Церковная реформа петра: Церковная реформа Петра 1 – кратко о ходе, задачах, целях и итоге

Разное

Содержание

Реформы Петра I: превращение священников в госслужащих | Российское агентство правовой и судебной информации

Привилегированное положение церкви в сфере имущественных прав и податных льгот в XVII веке стало вызывать недовольство у светских властей, ощущавших двоевластие в стране. Петр I начал церковную реформу, существенно ограничившую особые права духовенства и фактически передавшую верховную церковную власть в руки государственной бюрократии.

О том, как Петр I предотвращал учреждение поста «русского папы», и что натолкнуло его на такие опасения рассказывает в четырнадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Огромный объем прав российского духовенства, которыми оно обладало в XVII веке, объяснялся сложившимися историческими обстоятельствами: они привели к возвышению фигуры и полномочий патриарха Русской православной Церкви.

В период правления патриархов Филарета и Никона, присвоившими себе титул «Великого Государя», реальное управление страной находилось в руках церковных владык. Политика высших иерархов церкви угрожала нарождавшемуся российскому самодержавному строю. Всем этим были недовольны светские феодалы: бояре и дворяне. Опираясь на них, русские цари пытались ограничить влияние церкви на государственные дела, сократить объем прав духовенства.

Особое недовольство у светских государственных властей вызывало привилегированное положение церкви в сфере имущественных прав и податных льгот. Земельные владения церкви были огромными – до трети всей используемой земли в стране. Все население, обрабатывающее эти угодья, освобождалось от уплаты податей, т.е. государству эти люди и земли не приносили никакой пользы.

Монастырские и архиерейские торгово-промышленные предприятия тоже не платили ничего в казну, благодаря чему могли дешевле продавать свои товары, подрывая тем самым положение купечества. А государственная казна испытывала острую нехватку средств для проведения своей политики и содержания армии.

Становилось все более очевидным, что государство не будет долго терпеть это ненормальное, по мнению властей, положение. Мысли о необходимости реформирования правового положения церкви появлялись у придворных царя уже в XVII веке. И первые шаги в этом направлении были сделаны еще в царствование Алексея Михайловича.

А когда к власти пришел Петр I, которому для создания регулярной армии и бюрократического аппарата, для строительства флота и для ведения войн понадобились значительные средства – гром над духовенством грянул. Церковные богатства должны были стать источником средств для строительства нового государства, для создания империи.

Петр I вступил на путь секуляризации во всех смыслах этого слова. В узком смысле слова – это изъятие государством у церкви ее земельной и другой собственности, а в широком – эмансипация (т.е. освобождение от зависимости, отход) от религии и церковных институтов в мировоззрении, праве, практической деятельности и т.д.

В 1701 году началась церковная реформа. Местоблюстителю патриарха было поручено ведение дел, касающихся только веры: «о расколѣ, о противностяхъ церкви, о ересяхъ». Все же прочие дела, находившиеся в ведении патриарха, были распределены по приказам, к которым относились. Ведавший по этим делам особый приказ — Патриарший разряд — был ликвидирован.

24 января 1701 года был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого отошли патриарший двор, архиерейские дома и монастырские земли и хозяйства. Во главе приказа поставили боярина Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина.

Вскоре последовал ряд указов, решительно сокращавших самостоятельность духовенства в государстве и независимость духовного чина от светской власти. Особой чистке подвергались монастыри. Монахам было приказано оставаться постоянно в тех монастырях, где их застанут особые переписчики, посланные Монастырским приказом.

Из монастырей выселили всех непостриженных. Женским монастырям позволили постригать в монахини только женщин после сорокалетнего возраста. Хозяйство монастырей было отдано под надзор и контроль Монастырского приказа. А указом 30 декабря 1701 года определялось давать монашествующим денежное и хлебное жалование из доходов монастыря, а вотчинами и угодьями монахам впредь не владеть.

Однако Петра I занимали не только вопросы материально-финансового порядка. После периодов всевластия двух сильных патриархов молодой царь стал опасаться разрастания власти церкви.

Петр всерьез считал, что так дело может дойти до учреждения поста «русского папы», до двоевластия и появления «второго государя, самодержцу равносильного или большего». Поэтому он ставит задачу подчинить себе церковь, которое «не есть иное государство». А духовенство, по его мнению, не должно обладать особыми правами, а должно «наравне с другими сословиями» подчиняться общим государственным законам.

Судя по многочисленным источникам наступление Петра I на права священников велось им не просто настойчиво, а со страстью и рвением. Здесь видно его резко отрицательное отношение к духовенству и особенно к монахам.

Объяснялось это тем, что церковные служители по определению люди консервативных взглядов, а Петр I проводил в высшей степени радикальные реформы всех сторон жизни в стране. Поэтому вполне естественно, что священники и монахи оказались на стороне противников петровских реформ, и не просто на стороне, а в первых рядах.

Сам Петр I считал, что духовенство выступало идеологом и вождем сопротивления его преобразованиям. Именно из стен монастырей выходили различные подметные письма, в которых велась агитация против Петра I и его замыслов. Именно монахи пустили слух о том, что царя за границей-де подменили, а в Россию явился «антихрист».

И уж совсем разозлило Петра то, что церковники смутили своими речами его сына, который в итоге не стал соратником царя, а оказался в стане его врагов и бежал за границу. Представители высшего духовенства – несколько митрополитов – поддерживали царевича Алексея, надеясь с его помощью восстановить весь прежний уклад жизни. Главной причиной измены сына Петр I считал его «беседы с попами и чернецами».

Ликвидации «двоевластия» поспособствовала случившаяся кончина патриарха Адриана в 1700 году. Петр I не разрешил избирать нового патриарха, поставив во главе церкви временного «местоблюстителя», а в 1721 году издал указ об упразднении патриаршества. С этой поры церковью стала руководить Духовная Коллегия, в дальнейшем переименованная в Святейший Синод. Фактически верховная церковная власть отныне полностью переходила в руки государственного бюрократического ведомства.

В «Регламенте духовном», подписанном Петром I в 1721 году, как раз и объясняются причины устранения поста патриарха: теперь, мол, «можно не опасатися отечеству мятежей и смущенія, яковые происходятъ отъ единаго собственнаго правителя духовнаго», которого простой народ может принимать за второго царя.

При Петре I духовенство стало превращаться в такое же сословие, имеющее государственные задачи, свои права и обязанности, как шляхетство и горожане. Все действия белого духовенства регламентировались государством.

Особенно остро почувствовало ограничение своих прав черное духовенство – монахи. Им предписывалось жить в монастырях «неисходно», всякие долговременные отлучки иноков запрещались, монах и монахиня могли выйти за стены монастыря только часа на два, на три, да и то с письменным разрешением от настоятеля, где за его подписью и печатью должен был быть прописан срок отпуска монашествующего.

Таким образом, реформами Петра I правовое положение духовенства в России существенно изменилось. Были установлены жесткие рамки, в пределах которых они только и могли осуществлять свою духовную деятельность. Вся служба священников рассматривалась через призму полезности ее интересам и задачам государства.

В этом и проявился крайний рационализм первого императора-реформатора. Петр I видел в священниках государственных служащих по духовному ведомству. Прежняя «вольница» духовенства, их особые права и относительная автономия от государства ушли в прошлое.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 2 апреля

§113 — Церковная реформа Петра I

Поведение Петра, его нелюбовь к московской старине и «немецкий» характер его реформ вооружали против Петра слепых ревнителей старины. Представители «старой веры», раскольники, ненавидели Петра и почитали его прямо антихристом. И между «никонианами» находилось достаточно людей, которые не могли примириться с Петром и думали, что необходимо протестовать против его действий и нравов. Все такие люди искали опоры в патриархе и ждали, что именно он и возьмет на себя долг стать против «ересей» Петра. Бывший в юности Петра патриархом Иоаким, как уже сказано (§100), очень далеко разошелся с государем в отношении к иноземцам. Его преемник Адриан (1690–1700) был менее настойчив и крут, чем Иоаким, но также не сочувствовал Петру и не скрывал своего осуждения всему тому, что делал молодой государь. Также несочувственны были Петру и прочие архиереи старого московского направления. Так, например, знаменитый св. Митрофан Воронежский умел поддерживать Петра в его борьбе за Азов, но открыто осуждал его за пристрастие к иноземному. При таких обстоятельствах, когда Адриан умер (1700), Петр и не решился избрать нового патриарха. Он поручил исправление патриаршей должности («местоблюстительство патриаршего престола») Рязанскому митрополиту Стефану Яворскому и надолго оставил этот временный порядок. Только в 1721 г. последовала реформа церковного управления, которую Петр обдумал со своим любимцем и сотрудником, ученым псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Реформа состояла в том, что патриаршество было упразднено вовсе и заменялось «соборным управлением». Учреждена была из лиц, принадлежащих к духовенству, духовная коллегия, названная синодом. Состав синода был такой же, как и прочих коллегий: президент (Стефан Яворский), два вице-президента (из них один был сам Феофан Прокопович), советники, асессоры и секретари. При синоде состоял и обер-прокурор. В делах веры синод имел силу и власть патриаршескую, но вместе с тем он стоял в ряду прочих коллегий, подчиняясь надзору генерал-прокурора и сената. Так разрешил Петр вопрос о церковном управлении, коренным образом уничтожив возможность столкновения представителей царской и церковной власти.

Феофан Прокопович

 

При Петре было очень сокращено, можно даже сказать, почти уничтожено еще существовавшее в XVII в. церковное общество (§§12, 14). Церковные крестьяне в 1701 г. были, вместе с вотчинами духовенства, переданы в управление светского «монастырского приказа» и доходы с них стали сбираться в казну, а казна по установленным штатам выплачивала от себя постоянные ежегодные оклады их прежним владельцам. (С течением времени синод исхлопотал, чтобы управление церковных вотчин перешло от «гражданских правителей» в ведение синода.) Рекрутская повинность и подушная подать были распространены на всех приписанных к церкви людей, кроме только священнослужителей и церковнослужителей с их семьями. Право церковного суда было ограничено: многие дела были переданы в ведение светского суда, а в церковном суде стали участвовать представители светской власти. Наконец, в 1724 г. Петр издал особый закон о монашестве, который ставил иноков под строгий надзор и вовсе уничтожал состояние перехожих, бродячих монахов. Поводом к изданию этого закона послужило известное Петру враждебное отношение монашества к его деятельности и личности. Таким образом, при Петре государственная власть сильно ограничила состав церковного общества, взяв из него в государственное подчинение большую часть составлявших его лиц, и установила больший контроль над внутренней жизнью и деятельностью церкви.

 

Подробнее — см. в статье Петр I и церковь (по университетским лекциям С.Ф. Платонова)

 

Практическая реализация первого этапа церковной реформы Петра I

1. Shamin S.M., Shamina I.N. Biblioteki russkikh monastyrei v nachale pravleniia Petra I. K voprosu o roli monastyrskikh sobranii v knizhnom potreblenii i razvitii knizhnogo rynka // Сahiers du Monde russe. 2020. Т. 61. № 1. С. 51–65. DOI 10.4000/monderusse.11928.

2. Бакланова [Швейковская] Е.Н. Крестьянский двор и община на Русском Севере. Конец XVII – начало XVIII в. М., 1976. С. 52.

3. Башнин Н.В. Церковная реформа Петра I: источниковедческий аспект (по материалам Вологодского архиерейского дома Св. Софии) // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25. № 5. С. 113–130; Описи Вологодского архиерейского дома Св. Софии второй половины XVII – начала XVIII в. / Сост. Н.В. Башнин. М.; СПб., 2020.

4. Башнин Н. В. Дионисиево-Глушицкий монастырь и его архив в XV–XVII вв.: Исследование и тексты. М.; СПб., 2016. С. 1074.

5. Башнин Н.В. Опись имущества и строений Дионисиева Глушицкого монастыря 1701 г. и переписные книги вотчины Дионисиева Глушицкого монастыря 1702 г. // Вестник церковной истории. 2013. № 3/4(31/32). С. 138–177.

6. Башнин Н.В., Черкасова М.С. Как начиналась церковная реформа Петра I? (По материалам севернорусских епархий 1690–1700-х гг.) // Canadian-American Slavic Studies. 2021. Т. 55. № 1. С. 24–50.

7. Булыгин И.А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII века. М., 1977.

8. Горчаков М. Монастырский приказ (1649–1725 гг.). Опыт историко-юридического исследования. СПб., 1868.

9. Кустова Е.В. Ведомости монашествующих 1724 года как исторический источник: информационный потенциал и степень достоверности // Вестник Пермского университета. Сер. История. 2015. № 4(31). С. 51.

10. Панченко А.М. Авраамий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. СПб., 1992. С. 34–36.

11. Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: исследование и тексты / Изд. подгот. О.Н. Адаменко, Н.В. Башнин, М.С. Черкасова при участии А.П. Анишиной, Н.А. Бараевой, Е.А. Виноградовой, А.Н. Красикова, С.Н. Смольникова, И.Н. Шаминой. Вологда, 2011. С. 137–200. 248–260.

12. Покровский И.М. Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Т. 2. Казань, 1913.

13. Седов П.В. «Все-де ныне государево»: традиции и новации в церковной реформе Петра I // Феномен реформ на западе и востоке Европы в начале Нового времени (XVI–XVIII вв.). Сборник статей. СПб., 2013. С. 122–124.

14. Седов П.В. Снятие церковных колоколов для литья пушек в начале Северной войны // Петербургский исторический журнал. 2014. № 1. С. 25–40.

15. Соколова Н.В. Описание церковно-монастырских владений в процессе секуляризации начала XVIII в. : Опыт реконструкции (на материалах Нижегородского уезда) // Северо-Запад в аграрной истории России: Межвузовский тематический сборник научных трудов. Калининград, 2008. С. 44–60.

16. Углич: материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1887.

17. Черкасова М.С. Вологда и Устюг в эпоху Петра I (краеведческие очерки). Вологда, 2021. С. 62–75.

18. Шамин С.М. «Доношения» воронежского священника Саввы Ивановича Дугина в документах Тайной канцелярии // Вестник церковной истории. 2015. № 3/4(39/40). С. 97–147.

19. Шамин С.М. «Прокурором и фискалом не быть вовсе»: о проекте передачи функций прокуроров и фискалов духовенству (1731 г.) // Вестник церковной истории. 2020 № 1/2(57/58). С. 154–164.

20. Шамин С.М. Видения священника С.И. Дугина и «пасквиль» на архиепископа Феофана (Прокоповича) 1731 г. // Вестник церковной истории. 2019. № 1/2(53/54). С. 86.

21. Шамин С.М., Шамина И.Н. Печатные книги в библиотеке тульского Иоанно-Предтеченского монастыря в 1701 г. : к вопросу о вытеснении из обихода рукописных книг // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Материалы XXXIII международной научной конференции. М., 2020. С. 446–449.

22. Шамина И.Н. Опись имущества вологодского Павлова Обнорского монастыря 1701–1702 годов // Вестник церковной истории. 2010. № 1/2(17/18). С. 17–107.

23. Шамина И.Н. Переписная книга вологодского Спасо-Нуромского монастыря и его вотчины 1701–1702 гг. // Вестник церковной истории. 2020. № 1/2(57/58). С. 5–37.

24. Шамина И.Н. Переписная книга Успенской Семигородней пустыни Вологодского уезда 1702 г. // Вестник церковной истории. 2017. № 1/2(45/46). С. 104.

25. Шамина И.Н. Переписные книги коломенских Спасо-Преображенского, Голутвина, Бобренева и Брусенского монастырей 1701 г. // Вестник церковной истории. 2017. № 3/4(47/48). С. 96–226.

26. Шамина И.Н. Преподобный Иннокентий Комельский и основанный им монастырь // Вестник церковной истории. 2009. № 1/2(13/14). С. 89.

Церковная реформа Петра І — презентация онлайн

1. Церковная реформа Петра 1

2. Церковная реформа Петра

• Церковная реформа
комплекс мер,
проведенный Петром I в
период 1701-1722 годов
для снижения влияния
церкви, её
независимости и
усиления контроля над
её административными
и финансовыми
вопросами.

3. Причины и предпосылки

Духовенство не одобряло проводимых
Петром I реформ — многие монахи
считали царя антихристом, о чем не
боялись говорить вслух и даже раздавали
рукописные листовки в городах и
деревнях.
Чрезмерный авторитет церкви Патриарх
имел не меньшую чем сам Петр I
возможность влиять на обычных людей
Экономическая независимость
церкви — многочисленные войны и
развитие промышленности требовали все
больше финансовых и человеческих
ресурсов, часть из которых находилась во
владении монастырей и церквей
неподотчетных государству.

4. Цели и задачи

• Ликвидация экономической и административной
автономии — подробная ревизия имущества, с последующей
секуляризацией, внедрение должностей назначаемых
государственным аппаратом, а также четкое регламентирование
финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.
• Снижение численности духовенства — определение
необходимого количества церковников и монахов исходя из
числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих»
священников и запрет на строительство монастырей.
• Борьба с нищенством — царь был категорическим
противником стихийного нищенства, считал что только
«блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено
жить на подаяние.

5. Содержание и ход церковной реформы

Год/Событие
Цель
Содержание
1700
Назначение «Блюстителя и
управителя Патриаршего
Престола»
Не допустить избрания
нового Патриарха после
смерти Патриарха Адриана.
Царь лично назначил на
новую должность
митрополита Стефана
Яворского.
24 января 1701
Секуляризация крестьян и
земель
Ликвидация финансовой
автономии церкви.
Увеличение эффективности
использования земель и
налоговых поступлений
Церковные крестьяне и
земли переданы в
управление к
Монастырскому приказу,
доходы перечислялись в
казну
30 декабря 1701
Запреты касающиеся
монашества
Снижение числа монахов
Запреты на строительство
новых монастырей, на
владение монахами угодьями
и вотчинами, на
пострижение в монахи по
собственному желанию

6. Содержание и ход церковной реформы

Год/Событие
Цель
Содержание
1711 год
Контроль со стороны
Сената над делами
церкви
Ограничение
административной
свободы церкви
Созданный в 1711 году
Правительствующий
Сенат получил в
управление церковные
дела
1716 год
Указ об ограничении
численности
священников
Увеличение
эффективности
использования
человеческих ресурсов
Борьба со
«странствующими»
служители
приписывались к
определенному приходу.
1717-1720 годы
Подготовка главной
реформы
Петр I стремился
закрепить собственный
статус полноправного
самодержца
Феофан Прокопович
занимается созданием
Духовной Коллегии.

7. Содержание и ход церковной реформы

Год/Событие
Цель
25 января 1721 года
Издание манифеста об
учреждении Духовной
Коллегии и создание
Правительствующего
Синода
Фактическое упразднение Каждый из 12-ти членов
патриаршества
Синода перед
вступлением в должности
обязан был принести
присягу царю.
14 февраля 1721
Монастырский приказ
переходит
под управление Синода
увеличение налоговых
поступлений
28 апреля 1722 года
Борьба с противниками
Введение надзорновласти
охранительной функции
церкви
Содержание
Синод обязывался все
средства, оставшиеся
после выплат, передавать
в государственную казну.
Священнослужителям
вменялось в обязанность
нарушать тайну исповеди

8.

Содержание и ход церковной реформы

Год/Событие
Цель
Содержание
11 мая 1722 года
Введение при Синоде
должности оберпрокурора
Дополнительный
контроль за Синодом
Обер-прокурор
отчитывался
непосредственно перед
царем и являлся
его «оком государевым и
стряпчим о делах
государственных».

9. Суть и значение церковной реформы Петра I

• Основная суть предпринимаемых Петром I
церковных преобразований заключалась в
ликвидации автономии и встраивании
института церкви в государственный
аппарат, со всеми сопутствующими
характеристиками — ведение отчетности,
ограниченное число персонала и т.д.

10. Создание Духовной Коллегии, или Святейшего Синода

• Ключевой фигурой в деле
организации Духовной
коллегии был
малороссийский богослов,
ректор КиевоМогилянской Академии
Феофан Прокопович.
• 1 июня 1718 года он был
наречён в псковские
епископы, а на следующий
день он был посвящён в
архиерейский сан в
присутствии государя.

11. Духовный регламент

• 25 января 1721 года Пётр
подписал манифест об
учреждении Духовной
Коллегии, получившей
вскоре новое
наименование Святейшего
правительствующего
Синода.
• 11 мая 1722 года было
приказано присутствовать
в Синоде особому оберпрокурору.

12. Иван Васильевич Болтин

• Главной обязанностью обер-прокурора
было вести все сношения Синода с
гражданской властью и голосовать
против решений Синода, когда они не
согласовывались с законами и указами
Петра.
• Обер-прокурор подлежал суду только
государя.
• Любые решения, принимаемые
Синодом, контролировались оберпрокурором, а значит и самим Петром I.

13. Значение реформы

• Административное значение реформы
церковного управления в общем ключе политики
Петра I — централизация власти в руках
монарха, становление церкви на службу царя (а
после — императора) и государства.
• Экономическое значение — оптимизация
человеческих и финансовых ресурсов, повышение
эффективности налогообложения и использования
имущества ранее полностью подконтрольного
церкви
• Сословное значение — снижение влиятельности
сословия духовенства.

14. Итоги и результаты реформы Церкви

• Фактически
ликвидирована должность
Патриарха
• Церковь начала терять
финансовую и
административную
автономию
• Снижено количество
монахов и монастырей
• Увеличено число налогов
• Производятся рекрутские
наборы из церковных
крестьян

Церковная реформа Петра I — Академия журнала «Фома»

Алексей Беглов, кандидат исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Церковную реформу Петра I следует рассматривать не только в контексте остальных его государственных преобразований, которые создали новую Россию, но и в контексте церковно-государственных отношений предыдущего периода.

Прежде всего в рамках того конфликта, между царской и патриаршей властью, который разворачивался практически на всем протяжении XVII века. И прежде всего, в который был включен отец Петра – царь Алексей Михайлович. Сам этот конфликт имел довольно глубокие и понятные причины. XVII столетие – это время, когда российское государство превращается из монархии, основанной на представительстве сословий, когда государи русской земли опирались на органы, так, или иначе выбранные сословными представителями, превращается в абсолютную монархию. Абсолютный монарх опирается на профессиональное чиновничество, не обязательно связанное с какими-то официальными сословными группами и на такую же более, или менее постоянную армию. Этот процесс превращения в государство абсолютистского типа имел место по всей Европе. Раньше, или позже этот путь проходили все европейские государства – Англия в XVI веке, Франция в XVI-XVII столетиях и так далее. И непременным обстоятельством, непременным атрибутом этого превращения государства в новую государственную формацию был конфликт с Церковью, который принимал более, или менее тяжелые и даже кровавые для Церкви формы.

Мы можем вспомнить в данном случае реформацию в Англии при Генрихе VIII, или более мягкие формы такого же взаимодействия абсолютистского государства с Церковью во Франции. По тому же пути шла и Россия и уже во второй четверти XVII столетия при первых Романовых, государство так, или иначе ставило задачи по ограничению церковной самостоятельности. Одним из первых такого рода актов было Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 года, когда государство забрало у иерархии определенные судебные функции над людьми, которые заселяли церковные имения. Всеми это было воспринято, как один из первых шагов к секуляризации, к отобранию этих самых церковных имений в пользу государства, что и произошло позже уже в XVIII столетии. Именно Соборное уложение стало главным поводом для конфликта царской и патриаршей власти в XVII столетии.

Для Петра этот опыт конфликтных отношений был очень актуален. Он прекрасно помнил взаимоотношения своего отца с патриархом Никоном и в данном случае реформа по упразднению патриаршества должна была быть понята именно в этом ключе. Другое дело, что Петр, видимо, далеко не сразу пришел к тем формам взаимоотношений Церкви и государства, которые стали характерны для всего последующего имперского периода. После смерти последнего патриарха XVII – патриарха Адриана в 1700 году, Петр берет паузу в 21 год. Правда уже в 1701 году он воссоздает, упраздненный за несколько десятилетий до этого монастырский приказ, который как раз и управлял со стороны государства церковными имениями и владел судными функциями по отношению к людям, населявшим эти церковные имения. То есть в самом начале Петра интересует фискальный аспект, его интересуют доходы церковных имуществ, которые приносят соответственно патриаршая область и другие епархии – прежде всего патриаршая область, те владения, которые были в распоряжении патриарха, именно ими управляет монастырский приказ. Но где-то к концу великой Северной войны, которая как раз шла 21 год, Петр постепенно нащупывает новую форму государственно-церковных отношений. Потому что в течение этого двадцатилетия было не ясно, созовет Петр Собор, даст санкции на выбор нового патриарха, или будет что-то иное. Петр видимо и сам по началу не был уверен в том решении, которое он примет. Но в 1721 году он находит сотрудника, который может ему предложить новую схему государственно-церковных отношений – епископа Псковского и Нарвского Феофана Прокоповича, которому Петр поручает составить новый документ – Духовный регламент, который бы описывал новые взаимоотношения Церкви и государства. Согласно Духовному регламенту патриаршество упраздняется, взамен патриарха учреждается коллегиальный орган – Святейший Правительствующий Синод.

Причем Духовный регламент – это довольно интересный документ, это не столько собственно закон, сколько публицистическое произведение, которое обосновывает новые отношения Церкви и государства в имперской России. Синод – это коллегиальный орган, члены которого назначаются императором, он зависит от него, а не избирается Церковным Собором, Синод зависит от него, от императорской власти. Состав Синода по началу должен был носить смешанный характер – в него должны были входить, как представители монашествующего духовенства, так и белого духовенства, то есть женатые священники, так и епископы. И глава его при Петре назывался президентом духовной коллегии. Это позднее, как правило в него будут назначаться только епископы и руководить Синодом будет первоприсутствующий член. Так упраздняется патриаршество, а вместе с ним почти на 200 лет русская Церковь забудет и о Церковных Соборах.

Через год в 1722 году Петр дополняет синодальное устройство одним очень важным указом, согласно ему, формируется должность обер-прокурора Святейшего Синода. Причем первоначальный указ Петра об утверждении этой должности сформулирован достаточно в общих выражениях – это должен быть офицер трезвого поведения, который должен следить за порядком в Синоде. Но, что такое порядок в Синоде? Должен ли этот офицер вмешиваться в делопроизводство Синода, следить за разбирательством дел, или он должен прежде всего следить за тем, чтобы синодалы не подрались случаем, если у них возникнет какое-то острое разногласие? Это не было сказано в указе Петра. И поэтому на протяжении всего XVIII века обер-прокуроры толковали положения указа в соответствии со своими склонностями. Кто-то, кто был настроен достаточно активно вмешиваться в церковные дела – трактовал его в пользу расширения своих функций, а те, кто воспринимали обер-прокурорскую должность, как своего рода почетную пенсию, почетную синекуру, стремились не вмешиваться в эти дела.

XIX век будет веком действительного расцвета обер-прокурорской должности. Но это будет уже другой сюжет.

8. Церковная реформа. Россия в XVIII веке

Читайте также

Стоглав. Церковная реформа

Стоглав. Церковная реформа
В начале 1551 г. царь Иван «возвещает отцу своему преосвященному Макарию, митрополиту всеа Руссии, собор Божиих слуг совокупити повеле вскоре».И в мае 1551 в Москве состоялся церковный Стоглавый собор. Вопросы, обсужденные на нем, стали сводом

Церковная реформа и ее последствия

Церковная реформа и ее последствия
Слабость папства в раннесредневековую эпоху порождала его обращение за помощью к светским властям, повлекшее зависимость римского престола от последних. Германский контроль над папством был более сильным, нежели франкский. Процесс

Церковная уния

Церковная уния
В 1431 г. митрополичью кафедру в Киеве занял смоленский епископ Герасим, ставленник литовского князя Свидригайло. В Литве бушевали междуусобицы, и в 1435 г. литовский князь велел за некую «измену» сжечь Герасима на костре.В Москве не прочь были передать

Церковная реформа и раскол

Церковная реформа и раскол
Так мы подходим к очень важному вопросу – церковной реформе.С 1619 по 1633 год патриархом был Филарет, отец царя Михаила, – фактический правитель страны, определявший мысли и поступки сына. При нем церковная и светская власть находилась в одних

Церковная реформа и ее последствия

Церковная реформа и ее последствия
Слабость папства в раннесредневековую эпоху порождала его обращение за помощью к светским властям, повлекшее зависимость римского престола от последних. Германский контроль над папством был более сильным, нежели франкский. Процесс

Церковная литература

Церковная литература

? Несколько предварительных оговорок
Мы еще не закончили наш рассказ об удивительной литературе Исландии. На предыдущих страницах мы уже упоминали известные произведения «иностранной» литературы, которыми вдохновлялись исландцы или по крайней

6. Церковная пропаганда

6. Церковная пропаганда
Вернуть свои владения, управлять церковными землями, получить права иммунитета — все это требовало от Церкви усилий в распространении знаний о себе, в укреплении своего авторитета и влияния. Такая деятельность принимала различные формы. Вот

26. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ XVII в.

26. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ XVII в.
Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму создавала церковь, которая претендовала на большую власть. Без сокрушительного удара по притязаниям церкви самодержавие укрепиться не могло. Борьба самодержавия за полноту власти

8. Церковная реформа

8. Церковная реформа
Уже при жизни Петра I его политика в отношении церкви наряду с деятельностью созданного им Всешутейшего собора, пародировавшего и высмеивавшего церковные обряды, порождала у современников обвинения царя в атеизме или приверженности протестантизму,

Церковная реформа

Церковная реформа
Вслед за решением административных и судебных вопросов Иван Васильевич занялся и проблемами Русской Православной Церкви. В январе – мае 1551 года прошел церковно-земский собор, который вошел в историю под названием «Стоглавый собор» (все его решения

Церковная уния

Церковная уния
Для подчинения восточных областей польские власти использовали старую идею объединения христианских церквей, существовавшую с момента их раскола в 1054 г. Покровительство Константинопольского патриарха братствам, раздававшим грамоты на ставропигию,

Церковная уния

Церковная уния
Приезд патриарха вскрыл страшные язвы, которыми страдала Западнорусская церковь, обнаружил их во всей их неприглядности. Меры, принятые патриархом, оказались бессильными помочь беде. Все это послужило только на пользу врагам православия. Многие ревнители

3. Церковная власть

3. Церковная власть
Следуя римской традиции и традиции Меровингов, Каролинги не только находили естественным, но и поощряли участие епископов в управлении мирскими делами своего диоцеза. Но зачастую в качестве сотрудника или наблюдателя при королевском чиновнике, иными

2. Церковная духовность

2. Церковная духовность

 Они несут на флагах чёрный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях России.
 Н.Рубцов

2.1 «Духовная» покорность и политика
  Начнём с подведения некоторых итогов первой части этой работы. В

4.6. Церковная жизнь

4.6. Церковная жизнь
В конце XIII в. сложились определенные нормы и традиции в отношениях между князьями и церковью. Удельные князья пытались использовать церковь, в частности христианскую символику, для достижения конкретной политической цели. Так, выделение Владимиро-

Церковная реформа Петра 1: причины, ход событий, итоги

Церковная реформа Петра 1: причины, ход событий, итоги

Церковная реформа Петра 1: причины, ход событий, итоги

Всем пламенный привет! Сегодня будет разбирать немаловажную тему. Как не раз я говорил, любую тему в истории надо разбирать в связи с другими, более ранними темами, иначе в голове у ребят так ничего и не устаканится.

Церковная реформа Петра 1 как раз такая, которая прямо связана с борьбой светской и духовной властей. Процесс этот начался с Ивана Третьего: с иосифлян и нестяжателей. Далее события, к нему относящиеся можно углядеть в воцарении Ивана Грозного, правлении его сына Федора Иоанновича, правлении Михаила Романова и разумеется, в церковной реформе Никона при Алексее Михайловиче.

Если для вас все эти связи в диковинку, и при этом Вы рассчитываете сдать ЕГЭ 2019 по истории на максимальные баллы, то настоятельно рекомендую Вам свой крутой курс «Сквозные темы: подготовка к ЕГЭ о истории на 100 баллов».

Однако вернемся к теме. Как Вам известно из этой статьи, любое событие в мировой истории можно запомнить только в том случае, если вы разобрали его причины, повод, ход событий и итоги (последствия). Собственно, дальше кратко двинемся строго по этой схеме.

Причины

Первая причина. Отношение русской православной Церкви к Петру Первому, к его деятельности, было вполне однозначным — неприязнь. Особенно эта неприязнь была открытой у последнего патриарха РПЦ — Адриане (был патриархом с 1690 года по 1700 год).

Петра православные старцы воспринимали не иначе как антихристом, который ни во что не ставит православные традиции и обычаи. В чем это выразилось, думаю, Вы знаете: царь ни во что не ставил свою законную жену Авдотью Лопухину и вовсю гастролировал на стороне. Да и про колокола на пушки после Нарвского поражения в ходе Северной войны 1700 года не забудем

Второй причина была в том, что надо было поставить большую и жирную точку в противостоянии светской и церковной власти. При Алексее Михайловиче оно завершилось низложением патриарха Никона в 1666 году. И только: новые патриархи по отношению к царям были настроены не ахти как. 

Экономической основой независимости церкви были ее собственные вотчины, в которых жили крестьяне, и платили повинности, сами можете догадаться, в чью пользу. С этим тоже надо было что-то делать.

Таким образом, требовалось превратить церковь в послушный инструмент государственного управления.

Ход реформы

В 1700 году умер патриарх Адриан, а нового патриарха не избрали, потому что Петр угрожал зарезать церковных иерархов, ежели они его ослушаются. Вместо патриарха был назначен местоблюститель патриаршего престола рязанский и муромский митрополит Стефан Яворский — человек в возрасте, а следовательно рассудительный и послушный. Получается, что с этой даты РПЦ стала терять подлинную независимость уже по отношению к светской власти.

Далее Петру было не до церкви: надо было проводить другие, более насущные реформы, о которых вы можете узнать в этой статье.

В 1718 году о церкви вспомнили и учредили Духовную коллегию — светский орган управления церковью, которая особо ничем не выделялась на фоне других коллегий. Одновременно видному идеологу и деятелю времен Петра — Феофану Прокоповичу было поручено составить некий свод церковных установлений, который получил название «Духовный регламент».

Феофан Прокопович (1681 — 1736)

В 1721, в год провозглашения России империей, году Духовная коллегия была преобразована в Синод, который возглавил обер-прокурор. Первым обер-прокурором стал Феофан Прокопович.

Церковные земли еще с 1701 года формально находились в ведении государства, прибыль с них платилась государством церкви. Но затем все же они были переданы в синодальное управление. Только в 1764 году Екатерина Вторая провела полномасштабную секуляризацию церковных земель, которые перешли в разряд государственных, а монастырские крестьяне стали экономическими.

Итоги и значение

Петр Великий по своему складу был революционером и затеял в стране настоящий переворот всех сфер жизни общества. В результате церковной реформы:

  • Церковь стала слугой государства, государственной службой, которая наряду с функциями отправления культа также выполняла серьезные административные (ведение писцовых книг, «регистрация» браков и пр.) и идеологические функции. Это можно расценивать, как плюс в для государственного управления.
  • Создала серьезный раскол в российском обществе между верхами и низами. Это можно расценивать как минус, поскольку начало складываться непонимание между «верхами» и «низами» российского общества.

Вообще эта реформаторская деятельность напоминает лично мне процесс Реформации в Западной Европе. Но он был «снизу»: народ требовал «дешевой» и демократичной церкви. В России же государство попросту отняло у церкви ее богатства и стало ее нещадно эксплуатировать в своих интересах.

От себя могу сказать, что если Вы в этом году сдаете ЕГЭ по истории, и всё вышесказанное является для Вас новым, то настоятельно рекомендую пойти на наши курсы подготовки, дабы не оплошать на реальном экзамене.

С уважением, Андрей Пучков

Поделиться в соц. сетях

Обратный словарь

Как вы, наверное, заметили, слова для термина перечислены выше. Надеюсь, сгенерированный список слов для «термина» выше удовлетворит ваши потребности. Если нет, вы можете проверить «Связанные слова» — еще один мой проект, в котором используется другая техника (несмотря на то, что она лучше всего работает с отдельными словами, а не с фразами).

Об обратном словаре

Обратный словарь работает очень просто.Он просто просматривает тонны словарных определений и выбирает те, которые наиболее точно соответствуют вашему поисковому запросу. Например, если вы наберете что-то вроде «тоска по прошлому», то движок вернет «ностальгия». На данный момент движок проиндексировал несколько миллионов определений, и на данном этапе он начинает давать неизменно хорошие результаты (хотя иногда он может возвращать странные результаты). Он во многом похож на тезаурус, за исключением того, что позволяет выполнять поиск по определению, а не по одному слову.Так что в некотором смысле этот инструмент является «поисковиком слов» или конвертером предложений в слова.

Я сделал этот инструмент после работы над «Связанными словами», который очень похож на инструмент, за исключением того, что он использует кучу алгоритмов и несколько баз данных для поиска слов, похожих на поисковый запрос. Этот проект ближе к тезаурусу в том смысле, что он возвращает синонимы для запроса слова (или короткой фразы), но он также возвращает много широко связанных слов, не включенных в тезаурус. Таким образом, этот проект, Reverse Dictionary, должен идти рука об руку с Related Words, чтобы действовать как набор инструментов для поиска слов и мозгового штурма. Для тех, кто заинтересован, я также разработал «Описывающие слова», которые помогут вам найти прилагательные и интересные описания для вещей (например, волн, закатов, деревьев и т. д.).

Если вы не заметили, вы можете щелкнуть по словам в результатах поиска, и вам будет представлено определение этого слова (если оно доступно). Определения взяты из известной базы данных WordNet с открытым исходным кодом, поэтому огромное спасибо многим участникам за создание такого замечательного бесплатного ресурса.

Особая благодарность авторам открытого исходного кода, использованного в этом проекте: Elastic Search, @HubSpot, WordNet и @mongodb.

Обратите внимание, что Reverse Dictionary использует сторонние скрипты (такие как Google Analytics и рекламные объявления), которые используют файлы cookie. Чтобы узнать больше, ознакомьтесь с политикой конфиденциальности.

Петр Великий — Внутренние реформы

Церковные реформы

В центре петровских реформ была церковь. Она была полуавтономной за годы до царствования Петра Великого, но это оказалось неприемлемым для человека, так сильно верившего в религиозный абсолютизм.

Петр интересовался Церковью по другим причинам.Во-первых, это было очень богатое учреждение, владевшее огромным количеством крепостных и участков земли — достаточное, чтобы соперничать с властью царя.

Когда в 1700 году скончался патриарх Адриан, глава Церкви, Петр не удосужился заменить его. В 1701 году церковное имущество было передано в распоряжение государственного ведомства, известного как Монастырский приказ. Департамент платил монахам жалованье и получал все монастырские доходы.

В 1721 году Церковная резервация официально упразднила церковную иерархию и передала ее под контроль Святейшего Синода, который был всецело связан с государством.Постановление 1721 г. регулировало действия духовенства.

Задача духовенства видилась двоякой: работать на государство и содействовать авторитету и могуществу Петра Великого, что вело к полному подчинению короне.

Реформы образования

Также было важно, чтобы Петр модернизировал образование, если Россия собиралась восторжествовать как могущественная европейская держава. Петр жаждал современной армии. Для этого офицеры в армии должны были быть образованными.Питер понимал важность знания науки и благодаря своим путешествиям в юности.

В 1701 году Петр Великий основал в Москве Школу математики и навигации. Он впервые дал русским техническое образование, и большая часть его учебной программы была посвящена подготовке моряков, инженеров, картографов и бомбардиров для поддержки расширяющегося флота и армии Петра.

Многим молодым дворянам было предложено отправиться учиться в Западную Европу.Запад считался первопроходцем в экономической теории, технологии и политологии.

Петр также призывал молодежь принимать западные ценности в пользу традиционных русских традиций, которые он считал устаревшими. Мужчин поощряли сбривать бороды и носить западную одежду.

Экономические реформы

Петр также знал, что внутреннее хозяйство России нуждается в реформе. Его заграничные путешествия привели Петра к мысли, что экономика России отстала.Он хотел применить западный меркантилизм для стимулирования сельского хозяйства, промышленности и торговли. Хотя Петр добился меньшего, чем хотел, во время своего правления, он положил начало экономическому росту восемнадцатого века.

В большинстве отраслей промышленности доминировало государство, которое было источником капитала, сырья и рабочей силы, а также основным покупателем готовой продукции. С направлением гос. были созданы заводы, производящие множество материалов и продуктов. Государство фиксировало цены и имело право закупать первые товары у производителей.Прибыли частных предприятий ограничивались излишками продукции, оставшейся от государства.

Сельское хозяйство

Петр Великий провел мало реформ в сельском хозяйстве, которое во время его правления в основном сохранило прежнюю структуру. Из-за огромных размеров России и большого количества крестьян правительственным чиновникам было трудно ездить в сельские районы и навязывать волю царя тем, кто там жил.

Господство местного лорда над своим народом было глубоко укоренено.Государство делало все возможное, чтобы побудить тех, кто занимается сельским хозяйством, использовать современное оборудование, такое как бороны и плуги, но безуспешно.

Петр Великий умер в 1725 году, процарствовав 42 года.

См. также: Петр Великий — Военные реформы

Путь и способ Реформации англиканской церкви, провозглашенные и оправданные вопреки протестам и возражениям противоположных сторон / Питер Хейлин …

Автор: Хейлин, Питер, 1600–1662 гг.
Заголовок: Путь и способ Реформации англиканской церкви, провозглашенные и оправданные вопреки протестам и возражениям противоположных сторон / Питер Хейлин . ..
Права/Разрешения: Библиотека Мичиганского университета предоставляет доступ к этим напечатанным на клавиатуре и закодированным изданиям произведений для образовательных и исследовательских целей.Считается, что эти транскрипции являются общественным достоянием в Соединенных Штатах; однако, если вы решите использовать любую из этих транскрипций, вы несете ответственность за собственную юридическую оценку и получение любого необходимого разрешения. Если у вас есть вопросы о коллекции, пишите на [email protected]. Если у вас есть сомнения по поводу включения элемента в эту коллекцию, свяжитесь с [email protected]. Это заявление не распространяется на какие-либо изображения страниц или другие дополнительные файлы, связанные с этой работой, которые могут быть защищены авторскими правами или другими лицензионными ограничениями.Пожалуйста, перейдите на http://www.textcreationpartnership. org/ для получения дополнительной информации.
Источник печати: Путь и способ Реформации англиканской церкви, провозглашенные и оправданные вопреки протестам и возражениям противоположных сторон / Питер Хейлин …
Хейлин, Питер, 1600-1662.
Лондон: Напечатано Э. Котсом для Генри Сейла …, 1657.
Условия предмета:

Англиканская церковь — Партии и движения.

URL-адрес: http://имя.umdl.umich.edu/a43559.0001.001
Как цитировать: Рекомендации по цитированию этого текста см. в разделе Цитирование TCP на веб-сайте Text Creation Partnership.

Святой Петр Алькантарский | Францисканские СМИ

Изображение: 

Святой Петр Алькантарский  | Луис Тристан


День святого Валентина на 26 октября
(1499 — 18 октября 1562)

История святого Петра Алькантарского

Петр был современником известных испанских святых 16-го века, в том числе Игнатия Лойолы и Иоанна Креста.Он служил духовником святой Терезы Авильской. Церковная реформа была главным вопросом во времена Петра, и он направил на нее большую часть своей энергии. Его смерть наступила за год до окончания Трентского собора.

Родившийся в дворянской семье — его отец был губернатором Алькантары в Испании — Петр изучал право в Саламанкском университете, а в 16 лет он присоединился к так называемым наблюдательным францисканцам, также известным как босые монахи. Хотя он практиковал множество покаяний, он также продемонстрировал способности, которые вскоре были признаны. Он был назначен настоятелем нового дома еще до своего рукоположения в священники, был избран провинциалом в возрасте 39 лет и был очень успешным проповедником. Тем не менее, он был не прочь мыть посуду и рубить дрова для монахов. Он не искал внимания; действительно, он предпочитал одиночество.

Покаянная сторона Петра была очевидна, когда дело касалось еды и одежды. Говорят, что он спал всего 90 минут каждую ночь. Пока другие говорили о церковной реформе, реформа Петра началась с него самого.Его терпение было так велико, что возникла поговорка: «Чтобы перенести такое оскорбление, нужно иметь терпение Петра Алькантарского».

В 1554 году Петр получил разрешение сформировать группу францисканцев, которые с еще большей строгостью следовали Правилу св. Франциска . Эти монахи были известны как алькантарины. Некоторые из испанских монахов, приехавших в Северную и Южную Америку в 16, 17 и 18 веках, были членами этой группы. В конце 19 века Алькантарины объединились с другими монахами-наблюдателями, чтобы сформировать Орден Младших братьев.

Как духовный наставник святой Терезы, Петр поощрял ее продвижение кармелитской реформы. Его проповедь привела многих людей к религиозной жизни, особенно к светскому францисканскому ордену, монахам и Бедным Кларам.

Петр Алькантарский был канонизирован в 1669 году. Его литургический праздник отмечается 22 сентября.


Отражение

Бедность была для Петра средством, а не целью. Цель состояла в том, чтобы следовать за Христом во все большей чистоте сердца.Все, что препятствовало этому пути, могло быть устранено без реальных потерь. Философия нашего века потребления — вы стоите того, чем владеете — может счесть подход Питера из Алькантары суровым. В конечном счете, его подход живителен, а потребительство смертельно опасно.


Щелкните здесь, чтобы прочитать цитаты католических святых!


Комиссия по надзору за реформой офиса, управляющего собором Святого Петра, завершает работу | Национальный католический регистр

В июне 2020 года Папа Франциск назначил уполномоченного по реформированию администрации Фабрики, где по требованию судебных органов были изъяты документы и компьютеры.

ВАТИКАН — Ватикан заявил в понедельник, что комиссия, наблюдающая за реформой офиса, управляющего церковью Св.Базилика Святого Петра завершила свою работу.

Пресс-служба Святого Престола объявила 29 марта, что реформа Фабрики Святого Петра готова к работе и будет реализована по воле нового президента канцелярии кардинала Мауро Гамбетти.

Фабрика Святого Петра — это офис, отвечающий за сохранение и обслуживание собора Святого Петра. Собор Святого Петра и окрестности.

Кардинал Гамбетти, который в прошлом месяце был назначен на тройную должность протоиерея базилики Святого Петра, генерального викария города-государства Ватикан и президента Фабрики Святого Петра, приступил к своим новым обязанностям на этой неделе.

В июне 2020 года Папа Франциск назначил уполномоченного по реформированию администрации Фабрики, где по требованию судебных органов были изъяты документы и компьютеры.

Решение о назначении уполномоченного было принято после отчета генерального аудитора Ватикана, который отвечает за контроль над офисами Римской курии и города-государства Ватикан на предмет финансовой коррупции.

Папа поручил отставному нунцию архиепископу Марио Джордане «обновить устав, уточнить администрацию и реорганизовать административные и технические офисы» Фабрики Св. Петра вместе с помощью комиссии.

Пресс-служба Святого Престола сообщила 29 марта, что работа над статутами завершена, а работа Джорданы и комиссии завершена.

«В течение этих девяти месяцев, помимо подготовки новых норм, [члены комиссии] посвятили себя реорганизации административных и технических офисов Фабрики», — отмечается в заявлении.

Как глава Фабрики Святого Петра, Гамбетти будет отвечать за применение статута.

Францисканский монах, возведенный в должность кардинала в ноябре 2020 года, с 2013 по 2020 год был генеральным кустосом или главой монастыря при базилике Святого Франциска в Ассизи.

В свои 55 лет кардинал Гамбетти является третьим самым молодым членом Коллегии кардиналов.

Протоиерей базилики Святого Петра отвечает за богослужение и пастырскую деятельность в базилике. Эта должность имеет долгую историю и всегда присваивалась кардиналу. С 1991 года протоиерей базилики также является викарием Папы в городе-государстве Ватикан.

Протоиерей — один из ближайших сотрудников папы.Он управляет и организует богослужения в самой символической церкви католического мира с 45 алтарями и 11 часовнями, а также дополнительными часовнями под базиликой в ​​Ватиканских гротах.

Ранее в этом месяце на двери ризницы собора Святого Петра было размещено письмо, запрещающее проведение отдельных месс в верхней части базилики.

Письмо первого отдела Государственного секретариата Ватикана не было адресовано Гамбетти как протоиерею св. Петра, а архиепископу Марио Джордане, тогдашнему чрезвычайному уполномоченному Ткани Святого Петра.

Изменения вызвали реакцию пяти отставных кардиналов, которые выразили надежду на то, что Папа Франциск отменит это решение.

ул.Собор Святого Петра и его искусство

Собор Святого Петра и его искусство

Собор Святого Петра и его искусство


Карло Мадерно
Базилика Святого Петра
1606-12 гг.

Микеланджело
Купол собора Святого Петра
1546-64

Величайшим проектом в стиле барокко было завершение собора Св.Базилика Святого Петра, построенная над раннехристианским «Старым» собором Святого Петра. Хотя первоначальный проект 16-го века был центральным планом, был добавлен длинный неф, чтобы сделать церковь больше, что сделало план прямоугольным. Затем перед нефом был добавлен впечатляющий фасад, который разрушил эффект купола Микеланджело (его купол находится над первоначальным центральным планом 16 века, теперь это апсида). Другими словами, купол нельзя увидеть, кроме как на расстоянии. Фасад не совсем барочный, по сравнению с волнообразными фасадами Бернини и Борромини.Но величие и необъятность размеров можно назвать элементами барокко. (Обратите внимание на размер людей по отношению к архитектуре.) Огромный размер собора Святого Петра — самой большой церкви в мире — был способом подчеркнуть важность римско-католической веры перед лицом протестантских реформаторов. .

Бернини
Площадь Святого Петра
начато 1656
Эта площадь играет важную роль в католическом ритуале — здесь Папа дает папское благословение в пасхальное воскресенье и в других особых случаях.Бернини пришлось приспособить площадь к существующим зданиям. Он спроектировал две огромные колоннады, похожие на руки, выходящие из фасада, которые затем образуют овал (эта популярная геометрическая форма в стиле барокко). Многие называют эту конфигурацию «руками Церкви», приветствующими и обнимающими верующих. Блестящий пропагандистский символизм!

Дизайн также явно барочный. Здания эпохи Возрождения, как правило, стоят особняком, в то время как архитектура барокко связана с окружающей средой и пространством. (Вспомните « Экстаз Св.Тереза ​​ и ее архитектурное оформление.)


Бернини
Балдахино
1624-33

Это сооружение находится над главным алтарем (где похоронен Святой Петр) и расположено под куполом, спроектированным Микеланджело. Балдахин — тканевый балдахин, использовавшийся в раннехристианских церквях.Размещение этой формы на таком доминирующем месте было способом утверждения традиций и истории Римско-католической церкви. Однако здесь балдахин из бронзы, а не из ткани. Чтобы сделать его, тонны бронзы были взяты с потолка крыльца римского Пантеона, что вызвало комментарий, что «то, что не было сделано варварами [варварами], было сделано Барберини». (Папа Урбан VIII, заказавший работу, принадлежал к семье Барберини; геральдическими символами его семьи были пчела и солнце — таким образом, пчелы и солнца изображены на спиральных колоннах.) Обратите также внимание на папскую тиару, державу и крест наверху балдахина. Это еще один способ утвердить первенство католической церкви.

Спиральные колонны также имеют религиозное и политическое значение. Раннехристианские церкви использовали такие колонны, и считалось, что они использовались в Храме Соломона. Повторное использование этой колонки было еще одним способом сказать, что католическая церковь — это истинная церковь года, изначальная церковь.

Вспомните, что характерной чертой некоторых видов искусства барокко является то, что они представляют собой смесь средств массовой информации.Вы бы назвали это почти 100-футовое произведение скульптурой или архитектурой — или и тем, и другим?! Балдахин высотой с восьмиэтажный дом, но соответствует пропорциям этой огромной церкви.


Бернини
Кафедра Петри
1656-66
Кафедра Петри, или Кафедра Святого Петра, находится в апсиде собора Святого Петра.Питера. Как и балдахин, он играет важную роль в реакции Контрреформации на протестантизм. Церковь владела значимой реликвией — подлинным скромным деревянным креслом св. Петра. Эта реликвия была важна для католицизма, потому что она могла подтвердить притязания папства на нерушимую апостольскую преемственность от святого Петра.

Бернини использовал оригинальный стул как часть этой архитектурной скульптуры. Первоначальный стул полностью закрыт, окружен облаками и почти парит в воздухе, как будто парит по воле Бога.Фигуры из позолоченной бронзы — латинские и греческие отцы церкви: Амвросий и Августин; Иоанн Златоуст и Афанасий. Изображая этих первых богословов церкви, Бернини еще раз подчеркивает первенство римско-католической церкви.

На спинке стула рельеф изображает поручение Христа святому Петру, который был первым Папой с католической точки зрения. Папские знаки отличия — тиара и ключи — подчеркивают традицию и историю церкви. Голубь наверху, традиционный символ Святого Духа, символизирует Божье благословение церкви.

Для получения дополнительной информации об искусстве Контрреформации (не в соборе Святого Петра) щелкните здесь.


История искусства для гуманитарных наук :
Copyright 1997 Колледж Блаффтона.
Текст и изображения подготовлены Мэри Энн Салливан.
Дизайн Джеральда В. Шлабаха.

Все изображения с пометкой MAS были сфотографированы на месте Мэри Энн Салливан.Все остальные изображения были отсканированы из других источников или загружены из всемирной паутины; они размещены на этом защищенном паролем сайте в образовательных целях только в Bluffton College в соответствии с пунктом о «добросовестном использовании» закона США об авторском праве.

Страница поддерживается Джеральдом В. Шлабахом, [email protected]. Последнее обновление: 29 апреля 1998 г.

Литургическая реформа в Соборе Святого Петра

Кадровые перестановки в Конгрегации Богослужения и Дисциплины Таинств; Новый папский MC на горизонте; А теперь малоизвестное интервью Vatican News о грядущей реформе литургической жизни Базилики Петра, недавно переданной под надзор бывшего Генерального Кустоса Священного монастыря Святого Франциска в Ассизи, кардинала Мауро Гамбетти О. Ф.М. Конв. Интервью следует ниже…

Alessandro De Carolis – Città del Vaticano (перевод Джеймса Хэдли – отредактировано для ясности)

Гамбетти: мы изучаем новые способы и языки для взаимодействия с теми, кто приходит в собор Святого Петра.

Францисканский кардинал объясняет процесс реформ, инициированный Папой, с переходными нормами, запущенными в августе прошлого года: капитул и ткань собора Святого Петра будут лучше различаться в соответствии с ролями и обязанностями, включая возобновление литургической жизни базилики и проекты для охраны монументального комплекса.

Древнее учреждение переосмысливает свое будущее. Франциск сделал первый шаг чуть меньше месяца назад, 28 августа, изменив профиль капитула Святого Петра, основанного в 1053 году, чтобы заботиться о литургической и молитвенной жизни внутри Ватиканской базилики — задача, которую столетия спустя переплелись с Фабрикой Святого Петра, которая возникла для наблюдения за строительством нового материнского дома католицизма. И именно для того, чтобы удовлетворить новые духовные потребности посетителей, в первую очередь паломников, но и простых туристов, возобновивших заполнение петровских нефов, Папа начал процесс реформирования Капитула, издав недавний переходные нормы.Кардинал Мауро Гамбетти, архиерей базилики Святого Петра и президент Fabbrica di San Pietro , сел с новостями Ватикана, чтобы объяснить направление реформ, инициированных Франциском.

Ваше Высокопреосвященство, чего вы хотите добиться этой реорганизацией по отношению к прошлому, которое в случае с этим учреждением является действительно древним прошлым?

Это древнее и славное прошлое теперь указывает на обновление, которое может помочь поддерживать это учреждение в будущем, и, прежде всего, есть надежда, что оно продолжит приносить плоды Духа сегодня.Цель состоит в том, чтобы постепенно реструктурировать конституцию Ордена и его работу, чтобы он мог все больше отвечать на новые вопросы верующих, посетителей, пытаясь предложить сообщение, которое может максимально приблизить людей к святости этого места. , значениям, которые он содержит, и которые могут расти и развивать у посетителей влечение к красоте, прежде всего к красоте литургии, но также и к искусству.

Какие новые вопросы задает посетитель?

Считается, что наряду с традиционным вопросом о том, как подойти к священному месту и к тем, кто в нем погребен, у нас здесь, в базилике, много святых, много пап, начиная со св.Петра – и последующее желание приблизиться к таинствам, нарастает вопрос, хотя и не вполне определенный, о духовности. Под этим я подразумеваю повторное открытие «внутреннего», но иначе, чем в прошлом. Мне кажется, что здесь, но не только здесь бывает большое количество людей, которые заново открывают контакт с трансцендентным, заново смакуют его, даже если они не знают, как дать этому имя или определенную форму. необходимость. Этих людей нужно направить определенным образом, чтобы они увидели, что где-то есть объяснение этому событию.С этой точки зрения необходимо изменить способ передачи сообщения, который, очевидно, всегда остается одним и тем же. То есть переосмыслить то, как мы представляем личность Иисуса, и, соответственно, все различные духовные аспекты, вытекающие из этой встречи, особенно в том, что касается этого конкретного места. Говоря языком, я бы даже сказал языком, который может быть расшифрован слушателем, тем, кто приходит сюда. Здесь я имею в виду не только различные языки посетителей, но и язык искусства и красоту места.

Так в чем же состоит ответ на этот вопрос с чисто духовной точки зрения?

В настоящее время мы пересматриваем празднование Евхаристии и служение Литургии Часов, таких как Торжества и Вечерня, которые с самого основания являются обязанностью Капитула Базилики. Первый элемент, на который мы обращаем внимание, касается языка торжеств. Учитывая, что мы «международное» место, единый язык невозможен.Поэтому мы думаем о том, как использовать язык во время празднования, чтобы благоприятствовать участвующим людям и добиться «понятности», которая затрагивает сердце. Во-вторых, мы переосмысливаем ежедневную структуру молитвы в базилике, от Евхаристии к личной молитве. Мы хотели бы обогатить молитву Капитула и сделать ее доступной для людей, которые приходят в гости. И хотя в Базилике уже есть постоянное поклонение в Часовне Святого Причастия, ничто не мешает предложить другие моменты поклонения, в другие ограниченные моменты дня или вечера.Мы также думаем предложить что-то вроде lectio , рассказывающего историю Иисуса с точки зрения веры Петра. Кроме того, когда позволяет погода, мы думаем вынести нашу молитву на площадь. Фактически это уже было сделано во время Великого Юбилея 2000 года, когда на улице проводились мероприятия для паломников.

Капитул Святого Петра в истории постепенно стал отвечать за управление базиликой и уход за ней. Как реформа, желаемая Папой, влияет на эту конкретную область?

Он вмешивается, более четко различая виды деятельности.Есть литургическая и пастырская работа Базилики, которая является надлежащей духовной компетенцией Капитула – это каноны Капитула. Кроме того, есть административная работа, за которой будут наблюдать главы Капитула, но которую частично возьмет на себя Фабрика Святого Петра. Основная идея заключается в том, чтобы согласовать сферы деятельности, но лучше их различать. Ткань собора Святого Петра, как говорит сам термин, предназначена для «производства», а значит, для сохранения и охраны. В то время как Fabric заботится о физической защите этого наследия, она также должна проводить мероприятия, которые способствуют его сохранению.В то же время Капитул сохраняет за собой некоторые активы, которые накапливались с течением времени и составляют часть наследия Святого Петра, но не требуют особо требовательного управления. Эти активы останутся в компетенции Капитула, поскольку это позволяет нам осуществлять благотворительную деятельность, в частности помогать нуждающимся, например, священникам, попавшим в беду, или помогать другим благотворительным организациям. Если позволяют ресурсы, идея состоит в том, чтобы возобновить, как это делала капитул в прошлом, продвижение богослужения в других церквях за пределами Рима в Италии, а также во всем мире.В этом смысле одна из вещей, поразивших меня в прошлом, касается коронации Мадонн. В прошлом Капитул отправлял пожертвования церквям, которые хотели увенчать картины, иконы или статуи Марии.

Итак, что касается Фабрики, как она будет выполнять свою функцию?

Приоритетом Fabric будет инвестирование доступных ресурсов, чтобы сделать комплекс базилики еще более безопасным, красивым и упорядоченным. Но одна из вещей, о которой мы начинаем думать, это то, что было бы неплохо также продвигать школу обучения декоративно-прикладному искусству, которая дала бы молодым людям возможность учиться и, возможно, участвовать в каких-то усилиях по сохранению или в новом проекте.Среди других причин, просто думая о некоторых профессиях, мы не можем позволить им вымереть, поскольку они необходимы для сохранения базилики: например, каменщик, мозаичник или специалист-плотник — те, кто может придать правильную кривизну своими руками, чтобы проследить полезный профиль, которые зачастую уникальны и не могут быть произведены в промышленных масштабах. Мы хотели бы поддержать эту инициативу, чтобы она стала одной из областей общего размышления при реконфигурации Капитула Канонов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts