Бортсурманский алексей: Праведный Алекси́й Гневушев, Бортсурманский, пресвитер
Содержание
Праведный Алекси́й Гневушев, Бортсурманский, пресвитер
Святой Алексий (Гневушев) родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии в семье священника. По окончании Нижегородской семинарии (1784) он женился и был поставлен диаконом в село Бортсурманы. Спустя 13 лет его рукоположили в пресвитера к той же церкви, и он не покидал ее до самой кончины.
В начале служения он не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец Алексий рассердился и выгнал прочь присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадежно и он может подождать до утра. Однако в ту же ночь, испытывая муки совести и будучи не в силах заснуть, он встал и отправился к больному. Но тот был уже мертв, а возле его постели отец Алексий увидел Ангела, держащего в руках Святую Чашу. Потрясенный видением, отец Алексий упал на колени перед покойным и провел всю ночь в молитве.
С той поры он каждый день служил Божественную литургию и соблюдал, насколько это было в его силах, монашеское молитвенное правило. В полночь он читал полунощницу, чин двенадцати псалмов и житие святого, чья память праздновалась в этот день, а также поучение из «Пролога». Наутро он читал утренние молитвы, часы, акафист преподобному Сергию, великомученице Варваре или святителю Митрофану. В полдень он прочитывал четыре кафизмы из Псалтири, а вечером – канон и акафист Спасителю, канон Ангелу Хранителю, молитвы на сон грядущий. Ежедневно он также совершал полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой.
Во время, свободное от служб и келейных молитв, он принимал у себя прихожан. Тех, кто хотел взяться за духовный подвиг, он благословлял или, напротив, отговаривал, согласно откровению Божию. Иногда он давал посетителям духовные наставления, но делал это всегда с такой великой кротостью, что она покоряла сердца слушающих. Святой Алексий был суров только по отношению к колдунам и разного рода ясновидящим, а также людям, которые обращались к ним за помощью. Он раздавал бедным все, что оставалось у него после щедрых дарений, из которых он, однако, всегда выделял часть на украшение церкви. Не раз, когда крестьяне страдали от разных несчастий, например, от пожаров или эпидемий, они находили у себя деньги. Никто не знал, откуда они появлялись, пока один крестьянин, дом которого сгорел, не застал отца Алексия, когда тот хотел подбросить ему деньги.
Ненавидя праздность – матерь всех пороков, святой, как только появлялось хоть немного времени, шел работать в поле или трудился по дому. Обретя великое дерзновение пред Господом, он исцелял больных своими святыми молитвами, утешал страждущих словом Божиим, часто являя дар прозорливости.
Также он сподобился многих видений и откровений. Однажды, когда отец Алексий был прикован к постели из-за тяжелой болезни, он внезапно услышал небесное пение и увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении великомученицы Варвары. Она приблизилась к нему и чудесным образом исцелила. В другой раз ему явился ночью Господь Иисус Христос, облаченный в царские одежды, и благословил. Со Христом были также Его Пречистая Матерь и три девы в белых одеждах – добродетели Вера, Надежда, Любовь. Он услышал голос, который сказал: «Сей есть Сын Мой единородный, Сын Божий».
Во времена наполеоновского нашествия (1812) праведный Алексий молился за литургией, чтобы Господь даровал России победу, и внезапно увидел Ангела, который возвестил, что силы небесные уже двинулись на помощь и враг будет сокрушен. Однажды перед преложением Святых Даров на литургии, когда отец Алексий читал тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый…», он услышал голос над Телом и Кровью Христовыми: «Сей есть Сын Мой возлюбленный!»
За девять лет до кончины святой Алексий вышел за штат и отстранился от всех приходских и семейных дел, но литургию, как и прежде, служил почти каждый день и богослужений не сокращал, во всем следуя уставу. В последние годы он жил в маленькой келлии, единственное окно которой выходило на церковь. Чуждый житейских забот, он всецело посвятил себя молитве. Он выглядел тогда уже стариком, маленького роста, худым и согбенным. Но лицо его, очень напоминавшее лицо преподобного Серафима Саровского, излучало духовную радость, переполнявшую его и потому освещавшую все вокруг. Его взгляд был столь проникновенным, что, казалось, он читает в душах приходящих к нему людей.
В течение последних 30 лет своей жизни святой Алексий не мылся и, приближаясь к концу жизни, носил власяницу, в которой и был похоронен согласно своему желанию. В его келлии не было другой обстановки, кроме маленькой печки, грубой постели, стола с несколькими стульями да аналоя перед иконой с теплящейся лампадой. По апостольской заповеди отец Алексий молился непрестанно (см.: 1Фес.5:17). В какое бы время люди ни приходили к нему в келлию, они заставали его молящимся. Он принимал пищу не чаще одного раза в день, строго соблюдал все посты, не ел ни рыбы, ни растительного масла даже тогда, когда это было разрешено. Никто не знал, чем святой питался на первой и последней неделе Великого поста, ибо по его просьбе ему вообще не приносили еды в эти дни.
Столь велика была вера и любовь праведного Алексия к Богу, столь горячими были его молитвы, что враг рода человеческого решил подвергнуть его многим испытаниям. Так, когда святой ночью молился и клал поклоны, враг поднимал его в воздух и бросал оземь, а когда он пытался заснуть хоть на минутку, бесы не давали ему покоя. Тогда отец Алексий пробуждался, творил многочисленные поклоны или читал Псалтирь. Однажды диавольские искушения стали столь жестокими, что отец Алексий принялся горячо молиться перед иконой Спасителя, – тогда он увидел, как по иконе текут слезы, и услышал голос, обещавший ему венец праведников.
Получив такое ободрение в брани, которую он вел против сил тьмы, святой Алексий мог и сам утешать скорбящих, призывая их к терпению. Одной игумении, которая была его духовной дочерью, он писал: «Будь терпелива и возложи надежду на помощь Божию, благодаря которой ты можешь отразить все нападения врага человеческих душ. Если бы не было испытаний, не было бы и венцов!»
В годы служения он всегда охотно приходил к тем, кто просил его прийти помолиться за него, но избегал праздных визитов и разговоров. В последние годы жизни, посвященные исключительно посту и молитве, он покидал свою келлию только чтобы пойти в церковь.
Местные помещики и даже землевладельцы из соседних губерний почитали его за святую жизнь. Они приходили к праведнику, писали ему письма, просили благословения. Все почитали его за великого святого и молитвенника, обладающего даром исцеления. Так, он исцелил девочку из города Курмыша, которая от рождения не могла ходить, и воскресил мальчика из своего прихода горячей молитвой. Отовсюду к святому приводили душевнобольных и одержимых – и все они исцелялись его молитвами.
1 января 1848 года отец Алексий почувствовал, что силы оставляют его. Сам он уже не мог совершать церковных служб, но попросил близких отвести его в церковь. Несмотря на слабость, он считал большим грехом не принимать приходивших к нему людей и собирал последние силы, чтобы наделить их благоуханием наставлений. Дойдя до полного истощения, он завершил свой жизненный путь, полный скорбей, в Великий Четверг 1848 года, сидя у окна, к которому подошел, чтобы благословить множество людей, пришедших проститься с ним. Одни преклонили колена, другие тихо плакали. Отец Алексий благословлял их до тех пор, пока его рука не опустилась в последний раз, чтобы уже более не подняться. Он был погребен в саду при Успенской церкви села Бортсурманы, напротив алтаря. Не проходило ни одного воскресенья, ни одного праздника, когда бы на его могиле не служилась панихида, и почти все прихожане взяли по горсточке земли с его могилы.
Преподобный Серафим Саровский питал глубокое почтение к подвижническим трудам святого Божия. Хотя они никогда не встречались, святой Серафим знал о нем благодаря дару прозорливости и говорил так: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте». Когда христиане из тех мест, где жил святой Алексий, приходили к преподобному Серафиму, он отсылал их обратно, смиренно убеждая, что у них есть ревностный заступник пред Господом – отец Алексий, священник из села Бортсурманы[1].
Прославление и обретение мощей
К лику святых праведного Алексия Бортсурманского причислили на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Канонизация отца Алексия готовилась еще в начале ХХ века. В 1913 году в Бортсурманы приезжала комиссия из Нижегородской духовной консистории для расследования устных и печатных сообщений о чудесах, связанных с бортсурманским батюшкой Алексием. Чудеса подтвердились, но Первая мировая война и Октябрьская революция не позволили тогда канонизировать подвижника.
Во времена безбожия могилу отца Алексия пытались стереть с лица земли и прекратить почитание праведника, но верующие тайно восстанавливали могильный холмик. Успенский храм в селе Бортсурманы закрыли в 1937 году и использовали под клуб и склад.
В 1989 году в селе начал складываться приход. Службы совершались в молитвенном доме — бывшем производственном помещении. Тогда же в Успенском храме начались реставрационные работы. 17 августа 1993 года, когда церковь освятили, туда были торжественно перенесены святые мощи угодника Божия, здесь они покоятся до сих пор. Из многих уголков России приезжают верующие в Бортсурманы, чтобы помолиться угоднику Божию и поклониться его святым мощам[2].
Примечания
[1] Составитель – иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод – изд-во Сретенского монастыря.
[2]Сайт Нижегородской митрополии.
АЛЕКСИЙ БОРТСУРМАНСКИЙ — Древо
Прав. Алексий Бортсурманский |
Алексий (Гнеушев), Бортсурманский (1762 — 1848), священник, святойправедный.
Память 21 апреля, в Соборе Нижегородских святых
Родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии (совр. Нижегородская обл.) в семье священника.
В 1784 г. по окончании Нижегородской духовной семинарии рукоположен во диакона к Успенской церкви в с. Бортсурманы, в 1797 г. — во священника к той же церкви.
Однажды ночью его позвали к умирающему в соседнюю деревню, о. Алексий рассердился, выгнал посланного и лег спать. Но через некоторое время, мучимый совестью, решил поехать. Войдя в дом, священник увидел, что крестьянин уже умер, рядом с почившим стоял ангел со Святой чашей в руках. Это видение так поразило о. Алексия, что он упал на колени и всю ночь молился, домой он вернулся другим человеком. Каждый день он совершал литургию, насколько было возможно, исполнял монашеское келейное правило и устав. Правило было такое: полуночное — полунощница, 12 избранных псалмов, житие святого и поучение из Пролога; утреннее — молитвы утренние, часы, акафист прп. Сергию, или вмц. Варваре, или свт. Митрофану; полуденное — 4 кафизмы; вечернее — канон Спасителю с акафистом, канон Ангелу-Хранителю, молитвы на сон грядущим; о. Алексий ежедневно совершал 1500 поклонов с Иисусовой молитвой. Во время, свободное от служб и келейных молитв, он принимал приходивших к нему людей, тайно помогал неимущим и попавшим в беду.
За свою праведную и подвижническую жизнь о. Алексий получил от Бога дары исцеления и прозорливости и сподобился многих Божественных откровений. Во время Отечественной войны 1812 г. он молился за литургией, чтобы Господь даровал России победу, и вдруг увидел ангела, который возвестил ему, что силы небесные уже двинулись на помощь и враг будет сокрушен. Неоднократно о. Алексий был удостоен видений Спасителя, Божией Матери, святых; свои видения и откровения он записывал.
За 9 лет до кончины вышел за штат, но литургию служил, как и прежде, почти каждый день, и богослужений не сокращал и во всем следовал уставу. Последние годы он жил в малой келье, под одной крышей с его домом. Удалив от себя все мирские заботы, он предался аскетическим и молитвенным подвигам: носил власяницу, спал на жестком войлоке, пищу вкушал раз в день, мяса не употреблял, строго соблюдал посты. Слава о нем как о великом молитвеннике и чудотворце распространилась далеко за пределами его округи. Когда к прп. Серафиму Саровскому приходили люди из местности, где жил о. Алексий, преподобный отправлял их обратно, уверяя, что у них есть свой усердный молитвенник. «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте»,— говорил прп. Серафим об о. Алексие.
Число чудесных исцелений, совершенных о. Алексием, очень велико. Однажды он силой своей молитвы воскресил умершего мальчика, исцелил 6-летнюю Татьяну Растригину из г. Курмыш, которая от рождения не могла ходить. Бесноватый купец, выздоровевший по молитве прав. Алексия, устроил в бортсурманской церкви чугунный пол.
Скончался 21 апреля 1848 года. Перед своей кончиной прав. Алексий всех утешал и говорил, что не забудет тех, кто будет его поминать. Погребен напротив алтаря Успенской церкви с. Бортсурманы.
Жители села и окрестных деревень чтили его могилу, по воскресеньям и праздникам здесь служили панихиды по о. Алексию, после которых многие просившие исцеления избавлялись от своих недугов. Был распространен также обычай брать землю с могилы святого и принимать ее с водой в случае тяжелой болезни.
В октябре 1913 г. в Бортсурманы приехала комиссия из Нижегородской духовной консистории для расследования устных и печатных сообщений о чудесах, связанных с прав. Алексием. Чудеса подтвердились, но революции и последующие события не позволили тогда канонизировать подвижника.
В советское время власти многократно пытались разорить могилу, но почитание праведника народом, очевидность чудес помешали им это сделать.
Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г.
- Православная энциклопедия
- http://www.pravenc.ru/text/64698.html
Алексей Ратманский: Российские деятели культуры должны выступить против войны в Украине | Балет
Российские артисты и исполнители не должны молчать о войне, считает один из ведущих балетмейстеров мира Алексей Ратманский.
Уроженец России, бывший художественный руководитель балета Большого театра, покинувший новую постановку в Москве после новостей о вторжении, ответил на призыв Михаила Барышникова не наказывать деятелей культуры и спорта за неспособность противостоять режиму Владимира Путина.
Выступая 20 марта в программе Observer , Барышников, актер и звезда балета, начал сбор средств в поддержку Украины. Но он также сказал, что российские звезды, которые не высказываются, не должны стать мишенью для Запада. Напротив, Ратманский, поклонник и друг Барышникова, считает, что нет оправдания тому, чтобы не выступать активно против войны.
В своем посте на Facebook хореограф сказал, что ему «трудно согласиться с Мишей». Он отметил, что в 2014 году более 500 известных российских деятелей искусства, в том числе крупные балетные деятели, подписали письмо в поддержку путинской аннексии Крыма.
«После этого письма, — писал Ратманский, — каждое выступление или любое публичное действие этих 500 можно рассматривать как акт пропаганды. Особенно тех, кто уехал выступать на запад. Эти люди сделали сильное политическое заявление в поддержку незаконных действий своего президента. Они играют в политику и поэтому должны нести ответственность или, по крайней мере, задавать серьезные вопросы.
«Именно благодаря поддержке самых видных деятелей российской культуры Путин получил свою неограниченную власть и теперь использует ее против человечества в этой кровавой войне, которая разрушает Украину».
Хореограф, выросший в Украине и имеющий семью в Киеве, сказал, что в Москве есть танцоры, которые должны понимать, что Россия бомбит города, и поэтому должны нести ответственность.
Ратманский добавил: «Унизительно думать, что танцоры должны только танцевать и концентрироваться на своем искусстве, игнорируя то, что происходит вокруг них. У них не только красивые ноги, у них также есть мозги и сердца.
«Массовое убийство невинных людей в Украине совершается и во имя их, во имя Великой России Культуры, которой до недавнего времени так восхищался весь мир».
Танцоры Американского театра балета исполняют «Бернштейн» в балете «Пузырь» в постановке Алексея Ратманского. Фото: MediaNews Group/Orange County Register/Getty Images
Ратманский, получивший новую работу в Американском театре балета, представил свой балет «Времена года » в Сан-Франциско в этом месяце и развернул над сценой украинский флаг. Сейчас он в Мюнхене, готовит еще одну премьеру.
В пятницу Путин выступил против «отмены» российских звезд в Европе, проведя маловероятное сравнение с критикой писательницы Джоан Роулинг со стороны некоторых транс-правозащитников. «Сегодня пытаются отменить целую тысячелетнюю культуру, наш народ», — сказал он. «Я говорю о постепенной дискриминации всего, что связано с Россией».
Тем не менее, все большее число культурных имен в России выражают отвращение к войне. Среди самых известных – Ольга Смирнова, солистка Большого театра, которая 10 дней назад объявила, что присоединилась к Голландскому национальному балету из-за войны на Украине.
В эти выходные российское информационное агентство ТАСС сообщило, что Путин попросил ведущего дирижера и сторонника Кремля Валерия Гергиева рассмотреть возможность передачи ему художественного контроля как в Большом театре, так и в его петербургском сопернике, Мариинском балете, ранее Кировском. Гергиев, потерявший престижную работу в Европе из-за своей поддержки Путина, как сообщается, сказал, что было бы неплохо «скоординировать усилия» двух театральных трупп.
Но не только художественный талант может быть временно потерян для России. Ценные произведения русского искусства, которые сейчас выставлены в музеях Европы, не могут быть отправлены обратно в Москву и Санкт-Петербург из-за запрета на международные рейсы.
Бесценная морозовская коллекция европейского и русского искусства покинула Россию, чтобы отправиться на выставку в Париж только после личного одобрения Путина, сообщает Moscow Times . Произведения, среди которых шедевры Гогена, Ренуара и Сезанна, а также русские полотна Малевича и Гончаровой, принадлежат Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге, Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Государственной Третьяковской галерее.
Всю коллекцию планировалось открыть в Пушкинском музее этим летом.
Kategorija: Kanonizovano u 20. veku
Upomoć
Iz Wikipedije, slobodne enciklopedije
Idi na navigacijuIdi na pretragu
Podkategorije
Ova kategorija ima sljedeće 4 potkategorije, od ukupno 4.
Stranice u kategoriji «Kanonizirane u 20. stoljeću»
Prikazujem 200 stranica od 471 u ovoj categoriji.
(Преходная страница) (Следеча страница)
0-9
- 103 korejska mučenika
- 120 kineskih mučenika
A
- Abissov, Aleksandar Afanasevič
- Abramov, Mihail Ivanovič
- Augustin (Beljajev)
- Averin, Grigorij Ivanovič
- Agafangel (Preobraženski )
- Агнесса Чех
- Алабовский Михаил Петрович
- Алапаевски Мученичи
- Александр (Петровский)
- Александр (Трапицын)
- Aleksandar (Ščukin)
- Alexander Vologodsky
- Aleksandra (Melgunova)
- Aleksandra Fedorovna (supruga Nikolaja II)
- Alexey Nikolaevich
- Alexy (Belkovsky)
- Aleksi (Orlov, Aleksej Stepanovič)
- Alexy (Solovjev)
- Алексей (Шепелев)
- Алексей (Шушания)
- Алексей Борцурманский
- Алиса из Шаарбека
- Бадем, Джон
- Альберт Велики
- Амбаркумов Владимир
- 0062
- Ambrozije (Astahov)
- Ambrozije (Gudko)
- Ambrozije (katolikos-patrijarh cijele Gruzije)
- Ambrozije (Poljanski)
- Ambrozije iz Moskonije
- Ambrose Optinsky
- Amfilochiy (Skvortsov)
- Anastasia Nikolaevna
- Anatolij (Грисюк)
- Анатолий (Зеркалов)
- Андреев Александр Александрович (протоерей)
- Зунг Лак Андрей
- Рафаиловский Андрей
- andronic (Nikolsky)
- Andronik Moskovsky
- Andronov, Stepan Aleksandrovič
- Ana (Makandina)
- Anna Rybinskaya
- Ansalone, Giacinto Giordano
- Anthony (Gorban)
- Anthony (Medvedev, Andrej Gavrilovič)
- Anthony ( Панкеев)
- Антоний (Стаховский)
- Антоний Оптинский
- Ануарита Клементина
- Арефа Верхотурская
- Аристарх (Заглодин-Кокорев)
- Arkadij (Ershov)
- Arkadij (Ostalsky)
- Arsenij (Maceevič)
- Arskaya, Ekaterina Andreevna
- Artobolevski, Ivan Aleksejevič
- Arhangelski, Vasilij Mihajlovič (sveštenik)
- Afanasij (Saharov)
B
- Бабичев, Аполон Ксенофонтович
- Бара, Мадлен Софи
- Барбьери, Клелия
- Бахита, Джузеппина
- Бежаницкий, Николай Стефанович
- Дмитрий Беневоленски0062
- Benemanski, Aleksej Konstantinovič
- Benemanski, Ilja Iljič
- Biljard, Julia
- Bleive, Mihail Ivanovič
- Blumovič, Ivan Aleksandrovič
- Bobkov, Fedor Petrovič
- Bobola, Andrej
- Bojkov, Ivan Jakovljevič
- Bojkov, Яков Яковлевич
- Болдырев Феодосий Федорович
- Боннар Жан-Луи
- Борис (Воскобойников)
- Боскардин, Мария Бертилья
- Bosko, Džon
- Breeuf, Jean de
- Buffalo, Gaspar Del
V
- Wang Wen-Heng, Pavel
- Varvara (Jakovleva)
- 2
- (Jakovleva)
- 9116 (
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(
(Jakovleva)
- (Jakovleva) (Petrov)
- Варлаам Чикоиски
- Варлами, PJOTR Jakovljevič
- VARSONOFIJ (LEBEDEV, VASILIJ PAVLOVIč)
- VARSONOFIJ (MAMčIčččчей)
- 6111VILEHI -ILHI -ILHI -ILHI -ILHI -ILHI -ILHI -ILHI -ILHI -ILHI -v.