Церковная реформа петра: Историки РАН и ВоГУ выяснили, как начиналась церковная реформа Петра I

Разное

Историки РАН и ВоГУ выяснили, как начиналась церковная реформа Петра I


Идея церковной реформы, кардинально изменившей положение духовенства в государстве, возникла у Петра I во время поездок к Белому морю. Этот вывод историки сделали, изучив материалы северорусских епархий 1690-1700-х годов.

Ученые показали важность использования региональных архивов при решении общероссийских исторических проблем. Результаты исследования, выполненного при поддержке гранта Президентской программы Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Canadian-American Slavic Studies.

Переломный момент

Начало противоречий между Русской православной церковью и государством относится еще к 1503 году, когда Иван III на соборе предложил «у всех владык, и у всех монастырей села поимати и вся к своим соединити» — то есть забрать церковные земли в пользу государства. Однако вплоть до XVIII века Церковь фактически не подчинялась государству, владела огромными земельными угодьями и крепостными крестьянами, и даже имела судебные привилегии.

Переломный момент наступил в 1701–1722 годах, когда Петр I провел комплекс мер для снижения влияния Церкви и уменьшения ее независимости от светской власти. Тем не менее, об истоках и предыстории церковной реформы Петра I до сих пор было известно не много.

Ученые из Санкт-Петербургского института истории РАН и Вологодского государственного университета исследовали архивные материалы двух епархий Северной Руси: Вологодско-Белозерской и Устюжско-Тотемской. Они выявили перечень документов, отразивших делопроизводство «съезжих дворов» монастырских дел в Вологде, Устюге и Кириллове в 1701–1705 годах.

«Встреча старого и нового»

Именно эти дворы были «приводными механизмами» начального этапа церковной реформы. «Съезжими дворами» руководили посланные из Монастырского приказа (высший судебный орган для духовенства) стольники. Они составляли описи строений и имущества монастырей, архиерейских домов, городских соборных и сельских приходских церквей.

Оказалось, что в ходе этой масштабной ревизии произошла «встреча старого и нового»: бояре, дьяки и стольники использовали традиционные формы составления описей строений и имущества, официально закрепленные еще в 1551 году.

Вместе с тем возникли «ведомостные книги», ставшие в ХVIII–ХIХ веках наиболее распространенной разновидностью массовой документации. Они напоминали анкеты: перед тем как составлять документ, в приказе составляли список вопросов, на которые потом на месте получали ответы и записывали их.

Преобразования без разрыва с прошлым

«Мы показали, что церковная реформа Петра I началась не после смерти Патриарха Адриана и запрета избрания нового патриарха в 1700 году, а, по сути, в 1690-х годах. Преобразования не означали резкого разрыва с прошлым, хотя и оказались переломным этапом в церковно-государственных отношениях. Организуя и проводя первый этап реформы, царь и служащие Монастырского приказа использовали вполне традиционные инструменты контроля за церковной собственностью и ценностями. Однако ранее при составлении писцовых и переписных книг церковные вотчины описывались одновременно с помещичьими и государственными землями. В начале же 1700-х годов произошло выделение описываемых земель по признаку их принадлежности к Церкви. Петровские чиновники при проведении описаний так же, как и в XVII веке, питались, ездили и получали бумагу и чернила из церквей, монастырей и архиерейских кафедр, а также в их вотчинах», — рассказал руководитель по гранту РНФ Никита Башнин, кандидат исторических наук, лауреат премии Президента в области науки и инноваций для молодых ученых, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН.

На начальном этапе была цель точно установить объемы финансовых и человеческих ресурсов у Церкви, для чего в сжатые сроки были проведены переписные работы. Новизна церковной реформы состояла в том, как Петр I и Монастырский приказ воспользовались полученными результатами. По мнению ученых, осознание того, что Церковь владеет значительными земельно-промысловыми, денежными и людскими ресурсами, пришло к Петру I во время поездок к Белому морю (он проезжал мимо Ростовского и Вологодского архиерейских домов, побывал в Великом Устюге и Холмогорах)


Домик Петра I в Вологде. Источник: Медиапортал ВоГУ

В государственных интересах

Обсуждение этого вопроса со служащими приказа Большого дворца и своими сотрудниками укрепили царя в мысли использовать эти ресурсы для государственных интересов. Драматичное для России поражение в начале Северной войны мотивировало Петра I к активным действиям, и опыт описания северных епархий в 1701 году был распространен на территорию всей страны.

В предыдущие столетия опись строений, имущества и вотчин иногда проводилась по царскому указу и обязательно при смене церковных должностных лиц в интересах внутрицерковного контроля за имуществом. Теперь же эти документы были составлены только для государства.

Петр I, зная и понимая материальную составляющую часть епископской власти, получил инструмент влияния на духовенство. Если еще в конце XVII в. у епископов были свои вооруженные отряды (дети боярские), и архиерейская власть часто противопоставлялась власти воеводы, то в XVIII веке архиерейские дворы «растворяются», а духовная власть все чаще подчиняется светской.

Успешный начальный этап церковной реформы в 1696–1703 годах, ее важная социально-экономическая составляющая — все это, вероятно, сыграло свою роль в последующем реформировании Церкви и включении ее в аппарат абсолютистского государства.

Теги

Гуманитарные науки, Спецпроект, Новости президентской программы, Молодежные группы

Церковная реформа Петра Великого | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Полянцева Ангелина Васильевна

Рубрика: 2. История государства и права

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 02.11.2015

Статья просмотрена:

3705 раз

Скачать электронную версию

Библиографическое описание:

Полянцева, А. В. Церковная реформа Петра Великого / А. В. Полянцева. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9075/ (дата обращения: 07.11.2022).




 


В данной статье рассматривается новая система церковно-государственных отношений, сложившаяся в результате проведения церковной реформы 1721 года в период правления Петра Великого. Уделяется вниманием причинам проведения данной реформы, подчеркивается ее взаимосвязь с другими реформами петровской эпохи. В статье дается оценка церковной реформы как с положительной так и с отрицательной сторон. В статье рассматриваются причины упразднения Патриаршества и становления Синода. Проводится анализ Духовного регламента и делается акцент на его взаимосвязи с западными прототипами. Дается оценка Духовному регламенту и политики Патриарха Никона с точки зрения Византийского идеала церковно-государственных отношений «симфония властей».


Ключевые слова:церковная реформа, Патриаршество, Синод, цезарепапизм, папоцезаризм, «симфония властей», Духовный регламент.


 


На протяжении всей истории российского государства отношения между церковью и государством носили взаимопроникновенный характер. Явления церковной жизни всегда тесно переплетались с политическими явлениями. С момента принятия Русью христианства православная церковь преодолела несколько периодов: период зависимости русской церкви от Константинополя, период становления Патриаршества в России, Синодальный период — церковная реформа которого и будет рассматриваться в данной статье.


Реформаторская деятельность Перта I сыграла определяющую роль в развитии нашего государства. Благодаря светским реформам Россия превратилась в великую мировую державу, был совершен некий скачек в развитии государства, этот период можно рассматривать как начало новой эпохи в истории России. Что же касается реформ в области церковного устройства, то здесь не все так гладко, и до сих пор ведутся оживленные дискуссии по поводу того как церковная реформа повлияла на церковь.


Большой вклад в научное исследование петровской эпохи сделал С. М. Соловьев. Он говорит о петровском периоде как об эре «ожесточенной борьбы между двумя диаметрально противоположными принципами государственного управления» и характеризует реформы как «радикальное преобразование, страшную революцию, рассекшую историю России надвое и означавшую переход из одной эпохи в истории народа в другую» [13]. Однако Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью, так как Русское общество находилось в состоянии хаоса и требовало радикальных мер со стороны государственной власти [13]. Так же П. В. Верховской говорит о том, что церковная реформа имела революционный характер потому что «церковь утратила свою самостоятельность как юридический институт и ее положение определялось светскими нормами» [3].Таким образом, эпоха правления Петра I рассматривается как переломный момент в истории Русской православной церкви и как начало «синодального периода», который длился на протяжении двух столетий.


Идеалом для Петра Великого было абсолютистское государство. Основной целью которого являлось общее благо, основанное на принципе разума. С. М. Соловьев расценивает введение принципа разумности как «радикальный разрыв с прошлым» [13]. Старый теократический идеал был забыт, произошла переоценка ценностей. Таким образом, была принята протестантская система примата государства, которая гармонировала с государственно-правовым воззрением Петра в духе естественного права [6].


Новая система церковного устройства была заимствована Петром с Запада. Еще находясь в Немецкой Слободе в Москве Петр обратил внимание на коллегиальную форму церковно-приходского управления протестантских общин, в своих западных поездках Петр изучал структуру реформированных Церквей, интересовался теорией естественного права Гуго Гроция и Самуэля Пуфендорфа, которая в синтезе с апостольским учением была положена в основу Духовного регламента. Так же Император встречался с Архиепископом Кентерберийским и Йорским, который назначил в помощь Петру богословов-консультантов. Так же посетил дом Мартина Лютера, который выступал за регулирование церковных дел светскими правителями. Заимствование системы церковно-государственного устройства с запада, по мнению П. В. Верховского, доказывается и тем, что Духовная Коллегия имела прототип в протестантской Генеральной консистории, а Духовный регламент был заимствован из немецкого «Кирхенордиунга» [3]. А. В. Карташев так оценивает новые взгляды Петра I: «В свете нового вне религиозного мировоззрения родилась и новая форма верховной власти в русском государстве и новая форма высшего управления в русской церкви Императорская Россия и Синодальная Церковь» [6].


До церковной реформы Петра I церковь не была подчинена государству, была самостоятельна. Однако церковная реформа Петра Великого изменила многовековое положение Русской Православной Церкви. Первым шагом на пути к преобразованиям стало то, что после смерти Патриарха Адриана не был избран новый Патриарх и Митрополит Рязанский и Муромский Стефан стал «Экзархом Святейшего Патриаршего Престола, блюстителем, администратором и протектором Академии» [12].


Над проектом Духовной Коллегии и регламента работал епископ Феофан Прокопович, который должен был соединить теорию естественного права о «всенародной пользе» монарха с апостольским учением о том, что нет власти не от Бога. В главе 13 Послания святого апостола Павла к римлянам говорится об этом принципе «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» [8]. Однако данный принцип из священного писания был искажен в Духовном регламенте, так же как и искажен византийский идеал взаимоотношений между церковью и государством «симфония властей» и теория двух мечей. Основной смысл этой теории состоял в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светским государством [10]. Данные положения, многие века служили основой церковно-государственных взаимоотношений. В подготовке Духовного Регламента Русская Православная Церковь не принимала никакого участия, несмотря на то, что данный законодательный акт был составлен духовным лицом — епископом Феофаном Прокоповичем. Епископ Феофан всего лишь выполнял указание Петра Великого и Русская Православная Церковь, зарекомендовавшая себя на протяжении многих лет как преемница православного центра Византии, просто не могла пойти на создание аппарата церковного управления по образцу протестантских духовных консисторий.


Так же стоит подчеркнуть, что церковь в результате реформы утратила как юридическую самостоятельность, так и экономическую независимость. Первым шагом к секуляризации церковных имуществ было восстановление в 1701 году Монастырского приказа, который получил право управления всеми церковными вотчинами через светских глав приказа. В его ведении находились все административные и хозяйственные дела. Примечательно то, что данный приказ был подчинен не Экзарху Патриаршего престола, а штатс-конторе и юстицколлегии. Все церковные доходы поступали в кассу приказа. Все это очень сильно поколебало Церковь в целом и таким образом, принятие духовного регламента прошло без возражений со стороны глав церкви. Однако на заседании только что созданной Духовной коллегии 14. 02. 1721 года Монастырский приказ стал опять церковным органом.


25 января 1721 года Петром был подписан манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. Заменив патриаршество Синодом он сделал невозможной политическую конкуренцию со стороны церкви, так же как и, заменив Боярскую думу на Сенат, он избавился от боярских притязаний на власть. Теперь церковь стала частью государственного аппарата Российской Империи, подчиненная царю, что в дальнейшем и было отражено в законодательном акте 1832г. «Свод законов Российской Империи» [14].


В Духовном регламенте дается определение духовной коллегии: «Коллегиум правительское не что иное как правительское собрание, когда дела собственные не одному, но многим угодным лицам подлежат во управление». Так же в Духовном Регламенте делается акцент на том, что Синод не имеет ничего общего с прежними Соборам, так как Соборы являются временными, а Синод является «всегдашним». Прообразом Духовной Коллегии в регламенте выставляются иерусалимский Синедрион и афинский Ареопаг. Примечательно то, что на протестантский прототип — консистории ничего не указывает. Так же в регламенте подчеркивается чисто государственный характер учреждения. Духовная Коллегия «есть под державным монархом и от монарха установлено». Таким образом, государь ставится над Коллегией, выступает судьей Коллегии. «Исповедую же с клятвою крайнего судию духовной сей коллегии быти самого всероссийского монарха, государя нашего всемилостивейшего». [5].


Духовный регламент состоит из трех частей. В первой части Регламента объясняются причины («вины») упразднения Патриаршества и замены его Синодом. Первая вина содержит в себе указание на то, что лучше «истина взыскуется Соборным сословием нежели единым лицем, и что «один не постигнет того, что постигнет другой». Далее говорится о том, что люди будут верить и повиноваться приговору Соборному больше, чем единоличному. В пятой вине говорится о том, что в Коллегии нет места «пристрастию, коварству, лихоимному суду». Седьмая вина раскрывает собой одну из главных причин, по которой и было упразднено патриаршество. От коллегии не следует «опасаться мятежей и смущений, которые происходят от единоличного правителя духовного, ибо простой народ не ведает, как разниться власть духовная от самодержавной, но помышляют, что такой правитель есть второй государь самодержцу равносильный, или больше его, и что духовный чин лучшее государство…..простые сердца мнением сим развращаются, что не так на самодержца своего как на верховного пастыря вкоем деле смотрят». В связи с этим необходимо привести мнение Е. Е. Голубинского, в соответствии с которым он считал, что реформа была осуществлена Петром Великим по государственным причинам, а именно: русский народ видел в Патриархе не то что даже второго государя, а нечто большее, чем государя, таким образом, при столкновении с Патриархом царь мог оказаться в невыгодном положении [4]. Это можно объяснить воспоминаниями о конфликте, возникшем между царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, а также воспоминаниями о Соловецком бунте. Патриарх Никон опирался на теорию параллелизма духовной и светской властей, «солнца и месяца», как солнце выше месяца, так и священство выше царства [11]. Таким образом, в такой политике можно увидеть основы папоцезаризма, а в политике Петра I основы цезаропапизма, что противоречит идеальной форме церковно-государственных отношений «симфонии властей», основным принципом которого, является принцип невмешательства одной стороны в сферу деятельности другой. Еще Византийский император Константин своими словами подтвердил данный принцип: «Вы — епископы внутренних дел церкви, а я поставленный от Бога, епископ внешних дел» [9].


Вторая часть регламента посвящена категориям дел, подлежащим ведению Духовной Коллегии. Категории дел подразделяются на два рода: 1. Дела общие; 2. Дела собственные. Рассмотрев данные категории дел, можно сделать вывод о том, что главной задачей Духовной Коллегии была просветительская деятельность. Духовная Коллегия, можно сказать, явилась неким министерством народного образования.


Третья часть Духовного регламента определяет состав и порядок работы Духовной коллегии. Постоянных членов в Синоде нет, все члены, председатель и вице-председатель назначаются императором. 11.05. 1722 года был введен институт обер-прокурора Синода.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что коллегиальный принцип был очень хорошо обоснован в духовном регламенте и как показала практика Синода данная коллегиальность оказалась долговечной, так как Синод существует и в настоящее время.


В связи с упразднением Патриаршества и учреждением нового коллегиального органа Синода церковью была утрачена ее вековая независимость, она попала под юрисдикцию государственной бюрократии и превратилась в «послушную служительницу» правящих органов, в «государственную или этаблированную церковь» [7].


Отрицательное представление о синодальном периоде укоренилось на Западе, и особенно негативная характеристика была отражена римо-католическим богословием, считавшим, что русская церковь в следствии церковной реформы Петра I, была лишена всякой свободы. Так же представители славянофилов проявили интерес к Синоду и критическому отношению реформы Петра I.


Тем не менее, нельзя рассматривать Синодальный период только лишь с отрицательной стороны, так как по сравнению с Патриаршим периодом синодальный период привнес множество необходимых факторов, повлиявших на историческое развитие русской православной церкви. Так наблюдалось возрастание внутренних, творческих сил Русской Церкви, что привело к подъему пастырско-просветительской деятельности, а именно расцвету богословской науки и религиозной философии, что явилось причиной вывода Русской Православной Церкви из замкнутых границ существования богословской мысли, что позволило ей стать самой сильной частью Восточного Православия. И по настоящий день РПЦ имеет научно-культурное превосходство по сравнению с Западом, так как имеет наибольшее количество, как духовных, так и светских богословов. Обладает колоритностью духовных песнопений, своеобразием архитектуры и непревзойденностью иконописи. Также произошел количественный рост церкви, во многом благодаря развитию внутреннего и внешнего миссионерства, которое доныне не практиковалось. Была усилена роль монашества, несмотря на секуляризационное давление со стороны императорского правительства, так же было возрождено старчество, что видно на примере канонизированных в синодальный период святых старцев. Так же нельзя не заметить то, что произошло сближение Поместных Православных Церквей, основанное на братской помощи и сотрудничестве. Таким образом, «слишком крутая, до болезненности революционная реформа Петра Великого была благодетельным страданием для Русской Церкви, стимулировавшим ее творческие силы» [6].


Так же, по мнению А. В. Карташева, «по всем внешним и внутренним признакам следует дать отставку устаревшей односторонне-пессимистической оценке синодального периода и увидеть в нем высшее, исторически-восходящее выявление духовных сил и достижений русской церкви» [6].


М. М. Богословский считает, что «В России при Петре I попытки воплотить в жизнь политические идеи эпохи были гораздо более последовательными и далеко идущими, чем на Западе» [2]. «На Западе правительственную и административную структуру государства определял общественный строй, в России имел место обратный случай — здесь государство и проводимая им политика формировали социальную структуру» [1].


 


Литература:


 


  1.                БаггерХанс. Реформы Петра Великого: обзор исследований / Х. Баггер; пер. с дат. В. Е. Возгрина; вступ. ст. и общ.ред. В. И. Буганова. — Москва: Прогресс, 1985. — 199 с. –Библиогр.: с. 158–180. — Указ имен с. 195–198.

  2.                Богословский М. М. Петр Великий и его реформа / М. М. Богословский. — М.:КООП. Изд-во, 1920. — 117С.

  3.                Верховской П.  В. Учреждение духовной Коллегии и духовный регламент. К вопросу об отношении церкви и государства в России. Ростов н/Д., 1916, т. I-II., с 27–28

  4.                Голубинский Е. Е. О реформе в быте русской церкви. М., 1913, с. 69

  5.                Духовный Регламент / Сост. Феофан Прокопович / 11-е изд-во. — М.: Синодальная типография., 1802. — [2], 255 с.

  6.                Карташев А. В. Собрание сочинений в 2 Т. Т 2. Очерки по истории русской церкви / А. В. Карташев. — М.: ТЕРРА, 1992. — 569 с.

  7.                Никольский Н. М. Церковная реформа Петра. — В кн.: Три века, с.197

  8.                Послание святого апостола Павла к римлянам. Рим 13:1–7. Библия / Книги священного писания Ветхого и Нового Завета / в русском переводе с параллельными местами

  9.                Поснов М.  Э. История христианской церкви: (до разделения церквей 1054 г.) / М. Э. Поснов. — М.:Высш. Шк., 2005. — 648 с. — (Классика философской мысли). Стр. 291

  10.            Рассказов Л. П. Теория государства и права. Четвертое издание. М.:РИОР: ИНФРА-М.: 2013. — С. 22.

  11.            История России: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до конца XVIII века / Под редакцией А. Н. Сахарова. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель», 2003. — 943 с

  12.            Смолич И. К. История русской церкви — М.: изд-во Спасо-Преображ. Валаам. Монастыря кн.8, ч. 2: Смолич И. К. 1700–1917/ И. К. Смолич. — 1977. — 798 с.: Ил

  13.            Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1962, кн. VII, с 180, 439–450

  14.            Электронная библиотека РУНИВЕРС. Свод законов Российской Империи. http://www. runivers.ru/lib/book7372/

Основные термины (генерируются автоматически): духовный регламент, Духовная коллегия, церковная реформа, Великое, Русская Православная Церковь, Запад, русская церковь, синодальный период, Церковь, Россия.

Ключевые слова

церковная реформа,

Патриаршество,

Синод,

цезарепапизм,

папоцезаризм,

«симфония властей»,

Духовный регламент. ,

Духовный регламент

Похожие статьи

Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки…

духовный регламент, Духовная коллегия, церковная реформа, Великое, Русская Православная Церковь, русская церковь, синодальный период, Запад, Церковь, Россия.

Раскол

русской православной церкви в XVII веке

Церковь, государство, Православная Церковь, Русская Православная Церковь, государственная власть, Российская Православная

Церковная реформа Петра Великого | Статья в сборнике. .. русской церкви Императорская Россия и Синодальная Церковь» [6]. До…

Церковная реформа. Петр I | Статья в сборнике международной…

Ключевые слова: церковь, реформа, радикализм, государственно-церковные отношения, естественное право, монархия,Петр Великий, Московское царство, церковная реформа. Многие исследователи отмечают, что причины столь радикального реформирования

Бывший Епископ Диомид и его раскольническая деятельность…

Социальная деятельность Русской православной церкви… Ключевые слова: социальное служение, Русская православная церковь, социальная концепция РПЦ, Ставропольская епархия.

Российское государство и

православная церковь в XV-XVII веке

Ключевые слова: Иван Грозный, Русская православная церковь (РПЦ), титул «Великого князя», Церковный собор, Москва — третий Рим, судебник, Славяно-греко-латинская академия, боярская дума.

Церковно-государственные взаимоотношения новейшего времени…

Россия, Православная Церковь, Поместный Собор, Церковь, проблема, Советская власть, гражданский брак, уж, Временное Правительство, государственная власть. Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки… Ключевые слова: церковный раскол, Русская

Православные верующие в России перед Октябрьской. ..

Церковь, государство, Православная Церковь, Русская Православная Церковь, государственная власть, Российская Православная Церковь, постсоветское пространство, Владимир, Россия, раскол.

Русская Православная Церковь, Россия, современная Россия

Церковь, государство, Православная Церковь, Русская Православная Церковь, государственная власть, Российская Православная Церковь, постсоветское пространство, Владимир, Россия, раскол.

Церковно-государственные отношения в постсоветскую эпоху

Русская православная церковь, Церковь, Россия, Русь, православная церковь, политическая история, государство, государственная власть, Московский патриархат, Киевская Русь. Православные верующие в России перед Октябрьской…

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки…

духовный регламент, Духовная коллегия, церковная реформа, Великое, Русская Православная Церковь, русская церковь, синодальный период, Запад, Церковь, Россия.

Раскол

русской православной церкви в XVII веке

Церковь, государство, Православная Церковь, Русская Православная Церковь, государственная власть, Российская Православная

Церковная реформа Петра Великого | Статья в сборнике. .. русской церкви Императорская Россия и Синодальная Церковь» [6]. До…

Церковная реформа. Петр I | Статья в сборнике международной…

Ключевые слова: церковь, реформа, радикализм, государственно-церковные отношения, естественное право, монархия,Петр Великий, Московское царство, церковная реформа. Многие исследователи отмечают, что причины столь радикального реформирования

Бывший Епископ Диомид и его раскольническая деятельность…

Социальная деятельность Русской православной церкви… Ключевые слова: социальное служение, Русская православная церковь, социальная концепция РПЦ, Ставропольская епархия.

Российское государство и

православная церковь в XV-XVII веке

Ключевые слова: Иван Грозный, Русская православная церковь (РПЦ), титул «Великого князя», Церковный собор, Москва — третий Рим, судебник, Славяно-греко-латинская академия, боярская дума.

Церковно-государственные взаимоотношения новейшего времени…

Россия, Православная Церковь, Поместный Собор, Церковь, проблема, Советская власть, гражданский брак, уж, Временное Правительство, государственная власть. Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки… Ключевые слова: церковный раскол, Русская

Православные верующие в России перед Октябрьской. ..

Церковь, государство, Православная Церковь, Русская Православная Церковь, государственная власть, Российская Православная Церковь, постсоветское пространство, Владимир, Россия, раскол.

Русская Православная Церковь, Россия, современная Россия

Церковь, государство, Православная Церковь, Русская Православная Церковь, государственная власть, Российская Православная Церковь, постсоветское пространство, Владимир, Россия, раскол.

Церковно-государственные отношения в постсоветскую эпоху

Русская православная церковь, Церковь, Россия, Русь, православная церковь, политическая история, государство, государственная власть, Московский патриархат, Киевская Русь. Православные верующие в России перед Октябрьской…

Святой Петр Дамиан | Итальянский кардинал

Год рождения:
1007
Равенна
Италия
Умер:
22 февраля 1072 г. (65 лет)
Фаэнца
Италия

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Святой Петр Дамиан , итальянец Сан-Пьер Дамиани , (род. 1007, Равенна [Италия] — умер 22 февраля 1072, Фаэнца; день памяти 21 февраля), кардинал и Доктор Церкви, первоначальный лидер и сильная фигура в движении григорианской реформы, чей личный пример и многие сочинения оказали большое влияние на религиозную жизнь в 11 и 12 веках.

Молодость и карьера

Мало что известно о ранней жизни Петра Дамиана до его вступления в скит Фонте Авельяна в епархии Губбио (ныне Кальи-Пергола, Италия) на Апеннинах. Факты должны быть извлечены в первую очередь из его сохранившихся писем и из его биографии, написанной Иоанном Лодийским. Эти документы показывают, что родители Дамиана умерли вскоре после его рождения, и что старший брат вырастил его и дал ему начальное образование в Равенне. Начиная с раннего подросткового возраста, Дамиан провел не менее 10 лет, изучая гуманитарные науки в Равенне, Фаэнце и Парме. Его сочинения на протяжении всей его жизни указывают на широкое знание классических и христианских произведений, обучение, которое помогло Дамиану стать одним из лучших латинских стилистов средневековья. В конце концов он преподавал риторику в Равенне, оставаясь на этой должности около пяти лет, прежде чем стать отшельником.

Преподавая в Равенне, Дамиан, по-видимому, находился под влиянием идей св. Ромуальда, который сыграл важную роль в продвижении идеалов отшельничества в Италии в конце 10-го и начале 11-го веков. Дамиан не только написал биографию Ромуальда, но и около 1035 г., возможно, уже став клириком, поступил в скит Фонте Авельяна, основанный учениками Ромуальда. К середине 1040-х годов Дамиан стал настоятелем этого дома, сочетавшего основные элементы бенедиктинского монашества с высшим призванием отшельнического аскетизма. В Фонте Авельяна он подчеркивал идеал апостольской бедности, который впоследствии стал столь важным в западной духовности. Выйдя вперед, он основал ряд монастырей и реформировал другие в соответствии с обычаями, установленными в Фонте-Авельяна.

Его реформаторские усилия привлекли внимание как папы римского, так и германского императора Генриха III. В результате Дамиан активно участвовал в имперских усилиях по преобразованию папства в конце 1040-х годов и работал с Папой Львом IX (годы правления 1049–1054 гг.), Чтобы распространить эту реформу по всей церкви на Западе. Идеалы реформаторского движения особенно очевидны в трактате Дамиана Liber gratissimus (1052; «Наипочитаемая книга»), в котором рассматривалась проблема симонии (покупки церковного поста) и действительности таинств, дарованных симоником. священнослужитель. Хотя он решительно осудил покупку должности священнослужителями, Дамиан защищал законность таинств, которые они совершали. В Liber Gomorrianus («Книга Гоморры»), написанной около 1051 г. , он обратился к другому центральному интересу реформаторов того периода — вопросу безбрачия по сравнению с церковным браком (николаитство). Однако его риторическая защита безбрачия была настолько чрезмерной, что Папа Лев решил не оказывать ей безоговорочной поддержки, которую он предлагал трактату Дамиана о симонии. Несмотря на эту неудачу, усилия Дамиана в поддержку реформаторского папства были вознаграждены папой Стефаном IX, который назначил его кардиналом-епископом Остии в 1057 году. Дамиан сразу же стал одним из самых важных членов коллегии кардиналов и сыграл значительную роль. при подготовке указа о папских выборах от апреля 1059 г.в котором кардиналы заявили о своем праве избирать папу и способ, которым будет сделан выбор.

Необычайное знание Дамианом канонического права, в частности Декрета Бурхарда из Вормса, и его самоотверженное служение папству и вселенской церкви сделали его отличным выбором для службы в папских посольствах. В 1059–1060 годах, например, он предпринял миссию в неспокойной Миланской архиепископии, чтобы урегулировать борьбу между архиепископом и патаринами, которые чрезмерно рьяно выступали против сожительства духовенства. В 1063 году он отправился в монастырь Клюни (ныне во Франции), чтобы служить арбитром в споре между аббатом Хью (Святой Хью из Клюни) и епископом Дрого из Макона по поводу исключения Клуниаков из-под епископского контроля. Дамиан также представлял папство в 1069 году.в попытке отговорить Генриха IV из Германии от развода со своей женой Бертой. Его последняя миссия, столь подходящая для его последнего акта служения папству, была в 1072 году в Равенне, месте его рождения, где он пытался восстановить гармонию между этим престолом и Римом. По возвращении позже в том же году он умер в монастыре Фаэнца. Его миссии в Германию и Равенну, однако, были исключением из рутины его более поздних лет, поскольку после 1067 года он обосновался в Фонте-Авельяна наполовину на пенсии.0015

Наследие

В дополнение ко многим письмам и богословским трактатам, его многочисленные и разнообразные сочинения включают 53 проповеди, 7 жизнеописаний (житий святых) и литургические произведения. Особого упоминания заслуживают два трактата. Первый, трактат против евреев, следует рассматривать в свете растущего антисемитизма XI века; другой, его самый важный теологический трактат, De divina omnipotentia («О Божественном всемогуществе»), раскрывает как глубину его мысли, так и необычайное красноречие его пера.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Его наследие также проявляется в его работе на службе у папства. Будучи членом Коллегии кардиналов, он не только часто служил папским послом, но и был доверенным лицом пап Стефана IX, Николая II и Александра II. Его позиция по вопросам симонии и николаитства сыграла очень важную роль в формировании позиции папы по этим вопросам. С 1055 по 1072 год Дамиан, кардинал Гумберт Сильва-Кандидский и кардинал Хильдебранд (будущий папа Григорий VII) сформировали могущественное трио в Коллегии кардиналов, которые помогли заложить основы средневекового папства и придать структуру церкви Центральное Средневековье и далее.

Более того, отстаивание Дамианом отшельнического идеала помогло прочно установить связь между византийским отшельничеством и западным бенедиктинским идеалом. Тем самым он подготовил путь для индивидуальной духовности, видимой в vita apostolica («апостольская жизнь»), высшим примером которой является св. Франциск Ассизский. Дамиан был объявлен Учителем Церкви в 1828 году.

Дэниел Фрэнсис Каллахан

Русская Церковь (1448-1800)

Введение |
История | Доктрина

Происхождение Московского патриаршества |
Взаимоотношения патриарха и царя
Реформы Петра Великого (годы правления 1682-1725)

Возникновение Московского Патриархата

На Флорентийском соборе греческий «митрополит Киевский и всея
России», Исидор, был одним из главных архитекторов Союза. Имея
подписал указ, вернулся в Москву в 1441 г. как римский кардинал, но
был отвергнут как церковью, так и государством, арестован, а затем допущен
бежать в Литву. В 1448 г. после долгих колебаний русские получили
новый примас Йонас, избранный их собственными епископами. Их церковь стала
автокефальный, административно независимый под «митрополитом всея
России», проживающих в Москве. На территориях, контролируемых Польшей, Римом (в
1458) назначил другого «митрополита Киевского и всея Руси».
тенденции к отделению от Москвы, существовавшие на Украине
со времен монгольского нашествия и которых поддерживали короли Польши
таким образом получил официальную санкцию. Однако в 1470 году этот митрополит нарушил
союз с латинянами и вновь вошел – номинально – в юрисдикцию
Константинополь, к тому времени находившийся под контролем Турции. После этого судьба
две церкви «всея Руси» стали совершенно отчетливыми. Митрополия г.
Киев развивался под контролем римско-католической Польши. Жесткий прессинг
польских королей, большинство его епископов против воли
большинство их паствы, в конце концов, приняли союз с Римом в
Брест-Литовск (1596). Однако в 1620 г. православная иерархия была
был восстановлен, и был избран румынский дворянин Петер Могила.
митрополит Киевский (1632). Он создал первую православную богословскую
школа современного периода, знаменитая Киевская академия. По образцу
Латинские семинарии Польши, с обучением на латыни, это
школа служила богословским учебным центром почти для всего
Русское высшее духовенство в 17-18 вв. В 1686 году Украина
окончательно воссоединилась с Московией, а Киевская митрополия была
присоединен к Московскому Патриархату, с согласия
Константинополь.

Московская Россия тем временем осознала себя
последний оплот истинного православия. В 1472 году великий князь Иван III (царствовал
1462—1505) женился на Софии (Зое), племяннице последнего византийского императора.
Московский государь стал употреблять все больше и больше византийского
императорский церемониал, и он принял двуглавого орла как свой государственный
эмблема. В 1510 году монах Филофей Псковский обратился к Василию III с
«царь» (или император), говоря: «Два Рима пали, а третий стоит,
и четвертого не будет». Смысл предложения состоял в том, что
первый Рим был еретическим, второй — Византия — находился под властью Турции.
управления, а третьим была Москва. Иван IV Грозный был коронован
император, по византийскому церемониалу, митрополитом
Москва, Макарий, 16 января 1547 г. В 1551 г. он торжественно председательствовал в
Москве над великим собором русских архиереев, Стоглавом («Собором
100 глав»), в которой были затронуты различные вопросы дисциплины и литургии.
поселились и многие русские святые были канонизированы. Эти очевидные усилия
Чтобы соответствовать титулу «третьего Рима», недоставало одной окончательной санкции:
глава Русской Церкви отсутствовал титул «патриарх».
«цари» Болгарии и Сербии в прошлом не гнушались даровать
титул на своих собственных приматах, но русские хотели неоспоримого
аутентификации и ждал подходящей возможности. Это произошло в 1589 году.когда
Константинопольский патриарх Иеремия II совершил поездку по сбору средств
России. Он не выдержал напора хозяев и установил
митрополита Иова как «патриарха Московского и всея Руси». Подтвержденный
позже другими восточными патриархами новый патриархат получил
пятое место в почетном ордене восточных престолов после
патриархи Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима.

Отношения патриарха и царя

После 16 века русские цари всегда считали себя
преемниками византийских императоров и политическими защитниками и
финансовые сторонники Православия на Балканах и в Средней
Восток. Однако патриарх Московский никогда не претендовал на формальное
первое место среди патриархов. В Московской империи многие
традиции средневековой Византии были преданно сохранены. Расцвет
монашеское движение распространило практику христианского аскетизма в
северные леса, которые были колонизированы и обращены в христианство
монахи. Преподобный Сергий Радонежский (ок. 1314-1319 гг.)2) был духовником
это монашеское возрождение. Его современник, святитель Стефан Пермский, миссионер
зырянским племенам, продолжили традиции СС. Кирилл и Мефодий,
«апостолы к славянам» в IX веке, в переводе
Писание и литургия на народном языке. За ним последовали многочисленные
другие миссионеры, продвигавшие православие по всей Азии и
даже обосновались на острове Кадьяк у берегов Аляски
(1794). Развитие церковной архитектуры, иконописи и
литература также добавила престижа «третьему Риму».

Московская империя, однако, сильно отличалась от Византии как
в его политической системе и в его культурном самопонимании.
Византийская «симфония» (гармоничные отношения) между императором и
патриарх никогда толком не применялся на Руси. Светские цели
Московское государство и воля монарха всегда вытесняли каноническую или
религиозные соображения, которые все еще были обязательными для средневекового
императоры Византии. Московская политическая идеология всегда находилась под влиянием
больше зарождением западноевропейского секуляризма и азиатским
деспотии, чем по римскому или византийскому праву. Хотя сильные патриархи
Константинополь в целом был в состоянии противостоять открытым нарушениям догматов и
каноническое право императоров, их русские преемники были совершенно бессильны;
единоличный митрополит Московский святитель Филипп (митрополит 1566-68), который
осмелился осудить бесчинства Ивана IV, был низложен и убит.

Кризис идеологии «третьего Рима» произошел в середине
17ый век. Никон (годы правления 1652-58), сильный патриарх, решил
восстановить власть и престиж церкви, заявив, что
патриаршая должность была выше царской. Он заставил царя
Алексия Романова покаяться в преступлении своего предшественника против св.
Филиппа и присягнуть церкви. В то же время Никон
пытались решить извечный вопрос русской церковной жизни: проблему
из богослужебных книг. Первоначально переведенные с греческого, книги
претерпел множество искажений на протяжении веков и содержал многочисленные
ошибки. Кроме того, различные исторические события в России и
на Ближнем Востоке привели к различиям между литургическими практиками
русских и греков. Решение Nikon состояло в том, чтобы заказать точный
соответствие всех российских практик современным греческим
эквиваленты. Его литургическая реформа привела к крупному расколу в церкви.
Русские массы всерьез восприняли мысль о том, что Москва была последней
прибежище православия. Они задавались вопросом, почему Россия должна была принять практику
греков, предавших православие во Флоренции и справедливо
наказаны Богом, по их мнению, тем, что попали в плен к неверным туркам.
Реформистские указы патриарха были отвергнуты миллионами низов.
духовенства и мирян, составлявших раскол, или раскол «Старого
Верующие». Никон был в конце концов низложен за противодействие царю,
но его литургические реформы были подтверждены великим собором церкви
собравшихся в присутствии двух восточных патриархов (1666-67).

Реформы Петра Великого (годы правления 1682-1725)

Сын царя Алексея Петр Великий изменил историческую судьбу
Россия, радикально отказавшись от византийского наследия и реформировав
государство по образцу протестантской Европы. Униженный его
временное подчинение отца патриарху Никону, Петр воспрепятствовал новым
патриаршие выборы после смерти патриарха Адриана в 1700 г. После
долгое время вакансия кафедры, он полностью отменил патриаршество (1721 г.)
и преобразовал центральное управление церкви в отдел
государства, принявшего название «Священный Правительствующий Синод». Ан
имперский верховный комиссар (оберпрокурор) должен был присутствовать на всех
собраний и, по сути, быть распорядителем церковных дел.
Петр также издал объемистый Духовный регламент (Духовный регламент), который
служили уставом для всей религиозной деятельности в России. Ослабленный
раскола «старообрядцев», церковь не нашла защитника своего
права и пассивно приняли реформы. Благодаря действиям Петра
Русская Церковь вступила в новый период своей истории, продолжавшийся до
1917. Непосредственные последствия не всегда были негативными. Питера
церковными советниками были украинские архиереи, выпускники Киевской
академии, который ввел в России западную систему богословского
образование; самым известным среди них был друг Петра Феофан
Прокопович, архиепископ Псковский. На протяжении 18 века рус.
Церковь также продолжала свою миссионерскую деятельность в Азии и произвела несколько
духовные писатели и святители: свт. Митрофан Воронежский (умер в 1703 г.), свт.
Тихон Задонский (умер в 1783 г.) — почитатель немецкого лютеранина Иоганна
Арндт и немецкий пиетизм, а также другие выдающиеся прелаты и
такие ученые, как Платон Левшин, митрополит Московский (умер в 1803 г.). Все
попытки оспорить власть царя над церковью, однако,
всегда терпел неудачу. Митрополит Ростовский Арсений Мациевич,
кто выступал против секуляризации церковного имущества императрицей Екатериной
Великий был низложен и умер в тюрьме (1772).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts