Человек в средние века: Кто такой средневековый человек • Arzamas
Содержание
Кто такой средневековый человек • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсПреступление и наказание в Средние векаЛекцииМатериалы
Материалы
Краткий путеводитель по греческой философии
Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма
Краткий учебник по русскому авангарду
Главные достижения авангардной мысли XX века в семи видах искусств
Элементарный путеводитель по философии XX века
9 немецких, французских и англосаксонских традиций в философии Новейшего времени
История Японии в 20 пунктах
Самые значимые для понимания японской истории даты и события
«Волк, коза и капуста» с писателями
Знакомая с детства игра, но интерактивная и с Маяковским
Узнайте писателя по детской фотографии
Физиогномический тест
Как читать и понимать хайку
Переводчик о поэзии трехстиший, ее истории, переводах и о том, почему это красиво
Найдите стульям дома
Проверьте свои знания архитектурных направлений, обставив дома мебелью
«Мемори» с Романовыми
Cыграйте в игру — и отыщите 12 повторяющихся портретов Романовых
Как вы понимаете японцев?
Проверьте свое понимание мимики и жестов, принятых в общении у японцев
Соберите авангард из кусочков
Сложите правильно пять знаменитых картин русского авангарда
Соберите кирасира-трансформера
Вы можете собрать гусара, гренадера или мушкетера, а можете сделать химеру на свой вкус
Дневник глазами литературоведа
Почему интимный дневник императрицы Елизаветы Алексеевны можно читать как высокую прозу
Художник Давид — изобретатель зиги
Откуда на картине «Клятва Горациев» вскинутые руки
История западного Средневековья в 90 пунктах
Интерактивная шпаргалка
Как Наполеон создал нации Европы
Историк — о появлении национализма, образе врага, мамлюках и казаках
Все измы XIX века
Течения в живописи от классицизма до постимпрессионизма
Расставьте модников в хронологическом порядке
Знаете ли вы, как одевались мужчины с конца XVII до начала XX века?
Архитектурная азбука
Не всегда понятные названия архитектурных деталей в картинках
«Александр Невский»
Наум Клейман рассказывает о главном советском «оборонном фильме»
Зачем нужны денди
Чему нарциссы и щеголи научили современников и что оставили потомкам
Кто есть кто в былинном мире
Путеводитель по былинным персонажам
Игорь Данилевский: «Там, где мы ожидаем увидеть одно, люди прошлого видят другое»
Эмодзи-Пастернак
Восстановите пропуски в стихах, перетащив в них значки
Зачем фальсифицируют историю
Объясняет историк Иван Курилла
Как организовать дуэль
Что делать, если вы русский дворянин и вас оскорбили
Поэзия Пастернака: гид для начинающих
16 стихотворений для первого знакомства с поэтом
Кто такой средневековый человек
Медиевист Олег Воскобойников о том, чем человек в Средние века отличался от современного
Чем отличаются майя, ацтеки и инки
Кто знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума
Хроника отношений культуры и власти эпохи застоя
События, без которых невозможно представить культурную картину мира XX века
Почему «Велесова книга» — это фейк
10 причин, почему она не может быть подлинной
Как читать Карла Маркса
Художник Гутов рассказывает о философе Лифшице — одном из тех, кто понял Маркса правильно
9 мифов о Лермонтове
Знания, которые срочно нужно забыть
Загул Пушкина с цыганами
Правда ли, что великий поэт жил в таборе и влюбился в цыганку
Очень краткая история архитектуры
Приключения строительных конструкций
Европейские театры XVI–XVII веков
Что нужно знать о театрах Испании и Италии эпохи Возрождения
Англия эпохи Шекспира в датах
Распространение вилок и другие события, повлиявшие на развитие английского театра
Адам и Ева с точки зрения генетика
Как лингвисты помогли биологам узнать, от кого произошло все человечество
Русские — скифы?
История одного мифа от Екатерины II до Александра Блока
«Собака» или новый Пушкин?
Что сказал император Николай I, узнав о гибели Лермонтова на дуэли
Неизвестный скабрезный текст Лермонтова
Первая публикация неизданного рассказа с комментарием
Потемкинские деревни, которых не было
Обманывал ли Потемкин Екатерину II, украшая селения?
Два века споров о подлинности «Слова о полку Игореве»
От Пушкина до Зализняка: хроника
5 заблуждений о матриархате
Почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований
Кто окружал Русь
Cписок соседей русских земель в XIII веке
Поддельные русские в ненастоящем Крыму
Знаменитая историческая фальсификация в комментариях
Где Делакруа?
Игра: найдите среди персонажей «Плота „Медузы“» юного Эжена
За что любить Сурикова?
Объясняет искусствовед Галина Ельшевская
Основные направления авангарда
Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века
Семь мифов о Горьком
Друг Ленина, жертва Сталина, защитник крестьян, отец соцреализма и другая неправда
«Москва — Третий Рим»: история спекуляции
Почему идея об особом русском пути не такая древняя, как кажется
Заболоцкий за 10 минут
Подборка от Александра Архангельского
Девять мифов о Есенине
Наивный паренек из деревни, пьяный поэт, жертва убийства и другая неправда
Что мы знаем о Страшном суде
Анна Шмаина-Великанова — о последнем Суде в библейских и апокрифических описаниях
Как читать летописи
Четыре проблемы, которые должен решить человек, изучающий летописный текст
О чем говорит здание мэрии Москвы
Петербургский историк искусств Вадим Басс «прочитал» самый московский дом
Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик
Каким предстает киевский князь в былинах
Кто и зачем придумывал древних славянских богов?
Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер
Былины — не крестьянский жанр
Развенчание массового заблуждения
Что такое «параноид жилья»
При каких заболеваниях возникает бред ущерба и как понять, бредит ли ваш сосед
Кто придумал термин «серебряный век»
Как вошел в обиход уже привычный термин
Хорошо ли вы знаете советский быт?
Опознайте предметы из коллекции Политехнического музея
Кто такие половцы?
То, что нужно знать о загадочном народе
Основатели символизма: the best
Целая эпоха в 10 стихотворениях
Философия Стругацких
Рассказывает литературовед Илья Кукулин
Все сюжеты русских былин
Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин
Игра: как поменять лампочку в туалете
Сможете ли вы договориться с соседями по коммунальной квартире?
Как воспитать почтового голубя
Инструкция для начинающего голубевода
Как продать крепостного
Инструкция от историка Игоря Курукина
Как уберечься от чумы
Историк Ольга Тогоева — о мерах предосторожности, опробованных европейцами в Средние века
Как писать на бересте
Инструкция из Древней Руси
Семь тестов на знание всего
Проверьте свои знания по истории, литературе, живописи, кино и музыке
23 мифа, которые раздражают ученых
Невская битва, тлетворный Запад, «Лука Мудищев» и Дантес в бронежилете
Медиевист Олег Воскобойников о том, зачем святой откусил от руки Марии Магдалины, когда у средневекового человека появилось лицо и в чем грех мужа, любящего жену
Записала Татьяна Зарубина
Джотто. Фрагмент росписи капеллы Скровеньи. 1303–1305 годы © Wikimedia Commons
Средневековый человек — это в первую очередь верующий христианин. В широком смысле им может быть и житель Древней Руси, и византиец, и грек, и копт, и сириец. В узком смысле это житель Западной Европы, для которого вера говорит на латыни.
Когда он жил
По учебникам Средневековье начинается с падения Римской империи. Но это не значит, что первый средневековый человек родился в 476 году. Процесс перестройки мышления и образного мира растянулся на столетия — начиная, думаю, с Христа. В какой-то степени средневековый человек — это условность: есть персонажи, в которых уже внутри средневековой цивилизации проявляется новый европейский тип сознания. Например, Петр Абеляр, живший в XII веке, в чем-то ближе к нам, чем к своим современникам, а в Пико делла Мирандола Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) — итальянский философ-гуманист, автор «Речи о достоинстве человека», трактата «О сущем и едином», «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения» и проч. , который считается идеальным ренессансным философом, очень много средневекового. Картины мира и эпохи, сменяя друг друга, одновременно переплетаются. Так же и в сознании средневекового человека переплетаются представления, объединяющие его и с нами, и с предшественниками, и в то же время эти представления во многом специфичны.
Поиск Бога
Прежде всего, в сознании средневекового человека важнейшее место занимает Священное Писание. Для всего Средневековья Библия была книгой, в которой можно было найти ответы на все вопросы, но эти ответы никогда не были окончательными. Часто приходится слышать, что люди Средневековья жили по заранее заданным истинам. Это лишь отчасти верно: истина действительно заранее задана, но она недоступна и непонятна. В отличие от Ветхого Завета, где есть законодательные книги, Новый Завет не дает четких ответов ни на один вопрос, и весь смысл жизни человека заключается в том, чтобы искать эти ответы самому.
Конечно, мы говорим в первую очередь о мыслящем человеке, о том, например, кто пишет стихи, трактаты, фрески. Потому что именно по этим артефактам мы восстанавливаем их картину мира. И мы знаем, что они ищут Царство, и Царство это не от мира сего, оно — там. Но какое оно, никто не знает. Христос не говорит: делай так и так. Он рассказывает притчу, а дальше думай сам. В этом залог определенной свободы средневекового сознания, постоянного творческого поиска.
Святой Дени и Святой Пьят. Миниатюра из кодекса «Le livre d’images de madame Marie». Франция, около 1280–1290 годов © Bibliothèque nationale de France
Жизнь человека
Люди Средневековья почти не умели заботиться о себе. Беременная жена Филиппа III Филипп III Смелый (1245–1285) — сын Людовика IX Святого, был провозглашен королем в Тунисе во время Восьмого крестового похода, после того как его отец умер от чумы. , короля Франции, умерла, упав с лошади. Кто догадался посадить ее беременную на лошадь?! А сын короля Англии Генриха I Генрих I (1068–1135) — младший сын Вильгельма Завоевателя, герцог Нормандии и король Англии Вильгельм Этелинг, единственный наследник, с пьяной командой вышел ночью 25 ноября 1120 года на лучшем корабле королевского флота в Ла Манш и утонул, разбившись о скалы. Страна на тридцать лет погрузилась в смуты, а отец в утешение получил написанное в стоических тонах красивое письмо Хильдеберта Лаварденского Хильдеберт Лаварденский (1056–1133) — поэт, богослов и проповедник.: мол не переживай, владея страной, умей совладать и со своей скорбью. Сомнительное утешение для политика.
Земная жизнь в те времена не ценилась, потому что ценилась другая жизнь. У абсолютного большинства средневековых людей неизвестна дата рождения: зачем записывать, если завтра умрет?
В Средневековье был только один идеал человека — святой, а святым может стать только человек, уже ушедший из жизни. Это очень важное понятие, объединяющее вечность и бегущее время. Еще недавно святой был среди нас, мы могли его видеть, а теперь он у трона Царя. Ты же, здесь и сейчас, можешь приложиться к мощам, смотреть на них, молиться им днем и ночью. Вечность оказывается буквально под боком, зрима и ощутима. Поэтому за мощами святых охотились, их крали и распиливали — в прямом смысле слова. Один из приближенных Людовика IX Людовик IX Святой (1214–1270) — король Франции, руководитель Седьмого и Восьмого крестовых походов. Жан Жуанвиль Жан Жуанвиль (1223–1317) — французский историк, биограф Людовика Святого., когда король умер и его канонизировали, добился того, чтобы для него лично у царственных останков отрезали палец.
Епископ Гуго Линкольнский Гуго Линкольнский (около 1135–1200) — французский монах–картезианец, епископ Линкольнской епархии, крупнейшей в Англии. ездил по разным монастырям, и монахи ему показывали свои главные святыни. Когда в одном монастыре ему принесли руку Марии Магдалины, епископ взял и откусил от кости два кусочка. Аббат и монахи сначала оторопели, потом закричали, но святой муж, судя по всему, не смутился: он-де «изъявил сугубое почтение святой, ведь и Тело Господне он принимает внутрь зубами и губами». Потом он сделал себе браслет, в котором хранил частицы мощей двенадцати разных святых. С этим браслетом его рука была уже не просто рукой, а мощным оружием. Позже он сам был причислен к лику святых.
Лицо и имя
С IV по XII век у человека словно нет лица. Конечно, люди различали друг друга по чертам лица, но всякий знал, что суд Божий нелицеприятен, на Страшном суде судится не облик, а поступки, душа человека. Поэтому индивидуального портрета в Средние века не было. Где-то с XII века глаза открылись: людям стала интересна каждая травинка, а вслед за травинкой изменилась и вся картина мира. Это возрождение, конечно, отразилось в искусстве: в XII–XIII веках скульптура обрела трехмерность, на лицах стали проявляться эмоции. В середине XIII века в скульптурах, сделанных для надгробий высоких церковных иерархов, начало появляться портретное сходство. Живописные и скульптурные портреты прежних государей, не говоря уже об особах менее значимых, в основном — дань условностям и канонам. Тем не менее один из заказчиков Джотто, купец Скровеньи Энрико Скровеньи — богатый падуанский купец, по заказу которого в начале XIV века была построена домовая церковь, расписанная Джотто, — капелла Скровеньи. , уже известен нам по вполне реалистичным, индивидуализированным изображениям, как в его знаменитой падуанской капелле, так и в надгробии: сравнивая фреску и скульптуру, мы видим, как он постарел!
Мы знаем, что Данте не носил бороды, хотя в «Божественной комедии» его облик не описывается, знаем о грузности и медлительности Фомы Аквинского, прозванного одноклассниками Сицилийским Быком. За этим прозвищем уже стоит внимание к внешнему облику человека. Также нам известно, что у Барбароссы Фридрих I Барбаросса (1122–1190) — император Священной Римской империи, один из руководителей Третьего крестового похода. была не только рыжая борода, но и красивые руки — кто-то это упомянул.
Индивидуальный голос человека, иногда считающийся принадлежностью культуры Нового времени, слышится и в Средние века, но слышится долгое время без имени. Голос есть, а имени нет. Произведение средневекового искусства — фреска, миниатюра, икона, даже мозаика, самое дорогое и престижное искусство на протяжении многих веков, — почти всегда анонимно. Для нас странно, что великий мастер не хочет оставить свое имя, но для них подписью служило само произведение. Ведь даже когда все сюжеты заданы, художник остается художником: все знали, как изобразить Благовещение, но хороший мастер всегда вносил в образ свои чувства. Люди знали имена хороших мастеров, но никому не приходило в голову их записывать. И вдруг где-то в XIII–XIV веках они обрели имена.
Зачатие Мерлина. Миниатюра из кодекса «Français 96». Франция, около 1450–1455 годов © Bibliothèque nationale de France
Отношение к греху
В Средневековье, конечно, существовали вещи, которые были запрещены и карались по закону. Но для Церкви главное было не наказание, а раскаяние.
Средневековый человек, как и мы, грешил. Все грешили и все исповедовались. Если ты церковный человек, ты не можешь быть безгрешен. Если тебе нечего сказать на исповеди, значит, с тобой что-то не так. Святой Франциск считал себя последним из грешников. В этом заключается неразрешимый конфликт христианина: с одной стороны, ты не должен грешить, но с другой, если ты вдруг решил, что безгрешен, значит, ты возгордился. Ты должен подражать безгрешному Христу, но в этом своем подражании ты не можешь переступить определенную грань. Ты не можешь сказать: я Христос. Или: я апостол. Это уже ересь.
Система грехов (какие прощаемые, какие непрощаемые, какие смертные, какие нет) постоянно видоизменялась, потому что об этом не прекращали думать. К XII веку появилась такая наука, как богословие, со своим инструментарием и со своими факультетами; одной из задач этой науки была как раз выработка четких ориентиров в этике.
Богатство
Для средневекового человека богатство было средством, а не целью, потому что богатство не в деньгах, а в том, чтобы вокруг тебя были люди — а для того чтобы они вокруг тебя были, ты должен раздавать и тратить свое богатство. Феодализм — это в первую очередь система человеческих взаимоотношений. Если ты стоишь выше на иерархической лестнице, ты должен быть «отцом» своим вассалам. Если ты вассал, ты должен любить своего господина фактически так же, как ты любишь отца или Царя Небесного.
Любовь
Как ни парадоксально, многое в Средние века делалось по расчету (не обязательно арифметическому), в том числе и браки. Браки по любви, известные историкам, — большая редкость. Скорее всего, так было не только среди знати, но и у крестьян, но про низшие сословия мы знаем гораздо меньше: там не было принято записывать, кто на ком женился. Но если знать рассчитывала выгоду, когда выдавала своих детей, то беднота, которая считала каждый грош, — тем более.
Миниатюра из Псалтыри Лутрелла. Англия, около 1325–1340 годов © British Library
Петр Ломбардский, богослов XII века, писал, что муж, страстно любящий жену, прелюбодействует. Дело даже не в физической составляющей: просто если ты слишком отдаешься своему чувству в браке, ты прелюбодействуешь, потому что смысл брака не в том, чтобы привязываться к каким-либо земным отношениям. Конечно, такую точку зрения можно считать крайностью, но она оказалась влиятельной. Если же как бы посмотреть на нее изнутри, то она — оборотная сторона куртуазной любви: напомню, что куртуазной никогда не бывает любовь в браке, более того, она всегда предмет мечтания об обладании, но не само обладание.
Символизм
В любой книге о Cредневековье вы прочтете, что эта культура очень символична. На мой взгляд, так можно сказать о любой культуре. Но средневековый символизм был всегда единонаправленным: он так или иначе соотносится с христианской догмой или христианской историей, эту догму сформировавшей. Я имею в виду Священное Писание и Священное Предание, то есть историю святых. И даже если какой-то средневековый человек хочет построить для себя свой мир внутри средневекового мира — как, например, Гильом Аквитанский Гильом IX (1071–1126) — граф Пуатье, герцог Аквитании, первый известный трубадур., создатель нового типа поэзии, мира куртуазной любви и культа Прекрасной Дамы, — этот мир все равно выстраивается, соотносясь с системой ценностей Церкви, в чем-то подражая ей, в чем-то отвергая ее или даже пародируя.
У средневекового человека вообще очень своеобразный способ смотреть на мир. Его взгляд направлен сквозь вещи, за которыми он стремится увидеть некий миропорядок. Поэтому иногда может показаться, что он не видел окружающего мира, а если и видел, то sub specie aeternitatis — c точки зрения вечности, как отражение божественного замысла, являемого как в красоте проходящей мимо тебя Беатриче, так и в падающей с неба лягушке (иногда считалось, что они рождаются из дождя). Хорошим примером этому служит история, как святой Бернар Клервоский Бернар Клервоский (1091–1153) — французский богослов, мистик, возглавлял орден цистерцианцев. долго ехал по берегу Женевского озера, но был настолько погружен в раздумья, что не увидел его и с удивлением спрашивал потом у спутников, о каком озере они говорят.
Античность и Средневековье
Считается, что варварское нашествие смело все достижения предшествующих цивилизаций с лица земли, но это не совсем так. Западноевропейская цивилизация унаследовала от Античности и христианскую веру, и целый ряд ценностей и представлений об Античности, христианству чуждой и враждебной, языческой. Более того, Средневековье говорило с Античностью на одном языке. Безусловно, многое было уничтожено и забыто (школы, политические институты, художественные приемы в искусстве и литературе), но образный мир средневекового христианства непосредственно связан с античным наследием благодаря разного рода энциклопедиям (сводам античного знания о мире — таким как, например, «Этимологии» св. Исидора Севильского Исидор Севильский (560–636) — архиепископ Севильи. Его «Этимологии» — это энциклопедия знаний из разных областей, почерпнутых в том числе из античных сочинений. Считается основателем средневекового энциклопедизма и покровителем интернета.) и аллегорическим трактатам и поэмам вроде «Бракосочетания Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы Марциан Капелла (1-я половина V века) — античный писатель, автор энциклопедии «Бракосочетание Филологии и Меркурия», посвященной обзору семи свободных искусств и написанной на основе античных сочинений. . Сейчас подобные тексты мало кто читает, совсем мало тех, кто их любит, но тогда, на протяжении многих столетий, ими зачитывались. Старые боги были спасены именно такого рода литературой и стоявшими за ней вкусами читающей публики.
Теги
Эксперт
Средние века
Второй выпуск подкаста Arzamas и «Рыбаков Фонда»«Как училась Россия»
Андрей Зорин и Александр Архангельский разговаривают о принципах Просвещения и воспитании нового человека, о расцвете университетов и их разгроме и о том, как образование в XIX веке стало душой государственной машины
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
12 минут
1/6
Признание Синей Бороды
О чем рассказывает история Жиля де Ре, что такое «инквизиционная революция» и чем испытание огнем и водой отличается от пытки
Читает Ольга Тогоева
О чем рассказывает история Жиля де Ре, что такое «инквизиционная революция» и чем испытание огнем и водой отличается от пытки
15 минут
2/6
«Смертельный ответ» Жанны д’Арк
Зачем придумали инквизицию, кем были первые инквизиторы и чего добился Торквемада
Читает Ольга Тогоева
Зачем придумали инквизицию, кем были первые инквизиторы и чего добился Торквемада
12 минут
3/6
Тюрьма аббатства святого Ремигия
Как содержались средневековые преступники, когда в руанской тюрьме появились решетки на окнах, почему на миниатюрах часто судят под деревом и чего не хватало монахам из Реймса
Читает Ольга Тогоева
Как содержались средневековые преступники, когда в руанской тюрьме появились решетки на окнах, почему на миниатюрах часто судят под деревом и чего не хватало монахам из Реймса
12 минут
4/6
Идеальный преступник
Зачем в судах изображали орудия страстей, почему тюремщик и палач делили имущество преступников и как первородный грех связан с судебной практикой
Читает Ольга Тогоева
Зачем в судах изображали орудия страстей, почему тюремщик и палач делили имущество преступников и как первородный грех связан с судебной практикой
14 минут
5/6
Казнь цареубийцы
За что отрубали руки, четвертовали и меняли фамилию дальним родственникам, кто должен был носить по городу собаку, а кто — труп повешенного и когда состоялось последнее публичное гильотинирование
Читает Ольга Тогоева
За что отрубали руки, четвертовали и меняли фамилию дальним родственникам, кто должен был носить по городу собаку, а кто — труп повешенного и когда состоялось последнее публичное гильотинирование
13 минут
6/6
Оскопление Абеляра
Кастрация, прогулка на осле, спасение от эшафота, решения споров и другие судебные права обывателей
Читает Ольга Тогоева
Кастрация, прогулка на осле, спасение от эшафота, решения споров и другие судебные права обывателей
Материалы
История западного Средневековья в 90 пунктах
Интерактивная шпаргалка
Какой вы еретик?
Пройдите допрос виртуального инквизитора, чтобы выяснить, в какую ересь вы впали
Атрибуты правосудия
Откуда у Фемиды меч, весы и повязка на глазах
Ольга Тогоева: «Мы по‑прежнему гоняемся за ведьмами»
Кто такой средневековый человек
Медиевист Олег Воскобойников о том, чем человек в Средние века отличался от современного
Угадайте животное
Как представляли себе крокодила и страуса авторы средневековых бестиариев
Никто не ждет испанскую инквизицию!
История одной шутки
Современная инквизиция
Ватиканский журналист Якопо Скарамуцци — о Конгрегации доктрины веры
О чем страдает «Страдающее Средневековье»
Медиевисты разбирают известный паблик
Петр Абеляр — композитор и музыкант
Гимн о радости и славе, написанный по просьбе Элоизы
Как развлечься в Средние века
Тринадцать способов организовать досуг в средневековом городе
Что вам известно о Средневековье и средневековых судах
Проверьте, хорошо ли вы знаете курс Ольги Тогоевой
Что читать о человеке Средневековья
5 книг, с которых имеет смысл начинать занятия антропологией Средних веков
Было ли Возрождение?
Давид Крашовец — о том, почему слово «Возрождение» вводит в заблуждение
Реабилитация Синей Бороды
Как в конце XX века активисты попытались оправдать Жиля де Ре
Испытания водой, огнем и чудом
Как ордалии описываются в разных средневековых текстах
Как узнать ведьму
Историк Ольга Тогоева о том, что делать, заподозрив ведьмовство в Англии XVI или XVII века
Допрос мужеложцев
Показания англичанина, который носил женское платье и имел беспорядочные половые связи
Показания вора и скотоложца
Признание Жаннена Ле Вуаррье и приговор, который ему вынес суд
Дебаты судей
Как Пьера Пайю приговорили к позорному столбу, клейму и объяснительной табличке
Апелляция колдуна
Филипп Кальве, признанный колдуном, обвиняет судей в превышении полномочий
Казнь еврея и чудесное спасение
Описание «еврейской казни» из дневника одного падуанца
К чему приговаривали 650 лет назад
Повешение, изгнание, покаяние и пожизненное заключение «на хлеб скорби и воду раскаяния»
Как прославилась деревня Монтайю
Нежность, страсть и судьба в одной еретической деревне
Краткая история индульгенции
Как возникла идея о том, что грех можно искупить деньгами
10 фактов о Фоме Аквинском
Самое важное о биографии и изобретениях великого схоласта
Вийон в XX веке
Илья Эренбург читает свой перевод «Баллады поэтического состязания в Блуа»
Шесть жертв средневекового суда
К каким способам приговорить оппонента прибегали монархи в средневековой Европе
Что мы знаем о Страшном суде
Анна Шмаина-Великанова — о последнем Суде в библейских и апокрифических описаниях
Путеводитель по Реймсу XVII века
Где в Реймсе можно было найти тюрьмы, игорные дома, рынки, кладбища и огороды
Тюрьма, агония и гниение у Вийона
Жаклин Серкильини-Туле — о том, как в одном поэте совмещаются грабитель и интеллектуал
Наказание в назидание
Как выглядели таблички, объясняющие, чего делать не надо
Первое письмо Элоизы
Почему Элоиза не хотела выходить за Абеляра замуж и в чем обвиняла его через двадцать лет разлуки
1117 год в истории
Что происходило в мире, пока в Париже разворачивалась драма Абеляра и Элоизы
Весь курс за 5 минут
Все о средневековых судах, инквизиторах, подсудимых, тюрьмах, казнях и их зрителях
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS
История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь
Средневековье и естественные потребности человека — Сноб
Финские писатели Ари Турунен и Маркус Партанен рассказывают, почему раньше считалось нормальным «выпустить газы наружу» и как жили в городах без канализации. «Сноб» публикует отрывок из книги «Только после вас», которая выходит в издательстве «Альпина Паблишер»
Иллюстрация: Iconographic Collections / Wikipedia Commons
Газы
Есть те, кто приказывает, чтобы мальчики силою сжатых ягодиц удерживали внутри звуки, животом издаваемые, но подобная попытка соблюсти приличия вредна, поскольку вызывает болезни. Если есть выбор, то лучше выпустить газы в одиночестве. В противном случае следует, как водится, прикрыть кашлем непотребный звук.
Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)
В Средние века прилюдно выпускать газы не считалось чем-то зазорным. Рожер I, носивший титул великого графа Сицилии, правил островом с 1071 по 1101 г. Бенедиктинский монах Гоффредо Малатерра отмечал, что этот человек, нормандец по происхождению, был прекраснейшим, велеречивейшим и наихрабрейшим правителем. Тем не менее он позволял себе публично портить воздух. Арабский историк Ибн аль-Асир пишет о том, как посол короля Балдуина посетил двор Рожера и предложил тому вместе отправиться завоевывать Северную Африку. Присутствовавшие при встрече дворяне с восторгом приняли это предложение, однако Рожер поднял ногу, издал крайне громкий и характерный звук и заявил, что это гораздо лучший совет, нежели тот, который дали сановники.
В Средние века полагали, что вонь кишечных газов — это запах самого дьявола. Поскольку на небесах все источало тонкие ароматы, люди верили, что ад является во всех отношениях противоположностью рая, — это же касалось и запахов. Считалось, что на шабашах колдуны и демоны катаются в моче и экскрементах, а также пьют и едят их. Во время процессов над ведьмами одним из главных обвинений против несчастных женщин было то, что они якобы целовали ледяной зад Сатаны. Таким образом, естественные выделения человеческого тела — кал, моча и сперма — использовались неестественным образом.
Телесные потребности и выделения в Средние века пробуждали в людях интерес, что приводило к самым разнообразным верованиям. Как же относились к публичному испусканию газов в пособиях по этикету? Эразм Роттердамский, как мы уже упоминали, уделял в своем труде внимание этому вопросу.
О болезнях: прислушайтесь к старой максиме о звуках, животом издаваемых. Если можно выпустить газы беззвучно, то сие будет наилучшим выходом, если же нет, то все же лучше выпустить воздух громко, нежели насильно удерживать его внутри.
Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)
Сидя за столом, следовало избегать движений, которые могли породить звук, вызывающий ассоциации с порчей воздуха.
Качаться на сиденье, ерзая с одной ягодицы на другую, — это манера человека, часто пускающего ветры или притворяющегося, будто он так поступает.
Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)
Подобные инструкции говорят о том, что еще во времена Эразма газы не являлись запретной темой, которую нельзя было бы обсуждать открыто и рационально. Эразм Роттердамский приводит аргумент медицинского характера: по его мнению, лучше уж пукнуть, нежели сдержаться и в итоге заболеть. Правда, он все же рекомендует по возможности соблюдать приличия, призывая либо пускать ветры беззвучно, либо маскировать конфуз кашлем или иным громким звуком. На практике, однако, дела обстояли иначе. Книги Франсуа Рабле, например, рисуют отличную картину нравов того времени и рассказывают, что в XVI в. к порче воздуха относились с изрядной долей юмора. Во всяком случае, проблема эта в те времена не слишком беспокоила посетителей постоялых дворов и пивных погребов.
Мартин Лютер, который не чурался никаких тем: критиковал церковь, откровенно писал о вине, женщинах и современных ему нравах, — обосновывал свою привычку пускать газы тем, что это превосходный способ отогнать дьявола: «Я могу противостоять бесам и чаще всего отпугиваю их раскатистым пуканьем».
«Громкие вопли, рыгание и отвратительная порча воздуха — этого достаточно, чтобы любого разумного человека заставить стыдиться своей природы» — вот мнение современника о посетителях английских пивнушек XVIII в. Интересно, что бытописателя шокировали «непристойные» запахи, а не само пьянство. В XIX столетии мнение медиков о том, надо ли сдерживаться, кардинально изменилось. Если во времена Эразма Роттердамского боялись, что это может привести к болезни, то теперь считалось, что портящий воздух человек попросту не желает контролировать низменные инстинкты.
Хотя в наши дни случайный пук может привести к неловкой ситуации, все же эта тема не является табу. Порча воздуха постоянно служит предметом шуток не только среди школьников, но и, например, обыгрывается в различных телешоу. За раскрепощающим смехом, однако, по-прежнему скрывается чувство неловкости, которое мы пытаемся смягчить с помощью веселья.
Дефекация и мочеиспускание
Невежливо приветствовать человека, который мочится или испражняется.
Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов (1530)
По моему разумению, не следует также, выйдя по нужде и возвратясь, мыть руки пред всей честной компанией, ибо знающим, по какой причине он моет руки, может явиться в воображении кое-что нечистое. Оттого же нехорошо, наткнувшись дорогой на гадость, как иной раз случается, призывать спутников и на нее указывать. Еще хуже совать им под нос что-либо вонючее, как иные делают с великой настойчивостью, говоря: «Благоволите понюхать, как воняет!» — нет чтобы сказать: «Не обоняйте это, ибо оно воняет».
Джованни делла Каза. Галатео, или Об обычаях (1558)
Советы, приведенные в старинных пособиях по этикету, зачастую касаются времени, когда испражнения не являлись чем-то тайным и постыдным, но воспринимались как нечто совершенно обыденное. В Средние века и в эпоху Нового времени чернь справляла нужду где придется, зачастую без вспомогательной посуды или же при помощи горшка, содержимое которого позже выплескивалось прямо на улицу. Общественных туалетов, предназначенных для простонародья, было очень мало: так, к примеру, в конце XIII — начале XIV в. в районе Лондонского моста на 138 домов имелась лишь одна уборная, из-за чего жильцы ничтоже сумняшеся предпочитали справлять нужду прямо в текущую неподалеку Темзу. Также подходящими местами для отправления естественных надобностей считались внутренние дворики и темные переулки. Не было ничего необычного в том, что как в домах знати, так и в лачугах бедняков на видном месте красовался горшок с плавающими в нем экскрементами. Когда один лондонский купец, живший в XVII в., не нашел в чужом доме горшка, он без лишних экивоков помочился в камин. Дворяне также справляли нужду без особых стеснений, и порой дворцовые камины заменяли им нужники.
Из-за отсутствия канализации улицы европейских городов утопали в фекалиях. «Повсюду видны горы отбросов, а ноздри забивает тысяча отвратительных запахов», — отмечал современник.
В Эдинбурге, например, еще в XVIII в. пешеходам следовало соблюдать крайнюю осторожность и быть очень внимательными, чтобы не оказаться под душем из мочи и фекалий: ночные горшки раз в сутки опорожняли из окон прямо на мостовую. Вежливым считалось заранее громким голосом предупредить проходивших мимо, чтобы они успели убраться из-под окон. Выплеснутые испражнения оставались на улице до утра, когда городские службы принимались за очистку мостовых.
Поскольку столкнуться с фекалиями можно было повсеместно, к ним также относились вполне естественно (с точки зрения современного человека, даже слишком естественно). Так, кал порой использовали довольно оригинально, как можно узнать из написанной в XVI в. Циммернской хроники. Там рассказывается, что в последний вечер Великого поста во дворце графа Андерса Зонненберга на стол подали собачьи экскременты, которыми собравшие за ужином знатные дамы и господа в шутку измазали головы друг друга. Скорее всего, речь шла о каком-то ритуале, поскольку в хронике указано, что «в наши дни от сего обычая отказались, поскольку экскременты портят одежду и стены».
Когда в XVII в. у некоей дамы во время театрального представления в Лондоне приключился понос, бедная женщина вынуждена была справлять нужду на углу одной из деловых улиц столицы, поскольку публичных уборных практически не было. То есть Эразм Роттердамский не просто так писал, что невежливо приветствовать человека, который опорожняет кишечник. Советы, касающиеся испражнения и мочеиспускания, встречаются в пособиях по этикету XVI столетия, что указывает на уже тогда существовавшие попытки контролировать эту сферу человеческой жизни, однако в ту пору, в отличие от более позднего времени, о «постыдных» вещах еще можно было говорить относительно открыто. Справлять нужду на улице было совершенно нормальным явлением. О публичности этих процессов, которые ныне считаются интимными, свидетельствует, например, тот факт, что еще в XVIII в. на аристократических балах принято было на отдельном столе выставлять в ряд ночные горшки, для того чтобы дамы и господа могли после ужина справить естественные надобности.
Неспешное появление нужников
Разумеется, более предпочтительным вариантом, нежели ночной горшок, была уборная. В Средние века наиболее передовые в санитарном отношении помещения имелись в монастырях, где монахи и монахини жили в чистоте не только духовной, но и физической: отходы из уборных выводили либо по канализационным трубам, либо через специально выкопанные под нужниками канавы. Поскольку распорядок жизни в монастырях был строгим и подчинялся общим правилам, естественные нужды также справляли по часам, и поэтому монастырские туалеты зачастую оснащались большим количеством отверстий. Также в Средние века в дворянских замках были распространены общие для всех обитателей туалеты, которые стремились сделать более удобными, размещая их вблизи дымовой трубы, чтобы было теплее.
То есть нужники существовали уже давно, однако с приватностью в них дела обстояли плохо: так, в здании городской ратуши Йорка власти решили возвести стены в общественной уборной при зале переговоров лишь в XVII в. Открытыми были также и предназначенные для дворян туалеты, даже самые роскошные из них. Шикарный клозет был в ту пору таким же предметом гордости, как в наши дни дорогой автомобиль. Зародившаяся в эпоху Нового времени помпезная придворная культура оставила свой след на туалетных сиденьях, которые смягчали с помощью бархатных подушек и украшали вышивками и бахромой. При дворе Людовика XIV, например, таких ласкающих глаз приспособлений насчитывалось 264. Подобная роскошь объяснялась вовсе не пристрастием короля к гламуру; дело в том, что сиденье подчас заменяло трон: монархи, отправляя естественные потребности, могли одновременно заботиться о выполнении обязанностей, принимать гостей и провозглашать новости государственной важности. Так, к примеру, Людовик XIV объявил о своей помолвке, восседая на горшке.
Однако уже в XVII столетии почетное сиденье старались всячески прятать. Например, в жилищах французского дворянства можно было подчас обнаружить стопки скучно выглядевших книг, и под обложкой верхней из них скрывалось туалетное отверстие.
Несмотря на то что первый туалет со смывом появился лишь в XIX в., идею ватерклозета представил еще в 1569 г. сэр Джон Харингтон, крестник английской королевы Елизаветы I. А еще раньше Леонардо да Винчи, автор многочисленных изобретений, также пытался сконструировать приспособление, которое помогало бы справлять естественные потребности. Однако людей, живших в XVI в., ватерклозет нимало не интересовал. В элегантную эпоху туалеты и правда были роскошными, но это вовсе не означает, что на гигиену уборных обращали особое внимание.
Окончательно культура санитарных помещений изменилась лишь в XIX столетии, когда в Европе появилась канализация. Городские жители, однако, поначалу протестовали против канализационных труб, поскольку с их появлением лишились возможности продавать фермерам свой кал в качестве удобрения. С возникновением канализации человеческие экскременты в буквальном смысле слова провалились под землю.
Мужественность и мужская сексуальность в Средние века. Средневековые исследования
Введение
История мужчин в Средние века — новая область исследований. Хотя мужчины традиционно доминировали в историческом дискурсе, они делали это в качестве универсального, по отношению к которому оценивались другие, т. е. женщины. Таким образом, мужской опыт был универсализирован как человеческий опыт. Следовательно, мужчин упускают из виду с точки зрения их половой и гендерной специфики. Мужской опыт как мужчин может быть восстановлен только тогда, когда они считаются отмеченной категорией. Для средневековых мужчин этот процесс начался в середине 19 века.90-х, хотя и не без споров. Некоторые историки считали, что о традиционной истории еще предстоит узнать так много, что сосредоточение внимания на мужчинах как существах, имеющих пол и пол, отвлечет от более важных областей. Хотя изучение мужчин и мужественности продолжало расти, оно не было систематическим с точки зрения временных периодов или географических местностей. Например, имеется мало исследований о мужчинах и мужественности в Византии, потому что историки сосредоточены на исламском давлении на византийских границах. С другой стороны, существует значительный интерес к социальной истории, включая маскулинность и мужскую сексуальность, в Италии и англо-французском мире. Важно отметить, что в этих областях есть богатые источники для поддержки исследований мужчин. История средневековых людей также осложняется запутанностью средневекового общества. Церковные и светские ценности оказали огромное влияние на жизнь людей, однако они часто противоречили друг другу. Более того, эти два сегмента общества состояли из людей разной власти, положения, богатства, денег и возможностей. Не все церковники думали одинаково, и не все миряне одинаково исполняли свою мужественность. Наконец, образ мужчин, их убеждений и ценностей варьируется в зависимости от источников. Проповеди и жития святых дают иное мировоззрение, чем картины, рыцарские эпосы или судебные протоколы. Исторические источники, цитируемые в этой статье, представляют собой срез исследований, а не конкретные вопросы. Скорее, репрезентативные исследования представляют собой введение и обзор вопросов, которые историки задают о мужчинах и мужественности. Источники варьируются от Скандинавии до Португалии и восточного Средиземноморья, от поздней античности до трансформации раннего современного общества. Литература размышляет о социальных рангах от королевской семьи до тряпья и дает представление о культурных и модных выражениях мужественности. Наконец, дополнительный материал обсуждает ненормативную сексуальность и мужчин, которые в противном случае считались бы маргинальными. Таким образом, эта статья служит тематическим обзором, теоретическим введением и отправной точкой для дальнейшего чтения.
Общие обзоры
О зарождающемся и новаторском состоянии исследований средневековых мужчин и мужественности свидетельствует отсутствие книг, предлагающих синтетический обзор области. Чтобы сделать обзор темы, необходим достаточный объем исследований, чтобы поддержать процесс синтеза исследований, чтобы прийти к общим выводам. Историческая наука о мужчинах и мужественности — это растущая область с богатыми и разнообразными исследованиями. Отдельные темы включают светских мужчин и церковных мужчин, а также то, как мужчины изображаются в определенных жанрах источников, таких как юриспруденция или теология, судебные протоколы или художественная литература. В этой области ожидаются обзоры, аналогичные тем, которые доступны в других областях социальной истории, таких как женщины или семья. Вместо этого широкий спектр сборников эссе открыл множество взглядов на мужчин в их гендерной специфике, а также на теоретические и практические взгляды на их жизненный опыт. Эти сборники эссе открыли поле, и даже самый ранний сборник остается весьма актуальным (Lees 19).94). Перспектива тома — что изучение средневековой мужественности возникло из феминистских исследований — задала тон большей части последующих исследований. Необходимость рассматривать мужчин и мужественность с критической и гендерной точки зрения очевидна в сборниках Мюррея, 1999 г. и Хэдли, 1999 г. Хотя эти тома пересекают широкие географические и временные границы и включают информацию из обширных и разнообразных источников, эссе также денатурализируют мужественность, поскольку первоначально поощрялся в Lees 1994. Cohen and Wheeler 1997 представляет столь же широкое поперечное сечение, но собранные эссе дают более теоретические интерпретации предмета. Некоторые авторы выделяют специфические аспекты мужской идентичности и проводят анализ, который носит как синтетический, так и сфокусированный характер. Например, Murray 1996 представляет собой эссе о мужской сексуальности, в котором проводится комплексное исследование источников и разновидностей сексуальности в средние века. Neal 2008 представляет замечательный трехмерный анализ внутренней жизни мужчин в Англии. К взгляду на мужчин как социальных акторов добавляется психологически обоснованный анализ, раскрывающий кое-что о мужских убеждениях, ценностях и внутренней жизни.
Коэн, Джеффри Джером и Бонни Уиллер, ред. Становление мужчиной в средние века . New York: Garland, 1997.
Богатое собрание из восемнадцати статей, охватывающих период со времен англосаксов до конца Средневековья. Он включает в себя исследования мужской физической природы, включая мужское воплощение, евнухов и три взаимосвязанных эссе о Питере Абеляре. В эссе используются феминистская и квир-теория, культурология, литературная критика и множество других теоретических подходов.
Хэдли, Дон М., изд. Мужественность в средневековой Европе . London: Addison Wesley Longman, 1999.
Тринадцать эссе организованы по следующим темам: «Обретение мужественности» (часть 1), «Миряне и церковники» (часть 2) и «Мужественность и письменное слово» (часть 1). 3). Очерки варьируются от 4-го до 16-го веков и географически пересекаются от Византии и Италии до Англии, Франции и Германии. В эссе исследуются проявления мужественности под влиянием возраста, профессии и других социальных переменных.
Лис, Клэр А., изд. Средневековая мужественность: о мужчинах в средние века . Minneapolis: University of Minnesota Press, 1994.
Самый ранний сборник эссе о средневековой мужественности, этот том задал тон большей части последующих исследований. Он вывел область за пределы изучения мужчин под видом истории человечества в широком смысле и утверждал, что изучение мужественности возникло в результате изучения феминизма. Особо следует отметить эссе Макнамары 1994, цитируется в разделе «Теория/средневековые идеалы».
Мюррей, Жаклин. «Скрываясь за универсальным человеком: мужская сексуальность в средние века». В Справочнике средневековой сексуальности . Под редакцией Верна Л. Буллоу и Джеймса А. Брандейджа, стр. 123–152. New York: Garland, 1996.
Это эссе, одно из первых исследований средневековых мужчин как отмеченной категории, анализирует мужчин с точки зрения культурного конструирования мужественности и мужской сексуальности. Богословские, медицинские и светские источники дают сложную картину, включающую воздержание, агрессию и опасения по поводу импотенции и сексуальной неадекватности. Выявлена мужская сексуальность как социальная конструкция с неустойчивыми половыми идентичностями.
Мюррей, Жаклин, изд. Конфликт идентичностей и множественная мужественность: мужчины на средневековом Западе . New York: Garland, 1999.
Двенадцать эссе объединяют различные методологии и дисциплинарные точки зрения для изучения мужчин и мужественности в Западной Европе с раннего средневековья до 15 века. Сборник затрагивает широкий спектр социальных контекстов с использованием различных источников: богословских, схоластических и монастырских писателей; саги; агиография; мемуары; материальная культура; летописная народная литература; законодательство о роскоши; и протоколы церковных судов.
Нил, Дерек Г. Мужское Я в позднесредневековой Англии . Чикаго: University of Chicago Press, 2008.
.
DOI: 10.7208/chicago/9780226569598.001.0001В этой монографии подробно рассматривается, что значило быть мужчиной в Англии XIV и XV веков. Люди раскрываются не только как внешние, социальные существа, но и как обладающие сложной психологией и внутренней жизнью. Рассматривается социальное и гендерное превосходство мужчин над женщинами, а также взаимоотношения мужчин с другими мужчинами и ценности, важные для мужской респектабельности.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на
эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Средневековая мужественность — University of Minnesota Press
1994
•
Клэр А. Лис, редактор
В этом сборнике эссе рассматриваются идеалы и архетипы мужчин средневековья и то, как эти концепции повлияли на определение мужественности и ее место в истории.
В этом сборнике эссе рассматриваются идеалы и архетипы мужчин средневековья и то, как эти концепции повлияли на определение мужественности и ее место в истории.
Авторы: Кристофер Басуэлл, Верн Л. Буллоу, Стэнли Хойнаки, Джон Кокли, Тельма Фенстер, Клэр Кинни, Клэр А. Лис, Джо Энн Макнамара, Луиза Миррер, Харриет Шпигель и Сьюзен Мошер Стюард.
«В этом вдохновляющем и новаторском сборнике эссе канонические тексты и современные феминистские теории бросают вызов и освещают друг друга. От вопросов эпического насилия и героических воплощений мужественности до конструирования холостяцкой жизни, земледелия и святости «Средневековая мужественность» — это первый синтез средневековых и гендерных исследований, посвященный мужественности. Он, несомненно, окажет значительное влияние, его долго ждали и очень приветствовали, и он будет представлять большой интерес для ученых средневекового периода и/или гендера». Гарри Брод, редактор книги «Создание мужественности: новые мужские исследования»; Теоретизируя мужественности; и «Мужчина среди мужчин: исследования еврейской мужественности».
—
«От вопросов об эпическом насилии и героических воплощениях мужественности до конструкций холостяцкой жизни, земледелия и святости, «Средневековая мужественность» представляет собой первый синтез средневековых и гендерных исследований, посвященный мужественности».
Гарри Брод, редактор The Making of Masculinities
«Мы не должны работать [исключительно] над темой секса, так же как классовый историк не может сосредоточиться исключительно на крестьянах», — Натали Земон Дэвис, 19 лет.75
За годы, прошедшие после того, как Натали Дэвис сделала это замечание, мужские исследования, а вместе с ними и гендерные исследования, заняли свое место в науке. Однако в таких исследованиях часто отсутствует понимание того, что концепция гендера в целом и маскулинности в частности может быть понята только в отношении отдельных обществ, рассматриваемых в определенные исторические и культурные моменты.
Блестящее воплощение этого видения, «Средневековая мужественность» — это первая полноформатная коллекция, в которой исследуются проблемы мужских исследований и современных теорий гендера в контексте Средневековья.
Междисциплинарные и мультикультурные эссе варьируются от брака в средневековой Италии до холостяцкой жизни в Венеции эпохи Возрождения, от монахов и святых до мужского пола в баснях Марии де Франс, от мужественности в «Сэре Гавейне и Зеленом рыцаре», «Беовульфе» и римском д’Энеаса к людям как к «другим», будь то мусульмане или евреи, в средневековом кастильском эпосе и балладе. Авторов особенно интересуют культурные проявления мужественности, выходящие за рамки этого конкретного исторического периода, — идеализированные гендерные роли, политические и экономические факторы в структурировании социальных институтов и влияние маскулинистской идеологии на укрепление и сохранение власти. Вместе их эссе представляют собой важную переоценку традиционных предположений в рамках средневековых исследований, а также крупный вклад в развивающееся изучение гендера.
Авторы
Кристофер Басуэлл, Барнард-колледж
Верн Л. Буллоу, SUNY, Буффало
Стэнли Хойнаки, Университет штата Мичиган
Джон Коукли, Теологическая семинария Нью-Брансуика
Тельма Фенстер, Фордемский университет
Клэр Кинни, Университет Вирджинии
Клэр А. Лис, Пенсильванский университет
Джо Энн Макнамара, Хантерский колледж
Луиза Миррер, Фордемский университет
Гарриет Шпигель, Калифорнийский государственный университет, Чико
Сьюзан Мошер Стюард, Хаверфордский колледж
Бумажный ISBN за 22,50 доллара США 978-0-8166-2426-3
224 страницы, 6 х 9, 1994 г.
Клэр А. Лис — доцент кафедры английского языка Пенсильванского университета.
«В этом вдохновляющем и новаторском сборнике эссе канонические тексты и современные феминистские теории бросают вызов и освещают друг друга. От вопросов эпического насилия и героических воплощений мужественности до конструирования холостяцкой жизни, земледелия и святости «Средневековая мужественность» — это первый синтез средневековых и гендерных исследований, посвященный мужественности. Он, несомненно, окажет значительное влияние, его долго ждали и очень приветствовали, и он будет представлять большой интерес для ученых средневекового периода и/или гендера». Гарри Брод, редактор книги «Создание мужественности: новые мужские исследования»; Теоретизируя мужественности; и «Мужчина среди мужчин: исследования еврейской мужественности».
—
«Средневековая мужественность» — захватывающая и своевременная книга, которая установит новые условия для историзации гендерных исследований. Он объединяет литературные и исторические методологии, чтобы бросить вызов универсалистским предположениям о главенствующей маскулинности в Средние века, задействовать современные теории пола и субъективности и найти место дискурсивным конструкциям сексуальности в мультикультурном опыте прошлого». Рита Коупленд *О.К. для редактирования, но, пожалуйста, запустите отредактированную ею версию перед печатью.
—
«Эта своевременная антология добавляет важное измерение к растущей работе о женщинах в средние века. Она стремится разрушить монолитные представления о патриархате и понять его влияние на те «миллионы мужчин, которые были всего лишь мужчинами», которые были стерты Авторы предполагают, что мужская гегемония должна постоянно пересекаться и приспосабливаться к разнообразным исследованиям авторов таких адаптаций и перестановок, которые предлагают мощное изложение индивидуального мужского патриархата в конкретных литературных, исторических и социальных контекстах. Коллекция предлагает многочисленные идеи о своей способности определять мужчин и женщин.