Что написал владимир мономах: Произведения Владимира
Содержание
Владимир Всеволодович Мономах | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
Владимир Мономах родился в 1053 году. Сын князя Всеволода Ярославича и, предположительно, дочери византийского императора Константина IV Мономаха, Марии. Прозвище Мономах он получил в наследство от матери.
До 1093 года Владимир Всеволодович в основном был вассалом своих дядьев и отца. Он правил в Ростове, Смоленске, Волыни, Чернигове и Переяславле. В эти годы он зарекомендовал себя и как хороший полководец. В 1076 году совершил поход в Силезию и Чехию, в 1077-м принял участие в войнах Всеволода с Всеславом Полоцким. В конце 1070-х – начале 1090-х совершил 12 успешных походов против половцев и в 1080 году – против торков.
С 1093 года Мономах – союзник великого князя Киевского – Святополка Изяславича, принимал участие во всех его боевых походах. Стал участником двух княжеских съездов – Любечского (1097) и Уветичского (1100), которые должны были покончить с усобицами между князьями.
В 1096 году на Русь было совершено крупное нападение половцев. Мономах разбил у Зарубинского брода на Днепре хана Тугоркана, а в 1107 году вместе с другими князьями разгромил хана Боняка. Именно при Мономахе Русь переходит от защиты к наступлению. К началу 1120-х годов донская группировка половцев откочевывает от границ Руси на Северный Кавказ.
Киевский князь
В 1113 году умирает киевский князь Святополк Изяславич, в Киеве вспыхивает народное восстание. 4 мая 1113 года Владимир Мономах был приглашен на княжение в Киев. Принимали его с большими почестями.
Восстание постепенно стихло, но Владимир Мономах был вынужден законодательным путем улучшить положение низов. Был обнародован «Устав Владимира Мономаха» («Устав о резах»), который в дальнейшем вошел в состав «Русской правды». В результате этих действий были ограничены прибыли ростовщиков, уточнялись условия закабаления. Эти документы не посягали на основы феодальных отношений, но облегчали положение холопов и закупов.
Период правления Владимира Мономаха, по сути, стал последним периодом усиления Киевской Руси. Он со своими сыновьями контролировал три четверти ее территории. Прочность государственной власти держалась на мощном авторитете Мономаха, который он заслужил в борьбе с половцами, а также объединении большей части земель в руках киевского князя.
Литературное наследие
В 1116 году по поручению Владимира Мономаха игумен Выдубицкого монастыря подготовил вторую редакцию «Повести временных лет», в 1118 году была подготовлена третья версия, а в 1119-м пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, отредактировал и четвертую версию. Именно она дошла до наших дней в составе Лаврентьевской летописи 1377 года.
Мономах является автором «Поучения», которое было адресовано детям, а также всем, «кто прочтет». Это произведение состояло из трех частей: собственно «Поучения» (1099), «Летописи» походов и других дел (около 1117) и «Письма» к Олегу Святославичу (1096). Оно также вошло в Лаврентьевскую летопись.
«Поучения» стали, по сути, политической программой Мономаха. Она была направлена на сохранение федеративного характера Древнерусского государства при широкой автономии и при сохранении общерусского единства.
Владимир Мономах смог за годы своего правления на несколько десятков лет убрать угрозу половецких нападений на Русь, создать реальное политическое единство Руси, упорядочил законодательство и внес свой вклад в древнерусскую литературу.
Владимир Мономах — великий князь
Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник
Владимир Мономах — великий князь
Восстание 1113 г. После 1111 г. донские половцы надолго потеряли способность к ведению активной войны против Руси, затихли и приднепровские половцы. Но нарастало внутреннее напряжение в русских землях, особенно в крупных городах, вызванное наступлением князей, бояр, дружинников, духовенства на крестьянские земли, на доходы смердов, ремесленников. Все больше людей не имело возможности самостоятельно вести свое хозяйство в сельской местности и в городах; они шли в кабалу к богатым, брали деньги, семена, орудия труда в долг. Потом не могли вернуть этот долг своим заимодавцам, задерживали выплату процентов. Особенно злодействовали ростовщики, которые ссужали нуждающихся людей деньгами, но под долг брали с них высокие проценты. Большим сребролюбцем и жестоким ростовщиком слыл и сам великий князь Святополк.
Положение простого люда особенно ухудшилось со времени смуты с начала 90-х гг. XI в. Междукняжеские битвы сопровождались пожегом городов, разорением сел, поборами с крестьян и горожан. Порой насильно смердов, ремесленников, торговцев гнали на войну. Дело довершали и нескончаемые половецкие набеги. На сечи с половцами уходили народные силы и средства. Деньги для откупа брались все с тех же городов, все с тех же смердов.
Ситуация обострилась, когда в Киеве 16 апреля 1113 г. неожиданно умер великий князь Святополк. Сразу начали борьбу за власть сторонники различных княжеских кланов. На власть мог претендовать старший из князей — Олег, но он был постоянно болен, его брат Давыд отошел от политических дел и ни на что не претендовал. Затем по старшинству шел Владимир Мономах. Были свои сторонники и у сыновей покойного Святополка.
Киевский тысяцкий Путята начал уговаривать киевлян пригласить Олега, но против Святославичей сплотилась партия Мономаха. Ее представители поскакали в Переяславль звать Владимира на киевский престол. А в это время загудел торгово-ремесленный Подол. Там прошел слух, что ненавистный Путята сносится с Святославичами, что он держит сторону ростовщиков, среди которых было много евреев. Не исключено, что эти слухи разносили по городу сторонники Мономаха.
Сотни людей с топорами, косами, вилами, палками в руках двинулись в центр Киева. Раздавались угрозы по адресу бояр, ростовщиков. Толпа разгромила двор Путяты, дворы ростовщиков, удар пришелся и по еврейским купцам и ростовщикам, которые заперлись в киевской синагоге. В Софийском соборе по зову митрополита Никифора сошлись бояре и старшие дружинники, епископы, игумены монастырей. Их решение было однозначным: немедленно звать в Киев Мономаха; только он, князь — воин и патриот, мог унять начавшееся выступление народа. Но поначалу переяславский князь не внял этому призыву. Он боялся вновь ввергнуть страну в междоусобицу, если бы вдруг Святославичи, бывшие старше его в роду, опротестовали его решение. Страшился он и киевской верхушки, которая долгие годы служила его скрытому противнику Святополку. У него также не было желания противопоставлять себя восставшим киевлянам.
На следующее утро народ снова высыпал на улицы Киева. В осаде оказался княжеский дворец. Большая толпа бросилась в сторону Печерского и Выдубицкого монастырей. Мятеж нарастал, вовлекая в свой водоворот все новые и новые сотни людей; пробудились окрестные слободы и деревни, поднялись против своих господ смерды, закупы, рядовичи. Должники отказывались выплачивать проценты и расправлялись с наиболее ненавистными заимодавцами, холопы вышли из повиновения господам.
И вновь митрополит собрал верхушку города. Вновь было принято решение пригласить Мономаха в Киев. Гонец вез Мономаху письмо, в котором говорилось: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, или евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою (вдову Святополка), и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят монастыри». 20 апреля Владимир Мономах вместе с переяславской дружиной вступил в Киев.
Владимир Мономах — великий киевский князь. Сторонники Мономаха разнесли весть, что теперь князь проведет правый суд и накажет мздоимцев. Это несколько успокоило людей. Но более всего на них произвело впечатление появление грозного князя во главе отборного войска. Мятеж в Киеве стал стихать.
Через несколько дней после совещания с боярами Владимир Мономах дал Руси новую «Русскую Правду», названную «Устав Владимира Всеволодича». Отныне расчеты за взятый долг были изменены. Если человек, взявший долг, заплатит в виде процентов его сумму, то он обязан был вернуть и сам долг, но если проценты в полтора раза превышали сумму долга, то он автоматически погашался. Отныне нельзя было брать более 20% годовых за предоставленный долг. Эти статьи освободили от долгов многих должников, ограничили произвол ростовщиков. «Устав» включал новые статьи об облегчении участи смердов, закупов, рядовичей, холопов. Все это на некоторое время сняло социальное напряжение в Обществе. По существу Мономах выступил в истории Руси как первый серьезный реформатор. Он сумел устранить наиболее откровенные язвы складывающихся отношений. Тем самым на время был достигнут социальный мир и упрочены основы развивающегося общества.
Незадолго перед этим Владимиру Мономаху исполнилось 60 лет. Для того времени это было немало. Он овладел верховной властью в таком возрасте, когда люди уже расстаются и с властью, и с жизнью. Впереди у него еще было 12 лет правления.
За это время Владимир Мономах показал себя сильным и волевым правителем. Он сумел на время приостановить естественный процесс распада Руси на отдельные земли. Он сокрушил своеволие отдельных князей, заставил подчиняться себе Олега и Давыда Святославичей, которые послушно исполняли его просьбы о помощи в борьбе с половцами. Своих сыновей он рассадил по крупным городам. Они управляли Новгородом и Смоленском, Ростовом и Суздалем. Он подавил мятеж своего племянника, сына Святополка — Ярослава, который правил на Волыни. В 1115 г. умер Олег Святославич, и с ним на время ослаб клан Святославичей, но уже поднимались к власти его дети — Ольговичи, которых тоже надо было держать в узде.
В 1116 г. Мономах организовал новый большой поход против половцев. Затем посылал на Дон своих сыновей. Он нанес удар по Полоцкому княжеству, где сидели потомки князя Всеслава. Попытался Мономах продолжить балканскую политику своих предков и утвердиться на Дунае. На юг было направлено русское войско, но Византия поспешила прислать Мономаху богатые дары, греки предложили обручить внучку Мономаха, дочь Мстислава Добронегу с сыном византийского императора. Это была высокая честь. Русское войско было отозвано.
Мономах проявил себя не только как видный полководец и властный политик, но и как рачительный хозяин. Его «Устав» был направлен на то, чтобы не только уберечь бояр, дружинников, духовенство, купечество от мятежей, но и поддержать хозяйство смерда и ремесленника, которое составляло основу государственного благосостояния.
Много внимания он уделял строительству, развитию культуры. При нем был создан новый летописный свод, в котором были подчеркнуты все заслуги Всеволодова дома.
На закате жизни Владимир Мономах создал свое знаменитое «Поучение», в котором не только рассказал о своей трудной, полной опасностей жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми, дал практические советы о том, как вести вотчинное хозяйство. Он писал, что рано или поздно зло будет наказано, а добро восторжествует: «Молод был и состарился,— писал он,— и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба». Отрокам он наказывал: «Еде и питью быти без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь, не свирепствовать словом, не хулить в беседе; не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держать к низу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет». «Всего же более убогих не забывайте,— продолжал он,— но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его».
Многое в его личной жизни, полной драм и жестокостей, расходилось с этими заповедями, тем более удивительной была эта исповедь, высказанная человеком на склоне лет.
Владимир Мономах умер 19 мая 1125 г. на 73 году жизни на реке Альте, в небольшом доме, который был выстроен рядом с часовней на месте убийства святого Бориса. Один древний источник сохранил описание Владимира Мономаха: «Лицом был красен (т.е. красив), очи велики, ростом не весьма велик, но крепкий телом и силен».
Мстислав Великий. После смерти Владимира Мономаха вопреки Ярославовой традиции старшинства в роду на престол вступил его старший сын Мстислав, хотя были еще живы его дяди, двоюродные братья, старше его по возрасту. В последние годы жизни Мономаха Мстислав, находясь постоянно около стареющего отца, по существу вел все управление государством. Черниговские князья, старейшие в роду, были недовольны, но на этот раз смолчали, так как велика была власть в руках Мстислава, могучими были его военные силы.
Поначалу Мстислав урегулировал отношения в княжеской семье. Он сохранил за своими братьями их владения. Наиболее деятельные из них, Ярополк и Юрий Владимировичи, заняли соответственно престолы в Переяславле, который стал со времени пребывания там еще Владимира Мономаха по существу вторым по политическому значению городом на Руси, и в Ростове. Своего старшего сына Всеволода новый киевский князь «посадил» в Новгороде, другому сыну отдал Смоленск. Таким образом, «племя» Мономаха по существу продолжало владеть всей Русской землей. Лишь Полоцк да Чернигов непосредственно не входили в мономахову «отчину».
С черниговскими князьями Мстислав заключил компромисс, оставив черниговский престол за Всеволодом Ольговичем. На Полоцк же вскоре было послано войско, которое овладело Полоцкой землей. В полоцкие города были направлены посадники Мстислава.
Сын Мономаха продолжал проводить энергичную политику наступления на половецкую степь. Ударной силой здесь продолжало выступать Переяславское княжество, которое испытало немало бед от половецких нашествий.
Все попытки половцев воспользоваться смертью Владимира Мономаха и вернуть утраченные позиции натолкнулись на мощь объединенных киевско-переяславских сил. Руководил русским войском, как правило, смелый и решительный полководец Ярополк Владимирович, очень напоминавший на поле брани своего отца Владимира Мономаха. Недаром современники говорили про него: «благоверного князя корень». Половецкое нашествие 1129 г. было отбито, а позднее Мстислав и Ярополк в ходе масштабных походов в степь сумели оттеснить половцев за Дон и Волгу, некоторые из них откочевали даже к реке Яик (Урал) и в Закавказье.
Мстислав обезопасил и северо-западные границы Руси. Он предпринимал походы против чуди и литовских племен, которые не раз тревожили русские границы. По словам летописца, Мстислав «много пота утер за землю Русскую».
Смерть Мстислава и начало новой смуты. В 1132 г. Мстислав Владимирович умер и на киевский престол взошел старший из Мономаховичей Ярополк, бывший до этого переяславским князем. На первый взгляд казалось, что все идет своим чередом, что могучее Киевское государство просто переживает очередную смену князя. Но, начиная с 1132 г., события на Руси стали приобретать такой характер, что становилось ясным: страна вступила в новый исторический этап, который готовился исподволь, в течение предшествовавших десятилетий и теперь лишь раскрылся полностью.
Внешне поначалу это выразилось в том, что на Руси разгорелась очередная междукняжеская смута. Вначале произошла ссора между сыновьями и внуками Мономаха. Попытка великого киевского князя Ярополка отдать Переяславль своему племяннику Всеволоду Мстиславичу, как он пообещал Мстиславу перед его кончиной, встретила сопротивление Юрия Владимировича ростовского и Андрея Владимировича, который правил на Волыни. Переяславль в конце концов был отдан Юрию Долгорукому.
Распрю среди Мономаховичей использовал Всеволод Ольгович черниговский, который, при поддержке половцев и имея за собой нейтралитет ростовского и волынского князей, атаковал Киев. Три дня стоял Всеволод под городом; половцы учинили в это время разгром поднепровских земель. Но взять город черниговскому князю не удалось, и он ушел восвояси.
Наступление черниговского князя сплотило сыновей Мономаха — Ярополка, Юрия и Андрея, и теперь они начинают дружно выступать против Всеволода Ольговича, но тот заключает союз с внуками Мономаха, сыновьями Мстислава, которых их дядья активно начали оттирать в тень.
В 1139 г. Ярополк умер. После его смерти престол в Киеве занял старший из оставшихся в живых детей Мономаха Вячеслав, но через несколько дней он был изгнан из города Всеволодом Ольговичем. Наконец-то черниговские князья реализовали свое право старшинства и заняли Киев. Ни у Юрия, ни у Андрея Владимировичей не было веских оснований вмешаться в борьбу: оба они были лишь младшими в большой семье правнуков Ярослава Мудрого.
Но во княжение черниговского князя не покончило с междоусобицами, а лишь сделало их более упорными и масштабными. После смерти Всеволода Ольговича в 1146 г. киевский престол ненадолго перешел к его брату Игорю. Но вскоре вспыхнуло очередное восстание киевлян, и киевская верхушка послала ходоков в Переяславль, где княжил внук Мономаха Изяслав Мстиславич. Тот с войском подошел к Киеву, и киевляне радостно встретили его. Так династия Мономаха вновь вернула себе киевский престол. Но на этот раз племянник обошел своих дядей, и в первую очередь ростовского князя Юрия Долгорукого. Тот ответил войной.
В ходе почти десятилетней междоусобной борьбы Киев несколько раз переходил из рук в руки. В нем правили то черниговские князья, то дети и внуки Мономаха. Активную роль в этой распре играл князь Юрий Долгорукий. Дважды в эти годы он воцарялся в Киеве. Но киевляне не благоволили к Юрию, считая его чужаком с севера.
В мае 1157 г. Юрий Долгорукий внезапно умер. Еще утром он пировал на дворе у одного из киевских бояр, а в ночь занемог и через пять дней скончался. Современники предположили, что князь был отравлен. В день его похорон киевляне разгромили дворы ненавистного им князя, перебили суздальцев и разграбили их имущество. Киевский престол вновь перешел к представителям черниговского княжеского дома.
В ходе этой ожесточенной борьбы за Киев князья-претенденты, занимая киевский престол, тем не менее сохраняли за собой и свои прежние владения. Так, Юрий Долгорукий, став великим киевским князем, продолжал жить на своем любимом северо-востоке. На Чернигов опирались Ольговичи, оставаясь прежде всего черниговскими князьями, а потом уже князьями киевскими.
???
1. Что вы думаете о деятельности Владимира Мономаха как киевского князя? Можно ли его считать продолжателем дела Владимира Святославича, Ярослава Мудрого?
2. Чем дополнения, внесенные Владимиром Мономахом в «Русскую Правду», отличаются от положений, вошедших в этот сборник законов ранее? О чем говорят эти дополнения, если помнить, что законы отражают реальную жизнь?
3. Современны ли «Поучения» Мономаха? Если да, то в чем?
Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы
Владимир Мономах | Encyclopedia.com
(1053–1125), один из способнейших великих князей киевских и родоначальник Мономашичей Владимирских на Волыни, Смоленщине и Суздали. Урожденный Владимир Всеволодович, он унаследовал прозвище «Мономах» от матери-гречанки, родственницы императора Константина IX Мономаха.
Сообщая о начале своей карьеры в автобиографическом «Наставлении» сыновьям, Мономах пишет, как его отец Всеволод, сын Ярослава Владимировича Мудрого, поручил ему управлять Переяславлем, Ростовом, Смоленском, Туровом и Новгородом и как он агитировал против Полоцка и чехов. В 1078 г., когда Всеволод стал великим князем киевским, он перевел Мономаха из Смоленска в Чернигов, лишив при этом его племянников, сыновей Святослава, их вотчины. В 1093, когда умер его отец, Мономах отклонил приглашение киевлян стать их князем, видимо, не желая нарушать лестничную систему престолонаследия, якобы введенную Ярославом Мудрым. Он подчинялся своему генеалогически старшему двоюродному брату Святополку Изяславичу, с которым заключил союз против половцев. Последние напали на кузенов, нанесли им сокрушительное поражение, а затем усилили свои набеги на Русь.
В 1094 году Олег Святославич и половцы изгнали Мономаха из Чернигова, заставив его занять отцовскую вотчину Переяславль. Поскольку Олег отказался присоединиться к нему и Святополку против кочевников, те двое изгнали его из Чернигова. После того, как Олег бежал в Муром, где он убил сына Мономаха Изяслава, Мономах написал ему эмоционально заряженное письмо (текст которого сохранился), умоляя его усмирить. В ответ Олег разграбил суздальские земли Мономаха. В ответ сын Мономаха Мстислав Новгородский выступил против Олега, разбил его и заставил явиться на съезд князей в 109 г.7 в Любече, где Олег подчинялся своим двоюродным братьям. Вскоре после этого Святополк нарушил Любечский договор, ослепив Василька Ростиславича Теребовля. Поэтому Мономах присоединился к своим двоюродным братьям, Святославичам Черниговским, против Святополка, и князья встретились в Уветичах в 1100 году, чтобы урегулировать спор. После этого все кузены во главе с Мономахом успешно выступили против половцев в 1103, 1107 и 1111 годах, когда нанесли кочевникам сокрушительное поражение на реке Дон.
После смерти Святополка в 1113 году Мономах медлил с захватом Киева, но горожане подняли бунт, якобы вынудив его взять власть. Таким образом, он опередил Святославичей, которые были выше по старшинству. Заняв престол, он издал законы, так называемый «Статут Владимира Мономаха», чтобы смягчить непомерные проценты по кредитам и прекратить другие злоупотребления. В течение своего двенадцатилетнего княжения Мономах продолжал свои походы против половцев и в 1116 году захватил три их города на реке Дон. Он также вел войны с поляками, чудью, литовцами и волжскими булгарами. Он посвятил большую часть своей энергии укреплению своего правления, изгнав нелояльных принцев из их владений и заменив их своими людьми. Таким образом, перед своей смертью, помимо Киева, он контролировал Переяславль, Смоленск, Суздаль, Новгород, Владимир на Волыни, Туров и Минск. Более того, он надеялся обеспечить господство своей семьи на Руси, убедив киевлян принять его старшего сына Мстислава и его наследников как свою наследственную династию. Тем самым он в очередной раз попытался сломать систему боковой престолонаследия Киева, якобы установленную Ярославом Мудрым. Он умер 19 мая, 1125.
См. также: великий князь; киевская русь; новгород великий; половцы; ярослав владимирович
Димник Мартин. (1994). Черниговская династия, 1054–1146 гг. Торонто: Папский институт средневековых исследований.
Франклин, Саймон и Шепард, Джонатан. (1996). Возникновение Руси, 750-1200 гг. Лондон: Лонгман.
Вернадский Георгий. (1948). Киевская Русь. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
Мартин Димник
Музеи Московского Кремля: — Корона Мономаха
Музеи Московского Кремля: — Корона Мономаха
- Корона Мономаха
Восток.
Конец XIII-начало XIV вв. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, скань, зернь, гравировка - Великий князь Иван Калита Московский
Роспись южной стены Архангельского собора.
XVII век - Иван Грозный
Миниатюра из «Титулярника» 1672
- История приобретения регалий Константина Мономаха 1551
PrevNext
Корона Мономаха — самый древний памятник в коллекции регалий Оружейной палаты. Корона датируется ХIII-XIV веками. Он состоит из восьми золотых пластин, украшенных филигранью, жемчугом и яркими драгоценными камнями. До сих пор нет единого представления о том, где оно было исполнено. Форма венца и мотивы ажурного орнамента свидетельствуют о восточном происхождении. Наиболее вероятные места казни – Византия и Средняя Азия.
В Завещании Ивана Калиты 1328 г. впервые упоминается парадный головной убор – «золотая шапка». Шапка упоминается во всех княжеских завещаниях XIV-XV веков. Он стал видной частью имущества московских князей и передавался от отца к старшему сыну. «Золотая шапка» традиционно считается «Короной Мономаха».
История Короны Мономаха создана во второй половине XV века. В это время, после падения Византии в 1453 г., Москва стала претендовать на роль нового православного центра. Согласно легенде, в XII веке киевский князь Владимир Мономах получил царскую корону от византийского императора Константина Мономаха. От киевских князей корона Мономаха перешла к владимирским, а затем и к московским князьям.
С 1547 года, года коронации первого русского царя Ивана Васильевича (Грозного), до конца XVII века Корона Мономаха использовалась при коронации всех русских правителей.