Что ольга сделал для руси: Ольга, великая княгиня Киевская с 945 по 969 год. Интересные факты биографии
Содержание
Ольга, великая княгиня Киевская с 945 по 969 год. Интересные факты биографии
Настройки шрифта:
Выберите шрифт
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг)
Стандартный
Средний
Большой
- Размер шрифта:
- a
- a
- a
- Цвета сайта:
- ц
- ц
- ц
- Изображения:
Настройки
Об Ольге сложено много красивых легенд, некоторые из которых можно узнать в историческом парке «Россия-Моя история». Таинственно и загадочно, по воле Олега, Ольга становится женой князя Игоря, наследника престола зарождающегося Русского государства. Какого она рода? Откуда приехала в Киев?
Учёные до сих пор ищут свидетельства, а в «Повести временных лет» рассказывается о том, что, мол, жила во Пскове «Плескове» простая славянская девушка – перевозчица через реку Великую. И на этой-то реке встретила она князя Олега и князя Игоря…
Интересно, что при распространённой практике многоженства в славянской языческой среде, особенно среди богатых славян, Ольга была единственной женой Игоря. Некоторые историки полагают, что сам князь был скрытым христианином и руководствовался в своей семейной жизни правилами христианской морали.
Однако, далее, уже из исторически неоспоримых фактов, представленных также на выставках «Россия-Моя история», Ольга предстает перед нами как прирождённая, прошедшая хорошую школу правительница, обладающая мощной политической волей. Князь Олег начал объединение разрозненных славянских племен вокруг Киева в единое сильное государство, а она его завоевания удержала, укрепила. Именно она. Во время недолгого правления князя Игоря государство, собранное Олегом, стало распадаться. И вот Игоря убивают – это уже прямой бунт против Киева, за которым неминуемо должен был последовать окончательный распад, развал Руси. Но Ольга, оставшаяся вдовой с трёхлетним младенцем Святославом, этот распад останавливает.
Начало правления Ольги омрачено жестоким отмщением за гибель мужа – она сожгла столицу древлян, город Искоростень. Но её поступок одобрили киевляне, дружина, влиятельные предводители. Об её мести сложили песни. Ольга взяла осадой Коростень, казнила пять тысяч древлян, а остальных отдала в рабство. И притихла Русь, признала Киев своим единым центром. Она, как великая государственная деятельница, несла ответственность за будущее зарождающегося государства. Укрепила его ядро и воспитала такого сына, который в восемнадцать лет возглавил войско, уничтожившее, стёршее навеки с лица земли некогда могучий Хазарский каганат.
Ольга продолжала управлять государством и после возмужания сына, который был занят только походами. Главным её делом стало установление порядка.
Император в Константинополе подтвердил прежний договор о мире, именуя Ольгу «игемоном и архонтиссой русов». Она объехала все свои земли и, чтобы не было новых насилий, ввела «уставы» и «уроки» (постоянные размеры дани), создала погосты, где останавливались сборщики податей. По сути, она провела первую административную реформу. Именно такой образ княгини – властной и мудрой – вошёл в историческую литературу.
В 957 году Ольга отправилась в Константинополь, чтобы принять христианство. Как самодержавная правительница сильного государства княгиня поплыла в Царьград, желая, не уронив достоинство своего Отечества, принять крещение от самого константинопольского Патриарха. Крёстным отцом своим Ольга желала видеть только самого императора. И так и случилось.
По возвращении на Русь княгиня в некоторых местах уничтожила языческие святилища и воздвигла христианские храмы.
Считается, что Ольга основала Псков. По преданию, на месте увиденных ею трёх светоносных лучей с неба княгиня воздвигла храм Святой Живоначальной Троицы. Вокруг этого храма и стал расти город.
Скончалась Ольга в 969 году.
Подробнее об этом временном периоде можно узнать в историческом парке «Россия-Моя история».
Поделиться с друзьями!
Княгиня Ольга: мстить по-русски
Сказания о смерти Игоря и мести Ольги появились, по всей вероятности, в 11-м веке. Причём сказание о смерти Игоря, похоже, сложилось несколькими десятилетиями раньше сюжета об Ольгиной мести, поскольку ему присуща большая географическая и терминологическая точность. Игорь отправляется в поход в «Дерева», которые во вводной части «Повести временных лет» отнесены к району Северного Причерноморья, а не в «Деревьскую землю», которую усмиряет Ольга и которая при последующем упоминании локализуется на правобережье Днепра. Во времена Нестора оба сказания уже составляли единый цикл, на что указывает их сюжетная преемственность и наличие одного и того же антигероя — князя Мала.
