Божья матерь ченстоховская икона: Королева Польши: Ченстоховская икона Божьей матери

Разное

Королева Польши: Ченстоховская икона Божьей матери

‘6 апреля 2014’

Ченстоховская икона Божьей матери – одна из самых почитаемых святынь не только в Польше, но и во всём мире. Она находится в Ясной Гуре в городе Ченстохова. Каждый год поклониться иконе и попросить об исцелении и об избавлении от несчастья приходят десятки тысяч людей…

Черная Мадонна, Ченстоховска Матка Боска, Божия Матерь Ченстоховская или, как она названа в тропаре, «Непобедимая победа» — эта чудотворная икона почитается равно католиками и православными. По преданию, написал её евангелист Лука в Иерусалиме на доске из стола, за которым собиралось Святое Семейство. Во времена гонений на ранних христиан те прятали икону в пещерах, где скрывались сами, подвергая смертельной опасности свои жизни. Святая Елена, которая обрела Крест Христов при поездке в святые места спустя два с половиной века, получила эту икону в дар и привезла её в Константинополь, где установила икону в часовне в царском дворце. Там святой лик простоял пять веков. Впоследствии в конце XIII века с великими почестями образ был перевезен на Русь двоюродным братом Александра Невского, князем Перемышльским, Холмским, Галицким и Волынским — Львом Даниловичем. Святыня уже тогда славилась великими чудесами.
После того как земли западной части Украины отошли Польше, князь Владислав Опольский обратился за помощью к чудесному образу во время осады замка Белз татарами. Князь вынес образ на стену замка и на татар спустилось густое неведомое облако. Те, перепугавшись, вынуждены были ретироваться.
Во сне Владислав увидел образ Богородицы, которая просила его перенести икону в окрестности Ченстохова и поместить на Ясную гору. Следуя указанию Девы Марии, князь вывез икону в указанное ему свыше место в 1382 году. С тех пор и до сего дня Ченстоховская икона Божьей Матери находится там.
Ученые высказывают разные мнения на счет происхождения иконы и её возраста. Некоторые специалисты утверждают даже, что икона переписана, а оригинального слоя вовсе не осталось: таким образом, это копия, а не оригинал. Сам факт обновления иконы в средние века никто не отрицает, в специальной книге монастыря паулинов сохранилось подробное описание этого процесса. Оттуда же черпаются и сомнения: во время реставрации темперная краска никак не могла лечь на ту, которой была написана икона. Из-за неудач предыдущий слой пришлось снять. Но все сомнения развеивает тот факт, что многовековая череда чудес, происходящих от иконы, не прервалась ни разу. Снятие слоя краски было не столь существенным по сравнению с действиями гуситов, напавших на монастырь в средние века. Они разбили монастырь и начали вывозить из него все имевшиеся ценности, в том числе и Ченстоховскую Богоматерь. Однако повозка с награбленным не тронулась с места. Лошади встали как вкопанные. И тогда один из захватчиков, поняв, что это чудо творимое иконой, бросил её оземь и нанес по ней удары саблей. Наказание не заставило себя ждать. Злодей и его соратники попадали замертво. С тех пор на лике Богородицы видны два глубоких пореза. Их оставили в память о чуде и в назидание тем, кто попробует повторить действия грабителей.

Неиссякаемый поток

Монастырь на Ясной Гуре по своей значимости для Польши по значимости можно, наверное, сравнить с Троице-Сергиевой Лаврой – величайшим православным храмом России. Так велик поток верующих, ищущих чуда от Ченстховской Божьей Матери, и так велико число тех, кто это чудо получает. Поэтому паломнические поездки, а иногда и пешие путешествия через всю Польшу на Ясную Гуру, — это почитаемая в Польше традиция. «Matko Bosko Częstochowsko!» — можно услышать по всей Польше, не взирая на пол и возраст. Имя Ченстоховской Богоматери на устах у всех.
В 1991 году, чтобы увидеть Иоанна Павла II, сюда приехали тысячи католиков и православных из СССР. Это стало одним из символов падения «Железного занавеса».
Ченстоховская икона притягивает к себе не только католиков и православных, но и представителей других конфессий. Монахов-паулинов это ничуть не удивляет. Так происходит уже давно. Люди получают то, что просят у Божьей Матери, а путь к ней всегда и для всех открыт. Есть случаи, когда убежденный атеист, наркоман, вор и распутник вставал на путь веры, увидев икону. Известно, что однажды один такой человек приехал с друзьями совершенно по другому поводу – просто погулять и повеселиться. Кто-то предложил «просто пойти посмотреть». Они попали как раз к тому моменту, когда начиналась традиционная торжественная церемония открытия иконы для обозрения верующих. И в момент того, как молодой человек увидел образ Богоматери, он не смог сдержать слез. Он плакал. После церемонии он со страхом, но все же пошел на исповедь, а когда вышел, позвонил своей матери и попросил прощения за всё горе, которое он ей причинил своим поведением (до этого женщина даже хотела уйти из дома из-за асоциального поведения сына!) Этот парень теперь нормальный человек. Воровство сменилось на работу, наркотики сами собой ушли из жизни.

Чудеса

Таких чудес – великое множество. Люди записывают их в специальную книгу, посвященную деяниям чудотворной иконы. Пополняемая уже 6 веков книга содержит тысячи свидетельств. Запись в ней производится под крестным целованием и является свидетельством перед Богом и людьми.
Вот только несколько примеров чудес:
Одна молодая пара безуспешно лечилась от бесплодия в различных медучреждениях Польши. Но ребенка зачать им не удавалось. Врачи сказали, что надежды нет. Видя их страдания, их бабушка посоветовала съездить к Ченстоховской иконе. Каково же было удивление врачей, когда женщина пришла на обследование, имея несколько недель беременности. Зузя родилась на свет 4 января 2012 года, а её прабабушка написала об этой истории в книге.
«Богоматерь часто поддерживает семьи, заслужила титул Королевы Семей», — говорит монах-паулин отец Мельхеор Крулик. Уже много лет он отвечает за ведение вышеупомянутой книги чудес.
2010 год. 7 марта в книге появилась запись Эвелины Цесляр. Американские врачи давали женщине максимум две недели жизни после того, как её организм, съедаемый болезнью, перестал воспринимать пищу и даже воду. Она находилась в состоянии критического истощения, но ни её парень Барек Махник, ни её друзья не оставили её и продолжали молиться, хоть надежда была угасающей.
— «Я обычный человек и девушка далекая от экзальтированности, но там, в Америке, когда священник пришел по сути на мою последнюю исповедь, я вдруг услышала голос, который сказал: «Теперь не бойся, дитя, все образуется!» Я почему-то решила, что это голос Богоматери Ясногурской и Она зовет меня к себе,» — пересказывает рассказ девушки монах. Девушку срочно отправили в Польшу. Перед иконой Богородицы произошло полное излечение. Есть соответствующие материалы обследования, подтверждающие это. А годом позже, 5 мая 2011 года, Эвелина приехала уже с мужем и с их ребенком под сердцем, как раз чтобы засвидетельствовать это происшествие.
Одному из наиболее известных случаев уже 35 лет. Янина Лях, тогда 29-ти летняя мать двоих детей в течение вот уже 5-ти лет не могла перемещаться без помощи костылей. Ей присвоили 1-ю группу инвалидности с правом опеки над ней. Более 60 страниц медицинского заключения подтверждали плачевное состояние пани Янины. После многолетнего обследования ей был поставлен страшный диагноз — рассеянный склероз, который грозил женщине слепотой и полным параличом. Муж спился и ушел из дома. Женщина отчаялась, она в молитве к Ченстоховской Божьей Матери просила смерти для себя, чтобы не мучить детей, чтобы Богородица позаботилась о них. Во сне Дева Мария сказала ей, чтобы та приехала на Ясную гуру 28 января 1979 года. Янина поехала, как обычно, с костылями, с трудом перемещая ноги. Подойдя к Ченстоховской иконе, она вдруг почувствовала, что стоит. Попробовала сделать шаг – получилось… Костыли пани Янины так и остались в монастыре среди прочих других оставленных в разное время свидетельств исцелений. Трое разных врачей обследовало пани Ядвигу. Их удивлению не было предела. Пять раз после этого она ходила в пешее паломничество из Варшавы на Ясную гуру. Была она тут и в этом году – 28 января…
Мельхеор Крулик подчеркивает: интересным является тот факт, что не сама Ясная гура как намоленное место творит чудеса, а именно икона. Ведь масса свидетельств привезена людьми со всех концов света. Люди с верой обращались к Ченстоховской Богородице и с ними происходили вещи, объяснимые только чудом.

Польская королева

Она королева душ людей. К Ней никогда не иссякает поток верующих. Она — покровительница и заступница Польши. В XVII веке шведский король Карл Х Густав, захватив почти всю Польшу, потерпел поражение под Ченстоховским монастырем на Ясной гуре. Помощь Царицы Небесной подняла моральный дух поляков и они смогли разбить шведов и выгнать их из страны в 1656 году. Король Ян Казимир, по возвращении во Львов, обнародовал манифест, по которому вручал Польшу покровительству Божией Матери, называя Ее Ченстоховский образ «Польской Королевой». Героическая оборона Ченстоховского монастыря и то, как эту оборону видели осаждающие монастырь шведы, мы находим у Генрика Сенкевича в его произведении «Потоп». Стойкость и вера защитников монастыря деморализовали врага.
О чудотворной иконе Ченстоховской Божьей матери можно писать бесконечно долго. Всех чудес не перечислить, людей, которые могут рассказать о своем личном чуде, явленном им по молитвам к Ченстоховской иконе, вы найдете тоже бесконечно много во всём мире. И не просто так её именуют Королевой Польши. Она и в самом деле ею является, живя в сердце миллионов поляков и христиан всего мира.

Отрывок из произведения Генрика Сенкевича «Потоп»:
«На следующий день пополудни рев пушек снова заглушил все иные голоса. Шанцы сразу окутались дымом, земля содрогалась; по-прежнему летели на крышу костела тяжелые ядра, и бомбы, и гранаты, и факелы в оправе из труб, которые лили потоки расплавленного свинца, и факелы без оправы, и канаты, и пакля. Никогда еще не был так неумолчен рев, никогда еще не обрушивался на монастырь такой шквал огня и железа; но не было среди шведских пушек той кулеврины, которая одна могла сокрушить стену и пробить бреши для приступа.
Да и так уже привыкли защитники к огню, так хорошо знал каждый из них, что должен он делать, что оборона и без команды шла обычным своим чередом. На огонь отвечали огнем, на ядро — ядром, только целились лучше, потому что были спокойны.
Под вечер Миллер выехал посмотреть при последних лучах заходящего солнца, что же дал этот штурм, и взор его приковала башня, спокойно рисовавшаяся в небесной синеве.
— Этот монастырь будет стоять до скончания века! — воскликнул он в изумлении.
— Аминь! — спокойно ответил Зброжек.
»

Молитвы перед Ченстоховской иконой Божией Матери

Так как Ченстоховская икона почитается христианами и католической, и православной церквей, мы приводим несколько версий молитвы перед иконой Ченстоховской Божией Матери. В православном каноне кроме молитвы имееются также тропарь и ин тропарь (ин — другой тропарь). Католические молитвы к Матке Боской Ченстоховской мы приводим на польском языке и даём их перевод на русский язык.

Православная традиция

Тропарь, глас 4
Непобедимая Победо, / Владычице Ченстоховская, / древняго иже о нас благоволения Самозрительнице, / будущаго спасения Хранительнице, // покаянием соделай ны новыя грядущему Царю.

Ин Тропарь
Ко иконе твоей, Пречистая Госпоже, бедствовавшии с верою притекше, заступлением Твоим избавитися от злых, но яко Матерь Христа Бога, и нас свободи от лютых обстояний, временых и вечных, да зовем Ти: радуйся Владычице, Ченстоховская похвало!

Молитва Божией Матери пред образом Ея «Ченстоховским»
О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящиеся Тебе и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего упования своего тощ и посрамлен в надежде своей; но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужди и потребе своей, во спасение души и во здравие телу. Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердая Мати, Благочестивейшего грядущаго Государя Императора нашего и весь царствующий дом его; отжени от Него молитвами Твоими всякаго врага и супостата, утверди житие его в мире и тишине, да и мы вси тихое и безмолвное житие поживем во всяком благе, благочестии и чистоте; удержави царство Его во еже быти ему Царству Христову; управи пути и советы Его, да возсияет во днех Его правда и множество мира, да возрадуется сердце его и сущих в державе Его, яко сердце отца о чадех своих веселящегося; на сопротивныя же и лукавнующия в сердцах своих поели пред лицеем Его трепет, да поне страхом вразумятся и престанут от лукавств своих и противлении, творяще волю Его, яко пред Богом, от души и совести благия. Моли, Милосердая Владычице, пренебеснаго Бога, да присно церковь свою святую соблюдет, вышним своим благословением архиереев наших православных укрепит, миром оградит и святей своей церкви целых, здравых, честных, долгодействующих и право правящих слово своея истины дарует, от всех же видимых и невидимых врагов со всеми православными Христианы милостивно избавит и во Православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохранит. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением; милостиваго Твоего заступления на все царство наше Всероссийское, царствующия грады наша, град сей и святой храм сей, — и излей на ня богатыя Твоя милости, Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, притекающих зде ко святей иконе Твоей сей, услыши воздыхания и гласы, ими же раби Твои молятся во святем храме сем. Аще же и иноверный, и иноплеменник, идя и проходя зде, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбие и милостивно соделаи, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави. Отпадшия от благочестивый веры обрати и паки сопричти святей Твоей Православней кафолической церкви. В семействах людей всех и во братии нашей мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отрочество настави, мужество умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждая ны выну от всякаго зла благостию Твоею и утеши милостивным Твоим посещением и всех благодеющих нам. Даруй же, Благая, земли плодоносив, воздуху благорастворение и вся, яже на пользу нашу, дары благовременныя и бла-гопотребныя, всемощным своим предста-тельством пред Всесвятою Живоначальною Троицею, купно со святыми избранными угодниками Ея Кириллом и Мефодием. Прежде отшедшия отцы и матери, братия и сестры наша, и вся от лет древних припадавшия ко святей иконе Твоей сей упокой сел ениих святых, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, и деже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагоеловенная Дево, и даруй христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Тайн причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Католическая традиция

O najwspanialsza królowo nieba i ziemi
Najświętsza Maryjo Częstochowska!
Oto ja niegodny sługa Twój, staje przed Tobą;
wznosząc błagalnie ręce do Ciebie
i z głębi serca mego wołam: O Matko najlitościwsza!
Ratuj mnie, bo tylko w Tobie moja nadzieja;
jeżeli Ty mnie nie wysłuchasz, do kogóż pójdę?
Wiem, droga Matko,
że serce Twoje pełne litości wzruszy się moim błaganiem
i wysłucha mnie w mojej potrzebie,
gdyż wszechmoc Boska w Twoim ręku spoczywa,
której Swego upodobania.
A więc Maryjo!
Błagam Cię powstań i użyj Swej potężnej mocy,
rozpraszając wszystkie cierpienia moje,
wlewając błogi balsam do mej zbolałej duszy.
O najszlachetniejsza Pocieszycielko wszystkich strapionych;
a więc i moja szczególna Opiekunko.
Wprawdzie czuję to dobrze w głębi duszy,
że dla grzechów moich niegodzien jestem,
abyś mi miłosierdzie świadczyła,
lecz błagam Cię, o droga Matko!
Nie patrz na mnie przez owe grzechy moje,
ale spojrzyj przez zasługi najmilszego Syna Twego
i przez Jego Najświętszą krew,
którą przelał za mnie na haniebnym krzyżu;
pomnij o najmilsza Matko, na te cierpienia,
jakich Sarna doznałaś, stojąc pod krzyżem
i na współumarła patrząc na śmierć drogiego Syna Twego.
A zatem, przez pamięć na to wszystko, o Matko!
Nie odmów mej pokornej prośbie, ale ją łaskawie wysłuchaj,
a będąc przez Ciebie pocieszonym,
wdzięcznym sercem wielbić Cię będę aż do śmierci.
Amen.
Перевод:
О превосходнейшая Королево неба и земли, Пресвятейшая Марие Ченстоховска!
Вот я, недостойный слуга Твой, прибегаю к Тебе; вознося умоляя руки к Тебе и из глубины сердца моего взываю: О, Матери наимилостевейшая! Спаси меня, ибо в Тебе только надежда моя! Ежели Ты не выслушаешь, к кому же пойду я?
Знаю, дорогая Матери, что сердце Твоё, полное милости, тронется мольбой моей и внемлет мне в нужде моей, ибо всемогущество Бога в руке Твоей покоится — суть Своё благоволение.
Посему, Марие!
Молю Тебя, снизойди и силу Свою могущественную примени, да расступятся все страсти мои, да вольется бальзам в болящую душу мою.
О наидостойнейшая Утешительнице страждущих всех, а посему моя Опека особливая.
По правде чую я в глубине души своей, что за грехи мои недостоин я оказания милосердия Твоего, но молю тебя, дорогая Матери!
Не взирай на меня сквозь грехи мои, только сквозь заслуги любимого Сына Твоего, сквозь кровь Его Пресвятую, что за меня пролил на кресте, памятуя, милая Матери, страсти Твои, которые Ты приняла у распятия и соумерла с Ним, гладя на смерть дорогого Сына Твоего.
И вот, сквозь память всего этого, о Матери! Не откажи просьбе покорной моей, но милостиво выслушай, а будучи Тобой утешенным, благодарным сердцем славить буду Тебя аж до смерти своей.
Амен!
——-
Matko Boska Częstochowska, Zwycięska Królowo Polski!
Stajemy przed Tobą Matko nasza, która patrzysz od sześciu
wieków z Cudownego Obrazu na Jasnej Górze w głębię serc
i dusz naszych. Ty z miłością pochylasz się nad polską ziemią.
Jesteś dla Narodu naszego niepojętym Znakiem łaski Boga,
przecennym darem Ojca niebieskiego. Dana jako pomoc ku obronie
Narodu naszego, trwasz wiernie i zwycięsko pośród nas.
Obecna w tajemnicy Chrystusa i Kościoła wyjednujesz nam moce
Boże przez długie wieki.

Matko Boża Częstochowska! Przenajświętsza Królowo Polski!
Spójrz na nas, Twoje grzeszne dzieci, i wysłuchaj naszych próśb.
Ty, która z miłością pochylasz się nad polską ziemią,
czuwaj nad nami przez Twój jasnogórski obraz.
Ty, która niezmiennie wskazujesz na Syna Twego, Jezusa Chrystusa,
chroń nas od ateizmu i wzmacniaj nasz Kościół.
Ty, która jesteś dla nas Bramą Niebios, trwaj przy nas wiecznie,
oddalając wojny, niegodziwości i wszelkie zło tego świata.
Ty, która wstawiasz się za nami u Boga Ojca, broń naszych rodzin,
by świadczyły o miłości i dobru.
Piękna Czarna Madonno z Jasnej Góry! Zanosimy do Ciebie
nasze prośby, chyląc czoło w uwielbieniu.
Chwała Ci, Zwycięska Pani, po wsze czasy. Amen

Перевод:
Ченстоховская Матери Божие, Победная Королево Польши!
К Тебе прибегаем, Матери наша, на нас шесть веков с Чудесного Образа на Ясной Гуже, взирающая в глубь сердец и душ наших. Ты с любовью склоняешься над землею польской. Для народа нашего Ты — непостижимый Знак милости Бога, ценнейший дар Отца небесного. Ниспослана, как помощь в защите народа нашего, пребывающая истинно и победно среди нас. Сущая в тайне Христа и Костёла, вымаливаешь нам силы Господни многие веки.
Матко Боска Ченстоховска! Пресвятая Королево Польши!
Воззри на нас, детей грешных Твоих, и просьбы выслушай наши.
Ты, что с любовью склоняешься над землею польскою,
бди над нами через Твой Ясногорский образ.
Ты, кто неизменно указуешь на Сына Твоего,
храни нас от атеизма и усиляй Костёл наш.
Ты, кто для нас Врата Небес, будь вечно с нами,
отдаляя войны, невзгоды и всякое зло этого мира.
Ты, кто заступлением своим за нас пред Богом Отцом встает, защити семьи наши,
чтоб свидетельствовали о любви и добре.
Прекрасная Черная Мадонне с Ясной Гуры! Приносим Тебе просьбы свои, чело в почитании склоняя.
Хвала Тебе, Победоносная Пани, во веки веков. Aмен!

——-

Panno święta, Matko Boża Częstochowska!
Oto do stóp Twoich upadam, pod opiekę się Twoją uciekam,
przyjmij mnie, błagam Cię i osłoń płaszczem swej dobroci.
Czuję, żem nie godzien (na) Twych względów,
żem wskutek grzechów moich bardzo się oddalił (a) od Ciebie,
proszę Cię przez Krew najdroższą, którą za mnie wylał Syn Twój
Jezus Chrystus, nie odtrącaj mnie od siebie.
Ponawiam przed Tobą wszystkie dobre postanowienia,
które uczyniłem (am) w życiu moim, wsparty (a) pomocą Twoją przyrzekam,
że w nich wytrwam aż do śmierci. Racz przyjąć, Panno święta,
ten akt oddania się mego Tobie i wyjednaj mi u Syna Twego,
Jezusa Chrystusa, wiarę żywą, przywiązanie niewzruszone do świętego
katolickiego Kościoła, nadzieję mocną, miłość wielką, szlachetną i stateczną.
O Maryjo Częstochowska, od lat przeszło 600 w tym Obrazie cudami słynąca,
proszę Cię pokornie, ażebym czcząc Twój cudowny wizerunek,
godzien(a) był(a) zasłużyć na oglądanie Ciebie w krainie niebios,
o łaskawa i miłosierna Pani.
Bądź zawsze Matką moją, o Maryjo Częstochowska,
jak ja pragnę być Twoim dzieckiem. Amen!

Перевод:

Дево святая, Матерь Божья Ченстоховская!
Вот, к стопам припадаю Твоим, под опеку Твою прибегаю,
прими меня, молю Тебя и ослони плащем доброты Твоей.
Чувствую, что недостоин я взглядов Твоих,
что вследствии грехов своих весьма отдалился (лась) от Тебя я,
прошу Тебя, сквозь Кровь дражайшую, пролитую за меня Сыном Твоим — Иисусом Христом, не отвергни меня.
Возновляю пред Тобою я все постановления мои, которые в жизни моей принял я, помощью твоей утвержденный, клянусь, что исполнять буду аж до смерти моей.
Прими, Дево святая, этот акт отдания себя Тебе и испроси у Сына Твоего Иисуса Христа веры живой, привязанности непоколебимой ко святому Костёлу, надежду крепкую, любовь великую, благородную и нерушимую.
О, Марие Ченстоховская, более 600-т лет в сем Образе Твоём чудесами слывущая,
молю Тебя покорно, чтобы чтя Образ святой Твой, годным (-ой) быть лицезреть Тебя в краю небесном, о добрейшая милосердная Пани.
Будь всегда Матерью мне, о Марие Ченстоховская,
ибо я алкаю быть чадом Твоим! Амен!
(Перевод молитв с польского языка не является каноническим и представлен в ознакомительных целях)

Илья Болгов

Темы

Регионы Польши

Религия

Фотоматериалы

Ченстоховская икона Божьей Матери — Творчество добровольцев


 


I. В дыму сражений


В 326 г., когда равноапостольная царица Елена ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Христов, она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков. Дальше о ней сведений не было. Появилась эта икона в России в XIII веке. Галицко-волынский князь Лев Данилович, основатель города Львова, принес ее «с великой честью» и поместил в Бельзском замке под ведением православного духовенства.


Впоследствии, при завоевании Западной Украины поляками, чудотворная икона досталась польскому правителю, князю Владиславу Опольскому. Татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Бельз. Уповая на помощь Матери Божией, князь Владислав вынес святыню из церкви и поставил на городской стене. Пронзенный вражеской стрелой, чудотворный образ сохранил навсегда следы истекшей крови. Спустившаяся тогда на татарское войско вредоносная мгла заставила их снять осаду замка и удалиться в свои пределы. Заступница Небесная в сонном видении повелела князю перенести чудотворную икону на Ясную гору Ченстоховскую. Основав в 1352 г. монастырь на Ясной горе (за множество происходивших там чудес ее называли «горой свидения»), князь Владислав перенес в него чудотворную святыню, вверив ее на хранение монахам Паулинского ордена.


Через несколько лет обитель была ограблена войсками Яна Гуса. Лишив ее всех сокровищ, они хотели похитить и чудотворный образ. Однако невдалеке от монастыря воз, на котором находилась святая икона с разной утварью, погряз в тине, и четверо возничих не могли вызволить его. Тогда один из них, спеша выбраться, наскоро скинул лежавший сверху образ Богоматери. Доска иконы раскололась на три части, однако же лики Спасителя и Пречистой остались целы. Другой, имевший при себе оружие, с досады и злости ударил образ саблей, следы удара так и остались на Ее правой щеке. И тут тело одного из несчастных стало распухать, у другого одеревенела рука, иные стали слепнуть. От страха захватчики бросили воз и икону и бежали. Из ран Божией Матери истекла кровь, и на этом месте образовался святой источник.


Монахи — паулины, следившие за происходящим, извлекли из грязи части расколотой иконы и, там же обмыв их, с подобающим благоговением и честью взяли в свой монастырь, где, соединив доски, поставили икону на прежнее место.


Через тридцать шесть лет чехи снова взяли монастырь, святая икона Богородицы хотя и не была тронута, но монастырю был нанесен большой урон. Утрачены были разные древние документы. В середине XVII века, когда поляки воевали со шведами, нападение которых угрожало, кроме всего прочего, Ченстоховскому монастырю, паулины в 1655 году увезли святую икону Богородицы в Силезию и хранили ее там в Глоговском монастыре того же ордена. Ченстоховская крепость, несмотря на почти десятикратное превосходство сил противника, устояла, и шведы, занявшие почти всю Польшу, должны были удалиться от Ченстохова без успеха. С тех пор в польском народе появилось выражение «трудно, как Ченстохову боронить».


По миновании опасности, в 1656 году, святую икону Богородицы снова привезли в Ченстохов и поставили на прежнее место, благодарно отнеся успешную оборону крепости и монастыря к высшей защите самой Пречистой. В манифесте короля Иоанна Казимира по поводу окончания войны со шведами Богоматерь прямо была наименована «Польскою Королевою». В 1702 и 1704 годах шведы снова осаждали Ченстоховский монастырь, но также безуспешно.


Большой пожар, случившийся в 1690 году, нанес урон обители. Святую икону успели вынести, но все же она оказалась поврежденной, и поэтому ее в некоторой степени «подреставрировали». Несколько раз пытались сделать так, чтобы шрамов на щеке не было видно, но кровавые рубцы проступали вновь. Возможно именно тогда икону «окатоличили», то есть, первозданному облику, написанному в греческой манере, придали готические черты, появились неканонические цвета в одеяниях Богомладенца и Божией Матери, расшитых золотыми лилиями. Также «обновили» и Остробрамскую икону Божией Матери, и другие святые образы, оказавшиеся у латинян.


В 1717 году Ченстоховская икона Богородицы была «коронована», то есть состоялась торжественная церемония признания ее особенной важности проявления через нее Божественной силы. На главы Богомладенца и Матери Божьей были возложены короны, присланные из Рима папой Климентом XI. После чего икона была официально признана у латинян чудотворной.


В 1793 году, 6 марта, монастырь заняли прусские войска. А 28 ноября того же года, на поклон святому образу приезжал прусский король Фридрих Вильгельм II. В этом же 1793 году произошел второй раздел Польши между Пруссией и Россией.


В 1813 году русская армия оттесняла наполеоновские войска в глубь Европы. После взятия Варшавы, главнокомандующий М. И. Кутузов специально отправил корпус барона Остен-Сакена для взятия «положительно враждебной Российскому царству Ченстоховской примонастырской крепости». После начала бомбардировки, комендант крепости сдался со всем гарнизоном, а монахи-паулины вынесли навстречу победителям святую икону Богородицы — список с находящегося у них первообраза. По повелению Государя императора Александра I эта икона вместе с ключами от Ченстоховской крепости, а также еще от 28 городов и крепостей, была помещена в Петербурге в Казанском соборе, где нею зажгли неугасимую лампаду. Государь Александр I украсил этот образ богатым серебряным окладом с драгоценными камнями. С тех пор он стал знаменовать собой победу русского оружия.


С чудотворной иконой Ченстоховской Божией Матери связаны имена пяти императоров России. Император Петр I посещал Ченстоховский монастырь, молился перед иконой Богородицы и сам пел во время молебна. В 1813 году Император Александр I посетил монастырь и молился перед чудотворной иконой Божией Матери. С того же года наша Православная Церковь установила празднество в честь Ченстоховской иконы в 6-ой день марта. В 1845 году по повелению Императора Николая I крепость Ченстоховская была срыта в связи с тем, что монастырь укрывал у себя мятежников. На средства, пожертвованные Государем Николаем I, был разбит прекрасный парк.


А 17 апреля 1889 года, в самом центре парка, прямо против монастырского костела с копией Ченстоховской иконы на стене, был установлен памятник «Царю Освободителю» Александру II, сооруженный на пожертвования сельского населения Польши. Примечательно, что именно в Ченстохове в 1870-1872 годах был построен первый православный храм. Поводом к этому послужило чудесное сохранение жизни Государя Императора Александра III от покушения поляка Березовского в Париже. Этот храм, посвященный святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, был сооружен на средства русских полков, стоящих в той местности. Было отмечено, что за все время, сколько Ченстоховская икона Царицы Небесной находилась на Ясной горе, после молитвы перед нею у верующих воспламенялся патриотический дух.


В России, кроме списка Ченстоховской иконы в Казанском соборе Санкт-Петербурга, было известно еще не менее одиннадцати чтимых копий. Один из них — Ченстоховская-Сокольская — славен тем, что по изволению Царицы Небесной он сам изобразился на чистом холсте у художника.


В 1711 году в России появляется одно из первых изображений Ченстоховской иконы, прообразом которого послужила польская гравюра, выпущенная в честь коронования образа. В таком варианте — с коронами, голубем в медальоне, привесами, изображением стены внизу иконы — Ченстоховский образ Богородицы был широко распространен в XVIII-XIX веках. После 1813 года в России стали появляться иконы соответствующие прославленному первообразу, с кровоточащей раной на щеке, а вариант русских списков Ченстоховской иконы XVIII — начала XIX веков стали часто именовать «Умягчение злых сердец», хотя типологически это совершенно другой извод.


В 40-х годах XIX века в Киево-Печерской лавре среди хлама в кладовой был чудесно обретен список Ченстоховской иконы Божией Матери, прославившийся исцелением больных, которые молились перед этим образом. К этой иконе каждую субботу, приезжал блаженный старец, иеросхимонах Феофил, чтобы отслужить акафист. Служение отца Феофила бывало торжественным, и множество народа присутствовало на этих акафистах.


Случай этот далеко не единственный. Известно, что Царица Небесная кроме списков, носивших имя Ченстоховской, даровала благодать первообраза многочисленным изводам, которые носят другие имена. К ним принадлежат такие прославленные иконы Богородицы, как Любечская, Оэерянская, Рудненская, Браиловская, Дубовичская, Новодворская, Крупецкая, Мохнатинская и другие. Чудотворные изображения Ченстоховской Божией Матери имеются в Киевской Кирилловской церкви, в Харьковском Хорошевском женском монастыре, в Кременецком Николаевском соборе, в Вознесенской церкви г. Острогожска Воронежской епархии, в селе Смоляна на Волыни, в селе Каташино близ Подольска, в городке Сокол долины реки Буг, в местечке Тыврове Винницкого уезда Подольской епархии, в селе Пискаревка Волынской епархии, в Успенском храме слободы Верхняя Сыроватка… Да и в самом Ченстохове, помимо иконы, написанной апостолом Лукой, существовала ее точная копия – в приходском храме в честь равноапостольных просветителей славян Кирилла и Мефодия. После того, как у первого настоятеля храма отца Никодима Андреевича Соколова (будущего преосвященного Иосифа) скончалась в 1873 году супруга Татиана, батюшка, в поминовение ее, заказал для церкви на собственные средства точную копию Ченстоховского образа. Эту работу он поручил некоему Блазиусу Люксу — одному из лучших местных живописцев. К тому времени Люкс был сильно болен чахоткой. Когда он закончил свой труд, то долго не мог расстаться с иконой, ибо она вышла так хорошо, как никогда ранее он не писал… Умер художник спустя недели три после того, как все же решился передать святую икону в храм. Отпуская ее от себя, он плакал. А на обратной ее стороне, кроме поминовения почившей супруги приходского священника, начертал вслед за пророком Осией и апостолом Павлом: «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?» (Ос. 13: 14; 1Кор. 15: 55).


Пресвятая Богородица призрела на труд Своего живописца. Образ, написанный Люксом, оказался чудесным не только по исполнению, но и по той благодатной помощи, которую сразу же стала подавать Матерь Божия через Свою икону-копию. Одним из первых ее чудес стало исцеление больных ног у отца семейства В.Н. К-на и глаз у его малютки-дочери Леночки. Благодарный молитвенник записал свое свидетельство во славу Пресвятой Богородицы, присовокупив к словесным благодарениям специально заказанные для святого образа серебряные подвески. Ревностный пастырь составил специальную молитву и тропарь и организовал особые общие моления в храме перед Ченстоховским образом Богородицы, которые совершались после всенощных бдений под воскресные дни. И Царица Небесная предивно являла Свою помощь прибегающим к ней. Можно ли после такого изобилия чудес сомневаться в милости к православным Ченстоховской Матери Божией? И если скрылась Она вновь с наших глаз во времена богоборческого безумства, то не наша ли в этом вина?


В XX веке история Ченстоховской иконы Матери Божией в России имела свое продолжение. В 1914 году в Москву попечением Государыни императрицы Александры Федоровны, в виду угрозы наступления немецких войск, были переведены из Польши монахини Красностокского монастыря. С собой они привезли две чудотворные иконы: Красностокские иконы Царицы Небесной. Одна, небольшая, древняя — список чудотворной Ченстоховской иконы, другая — поздняя копия первой, прославленная не менее, чем оригинал. Красностокская древняя икона из Москвы попала в Петроград, в храм Красностокского подворья. После закрытия этого подворья одна монахиня увезла икону в Новгород, затем в Псков. В 1954 г. святыня была перенесена в храм Гродненского женского монастыря, благодаря заботам игуменьи Гавриилы. Вторая икона в 1918 году принесена в подмосковную Екатерининскую пустынь, переданную монахиням Красностокского монастыря.


В 1922 году монахинь разогнали, а монастырь превратили в «Сухановку» — один из самых страшных застенков НКВД. За «вратами адовыми» творились жуткие злодеяния.


Однако монахини сумели сохранить святыню и впоследствии передали ее Никольскому храму в Видном, где она находится и поныне.


А в самую ныне открытую и возрождаемую Екатерининскую пустынь Ченстоховская икона чудом пришла сама! В 1993-1994 годах, на Духов День, какой-то человек принес мешок, сказал: «Возьмите, это вам» — и ушел. В мешке оказались три большие доски, когда их сложили -получилась икона Божией Матери, на которой было написано «Ченстоховская». Долго, всем городом собирали средства на позолоту для реставрации иконы. Освятили ее 15 февраля 2000, в праздник Сретения Господня. С тех пор на Духов День в обители установлено местное празднование этой иконе Божией Матери.


Вот и еще одна поездка предстоит! Как не посетить чудесную святыню?


Однако рассказ о подмосковном паломничестве будет впереди.


 


II. Воительница


Около месяца назад заведующий сектором ВВС Синодального отдела священник Константин Татаринцев с группой клириков совершил освящение Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина. В память об этом событии им была благословена руководству Академии «Ченстоховская» икона Пресвятой Богородицы. Появление этой святой иконы в стенах летного вуза не было неожиданностью. В минувшем году именно она, «Ченстоховская», стала хоругвью командующего Военно-воздушными силами Российской армии. Пречистая Дева в честной Своей иконе Сама пожелала вдохновить наше воинство.


А если принять во внимание встречу, о которой ниже пойдет речь, то появление «Ченстоховской» в военном учебном заведении может быть воспринято как явление Промысла Божиего. Эта встреча состоялась во время пленарного заседания XIV Рождественских чтений. Знакомый иконописец, глава братства преподобного Андрея Рублева Игорь Дрождин подарил мне маленькую бумажную литографию. Это был извод «Ченстоховской», и притом необычный: Божия Матерь была изображена в воинской кольчуге и шлеме! На руках у Нее Младенец, а над правым плечом надпись: «Стой за Христа до мученического креста».


-Вот такие иконы мы создали недавно. К написанию этого извода мы готовились целый год, -сказал Игорь Юрьевич.- Две иконы мироточили.


-Как же появилась такая икона -с Божией Матерью в воинском облике? Это Вы сотворили ее?


Нет, — ответил иконописец. – Она чудесным образом явилась сама, именно в таком виде. Причем в нескольких местах России. Иконописцы стали писать образ, который сразу получил распространение. Иконы стали почитаться и появились во многих храмах.


-Как давно это было?


-Около трех лет назад. Видимо, это был ответ на чаяния народа православного. Мы призывали Заступницу– и Она пришла. Неспроста же Богородицу называют Взбранной Воеводой. А изображения такого до сих пор не было. Может, это оно и есть? Идея небесной защиты и покровительства выражена в этом образе с невиданной прежде силой. Божия Матерь предстает здесь не только Страдалицей за род людской, носящей боевые шрамы. Она Сама облачена в бранные доспехи. Нет иной надежды, нет иной защиты, как Царица Небесная, как бы говорит этот образ. Ради нас Она облачилась в броню веры и шлем надежды, как гласит Священное Писание.


Наш разговор продолжается в доме – мастерской иконописца. Трехэтажное деревянное строение в старинном русском стиле возвышается неподалеку от шоссе, ведущего в Зеленоград. В просторных и светлых помещениях расположились мастера-изографы, выше, в горнице, устроена выставка готовых работ.


Игорь Юрьевич указывает на знакомый по репродукции образ Матери-Воительницы: «Вот эти иконы мироточили, покрываясь крупными каплями. Эти капли не высыхали и не застывали».


-А как отнеслось к новой иконе священноначалие?-интересуюсь я.


Игорь Юрьевич протягивает мне листок с текстом. Это тропарь и кондак, составленные в Курганской епархии. Там в Свято-Введенском Верхтеченском женском монастыре находится святыня. «Считаю, что настало время для ее общероссийского почитания»-уверенно заявляет собеседник. «Вспомним историю Державной, Казанской икон Божией Матери. Почитание их первоначально возникало и распространялось в среде народа, и потом уже становилось всецерковным».


Наше знакомство с произведениями церковного искусства продолжается. Покровители христолюбивого воинства- одна из главных тем в этом творческом коллективе. Здесь написаны иконы для храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, для часовни в штабе Дальней авиации и других. Образы великомученика и Победоносца Георгия, благоверного князя Димитрия Донского, преподобного Илии Муромца Печерского, Архистратига Михаила, пророка Божиего Илии служат предметами молитвенного почитания среди солдат и офицеров наших Вооруженных сил.


-А хоругвь командующего ВВС тоже вы написали?-спрашиваю я.


Да, это наша работа.


Передо мной невиданная ранее икона Покрова Пресвятой Богородицы. Внизу иконы написаны фигуры святых –покровителей воинства. Икона также создана в мастерской. Объединение в одном образе Пречистой с белоснежным покровом и воинов с мечами и копьями потрясает. Над этой иконой, над «Ченстоховской» надо долго думать, вглядываться в нее, молиться.


Посещение иконописной мастерской, знакомство со святынями оставляет в душе глубокий след. И погружает в глубокое раздумие. Как «неувядаемый цвет чистоты», воплощение милующей любви, нежности, сострадания может явиться грозной –и побеждающей, всепобедной Воеводой? Возглавлять, вместе с архангелами, сонмы Сил Небесных? И обращать в бегство врагов России, устрашенных Ее пламенной доблестью?


Это тайна и правда Божия. Можно долго размышлять над нею, но оспорить ее не решится никто.

Икона Богоматери Ченстоховской

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(61 соответствующий результат)

Пресвятой Девы Марии Ченстоховской, Национальный католик, Латам, Нью-Йорк

Вряд ли какое-либо другое изображение Пресвятой Богородицы с Ее Божественным Младенцем имеет более древнюю и славную историю, чем картина Богоматери Ченстоховской — Чудотворный образ. . Текст ниже подробно описывает историю этого изображения.
 
Ченстоховская Богоматерь
Чудотворный образ

Предание гласит, что святой Лука нарисовал его на столе из кипарисового дерева, принадлежавшем дому Святого Семейства. По просьбе верующих Мария позировала для портрета. Когда он был закончен, она была довольна, сказав, что «Моя милость будет сопровождать его». Так началась удивительная история картины.

Почитаемая почти 300 лет, когда она была спрятана в Иерусалиме, картина была обнаружена Святой Еленой, когда она искала Истинного Креста. Она привезла его обратно в Константинополь и подарила своему сыну Константину Великому, первому христианскому императору Рима. Константин построил для портрета часовню, где он оставался пять столетий.

 

Чудо за чудом было приписано заступничеству Марии людьми, молившимися перед портретом. На протяжении многих лет многие враги осаждали Константинополь. Часовня стала центром надежды для жителей города. Во время одной атаки город, казалось, был готов пасть, но народ сплотился под роспись, и Константинополь был спасен. В другой раз город подвергся нападению, и часовня загорелась. Все было разрушено, кроме небольшого участка стены, на котором висела картина с изображением Марии и Иисуса. Сильный жар и копоть от огня затемнили и без того темно-оливковые черты Мадонны с младенцем. В конце концов, картина была подарена византийским императором русинскому дворянину. Портрет был доставлен в Киев и установлен в Королевском дворце Белз. Он оставался там в течение следующих 579годы.
 

В 1382 году картина была повреждена нашествием татар. Стрела пронзила Чудотворный Образ, оставив шрам, который до сих пор виден на шее Мадонны. Обеспокоенный сохранностью портрета, князь Владислав Опольский решил переместить его в один из своих замков в Верхней Силезии.
 

На гребне холма под названием Ясна Гора («светлая гора») — и в нескольких шагах от города Ченстохова — остановились лошади, тянущие повозку с картиной. Никакие уговоры и подстрекательства не могли их заставить продолжать. Мария явилась Владиславу и сказала ему, что это место должно стать Ее новым домом. Чудотворный образ был помещен в часовню и передан на попечение василианских монахов греческого обряда. Несколько лет спустя князь Ладислав передал свою заботу отшельникам латинского обряда Святого Павла, которые находятся там и по сей день. Замечательная история картины продолжилась. Он сыграл заметную роль в героической и успешной защите Польши от захватчиков, которые были врагами Церкви. Со временем монастырь на Ясной Горе стал монастырской крепостью и центром польского национализма.
 

В 1655 году монастырь устоял перед могучей шведской армией. В 1683 году на город напали турки. А в 1920 году большевики. В результате этих и других исторических событий Богоматерь Ченстоховская была коронована как королева Польши. Ее праздник отмечается 3 мая, что также является годовщиной Конституции Польши.
На протяжении веков картина не избежала осквернения и увечья. В 1430 году монастырь разграбили гуситы. Разграбив все, что смогли найти, они погрузили все сокровища Ясной Горы в повозки. Лошади, тянущие повозку с картиной, отказывались двигаться. Гуситы сбросили портрет с повозки, и лошади стали тащить его вперед. Один из налетчиков, увидев драгоценности и золото, покрывающие картину, полоснул по ней саблями. Дважды вонзив Марии в правую щеку, он приготовился ударить ее в третий раз — и упал замертво. Другие рейдеры бежали, опасаясь Божественного возмездия.
 

Неоднократные попытки искусных мастеров залатать шрамы не увенчались успехом. Каждый раз порезы на лице появлялись вновь. Считается, что по воле Марии шрамы должны остаться как знак для любого, кто осквернит Ее святыню. В 1909 году вандалы сорвали золотую корону и «верхнее платье» из жемчуга. Это кощунство было устранено, а портрет восстановлен с помощью Папы Пия X, который поставил новую корону. Сегодня картина Богоматери Ченстоховской украшает алтарь частной часовни Папы в Кастол-Гондольфо.
 

Почему ее называют Черной Мадонной?

«Черная Мадонна» — это прозвище. Это относится к оттенкам кожи на портрете Марии и Иисуса. Они и святой Иосиф жили в жарком климате. Следовательно, их цвет кожи должен быть темно-коричневым или оливковым, чтобы выжить на солнце и избежать рака кожи.
 

Только в эпоху Возрождения были изображения Иисуса и Марии с алебастровой кожей, голубыми глазами и светлыми волосами. Раньше все религиозные произведения искусства отражали оливковую кожу, черные или каштановые волосы и глаза, приписываемые Святому Семейству и апостолам.
 

Почернению портрета способствует тот факт, что картине почти 2000 лет. Когда святой Лука написал портрет Марии с Христом, он сделал это грубыми масляными красками, которые со временем тускнеют и темнеют.
 

Кроме того, картина пережила крупный пожар в Константинополе, о котором упоминалось ранее. Кроме того, десятки тысяч горшков с благовониями были сожжены рядом с картиной, когда она находилась в Восточной Православной Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts