́вольскаго и сподо́би нас непосты́дно предста́ти Созда́телю на́шему в час стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Его́. О всесвяты́й, вели́кий Михаи́ле Архистрати́же! Не пре́зри нас, гре́шных, моля́щихся тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м в ве́це сем и в бу́дущем, но сподо́би нас та́мо ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Аминь.

Молитва третья

Го́споди, Бо́же Вели́кий, Царю́ безнача́льный, пошли́ Арха́нгела Твоего́ Михаи́ла на по́мощь раба́м Твои́м (имярек). Защити́, Арха́нгеле, нас от вся́ких враго́в, ви́димых и неви́димых. О, Госпо́день Вели́кий Арха́нгеле Михаи́ле! Де́монов сокруши́тель, запрети́ всем врага́м, борю́щимся со мно́ю, и сотвори́ их я́ко о́вцы, и смири́ их зло́бные сердца́, и сокруши́ их, я́ко прах пред лице́м ве́тра. О, Госпо́день Вели́кий Арха́нгеле Михаи́ле! Шестикрыла́тых пе́рвый кня́же, Воево́до Небе́сных Сил — Херуви́м и Серафи́м, бу́ди нам помо́щник во всех бе́дах, ско́рбях, в печа́лях, в пусты́ни и на моря́х ти́хое приста́нище. О, Госпо́день Вели́кий Арха́нгеле Михаи́ле! Изба́ви нас от вся́кия пре́лести диа́вольския, егда́ услы́шишь нас, гре́шных, моля́щихся тебе́, и призыва́ющих и́мя твое́ свято́е. Ускори́ нам на по́мощь и побори́ всех, проти́вящихся нам, си́лою Честна́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня, моли́твами Пресвято́й Богоро́дицы, моли́твами святы́х апо́столов, святи́теля Чудотво́рца Никола́я, Андре́я, Христа́ ра́ди, юро́диваго, св. проро́ка Илии́ и всех святы́х великому́чеников: святы́х му́чеников Ники́ты и Евста́фия, и всех преподо́бных отцо́в на́ших, от ве́ка Бо́гу угоди́вших и всех святы́х Небе́сных Сил. О, Госпо́день Вели́кий Арха́нгеле Михаи́ле! Помоги́ нам гре́шным (имярек) и изба́ви нас от тру́са, пото́па, огня́, меча́ и напра́сной сме́рти, от вели́кого зла, от врага́ льсти́ваго, от бу́ри поноси́мой, от лука́вого изба́ви нас всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Свято́й Архистрати́г Бо́жий Михаи́л, молниено́сным мечо́м твои́м отжени́ от мене́ ду́ха лука́вого, искуша́ющего и томя́щего мя. Ами́нь.

Молитва четвертая.

О святы́й Михаи́ле Арха́нгеле, светлообра́зный и гро́зный Небе́снаго Царя́ воево́до! Пре́жде Стра́шнаго Суда́ осла́би ми пока́ятися от грехо́в мои́х, от се́ти ловя́щих изба́ви ду́шу мою́ и приведи́ ю́ к сотво́ршему ю́ Бо́гу, седя́щему на Херуви́мех, и моли́ся о ней приле́жно, да твои́м хода́тайством по́слет ю́ в ме́сто поко́йное. О гро́зный Воево́до Небе́сных Сил, предста́телю всех у Престо́ла Влады́ки Христа́, храни́телю тве́рдый всем челове́ком и му́дрый ору́жниче, кре́пкий Воево́до Небе́снаго Царя́! Поми́луй мя, гре́шнаго, тре́бующаго твоего́ заступле́ния, сохрани́ мя от всех ви́димых и неви́димых враг, па́че же подкрепи́ от у́жаса сме́ртнаго и от смуще́ния диа́вольскаго и сподо́би мя непосты́дно предста́ти Созда́телю на́шему в час стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Его́. О всесвяты́й вели́кий Михаи́ле Архистрати́же! Не пре́зри мене́, гре́шнаго, моля́щагося тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м, в ве́це сем и в бу́дущем, но сподо́би мя та́мо ку́пно с тобо́ю сла́витии Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Назад к списку

Архангелу Михаилу / М / Тропарион. Тропари, кондаки, величания и молитвы святым.

Тропарь, глас 4:

Небе́сных во́инств Архистрати́же,/ мо́лим тя при́сно мы недосто́йнии,/ да твои́ми моли́твами огради́ши нас/ кро́вом крил невеще́ственныя твоея́ сла́вы,/ сохраня́я нас, припа́дающих приле́жно и вопию́щих:/ от бед изба́ви нас,// я́ко чинонача́льник вы́шних Сил.

Кондак, глас 2:

Архистрати́же Бо́жий,/ служи́телю Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льниче и челове́ков наста́вниче,/ поле́зное нам проси́ и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́г.

Величание

Велича́ем тя,/ Архистрати́же Бо́жий Михаи́ле,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши о нас// Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва

Святы́й и вели́кий Арха́нгеле Бо́жий Михаи́ле, неисповеди́мыя и пресу́щественныя Тро́ицы пе́рвый во А́нгелех предстоя́телю, ро́да же челове́ческаго приста́вниче и храни́телю, сокруши́вый с во́инствы свои́ми главу́ прего́рдаго Денни́цы на небеси́ и посрамля́яй вы́ну зло́бу и кова́рства его́ на земли́! К тебе́ прибега́ем с ве́рою и тебе́ мо́лимся с любо́вию: бу́ди щит несокруши́м и забра́ло тве́рдо Святе́й Це́ркви и Правосла́вному Оте́чествию на́шему, огражда́я их молниено́сным мече́м твои́м от всех враг, ви́димых и неви́димых. Не оста́ви же, о Арха́нгеле Бо́жий, по́мощию и заступле́нием твои́м и нас, прославля́ющих днесь свято́е и́мя твое́: се бо, а́ще и многогре́шни есмы́, оба́че не хо́щем в беззако́ниих на́ших поги́бнути, но е́же обрати́тися ко Го́споду и оживле́нным бы́ти от Него́ на дела́ блага́я. Озари́ у́бо ум наш све́том лица́ Бо́жия, и́же вы́ну сия́ет на молниеви́днем челе́ твое́м, да возмо́жем разуме́ти, что есть во́ля Бо́жия о нас, блага́я и соверше́нная, и ве́дети вся, я́же подоба́ет нам твори́ти и я́же презира́ти и оставля́ти. Укрепи́ благода́тию Госпо́днею сла́бую во́лю и немощно́е произволе́ние на́ше, да, утверди́вшеся в зако́не Госпо́днем, преста́нем про́чее вла́ятися земны́ми по́мыслы и похоте́нии пло́ти, увлека́ющеся по подо́бию несмы́сленных дете́й скороги́бнущими красо́тами ми́ра сего́, я́ко ра́ди тле́ннаго и земна́го безу́мне забыва́ти ве́чная и небе́сная. Над все́ми же си́ми испроси́ нам свы́ше дух и́стиннаго покая́ния, нелицеме́рную печа́ль по Бо́зе и сокруше́ние о гресе́х на́ших, да остаю́щее нам число́ дний вре́меннаго живота́ на́шего иждиве́м не во угожде́нии чу́вств и рабо́те страсте́м на́шим, но во изглажде́нии зол, соде́янных на́ми, слеза́ми ве́ры и сокруше́ния серде́чнаго, по́двигами чистоты́ и святы́ми дела́ми милосе́рдия. Егда́ же прибли́зится час оконча́ния на́шего, освобожде́ния от уз бре́ннаго сего́ телесе́, не оста́ви нас, Арха́нгеле Бо́жий, беззащи́тных проти́ву духо́в зло́бы поднебе́сных, обы́кших прегражда́ти душе́ челове́честей восхо́д в го́рняя, да, охраняя́еми тобо́ю, безпреткнове́нне дости́гнем о́ных пресла́вных селе́ний ра́йских, иде́же не́сть печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная, и, сподо́бльшеся узре́ти пресве́тлое лице́ Всеблага́го Го́спода и Влады́ки на́шего, па́дше со слеза́ми у ног Его́, в ра́дости и умиле́нии воскли́кнем: сла́ва Тебе́, дража́йший Искупи́телю наш, И́же за премно́гую любо́вь Твою́ к нам, недосто́йным, благоволи́л еси́ посла́ти А́нгелы Твоя́ в служе́ние спасе́нию на́шему! Ами́нь.