К сожалению, оригинальный текст этого героического цикла безвозвратно утерян. В «Повести временных лет» мы имеем дело не с первоисточником, а с произвольным его пересказом, причём настолько небрежным, что можно говорить о непоправимой порче структуры и самого смысла всего произведения. Наглядное свидетельство сокращения летописцами первозданного текста сказания находится в Переяславско-Суздальской летописи, которая сохранила фрагмент, не вошедший ни в какой другой список «Повести временных лет», — так называемый сон князя Мала: «Князю же веселие творящу к браку, и сон часто зряше Мал князь: се бо пришед, Ольга даяше ему порты многоценны, червени вси, жемчугом иссаждены, и одеяла черны с зелеными узоры, и лодьи, в них же несеным быти, смолны».
Изъятие сна Мала из большинства летописных списков объясняется, по всей вероятности, вмешательством духовной цензуры 12−13 веков. Языческая вера в «вещие» сны, в «сонное мечтание» противополагалась христианской духовной трезвенности. Изборник 1076 года поучает: «Яко же емляи ся за стень и гоняи ветры, тако же емля и веру сном», то есть верить сну — то же самое, что верить видениям (теням, призракам) и дуновению ветра.
Но что всего поразительнее, так это необъяснимое исчезновение князя Мала из всех известных списков «Повести» сразу после его сватовства к Ольге. Внезапное забвение этого персонажа оказывается настолько полным, что он не обнаруживается даже в своём родовом граде Коростене/Искоростене, захваченном войском Ольги. В итоге получается, что месть Игоревой вдовы обрушивается на всех, кроме главного виновника убийства её мужа, судьба которого так и остаётся неизвестной.
Утрата целых сюжетных линий первоначального текста, переработка оставшегося материала в качестве «исторических сведений» тем печальнее, что «древлянский» цикл в целом имеет ценность прежде всего как литературное произведение. Своими стараниями переделать его в «историю» древнерусские книжники лишь безнадёжно загубили красоту и стройность художественного замысла, нисколько не приблизившись к исторической достоверности.
Первая встреча князя Игоря с Ольгой. В. К. Сазонов. Источник: wikipedia.org
«Древляне» шлют новых послов на убой, не дождавшись возвращения прежних; Ольга перед большим карательным походом, «поимши мало дружины», отправляется в «Дерева», избивает на могиле Игоря 5000 «древлян» и целой и невредимой возвращается в Киев; голуби и воробьи летят в свои гнёзда, неся на лапах горящую серу (такое поведение птиц совершенно неправдоподобно), в результате чего «вси бо двори взгорешася», — всё это, конечно, очень далеко от действительности…
Исследуя фольклорно-литературные корни сказания об Ольгиной мести, норманисты ещё в 19-м веке поспешили отнести их к заимствованиям из скандинавского эпоса. Например, по поводу сожжения Ольгой «древлянских» послов в бане Фёдор Буслаев, вслед за Шлецером и Погодиным, заметил, что эта «казнь очень обыкновенная в северных скандинавских сагах».
Но ведь для того, чтобы говорить о заимствованиях, мало одного факта сожжения (людей или города) — необходимо также совпадение обстоятельств и причин событий. Между тем этого-то и не видно. Например, Елена Рыдзевская сопоставляла сожжение послов Ольгой с рассказом саг о том, как шведская королева Сигрид Сторрада (Суровая) сожгла двух своих женихов: «А она посчитала себя униженной тем, что к ней посватались мелкие конунги, а их самоуверенными, поскольку они посмели мечтать о такой королеве, и поэтому сожгла она тогда их обоих в доме одной ночью».
Сближение обоих сюжетов, на мой взгляд, ничем не оправдано. Ольгу тоже коробит сватовство Мала, но мстит она прежде всего за убийство мужа, а не за своё оскорблённое величие. Сигрид из саги похожа не на Ольгу-мстительницу, а на сказочную царевну Змеевну, которая сжигала посватавшихся к ней добрых молодцев в печи. Невесты из русских сказок, как правило, существа двуликие. «Те, кто представляют себе царевну сказки только как «душу — красну девицу», «неоценённую красу», что «ни в сказке сказать, ни пером описать», ошибаются, — писал Пропп. — С одной стороны, она, правда, верная невеста, она ждёт своего суженого, она отказывает всем, кто домогается её руки в отсутствие жениха. С другой стороны, она существо коварное, мстительное и злое, она всегда готова убить, утопить, искалечить, обокрасть своего жениха, и главная задача героя, дошедшего или почти дошедшего до её обладания, — это укротить её».
В древнерусском фольклоре Ольга также приобрела этот сказочный ореол невесты-губительницы. Павел Якушкин записал устное предание, бытовавшее в Псковской земле, о том, как к Ольге сватался некий князь Всеволод. Этому жениху его дерзость, правда, сошла с рук — рассказчик закончил свою повесть тем, что Всеволод «отстал от Ольги», но добавил: «Много она князей перевела: которого загубит, которого посадит в такое место… говорят тебе, горазд хитра была». Замечательно, что один «восточный» конунг из Аустрвега, который сватался к Сигрид и был ею сожжён, тоже носит в саге имя Всеволода (Виссвальд). Так, при ближайшем рассмотрении оказывается, что скандинавское сказание о королеве Сигрид на самом деле формировалось не без влияния древнерусского фольклора.
Степан Гедеонов писал о совершенно обратном направлении заимствования сюжетов и эпизодов «Ольгиного эпоса» — от славян к скандинавам. По его словам, между русским сказанием о мести Ольги и скандинавскими сагами «есть все отличие оригинальных проявлений народного духа от сухого, искусственного подражания неискусных литературных промышленников… Скандинавских сказочников поразило одно — военная хитрость; они пользуются ею при рассказе о взятии всевозможных городов, даже таких, которых не знают по имени; одного только не могли они придумать: средства к получению из осаждённого города голубей и воробьёв. Фридлев ловит ласточек под Дублином; Гаральд смолит целый лес под стенами неизвестного сицилийского города».
Весьма показателен в этом отношении фрагмент из «Датской истории» Саксона Грамматика: «Хадинг [шведский конунг] пошёл войной на Хандвана, царя Геллеспонта, к городу Дюна, обнесённому неприступными стенами… Поскольку стены являли непреодолимое препятствие, он приказал опытным птицеловам наловить различных птиц, обитающих в жилищах этого вражеского народа, и прикрепить к их перьям зажжённые фитили. Птицы, возвращаясь в свои гнёзда, зажгли город. Горожане, бросившиеся тушить пожар, оставили ворота без защиты».
Легко увидеть, что в русском сказании сюжету о «птичьей дани» придан характер естественности: «древляне» сами выдают Ольге гнездящихся в их домах птиц, тогда как у Саксона «опытные птицеловы» каким-то образом вылавливают их «в жилищах» ещё не взятого города — трудно представить, как такое вообще возможно.
Словом, вторичность соответствующих эпизодов скандинавских саг по отношению к русскому преданию вполне очевидна, хотя следует заметить, что сам сюжет о взятии города при помощи птиц (или животных) не является достоянием какого-то одного народа.
Сам же сюжетный мотив мести можно считать характерным для древнерусского эпоса и литературы. Чуть ли не в каждой былине русские богатыри мстят ворогам за какую-нибудь обиду — иногда личную, иногда нанесённую князю или всей Русской земле. Способы возмездия впечатляют: Волх Всеславьевич «ухватывает» «индейского царя» и, ударив о «кирпищетый» пол, расшибает его «в крохи говенные»; Добрыня «проучивает» свою неверную жену Марию Игнатьевну, отсекая ей руки, ноги, губы, нос и язык; Илья Муромец надвое разрывает «удалую поляницу» (кстати, свою дочь), наступив ей на правую ногу и дернув за левую и так далее.
Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. Эскиз В. И. Сурикова, 1915. Источник: wikipedia.org
Сказание об Ольгиной мести обнаруживает органичное родство с духовно-нравственным строем древнерусской жизни. «При тогдашней неразвитости общественных отношений, — пишет Сергей Соловьёв, — месть за родича была подвигом по преимуществу; вот почему рассказ о таком подвиге возбуждал всеобщее живое внимание и потому так свежо и украшенно сохранился в памяти народной».
И в самом деле, «Русская правда» возводит месть в нравственный закон: «Убьёт муж мужа, то мстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына» и т. д. И это тот редкий случай, когда нравственный закон безраздельно торжествует в жизни. Владимир мстит Рогнеде за отказ выйти за него, насилуя её на глазах у родителей, а она, в свою очередь, замышляет его убийство в отместку за свою поруганную честь. Не забывшие этой обиды Рогволожичи поколение за поколением подымают меч «противу Ярославлим внуком».
Массовое истребление врагов без различия пола и возраста не только не являлось чем-то необыкновенным и неслыханным в Древней Руси, но, напротив, было чрезвычайно характерно для «русского» обычая ведения войны. «Высадившись в стране какого-нибудь народа, — пишет Ибн Русте, — они [русы] не уходят, пока не истребят своих противников, не изнасилуют их жён и не обратят оставшихся в рабство». Зарубежные источники и наши летописи пестрят подобными сообщениями. Патриарх Фотий, вспоминая набег русов на Константинополь в 860 году, говорит: «Он [народ рос] разоряет и губит всё: нивы, пажити, стада, женщин, детей, старцев, юношей, всех сражая мечом, никого не милуя, ничего не щадя…». «Им [русам] было чуждо какое-либо чувство пощады к самым близким», — ужасается автор «Записки греческого топарха», ставший свидетелем усмирения русами населения Северного Причерноморья в конце 10-го века, когда «они [русы] постановили не прекращать убийств» и опустошать земли непокорных народов даже «во зло и ущерб себе».
А вот достопамятный приказ былинного Волха Всеславьевича своей дружине, как будто списанный с этих исторических сообщений:
Гой еси вы, дружина хоробрая!
Ходите по царству Индейскому,
Рубите старого, малого,
Не оставьте в царстве на семена,
Оставьте только мы по выбору
Не много не мало — семь тысячей
Душечки красны девицы!
Так зачем же ходить далеко, выискивая заморские влияния на самобытное произведение нашего фольклора? Закон русский и самая русская жизнь 10-го века — вот подлинные источники сказания о мести Ольги, а вовсе не германский эпос.
Сборник: Первые киевские князья
Они отражали набеги кочевников и совершали походы на Византию, устанавливали выгодные торговые отношения и формировали основы русской государственности.
- Статьи
- Европа
- X-XIII вв.
Княгиня Ольга: мстить по-русски
Княгиня Ольга: мстить по-русски
Появление Ольги в качестве действующего лица русской истории напоминает молниеносный разящий прыжок тигрицы, доселе таившейся в лесной чаще. Энергия, решительность, отвага, коварство и расчётливая свирепость её действий ужасают и завораживают одновременно.
- Статьи
- Европа
- X век
Святослав против Царьграда
Святослав против Царьграда
Что известно о взаимоотношениях князя Святослава Игоревича с Царьградом из древнерусских и византийских источников?
- Статьи
- Европа
- IX-X вв.
Вещий Олег и поход на Царьград
Вещий Олег и поход на Царьград
Князь Олег, как известно, не был представителем династии Рюриковичей, а, вероятно, являлся регентом при сыне Рюрика, Игоре.
- Статьи
- Европа
- IX-X вв.
Игорь Рюрикович – «алчный князь»
Игорь Рюрикович – «алчный князь»
Сын Рюрика принял княжение после смерти Вещего Олега, а закончил жизнь разорванным между двух деревьев.
- Статьи
- Европа
- X век
Ярополк Святославич — жертва предательства
Ярополк Святославич — жертва предательства
Старший сын Святослава Игоревича, Ярополк, княжил в Киеве пять лет, пока не был убит младшим братом Владимиром.
- ЕГЭ
- Европа
- IX-XV вв.
Первые князья Древней Руси
Первые князья Древней Руси
Сколько языков знали древние князья? Сколько жён было у Владимира Крестителя? И кто заказал Бориса и Глеба?
- Статьи
- Европа
- X-XIII вв.
Княгиня Ольга: мстить по-русски
Появление Ольги в качестве действующего лица русской истории напоминает молниеносный разящий прыжок тигрицы, доселе таившейся в лесной чаще. Энергия, решительность, отвага, коварство и расчётливая свирепость её действий ужасают и завораживают одновременно.
- Статьи
- Европа
- X век
Святослав против Царьграда
Что известно о взаимоотношениях князя Святослава Игоревича с Царьградом из древнерусских и византийских источников?
- Статьи
- Европа
- IX-X вв.
Вещий Олег и поход на Царьград
Князь Олег, как известно, не был представителем династии Рюриковичей, а, вероятно, являлся регентом при сыне Рюрика, Игоре.
- Статьи
- Европа
- IX-X вв.
Игорь Рюрикович – «алчный князь»
Сын Рюрика принял княжение после смерти Вещего Олега, а закончил жизнь разорванным между двух деревьев.
- Статьи
- Европа
- X век
Ярополк Святославич — жертва предательства
Старший сын Святослава Игоревича, Ярополк, княжил в Киеве пять лет, пока не был убит младшим братом Владимиром.
- ЕГЭ
- Европа
- IX-XV вв.
Первые князья Древней Руси
Сколько языков знали древние князья? Сколько жён было у Владимира Крестителя? И кто заказал Бориса и Глеба?
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- XX-XXI вв.
Секс-символы 1950-1960-х
- Статьи
- Европа
- XX век
Школьники, изменники, террористы…
- Статьи
- Европа
- XX век
Маршал Егоров: арест, признание, казнь
- Статьи
- Европа
Два анекдота о фельдмаршале Румянцеве
- Статьи
- Европа
- XX век
Как Геббельс готовил общество Германии к войне
- Статьи
- Америка
- XX век
Пабло Эскобар — человек, объявивший войну Колумбии
- Статьи
- Америка
- XX век
«Свободу Анджеле Дэвис!»
- Статьи
- Европа
- XX век
Прекрасный СССР будущего: что предрекали футурологи
- Статьи
- Азия
- XX век
Последний поход: белогвардейцы идут на Якутск, 1923
- Статьи
- Европа
Сладкая история: мороженое
- Статьи
- Европа
- XVI век
За что истребляли гугенотов? (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Что, если бы Берия пришёл к власти
- Статьи
- Европа
- I век
За столом у Калигулы
- Статьи
- XX-XXI вв.
Секс-символы 1950-1960-х
- Статьи
- Европа
- XX век
«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»
- Статьи
- Америка
- XXI век
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
- Статьи
- Африка
- XIV век до н. э.
Короткая жизнь дочери Нефертити
- Статьи
- Америка
- XX век
Тед Банди — харизматичный маньяк (18+)
- Статьи
- Африка
Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней
- Статьи
- Европа
- IX-XI вв.
Соседи Древней Руси
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 283401
Секс-символы 1950-1960-х
- 📚 Статьи
- 👀 155597
Школьники, изменники, террористы…
- 📚 Статьи
- 👀 113971
Маршал Егоров: арест, признание, казнь
- 📚 Статьи
- 👀 63228
Два анекдота о фельдмаршале Румянцеве
- 📚 Статьи
- 👀 54102
Как Геббельс готовил общество Германии к войне
- 📚 Статьи
- 👀 52516
Пабло Эскобар — человек, объявивший войну Колумбии
- 📚 Статьи
- 👀 52312
«Свободу Анджеле Дэвис!»
- 📚 Статьи
- 👀 45794
Прекрасный СССР будущего: что предрекали футурологи
- 📚 Статьи
- 👀 40022
Последний поход: белогвардейцы идут на Якутск, 1923
- 📚 Статьи
- 👀 36993
Сладкая история: мороженое
- 📚 Статьи
- 👀 424392
За что истребляли гугенотов? (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 363781
Что, если бы Берия пришёл к власти
- 📚 Статьи
- 👀 295512
За столом у Калигулы
- 📚 Статьи
- 👀 283401
Секс-символы 1950-1960-х
- 📚 Статьи
- 👀 231920
«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»
- 📚 Статьи
- 👀 219097
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
- 📚 Статьи
- 👀 217013
Короткая жизнь дочери Нефертити
- 📚 Статьи
- 👀 209687
Тед Банди — харизматичный маньяк (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 205305
Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней
- 📚 Статьи
- 👀 201384
Соседи Древней Руси
Ольга Киевская, мстительная правительница викингов, ставшая святой
Женевьев Карлтон | Проверено Джоном Куроски. Великий князь Игорь I.
Николай Бруни/Wikimedia CommonsСвятая Ольга Киевская, княгиня, жестоко мучившая своих врагов.
Когда до Киевской княгини Ольги дошло известие, что соседнее племя убило ее мужа, князя Игоря, она поклялась отомстить.
В 945 году Игорь, правитель Киевской Руси на территории современной Украины, Белоруссии и России, путешествовал по окраинам своей империи. Местное племя, известное как древляне, перестало платить дань. Игорь спросил почему.
В ответ древляне схватили Игоря и подвергли его ужасным пыткам. Но вскоре Ольга отомстила.
Следующие 15 лет Ольга Киевская почти каждую минуту бодрствования посвящала уничтожению древлян. Тогда, в 1547 году, Русская православная церковь причислила ее к лику святых, и сегодня она остается в Украине покровительницей вдов и новообращенных.
Как Ольга стала регентшей Киевской Руси
Ольга Киевская родилась около 900 г. н. э. на территории современного Пскова, Россия, недалеко от границы с Эстонией. Но в то время город был частью обширной внутренней империи викингов, известной как Киевская Русь.
Jennifer Boyer/FlickrПамятник княгине Ольге на Михайловской площади в Киеве.
Сама Ольга была варягой, потомком первых варягов, поселившихся в империи, и ей было не больше 15 лет, когда она вышла замуж за великого князя Игоря I, правителя Киевской Руси.
Поколением ранее предшественник и приемный отец Игоря, князь Олег, укрепил власть и основал новую столицу Киев. (Раньше город назывался «Киев» на английском языке до распада Советского Союза, и прозвище Ольги происходит от этой исторической орфографической связи с «Киевской Русью».)
Но было одно племя, которое он не мог полностью контролировать: древляне. Со своей идентичностью и целями древляне часто становились на сторону Киевской Руси в войнах с Византийской империей и платили дань Олегу. Но когда он умер в 945 году н. э., платить перестали.
А когда князь Игорь поехал в их столицу (сегодняшний город Коростень на севере Украины) собирать, они его зверски убили. По свидетельству одного византийского летописца, «две березы пригнули к ногам царевича и привязали к ногам его. Затем они позволили деревьям снова выпрямиться, таким образом разорвав тело принца на части».
Но древляне сильно недооценили его жену, княгиню Ольгу Киевскую. В то время Ольге было около 20 лет, и у нее был трехлетний сын Святослав. А поскольку он был слишком молод, чтобы править, Ольга стала регентом Киевской Руси.
Месть Ольги Киевской
Немедленно княгиня Ольга Киевская начала заговор против древлян. И ее враги дали ей возможность уничтожить их.
Василий Суриков/Wikimedia CommonsОля похоронила умершего мужа Игоря, а потом взялась за месть.
Даже разорвав мужа Ольги пополам, князь древлян Мал сделал предложение княжне Киевской Руси. Теперь, когда Ольга была одинока, Мал думал, что через брак он сможет поставить территорию Киевской Руси под контроль древлян.
Прежде чем тело Игоря остыло, Мал отправил в Киев двадцать сановников, чтобы убедить Ольгу выйти за него замуж. Но Ольга не собиралась выходить замуж за человека, который помог убить ее мужа.
Тем не менее предложение древлян дало возможность Ольге. Вместо того чтобы категорически отвергнуть предложение, Ольга приветствовала послов в Киеве и обещала оказать им честь. Затем она приказала своим солдатам вырыть ров.
На следующий день высокопоставленные лица прибыли в своих лучших одеждах. Ольга подвела их к краю рва, и ее воины сбросили их на дно. На глазах у Ольги солдаты хоронили мужчин заживо.
Пока высокопоставленные лица медленно задыхались, Ольга смотрела на них с края траншеи. Она спросила высокопоставленных лиц, «нашли ли они честь по своему вкусу». Умирающие призывали, что их страдания были «страшнее смерти Игоря».
И Ольга все еще не была удовлетворена.
Как Ольга еще больше отомстила, сжег баню
Похоронив заживо древлянских послов, Ольга Киевская задумала очередной акт мести.
Не успела дойти до древлян весть о зверских пытках Ольги, как княгиня написала князю Малу. Делая вид, что она все еще открыта для брака, Ольга попросила Мала прислать своих лучших людей в Киев, чтобы сопроводить ее обратно к князю.
Radziwił Chronicle/Wikimedia CommonsОльга сначала отомстила, закопав и сжег своих врагов, как показывает эта хроника 15-го века.
Мал, не подозревая о ярости Ольги — и о том, что она уже убила двадцать его людей — послал группу награжденных вождей.
Когда прибыли древлянские атаманы, Ольга предложила им свою баню, чтобы освежиться после дороги. Но когда они вошли, Ольга заперла двери и сожгла все здание дотла. Никто не ушел живым.
А Ольга все еще требовала мести, но действовать нужно было быстро.
Прежде чем Мал и древляне осознали кровавую судьбу своих сановников и атаманов. Так Ольга Киевская отправилась на север, в древлянскую столицу, опережая известия о жестоких убийствах из мести.
Приехав, Ольга устроила поминки по мужу и пригласила древлянских воинов проявить добросовестность. Но как только древляне напились, верные Ольге воины выхватили мечи и перебили 5000 человек.
Ольга Киевская истребила древлян в их столице
В этот момент древляне опасались, что Ольга Киевская не остановится, пока не истребит все их племя. Поэтому уцелевшие умоляли Ольгу принять их дань и вернуться в Киев.
Ольга обдумала их предложение, но отказалась. Вместо этого она осаждала их столицу более года, пока они не стали молить о пощаде. И когда они не могли больше терпеть, Ольга предложила им мир.
«Дай мне из каждого дома по три голубя и по три воробья», — сказала Ольга, согласно древневосточнославянской летописи Киевской Руси, известной как «Повесть временных лет» . «Я не хочу налагать тяжелую дань, как мой муж, но я требую от вас только этого небольшого подарка».
Radziwił Chronicle/Wikimedia CommonsОльга Киевская Следующим шагом было истребление древлянских воинов и сжигание их городов.
Древляне быстро согласились, удивившись небольшой цене за мир, и собрали птиц. Но у Ольги был другой план.
«Теперь Ольга дала каждому воину в своем войске по голубю или по воробью, и велела им приложить угрозой к каждому голубю и воробью по кусочку серы, обвязанному небольшими кусками ткани», — записал летописец.
Той ночью Ольга приказала своим солдатам выпустить птиц. Когда стада садились обратно в свои соломенные гнезда в домах древлян, они поджигали их.
«Не было дома, который бы не сгорел, и нельзя было потушить пламя, потому что все дома загорелись разом», — сообщает летопись Киевской Руси.
«Люди бежали из города, и Ольга приказала своим воинам поймать их. Так она взяла город и сожгла его, а старейшин города взяла в плен».
Ольга разделила пленников. Некоторых она зарезала. Других она продала в рабство. И немногим счастливчикам разрешили отстроить город.
Ее месть, наконец, свершилась, Ольга оставила древлян полностью сломленными, но готовыми отдать любую дань уважения, чтобы остаться на ее стороне.
Как Ольга Киевская стала святой Ольгой
Ольга Киевская заживо сжигала своих врагов, хоронила дипломатов и уничтожала целые города. Так как же она стала святой в римско-католической и восточно-православной церквях?
В 10 веке, когда Ольга правила Киевской Русью, люди были язычниками. Но соседние византийцы выполняли миссию по обращению своих соседей в христианство.
Завершив свою месть древлянам, император Константин VII пригласил Ольгу посетить Константинополь. В этом путешествии Ольга приняла христианство. Вернувшись в Киев, она призвала своих подданных обратиться в христианство.
Михаил Нестеров/Wikimedia CommonsИзображение святой Ольги Киевской, XIX век.
Византийцы объявили Ольгу «равноапостольной» за ее обращение.
«Она сияла, как луна ночью, — записала византийская хроника, — и сияла среди неверных, как жемчуг в тине, ибо люди были осквернены и еще не очистились от греха своего святым крещением».
Византийский император согласился. Когда император Константин VII встретил Ольгу Киевскую, он попросил ее руки и сердца. Ольга отказала ему. И на этот раз она сделала это без кровопролития.
Затем, в 1547 году, Русская Православная Церковь официально канонизировала ее как святую Ольгу Киевскую, покровительницу вдов и новообращенных.
Святая Ольга Киевская входит в число самых суровых женщин в истории. Далее читайте о победившей королеве Зенобии. Тогда узнайте о самых впечатляющих женщинах-воинах в истории.
Ольга Киевская: одна святая, с которой не стоит связываться0083 нечестивый
, каким только можно быть. Здесь Все об истории исследует, почему этот жестокий лидер не был ангелом
Ольга Киевская была одной из самых злобных и мстительных правительниц в истории Киевской Руси — княжества, которое в конечном итоге дало начало современной России, Украине и Беларусь, простирающаяся на высоте от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге.
Ольга родилась примерно в 903 году н. э. в Пскове, Россия. История почти не упоминает большую часть ее жизни, включая ее брак с Игорем, князем Киевским, и рождение сына.
Однако со смертью мужа Ольга становится больше, чем просто женой и матерью, и, не жертвуя ни одной из этих обязанностей, занимает центральное место.
Ольга Киевская, родилась около 903 г. и умерла в 963 г. н.э.
Как и все восходящие империи, Киевская Русь росла за счет своих соседей, и одно племя стало опасаться их удушающих объятий.
Отношения между древлянами и Киевской Русью были сложными – они присоединились к Руси в военных походах против Византийской империи и платили дань предшественникам Игоря, но остановились в 912, когда предыдущий принц умер и вместо этого заплатил эти прославленные деньги за защиту местному военачальнику.
Игорь попытался восстановить свои привилегии в 945 году походом в свою столицу Искоростень (ныне Коростень на Северной Украине). Этот визит – как будто предыдущих 33 лет просто не было! – была пощечина, и древляне отбивались, схватив князя и убив его в хрящевом зрелище.
Игорь Киевский собирает дань с древлян
«Две березы пригнули к ногам князя и привязали к ногам его, — писал византийский летописец Лев Диакон, — потом опять дали деревьям выпрямиться, таким образом разорвав тело принца отдельно».
Вместе с их сыном, трехлетним Святославом, слишком молодым, чтобы занять киевский престол, Ольга стала регентом вместо него.
Древиане скоро ее хорошо узнают, но сейчас они думали, что имеют дело с еще одной скромной дворянкой, которую можно легко запугать и договориться о том, чтобы выдать ее замуж за их собственного принца Мала. Мало того, что они были бы свободны от уплаты дани Киевской Руси — они бы правили Киевской Русью.
Ольга рассматривает тело своего покойного мужа
Древяне послали 20 своих лучших людей, чтобы попытаться убедить Ольгу выйти замуж за живого символа убийства ее мужа. Сказав им подождать в лодке, она велела вырыть канаву, а на следующее утро – похоронить посланников заживо.
Вместо того, чтобы просто остановиться на этом, довольно категорическом отказе, если таковой когда-либо был, она отправила сообщение принцу Малу, что должна принять его предложение, но только если древиане пришлют часть своего великого и доброго, чтобы сопровождать ее вернуться на свою территорию, ведь важно было, чтобы гордые Кейваны Руси увидели, насколько важным было это сватовство.
Ее потенциальный жених согласился, отправив группу своих вождей, чтобы забрать ее. Оказав подобающе пышный прием, она пригласила посетителей помыться в ее бане, а затем, заперев двери, сожгла всю компанию заживо.
Ольга сжигает заживо древских дворян в своей бане
Удивительно, но на этом дело не закончилось.
Когда весь древанский правящий класс был жестоко истреблен, Ольга вынашивала план покончить с остальными всеми вместе и объявила, что скоро прибудет в древянскую столицу Искоростень и попросила их устроить поминки где они могли бы оплакивать смерть ее мужа в том самом городе.
Несмотря на то, что древяне не получили известий ни от одной из миссий, которые они отправили ко двору Ольги, они приступили к приготовлению пира и, напившись до бесчувствия медовухой, солдаты Ольги предали мечу 5000 из них.
Даже этой оргии кровопролития было недостаточно, чтобы удовлетворить ее жажду мести, и Ольга собрала армию, чтобы навсегда уничтожить своих врагов. Оставшиеся в живых древяне умоляли о пощаде и предлагали заплатить медом и мехами , чтобы избежать ее гнева.
Казалось, она смягчилась, хотя в этот момент можно было подумать, что им виднее…
«Дайте мне трех голубей, — сказала она, согласно Primary Chronicle , — и по три воробья из каждого дома. Я не хочу облагать вас тяжелой данью, как мой муж, но требую от вас только этого небольшого дара, ибо вы обеднели в осаде».
Хроника очень подробно описывает последовавший подвиг высокоточной пиромании:
«Теперь Ольга дала каждому солдату в своем войске по голубю или по воробью, и приказала им привязать ниткой к каждому голубю и воробью кусок серы, перевязанный небольшими кусочками ткани. Когда наступила ночь, Ольга приказала своим солдатам выпустить голубей и воробьев. Так и птицы улетели в свои гнезда, голуби на беседки, а воробьи под навесы. Голубятни, курятники, подъезды и сенокосы были подожжены.
«Не было дома, который бы не сгорел, и потушить пламя было невозможно, потому что все дома загорелись сразу. Люди бежали из города, и Ольга приказала своим воинам поймать их. Таким образом, она взяла город и сожгла его, а старейшин города взяла в плен. Некоторых из других пленников она убила, а некоторых отдала другим в рабство своим последователям. Остаток она оставила, чтобы отдать дань уважения».
Ольга сжигает древянскую столицу
Древяне платили ведь жизнями и домами, а также данью Кейванской Руси.
Почему, несмотря на эту ужасную бойню, Ольга Киевская до сих пор почитается как святая спустя более тысячи лет после ее смерти (в 963 году н.э., если вам интересно)?
Она была первой правительницей Киевской Руси, принявшей христианство, и усилия Ольги укрыть остальную часть своего народа (хотя и не ее сына, оставшегося язычником) принесли ей титул Исапостол: «Равноапостольная».
«Она сияла, как луна ночью, — пенилась Первичная Хроника , — и сияла среди неверных, как жемчуг в тине, ибо народ был осквернен и еще не очистился от греха своего святым крещением ».