Богородичен в покаянном каноне как читать: Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах
Содержание
Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах
В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.
В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.
1.
«Слава, и ныне: (либо: «Слава: И ныне:») — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Внимание! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
2.
«Аллилуиа» (Трижды) — Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
3.
«Трисвятое. По Отче наш» или «Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…» — читаются последовательно молитвы:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
4.
Сокращение «Приидите, поклонимся…» следует читать:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).
5.
Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
- Пожертвовать
- 472 тыс. 8
-
12
богородичен. Что это? Нужен ли он?
В православии особо почитается Дева Мария. Считается, что своими чудесными молитвами к Господу Пресвятая Богородица спасет всех живущих на Земле христиан.
Ее образ запечатлен во множествах икон. На многих из них святая изображена с младенцем Иисусом на руках. Одно только чудо непорочного зачатия девушки уже заставляет уверовать в великую силу Божьего промысла. Житие Марии является примером кротости, смирения для каждого из нас.
Помощь Богородицы
Многие православные отмечают чудодейственную силу Божией Матери. Она спасает и оберегает верующих.
- Дева Мария является покровительницей всех матерей.
- Она способна излечить различные недуги, в том числе бесплодие.
- Принято считать, что образ Богоматери спасает верующих от междоусобиц и войн.
- Дева Мария способствует разрешению в родах, учению, воспитанию детей.
Наверное, нет ситуации, когда пресвятая Богородица не помогла бы правосланым христианам.
Песнопение Богородичен на богослужении
Богородичен можно услышать на богослужение, это особое песнопение, посвящённое Пресвятой Богородице. Оно может быть исполнено 3 разными способами:
- стихира — текст, напоминающий гимн, произносится вместе с псалмами из книги Псалтырь;
- тропарь — короткое песнопение, отражающее суть церковного праздника;
- седален — когда исполняют песнопение допускается сидеть.
Богородичны обычно употребляются по завершении стихиры, тропаря или седалена. Прочесть этот текст можно во всех богослужебных изданиях, кроме Евангелия. Услышать Богородичен можно на любой службе.
Также проводится разделение на 4 группы, когда их провозглашают:
- в Воскресенье и по праздникам — после стихир;
- в Воскресенье, а также по праздникам после отпустительных тропарей;
- в будние дни — после стихир;
- в будни — после отпустительных тропарей.
Обычно они находятся в финале стиха Слава Отцу и Сыну и Святому Духу Аминь, Богородичны делятся по гласам, их расположение — конец богослужебных книг (приложение).
Важной группой являются Богородичны догматики, их насчитывается 8 по числу гласов, в них в сжатой форме излагаются догматы — непреложные установления, касающиеся Пресвятой Богородицы.
Их наличие означает возвышение роли Пресвятой Девы в спасении человечества, она способна умолить Христа помиловать грешников. Основная мысль — Христос воплотился от девственной Марии через благодать Святого Духа.
На службах Богородичны догматики звучат очень красиво, их место в богослужении — после стихир На Господи, воззвании в ходе воскресной вечерни.
Ещё одна разновидность — Крестобогородичны, раскрывающие всю глубину страданий Богородицы, когда Господь находился на кресте, она всё пропустила через своё сердце. Время и место исполнения молитв:
- вечерня во вторник, четверг;
- утреня в среду, пятницу.
На этих службах происходит поклонение Кресту Господню, воспевается его величие и горе Божией Матери.
Обращение к Деве Марии – богородичен. Что это?
Как помогает верующим святая? В молитвослове есть специальный раздел обращений к Деве. Он носит название «богородичен». Представляет собой собрание всех молитв ко пресвятой Божией Матери. Они применяются для разрешения проблем в любых жизненных ситуациях, начиная с беременности и родов и заканчивая поминовением усопших.
Итак, почему молитвенное обращение к Деве Марие называется богородичен? Что это?
Богородичен входит в обязательный состав чтения литургии (утренней службы). Особенно почитается обращение к Пресвятой Деве во время великих православных праздников. Считается, что своими молитвами Богоматерь оберегает все христианские храмы и соборы и несет благодать верующим.
Святые отцы отметили, что молитвы, обращенные именно к Деве Марии, имеют особую силу. Поэтому было принято решение обобщить их названием богородичен для указания их великого статуса. В настоящее время значение слова несколько видоизменилось. Многие служители храмов данным определением называют просто обращение к Пресвятой Деве.
Православная молитва Богородичен для верующего
Начинающий православный христианин, купив молитвослов, может заглянуть в него и увидеть множество сокращений. Не в каждом молитвослове бывают пояснения, и поэтому за разъяснениями приходится идти к священнику или к более опытным верующим знакомым. Среди прочих сокращений часто можно встретить слово Богородичен. Что же оно означает?
Это короткий вариант словосочетания богородичная молитва, означает, что по очередности в том месте, где оно написано, следует читать определенную молитву, обращенную к Матери Божьей. В молитвенных правилах для мирян это, как правило, молитва Пресвятая Богородица, спаси нас. В богослужебной практике слово Богородичен обозначает песнопение, посвященное Царице небесной.
Богородичен догматик
Люди, зашедшие в субботу вечером на службу в православный храм, часто слышат восклицание чтеца на клиросе: богородичен догматик. Вслед за этим восклицанием хор поет короткое торжественное песнопение, содержащее похвалу Божьей матери и одновременно прославляющее два начала Ее Сына: божественное и человеческое.
Всего существует восемь богородичных догматиков, их еще называют догматики восьми гласов, и поются они только накануне великой вечерни. Скорбные песнопения, посвященные плачу Богоматери у Креста, называются крестобогородичны.
Богородичные молитвы для православного верующего
Все православные молитвы, обращенные к Божьей Матери, принято называть богородичными молитвами. В православное церкви их великое множество, поскольку Богородица очень почитается верующими, и к Ней принято обращаться во всех важных жизненных ситуациях, и в скорбных, и в радостных. Пресвятая Дева славится на всех богослужениях, вспоминается на всех церковных праздниках, так как явила Своим примером образец истинного смирения, покорности воле Божьей, любви к Богу и сочувствия людям, не смотря на то, что пережила много горя.
Православные тексты богородичных молитв читаются православными утром и вечером, перед началом и по окончании всякого дела. Существуют и особо торжественные богородичные молитвы для домашнего чтения – акафисты и каноны. Слушать акафисты и каноны можно в записи, в профессиональном исполнении церковных хоров, так как традиционно они исполняются нараспев.
Слушать на видео молитву Богородичен
Читать текст православной Богородичной молитвы
Прими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единой прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся святаго тела Его, и пречистыя крове Его; тем же блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая. И ныне всепетая, Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабах Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго, и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми; славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу, и всех Создателю возсылаем, ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
Как читать богородичен
Основная молитва Деве Марии — «Пресвятая Богородица, спаси нас». Ее принято читать во всех жизненных ситуациях. Дает спасение в случае опасности и покровительство в удаче эта молитва.
Богородичен читается во время литургии после «Отче наш». Ее текст повторяется единовременно в количестве 33 раз. Затем основное обращение к Богородице производится в начале каждой части службы.
Особую силу имеет молитва перед совершением таинства причастия. Считается, что именно в этот период на христианина налагается благодать Божия. Что такое богородичен перед причастием? Обращение к Деве Марии перед святым таинством позволяет открыть душу верующего Богу и отпустить все его грехи.
Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах
В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.
В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.
«Слава, и ныне: ( либо : «Слава: И ныне:» ) — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Внимание! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Сокращение «Приидите, поклонимся…» следует читать:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу . (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон) .
Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас , а вместо Троичен : Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу .
Сила молитвы
Жизнеописание святой считается примером для всех православных. Еще при жизни Богородицы молитвенное обращение к ней спасало верующих от невзгод и неурядиц. В период после своей смерти и по сей день великая Дева Мария не перестает покровительствовать христианам.
Практически каждый верующий отмечает ее помощь в самых трудных ситуациях.
Свою любовь к православным пречистая Дева не раз показывала в виде мироточения икон, чудесного исцеления от пояса Богородицы, проявления благодати во время празднования Рождества, Успения и входа во храм.
Поможет ли богородичен
Многие скептики утверждают, что молитвенное обращение к святой – не что иное, как просто программирование своих мыслей и поступков на определенные действия. Результат их будет не помощью от Божией Матери, а логичный итог их работы. Однако святые отцы отмечают, что подобное суждение является настолько поверхностным, что даже не принимается в счет. Помощь христианам при молитве к пресвятой Деве Марии оказывается на протяжении уже более 2000 лет. Подобная продолжительность чудесных явлений и миллионы благодарных христиан являются лучшим доказательством силы и влияния молитвы.
Догмы молитвословов
Многие верующие люди, которые только начинают внимательно читать молитвослов, часто натыкаются там на непонятные сокращения, которые разделяются запятой или двоеточием. Также эти сокращения присутствуют и в богослужебных книгах.
Сокращения
Цель их размещения — длинный текст занимает место, а сокращения помогают лучше приспособиться к воспроизведению их на службе чтецам и певчим. Наиболее распространённые сокращения, принятые в богословской практике нужно знать.
- Слава, и Ныне следует читать так:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Помимо молитвословов, они находятся в каждой из 20 кафизм Псалтыри, разделяя кафизму на 3 части.
- Трисвятое — 3 следует проговорить:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.
- Троичен:
Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.
- Когда написано Богородичен в молитвослове, то необходимо произносить:
Пресвятая Богородица, спаси нас.
Такое постоянное призывание Божией Матери позволяет всегда находиться под её защитой, даёт возможность убедиться, что роль её велика, она спасает людей, имеющих даже серьёзные грехи. В молитвослове малоопытных христиан сокращения могут ввести в заблуждение, но фразы следует проговаривать полностью.
Фразу «Пресвятая Богородица, спаси нас» необходимо читать не только во время правила, но и призывать Деву Марию на помощь кратким обращением всегда, когда тяжело, непонятно, как правильно поступать в запутанных ситуациях.
Каноны
Причастие — важнейшее таинство для православного христианина, при котором он непостижимым образом входит в общение с Христом, принимая внутрь себя его тело и кровь, которые даются на литургии в виде хлеба и вина.
Чтобы принять эти святыни достойно, верующему необходимо тщательно подготовиться. Помимо поста на протяжении 3 дней, когда запрещено есть животную пищу, необходимо пройти исповедь у священника в храме, где предполагается причастие.
- покаянный ко Господу;
- молебный Божией Матери;
- Ангелу-Хранителю.
Также многие прочитывают покаянный канон ко Пресвятой Богородице. Оба канона направляют верующего к познанию духовной мудрости, раскрывают перед ним библейскую историю, события которой актуально звучат и сейчас. Канон строится по одинаковой схеме: 9 песен, первая и последняя посвящены Божией Матери.
Первая песнь молебного канона содержит признание своих грехов, наличие многочисленных страстей, болезней душевных и телесных, которые излечить способна только Богородица. Завершающая песнь молебного канона является просьбой к Деве Марии принести радость, просветить мрачную душу.
Покаянный канон содержит в себе больше покаянных воздыханий, осознание своей греховности, единственной надежды на помощь Богородицы. У грешников сильный страх, но и вера велика в милосердие Пресвятой Девы, она может умолить Господа о прощении всех грехов.
В первых песнях молебного и покаянного канонов имеется Богородичен — «Пресвятая Богородица, спаси нас». Обычно в молитвословах он написан полностью.
Календарь | Устав | Аудио | |||
Имя Божие | Ответы | Богослужения | Школа | Видео | |
Библиотека | Проповеди | Тайна ап.Иоанна | Поэзия | Фото | |
Публицистика | Дискуссии | Библия | История | Фотокниги | |
Апостасия | Свидетельства | Иконы | Стихи о.Олега | Вопросы | |
Жития святых | Книга отзывов | Исповедь | Архив | Карта сайта | |
Молитвы | Слово батюшки | Новомученики | Контакты | ||
ПРАВИЛО ЧТЕНИЯ МОЛЕБНЫХ КАНОНОВ
По обычнем начале мiрянин глаголет: М олитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. А минь.
С вятый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с поклонами) .
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. А минь.
П ресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Г осподи помилуй (трижды). С лава , и ныне .
О тче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Г осподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.
А минь.
Г осподи помилуй (12). С лава, и ныне.
П риидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон) .
П риидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон) .
П риидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон) .
Псалом 142.
Г осподи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя яко земля, безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой. Не отврати лица Твоего от мене и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, Господи, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь Твой, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене ради Твоего, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши из печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся, стужающие души моей, яко аз раб Твой есмь.
С лава, и ныне. А ллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды, с поклонами).
Г осподи помилуй (12) . С лава, и ныне.
Б ог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне.
И споведуйтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.
О бышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им.
Н е умру, но жив буду и повем дела Господня.
К амень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших (и к каждому стиху припеваем: Б ог Господь:).
Таже, тропарь празднику, коему изволиши пети, глаголи дважды, С лава, и ныне: паки той же.
Аще ли единому святому поеши , то тропарь святому дважды. С лава, и ныне: Богородичен воскресен, по гласу тропаря святаго.
Псалом 50. П омилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Г осподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. А минь.
Посем канон ему же изволиши, празднику или святому.
Посем, Т рисвятое и по О тче наш: (молитвы от С вятый Боже: до О тче наш: и молитвы И исусовой включительно.)
Тропарь празднику. С лава, и ныне, кондак ему же.
Аще ли канон святому, то прежде тропарь святому. С лава, кондак ему же (ищи по 6-й песни). И ныне, Богородичен воскресный, по гласу тропаря.
Посем, Г осподи помилуй (40) . С лава, и ныне.
Приложи и молитву святому, если есть.
По сем:
Ч естнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
С лава, и ныне. Г осподи помилуй (трижды), Г осподи благослови (с поклонами), и отпуст: Г осподи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, и святаго (имя рек, имуже канон пелся), и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец.
А минь.
И по отпусте молимся о здравии и о спасении, глаголя трижды:
М илостиве Господи, спаси и помилуй рабы Твоя (имена их), [поклон]
избави их от всякия скорби, гнева и нужды, [поклон]
от всякия болезни, душевныя и телесныя, [поклон]
прости им всякое согрешение, вольное и невольное, [поклон]
и душам нашим полезная сотвори. [поклон]
Примечания:
(а по дониконовской практике катавасия читается после каждой
песни)
После 3-й песни могут быть седальны
— тропари в честь святого, названные так потому, что раньше при исполнении их и следовавших за ними святоотеческих чтений было принято сидеть. Последний седален (как и вообще последний тропарь) посвящен обычно Пресвятей Богородице, и потому называется
Богородичен
.После 6-й песни и катавасии следует кондак
и иногда
икос
.После 9-й песни читается либо Д остойно есть: ( в начальных поклонах), либо сей задостойник: В ладычице, приими молитву раб Своих и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице оружие наше и стена. Ты еси Заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших, возвеличим Тя вси, Пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятый.
В великие праздники читается задостойник
праздника.
После канона вновь читается Т рисвятое и по О тче наш: тропарь
и
кондак
празднику или святому, 40 раз Г осподи помилуй (заменяющие сугубую ектению, читаемую, когда служит священник), затем может быть
молитва
святому, и затем обычное окончание с
отпустом
.Есть древняя практика после отпуста молиться о здравии
(например, тех, о ком пелся молебен), читая трижды с поклонами “
М илостиве Господи, спаси и помилуй…
” ( в тексте). Всего 15 поклонов. При совместном молении старший прочитывает первую часть молитвы и произносит имена, а остальные хором дочитывают остальное (“Избави их от всякия скорби…” и далее до конца. )По окончании молебна следует положить те же поклоны, что и в начале.
Если молебен совершают несколько человек, возглавляющий читает эту часть отпуста так: “…святых Ангелов, хранителей наших, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец”.
Вообще, если последующие чтения (например, седальны) разделяются Слава и ныне , то оно читается именно там, а не после “Г осподи, помилуй”. По 6-й же песни Слава и ныне читается сразу после “Г осподи, помилуй”, так как кондак и икос никогда славословием не разделяются.
Слово Богородичен в молитвослове часто вводит начинающих христиан в ступор. Давайте для начала разберемся с этимологией слова Богородичен. В переводе с церковнославянского языка оно означает «принадлежащий Божьей Матери». Так православные христиане называют все молитвы, каноны и акафисты, обращенные к Пресвятой Богородице.
Но в молитвослове Богородичен означает самую распространенную православную молитву, содержащую одновременно прошение к Царице Небесной и ко всем лицам Святой Троицы : Пресвятая Богородице, спаси нас, Господи, очисти грехи наша, Владыко, прости беззакония наша, Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Само слово Богородичен читать при этом не надо.
Помимо Богородична, в молитвослове обычно содержится еще несколько сокращений. Так, слово Трисвятое означает молитву к Святой Троице, которая читается перед началом любого молитвенного правила: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас, а когда мы видим сокращение Слава, и ныне, то следует произносить полностью: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.
Читаем богородичен в домашних условиях
Православному христианину не обязательно постоянно посещать службы в храме. Можно совершать домашние молитвы. Обычно они производятся утром после пробуждения и перед отходом ко сну.
Домашний богородичен — что это? У каждого православного в месте проживания должен быть оборудован специальный угол для обращения к Богу. Центральное место его занимают иконы (Спасителя, пресвятой Девы Марии и святых отцов).
Здесь можно обращаться с молитвой к Господу. В этом же углу читают богородичен. Символом веры также может служить горящая свеча или лампада, установленные рядом с иконами.Обращаться в молитве к Деве Марии принято за себя и своих близких, также за уже усопших православных христиан.
И все-таки богородичен — что это? Это молитва, которая может помочь и оказать любую помощь просящим. Обращение к святой Деве Марии через богородичен – один из лучших способов очищения христианской души.
Что такое Богородичное правило?
Более правильно, это делать за один приём. После каждого десятка произносится Отче Наш и “Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского.
” Затем тропарь, соответствующий одному из событий в жизни Пресвятой Богородицы.
Само правило разбито на 15 ступеней по 10 молитв, символизирующих ключевые события в жизни Богородицы. Ниже, будут рассмотрены подробно схемы Богородичного правила. Если совсем нет времени, то можно просто произнести 150 раз молитву Богородичного правила. Иногда, в дополнении к схемам Богородичного правила, бывает полезно дополнительно прочитать 150 раз Богородицу непрерывно.
Только, если это делать правильно, то будет очень жёстко и совсем не просто. Ведь произносить необходимо с максимальным, стопроцентном, вниманием к каждому слову молитвы. Так, чтобы на протяжение всех 150 молитв ни разу не прорвалась посторонняя мысль в ваше сознание. Это очень и очень трудно и для новичка невозможно без длительной практики. Как только появляется посторонняя мысль, вы не должны засчитывать эту бусинку чёток и продолжать с предыдущей бусинки. И так каждый раз. Таким образом, ваше Богородичное правило может растянуться на несколько часов, а то и на весь день.
Но, постепенно, день ото дня, Вам будет легче справляться с блужданием ума и управлять им. Помните, что враг душ человеческих и его слуги боятся, как огня Богородичной молитвы и они будут всячески мешать вашему правилу.
Чем мешать и как? Посторонними отвлекающими мыслями ослаблять молитву, вы можете, даже, на время погрузится в сон. Помните, что всё это происки бесов, коих вокруг вас тьма. Проявляя настойчивость и усилие в творении Богородичного правила, вы сможете постепенно победить их всех, поэтому очень важно не засчитывать бусинку чёток, если внимание к молитве ослабло. В этом случае, бесы будут вынуждены отступить и оставить вас, ведь на каждую помеху от них, вы реагируете удлинением времени Богородичного правила, что губительно для них.
Заутреня — OctoberWiki
Заутреня (также пишется как Заутреня , от латинского matutinae , «утро»), также называемая Ортрос (от греческого, что означает «утро», «рассвет» или «рассвет» «), является самой продолжительной и сложной из услуг суточного цикла. Утреня празднуется утром, если только она не совершается в рамках вечернего бдения.
Службы Православной Церкви |
Евхаристия: Божественная литургия | Когда нельзя совершать Евхаристию: Типика |
Ежедневный цикл (Божественное управление) |
Вечерня | повечерие | Полуночный офис | Утреня |
Маленькие часы (Prime,Terce,Sext,None) | Королевские часы | Мезорион |
Прочие услуги |
Акафист | Параклезис | Молебен |
Великое благословение воды | Артоклазия |
Служба Крещения | Святое Елеосвящение |
Служба посвящения | Брачная служба |
Ритуальные услуги | Поминальная служба |
Содержание
- 1 Общая структура воскресной утрени
- 2 службы утрени
- 2. 1 Основные формы
- 2.2 Специальные формы
- 3 источника
- 4 Внешние ссылки
Общая структура воскресной утрени
В то время как некоторые разделы утрени следуют восьмитонному циклу, другие — одиннадцатичастному циклу Евангелий Воскресения (эотина).
- Воскресная утреня, когда служится отдельно от бдения, начинается возгласом священника «Благословен Бог наш…»
- Хор отвечает «Аминь». а Священник читает «Слава Тебе…» и молитву «Царю Небесному…»
- Чтец читает Трисайонские молитвы.
- Священник восклицает «Ибо Твое есть»…
- Чтец двенадцать раз читает «Господи помилуй», «Слава. И ныне». и Псалмы 19 и 20.
- Священник кадит весь Храм во время чтения 19-го псалма.& 20.
- После 19-го и 20-го псалмов чтец читает трисвятые молитвы.
- Священник восклицает «Ибо Твое есть…»
- Чтец читает Царские тропари.
- Священник возглашает первые три прошения Усердного моления (Помилуй нас, Боже. ..), а затем возглашает: «Яко Благ Ты Боже…» Отвечает хор: «Аминь. Во имя Господа, Отче благослови.» Священник восклицает «Слава Святому…»
- Чтец со страхом Божиим восклицает «Слава в вышних Богу..» (трижды), «Господи, отверзаешь уста мои…» (дважды) и затем читает шестопсалмие (третий, тридцать седьмой, Шестьдесят два, восемьдесят семь, сто два и сто сорок два.) Избранные стихи из каждого псалма читаются в конце каждого псалма. — Слава. И то, и другое. «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, Слава Тебе, Боже» «Господи помилуй. Господи помилуй. Господи помилуй». — Слава. И то, и другое. читается в середине Шести псалмов.
- Диакон возглашает Великую Ектению, в конце которой Священник возглашает «Ибо Тебе…»
- Хор в тоне недели поет «Бог есть Господь» с назначенными стихами. Аполитик Воскресенский следует (всегда дважды) за «Славой» за Святым, «И ныне» за Богородичным в гласе Аполикиона святого.
- Диакон возглашает Малую ектению, в конце которой иерей возглашает «Ибо Твое есть держава. ..»
- Хор поет кафизмы гласа седмицы после 1-го и 2-го чтения Псалтири (чтения Псалтири в обыденной практике не читаются).
- Хор сразу же после пения Кафизматы поет Евлогитарию.
- Диакон возглашает Малую ектению, в конце которой священник возглашает «Яко благословенно имя Твое…»
- Чтец читает Ипакой Тона недели.
- Хор поет Песни восхождения на глас седмицы, за которыми следует Прокимен и его куплет.
- Соблюдается порядок Евангелия: диакон возглашает «Господу помолимся…», хор отвечает «Господи, помилуй». Священник восклицает: «Ибо Свят Ты, Боже наш…» Хор отвечает «Аминь», а затем поет «Все, что дышит…» (thrcie). Диакон восклицает: «Да сподобимся мы слушать…» Хор отвечает: «Господи, помилуй». (трижды). Затем диакон восклицает: «Премудрость. Встань, послушаем…», а священник восклицает: «Мир всем». Священник возглашает: «Из Евангелия по…» Лик отвечает: «Слава Тебе, Господи…», а диакон восклицает: «Прислушаемся!» Священник теперь читает назначенное Воскресное Евангелие (Эотинон) на воскресенье. Он читает его с правой стороны Престола. После чтения Евангелия хор поет «Слава Тебе, Господи…»
- Чтец читает «Воскресение Христово видевши…»
- Поется 50-й псалом, всегда во 2-м гласе.
- Затем обычно поются следующие песнопения:
«Славься…» «По ходатайствам Апостолов…» «И ныне..» «По молитвам Богородицы…» «Помилуй меня, Боже…» «Иисус воскресе…»
- По воскресеньям Триоди (кроме Вербного воскресенья или воскресенья, на которое может приходиться Благовещение) поются следующие песнопения:
«Слава…» «Двери покаяния…» «И ныне…» «Направи меня на пути спасения…» «Помилуй меня, Боже…» » Когда я думаю о множестве злых дел, которые я сделал…»
- Священник восклицает: «Боже, спаси народ Твой и благослови наследие Твое…»
- Канон теперь поется в следующем порядке: хор поет 1-ю песнь Воскресного канона (глас седмицы), канон Богородице (глас седмицы) и канон святому дня. Затем они поют сезонную Катавасию 1-й оды. Точно так же поется и 3-я песня.
- После катавсии 3-й песни диакон возглашает Малую ектению, в конце которой священник возглашает: «Ибо Ты Бог наш…»
- Чтец читает Кондак и Икос Святого, если таковой имеется. Затем хор поет кафизму «По 3-й песне».
- Следующие песнопения Канона Чтец читает следующим образом: Песнь 4 на Песнь 8 (Воскресение, Богородица, День святой).
- Хор немедленно начинает петь сезонную Катавасию од с 4 по 6.
- Диакон возглашает Малую ектению, в конце которой священник возглашает: «Ибо Ты Царь мира…»
- Чтец читает Воскресный кондак и ойкос гласа седмицы, а затем Синаксарь дня из Минеи (см. после 6-й песни канона святого).
- Хор поет катавасы 7-й и 8-й од.
- Диакон восклицает «Богородица и Матерь Света…»
- Хор поёт «Честнее Херувимов…» своими стихами. 9Сразу следует 1-я Песнь Канона, точно так же, как пелась 1-я Песнь. Во время 9-й песни диакон кадит Храм.
- Диакон возглашает Малую ектению, в конце которой иерей возглашает: «Все лики ангельские благословляют Тебя, и Тебе славу возсылаем. ..»
- Хор поет «Свят Господь Бог наш». После поют соответствующий Экзапостиларион на утреннее Евангелие.
- Хор поет хвалебные гласы в гласе недели: «Все, что имеет дыхание» и «Хвалите Его, все ангелы Его…»
- Чтец читает остальные стихи Псалма до стиха «Делать в них…»
- Хор поет Стихиры Похвальные.
- Хор поет «Славься» и соответствующий Доксастикон к Утреннему Евангелию.
- Хор поет «И ныне… Преблагословенная еси, Дево Богородице…»
- Хор поет Великое Славословие в Тоне недели.
- Хор поет, если тона 1-4 «Сегодня спасение…» и если тона Pl. 1-й — пл. 4-й «Восстав…»
- Диакон возглашает ектению усердного моления, в конце которой священник возглашает «О милостивом…»
- Диакон произносит ектению Совершения, в конце которой священник восклицает: «Ибо Ты благ Бог…»
- Священник восклицает «Мир всем…», а диакон произносит «Склоним головы…»
- Священник про себя читает «Молитву при преклонении глав. ..» и затем восклицает «Твое помилуй…»
- Диакон возглашает «Премудрость», хор «Благословите», иерей «Блажен Сущий…»
- Чтец читает молитву «Установи Господа Бога…»
- Священник восклицает: «Пресвятая Богородица спаси нас!»
- Чтец читает «Честнейшая…» и «Славься. И ныне» «Господи помилуй» (трижды) «Святый Отче благослови!»
- Священник читает Отпевание «Слава Тебе, Боже наш… Да воскресший из мертвых, Христос истинный Боже наш…»
- Чтец читает «Придите поклонимся…» и Час 1.
- Отслужена Божественная литургия.
Служба утрени
Существует семь видов утрени:
Базовые формы
- Воскресная утреня: самая длинная из регулярных заутренй. Если эта служба совершается целиком, то она может длиться до трех часов. Обычно он содержит комбинацию канонов, взятых из Октоиха, Минеи, Триоди и/или Пятидесятницы. В результате в приходах часто делают сокращения. Часто эта заутреня является частью всенощного бдения (особенно в славянской практике).
- Ежедневная утреня: Евангелия нет.
- Утреня праздничная с Евангелием.
Особые формы
- Великопостная утреня: добавлен покаянный материал (песнопения и молитвы).
Службы утрени в связи с Пасхальным праздником:
- Жениховская заутреня: служится в Великий и Святой понедельник, вторник, среду).
- Утреня Великой и Страстной Пятницы: двенадцать уроков Евангелия; Используются антифоны (из другой конторы). Тропарь, поемый на 15-м антифоне: Нынче на кресте повешен… (Симерон крематай).
- Утреня Великой и Страстной субботы . Это содержит некоторые элементы старой соборной канцелярии: процессия с эпитафиями, чтение трех перикоп (ВЗ, послание, Евангелие) в конце.
- Пасхальная Утреня . Празднуется с Пасхи до Фоминой. Шесть псалмов и хвалы не являются частью этой службы.
Источники
- Раздаточный материал семинаристам, участвовавшим в алтарных группах 2004-2005 гг. в Крестовоздвиженской Греческой Православной Богословской Школе
- Орфрос на воскресенье: Воскресные гимны в оригинальном греческом языке с новым английским переводом Спенсера Т. Кезиоса, протопресвитера, опубликовано издательством Narthex Press, 2-е издание, 1998.
Внешние ссылки
- Цифровая подставка для пения (файлы PDF), созданная AGES Initiatives (Шарлотт, Северная Каролина). Доступны версии на греческом/английском или только на английском языке. Английские переводы о. Серафим Дедес и др. .
- Служба Воскресного Ортроса с сайта Греческой Православной Архиепископии Америки
- Утреня в качестве чтеца
- Ежедневная утреня в качестве чтеца
Канон (гимн) — Православная Вики
- Это страница о Canon в литургике. Чтобы узнать о других значениях термина «Канон», см. «Канон» (значения) .
Канон — это структурированный гимн, используемый на ряде православных служб. Он состоит из девяти од , иногда называемых песнопениями или песнями в зависимости от перевода, основанного на композициях (также называемых одами), найденных в Библии и, за одним исключением, в Ветхом Завете.
Канон датируется VII веком и был либо разработан, либо введен в греческий язык св. Андреем Критским, чей покаянный Великий канон до сих пор используется в некоторых случаях во время Великого поста. Дальнейшее развитие он получил в 8 веке св. Иоанна Дамаскина и Космы Песнописца, а в IX веке свв. Иосиф Песнописец и Феофан Клейменный.
Со временем канон пришел на смену кондаку, рудиментарная форма которого все еще используется несколько раз и которая была включена в исполнение канона.
Содержание
- 1 Характеристики
- 1. 1 Современное исполнение
- 2 Применение
- 3 Поэтическая и музыкальная структура
- 4 сообщения
- 5 Каталожные номера
- 6 Внешние ссылки
Исполнение
Как и вся другая православная церковная музыка, канон поется хором или кантором а капелла распевом. Ода канона начинается с пения библейской оды с самого начала. В какой-то момент это прерывается вступительной строфой под названием 9.0005 irmos , «ссылка», которая поэтически связывает его с предметом канона. Вслед за ирмосом, которые поются попеременно с последующими стихами оды, следует серия гимнов, состоящая из одной строфы каждая, или тропарей , написанных на ту же мелодию и размер, что и ирмос, которые расширяют его тему. Ода завершается заключительной строфой, называемой katavasia , которая может присутствовать в зависимости от службы и случая и соответственно меняется. Это может быть повторение ирмоса, ирмос второго канона, когда вместе поется более одного канона, ирмос канона на предстоящий большой праздник или какой-либо другой стих, предписанный богослужебными книгами. (Катавасия означает «спуск», и этот стих назван так потому, что в первоначальном исполнении два хора спускались со своих мест по левую и правую стороны церкви, чтобы вместе петь его в середине.)
Когда исполняется полный канон, между третьей и четвертой одами поется sedalen или «сидячий гимн». Между шестой и седьмой песнями поется рудиментарный кондак только с его прооимионом , или начальной строфой, и ойкосом или первой строфой . Этот порядок несколько перестраивается, если канон сопровождается акафистом.
Современное исполнение
В некоторых современных практиках Библейские оды фактически не поются, кроме как во время утрени в будние дни Великого поста. Однако в современной русской и украинской практике библейские песни поются на каждой утрени (субботними вечерами и накануне великих праздников). Чаще всего поются все оды с первой по девятую, за исключением второй; поэтому в большинстве канонов поется только восемь од. Вторая ода имеет чрезвычайно покаянную тему, поэтому ее тоже поют только во время постной утрени в будние дни. В это время службы призывают петь только три песни. (Книга, содержащая сменные части богослужений Великого поста, называется 9-й.0005 Триодион в последствии.) Из-за этого каноны, которые не поются в это время, часто не имеют записанных для них ирмоев или тропарей второй песни. Песня вторая поется и в Великом каноне св. Андрея Первозванного.
Вместо этого ода обычно начинается с ирмоса. Каждый последующий тропарь начинается кратким рефреном, опять же определяемым темой канона. Например, в каноне Воскресения припев звучит так: «Слава, Господи, святому Твоему Воскресению»; в каноне Пресвятой Богородице припев: «Пресвятая Богородица, спаси нас»; а в самом общем случае это «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Для последних одного или двух тропарей припев заменяется славословием «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Однако во время воскресной утрени 9-го0005 Magnificat , составляющий половину девятой библейской песни, обычно поется целиком перед ирмосом.
Общее количество тропарей определяется местным употреблением. Теоретически на каждую песнь приходится до четырнадцати, причем некоторые тропари повторяются, если их недостаточно в богослужебных книгах, а некоторые соединяются, если их слишком много. Это делает канон слишком длинным для типичного приходского употребления, поэтому часто количество фактически читаемых тропарей сокращается — в некоторых практиках до трех на песнь.
Хотя и предполагается, что тропари поются, в большинстве случаев это нецелесообразно, поэтому обычно поется только во время Пасхальной утрени. Тропари чаще всего читаются recto tono одним чтецом, как и предшествующие им припевы, хотя ирмои и катавасии по-прежнему обычно поются. Часто два чтеца читают припевы и тропари в один голос.
Использование
Каноны используются особенно на утрени, на Великом и Малом повечериях; и в специальных службах, таких как Параклесис, и службах аналогичной структуры, таких как Панахида или Молебен. В последних случаях он часто бывает рудиментарным и состоит не более чем из 9 выборок.0005 irmoi с припевами и славословием. Каноны также могут использоваться в частной молитве либо как регулярная часть правила, либо для особых нужд. Одной из традиционных молитвенных приготовлений к принятию Евхаристии является чтение накануне вечером трех канонов и акафиста. При использовании в частном порядке, как правило, нет попытки создать сложное музыкальное или метрическое исполнение.
Поэтико-музыкальная структура
Библейские оды неодинаковы по размеру, поэтому, хотя вся музыка исполняется в одном ладу, каждая ода должна составлять отдельное произведение. Однако в первоначальных греческих композициях ирмос и тропарь по замыслу должны были быть одного размера и, следовательно, могли использовать одну и ту же мелодию. Часто присутствовали и акростихи, зачитывавшиеся тропари канона, а иногда и с участием ирмоса, если он сочинялся одновременно. Метр и акростих будут даны вместе с названием канона.