Святой Архангел Михаил и все Бесплотные Силы Неба

Святой Архангел Михаил и все Бесплотные Силы Неба

Святой Архангел Михаил

и все Бестелесные Силы Неба

21 ноября (8 ноября по старому стилю)

T

Ангелы Божии поминаются людьми с древнейших времен, но это поминовение часто вырождается в обожествление ангелов (4 Цар. 23:5; А. В. 2 Цар.). Еретики всегда плели фантазии вокруг ангелов. Одни из них видели в ангелах богов, а другие, если не считали их таковыми, принимали их за творцов всего видимого мира. Поместный Собор в Лаодикии, состоявшийся в IV веке, в своем 35-м правиле отверг поклонение ангелам как богам и установил должное их почитание. Во времена папы римского Сильвестра и Александрийского патриарха Александра, в четвертом веке, был установлен этот праздник Архангела Михаила и других небесных сил, празднуемый в ноябре. Почему в ноябре? Потому что ноябрь — девятый месяц после марта, и считается, что мир был создан в марте месяце. Девятый месяц после марта был выбран из-за девяти чинов ангелов, которые были первыми сотворенными существами. Св. Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла (того апостола, который был восхищен до третьего неба), пишет об этих девяти чинах в своей книге «Небесные Иерархии». Эти чины таковы: шестикрылые Серафимы, многоокие Херувимы, Божественные Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. Предводителем всего ангельского воинства является Архангел Михаил. Когда сатана, Люцифер, отпал от Бога и увлек с собой на погибель половину ангелов, тогда Михаил восстал и воззвал к непадшим ангелам: «Внемлем! Станем прямо; встанем со страхом!», и все ангельское воинство громко запело: «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф! небо и земля полны славы Твоей!» (См. об Архангеле Михаиле: Иисуса Навина 5:13-15 и Иуды т.9.). Среди ангелов царит совершенное единство разума, души и любви; полного повиновения меньших сил более великим и всех святой воле Божией. У каждого народа есть свой ангел-хранитель, как и у каждого отдельного христианина. Мы должны помнить, что все, что мы делаем, публично или тайно, мы делаем в присутствии нашего ангела-хранителя и что в Судный день великое множество святых ангелов небесных соберется вокруг престола Христа, и мысли, слова и дела каждого человека будут обнажены перед ними. Да помилует нас Бог и спасет по молитвам святого Архистратига Михаила и всех бесплотных небесных сил. Аминь.

Тропарь, глас 4

Верховные Вожди Сонмов Небесных,/ умоляем вас, чтобы вы своими молитвами окружили нас,/ недостойных,/ защитой крыльев вашей невещественной славы/ и охраняли нас, падающих пред вами и усердно возопи:/ избавь нас от опасностей,/ ибо ты военачальники горних сил.

Тропарь другой, глас 1

Славим Херувимов, Серафимов, Престолов, Сил, Властей и Начал,/ Господств, Архангелов и Ангелов,/ ибо они Бесплотные служители Безначальной Троицы/ и открыватели непостижимых тайн./ Слава Давшему тя. существование; слава Давшему тебе свет; / слава Тому, Кто восхваляется тобою в трисвятых песнопениях.

Кондак, глас 2

Верховные Вожди воинств Божиих и служители божественной славы,/ Князья бесплотных Ангелов и наставники людей,/ просят блага нам и великой милости,/ как Верховные Вожди Бесплотных Сонмов.


 

Свято-Покровская Русская Православная Церковь

2049 Argyle Ave. Лос-Анджелес, Калифорния

 

(michael_archangel.doc, 15 августа 2000 г.)

Празднование Архангельского Света — Народное Православие

В.К. Маккарти

Военачальники небесных воинств,
мы, недостойные, умоляем вас,
вашими молитвами окружите нас под крыльями вашей нематериальной славы,
и верно сохраните нас, падающих и плачущих вы:
Избавь нас от всякого зла, ибо вы – вожди сил вышних!
(Тропарь на Собор Архистратига Михаила и иных бесплотных сил, глас 4)

Пока ангелы собираются на великий Праздник Собора Архангелов, те из нас, кто опасается верить в ангелов, могут усомниться в самой их природе. Тем не менее, мы стоим так же близко к мощному объяснению, как Псалом 103:4 и Псалом 102:20-21, ибо раскрывается мощная эффективность их служения. Бог, Который, как говорит псалмопевец, «делает ангелов Своих духами и служителей Своих пламенеющим огнём», ужасен и великолепен на вид. То, что ангелы Божьи «преуспевают в силе, исполняют Его заповеди, внимают голосу Его слова… и исполняют Его волю», указывает на то, что они являются главными тружениками в деле спасения и в нашей жизни среди верных.

«Присмотритесь к клейму железному, — учит вас Василий Великий, — и яснее станет природа ангельской святости: Помни, что огонь нужен для того, чтобы нагреть его; однако мы не стали бы утверждать, что клеймящее железо и огонь — одна и та же субстанция. Ангелы представляют собой аналогичный случай; они суть воздушные духи, состоящие из невещественного огня, как написано: «Ангелов Своих делает духами, и служителей Своих — пламенеющим огнем» (Пс. 104:4). Ангелы существуют в пространстве, и когда их видят достойные, они принимают соответствующую физическую форму» (9). 0053 О Святом Духе , PG38.138A). Таким образом, в нашей глубочайшей молитве и хвале мы можем видеть божественное сияние ангельских явлений так же, как, возможно, видим радугу, которая действительно может явиться визуально и сиять при случае и может сильно означать Божье обетование. в Писании, но не имеет физического тела.

Семь архангелов, которых мы чествуем на пиру, названы в апокрифическом тексте Ветхого Завета, Книге Еноха, где перечислены и их функции: «Это имена святых ангелов, которые бодрствуют. Уриил, который над миром и над Тартаром. Рафаэль, который стоит над духами людей. Гавриил, который над Раем, змеями и Херувимами. Михаил, то есть тот, кто поставлен над лучшей частью человечества и над хаосом. Саракаэль, который стоит над духами, которые грешат в духе. Ремиэль, которого Бог поставил над восстающими. Рагуил, мстящий миру светил» (Енох 20:1-8). Обратите внимание, что все имена архангелов оканчиваются на «ЭЛЬ» — это потому, что все их имена представляют небесные атрибуты Бога на иврите.

Традиционно считается, что четыре главных архангела — Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил — охраняют четыре метафизических угла Великого Трона Бога и космоса. Архангелы — это «богобоязненные угли, возгоревшиеся от огня божественного естества», как описывает это Владимир Лосский. «Разлили по вселенной огонь неприступного Божества, непрестанно воспевая гимн Троицы: Свят, Свят, Свят Боже наш». ( Значение иконок [1989], 108). Какое же счастье для нас, что Литургия гораздо яснее описывает и утверждает ангелов и архангелов, чем даже учение Церкви. Каждое воскресенье мы поклоняемся с Трисвятым, троекратно повторяя слова ангельские, соединяясь в прославлении неба и земли, воспевая вместе: «Святый Боже, Святый и Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!» Литургия Златоуста также восклицает: «Свят Бог, Который покланяется и прославляется множеством святых ангелов и архангелов, невидимо трепещущих пред Ним». Точно так же литургия Василия восхваляет Всемогущего Бога, который «поставил воинства ангелов и архангелов для служения славе твоей».

Из византийской Литургии св. Василия исходит эта маленькая молитвенная жемчужина: «Господи и Владыко, Боже наш, назначивший чины Ангелов и Архангелов служить славе Твоей на небесах: даруй, чтобы Твои Святые Ангелы могли войти в с нами присоединиться к нашему служению и прославлению Твоей благости, и во веки веков». И хотя вряд ли это православие, любопытно, что в романе Джеймса Джойса есть даже «Молитва архангелу Михаилу» 9.0053 Улисс , скорее повествующий о его подлинном страхе перед злыми духами: «Блаженный Михаил, архангел, защити нас в час брани. Будь нашей защитой от лукавства и сетей дьявола (Да удержит его Бог, мы смиренно молимся): и ты, о князь небесного воинства, силою Божией низвергни сатану в ад, а с ним и других нечестивых духи, которые бродят по миру для гибели душ. Аминь» ( Улисс [1922], 80).

Св. Дионисий не был первым, кто исследовал в мистической глубине ангельские существа Божии; но его предположение о том, что роль, отведенная ангелам, «образовала недостающую онтологическую связь между видимым и невидимым миром» (J Pelikan, Spirit of Eastern Christendom [1974], 142), внес значительный вклад в богословские и философские исследования ангелов, какими мы их знаем сегодня. Он придавал большое значение тому, насколько близки к славе Божией некоторые из ангелов, и определил систему категорий в соответствии с этой близостью, с серафимами и херувимами, наиболее близкими к Престолу Божию. Подобно радуге, показывающей нам отраженный свет в цветных дугах, этот древний писатель обрисовывал категории ангелов и то, как они демонстрируют путь единения с Богом, раскрывая ступени духовного прогресса: очищения, затем озарения и окончательного объединения. с нашим Всемогущим Творцом.

В мастерски выраженном дионисийском видении небесные иерархии Небес происходят от Божества Троицы как своего трансцендентного источника. Они излучаются наружу, излучая божественный свет через девять чинов ангелов, чье небесное служение призвано привлечь нас к полному участию в небесной жизни. «Всякое доброе дарование и всякий совершенный дар исходят свыше, нисходят от Отца Светов, — объясняет он в Небесной Иерархии : — это Свет, который посредством символических символов открывает нам самые благословенные иерархии среди ангелов… чтобы Бог мог вознести нас в духе через чувственное к понятию, от священных форм и символов до простых вершин небесных иерархий… Если же говорить об Ангелах, то имеется в виду некое совершенное устройство, образ красоты Божией, который священно творит тайны своего просветления… ибо он очищает, просвещает и совершенствует» (9). 0053 Сел.Выше. 1, PG3.120B, 121B, 124A, 165 B-C).

Священное Писание показывает нам, что люди общались с ангелами с первых дней своего пребывания в райском саду. На протяжении всей дуги Божьей истории спасения от Сотворения до Воскресения ангелы сигнализировали о божественном присутствии, мощно заверяя в Божьей защите и ободрении. Ангелы также обеспечивали ужасающий натиск близости Бога в посланиях человечеству, от Пятикнижия до Евангелий. В библейских рассказах ангелы один за другим раскрываются как «множество воинства небесного, славящего Бога» (Лк. 2:13) и описываются не только бесчисленными, но и светящимися, превосходящими пол великолепием. Помните также, что сам Иисус говорит об ангелах и опытных ангелах; он вырос в еврейской культуре, которая признавала многих небесных вестников — ангелов без крыльев — несущих Божье Слово и мудрость верующим.

Об этом божественном даре отраженного присутствия Божия Григорий Богослов разъяснил: «Поскольку Добро должно излиться и выйти за пределы самого себя, чтобы умножить предметы своего благодеяния, то Бог прежде задумал силы небесные и ангельские. И это зачатие было делом, исполненным Его Словом, и совершенным Его Духом, и так явились ангельские сияния, как огонь нематериального и нетленного рода» ( Слово 38, О Рождестве Христовом, IX ). Возможно, именно в развитии концепции ангелов с ее предположением о духовном прогрессе и глубокой благости Бога отцы Церкви сделали один из наиболее новаторских шагов за пределы унаследованного ими платонического мировоззрения.

«Вдумайтесь, наконец, в это», — говорит наш любезный святитель Иоанн Кронштадтский, недавний русский святой в пантеоне отцов Церкви; он благословляет нас этой мудростью: «Господь сотворил ангелов мудрыми, сильными, вечно святыми и чистыми божественной истиной… Подумайте же, дорогие братья и сестры, как близки нам ангелы… Поэтому подражайте ангелам, особенно так как вы созданы по образу Божию; этот дар является общим для ангелов и для человечества. Почитайте ангелов, друзья мои, подражайте их святости, их любви и преданности Богу, и вы будете достойны блаженной жизни на небесах вместе с ними».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts