Чудо в хонех архангел михаил: Чудо архангела Михаила в Хонех • Arzamas

Разное

ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ХОНЕХ

  • Статья
  • Новости
  • Обсуждение
  • Предложения
  • Версии

Изменить

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Лоратный Архангел Михаил с Чудом в Хонех. Икона из Архангельского собора Рязанского кремля (кон. XV в.; 159×98 см). Рязанский областной художественный музей

Память чуда, совершенного Святым Архистратигом Михаилом в Хонех (IV в.).

Празднование 6 сентября

Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника.

Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа. В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».

Чудо Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах). Икона (Патмос, конец XX в.)

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Небе́сных во́инств Архистрати́же,/ мо́лим тя при́сно мы недосто́йнии,/ да твои́ми моли́твамии огради́ши нас/ кро́вом крил невеще́ственныя твоея́ сла́вы,/ сохраня́я нас, припа́дающих приле́жно и вопию́щих:/ от бед изба́ви нас,// я́ко чинонача́льник Вы́шних Си́л.

Кондак, глас 2

Архистрати́же Бо́жий,/ служи́телю Боже́ственныя сла́вы,/ а́нгелов нача́льниче и челове́ков наста́вниче,/ поле́зная нам проси́ и ве́лию ми́лость,// я́ко безпло́тных Архистрати́г.

Использованные материалы

  • Полный Тропарион, Издательство «Троица», 2006, т. 1, с. 20.
  • Страница календаря портала Православие.ру:
    • http://days.pravoslavie.ru/Images/ii1547&303.htm
  • Страница календаря на официальном сайте Издательства Московской Патриархии:
    • http://calendar.rop.ru/?svt=sep06-chudo

Редакция текста от: 11.10.2021 22:15:11

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана,
значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием.
Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста,
вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

«ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ХОНЕХ» еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе:
Яндекс —
Google
в других энциклопедиях:
Яндекс —
Википедия —
Mail.ru —

в поисковых системах:
Искомое.ru —
Яндекс —
Google

Икона Михаил архангел (чудо в Хонех)

Скачать файл


Реставрация:

Нет данных


Размер:

37,5 х 30,7 см


Автор:

Нет данных


Материал:

Дерево, темпера


Персоналии:

Архангел Михаил, преп. Архипп


Уточняющая датировка:

12 в.


Век:

12


Страна:

Египет


Место хранения:

Монастырь святой Екатерины на Синае


Иконография, категория:

Ангелы


Тип изображения:

Сюжетная композиция

Иконографическая справка



Икона написана на сюжет одного из самых известных чудес архангела Михаила, память которого отдельно праздновалась византийской Церковью 6 сентября. Согласно ранневизантийскому «Сказанию о чуде», отредактированному в X веке Симеоном Метафрастом, в Колоссах, или Хонах, в малоазийской области Фригия находился храм архангела Михаила, при котором с детства жил отшельник Архипп, посвятивший себя заботе о храме. Язычники решили уничтожить почитаемое христианское святилище. Для этого они соединили две реки в одно русло и направили на церковь. Однако усилиям тысяч язычников противостояла пламенная молитва св. Архиппа, не прекращавшаяся в течение всех десяти дней, пока велись работы. В последний момент, когда «сокрушающий скалы» поток уже пошел на храм, с небес явился архистратиг Михаил, который ударом жезла открыл расселину, поглотившую всю воду. На месте расселины возник чудотворный источник, святая вода которого исцеляла многочисленных больных.
Главная идея сказания, как и написанной на его сюжет иконы, состоит в прославлении предводителя небесных сил. Образ св. Архиппа олицетворял действенную силу отшельнической молитвы, способной противостоять превосходящим силам неверных. В эпоху создания иконографического типа широкой известностью пользовались целебный источник и чудотворная расселина в Хонах. Поэтому в центре оригинальной композиции иконы показан водяной столп, вызывавший воспоминание не об усилиях язычников, но о почитании священной воды и месте христианского паломничества. Таким образом в композиции присутствует как бы три иконы: архангела Михаила, преп. Архиппа и чудотворного источника, каждая из которых подтверждена специальной греческой надписью («Чудо в Хонах», «Архангел Михаил Хониат» и «Архипп»).
Храм , на ступенях которого стоит св. Архипп, равно как необычный пластинчатый купол, решетчатые окна и часть украшенной стены, имеют также и символический смысл. Они позволяют предполагать, что на иконе изображен не конкретный храм в Хонах, но идеальный образ Церкви как воплощенного Небесного Иерусалима, в котором обретет спасение святой отшельник.
Небольшие размеры и характер изображения на иконе позволяют относить ее к так называемым поклонным образам , которые в день празднования выкладывались на особом аналое-проскинетарионе в центральном нефе Синайской базилики. С таким использованием иконы могла быть связана некогда пространная, а сейчас практически нечитаемая надпись на верхнем поле иконы, вероятнее всего, воспроизводящая фрагмент текста службы этого праздника.

Стилистическая справка



Архангел Михаил изображен в сложном пространственном движении, восходящем к открытиям древнегреческой пластики. Утонченное благородство типа, удлиненные пропорции фигуры, изысканный рисунок одежд, сгармонизированный колорит, основанный на высветленных тонах, — все говорит за то, что перед глазами иконописца были самые лучшие образцы константинопольского искусства второй половины XII века. По контрасту св. Архипп показан в совершенно застывшей позе усиленного моления и созерцания чуда. Строгие цвета его монашеских одежд также противоположны колориту архангельских одеяний. Столпообразность фигуры отшельника подчеркнута формой храма, который представлен в виде башни с неестественно огромным входом, служащим своего рода рамой для образа св. Архиппа.

Происхождение



Монастырь Св. Екатерины на Синае

Фрагменты


Михаил архангел и преподобный Архипп


Михаил архангел

Библиография


Византийские иконы Синая


История иконописи. Истоки. Традиции. Современность.VI-XXвв.

ТЕРМАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ, КАРБОНАТ КАЛЬЦИЯ И «ЧУДО АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В ХОНАЕ» – ИКОНЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ

On Дэвид

В современной Турции — Малой Азии — есть город Хоназ. В доисламские византийские времена он назывался Χῶναι — Хонаи. Очень близко находился город Κολοσσαί — Колоссаи, место, названное в Новом Завете в Послании к Колоссянам. Оба находились в древней области под названием Фригия.

Интересно, что в Послании (его авторство, традиционно приписываемое апостолу Павлу, неизвестно) мы находим это в версии Короля Иакова Колоссянам 2:18:

«Никто да не обольщает вас наградой вашей в добровольном смирении и поклонении ангелам…».

Хотя перевод этого стиха различается, традиционное понимание состоит в том, что он относится к людям, поклоняющимся ангелам. Считается, что центр почитания архангела Михаила в первые дни христианства находился во Фригии, где его считали скорее целителем, чем военным покровителем.

Раннее почитание ангелов во Фригии интересно в связи с современным типом икон, известным как «Чудо архангела Михаила в Хонае» — ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ХОНЕХ — Чудо Архистратига Михаила в Хонех — или по-гречески Το εν Χώναις Θαύμα του Αρχάγγελου Μιχαήλ — To en Khonais Thauma tou Arkhangelou Michael — буквально «Чудо Архангела Михаила в Хоне». Его также иногда называют «Чудом архангела Михаила в Колоссах». Вот византийский пример XII века из монастыря Святой Екатерины на Синае:

Согласно преданию, евангелист Иоанн Богослов якобы посетил этот край в первые дни христианства и предсказал, что там из-под земли извергнется чудотворный источник в честь Архангела Михаила. И позже это случилось.

Рассказывают, что в IV веке, когда христианство только начало завоевывать Римскую империю, у одного жителя города Лаодикии была немая дочь, которая не могла говорить. Говорят, что во сне ему явился человек — некоторые говорят, что архангел Михаил — и сказал, что его дочь заговорит, если выпьет из источника. Она так и сделала, и больше не была немой.

В благодарность отец и вся семья крестились, а кроме того, у целебного источника был построен храм в честь Михаила.

Спустя 90 лет десятилетний мальчик-христианин по имени Архипп (Άρχιππος) ушел из дома к источнику в церковь и стал ее пономарём. Он жил суровой и самоуничижительной жизнью, питаясь дикорастущими растениями, отказываясь есть хлеб и никогда не купаясь (очевидно, он не соглашался с поговоркой, что чистота рядом с благочестием). Он спал на острых камнях и колючих растениях.

Так случилось, якобы, что по прошествии лет и взрослении Архиппа целебный источник прославился в местном масштабе, а вместе с ним и суровое благочестие Архиппа, что «язычники» в округе стали завидовать. Они напали на Архиппа и попытались погубить источник, но из него вырвалось пламя и отпугнуло их. Но они не сдавались.

Затем они решили избавиться от источника и Архиппоса одновременно. Немногим левее церкви (и родник тоже был с левой стороны от нее) протекал ручей, называемый Хрисс. Язычники отвели его, чтобы он стекал и заливал целебный источник и церковь. Но вместо того, чтобы стекать в родник слева, река обтекала правую сторону храма, не причиняя вреда.

Так случилось, что церковь и ее родник находились на участке земли, который на некотором расстоянии омывался двумя реками — Ликокастрос и Куфос, по одной реке с каждой стороны, что делало его как бы островом между ними. Язычники решили собрать над церковью воды двух рек, а затем открыть дамбу, чтобы слитые воды двух рек устремились вниз и смыли источник, церковь и Архиппа. Они вложили много труда в раскопки и углубления, готовя свои водопроводные сооружения к великому потопу. Затем они пустили воду в своей плотине десять дней, а в полночь отпустили ее.

Они стояли, возбужденно крича, когда поток воды хлынул на церковь. Но Архипп услышал все крики и шум воды и помолился такими словами из Псалма 93:3-5 (нумерация KJV):

«Возвысились реки, Господи, реки возвысили голос свой, при голосе вод многих; волны морские чудны; чуден Господь на высотах. Твои свидетельства очень тверды: святость становится Твоим домом, Господи, навеки. »

Архипп, укрывшись в храме, вдруг услышал голос Архангела Михаила, зовущий его по имени и велящий выйти из храма посмотреть, что вот-вот произойдет. Выйдя, он увидел столб пламени от неба до земли. Там стоял Архангел Михаил, который перекрестился на большом камне, а затем ударил его своим копьем. Скала раскололась, образовав большую трещину в земле, в которую стекала паводковая вода, не причинив никакого вреда ни церкви, ни ее источнику.

Вот такая история. Хоназ/Хонаэ находится в районе термальных источников и бассейнов, богатых кальцием, где коренной породой является карбонат кальция, который со временем растворяется в воде и открывает подземные пещеры. Нынешние ручьи в этом районе — это Чюрюксу (бывший Ликос), в который входят ручьи Карачай и Хоназ. Его воды настолько насыщены карбонатом кальция, что его название в переводе с турецкого означает «гнилая вода». Так что кажется вероятным, что эта сказка, по крайней мере частично, является «историей происхождения», объясняющей гидрологическую топографию местности с помощью религиозного эквивалента фольклора. И это тоже попытка объяснения этимологии топонима, потому что Χωνιών — Khonion , по-гречески, это воронка, и вода предположительно была направлена ​​Михаилом в отверстие.

Вот образец русской иконы «Чудо архангела Михаила в Хоне». Это немного более подробно, чем обычно можно найти на иконах на эту тему:

В скалистых холмах вверху слева и справа мы видим язычников за работой, отклоняющей две реки, по одной реке с каждой стороны. Внизу мы видим Архиппа ( Архип в славянской форме), стоящего перед своей церковью и наблюдающего за архангелом Михаилом с копьем слева. Майкл направляет паводковые воды в дыру, по которой они вихрем стекают, как вода по сливу раковины в ванной. Художник добавил красочности и живости, изобразив одного из язычников, падающего вниз головой вниз по течению к яме.

Если вы внимательно посмотрите на верхнюю часть церкви, то увидите, что на этом примере размещено маленькое изображение архангела Михаила, чтобы показать, кому она посвящена.

Единственные надписи на этом узоре идентифицируют две главные фигуры, МИХАИЛЪ — Михаил /Михаил слева и справа Пр АРХИПП — П[еподобный] Архип , «Преподобный Архипп».

Вот русская икона предмета из Вологодской области:

(Вологодский музей)

На этом изображении довольно много землекопов смыто потоком.

Надпись вверху гласит:

ОБРАЗ ЧУДА АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАЙЛА…
«ОБРАЗ ЧУДА ВЛАДЕЛЬЦА БОЖЬЕГО МИХАИЛА…

— а потом повреждается остальная часть надписи.

Внизу надпись с датой и подписью:

Дата — как вы знаете, если читали мою предыдущую статью о датах икон — 1710 год. Дальше нам говорят: «Написано иконописцем Иваном Григоревым, сын Маркова».

Вот фреска из типа из монастыря Дионисиу на горе. ХОНАЙСКОЕ ЧУДО-ГЛАВОКОМАНДУЮЩЕГО МИХАИЛА»

 

 

поклонение ангеламАрхангелу МихаилуАрхиппуАрхиппуАрхиппуКолоссянамГреческая иконографияХоназиконыМихаил в ХонеЧудо ​​в ХонеРусская иконография

Жития святых

Назад к списку
Отправить по электронной почте эту страницу
Чудо архангела Михаила в Хонах
Архангел Михаил
в Чоне.

19 сентября (6 по старому стилю) Церковь празднует чудо архангела Михаила в Хонах.

В то время, когда святые апостолы странствовали по миру с благовестием своим, апостолы Филипп и Варфоломей посетили место, называемое Колоссами. Здесь, после уничтожения языческих идолов и обращения местных язычников в христианство, стали пророчествовать, что воссияет на этом месте благодать Божия и что это место посетит полководец небесных сил святой Архангел Михаил и происходили бы великие чудеса.

Вскоре на этом месте появился чудесный родник. Этот источник посещали не только правоверные, но и неверующие. Все, кто пил из этого источника и купался в нем, исцелялись от недугов, а многие, получив здоровье, крестились во имя Святой Троицы.

В IV веке некий грек, дочь которого чудесным образом излечилась от немоты, с благодарностью построил над источником чудесную церковь в честь архангела Михаила. Позже при этой церкви стал жить 10-летний отрок Архипп, проводя дни и ночи в посте, молитве и духовных подвигах. Однажды какие-то беззаконные греки, завидуя духовному работнику, решили засыпать родник землей и убить Архиппа. Но Господь спас Своего раба, руки убийц онемели, а огромное пламя вышло из воды и, бросившись на злодеев, оттолкнуло их далеко. Но они не пришли в себя даже при наличии такого чуда, и все же решили затопить святое место. Прибыв в большом множестве, они стали рыть ров от скалы, лежавшей у церковного алтаря, до самой горы, где сливались реки. Блаженный Архипп пал на колени и со слезами молился Богу, прося помощи у святого архистратига Михаила.

Через десять дней, когда вода значительно поднялась, злодеи направили ее на святую церковь, и она с громоподобным шумом устремилась вниз.

В это время блаженный Архипп, продолжая молиться, услышал голос, повелевающий ему выйти из храма. Выйдя, он увидел великого Архангела Михаила в образе сияющего юноши. В страхе приблизившись к Архангелу, Архипп увидел огненный столп, поднимающийся от земли к небу. Когда вода приблизилась, Архангел поднял правую руку и, перекрестившись над поверхностью воды, сказал: Стой! И сразу вода встала каменной стеной. Затем, повернувшись к церкви, Архангел ударил своим посохом в огромный валун, лежавший у алтаря, и начертил на нем крестное знамение. Тотчас же раздался сильный удар грома, земля задрожала, и валун раскололся надвое, образовав огромное ущелье. При этом Архангел Михаил сказал следующие слова: Да будут здесь сокрушены все силы супостата, и да будут избавлены от всякого зла все приходящие сюда с верой! Сказав это, Архангел повелел воде: Течь в это ущелье! И тут же вода с шумом хлынула в каменное ущелье и потом всегда так текла сквозь камень. Злодеи стояли как окаменевшие. Тогда блаженный Архипп возблагодарил Бога за такое дивное чудо и прославил великого защитника архистратига Михаила за его скорое заступничество. С того времени это место стало называться Хонаи, т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts