Что такое основы светской этики: Основы светской этики. Впечатления учителей / ФОМ
Содержание
Основы светской этики. Впечатления учителей / ФОМ
Нам удалось взять несколько интервью у учителей, которые ведут ОРКСЭ. И по стечению обстоятельств оказалось, что почти все они ведут самый популярный модуль – «Основы светской этики».
Но прежде чем привести отрывки из интервью с учителями, несколько слов о программе курса «Основ светской этики». Официальный учебник состоит из 30 глав-уроков, которые носят названия «Добро и зло», «Порок и добродетель», «Что значит быть моральным?», «Моральный долг», «Род и семья – исток нравственных отношений» и т. д. Среди заданий для детей-четвероклассников встречаются, например, такие: «Расскажите о своих поступках или поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные». Или: «Расспросите родителей, бабушек и дедушек, чем эти люди знамениты, почему они могут служить примерами для подражания», «эти люди» – Ирина Слуцкая, Лев Яшин, Юрий Гагарин, Чулпан Хаматова.
Основы светской этики, согласно учебнику, должны «дать знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки». В многочисленных методичках встречаются и другие интерпретации. Например, в изданной департаментом образования и науки Тюменской области можно встретить такое обращение к учителям: «Помогите ребёнку смотреть на мир глазами души, «умными очами». Как говорили в старину, «Отверзь умные очи». Цель такого познания – прозрение, постижение красоты мироздания и человеческих взаимоотношений».
Мы ни в коем случае не выступаем на стороне авторов программы и не осуждаем их (хотя выбор персоны Ирины Слуцкой как идеала для подражания представляется нам спорным). Мы лишь приведем несколько цитат учителей, которые по долгу службы в рамках учебного курса ОРКСЭ должны доносить до 10-летних детей базовые представления о мире – что такое добро и зло, справедливость, честь и достоинство. И заметим, что все опрошенные учителя выразили положительное отношение к самому предмету, поскольку «от него добром веет».
Интервью 1 с учителем основ светской этики, г. Москва
– Как вы считаете, это правильно, что предмет преподается именно в четвертом классе?
– Наверное, все-таки да, в четвертом классе. Потому что есть некоторые темы, которые, например, первачкам было бы очень трудно понять, <…> особенно вот эти темы о нравственности, нравственные там отношения, поступки и потом там честь и достоинство – вот такие понятия <…> для первачков еще как бы далеки.
– Есть какие-то сложные темы, которые четвероклассникам сложно воспринимать?
– Есть. Например, такая тема, как добродетель и порок. Потому что такие понятия сейчас у нас не используются, и поэтому пришлось их знакомить, что такое добродетель, что такое порок, то есть это более уже из старых… Потом, что мораль – тоже термин, который уже, считайте, вышел из нашего обихода. Ну и как, еще <…> такие понятия, как альтруизм и эгоизм. Эгоизм они знают, а альтруизм они не знали, поэтому пришлось их познакомить, теперь они знают. <…>
Учитывая то, что по телевизору показывают этот расизм, межнациональность, а у нас же в классе-то много национальностей-то теперь, и поэтому, чтобы они все-таки понимали, что если ты другой национальности, то это не значит, что ты должен по-другому поступать. Это такой же человек, как и ты, дети стали более терпимы друг к другу и не стали указывать там, что ты не такой, как я, там, как все. <…>
Были такие случаи, например, я даже говорю: в интернете посмотрите понятия, ну какие-нибудь понятия, например, что такое стыд, что такое вина и так далее. То есть мы начинаем урок, когда новая тема, например, стыд и вина, я говорю: пишем заголовок в тетради (так как у нас тетрадь есть), напишите, как вы понимаете, свое мнение. Да, спрашиваю некоторых детей, они говорят: вот то-то, то-то, я говорю: ну а теперь запишите мое понятие, ну тоже беру из учебника или из интернета более приемлемое, более доступное.
Интервью 2 с учителем основ светской этики, г. Москва
– Вообще, по вашему мнению, основная цель предмета – она в чем заключается, для чего его ввели? Просто чтобы дать знания – или что-то привить, какие-то качества?
– Как бы всё сразу: и получить новые знания, да, и привить какие-то нравственные качества, и научить чему-то в тот же момент, каким-то таким христианским обычаям, традициям или там обычаям других религий. <…> Здесь же даже не идет там как бы речь – верит ребенок или не верит, просто он должен знать такие вещи. Мы об этом говорим и как бы просто обсуждаем, что эта вещь, откуда это появилось на Руси, как это всё… и не только на Руси, как это всё зарождалось. И такие вещи – они нужны, потому что где они еще это услышат? <…>
…как-то я не могу сказать, что я была сторонницей вначале этого предмета, честно вам говорю, потому что, ну, естественно, новый предмет, новый курс, из-за одного предмета отправляться на большие курсы… Ну, я думаю, что все не особо проявляли к этому интерес, но когда я начала его вести, я поняла, что все-таки это замечательный предмет, и то, что он есть, – это хорошо. Потому что у нас нет другого такого предмета, где мы можем вот такие вещи поднимать, разбирать.
Интервью 3 с учителем основ светской этики, г. Москва
– Как вы считаете, этот предмет вообще нужен или нет?
– Основы светской этики? Безусловно. И по православию и по мировым религиям. По православию я, как человек вероисповедания православного, я думаю, что да. И я думаю, что это должен преподавать именно человек, который знает, о чем он будет говорить. А основы светской этики – конечно, потому что это то, что каждый уважающий себя человек должен знать, все вот эти понятия: добродетель, порок – всё вот это. И проблемы морального этого выбора, нравственности, я думаю, что ребенок любой национальности, любого вероисповедания должен знать в любом случае. <…>
Они [дети] стали более покладистые за этот год. Они стали более послушные, и с ними как-то так уже договариваться стало легче, с детьми. Потому что на некоторые вопросы у них были принципиально свои позиции… но мы так их с Галиной Николаевной стараемся все-таки убеждать ну не то что с позиции своего возраста, что мы старше и что мы умнее, просто потому, что вот так, так правильно, скажем.
Интервью с учителем основ мировых религий, г. Москва
Самое главное – какую мы цель перед собой ставили, и я довольна, что они в конце поняли, что к какой бы религии ни принадлежали их ученики, друзья, там, одноклассники или другие люди, что каждое верование нужно уважать в принципе. И в этих документах всех – и в Коране, и в Евангелие – везде ведь это проповедуется то, что нужно уважать другого человека. <…>
…они [дети] выразили свое мнение, и мне понравилось, что основным мотивом у них прошло то, что вот именно уважение к другой религии, что надо жить дружно, вместе, не разжигать ничего такого. <…>
В этом пространстве, где дистанционные курсы [речь идет о курсах обучения учителей], там в принципе и презентации уже готовые были по религиям очень удачные, интересные: о буддизме, очень интересная презентация была православие, во-первых… Я и сама очень многое знала, конечно, хотя православную эту религию предпочитаю, но всё равно очень много узнала, и что храм – это как корабль, колокольня – это как мачта, что купола бывают четырех цветов, и каждый что-то обозначает. То есть я сама с удовольствием это проходила, и думаю, что и им [детям] было интересно. <…>
…вот у меня было два мальчика, которые, вот они ислам проповедуют, у них в семье, но они один – так спокойно всё, а другой – прям когда был урок, касающийся его религии, он прям тянул ручку и с таким удовольствием отвечал, глазки горели, в принципе видно было. Но сначала он так немножко настороженно, когда про православие, а когда увидел, что мы там далеко не идем, а вот именно это как знакомство, посмотри, что бывает еще такое, то он как-то так нормально пошел.
Интервью 4 с учителем основ светской этики, г. Москва
– Скажите, какие из модулей предмета основы религиозных культур и светской этики преподаются в вашей школе?
– В этом году у нас преподавались основы светской этики, а на следующий год мы даем три модуля, да, мы даем мировые религии, православие и оставляем светскую этику. <…> У нас здесь рядом часовня Иоанна Русского – приходили оттуда, но он очень туманно себе представляет, что такое преподавание. <…>
Нам нужны пособия, а нам пока никто учебников не дал. Нам дали по светской этике, но нам-то теперь еще и другие нужны, а их пока нет. Никаких пособий нам никто, кроме учебников, не дает, но может быть, какие-то и будут диски, но извините, вообще-то это маловато. Хотелось бы иметь действительно что-то в помощь, а никакой реальной помощи я что-то не вижу.
<…> вообще четвертые классы маловаты <…> для культур религиозных. Я бы лично делала это бы только в старшей школе. Как завидовал 11-й класс, увидев: ой, какие учебники, ой, нам бы. Вот именно, им бы, потому что у них готовое сложилось какое-то мнение, зачем мы будем торопиться с мнением? Это прежде всего семейное дело – религии. Светская этика – другое, светская этика – это общие правила поведения, а это что? Спешим, ох, спешим.
– Развитие каких качеств в детях предполагает этот предмет <основы светской этики>?
– То, что мы сможем им дать, то, что они сочтут для себя возможным. Допустим, такое качество как патриотизм – этому уделяется очень большое внимание, человечность, всё то, что лучшее выработало человечество в нас. У нас идет всё… благородство, наконец – почему нет? Всё это нужно. И они очень так приятно к этому делу относятся, им нравится. Собственно говоря, мы бы с удовольствием оставили этот предмет, мы не хватались бы за религии в четвертом классе, но на этом настаивают.
– Родители, да?
– Нет, родителей можно убедить. Родители как раз считают, что это их дело – заниматься религиозным воспитанием своих еще малолетних детей. Потом прошел вот этот религиозный бум, народ уже успокоился, они уже понимают, что никто ничего их детям навязывать не будет, в конце концов, ну есть же воскресные школы. Ну а, допустим, преподать основы ислама в достаточной степени, я полагаю, мы просто не сможем. Для этого самим нужно быть верующим человеком – но откуда у нас эта вера? <…> Ну ладно, православие – это еще полбеды, но как можно говорить обо всех религиях с четвертого класса? Такие предметы должны подводить итог каких-то знаний. То есть об исламе мы говорим в шестом классе, о христианстве мы говорим на протяжении всего курса отечественной истории, не разумно ли подвести итог? Буддизмом мы подробно вообще никогда не будем заниматься.
– Как вы думаете, в чем состоит основная цель этого предмета?
– Воспитать людей достойных и таких, чтобы мы могли ими гордиться. Мы недавно выходили, нас пригласили в 711-ю школу нашего Западного округа, где показали программу, спектакль, посвященный Великой Отечественной войне. То есть мы там были 30 апреля – и как раз напомнили о том, что была создана специальная программа в Соединенных Штатах подрыва морального духа наших людей. Ведь благодаря именно моральному духу мы выиграли Великую Отечественную войну. Можно было всё рассчитать, можно, например, посчитать, что все жители Ленинграда должны были умереть с голоду, но моральный дух поддержал этих жителей, и моральный дух направил на победу. Вот этого нас хотят лишить. Этот предмет направлен на то, чтобы поддержать наш моральный дух, потому что он очень нужен. <…> Этот предмет вносит свою лепту, чтобы не допустить деградации моральной нашего народа, на что очень рассчитывают за границей. Пока мы живы, мы этого не позволим. Мы в ответе перед теми, кто нас произвел на свет, кто нас воспитал. Мои родители – военного поколения, мои учителя – военного поколения, какое право я имею об этом забыть? <…> только сейчас у нас реальная есть возможность действительно осуществлять то, что мы называем свободой совести, сейчас это работает. Этого не было, естественно, в царской России, когда навязывалось православие, этого не было в советское время, когда навязывался атеизм. Сейчас ничего не навязывается – пожалуйста, полная свобода выбора, ради бога. Но при любом раскладе люди должны быть людьми, и светская этика этому всецело способствует, слава богу.
Основы светской этики | это… Что такое Основы светской этики?
Осно́вы све́тской э́тики — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-я четверть 4-го класса и 1-я четверть 5-го класса средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» сначала экспериментально в 19 регионах России[1] — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — планируемый ко включению во всех регионах с 2012 года[2].
Содержание предмета
На апрель 2010 года курс состоит из 4-х блоков, блоки 1 и 4 — общие для всех учеников, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики, в который входит и модуль «Основы светской этики»[3].
- Первая половина курса (для 4-й четверти IV класса)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)
- Урок 1. Россия — наша Родина.
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
- Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.
- Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
- Урок 4. Ценность родства и семейные ценности
- Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
- Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов.
- Урок 7. Нравственный образец богатыря.
- Урок 8. Дворянский кодекс чести.
- Урок 9. Джентльмен и леди.
- Урок 10. Государство и мораль гражданина.
- Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества.
- Урок 12. Мораль защитника Отечества.
- Урок 13. Порядочность. Интеллигентность.
- Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
- Урок 15. Что значит «быть нравственным» в наше время?
- Урок 16. Творческие работы учащихся.
- Урок 17. Подведение итогов.
- Вторая половина курса (для 1-й четверти V класса)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).
- Урок 1 (18). Добро и зло.
- Урок 2 (19). Долг и совесть.
- Урок 3 (20). Честь и достоинство.
- Урок 4 (21). Смысл жизни и счастье.
- Урок 5 (22). Высшие нравственные ценности.
- Урок 6 (23). Идеалы.
- Урок 7 (24). Принципы морали.
- Урок 8 (25). Методика создания морального кодекса в школе.
- Урок 9 (26). Нормы морали. Этикет.
- Урок 10 (27). Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против».
- Урок 11 (28). Образование как нравственная норма.
- Урок 12 (29). Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)
- Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
- Урок 31. Подготовка творческих проектов.
- Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. д.
- Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мой друг», и т. д.
- Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)
Примечания
- ↑ Список регионов России, в которых с 1 апреля 2010 года будет введён курс «Духовно-нравственное воспитание»: Еврейская автономная область, Камчатский край; Пензенская область; Удмуртская Республика; Чувашская Республика; Вологодская область; Калининградская область; Красноярский край; Новосибирская область; Томская область; Курганская область; Свердловская область; Костромская область; Тамбовская область; Тверская область; Республика Калмыкия; Карачаево-Черкесская Республика; Ставропольский край; Чеченская Республика. Согласно Решению Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009—2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
- ↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 1578-р
- ↑ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // ПРЕСС-РЕЛИЗЫ 2009-12-09 17:04:17
О компании | Светская этика
Светская этика
С самого начала человеческой цивилизации пропитание было целью выживания. Сегодня мир сталкивается с нищетой и голодом, люди умирают от голода, дети питаются мусором. Бедность вызывает опасные для жизни болезни и социальные конфликты между богатыми и бедными, а также дискриминацию и доминирование более сильных над слабыми на всех уровнях общества. Несправедливость, коррупция и войны всегда присутствуют, и мы сталкиваемся с растущими климатическими бедствиями, зная, что человечество внесло свой вклад в это. Во многих городах загрязнение закрывает нам вид на голубое небо и зелень, мы дышим загрязненным, а не чистым воздухом.
Быть человеком значит искать решение. Итак, мы стремимся понять первопричины этих мировых дилемм.
Возможно ли, что решение заключается в применении этического ответа на все виды социальных проблем, которые затрагивают не только наше человечество, но и нашу окружающую среду, животный мир и всю нашу вселенную?
Светская этика обеспечивает морально-этическую модель для всего мира. Несомненно, она может обеспечить «противоядие» от коренных причин наших мировых дилемм. Светская этика — это инклюзивный подход к принятию наших общих человеческих внутренних ценностей. Оно не зависит от какой-либо конкретной религии. Он уважает всех людей (верующих/неверующих), все сообщества, все культуры и все религии. Он основан на здравом смысле, общем опыте и научных доказательствах. Основу светской этики закладывают сострадание и человечность.
Его Святейшество Далай-лама выражает глобальное видение этического мира посредством светской этики. В 2000 году он выпустил свою книгу «Этика нового тысячелетия», в которой объясняется этика сдержанности, необходимость проницательности и многие другие важные концепции. Мировое сообщество начало понимать его видение. В 2012 году была опубликована его книга «Вне религии», которая вдохновила мировое сообщество действовать в соответствии с единым видением. Эти публикации составляют основные ресурсы светской этики. Совсем недавно Аюр Гьян Ньяс и Университет Эмори разработали учебную программу по светской этике в образовательной программе, которая распространилась на несколько десятков стран в надежде принять эту учебную программу в современном образовании во всем мире.
Светские программы этики в Благотворительном фонде Тонг-Лен осуществляются в сотрудничестве с Фондом Далай-ламы.
Если вам интересно читать статьи в газетах, просмотрите статьи, показанные ниже.
Газетные статьи
Создание более счастливого мира
Лейард начал разговор, спросив Его Святейшество, как мы можем согреть наши сердца.
«Мы с рождения хорошо подготовлены к тому, чтобы быть сердечными и заботиться о других», — ответил он. «Само наше выживание зависит от других членов нашего сообщества. С самого рождения мы зависим от материнской привязанности. Знакомство с тем, что о нас заботятся в молодости, подготавливает нас к тому, чтобы заботиться о других, когда это возможно. Быть сердечными и заботиться друг о друге — это естественно.
Подробнее
Наше счастье, наше здоровье, наше будущее
«Настоящий мир во всем мире основан на обретении душевного спокойствия. Гнев, ревность и разочарование легко становятся источником насилия, поэтому нам нужно укреплять чувство сострадания, которое является нашей основной человеческой природой. Как я уже говорил, в прошлом мы действительно обращали внимание только на наше местное сообщество, тогда как теперь мы должны принимать во внимание все человечество.
«Мы должны сосредоточиться на обретении душевного спокойствия, помня, что сострадание — это основа подлинного мира. У людей одинаковое лицо и одинаковый ум. Поскольку у нас так много общего, мы должны найти способ жить вместе бок о бок в мирном и счастливом мире.
Подробнее
Философия |
Глава 9: Религия, Раздел 7 Светская мораль как низшая |
Есть те, кто утверждает, что любая попытка прийти к философскому Религиозная мораль выше светской Джордж Мавродес: Мавродес считает светскую этику слишком поверхностной. Не хватает
Религия и странность морали
Резюме Меган (QCC, 2004)
|