Кафизма 1: Кафизма первая., Псалтирь пророка и царя Давида, перевод на русский язык
Содержание
Кафизма первая., Псалтирь пророка и царя Давида, перевод на русский язык
Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков
Псалтирь пророка и царя Давида
ОглавлениеКафизма вторая.
Скачать
epub
fb2
Оригинал: pdf9Мб
Псалом Давида. Не надписан у евреев, 1.
1
1 Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не вступил, и не сидел в сборище губителей;
2 Но в законе Господнем воля его, и закону Его будет поучаться он день и ночь.
3 И будет он словно древо, насажденное у источников вод, что принесет плод свой во время свое; и листва его не опадет, и во всем, что творит, преуспеет.
4 Не так будет с нечестивыми, не так! Но они, как прах, взметаемый ветром с лица земли.
5 Посему не воскреснут нечестивые на суд, и грешники – в совет праведных.
6 Ибо ведом Господу путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
Псалом Давида, 2.
2
13 Что возмутились народы и племена мыслили суетное?
24 Восстали цари земные, и князья собрались вместе на Господа и на Помазанника Его. Говорят они:
35 «Расторгнем узы, наложенные Ими, и свергнем иго Их!»
4 Но Живущий на Небесах посмеется над ними, Господь посрамит их;
56 Тогда изречет Он им в гневе волю Свою и яростью Своею ввергнет их в смятенье.
67 А я поставлен Им царем над Сионом, горою святою Его,
7 Возвещать повеление Господне. Господь сказал мне: «Ты сын Мой, ты ныне рожден Мною.
8 Проси у Меня, и дам народы в наследие тебе и во владение тебе – пределы земли.
98 Пасти их будешь жезлом железным, как сосуды горшечника, сокрушишь их!»
10 И ныне, цари, разумейте, поучайтесь, судьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом!
129 Примите наставление, да не прогневается Господь и не погибнете вы, сойдя с пути праведного, ибо возгорится вскоре ярость Его! Блаженны все, надеющиеся на Него!
110 Псалом Давида, когда бежал он от Авессалома, сына своего, 3.
2 Господи, что так умножились гонители мои? Многие восстают на меня;
3 Многие говорят душе моей: «Нет спасения ему в Боге его!»
4 Но Ты, Господи, Заступник мой, слава моя, и возносишь Ты главу мою.
511 Воззвал я ко Господу моему, и услышал Он меня с горы святой Своей.
6 Я уснул и спал, но встал я, ибо Господь Защитник мой.
7 Не убоюсь тысяч людей, отовсюду нападающих на меня.
812 Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой! Ибо Ты сразил всех, враждующих со мной неправедно, зубы грешников сокрушил.
9 Ты, Господи, даруешь спасение, и на народе Твоем благословение Твое.
Слава:
113 В конец, песнь, псалом Давида, 4.
2 Когда призывал я, услышал меня Бог, знающий правоту мою, в тесноте скорби дал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою!
3 Сыны человеческие, доколе будете вы жестокосерды? Что любите суету и что ищите лжи?
4 Познайте же: дивным соделал Господь праведника Своего. Господь услышит меня, когда воззову к Нему.
514 Гневаясь, не согрешайте; о том, что говорили вы днем в сердце вашем, на ложе вашем сожалейте!
615 Принесите жертву делами правды и уповайте на Господа! Многие говорят:
716 «Кто явит нам благо?» Запечатлелось на нас сияние лица Твоего, Господи.
817 Ты даровал веселие сердцу моему; они же от плода пшеницы, от вина и елея своего обогатились.
918 В мире усну и успокоюсь, ибо Ты, Господи, вселил в меня единого упование.
119 О наследствующей, псалом Давида, 5.
2 Слова мои услышь, Господи, прими зов мой!
3 Внемли молению моему, Царь мой и Бог мой; Тебе помолюсь я, Господи!
4 Поутру услышь голос мой; поутру предстану пред Тобою, и Ты узришь меня.
620 Ибо Тебе, Боже, не угодно беззаконие: не водворится у Тебя муж лукавый,
621 И не устоят беззаконники пред очами Твоими; возненавидел Ты всех, делающих беззакония,
722 Погубишь Ты всех, говорящих ложь; мужа лукавого, проливающего кровь, гнушается Господь.
8 А я, по великой милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему в страхе пред Тобою.
9 Господи, наставь меня правдою Твоею, пред лицом врагов моих направь к Тебе путь жизни моей!
10 Ибо в их устах нет истины, сердце их суетно, гроб отверстый гортань их, языком своим лукавствуют. Суди их, Боже!
11 Да отпадут от замыслов своих! За их великое нечестие низринь их, ибо прогневали они Тебя, Господи!
1223 И да возвеселятся все, кто уповает на Тебя! Возрадуются они вовеки, и Ты вселишься в них; и похвалятся Тобою любящие имя Твое.
13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, точно оружием, Ты оградил нас.
124 В конец, песнь о восьмом дне, псалом Давида, 6.
2 Господи, да не обличишь меня в ярости Твоей и не накажешь меня в гневе Твоем!
3 Помилуй меня, Господи, ибо немощен я; исцели меня, Господи, ибо содрогнулись кости мои,
4 И душа моя в сильном смятенье. .. О, Господи, доколе?…
525 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня по милости Твоей!
6 Ибо никто из умерших не поминает Тебя, и во аде кто исповедает величие Твое?
7 Изнемог я от воздыханий моих, омываю плачем всякую ночь ложе мое, слезами моими постель мою орошаю.
8 Помутились от горести очи мои, ослабел я среди врагов моих.
9 Отступите от меня, все делающие беззакония, ибо услышал Господь плач мой!
1026 Услышал Господь моление мое, Господь принял молитву мою.
11 Да постыдятся и придут в смятенье враги мои, да обратятся вспять и посрамятся вскоре!
Слава:
127 Псалом Давида, воспетый им Господу после слов Хусия, сына Иемении, 7.
2 Господи Боже мой, на Тебя уповаю, спаси меня от гонителей моих, избавь меня!
3 Да не похитит враг, словно лев, душу мою, когда не будет избавителя и заступника!
4 Господи Боже мой, если сотворил я дурное, если осквернил неправдой руки мои,
5 Если отомстил я творящему мне зло, да повержен буду врагами моими!
6 Да преследует враг душу мою, и да настигнет меня, и втопчет в землю жизнь мою, и славу мою в прах низведет!
7 Восстань, Господи, в гневе Твоем, поднимись над пределами врагов твоих; вознесись, Господи Боже мой, да свершится заповеданное Тобою!
8 И сонм людей обступит Тебя, и возвеличься над ними!
9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по незлобию моему!
10 Да иссякнет злоба грешников! Наставь праведника, Боже, Ты, испытующий праведно сердца и души!
11 Поможет мне Бог, спасающий всех, хранящих правду в сердце своем!
12Бог Судия праведный, и могучий, и долготерпеливый, не всяк день являет Он гнев Свой.
13 Если не обратитесь к Нему, оружие Свое изострит; лук Свой напряг Он и держит его наготове.
14 И вложил Он в тетиву орудия смерти, стрелы Свои огненосными сделал.
15 Вот грешник заболел неправдою, зачал злобу и породил беззаконие.
16 Ископал ров и углубил его, но сам упадет в яму, вырытую им.
17 Обратится злоба его на голову его, и на темя его неправда его падет.
18 Прославлю Господа за правый суд Его и воспою имя Господа Всевышнего!
128 В конец, о точилах, псалом Давида, 8.
2 Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле! Ибо вознеслось величие Твое превыше небес!
329 Устами младенцев и грудных детей совершается хвала Тебе пред лицом врагов Твоих, дабы сокрушить врага и мстителя.
4 Вот смотрю на небеса, деяния рук Твоих, на луну и звезды, сотворенные Тобою!
5 Кто есть человек, что помнишь Ты его? Или сын человеческий, что посещаешь Ты его?
630 Умалил Ты его лишь немногим пред ангелами, славою и честью увенчал его;
731 И поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его:
832 Овец, и волов, и всякий скот полевой,
933 Птиц небесных и рыб морских, проходящих стезями морскими.
1034 Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле!
Слава:
* * *
1
Вынесенный в начало сборника псалом 1 служит зачином Псалтири. В нем показан контраст добра и зла, праведных и грешных и установлен критерий нравственности человека – его верность Божественному Закону. Св. отцы понимают этот псалом как развернутую метафору, видя в нем, с одной стороны, свидетельство о внутренней жизни человека, с другой – пророчество о Господе нашем Иисусе Христе. Свт. Василий Великий (IV в.) толкует слова совет нечестивых как возникающее в сердце сомнение, неверие, недоверие Богу, путь – как жизнь, которая все время движется к концу, сидел – как неподвижное, постоянное коснение в грехе, губителей – как тех, кто стремится свои пороки предать другим, и весь смысл первого стиха он разъясняет так: «Блаженное дело и не помышлять о зле; если же, уловленный врагом, принял ты в душу советы нечестия, не стой в грехе, а если тому подвергся, не утверждайся во зле (Свт. Василий Великий. Беседа на первую часть первого псалма). В отличие от свт. Василия свт. Афанасий Великий (IV в.) усматривает в псалме иносказание о Христе. Для него нечестивые, грешники, губители – это книжники, фарисеи, законники, которые восставали на Господа нашего Иисуса Христа, источники вод – это Божественное Писание, которое проповедует Господа, а древо – Сам Господь наш Иисус Христос.
2
Святые и учители Церкви истолковывают этот псалом как мессианский. В нем содержится пророчество о пришествии в мир Мессии – Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божиего, и о воцарении Его над всем миром; а также о восстании против Него царей, князей и древнееврейского народа, восстании суетном и тщетном.
3
Под народами и племенами в этом псалме св. отцы понимают древних евреев и римлян, под царями – Ирода и Пилата, под князьями – иудейских книжников, фарисеев, законников, под Помазанником – Господа нашего Иисуса Христа. «Помазанник» – человек, над которым совершено помазание елеем (т. е. возливание на голову оливкового масла) и который этим актом возведен на высшее ответственное служение – первосвященника, царя или пророка. В Библии говорится о том, как были помазаны на священство Аарон (см.: Исх. 29:7), на царство Саул и Давид (см.: 1Цар. 10:1; 16:13), как пророк Илия помазал себе в преемники своего ученика Елисея (см.: 3Цар. 19:16). Слова «мессия» (евр.) и «Христос» (греч. ) в переводе на русский язык означают «помазанник».
4
Под народами и племенами в этом псалме св. отцы понимают древних евреев и римлян, под царями – Ирода и Пилата, под князьями – иудейских книжников, фарисеев, законников, под Помазанником – Господа нашего Иисуса Христа. «Помазанник» – человек, над которым совершено помазание елеем (т. е. возливание на голову оливкового масла) и который этим актом возведен на высшее ответственное служение – первосвященника, царя или пророка. В Библии говорится о том, как были помазаны на священство Аарон (см.: Исх. 29:7), на царство Саул и Давид (см.: 1Цар. 10:1; 16:13), как пророк Илия помазал себе в преемники своего ученика Елисея (см.: 3Цар. 19:16). Слова «мессия» (евр.) и «Христос» (греч.) в переводе на русский язык означают «помазанник».
5
Этот стих, по мнению свт. Афанасия Великого, произносится от лица упомянутых в ст. 2 врагов Господа нашего Иисуса Христа, которые отвергают Его учение и отказываются нести иго, о котором сказано: «Возьмите иго Мое на себя» (Мф. 11:29).
6
Свт. Афанасий Великий видит в этих словах пророчество, которое сбылось в словах Господа нашего Иисуса Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи» (Мф. 23:13) и «Горе вам, законникам» (Лк. 11:52) и в разрушении Иерусалима римлянами.
7
Гора Сион – Иерусалим. Сион – гора на юго-западе Иерусалима, где возвышалась иерусалимская крепость. Эту крепость Давид отвоевал у иевусеев, назвал ее «городом Давидовым» и перенес туда главную святыню Израиля, Ковчег Божий (Ковчег Завета) – ящик, в котором хранились каменные доски с начертанными на них заповедями, данными Моисею Богом на горе Синай (см.: Исх. 24–27; 2Пар. 5). Св. отцы под Сионом понимают Церковь, над которой Господь наш Иисус Христос как Богочеловек поставлен от Бога Отца Царем, хотя по Божеству Господь наш Иисус Христос, как Бог, имеет Царство по самой природе (свт. Афанасий Великий).
8
Под жезлом железным св. отцы понимают Крест Христов.
9
Под наставлением свт. Афанасий Великий понимает евангельское учение.
10
Пророк Давид на опыте своего греховного поступка научает нас целомудренной жизни: никому не делать зла и соблюдать Закон Божий. Ст. 1. Услыхав о заговоре своего сына Авессалома, Давид с немногочисленной свитой покинул Иерусалим. Восстание сына против отца не увенчалось успехом. Принудив сторонников Давида принять бой, Авессалом погиб от их руки (см.: 2Цар. 15–18). В этом нападении сына на отца учители Церкви усматривают справедливое возмездие за совершенное Давидом преступление, когда сам он разбил чужую семью, послав на смерть Урию и взяв себе его жену Вирсавию (см.: 2Цар. 11). Ибо откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Псалом предвозвещает предстоящие нам от врага искушения, когда бываем гонимы своими и многие восстают на нас. В высшем пророческом смысле в псалме слышен глас Господа нашего Иисуса Христа к Богу Отцу во время Крестных страданий (свтт. Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Григорий Нисский).
11
…с горы святой Своей – подразумевается гора Сион в Иеруслиме; в переносном смысле – Небо.
12
…зубы грешников – в зубах животных их сила; зубы грешников (нечестивых, врагов) – вся «сила» их. Давид уверен в неизбежном поражении врагов.
13
В конец дословно соответствует греч. переводу Семидесяти толковников. Греч. вариант возник, возможно, из-за неправильного прочтения евр. слова. В зависимости от того, к какому корню евр. языка восходит это надписание, оно получает неодинаковый смысл. В конец может указывать на мелодию, которая повторяется, пробегая через различные строфы, может означать также, что псалмы с такого рода надписанием пелись по окончании субботы и других праздников. Евр. термин может быть понят и как «победитель, начальник» – отсюда возник перевод русской Синодальной Библии: «Начальнику хора»; в греч. переводах Акилы и Феодотиона и у блж. Иеронима читается: «Победителю». Свт. Афанасий Великий толкует псалом как восхваление победы Давида над Авессаломом и соответственно в ст. 2 видит упоминание о помощи, которую Давид получил во время бегства (см.: 2Цар. 16:1–2), а в ст. 3 под сынами человеческими подразумевает тех, кто надеялся на силу многочисленного войска в войне против праведника.
14
…на ложе – т. е. ночью. Отходя ко сну, сокрушайтесь о своих греховных помыслах.
15
Бог требует не ритуальных обрядов и жертвоприношений, а повелевает приносить жертвы добродетели духовные, внутренние: долготерпение, незлобие, милосердие, смиренномудрие (см.: Пс. 50:19; Ис. 1:10– 18).
16
Псалмопевец противопоставляет себя многим (т. е. толпе), которые ищут земных благ, сам же он ищет только общения с Богом; …сияние лица Твоего, Господи – свидетельство о благословении человека Богом (см.: Чис. 6:25–26; Пс. 30:17).
17
Противопоставление продолжается: и сам Псалмопевец, и многие достигли искомого. Для Псалмопевца искомое заключено внутри него, в веселии
сердца, для многих – в земных благах: …от плода пшеницы… обогатились. Мотив сердечного веселия обычен для псалмов (ср.: Пс. 15:9). Веселие и утешение сердца подается Духом Святым от прилежания в молитве. Кто понуждает себя к постоянной молитве, тот как бы сопрягается с Богом таинственной святостью и неизреченным расположением сердца.
18
…единого – находящегося в одиночестве.
19
О наследствующей – перевод Семидесяти толковников. Более точно евр. надписание звучало бы: «О наследии». Соответствующее евр. слово может обозначать также духовой музыкальный инструмент или особый тон, прием пения. Святые отцы понимают под наследствующей Церковь Божию или человеческую душу, которая должна получить в наследие Царство Небесное. Содержание псалма – утренняя молитва, и он входит в чин утреннего богослужения Православной Церкви (первый псалом первого часа).
20
Это усиливающееся в своей резкости (не угодно…возненавидел…погубишь) обличение людей за их пороки перекликается с видением пророка Исаии (см.: Ис. 1:11–15).
21
Это усиливающееся в своей резкости (не угодно…возненавидел…погубишь) обличение людей за их пороки перекликается с видением пророка Исаии (см.: Ис. 1:11–15).
22
Это усиливающееся в своей резкости (не угодно…возненавидел…погубишь) обличение людей за их пороки перекликается с видением пророка Исаии (см. : Ис. 1:11–15).
23
Этой радостью о Боге можно хвалиться, радоваться и восхищаться, ибо она не нарушается никакими обстоятельствами, но еще более возвышается от препятствий. А кто хвалится вещами житейскими, тот подобен веселящемуся во сне (свт. Иоанн Златоуст).
24
В конец – см. примеч. к пс. 4:1; …о восьмом дне – под «восьмым днем» св. отцы понимают Жизнь Будущую, которая стоит за пределом седмеричной земной жизни настоящего века. Псалом построен как диалог человека и Бога: вопрос человека и ответ Бога. Человек в душевном отчаянии молит Бога вывести его из этого состояния, исцелить, спасти. Перед нами предстает вся тяжесть душевных мучений: …содрогнулись кости…слезами постель мою орошаю… Помутились… очи. Эта наглядная картина завершается признанием своего бессилия: …ослабел я. И вот, дойдя до крайнего самоуничижения, человек вдруг получает ответ от Бога: Господь слышит его, откликается на его молитву. Состояние молящегося человека сразу меняется: тот, кто за мгновение до этого признавал свою слабость, теперь гонит врагов прочь.
25
Преследуемый Саулом Давид имел возможность захватить и умертвить спящего Саула, но сознательно сохранил ему жизнь (см.: 1Цар. 26).
27
Хусий, сын Иемении, – лицо неизвестное. В библейском повествовании упоминается друг царя Давида Хусий Архитянин, который во время восстания Авессалома против отца сумел своим советом отсрочить битву и тем спас Давида. Если именно этот эпизод подразумевается в псалме, то мы слышим тут тревогу и мольбу царя о помощи перед сражением с Авессаломом. Междоусобный конфликт выносится на суд Божий и тем приобретает одновременно и космический (ибо суд вершит Бог), и личный характер, потому что проверке подлежат глубины человеческого существа (Бог испытывает сердца и утробы человека, а на чаши весов ложатся, с одной стороны, незлобие Давида, с другой – коварство его врагов).
28
В конец – см. примеч. к пс. 4, 1; точило – место для выдавливания виноградного сока; …о точилах – псалом с таким надписанием пелся либо при топтании винограда, либо на мотив песни, под звуки которой шел сбор винограда. Пророк воспел этот псалом от лица верующих сердец, получающих таинственное вино христианского учения от духовных точил – Церквей Божиих.
29
Устами младенцев – в Евангелии эти слова приведены как пророчество о Господе нашем Иисусе Христе (см.: Мф. 21:15–16).
30
Слава и честь – это Крест; и Сам Господь наш Иисус Христос называет его славою, когда говорит: «Прииде час, да прославится Сын Человеческий» (Ин. 12:23). При творении мира Бог дал человеку власть над всеми животными, чтобы каждому из них он нарек соответствующее имя (см.: Быт. 1:26; 2:19–20).
31
При творении мира Бог дал человеку власть над всеми животными, чтобы каждому из них он нарек соответствующее имя (см. : Быт. 1:26; 2:19–20).
32
При творении мира Бог дал человеку власть над всеми животными, чтобы каждому из них он нарек соответствующее имя (см.: Быт. 1:26; 2:19–20).
33
При творении мира Бог дал человеку власть над всеми животными, чтобы каждому из них он нарек соответствующее имя (см.: Быт. 1:26; 2:19–20).
34
Так как этот псалом пророчествует о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа, а Сам Господь сошел на землю с Неба и потом снова взошел на Небо, то псалом этот в конце возвращается к своему началу: пророк Давид заканчивает его выражением удивления о величии имени Божия (свт. Иоанн Златоуст).
ОглавлениеКафизма вторая.
Источник: Перевод на русский язык Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков. Комментарии Т. А. Миллер
Псалтирь кафизма 1 читать онлайн † Православные книги
ДАВИ́ДА ПРОРО́КА И ЦАРЯ́ ПЕСНЬ.
КАФИ́СМА ПЕ́РВАЯ.
Псалом 1.
Псало́м Дави́ду, не надпи́сан у евре́й.
1 Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечести́вых и на пути́ гре́шных не ста, и на седа́лищи губи́телей не се́де, 2 но в зако́не Госпо́дни во́ля eго́, и в зако́не Его́ поучи́тся день и нощь. 3 И бу́дет я́ко дре́во насажде́нное при исхо́дищих вод, е́же плод свой даст во вре́мя свое́, и лист eго́ не отпаде́т, и вся, ели́ка а́ще твори́т, успе́ет. 4 Не та́ко нечести́вии, не та́ко, но я́ко прах, eго́же возмета́ет ветр от лица́ земли́. 5 Сего́ ра́ди не воскре́снут нечести́вии на суд, ниже́ гре́шницы в сове́т пра́ведных. 6 Я́ко весть Госпо́дь путь пра́ведных, и путь нечести́вых поги́бнет.
Псалом 2.
Псало́м Дави́ду.
1 Вску́ю шата́шася язы́цы, и лю́дие поучи́шася тще́тным? 2 Предста́ша ца́рие зе́мстии, и кня́зи собра́шася вку́пе на Го́спода и на Христа́ Его́. 3 Расто́ргнем у́зы их и отве́ржем от нас и́го их. 4 Живы́й на Небесе́х посмее́тся им, и Госпо́дь поруга́ется им. 5 Тогда́ возглаго́лет к ним гне́вом свои́м и я́ростию Свое́ю смяте́т я́. 6 Аз же поста́влен есмь Царь от Него́ над Сио́ном, горо́ю свято́ю Его́, 7 возвеща́яй повеле́ние Госпо́дне. Госпо́дь рече́ ко Мне: Сын Мой еси́ Ты, Аз днесь роди́х Тя. 8 Проси́ от Мене́, и дам Ти язы́ки достоя́ние Твое́, и одержа́ние Твое́ концы́ земли́. 9 Упасе́ши я́ жезло́м желе́зным, я́ко сосу́ды скуде́льничи сокруши́ши я́. 10 И ны́не, ца́рие, разуме́йте, накажи́теся вси судя́щии земли́. 11 Рабо́тайте Го́сподеви со стра́хом и ра́дуйтеся Ему́ с тре́петом. 12 Приими́те наказа́ние, да не когда́ прогне́вается Госпо́дь и поги́бнете от пути́ пра́веднаго, егда́ возгори́тся вско́ре я́рость Его́. Блаже́ни вси наде́ющиися Нань.
Псалом 3.
1 Псало́м Дави́ду, внегда́ отбега́ше от лица́ Авессало́ма, сы́на своего́.
2 Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми? Мно́зи востаю́т на мя, 3 мно́зи глаго́лют души́ мое́й: несть спасе́ния eму́ в Бо́зе eго́. 4 Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, сла́ва моя́ и вознося́й главу́ мою́. 5 Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́. 6 Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя. 7 Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя. 8 Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющыя ми всу́е: зу́бы гре́шников сокруши́л еси́. 9 Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твои́х благослове́ние Твое́.
Слава:
Псалом 4.
1 В коне́ц, в пе́снех псало́м Дави́ду.
2 Внегда́ призва́ти ми, услы́ша мя Бог пра́вды моея́, в ско́рби распространи́л мя еси́, уще́дри мя и услы́ши моли́тву мою́. 3 Сы́нове челове́честии, доко́ле тяжкосе́рдии? Вску́ю лю́бите суету́ и и́щете лжи? 4 И уве́дите, я́ко удиви́ Госпо́дь преподо́бнаго Своего́: Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́. 5 Гне́вайтеся, и не согреша́йте, я́же глаго́лете в сердца́х ва́ших, на ло́жах ва́ших умили́теся. 6 Пожри́те же́ртву пра́вды и упова́йте на Го́спода. 7 Мно́зи глаго́лют: кто яви́т нам блага́я? Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го́споди. 8 Дал еси́ весе́лие в се́рдце мое́м: от плода́ пшени́цы, вина́ и еле́а своего́ умно́жишася. 9 В ми́ре вку́пе усну́ и почи́ю, я́ко Ты, Го́споди, еди́наго на упова́нии всели́л мя еси́.
Псалом 5.
1 О насле́дствующем, псало́м Дави́ду.
2 Глаго́лы моя́ внуши́, Го́споди, разуме́й зва́ние мое́. 3 Вонми́ гла́су моле́ния моего́, Царю́ мой и Бо́же мой, я́ко к Тебе́ помолю́ся, Го́споди. 4 Зау́тра услы́ши глас мой, зау́тра предста́ну Ти, и у́зриши мя. 5 Я́ко Бог не хотя́й беззако́ния, Ты еси́: не присели́тся к Тебе́ лука́внуяй, 6 ниже́ пребу́дут беззако́нницы пред очи́ма Твои́ма: возненави́дел еси́ вся де́лающыя беззако́ние. 7 Погуби́ши вся глаго́лющыя лжу: му́жа крове́й и льсти́ва гнуша́ется Госпо́дь. 8 Аз же мно́жеством ми́лости Твоея́, вни́ду в дом Твой, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́, в стра́се Твое́м. 9 Го́споди, наста́ви мя пра́вдою Твое́ю, враг мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю путь мой. 10 Я́ко несть во усте́х их и́стины, се́рдце их су́етно, гроб отве́рст горта́нь их: язы́ки свои́ми льща́ху. 11 Суди́ им, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия их изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя, Го́споди. 12 И да возвеселя́тся вси упова́ющии на Тя, во век возра́дуются, и всели́шися в них, и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии и́мя Твое́. 13 Я́ко Ты благослови́ши пра́ведника, Го́споди: я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ нас.
Псалом 6.
1 В коне́ц, в пе́снех о осмо́м, псало́м Дави́ду.
2 Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене́, ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене́. 3 Поми́луй мя, Го́споди, я́ко не́мощен есмь, исцели́ мя, Го́споди, я́ко смято́шася ко́сти моя́. 4 И душа́ моя́ смяте́ся зело́: и Ты, Го́споди, доко́ле? 5 Обрати́ся, Го́споди, изба́ви ду́шу мою́: спаси́ мя ра́ди ми́лости Твоея́. 6 Я́ко несть в сме́рти помина́яй Тебе́: во а́де же кто испове́стся Тебе́? 7 Утруди́хся воздыха́нием мои́м, измы́ю на вся́ку нощь ло́же мое́, слеза́ми мои́ми посте́лю мою́ омочу́. 8 Смяте́ся от я́рости о́ко мое́, обетша́х во всех вразе́х мои́х. 9 Отступи́те от мене́, вси де́лающии беззако́ние, я́ко услы́ша Госпо́дь глас пла́ча моего́: 10 услы́ша Госпо́дь моле́ние мое́, Госпо́дь моли́тву мою́ прия́т. 11 Да постыдя́тся и смяту́тся вси врази́ мои́, да возвратя́тся и устыдя́тся зело́ вско́ре.
Слава:
Псалом 7.
1 Псало́м Дави́ду, его́же воспе́т Го́сподеви о словесе́х Хуси́евых, сы́на Иемени́ина.
2 Го́споди Бо́же мой, на Тя упова́х, спаси́ мя от всех гоня́щих мя и изба́ви мя: 3 да не когда́ похи́тит я́ко лев ду́шу мою́, не су́щу избавля́ющу, ниже́ спаса́ющу. 4 Го́споди Бо́же мой, а́ще сотвори́х сие́, а́ще есть непра́вда в руку́ мое́ю, 5 а́ще возда́х воздаю́щым ми зла, да отпаду́ у́бо от враг мои́х тощ. 6 Да пожене́т у́бо враг ду́шу мою́ и да пости́гнет, и попере́т в зе́млю живо́т мой, и сла́ву мою́ в персть всели́т. 7 Воскресни́, Го́споди, гне́вом Твои́м, вознеси́ся в конца́х враг Твои́х, и воста́ни, Го́споди Бо́же мой, повеле́нием, и́мже запове́дал еси́. 8 И сонм люде́й обы́дет Тя, и о том на высоту́ обрати́ся. 9 Госпо́дь су́дит лю́дем: суди́ ми, Го́споди, по пра́вде мое́й, и по незло́бе мое́й на мя. 10 Да сконча́ется зло́ба гре́шных, и испра́виши пра́веднаго, испыта́яй сердца́ и утро́бы, Бо́же, пра́ведно. 11 По́мощь моя́ от Бо́га, спаса́ющаго пра́выя се́рдцем. 12 Бог суди́тель пра́веден и кре́пок, и долготерпели́в, и не гнев наводя́й на всяк день. 13 А́ще не обратите́ся, ору́жие Свое́ очи́стит, лук Свой напряже́ и угото́ва и́ 14 и в нем угото́ва сосу́ды сме́ртныя, стре́лы Своя́ сгара́емым соде́ла. 15 Се боле́ непра́вдою, зача́т боле́знь, и роди́ беззако́ние: 16 ров изры́, и ископа́ и́, и паде́т в я́му, ю́же соде́ла. 17 Обрати́тся боле́знь eго́ на главу́ eго́, и на верх eго́ непра́вда eго́ сни́дет. 18 Испове́мся Го́сподеви по пра́вде Его́ и пою́ и́мени Го́спода Вы́шняго.
Псалом 8.
1 В коне́ц, о точи́лех, псало́м Дави́ду.
2 Го́споди, Госпо́дь наш, я́ко чу́дно и́мя Твое́ по всей земли́, я́ко взя́тся великоле́пие Твое́ превы́ше небе́с. 3 Из уст младе́нец и ссу́щих соверши́л еси́ хвалу́, враг Твои́х ра́ди, е́же разруши́ти врага́ и ме́стника. 4 Я́ко узрю́ небеса́, дела́ перст Твои́х, луну́ и зве́зды, я́же Ты основа́л еси́. 5 Что есть челове́к, я́ко по́мниши eго́? или́ сын челове́чь, я́ко посеща́еши eго́? 6 Ума́лил еси́ eго́ ма́лым чим от а́нгел, сла́вою и че́стию венча́л еси́ eго́. 7 И поста́вил еси́ eго́ над де́лы руку́ Твое́ю, вся покори́л еси́ под но́зе eго́. 8 О́вцы и волы́ вся, еще́ же и скоты́ польски́я, 9 пти́цы небе́сныя, и ры́бы морски́я, преходя́щыя стези́ морски́я. 10 Го́споди, Госпо́дь наш, я́ко чу́дно и́мя Твое́ по всей земли́.
Слава:
По 1-й кафисме, Трисвятое по Отче наш:
И тропари сия, глас 1:
В беззако́ниих зача́вся аз, блу́дный, не дерза́ю взира́ти на высоту́ Небесну́ю, но дерза́я на человеколю́бие Твое́, зову́: Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго, и спаси́ мя.
А́ще пра́ведник едва́ спаса́ется, аз где явлю́ся, гре́шный? Тяготы́ и зно́я дневна́го не понесо́х, но с нае́мники единонадеся́того часа́ сопричти́ мя, Бо́же, и спаси́ мя.
Слава: Объя́тия О́тча отве́рсти ми потщи́ся, блу́дно мое́ ижди́х жити́е, на бога́тство неиждива́емое взира́яй щедро́т Твои́х, Спа́се, ны́не обнища́вшее мое́ да не пре́зриши се́рдце. Тебе́ бо, Го́споди, умиле́нием зову́: согреши́х на Не́бо и пред Тобо́ю.
И ныне: Упова́ние христиа́н, Пресвята́я Де́во, Его́же родила́ еси́ Бо́га па́че ума́ же и сло́ва, непреста́нно моли́ с го́рними си́лами да́ти оставле́ние грехо́в нам всем, и испра́вление жития́, ве́рою и любо́вию при́сно Тя чту́щим.
Го́споди, поми́луй (40) и молитва:
Влады́ко Вседержи́телю, Непостижи́ме, нача́ло све́та и преу́мная си́ло, и́же Ипоста́сного Сло́ва Оте́ц и еди́носильнаго Твоего́ Ду́ха испусти́тель: милосе́рдныя ра́ди ми́лости и неизрече́нныя бла́гости не презре́вый челове́ческого естества́, тмо́ю греха́ содержи́мого, но Боже́ственными све́ты свяще́нных Твои́х уче́ний, зако́ном и проро́ки свети́вый ми́ру, последи́ же нам того́ единоро́дного Твоего́ Сы́на благоволи́вый пло́тию возсия́ти и ко осия́нию нас Твоего́ просвеще́ния наста́вити: да бу́дут у́ши Твои́ вне́млюще гла́су моле́ния на́шего, и да́руй нам, Бо́же, во бде́нном и тре́звенном се́рдце, всю настоя́щего жития́ нощь прейти́, ожида́ющым прише́ствия Сы́на Твоего́ и Бо́га нашего, судии́ всех, да не возлежа́ще и спя́ще, но бо́дрствующе и воздви́жени в де́лание за́поведей Твои́х обря́щемся и в ра́дость Его́ совни́дем, иде́же пра́знующих глас непреста́нный, и неизрече́нная сла́дость зря́щих Твоего́ лица́ добро́ту неизглаго́ланную. Я́ко Благ и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ славу возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Кафизма 1 — Православная река
Псалом 1
Давида, без названия на иврите.
Блажен человек, который не ходил на совет нечестивых, не стоял на пути грешников и не сидел в собрании заразных.
Но воля его в законе Господа, и в законе Его он будет помышлять день и ночь.
И он будет подобен дереву, посаженному при потоках вод, которое принесет плод свой во время свое; и лист его не упадет, и во всем, что он ни делает, успеет.
Нечестивые не так, не так: но подобны плевелам, которые ветер уносит с лица земли.
Посему не встанут нечестивые на суд, и грешники в собрание праведных.
Ибо Господь знает путь праведных; а путь нечестивых погибнет.
Псалом 2
Псалом Давида.
Отчего возмущались язычники, и народы замышляли суетное?
Восстали цари земные, и князья собрались вместе против Господа и против Христа Его, говоря:
Разорвем узы их и сбросим с себя ярмо их.
Живущий на небесах посмеется над ними, и Господь посмеется над ними.
Тогда Он будет говорить с ними в Своем гневе, и раздражать их в Своем горьком недовольстве.
Но я был поставлен Им Царем на Его святой горе Сион, провозгласив определение Господа.
Господь сказал мне: Ты Сын Мой; в этот день я родил Тебя.
Проси Меня, и Я дам Тебе язычников в Твое наследие и крайние части земли во владение Твое.
Ты будешь пасти их жезлом железным; Ты сокрушишь их, как сосуды горшечника.
Итак, будьте мудры, о цари; научитесь, все судьи земли.
Служи Господу со страхом и радуйся о Нем с трепетом.
Примите наставление, чтобы не прогневался Господь, и вы не погибли с пути праведного, когда гнев Его возгорится внезапно.
Блаженны все уповающие на Него.
Псалом 3
Псалом Давида, когда он бежал от своего сына Авессалома в пустыне.
Господи, почему они умножаются, что беспокоит меня? много восстающих против меня.
Многие говорят душе моей: нет ему спасения в Боге его.
Но Ты, Господи, помощник мой, слава моя и возносящий голову мою.
Воззвал я к Господу гласом моим, и Он услышал меня со святой горы Своей.
Я лег и заснул; Я встал, ибо Господь поможет мне.
Не убоюсь я десяти тысяч человек, восставших против меня кругом.
Восстань, Господи; спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех врагов моих напрасно; Ты сокрушил зубы грешникам.
Спасение от Господа, и благословение Твое на народе Твоем.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Господи, помилуй; Господи, помилуй; Господи, помилуй.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Псалом 4
До конца: в гимнах, псалом Давида.
Ты услышал меня, когда я воззвал к Тебе, Боже правды моей; Ты освободил меня, когда я был в беде. Сжалься надо мной и услышь мою молитву.
О вы, сыны человеческие, доколе вы будете медлительны сердцем? Что любите вы суету и ищете ренты?
Но знай, что Господь соделал Своего святого чудесным; Господь услышит меня, когда я взываю к Нему.
Гневайтесь и не грешите; почувствуйте угрызения совести на ложах ваших за то, что вы говорите в сердцах ваших.
Принесите жертву праведности и уповайте на Господа. Многие говорят: кто покажет нам доброе? Свет лица Твоего запечатлен на нас, Господи.
Ты вложил радость в мое сердце; от плодов пшеницы их, вина и елея умножаются.
Я и лягу с миром, и засну; ибо Ты, Господи, только вселил в меня надежду.
Псалом 5
До конца: Псалом Давида, о той, которая получила наследство.
Внемли моим словам, Господи; пойми мой крик.
Внемли гласу моления моего, Царь мой и Боже мой; ибо Тебе помолюсь, Господи.
Голос мой услышишь утром; утром встану пред Тобою, и Ты воззришь на меня; ибо Ты не Бог, желающий беззакония.
Ни злодей не будет жить с Тобой, ни преступники не устоят в глазах Твоих.
Ты ненавидишь всех делающих беззаконие; Ты истребишь всех, говорящих ложно.
Кровавый и лживый возгнушается Господь.
А я войду в дом Твой во множестве милости Твоей, в страхе Твоем поклонюсь святому храму Твоему.
Направь меня, Господи, в праведность Твою из-за врагов моих; ступай прямо пред лицем Твоим.
Ибо нет правды в устах их; их сердце тщеславно.
Гортань их — гроб открытый, языком своим обманывают; суди их, Боже.
Пусть падут сами по себе; изгони их по множеству нечестия их; ибо они огорчили Тебя, Господи.
Но да возрадуются все уповающие на Тебя; они будут радоваться вечно, и Ты будешь обитать в них, и все любящие имя Твое будут хвалиться Тобою,
Ибо Ты благословишь праведных. Господи, увенчал Ты нас как бы щитом благоволения Твоего.
Псалом 6
До конца: Псалом Давида среди песен для восьмого.
Господи, не укоряй меня во гневе Твоем и не наказывай меня в ярости Твоей.
Помилуй меня, Господи, ибо я немощен: Господи, исцели меня, ибо кости мои скорбят, и душа моя скорбит: но Ты, Господи, доколе?
Обратись, Господи, избавь душу мою; о, спаси меня ради Твоей милости.
Ибо в смерти нет поминающего Тебя, и в аду кто воздаст Тебе благодарность?
Я устал от моего стенания; каждую ночь я буду стирать свою постель, я буду поливать свою кушетку своими слезами.
Мой глаз мутится от гнева; Я восковая старость среди всех моих врагов.
Отойдите от меня, все делатели беззакония, ибо услышал Господь голос плача моего.
Господь услышал моление мое; Господь принял мою молитву.
Да постыдятся и огорчатся все враги мои; пусть обратятся назад и устыдятся внезапно.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Псалом 7
Псалом Давида, который он пел Господу о словах Хуша Вениамитянина.
Господи Боже мой, на Тебя возложил я надежду мою: спаси меня от всех, гонящих меня, и избавь меня.
Чтобы когда-нибудь он не схватил мою душу, как лев, пока некому избавить или спасти.
Господи Боже мой, если бы я сделал это; если в моих руках несправедливость;
Если я воздал злом тем, кто причинил мне зло, то да отпаду я напрасно от врагов моих.
Пусть враг погонится за моей душой и возьмет ее; да, пусть он втопчет мою жизнь в землю и положит мою славу в прах.
Восстань, Господи, во гневе Твоем; Вознеси Себя до крайних пределов Твоих врагов.
И проснись, Господи Боже мой, по заповеди, которую Ты заповедал, и собрание народов окружит Тебя; поэтому ради них вернись на высоту.
Господь будет судить народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по невинности моей, которая во мне.
О, да прекратится злоба грешников; и Ты направишь праведных, Боже, испытующих сердца и внутренности.
Праведна помощь моя от Бога, Который правых сердцем спасает.
Бог есть судья праведный, сильный и терпеливый, и не гневающий каждый день.
Если вы не обратитесь, Он отреставрирует Свой меч; Он натянул лук Свой и приготовил его.
Он также приготовил на нем орудия смерти; Он приготовил Свои стрелы для горящих яростью.
Вот, он мучился с несправедливостью; он зачал труд и родил зло.
Он выкопал яму и выкопал ее, и упадет в канаву, которую он сделал.
Труды его обратятся на его голову, и его несправедливость падет на его голову.
Возблагодарю Господа по правде Его и воспою имя Господа Всевышнего.
Псалом 8
До конца: Псалом Давида над точилами.
Господи, Господи наш, как прекрасно Имя Твое на всей земле! Ибо величие Твое превыше небес.
Из уст младенцев и младенцев Ты совершил хвалу ради врагов Твоих, чтобы погубить врага и мстителя.
Ибо я рассмотрю небеса, дела перстов Твоих, луну и звезды, которые Ты основал.
Что такое человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
Ты сделал его немного ниже ангелов; Ты увенчал его славой и честью и дал ему владычествовать над делами рук Твоих.
Ты положил все под ноги его: всех овец и волов, да, и полевых зверей.
Птицы небесные, и рыбы морские, и все, что проходит стезями морскими.
Господи, Господи наш, как прекрасно Имя Твое на всей земле!
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Господи, надежда наша, слава Тебе.
Литургика — Разделение Псалтири на кафизмы
Кафизма (мн. kathismas или kathismata; от греч. kathemai «сидеть») — двадцатая часть Псалтири, то есть раздел, который удобно читать в один присест или сеанс. Каждая из двадцати кафизм подразделяется на 3 части, называемые стасами или антифонами.