Богородичен в покаянном каноне как читать: Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах

Разное

Содержание

Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах

В молит­во­сло­вах и бого­слу­жеб­ных кни­гах неко­то­рые часто упо­треб­ля­е­мые молит­вы и даже неболь­шие ряды молитв не при­во­дят­ся каж­дый раз пол­но­стью, а обо­зна­ча­ют­ся сокра­щен­но. Такие сокра­ще­ния — напри­мер, сокра­ще­ние «Сла­ва, и ныне:» — есть почти во всех молит­во­сло­вах. Это не толь­ко эко­но­мит место, но и очень удоб­но для опыт­ных чте­цов и пев­цов. Одна­ко начи­на­ю­ще­го молит­вен­ни­ка порой могут сбить с тол­ку еще не зна­ко­мые ему сокра­ще­ния. Поэто­му мы при­во­дим для наших чита­те­лей спи­сок наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных сокра­щен­ных обо­зна­че­ний, кото­рые могут встре­тить­ся в молитвословах.

В бого­слу­жеб­ных кни­гах сокра­ще­ний подоб­но­го рода гораз­до боль­ше: они рас­счи­та­ны на твер­дое зна­ние чита­ю­щим весь­ма широ­ко­го кру­га молитв и пес­но­пе­ний. В цер­ков­но­сла­вян­ской тра­ди­ции пока­за­те­лем тако­го сокра­ще­ния слу­жит двое­то­чие (:) — оно выпол­ня­ет здесь роль, подоб­ную роли мно­го­то­чия (…) в совре­мен­ной рус­ской письменности.

1.

«Сла­ва, и ныне: (либо: «Сла­ва: И ныне:») — Сла­ва Отцу и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

«Сла­ва:» — Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу.

«и ныне:» — И ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

 

Вни­ма­ние! В Псал­ти­ри каж­дая из кафизм — два­дца­ти частей, на кото­рые раз­де­ле­на Псал­тирь для чте­ния — делит­ся на три части, после каж­дой из кото­рых обыч­но напи­са­но: «Сла­ва:» (эти части поэто­му и назы­ва­ют­ся «Сла­ва­ми»). В этом (и толь­ко этом) слу­чае обо­зна­че­ние «Сла­ва:» заме­ня­ет сле­ду­ю­щие молитвословия:

Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

Алли­лу­иа, алли­лу­иа, алли­лу­иа, сла­ва Тебе, Боже. (Три­жды)

Гос­по­ди, поми­луй. (Три­жды)

Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

2.

«Алли­лу­иа» (Три­жды)Алли­лу­иа, алли­лу­иа, алли­лу­иа, сла­ва Тебе, Боже. (Три­жды)

3.

«Три­свя­тое. По Отче наш» или «Три­свя­тое. Пре­свя­тая Тро­и­це… Отче наш…» — чита­ют­ся после­до­ва­тель­но молитвы:

Свя­тый Боже, Свя­тый Креп­кий, Свя­тый Без­смерт­ный, поми­луй нас. (Три­жды)

Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

Пре­свя­тая Тро­и­це, поми­луй нас; Гос­по­ди, очи­сти гре­хи наша; Вла­ды­ко, про­сти без­за­ко­ния наша; Свя­тый, посе­ти и исце­ли немо­щи наша, имене Тво­е­го ради.

Гос­по­ди, поми­луй. (Три­жды)

Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небе­сех, да свя­тит­ся имя Твое, да при­и­дет Цар­ствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небе­си и на зем­ли. Хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь; и оста­ви нам дол­ги наша, яко­же и мы остав­ля­ем долж­ни­ком нашим; и не вве­ди нас во иску­ше­ние, но изба­ви нас от лукаваго.

4.

Сокра­ще­ние «При­и­ди­те, покло­ним­ся…» сле­ду­ет читать:

При­и­ди­те, покло­ним­ся Царе­ви наше­му Богу. (Поклон)

При­и­ди­те, покло­ним­ся и при­па­дем Хри­сту, Царе­ви наше­му Богу. (Поклон)

При­и­ди­те, покло­ним­ся и при­па­дем Само­му Хри­сту, Царе­ви и Богу наше­му. (Поклон).

5.

Вме­сто Бого­ро­ди­чен обыч­но гово­рим: Пре­свя­тая Бого­ро­ди­це, спа­си нас, а вме­сто Тро­и­чен: Пре­свя­тая Тро­и­це, Боже наш, сла­ва Тебе, или Сла­ва Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу.

  • Пожертвовать
  • 472 тыс. 8

КалендарьУставАудио
Имя БожиеОтветыБогослуженияШколаВидео
БиблиотекаПроповедиТайна ап.ИоаннаПоэзияФото
ПублицистикаДискуссииБиблияИсторияФотокниги
АпостасияСвидетельстваИконыСтихи о.ОлегаВопросы
Жития святыхКнига отзывовИсповедьАрхивКарта сайта
МолитвыСлово батюшкиНовомученикиКонтакты

Службы Православной Церкви
Евхаристия: Божественная литургия | Когда нельзя совершать Евхаристию: Типика
Ежедневный цикл (Божественное управление)
Вечерня | повечерие | Полуночный офис | Утреня
Маленькие часы (Prime,Terce,Sext,None) | Королевские часы | Мезорион
Прочие услуги
Акафист | Параклезис | Молебен
Великое благословение воды | Артоклазия
Служба Крещения | Святое Елеосвящение
Служба посвящения | Брачная служба
Ритуальные услуги | Поминальная служба

, «ссылка», которая поэтически связывает его с предметом канона. Вслед за ирмосом, которые поются попеременно с последующими стихами оды, следует серия гимнов, состоящая из одной строфы каждая, или тропарей , написанных на ту же мелодию и размер, что и ирмос, которые расширяют его тему. Ода завершается заключительной строфой, называемой katavasia , которая может присутствовать в зависимости от службы и случая и соответственно меняется. Это может быть повторение ирмоса, ирмос второго канона, когда вместе поется более одного канона, ирмос канона на предстоящий большой праздник или какой-либо другой стих, предписанный богослужебными книгами. (Катавасия означает «спуск», и этот стих назван так потому, что в первоначальном исполнении два хора спускались со своих мест по левую и правую стороны церкви, чтобы вместе петь его в середине.)

Когда исполняется полный канон, между третьей и четвертой одами поется sedalen или «сидячий гимн». Между шестой и седьмой песнями поется рудиментарный кондак только с его прооимионом , или начальной строфой, и ойкосом или первой строфой . Этот порядок несколько перестраивается, если канон сопровождается акафистом.

Современное исполнение

В некоторых современных практиках Библейские оды фактически не поются, кроме как во время утрени в будние дни Великого поста. Однако в современной русской и украинской практике библейские песни поются на каждой утрени (субботними вечерами и накануне великих праздников). Чаще всего поются все оды с первой по девятую, за исключением второй; поэтому в большинстве канонов поется только восемь од. Вторая ода имеет чрезвычайно покаянную тему, поэтому ее тоже поют только во время постной утрени в будние дни. В это время службы призывают петь только три песни. (Книга, содержащая сменные части богослужений Великого поста, называется 9-й.0005 Триодион в последствии.) Из-за этого каноны, которые не поются в это время, часто не имеют записанных для них ирмоев или тропарей второй песни. Песня вторая поется и в Великом каноне св. Андрея Первозванного.

Вместо этого ода обычно начинается с ирмоса. Каждый последующий тропарь начинается кратким рефреном, опять же определяемым темой канона. Например, в каноне Воскресения припев звучит так: «Слава, Господи, святому Твоему Воскресению»; в каноне Пресвятой Богородице припев: «Пресвятая Богородица, спаси нас»; а в самом общем случае это «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Для последних одного или двух тропарей припев заменяется славословием «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Однако во время воскресной утрени 9-го0005 Magnificat , составляющий половину девятой библейской песни, обычно поется целиком перед ирмосом.

Общее количество тропарей определяется местным употреблением. Теоретически на каждую песнь приходится до четырнадцати, причем некоторые тропари повторяются, если их недостаточно в богослужебных книгах, а некоторые соединяются, если их слишком много. Это делает канон слишком длинным для типичного приходского употребления, поэтому часто количество фактически читаемых тропарей сокращается — в некоторых практиках до трех на песнь.

Хотя и предполагается, что тропари поются, в большинстве случаев это нецелесообразно, поэтому обычно поется только во время Пасхальной утрени. Тропари чаще всего читаются recto tono одним чтецом, как и предшествующие им припевы, хотя ирмои и катавасии по-прежнему обычно поются. Часто два чтеца читают припевы и тропари в один голос.

Использование

Каноны используются особенно на утрени, на Великом и Малом повечериях; и в специальных службах, таких как Параклесис, и службах аналогичной структуры, таких как Панахида или Молебен. В последних случаях он часто бывает рудиментарным и состоит не более чем из 9 выборок.0005 irmoi с припевами и славословием. Каноны также могут использоваться в частной молитве либо как регулярная часть правила, либо для особых нужд. Одной из традиционных молитвенных приготовлений к принятию Евхаристии является чтение накануне вечером трех канонов и акафиста. При использовании в частном порядке, как правило, нет попытки создать сложное музыкальное или метрическое исполнение.

Поэтико-музыкальная структура

Библейские оды неодинаковы по размеру, поэтому, хотя вся музыка исполняется в одном ладу, каждая ода должна составлять отдельное произведение. Однако в первоначальных греческих композициях ирмос и тропарь по замыслу должны были быть одного размера и, следовательно, могли использовать одну и ту же мелодию. Часто присутствовали и акростихи, зачитывавшиеся тропари канона, а иногда и с участием ирмоса, если он сочинялся одновременно. Метр и акростих будут даны вместе с названием канона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts